Содержание
Дом Божией Матери в Лорето
Сегодня Святой Дом в Лорето (или как его называют итальянцы, Santa Casa) — одна из самых почитаемых святынь, связанных с именем Богородицы, и одно из самых любимых мест паломников в Европе. Согласно легенде XIV веке, Дом Божией Матери был перенесен из Назарета в Италию небесными ангелами. О том, были ли ангелы на самом деле и какова история этого дома, мы побеседовали с Тимофеем Китнисом, историком и руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
История о спасении Дома Божией Матери небесными ангелами — это просто сказка? Или Ангелы и правда были?
Как это часто бывает, народный фольклор превратил реальную операцию по перенесению Дома Богородицы из Назарета в Лорето в красивую легенду. Первым с открытой ее критикой выступил русский путешественник, автор многих научных трудов епископ Порфирий (Успенский). В книге «Святыни земли италийской» он высказал предположение о том, что нельзя воспринимать слова о спасении святыни «ангелами небесными» буквально, на самом деле Дом Божией Матери из Назарета в Лорето перевезли греки по фамилии Ангелос. Это были влиятельные люди в Эпире, входившие и в военные, и в торговые круги. В XIII веке, когда началось интенсивное завоевание Святой Земли Саладином, Дому Богородицы, как и другим святыням, стала угрожать большая опасность. Чтобы спасти его от разрушения мусульманами, Ангелос перевезли Дом сначала к себе на родину в Далмацию (территория современной Хорватии), а спустя год передали в Италию в Лорето.
Зачем семья Ангелос взялась за это дело?
В этом нет ничего удивительного. Если вывезти одежду или иконы было легко, то для перемещения дома нужно было организовывать целую операцию. Были необходимы корабль, работники, требовались серьезные экономические затраты. Это было под силу только влиятельным и богатым людям. По поводу того, какой была мотивация семейства, высказываются разные мнения. Кто-то считает, что все это — чистый бизнес, и греки просто хотели получить деньги. Однако есть и те, кто думает, что семьей Ангелос двигало искреннее желание спасти святыню от разрушения. А возможно, в этом случае просто совпали благочестие и практическая хватка, как нередко бывает.
Почему Дом Божией Матери был перевезен именно в Лорето?
Область Марке и в частности городок Лорето являлись частью Папского государства и, когда Дом Богородицы был перевезен в Лорето, он автоматически попал под омофор Папы Римского. Кроме того, у семьи Ангелос была связь с викарием Папы — епископом города Реканти, что подтверждено документально. После того, как посланники Папы удостоверились в подлинности Дома, он был передан в Лорето, и викарий стал сам заниматься укреплением Святого Дома на его нынешнем месте.
Дом богородицы в Лорето, фото: Massimo Rosellihttp/www.wikipedia.org
А как выглядит Святой Дом сегодня?
На живописном холме располагается базилика Santa Cosa, купол которой виден еще издалека. Она представляет собой огромный храм со множеством капелл, настоящую сокровищницу искусства. В работе над базиликой принимали участие лучшие мастера своего времени, такие как Мелоццо да Форли и Луки Синьорелли. В центре храма — мраморный ковчег, создание которого Папа Юлий II в 1507 году поручил выдающемуся архитектору того времени Донато Браманте. Внутри драгоценного чехла и находится светлица, перевезенная из Назарета. Святой Дом имеет только три стены и следующие параметры: 8,5 на 3,8 метра в длину и ширину и 4 метра в высоту. В нем находится статуя Лоретской Божией Матери, о которой в своих дневниковых записях также писал преосвященный Порфирий (Успенский). Лоретская Мадонна с Младенцем — одна из самых известных и почитаемых в Европе. Интересно, что она очень похожа на почитаемую в России икону Бородицы «Прибавление Ума». Однако 1921 году скульптура Божией Матери XIV века сгорела в пожаре. В ходе работ по восстановлению и реставрации храма Леопольдо Челани была создана новая статуя.
Раз храм и скульптура были воссозданы, не мог ли и сам Святой Дом быть построен в Италии в XIV веке? Что свидетельствует о его подлинности?
Еще в 1491 году Папа Сикст IV издал буллу, которая подтверждала подлинность Дома, в 1507 такую буллу издал и Папа Юлий II. Позже, уже в 1900 году в Византии были найдены документы, подтверждающие предположение епископа Порфирия (Успенского). Святой Дом действительно был перевезен греческой семьей Ангелос из Назарета в Дальмацию, а потом передан викарию Папы Римского в Италию, в Лорето.
В XX веке, когда проводилось много исследований святынь, была проведена и проверка на подлинность Дома Божией Матери в Лорето. В 1962-1965 были организованы специальные экспедиции, в которых приняли участие историки и археологи.
Они установили, что Святой Дом является образцом типичного палестинского дома, причем, скорее всего, принадлежащего небогатой семье. В отличие от других домов в Лорето, он построен без фундамента и имеет только три стены. В Палестине дома часто примыкали к скале, в которой была выдолблена пещерка. Это позволяло экономить силы и средства на строительство (сегодня грот, выдолбленный в скале, где стоял Дом Богородицы, является одной из главных святынь базилики Благовещения в Назарете).
Три стены Дома Богородицы, фото: www.santuarioloreto.it
Камни, из которых сложен Святой Дом, также не характерны для Лорето, где даже не было каменоломни, но такие камни часто использовались в Палестине. На камнях Дома Божией Матери были обнаружены многочисленные пометки, которые историки, исследовавшие дом, датируют 1 веком. На некоторых камнях была замечена нумерация. Вероятно, Дом в Назарете разобрали, камни пронумеровали в нужном порядке, а потом уже в Лорето в том же порядке сложили заново.
Значит, сегодня сомнений в подлинности Дома Богородицы уже ни у кого не возникает?
Подлинность Дома подтвердили исследования, такова официальная позиция Церкви, а остальное уже дело веры. Но, по-моему, не столь важны детали истории и то, кто и с какой мотивацией принял в ней участие. Важно то, что мы имеем сегодня. Христос учил: «Всякое древо познается по плоду». А плод этой истории такой: сегодня Лорето — не только известнейший исторический, культурный и образовательный центр. Это место, где до сих пор происходит исцеление, не только телесное, но и духовное. Это место, куда люди приходят по обету, в благодарность, для того, чтобы получить благодать Духа Святого и Богородицы. Это мировой христианский центр, где молятся и католики, и православные, и где зримо ощущается Покров Божией Матери.
Италия. Санта Каза — дом Богородицы в Лорето (Loreto)
Главная » Италия » Марке
Лорето (Loreto) — небольшой городок в итальянском регионе Марке, совсем не разрекламированный в туристических буклетах. А между тем, именно здесь находится главная Святыня Христианского мира. Побывав во многих прекрасных храмах Европы, не ожидала столь сильных впечатлений от базилики Санта Каза…
Поездка в Лорето случилась совершенно неожиданно. К стыду своему я ранее и названия такого не слышала. Разумеется, понятия не имела, что я там увижу. Но в Италии всегда что ни город, то сюрприз…
Выйдя из машины в Лорето увидели достаточно обычный пейзаж небольшого итальянского городка — фонтан с драконом и петухами, часовая башня местного палаццо.
Город Лорето располагается на холме, откуда открываются панорамные виды на регион Марке. Таких городов в Италии немало.
Однако, чем ближе мы подходили к цели нашей поездки, тем больше удивлялись месту, в которое попали.
На протяжении многих веков в Лорето приезжают и простые люди, и сильные мира сего. Регулярно сюда прибывают так называемые «белые поезда» с жаждущими исцеления больными людьми.
Чем ближе мы подходили к базилике, тем больше было людей.
Огромный храм, построенный в форме человеческого тела, скрывает внутри небольшую каменную постройку — дом, где жила Дева Мария. Санта Каза — так называют этот собор итальянцы.
Дом Богородицы появился в Лорето в конце 13 века. По легенде его перенесли сюда Ангелы, чтобы сохранить Святыню в сокровенном месте во времена захвата Назарета мусульманами. Легенда, однако, подтверждается — историки обнаружили контракты с греческими правителями по фамилии Ангелос, которые по просьбе крестоносцев осуществляли перенос Святыни из Назарета в Италию, останавливаясь по пути в Далмации.
В Лорето находится не весь дом, а комната, в которой Деве Марии ангелом Гавриилом была сообщена благая весть. По сути, это главная Святыня Христианства. Ведь все началось именно в этой комнате…
Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одной из них являлся грот, выдолбленный в скале, другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале. Эта пристроенная комната и была перенесена в Лорето. На месте стены, образованной скалой грота, сейчас располагается алтарь. Оставшийся в Палестине грот ныне является одной из главных Святынь базилики Благовещения в Назарете.
Собор великолепен, роскошен, изыскан. Созданная художниками красота воистину достойна Девы Марии.
Все крупные мастера итальянского Возрождения поработали в Лорето. В числе других шедевров здесь находится работа Рафаэля «Мадонна Лоретская».
О таких местах трудно рассказывать, это надо увидеть и почувствовать…
В многочисленных часовнях шли исповеди, к священникам стояли очереди. Несколько священнослужителей были темнокожие. В Санта Каза находятся иностранные капеллы — немецкая, испанская, французская, славянская, таким образом делая это храм самым гостеприимным в мире. Здесь проходят службы на разных языках мира. В славянской часовне хранится русская икона «Богоматерь Лоретская, Прибавление ума». Перед этой иконой молятся за детей, чтобы они хорошо учились.
Снимать в соборе Санта Каза категорически запрещается. Впервые видела, чтобы за этим тщательно следила полиция.
Кажется, в этом храме все теряют дар речи, ощущения пространства и времени. Бродили по храму под звуки начавшейся мессы, отсюда совершенно не хотелось уходить… Девушка пела, как ангел…
В храме мы провели несколько часов. Снаружи успели набежать тучи.
У храма раскинулся небольшой рынок, на котором мы купили сувениры у 94-летней женщины. В Лорето люди живут долго…
После посещения храма прошлись немного по городу. Буквально пара шагов, и уже обычные итальянские улицы с магазинами и ресторанчиками.
Покидали Лорето в особенном умиротворенном настроении и с огромным желанием сюда еще вернуться.
P.S. В моем блоге много постов, посвященных Святым местам. Я не считаю себя человеком очень религиозным, но так получается, что многие интересные и красивые места, которые меня привлекают, связаны с религией. И в любом случае, убеждена, что к подобным Святыням человечества надо относиться с уважением независимо от вероисповедания.
P.S. Побывали в базилике еще раз летом 2017 и смогли сделать фото. Видимо, запрет на съемку был связан с большим скоплением людей во время религиозного праздника. Но фото меня разочаровали, они совершенно не передают реальных впечатлений!
Городок Лорето в итальянской провинции Анкона, на первый взгляд, совершенно не связан с Моравией. Но на Моравии и в Чехии встречается так много Лоретанских часовен, что мне захотелось рассказать, что же это за место, где находится самая почитаемая Богородичная святыня в мире.
Евангелие повествует, что Пресвятая Богородица родилась в Назарете. Там она росла, воспитывалась, там получила святое Благовестие от Архангела Гавриила. В Назарет также вернулось Святое Семейство после бегства в Египет, и Иисус рос в Назарете до своего тридцатилетия, когда началось Его Служение.
Типичное палестинское жилище представляло собой небольшое каменное помещение, пристроенное к гроту, выдолбленному в горе. Грот использовался в качестве складского помещения, там было прохладнее, и туда помещали продукты. Пристройка же была жилой.
Тот грот, который принадлежал семье Пресвятой Богородицы, сохранился, там сейчас находится церковь Благовещения. А вот пристройка исчезла. Археологические раскопки на месте дома Богородицы проливают свет на его историю. В третьем веке христиане сделали дом Богородицы местом поклонения, построив над ним церковь. В пятом веке церковь была перестроена в византийском стиле, а в 11 веке уже французские крестоносцы возвели над домом Богородицы довольно большой храм. Таким образом, пристройка к гроту сохранялась целой и невредимой. Никакие природные катаклизмы не влияли на её сохранность. И вдруг в конце 13 века во время вторжения мусульман в Палестину пристройка исчезла. Тут начинается область таинственного, до сих пор учёными не объяснимого.
В 1291 году строение без фундамента, состоящее из трёх стен и крыши со скатами, появилось в Иллирии, на территории современной Хорватии в местности Терзац. А уже через три года оно было перенесено в Италию в коммуну Реканати. Домик сразу получил известность, как жилище Пресвятой Богородицы, и туда стали приходить паломники. На дары, приносимые паломниками, претендовало слишком много людей, и два брата, возможно, имеющие отношение к перенесению домика в Италию, его передвинули на холм, где селений не было. На холме росло множество лавров, «lauro» по-итальянски, отсюда и появилось позже название Лорето. По холму проходила дорога, посреди которой и поставили братья домик Богородицы. С тех пор паломничество к жилищу Пресвятой Богородицы не прекращается.
В начале 14 века домик обложили кирпичами для сохранности, а внутри устроили церковь, сделав на месте отсутствующей четвёртой стены алтарь и расписав стены фресками. Остатки фресок можно видеть и сейчас, а в алтаре первоначально находилась деревянная икона Пресвятой Богородицы, известная в Православной церкви под названием «Прибавление Ума». К 16 веку икона обветшала, и её заменили на аналогичную деревянную статую. Это Лоретанское изображение Пресвятой Богородицы, называемое ещё «Черной Мадонной», сейчас является одним из самых почитаемых образов в мире. Статуя действительно черная, но не потому, что вырезана из черного дерева. Просто дым от многочисленных свечей и лампад впитался в дерево, сделав статую черной.
В самом начале 15 века над домиком построили церковь для лучшей сохранности постройки и приёма паломников, которых становилось всё больше и больше. Первоначальная крыша домика в 1435 году была заменена на сводчатую. Около 1470 года Пьетро ди Джорджо Толомеи, управитель Лоретанского святилища написал историю домика из Назарета, который Ангелы переместили в Италию по воздуху. До сих пор эта легенда является одной из рассматриваемых версий появления домика Богородицы в Лорето.
Изображение легенды о перенесении домика Богородицы на одной из дверей храма
Дело в том, что исследование домика учёными происходит и в наши дни. Сомнений в его подлинности уже не возникает, о том свидетельствуют и камни, из которых сложен домик и которые в Италии не использовались, и сама структура жилища, и обнаруженные древнеиудейские надписи на камнях, и предметы, найденные под часовней. Например, там были обнаружены две монеты конца 13 столетия, имеющие отношение к семейству Ангелос, родственникам византийских императоров. В старину монеты, заложенные в основание сооружения, должны были указывать или на время его сооружения или на инициаторов строительства. Одной из версий появления Назаретского домика в Италии является перенесение его, как раз, членами семейства Ангелос. Назаретский домик довольно небольшой, приблизительно 8.5 м длинной, не более 4 м шириной и около 4 метров высотой. Некоторые историки считают, что домик был разобран в Назарете, камни пронумерованы, по морю перевезены в Италию и там заново собраны. Но учёные обнаружили, что раствор, которым скреплены камни никогда в Италии не использовался, это типичный для Палестины строительный раствор, поэтому версию о перевозке «святых камней» и последующей сборке в Италии не все поддерживают. В общем, до сих пор на вопрос о перенесении домика в Палестину ответ не найден.
Мраморный саркофаг, внутри которого находится домик Богородицы.
Но как бы там не было, по вере приходящих к Лорето стали совершаться и до сих пор совершаются различные чудеса. Уже в 15 веке поток паломников в Лорето стал так велик, что епископ Николо деле Асте повелел начать строительство нового огромного храма. Над его убранством трудились лучшие художники итальянского Возрождения. В храме можно увидеть фрески Мелоцо да Форли ( ок.1478), Луки Синьорелли (ок.1482), в 1500году Джулиано да Сангалло закончил работу над сводами купола. А в 1507 году Донато Браманте приступил к работе над макетом мраморного саркофага, внутри которого должен был находится домик. В 70-х годах 15 века саркофаг был закончен, и сейчас мраморная облицовка домика является одной из самых прекрасных жемчужин искусства эпохи Возрождения. Лучшие итальянские скульпторы работали над барельефами саркофага.
Так что, даже человек, которого не сильно интересуют христианские святыни, сможет увидеть в Лорето чудо. Это чудо – работы выдающихся итальянских художников и скульпторов.
Славянская часовня св.Кирилла и Мефодия.
Кроме самого домика Богородицы, в который можно войти, постоять там и помолиться перед считающимся чудотворным образом Лоретанской Божией Матери, в храме находится несколько часовен, названных в честь общин, которые инициировали их росписи. Ещё в 16 веке, когда храм в Лорето был под патронажем ордена Иезуитов, было устроено так, чтобы верующие из разных стран могли найти здесь священника, говорившего на близком им языке. Так появились в храме Французская, Немецкая, Испанская и многие другие часовни. Есть там и славянская часовня, расписанная в конце 19 века и освящённая в честь св.Кирилла и Мефодия. В ней можно найти образ св.Людмилы, святого князя Ростислава Моравского. Интересен и образ св. Кирилла, который переводит литургические тексты на славянский язык, а рядом с ним на переднем плане лежит кот.
Победа поляков над большевиками под Варшавой в 1920 году. Фрагмент росписи Польской часовни.
Довольно интересна и Польская часовня Сердца Христова. Её расписывал в 1912-1939 годах Артуро Гатти на пожертвования польских католиков. Как всегда, польская национальная гордость выразилась во фресках, которыми расписаны стены часовни. Правда, из всех событий польской истории были выбраны только два – это победа Яна Собеского над турками под Веной в 1683 году и битва под Вашавой с большевиками в 1920 году. На коне можно даже увидеть генерала Пилсудского.
Росписи в Американской часовне.
Но самой необычной я считаю Американскую часовню Вознесения девы Марии. Она была расписана довольно поздно, в 1953-1970 годах. До этого здесь была часовня св.Иоанна Крестителя с фресками середины 16 века. А в 20 веке часовню расписал Беппе Стефанина. Так как папа Бенедикт XV в 1920 году провозгласил Лоретанскую Богородицу покровительницей авиации, то фрески на стенах часовни излагают историю полётов человека от мифического Икара до вполне реальных космонавтов Гагарина, Армстронга и Девитта. Присутствует также и одна из лаек, летавших в космос, а также папа Павел VI, летящий в 1965 году на заседание ООН. Это был первый папа, который начал использовать авиационные перелёты и посетил все пять континентов. В общем, довольно необычные храмовые росписи.
Кроме самого храма можно посетить и Сокровищницу, в которую попадаем через барочный атриум. Зал Сокровищницы был построен по распоряжению папы Климента VIII для многочисленных даров, полученных не только от обычных паломников, но и от царственных особ. Например, французский король Людовик XIII в благодарность Богородице за рождение наследника отослал в Сокровищницу две короны, усыпанные алмазами и серебряную подушку с лежащим на ней золотым младенцем, вес которого был равен весу новорождённого. А королева Швеции Христина, отрекшись от лютеранства в 1655 году, побывала в Лорето и оставила в Сокровищнице свою королевскую корону и скипетр. Сокровищница в Лорето считалась самой богатой в Европе. К сожалению, в 1797 году она была полностью разграблена Наполеоном. Сейчас особо ценных предметов в Сокровищнице вы не увидите, зато сам зал с росписями Христофоро Ронкалли великолепен.
Площадь Мадонны.
Выйдя из храма вы окажетесь на площади Мадонны, где с одной стороны увидите Апостолический( Папский) дворец, построенный по проекту Донато Браманте, правда, со множеством деталей, внесённых и другими архитекторами. С другой стороны увидите другое здание. Это тоже дворец, строительство которого было начало в 16 веке, но нынешний вид он приобрёл в начале 19 века. Дворец называется Иллирийским. Когда-то в нём располагался Иезуитский колледж, а студентами были выходцы из Иллирии, современной Хорватии. Сейчас в Иллирийском дворце находится отель для паломников, в первую очередь, пребывающих в Лорето, так называемыми, «белыми» поездами. Это специальные поезда, организованные Итальянским национальным союзом по перевозке больных в международные святилища. На таких поездах в Лорето пребывают со всей Европы паломники с ограниченными возможностями.
Посреди площади вы увидите прекрасный фонтан Карло Мадерно начала 17 века. Его построили не только для украшения площади, а в первую очередь, для нужд паломников, проведя на площадь воду из источников по специальной галерее длинной 5 км. Возле фонтана всегда можно увидеть прямо на асфальте современные работы итальянских художников, которые, впрочем, являются продолжателями традиций итальянской живописи прошлых веков.
Просто пройтись по центру городка тоже приятно. Он окружён бастионами начала 16 века, построенными по приказу папы Льва Х, обеспокоенного набегами турок. С бастионов открывается изумительный вид на долину Музоне и гору Конеро.
В Лорето вас постоянно будут соблазнять великолепными итальянскими сырами и другими продуктами. И отведав пищи духовной, вы обязательно соблазнитесь каким-нибудь «Пекарино», оливками или домашним вином.
В общем, каждый найдёт в Лорето утешение.
Ис 40, 25-31
Пс 103
Мф 11, 28-30
10 декабря – это праздник Лоретанской Божьей Матери, о которой я бы хотела сегодня рассказать.
Для всех учеников Иисуса Христа особое значение имеют места, связанные с земной жизнью Божьего Сына. Когда в X веке Палестину захватили арабы, христиане хотели освободить Святую Землю, высылали крестовые походы, но ничего не удалось сделать. Тогда крестоносцы, пытаясь сохранить для христианского мира хоть что-нибудь, вывезли из Палестины вещи, связанные с жизнью Иисуса. Среди этих реликвий оказались стены Дома в Назарете, в котором Архангел Гавриил возвестил Марии, что Она родит Божьего Сына, и в котором жило Святое Семейство.
Дом Божьей Матери состоял из двух частей: грота в скале и каменной пристройки. Крестоносцы разобрали стены пристройки, погрузили на корабль и перевезли в Европу. Дом долго путешествовал и в конце концов оказался в Италии, недалеко от Анконы. Это было 10 декабря 1294 года. Дом поместили на холме, на берегу моря, в лавровом лесу – поэтому место назвали Лорето (лат. Laureto).
Шли годы, и Лорето становилось местом паломничества для христиан со всей Европы. Внутри Святого Дома поместили деревянную статую Божьей Матери, которую назвали Лоретанской. В XV веке вокруг Дома была построена базилика, и Дом оказался внутри неё.
Статуя Божьей Матери сделана из кедрового дерева и почти полностью покрыта далматикой – богато расшитым покровом. Богородица держит на руках Младенца Иисуса, и из-под далматики Её рук совсем не видно. Сын Божий держит скипетр и державу – символы царской власти. В Святом Доме постоянно горели лампады, поэтому лица Девы Марии и Младенца Иисуса потемнели и стали почти чёрными.
Смотря внимательно на статую Лоретанской Божьей Матери можно заметить ещё один необычный элемент – луну под ногами Богородицы. Луна – это символ ночи и зла, поэтому Мария топчет луну–зло ногами. Этот образ Божьей Матери представлен в Библии, в книге Откровения святого Иоанна Богослова: «Явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, а на главе её венец из двенадцати звёзд» (Откр 12,1). Число 12 в Библии означает полноту, двенадцать было колен Израиля, избранного народа, двенадцать апостолов, ставших основанием Церкви Христовой. Венец из двенадцати звёзд на голове Девы Марии – это символ совершенного единения всех людей во Христе.
На алтаре внутри Святого Дома написано: «Здесь Слово стало плотью». И действительно именно здесь Святой Дух сошёл на Деву Марию и Она стала Матерью Иисуса Христа – воплощённого Божьего Слова. Поэтому Лоретанскую Божью Матерь называют Служительницей Слова, а над статуей изображён Святой Дух в виде голубя.
В семье Иисуса, Марии и Иосифа всегда царила атмосфера любви, веры и мира, согласия и взаимопонимания. Святое Семейство является примером для каждой христианской семьи, а Лоретанская Божья Матерь считается покровительницей семей, образцом кротости и смирения.
Богородица из Лорето покровительствует также всем путешествующим, особенно самолётом.
Культ Лоретанской Божьей Матери распространился по всему миру. Во многих городах были построены храмы по образцу базилики в Лорето со Святым Домом и статуей Девы Марии внутри. Были написаны молитвы к Лоретанской Божьей Матери. Именно в Лорето возникла Литания Пресвятой Богородице, которую часто называют Лоретанская Литания. Верующие писали воззвания к Деве Марии на табличках и оставляли рядом со статуей Божьей Матери. Эти воззвания были собраны в единое целое и так появилась Литания.
Лоретанскую Божью Матерь почитают и в России. В храмах в г. Сочи и в г. Туапсе в боковом пределе находится статуя Богородицы из Лорето. А приход в Оренбурге носит Её Имя.
с. Лена Вычугжанина, лоретанка, г. Туапсе
10 декабря — Дева Мария Лоретанская
10 декабря 2014 года – 720 лет со времени возникновения в Лорето святилища Божией Матери
и 625 лет со времени установления в Римско-католической церкви культа почитания Девы Марии Лоретанской.
Лорето, небольшой город на юге Италии в регионе Марке на берегу Адриатического моря. Он знаменит на весь мир святилищем международного значения, посвященном Непорчной Деве Марии. Это одно из наиболее почитаемых мест для миллионов паломников по всему миру. Santa Casa – дом Наисвятейшей Девы Марии в Назарете. Людская молва утверждает, что Святой Дом был перенесен в Лорето из Назарета ангелами. Они поставили его на заросший лавром холм, отчего и появилось название Loreto.
Главная легенда, связанная со Святым Домом – что он был перенесен сюда из Назарета ангелами, и случилось это в ночь на 10 декабря 1294 года. Они поставили его на поросший лавром холм, отчего потом появилось название Loreto. Этот факт позволил папе Бенедикту XV в 1920 году провозгласить Мадонну ди Лорето покровительницей летчиков и всех путешествующих по воздуху. Сейчас Католическая церковь, не отменяя покровительства, признает, что домик был доставлен человеческими руками и транспортирован из Палестины на корабле. Затем над этим домиком построили величественный храм.
Как сказал папа Иоанн Павел II, святыня в Лорето — первое святилище международного значения, посвященное Непорочной Деве Марии и действительное сердце христианства. Согласно древней легенде, подтверждённой позднейшими историко-археологическими открытиями, святилище Святого Дома в Лорето представляет собой дом Наисвятейшей Девы Марии. Земной дом Марии из Назарета состоял из двух частей. Одной из них был грот, выдолбленный в скале (являющийся ныне предметом поклонения в базилике Благовещения в Назарете), другой была пристройка из камня, вплотную прилегающая к скале. Согласно легенде, в 1291 году, когда крестоносцы были окончательно вытеснены из Палестины и утратили свою последнюю твердыню — порт Аккон, именно эта пристройка была перенесена поначалу на побережье Хорватии, а затем, 10 декабря 1294 года — в Лорето.
Сейчас, на основе археологических раскопок и исследований документов, а также филологических и иконографических разработок, всё больше подтверждается гипотеза, что камни, из которых построен Святой Дом, были привезены в Лорето на корабле семьёй Ангелы — властителей Эпира, Действительно, недавно был обнаружен документ, датируемый сентябрём 1294 года, утверждающий, что Ангел Ничифоро — властитель Эмира — передал своей дочери Тамаре по случаю её бракосочетания с четвёртым сыном Неаполитанского короля Каpлa II в качестве свадебного подарка большое количество разных предметов. Среди них, согласно этому документу, находились и привезённые камни «Святого Дома нашей Госпожи, Девы, Матери Божьей». Между камнями Святого Дома, кроме монет Гвидо де ла Рохе — князя Афин, найдены пять крестов, вырезанных из красного сукна, используемых крестоносцами и принадлежавших членам одного из рыцарских орденов, которые сражались в Средние века, обороняя святые места и реликвии. Знаменательно, что одновременно были обнаружены остатки страусиного яйца, символизирующего в Палестине Таинство Воплощения. Не вызывает сомнения тот факт, что структура и строительные материалы Святого Дома являются типичными как для культуры вышеупомянутого региона, так и для местных строительных традиций. Кроме того, техническое сравнение Святого Дома с гротом в Назарете привело к убеждению, что они являются частями одного строения и взаимно дополняют друг друга. Это подтверждается также результатами современных исследований в области обработки камней, которые использовались для строительства в Галилее во времена Иисуса Христа (метод Набатеи) и составляют стену Святого Дома. Важное значение также имеют надписи на стенах Святого Дома, представляющие собой тип письма, бытовавшего в Назарете. Людская молва, утверждающая, что Святой Дом был чудесным образом перенесён ангелами, основана лишь на связи этой истории с семьёй «Ангелы» из Эпира. По существу. Святой Дом состоит из трёх стен. Восточная стена, в которой находится алтарь, была открыта в сторону грота, находившегося в Назарете. Три оригинальные стены высотой около 3 метров поставлены прямо на древнюю дорогу и не имеют под собой никакого фундамента. Верхние части тих стен были достроены позже (1536 г.) из кирпичей местного производства, когда святыня была лучше приспособлена для культовых целей. Мраморные декоративные детали, украшающие Святой Дом с внешней стороны и одновременно поддерживающие пристроенные в XVI веке стены, называются «Реканатези». Они были построены на средства римского папы Юлия II. Автор проекта — Браманте, а исполнили его знаменитые мастера итальянского Возрождения.
Кроме того, в святилище можно увидеть работы известнейших художников разных эпох, которые участвовали в оформлении святыни. Так как слава лоретанского Святилища очень быстро распространилась по всему миру, оно стало одним из наиболее почитаемых мест для миллионов паломников.
По церковной традиции, Св. Дом был перенесен из Назарета сначала в Трсат/Терсатто, затем в окрестности Анконы (ныне столица региона Марке в Италии) и далее в Лорето «чудом ангельским». Утверждается также, что Св. Дом был перемещен целиком, без предварительного разбора на камни и последующего восстановления. Вера в подлинность Св. Дома и в его перенос из Назарета в Лорето «божественными силами» опирается на:
— результатах археологических раскопок, подтверждающих идентичность камней, из которых сложен Св. Дом из Лорето камням пещеры Благовещения в Назарете, составлявшей с ним одно целое – типичное по своему способу устройства жилище из двух помещений, которые возводились в Галилее в начале I тысячелетия;
— свидетельствах паломников в Святую Землю, датируемых IV-XII веками, упоминающих о том, что «Дом Пречистой Девы» в Назарете состоял из двух частей: неглубокой пещеры, выдолбленной в горе, и пристройке к ней, сложенной из грубо отесанных камней, а также о том, что еще «апостолы и ученики освятили этот дом, превратив его в церковь», где и «служили Божественные мистерия …»;
— свидетельствах паломников в Святую Землю, датируемых периодом после XIII века, упоминающих о «Доме Марии» в Назарете уже лишь как о пещере в горе;
— результатах химического анализа строительного раствора, соединяющего камни Св. Дома из Лорето, которые, подтверждая палестинское происхождение состава, его однородность, «сращенность» с камнями, опровергают предположение о том, что Св. Дом при каждом из пяти переносов, зафиксированных историческими хрониками, подвергался разборке, а затем восстанавливался;
— имеющихся противоречиях между строительными нормами и законами физики, которые отрицают возможность построения Св. Дома в том виде, в котором он в 1294 году предстал перед жителями Лорето (из трех стен, без фундамента и без крыши) и на том месте, где был поставлен (одной частью на нетвердом грунте, другой – над придорожным рвом (оврагом));
— имеющихся противоречиях между протяженностью сухопутного и морского пути в две тысячи километров и временем «демонтажа» Св. Дома в Назарете, его «отправки» из Акко (май 1291 года, после взятия города мамлюками и отплытием крестоносцев) и документально подтвержденным «прибытием» в Трсат/Терсатто в ночь с 9 на 10 мая 1291 года, а через три года мгновенным, в течение одной ночи, перемещением в Лорето (9-10 декабря 1294 года);
— явлениях Богоматери в 1291, 1294 и 1296 годах, раскрывших через рассказ визионеров, историю происхождения Св. Дома и его перенесения в Лорето, а также чудесах исцелений, произошедших в стенах Св. Дома, достоверность которых первоначально была подтверждена местными церковными властями, а затем буллами римских понтификов, начиная с папы Николая IV.
Статус святилища и официального места паломничества Св. Дом в Лорето получил в 1389 году (булла папы Бонифация IX). С 1488 года попечительство над святилищем Девы Марии в Лорето осуществляют монахи-кармелиты. За 700 с лишним лет существования святилища паломничество в Лорето совершили миллионы верующих, в их числе ряд известных исторических личностей, а также пятьдесят римских понтификов, из которых двое – папа Пий II и папа Павел II – получили исцеление.
Культ Девы Марии из Лорето обогатил богослужебную традицию Римско-католической церкви особыми молитвословиями (Лоретанская литания), введением в церковный календарь еще одного дня почитания Девы Марии, приравнял обет паломничества в Лоретанское святилище Богоматери к обетам паломничеств в Иерусалим, в Рим и др. места. Культ Девы Марии Лоретанской также способствовал появлению в Римско-католической церкви нескольких новых монашеских Орденов и религиозных Братств, возведению во многих католических странах духовных центров с постройками, копировавшими Св. Дом в Лорето, и многочисленных храмов и часовен в честь Божией Матери Лоретанской.
Почитание в Римско-католической церкви Божией Матери Лоретанской получило отклик и в русском православии, проявившись в иконографии Богоматери «Прибавление ума». А свидетельством присутствия в Лорето православной духовной традиции является славянская часовня в базилике Дома Пресвятой Богородицы, посвященная святым Кириллу и Мефодию.
10 декабря в Лорето отмечается праздник «Перенесения Святого Дома». Об этом торжестве рассказывает архиепископ-прелат Лорето монс. Анджело Комастри:
«Каждый вошедший в Лоретанское святилище удивлен тем, что видит под великолепным куполом Сангалло не алтарь, как в других базиликах с куполом, а ларец-келью. Очень красивую келью эпохи Возрождения, над которой работал Сансовино и другие выдающиеся скульпторы. Но затем, войдя в эту келью, мы не находим внутри ничего, кроме убогих камней. Глядя на эти камни, посетитель задается вопросом: «Что они означают? Какова их ценность?». Традиция, поддерживаемая многими доказательствами, в том числе подтвержденными документами и археологическими находками, — эта традиция нам отвечает: «Эти камни, убогие камни, — из Назарета. А в Назарете они образовывали небольшую комнату, которая вместе с гротом была единым Домом Марии». Таким образом, эти камни – воспоминание о произнесенном Марией «да», воспоминание о сказанном ею «вот я», о моменте, когда Вечное вступило во временное, в наше время, в нашу историю, дабы даровать ей спасение. Вот величайшее значение этого Дома. Каждый год мы вспоминаем о прибытии к нам этих камней, то есть, пришествия к нам этого Дома. И у всех паломников, приезжающих в Лорето, в сердцах рождается тоска по настоящему дому, уютному дому, по дому, в котором царит любовь, который наделяет смыслом семейную жизнь. Каждый год вечером 9 декабря Святилище полным-полно народу, в него невозможно войти, до такой степени, что многие каждый год, на холоде, а нередко и под дождем, с улицы участвуют в евхаристическом богослужении, великом молитвенном бдении, а затем в процессии с изображением Пресвятой Девы Марии Лоретанской. Я думаю, что все паломники, принимающие участие в этом вечере, в этой ночи молитвы и бдения, воспоминая прибытие Дома Марии, все участники несут с собой домой такое желание: «Хочу, чтобы мой дом был похож на Дом Марии, чтобы моя семья была освещена лучом света от Святого Семейства из Назарета».
«Святой Дом в Лорето возвещает красоту Благовещения, и именно Святые первыми восприняли Лоретанское послание. Вот смотрите: Святой Игнатий из Лойолы много проехал для того, чтобы прибыть сюда на молитву; Святой Франциск Ксаверий был здесь, взошел на этот небольшой лауретанский холм, дабы испросить благословения у Марии перед началрм своего великого миссионерского дела; здесь молился Святой Карл Борромео в драматические дни Тридентского Собора и сразу после Собора, когда Церковь начала свое грандиозное движение за реформу нравов, чтобы вернуть Церкви лик красоты, согласно пожеланию ее основателя Христа… Здесь молились многие и многие другие Святые: святой Павел Креста, Святой Гавриил Скорбящей Богоматери, Святой Иоанн Боско, здесь молились Святая Тереза из Лизье, угодник Божий Шарль де Фуко, Святой Максимилиан Кольбе, Святой Луиджи Орионе, здесь молились блаженный Пьерджорджио Фрассати, Святой Леопольд Мандич. Здесь же молился неоднократно, в последний раз в 1971 году, Святой Иосиф Мария Эскриваде Балагер; в 1962 году здесь возносил молитвы блаженный Папа Иоанн 23, вверяя Марии Второй Ватиканский вселенский Собор; здесь пятикратно молился Иоанн Павел 2. Почему? Потому что Лорето провозглашает «да» из тайны Благовещения, «да», с которым все мы связаны, так как это «да» открыло путь Богу в глубь истории. И мы должны постоянно возвращаться к этому «да», сказанному Марией, ведь и мы должны сказать свое «да»; для нас это тоже благовещение. Сегодня мы живем в пространстве истории спасения, сегодня мы должны произнести свое «се, раба Господня» Богу. А кто может научить нас этим словам лучше, чем Мария? Вот почему нужно пройти школу этого «вот я»: в Лорето мы совершаем не что иное, как посещение своего собственного «да». Подлинное лоретанское святилище – это «да», сказанное Марией».
«Вот что я всем обычно советую: перед паломничеством хорошо подготовьтесь. Когда отправляешься в путь, нужно всегда определить цель: куда я еду? Чего хочу достичь? Паломник, собирающийся в путь, должен сказать самому себе: «Вот, я отправляюсь в Лорето, в Святилище Дома Марии, в святилище «да», сказанного Марией. Я еду с желанием, чтобы оно, это «да», стало моим собственным, чтобы вновь услышать его и привезти домой…». Все паломничество строится на подготовке: если готовишься пережить паломничество, если ясна цель паломничества, тогда паломничество «говорит» тебе, тогда паломничество преображает тебя, потому что, по возвращении из паломничества, настоящим воспоминанием становятся не только предметы, которые мы привозим с собой, но наша жизнь, преображенная паломничеством, да так, что те, кто встречает нас после поездки, спрашивают: «Что с тобой произошло?» И мы тогда можем ответить: «Я встретил Господа в Доме Марии». Вот чего я желаю всем паломникам».
Большую известность получила сочинённая для базилики Лоретанская литания. Одна из семи литаний, одобренных Церковью для всеобщего использования. Многочисленные литании к Богородице были известны с первых веков христианства. Лоретанская литания складывалась постепенно на протяжении XV—XVI веков паломниками в Лорето, скорее всего на основании одной из древних восточных литаний. Первая запись литании в виде, близком к современному, датируется 1558 годом. В 1587 году папа Сикст V одобрил литанию. Несколько дополнительных молитвенных воззваний были добавлены к литании различными папами на протяжении последующих столетий. Литания Пресвятой Деве Марии читается в католических храмах в форме воззваний и ответов, провозглашаемых священником и прихожанами. Обычно литания читается в мае, месяце когда Церковь особо чтит Богородицу, а также в первые субботы каждого месяца и в праздники, посвящённые Деве Марии. Кроме того, Лоретанская литания очень часто используется для личной молитвы.
Текст Литании
Господи, помилуй.
Христе, помилуй.
Господи, помилуй.
Христе, внемли нам.
Христе, услышь нас.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святой, Боже, помилуй нас.
Святая Троица, единый Боже, помилуй нас.
Святая Мария, молись о нас.
Святая Богородица, молись о нас.
Святая Дева над девами, молись о нас.
Матерь Христова, молись о нас.
Матерь Церкви, молись о нас.
Матерь благодати Божьей, молись о нас.
Матерь нетленная, молись о нас.
Матерь пречистая, молись о нас.
Матерь целомудренная, молись о нас.
Матерь непорочная, молись о нас.
Матерь прелюбимая, молись о нас.
Матерь предивная, молись о нас.
Матерь доброго совета, молись о нас.
Матерь Сотворителя, молись о нас.
Матерь Спасителя, молись о нас.
Дева премудрая, молись о нас.
Дева досточтимая, молись о нас.
Дева достославная, молись о нас.
Дева всесильная, молись о нас.
Дева милосердная, молись о нас.
Дева верная, молись о нас.
Зерцало справедливости, молись о нас.
Престол мудрости, молись о нас.
Источник нашей радости, молись о нас.
Святыня Духа Святого, молись о нас.
Святыня славы Божьей, молись о нас.
Святыня глубокой набожности, молись о нас.
Роза таинственная, молись о нас.
Башня Давида, молись о нас.
Башня из слоновой кости, молись о нас.
Дом драгоценнейший, молись о нас.
Хранилище Завета, молись о нас.
Дверь небесная, молись о нас.
Звезда утренняя, молись о нас.
Болящим исцеление, молись о нас.
Грешникам прибежище, молись о нас.
Скорбящим утешение, молись о нас.
Верным помощь, молись о нас.
Царица ангелов, молись о нас.
Царица патриархов, молись о нас.
Царица пророков, молись о нас.
Царица апостолов, молись о нас.
Царица мучеников, молись о нас.
Царица исповедников, молись о нас.
Царица девственниц, молись о нас.
Царица всех святых, молись о нас.
Царица, без первородного греха зачатая, молись о нас.
Царица, на небо взятая, молись о нас.
Царица святого Розария, молись о нас.
Царица мира, молись о нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас, Господи.
Молись о нас, Святая Богородица.
Да удостоимся исполнения Христовых обещаний.
Помолимся. Господи Боже! Благоволи дать нам здоровье души и тела и через покровительство Пресвятой Богородицы избавь нас от зла на земле и одари вечной радостью на небе. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Под Твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица. Не презри молений наших в скорбях наших, но от всех опасностей избавляй нас всегда, Дева преславная и благословенная. Владычица наша, Защитница наша, Заступница наша, с Сыном Твоим примири нас, Сыну Твоему поручи нас, к Сыну Твоему приведи всех нас. Аминь.
Икона Богородицы Лоретская (Лорецкая)
Образ очень редкой иконографии находится в Третьяковской галерее. Повторяет чудотворный образ Богоматери Лоретской, известный с XVI века и связанный со Сказанием о странствующем Доме Богородицы. По преданию, Дом Божией Матери был перенесён ангелами из Назарета в Италию. Сначала он явился 10 мая 1291 года в Хорватии, в местечке Рауница в Далмации. Там в каменной сводчатой нише и был обретён чудотворный образ, получивший позже название Богоматери Лоретской. 10 декабря 1294 года Дом переместился из Далмации и появился в итальянской провинции Анкона около города Лорето. До 1507 года это чудо не было признано даже папами. До конца XVI века о нём ничего не было известно и на востоке.
Чудотворный образ Богородицы Лоретской представлял собой не икону, а скульптурное изображение, вырезанное из кедрового дерева, по преданию, евангелистом Лукой. У Младенца правая рука благословляет, в левой — держава. На голове Богоматери жемчужный венец, волосы распущены. Скульптура была раскрашена и инкрустирована бриллиантами и драгоценными камнями.
Икона Третьяковской галереи выполнена на тонком иконном щите (две доски, две накладные шпонки, без ковчега) в сложной комбинированной технике темперной живописи в сочетании с инкрустацией перламутром с применением подкраски для придания перламутру различных оттенков. Использование художником нетрадиционной техники, а также монументальность образа дают возможность предположить, что в качестве прототипа послужил не живописный оригинал. Композиция иконы близка к скульптурному изображению Богоматери Лоретской, она воспроизводит даже её расположение в интерьере итальянской церкви.
Иконографическими особенностями образа являются красная драпировка, крест в правой руке Богородицы, а также полностью скрытые под платом и короной волосы, что говорит о творческой переработке первообраза.