Содержание
- Протоиерей Михаил Васильев: в Воздушно-десантных войсках верующих военнослужащих около 96 процентов
- «Умирать за деньги нельзя»: главный священник ВДВ и РВСН о вере в Бога и военной службе
- Небесные покровители
- Пост. Время кушать попов.
- Протоиерей Михаил Васильев: некоторые из нас уже «поднаторели» в парашютных прыжках
- «Десантный» батюшка
Протоиерей Михаил Васильев: в Воздушно-десантных войсках верующих военнослужащих около 96 процентов
2 августа – день Воздушно-десантных войск, и в этот же день Русская Православная Церковь празднует день Илии Пророка, небесного покровителя ВДВ. Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы, Патриаршего Подворья при штабе ВДВ в Сокольниках протоиерей Михаил Васильев рассказал нам в канун праздника о том, сколько верующих в десантных войсках и какова на сегодня ситуация с военным духовенством в армии, какие проблемы еще остались и требуют своего решения.
Почему Илия Пророк покровитель десантников? Дело в том, что как раз 2 августа на учениях Московского военного округа под Воронежем в 1930 году был высажен первый парашютный десант в количестве 12 человек. Первое десантирование в это безбожное время на 2 августа, – согласитесь, не без промысла Божия. А до революции Илия Пророк считался покровителем всех, кто путешествует по воздуху. Он был покровителем, например, Русского императорского воздушного флота.
Что касается ситуации в армии с военным духовенством, то по сравнению с тем, что было раньше, все поменялось довольно сильно. Можно сказать, произошли просто революционные изменения. Напомню, что в 2009 году было принято решение о возрождении института военного духовенства. Однако, как ни странно, официально (я подчеркиваю, только официально) в армии по-прежнему нет священнослужителей традиционных религий народов России, в том числе и православных.
На сегодня существуют только ведомственные документы Министерства обороны Российской Федерации, регламентирующие это направление работы с личным составом, но они не имеют силу даже подзаконного акта, а тем более, федерального закона. И в соответствии с этими ведомственными положениями официально в армии есть лишь помощники командиров по работе с верующими. По статусу они приравниваются к гражданскому персоналу Министерства обороны РФ, таким, скажем, как электрики, бухгалтеры, шоферы или уборщицы. И это на самом деле очень плохо, потому что священник должен быть, прежде всего, священником. А когда происходит некое непрофильное обременение в виде «помощника командира», то этим даже могут злоупотреблять не очень дальновидные командиры. Например, они говорят батюшке: «Извините, но вы не батюшка, а помощник командира по работе с верующими. Давайте-ка поэтому, сделайте то-то и то-то», требуя в том числе то, что выходит за рамки обязанностей священнослужителя. Бывали и такие случаи, хотя они все же скорее исключение.
Материал по теме
Священник Михаил ВАСИЛЬЕВ: “МЫ НЕ ЗА ДЕНЬГИ, МЫ ЗА РОДИНУ!”
Последний прыжок с парашютом для иерея Михаила Васильева был неудачным — порвались парашютные стропы… Он смог приземлиться на болтавшемся куполе, но сломал позвоночник. Cейчас батюшка дома — ходит на костылях, но чаще лежит в постели. Шутит: «Все не без Промысла Божия — вот я сейчас, наконец, могу и с семьей, и с друзьями пообщаться».
Или, например, начальник штаба в соединении может сказать: «Раз вы помощник командира, то соблюдайте регламент рабочего времени. Почему вас не было на построении? Или почему вы вдруг отлучаетесь на какой-то престольный праздник собора вашей епархии, у вас же есть регламент! По нему вы должны быть в части от сих до сих». А недавно бывшие замполиты в Минобороне выдумали даже странную формулу выведения коэффициента эффективности работы батюшки в части.
Так что опять-таки официально в нашей армии не существует полковых священников, как это было в дореволюционной Российской армии. Или, как скажем, это имеет место, например, в армиях большинства стран Европы и США, Южной Корее или Австралии с Канадой. То есть, официально мы не военные священники, а помощники командиров по работе с верующими в непонятном для нас статусе технического персонала вроде электриков или бухгалтеров.
Но ведь логично, чтобы священнослужитель мог иметь тот социальный статус, который соответствует важности его служения. Вроде это руководящий состав, а статус и жалование у него как у технического персонала. Вот представьте себе, что Вы являетесь заместителем главного редактора журнала, а при этом жалование у Вас меньше, чем у охранника. А у большинства священников многодетные семьи.
Чтобы эффективно заниматься просвещением невоцерковленных людей, которые крещены, но не воцерковлены, этому надо посвящать 7 дней в неделю. Как и любому другому, впрочем, если хочешь, чтобы был результат. А если просто приходить в свободное между приходских послушаний и служб время от времени в ближайшую воинскую часть – эффект нулевой. А как, с другой стороны, быть священнику? Армейское жалование смешное, поэтому он или в ближайшем храме где-то подрабатывает и тем самым отвлекается от работы с личным составом, либо пытаться что-то клянчить у спонсоров, это не дело для военного священника. А если не дай Бог, священник погибнет на поле боя, его семья не получит социальный пакет, такой же, как и в подобном случае с обычными военнослужащими.
И всё таки, повторюсь, очень многое поменялось в лучшую сторону. Священники появились в тех частях и подразделениях, куда бы их раньше просто не пустили бы конкретные командиры с атеистическим мировоззрением. А теперь, поскольку священник все же предусмотрен в штатном расписании, нравится это командиру или нет, он его принимает и священник может трудиться. Ведь каждый человек имеет конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания. То есть, практиковать ту религию, которая не вступает в противоречия с законом.
У нас в Воздушно-десантных войсках, которые я окормляю последние 17 лет, процент верующих военнослужащих составляет около 96 процентов. Ведь каждый призыв проводится анкетирование офицерами по работе с личным составом. И около 96 процентов солдат именно так себя и позиционируют. Из них 99 %, или 98 с хвостиком, если быть точными – это православные. Вы должны четко понимать, десантники верующие, потому что иначе трудно, например, прыгать с парашютом из летящего самолета. ВДВ – это войска для войны. Эти военные – наша паства, а мы, священники, находимся рядом с ними уже давно, и, надеюсь, теперь так будет всегда.
Сейчас в Воздушно-десантных войсках трудится 21 священник, помимо прочего они совершают добровольно и парашютные прыжки. Денег за них батюшке не платят. Есть в ВДВ и свой мулла. Например, у протоиерея Саввы Щербина – 900 прыжков с парашютом. Священник иерей Сергий в Усурийской бригаде ВДВ за год совершил 68 прыжков с парашютом. Есть у нас священник, награжденный двумя Орденами мужества, который рисковал жизнью, есть среди батюшек раненные и контуженные.
За прошедший год только в полях на учениях причастилось более 15 тысяч воинов- десантников. Созданы и испытаны три мобильных храма ВДВ. Построено 16 храмов, пять часовен в ВДВ.
И подавляющее большинство офицеров и командиров оказывают нам поддержку в том числе потому, что просто видят практическую пользу от нахождения наших священников в ВДВ. Это прежде всего наш православный командующий ВДВ Герой России генерал-полковник Шаманов Владимир Анатольевич. Знаем мы как доброго христианина Министра Обороны России генерала армии, Героя России Шойгу Сергея Кужугетовича.
Мы, священнослужители помогаем сохранить нашим ребятам в армии человеческое лицо, чтобы они действительно оставались людьми, в самом высоком смысле этого слова. Чтобы воин не озлобился, ни в коем случае не потерял то высокое достоинство, которое мы именуем христианским образом жизни. А те, кто его еще не имеет, приобрели его воцерковляясь через трудности и опасности нелегкой военной службы.
«Умирать за деньги нельзя»: главный священник ВДВ и РВСН о вере в Бога и военной службе
О зарождении веры в сердце военного, месте священника на войне и влиянии молитвы на пуск ядерной ракеты рассказал протоиерей Михаил Васильев.
На грани чуда
Война непредсказуема в своих сюжетах. Еще вчера десантная тактическая группа теснила боевиков в горах, а спустя 18 часов два взвода из ее состава оказались в окружении тех самых «незаконных формирований». Склоны гор покрыла низкая облачность, то и дело прошиваемая трассерами автоматных и пулеметных очередей, пишет обозреватель еженедельника «Звезда».
А на руках священника в десантном камуфляже умирал молоденький мальчонка в звании гвардии рядового. А погоды все не было и не было, а, значит, не могло быть и вертолета, чтобы вывезти тяжелораненого солдата. Главная задача санинструктора и священника состояла в том, чтобы любыми способами дотянуть жизнь мальца до прилета «вертушки». Только там, на базе, в госпитале, могла прийти к нему спасительная помощь врачей. Санинстуктор сделал все, что мог: вколол промедол, остановил кровопотерю. А солдат тихо умирал: сильнейший шок отходил, забирая остатки человеческих сил. И всем, кто был рядом, от этого становилось страшно и больно. Священник смотрел на небеса в плотном пологе облаков без единого просвета и молил Господа сделать так, чтобы прилетел вертолет. Молился он и всю последующую ночь напролет, прекрасно понимая, если вертолет не прилетит, три десятка десантников, которые приходили и молились, разуверятся в Боге.
Утром, в клочьях расползающегося тумана застрекотала «вертушка». Потом, вернувшись на базу, священник и остальные десантники узнают, что раненный солдат выжил. При этом видавшие виды полевые хирурги констатируют, что подобный случай — на грани чуда.
Это лишь один из эпизодов службы протоиерея Михаила Васильева — настоятеля московского Храма Благовещения Пресвятой Богородицы Патриаршего подворья при штабе ВДВ в Сокольниках. Сам он о подобных случаях рассказывать не любит, считая их обычным делом и прямым предназначением армейского священника.
Протоиерей Михаил в горах Чечни.
— Как правило, на войне есть кому стрелять, но очень часто бывает некому заниматься состоянием души человека — этим, казалось бы, простым и вместе с тем невероятно сложным делом. Солдат выпустит автоматный «рожок» в нужном направлении — нет проблем, но когда он увидит холодное тело своего товарища, когда поймет, что и сам мог оказаться на его месте, вот здесь, конечно, очень трудно и тяжело ему становится. И в этот момент нужна работа пастыря, здесь приходится принимать исповедь, поддерживать морально подавленные сердца людей, которые увидели кровь, смерть, несправедливость, — делится видением собственного предназначения отец Михаил.
Векторное направление — «вопреки», а не «благодаря»
Наверное, сама судьба предопределяла его военную стезю. Родился в офицерской семье, рос в отдаленных северных гарнизонах. Как сам шутит, с детства приобщился к прозе быта захолустных военных городков и на практике постиг основы тамошнего «офицерского троеборья»: вода, дрова, помои. На финише школьной учебы Михаила отец завел разговор о перспективах военного училища. Но, видимо, уже тогда в его характере складывался несколько противоречивый вектор движения по жизни — «вопреки», а не «благодаря». Вопреки устойчивому мнению, что в МГУ можно поступить только с «мохнатой руки» или за большие деньги, он стал студентом философского факультета просто по вступительным баллам. Закончив университет по кафедре научного атеизма, вопреки общей тенденции выпускников той поры бросаться в бизнес, он пошел в аспирантуру, потом преподавал в университете.
К религии Михаил Васильев пришел не сразу. Путь к Богу для молодого человека, далекого от церкви, не крещенного и не имеющего ни одного верующего друга, пролег через знания. Опять же вопреки «атеистической» учебной программе, он не принимал ее постулаты на веру, а старался вникать в истоки религии. При этом мало чем отличался от своих однокурсников: готовился к экзаменам, пел песни под гитару и в студенческой компании вел философские диспуты о религии за бутылкой недорогого портвейна. Тогда, в 1990-е, пришла мода на крестики и посещение храмов. Но Васильев, со свойственным ему максимализмом, не хотел ограничиваться свечками и куличами на Пасху. Вопреки ярмарке безнравственности, гулявшей по стране в те времена, он решил серьезно служить Богу. А однажды духовник Михаила отец Димитрий Смирнов сказал:
— Ты из семьи военного? Значит, быть тебе батюшкой в военном гарнизоне.
Служба по предназначению.
Перспектива складывалась не по планам молодого человека. Но «вопреки» сработало и на этот раз. Даже молодая супруга, к слову, тоже духовное чадо отца Дмитрия, поддержала батюшку, хотя понимала, что такой путь и для нее легким не будет. С тех пор так безропотно и несет свое нелегкое бремя жены войскового священника матушка Мария.
— Сегодня мы рукоположили молодого священника, у которого не будет приходских обязанностей, — он будет работать со всей армией, — эти слова, произнесенные в 1998 году Святейшим Патриархом Алексием II на ступенях храма Великомученицы Варвары при штабе Ракетных войск стратегического назначения во Власихе, стали благословением для отца Михаила. А азимут в служении задали слова еще одного достойного человека — первого и пока единственного маршала Российской Федерации Игоря Сергеева, сказанные на том же месте и в тот же день:
— Если церковь и армия не спасут Россию, не будет ни церкви, ни армии, ни России.
В ракетной части.
Так отец Михаил стал настоятелем Патриаршего подворья при штабе РВСН. В ракетных соединениях, разбросанных по всей стране, он бывал чаше, чем самые активные проверяющие Главного штаба. Его захватывала возможность познание этого незаменимого в системе безопасности страны воинства.
Готовится пуск новейшей баллистической ракеты. Конструкторы, генералы, сотни военных специалистов перед пуском искренне молятся с батюшкой. Все понимают: многолетний труд и огромные средства вложены в этот старт. И если «изделие» не полетит, то все придется начинать сначала. Сорвется старт — виноват кто будет? Естественно, в числе прочих — и батюшка, который безблагодатно провел молитву.
Это нормальная логика мирянина, который только становится верующим. Ему очень важно иметь зримое присутствие Господа. И отец Михаил, благословляя ракетные пуски, не раз видел, как Господь по вере этих, искренне взывающих к Богу людей, даровал им чудо. И это, наверное, дорогого стоит и очень отличается от обычного служения приходского священника.
Энергия действия
По своей натуре отец Михаил — человек действия. Просто невозможно представить его каким-нибудь кабинетным работником Патриархии. Мне довелось наблюдать вездесущность «Батька», как называют его между собой десантники, во время дивизионных учений на горном полигоне. Под грохот авиационной огневой подготовки он проводил литургию в полевом походном храме. Через полчаса батюшка благословлял на учебный бой роту, которой предстояло действовать на главном направлении удара. В тот день его можно было видеть и на огневых позициях артиллеристов, и беседующим с молодым солдатиком саперной роты. Именно эта энергия действия, наверное, послужила и поводом для того, чтобы он был назначен руководителем сектора Воздушно-десантных войск Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами.
Отец Михаил считает, что военный священник должен быть рядом с солдатом в самые сложные моменты службы. Наверное, именно этот личный принцип кидал его по всем горячим точкам, где воевали десантники. С Владимирской иконой Божией Матери «Батек» встречал в Салониках корабли с десантом, а затем на бэтээре вместе с нашими миротворцами рассекал ночь во время знаменитого марш-броска в Косово. Самого его в выгоревшем камуфляже только и можно было отличить от десантника, что по рыжеватой бороде да по черному клобуку на голове.
Полевой молебен.
Молебен «от страха»
Первый парашютный прыжок он совершил, можно сказать, экспромтом. Отец Михаил работал с новобранцами, когда произошла нештатная ситуация: у одного из солдат не раскрылся основной парашют, и он приземлился на запасном. Увидев это, очередная смена молодых солдат, отказалась идти на борт самолета. Командир подразделения — к священнику, просит:
— Батюшка, есть у вас молитва какая-нибудь от страха? Прочитайте им, может, соберутся духом!
Молебен «от страха» батюшка провел, потом просто поговорил «за жизнь» с новобранцами, а затем попросил для себя парашют и пошел на предпрыжковую подготовку по сокращенному варианту. Один лишь вид священника с парашютом произвел на новичков сильное впечатление: все, как один, пошли в самолет. Когда на высоте гуднул бортовой сигнал «Приготовиться!», все встали, батюшка перекрестил солдат, потом сам перекрестился. По сигналу «Пошел!» вслед за командиром шагнул в небо. Солдаты пошли следом, никто из них не догадался, что «Батек» был тоже «перворазником».
А вот одиннадцатый парашютный прыжок стал настоящим испытанием для него самого. На учениях главный священник ВДВ десантировался с полковой разведкой. Прыгали с Ил-76. Это потом, на госпитальной койке, анализируя каждую секунду того полета, он сделал вывод, что рановато раскрыл купол, попал в зону турбулентности, стропы тут же перехлестнуло, туго закрутив в жгут. Как учили на занятиях по воздушно-десантной подготовке, раскручивал почти погасший купол, пытался сдернуть с него стропы. Обрезать их не успел — уж очень быстро приближалась земля, слишком высокой была вертикальная скорость приземления. Сгруппировался, спружинил на ноги, но все равно при приземлении услышал хруст в позвоночнике. В часть батюшка возвращался на санитарной машине. Диагноз: компрессионный перелом позвонка.
Новый Завет и «Наука побеждать»
Манера разговаривать у отца Михаила, похоже, выработалась многими годами служения в армии — по-военному четкие, выверенные фразы без деепричастных замысловатостей и с максимальной смысловой нагрузкой. Тертые войсками комбаты к этой манере идут годами через военные вузы, ежедневную практику командования и подчинения. А он, наверное, впитал ее душой и мыслью через тесное соприкосновение с войсковым бытием своей паствы. И совсем не удивительно, что главный десантный и ракетный батюшка одинаково глубоко знает и Новый Завет, и суворовскую «Науку побеждать». Часто цитирует мысль прославленного генералиссимуса: «Безверное войско учить, что перегорелое железо точить».
Орденоносец протоиерей Михаил Васильев.
Да и награды у сорокалетнего десантно-ракетного батюшки — самые что ни на есть боевые: орден Мужества, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», медали «Генерал армии Маргелов», «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния-Косово». А за этими наградами — более тридцати командировок в «горячие точки», бескорыстная духовная работа в войсках, на полигонах и в отдаленных гарнизонах.
— Как сказал апостол Павел, нужно для всех быть всем, чтобы обратить хотя бы некоторых, — рассуждает отец Михаил. — Конечно, чтобы органично войти в воинский коллектив, нужно разделять все тяготы и лишения, которые приходится терпеть солдатам. А главный принцип для военного священника тот же, что и для хорошего командира — не «делай, как я сказал», а «делай, как я». Военную науку протоирей Михаил Васильев освоил на уровне полководца, пройдя курс обучения на факультете переподготовки и повышения квалификации Академии Генерального штаба ВС РФ. Специальность — «командно-штабная оперативно-стратегическая подготовка». Такого диплома больше ни у кого из священников нет. Но главное — не диплом, а знания и навыки, которыми овладел этот в полной мере военный профессионал. Разработанным под его руководством и успешно применяемым священниками в частях мультимедийным воспитательным программам можно было бы поучиться и организаторам общегосударственной подготовки в армии.
Храм в душе, храм на земле
— Офицерская среда до сих пор более нравственна, чем срез общества других социальных групп, — говорит отец Михаил. — Работая с наиболее боевыми частями Российской армии — РВСН и ВДВ, я могу сказать, что они — настоящие профессионалы ратного дела. Сегодня престижность военной профессии растет, вместе с достойной оплатой службы офицеров и контрактников, обеспечением их жильем. Однако необходимо понимать и то, что за деньги можно убивать, но нельзя умирать. Для того, чтобы человек жертвовал личными интересами, необходимо пробуждать нематериальную мотивацию к служению: совесть людей, чувство долга. В Чечне, в палатке у одного из наших лейтенантов ВДВ я увидел простенький рукописный плакат: «Родине и жене — не изменять!» Очень конкретный девиз. Используем и его, как ориентир в работе.
Есть у отца Михаила и способности созидателя. За 14 лет пасторства он построил храм Преподобного Илии Муромца во Власихе, храм Пророка Илии в Сокольниках, храм Святой Троицы в Омске, храм иконы Божией Матери Благодатное Небо в Кубинке. В Косово им был установлен первый после революции походный воинский храм во имя преподобного Ильи Муромца.
Он активно участвовал в разработке нескольких типов мобильных храмов для работы с военнослужащими в полевых условиях. Много сил и энергии вложил отец Михаил в возрождение храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, ставшего Патриаршим подворьем при штабе ВДВ.
Самым главным таинством в своей духовной практике отец Михаил считает не описанное ни в одном Катехизисе таинство рождения веры в сердце человека. Он множество раз видел в глазах ракетчиков и десантников благость осмысленной духовности бытия. Тысячи военных людей привел к такой очищающей осмысленности и сам полководец веры протоирей Михаил Васильев.
В воскресенье, 2 августа, православный мир отмечал день памяти одного из самых почитаемых на Руси святых – великого ветхозаветного пророка Илии: человека с могучей силой духа, вознесенного по воле Господа на Небо живым и поныне пребывающего там во плоти.
И именно его, Илию пророка, разъезжающего, согласно преданиям, по Небу на огненной колеснице, называют своим святым покровителем те, кто самыми значимыми страницами свой биографии считает службу в рядах Воздушно-десантных войск (ВДВ).
В народных представлениях об Илие пророке как громовержце, повелителе огня и дождей, покровителе земледельцев и скотоводов, до сих пор сохранены некоторые черты мифологического Перуна, которому еще в дохристианские времена поклонялись крестьяне в надежде на щедрый урожай. Вот и праздник, Ильин день, приходится по старому стилю на 20 июля – разгар полевой страды.
Тем не менее, Илия пророк – вполне реальная историческая личность. Жил он в IX веке до Рождества Христова, родился в семье священника. По преданию, отец новорожденного увидел чудесное знамение: Ангелов Божиих, «пеленавших младенца огнем и влагавших в уста его пламень». С юности Илия посвятил свою жизнь Единому Богу. Мужественно и ревностно противостоял он культу языческого идола Ваала, начало которому было положено после смерти царя Соломона. Во времена нечестивого израильского царя Ахаве «восстал Илия пророк как огонь, и слово его горело как светильник».
По Церковному преданию (как повествует Апокалипсис), именно Илия, самый строгий и справедливый из пророков, станет предтечей Второго пришествия Христа, и во время проповеди примет телесную смерть. И именно святому Илие возносят нередко молитвы родные тех, кто служит в ВДВ, и также авиаторы и десантники.
В нашей стране День воздушно-десантных войск отмечается 2 августа на основании Указа Президента РФ №549 от 31 мая 2006 года как «памятный день, призванный способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению престижа военной службы».
А почему именно дата 2 августа выбрана как День рождения ВДВ? Неужто только в память об Илие пророке? И как давно в нашей стране появились и реально осуществились планы о создании ВДВ? Когда девизом воинов-десантников стали слова «Никто кроме нас»? Почему военнослужащие ВДВ нередко (на неофициальном уровне, конечно) расшифровывают аббревиатуру «ВДВ» как «Войска Дяди Васи»?
Надеемся, что немалому числу наших читателей будет интересно узнать ответы на эти вопросы, тем более в канун праздника ВДВ.
Еще в 1824 году появление воздушно-десантных войск было предсказано героем эпиграмм А.С. Пушкина, известным писателем и журналистом Фаддеем Булгариным в его фантастическом произведении «Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в ХХIX веке». Вот как описывает это Фаддей Венедиктович:
— По данному сигналу из духовой пушки с аэростата главного начальника воздушной эскадры вдруг солдаты бросились опрометью на землю с неизмеримой высоты. Я обмер от страха, но вскоре пришёл в себя, увидев распускающиеся в воздухе парашюты, которые, плавно опускаясь в различных направлениях, представили взорам моим другого рода прелестное зрелище. Солдаты, коснувшись земли, выпутались проворно из сеток, свернули парашюты и, привязав их как ранцы к спине, немедленно построились и начали производить пешие маневры…
Днем основания ВДВ считается 2 августа 1930 года. В этот день на учениях Московского военного округа под Воронежем для выполнения тактической задачи впервые было десантировано на парашютах подразделение в количестве 12 человек.
С начала своего существования ВДВ стали войсками «передового рубежа», способными выполнить любую задачу, сколь невозможной она ни считалась бы. Формирование авиадесантных частей, положившее начало массовому развертыванию этого рода войск, началось в 1932 году. А в 1941 году на базе воздушно-десантных бригад были созданы корпуса численностью свыше 10 тысяч человек каждый.
Одной из самых драматичных и ярких в истории ВДВ стала операция в тылу врага в ходе битвы за Москву (жаль, что о ней вспоминают в наши дни нечасто). Осень 1941 года была тревожной и грозной: несмотря на героическое сопротивление, оккупанты все ближе подступали к Москве. Все мыслимые и немыслимые человеческие и материальные ресурсы были задействованы в наступлении на врага. И тогда командование приняло решение о переброске войск ВДВ в тыл противника, которому необходимо было отрезать дорогу на Смоленск, чтобы в итоге фашистская армия оказалась в окружении.
Каждый из десантников готов был идти на смерть, каждый из них совершил тогда подвиг. Десанту удалось в ходе операции уничтожить более 15 тысяч немецких солдат! Именно тогда, в суровом декабре 1941 года, в жестоких боях в глубоком тылу противника, и родился священный девиз ВДВ: «Никто кроме нас». Потому и по сей день в войсках ВДВ столь бережно и трепетно относятся к своему девизу и флагу.
В ходе всей Великой Отечественной войны десантники проявляли массовый героизм: десятки тысяч воинов воздушно-десантных частей ВВС РККА награждены были орденами и медалями, 126 из них удостоены звания Героя Советского Союза.
И спустя годы после Великой Победы ВДВ не раз доводилось выполнять боевые задачи при защите мирного населения от террористов и агрессоров. С февраля 1988 года российские десантники принимали участие в действиях в «горячих точках» как на территории страны, так и за рубежом. Одной из самых тяжелых потерь в истории современных ВДВ стала гибель 6-й роты 104-го полка 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии в марте 2000 года, когда это подразделение предотвратило прорыв 2,5 тысяч боевиков, уничтожив свыше 700 бандитов.
И ныне воздушно-десантные войска заслуженно считаются элитой Российской армии; немало молодежи считает для себя за честь служить именно там. «Крылатая пехота», «голубые береты» — какими только эпитетами не награждают уважительно российских гвардейцев-десантников сограждане! И «Войска Дяди Васи» остаются неизменно символом мужества, надежности, ответственности, умения действовать быстро и грамотно при любых сложившихся обстоятельствах. А «дядя Вася» — вовсе не литературно-легендарный образ, вроде Василия Тёркина, а «Десантник № 1», как величают воины ВДВ своего кумира: Герой Советского Союза Василий Филиппович Маргелов (1908 – 1990), генерал армии, командующий войсками ВДВ в 1954 – 1959 и в 1961 – 1979 годы.
У праздника ВДВ сложились свои традиции и особенности, среди которых – встречи сотен десантников в Центральном парке культуры и отдыха и на Поклонной горе в Москве, парадные расчеты и возложение венков, воспоминания ветеранов с демонстрацией «дембельских» альбомов, концерты под открытым небом, а еще — купание в водоемах , а то и в фонтанах. В Люберецком районе местами дислокации крепких парней в тельняшках и голубых беретах наверняка и в этом году станут, в том числе, Наташинские пруды и парк, зоны отдыха у Малаховского озера и у Красковского карьера.
Но, что отрадно отметить, ежегодно 2 августа утреннюю службу в православных храмах посещает все больше десантников, каковыми в душе остаются и те, кто давно уже пребывает в запасе. В 22 храмах Московской епархии в этот день отметят нынче престольные праздники.
И будет молиться Господу и Илие пророку люд православный – и за себя, и за свою семью, и за однополчан, вместе с которыми довелось повидать немало. И за Родину нашу – матушку-Россию. С праздником, ВДВ!
Ведущая рубрики Татьяна САВИНА
По Церковному преданию (как повествует Апокалипсис), именно Илия, самый строгий и справедливый из пророков, станет предтечей Второго пришествия Христа, и во время проповеди примет телесную смерть. И именно святому Илие возносят нередко молитвы родные тех, кто служит в ВДВ, и также авиаторы и десантники.
Отрадно отметить, что ежегодно 2 августа утреннюю службу в православных храмах посещает все больше десантников, каковыми в душе остаются и те, кто давно уже пребывает в запасе. В 22 храмах Московской епархии в этот день отметят нынче престольные праздники.
«Сегодня двойной праздник, – отмечает владыка Кирилл. – Пророк Илия является покровителем Воздушно-десантных войск России, и это не случайно, потому что он особый, очень ревностный пророк. На некоторых иконах он изображается с мечом в руках, поскольку однажды имел такое дерзновение: после того как не произошло ожидаемое чудо через молитву лжепророка, поклонявшегося идолам языческим, Илия вознес святые молитвы, и с неба сошел огонь и сжег ту жертву, которая лежала без огня на дровах; затем, возгоревшись гневом, он заколол лжепророков Ваала. И действительно, Илия – это великий пророк, ему нужно молиться всегда, тем более в то время, когда страшное бедствие постигло нашу Центральную Россию – Святейший Патриарх говорит об этом в своем послании, обращаясь ко всем нам и призывая нас молиться в сегодняшний день. И мы вставляли особые прошения на сугубой ектенье и будем и далее просить заступничества у пророка Божиего Илии, чтобы пролился дождь на землю, которая так жаждет его: от страшных пожаров страдают и многие леса, и населенные пункты…
Одним из наиболее заметных событий дня была братчина, или «мольба» — коллективная трапеза, объединявшая жителей соседних сёл и связанная с жертвенным закланием животного «Илье». Основными организаторами и участниками братчины выступали мужчины. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодёжи: играми, хороводами, песнями и плясками.
Ильин день считался календарной границей лета («Илья лето кончает»), когда в природе появлялись первые признаки осени и изменение в поведение зверей и птиц, меняется погода: «До Ильина дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина дня и на пустоши роса не обсыхает».
В России считалось, что «на Илью до обеда лето, а после обеда осень».
И будет молиться Господу и Илие пророку люд православный – и за себя, и за свою семью, и за однополчан, вместе с которыми довелось повидать немало. И за Родину нашу – матушку-Россию. С праздником, ВДВ!
В нашем храме Московских святителей Петра, Алексия, Ионы сегодня состоялась Божественная Литургия и молебен в честь небесного пророка Божия Илии. После службы, батюшка наш — иерей Николай Овчинников, вместе с пономарём нашего храма Александром Кечиным отправились в поход с ребятами- школьниками во главе с Кречиной М.С. (зам. директора школы по воспитательной работе) и Денисовым С.А. (учитель физкультуры).
Поход начался с трапезы в нашем храме. Ребята участвовали в игре «Зарница» в честь праздника Воздушно-Десантных войск, купались. Подкрепились пловом и чаем, на костре приготовленные.
Небесные покровители
С момента появления первого регулярного войска в нашей стране возникла и добрая традиция иметь православным воинам своих небесных покровителей. В дореволюционной России все, кто носил военную форму, конечно, считали своим покровителем архангела Михаила. Но воздушный флот, к примеру, еще особо чтил Илью Пророка. Покровителями конницы считались святые Флор и Лавр. А святой Георгий Победоносец покровительствовал казачеству. Во всех воинских частях строили храмы во имя любимых святых. В сегодняшней Российской армии об этой светлой традиции тоже не забыли. Почти у каждого рода или вида войск есть свой небесный защитник. Вот некоторые из них.
Главный покровитель Вооруженных сил Российской Федерации и Сухопутных войск — святой великомученик Георгий Победоносец
Он родился в середине 270-х годов в Каппадокии (область в Малой Азии), в очень богатой и знатной семье, исповедующей христианство. Его отца убили, когда Георгий был еще младенцем. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину, где и воспитала его. Когда мальчик подрос, он поступил на службу в римское войско. Юноша превосходил всех умом, мужеством, физической силой и быстро стал самым заметным воином в своей когорте (подразделение легиона, около 1000 человек). Уже в 24 года его назначили командиром элитной когорты инвикторов (в переводе с латыни — непобедимые). В войне с Персией 296–297 годов Георгий не раз проявлял отвагу и был включен в число комитов — приближенных императора. По нынешним временам это член военного совета рода войск, представитель верховной ставки.
В 303 году император Дилектиан начал гонения на христиан, и первый его удар был направлен на армию, где их было большое количество. Он думал, что будет легко сломить остальных, если одолеет сопротивление военных. Его план сработал не в полную силу. Многие воины решили уйти со службы и стать простыми гражданами, лишь бы не отрекаться от веры в Христа. Но были и такие, кто открыто возразил. Георгий раздал имущество бедным и во всеуслышание перед императором объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать.
В течение восьми дней Георгия подвергали самым изощренным пыткам. Но все было тщетно. Каждое утро от ран не оставалось и следа. В недоумении и ужасе охранники всматривались в него и убеждались в том, что действительно происходило чудо.
Георгий перенес все мучения и не отрекся от Христа. В ночь перед смертной казнью к нему во сне явился Спаситель и сказал, что его ожидает рай. Наутро спокойно и мужественно бывший воин преклонил свою голову под меч. Это было 23 апреля 303 года.
Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет.
У многих может возникнуть вопрос, почему в иконографии святой Георгий изображен на коне, убивающим змея? Это одно из самых известных посмертных чудес, совершенных святым. Как гласит предание, в озере, на берегу которого стоял город, появилось чудовище — не то змий, не то дракон. Попытки победить его с оружием в руках ни к чему не привели. Тогда жители, будучи язычниками, решили принести в жертву зверю царскую дочь. В момент, когда девушка должна была быть съедена, с небес на землю явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.
Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна —церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».
Покровитель Воздушно-десантных войск — пророк Илия
2 августа отмечается день рождения российских Воздушно-десантных войск. Этот же день является днем пророка Илии, в его честь проводятся литургии и устраивается крестный ход.
Святой пророк Илия — один из величайших пророков Ветхого Завета — родился в Фесвии Галаадской в 900 году до нашей эры. Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь.
С малых лет он посвятил себя Богу. Жил в пустыне, соблюдая строгий пост и молитвы. В то время израильский народ поклонялся языческим идолам, что привело к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахаву в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к вере в одного Бога. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, наступила засуха и голод по всей земле.
По прошествии трех лет пророк Илия велел собрать на гору Кармил всех жителей Израиля. Когда народ собрался, он предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов, другой — от пророка Илии для служения истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему.
По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду, а затем небо отверзлось, и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Увидев произошедшее, миллионы людей сделали для себя выводы.
Позже за свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице, так его изображает и иконописная традиция. По преданию, пророк Илия будет предтечею страшного второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Святитель Николай Чудотворец — покровитель Военно-морского флота
Святой Николай Угодник родился в городе Патаре Ликийской области (ныне Турция). Совсем молодым он был возведен в сан священника. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, священник Николай проявлял великое милосердие, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.
Чудотворный дар Николая открылся, когда он плыл на корабле паломником в Святую землю. Он предупредил команду о надвигающейся буре и оживил матроса, упавшего с мачты.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, по дороге Николай предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого дьявола, вошедшего на корабль.
Много других чудес совершил он. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай в 345 году мирно умер.
Он особо почитается в России как скорый помощник в самых, казалось бы, безнадежных и неразрешимых проблемах — и духовных, и житейских. Трудно представить корабль под российским флагом, на котором не было бы иконы святого Николая Чудотворца.
Покровительница Ракетных войск стратегического назначения — святая великомученица Варвара
Память великомученицы Варвары — святой, которая приняла смерть за Христа в IV веке, — празднуется 17 декабря. В этот день в 1995 году Президент России подписал указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения. В том же году, побывав в Главном штабе РВСН во Власихе, Святейший Патриарх передал ракетчикам икону св. великомученицы Варвары. Ее изображение теперь есть на каждом командном пункте всех ракетных дивизий России.
Святая великомученица Варвара жила с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование императора Максимилиана. Она рано лишилась матери. Овдовев, отец сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Всячески оберегая ее от общения с неугодными людьми, он поселил ее в башне. К ней имели доступ только учителя и служанки.
Однажды, когда отца не было дома, Варвара покинула башню и познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей об Иисусе Христе и его учении. В сердце девушки загорелось желание быть христианкой. Она приняла крещение.
Вернувшись и узнав о поступке дочери, отец жестоко избил ее, а после предал в руки властей, гонителей христиан. Над ней долго издевались, заставляя отречься от веры, но она не поддалась. По преданию, ночью в темнице осиял несказанный свет, и сам господь явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны и утешил надеждою блаженства в Небесном царстве.
На следующий день казнь над Варварой совершил ее отец. Это произошло около 306 года. В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них свою благодать. В ответ она услышала голос с неба, обещавший исполнить просимое. Сразу после погребения у ее мощей начались чудесные исцеления.
Покровитель внутренних войск МВД России — равноапостольный князь Владимир
Князь Владимир родился в 963 году. В 972 году он стал править Новгородом. В 980 году, победив в войне брата Ярополка, завоевал Киев. Позже покорил Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти заставили Владимира сомневаться в истинности языческой веры.
По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный византийский проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину страшного суда.
Владимир крестился сам, а позже предложил это сделать своим двенадцати сыновьям. Они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними последовали многие бояре, чуть позже и все жители.
После Киева и его окрестностей православная вера была насаждена в Новгороде, Суздале, Ростове и далее везде. Под ее влиянием славянские племена стали объединяться в единое государство.
Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения.
Князь Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников.
Умер князь Владимир, которого народ назвал Красным Солнышком,15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет.
Покровитель пограничной службы ФСБ России — преподобный Илия Муромец
Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца Печерского сохранилось до нашего времени крайне мало.
Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.
С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев — нищих странников, которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.
Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «жидовин проклятый».
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. …Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».
Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным.
Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни.
Пост. Время кушать попов.
Указ
№ У-02/37 от 12 марта 2019 года // протоиерею Сергию Привалову
13.03.2019 17:23
Протоиерей Сергий Привалов, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы, освобождается от несомого послушания и назначается настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья в Сокольниках г. Москвы.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Указ № У-02/36 от 12 марта 2019 года // протоиерею Михаилу Васильеву
13.03.2019 17:22
Протоиерей Михаил Васильев, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья в Сокольниках г. Москвы, настоятель храма вмц. Варвары и прп. Илии Муромца — Патриаршего подворья в п. Власиха Московской области, освобождается от должности настоятеля Благовещенского храма в Сокольниках и приписного к нему храма вмч. Георгия Победоносца в п. Медвежьи озера Московской области, с оставлением при этом в должности настоятеля храма вмц. Варвары и прп. Илии — Патриаршего подворья в п. Власиха в Московской области.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
о. Михаил это еще одно витринное лицо нашей церкви, капризно разбитое патриархом Кириллом. В смысле — он один из немногих людей, которых не стыдно было выводить в люди и оставлять в любой аудитории.
За его плечами МГУ, бросок в Приштину на броне русского БТРа, прыжок с нераскрывшимся парашютом и сломанный позвоночник, прогулки по минным полям, падение в сбитом вертолете в Чечне, оконченная (уже в поповском состоянии) Академия Генштаба, орден Мужества. Шесть детей. И несколько построенных храмов — в том числе и тот, что вчера у него отобрали.
Одну ошибку совершил о. Михаил — дал себя использовать в рекламном фильме к 10-летию интронизации патриарха.
***
и еще об одной громкой отставке:
Указ № У-01/60 от 7 марта 2019 года // архиепископу Каширскому Феогносту
12.03.2019 14:20
Высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, назначается настоятелем московского Троицкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Протоиерей Михаил Васильев: некоторые из нас уже «поднаторели» в парашютных прыжках
О возрождении института военного духовенства в России заговорили совсем недавно – оно началось благодаря решению президента РФ Дмитрия Медведева, принятому в июле 2009 года. Однако в самой российской армии священники на добровольных началах служат уже около пятнадцати лет: поддерживают новобранцев, прыгают с парашютом, сопровождают военных в горячих точках и нередко сами гибнут под пулями боевиков.
Второго августа в России отмечается день Воздушно-десантных войск — одних из самых мощных и боеспособных в российской армии. В преддверии праздника о службе священников в ВДВ РИА Новости рассказал протоиерей Михаил Васильев, руководитель сектора ВДВ Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, настоятель Патриарших Подворий при штабе ВДВ и РВСН.
— Сколько всего священников сегодня непосредственно работают с десантниками?
— В десантных войсках у нас служат девять священников. Это те батюшки, которые не просто участвуют в мероприятиях, как то принятие присяги, день празднования ВДВ, а те, кто живут жизнью тех воинских частей и соединений, которые они окормляют. Они участвуют в учениях, вместе с десантниками выдвигаются в районы локальных боевых действий, разделяют с ними все тяготы и лишения военного быта.
— Про священников, служащих при ВДВ, рассказывают удивительные вещи – говорят, многие из них принимают участие в учениях десантников и прыгают с парашютом. Для чего нужен такой вид духовной поддержки?
— Безусловно, это форма пастырской работы. К примеру, у нас служит иерей Андрей Шеломенцев, он мастер спорта по рукопашному бою. Конечно, меры физического воздействия он к солдатам не применяет, но все равно они знают, что батюшка — офицер запаса, майор морской пехоты, был в Чечне, награжден боевыми орденами. Он представляет для них авторитет не только как пастырь, но и как офицер запаса, который прекрасно понимает, чем они дышат, живут. Некоторые из наших священников уже достаточно «поднаторели» в совершении парашютных прыжков, например протоиерей Савва (Щербина), на счету которого порядка 550 прыжков с парашютом. Это особенно важно для молодых солдат, когда их сопровождает и поддерживает священник, благословляет перед полетом.
— Как к работе священнослужителей в десантных войсках относится командование?
— Очень положительно. Нашему командующему ВДВ, генерал-лейтенанту Владимиру Шаманову принадлежат ставшие уже крылатыми слова о том, что на войне атеистов нет. Это он сказал еще в первую чеченскую кампанию, тогда же крестился сам. Только в ВДВ за годы локальных конфликтов наши священники крестили около семи тысяч военнослужащих в зоне боевых действий- солдат, офицеров, генералов. Священники наши работают жертвенно, они бессеребренники, и по большому счету именно поэтому, пообщавшись с некоторыми из них, президент России Дмитрий Медведев принял решение о возрождении института военного духовенства в российской армии.
— Патриарх Кирилл недавно говорил о том, что для служения в военных частях необходимы самые достойные священнослужители. В чем особенности работы священника в десантных войсках?
— В наших рядах были и раненые, и контуженные, и погибшие. Четыре священника погибли в ходе антитеррористических операций ВДВ на Северном Кавказе. Майор запаса ВВС отец Анатолий Чистоусов, настоятель грозненского Михаило-Архангельского храма, в 1996 году был зверски замучен боевиками. Два года назад священник Димитрий Василенков был ранен в Чечне в ходе контртеррористической операции, когда на колонну напали боевики. Отец Димитрий вызывал подкрепление по мобильному телефону, был ранен, впоследствии его наградили орденом Мужества. Тем не менее, сегодня жалования никто из священников не получает, и для большинства из них штатные «клетки» вообще не предусмотрены. В 45 полку спецназа ВДВ священник Сергей Архипов уже третий год ежедневно работает с десантниками и членами их семей, прыгает с парашютом вместе с молодым пополнением, участвует в полевых выходах. Однако штатная должность для него не предусмотрена, и такая же ситуация характерна и для других частей и соединений ВДВ.
— Изменит ли ситуацию программа по возрождению института военного духовенства, согласно которой в российской армии в 2011 году будет создано 240 штатных мест для священнослужителей?
— Должность военного священнослужителя предусмотрена только из расчета один на дивизию, а в стандартную дивизию ВДВ входит четыре полка, которые дислоцируются в нескольких регионах — например, в Туле, Нарофоминске и Рязани. Одному священнику окормлять все эти места дислокации будет сложно. Но мы надеемся, что в дальнейшем этот вопрос будет проработан. Жалование штатного священника будет составлять около 10 тысяч рублей. К сожалению, сегодня большинство священников никак не связывает свое будущее с подобным официальным статусом, который не поможет решить социальных проблем самих священников и членов их семей. Однако мы верим, что шаги к возрождению института военного духовенства будут ускорены, и жалование военного священника позволит ему не подрабатывать где-то на стороне в гражданских приходах, а полностью отдаваться своему служению.
— От священников в армии общество ждет многого – снижения числа самоубийств, прекращения дедовщины, воспитания патриотизма. Что на самом деле входит в задачи военного священнослужителя?
— Обязанности у священников в армии самые широкие, но мы просим всех понимать, что в задачи, которые стоят перед священником, не входят борьба с неуставными отношениями и профилактика суицида. Задача священника – помогать спасаться душам тех воинов, которые желают этого. Мы не приходим в воинские коллективы, чтобы агитировать быть хорошими. Мы не занимаемся морализаторством или формированием новой идеологии, мы не принуждаем человека к нравственным изменениям. Священник помогает военнослужащим стать лучше, чище и добрее, но только в том случае, если человек этого сам хочет. А когда в сердце человека рождается вера, он не стремится унизить другого человека, он знает, что самый тяжкий грех – это самоубийство, он не изменяет ни жене, ни родине. Участие военнослужащего в богослужении — строго по желанию. Мы работаем с военнослужащими в формате беседы, которая сводится к элементарным основам нравственности, говорим о тех вещах, которые на самом деле им должны были рассказывать родители или учителя в начальной школе. Когда мы говорим военнослужащим, что ругаться матом или родине изменять – это грех, это не вызывает неприятия у ребят из Башкирии, Татарстана, Дагестана или Ингушетии. Потому что те принципы, о которых мы говорим, разделяют носители всех трех авраамических религий. Ничего не вписывающегося в представления традиционного ислама или иудаизма, — хотя в вооруженных силах я пока не встречал практикующих иудеев, — здесь нет. Мы хотим, чтобы военнослужащие выстраивали отношения не по принципу стаи, а по-братски, поэтому и проводим эту работу.
Справка:
Протоиерей Михаил Васильев — cын офицера, окончил философский факультет МГУ по кафедре научного атеизма. Потом аспирантура, год преподавал в университете. В 1998 году стал священником. В его служении свыше 30 командировок в «горячие точки», между которыми закончил курсы переподготовки и повышения квалификации в Академии Генштаба по специальности «командно-штабная оперативно-стратегическая подготовка». Настоятель храма преподобного Ильи Муромца с приделом в честь Святой великомученицы Варвары на Власихе.
«Десантный» батюшка
Как философ МГУ стал иереем во Власихе
Судьба готовила Михаилу Васильеву военную службу. Он родился в 1971 году в офицерской семье, рос в отдалённых северных гарнизонах, в закрытых городках. Отец хотел, чтобы сын поступил в военное училище, но Михаил проявил характер: выбрал МГУ, философский факультет, затем увлёкся изучением религий, потом была аспирантура, а далее сам встал за университетскую кафедру.
В Церковь Михаил пришёл уже взрослым. Путь к вере для молодого человека, некрещёного и не имеющего ни одного верующего друга, был непростым. Ему помогал духовник — протоиерей Димитрий Смирнов. Однажды спросил Михаила: «Ты из семьи военного?» И, услышав ответ, сделал неожиданный вывод: «Значит, быть тебе батюшкой в военном гарнизоне».
Весной 1998 года философа рукоположили в сан диакона, а затем иерея. Служить направили в подмосковную Власиху — в храм Преподобного Илии Муромца и великомученицы Варвары при штабе Ракетных войск стратегического назначения. А через год отца Михаила отправили в первую военную командировку — в Чечню.
Ночь молитвы о солдате
В боевых условиях священник меняет рясу на камуфляж, только без погон, и в петлицах не род войск, а православный крест. Оружия батюшке не полагается. Главное — быть рядом с солдатами, там, где труднее всего. Особая дружба связывала отца Михаила с десантниками, которых бросали в самое пекло. Он чувствовал, как нужна им его поддержка. Молва о «десантном» батюшке разнеслась по многим частям ВДВ.
Однажды в горах Чечни он с группой разведчиков попал в засаду. Наши бойцы отбили атаку, но одного тяжело ранило. Ждали вертолёт, была непогода. Парень истекал кровью на руках у батюшки. Проходил час за часом. Всю ночь отец Михаил молился, чтобы прилетела помощь и чтобы солдат вопреки всему выжил. Десантники смотрели и не верили своим глазам: казалось, их товарищ уже не дышал, и вдруг оживал… Ранним утром в небе застрекотала вертушка. К вечеру батюшка узнал: раненого удалось спасти. Опытные полевые хирурги говорили, что это исключительный случай, на грани чуда.
«…И я понял, что выживу»
С парашютом отец Михаил прыгал много раз, в основном на учениях. Однажды подал пример: когда самолёт поднялся, молодые ребята явно смутились, и тут батюшка встал и с молитвой первым направился к выходу. За ним уверенно потянулись бойцы.
А в 2007-м под Вязьмой едва не случилась трагедия. Его парашют попал в зону турбулентности, купол закрутило, он стал падать с 600-метровой высоты.
— Страха не было, — рассказывает отец Михаил. — У меня оставалось несколько секунд. Я, как учили, раскручивал почти погасший купол, молился. И когда парашют раскрылся на треть, понял, что выживу.
Его спасло присутствие духа: в последний момент сгруппировался, спружинил на ноги, но всё равно услышал хруст в позвоночнике. Диагноз: компрессионный перелом позвонка. Но это выяснилось позже. А тогда пришлось быстро уходить с поля: вслед за солдатами сюда сбрасывали бронированные машины…
Часто ездил с десантом в горячие точки: Босния, Косово, Абхазия, Киргизия. И под обстрел попадал, и по минному полю приходилось идти. Но рассказывать об этом он не любит. Вот что говорит отец Михаил:
— Часто эта самая точка, куда едешь, оказывается вполне прохладной. Например, в Боснии уже активно не стреляли, хотя ещё считалось, что там локальный конфликт. В Косове поначалу обстреливали, но потом как-то успокоилось, и особой опасности не было. Да и в Чечне раз на раз не приходился.
Из «секретного объекта» — собор ВДВ
Лет 10 назад в разговоре с офицерами спецназа отец Михаил узнал, что в Сокольниках есть заброшенный храм. Тогда его здание занимала фельдъегерская служба: здесь был засекреченный узел военной связи. Священника туда не пустили. Тогда отец Михаил придумал «военную хитрость»:
— Чтобы понять, в каком состоянии находится внутренняя часть храма, мои друзья-десантники снарядили разведчика с видеокамерой под бушлатом. Он прошёл в здание и снял на видео общий интерьер.
Опасения подтвердились: к тому времени в храме не осталось даже следа былого благолепия. На месте Святого Престола в алтаре стояла чугунная топка, в одном из приделов устроили курилку, на каждом шагу перегородки, отставшая штукатурка…
Отец Михаил задумал вернуть бывший храм Церкви. Его благословили и в июне 2004 года назначили настоятелем. К возрождению храма подключились многие высокие церковные и военные чины. Окончательное решение приняли при новом командующем ВДВ генерале Владимире Шаманове: в июне 2009-го аварийное здание отдали верующим.
— Поднимали храм всем миром. Сначала наши ребята-десантники ломами крушили ненужные пристройки и перегородки. Перед реставрацией вывезли отсюда 150 самосвалов с мусором, — вспоминает отец Михаил.
А потом поставили новую колокольню и центральный купол, украсили фасад мозаичными иконами. И в конце прошлого года Святейший Патриарх Кирилл совершил здесь чин великого освящения. Сегодня это собор Воздушно-десантных войск России.