Содержание
Цитаты А. С. Макаренко
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Воспитание и воспитатели
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. Воспитание и воспитатели
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Воспитание и воспитатели
Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? Воспитание и воспитатели
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. Воспитание и воспитатели
Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. Воспитание и воспитатели
Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Воспитание и воспитатели
Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. Воспитание и воспитатели
Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. Воспитание и воспитатели
Всякое несчастье всегда преувеличено. Его всегда можно победить. Горе, несчастье, беда
В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще. Дело, деятельность
В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива. Дисциплина, порядок
Дисциплина в нашем обществе — это явление нравственное и политическое. Дисциплина, порядок
Никогда дружба невозможна без взаимного уважения. Дружба, друзья
Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин: его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца. Женщины, мужчины
Ничто так человека не учит, как опыт. Знания, ученье, любознательность
Что такое честность? Честность есть открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное отношение. Искренность, правдивость, честность
Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками. Красота, совершенство
Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности. Любовь
Любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает. Любовь
Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. Любовь
Храбрый не тот, который не боится, а тот, который умеет подавить свою трусость. Другой храбрости и быть не может. Мужество, героизм, доблесть
Мораль буржуазного мира — это мораль жадности, приспособленной к жадности. Нравственность, мораль
Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше. Общество, классы, коллектив
В нашем обществе точное выполнение обязанностей — нравственная категория. Ответственность, долг
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира. Родители, дети
Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Родители, дети
Дети — это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным. Родители, дети
Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. Родители, дети
Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед. Родители, дети
Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение. Родители, дети
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Родители, дети
Обычно говорят: я — мать и я — отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем. Самый ужасный подарок, какой только могут сделать родители своему ребенку. Надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что. Наоборот, пусть ребенок уступает родителям. Родители, дети
Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Смысл жизни
Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Смысл жизни
Необходимым аксессуар счастья — это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна. Счастье, радость
Если я буду так поступать, чтобы все, остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив. Счастье, радость
Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры. Труд
Право на труд в нашем обществе — это не только право на заработок, это прежде всего право на творчество, право на участие в социалистическом строительстве, в решении государственных задач. Труд
Самая трудная вещь — требование к себе. Характер, выдержка, самообладание
Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ. Характер, выдержка, самообладание
Цитаты Макаренко
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат педагога и писателя Антона Макаренко (1888 — 1939).
Мы уже не воспитываем советского гражданина, но и идеи счастья детей, любви в целом успешно обходятся современной педагогикой на практике.
О системе Макаренко
Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие.
Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.
Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему.
Человека нужно не лепить, а ковать… создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек.
И я с отвращением думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство.»
Я позволил себе выставить несомненное для меня утверждение, что, пока не создан коллектив и органы коллектива, пока нет традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки, воспитатель имеет право и должен не отказываться от принуждения.
Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.
Настоящая педагогика — это та, которая повторяет педагогику всего общества.
Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.
Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И, наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребенком и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы игры и… авторитета.
А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было.
Хорошо было то, что я всегда ощущал себя накануне победы, для этого нужно было быть неисправимым оптимистом.
О воспитании
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.
Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.
Воспитательный процесс — процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.
Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.
Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать.
Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место.
Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.
Точный режим детского дня — совершенно необходимое условие воспитания… Привычка к точному часу — это привычка к точному требованию к себе.
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
О любви
Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.
Сколько десятков веков живут люди на свете, и вечно у них беспорядок в любви! Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона, Онегин и Татьяна, Вера и Сильвестров. Когда это кончится? Когда, наконец, на сердцах влюбленных будут поставлены манометры, амперметры, вольтметры и автоматические быстродействующие огнетушители? Когда уже не нужно будет стоять над ними и думать: повеситься или не повеситься?
Любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает.
Во все времена и у всех народов педагоги ненавидели любовь.
Педагогика, как известно, решительно отрицает любовь, считая, что «доминанта» эта должна наступать только тогда, когда неудача воспитательного воздействия уже совершенно определилась.
О коллективе
Коллектив является воспитателем личности.
Я пришёл к глубокому убеждению, что непосредственного перехода от целого (так сказать, макро) коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях.
Формы бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка.
Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения, … сберегайте правила, традиции.
Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше.
Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым.
Горячо жил коллектив, звенел смех, плескались шутки, искрились характеры, мелькали огни дружбы и симпатии, высоко к небу подымались прожекторы обычной человеческой мечты о завтрашнем дне.
О детях
Дети — это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным.
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит — забота и ласка большого человека, человека — богатого и щедрого сердцем.
Я пришел к тезису, который исповедую и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики.
О родителях
Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.
В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это — самый правильный путь семейного воспитания. Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.
Обычно говорят: я — мать и я — отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем. Самый ужасный подарок, какой только могут сделать родители своему ребенку. Надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что. Наоборот, пусть ребенок уступает родителям.
Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед.
Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение.
О труде
Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры.
Право на труд в нашем обществе — это не только право на заработок, это прежде всего право на творчество, право на участие в социалистическом строительстве, в решении государственных задач.
Если у человека есть семья, которую нужно кормить, если его работа сопровождается заработком, человеку легче заставить свои мускулы работать, преодолевая и боль, и усталость, иногда и отвращение.
Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.
Об обучении
Чтобы обучать другого необходимо гораздо больше ума, чем обучиться самому.
Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям. Ничто так человека не учит, как опыт.
Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить.
Педагог обязан себя так вести, чтобы каждое его действие обучало, он должен понимать чего хочет достичь и чего не желает, иначе он не профессионал.
Профессионализм педагога можно довести до степени совершенства, почти до степени идеальной техники.
О дисциплине
Дисциплина в нашем обществе — это явление нравственное и политическое.
Всегда соблюдать дисциплину, выполнять то, что неприятно, но нужно делать, — это и есть высокая дисциплинированность.
В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива.
Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию — всё это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически.
О требовательности
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
Самая трудная вещь — требование к себе.
Без искреннего, открытого, убеждённого, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива.
Это распространенное мнение, что у человека должны быть и достоинства и недостатки. Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю: никаких недостатков не должно быть. …Вообще, от человека нужно требовать, требовать, требовать! И каждый человек от себя должен требовать.
О счастье
Если я буду так поступать, чтобы все, остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив.
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Необходимый аксессуар счастья — это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна.
Всякое несчастье всегда преувеличено. Его всегда можно победить.
О девушках
Девушек нужно учить большему уважению к себе, к своей женской гордости. Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем.
В деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, побывавших в руках. Девочка, рано почти в детстве начавшая жить половой жизнью, не только отстала — и физически, и духовно, она несет на себе глубокую травму, очень сложную и болезненную.
А вы думаете, ведьма, так обязательно на метле? И с таким носом? Нет. Настоящие ведьмы красивые.
О наказании
Наказание — это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо.
Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идёт на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива.
Ибо всякая мера взыскания только тогда производит полезное действие, когда она выталкивает человека из общих рядов и поддерживается несомненным приговором общественного мнения.
О воспитателе
Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса.
Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
О храбрости
Храбрый не тот, который не боится, а тот, который умеет подавить свою трусость. Другой храбрости и быть не может.
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.
Об интеллигентах
Я ж и говорю, вам бы всё читать, а если вам живого человека дают, так вы это самое: зарежет меня живой человек. Интеллигенты!
Когда интеллигент что-нибудь делает из принципа, это значит, что через полчаса и он сам, и все окружающие должны принимать валерьянку.
О деле
Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще.
О разном
Мораль буржуазного мира — это мораль жадности, приспособленной к жадности.
Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива.
Никогда дружба невозможна без взаимного уважения.
В нашем обществе точное выполнение обязанностей — нравственная категория.
Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного.
Мир казался мне чудесным сиропом страшно сложного состава: вкусно, увлекательно, а из чего он сделан — не разберешь, какие гадости в нем растворены — неизвестно. В такие минуты нападают на человека философские жучки, и человеку хочется поскорее понять непонятные вещи и проблемы.
Что такое честность? Честность есть открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное отношение.
Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ.
Книги — это переплетенные люди.
План заключается не только в том, сколько нужно сделать столов и стульев. План — это тонкое кружево норм и отношений.
Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.
Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин: его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца.
Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками.
Красота есть функция труда и питания.
Споры о ценности и истинности педагогических идей Макаренко продолжаются и в наши дни. Судя же по отсутствию у большинства наших детей, да и у нас, родителей, энтузиазма по поводу методов воспитания и обучения в современной школе, лучшее из наследия Макаренко так и не нашло в ней применения.
Цитаты про Макаренко
- М. Горький: Пишу в Москву, настаивая на необходимости Вашего возвращения в Куряж. В январе будет напечатана моя статья о «беспризорных» и колонии, созданной Вашей энергией. Разрушать такие дела — преступление против Государства, вот как я смотрю на эту историю. Антон Семенович — Вы энергичный, умный человек. Я знаю, как должно быть больно Вам, но — не падайте духом! Все наладится. (кстати, цитаты Горького)
- Дж. Боуэн: Значение Макаренко в том, что он более энергично и более страстно, чем многие из нас, пытался сделать мир более привлекательным местом для жизни. И мы на Западе… не можем не признать величие его вклада.
- В. Сухомлинский: Люблю его за гуманность, подлинную требовательную гуманность, за глубокую веру в человека. (кстати, цитаты Сухомлинского)
- С. Соловейчик: Потому что открытие Макаренко не ему одному принадлежит. Это — открытие революции, открытие всей Советской страны. Без веры в то, что дурное прошлое не обязательно должно входить в будущее человека,— без этой смелой веры в силу революционного воспитания нельзя было бы даже начинать строить социалистическое государство.
Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:
- цитаты Конфуция
- цитаты Сократа
- цитаты Вольтера
- цитаты Гете
- цитаты Толстого
Бывают и другие случаи неполной семьи. Очень болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей.
Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно, можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. И если он не может благотворно влиять на свою старую семью, то лучше постарается, что она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по-прежнему.
Вопрос о структуре семьи ‑ вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.
Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.
Следующий вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание, — это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной ели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Хотите ли вы воспитать настоящего гражданина Советской страны, человека знающего, энергичного, честного, преданного своему народу, делу революции, трудолюбивого, бодрого и вежливого? Или вы хотите, чтобы из вашего ребенка вышел мещанин, жадный, трусливый, какой-нибудь хитренький и мелкий делец? Дайте себе труд, подумайте хорошо над этим вопросом, подумайте хотя бы втайне, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.
И при этом всегда вы должны помнить: вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям, и всей стране. Не отмахивайтесь от этого вопроса, не считайте если надоедливым резонерством. Ведь на вашем заводе, в вашем учреждении вы стыдитесь выпускать брак вместе хорошей продукции. Еще более стыдно должно быть для вас давать обществу плохих или вредных людей.
Этот вопрос имеет очень важное значение. Стоит только вам серьезно над ним задуматься, и многие беседы о воспитании станут для вас лишними, вы и сами увидите, что вам нужно делать. А как раз многие родители не думают над таким вопросом. Они любят своих детей; они наслаждаются их обществом, они даже хвастаются ими, наряжают их и совершенно забывают о том, что на их моральной ответственности лежит рост будущего гражданина.
Может ли задуматься над всем этим такой отец, который сам является плохим гражданином, который совершенно не интересуется ни жизнью страны, ни ее борьбой, ни ее успехами, которого не тревожат вражеские вылазки? Конечно, не может. Но о таких людях и говорить не стоит, их немного в нашей стране…
Но есть иные люди. Они на работе и среди людей чувствуют себя гражданами, а домашние дела проходят независимо от этого: дома они или просто помалкивают, или, напротив, ведут себя так, как не должен вести себя советский гражданин. Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.
Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. То, что совершается на вашем заводе, что радует или печалит вас, должно интересовать и ваших детей. Они должны знать, что вы — общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом. И только в том случае эта гордость будет здоровой гордостью, если ее общественная сущность детям понятна, если они не гордятся просто вашим хорошим костюмом, вашим автомобилем или охотничьем ружьем.
Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!
А между тем приходится иногда встречать таких родителей, которые считают, что нужно найти какой-то хитрейший рецепт воспитания детей, и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки самому заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого человека; если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина; в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым.
Таких чудес не бывает. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.
На эти недостатки и нужно обратить первое внимание. А что касается фокусов, то нужно раз навсегда помнить, что педагогических фокусов просто не существует. К сожалению, иногда можно видеть таких людей, верящих в фокусы. Тот придумает особое наказание, другой вводит какие-нибудь премии, третий всеми силами старается паясничать дома и развлекать детей, четвертый подкупает обещаниями.
Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, зубоскальства, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на неудачу. Это вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны, — будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье.
Фокусы мешают людям видеть настоящие задачи, стоящие перед ними, фокусы в первую очередь забавляют самих родителей, фокусы отнимают время.
А многие родители так любят жаловаться на недостаток времени!
Конечно, лучше, если родители чаще бывают с детьми, очень нехорошо, если родители никогда их не видят. Но все же необходимо сказать, что правильное воспитание вовсе не требует, чтобы родители не спускали с детей глаз. Такое воспитание может принести только вред. Оно развивает пассивность и духовный рост их идет слишком быстро. Родители любят этим похвастаться, но потом убеждаются, что допустили ошибку.
Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать. Поэтому, совершенно естественно, вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду.
«Педагогическая поэма» — цитаты из книги
Герои книги в реальной жизни
Антон Братченко
Персонаж Братченко создан с реального Антона Б., его имени Макаренко в своей книге изменять не стал. Однако есть информация, что в колонии в конюшне работал воспитанник Антон Браткевич, может, это — он? Братченко в колонийском быту — совершенно такой же, как и на страницах произведения писателя-педагога, об этой личности подробно можно узнать в «Педагогической поэме».
Павел Архангельский
К сожалению, всё, что мы смогли найти о таком сильном и ярком персонаже «Педагогической поэмы», как Задоров — это упоминание, что создан колонист Шурка был с воспитанника Павла Архангельского. Действительно, в колонии имени Горького, в самом начале её становления, у педагога был конфликт с прибывшим колонистом Архангельским, когда последний отказался в грубой форме выйти на работу, и Макаренко ударил его. Эта же ситуация отражена и в книге. Имели место и другие случаи, описанные в книге. И вот что странно — на страницах «Педагогической поэмы» Антон Макаренко не раз «признаётся в любви» своему колонисту Задорову, пишет о том, что и другие воспитанники очень симпатизировали «командиру седьмого сводного отряда». Однако в том огромном количестве изученных нами документах о А. С. Макаренко и его колонистах, мы почти ничего не смогли найти, никаких жизненных фактов и воспоминаний о Задорове — Архангельском, как от Макаренко, так и от его бывших колонистов и персонала колонии. Единственное, что нам стало известно — Архангельский Павел Петрович через время стал носить погоны подполковника.
Семён Калабалин — воспитанник колонии имени Горького. В произведении Макаренко проходит как персонаж Семён Карабанов. Калабалин — продолжатель дела Антона Макаренко, посвятивший долгие годы своей жизни воспитанию «трудных детей». В отличие от своего друга и учителя, Семён Афанасьевич Калабалин не имел педагогического образования (у него было мелиораторное). Однако это не мешало работать с детьми и подростками. Почти двадцать лет «Карабанов» проработал «бок о бок» с Макаренко. Педагогике же учился у него ещё с колонии. Семён Афанасьевич очень тепло вспоминал о первой встрече с автором: это случилось в конце 1920 года, в тюрьме, куда Калабалин попал за грабёж. Семёна надзиратели охарактеризовали как трудного и советовали не забирать его в колонию. Однако педагог «знал свое дело»:
Он подошел ко мне и спросил:
— Правда, что тебя Семён зовут?
— Правда.
— Так это чертовски здорово, что тебя Семёном зовут! Мы с тобой почти тёзки — меня Антоном Семёновичем зовут.
Это было сказано так хорошо, так по-человечески, так подкупающе звучало!
Макаренко в этом же разговоре назвал Калабалина «голубчиком», чего последний никак не ожидал и воспринял эту ласку как инстранное слово. До сих пор Семён слышал в свой адрес только ругань. В общем, «Карабанову» Антон Семёнович очень понравился. Уже тогда он подумал: «От этого человека никогда не уйду, не сделаю ему неприятного».
Тут же, спустя пару часов, Макаренко поручил С. А. Калабалину получить продукты для колонии, а сам отправился по рабочим делам. Получая хлеб, Семён постарался, «чтобы его не обсчитали, и в его руках оказалось на две буханки больше». Антон Семёнович чуть позже, по дороге в колонию, сообщил ему, что получено по недоразумению продуктов больше (заходил узнавать к кладовщикам), и попросил вернуть, отнести лишний хлеб назад. Калабалину впервые в жизни стало нехорошо, стыдно:
— Возьми, пожалуйста, эти буханки и отнеси на склад, я буду тебя ждать. Ты не беспокойся, я подожду обязательно!
(А ведь ему бы надо побеспокоиться: вдруг я не вернусь?!) Но я вернулся и очень торопился, чтобы у Антона Семёновича не возникло беспокойства, что я улизну… Я вернул буханки и прибежал к Антону Семёновичу. Думал, что он начнет меня пробирать, но он этого не сделал. Мне даже хотелось, чтобы он меня отругал, очень хотелось. Но Антон Семёнович обманул мои ожидания…
По признанию Семена Калабалина — в этом вся педагогическая позиция Макаренко, который был ярым противником пустой словесной морали.
Когда «Карабанов» из колонии Горького поступил на рабфак, он познакомился со своей будущей супругой Галиной (об этом также упоминается в «Педагогической поэме»). Калабалин работал заведующим во многих колониях в последующие годы, во время ВОВ — разведчиком, после войны возобновил педагогическую деятельность. 24 июня 1972 года ушёл из жизни в возрасте 69 лет.
Кто они в жизни
В мире есть две сложные вещи — воспитывать и управлять.
Иммануил Кант
Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный педагог.
Лев Толстой
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
…Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
Януш Корчак
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…
Антон Павлович Чехов
Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Коменский Я.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Ушинский К. Д.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей — есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей — сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.
Януш Корчак
Педагог без любви к ребенку — все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.
Т.Гончаров
Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.
А.Чехов
Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением.
И. Бабель
Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.
Цицерон
Обучая учусь.
Сенека Старший
Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию.
Д. Локк
Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.
Леонардо да Винчи
Наш воспитатель — наша действительность.
М. Горький
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.
А. В. Луначарский
Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
А.С. Макаренко
Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.
А.С.Макаренко
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?
А.С. Макаренко
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
А.С. Макаренко
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
М. Монтень
Повторять слова учителя не значит быть его продолжателем.
Д.И. Писарев
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Ж.Ж. Руссо
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
К.Д. Ушинский
Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
К.Д. Ушинский
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят.
Г. Торо
Когда слово не бьет, то и палка не поможет.
Сократ
Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных.
Дейл Карнеги
Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого
Эрнест Хемингуэй
В возрасте 12-16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчислений. При этом на моё счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нём были взлёты, по силе впечатления не уступавшие «чуду»…
Альберт Эйнштейн
Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.
Бисмарк
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное — воспитание в человеке человеческого.
Антуан де Сент-Экзюпери
Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.
Д. Дьюи
Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.
Д.И. Писарев
Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.
Я.А. Коменский
Письмо к учителю сына.
Если можете, научите его интересоваться книгами… И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать… Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне… Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество.
Авраам Линкольн
Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо
Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.
Георг Лихтенберг
Чем старее школа, тем она ценнее. Ибо школа есть совокупность накопленных веками творческих приемов, традиций, устных преданий об отошедших ученых или ныне живущих, их манере работать, их взглядах на предмет исследований. Эти устные предания, накапливающиеся столетиями и не подлежащие печати или сообщению тем, кого считают неподходящим для этого — эти устные предания суть сокровища, действенность которых трудно даже представить себе и оценить. Если искать какие-либо параллели или сравнения, то возраст школы, накопление ею традиций и устных преданий есть не что иное, как энергия школы, в неявной форме.
Н.Н. Лузин
Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете.
Конфуций
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
Конфуций
Исследователи (Хейес, Блум) показали, что для приобретения экспертных знаний в любой широкой области человеческой деятельности, включая шахматную игру, сочинение музыки, рисование, игру на фортепьяно, плавание, теннис, а также проведение исследований по нейропсихологии и топологии, требуется приблизительно десять лет.
Причем создается впечатление, что в действительности этот срок невозможно сократить: даже Моцарту, который проявил выдающиеся музыкальные способности в возрасте 4 года, потребовалось еще 13 лет для того, чтобы он начал сочинять музыку мирового класса.
Сэмюэль Джонсон считает, что фактически требуется больше десяти лет: «Превосходства в любой области можно достичь только упорным трудом в течение всей жизни; его нельзя купить по меньшей цене».
И даже Чосер жаловался: «Жизнь так коротка, что не хватает времени на овладение мастерством»
Питер Норвиг, «Научитесь программировать за десять лет»
Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей — а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее.
А.И. Солженицын
Мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас.
А.И. Солженицын
Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи.
Меньшиков
К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.
Д.И. Менделеев
В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.
Н.И. Пирогов
Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.
Монтень
Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.
Тиру-Валлювар
Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей — есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей — сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.
Януш Корчак
Действительно гуманная педагогика — это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.
Ш. Амонашвили
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
К.Д. Ушинский
Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?
Ш. Амонашвили
Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности — замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.
В.А. Сухомлинский
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.
В.А. Сухомлинский
Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.
А. Дистервег
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
A. Барбюс
У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.
В.А. Сухомлинский
Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые.
Петр Капица
Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.
М. Булгаков
О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.
Р. Бах
Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.
К.Д. Ушинский
Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.
В. А. Сухомлинский
Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.
В. Ф. Шаталов
Талант — искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.
В.О.Ключевский
В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.
Cократ
Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.
К.Д. Ушинский
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.
К.Д. Ушинский
Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.
Конфуций
Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.
Бисмарк
Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому, как никто не может за него, то есть с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, за него учиться; никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь. Эти положения ясны, как солнечный день, но всё-таки тысячи людей поступают так, будто этих правил совсем не существует.
A. Дистервег
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Л. Н. Толстой
Цитаты о воспитании детей.
Уважаемые коллеги, родители и все, кого интересуют вопросы воспитания. Предлагаю Вам подбор мудрых и в то же время таких простых и доступных мыслей о воспитании.
Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В.Леви)
Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей — радость и счастье. (В.М.Гюго)
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А.Сухомлинский)
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира. (А.С. Макаренко)
Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину.(А.П.Чехов)
Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. (В. Ф. Одоевский)
Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью — одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же — иметь рояль и быть пианистом. (С. Харрис)
Игра есть, в сущности, рост организма. (Стенли Холл)
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. (Антон Семенович Макаренко)
Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. (Ж. Жубер)
Счастье — это мягкие, тёплые ладошки. За диваном фантики, на диване крошки. Что такое счастье — проще не ответить. Счастье есть у каждого, у кого есть дети!!!
Тупые и неспособные к ученью умы — вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей подает добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание. (Квинтилиан)
Вундеркинды, как правило, дети родителей с богатым воображением. (Жан Кокто)
Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. (Пабло Пикассо)
Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. (Джордж Сантаяна)
От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние. (Лев Николаевич Толстой)
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Жан-Жак Руссо)
Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. (Джузеппе Мадзини)
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Жан-Жак Руссо)
Берегитесь детей! Когда-нибудь они овладеют миром! (Эшли Брильянт)
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! (Жан-Жак Руссо)
Относись к своему ребенку, как к лучшему гостю в доме. (Индийская пословица)
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Ульям Артур Уорд)
Становление личностного образа ребенка — процесс внутренний, он обусловлен становлением самосознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его личностного саморазвития. (Е.В. Бондаревская)
Каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой. (Р. Роджерс)
Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?. (Я. Корчак)
Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения… Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. (Ж.Ж. Руссо)
Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму.
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. (Плутарх)
Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления, это и есть детство. (Антуан де Ривароль)
Все мы родом из детства. (Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”)
Детей нет, есть люди. (Януш Корчак)
Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)
Будь правдив даже по отношению к дитяти:исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. (Лев Николаевич Толстой)
Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. (Лев Николаевич Толстой)
Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. (Оскар Уайльд)
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. (Эрма Бомбек)
Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство. (Василий Александрович Сухомлинский)
Хочешь, чтобы твой ребенок уверенно стоял на ногах — не держи его все время за руку. (Виктория Фролова)
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. (Алексей Николаевич Острогорский )
Детский разум ручонками растёт. (Равиль Алеев)
Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров. (Борис Кригер)
Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива. (Макаренко А. С.)
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.)
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (Макаренко А. С.)
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (Сухомлинский В. А.)
В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.)
Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.)
Куда не влекут способности, туда не толкай. (Коменский Я.)
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве)
Гении случаются редко не потому, что они редко рождаются; нет, гений случается редко, потому что очень сложно избежать процесса «обработки» в обществе. Лишь изредка ребенку удается избежать его тисков. (Ошо)
Каждый ребенок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который когда-либо демонстрировал Леонардо да Винчи.(Г.Доман)
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)