Содержание
- Быть отцом! Владимир Легойда
- Владимир Легойда: «Настоящий праздник — это когда ты с тем, кому тяжело»
- – Владимир, Вы росли в дружной семье?
- – Наверное, как и во многих других семьях, вашим воспитанием в основном занималась мама?
- – Ваш отец работал в милиции. Каково это, когда папа милиционер? Мечтали пойти по его стопам?
- – А есть какой-то секрет, какое-то, может, правило, которое помогает сохранить крепость семьи?
- – А как Вы поняли, что перед Вами именно Ваш человек?
- – Ваша супруга не работает?
- – Каково ей сидеть дома?
- – Получается, у Вашей супруги за годы родительства мало что меняется, только детей становится больше. А вот у Вас как раз произошли серьёзные перемены: были завкафедрой и главным редактором журнала – стали председателем Синодального информационного отдела. Как это повлияло на Ваше отцовство?
- – А Вы успеваете с детьми общаться?
- – Ну, хорошо. Но ведь бывает, наверное, так, что Вы пришли домой, дети от Вас чего-то хотят, а Вы так устали, что уже ничего не хотите…
- – Вы помните момент, когда почувствовали себя отцом?
- – Вы с детьми играете?
- – О каком будущем для своих детей Вы мечтаете? Кем бы Вы хотели их видеть?
- – Сейчас дети маленькие, в основном знания о мире они черпают от Вас. Но дальше по жизни они будут сталкиваться с разными вещами…
- Легойда: «О, наши братья идут! Старшие»… и показывает на приближающегося Берла Лазара
- Враг Церкви – диавол, а не российские либералы
- Основные исторические сведения о фамилии Легойда: происхождение, упоминание, значение
- Поиск Легойда в социальных сетях
- Обсуждение фамилии Легойда в социальных сетях
- Концентрация людей с фамилией Легойда на карте Google по оценкам социальных сетей
- Значение фамилии Легойда
- Достоинства
- Недостатки
- Характерные особенности фамилии Легойда
- Периоды жизненной активности обладателя фамилии Легойда
- Фамилии по буквам
Быть отцом! Владимир Легойда
Он родился в семье милиционера и учительницы в маленьком казахстанском городке Кустанай. Любил гонять в футбол, хорошо учился, много читал и в то же время умел найти общий язык со школьными хулиганами. Никто и предположить не мог, что из этого обычного мальчика вырастет человек, который будет отвечать – ни много, ни мало – за всю информационную политику Русской Православной Церкви. Его рабочий день расписан по минутам и длится с раннего утра до позднего вечера. А дома – трое чудесных ребятишек. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала “Фома” Владимир Легойда рассказал в интервью журнала “Батя” о своем детстве, об уроках, полученных от отца, и об осознании собственного отцовства.
— Вы росли в дружной семье?
– Да. Родители для меня – это такой безусловный пример любви. Мои родители мечтали о детях, нянчились с малышами друзей, но сами прожили без детей 16 лет. И это никак не поколебало их отношений. Сейчас папе 82 года, маме – по-прежнему 18, и они очень трогательно друг к другу относятся. Это не значит, что у нас была какая-то нереально идеальная семья. Всякое бывало: сложности, ссоры и прочее, но мы жили в атмосфере любви.
Родители Владимира Легойды. Фото из личного архива
– Наверное, как и во многих других семьях, вашим воспитанием в основном занималась мама?
– В основном, да. А папа… Папа был такой фантастический коммуникатор. Он брал меня с собой в машину, я с ним очень много ездил по разным делам и видел, как он общается. Может быть, вот откуда у меня основы дипломатических навыков общения.
– Ваш отец работал в милиции. Каково это, когда папа – милиционер? Мечтали пойти по его стопам?
– Я больше хотел стать разведчиком. Примерно так и получилось. (Смеется). А отцом я гордился не потому, что он милиционер, а потому, что папа – это было что-то особое. Ну… с ним праздник был какой-то всегда. Куда-то поедем: на лыжах кататься, проводы русской зимы устраивать, на лошадях с санями… Он охотник и рыболов, мог из леса что-то интересное принести.
– У вас младшая сестра. Наверное, приходилось о ней заботиться?
– У нас есть такая семейная шутка: я говорю про свою сестру, что это человек, лишивший меня детства. В год я стал «взрослым», потому что мама была беременна, и все мои «хочу на ручки» пришлось отставить. Но я что-то не припомню, чтобы приходилось как-то сильно заботиться о сестре, когда она родилась.
Владимир Легойда с сестрой. Фото из личного архива
Но у нас было такое правило: она младше, она девочка, значит, ей больше прощается.
– Из этого складывалось ваше отношение к женщинам в будущем?
– Отношение к женщине складывалось из того, что я видел вокруг – у родителей, у их друзей. Мама и папа родились еще до войны, выросли в деревне на Украине, воспитывались в окружении людей еще дореволюционных, в среде которых были уважение к возрасту, к традиции, к вековому укладу жизни. Мы в детстве все это видели.
– Есть какой-то секрет, какое-то, может, правило, которое помогает сохранить крепость семьи?
– Секрет тут только один – любовь. Другое дело, что это такой несекретный секрет. Помимо лучшего из всего, что когда-либо было написано человеком о любви, а именно слов апостола Павла из Первого послания Коринфянам о том, что любовь «долготерпит, милосердствует, не ищет своего…», мне нравится еще одна фраза Пришвина. Я прочитал ее еще в школе: «Любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем». Конечно, если придраться к метафоре, можно сказать, что вообще-то есть принцип движения кораблей. Но я считаю, что любовь исключает всякие алгоритмы. Сколько у меня друзей, столько у них историй, как встретились, как поняли, что это их человек, как живут.
– А как вы поняли, что перед вами именно ваш человек?
– Как-то очень быстро. Настя три года писала для журнала «Фома», я знал, что у нас есть такой автор, но мы никогда не встречались. Однажды, я просто шел по редакции, смотрю: сидит девушка, печатает. Я спросил у своего коллеги и друга, кто это. Он удивился: «Это Настя Верина, ты не знаешь что ли?» Я сразу пригласил ее — срочно «обсуждать материал».
Венчание. Фото из личного архива
– Ваша супруга с момента рождения старшей дочери не работает? Каково ей сидеть дома?
– Вот как мамины заботы можно назвать словом «сидеть»? Я думаю, ей, непросто, но это не та тяжесть, которая приводит к разговорам типа «ой, я деградирую, срочно нужно выходить на работу!» Во-первых, ей скучать некогда, во-вторых, с этими, как я их называю, «тремя поросятами» правда интересно. А в-третьих, она читает, иногда пишет сама, у нее есть круг своих интересов и друзей.
Владимир Легойда с супругой Анастасией. Фото из личного архива
– Получается, у нее за годы родительства мало что меняется, только детей становится больше. А вот у вас как раз произошли серьезные перемены: были завкафедрой и главным редактором журнала – стали Председателем Синодального отдела. Как это повлияло на ваше отцовство?
– Ну как повлияло? Старшую Лизу, когда она маленькая была, я часто купал сам. Среднюю Аньку – всего несколько раз, а Рому – почти никогда. Потому что Лиза родилась раньше, чем произошли перемены на работе, еще в прошлой жизни.
– То есть, главное отличие – нехватка времени?
– Безусловно, стало меньше времени, но дело даже не в этом. Когда меня назначили, я разговаривал со Святейшим Патриархом, советовался, и он сказал, что надо выполнять свою работу «с пониманием высокой ответственности за каждое сказанное слово». Конечно, просто так болтать языком никогда не нужно, и евангельский принцип говорит о том, что за каждое праздное слово человек даст ответ. Но мы понимаем, что есть разные уровни ответственности. А когда любое твое слово может быть интерпретировано как позиция Церкви, то тут десять раз подумаешь, как сформулировать ту или иную фразу.
Владимир Легойда и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
– Не получилось ли, что ваша профессиональная деятельность отняла вас у семьи?
– Знаете, это вопрос в плоскости: что важнее – семья или работа? Я считаю, это неправильный вопрос – их нельзя сравнивать, взвешивать на одних весах. Семья – это жизнь. Работа – это работа, служение.
Мне в жизни повезло: я никогда не занимался тем, что мне неинтересно. Я знаю, некоторые люди ищут себя до 40 лет, некоторые – всю жизнь. У меня такого не было. По окончании института у меня сформировалась четкая позиция: хочу преподавать. И я остался преподавать. Мне нравилось делать журнал. Я и сейчас работаю по профессии, которая мне интересна. Это не моя заслуга, это такой подарок Небес, что у меня не такая работа, где «папа просто зарабатывает деньги». И для семьи это тоже важно, это создает определенную атмосферу.
– А вы успеваете с детьми общаться?
– Как-то в одной умной книжке или статье про воспитание я прочитал, что вообще важно не сколько ты времени проводишь с детьми, а как ты его проводишь. Поэтому я перестал беспокоиться по поводу количества часов.
Жена Владимира Легойды Анастасия и его дети Лиза, Аня и Рома. Фото из личного архива
– Вы помните момент, когда вы почувствовали себя отцом?
– Помню. Настя поехала к моим родителям загород, и там у нее начались схватки. Я примчался из Москвы в роддом. Меня даже пустили в палату к жене и показали Лизу. Я увидел: лежит под колпаком такой комок с трубочками – и при этом почувствовал, какое это свое, родное…
Дежурный врач стояла рядом, говорила много умных и непонятных слов, как студент-отличник на экзамене, и, как мне показалось, убеждала, что все не очень страшно. Поэтому на следующий день я пришел абсолютно спокойный. И тут мне говорят: «Ребенок в реанимации». Я даже поначалу не придал этому должного значения. Спрашиваю: «Доктор, а когда мы сможем забрать дочку домой?» Наверное, это прозвучало очень легкомысленно, потому что врач мне довольно резко ответила: «Вы видите, что здесь написано? Реанимация!» И вот тогда за этого маленького и еще даже незнакомого человека стало по-настоящему страшно.
– Что вас поддерживало в тот момент?
– Один замечательный священник, друг семьи, сказал мне тогда: «Не переживай так сильно». Я говорю: «А вдруг что-то случится?» И он мне ответил: «Ну, с точки зрения спасения, ее шансы выше, чем ваши». Кто-то может счесть это очень жесткой, страшной фразой – я так и отреагировал вначале. Но так как это сказал не чужой человек, я понял, что это правильно. Какой же я христианин, если не верю?
– А вообще за детей страшно?
– Да, очень. Но мне страшно в основном из-за того, что я вижу в уже подросшем поколении, в своих студентах в институте, из-за того, что я слышу про школу. Хотя, наверное, это не совсем правильно. Когда крестили Аню, игумен Дамаскин (Орловский) сказал: какими вырастут дети, зависит только от родителей. Если дети будут видеть родителей-христиан, то и у них будет шанс вырасти христианами. Вроде бы труизм, но он сказал это так серьезно, что я задумался и говорю: «Батюшка, это очень сложно». Он кивнул: «Но зато спасительно и благодатно».
– Как вы, педагог, оцениваете ситуацию в российском образовании, ЕГЭ и прочее?
– Я крайне скептически отношусь к современной школе, хотя есть пока и хорошие школы, и великолепные учителя. Но все происходящее в образовании увеличивает нагрузку на семью.
Владимир Легойда со студентами МГИМО
– Что же делать семье?
– Когда-то очень давно я прочитал в какой-то книжке, что родители делают стандартную ошибку, задавая своим детям вопрос: «Какую оценку ты сегодня получил?» Правильный вопрос: «Что ты сегодня узнал?» Но если раньше неправильный вопрос не приводил к фатальным последствиям, потому что в обществе было стремление к знаниям, то сегодня как раз очень многое зависит оттого, как ребенка сориентируешь.
– Вы как ориентируете своих детей?
– Мы, например, с Лизой «ходим быстрым шагом» – так это у нас называется. Аня и Рома маленькие еще, они за моим шагом не успевают, а вот Лиза уже большая, она может. И я говорю: «Ну, пойдем, погуляем». И мы ходим и разговариваем.
А еще мы с детьми учим столицы государств. Я сделал карточки, и мы в игровой форме запоминаем. Они, может, не до конца понимают, что такое государство, но на Китай всегда ответят Пекин, и назовут, в какой стране находится Тегусигальпа. Это тоже, может быть, тестовый подход… Я не знаю, как надо, как правильно, но я стараюсь следить за их развитием.
– Вы с детьми играете?
– Я пытаюсь с детьми как-то дурачиться. Помню, мы с сестрой в детстве просили папу: «Папа, побудь маленьким!» И он начинал махать руками, ногами, кричал: аааа! Нас это очень смешило. Я, наверное, более строгий. Может быть, это преподавательское во мне что-то включается.
Недавно я утром проснулся, дети забежали в комнату, и Лиза сообщила, что папа будет деревом, а они – «стадом удавов», которые заползут на ветки и будут на них висеть и раскачиваться. Я сказал, что не хочу быть деревом, что мне это не нравится. Но Лизой был урезонен: «Папа, деревья не разговаривают! Ты можешь только шевелить пальчиками-листочками, но не очень быстро».
Владимир Легойда с дочкой Аней. Фото из личного архива
– О каком будущем для своих детей вы мечтаете? Кем бы вы хотели их видеть?
– Я читал Анечке детскую книжку про Ксению Петербургскую недавно, а она сказала: «Я хочу быть такой же. Святой Анной» (улыбается).
Конечно, я думаю об их будущем. Мне бы хотелось, чтобы им, как вот мне, посчастливилось заниматься тем, что нравится, без внутреннего конфликта, без фактора необходимости зарабатывать деньги на нелюбимой работе. Тогда бы я был доволен.
Как и все, я считаю очень благородными профессии врача и учителя. Но о таком неправильно мечтать. В фильме по повести Юрия Павловича Вяземского «Шут» герой говорит: «Я учитель по призванию, а она – по недоразумению». Я не хочу, чтобы они по недоразумению становились кем бы то ни было.
– Сейчас дети маленькие, они в основном знания о мире черпают от вас. Но дальше по жизни они с разными вещами будут сталкиваться…
– Сейчас у моих детей важнейшее время, когда можно учить их своим примером, что-то объяснять, пользуясь своим авторитетом. Потому что когда они вступят в возраст средней школы, у них появятся другие авторитеты, какими они будут, мы не знаем. Я пока думаю об этом с трепетом.
Недавно говорил с одним своим другом, у которого уже взрослая дочь. Он сказал: «Понятно, что, как все дети, она проходила через разные периоды. Но у меня была одна установка – всегда быть рядом. Никогда у нас не было такого: «Как ты могла?!» Она знала: что бы ни произошло, она может прийти к папе». Это не значит, что ему все нравилось и он всему поддакивал. Но он в любых ситуациях сохранял близость с дочерью.
Цель понятна, а как ее достичь – Бог знает. Это же не то, что «пейте овсяный отвар – и желудок будет здоровым». Даже такие алгоритмы не всегда срабатывают. А тут все сложнее. Это такие хрупкие отношения, которые сложились и дальше как-то будут развиваться. Время покажет, как.
Владимир Легойда: «Настоящий праздник — это когда ты с тем, кому тяжело»
Православные отметили Крещение. О церкви и обществе мы поговорили с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимиром Легойдой.
Юлия Тутина, «АиФ»: Владимир Романович, давайте подведем итоги прошлого года. Каковы в нем для церкви главные события?
— Не буду оригинальным: конечно, это воссоединение западноевропейских приходов русской традиции с нашей церковью. Напомню, те верующие люди, которые были вынуждены покинуть Россию в результате революции и Гражданской войны, разделились на три части. Одна часть сохраняла верность Московскому патриархату. Вторая образовала Русскую зарубежную церковь. А третья часть — небольшая, но интеллектуально очень значимая, с центром в Париже — создала архиепископию, которая почти все свое время была в юрисдикции Константинополя. Притом что даже люди, которые ее создавали, мечтали и надеялись, что придет время и они воссоединятся с Русской церковью. И вот это время пришло. Да, архиепископия сегодня совсем другая. Ее сегодняшние прихожане не только потомки русских эмигрантов, там есть и французы, и англичане, и немцы.
Это, конечно, самое значимое событие в 2019 году. Потому что наконец поставлена точка в церковных разделениях, которые возникли в результате революции и Гражданской войны. А поскольку это касается всей нашей страны, это воссоединение имеет не только общецерковное, но и гражданское измерение.
— А еще?
— Конечно, ситуация на Украине, которая не только отразилась на жизни верующих внутри этой страны, но и вызвала кризис в межправославных отношениях. И не только в двусторонних отношениях Москвы и Константинополя. Но и внутри Элладской церкви, Александрийской церкви… Несмотря на все попытки Русской православной церкви решить этот вопрос, пока это не удается. И я думаю, что в наступившем году тема межправославных отношений будет одной из главных в церковной повестке.
— История не терпит сослагательного наклонения, но можно ли было предотвратить нынешнюю ситуацию на Украине?
— Действительно, не терпит. И мы можем сейчас спекулировать: а если бы мы сделали так, а вот они бы сделали так… Но это же невозможно проверить. Мне кажется, что Русская православная церковь сделала все что могла, чтобы не допустить углубления раскола на Украине и осложнения межправославных отношений.
Напомню, что 31 августа 2018 года патриарх Кирилл даже поехал в Стамбул, предполагая, что, возможно, у патриарха Варфоломея нет полной информации о ситуации на Украине. Несмотря на нюансы протокола, Предстоятель Русской Церкви сам отправился в Стамбул, чтобы в личной беседе рассказать патриарху Варфоломею, что происходит и каковы могут быть последствия его неосторожных действий на Украине. Правота нашего патриарха была подтверждена последующим развитием событий. Президент Порошенко уверял Варфоломея, что, как только будет создана новая церковная структура, в нее тут же перейдёт чуть ли не половина епископата канонической церкви. А в действительности из 92 архиереев перешли только 2.
— По итогам 2019 года число приходов канонической православной церкви на территории Украины выросло, причём заметно. За счет чего?
— Сталь закаляется в огне. На первый взгляд, парадоксально, но так часто бывало в истории церкви: когда ситуация становится сложной, это приводит к сплочению верующих. Действия украинской власти послужили в том числе сплочению Украинской православной церкви вокруг своего предстоятеля, митрополита Онуфрия. Церковь в этой сложной ситуации продемонстрировала верность Христу и Евангелию. Архиереи не ушли в искусственно созданную новую структуру, несмотря на то, что давление со стороны власти было колоссальное: многих священников неоднократно вызывали в Службу безопасности Украины. Но верующие выстояли. Стали открываться новые приходы, в том числе и взамен тех, которые были силой отобраны. Кстати сказать, это должно нас заставить внимательнее посмотреть на ситуацию в России. В том смысле, что с точки зрения отношений с властью она сегодня сегодня чрезвычайно благоприятная. Но это не повод для успокоения или расслабления. Здесь верующим людям важно сохранять внутреннее внимание, ни в коем случае духовно не расслабляться.
— 4 года назад произошла историческая встреча патриарха Кирилла с папой на Кубе. И что? Какое развитие она должна была иметь?
— Очень важный вопрос. Та встреча на Кубе не была частью двусторонней повестки. То есть ее содержанием являлись не отношения православных и католиков. Основной причиной и содержанием встречи была ситуация с христианами на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Ближний Восток всегда был, как бы сейчас сказали, местом турбулентности. Но никогда христиан не вынуждали так массово покидать землю, где они веками жили. Патриарха и папу волновала защита христиан: не только католиков или православных, а представителей всех христианских исповеданий, проживающих в этом регионе. Именно встреча патриарха и папы жестко обозначила проблему гонений на христиан, геноцида христиан. До этого на различных международных площадках предпочитали говорить, что в происходящих конфликтах страдают разные люди, в том числе и христиане. Эта встреча сделала невозможным отрицание фактов преследования христиан именно за их веру в нашем «просвещенном и гуманном» XXI веке.
— А столь ли гладка ситуация внутри нашей страны? В 2019 году была неприятная история в Екатеринбурге, где жители вышли на митинги против строительства храма. Не является ли это нехорошим звонком для церкви и для понимания того, что ее вклад иногда чрезмерен?
— Я думаю, это является нехорошим звонком для всех. Потому что, если люди выходят против строительства храма, это в принципе очень тревожно. Свято место, как известно, пусто не бывает. Не будет построен храм, а что вместо него? Торговый центр? Офисное здание? Каким будет лицо нашей страны через 30, 40, 50 лет? Чем мы хотим, чтобы была застроена наша земля? Это первый момент — очень важный.
Второй момент заключается в том, что здесь существует некая медийная подмена при подаче материала: протестовавшие выступали все-таки не против храма как такового, а против места, предложенного властями города для строительства. В конечном же итоге нашли другое место, прошли очередные слушания, и оно не вызывает вопросов.
Третий момент: прошли уже те времена, когда можно было диктовать гражданам, что будет вот так. Мы пришли к сознательному гражданскому обществу. Человек резко выступает против, если чувствует опасность того, что его мнение проигнорировано. Вот только очень часто к таким протестам, как это было в Екатеринбурге или в Питере с Исаакиевским собором, присоединяются политические силы, которые хотят использовать, разыграть религиозную карту.
У меня по следам ситуации в Екатеринбурге часто спрашивали: а кто проиграл, кто победил? Увы, мы все проиграли: нельзя в таких ситуациях делиться на победителей и побежденных, это путь в никуда.
— В Голландии, стране очень религиозной, в здании храма — книжный магазин. А может, это нормально?
— Нормальный — соответствующий норме. Норма, когда в храме молятся, остальное — уже не норма.
Христиане на многие вещи в мире смотрят не так, как смотрит современный человек. И ваш вопрос, если его поставить именно таким образом, находится в другой системе ценностей, внехристианской. О чем идет речь? Религия определяет абсолютные критерии добра и зла. Ведь если человеку кажется, что ну какая разница, если уж есть здание, ну нет там храма, пусть будет там книжный магазин, ресторан, казино, чего пропадать площадям… Очень опасно перестать различать фундаментальные для человеческой культуры вещи. Федор Михайлович Достоевский был гений, поэтому он выразил эту мысль кратко: если Бога нет, то все позволено. Если Бога нет, то можно в храмах продавать книги, а можно — водку или открыть казино (и такие случаи бывали, к сожалению). Если Бога нет, можно узаконить однополые браки, а можно — педофилию. Почему нет?
Книжный магазин в здании церкви в Маастрихте. Фото: www.globallookpress.com/ Jochen Tack/imageBROKER.com
— Недавно опять в некоторых СМИ и соцсетях стали обсуждать, что личное состояние патриарха — 4 млрд долларов. Что скажете?
— Да, в праздники нечисть корежит. Эти вбросы появляются регулярно, именно когда против церкви уже нечего сказать. Увы, вбрасывающий это не несет никакой ответственности. Оставляю это на совести редакций тех СМИ, которые в нарушение всех писаных и неписаных законов журналисткой этики и профессионализма допускают такие голословные публикации, прекрасно понимая, что это никак не подтвердить никакими данными, но также и то, что патриарх не станет предъявлять им претензии, не будет выяснять отношения с редакцией, позволившей себе написать такую чушь. Рассчитывая, кстати сказать, в том числе и на то, что люди сегодня некритически воспринимают информацию. Иными словами, наверняка найдутся те, кто поверит в такую ерунду.
Я вот, скажем, недавно прочитал где-то, что, оказывается, у меня есть дом или квартира, уже не помню, в Испании. Очень хочу найти автора публикации, чтобы он мне сказал адрес: пойду и потребую свою собственность… Ну вот зачем люди пишут такую чушь?
— В недавнем послании президента говорилось про демографические проблемы. Церковь всегда на страже семьи. Материальная сторона — дело государства. А вот как морально простимулировать рожать?
— Это было послание ценностей, хотя в нем было и много важных цифр, много конкретики. И все-таки для меня самым главным в этом послании было то, что президент говорил о ценностях, о семье, об образовании как единстве обучения и воспитания, о том, ради чего будут жить наши дети и внуки. Это чрезвычайно важно.
Важен и материальный стимул, и моральный, конечно. Целью семьи является любовь. И дети — это естественный, закономерный плод любви. Когда любящие друг друга люди именно так воспринимают семью, никакого иного специального «морального стимула» даже не нужно. Как можно откладывать эту радость, этот плод любви, «на потом»? Скажу больше: порой и материального не нужно. Но важно! Важно здесь уже самому государству поддержать семьи, многодетные семьи, чтобы они могли достойно растить своих детей. Поэтому очень важно, что президент в послании связал величие страны с достойной жизнью ее граждан. Это слова не просто высшего государственного чиновника, но лидера нации.
— Январь — время загадывания желаний и осуществления добрых дел. Добрые дела церкви известны. А какие у нее желания?
— Я думаю, здесь совпадает одно с другим. На Рождество Святейший Патриарх побывал в детской клинической больнице святого Владимира. Это для предстоятеля уже традиция: он всегда на Рождество и на Пасху обязательно посещает либо больницу, либо другое социальное заведение. Не только в эти праздники, конечно, но в такие дни — обязательно.
Конечно, и здесь найдется кто-то, кто скажет: зачем совершать добрые дела под прицелом камер? Но ведь практически вся жизнь патриарха проходит под камерами. И в этом случае патриарх сознательно идет на то, что кто-то и здесь умудрится найти негатив: в посещении больницы, в приходе к тем, кому тяжело и кто всегда очень рад видеть патриарха. Ведь для миллионов людей это очень важно: увидеть своего патриарха, увидеть священников, услышать слова поддержки и утешения.
В больнице я смотрел в глаза мамочек с детками и думал: желания церкви совпадают с добрыми делами. Потому что Христос в Евангелии говорит, что Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы Самому послужить. Нужно постоянно держать в голове людей, которые сейчас страдают. У Достоевского есть знаменитый рассказ «Мальчик у Христа на елке», где бедный мальчик в Рождество замерзает на улице, глядя на елку с играющими детьми в доме. Погибший мальчик оказывается на елке Христовой вместе с другими бедными детьми, которые оказались никому, кроме Христа, не нужны. Нравственный смысл этого рассказа — умерший ребенок с Христом встретился, а вот все те, кто мальчику не помог, прошли не только мимо замерзающего ребенка: они прошли мимо Христа. Поэтому настоящий религиозный праздник — это не когда ты сел за рождественский стол, а когда ты посетил того, кому тяжело. Именно это для христианина неотъемлемая часть встречи праздника.
На этот раз об уроках, полученных от отца, и об осознании собственного отцовства рассказывает Владимир Легойда.
– Владимир, Вы росли в дружной семье?
– Да. Родители для меня – это такой безусловный пример любви. Они мечтали о детях, нянчились с малышами друзей, но сами прожили без детей 16 лет. И это никак не поколебало их отношений. В декабре папе исполнилось 82, маме – по-прежнему 18, и они очень трогательно друг к другу относятся. Это не значит, что у нас была какая-то нереально идеальная семья. Всякое бывало: сложности, ссоры и прочее, но мы жили в атмосфере любви.
– Наверное, как и во многих других семьях, вашим воспитанием в основном занималась мама?
– В основном да. А папа… Папа был такой фантастический коммуникатор. Он брал меня с собой в машину, я с ним очень много ездил по разным делам и видел, как он общается. Может быть, вот откуда у меня основы дипломатических навыков общения.
– Ваш отец работал в милиции. Каково это, когда папа милиционер? Мечтали пойти по его стопам?
– Я больше хотел стать разведчиком. Примерно так и получилось (смеётся). А отцом я гордился не потому, что он милиционер, а потому, что папа – это что-то особое. Ну… с ним праздник был какой-то всегда, куда-то ехали: на лыжах кататься, проводы русской зимы устраивать, на лошадях с санями… Он охотник и рыболов, мог из леса что-то интересное принести.
Справка
Владимир Легойда – церковный и общественный деятель, журналист, педагог, специалист в области культурологи, политологии, религиоведения, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО, один из создателей и главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата. Родился 8 августа 1973 года. Женат, трое детей: Лиза (2008 г.р.), Аня (2010 г.р.), Рома (2012 г.р.). Автор трёх публицистических книг, многочисленных научных и научно-популярных статей и трогательных записок о жизни своих детей.
– А есть какой-то секрет, какое-то, может, правило, которое помогает сохранить крепость семьи?
– Секрет тут только один – любовь. Другое дело, что это такой несекретный секрет. Помимо лучшего из всего, что когда-либо было написано о любви, а именно слов апостола Павла из Первого послания коринфянам о том, что любовь «долготерпит, милосердствует, не ищет своего…».
– А как Вы поняли, что перед Вами именно Ваш человек?
– Как-то очень быстро. Настя три года писала для журнала «Фома», я знал, что у нас есть такой автор, но мы никогда не встречались. Однажды я просто шёл по редакции, смотрю: сидит девушка, печатает. Я спросил у своего коллеги и друга, кто это. Он удивился: «Это Настя Верина, ты не знаешь, что ли?» Я сразу пригласил её – срочно «обсуждать материал».
– Ваша супруга не работает?
– По профессии она преподаватель японского языка, но с момента рождения Лизы она пока не выходила на работу.
– Каково ей сидеть дома?
– Вот как мамины заботы можно назвать словом «сидеть»? Я думаю, ей, конечно, непросто, но это не та тяжесть, которая приводит к разговорам типа «Ой! Я деградирую! Срочно нужно выходить на работу!». Во-первых, ей скучать некогда, во‑вторых, с этими, как я их называю, «тремя поросятами», правда, интересно. А в‑третьих, она читает, иногда пишет сама, у неё есть круг своих интересов и друзей.
– Получается, у Вашей супруги за годы родительства мало что меняется, только детей становится больше. А вот у Вас как раз произошли серьёзные перемены: были завкафедрой и главным редактором журнала – стали председателем Синодального информационного отдела. Как это повлияло на Ваше отцовство?
– Ну как повлияло? Старшую Лизу, когда она маленькая была, я часто купал сам. Среднюю Аньку – всего несколько раз, а Рому – почти никогда. Потому что Лиза родилась раньше, чем произошли перемены на работе, ещё в «прошлой жизни».
– А Вы успеваете с детьми общаться?
– Как-то в одной умной книжке или статье про воспитание я прочитал, что вообще важно не сколько ты времени проводишь с детьми, а как ты его проводишь. Поэтому я перестал беспокоиться по поводу количества часов.
– Ну, хорошо. Но ведь бывает, наверное, так, что Вы пришли домой, дети от Вас чего-то хотят, а Вы так устали, что уже ничего не хотите…
– Конечно, бывает. Просто часто, когда я уже ничего не хочу, дети уже спят. Но меня очень трогает всегда, когда они спрашивают в выходной день – раньше Аня, а сейчас уже и Рома: «А ты сегодня не идёшь на работу? – О! Папа не идёт на работу!».
– Вы помните момент, когда почувствовали себя отцом?
– Помню. Утром Настя сходила к врачу, тот сказал: «Всё в порядке, через пару недель приходите». Она спокойно поехала к моим родителям за город, и там у неё начались схватки. Я примчался из Москвы. Меня даже пустили в палату к жене и показали Лизу. Я увидел: лежит под колпаком такой комок с трубочками. И при этом почувствовал, какое это своё, родное…
Дежурный врач стояла рядом, говорила много умных и непонятных слов, как студент-отличник на экзамене. А у меня был один вопрос: «Это всё пройдёт? Это не страшно?». И врач, как мне показалось, убеждала, что всё не очень страшно. Поэтому на следующий день я пришёл абсолютно спокойный. И тут мне говорят: «Ребёнок в реанимации». Я даже поначалу не придал этому должного значения. Спрашиваю: «Доктор, а когда мы сможем забрать дочку домой?». Наверное, это прозвучало очень легкомысленно, потому что врач мне довольно резко ответила: «Вы видите, что здесь написано? Реанимация! Почему вы думаете, что это несерьёзно?!». И вот тогда за этого маленького и ещё даже незнакомого человека стало по-настоящему страшно.
– Вы с детьми играете?
– Я пытаюсь с детьми как-то дурачиться. Помню, мы с сестрой в детстве просили папу: «Папа, побудь маленьким!». И он начинал махать руками, ногами, кричал: «А-а-а!». Нас это очень смешило. Я, наверное, более строгий. Может быть, это преподавательское во мне что-то включается.
Недавно я утром проснулся, а дети забежали в комнату, и Лиза сообщила, что папа будет деревом, а они – «стадом удавов», которые заползут на ветки и будут на них висеть и раскачиваться. Я сказал, что не хочу быть деревом, что мне это не нравится. Но Лизой был урезонен: «Папа, деревья не разговаривают!
Ты можешь только шевелить пальчиками-листочками, но не очень быстро».
– О каком будущем для своих детей Вы мечтаете? Кем бы Вы хотели их видеть?
– Мне бы хотелось, чтобы им, как вот мне, посчастливилось заниматься тем, что нравится, без внутреннего конфликта, без фактора необходимости зарабатывать деньги на нелюбимой работе. Тогда бы я был доволен. Как и все, я считаю очень благородными профессии врача и учителя.
– Сейчас дети маленькие, в основном знания о мире они черпают от Вас. Но дальше по жизни они будут сталкиваться с разными вещами…
– Сейчас у моих детей важнейшее время, когда можно учить их своим примером, что-то объяснять, пользуясь своим авторитетом. Потому что в средней школе у них появятся другие авторитеты, какие – мы не знаем. И дай нам Бог остаться в ряду с ними. Я пока думаю об этом с трепетом.
Недавно говорил с одним своим другом, у которого уже взрослая дочь. Он сказал: «Понятно, что, как все дети, она проходила через разные периоды. Но у меня была одна установка – всегда находиться рядом. Никогда у нас не было такого: «Как ты могла?!». Она знала: что бы ни произошло, она может прийти к папе». Это не значит, что ему всё нравилось и он всему поддакивал. Но он в любых ситуациях сохранял близость с дочерью.
Цель понятна, а как её достичь – Бог знает. Это же нельзя как-то алгоритмизировать, это не то же самое, что «пейте овсяный отвар – и желудок будет здоровым». Даже такие алгоритмы не всегда срабатывают. А тут всё сложнее. Это такие хрупкие отношения, которые сложились и дальше как-то будут развиваться. Время покажет, как…
Блиц-опрос
– Отцовство – это…
– Самое главное в жизни мужчины.
– Каким должен быть настоящий мужчина?
– Настоящий мужчина должен быть добрым, умным, сильным, как обычно говорят. И он должен быть рядом со своей семьёй.
– Настоящий муж?
– Настоящий муж – это настоящий мужчина.
– Настоящий отец?
– Странно, если настоящий отец не настоящий муж и не настоящий мужчина. Но я думаю, что здесь ещё одно ключевое качество – это ответственность. Потому что дети смотрят на отца и делают как он.
– Сколько должно быть детей в семье?
– Не могу дать ответа на этот вопрос. Я не думаю, что есть какая-то цифра. Но меньше трёх – скучно.
Полную версию интервью читайте на сайте rusbatya.ru
Легойда: «О, наши братья идут! Старшие»… и показывает на приближающегося Берла Лазара
ОТ РЕДАКЦИИ:
Дорогие отцы, братья и сестры!
О чем можно еще говорить, когда первые лица РПЦ МП, являются абсолютно неверующими и глубоко духовно поврежденными людьми? Причем, многие из них намеренно и целенаправленно разрушают основы Православия в Русской церкви.
Ниже вам предлагается фрагмент публикации о вчерашнем заседании (20 апреля 2017г.) т.н. оргкомитета «Победа», в котором участвовал и председательствовал лично Путин.
В этом повествовании для нас важно упоминание о Владимире Легойде — патриаршем главе синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московской патриархии. Он разъяснил корреспонденту «Коммерсанта» А.Колесникову суть взаимоотношений между иудеями и РПЦ. По словам Легойды — главный раввин России по версии Федерации еврейских организаций России (ФЕОР) Берл Лазар с единоверцами для Патриархии — «старшие братья».
Вот так! Хабадец-сатанист Лазар и его легион «видимых бесов», как называл жидов святитель Кирилл Александрийский, являются для руководства РПЦ МП — братьями, причем, СТАРШИМИ. И ведь понятно, что старшие всегда стоят выше в иерархии взаимоотношений с младшими. Старшие всегда учат младших, и те обязаны подчиняться.
Задайте себе вопрос: Если наше священноначалие ведут за собой старшие братья-сатанисты, то куда идет паства РПЦ МП за своими церковноначальниками? Правильно! Туда же куда идут и враги Христа — в ад!
В этом факте братания Легойды с лазаровцами нет ничего особо удивительного, т.к. нынешний т.н. патриарх Кирилл, будучи митрополитом, всегда обращался к врагу Христа Берл Лазару не менее, как «Досточтимый брат» (впрочем, как и п.Алексий II). Он открыто публиковал такие свои обращения к сатанисту Лазару на официальном сайте РПЦ МП и нисколько не стеснялся этого. Они и сегодня остаются опубликованными.
Публикация на официальном сайте РПЦ МП ереси о том, что жидосатанисты-хабадцы являются для православных старшими братьями — есть ПУБЛИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ ЕРЕСИ ЖИДОВСТВУЮЩИХ (как минимум). До возникновения интернета церковные иерархи могли лишь с амвона проповедовать ересь, т.е. публично учить ей народ Божий. Но теперь с помощью интернета — официальный сайт РПЦ МП стал Амвоном для всей Русской Церкви, т.к. является неоспоримым авторитетом и голосом патриарха и церковного священноначалия.
Так вот, чего можно ожидать от людей, которые являются не просто друзьями для врагов Христа, но сами себя считают их младшими братьями? Они, как и их старшие братья богоборцы — сами являются богоборцами и врагами Христа! И те из верующих, кто называет п. Кирилла своим «Великим господином и ОТЦОМ» становятся духовными братьями (племянниками) сатанисту Лазару. Имеющий разум, да разумеет!
Еще раз напоминаем всем нашим братьям и сестрам, что, так почитаемые гундяевцами и путинцами, раввин Берл Лазар и весь его черношляпочный легион не имеют никакого отношения к ветхозаветным иудеям, в чем они пытаются всех убедить. Хабадцы — это сатанисты! Они враги Христа, Православной Церкви, Руси и русского народа!
Еще раз обратите пристальное внимание на то, о чем мы сейчас станем говорить. Эта тема очень важная на сегодняшний день. В народе, в т.ч. и в верующем, и у епископата, и у священства, нет четкого понимания — кем являются берлы лазары и их последователи. Почти все считают, что это последователи тех ветхозаветных евреев, которые жили до и во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Но это абсолютно не так!
Первое – представление о посмертии.
В Ветхом Завете, т.е. в иудейской Торе (пятикнижии Моисея) и Танахе, ничего не сказано о посмертии человека. В них нет идеи посмертного суда. Есть лишь робкое предположение у древних пророков, что душа после смерти живет.
Так в книге Иова: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов.14:14) Вопрос есть — ответа нет. Есть сетование Екклесиаста: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву». (Еккл.9:4) Вот такой пессимизм и молчание по этому вопросу Ветхого Завета.
Зато в талмудических текстах и в каббалистике современных иудеев главенствует теория гильгулим решимот – теория переселения душ. Т.е. у хабадцев учение о посмертии радикально другое, заимствованное из язычества, нежели у ветхозаветных иудеев.
Второе – представление о Боге.
В Ветхом Завете, несомненно, Бог – это живая Личность. В каббалистике – это безличный Эйн Соф.
Третье – представление о духовной практике.
В Ветхом Завете – категорический запрет на всяческие гадания, магию, вызывание духов, мистические эксперименты. В каббалистике современных иудеев все эти оккультные эксперименты, в т.ч. и по изготовлению голема (оживленного магическими средствами глиняного великана), магии, астрологии и т.д. развиты, практикуются и пропагандируются.
При таких различиях ни в коем случае нельзя считать, что вера ветхозаветных евреев и современных лазаровцев — это одна и та же религия. Эти веры не имеют ничего общего. Хабадцы НИКАКОГО отношения не имеют к вере своих предков и к еврейским корням. Современный талмудизм-каббализм — это самый настоящий сатанизм.
Можем ли мы, православные христиане, дружить и любить хабадцев, враждующих до сего дня со Христом?
Свят. Иоанн Златоуст сказал: «Кто не может насытиться любовью к Владыке Христу, тот не может насытиться и ненавистью к Его врагам». Святитель Филарет Московский (Дроздов) учит: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь».
Духовно здравый православный христианин не может и не должен любить и дружить с теми, кто ненавидит, презирает и хулит Господа Иисуса Христа. Он может и должен любить своих личных врагов, но врагов Божиих должен гнушаться и ни в коем случае не должен входить с ними ни в какие близкие отношения, а уж тем более в дружеские. И уж тем более считать и называть их своими старшими братьями! Имеющий разум, да разумеет!
«О, НАШИ БРАТЬЯ ИДУТ!..»
20 апреля в Кремле прошло заседание оргкомитета «Победа», который собирается уже много лет. Начинался он под руководством замглавы президентской администрации Виктора Иванова и был организацией закрытой, а казался и вовсе неприступной. Победу ковали за настолько крепко закрытыми дверями, что было впечатление: и не победу вовсе там куют, а что-то еще, но вот что — лучше даже и не думать.
Специальный корреспондент «Ъ» Андрей Колесников:
Оргкомитет каждый год не только занимался подготовкой празднования 9 мая, но и действительно претендовал на выработку идеологической линии в большой стране. Я в этом убедился лично, однажды все же побывав на одном из заседаний оргкомитета. Я увидел там людей по крайней мере с большими амбициями (в конце концов они и погубили многих из них).
Теперь все иначе. И люди в оргкомитете простые и на первый взгляд вовсе без амбиций (а кто ж по своей воле захочет их иметь), и поговорить можно с любым до начала заседания сколько хочешь.
Вот сидит, а скорее стоит, президент Академии военных наук Махмут Гареев, военные науки постигший на войне. Ему трудно. Потому что в таком возрасте всем трудно. Но он стоит и неслышно разговаривает по телефону:
— Да, завтра… Да, в десять часов… Только вы от этих… от пальцев захватите мне лекарство…
Болят, видно, пальцы у человека.
И чувство какого-то всепоглощающего сострадания к нему, вынужденному ходить на такие заседания… Ведь надо еще дойти… По этой длиннейшей лестнице подняться в Георгиевский зал. Ответить журналистам, которые просят для начала выключить мобильный телефон…
— А как? — честно спрашивает он.
Ему показывают.
Но с другой стороны, думаю я, он же сам этого всего хочет, а то бы, конечно, из дома и нескольких шагов не сделал. И может, слава богу, когда в этом бесконечно пожилом возрасте ты так нужен всем в самом Георгиевском зале. И может, за этим ощущением он и бредет сюда раз в полгода…
— Зачем нужен Бессмертный полк? — переспрашивает он тележурналистку.— Так ведь молодежь подвержена воздействию СМИ, и надо это преодолевать… Раньше считалось, что старики должны всему научить молодежь. А сейчас, по мнению некоторых людей в правительстве, это молодежь должна нас воспитывать!
Он оживляется, и я вдруг вижу перед собой совершенно другого человека. Живее всех живых. Критикующего, в конце концов, правительство. И когда я спрашиваю его, как самочувствие, уже совершенно не удивляюсь, что он смеется:
— Не дождетесь!
— Как же вы по такой лестнице-то в самом деле поднимались?
— Мы еще можем! — отвечает он по существу и вдруг добавляет.— Главное, вы держитесь.
Вот так одним ударом. И уже помимо своей воли думаешь только о том, что да, надо же держаться…
Махмут Гареев тем не менее полностью вписывается в мое представление о члене оргкомитета «Победа». С генеральскими погонами, грудь в орденах и медалях… Главный редактор «России сегодня» и телеканала Russia Today Маргарита Симоньян не очень вписывается. И глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда — тоже.
— Давно вы в оргкомитете? — спрашиваю я его.
— Да вот как объединили у нас два отдела в один… С тех пор…
То есть года два.
— И как вам? — спрашиваю.
— Я изучаю,— вздыхает он.
И я понимаю: и меня тоже.
— О,— восклицает он,— наши братья идут! И показывает на приближающегося Берла Лазара, главного раввина России.
— Старшие,— уточняет Владимир Легойда.
Это замечание даже заставляет на мгновение задуматься. Ну да, конечно старшие… Евреи…
А ведь я видел, кажется, Берла Лазара на одном из первых заседаний оргкомитета… Я спрашиваю его, и он кивает:
— Да, я тут с самого начала… Еще Виктор Иванов был…
— То есть вы тут самый большой долгожитель?
— Нет,— качает он головой.— Здесь есть даже те, кто воевал…
Андрей Колесников
Владимир Легойда © Владимир Вяткин / РИА Новости
Проверка речи – новый формат Slon. Мы проверяем факты, озвученные в публичных выступлениях политиков, бизнесменов, известных людей, и находим в них ошибки и неточности. Если вы нашли ошибки, оставляйте комментарии к этому тексту.
Председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда дал интервью Ксении Собчак на телеканале «Дождь». Посмотрев интервью, Slon обнаружил, что с Легойдой есть о чем поспорить. И речь идет не об оценочных суждениях или интерпретациях, а об исторических фактах и положениях религиозных текстов. Мы решили напомнить читателям о том, как обстоит все на самом деле. Ниже – цитаты из интервью Легойды и наши комментарии.
«Церковь – это единственное место, где у одной чаши, например, встречаются люди с разными идеологическим позициями, это не мешает им вместе быть христианами. Вот есть такое замечательное высказывание одного святого. Он сказал следующее: „В главном единство, во второстепенном многообразие, во всем – любовь“. Я не вижу у нас, к счастью, проблем со второстепенным, у нас есть многообразие мнений людей, составляющих Церковь». |
Владимиру Легойде так нравится приведенное им высказывание, что он в дискуссии прибегает к нему дважды. Однако убедительность этого аргумента зависит от того, кому это высказывание принадлежит. Господин Легойда приписывает его авторство отцам Церкви, разделяя широко распространенные убеждения, согласно которым эта фраза приписывается либо блаженному Августину, либо святому Викентию Леринскому. Без опоры на такие авторитеты апелляция к этой мудрости выглядит довольно шатко. Ирония заключается в том, что, по последним изысканиям, впервые ее употребил бывший иезуит Марк Антоний де Доминис в своей книге «De Republica ecclesiastica» («Церковная республика»), вышедшей в 1617 году. По всем церковным канонам он был религиозным диссидентом, сложившим с себя сан архиепископа и резко осуждавшим власть Папы. Закончил свои дни он в 1624 году в заточении в замке Святого Ангела, будучи обвинен в еретических взглядах, но даже смерть его не спасла от инквизиции. Его труп вытащили из гроба и публично сожгли вместе с его книгами. .
«У нас не было инквизиции и еврейских гонений». |
Если инквизиции как официально оформленной церковной институции в России не было, это не означает, что не было беспощадных казней еретиков, ведьм, преследований евреев со стороны Русской православной церкви. Упоминания в летописях о сжигании язычников и еретиков встречаются уже начиная с 1227 года. Самая известная казнь постигла в 1504 году исповедовавших ересь жидовствующих. Еще в 1649 году Земский собор в Москве принимает «Соборное уложение», где первая статья первой главы «О богохульниках и о церковных мятежниках» гласила:
«Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь».
Исполнявшие сожжение еретиков и колдунов вплоть до 70-х годов XVIII века светские власти апеллировали к этой норме. Евреям приходилось не слаще, например, в 1563 году после взятия Полоцка войсками Ивана Грозного проживавших там евреев, отказавшихся принять православие, утопили. Подобные случаи не были редкостью. Переход в иудаизм наказывался смертной казнью: в 1738-м были сожжены на костре смоленский купец Борух Лейбов вместе с капитан-поручиком Александром Возницыным, которого первый уговорил перейти в иудаизм. Вплоть до XX века ряд церковных иерархов поддерживали обвинения евреев в ритуальных убийствах и были инициаторами ряда юдофобских кампаний в прессе.
» Есть каноническое решение правящего архиерея его епархии. Оно объяснено. И если вы посмотрите сайт епархии, в этот же день еще два или три священника с такой же формулировкой также отправлены под запрет… Можно видеть здесь заговоры…» |
Если посмотреть сайт Московской областной епархии (раздел «Указы»), то аналогичное наказание с такой же формулировкой (запрет в священнослужении на пять лет) постигло тремя днями ранее только одного священника – Павла Алферова. И это достаточно редко применяемое наказание: в этом году только Свердлов и Алферов были наказаны подобным образом, предыдущий случай был в июле 2012 года. Но тогда священнику Олегу Бураковскому за самовольное оставление прихода запретили в священнослужении только на три года.
Собчак: «… Недавно Папа Римский выступил и заявил, что Католическая церковь против использования презервативов». |
Участники дискуссии тут ошибаются. Папа Римский не занимает позицию однозначного отрицания использования презервативов. Еще в ноябре 2010-го в официальном органе Ватикана газете L’Osservatore Romano были опубликованы отрывки из книги Бенедикта ХVI «Свет мира», где он, отвечая на вопрос журналиста Петера Зеевальда, допустил возможность их использования для снижения риска передачи заболеваний, передающихся половым путем : «В некоторых отдельных случаях это может быть оправдано. Например, когда презерватив использует проститутка. Это может быть первым шагом по направлению к осознанию нравственности, первым ответственным шагом к пониманию того, что не все позволено и что не все, что хочется, можно делать».
Собчак: «Скажите, пожалуйста, а Иисус Христос разве не изгонял торговцев из храма?» |
Вообще-то если бы библеисты принимали участие в обсуждении этого вопроса, то они указали бы, что торговцы голубями и прочими жертвенными животными и менялы в Иерусалиме времен Христа теснились вовсе не «под алтарем», а в торговых галереях с южной стороны храмового комплекса, так что аналогии с нынешней автомойкой вполне уместны.
Враг Церкви – диавол, а не российские либералы
РI продолжает тему отношений общества и Церкви. В конце прошлого года, в результате внутренней реорганизации в Русской православной церкви, возник новый Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Его возглавил известный религиовед и политолог Владимир Легойда. Очевидно, одной из главных задач нового отдела станет улучшение непростых отношений с российским обществом, причем как с его консервативными кругами, так, в том числе, и с теми, кто склонен относиться критически и к русской Церкви, и к российской власти. Вопрос, однако, в том, можно ли в принципе достичь взаимопонимания Церкви с «веком сим», с обществом, движущимся по пути секуляризации. Не безнадежны ли попытки найти общий язык с теми людьми, для кого истинность и современность – взаимозаменяемые понятия? Проще говоря, суждено ли христианству в современном мире оставаться консервативной силой, и в какой мере религиозный консерватизм ведет неизбежно к консерватизму политическому? На эти темы мы поговорили с самим Владимиром Романовичем в канун Православного Рождества, и мы благодарны ему за убедительные и развернутые ответы на наши вопросы.
* * *
Борис Межуев
Уважаемый Владимир Романович, поздравляем Вас с назначением главой Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ! До Вас эту должность занимал священнослужитель. В чем будет заключаться специфика Вашей работы как церковного человека и как мирянина?
Владимир Легойда
Строго говоря, до меня эту должность никто не занимал: я возглавил новый отдел, который образован в результате слияния двух ранее существовавших синодальных структур. Специфика церковно-административной работы не определяется принадлежностью к священному сану. Священник от мирянина в Церкви отличается правом совершать священнодействие. Как Вы понимаете, взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ выстраиваются не в пространстве богослужения, поэтому и духовное лицо, и мирянин, мужчина или женщина, вполне могут в этой работе участвовать. Все определяется задачами учреждения, управлять работой которого человек призван, а также его опытом и квалификацией. В синодальных учреждениях работает много мирян. Кстати, первый заместитель председателя нового синодального отдела, Александр Владимирович Щипков, тоже мирянин. Он профессиональный социолог, политолог, имеет большой опыт взаимодействия с органами власти и неправительственными организациями.
В чем вообще специфика работы синодальных учреждений? Сегодня публицисты нередко спрашивают, что такое официальная позиция Церкви? Некоторые утверждают, что таковой позицией является только догматический корпус, а по всем остальным вопросам каждый может иметь свое мнение.
Борис Межуев
А разве это не так?
Владимир Легойда
Конечно, так. Только ведь важно не просто иметь свое мнение, но и обосновать его. Вопросы церковно-общественных, и церковно-государственных отношений требуют серьезной экспертной оценки. Равно как и вопросы межрелигиозного, межконфессионального и межцерковного взаимодействия. В наших синодальных учреждениях работают профессионально подготовленные и опытные сотрудники, которые вместе с широким кругом привлекаемых экспертов вырабатывают подходы к решению вышеозначенных проблем. При формулировании таких подходов учитывается и многообразие мнений верующих людей. Если потом эти подходы благословляет священноначалие, если они приобретают форму документов или официальных заявлений, то они и становятся той самой официальной позицией Церкви. А догматы и каноны, безусловно, являются основой выработки любых подходов.
Борис Межуев
Какие проблемы обозначились между церковью и обществом в последнее время? Какие пути решения этих проблем Вы видите?
Владимир Легойда
Мне представляется, есть два уровня рассмотрения Вашего вопроса. Во-первых, не стоит думать, что Церковь и общество (любое) могут достигнуть некой абсолютной гармонии. Если бы человеческое общество как таковое могло бы жить без греха, могло бы самостоятельно противиться греху, Христу незачем было бы приходить в наш мир. Но грехопадение – фундаментальный факт жизни каждого человека и всего общества. И в этом падшем мире Церковь свидетельствует о Христе, призывает людей ко Христу и дает им возможность соединиться со Спасителем. В этом смысле Церковь и Евангелие приносят в жизнь падшего человека то, что эту жизнь переворачивает. Точнее, ставит с головы на ноги. Апостол Иоанн говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире». (1 Ин. 2, 15). Иными словами, не любите грех, не превозносите пороки, не ставьте падшего человека в центр вселенной. Разве не этим во многом сегодня живет общество? Каким бы развитым и справедливым общество ни было – в нем всегда будет присутствовать неразрешимый человеческими силами грех. Поэтому бессмысленны ожидания тех, кто думает, что Церковь когда-либо поставит человека, ищущего развлечений и вседозволенности, в центр своего бытия.
Однако нетерпимость Церкви к греху и несовершенству должна компенсироваться безграничной любовью к грешнику. И это второй уровень отношения к вопросу. Общество, как мне представляется, в наши дни не всегда слышит именно слова любви в послании Церкви. Это, действительно, проблема. К сожалению, широкий потребитель информации более склонен к восприятию карикатур и примитивных схем. Церковь не может вместиться в печально известное трио: скандалы, сенсации, разоблачения. А ее туда пытаются, как в прокрустово ложе, втиснуть. Потому что для этого не требуется особенно думать над глубиной евангельского послания, надо оперативно сдавать все новые тексты, цепляющие внимание аудитории любой ценой, надо набирать лайки и просмотры. Поэтому так называемая прогрессивная общественность ругает нас за мнимые и действительные запреты, но именно их ожидает увидеть и, что греха таить, капитализировать их критику в публичном пространстве. Поэтому проблема, которую надо разрешать – не быть кукольным героем в чьей-то медийной сказке «о дремучей Церкви».
Конечно, наивно полагать, что в искажении образа Церкви в обществе виноваты только некоторые СМИ или некоторые публицисты. В первую очередь вина лежит на самих христианах, на нас. И здесь важно помнить главное: как первые христиане, а может быть христиане в любую эпоху, единственное, что мы можем показать обществу, вообще людям — это свое собственное стремление жить во Христе, свою собственную готовность и способность жить по Евангелию. И только это может быть причиной, по которой люди будут нам доверять и придут в Церковь.
Борис Межуев
Считаете ли Вы, что Церковь была слишком радикальной в своих заявлениях по общественным вопросам, или же, напротив, представители церкви были недостаточно воинственны, недостаточно активны в борьбе с общественными недостатками?
Владимир Легойда
Вы же понимаете, что на общий вопрос можно дать только общий ответ. В данном случае он будет таким: где-то звучали чрезмерно радикальные высказывания отдельных членов Церкви и даже ее официальных представителей; где-то они же были недостаточно активны и определенны. Чтобы говорить подробнее, надо особо рассматривать каждый медийный сюжет, привлекший общественное внимание. В целом же, на мой взгляд, именно официальная позиция Церкви, когда она озвучивалась в качестве таковой, была сбалансирована и точна. При этом считаю, что некоторые публичные заявления последнего времени приводили к искажению образа Церкви.
Что касается борьбы с общественными недостатками, то у нас только один действенный инструмент, проверенный веками. Это обращение к человеческой совести, к сердцу тех, кто эти недостатки создает или им потакает. А это и политики, и чиновники, и общественные деятели, и многие, многие из нас.
В Церкви есть открытая позиция по самым острым вопросам сегодняшнего дня, но преображение общества начинается в сердце человека, а не где-либо еще. Церковь – не орган по борьбе с коррупцией, произволом чиновников, даже не общество помощи больным и нуждающимся, а лечебница душ. Только исцелившись от греха, человек может изменить мир вокруг себя. Надеюсь, так и будет происходить.
Борис Межуев
Видимо, одна из проблем во взаимоотношениях общества и церкви состоит в том, что Запад, на который так или иначе ориентирована передовая часть общества, стремительно движется по пути дехристианизации. Церковь неизбежно оказывается консервативной силой в обществе, что влияет и на политическую позицию ее членов.
Владимир Легойда
Церковь не партия, и идентификация «либерал-консерватор», как мне кажется, для нее не является существенной. Мы не спрашиваем у людей, входящих в храм, об их партийной принадлежности и воззрениях на экономику. Либералы и консерваторы – это все же больше из политического лексикона. Верующий человек может быть политическим консерватором и/или придерживаться либеральных взглядов на экономику. Не вижу в этом проблемы. (Если не брать, конечно, так называемый философский, мировоззренческий либерализм, когда именно человек, а не Бог, является смысловым центром бытия и единственной мерой всех вещей. Такой сознательный анти-теизм.) Церковь, скорее, оперирует категориями традиции и модернизма (или реформаторства, не буду сейчас настаивать на термине). При этом традиция – это не консервация всего прошлого любой ценой, но сохранение главного. А модернизм или реформаторство – это не любое изменение, а именно такое, какое этому главному может повредить.
На Западе есть разные силы, и каждый выбирает, на что ориентироваться и к чему присоединиться: к миллионам европейцев, выступающих на митингах против разрушения семьи, или к какому-нибудь гей-параду. Линия разграничения проходит не по партиям или государственным границам, а по конкретным людям, выбирающим Христа или отрекающимся от своего духовного наследия ради призрачного благополучия потребительского общества.
Поэтому мы приветствуем те здоровые христианские силы, которые существуют на Западе. И, в то же время, не можем не замечать существующих там тенденций к отказу от своей христианской идентичности, к отказу от Христа, что, безусловно, разрушительно для общества, создававшегося на идеалах Евангелия.
Борис Межуев
На Ваш взгляд, всегда ли Церковь будет поддерживать те силы, которые противостоят Западу? Неизбежно ли церковь будет антизападной силой? Сохранится ли известное напряжение между церковью и либеральными прозападными силами в России?
Владимир Легойда
Даже в Вашем вопросе volens-nolens присутствует желание видеть Церковь одним из цветов на политической палитре. Надеюсь, что нам удастся избежать встраивания Церкви в борьбу за власть, будь то на прозападных или антизападных позициях. Например, в некоторых европейских странах ситуация с регулированием абортов более «консервативная», чем в России. Значит ли это, что в вопросе абортов, дискуссия по которому, как известно, у нас с государством продвигается очень непросто, мы являемся прозападной силой? Конечно, нет.
Церковь будет поддерживать те силы, которые отстаивают правду Божию и противостоят греху, где бы они ни находились: на Западе, на Востоке, на Юге или на Севере. Не стоит черпать карикатурное представление о Западе на основе десятка газет, оторванных от народной жизни. Люди, живущие по Евангелию, есть везде. И с ними надо общаться и дружить.
Враг Церкви – диавол, а не российские либералы, и отношения с ними будут зависеть от их способности принимать и учитывать связь большинства наших соотечественников с православной культурой, отечественной историей и традиционной нравственностью. Думаю, что такое понимание у многих либералов, бесспорно, есть. Однако есть и те, которые, будучи, в том числе, церковными людьми, посвящают свою жизнь люстрации от «советского наследия» до «седьмого колена». Если полемически довести эту позицию до абсурда, то, вероятно, нам надо постоянно приносить акты церковно-политического покаяния то за то, что князь Владимир не обеспечил надлежащего соблюдения прав благонамеренных язычников при принятии христианства, то за попирающий церковную традицию синодальный период, то за общецерковный грех существования по гражданским законам советского времени.
Борис Межуев
Можно ли как-то преодолеть разрыв между современным городским обществом и церковью? Когда-то русская интеллигенция пыталась преодолеть этот разрыв, в результате чего возникла русская религиозная философия. Может ли возникнуть что-то подобное сегодня? Можно ли этому способствовать?
Владимир Легойда
Я не вижу сейчас какого-то особого разрыва Церкви с городским обществом, по сравнению с сельским, например. Церковь сотни лет существует в городах, и здесь церковная жизнь развивается весьма активно. Пожалуй, в целом сегодня город никак не менее, а то и более воцерковлен, чем условная «деревня».
Борис Межуев
Какими должны быть взаимоотношения церкви и государственной власти? Должна ли церковь вмешиваться в дела власти, общества? Есть ли у нее какое-то государственное призвание? Или же ей нужно заниматься только теми, кто является ее прихожанами?
Владимир Легойда
Церковь свидетельствует о Христе Спасителе перед всем миром, в том числе и перед властью и обществом. Если под словом «вмешиваться» предполагается право давать нравственную оценку общественным процессам, то такое право неоспоримо. Да это и не право, а миссия, без которой Церковь перестает быть собой. Если вмешательство предполагает диктат кому бы то ни было, то у нас нет, и не может быть ни самой потребности в таком диктате, ни необходимого для него аппарата принуждения. Для Тела Христова чужды, я бы даже сказал, саморазрушительны властные политические функции.
Другое дело, Церковь может быть выразителем прав верующих, интересы которых, как это бывает в любом развитом обществе, должны приниматься во внимание при определении основ государственного и общественного устройства, особенно в сфере образования, воспитания, социального попечения.
Все фамилии • Фамилии на букву «Л» • Легойда
Основные исторические сведения о фамилии Легойда: происхождение, упоминание, значение
Фамилия Легойда
Происхождение: Стереотиперы
Город: Свободный | Амурская область
Пол: Мужской
Первые упоминания: 1848 г.
Популярность фамилии: 36%
Показать упоминания фамилии Легойда из неофициальных источников
Загружаю.. Произошла ошибка, попробуйте обновить данные
Если ошибка будет повторяться, попробуйте позже.
Нашли ошибку в описании или хотите добавить информацию о фамилии «Легойда»? — Напишите нам или оставьте комментарий ниже.
Мы нашли такую информацию о фамилии Легойда: происхождение, значение, историю зарождения фамилии Легойда, год появления. Загрузить архив фамилии
Поиск Легойда в социальных сетях
Мы проанализировали статистику по фамилии Легойда в социальных сетях
Родились: Дюртюли | Башкортостан Проживают: Оха | Сахалинская область Учились: Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (военный институт) Семейное положение: Встречаюсь Политические предпочтения: Социалистичеcкие Главное в людях: Смелость и упорство Главное в жизни: Наука и исследования Отношение к курению: Н\д Отношение к алкоголю: Резко негативное Мировоззрение: Буддизм
Обсуждение фамилии Легойда в социальных сетях
Найдите все комментарии о фамилии Легойда, которые оставили пользователи. Напишите свою историю для фамилии Легойда. Легойда на Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках
Концентрация людей с фамилией Легойда на карте Google по оценкам социальных сетей
Смотреть похожие фамилии с Легойда: Ляпчук | Ляблина | Линберг | Лельский | Лысей
Современная русская Фамилия Легойда берет свое начало c 1848 г. Стереотиперы — это профессия, от которой произошла фамилия в городе Свободный | Амурская область. Мужской — преобладающий пол данной фамилии, данная фамилия не очень популярна среди населения, всего 36%. Вы также можете ознакомиться с отчетом об упоминании фамилии Легойда в социальных сетях, мы подготовили сводный отчет
Смотреть происхождение современной русской фамилии Легойда в Большой Российской энциклопедии. Узнать историю фамилии Легойда и родословную
Значение фамилии Легойда
Обладателя фамилии беды и неудачи обходят стороной, в некоторых случаях этому человеку везет чаще других. Легойда отличается спокойным и уравновешенным характером, который позволяет в любой ситуации видеть сильные стороны и опираться на них.
Легойда не выдается лидерским началом, старается играть в обществе подчиненную роль, однако в некоторых случаях этот человек отличается сильным характером, стойкостью и выносливостью. Видит деньги там, где не видят их другие, поэтому может быстро достичь богатства и счастья. Не стремится к конфликтам и старается мирить окружающих между собой.
Достоинства
- Отсутствие паники;
- Коммуникабельность;
- Оптимистичность;
- Доброжелательность;
- Практичность.
Недостатки
- Застенчивость;
- Лень и попустительство;
- Отсутствие целеустремленности;
- Склонность перекладывать ответственность на других;
- Ранимость.
Характерные особенности фамилии Легойда
На графике представлены характерные особенности обладателя фамилии Легойда, которые формируют психотип личности этого человека.
Периоды жизненной активности обладателя фамилии Легойда
На графике обозначены возрастные промежутки, характерные периодами жизненной активности обладателя фамилии Легойда. В разных возрастных промежутках активность может быть, как и большей, так и меньшей.
Фамилии по буквам
Ваш персональный гороскоп на 2019-2020 год!
Персональный гороскоп по дате рождения позволит более точно узнать у благоприятных и неблагоприятных событиях, которые ожидают вас в будущем.