Содержание
У Бога все живы. Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Молитвы за усопших
Православный обряд погребения
Конец жизни человека
Как молиться за умирающего человека. Как читать канон над умирающим человеком. Для чего читается отходная.
Как молиться за умирающего человека. При конце жизни человека, при отходе его из этого мира, над ним читается особый канон – собрание песней-молитв, составленное по определенному правилу. «Канон» – слово греческое, в переводе означает «правило».
В православном молитвослове этот канон называется так: «Канон молебный при разлучении души от тела». Он читается «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущаго глаголати» (говорить), и часто его называют отходною (молитвой).
Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, данных в переводе на русский язык: «Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает, потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дево» (песнь 6); «Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня, неприготовленного, к долгому страшному пути. Да сопутствует мне Твоя милость, Владычице» (песнь 7); «Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом» (песнь 9).
Как читать канон над умирающим человеком. Молитвы и прошения, перед которыми есть примечания: «иерей» (священник), «молитва от иерея глаголемая» или «посем начинает иерей» – мирянами не читаются.
Канон начинаем читать с предначинательных молитв, иногда кратко обозначаемых в молитвослове: Трисвятое. По Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Далее канон читается по указанному порядку.
В каноне девять песней (вторая песнь не читается). В каждой из песней есть коротенькие молитвы-тропари (обращения к Богу, Пресвятой Богородице). Перед ними читается припев, указанный в 1-й песни. Перед ирмосом (первой молитвой каждой песни) припев не читается. Если перед началом тропаря стоит «Слава», то читать следует: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», если «И ныне» – «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». В конце канона читают молитвы: Достойно есть. Трисвятое. По Отче наш. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды).
Для чего читается отходная. В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом; особенно тяжело душе первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мечется и трепещет при виде их.
Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, чтобы попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвой смягчить не столько телесные, сколько душевные его страдания, облегчить душе выход из тела.
Обряд погребения
Омовение и облачение умершего. Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание. Погребение.
Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тела своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.
Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он член Церкви Христовой. В развалинах этого некогда величественного храма носился, жил и действовал животворящий Дух Божий (см.: 1 Кор. 6: 15—19). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием (см.: 1 Кор. 15: 53). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.
Трогательные обряды, совершаемые Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от богопросвещенных Апостолов и первых христиан.
Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение производится в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лицом Божиим после всеобщего воскресения.
Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока там находится покойник.
При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой или губкой.
После омовения тело христианина одевают в новые светлые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия (см.: 1 Кор. 15: 53). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.
Если вдруг на человеке во время кончины не было креста, то после омовения его обязательно надевают.
Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку умершего кладут икону (или крест): для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. Можно и так: в левую руку – крест, а на грудь – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (всегда имел) Господа перед собой, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.
Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и гроб внутри и снаружи. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят во гроб.
На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего привозят туда для отпевания. Некоторые люди покупают его для себя заранее. Умерший христианин украшается венцом как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Этим показывается, что окончивший свое земное житие надеется за свои подвиги получить венец (см.: 2 Тим. 4: 7 – 8) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.
Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб, как правило, ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу.
Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область Света – в лучшую, загробную жизнь.
Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела». Если человек умер не дома и тела дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон.
Читать канон следует с предначинательных молитв, затем псалом 90-й, далее – по порядку, указанному в молитвослове.
Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песней. Перед тропарями (песнями, начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоей)» с прибавлением полного имени усопшего.
Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека; поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего», произносить еще имена недавно умерших знакомых, родителей, родственников и т. п. Канон читается только за одного.
В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением имени покойного: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (-уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имярек)…». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имярек), Господи».
«Последование» читается с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.
Вот молитвенные прошения из этого канона: «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (5-я песнь); «Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (4-я песнь); «Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его (умершего)» (из начального тропаря).
Затем в течение трех дней над умершим читают Псалтирь. Ее начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.
Псалтирь разделена на двадцать больших частей – на кафизмы. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу:
«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему».
После этого читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом «Слава», трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды). Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди…». После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и так далее).
В каждой кафизме трижды читается «Слава»; следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.
Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина все то время, пока умерший остается непогребенным.
Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.
Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, много проливает утешения и ободрения в наше скорбящее сердце. Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем…
1. Текст «Последования по исходе души от тела» можно найти практически в любом православном молитвослове. 2. Когда мы видим в молитвослове указание «имярек», то вместо этого слова произносим имя поминаемого.
Молитва умирающему чтобы облегчить его страдания
Администратор сайта | 01.06.2018
Чтобы облегчить страдания умирающего человека, читайте православную молитву, обращенную к Николаю Чудотворцу. Вам и ему станет значительно легче.
Часто болит душа от того, что Вы не силах помочь болящему раком.
Родные мои, у каждого из нас своя продолжительность жизни и Небесами установленная дата смерти.
Очень Вас прошу до последнего верить в благодать и заступничество Господа Бога.
Пожалуйста, не отказывайтесь от назначенного докторами лечения.
Купите в православном Храме шесть свечей.
Три из них поставьте к иконе Николая Угодника.
Накладывая на себя крестное знамение, неслышно произнесите эти коротенькие строчки.
Николай Чудотворец, умоляю тебя облегчить страдания умирающего, последние дни доживающего. Аминь.
Набираете святую воду и возвращаетесь назад.
Когда появится свободное время, уединитесь в запертой комнате. Зажгите оставшиеся свечи. Рядом поставьте икону Николая Угодника и графин со святою водой.
Вы переживаете нелегкое бремя. Быть может, Ваш самый близкий человек страдает от рака, или другой, неизлечимой, болезни.
Наберитесь мужества и приступайте к неторопливому чтению православной молитвы.
Николай Чудотворец, прошу тебя, смилуйся, избавь от тяжких страданий болящего, в мир иной уходящего. Попроси у Господа Бога послабления, чтобы (называете имя) не покинуло терпение. Прости все злые деяния, им/ей сотворенные, и не накажи за мысли, грехом порожденные. Пусть святая вода убавит страдания, и мои безутешные рыдания. Не прогневайся на нас, к тебе взывающим, молитву православную читающим. Даруй бессмертие души, путь ко Христу укажи. Да будет воля твоя. Аминь.
Трижды перекреститесь. Когда все свечи угаснут, отнесите их огарки в православный Храм. Пейте святую воду и окропите ей лобик и уста тяжелобольного человека.
Да поможет Вам Бог пережить все Земные страдания!
Когда ты постигнешь все тайны жизни, ты будешь стремиться к смерти, ибо она не что иное, как еще одна тайна жизни.
Джебран Халиль Джебран
Вступление
Современный человек не всегда готов бесстрашно принять мысль о том, что жизнь его когда-нибудь закончится.
Сегодня, как никогда раньше, люди умирают в больничной обстановке. Коллективный страх смерти настраивает медицинскую систему на продление и поддержание жизни человека любой ценой.
Мы избавляемся от стариков и терминальных больных, отправляя их в хосписы, в больницы, в дома престарелых.
Случается, что ближайшие члены семьи отстраняются от человека в процессе умирания, так и не достигнув разрешения эмоциональных проблем, не сказав друг другу порой так необходимые “Прости меня” и “Я люблю тебя”.
Уход близкого человека может быть травматичным для семьи, и боль утраты может растянуться на годы.
Родные и близкие могут помочь человеку уйти осознанно, спокойно, не теряя человеческого достоинства и достигнув завершенности во всех аспектах жизни: на материальном, эмоциональном, психологическом и духовном планах.
В шаманских целительских традициях есть набор полезных ритуалов совершаемых перед смертью человека и после. …
Смерть — это путешествие
В шаманских традициях существует понимание того, что для человека смерть является лишь переходным моментом, и на духовном, энергетическом плане душа его продолжает существовать.
Умирание это путешествие, и как и в любом путешествии, путнику необходимо понимать, куда он идет, и что ему нужно, чтобы это путешествие не было для него в тягость.
Люди, прошедшие через опыт клинической смерти имеют общее представление о ”карте” путешествия души в мир духа. Шаманы Тибета и Америки знают ландшафт загробного мира в деталях.
Американский психиатр, доктор Раймонд Моуди, занимающийся исследованиями опытов людей, переживших клиническую смерть так описывает опыт умирания:
Несмотря на большое разнообразие обстоятельств, связанных с близким знакомством со смертью, а также типов людей, переживших это, все же несомненно то, что между рассказами о самих событиях в этот момент имеется поразительное сходство. Практически сходство между различными сообщениями настолько велико, что можно выделить около пятнадцати отдельных элементов, которые вновь и вновь встречаются среди большого числа сообщений, собранных мной. На основании этих общих моментов позволю себе построить краткое, теоретически “идеальное” или “полное” описание опыта, которое включает в себя все общие элементы в том порядке, в каком они обычно встречаются.
Человек умирает, и в тот момент, когда его физическое страдание достигает предела, он слышит, как врач признает его мертвым. Он слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание, и в то же время он чувствует, что движется с большой скоростью сквозь длинный черный туннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела, но еще в непосредственном физическом окружении, он видит свое собственное тело на расстоянии, как посторонний зритель. Он наблюдает за попытками вернуть его к жизни, обладая этим необычным преимуществом, и находится в состоянии некоторого эмоционального шока. Через некоторое время он собирается с мыслями и постепенно привыкает к своему новому положению. Он замечает, что он обладает телом, но совсем иной природы и с совсем другими свойствами, чем то физическое тело, которое он покинул.
Вскоре с ним происходят другие события. К нему приходят души других людей, чтобы встретить его и помочь ему. Он видит души уже умерших родственников и друзей, и перед ним появляется светящееся существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал. Это существо без слов задает ему вопрос, позволяющий ему оценить свою жизнь и проводит его через мгновенные картины важнейших событий его жизни, проходящие перед его мысленным взором в обратном порядке. В какой-то момент он обнаруживает, что приблизился к некоему барьеру или границе, составляющей, по-видимому, раздел между земной и последующей жизнью.
Однако он обнаруживает, что должен вернуться обратно на землю, что час его смерти еще не наступил. В этот момент он сопротивляется, так как теперь он познал опыт иной жизни и не хочет возвращаться. Он переполнен ощущением радости, любви и покоя. Несмотря на свое нежелание, он, тем не менее каким-то образом воссоединяется со своим физическим телом и возвращается к жизни. Позднее он пытается рассказать обо всем этом другим, но ему трудно это сделать. Прежде всего ему трудно найти в человеческом языке адекватные слова для описания этих неземных событий. Кроме того, он сталкивается с насмешками и перестает рассказывать другим людям. Тем не менее пережитые события оказывают глубокое влияние на его жизнь и особенно на его представление о смерти и ее соотношении с жизнью.
Раймонд Моуди. «Жизнь после жизни»
Обряды смерти
Конкретные шаги в помощь умирающему человеку
Панорамный обзор жизни и прощение.
Как видно из описания доктора Моуди, после смерти на физическом плане, душа человека просматривает самые важные моменты прожитой жизни. Так как наша цель — помочь человеку умереть осознанно, мы по возможности совершаем панорамный обзор жизни пока человек еще жив. Панорамный обзор жизни проходит через разговор о прошлом, и может занять продолжительное время.
Представьте, что вы берете у своего близкого интервью, попросите его вспомнить все важные этапы жизни, значимых людей, и события, которые оставили глубокий след, зачастую травматичный, в памяти человека. Панорамный обзор жизни освобождает пласты подавленных эмоций и неразрешенных внутренних конфликтов. Мягко подведите человека к принятию болезненных моментов прошлого и к прощению себя и его обидчиков, если таковые имеются. На данном этапе умирающий человек осознает, что прощение себя и других будет для него целительным. Здесь очень важна поддержка близкого человека.
Очищение энергетического тела человека.
В процессе панорамного обзора жизни вы можете постепенно очищать энергетическое тело человека. Проговаривание жизненного опыта человека освобождает пласты боли и тяжелых эмоций. Тяжелая энергия, накапливавшаяся в энергетическом теле человека в течение всей его жизни, привязывает человека к земному существованию. Человеку сложно уйти. Энергетическое тело хочет уйти исцеленным, целостным, и для умирающего энергетическая чистка становится большим подарком.
Энергетическое поле человека имеет семь главных центров — семь чакр. Ознакомьтесь с картинкой, показывающей расположение чакр.
1-я чакра — промежность
2-я чакра — живот, два пальца ниже пупка
3-я чакра — солнечное сплетение
4-я чакра — середина грудины на высоте сердца
5-я чакра — основание горла
6-я чакра — “третий глаз”, область лба над переносицей
7-я чакра — “коронная”, на темени
В обычном состоянии чакры похожи на воронки, вращающиеся по часовой стрелке, выступая от физического тела на расстояние около 15 сантиметров.
Как проводить очищение чакр
- Начиная всегда с нижней чакры, рукой раскрутить чакру против часовой стрелки.
- Круговыми движениями против часовой стрелки, не касаясь физического тела человека, вы начинаете вытягивать тяжелую энергию из данной чакры, отдавая ее Матери-Земле. Продолжаете до тех пор, пока не чувствуете легкость в чакре.
- Закрутите чакру по часовой стрелке.
- Перейдите к следующей чакре.
Смотрите по ситуации и самочувствию вашего подопечного. Очищение можно дозировать, растягивать на несколько дней. Я очень часто возвращаюсь к нижним чакрам, раз за разом, так как через них высвобождаются все новые и новые слои тяжелой энергии. Если вы не уверены в своих действиях, на данном этапе я рекомендую воспользоваться помощью энергетического целителя.
Получение разрешения уйти.
Многие из опрошенных доктором Моуди, рассказывают о том, как в момент клинической смерти они услышали голос близкого человека, умоляющего их не умирать. Умирающему человеку просто необходимо дать понять, что ему не стоит беспокоиться о родных и близких, которых он покидает, что с ними все будет в порядке. Соберитесь всей семьей или с друзьями рядом с умирающим человеком и дайте ему разрешение уйти.
Как вы это сделаете, в какой форме — это уже на ваше усмотрение. Скажите человеку все важные слова, которые ему необходимо услышать. Почему этот человек для вас важен? За что вы ему благодарны? Выразите ему свое уважение и любовь.
Великая Спираль Смерти.
Этот обряд исполняется сразу после того, как человек умер. Мы отделяем чакры от физического тела, освобождая светящееся энергетическое поле (душу человека) для его дальнейшего путешествия. Данный обряд преподается в рамках однодневного семинара Величайшее путешествие. В случае спокойного, подготовленного перехода данный обряд проводить не нужно, душа человека сама легко выходит из физического тела. В некоторых случаях стоит пригласить шамана или целителя, чтобы помочь отяжеленной душе отправиться в путь.
Оплакивание, отпускание.
Во многих традициях на оплакивание умершего отводится ограниченный срок — 40 дней, половина лунного цикла, и так далее. Через оплакивание мы в первую очередь принимаем уход человека, смиряемся с его смертью.
Если этот период затянулся, это может говорить о том, что в семье остались неразрешенные вопросы с умершим, и семья таким образом не дает душе умершего полностью уйти в мир духа.
“Мы никогда не расстаемся с любимыми“
Помните: мы никогда не расстаемся с любимыми, даже если они и умирают. На тонком плане смерти нет. Мы там едины. Когда мы сожалеем об умерших родственниках, этим мы вредим их душам. У каждого человека свой “рисунок” ухода из жизни. И вмешиваться в Божественную логику нельзя. Мы боремся с Божественной логикой не тогда, когда пытаемся спасти жизнь или продлить ее, а тогда, когда сожалеем, убиваемся, не принимаем внутри смерть близкого человека как результат проявления высшей, Божественной воли. То, что с нами происходит в жизни, работает на накопление Божественной любви в душе, и если для этого нужно заболеть и умереть, мы заболеваем и умираем. И наше неприятие Божественной воли есть нанесение вреда запасам любви и в нашей душе, и в душе умершего человека. Снаружи мы имеем право на сожаление, недовольство, обиду, цели, желания, волю. Внутри мы имеем право только на любовь. Попробуйте это понять и почувствовать.
Лазарев. Диагностика кармы. Книга 4, стр. 82
Находясь рядом с умирающим человеком, люди могут быть в растерянности, не понимая, как ему можно помочь. Психолог Оксана Орлова, психотерапевт фонда «Живи сейчас», рассказала порталу «Про паллиатив» о том, как можно поддержать умирающего человека.
«Ох…», «RIP», «ужасно»Что россияне думают о боли, смерти и уходе за тяжелобольными людьми
– Что важно для человека, который находится при смерти?
– Прежде всего, умирающим людям страшно, им не хочется уходить из жизни в одиночестве. Важно, чтобы рядом с ними был кто-то, кому они доверяют. Может быть, кто-то из близких держал за руку. Кому-то необходимо, чтобы близкие не просто присутствовали в комнате, а разговаривали с ним. Но есть и те, кто в последние часы жизни хотят побыть в одиночестве.
Если пациент считает, что смерть – это его личный опыт, оставьте его наедине, не нужно ему мешать, но будьте при этом поблизости. Рядом с умирающим человеком не должно быть спешки, паники, истерики. Нужно дать возможность спокойно подойти к смерти. Это очень важный отрезок жизни человека, который должен пройти ровно, не скомкано, без ажитации.
– Как определить, чего человек хочет: чтобы с ним поговорили, или молчали? Есть ли какие-то признаки?
– Человек может нуждаться во внимании близких, но не уметь напрямую сказать об этом. Он может попросить о помощи – поднять голову, повернуть одеяло, поправить ногу. Это тоже может быть признаком того, что он хочет поговорить. Невербальный человек может взглядом, звуком пригласить близких к разговору или для того, чтобы они подошли к нему поближе.
– Расскажите, пожалуйста, о страхах, которые могут сопровождать умирающего человека.
– Страх, что сделают плохо, причинят вред, не поймут потребности, и человек никак не сможет это обозначить. Страх того, что никак не получится влиять на ситуацию и ухаживать за собой. Человек боится, что тело станет медицинским объектом, и медперсонал будет относиться к нему как к предмету, который нужно иногда переворачивать, мыть и кормить. Умирающий человек как будто находится в полной власти других людей, не может защитить себя, сохранить чувство собственного достоинства. Очень силен страх быть униженным.
У пациентов с БАС есть своя специфика – часто смерть наступает от недостаточности дыхания. И когда они понимают, что ситуацию изменить нельзя, болезнь будет только прогрессировать, появляется страх умереть от удушья. Человек может смириться со смертью, но сам факт, как именно наступит смерть, пугает.
Есть некоторые способы увеличить жизнь человеку с БАС. Например, установить трахеостому: к организму подключается дыхательная труба, через которую организм дышит. Я думаю, что у человека есть право выбора, устанавливать ее или нет, поэтому желательно заранее поговорить об этом с близкими, которые помогают в уходе. Это сложная тема, в ней очень много споров о том, у кого есть право принимать решение об отказе в реанимации – сам пациент, родственники, врач или юрист. Чтобы в сложный момент не было истерик, вызывать реанимацию или не вызывать, близкие должны выяснить, как больной хочет уйти.
Я встречала ситуации, когда людям с БАС хочется жить несмотря ни на что, потому что, например, у них маленький ребенок, и им важно наблюдать, как он растет. А бывает, что люди настолько измучены болезнью, что хотят поскорее умереть, и поэтому отказываются от помощи, от медикаментов, от питания. Некоторые пациенты могут быть против установки гастростомы, но наши врачи все равно всячески пытаются…
Питание в терминальной стадии, при деменции или в состоянии бодрствующей комыОтрывок из книги врача Жана Доменико Боразио «О смерти»
– Переубедить?
– Договориться, да, чтобы все-таки поставить гастростому. Врачи считают, что если в наше время человек умирает от голода, то это никуда не годится. Но хорошо бы с человеком поговорить, насколько ему нужна эта помощь, хочет ли он жить обездвиженным, встречать посетителей. С течением болезни у человека может измениться ценность его жизни.
И это его жизнь, не в нашей власти принимать решения за него и делать то, что мы хотим. На деле иногда близкие люди все равно из эгоизма начинают спасать человека, который умирает, переходить к активным действиям, и даже трясти человека с криками: «Живи! Ради нас ты не должен умирать».
– Если говорить о страхах близких людей умирающего, чего они еще боятся?
– Присутствовать при факте смерти. Им кажется, что они этого не вынесут. И конечно же, они очень боятся быть виноватыми, за то, что случайно причинят боль, что-то сделают не так, и не смогут этого исправить. Или что человек умрет у них на руках. Если говорить про сиделок, они боятся, что их обвинят в смерти больного.
И еще важный момент – ухаживающие люди боятся встретиться с чувствами другого человека и со своими собственными, боятся не справиться, испытывать вину, терять своего близкого и расставаться с ним.
– Почему родственникам так хочется накормить умирающего человека? Почему они боятся, что человек умрет голодным, даже если знают, что биологически ему уже не требуется питание?
– Мне кажется, это история про то, что символизирует пища – это метафора тепла и жизни. Когда люди пытаются покормить своего близкого, они хотят наполнить его теплом или, может быть, дать то, что они человеку не додали. Они могут думать, если человек не поест, он как будто не получит необходимого. Когда близкий человек болеет – это невыносимо. Когда ты находишься рядом, ты как бы становишься свидетелем, и от этого бывает очень много отчаяния и бессилия.
Когда я вела группы поддержки для родственников по переживаниям утраты, люди, у которых умерли уже близкие, часто подробно рассказывали, у каких врачей они были, какие они выбили субсидии, какие усилия применили. Им было важно еще раз проговорить, что они сделали все возможное, и объяснить себе, что человек ушел из жизни хорошо и без боли.
– Расскажите, пожалуйста, про действия, которые можно было бы сделать близким тяжелобольного, чтобы потом у них не было чувства вины.
– Самое важное – это контакт. Во-первых, нужно поговорить с умирающим о том, что происходит. Понимает ли он, что с ним, как он к этому относится и что чувствует, страшно ли ему. Можно спросить, что он думает о людях, которые рядом с ним, какого ему с ними расставаться. Может быть важным разговор о том, все ли человек успел в жизни сделать, как ему кажется.
Все-таки, люди к смерти подходят по-разному. Бывает, с обидой, злостью, они думают: «Почему я? Вы все счастливые, здоровые, а я на койке лежу». Бывает так, что человеку важно выговориться и услышать от людей то, что он давно хотел услышать. Может быть человеку хочется попросить прощения или он ждет, что кто-то попросит прощения у него. Бывает, что люди сожалеют об упущенных возможностях и о том, что они больше никогда не успеют сделать.
Возникает вопрос, можно ли что-то сделать, чтобы довершить действия больного человека? По опыту общения с людьми с БАС, они очень часто молчат, поэтому идет большая социальная работа, чтобы понять их желания.
– Какие желания вы имеете в виду?
– Допустим, человек никогда не был в каком-то городе или никогда не был на каком-то концерте, не слышал вживую любимую группу. Или ему хочется посмотреть на город с высоты. Важно понять это до того, как человек окажется при смерти. Например, для басовцев фонд «Живи сейчас» устраивал вечер в Москва-сити. У некоторых была мечта подняться на небоскреб. И они поднялись вместе со своими семьями. Это было очень здорово. Возможности ограничены, но мечты остаются, и замечательно, когда они реализуются. Еще наши стилисты и косметологи приезжают к человеку, чтобы сделать ему прическу, макияж. Для самоуважения это крайне важно, это дает силы и энергию жить.
И еще очень важно обозначить след человека в вашей жизни, сказать, что его вклад важен для вас, что он для вас дорог и вам тяжело расставаться с ним. Сложнее всего, мне кажется, умирать людям, которым по 30-40 лет. Еще недавно они находились на взлете, у них планов громадье, и вдруг надо уходить. Если полет рано прерывается, важно, чтобы человек успел оглядеть свою жизнь, независимо от того, сколько ему лет, почувствовал, что он в чем-то реализовался.
Пять стадий переживания болезниПсихолог Наталья Горожанина о том, как поддержать близкого человека с онкологией и помочь ему справиться с переживаниями
– Можно ли близким что-то сделать для того, чтобы человек «созрел» для смерти. Чтобы он не умер в отрицании, а был готов к этому?
– Вы, наверное, знаете про динамику переживания по Кюблер-Росс? Человек переживает стадии отрицания, гнева, торга, депрессии и принятия. На каждом этапе есть своя задача, которую человеку нужно решить. И для начала важно понять, что это происходит с ним, что это лично его опыт и история, которую он не в силах изменить. Человек может злиться, впадать в апатию, но внутренняя работа по этим стадиям все равно будет происходить. Важно, чтобы человек двигался от этапа к этапу, не застревал на каком-то моменте, и для этого родственники должны говорить с человеком о том, что происходит, чтобы позволить человеку переживать. Самая сложная, последняя задача – встретиться с фигурой смерти.
Молчание, уход от разговоров о смерти, фразы «нет-нет, ты будешь жить вечно» могут блокировать эти переживания. Это такое игнорирование и неуважение к чувствам другого человека, которое может привести к тому, что человек не будет двигаться по этим стадиям, не будет динамики. Умирающему человеку важно, чтобы близкие люди видели его чувства, распознавали и понимали их.
– Иногда сами болеющие люди говорят, что они чувствуют приближение смерти. Как объяснить, что это за чувство?
– Сложно отвечать на этот вопрос, потому что истории бывают разные. Бывает так, что человек длительное время это чувствует, при каждом проявлении ухудшения или без особого повода это чувствует. Болезнь тянется и тянется, все вокруг собираются, прощаются, но ничего не происходит.
Есть, конечно, физические симптомы, признаки того, что человек медленно ухудшается, а потом наступает быстрая динамика. Я знаю достаточно много случаев, когда болезнь тянулась-тянулась и, казалось, что она еще будет долго тянуться, но потом резко произошел обрыв.
– Это, наверное, проблема для семьи, когда все попрощались, а ничего не произошло?
– Люди привыкают, понимают, что для болеющего человека важно вокруг себя собирать семью. Вот только в какой-то момент, когда человек несколько раз за короткий период времени всех собирает, люди перестают обращать внимание на просьбу попрощаться. Как в сказке: «Волки! Волки!», – и ничего не происходит. Человек по-прежнему хочет быть в центре, и поэтому собирает всех вокруг себя. Отзываться на просьбы о внимании важно, но в тоже время нужно обозначить, что у родственников есть свои тяготы, заботы и потребности.
– Процесс ухода можно назвать стрессовой ситуацией для умирающего человека?
– Я думаю, да. Это сильно зависит от того, что с телом в этот момент происходит и что он чувствует физически. Бывает так, что человек уходит во сне, не мучаясь. Или уходит ровно и спокойно, будто переходит в жизнь вечную. А бывает, что что-то невыносимое происходит с телом, и человек испытывает от этого страдания.
И разумеется, стресс, если человек не хотел, чтобы к нему приехала реанимация, но родственники все равно ее вызывают и ищут последние попытки зацепиться за человека.
– Когда к вам обращаются родственники умирающих, какие вопросы они задают? О чем они говорят?
– Говорят о бессмысленности своих усилий. Говорят, что им сложно жить своей жизнью, об усталости. Иногда они могут злиться на умирающего человека. Они не имеют морального права злиться при нем, и получается, что должны свои потребности задвигать на задний план. А психологу они могут рассказать, что они измотаны, выдохлись и им обидно, что они чувствуют себя обслуживающим персоналом. То есть, бывают не очень красивые чувства, скажем так.
– Как помочь с этим справиться?
– Легализовать это. Говорить, что злиться нормально, что никто не виноват в том, что произошло. Я сочувствую людям, которые попали в эту ситуацию. Мы говорим об умирании близкого не только как об опыте потери, но и как об опыте приобретений. Ухаживающим людям после смерти близкого очень сложно встать, отряхнуться и пойти дальше – так практически не бывает. Их новый опыт сильно влияет на восприятие жизни и на ее ценность. Когда человек болеет, ухаживающие посвящают ему все свое время и забывают о своей жизни. Когда объект заботы уходит, наступает момент, когда человек думает, как ему жить дальше, и здесь тоже иногда нужна помощь психолога.
– А в каких ситуациях умирающий человек обращается к психологу?
– Все-таки психолог не священник, которого зовут верующие люди, когда чувствуют, что они на грани. Бывает, что умирающему человеку достаточно разговора с близкими людьми, и никто другой не нужен. Но часто психолог действительно необходим. В отличие от священника, психолог не выносит суждения, что в жизни человека было правильно, что неправильно. Психолог может дать только понимание.
Когда человек понимает, что он умирает, у него наступает время мемуаров, когда он подводит итоги своей жизни и смотрит на нее в историческом разрезе. Думает, что успел, что не успел, что удалось, а где оказался бессилен. Чтобы сожалеть о том, что не произошло, чтобы выговориться, нужен другой человек, не близкий.
Близких берегут, потому что и так много на них ложится. Или во время болезни в семье могла возникнуть большая трещина, потому что все и так извели друг друга, и больше на разговоры не остается сил. «Давай поговорим о чем угодно, только не о смерти», – говорят больному. Человек боится нервировать родных, все время делает вид, что бодрится. Из-за невозможности поговорить возникает чувство одиночества. С этим чувством может справиться психолог, с которым можно обо всем поговорить.
– Если умирает взрослый человек, бабушка и дедушка, могут ли в комнате в последние часы находится дети?
Похороны: смерть и небытиеАнтрополог Светлана Адоньева о похоронных обычаях в традиционной русской деревне и новшевствах советского времени
– Это зависит от состояния и комментариев взрослых, которые находятся рядом. Если рядом есть человек в панике, который не контролирует свои чувства, то ребенок будет воспринимать эту смерть как ужас. Он может думать, что жизнь закончится для всех присутствующих. Тон отношения к умиранию задают взрослые. Если рядом взрослый, который может проговаривать, что происходит и быть стабилизатором, дети вполне могут присутствовать.
В культуре все-таки традиционно умирающий человек находился дома, к нему подходили и дети, и взрослые. Не было никаких моргов – все прощались дома. Для ребенка это очень важный опыт, потому что понимание того, что твоя жизнь конечна, задает динамику жизни и качество жизни. Смерть близкого – это опыт, который важно правильно пройти.
– Можно ли вас попросить еще раз проговорить, что входит в понятие хорошей смерти для человека?
– Ужасная ситуация, если человек умирает один в реанимации. Все-таки важно, чтобы человек либо умирал дома, либо в месте, где рядом находятся близкие люди. Находясь рядом, люди фактически провожают человека на край жизни. Все, что можно было сделать, уже сделано, остается только быть рядом и показать человеку, что он значим для близких и они будут помнить о нем.
Важно, чтобы умирающему не было страшно, чтобы рядом был близкий, который мог бы своим присутствием обеспечить защиту. Чтобы человека избавили от боли, спазмов и одышки, уменьшили мучительные симптомы. Иногда умирающему человеку хочется смотреть в окно, видеть природу вместо мирской суеты. Солнце встает и заходит, а деревья, ветер – это признаки вечной жизни.
Ну и наконец, принятие смерти. Чтобы человек как будто со стороны посмотрел на жизнь и подумал: «Как хорошо, что я ее прожил». И как бы был готов закончить эту жизнь.
Как помочь умирающему пациенту преодолеть экзистенциальный кризис
Тяжелые и неизлечимые болезни часто погружают человека в глубокий экзистенциальный кризис, который может принести ему больше ущерба, чем сама патология. Поэтому в задачу паллиативного специалиста входит не только снятие физической боли с помощью обезболивания, но и экзистенциальное обезболивание через разговоры о феномене умирания, смерти и существования как такового. Так считает специалист по эволюционной этике, преподаватель кафедры биоэтики и международного медицинского права ЮНЕСКО РНИМУ Григорий Часовских.
«Такие дела» публикуют основные тезисы его лекции «Экзистенциальное переживание смерти и биоэтика», прочитанной на V Ежегодной конференции «Развитие паллиативной помощи взрослым и детям».
Форма
Достаточно поздно, только в XIX веке, люди пришли к тому, что переживания человека обладают невероятной самостоятельной ценностью. В связи с развитием этической мысли в современном мире усиливаются практики причуждения (противоположность отчуждению. — Прим. ТД). 200 лет назад среднестатистический человек умирал преимущественно в своей семье, дождаться врача получалось далеко не у всех. Сейчас доказательная медицина и паллиативная помощь достигли немалых успехов, появился другой уровень поддержки. Но вместе с тем у пациента сохраняется убеждение — далеко не всегда ложное, — что он остается со смертью один на один. Его закрывают в палате, он не может увидеть родных, его постоянно преследует ощущение, что ему недостаточно уделяют внимания.
Такая проблема действительно существует — чаще всего пациентов у паллиативных специалистов больше одного, и каждый пытается сместить внимание на себя.
Из десяти случаев отзывчивости специалиста он запомнит одиннадцатый, когда не хватило буквально лишней минуты
Мысли о смерти в обществе стигматизированы. Ощущение приближения к смерти у многих людей вызывает отторжение, они пытаются выместить его и избавить себя от него, мысли о подобном дискомфортны для нашей человеческой природы. Вместе с этим происходит остракизм тех, кто болеет.
Пациент при этом ощущает близость к смерти и одновременно отчужденность, дополнительный стресс в силу элементарных природных причин. Когда мы пытаемся вместе с ним посмотреть на смерть отвлеченно, мы пытаемся дистанцироваться от переживаний и перейти к самой проблеме. Но когда заходит такой разговор, у каждого из пациентов находится куча культурных стереотипов. Например, о злобных врачах, которые только и мечтают, чтобы от них отделались.
Когда же идет откровенный разговор, у пациента случается положительный культурный шок. Он чувствует себя важным и включенным в процесс. Один из стереотипных образов обслуживающей медицины — человек, который молча настраивает катетеры, ставит капельницы и уходит. Ощущение получения помощи у пациента есть, но есть и острое переживание от того, что ему уделено недостаточно внимания. Не важно, какой прогноз у пациента, есть ли у него шанс вылечиться или нет, — все это вторично. Качество оказанной эмоциональной поддержки может напрямую повлиять на ход лечения.
Нельзя сказать специалисту, что именно говорить пациенту, — в первую очередь это определяет контекст. Но можно дать рекомендации. Прежде всего в разговоре о смерти пациента важна форма, а не содержание. Нужно ли как-то выводить пациента самого на этот разговор? Это вопрос компетенции специалиста. Стоит акцентировать внимание — избегать прямого авторитетного формирования позиции и оценочности. Казалось бы, это интуитивно понятная вещь, но мы постоянно делаем в разговорах оценки.
В таком разговоре мы должны отталкиваться от личного мнения пациента. У вас, как у специалиста, может быть другая позиция, но это не значит, что вы обязательно должны соглашаться с пациентом. Честность — самый лучший наш друг. Если вы агрессивно не согласны с пациентом, вы не должны ему откровенно врать. Скажите честно, что вы думаете, и он лишний раз почувствует свою субъектность от того, что врач разговаривает с ним на равных.
Один и тот же факт можно изложить совершенно разными фразами. Можно просто сказать: «У вас рак». Что бы ни говорилось после этого, пациент уже ничего не услышит или как минимум коммуникация будет значительно затруднена. Можно сделать акцент на научной формулировке: «У вас есть подозрение на злокачественную опухоль». Тогда сохранится возможность коммуникации с пациентом и правило честности не нарушится.
В данной ситуации первична позиция пациента, а позиция специалиста является реакцией на нее. Особенно это важно при общении с представителем другой культурной группы. Вы просто подстраиваетесь под эту интеракцию, помогаете пациенту осознать феномен смерти со стороны — каждый человек способен на это в силу минимальной философской интуиции.
Можно цитировать по этой теме кого угодно из знаменитых философов — Сартра, Спинозу, Хайдеггера, Ясперса, — но это для специалистов паллиативной помощи бесполезно. Сартр не занимался паллиативной помощью. То, что он думает о смерти, в каком-то роде менее ценно, чем то, что думает паллиативный специалист, особенно если речь идет про конкретный контекст и конкретного пациента.
Иногда человек болеет долго, и если он окружен любовью, заботой — умирать легко, и все-таки страшно. Очень плохо, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его кровати, не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; его болезнь, как темная туча, висит над нами; поскорее бы он умер… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну, как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили только потому, что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.
Но в чем же должно заключаться истинно христианское отношение к умирающему? Как, проявив христианскую любовь и мудрость, облегчить страдания близкого человека? А если он находится на грани смерти, но сам еще не чувствует этого, — стоит ли ему говорить об этом или постараться сделать так, чтобы он только в последний момент понял, что пути назад уже нет?
Есть одна склонность у христиан, которую они заимствуют у неверующих людей мира: это стремление скрыть от умирающих близких серьезность их положения и близость смерти. Господь посылает длительные предсмертные болезни как последнее средство, служащее для спасения души. Он хочет, чтобы в это время человек задумался над жизнью, заглянул в себя, осознал свою нечистоту и непригодность для вечного блаженства, ужаснулся своему недостоинству, в страхе вспомнил о Боге и с покаянием и надеждою устремил к Нему свое сердце. Этому благому Промыслу Божию часто мешают близкие тяжело больных. Оптинские старцы считали, что врач обязан предупреждать больного о приближении смерти. И, очевидно, не надо скрывать опасность от больного христианина.
Есть случаи из жизни праведников, когда они предсказывали скорую смерть кому-либо из близких, причем эти предсказания потом не оправдывались. Но те, кому они предсказывали, были впоследствии им глубоко благодарны. Это предсказание заставляло их вовремя покаяться, изменить образ жизни и в усиленных духовных подвигах приготовить себя к переходу в иной мир.
В тех случаях, когда хотят прекратить или облегчить предсмертные страдания больного, надо прибегать к усиленной молитве о нем. Преподобный Афанасий Афонский в тех случаях, когда узнавал, что какому-либо больному иноку его монастыря нет воли Божией исцелиться, совершал всенощное бдение и просил Бога, чтобы Он упокоил его, избавил от мучений, а окружающих — от тяжести длительного ухода за больным. И к утру, когда молящиеся заканчивали свои молитвы, расставался с жизнью и больной. Однако, молящимся следует заканчивать свою просьбу так, как заканчивал Свою молитву Господь в Гефсиманском саду: «Да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).