Содержание
- Андрей Максимов: «Что такое шабат, я узнал лишь приехав в Израиль»
- Андрей Максимов, жена
- Краткая биография Андрея Максимова
- Андрей Максимов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Выбор будущего
- Телевидение и театр
- Психология и литература
- Семья и работа
- “Русский Бог, помоги мне!”
- «Господи, помоги выиграть!»
- Тяжко мне, Господи. Помоги
Андрей Максимов: «Что такое шабат, я узнал лишь приехав в Израиль»
Известный телеведущий, писатель и режиссер дал интервью порталу СТМЭГИ.
– Андрей Маркович, вы много лет выходили к своему зрителю в прямом эфире. В чем особенности такой работы?
– Из-за того что долго работал в прямом эфире, мне всегда было важно знать точное время. Вообще-то прямой эфир ничем не отличается от записи, ведущие волнуются и там и там. Единственное самое нервное и тяжелое во всём этом – успеть на прямой эфир, поскольку живу я в Москве, где всегда пробки, а до работы еще нужно вовремя добраться. Причем, согласитесь, за два часа до эфира приезжать глупо.
– Сегодня вы успешно трудитесь в Театре Вахтангова. О спектакле на еврейскую тему не думали?
– Никогда не относился к еврейской теме как к чему-то особенному, несмотря на то, что мой папа еврей, а мама – русская. Я космополит, хотя у меня и написана на эту тему пьеса – комедия про еврейского учителя русского языка, который в тяжелые 90-е, чтобы поставить памятник жене, решил открыть у себя публичный дом, но туда никто не шел, потому что у населения не было денег. Это сочинение никогда не ставилось на сцене, но было напечатано в сборнике.
– В вас течет еврейская и русская кровь – это как-то повлияло на вас?
– Конечно повлияло! Папа – поэт, переводчик и журналист Марк Давидович Максимов (настоящая фамилия Липович), абсолютный еврей, его предки проживали в Сновске. Мама – Антонина Николаевна Максимова, сотрудник Бюро пропаганды Союза писателей, абсолютно русская женщина. Прекрасно помню два этих различных мира. Бесконечные разговоры за еврейским столом про то, как у нас всё плохо, постоянно стоявший вопрос – ехать или не ехать… Папа никогда не хотел уезжать. При этом, очень умеренно и не очень умеренно, выпивал за русскими столами.
Я обожал и маминых, и папиных родственников. Воспитывали они меня как человека. Отец, будучи поэтом, первым делом зачитывал свои стихи маме и мне. Сажал меня маленького за стол, спрашивал мнение об услышанном. Конечно, особых знаний по иудаизму я тогда не имел – что такое шабат, узнал лишь приехав в Израиль, и до сих пор не совсем понимаю суть Талмуда.
Ясно, что специального еврейского воспитания не получил. Во втором классе, столкнувшись с антисемитизмом, пришел домой и искренне спросил у мамы:
«Меня назвали жидом. Хотели обидеть или похвалить?» То есть до восьми лет понятия не имел, что это оскорбительно. И хотя воспитывался на русской, советской культуре, влияние еврейских родственников было огромным.
Когда я родился, мной очень много занималась любимая тетя Гита Юдовна. Она стала мне бабушкой, подарив столько тепла и любви, сколько бабушки отдают внукам. Правда, к тому времени все мои реальные бабушки и дедушки умерли.
Помню, мы с классом собирались ехать в другой город, и Гита Юдовна выдала мне 10 рублей, безумные по тем временам деньги. Я сказал, мне уже подбросили некую сумму родители, но она ответила, что теперь будет давать в два раза больше. А еще она сказала взрослым, чтобы они не брали меня на ее похороны, чтобы я запомнил ее живой… Она была настоящая, большая, ласковая еврейская бабушка, я звал ее «баба Гита». И только когда вырос, узнал, что она не была папиной мамой.
Мою бабушку по папиной линии звали Ева, это была очень простая, красивая женщина. Дедушка был чекистом и погиб. У папы была еще сестра Шура. Когда мне исполнилось 20 лет, мне сообщили, что на самом деле ее зовут Сара, а ее мужа Сашу – Исай. Сара Давидовна была судмедэкспертом, и моим первым местом работы стал морг городской больницы, где начинал работать ее секретарем.
Но вернемся назад. После гибели дедушки бабушка Ева поняла, что двоих детей ей самой не поднять, и отправила моего папу, родившегося в 1918-м, в глухое украинское местечко, на воспитание к своей сестре – той самой Гите Юдовне, которая была серьезным детским врачом. Тогда, в 1920-х, только закончилась Гражданская война, царили голод и разруха, оставалась в свободном доступе масса оружия. Местный мальчишка случайно нашел пистолет и застрелил дочь Гиты Юдовны, а потом, испугавшись, из этого же пистолета выстрелил в себя, но не убил. Баба Гита выхаживала его, раненого, несколько дней, и из-за того, что делала ему операцию, даже не пошла на похороны своей дочери, она должна была спасти этого мальчика – и спасла! Это характер. Железный по-своему человек, ей невозможно было сопротивляться.
Очень ее любил, впервые попробовал у нее еврейские блюда, например фаршированную рыбу.
Баба Гита вырастила и моего отца, и меня. Моя 37-летняя мама, в дальнейшем вложившая в меня всю душу, рожала меня крайне тяжело. Из роддома ее выписали только через месяц, ближе к концу мая. У них с Гитой Юдовной к тому времени сложились доверительные, хорошие отношения. Бабушка зашла в комнату, куда принесли младенца, то есть меня, распахнула все окна, бросила на пол ложку, тут же подняла ее и сунула мне в рот. Мама была в шоке, но Гита Юдовна отрезала: «Здоровее будет!»
Именно она научила меня спать, подложив ладони под голову и открыв на ночь форточку, с ней всегда можно было поговорить обо всем на свете. Для моей мамы, с таким же непростым характером, она была серьезным авторитетом. Меня бабушка обожала, тискала, обнимала, на ее серванте стояла моя огромная фотография с зайцем – но если она что-то говорила, это не обсуждалось.
– Придуманная вами система психофилософии – о чем она?
– В основе психофилософии лежит принцип, что человек в жизни должен стараться делать лишь то, что ему хочется. Очень часто люди делают не то, к чему лежит их душа, – и не потому, что не могут, а потому, что не хотят.
– Почему же не хотят?
– Потому что это тяжело. Что значит «делаю то, что хочу»? Это значит, что принимаю ответственность за свои решения. А почему граждане часто хотят жить плохо? Потому, что положение жертвы – самое выгодное, его можно объяснить множеством причин, на которые легко всё свалить.
– Как думаете, профессия журналиста – определенный талант или годы ежедневного труда?
– А приготовление борща – это талант или годы труда?
– Думаю, талант…
– Не согласен, сварить этот суп может любой. Просто один человек приготовит его просто, другой – гениально. То же и с журналистикой, где есть великие журналисты и обычные. Обычным журналистом может стать любой, это ремесленная профессия, ей можно научиться. А вот станет ли человек, овладевший этой профессией, выдающимся специалистом или нет – вопрос таланта!
Справка
Андрей Максимов родился в 1959 году в Москве. Популярный российский журналист, писатель, драматург, теле- и радиоведущий, сценарист, театральный режиссер. На телевидении вел программы «Зеркало сцены», «Времечко», «Старая квартира», «Мужчина и женщина», «Дежурный по стране» и другие. Был главным редактором и лицом программы «Ночной полёт». Сейчас ведет передачу «Наблюдатель» на канале «Культура».
Беседовал Гарри Канаев
Андрей Максимов, жена
Личная жизнь российского журналиста, писателя, драматурга, телеведущего, театрального режиссера Андрея Максимова сложилась не сразу – прежде чем встретить свою нынешнюю супругу, он был женат два раза, и каждая из его жен родила ему по ребенку. Последняя жена Андрея Максимова Лариса Усова журналистка, ради мужа она перебралась из родного Ленинграда в Москву, хотя привыкать жить в столице ей было непросто. Они познакомились в девяностых годах прошлого века, и сначала их отношения были только деловыми, поскольку оба в то время были несвободны – Андрей был женат, а Лариса замужем. Тем не менее, она ему сразу понравилась, и он ухаживал за ней целых два года, пока Лариса не решилась порвать с первым мужем и выйти замуж за Максимова.
На фото — Максимов с женой Ларисой Усовой
Тогда Андрей Максимов развелся с женой и женился на новой избраннице. Усова после переезда в Москву стала шеф-редактором передачи «Мужчины и женщины» на АТВ. В конце девяностых она родила сына Андрея Максимова-младшего, который с детства мечтал стать артистом. Он играет на сцене театра Луны, Школы современной пьесы и театра Терезы Дуровой.
На фото — с женой и сыном
Кроме младшего сына у Максимова есть и двое старших – дочь и сын. Старшей дочери Ксении было всего четыре года, когда родители развелись. Позже бывшая жена Максимова снова вышла замуж и уехала в Канаду. Когда Ксения стала взрослой, она захотела найти отца и исполнила свою мечту. Сейчас старшая дочь Андрея Максимова живет в Москве, и здесь ей очень нравится. Его средний сын Максим живет в Бельгии, он – специалист по охране окружающей среды.
О своей жене Ларисе Усовой Максимов говорит, что она не просто жена, а часть его самого, и он собирается прожить с ней всю жизнь, так что можно надеяться, что третий брак – последний в биографии Максимова. Андрей Маркович говорит, что его отношения с Ларисой с годами становятся только лучше, и всем хорошим, что в нем есть он обязан жене. По словам Максимова, Лариса вселяет в него уверенность, что в жизни все идет правильно. Она умеет находить компромиссы и давно приспособилась к его вспыльчивому характеру, и поэтому в их семье почти никогда не бывает скандалов.
Краткая биография Андрея Максимова
Он родился 25 апреля 1959 года в семье поэта Марка Максимова. После окончания заочного отделения факультета журналистики МГУ сотрудничал со многими популярными газетами. На телевидении Максимов был ведущим таких популярных передач, как «Времечко», «Старая квартира», «Пресс-клуб» и многие другие. С 2012 года Андрей Максимович ведет абонементный цикл «Диалоги при свидетелях с Андреем Максимовым» в Московском международном Доме музыки.
Андрей Максимов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Андрей Маркович Максимов разработал уникальную психологическую концепцию. В области психологии журналист и писатель признан нестоящим профессионалом. Любимыми направлениями деятельности для него являются психофилософия, консультирование по психологическим проблемам, проведение тренингов и лекций, а также ведение телепрограмм.
Выбор будущего
Биография будущего деятеля началась в 1959 году. Мальчик появился на свет 25 апреля в Москве, в семье известного переводчика и поэта Марка Липовича-Максимова. Отец написал немало книг, по его сценариям снимали и документальные, и художественные фильмы. Мама Антонина Николаевна трудилась в Союзе писателей, организовывала авторские вечера популярных литераторов.
Ребенок рос в обстановке творчества. Он увлекался театром, литературой. Первую статью Максимов написал в 15. Сотрудничество перспективному автору предложила газета «Комсомольская правда» в выпускаемом ею издании для подростков «Алый парус». Затем была работа в журналах «Дар » и «Пионер». Писал Максимов также для «Собеседника», «России».
Профессиональное образование выпускник решил получать на факультете журналистики в МГУ. Он поступил на заочное отделение. Выпускник в настоящее время читает в родном вузе лекции по журналистике.
Карьеру телеведущего Андрей Маркович начал в 1996. Лев Новоженов пригласил его в компанию «Авторское телевидение». Наставниками с ним для молодого журналиста стали Анатолий Малкин и Владимир Познер. Новому сотруднику поручили вести программы «Мужчина и женщина», «Пресс-клуб», «Времечко» и «Старая квартира».
В течение 12 лет на ТВЦ, НТВ и «Культуре» выходила передача «Ночной полет». Зрители увидели почти 2000 выпусков. За внесенный в развитие тележурналистики вклад Андрея Марковича четырежды награждали премией «ТЭФИ». Не прерывая карьеры тележурналиста, Максимов оставил «Авторское телевидение» и перешел на ВГТРК, Всероссийскую государственную телерадиокомпанию.
Телевидение и театр
Среди предложенных ему проектов были программы «Наблюдатель» и «Дежурный по стране». На канале «Культура» Максимов стал главным редактором. С 2007 начала выходить передача «Личные вещи». В ней знаменитости демонстрировали предметы, памятные ля них, рассказывали личные истории.
Со Светланой Сорокиной Андрей Маркович вел на Пятом канале «Программу передач». С 2012 был запущена серия программ «Диалоги при свидетелях с Андреем Максимовым». Также авторству журналиста принадлежит радиопроект «Эха Москвы» «Диалоги о любви». Сотрудничает деятель со станциями «Шансон», «Маяк» и «Культура».
В интерактивном формате дебютом Максимова стало шоу «Ночь музеев». Исторический музей столицы вступил в роли съемочной площадки, а участники программу отвечали на вопросы ведущего, в музейном хранилище искали заданные предметы.
С детства Максимов увлекался театром. Он стал драматургом. Пьесы автора «Другой полет» и «Вне времечка» пользовались интересом и успехом у зрителей. В 1989 в «Ленкоме» прошла премьера «Кладбищенского ангела». В 1994 был показан «Французский бенефис», а в 1997 – «Больные люди с добрыми глазами». Высоко оценили зрители сценарий «День рождения Синей бороды и другие баллады о любви». В 2006 драматургу вручили приз «Профессионал России».
Не раз пробовал свои силы Андрей Маркович в роли постановщика. Он снял несколько кинофильмов, где также играл небольшие роли. Он участвовал в эпизодах популярных сериалов «Таксистка» и «Кулагин и партнеры».
Психология и литература
Драматургией и журналистикой сферу деятельности Максимов не ограничивает. Он сформировал авторскую систему психофилософии. Теория предлагает методы взаимопомощи для людей. По мнению журналиста каждому человеку можно успешно выступать в роли консультанта-психолога для близких. Его трудами являются работы «Психофилософия. Книга для тех, кто перепутал себя с камнем» и «Психофилософия 2.0».
Также не остались незамеченными вопросы общения. Максимов представил сочинения «Общение: в поисках общего» и «Как разговорить собеседника, или Ремесло общения».
Немало внимания уделяет автор и вопросам детской психологии. Он изучает аспекты гармоничного существования ребенка и родителей, общения с детьми, мировосприятия. Процесс описан в книгах «Дети как зеркало» и «Как не стать врагом своему ребенку».
Перу писателя принадлежат художественные произведения «Карма», «Исповедь уставшего грешника», «Про любовь и нелюбовь», «Деловой экспресс» и «Сны о Лилит». Однако наиболее известен роман Максимова «Прошлое будет завтра».
Немало книг писатель создал для детей. Для малышей он сочинил «Сказки для тебя» и «Домашние сказки», подросткам адресованы «Диалоги о любви» и «Деньги дикие и домашние: Книга для молодых людей любого возраста». Отдельной серией вышел цикл «Многослов».
Семья и работа
Андрей Маркович занимается преподаванием. Он является постоянным педагогом останкинской «Независимой школы кино и телевидения при институте телевидения и радиовещания». В других вузах он читает в качестве приглашенного наставника свои курсы.
В сети «Фейсбук» журналист ведет свою страничку. На ней публикуются посты и снимки на интересные для Максимова темы. При этом личной информации автор не касается, оставляя ее закрытой. Публикуются аннотации к книгам, записи интервью и лекций, телепрограмм.
Устроена и личная жизнь ведущего. В первом браке у Андрея Марковича появилась дочь Ксения. Она выбрала карьеру режиссера. Во втором союзе появился один ребенок, сын Максим. Он ведет природоохранную деятельность, живет в Бельгии.
С третьей избранницей, своей коллегой журналисткой Ларисой Усовой журналист познакомился на программе «Мужчины и женщины». Будущая жена была ее шеф-редактором. В семье появился сын Андрей. Он пробует силы в профессии актера.
“Русский Бог, помоги мне!”
Девочку звали Сарой, она была дочерью очень богатых евреев. Кроме нее было еще пять человек детей. Семья жила в провинции. Отец был крутого нрава, и дети его очень боялись, боялась его и жена.
Однажды отец вышел из дома, собираясь отправиться по очень важному делу. Вспомнив о чем-то, он сунул руку в карман пиджака и вынул вчетверо сложенную бумажку.
– Эх, не хочется возвращаться, – сказал он. – Сара, возьми этот документ, он очень важный, отнеси его в мой кабинет, – позвал он пробегавшую мимо дочь. – Положи на письменный стол и придави книгой. Да не потеряй, а то голову оторву, – крикнул он вдогонку.
Сара положила бумажку в карман платья и только было направилась в кабинет, как ее позвала старшая сестра посмотреть, какую шляпу подарил ей жених. Потом Сара увидела в окно, что во дворе собрались дети соседей и готовится интересная игра. Забыв обо всем, она присоединилась к играющим. Бумага лежала в кармане, а она прыгала и играла до позднего вечера. Сброшенное платье горничная отнесла в стирку, а утром принесла ей другое.
Садясь за чайный стол, отец удивленно спросил:
– Где та бумага, которую я тебе вчера дал?
Только сейчас Сара вспомнила о ней.
Начались поиски, но Сара хорошо знала, что они бесполезны: бумага была в кармане ее платья и она ее не вынимала, а потом платье взяли в стирку. Несомненно, бумага была выброшена.
Трясясь от страха, она во всем призналась отцу. Он посмотрел на нее и жестко сказал:
– Это был вексель на десять тысяч рублей. Через две недели я должен был его опротестовать. Мне нет дела до того, что его нет, он должен быть. Достань где угодно – или…
Сара закрыла от ужаса глаза. Отец никогда не грозил зря. Начались бесплодные поиски. Вначале этими поисками были заняты все в доме, но, поняв их бесполезность, оставили. Сара потеряла сон и аппетит. Она перестала играть с детьми, пряталась от всех в дальних углах огромного сада. Охотнее всего она сидела в том месте, где их участок соприкасался с двором старой русской женщины. Она жила одна в бедной хибарке, хозяйства у нее не было, бегала только пестрая кошка и зеленел огород. Качали ветками три яблони, и пышно раскинулись три куста смородины.
Летом женщина постоянно была занята на своем убогом дворе, но часто, оставляя работу и встав во весь рост, молилась. Ее доброе лицо во время молитвы делалось еще добрее, часто слезы текли из ее глаз, но она не замечала их и только осеняла себя крестом.
Сара в щель в заборе наблюдала за ней, и, когда женщина молилась, Саре делалось легко и радостно. Страх перед отцом отступал. Но вот женщина кончала молитву, и снова страшные мысли одолевали Сару, и она шла на речку искать на берегу место, где она бросится в воду.
Как-то, когда было особенно тяжело, Сара пошла в заветный угол сада и, повторяя движения женщины, попробовала молиться сама. Она не знала, как это делается, и неумело крестилась и твердила: – Русский Бог, помоги мне.
Потом она начала Ему жаловаться на свое несчастье и снова просила помочь. Так она делала каждый день, что, однако, не мешало ей ходить на речку, где она предполагала окончить свою жизнь, так как расправа отца была для нее страшнее смерти.
Прошло две недели. Наступило утро рокового дня. Сара не спала ни одной минуты, и как только рассвело, она оделась, оглядела спавших с нею в одной комнате сестер и тихо вышла из дома. Солнце еще только поднималось, во дворе не было ни души.
Последний раз оглянулась Сара на родной дом, на сад, на большой двор, весь в пристройках, и пошла к калитке. Отбросив засов, решительно взялась за ручку. Но что это?.. В ручку продета свернутая вчетверо бумага.
Сара вынула ее и машинально развернула. Вексель… Неужели это тот, что отец дал ей две недели назад? Но ведь вексель тот размок в кармане платья и его выбросили. Как же мог он попасть сюда?
Забыв страх перед отцом, забыв все на свете, Сара с криком бросилась в спальню родителей. Всклокоченный, еще не проснувшийся от сна, отец выхватил из ее рук бумагу.
– Вексель, тот самый вексель! – закричал он на весь дом. – Где ты взяла его?
Трясясь всем телом, Сара рассказала. Отец снова принялся рассматривать документ. Все правильно, ни к чему придраться нельзя.
В доме все проснулись и сбежались в спальню, радостные и возбужденные. Только Сара не радовалась со всеми – новое чувство чего-то великого и непонятного переполняло ее душу.
Она опять ушла в свой уголок в саду.
– Это сделал Ты – Русский Бог, – шептала она, и ей не хотелось идти домой, а хотелось сидеть здесь и в тишине думать о необыкновенном Боге, Который пожалел ее и сотворил чудо.
«Господи, помоги выиграть!»
Художник: Нейман Лерой
Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан – то голосом совести. Если человек не слышит голоса совести – то Бог обращается через рупор страданий.
Клайв Льюис
Неоновые огни огромной вывески эффектно выделялись на фоне темного ночного неба. Вокруг кипела жизнь: уставший город привычно гнал по своим магистралям поток машин и автобусов, люди в которых стремились расслабиться и отдохнуть от перенесенных дневных стрессов.
Нино Енукидзе и ее тройка друзей, вышедших из такси, имела совершенно другие планы на эту ночь: им всем нужны были новые эмоции, порция адреналина, и бонусом к ним желательно было выиграть хотя бы пару сотен долларов, а если повезет – и сумму с нулями побольше. Насчет нулей недавно их состав облетела новость: на прошлой неделе один кривоногий тип по кличке Фишка (по мнению многих, просто отвратный урод с бегающими красноватыми глазками) сорвал джек-пот, чуть не обанкротив казино, после чего и отбыл в неизвестном направлении.
Нино, врач-кардиолог, именно так любила расслабиться после неинтересной работы и специально откладывала от неплохой зарплаты какую-то сумму, которой можно было рискнуть пару раз в месяц. Узнав про феерическую удачу Фишки, она обзвонила своих приятелей, которые были в пределах досягаемости на данном этапе, и назначила общий сбор. Моментально согласились только трое: американец Джон, торчавший в Грузии с какими-то своими непонятно-мутными целями, Нуго – новый любовник Нино и Кетино – тележурналистка Второго канала.
Еще несколько лет назад Нино жила другой жизнью. Периодически ходила к своему духовнику отцу Вячеславу в церковь Александра Невского и терпеливо выслушивала его наставления. Потом причащалась, если требовательный отец Вячеслав допускал. Батюшка даже подарил ей свои четки и благословил читать Иисусову молитву.
Но длилось это общение недолго. Всеми любимый батюшка отошел в вечность. А Нино как-то тихо-тихо вымыло из Церкви. Подаренные четки убрались в дальний ящик, потом испарилось из дневного графика утреннее правило, про вечернее и говорить-то как-то было неуместно. Походы в воскресенье в храм становились все реже и реже, потом и вовсе сошли на нет.
В глубине души у Нино что-то ныло. Вспомнилось некстати, что месяц назад именно в этом казино произошла пакость. Ворвался какой-то тип с автоматом и начал палить абы куда. С ходу убил парня из охраны и пару посетителей. Пытался ограбить, но дело не вышло. И надо ж как совпало: в тот день Нино тоже собиралась поиграть, но неожиданно вылезли какие-то дела, и она не пошла. А то бы обязательно попала в перестрелку. Видно, Господь отвел.
Подумалось так и улетело. Ни к чему это перед игрой. Весь кайф себе поломать можно.
Зайдя внутрь казино, Нино снова отметила для себя, что переступила какую-то невидимую грань. Там, за затемненным стеклом, шумел вечерний город, спешили люди, здесь – тишина, не слышно шарканья ног – все глушил ковролин хорошего качества; обслуживающий персонал в униформе выплывал откуда-то из мрака лишь по мере необходимости, молниеносно угадывая желание клиента. Сизый дымок обволакивал сознание. Вдоль стены стояли игровые автоматы, но и они не бросались резко в глаза. Вся атмосфера в казино была пропитана каким-то особым духом. Нино на секунду послышалось змеиное шуршание за спиной. Но она уверенно отогнала от себя это чувство, списав его на стереотипы, навязанные Церковью.
Нино провела друзей по залу, прошла мимо столов с рулеткой и уверенно заняла одно из мест. Для разогрева они спросили себе виски и стали наблюдать за другими игроками. Мужчины и женщины, пожилые люди и развязные юнцы… У всех было общее: горящий напряженный взгляд, прикованный к картам или шарику рулетки, смотря кто что облюбовал.
Потом как-то незаметно сами включились в игру. Нино просматривала свои карты, прикидывая, чем лучше пойти. Как-то автоматически в мозгу застучало: «Господи, помоги мне выиграть. Ну что Тебе стоит! Зря я, что ли, в церковь пять лет отходила? Столько времени потратила…»
Нечто подобное включалось внутри нее в экстремальных ситуациях. Все же многолетняя привычка – вторая натура.
Вдруг у левого уха Нино раздалось мерзкое хихиканье. Она вздрогнула от неожиданности и обернулась. Это был тот самый легендарный везунчик Фишка – плюгавый, отталкивающего вида сморчок с глубоко сидящими бегающими глазками. Он осклабился:
– Не к тому обращаешься, не к тому. Тут бес крутится, а ты – к Богу! Ха-ха-ххх!
И зашелся кудахчущим смехом. Нино вспомнилось лермонтовское: «И глаза его не смеялись, когда он смеялся». Потом внутри обожгло: как же этот противный Фишка ее мысли прочел?
«Не к тому обращаешься. Тут бес крутится, а ты – к Богу!» – проговорил Фишка, сгребая выигрыш
Ас выигрышей как-то особенно глянул на нее и открыл свои карты с полным набором тузов. Крупье молча подвинул ему весь выигрыш. Фишка сгреб всю кучу купюр и вышел, не оборачиваясь.
Нино посидела минут пять, приходя в себя. Потом тоже поднялась и пошла к выходу, не отвечая на окрики друзей, требующих разъяснений.
Больше она в казино не была. Как отрезало.
Через год Нино вернулась в Церковь, где и пребывает по сей день. Воскресных служб не пропускает. На вопросы прежних друзей-скептиков, чем именно вызван ее демарш «в это средневековое мракобесие», отвечает лениво и неохотно:
– Вам не понять.
Тяжко мне, Господи. Помоги
Понимаешь ли ты, что хотел тебе сказать Христос? Как часто ты читал Евангелие? И самое главное, как хорошо ты его понял? Что делать, если не ощущаешь присутствие Господа в своей жизни? Как говорить с Богом?
Корреспондент портала «Православие и мир» беседует со священником Сергием Стаценко, председателем Ташкентской и Среднеазиатской епархиальной комиссии по делам молодежи, председателем просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатский епархии, проректором Ташкентской духовной семинарии.
Священник Сергий Стаценко.
Как так получается, что наша христианская жизнь незаметно вырождается в нечто внешнее? Молитва, пост, богослужение присутствуют, но внутренней духовной жизни не ощущается. И что с этим делать?
Проблема в том, что мы слишком зациклились на колоколах да куполах.
Однажды я задал в воскресной школе вопрос: «Если убрать из церкви колокола, купола, кресты, иконы, превратить храм в обычное строение, убрать церковно-славянский язык, священника облачить в гражданскую одежду, и оставить только чашу, будет ли тут православие?» Подавляющее большинство ответило, что в таком случае Православие кончается. То есть люди не понимают, что Православие там, где есть Христос.
Моя точка зрения состоит в том, что мы слишком завязаны на традицию. Многие благие начинания превращаются в идолов, консервируются в силу традиции, и уже за рамки этой традиции выйти не могут. Мы отошли от Христа. Христос в наших разговорах, даже среди священников, стоит даже не на десятом, а на двадцатом месте. Мы не можем реально ощутить Спасителя.
Что мы можем сделать, чтобы ощутить присутствие Христа в своей жизни?
Понимаешь ли ты, что хотел тебе сказать Христос? Как часто ты читал Евангелие? И самое главное, как хорошо ты его понял? Есть у тебя вопросы или нет? Вот так духовное наставничество должно переставить акценты. С соблюдения традиции, то есть с вопроса о том, сколько ты постился и молился, на Самого Христа, на любовь к Нему.
Для себя лично эту проблему я начал решать относительно недавно, скажу честно. Я просто понял, что Христос — это мой Спаситель и что Он несет на Себе все мои тяготы. Христос способен понести мои грехи, мою тяжесть. Главное — на Него это возложить. В молитве я могу пожаловаться Ему, обращаясь просто своими словами: «Тяжко мне, Господи. Помоги. Вот в этом играет страсть моя – гордыня. В этом случае я не могу побороть себя в тщеславии».
И чувствуется реальная помощь. Но обращение к Богу не должно восприниматься как фольклор или форма заклинания. Молитвы святых на церковно-славянском языке – это высший пилотаж, но духовное воспитание должно начинаться с внятного разговора с Богом, а не набора заклинаний, который мы называем утренней и вечерней молитвой. Потому что для большинства, к сожалению, это так.
И надо предпринять шаги в направлении того, чтобы люди понимали содержание богослужения. Поскольку повсеместно ввести активный курс церковно-славянского языка невозможно, я считаю, что необходимо создавать миссионерские приходы, один или несколько в городе в зависимости от его величины. Там людям должны даваться хотя бы начальные понятия, навыки на родном языке. Для русских на русском, для мордвы на мордовском, для татар на татарском.
Что Вы называете внятным разговором с Богом?
Это такая молитва, когда я понимаю, о чем я говорю. Она может быть выражена своими словами, а может быть и в фиксированной форме, так как человеку свойственно фиксировать свои мысли, он даже разговаривает некими готовыми блоками, не придумывая каждый раз что-то новое. Но даже эти зафиксированные формы должны быть понятны.
Спрашиваешь, например, человека его что такое «грех мой пред Тобою есть выну», и многие говорят, что это значит вынуть очи перед Богом, то есть вытащить глаз и положить. Уже это говорит само за себя. Для многих людей духовная жизнь — это набор магических ритуалов. Если это сломать в людях, если перевести отношения людей из стереотипов и абстракций в реальную плоскость — ко Христу ко Спасителю, то и дело духовной жизни начнет сдвигаться с мертвой точки.
Игумен Петр Мещеринов сумел озвучить эти проблемы, но, к сожалению, пока они не двигаются с места. Человеку удобно жить в понятных и привычных формах духовной жизни. Он оттарабанил утренние и вечерни молитвы, он заставил своих детишек отстоять на Литургии, и через 10-15 лет, как сказал отец Петр, он приходит в позицию духовной усталости, и начинает уходить из Церкви.
А нельзя ли более конкретно перечислить, что именно надо делать, чтобы духовная жизнь развивалась правильно, а не формально?
Читать Евангелие. Пытаться понять, что сказал Христос. Познавать Христа. Беседовать со Христом на личном уровне. Не допускать такую неправильную мысль, мол, не буду Богу надоедать. Не строить отношения с Богом на коммерческой основе: «На Тебе Боже свечку и сделай мне хорошо. Сделаешь хорошо, я Тебя еще одной накормлю». К сожалению, так строится духовная жизнь большинства людей. И это надо ломать. Хотя здесь могут быть препятствием экономические интересы Церкви, которые пострадают, если прекратить торговлю свечами.
Мое мнение может быть не типично для большинства священнослужителей Русской Православной Церкви, но хочу сказать, что к такому пониманию я пришел через пот и кровь. Через сомнения и нервные срывы я понял, что Христос рядом со мной, что Его нужно понимать именно как Спасителя, а не как фигурку на иконе, что Он всегда с нами, все дни до скончания века.
А что Вы сделали, чтобы это понять?
Я не искал каких-то сверхъестественных даров, я просто искал умиротворения, понимания, как двигаться дальше по жизни, будучи в сане. Читал книги, но они в основном не давали решений, а только обозначали некоторые вопросы, ответы на которые надо было искать самостоятельно. Мне повезло, и не без вмешательства Господа, я понял, что именно собственными внутренними потугами сделать ничего невозможно. Просто я просил Бога: «Дай мне правильно жить. Как правильно жить по Тебе?» Эти решения начали смутно обозначаться, и в какой-то момент я стал понимать, что Христос рядом со мной.
Фото orthphoto.net
Как можно донести живую веру во Христа до прихожан: и взрослых, и детей?
Священники должны создавать общины, в которых можно гораздо более эффективно наставлять людей в нужном направлении. Вне общины это невозможно.
Почему невозможно? Приходишь к батюшке и получаешь наставление по заданному вопросу, разве не так?
Дело в том, что наставление батюшки в условиях стандартной исповеди длится максимум минут десять. В лучшем случае священник уделяет вам полчаса из своих текущих дел. Ведь любой пресвитер буквально растаскан на послушания. Помимо богослужения, треб, он должен и восстанавливать храм, и хоть какое-то время уделить семье, окормлять социальные объекты, и т.д. и т.п. В общине наставление более эффективно.
Если говорить о воскресных школах, то приходится буквально ломать стереотипы преподавателей в сторону того, чтобы они не опирались, как это принято в классических школах, на знания. Я считаю, что они должны говорить больше о Спасителе, о том, что Он пришел. Это может показаться сектантством, но сектантство начинается там, где есть разговор о Христе, но нет Его Самого. Благо мы родились в Православии, где мы Христа имеем регулярно в таинстве причастия, это великая вещь. Но должны быть и разговоры о Христе. Святые говорили на языке, к которому невозможно подойти сразу. К нему нужно подходить постепенно, чтобы хоть немного понимать те категории и термины, которые они применяют в своих писаниях.
Я стараюсь перевести занятия в воскресной школе, которую веду в Ташкентском кафедральном соборе, в клубную атмосферу. Дети не должны «загружаться» тем, что их будут спрашивать, что надо ответить преподавателю какую-то информацию, выговорить знания, которые они не понимают. Клубная атмосфера нужна для того, чтобы можно было говорить о вере. Если нужны знания, то в юношеском возрасте за год можно освоить все воскресное богословие, а может даже и больше.
Существует проблема ухода молодежи из воскресных школ. Когда мы практиковали классические школы, то после трехгодичного цикла оставалось трое, четверо ребят. Сейчас будем смотреть, как разговор о любви Божией, о стремлении к Нему, а не голые знания, которые вторичны, помогут людям познать Христа.
Вы не замечали, что о Христе вообще говорить сложно?
У нас есть Евангелие, которое говорит о Христе, а не мы. Евангелие самодостаточно. Если стремление человека в познании искренне, то Дух Святой начинает его просвещать. Здесь как раз действует синергия – Божия забота о человеке, если у него есть искренность и некоторое усилие в освоении Священного Писания. Это действительно срабатывает.
И чтение Евангелия должно быть с молитвой. Просто просить Бога своими словами, чтобы открыл смысл, а он не всегда открывается полностью, хотя бы в силу возраста. Для каждого возраста есть свой уровень восприятия Священного писания. Каждый возраст имеет свое понимание, и в этом тоже сила и красота Евангелия. Слова Христа не ограничиваются легким буквализмом, который может понять и стар и млад. Евангелие многоуровнево, многогранно, и познавать его можно бесконечно. Об этом говорят многие Святые отцы.
Что означает для Вас жизнь во Христе?
Жизнь по Евангелию, жизнь в любви к Богу, а потом еще и к людям, которая происходит от любви к Богу. Это может звучать достаточно абстрактно для тех, кто этого не прочувствовал, но поймите, что Христос всегда здесь.
Беседовала Наталья Смирнова.