Марина Ахмедова
Знаете, бывает, некоторое время общаешься с приятным человеком и напрочь забываешь, что вас свело да где вы вообще познакомились. Просто он есть. С книгами случается та же история. «Женский чеченский дневник» — где я наткнулась на него и давно ли? Да и важны ли ответы на эти вопросы, если теперь эта книжица поселилась в списке прочитанного..
Народ обычно удивляется, когда узнает, что я люблю читать про войну. В основном, конечно, про Вторую Мировую, про Великую Отечественную, которая чувствуется ближе и острее других. Про Чеченские войны я не знала практически ничего, а точнее — ничего определенного. «Женский чеченский дневник» взялась читать отчасти поэтому, но изначально меня привлекла главная героиня — русская девушка-фоторепортер Наташа Медведева, видевшая войну не только на снимках.
Наташа Медведева — персонаж абсолютно реальный, как и многие другие лица, имена которых Вы, конечно, слышали — Басаев, Дудаев, Хаттаб и иже с ними. Все описанные события тоже реальны, и, если Вы чуть постарше меня, то, возможно, вспомните новостные выпуски и о захвате больницы в Буденновске, и о сотнях пленных мальчишек, и о солдатских матерях… На кого-то война «светит» с голубых экранов, кого-то убивает, кого-то щадит, а кого-то надолго оставляет в своих сетях.
Похоже, Наташа — из последних. Немногие женщины решатся стать военным фотокорреспондентом, вновь и вновь возвращаться в пекло и делать снимки, за которые даже не заплатят. Что держало ее в тех краях, где бомбежки регулярны, а электричества совсем нет (не говоря о других удобствах)? А самое интересное, каково быть третьей стороной конфликта? Быть меж двух огней, всегда под подозрением, не имея права принять чью бы то ни было сторону.
Странно это или нет, но «Женский чеченский дневник» показывает, что нет детей и взрослых, женщин и мужчин, русских и чеченцев, солдат, заложников и боевиков. Просто есть люди. Они очень разные, но в конечном итоге они все равны — перед войной, перед дулом автомата или перед объективом Наташиной камеры, пока не кончится пленка.
М.
Марина Ахмедова — биография, бесплатно скачать и читать книги Марины Ахмедовой на ThankYou.ru
Марина Ахмедова
Родившаяся в Томске и живущая в Москве Марина Ахмедова не спешит признаваться в любви к родине и к постоянному месту жительства, но с большой увлечённостью говорит о Кавказе: «Я люблю работать на Северном Кавказе, потому что очень хорошо знаю и понимаю кавказцев. Мой редактор Соколов-Митрич называет Северный Кавказ – моей норкой, в которую я регулярно пытаюсь забраться. Иногда он сдерживает мои порывы отправиться в очередную командировку именно к горам Кавказа».
Лингвист по образованию, Марина Ахмедова работает специальным корреспондентом общественно-политического еженедельника «Русский репортёр». В силу этой специфики, чаще всего она занимается социальными репортажами, берёт интервью у известных, не очень известных и совсем неизвестных людей.
Когда её впечатления стали выходить за узкие рамки журнальных статей – начались полноценные книги. На сегодняшний день их три, и каждая про Кавказ: «Женский чеченский дневник», «Дом Слепых», «Дневник смертницы. Хадиджа».
В «Женском чеченском дневнике» не слишком опытный фоторепортёр Наталья Медведева уезжает на первую чеченскую войну в 95-м., не подозревая, что проведёт на ней семь лет. С одной стороны – история о затянувшейся командировке, с другой – довольно мучительные поиски ответа на вопрос: что держит женщину на этой войне? Почему она не уезжает?
Ахмедова доказывает, что её книга – чистейшая литература, несмотря на исторические привязки и настоящие имена (Басаев, Дудаев). С ней спорят: раз ты писала о реальном человеке и опиралась на архивы, значит, это скорее публицистика.
Другая книга Марины Ахмедовой «Дом Слепых» обладает вполне литературным сюжетом. В городе хаос. Жители бегут, город пустеет. Но они видят и знают, в каком направлении бежать. А что делать горстке слепых, забытых посреди хаоса? Они спускаются в подвал дома дружной коммуной. Улицы бомбят, слепые слышат, но не видят, во что хаос превратил их город. Они слушают радио и часто оказываются на одной волне с теми, кто забрасывает их снарядами. С замиранием сердца ждут – недолеёт или перелёт? Наконец, город умолкает, и им кажется, что они единственные живые существа, оставшиеся в нём.
«Дневник смертницы. Хадиджа» – роман о беспрерывной череде выборов, которые приходится делать девочке из дагестанского села. Девочка вырастает, попадает в большой город, где кипят страсти, где есть боевики и силовики, где чёрное постоянно называют белым. Прототипом героини, конечно же, послужили реальные жительницы Дагестана, причастные к бандподполью.
После двух повестей о чеченской войне и романа о Дагестане Ахмедова захотела создать повествование, не связанное ни с войной, ни с Кавказом. Её четвертый роман «Шедевр» рассказывает психологически-мистическую историю о низальщице бус. Книга выйдет в этом году в издательстве «АСТ», а также в Прибалтике, в переводе на литовский язык.
«Ахмедова просит не писать, что она военный корреспондент. Говорит, молодые люди начинают слишком серьезно её воспринимать и приглашают только на военные фильмы. Она вообще старается откреститься от роли «эксперта по Кавказу» и запросто может, признавшись в любви к герою Ремарка из романа о концлагере, переключиться на рассказ о том, как кошка оцарапала ей сумку “дольче-габбана”» (Валерия Пустовая, критик).
О писателе
…»И не будет такой мечети, где не читались бы аяты о твоей невиновности»…
-А в нашем доме тоже такая поселилась! — заявила Миясат, сверкнув глазами.
-Проститутка что ли? — оживилась тетя Зухра.
— Хуже. Закутанная.
Очень неоднозначная история. Это первая книга Марины Ахмедовой, которую я прочитала. И хотя у меня определенно однозначное отношение к террористам-смертникам, гораздо больше я ненавижу тех, кто толкает их на это. Тех, кто играет на человеческих чувствах, на потерях людей, на их боли, на их вере, на их желании отомстить за любимых, на невозможности смириться с утратой того, что было обретено за долгие годы ожидания, страданий и беспросветной бедности… Ненавижу тех, кто спекулирует на вере, религией прикрывает и оправдывает злодеяния, пороча имя Бога и заставляя тех, кто погряз в обычной мирской жизни с подозрением относиться к тем, кто действительно верит в Бога и носит хиджаб не потому, что потенциальная террористка, а потому, что такова ее позиция в силу веры.
Мои знакомые и друзья из мусульманских стран Востока и мусульманских республик России очень часто говорят «Ненавижу ваххабитов/салафитов/такфиристов». Сами являясь мусульманами, они хорошо понимают, чем отличается истинный ислам — религия мира и смирения — от того чудовищного монстра, который создали люди, кому удобно вершить зло, прикрываясь именем Всевышнего. Не с этим ли именем горели костры Инквизиции? Не с этим ли именем проводились утопившие в крови Восток крестовые походы? Не с этим ли именем буддисты убивали мусульман рохинья (рохинджа) в Мьянме совсем недавно? Не во имя того ли Бога взрываются смертники в России и Европе, не в его ли честь они умирают в Ираке, Ливии, Сирии, Египте, Иране, Турции, вновь и вновь совершая теракты? «Кто не с нами, тот против нас, кто против нас — должен умереть». Если Бог заставляет одних людей убивать других, какой это Бог? И спекулянты на теме религии и национальности всегда будут пользоваться этим. Во все времена. В любой стране. При любых раскладах.
Марина Ахмедова — спецкор «Русского репортера» и писательница, написавшая несколько художественных книг, посвященных животрепещущим темам современности в России и СНГ. Она родилась в Томске, но очень часто бывала по работе на Северном Кавказе и темы этого региона, его проблемы и горести, очень близки ей. Ее главная героиня — собирательный образ, прототипом которой, впрочем, послужили реальные дагестанские девушки.
Итак… Хадижа Хасанова, чей дневник стал этой книгой — это обычная девочка из небольшого дагестанского села. Ее отец Расул рано умер, а до этого «хорошо зарабатывал», работая сварщиком в Махачкале, и они с мамой жили в городе и были счастливы. А после смерти мужа Айша с дочерью была вынуждена вернуться в бедный саманный дом, в село к своим родителям и брату.
Книга состоит из трех частей. В первой из них Хадижа — 13-летняя девочка, наивно и просто рассказывающая нам о своем детстве и подростковой влюбленности, о жизни в дагестанском селе, где в первые годы независимости России женщина по-прежнему не поднимает глаз на мужчин и не сидит рядом с ними за столом. Она рассказывает о своих радостях и горестях, своих лишениях, наивных детских молитвах и мечтах — сбыточных и несбыточных.
Вторая часть дневника заполняется ею через десять лет — в ней она уезжает учиться в Махачкалу. Тетя Зухра — сестра Хадижиной бабушки и ее муж, не последний человек в махачкалинской милиции, пристраивает ее учиться на факультет иностранных языков. При этом Хадижа, хоть она и училась в школе, понятия не имеет, кто такой Евгений Онегин и что о нем писать в сочинении, а потом наивно удивляется, когда преподаватель ей дает готовую работу, где убористым почерком написан длинный текст, сверху подписанный «Хасанова Хадижа». А еще, даже в Махачкале люди говорят «поехать на заработки в Россию», как будто дагестанцы себя Россией не считают. И это не удивляет Хадижу, по-детски просто смотрящую на жизнь.
Правда в городе эта жизнь меняется. Глядя на одногруппниц и одногруппников она понимает, что далеко не все девушки порядочные, что многие ходят в мини-юбках, красятся и садятся в джипы к чужим парням; что те, у кого много денег, способны на все, что угодно, в то время, как бедным людям не позволено ничего; что в Махачкале не проходит ни дня без К.Т.О. и что боевики не сдаются, сколь бы слезно не молили их об этом матери. И что к девушкам, ходящим в черных платьях и хиджабах все относятся настороженно. А еще, в этой части она обретает все, о чем мечтала и всего лишается.
Третья же часть — это часть, в которой Хадижа становится сначала религиозной девушкой, а потом превращается в шахидку. И если честно, в этом выборе я ее не виню. Я виню тех, кто ее использовал — «проповедников», «братьев и сестер», родственников, которые от нее отвернулись, ее мужа, который ничего не посчитал нужным ей объяснить… В этой книге много раз повторяется, что каждый сам делает свой выбор. Но здесь выбор сделали за Хадижу. И сколько таких в реальной жизни недалеких сельских девушек, которых под маской веры в Бога и деяний во имя его толкают на смерть? Это бесчеловечно…