Содержание
- 121-й митрополит Киевский
- Биография митрополита Киевского и всея Украины Владимира
- ВЛАДИМИР (САБОДАН)
- Священство
- Епископ Звенигородский
- На Черниговской кафедре
- Епископ Дмитровский, ректор Московских духовных школ
- Митрополит Ростовский
- Кандидат на Московский патриарший престол в 1990 году
- Предстоятель Украинской Православной Церкви, митрополит Киевский и всея Украины
- Возможный кандидат на Московский патриарший престол в 2009 году
- Международная и межконфессиональная деятельность
- Болезнь и кончина
- Сочинения
- Награды
- Видео
- Литература
- Использованные материалы
- Владимир
- Детство Владимира
- Юношеские годы и молодость
- Зрелый возраст
- Писательская деятельность
- Видео о митрополите
121-й митрополит Киевский
Митрополит Владимир (Сабодан)
На территории Дальних пещер Киево-Печерской Лавры – старинное монастырское кладбище. Здесь покоятся лаврские подвижники разных эпох: архимандриты, игумены и простые монахи, а также выдающиеся киевляне минувших веков: губернаторы и генералы, защитники Отечества. Между двумя надгробиями героев Отечественной войны 1812 года – генералов Паисия Кайсарова (1783–1844) и Афанасия Красовского (1781–1843), – напротив храма Рождества Богородицы нашел упокоение 121-й митрополит Киевский Владимир (Сабодан), 22 года возглавлявший Украинскую Православную Церковь.
Здесь ежедневно братией Лавры и учащимися духовных школ служатся заупокойные литии, среди молящихся узнаю многих из духовенства и мирян, кто знал Предстоятеля, учился у него, получал духовные советы, с благодарностью принимал слова утешения и любви.
Автору этих строк довелось хорошо знать приснопамятного владыку, общаться с ним. И сейчас я часто прихожу к его могиле, испрашиваю благословение на труды и всякое жизненное начинание. Эти краткие записки посвящены памяти митрополита Владимира.
«Я верил, что в Лавре снова засияют лампады»
Иеромонах Владимир. Одесса, 1962 г. С самого прибытия в Киев 20 июня 1992 года в качестве Предстоятеля Украинской Православной Церкви и до последних дней земного существования владыка проживал, трудился, молился в Киево-Печерской Лавре. Митрополит Владимир любил эту древнюю обитель, где мощами почивает более 150 угодников Божиих, «монашеского жития на Руси первоучители и наставницы». Еще до закрытия Лавры Хрущевым в марте 1961 года он часто приезжал сюда, будучи учащимся Одесской духовной семинарии, затем – студентом Санкт-Петербургской академии. И после принятия священнического сана в 1962 году, и в последующие годы архиерейского служения за границей этот третий удел Пресвятой Богородицы оставался его возлюбленным местом паломничества.
При каждой киевской поездке прямо с железнодорожного вокзала или из аэропорта он первым делом спешил к угодникам Киево-Печерским, 27 лет пребывавшим в атеистическом плену. «Я пристраивался к какой-нибудь группе экскурсантов, гид которой, как правило, вещал что-то о религиозных предрассудках, – делился воспоминаниями владыка. – Тихонько прикладывался к мощам преподобных и всегда молился о том, чтобы нашу великую святыню вернули Церкви. Доживу ли до этого времени или нет, думал я, но верил, что в Лавре вновь засияют лампады и монашеская братия вернется сюда. И еще думалось мне во время посещения пещер: если бы произошло чудо и Господь допустил меня, грешного, хотя бы раз в жизни отслужить здесь Божественную литургию…»
Конечно же, не ведал тогда молодой паломник, что Господь благословит ему не только служить Литургии в возрожденной обители, но и жить в ней до конца дней своих, быть ее священноархимандритом. На протяжении многих лет митрополит часто служил ранние Литургии священническим чином в одном из подземных пещерных храмов. Прикладываясь к мощам преподобных, останавливался, молясь у раки своего тезоименитого предшественника священномученика Владимира (Богоявленского) – митрополита Киевского, первого русского архиерея, принявшего смерть за Христа, – у стен Лавры в январе 1918 года.
В лаврском саду
По вечерам, когда иссякал поток посетителей и завершался рабочий день, владыка выходил на вечернюю прогулку. Идя вдоль лаврских стен, любил заходить на лаврское кладбище, а иногда спускался по склонам в сторону Днепра к подножию обители, к источникам преподобных Антония и Феодосия. По пути останавливался у цветников: его любимыми были полевые цветы и розы. У 49-го корпуса, где он проживал в келье мансарды более 10 лет, и сейчас цветут кусты вьющихся красных роз, за которыми любил сам ухаживать. Блаженнейший с юности писал стихи, один из которых посвятил полевой ромашке. Стих был положен на музыку и стал народным шлягером. Лаврский садовник Александр вспоминает, как митрополит часто интересовался садовыми премудростями. Может, поэтому сегодня на территории Лавры такое изобилие роз удивительной красоты.
«Я еду к людям, которые меня ждут»
Ночью вооруженные боевики, десантировавшись через лаврскую стену, выбили входные двери, обрезали телефонную связь
В июне 1992 года в Лавре было неспокойно. Накануне приезда митрополита в Киев было совершено нападение на 49-й корпус, где предполагалось разместить резиденцию нового Предстоятеля. Бывшая митрополия на Пушкинской, 36, как и кафедральный Владимирский собор, были захвачены раскольником Филаретом. Ночью вооруженные боевики УНА-УНСО (ныне партия «Правый сектор»), десантировавшись через пятиметровую лаврскую стену, выбили входные двери корпуса, обрезали телефонную связь, изолировали наместника Лавры архимандрита Питирима (Старинского; ныне митрополит Николаевский и Очаковский), объявив ему, что Лавра переходит в распоряжение Филарета. Лаврской братии удалось вызвать милицию, сообщить о нападении. В обитель прибыло подразделение ОМОН, которому удалось нейтрализовать и разоружить захватчиков, доставить их в РОВД Печерского района. Как выяснилось позже, по неизвестной команде «сверху» боевики были отпущены. Уголовное дело не было открыто.
Киево-Печерская лавра
На подъезде к Киеву в вагон Предстоятеля Украинской Церкви вошли люди «в штатском»…
Избрание митрополита Владимира на Харьковском Соборе в мае 1992 года, его приезд в Киев, запрещение в служении бывшего митрополита Филарета, а затем и лишение его сана не входили в планы властей предержащих новообразованного государства Украина. Первый президент – бывший идеологический работник Компартии, член Политбюро УССР – и его соратники видели в Православной Церкви Украины новый политический инструмент и управляемое электоральное поле. Даже в Верховной Раде было объявлено (вопреки Конституции и всяким правовым нормам), что Харьковский Собор «является незаконным» и УПЦ должна подчиняться Филарету. Неслучайно на протяжении нескольких последующих лет каноническая Церковь на Украине пребывала в полной информационной блокаде. Предстоятель долгое время оставался в числе «непринимаемых» в администрации президента, пока многочисленные крестные ходы к правительственным зданиям Киева с требованиями остановить произвол раскольников и прекратить дискриминацию, а более всего – признание УПЦ всеми православными Церквями мира не заставили власти изменить отношение к канонической Церкви. Это уже потом украинские президенты и другие политические лидеры стремились попасть на прием в Лавру к митрополиту Владимиру, имевшему международный авторитет и мировую известность, заручиться его поддержкой и благословением. Блаженнейший не делил людей по их политическим взглядам, рангам, должностям, национальности. Все для него были чадами Божиими, всех он призывал к миру и взаимоуважению, всячески обличал ересь этнофилетизма и национального превосходства. Выходец из западноукраинского села, несший служение на Украине, в России, на Ближнем Востоке и в Западной Европе, он оставался патриотом Украины, любившим одинаково все народы во Христе Иисусе. И эта пастырская мудрость помогала ему сохранять единство Церкви, несмотря на все политические разделения и потрясения.
На подъезде к Киеву. 20 июня 1992 г. А тогда, 20 июня 1992 года, на перроне Киевского вокзала, в оцеплении милицейских кордонов, собрались тысячи православных, встречавших митрополита Владимира. Иерарху было известно о ночном налете на Лавру, о политической напряженности в Киеве в связи с его приездом.
На подъезде к городу в вагон поезда вошли люди «в штатском» и предложили митрополиту «во избежание нарушений правопорядка» пересесть в Дарнице в автотранспорт и, минуя вокзал, приехать в Лавру. Митрополит отказался, ответив: «Я еду к людям, которые меня ждут…» Когда поезд остановился у первого перрона, паства встретила его цветами и пасхальным песнопением. Каждый из встречавших радовался тому, что Украинская Церковь преодолела навязываемый раскол и искусственное разъединение с Русской Православной Церковью и всем православным миром. Первыми словами владыки Владимира были: «Я вернулся на родную землю Украины, чтобы служить Богу и украинскому народу».
Село на берегу Южного Буга – любимое место на земле
Спешит мать в обитель узнать, будет ли сын священником, – и слышит женский голос: «Утешься: уже священник»
Будущий митрополит родился 23 ноября 1935 года в селе Марковцы Хмельницкой области в благочестивой верующей семье Маркиана и Феодосии Сабодан. Он был младшим четвертым ребенком и наречен при крещении Виктором. Из своего детства митрополит Владимир вынес наилучшие воспоминания о живописной природе родного края.
В родительском доме
Родительский дом находился на краю села, за садом открывалась удивительная панорама на Южный Буг. Приезжая сюда уже в преклонном возрасте, владыка любил приходить в старый сад и подолгу стоять, опершись на деревянную жердь изгороди, смотреть на вечернюю гладь реки. На противоположном берегу расположен Головчинецкий женский монастырь в честь Преображения Господня. Здесь крестили будущего святителя, его мать Феодосия Ивановна молилась и хранила надежду, что ее младший Виктор станет священником. И однажды, когда он уже учился в Одесской семинарии, ей приснился сон, будто спешит она в обитель с желанием узнать, будет ли он священником. И женский голос ей ответил: «Утешься: уже священник».
Служение
Виктор Сабодан был рукоположен во иереи 15 июня 1962 года митрополитом Херсонским и Одесским Борисом (Виком; † 1965), а в августе того же года принял монашество с именем Владимира, Крестителя Руси. Рассказывали его однокурсники, что в Одессе Виктор встречался с девушкой, с которой намеревался соединить свою жизнь, но невеста неожиданно заболела и скоропостижно умерла. Блаженнейший обходил эту жизненную страницу молчанием. Вообще по природе своей он был немногословен, всегда сосредоточен и спокоен. Никогда не повышал голос, но если принимал решение, не менял его. Любил пошутить, рассказать что-нибудь из далекого прошлого. Например, как в Женеве учился варить украинский борщ, чтоб угостить высокопоставленных гостей. Будучи ректором Московских школ, на Рождество вместе со студентами пел колядки, неизменно интересовался личной жизнью учащихся, их семейным и материальным положением. Двери его кабинета всегда были открыты. Как-то прогуливаясь вечером перед сном, он увидел, как через забор перелезает опоздавший отпускник. Тот приземлился прямо под ноги ректору. «Что, опоздал, братец?» – участливо спросил студента ректор. «Опоздал, владыка, только инспектору не говорите…» – услышал в ответ.
За девять лет ректорства, рассказывал митрополит, он рукоположил для украинских приходов более 500 священников, а для всей Церкви – более 1500.
Блаженнейший был блестящим богословом, писателем и журналистом. Автору этих строк запомнилось: когда готовился очередной номер «Церковной православной газеты», митрополит с ручкой вычитывал все публикации, вносил правки, давал рекомендации и сам подбирал статьи. Как-то передал стихи одной пожилой женщины, жившей за границей, со словами: «Опубликуйте. Эта раба Божия прекрасно пишет. Живет в Париже и никогда не была в России, совсем старенькая…»
Блаженнейший вел обширнейшую переписку, в числе его адресатов были выдающиеся люди – зарубежные иерархи, члены королевских семей – и простые крестьяне.
Владыка рассказывал, что в отрочестве, прислуживая в алтаре батюшке, он жил мечтой непременно стать сельским священником, трудиться на земле, а в часы отдохновений удить рыбу. Рыбалку он любил с детства, как и хождение за грибами. Господь судил иначе. Уже через четыре года после рукоположения иеромонаха Владимира назначили заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.
А вскоре 31-летнего архимандрита возвели в сан епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен – будущий патриарх. Молодого епископа направили в Женеву представителем РПЦ при Всемирном Совете Церквей. Здесь он познакомился с крупнейшими христианскими богословами и церковными деятелями. Там же состоялись незабываемые встречи с представителями русской послереволюционной эмиграции.
Следующие пять лет прошли на Черниговской и Сумской кафедрах Украины, затем – девять лет ректорства в Московских духовных школах и почти десятилетие – на древней Ростовской кафедре. Параллельно владыка исполнял обязанности Патриаршего экзарха Западной Европы.
Перед избранием митрополитом Киевским и всея Украины владыка нес послушание управляющего делами Московской Патриархии, с 1987 года он – постоянный член Священного Синода РПЦ.
Это лишь хронологические вехи жизненного пути архиерея, умещающиеся в несколько абзацев текста. Но за ними – исполненная огромных трудов, испытаний, молитв благодатная жизнь последователя Христова. Уже на Киевской кафедре в 1993 году владыка запишет в своем дневнике: «Моя награда будет в том, чтобы обо мне могли когда-нибудь сказать, как жители Самарии о женщине, беседовавшей с Христом: “Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос” (Ин. 4: 42)».
***
Могила Блаженнейшего митрополита Владимира на братском кладбище Киево-Печерской лавры
5 июля на монастырском кладбище боголюбивая паства будет молиться о своем иерархе. И с фотографии на мраморном кресте тот будет взирать на свое стадо, за которое он многие годы полагал жизнь. И эпитафия на кресте – слова святителя Иоанна Златоуста, которые митрополит любил повторять, – как бы резюмирует всю его яркую христианскую жизнь: «Слава Богу за всё».
Биография митрополита Киевского и всея Украины Владимира
14 июня 1962 года митрополит Херсонский и Одесский Борис рукоположил его в сан диакона, 15 июня — в сан иерея.
26 августа 1962 года отец Виктор был пострижен в монашество с наречением имени в честь святого равноапостольного князя Владимира.
В 1965 году отец Владимир окончил аспирантуру при Московской духовной академии и стал ректором Одесской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1966 году он был назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.
23 июня 1966 года отец Владимир стал епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Русской православной церкви (РПЦ) при Всемирном совете церквей в Женеве (Швейцария) и настоятелем Женевского прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
28 ноября 1968 года епископ Владимир был перемещен на Переяслав-Хмельницкое викариатство Киевской епархии.
С 20 марта 1969 года — епископ Черниговский и Нежинский, временно руководил Сумской епархией.
С декабря 1970 года по апрель 1973 года епископ Владимир был ответственным редактором журнала Украинского экзархата «Православный вестник».
18 апреля 1973 года он был назначен епископом Дмитриевским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии и семинарии.
9 сентября 1973 года возведен в сан архиепископа.
С 18 апреля 1978 года архиепископ Владимир — профессор Московской духовной академии, 5 июня 1979 года он защитил диссертацию с присвоением ученой степени магистра богословии. После возведения в сан митрополита 16 июля 1982 года возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию.
28 марта 1984 года митрополит Владимир был назначен Патриаршим экзархом Западной Европы.
С 30 декабря 1987 года — управляющий делами Московского Патриархата и постоянный член Священного Синода.
В 1989 году митрополит Владимир временно управлял Гаагской епархией (Нидерланды).
3 мая 1990 года митрополит Владимир был назначен главой Комиссии по организации и проведению похорон Патриарха Пимена, потом входил в состав Комиссии Священного Синода по вопросам подготовки Поместного Собора РПЦ.
В 1990 году митрополит Владимир был одним из трех кандидатов на Патриарший Престол, вторым по количеству набранных голосов.
27 мая 1992 года Архиерейский Харьковский Собор Украинской православной церкви (УПЦ) большинством голосов избрал митрополита Владимира Предстоятелем УПЦ, митрополитом Киевским и всея Украины.
28 мая 1992 года в соответствии с третьим пунктом Постановления об УПЦ, принятого Архиерейским собором РПЦ 25-27 октября 1990 года, митрополиту Владимиру в пределах Украины был предоставлен титул «Блаженнейший» с правом ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения.
Блаженнейший митрополит Владимир известен как проповедник, богослов, духовный писатель. В 1997-1998 годах вышло в свет издание его трудов в шести томах.
Решением Священого Синода Украинской Православной Церкви от 10 ноября 2005 года Блаженнейшему митрополиту Владимиру было присвоено звание «Почетный профессор Киевской духовной академии». В тот же день в киевских духовных школах была основана стипендия «Имени Блаженнейшего Митрополита Владимира» для лучшего по успешности студента духовной академии.
9 июля 2006 года решением Ужгородской богословской академии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Блаженнейшему митрополиту Владимиру было присвоено ученое звание «доктора философии».
29 июля 2006 года он стал членом Национального союза журналистов Украины. Митрополит лично редактировал важнейшие материалы, которые публиковались в журнале «Православный вестник» и ежемесячном издании «Вестник пресс-службы Украинской Православной Церкви». Он писал стихи, многие из которых положены на музыку и стали популярными в народе Украины.
Митрополит Владимир награжден орденами Русской Православной Церкви: преподобного Сергея Радонежского 1 степени (1979), равноапостольного князя Владимира 1 степени (1985), апостола Андрея Первозванного (2000), орденом УПЦ преподобных Антония и Феодосия Печерских 1 степени, орденом святителя Иннокентия Московского (2012), орденами всех Поместных Православных Церквей, а также государственными и общественными наградами: орденами Дружбы Народов (СССР, 1988), орденом великого князя Ярослава Мудрого 5-й (2000), 4-й (2001) и 3-й (2002) степеней (Украина), орденом Дружбы (РФ, 2004), орденом Почета (2005).
23 ноября 2005 года за выдающийся взнос в дело возрождения православия на Украине Блаженнейший митрополит Владимир удостоен ордена святителя Алексия, митрополита Московского.
9 июля 2011 года указом Президента Украины, Блаженнейший митрополит Владимир был удостоен звания «Герой Украины».
Митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской православной церкви Владимир скончался 5 июля 2014 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ВЛАДИМИР (САБОДАН)
Митр. Киевский Владимир. Фото 11.X.2008, Фанар.
Владимир (Сабодан) (1935 — 2014), митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви
В миру Сабодан Виктор Маркианович, родился 23 ноября 1935 года в селе Марковцы Каменец-Подольского (ныне Летичевский) района Хмельницкой области Украины в семье крестьянина. Отец, Маркиан Арсеньевич Сабодан, был старостой сельского храма. Мать — Феодосия Ивановна (+ 1989). Родители были людьми глубоко верующими, в вере и благочестии воспитали своих четырёх сыновей, из которых Виктор был самым младшим. Как младший с детства помогал матери выполнять домашнюю работу: мыл посуду, убирал, подбеливал печь.
С 9-летнего возраста нёс разные послушания при Архангело-Михайловском храме родного села, прислуживал в алтаре, пел на клиросе. Священник отец Сильвестр научил его читать и писать на церковнославянском языке.
Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году поступил в начальную школу родного села. С пятого по седьмой класс учился в семилетней школе соседнего села Иванинцы, затем в меджибожской средней школе, был отличником.
В 1954 году, по окончании средней школы, поступил в Одесскую духовную семинарию, по окончанию которой в 1958 году, поступил в Ленинградскую духовную академию, которую закончил в 1962 году со званием кандидата богословия за курсовое сочинение по догматическому богословию «Христос Спаситель-Начальник мира». 11 июня 1962 года ему был вручён диплом об окончании полного четырёхлетнего курса Ленинградской духовной академии. По его просьбе после окончания академии был направлен в Одесскую епархию.
Священство
14 июня 1962 года рукоположен во диакона, а на следующий день, 15 июня, — во священника митрополитом Херсонским и Одесским Борисом (Виком).
Отец Владимир (Сабодан), кандидат богословия
26 августа того же года — пострижен в монашество с наречением имени в честь святого равноапостольного князя Владимира в Свято-Успенском мужском монастыре города Одессы. Духовным отцом во время пострига стал схиигумен Кукша (Величко), который тогда был духовником Свято-Успенского мужского монастыря.
В том же году был назначен преподавателем Одесской духовной семинарии, где также исполнял обязанности старшего помощника инспектора. Одновременно занимая должность секретаря Одесского епархиального управления.
В 1965 году окончил аспирантуру при Московской духовной академии.
В том же году возведён в сан игумена.
Затем был назначен на должность ректора Одесской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
В 1966 году назначен заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Епископ Звенигородский
23 июня 1966 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве и настоятелем Женевского прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 8 июля того же года в зале заседаний Священного Синода состоялось наречение, а на следующий день, 9 июля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры — архиерейская хиротония. Хиротонию совершали митрополиты Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов); архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников); епископы Волоколамский Питирим (Нечаев), Зарайский Ювеналий (Поярков).
28 ноября 1968 года назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии, с освобождением от обязанностей представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей.
На Черниговской кафедре
Еп. Черниговский, Владимир (Сабодан).
С 20 марта 1969 года — епископ Черниговский и Нежинский, временно управляющий Сумской епархией. Тогда же был включён в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.
С декабря 1970 года по апрель 1973 года занимал должность ответственного редактора журнала Экзархата Украины «Православний вісник».
Епископ Дмитровский, ректор Московских духовных школ
18 апреля 1973 года был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московских духовных академии и семинарии.
9 сентября того же года возведён в сан архиепископа.
25 июля 1975 года назначен членом Редакционной коллегии сборника «Богословские труды».
3 марта 1976 года включён в состав Комиссии по вопросам христианского единства.
2 декабря 1977 году включён в состав Комиссии для подготовки проведения 60-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви
18 апреля 1978 года ему было присвоено звание профессора Московской духовной академии, а 5 июня 1979 года он защитил в Московской духовной академии диссертацию «Экклезиология в отечественном богословии», с присвоением учёной степени магистра богословия.
23 декабря 1980 года включён в состав Комиссии по организации празднования 1000-летия Крещения Руси.
Митрополит Ростовский
16 июля 1982 года освобождён от должности ректора Московских духовных школ и назначен на Ростовскую и Новочеркасскую кафедру, с возведением в сан митрополита.
Митр. Владимир (Сабодан)
28 марта 1984 года был назначен патриаршим экзархом Западной Европы, временно управляющим Корсунской епархией.
30 декабря 1987 года назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви по должности, временно управляющим Гаагской епархией.
В конце 1980-х годов, с изменением государство-церковных отношений, митрополит Владимир активно занялся социальной деятельностью. 16 сентября 1988 года на учредительной конференции Отечественного фонда милосердия и здоровья был избран членом президиума и правления фонда. В том же году он стал членом Центральной избирательной комиссии по выбору народных депутатов СССР. С 10 апреля 1989 года возглавлял Комиссию, созданную в декабре 1988 года, по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви.
19-20 февраля 1990 года, в связи с упразднением зарубежных экзархатов Московского Патриархата, освобождён от временного управления Корсунской и Гаагской епархиями.
Кандидат на Московский патриарший престол в 1990 году
3 мая 1990 года был назначен председателем Комиссии по проведению погребения патриарха Московского и всея Руси Пимена. В том же году входил в Комиссию Священного Синода по подготовке Поместного Собора. На Соборе он являлся одним из трёх кандидатов на патриарший престол и по количеству голосов занял второе место.
Предстоятель Украинской Православной Церкви, митрополит Киевский и всея Украины
После того, как филаретовский раскол возмутил церковную жизнь Украины, 27 мая 1992 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви в городе Харькове, большинством голосов (16 из 18) был избран митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем Украинской Православной Церкви, который в то время находился на богословской конференции в Финляндии и первым человеком поздравившим его 27 мая с избранием на Киевский престол стал президент Финляндии.
Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, состоявшемся 28 мая того же года, выразил свое согласие с этим решением. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил новоизбранного митрополита Киевского на его служение в должности предстоятеля Украинской Православной Церкви. Согласно этому постановлению, митрополиту Владимиру в пределах Украины был предоставлен титул «Блаженнейший» с правом ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения (на Архиерейском Соборе РПЦ 18-23 февраля 1997 г. титул «Блаженнейший» был закреплён за предстоятелем УПЦ на всей канонической территории Московского Патриархата). 11 июня 1992 года решения Харьковского Собора были подтверждены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. 20 июня того же года митрополит Владимир прибыл в Киев и, будучи встречен десятками тысяч православных клириков и мирян, начал свою первую проповедь словами: «Я прибыл не в командировку и не из-за границы, я прибыл на родную землю служить людям и независимой Украине» . Поместный Собор УПЦ 26 июня 1992 года в Киеве определил: «Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 года каноническим и принять все его деяния и постановления, которые считать законными». Решение Архиерейского Собора УПЦ было принято и принято всеми Поместными Православными Церквами.
10 ноября 2005 года ему было присвоено звание Почётный профессор Киевской духовной академии.
Являлся настоятелем Киевского кафедрального собора в честь Воскресения Христова с начала его строительства.
Возможный кандидат на Московский патриарший престол в 2009 году
В декабре 2008 года епископат Украинской Церкви обратился к митрополиту Владимиру с просьбой выдвинуть свою кандидатуру на Патриарший Престол. Митрополит Владимир поблагодарил епископат УПЦ за доверие, но от ответа и комментариев воздержался .
Спустя месяц в середине января 2009 года состоялось Предсоборное совещание делегатов Украинской Православной Церкви на Поместный Собор Русской Православной Церкви. Завершая совещание, митрополит Киевский Владимир обратился к присутствующим с речью, в которой призвал всех к горячей молитве и глубокому осознанию своей ответственности он также дал понять, что он считает нежелательным выдвижение его кандидатуры на предстоящих выборах патриарха Московского и всея Руси. Он, в частности, сказал:
«Сегодня идёт много разговоров о том, кто вскоре займёт овдовевший Патриарший Престол. Среди возможных кандидатов говорят и обо мне, усматривая во мне преемника Святейшего Патриарха Алексия. Однако, искренне благодаря за такую большую честь, я желаю предстать перед Богом сто двадцать первым Митрополитом Киевским. Шестнадцатым Патриархом Московским и всей Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор» .
27 июля 2009 года вошёл в состав членов и президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 и до кончины 5 июля 2014 года — председатель Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления Межсоборного присутствия .
26 июля 2010 года в ходе посещения Украины патриархом Московским и всея Руси Кириллом в древнем Софийском соборе Киева был совершен молебен, во время которого патриарх совершил обряд интронизации — троекратное посаждение предстоятеля УПЦ митрополита Владимира на историческую кафедру (трон) митрополитов Киевских.
23 декабря 2010 года назначен настоятелем Свято-Кирилловского прихода города Киева , а 14 июня 2011 года Кирилловская церковь, стала частью новооткрытого восстанавливаемого Кирилловского мужского монастыря, с утверждением нового наместника .
Международная и межконфессиональная деятельность
В ноябре 1966 года направлен в Лондон в числе богословов Московского Патриархата для неофициального собеседования с богословами Англиканской Церкви по вопросу об англиканском священстве.
В 1967 году (7-9 августа) в Женеве участвовал в заседаниях комитета Отдела межцерковной помощи и служения миру.
7 октября назначен наблюдателем на Ламбетскую конференцию; 27-30 ноября в Базеле участвовал в консультации первой рабочей группы Конференции Европейских Церквей.
В 1968 году (с 31 марта по 5 апреля) в Праге в составе делегации Русской Православной Церкви присутствовал на III-м Всехристианском Мирном Конгрессе; (4-19 июля) был членом делегации РПЦ на IV Ассамблее ВСЦ в Упсале (Швеция). Освобожден от обязанностей наблюдателя на Ламбетской конференции.
1 ноября-3 декабря 1969 года в составе туристической группы обществ «СССР-Австралия» и «СССР-Новая Зеландия» посетил ряд городов Австралии и Новой Зеландии.
В 1970 году (10-14 октября) от РПЦ участвовал в Загорске в консультации между представителями конференции католических епископов в США и Национального Совета Церквей Христа в США и представителей христианских Церквей Советского Союза.
В 1972 году (17 мая-8 июня) возглавил делегацию духовенства Украинского Экзархата, совершавшую паломническую поездку по Канаде.
В декабре 1973 года совершил паломническую поездку к общехристианским святыням Италии.
В 1974 году сопровождал (совместно с другими лицами) патриарха Московского и всея Руси Пимена в его поездке в Эфиопию.
3 марта 1976 года назначен членом делегации Московского Патриархата для проведения собеседования «Арнольдсхайн-7» в ФРГ.
В марте 1977 года назначен членом делегации от РПЦ на Всемирную конференцию «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между людьми».
В 1978 году включён в состав делегации РПЦ на Пятый Всехристианский Мирный Конгресс.
В 1979 году назначен членом делегации РПЦ для участия в Одессе в VIII Богословском собеседовании представителей Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви Германии. В этом же году принимал участие от советской общественности во встречах, посвященных проблеме разоружения в Туцинге (ФРГ); 9-24 ноября в составе делегации РПЦ посетил Францию.
16 ноября того же года назначен членом Синодальной Комиссии по вопросам христианского единства.
В 1980 году (13-17 марта) в Одессе участвовал в V богословском собеседовании представителей Римской Католической и Русской Православной Церквей; 25-27 ноября в составе делегации РПЦ участвовал в праздновании 1300-летия основания Болгарского государства.
В марте 1981 года включён в Межправославную комиссию по богословскому православно-лютеранскому диалогу. В августе того же года с паломнической группой РПЦ посетил Святую Гору Афон.
12-19 июля 1982 года участвовал в заседании Смешанной англикано-православной комиссии в Кентербери (Великобритания).
В сентябре 1982 года назначен главой делегации РПЦ на празднование семидесятой годовщины восстановления в Индии Католикосата Востока.
В 1983 году (23-29 мая) на острове Кипр участвовал во Второй встрече Смешанной богословской комиссии по православно-лютеранскому диалогу.
12-21 июля в Амстердаме (Нидерланды) — в Конференции странствующих евангелизаторов; 7-12 сентября — в Миротворческом симпозиуме «Ответственность христиан за мир и безопасность в Европе», проходившем в Варшаве.
С 12 по 26 июля 1984 года возглавлял делегацию Московского Патриархата при поездке в США.
С 3 по 17 декабря 1985 года находился во Франции и Бельгии.
11 февраля-1 марта 1986 года — во Франции и Швейцарии.
16-31 мая 1986 года — визит во Францию и Англию.
В марте 1996 года был избран почетным председателем Международного комитета при ООН по празднованию 2000-летия со дня Рождества Христова.
Был избран действительным членом Международной академии информатизации (при Экологическом и социальном совете ООН) и Международной кадровой академии Совета Европы.
В марте 1998 года принял приглашение израильских властей стать членом Межгосударственной комиссии по координации подготовки к празднованию 2000-летия в Святой Земле.
Болезнь и кончина
Последние три года жизни много болел, неоднократно был госпитализирован.
16 сентября 2011 года получил травму ноги (перелом шейки бедра). В тот же день ему была сделана операция, которая прошла успешно .
30 октября того же года был госпитализирован в тяжёлом состоянии из-за проблем с дыханием (были подозрения на пневмонию), по поводу осложнений, возникших на фоне основного заболевания — болезни Паркинсона (которой он страдал с начала 2000-х годов), ряд СМИ сообщил о том что митрополит Владимир находиться в коме, что было опровергнуто его личным секретарём архиепископом Переяслав-Хмельницким Александром (Драбинко). 2 ноября его успешно прооперировали . 2 декабря был переведён из реанимации в палату реабилитации .
23 декабря 2011 года Священный Синод УПЦ постановил председательствующим в заседаниях Священного Синода УПЦ на период болезни митрополита Киевского Владимира быть митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу (Саввину), как старейшему по хиротонии постоянному члену Священного Синода УПЦ. На том же заседании было решено управление Киевской епархией на период болезни митрополита Киевского и всея Украины совершать коллегиально комиссии викариев Киевской митрополии, подчинённой председательствующему Священного Синода УПЦ .
26 января 2012 года Священный Синод УПЦ поручил временное управление Киевской епархией митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу (Лебедю) .
8 мая 2012 года митрополит Владимир вновь приступил к своим предстоятельским обязанностям .
В июле того же года ему был установлен кардиостимулятор .
7 августа 2013 года ему провели запланированную операцию, хирургическое вмешательство прошло успешно, а его состояние соответствовало объёму оперативного медицинского вмешательства .
Сообщалось что в 2013 году медики обнаружили у него рак желудка четвертой стадии .
Также болел диабетом .
С середины декабря 2013 года состояние его здоровья было стабильно тяжёлым .
24 февраля 2014 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви митрополит Черновицкий Онуфрий (Березовский) был избран местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры ввиду невозможности по состоянию здоровья митрополитом Владимиром управлять Украинской Православной Церковью .
В начале июня 2014 года митрополит Владимир вернулся из стационара Центра сердца в свою резиденцию в Свято-Печерском монастыре в Феофании, на амбулаторное лечение и реабилитацию, после очередной успешно проведённой химиотерапии .
В конце июня 2014 года у него открылось внутреннее кровотечение, он был госпитализирован в тяжёлом состоянии. Сообщалось, что его состояние стабильно тяжёлое, а через неделю оно ухудшилось.
Скончался 5 июля 2014 года в 5:50 утра , после тяжёлой продолжительной болезни, на 79-м году жизни. 7 июля того же года состоялось отпевание на площади перед Успенским собором в Киево-Печерской лавре, а затем — погребение перед храмом Рождества Божией Матери в Дальних пещерах лавры .
Митрополит Владимир имел светское юридическое образование, владел французским языком. Он был известным проповедником, богословом и духовным писателем, редактировал важнейшие материалы журнала «Православный вестник» и ежемесячника «Вестник пресс-службы Украинской Православной Церкви». Писал стихи, многие из которых положены на музыку.
Сочинения
Награды
Церковные:
- орден прп. Сергия Радонежского I степени (1 ноября 1979)
- орден св. равноап. кн. Владимира I степени (23 ноября 1985, в связи с 50-летием со дня рождения)
- ношение второй панагии (15 апреля 1986, во внимание к церковным заслугам)
- именная панагия (4 июля 1988, за активное участие в подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси)
- орден ап. Андрея Первозванного (2000)
- орден прпп. Антония и Феодосия Печерских I степени (УПЦ)
- орден свт. Иннокентия Московского I степени (14 июня 2012, в связи с 50-ти летием служения в священном сане )
- награждён также орденами всех Поместных Православных Церквей
Светские:
- диплом и медаль Советского комитета защиты мира «Борцу за мир» и Почётная медаль Советского фонда мира (22 ноября 1985)
- орден СССР Дружбы Народов (1988)
- ордена Украины великого князя Ярослава Мудрого V степени (2000), IV-й (2001), III-й (2002), II-й (2005) и I-й (2008) степеней
- Российский орден Дружбы (2004)
- орден Свободы
- звание «Герой Украины» (9 июля 2011, за выдающиеся личные заслуги в утверждении духовности, гуманизма и милосердия в обществе, многолетнее добросовестное служение Украинскому народу, по случаю 45-летия хиротонии и 20-й годовщины независимости Украины)
- орден России Александра Невского (11 июля 2013, за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций )
- Почётный доктор нескольких университетов и научных фондов и учреждений в разных странах.
Видео
Пастырь. Биографический документальный фильм о Митрополите Владимире (Сабодане).
Литература
Использованные материалы
- Биография на официальном сайте Украинской Православной Церкви:
- Биография на сайте Русское Православие:
- Определения Священного Синода в 1928-2008 гг..:
Так согласно жизнеописанию на официальном сайте Украинской Православной Церкви. Согласно — 3 сентября.
Цит. по официальному сайту Украинской Православной Церкви,
20.12.08 Епископат Украинской Церкви обратился к Митрополиту Киевскому Владимиру с просьбой выдвинуть свою кандидатуру на Патриарший Престол —
17.01.09 Состоялось Предсоборное совещание делегатов на Поместный Собор от Украинской Православной Церкви —
«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, —
Кирилловский мужской монастырь — , Журналы заседаний Священного Синода УПЦ от 23 декабря 2010 года —
Журналы заседаний Священного Синода УПЦ от 14 июня 2011 года —
Украинская Православная Церковь молится о здравии своего Предстоятеля —
Секретарь Предстоятеля УПЦ опроверг информацию о том, что Блаженнейший Митрополит Владимир находится в коме. —
Скончался митрополит Киевский Владимир —
Журналы заседаний Священного Синода УПЦ от 23 декабря 2011 года —
Журналы заседания Священного Синода УПЦ от 26 января 2012 —
Журналы заседания Священного Синода УПЦ от 8 мая 2012 года —
КИЕВ. Блаженнейшему Митрополиту Владимиру установлен кардиостимулятор —
В Киеве прооперировали митрополита Владимира —
Митрополит Владимир: «Я не захотел быть патриархом Московским. Хочу предстать перед Богом митрополитом Киевским» —
Кардиохирург Тодуров: то, что митрополит Владимир жив — чудо —
Состояние митрополита Владимира ухудшилось —
Журнал № 1, Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 февраля 2014 года, —
Митрополит Владимир вернулся в свою резиденцию после лечения в стационаре —
По другим данным в 6:05 —
В Киево-Печерской лавре состоялось отпевание и погребение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира —
Патриаршее поздравление Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру с 50-летием служения в священном сане Страница официального сайта Московской Патриархии, 14.06.2012:
Указ Президента РФ от 11.07.2013 N 619 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»:
Владимир
Владимир — Митрополит Киевский и всея Украины, глава УПЦ МП. Родился в с. Марковцы Летичевского района Хмельницкой области. Имя в миру — Виктор Маркиянович Сабодан. После окончания средней школы вступил в Одесскую духовную семинарию. В 1962-м окончил Ленинградскую духовную академию со званием кандидата богословия, магистр богословия. В 1979 году защитил в Московской духовной академии диссертацию (тема: «Экклезиология в отечественном богословии»). Профессор Московской духовной академии.
14 июня 1962 г. Владимир был посвящен в диакона, 15 июня – в священника, 26 августа принял монашеский постриг. Был отправлен в Одесскую духовную семинарию на преподавательскую работу. Занимал пост помощника ректора и, одновременно, — секретаря Одесского епархиального управления. В 1965 году назначен ректором Одесской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1966 г. назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве и настоятелем Женевской парафии в честь Рождества Пресвятой Богородицы.В июле 1996 г. возведен в сан епископа. В 1968 г. получил назначение на Переяслав-Хмельницкую кафедру, став викарным епископом Митрополита Киевского и Галицкого, Патриаршего Экзарха Украины, а в 1969 году назначен на Черниговскую и Нежинскую кафедры с одновременным назначением временно управляющим Сумской епархией. На протяжении 1970-1973 гг. был ответственным редактором журнала «Православный вестник». 18 апреля 1973 г. назначен епископом Дмитриевским, викарием Московской епархии, ректором Московских духовных академии и семинарии. В сентябре того же года возведен в сан архиепископа. 16 июня 1982 г. Владимир был назначен на Ростовскую и Новочеркасскую кафедру с возведением в сан митрополита. С 30 декабря 1987 г. — управляющий делами Московской Патриархии и постоянный членом Священного Синода. 27 мая 1992 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Владимир был избран Митрополитом Киевским и всея Украины, Предстоятелем УПЦ. В марте 1996 г. Блаженнейший Митрополит Владимир был избран почетным председателем Международного комитета при ООН по вопросам празднования 2000-летия Рождества Христова.
Блаженнейший Митрополит Владимир Награжден орденами РПЦ: прп. Сергея Радонежского 1 степени (1979 г.), равноап. кн. Владимира 1 степени (1985 г.), ап. Андрея Первозванного (2000 г.), орденом УПЦ преподобных Антония и Феодосия Печерских 1 степени, орденами всех Поместных Православных Церквей, а также государственными и общественными наградами: орденами Дружбы Народов (СССР, 1988 г.), орденом великого князя Ярослава Мудрого V (2000г.) IV (2001 г.) и III (2002 г.) степеней, орденом Дружбы (РФ, 2004 г.). Решением Священого Синода Украинской Православной Церкви от 10 ноября 2005 г. Блаженнейшему Митрополиту Владимиру было присвоено звание «Почетный профессор Киевской духовной академии». 23 ноября 2005 г. за выдающийся взнос в дело возрождения православия в Украине Блаженнейший Митрополит Владимир удостоен ордена святителя Алексия, Митрополита Московского. 9 июля 2006 г. решением Ужгородской богословской академии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Блаженнейшему Митрополиту Владимиру было присвоено ученое звание доктора философии. 29 июля того же года Блаженнейший Митрополит Владимир стал членом Национального союза журналистов Украины.
Также Блаженнейший Мирополит Владимир известен как проповедник, богослов, духовный писатель. В 1997-1998 гг. вышло в свет 6-томное издание его трудов. Имеет также светское юридическое образование. Владеет французским языком.
Детство Владимира
Будущий митрополит родился в крестьянской семье. И эту связь с простым украинским народом он не терял никогда в своей жизни. В любой ситуации оставался человеком с большим любящим и верным сердцем, всегда близким к каждому.
Происхождение и рождение
23 ноября 1935 года в небольшом доме в селе Марковцы Хмельницкой области родился мальчик, будущий митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Полное имя в миру было Виктор Маркианович Сабодан.
Семья
Блаженнейший был четвертым ребенком в семье, самым младшим. Дети, все сыновья (Михаил, Степан, Александр и Виктор), помогали родителям и в поле, и по дому. Они могли выполнить любую работу — постирать, сварить еду, убрать, печь подбелить. Справлялись и со многими мужскими обязанностями. Впоследствии старший брат во время войны попал в плен. Был угнан в Германию, где погиб во время работы на шахте.
Семья Сабодан была очень набожной. Отец — староста храма. Старенькое Евангелие всегда лежало на столе, в доме было очень много икон. Мама всегда на ночь крестила детей и молилась Богу за их благополучие и здоровье. С 9 лет Виктор прислуживал в алтаре, пел на клиросе. Священник сельского храма научил его читать и писать на церковнославянском языке. Виктор любил стоять у ворот своего дома и любоваться на церковные купола Преображенского женского монастыря, расположенного в соседнем селе Головченцы. В годы его детства обитель процветала, часто был слышен колокольный звон, разносившийся по всем окрестностям.
Именно в этом монастыре окрестили пятилетнего Витю Сабодана. Когда обряд был завершен, одна из монахинь, слепая Архиелая, подошла к мальчику и сказала: «Молись, и из тебя будет большой человек». И это было не единственное пророчество в его жизни. Подростком мама привезла мальчика в Чернигов, где в то время жил старец Лаврентий, позже причисленный к лику святых. Тот с особенной теплотой отнесся к Виктору. Обнял его, прижал к себе и сказал, что все будет хорошо: «…и сан большой будет в жизни, и крест тяжелый нести придется».
Юношеские годы и молодость
Виктор был прилежным советским учеником. Много читал, а его любимыми предметами были история и иностранные языки. С аттестатом, в котором были одни пятерки, и с прекрасной характеристикой Витя мог бы поступить в любой вуз СССР. Но он, не раздумывая, подал документы в семинарию.
Духовное образование
В августе 1954 года Виктор поехал сдавать экзамены в Одесскую духовную семинарию. В селе Марковцы разразился грандиозный скандал. Комсомолец, отличник, и вдруг — в семинарию. Всполошилось районное и даже областное начальство. Сначала Виктора просто отговаривали, затем стали пугать, предлагать подкуп. Ему предлагали помощь в поступлении в любой вуз, который он только пожелает. Но юный Виктор был уверен, что у него нет иного пути, кроме как служение Богу.
В 1958 году Виктор поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию. Отучившись в ней, заканчивает со степенью кандидата богословия в 1962 году. После чего идет работать в одесскую Духовную семинарию, одновременно совмещая обязанности старшего помощника инспектора и должность секретаря епархии.
Принятие церковного сана
Решение принять монашеский постриг стало неожиданным для друзей, родителей и даже для самого юного Виктора. Благословил его на этот путь Кукша Одесский, позднее канонизированный православной церковью. Именно он постриг будущего предстоятеля УПЦ с именем Владимир — в честь святого князя, крестителя Руси. Одесса стала свидетелем его становления как служителя церкви.
Здесь он стал священником, преподавателем, а затем — и ректором семинарии:
- 14 июня 1962 года рукоположен во диакона, на следующий день – во иерея.
- 26 августа того же года – принял монашеский постриг.
- 1965 год – закончил аспирантуру при МДА (Московской духовной академии), назначен ректором ОДС (Одесской духовной семинарии), возведен в сан архимандрита.
Впоследствии в 70-х годах Владимир стал во главе Московской духовной академии, где долгое время был ректором. На этом посту он пробыл 9 лет.
Личная жизнь
Самым дорогим человеком для митрополита Владимира всегда была его мама. Всю свою жизнь он помнил о ней с любовью и нежностью. В его рабочем кабинете (в Киево-Печерской лавре) до сих пор висит большой портрет Феодосии Ивановны, которая не только дала ему жизнь, но и научила, как жить. Часто Блаженнейший ездил в свое родное село Марковцы, где подолгу бродил по саду, любовался куполами Головчинецкого Преображенского монастыря, общался с односельчанами и родными.
Зрелый возраст
Владимир Сабодан крепкими узами связал свою жизнь с церковью. Он был выдающимся иерархом, которого знали и уважали во всем мире.
Назначение епископом
В 1966 году архимандрит Владимир назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. А вскоре он получает сан епископа Звенигородского, викария Московской епархии и отправляется в Женеву в качестве представителя Русской православной церкви при Всемирном совете церквей. В светской дипломатии этой должности соответствует посол страны в ООН.
Будущий митрополит Владимир получил большой опыт пастырской деятельности:
- 28 ноября 1968 года — назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии.
- С 20 марта 1969 года — епископ Черниговский и Нежинский, временно управляющий Сумской епархией.
- 18 апреля 1973 года — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, ректор духовной академии и семинарии. 9 сентября того же года — возведен в сан архиепископа.
В июле 1982 года был возведен в митрополичий сан, возглавил Новочеркасскую и Ростовскую епархию. А с 1984 года стал выполнять обязанности Патриаршего Экзарха Западной Европы.
Назначение предстоятелем УПЦ
Митрополиту Владимиру выпала нелегкая историческая задача — возглавить Украинскую Православную церковь и сохранить ее в нелегкое время, когда страна была разрушена, а Церковь истощена безбожной советской властью. В начале 90-х страна делилась по границам бывших республик СССР. Нашлись те, кто и церковь предложил разделить по этим же границам.
Люди, выйдя из-под прессинга атеистической системы, имели в себе внутренний вакуум и не знали, куда правильно себя направить. Начались внутрицерковные брожения, образовался филаретовский раскол. Архиерейским собором, проходившим в Харькове в конце мая 1992 года, митрополита Владимира избрали предстоятелем УПЦ. Священный Синод РПЦ выразил свое согласие с принятием этого решения. В 1992 году Блаженнейший вернулся в раздираемый страстями Киев. Здесь ему суждено было стать не просто иерархом, от него ждали мира и церковного согласия.
Общественно-политическая деятельность
Блаженнейшего Владимира знали и ценили во многих странах, где ему приходилось бывать по долгу службы. Он был заместителем начальника Русской Миссии в Иерусалиме (1966 г.), представителем РПЦ во Всемирном Совете Церквей (1966-68 гг.), Патриаршим экзархом Западной Европы (1984-87 гг.), управляющим делами Московской Патриархии (1987-92 гг.).
О признании авторитета митрополита в православном мире красноречиво свидетельствуют самые высокие награды всех Поместных Православных Церквей. Выдающиеся заслуги были отмечены и многочисленными государственными наградами. Среди них — ордена Дружбы народов (СССР), Александра Невского (РФ), Ярослава Мудрого (Украина). В 2011 году ему было присвоено звание «Героя Украины».
Выборы патриарха
После смерти Алексия II остро встал вопрос о новом назначении. Епископат УПЦ обратился с просьбой к митрополиту Владимиру стать их кандидатурой на предстоящих патриарших выборах. Блаженнейший отклонил оказанную ему честь, мотивируя это тем, что «…хотел бы предстать пред Богом 121-м Митрополитом Киевским…».
Последние годы жизни
В 2011 году, 16 сентября, Блаженнейший попал в больницу с переломом шейки бедра, затем через полтора месяца — туда же из-за затрудненного дыхания с подозрением на пневмонию. На фоне болезни Паркинсона у него развилось заболевание сердца. В июле 2012 года был установлен кардиостимулятор. Также Блаженнейший болел диабетом. С середины 2013 года состояние его было стабильно тяжелым. За несколько месяцев до смерти врачи вынесли митрополиту еще один приговор — онкология 4-й степени, рак желудка.
Несколько раз вся церковь готовилась проводить любимого иерарха в последний путь. Неоднократно митрополит переживал клиническую смерть. Его буквально возвращали с того света. Господь вопреки медицинским факторам хранил и продлевал его жизнь. В последние месяцы Владыка был прикован к постели. Он практически не мог разговаривать. Но при этом сохранял ясность ума. Даже в таком состоянии хотел знать, как и чем живет церковь. Это был человек, который любил Бога, жизнь и людей.
В конце июня 2014 года у Владыки открылось внутреннее кровотечение, а 5 июля он скончался. Тысячи людей пришли попрощаться с митрополитом. Люди несли ему его любимые цветы — розы и ромашки. Дорогу митрополиту усыпали лепестками. Владыку предали земле на старом монастырском кладбище около колокольни храма Рождества Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской лавре. Такова была предсмертная воля митрополита.
Писательская деятельность
Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир помимо церковной и общественной деятельности прославился еще и на ниве писательского творчества. При жизни и после его смерти издавались духовные проповеднические книги, сборники стихотворений, написанные владыкой. Он занимался редакцией наиболее важных материалов «Православного вестника» и «Вестника пресс-службы Украинской Православной церкви».
Проповеди
Блаженнейший Владимир был известным богословом, проповедником и духовным писателем. В период его преподавательской деятельности (ОСД, МДА) им было прочитано множество лекций. Все проповеди митрополита Владимира (Сабодана), а также отрывки курсовых работ, статьи и интервью, были объединены в многотомном издании, которое изначально было предназначено для учеников духовных заведений, а также всех тех, кто интересуется церковной историей.
Стихотворения
В 2014 году вышло посмертное собрание стихотворений «Дорогому человеку на память». В основном — стихи на русском языке, но есть и на украинском, большинство из них лирической тематики. В советское время произведения Владыки печатались в самиздате.
Есть такая песня «Белая ромашка, лепесточки нежные…». В свое время она была очень популярным хитом и звучала везде по радио, на телевидении. Мало кто знает, что слова к ней придумал владыка. Их он посвятил своей любимой девушке, Нине, жившей в родном селе Марковцы, — единственной любви в его жизни…
Хороши цветы весной,
Я любуюсь день деньской.
Я смотрю во все глаза,
Ах, какая красота!..
Припев:
Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь.
Ах, ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь.
Выйду в поле вечером,
Там цветы цветут кругом.
Среди синих васильков,
Там живёт моя любовь.
Припев тот же.
Я нарву цветов букет —
Среди них ромашки нет.
Я сорву её одну
И к груди своей прижму.
Припев тот же.
Владимир Сабодан
Блаженнейший Владимир за свое курсовую работу «Христос Спаситель — Начальник мира», написанную на окончание Санкт-Петербургской Духовной академии, получил звание кандидата богословия. В МДА он защитил диссертацию под названием «Экклезиология в отечественном богословии», за что ему была присвоена ученая степень магистра богословия. Позднее были изданы книги с материалами этих научных работ и под одноименным названием, а также многие другие сочинения («Павел, призванный апостол» и пр.) в 11-ти томах.
Видео о митрополите
Видеоролик об удивительном человеке, талантливом писателе и выдающемся иерархе митрополите Владимире.