Митрополит Черногорский Амфилохий: «Сегодня происходит расчеловечение человека»
СМС-ка от Светланы Луганской: «Приехал митрополит Амфилохий. Через сорок минут в Даниловской гостинице», — Москва, октябрь, холодный ветер, метро, снова порывы ветра – и я в гостинице Даниловской подхожу под благословение к митрополиту Черногорскому и Приморскому Амфилохию (Радовичу). Никакой договоренности об интервью не было, запинаясь, спрашиваю: «Владыка… можно? Всего несколько вопросов». И в ответ слышу: «Подождите, пожалуйста, полчаса – я к Вам выйду».
Он совсем не производит впечатление высокой персоны. Он просто и смиренно улыбается, говорит тихо и вдумчиво, особенно тепло произносит имена святых.
— Владыка, Вы только что приехали из Сербии, братской для нас страны. Скажите несколько слов о сегодняшней жизни Сербской Церкви.
— Как и в России после коммунизма, у нас, слава Богу, возобновляется духовная жизнь. Территория бывшей Югославии: Сербия, Черногория, Македония (здесь, правда, есть определенные юрисдикционные трудности, Босния и Герцеговина, Хорватия — является канонической территорией Сербской Церкви.
У нас и до этого, в 80-х годах, началось большое духовное движение и большой духовный подъем под влиянием трудов ныне прославленного святого преподобного Иустина (Поповича) и святого Николая (Велимировича).
— Мы в России его очень почитаем…
— Да, владыка Николай между двумя войнами много сделал для русских. Ну а теперь – его роль растет все больше и больше.
Возобновляются новые епархии. Например, в Черногории была только Черногорская и Приморская митрополия. А теперь у нас возобновлена епархия Будимльская, есть новые епархии в Боснии и Герцеговине…
Теперь у нас стало больше образованных священников. Наши семинарии, слава Богу, работают хорошо. У Сербской Церкви есть три богословских факультета: один в Белграде, другой в Фоче (Босния), а третий – в Америке.
Возобновлены многие монастыри, приходская жизнь… Кроме того, печатается много книг, появляются новые церковные журналы… Есть несколько православных радиостанций. К сожалению, пока нет своего телеканала – но попытки его открыть уже предпринимаются, есть надежда, что они увенчаются успехом в близком будущем.
Во всем этом есть заслуга нашего Патриарха – блаженной памяти Павла. Он был человеком очень глубокой духовной жизни. И конечно, его личность сыграла очень важную роль сначала для Косово и Метохии, где он был епископом 34 года, а потом и в качестве патриарха.
Нужно выполнить еще очень большую работу в области живой церковной миссии, сотрудничества с другими Православными Церквами – все это было бы для нас очень полезно.
Вот в мае состоялось прославление старца Симеона Дайбабского. Старец Симеон учился в Киевской Духовной академии. Сначала он учился, потом жил как пустынник – чудом Божьим он открыл древний пещерный монастырь в Подгорице. Он упокоился в 1940-х годах. И теперь к нему приходят поклониться многие люди, совершаются чудеса…
Тогда же был прославлен наш знаменитый богослов, преподобный Иустин Попович, духовный отец и писатель. Он написал двенадцать томов житий святых. Его «Догматика», «Толкование Священного Писания» — это тридцать больших томов! Все это публикуется.
На нас благотворное влияние оказывает преподобный Иустин через его богословие, его книги, а также святой владыка Николай, тоже прославленный несколько лет тому назад.
Как и у вас в России, идет прославление новомучеников. Во время Второй мировой войны у нас многие епископы, священники и миряне пострадали за Христа. Да и после войны – например, епископ Варнава (Настич), который провел много лет в тюрьме и упокоился в 1964 году. Кажется, его отравили. Поэтому мы почитаем его как исповедника, священномученика. Он был не правящим, а викарным архиереем, но мог сказать глубокое, веское слово, которое, как и его жизнь и его страдания свидетельствовало о Христе.
Новомученики – это сила Божья. Так всегда было. Так же обстоит дело и в России. Как сказал древний писатель Тертуллиан: «Кровь мучеников – это семя Церкви».
— Раз зашла речь о мученичестве – как Вы считаете, насколько современный мир агрессивен по отношению к Церкви Христовой?
— Во все времена были свои искушения. С одной стороны совершается дело Божье, сам Господь совершает Свое дело на земле – а с другой стороны совершается зло, сатанинская сила совершает свое сатанинское дело. Так всегда было.
Зло меняет внешнюю оболочку, а внутри остается тем же. Как мы знаем, славянские православные народы особенно пострадали от безбожия в ХХ столетии. Была надежда, что после этого будет восстановление всех областей жизни, но к сожалению, сегодня можно наблюдать брак между семенем коммунизма, потомком этого безбожного духа, нравственной пустотой, которая является его последствием, и, с другой стороны, семенем гедонистической западной цивилизации. Этот «брак» ужаснее, чем коммунизм и гитлеризм. Сегодня происходит расчеловечение человека, потому что этот новый дух развращает глубины человеческой жизни и человеческой и Божественной нравственности. И это гораздо ужаснее, чем то, что было раньше.
А с другой стороны, ничто не меняется, и Господь сегодня присутствует, и Церковь свидетельствует – как всегда.
— Всего несколько дней назад в Белграде состоялся гей-парад. В Москве тоже регулярно активисты этого образа жизни требуют соблюдения их «права» на проведение подобных мероприятий. Что Вы можете сказать по этому поводу?
— Что ж, вот он – плод этого нового духа современной евро-американской культуры. Это уничтожение христианской нравственности. Для этого духа все равно, все одинаково: зло и добро, любовь и ненависть, Бог и диавол – все для него имеет равные права. Это дух содомский, сатанинский, развращающий человека, саму созданную Богом природу человеческую.
Шафаревич, анализируя внутренние истоки социализма в своей книге «Социализм как историческое явление», приходит к выводу, что в корне его – стремление к уничтожению. Я думаю, что сегодня через явления такого вида, как гей-парад, проявляется какая-то жажда самоубийства, стремление к саморазрушению человека, к смерти. Потому что здесь уничтожается любовь, самая святая сфера человеческого бытия, закон которой — рождать, давать новую жизнь. Здесь она становится, как у нас говорят, «яловой», бесплодной – она не рождает, а уничтожает.
Помните, как символичен конец Содома и Гоморры? На этом месте находится Мертвое море. Это – плод такого образа жизни.
— Кроме мира секулярного, безбожного, на Церковь наступает мир фанатичный. Расскажите, какова сейчас ситуация в Косово? Насколько тяжел там религиозный конфликт?
— Сейчас там больше ощущается конфликт национальный. Но в его глубинах лежит религиозное столкновение, так как большинство косовских албанцев происходят от бывших христиан. В большинстве своем это были православные сербы. Но изменение веры изменило и национальное самосознание. И такая жестокая ненависть, которую можно наблюдать в Косово, связана как раз в том, что этот народ хочет уничтожить свою память, свои корни, которые до сих пор где-то в глубинах присутствуют.
У нас есть такая поговорка: «Кто вырвал око твое? Брат. Потому и язва такая глубокая». Когда братья ненавидят друг друга – это самая ужасная ненависть, ненависть, порождающая безумие. Так вот и случилось, к сожалению, в Косово.
Конечно, косовские албанцы ничего бы не могли сделать без поддержки Соединенных Штатов и пакта НАТО. США имеют свои геополитические интересы: через Косово прокладывается дорога на Украину, Россию и через Сибирь на Восток. Косово всегда было геополитически важной точкой: через него проходили такие дороги с Востока на Запад и с Запада на Восток. Символично, что сегодня, как и в XIV столетии, именно тут, в Косово, решается судьба мира.
Тяжело, что в Косово уничтожены многие храмы. Сотни тысяч людей изгнаны и лишены возможности вернуться. Особенно это касается больших городов, например, Приштины. В Приштине было почти сто тысяч сербов – сейчас их осталось всего 60-70 человек, а город вырос в три раза, туда приезжают из Албании, из деревень.
Вот уже десять лет идет оккупация. Албанцам помогают американцы и европейцы, а сербский народ находится на новом распятии.
Кстати, у нас до Рождества должна выйти книга – «Новое косовское распятие». И уже раньше вышли две книги на тему косовской трагедии: «Крест Христов и новый косовский завет» и «Косово – глава царя Лазаря».
-Владыка, почему люди теряют веру и уходят из Церкви. Почему?
— Причина – в омирвщлении жизни, которое становится все глубже и глубже. Все это является последствием того же безбожия, того же разорения нравственности. Торжествует идеология «плотоядной жажды», по меткому выражению Достоевского, когда ценность приобретает тело – плоть, и только тело, земля и только земля. Другого мира нет, этот мир существует для человека, и нужно использовать эту короткую жизнь.
Опыт Церкви подсказывает нам, что наш огромный христианский долг – сохранить свою душу, что и будет подлинным свидетельством о Христе.
В конце концов, в словах Христа не так много оптимизма: «Когда придет Сын Человеческий, найдет ли веру на земле? Но не бойся, малое стадо». Помните, в книге Бытия, фараон видел сон: семь коров тучных и семь тощих, и тощие пожрали тучных. Так и в нашей жизни и в нашей вере. Наши тощие коровы пожирают тучных…
И все-таки, Господь не говорит, что веры не будет, Он спрашивает: найдет ли? Он знал, что говорил. Значит, чья-то вера останется.
— Но часто мы сами отталкиваем людей от Церкви. Что можно сказать человеку, который не нашел среди христиан любви, хотя именно по взаимной любви нас должны узнавать как учеников Христовых?
— Что ему можно сказать? Можно лишь помолиться Богу, чтобы он не соблазнился нашими слабостями. Чтобы ему открылось, что мы – не мера глубины церковной жизни. Церковь глубже нас, сегодняшних христиан. Человек должен смотреть на Христа и его святых. Всегда есть подлинные христиане и среди наших современников. Как писал Нил Сорский? «Я никто, я только бедный грешный человек. Не берите с меня пример, читайте и учитесь у святых отцов. Я в болоте нахожусь».
Христианину очень важно понимать, что мерой Церкви является не он. Пребывают Христос и святые – подлинные носители церковной жизни. Так всегда было и есть.
— Владыка, что самое главное в жизни христианина?
— Во-первых, надо все больше и больше утверждаться в вере. По слову апостола Павла, все, что вне веры – грех. Вне пути веры человек идет беспутьем греха. Вера – это стержень нашей жизни.
И с другой стороны, вера должна стать частью нашей повседневной жизни. Она должна осуществляться и в нас, и вокруг нас.
Вера развивается через смирение, через дух покаяния, через сознание своего недостоинства – что бы мы ни сделали, надо смиряться. Самое опасное для христианина — самонадеянность. А в нас часто бывает очень силен этот дух фарисейства, а духа смирения нет.
И самое главное – вера в милость Божью. «Милость Твоя поженет мя во вся дни живота моего», — Господи, как это глубоко! Это самое важное.
— Спаси Господи, Владыка!
В Македонии Сербская Церковь переживает раскол – М. С.
митрополит Амфилохий (Радович)
Родился в день Рождества Христова, 7 января 1938 года, в селе Баре Радовича, в Нижней Мораче; при крещении получил имя Ристо («Христос»).
При монастыре Морача окончил начальную школу. В 1962 году окончил Духовную академию Святого Саввы в Белграде; учился на философском факультете Белградского университета по специальности классическая филология, затем в Берне (Швейцария) и в Риме.
В Греции, где провёл 7 лет, принял монашество и был рукоположён в священника Элладской церкви; защитил докторскую диссертацию, посвящённую святителю Григорию Паламе (на греческом языке).
Год провёл на Святой Горе, откуда был направлен преподавать в Париж в Свято-Сергиевский институт.
С 1976 года преподаватель на кафедре православной педагогики в Белградской Духовной академии Иоанна Богослова.
В мае 1985 года, по избрании епископом Банатской епархии, в город Вршац. Архиерейская хиротония последовала 16 июня того же года.
30 декабря 1991 года был возведён в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского и Экзарха Священного трона Печского.
Ввиду госпитализации Патриарха Павла с 13 ноября 2007 года, открывшийся 15 мая 2008 года в Белграде Архиерейский собор Сербской церкви постановил временно передать функции Предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Амфилохием.
В день кончины патриарха Павла, 15 ноября 2009 года, на экстренном заседании Священного Синода Сербской Церкви избран местоблюстителем Сербского патриаршего престола.
С 21 мая по 18 ноября 2010 года являлся временным администратором Рашско-Призренской епархии.
В связи с проведением в Белграде 10 октября 2010 года гей-парада, назвал шествие секс-меньшинств «ядом, который разливается по улицам Белграда», добавив, что он «страшнее урана». Митрополит также заявил, что Содом заразил «современную цивилизацию» и «поднялся на пьедестал божества» в связи с чем призвал бойкотировать шествие. Представители ЛГБТ немедленно обвинили митрополита Амфилохия в гомофобии, в связи с чем член комитета по защите прав секс меньшинств Сербии Невена Петрушич потребовала от митрополита извинений в противном случае пригрозив судебным разбирательством.
26 мая 2011 года была образована Буэнос-Айресская епархия, включающая в себя приходы в Южной и Центральной Америке. Администратором новосозданной епархии был назначен архиепископ митрополит Амфилохий.
Был обвинён в попытке разжигания ненависти и проклятия правительства Черногории за фразу «кто уничтожит церковь, да уничтожит Бог его самого и его потомство», в связи с чем 23 июня 2011 года был вызван в суд, который по требованию митрополита перенесён на более позднее время. В случае положительного решения суда, митрополиту грозит штраф.
11 февраля 2015 года в академическом актовом зале ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий торжественно вручил митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию (Радовичу) докторский крест и диплом о присвоении степени почётного доктора Санкт-Петербургской православной духовной академии.
Владеет русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками. Член Союза писателей Сербии и Черногории.
Митрополит Черногорский Амфилохий: НАТО страшнее Муссолини и Гитлера
Митрополит Амфилохий, которому подчинены все епархии Сербской православной церкви в Черногории, продолжает резко критиковать руководство страны за вступление в НАТО. Подробнее — в материале Федерального агентства новостей.
В своем последнем послании мирянам Амфилохий заявил: «Власти Черногории продали свои души и своих предков ради вхождения страны в НАТО и ускорения ее европейской интеграции. Нужно, чтобы в Черногории не осталось ни одного непросвещенного православного. Прежде всего, нужно покрестить зараженных опухолью, которые властвуют 70 лет. Те, кто раньше кланялся Ленину, сейчас кланяются «золотому тельцу», Брюсселю и Европе. Двинулись мы на Запад, где, как известно, солнце заходит, вопреки тому, что хорошо знаем, что свет всегда идет с Востока».
79-летний митрополит Амфилохий (в миру — Ристо Радович) выделяется среди православных священнослужителей своим образованием и смелыми высказываниями о всех актуальных событиях, которые часто противоречат официальной позиции властей. Он закончил в Белграде духовную семинарию и академию, а также университет по специальности классическая филология. Продолжил свое образование в Старокатолическом университете в Берне и в Восточном институте и Ансельмиануме в Риме. В 1973 году защитил на греческом языке докторскую дессертацию на православном факультете Афинского университета.
Кроме многочисленных статей о текущих событиях в СМИ Балканского полуострова, он публикует также свои эссе и стихотворные произведения. Является членом Союзов писателей Черногории и Сербии. Владеет греческим, русским, итальянским, немецким, английским, французскими, латинским и древнегреческим языками.
После смерти в 2009 году патриарха Павла, возглавлявшего Сербскую православную церковь 29 лет, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий был самым авторитетным иерархом церкви и поэтому стал местоблюстителем патриаршего престола на два месяца. Однако в Сербии выбор патриарха происходит не путем голосования, а через жеребьевку среди трех кандидатов. В результате новым патриархом стал Ириней.
Ежегодно, начиная с 24 марта 2000 года, в день начала бомбардировок авиацией НАТО Сербии и Черногории, черногорский митрополит проводит заупокойную молитву о погибших. На ней в 2005 году он заявил, что Косово и Метохия находятся под контролем ООН, что за последние пять лет там разрушено православных храмов и осквернено святынь больше, чем за 500 лет турецкого рабства.
В 2010 году митрополит Амфилохий выступил против гей-парада в Белграде. В статье под названием «Танец смерти на улицах Белграда» в журнале «Печат» он написал: «Гомосексуализм или «мужеложство» (старославянское слово), библейски названный «содомия», «содомский грех», испокон веков представлял для Церкви — и сегодня представляет — один из смертных и смертоносных человеческих грехов. Согласно Моисеевой книге Бытия (Быт. 19: 1-29), этот грех был причиной того, что Бог стер серой и огнем города Содом и Гоморру, находившиеся на месте, где сейчас расположено Мертвое море, в котором не могут жить живые существа (археологи утверждают, что в нем действительно находятся останки неких древних городов).
Свойство настоящей любви — рождать и даровать новое качество жизни. Благословение, заложенное в мужскую и женскую природу, есть сотворение новой жизни, рождение и умножение и наполнение земли и обладание ею (см.: Быт. 1: 28). Древо, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Не скрывается ли в действительности за словесным триумфом и хвастливостью общественного демарша «гей-парадистов» внутреннее страдание, отчаяние и печаль участников парада? Не клоунский ли это крик из-за потерянного морального и духовного равновесия, бытийной нестабильности? Здоровая и истинная любовь никогда не имела и не будет иметь потребности для такого внешнего хвастовства, навязывания и эффектов. Проводимые в Европе и мире гей-парады представляют собой насилие над подавляющим большинством мужчин и женщин другой ориентации, пропаганду своей идеологии и образа жизни недопустимыми способами. Интересно было бы узнать, почему организаторы и финансисты этих гей-актерских представлений и театральных водевилей не пытаются подобное устроить в исламских странах Востока?»
Митрополит Амфилохий постоянно высказывает свое мнение, часто резко критическое, о внутриполитических решениях правительств Сербии и Черногории. Многие сербы вспоминали его мнение о гомосексуалистах, когда премьер-министром страны стала лесбиянка Ана Брнабич.
Свое мнение о присоединении Черногории к санкциям против России он выразил так: «Власти Черногории принимают какие-то экономические санкции против России! 99 процентов населения страны против этих санкций. Но для своих личных интересов администрация Черногории решила таким образом «повоевать» с Россией. И чем эти санкции могли напугать Россию? В Черногории смеются: «Что такое санкции Черногории против России? Это когда черногорцы не будут играть на гуслях!»
После первых же сообщений о начале переговоров о вступлении Черногории в НАТО, митрополит Амфилохий выразил свое мнение об этой организации:
«НАТО как пакт сейчас продолжает политику национал-фашизма. Делает то же самое, что делали в отношении Косово и Метохии Гитлер и Муссолини. При них Косово стало частью «Великой Албании». Северная часть — была в оккупированной Сербии, но все-таки Сербии. Но НАТО еще хуже Муссолини и Гитлера потому, что отняли у сербов и Северное Косово путем насилий и злодейств. Сейчас этот пакт осуществляет свои разрушительные дела на Украине, поступая с ней, как с Югославией. Что любопытно: Украину как отдельную республику в рамках СССР создали большевики, Ленин и Сталин, уничтожая единый великий народ. А сейчас их бывшие противники, борцы с коммунизмом в лице НАТО, защищают плоды деятельности большевиков, разделивших единый народ».
Как заявляет священник, сегодня православные славяне всех стран могут надеяться, что сбудется и пророчество митрополита Амфилохия: «Александр Невский сказал истинные слова: «Бог не в силе! Бог — в правде!» И правда обязательно победит и в Косово, и в Метохии! И на Украине. В Киевской Руси!»