Содержание
- Лауреаты литературных премий — 2018
- Православный Букер: Патриаршая литературная премия как данность и задание
- Лауреатами Патриаршей литературной премии 2019 года стали Дмитрий Володихин, Александр Стрижёв и Михаил Тарковский
- Три новых литературных премии РПЦ присудят в 2020 году в дополнение к Патриаршей
- История премии
- Объявлены результаты премии «Большая книга – 2018»
Лауреаты литературных премий — 2018
ГодЛитературы.РФ напоминает имена обладателей главных отечественных и зарубежных литературных наград 2018 года
Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ
На какие книги и писателей стоит обратить внимание в новогодние праздники (и не только). Приводим список премиального худлита, нон-фикшена, поэзии и детской литературы 2018 года.
БОЛЬШАЯ КНИГА
Премия за лучшее прозаическое произведение большой формы, опубликованное в отчетном году. Одна из главных и престижных литературных наград современной России. Учреждена в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности».
Первая премия — Мария Степанова «Памяти памяти»;
Вторая премия — Александр Архангельский «Бюро проверки»;
Третья премия — Дмитрий Быков «Июнь».
ЯСНАЯ ПОЛЯНА
Учреждена в 2003 году Музеем-усадьбой Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» и компанией Samsung Electronics.
Номинация «Современная русская проза» — Ольга Славникова «Прыжок в длину».
Номинация «Иностранная литература» — Амос Оз «Иуда».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР
Премия за прозаическое произведение, обладающее, по мнению жюри, недореализованным потенциалом «интеллектуального бестселлера». Учреждена в 2001 году.
Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него».
НОС («НОВАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»)
Премия НОС основана в 2009 году благотворительным Фондом Михаила Прохорова для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке.
Владимир Сорокин «Манарага».
ПРЕМИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО
Премия Андрея Белого учреждена в 1978 году и стала первой независимой литературной наградой в России. В постсоветских условиях премия Андрея Белого учитывает приоритеты эстетического новаторства и эксперимента в реальном литературном процессе. Материальное содержание премии составляет один рубль, а также бутылку водки и яблоко.
Номинация «Проза» — Павел Пепперштейн «Предатель ада».
Номинация «Поэзия» — Андрей Сен-Сеньков «Стихотворения, красивые в профиль».
ЛИЦЕЙ
Премия «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов в возрасте от 15 до 35 лет была учреждена в феврале 2017 года. Учредителями премии выступили группа компаний «ЛОТТЕ» в России, Российский книжный союз, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Литературный институт им. Горького, Ассоциация литературных журналов, «Центр поддержки отечественной словесности», «Российская газета», «Литературная газета».
Номинация «Проза»:
1 место — Константин Куприянов «Желание исчезнуть»;
2 место — Игорь Савельев «Ложь Гамлета»;
3 место — Булат Ханов «Дистимия».
Номинация «Поэзия»:
1 место — Андрей Фамицкий;
2 место — Елена Жамбалова;
3 место — Софья Серебрякова.
ПРОСВЕТИТЕЛЬ
Премия за лучшие научно-популярные книги на русском языке.
Номинация «Естественные и точные науки» — Сергей Ястребов «От атомов к древу: Введение в современную науку о жизни».
Номинация «Гуманитарные науки» — Сергей Зотов, Михаил Майзульс и Дильшата Харман «Страдающее Средневековье».
Илга Понорницкая
КНИГУРУ
Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» проводится Некоммерческим партнерством «Центр поддержки отечественной словесности» с 2010 года. «Книгуру» — единственный российский литературный конкурс, в котором победителей выбирают подростки от десяти до семнадцати лет.
1 место — Илга Понорницкая «Изо»;
2 место — Артем Ляхович «Голубой трамвай»;
3 место — Виктория Ледерман «Теория невероятностей».
ГРИГОРЬЕВСКАЯ ПРЕМИЯ
Григорьевская поэтическая премия основана в 2010 году при участии переводчика и критика Виктора Топорова (1946—2013). Задача премии — выявлять тенденции в современной русской поэзии, обладающей потенциалом широкого народного признания.
Владимир Богомяков.
ПРЕМИЯ ПЯТИГОРСКОГО
Литературная премия имени Александра Пятигорского за лучшее философское сочинение учреждена в 2013 году Фондом поддержки философии, интеллектуальной прозы и сохранения наследия Александра Пятигорского. Цель премии — возрождение интереса к философствованию за пределами профессионального философского сообщества.
Олег Аронсон «Силы ложного. Опыты неполитической демократии».
ЧИТАЙ РОССИЮ/READ RUSSIA
Премия за лучший перевод произведений русской литературы на иностранные языки, которая вручается раз в два года.
Номинация «Классическая русская литература XIX века» — Марта Санчес за «Севастопольские рассказы» Льва Толстого (Испания, издательство Alba).
Номинация «Литература ХХ века» — Анн Кольдефи-Фокар и Женевьева Жоаннэ за «Апрель Семнадцатого» Александра Солженицына (Франция, издательство Fayard).
Номинация «Современная русская литература» — Оливер Реди за «Репетиции» Владимира Шарова (Великобритания, издательство Dedalus Europe).
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ
Конкурс на лучший научно-фантастический рассказ, учрежденный в 2018 году. Тема года — «Бессмертие». Победитель получил 500 тысяч рублей от организатора премии — благотворительного фонда «Система».
Артем Хлебников «Оно даже не прошло».
БУКЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ
Букеровская премия была учреждена в 1968 году. С 2014 года на нее может претендовать любой англоязычный писатель, чьи книги опубликованы в Соединенном Королевстве. Ранее награду могли получить только авторы из Великобритании, Ирландии и стран Британского Содружества.
Анна Бернс «Молочник» (Milkman).
МЕЖДУНАРОДНАЯ БУКЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ
Международная Букеровская премия была учреждена в 2005 году. Вручается раз в два года зарубежным писателям, чьи книги переведены на английский язык.
Ольга Токарчук «Бегуны» (Bieguni).
ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ
Самая престижная литературная награда Франции. Вручается ежегодно начиная с 1903 года. При этом размер премии символичен (в настоящее время он составляет всего 10 евро).
Николя Матье «Дети после них» (Leurs enfants apres eux).
ПРЕМИЯ НОВОЙ АКАДЕМИИ ШВЕЦИИ
«Альтернативная Нобелевская премия», учрежденная группой шведских энтузиастов в пропущенный для главной литературной награды мира год.
Мариз Конде (Maryse Condé).
Православный Букер: Патриаршая литературная премия как данность и задание
«Живая книга – жива!» – тост или констатация факта? Самоутешение или данность? Да, в последние годы очень многие с грустью (а иные со злорадством) констатировали: «самая читающая нация» давно уже и не читающая, а по сути, и не нация даже, но «на-се-ле-ни-е». Уверен, подобный пессимизм далек от реальности, однако небезоснователен. Давно ли вы видели в вагоне метро, в автобусе или трамвае людей с живыми книгами? Или хотя бы с теми же электронными «читалками»? Подчеркну: именно людей, а не отдельных персонажей из «Красной книги»?
Святая правда: Патриаршая литературная премия как принцип
Народ обломовых иль штольцев?
Лучше не отвечайте, но возьмите любую из серьезных, предполагающих вдумчивое чтение, книг, и посмотрите тираж. Одна тысяча экземпляров, две тысячи (лучше, конечно, пять тысяч). А в академических изданиях нередко можно встретить и 300-500 экземпляров. Напомнить население нашей страны? Ну вот опять: «на-се-ле-ни-е». Но где же народ? А он все здесь же, вот только ритм его жизни радикально изменился. О чем буквально вчера, перед вручением Патриаршей литературной премии, ее лауреатам сказал человек, восемь лет назад учредивший эту награду – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
Читательское сознание значительно изменилось за последние десятилетия. Для неспешного и вдумчивого чтения у наших соотечественников порою нет ни времени, ни возможности. Современный читатель, если использовать образы известного романа Ивана Александровича Гончарова, все больше похож на деловитого и нетерпеливого Штольца, увлеченного поисками занимательного и интересного, нежели на благодушного и неторопливого Обломова, готового часами размышлять и что-то обдумывать».
Святейший Патриарх Кирилл. Церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2018 года. Фото: свящ. Игорь Палкин/ patriarchia.ru
Нет времени размышлять. Нет времени объяснять. Может, действительно, из «народа обломовых», отнюдь не ленивых лежебок, но созерцательных подвижников, мы стали «народом штольцев», то есть подобием западных рационалистов, постепенно куда-то спешащих, суетящихся и в этой суете растрачивающих свою идентичность, размышлять, «рефлексировать» о которой банально некогда.
От «словесного молока» – к «твердой пище»
Carpe diem. Лови момент, живи одним днем. Не к этому ли нас призывает все и вся? Но нет же, выходит мини-сериал «Бесы», и тиражи Достоевского неожиданно возрастают. «Анна Каренина» – и то же самое. Можно долго спорить о качестве подобного киножанра, но факт, что подобные «развлекательные» фильмы побуждают многих открыть и живую книгу – налицо. Словом, будет жизнь и будет пища. Сначала – «молоко», а потом и твердая. И это касается не только кино, но и книг, многие из которых, «развлекая», приводят к серьезной литературе, а нередко и к Книге книг. Так, по словам Патриарха Кирилла,
развлекательная литература, которую все привыкли ругать, тоже может быть полезной. Если воспринимать ее как форму воспитания. На нашей памяти уже есть несколько удачных примеров того, как произведения на православную тематику, написанные в развлекательном жанре, становились востребованными читателями. Ими зачитывались в метро, эти книги дарили друзьям и знакомым. Через эти произведения, пусть и в занимательной форме, современники знакомились с православной верой, с жизнью Церкви, узнавали о Христе и Евангелии».
Церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2018 года. Фото: свящ. Игорь Палкин/ patriarchia.ru
Владимир Костров о духовном посыле русской литературы
Словам Святейшего Владыки вторит один из лауреатов Патриаршей литературной премии 2018 года Владимир Костров, абсолютно убежденный в том, что посредством кино и телевидения вполне можно привить интерес и к русской классике, и к Священному Писанию.
Владимир Андреевич, «патриарх» русской советской поэзии, большинство своих произведений создал в годы, когда и подумать не мог, что в считанных метрах от Московского Кремля в возрожденном Храме Христа Спасителя получит престижную литературную премию из рук Предстоятеля Русской Церкви. И в то же время это неслучайно – ведь и советская классика зачастую несет христианские нравственные посылы:
Художественная литература обладает целым рядом возможностей: иносказания, метафорического преображения действительности. И этот великий духовный призыв, который заложен в «моральном кодексе Православия» – Десяти заповедях – все равно к нам пришел, и мы ему следовали и в советские времена. Даже когда атеист писал стихи или прозу на русском языке, он чувствовал этот великий посыл природы и Господа».
Патриарх Кирилл и Владимир Костров во время награждения. Церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2018 года. Фото: свящ. Игорь Палкин/ patriarchia.ru
«Русский стиль бессмертен, как наша душа»
Неслучайно вторым лауреатом Патриаршей литературной премии этого года стал Виктор Потанин, советский писатель из сибирской глубинки, никогда не состоявший в компартии, но создавший множество удивительных образов русских тружеников, каждый на своем месте – от маленькой деревушки до столичных городов – созидавших нашу державу. Той самой «соли Земли Русской», которая не была бы соленой, если бы не каждодневный труд. Но вместе с тем – все та же евангельская закваска, без которой нас, русских, не было бы никогда:
Два великих писателя – Лесков и Гончаров – на мой взгляд, именно с них в нашей великой русской православной литературе начинается тот самый Русский стиль, который никогда, слава Богу, не кончится. Он бессмертен, как бессмертна наша душа. И я думаю, Патриаршая литературная премия напоминает нам об этом, и еще о том, что мы, русские люди, должны постоянно трудиться, трудиться, трудиться. Совсем недавно я с особым значением понял слова писателя Андрея Платонова: «Мечтаю написать о труде с таким же чувством, как мы пишем о первой любви». И Патриаршая литературная премия нас учит: трудиться надо, чтобы наша Родина, наша Православная Великая Россия цвела, как цветут по весне яблоневые сады».
Патриарх Кирилл и Виктор Потанин во время награждения. Церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2018 года. Фото: свящ. Игорь Палкин/ patriarchia.ru
Лауреат Патриаршей литературной премии Виктор Потанин о Русском стиле в словесности
Непросто столь же образно передать чувство любви к своей стране и своему народу, как это сделал Виктор Потанин. Но общаясь с этим человеком, понимаешь: он отнюдь не исполнен пессимизма, поскольку прекрасно знает и многих молодых поэтов и писателей, как из Москвы, так и из глубинки, позволяющих надеяться: литературные традиции Лескова и Гончарова, Андрея Платонова и многих других творцов Русского стиля – живы. И Патриаршая литературная премия, которой так благодарен Виктор Федорович, важна именно тем, что позволяет наглядно продемонстрировать это.
Возродить историческую память
Но есть еще одно направление, которое регулярно отмечается Патриаршей литературной премией – это историческая книга. Причем как художественная, так и та, что принято именовать новомодным словом «нон-фикшн». Так и на этот раз одним из лауреатов стал Константин Ковалев-Случевский, человек, написавший целый ряд книг в серии «Жизнь замечательных людей», в том числе – и о святых Земли Русской. К слову, жанр именно этой знаменитой серии позволяет привить интерес к родной истории, не прибегая к художественному вымыслу, но и избегая академичности, которая зачастую отпугивает массового читателя:
Флорентий Павленков, который изобрел эту серию еще в начале XX века, определял это жанр, который неплохо развивался и в советское время, как «научно-художественная биография». Вы соблюдаете полную историческую достоверность, но при этом пишете литературным языком, не придумывая прямую речь или неожиданных героев, или какое-то фэнтези… Научно-художественная биография своеобразна, я этот жанр для себя еще называю «историческим расследованием»: это когда автор вместе с читателем идет вглубь веков, рассматривает разные варианты событий, основывается на точных исторических фактах, вместе с читателем отвергает то, что не нужно и принимает то, что, скорее всего, нужно принять. Это очень увлекательно, это такой жанр, который позволяет не только историку выразиться, но и читателю с интересом принимать книги…»
Церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2018 года. Фото: свящ. Игорь Палкин/ patriarchia.ru
Константин Ковалев-Случевской о жанре исторического расследования
Словом, и здесь: от «молока» к «твердой пище». От легкого, порой практически детективного жанра – к познанию родной истории, к возрождению собственной исторической памяти, без которой мы никогда не сможем быть именно народом, нацией, но только «на-се-ле-ни-ем». Но конечно, как бы ни старалась в этом направлении Русская Церковь и ее Предстоятель, одной Патриаршей литературной премии здесь мало. Необходимо подлинно симфоническое соработничество церковных и государственных структур, в том числе и возрожденного буквально на днях Министерства просвещения, призванного глубже заняться общим и средним образованием. И лично у меня нет сомнений: если книги лауреатов войдут в школьную программу, можно будет безо всяких оговорок произнести: «Живая книга – жива!» И конечно, забыть как страшный сон то, что русский народ кто-то позволял себе назвать «на-се-ле-ни-ем».
Лауреатами Патриаршей литературной премии 2019 года стали Дмитрий Володихин, Александр Стрижёв и Михаил Тарковский
Москва, 24 мая 2019 г.
23 мая 2019 года, накануне празднования памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян, и Дня славянской письменности и культуры, в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сообщает Патриархия.ru.
Это уже девятая церемония вручения премии, присуждаемой писателям, которые внесли существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, обогатившим русскую литературу. В этом году впервые в истории Патриаршей литературной премии номинантам, включенным в короткий список, но не ставшим лауреатами, вручался Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы».
На церемонии присутствовали: председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий; председатель Издательского Совета Белорусского экзархатаепископ Молодечненский и Столбцовский Павел; протоиерей Михаил Дудич (Польская Православная Церковь); ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского А.С. Соколов; первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИА.В. Щипков; президент Международного общественного фонда единства православных народов В.А. Алексеев; сотрудники Издательского Совета Русской Православной Церкви, Издательства Московской Патриархии и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.
Также мероприятие посетили члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, представители ряда государственных и общественных организаций, деятели культуры.
Ведущие церемонии артисты Алексей Бобров и Анна Гученкова от лица всех присутствующих поздравили Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства.
Состоялась демонстрация фильма, посвященного истории Патриаршей литературной премии.
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии начался 14 сентября 2018 года. В текущем премиальном сезоне поступило 47 заявок из различных регионов России и стран ближнего зарубежья — Украины, Белоруссии, Казахстана и Латвии. 4 марта 2019 года в Издательском Совете прошло первое заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, на котором был утвержден состав Экспертного совета. 16 апреля председателем Экспертного совета были представлены на рассмотрение Палаты попечителей Патриаршей литературной премии кандидаты на включение в короткий список номинантов 2019 года. После обсуждения Палата попечителей определила состав короткого списка, который был утвержден председателем Палаты попечителей — Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
В короткий список вошли следующие авторы:
- Вячеслав Бондаренко,
- Дмитрий Володихин,
- Василий Дворцов,
- Константин Скворцов,
- Александр Стрижёв,
- Михаил Тарковский,
- Михаил Чванов.
Имена лауреатов определяются тайным голосованием. Для подсчета голосов из числа членов Палаты попечителей была сформирована Счетная комиссия в следующем составе: В.Н. Николаев, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии; В.А. Воропаев, литературовед, специалист в области русской литературы ХIХ века, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова; В.В. Федоров, президент Российской государственной библиотеки.
Затем состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии: члены Палаты попечителей заполнили бюллетени для голосования с именами номинантов. Каждый голосующий мог отметить имена до трех номинантов, достойных, по его мнению, почетного звания лауреата Патриаршей литературной премии.
Бюллетени были переданы в Счетную комиссию. Члены Счетной комиссии произвели подсчет голосов, заполнили протокол и передали его Святейшему Патриарху. Во время голосования и подсчета голосов демонстрировался фильм о номинантах премии 2019 года.
По результатам голосования лауреатами Патриаршей литературной премии 2019 года стали Дмитрий Володихин, Александр Стрижёв и Михаил Тарковский.
Святейший Владыка вручил лауреатам сертификаты и знаки премии — медали и хрустальные фигуры с изображением святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
На сцену были приглашены все номинанты премии 2019 года, каждому из которых Предстоятель Русской Церкви вручил Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы» и диплом.
От имени лауреатов и номинантов выступил Александр Стрижёв.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с заключительным словом. «Мне хотелось сердечно поздравить лауреатов и номинантов этой замечательной литературной премии, которая крепко укоренилась в нашей культурной жизни. Сам факт существования этой премии и, несомненно, ее все большая и большая привлекательность является хорошим, добрым сигналом», — отметил Святейший Владыка.
«Тот факт, что доброе дело, которое мы все вместе совершаем, отмечая замечательных писателей Русской земли через вручение этой премии, активно набирает, как теперь говорят, обороты, становится все более привлекательным и все более интересующим широкую публику, также свидетельствует о том, что не все так плохо в нашей жизни: сохраняется интерес к литературе, люди способны ценить литературу», — заявил Предстоятель Русской Церкви.
«Хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в процессе подготовки этого замечательного события, но, в первую очередь, еще и еще раз хотел бы поздравить номинантов и лауреатов. Пусть Господь хранит вас на многая и благая лета!», — пожелал Святейший Патриарх.
По завершении церемонии избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии была представлена Музыкально-поэтическая композиция «Вера, Надежда Любовь» по мотивам произведений лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии Олеси Николаевой, Виктора Николаева, Юрия Кублановского, Юрия Лощица, Владимира Кострова, Константина Скворцова, Людмилы Кековой, Михаила Тарковского и Василия Дворцова. В спектакле приняли участие артисты московских театров и мюзиклов.
* * *
Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.
Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды были удостоены Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В 2015 году премия была присуждена Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню, в 2016 году — Борису Екимову, Борису Тарасову и священнику Николаю Блохину, в 2017 году — Виктору Лихоносову, Борису Спорову и протоиерею Ярославу Шипову, в 2018 году — Владимиру Кострову, Константину Ковалеву-Случевскому, Виктору Потанину.
22 мая в Москве, в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, состоялось вручение ежегодной Патриаршей литературной премии. На этом замечательном событии побывала делегация из Ярославской митрополии, в составе которой были и рыбинские журналисты.
Патриаршая литературная премия носит имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И этот факт имеет глубокий смысл: именно труды солунских братьев дали значительный импульс интеллектуальному, духовному, культурному развитию славянских народов и способствовали их приобщению к богатейшему наследию Византии и Рима.
В ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ
За три года, минувших с момента учреждения Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, она стала значительным событием в общественной жизни страны. Именно так – не только церковной жизни, или только литературной, но в целом – общественной. Потому что, во-первых, она обращает внимание общества на состояние современной литературы, что очень важно для такой «литературоцентричной» страны, какой всегда была Россия. Во-вторых, эта премия объединяет не только под сводами зала церковных соборов, но и в целом — в этом направлении общественного внимания – людей, живущих в церкви и церковью, вместе со всеми остальными, — читающими, пишущими, болеющими за судьбы страны и мира. В-третьих, выдвигая на первый план тех или иных авторов, Патриаршая литературная премия позволяет и читателю осознать главные темы сегодняшнего дня, отраженные в современной литературе.
При избрании лауреатов этой премии учитывают не только литературные достижения авторов, но и их общественную позицию, творческий вклад в дело укрепления нравственного начала в человеке, утверждения христианских идеалов и ценностей. Лауреатами премии прошлых лет были Владимир Крупин, Олеся Николаева, Виктор Николаев. Среди номинантов Патриаршей премии — Юрий Ганичев, Борис Екимов, Алексей Солоницын, протоиерей Артемий Владимиров, Александр Яковлев, протоиерей Владимир Чугунов и другие авторы.
На соискание Патриаршей литературной премии 2013 года были выдвинуты 22 кандидата. В конце марта состоялось заседание Совета экспертов, сформировавшее короткий список номинантов премии. И вот 22 мая 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
ЗАЛ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ
Патриаршая литературная премия. ЗАЛ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ
Само устройство Зала церковных соборов удивительно. В нём, кроме небольшой сцены – подиума, те же партер и амфитеатры, что есть и в каждом общественно-культурном комплексе такого рода. Но в зале нет дверей, как нет и стен! Его пространство как бы открыто настежь, зал соборов связан несколькими стеклянными галереями с холлами и коридорами, откуда зритель или участник также может наблюдать за событием. Как ни странно, никакой строгой дисциплины для зрителя не существует. Перемещения по залу вполне приемлемы. Тем более что среди присутствующих множество детей, которым, как известно, не всегда удается усидеть на месте. Но при этом они почему-то не мешают всем остальным наблюдать за происходящим. Звуки как бы поглощает окружающая среда. Зато всё, что совершается на сцене, зритель видит и слышит во всей полноте происходящего.
И вот Патриарший хор приветствует собравшихся пасхальным «Христос воскресе из мертвых…» сначала на греческом, а затем на церковнославянском, и от чистоты этого стройного звука замирает сердце. С тем же праздничным возгласом обращается к собравшимся и Святейший Патриарх Кирилл, открывающий церемонию вручения Патриаршей литературной премии…
«ГЕНИЙ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К НЕБУ»
Номинантов премии Святейший Патриарх назвал «настоящими подвижниками духа, вопреки запросам моды стремящимися сохранять верность Богу, верность своему народу, верность тем традициям, в которых они были воспитаны как граждане и как писатели». Он отметил также, что эти люди чаще всего не гонятся ни за какими рейтингами или баснословными гонорарами. «Но именно на таких писателях – подвижниках, на таком «малом стаде», выражаясь языком Священного Писания, в современном литературном движении держится и сегодня веками создававшаяся отечественная культура слова, — сказал он. — Семена, когда-то брошенные на славянскую почву святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, дали обильные всходы в самых различных областях народной жизни. Одним из таких всходов и стала классическая русская литература, глубоко укоренённая в кирилло-мефодиевской традиции. Национальная литература – это отражение того исторического пути, который прошел создавший ее народ. Всем нам хорошо известно, что на протяжении столетий культурный путь русского народа определялся православной верой. Классическая русская литература неизменно основывалась на идеалах и ценностях, данных человеку в божественном откровении. А.С. Пушкин говорил о том, что «гений должен стремиться к Небу». Именно эта устремленность к Небу, напряженные размышления о Боге, о Его творении, о человеке, о поисках Бога, и взаимоотношениях человека с Богом, непрестанные поиски истины стали чертами, определившими своеобразие русской литературы, и поставили ее в ряд важнейших явлений мировой культуры».
Сегодняшним итогом русской истории конца ХХ столетия Святейший Патриарх Кирилл назвал оторванность русского народа от той ценностной парадигмы, которая веками определяла его национальную идентичность. Литература перестала быть источником нравственных идей, одним из важных средств познания человеком самого себя и окружающего мира. Процитировав Вяч. Иванова, утверждавшего, что литература отвечает на требования времени постепенной переоценкой ценностей, Святейший Патриарх отметил, что современная литература ответила сегодняшнему миру утратой ценностей, как этических, так и эстетических. И существующая сегодня постмодернистская культура есть культура относительности, культура анти-ценностей. «Эта культура не принимает сакрального измерения человеческой жизни, — сказал он. — В этой культуре и литературе границы добра и зла размываются настолько, что от нее веет духом апокалипсиса. Постмодернистская культура неспособна вывести современного человека из того глубокого нравственного и духовного кризиса, в котором он оказался. Почему? Потому что культура, построенная на отрицании опыта предшествующих поколений, на отрицании традиций, разрушении вечных нравственных истин, на постулировании относительности моральных норм априори деструктивна, и ввергает людей в страшный духовный хаос. Потому она не жизнеспособна. Жизнеспособно лишь то, что несет в себе добро, что оплодотворяет личность и общество. Доказательством тому – богатое культурное наследие, оставленное нам великими славянскими первоучителями».
Рассуждая далее о том, как можно соединить духовный опыт прошлого с категориями восприятия современного человека, Святейший Патриарх Кирилл сказал, что ему кажется наиболее удачным ответ на этот вопрос священника Георгия Флоровского, считавшего необходимым включение патристических ценностей в современную культуру. «Творчески усвоив опыт святых подвижников, устремиться в будущее, — такая модель, я убежден, приложима к современной литературе и ко всей культуре в целом», — сказал Святейший Патриарх, и, отмечая усилия современных российских писателей, отстаивающих нравственные ценности, заключил: «Мы надеемся, что наши совместные труды послужат воспитанию читателей».
«ДАРОВАНИЕ ЕСТЬ ПОРУЧЕНИЕ»
Церемония вручения премии построена, прямо скажем, гениально и просто. Зритель едва успевает перевести дух. Как только члены жюри приступают к голосованию, а счетная комиссия, состоящая из трех человек – протоиерея Николая Агафонова, редактора «Литературки» Юрия Полякова, президента Российской Государственной библиотеки Виктора Федорова — к подсчету голосов, на экранах в зале появляются подробные видеоролики о номинантах. Все вместе они – как дальнейшая программа действий для вдумчивого читателя. Однако вначале назовем победителей. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2013 года стали: доктор филологических наук, преподаватель МГУ и Литинститута, автор ряда книг из серии «Жизнь замечательных людей» Алексей Варламов, поэт и писатель, автор двадцати книг, редактор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Наш современник» Станислав Куняев, а также писатель и общественный деятель, историк, автор ряда книг серии «ЖЗЛ», в том числе биографии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, редактор журнала «Тобольск и вся Сибирь» Юрий Лощиц.
Кроме них, в коротком списке премии присутствовали и получили дипломы номинантов доктор исторических наук, писатель–фантаст Дмитрий Володихин, поэт и литературный критик, преподаватель Литинститута и редактор широко известного альманаха «Поэзия» Геннадий Красников, профессор кафедры филологии Сегедского университета (Венгрия), автор семи книг о взаимосвязи русской иконы и российской словесности Валерий Лепахин, журналист и писатель, автор популярных книг Наталья Сухинина, протоиерей Александр Торик, автор неоднократно переизданных книг «Флавиан», «Димон» и других, пользующихся высоким читательским доверием.
Среди номинантов премии была писатель и журналист из Сербии, председатель Фонда имени великой княгини Ольги Александровны Ольга Куликовская – Романова, за которую «болела» наша ярославская делегация. Ольга Николаевна не раз бывала в ярославском крае. Все свои усилия она много лет направляла на установление правды о царской династии Романовых и прославление святых царственных страстотерпцев, а также объединение Заграничной и Русской Православной церкви. Приведем здесь слова из ее краткого выступления. «В моих книгах нет вымысла, — сказала Ольга Николаевна. — Они прожиты и написаны как перед Богом, — для русского читателя. «Пусть глас народный будет гласом Божиим», как сказал поэт. Я верю, что настанет пора, когда русская словесность вернется к высокому глаголу, и, как колокол, призовет народ к единству во время беды. И тогда обязательно наступит день русского торжества».
Приведем в заключение и слова другого номинанта, Геннадия Красникова, как бы подытожившего размышления о судьбе писателя в России. «В русской литературе судьба художника зависит от его миссии, — сказал он. — Когда-то Евгений Баратынский заметил: «Дарование есть поручение, и не исполнить его — грех». Получается, что как ты распорядишься своим дарованием, так и сложится твоя судьба»…
…Когда завершилась церемония вручения премии, немногие прохожие на Волхонке в тот момент стали свидетелями удивительного зрелища – после прошедшего ливня кафедральный Храм Христа Спасителя оказался вписанным в самый центр большой радуги.
Анна Романова, редактор журнала
«Рыбная слобода»
Наша справка:
Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была учреждена решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и в практике других Поместных Православных Церквей.
Премия призвана содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви и литературного сообщества, прежде всего тех писателей, кто своим творчеством утверждает основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов.
Определением Священного Синода от 26 июля 2010 года (журнал № 78) был утвержден состав Палаты попечителей премии.
Ответственность за все мероприятия, связанные с отбором номинантов Премии, а также подготовка заседаний Палаты попечителей, Совета экспертов и организация торжественной церемонии избрания и награждения лауреата Патриаршей литературной премии возложены на Издательский Совет Русской Православной Церкви.
Три новых литературных премии РПЦ присудят в 2020 году в дополнение к Патриаршей
МОСКВА, 17 сентября. /ТАСС/. Три новых литературных премии будут вручены Русской православной церковью (РПЦ) в дополнение к Патриаршей литературной премии в 2020 году. Об этом заявил во вторник на пресс-конференции, посвященной десятому сезону Патриаршей литературной премии, председатель издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).
«В рамках Патриаршей литературной премии на следующий год учреждены три премии за книги. Лучшая художественная книга будет отмечаться премией имени Достоевского, премия за лучшую молодежную книгу будет носить имя Аксакова, а семейная — святых равноапостольных князей Петра и Февронии. Это то, что мы добавляем в юбилейном сезоне в нашей премиальной работе. При этом книга должна быть издана не позднее чем два года — то есть получается 2018-2019 годы, и книга, изданная в этот период, может быть номинирована», — сказал он.
Вручение не будет привязано непосредственно к Патриаршей литературной премии. «После вручения Патриаршей премии будет вручаться премия Достоевского. <…> Премию имени Петра и Февронии будут вручать в День семьи, любви и верности, место — в городе, где будет проходить главное событие. <…> Это проект «Новая библиотека», но в рамках Патриаршей литературной премии», — добавил он.
Размер вознаграждения за новые премии, сообщил митрополит, составит 250 тыс. рублей. Прием заявок на Патриаршую литературную премию проходит с 14 сентября 2019 года по 1 марта 2020 года. Имена лауреатов будут названы в мае 2020 года.
История премии
Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была учреждена решением Священного синода Русской православной церкви по инициативе патриарха Московского и всея Руси Кирилла 25 декабря 2009 года. С 2011 года она, согласно положению, ежегодно вручается не более чем трем авторам по совокупности их заслуг, а не за конкретные произведения. Согласно информации сайта издательского совета РПЦ, премия, призванная «содействовать развитию взаимодействия РПЦ и литературного сообщества», присуждается в единственной номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы».
Номинантам премии, не ставшим ее лауреатами, вручается патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы». Награжденные им сохраняют право быть выдвинутыми на Патриаршую премию в будущем.
Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают предстоятели поместных православных церквей, главы самоуправляемых церквей в составе Московского патриархата, епархиальные архиереи РПЦ, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, синодальные учреждения РПЦ, а также редакции литературных журналов и организации писателей. Вознаграждение лауреатам составляет 300 тыс. рублей. Его получают авторы, набравшие большинство голосов 31 члена палаты попечителей премии, председателем которой является патриарх Кирилл.
Российские литературные премии – 2018
«Большая книга» — 2018
Победителем XIII-го сезона книжной награды жюри «Большой книги» назвало московского поэта, прозаика и эссеиста Марию Степанову, написавшую книгу «Памяти памяти».
На втором месте — роман столичного литературоведа, публициста и литературного критика Александра Архангельского «Бюро проверки».
Третью премию вручили московскому поэту, писателю и журналисту Дмитрию Быкову за книгу «Июнь».
Подробнее о каждой книге и авторах — на странице премии.
Специальный приз за вклад в литературу вручили московской поэтессе, прозаику и драматургу Людмиле Петрушевской.
Приз читательского online-голосования получили писатели – Дмитрий Быков за роман «Июнь», Олег Ермаков за книгу «Радуга и вереск» и Андрей Филимонов за «Рецепты сотворения мира».
Напомним, в этом году в финал ведущей отечественной литературной премии вышли:
1. Александр Архангельский «Бюро проверки»
2. Дмитрий Быков «Июнь»
3. Андрей Филимонов «Рецепты сотворения мира»
4. Олег Ермаков «Радуга и Вереск»
5. Евгений Гришковец «Театр отчаяния. Отчаянный театр»
6. Ольга Славникова «Прыжок в длину»
7. Мария Степанова «Памяти памяти»
8. Алексей Винокуров «Люди черного дракона».
Подробнее о каждой книге можно посмотреть .
Впервые в рамках церемонии награждения вручили ещё одну премию – «Литблог». Цель этой награды – поддержка публичного обсуждения современной словесности в Сети. Магистратура «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ, которая является организатором премии, надеется таким образом сблизить литературный процесс с форматами новых медиа. В конкурсе приняли участие более 60 авторов со всех концов России. Экспертный совет, в состав которого вошли писатели Майя Кучерская и Марина Степнова, а также студенты магистратуры, отобрал 15 финалистов. Победителем стала Евгения Лисицына, создательница telegram-канала greenlampbooks.
«Национальный бестселлер» — 2018
В 2018 году члены «большого жюри» определили шорт-лист литературной премии. В него вошли пять писателей — Алексей Сальников («Петровы в гриппе и вокруг него»), Василий Аксенов («Была бы дочь Анастасия»), Мария Лабыч («Сука»), Анна Старобинец («Посмотри на него»), Дмитрий Петровский («Дорогая, я дома»).
Подробнее о каждой книге можно посмотреть .
Член жюри премии — Анна Козлова заявила, что книги короткого списка «Нацбеста»-2018 можно поделить на «непролазные» и «человеконенавистнические». Также она сравнила литературу этого года с чемпионатом мира по футболу — 2018, на котором, по ее словам, «будут Пакистан и Бурунди, и не приедут Бразилия, Аргентина, Германия и Испания».
Лауреатом литературной премии «Национальный бестселлер – 2018» стал екатеринбургский прозаик Алексей Сальников, автор романа «Петровы в гриппе и вокруг него».
Узнайте больше о книге и авторе на странице премии.
«Русский Букер» — 2018
Организаторы литературной премии «Русский Букер» решили пропустить в 2018 г. наградной сезон из-за финансовых проблем.
«Первая декада июля — время, когда Букеровское жюри традиционно собирается на свою первую встречу и определяет «длинный список» романов, допущенных к конкурсу. В этом году ситуация сложилась иначе. Мы уже объявляли об обстоятельствах, которые помешали нам вовремя начать премиальный процесс. Положение дел не изменилось. Спонсора у премии по-прежнему нет. Совершенно ясно, что текущий год Букером будет пропущен. Что за этим последует? Мы не можем сказать. На этот год Букер берет паузу, не оставляя усилий найти финансовую поддержку. Удастся ли это нам, будет ясно в ноябре-декабре, когда окончательно формируются благотворительные бюджеты компаний на будущий год. Если нет, то Правление фонда «Русский Букер» начнет процедуру закрытия премии», — говорится на сайте премии.
Напомним, премия «Русский Букер» основана в 1991 году британской торговой компанией Booker по образцу английского Booker Prize. Ежегодно она присуждается за лучший роман на русском языке. Призовой фонд премии составляет 1 500 000 рублей лауреату. Финалисты получают по 150 000 рублей. С 2013 года учрежден дополнительный грант на оплату перевода на английский язык и издание в Великобритании произведения одного из финалистов премии. За прошедшие годы премия пять раз меняла спонсоров.
В разные годы награду получали Владимир Маканин, Михаил Шишкин, Людмила Улицкая, Ольга Славникова и другие. Подробнее о финалистах премии прошлых лет смотрите .
Литературные премии – 2018
Национальный конкурс «Книга года»
Ежегодный национальный конкурс «Книга года» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям учрежден в 1999 году. Его основная задача — поддержка достижений отечественного книгоиздания, поощрение лучших образцов книжного искусства и полиграфии, пропаганда чтения и книжной культуры.
В этом году 120 издательств из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов представили на конкурс премии 500 работ. Лауреатов назвали 5 сентября, в день открытия Московской международной книжной выставки-ярмарки.
Почетным гостем церемонии стал Джон Патрик Хемингуэй, внук знаменитого писателя. Он представил в Москве английское издание книги мемуаров «Strange Tribe»: «Это книга о моем отце. Но в ней много и про моего знаменитого деда, они довольно близко общались. Для того, чтобы понять своего отца, я тщательно изучил литературное наследие Хемингуэя, его персонажей. Я надеюсь, она будет интересна российскому читателю».
Награды были вручены в 10 номинациях.
Главной книгой 2018 года названо издание «Большая российская энциклопедия» в 35 томах под редакцией Сергея Кравца.
Ответственный редактор издательства «Большая российская энциклопедия» Сергей Кравец охарактеризовал 15-летний труд своей команды всего двумя словами: «много» и «долго» — тысячи авторов, тысячи дней и десятки тысяч статей.
«Большая российская энциклопедия» (БРЭ) – универсальная энциклопедия международного уровня, стоящая в одном ряду с такими справочными изданиями, как «Британника», «Ларусс», «Большой Брокгауз» и другими, которые дают в своих статьях цельную картину развития мира, человека, общества, науки и техники. Издание содержит более 80 тысяч статей.
Фундаментальный проект осуществлён согласно указу Президента Российской Федерации под научным руководством Российской академии наук.
Приз в номинации «Проза года» получил роман Ольги Славниковой «Прыжок в длину».
В номинации «Поэзия года» отмечен сборник стихов «Долгая переправа» Юрия Кублановского.
В номинации «Книга и футбол», посвященной прошедшему чемпионату мира по футболу, победила книга «Мяч в игре!» Алексея Дурново.
Приз в номинации «Лучшее электронное издание» получил журналист Евгений Бунтман за курс «Арзамаса» «История русской культуры».
Победитель в номинации «ART-книга» — издательство «КОНТАКТ-КУЛЬТУРА» с альбомом графики «Нарисованная Москва» Алены Дергилевой.
Лучшим в номинации «Учебник XXI века» стал учебник для вузов «Мультимедийная журналистика».
В номинации «HUMANITAS» приз получила двухтомная «История Крыма».
В детской номинации «Вместе с книгой мы растем» победила графическая история «Теремок» художника Игоря Олейникова.
Победителем в номинации «Искусство книгопечатания» стало переиздание классического рыцарского романа Томаса Мэлори «Смерть Артура».
Премия «Ясная Поляна» — 2018
Ежегодная литературная премия, учреждена в 2003 г. Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и компанией Samsung Electronics. Она присуждается писателям, произведения которых наследуют традиции классической литературы.
«В этом году премия будет вручаться в 16 раз, но год от года волнения меньше не становится. Я должен отметить, что окончательное решение было принято жюри вчера около полуночи. До этого времени любой из трех финалистов мог стать победителем», – отметил Владимир Толстой, председатель жюри премии, советник президента РФ по культуре.
«Современная русская проза» — главная номинация премии. Она отмечает выдающиеся произведения отечественных авторов, которые важно прочитать именно сейчас, так как они определяют круг литературных тенденций сегодняшнего дня. Лауреатом премии в этой номинации стала Ольга Славникова за роман «Прыжок в длину».
В номинации «Иностранная литература» приз получил знаменитый израильский писатель Амос Оз за книгу «Иуда». Традиционно эта номинация отмечает самую значимую зарубежную книгу XXI века и её перевод на русский язык.
Номинация «Событие» появилась в прошлом году и отмечает значимое, по мнению жюри и экспертов, событие в литературной жизни (фестиваль, театральную постановку, документальную литературу, материал в СМИ). Лауреатом в этой номинации стал фильм «История одного назначения» (режиссер – Авдотья Смирнова).
Обладателем специального приза компании Samsung «Выбор читателей» – профессиональной поездки в Южную Корею – стала Мария Степанова, автор книги «Памяти памяти», набравшей наибольшее количество голосов по результатам открытого читательского интернет-голосования на портале LiveLib.ru.
Премия Андрея Белого — 2018
Первая в истории России независимая литературная премия. Учреждена в 1978 году редакцией ленинградского самиздатского литературного журнала «Часы». Присуждается авторам, пишущим на русском языке, независимо от их гражданства.
На 20-ой Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction объявили имена лауреатов премии.
В номинации «Поэзия» приз получил Андрей Сен-Сеньков за книгу «Стихотворения, красивые в профиль».
Обладателем премии в номинации «Проза» стал Павел Пепперштейн за произведения «Предатель ада» и «Эпоха аттракционов».
В номинации «Гуманитарные исследования» лауреатом стал Феликс Сандалов за книгу «Формейшен. История одной сцены».
Лучшим в номинации «Литературные проекты и критика» был признан Валерий Шубинский за произведение «Игроки и игралища».
В номинации «Перевод» награды удостоился Сергей Морейно за поэтические переводы: с латышского («Берега дождя: Современная поэзия латышей»), с немецкого (Иоганнес Бобровский «Тенеречье»), с польского (Чеслав Милош «На берег зари за край моря») и др.
Победителем в категории «Заслуги перед русской литературой» стал Ян Каплинский. Его выбрали «за обогащение русской поэзии уникальным взглядом и опытом, выработанными в иной поэтической культуре».
Зарубежные литературные премии
Нобелевская премия
«Нобелевская премия по литературе» — самая престижная литературная награда мира, которую ежегодно вручает Нобелевский фонд. Лауреатами Нобелевской премии по литературе, как правило, становятся писатели с мировым именем, признанные у себя на родине и за ее пределами.
Первая Нобелевская премия по литературе была вручена 10 декабря 1901 года. Ее лауреатом стал французский поэт и эссеист Сюлли Прюдом. С тех пор дата поведения церемонии награждения не меняется, и ежегодно в день смерти Альфреда Нобеля, в Стокгольме, одну из самых значимых в литературном мире наград из рук короля Швеции получает поэт, эссеист, драматург, прозаик, чей вклад в мировую литературу, по мнению Шведской академии, достоин столь высокой оценки.
Шведская академия на своем последнем заседании решила, что премии за текущий и за будущий год она вручит в 2019 году. Об этом говорится в пресс-релизе учреждения.
«Сегодня Шведская академия объявила о том, что лауреат Нобелевской премии по литературе 2018 года будет назван и объявлен вместе с лауреатом в 2019 году. Семь раз ранее Шведская академия <…> решала не присуждать Нобелевскую премию по литературе — в 1915, 1919, 1925, 1926, 1927, 1936 и 1949 годах», — поясняет академия.
Это решение было принято на фоне того, что число членов академии стало меньше и что «во всем мире ослабло доверие» к ней, отмечается в сообщении.
«Работа по определению лауреата продолжится в течение года, как и раньше, но академии необходимо время, чтобы восстановить свои силы, привлечь большее количество активных членов и восстановить доверие к своей деятельности до того, как будет назван следующий лауреат», — говорится в пресс-релизе.
Премия Новой академии Швеции
Альтернативная Нобелевская премия по литературе была учреждена группой шведских энтузиастов всего на один год.
Главная цель альтернативной премии — «напомнить людям, что литература и культура в целом должны способствовать демократии, прозрачности, сопереживанию и уважению, без привилегий, высокомерия или сексизма».
Первым и последним лауреатом премии стала французская писательница Мариз Конде.
Альтернативную Нобелевскую премию по литературе ей присудили за глубокое исследование культурного наследия и традиций, а также природы колониализма, и то, как эта эпоха изменила мир.
«Я думаю, что лучше поздно, чем никогда. Хотя, конечно, немного поздно для премии. Награды лучше получать в середине карьеры, а не когда ее заканчиваешь», — пошутила писательница, которая в 2019 году отметит 82-й день рождения.
В произведениях Конде, по словам президента жюри Новой академии, независимого редактора и издателя Энн Полссон, «сочетаются магия, мечта, террор и любовь, вымысел и реальность». На счету Конде более тридцати произведений, среди которых «Desirada», «Segu» и «Crossing the Mangrove».
Она пишет не только романы, новеллы и пьесы, но и книги для детей. Писательница является обладателем нескольких самых престижных наград в области англоязычной литературы. Книги Мариз Конде пока не переведены на русский язык.
Букеровская премия
Букеровская премия является одной из наиболее престижных наград, которыми награждаются литераторы, пишущие на английском языке.
За годы своего существования британский Букер (впервые он был вручен в 1969 году) стал своеобразным эталоном и знаком качества. В разные годы его обладателями становились выдающиеся писатели из таких стран, как Великобритания, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, ЮАР, Нигерия, Тринидад и Тобаго, Индия и Ямайка. Многие из них впоследствии были удостоены Нобелевской премии (Уильям Голдинг, Дж. М. Кутзее и др.). А сами книги-лауреаты Букеровской премии вошли в золотой фонд мировой литературы.
Лауреатом премии 2018 года стала ирландская писательница Анна Бернс за роман «Молочник».
Её первый роман «Без костей» (2001 г.) – рассказ о жизни девушки, выросшей в Белфасте, получил несколько литературных премий.
«Молочник» – четвертый роман писательницы. Это повествование о сплетнях и слухах, политических интригах, смутных временах и преднамеренной глухоте. Это история бездействия с тяжкими последствиями. В романе удивительно тонко сбалансировано трагическое и комическое. Книгу признают незаурядным литературным достижением, предупреждая, что она не для всех. В ней нет ни одного имени. Автор говорила в интервью, что с ними текст «не работал». Жюри отметило «необыкновенную оригинальность» романа и «отчетливый и последовательно сохраняющийся голос смешной, несгибаемой, cообразительной, прямодушной героини-участницы событий».
«Никто из нас раньше не читал ничего подобного, — отметил председатель жюри премии, британский писатель и философ Кваме Энтони Аппиа. — Совершенно своеобразный голос Анны Бернс бросает вызов обыденному мышлению и форме в неожиданной и захватывающей прозе. Это история о жестокости, сексуальном посягательстве и сопротивлении, пронизанная едким юмором».
Международная Букеровская премия
Международная Букеровская премия создана как дополнение к Букеровской премии. Но в отличие от своего «старшего брата» международный Букер вручается вне зависимости от национальных признаков — обязательным условием для потенциальной номинации на премию является лишь перевод книги на английский язык и ее публикация в Великобритании.
Премия учреждена в 2004 году (вручается с 2005 г.) и до 2015 года вручалась один раз в два года «по совокупности литературных заслуг» тем авторам, чьи книги написаны на английском языке, либо переведены на него. С 2016 года премия присуждается ежегодно и за конкретное произведение.
Лауреаты премии 2018 года — Ольга Токарчук (Польша) и переводчица польской литературы Дженнифер Крофт за роман «Бегуны» (в английском переводе «Полёты»/»Flight).
Токарчук стала первой представительницей литературы Польши, получившей Букеровскую премию.
Ольга Токарчук — писательница и поэтесса. Её первой книгой был сборник стихов, изданный в 1989 году. В 1993 году вышел её первый роман «Путь людей книги». Роман «Бегуны» принёс ей самую престижную в стране литературную премию «Нике» (2008 г.).
«Бегуны» вышли на русском языке в 2010 году. Это серия путевых заметок и рассказов о путешествиях и людях из разных стран, которых автор называет «современными кочевниками».
«Бегуны» – это «роман из сопряженных фрагментов, начиная с XVII века до сегодняшнего времени, которые связаны темами путешествий и человеческой анатомии», а сама книга представляет собой череду «рассуждений о приездах, отбытиях и непостоянстве», — отмечается в сообщении оргкомитета премии. Газета Financial Times ранее назвала этот роман «философской сказкой в наши неистовые времена».
Токарчук является также мастером короткой прозы. Критики относят писательницу к представителям так называемой «молодой прозы 1990-х годов». Её произведения переведены на многие языки, в том числе на русский. В разные годы в России было издано несколько романов и рассказов писательницы.
Гонкуровская премия
Главная литературная награда Франции существует с 1903 года. Вручается за лучший роман или сборник новелл на французском языке. Задумывалась, как способ поощрить начинающих авторов, однако ее получали и такие знаменитые писатели, как Марсель Пруст, Анри Барбюс, Морис Дрюон, Симона де Бовуар.
Премия получила имя братьев-литераторов Гонкур, один из которых завещал средства на ее учреждение.
Как записано в уставе Гонкуровской академии, премия вручается за «творческое открытие года». Она может быть присуждена автору только один раз в жизни. Единственным исключением из этого правила стал писатель Ромен Гари. Первый раз он стал лауреатом в 1956 году, а 19 лет спустя вновь удостоился премии под именем Эмиля Ажара. Эта литературная мистификация была раскрыта уже после присуждения премии Ажару, за которого писатель выдал своего племянника.
Обладателем главной литературной награды Франции в 2018 году стал 40-летний французский писатель Николя Матьё за книгу «Дети после них».
Действие произведения происходит в 1992 году. Главный герой этого горького, упрямого и дикого романа Энтони проходит путь от четырнадцатилетнего подростка в начале книги до двадцатилетнего юноши в конце. Рецензенты описали роман как историю о предопределяющей всё силе первого лета и первой любви. Критики назвали книгу «политической и социальной фреской, основанной на жизни французской молодёжи».
К слову, это лишь вторая книга автора. Первый роман Николя — «Война животных» вышел в 2014 году.
Премия Ренодо
Считается, что премия Ренодо учреждена в 1926 году журналистами и литературными критиками, ожидавшими результаты обсуждения Гонкуровской премии. Премия является своеобразным дополнением к главной французской награде и присуждается в один день с Гонкуровской.
В уставе премии записано: «Ренодо», в отличие от всех прочих премий, не может быть присуждена автору, чьи произведения были отмечены за последние пять лет хотя бы одной из французских литературных наград».
В 2018 году премия досталась стамбульской писательнице армянского происхождения Валери Манто за книгу «Борозда». В произведении автор рассказывает о судьбе убитого главного редактора издаваемой в Турции армянской газеты «Акос» Гранта Динка.
Получая премию, 33-летняя писательница в своей речи отметила, что восхищена идеологией Гранта Динка, а идея написать о нем книгу родилась при прочтении его биографии.
«Политическая позиция Динка была очень интересной. Его цель заключалась не столько в том, чтобы доказать свою правоту, сколько в обеспечении прогресса людей», – сказала Манто.
Валери Манто – бывший сотрудник французского сатирического журнала «Charile Hebdo». Вручение премии для нее стало сюрпризом, поскольку произведение не вошло в список 5 вышедших в финал книг.
Лауреатами премии Ренодо в разные годы становились Марсель Айме, Луи-Фердинанд Селин, Луи Арагон, Мишель Бютор, а также обладатель Нобелевской премии по литературе Гюстав Леклезио. В 2017 году премия Ренодо была вручена журналисту Оливье Гуэсу за книгу «Исчезновение Йозефа Менгеле».
Дублинская премия
Дублинская премия — престижная литературная премия в Ирландии. Была учреждена в 1996 году городским советом Дублина и американским инвестиционным фондом ИМПАК (IMPAC). Одна из задач премии — возрождение славы Дублина как «литературной Мекки».
Дублинская премия считается не только одной из самых крупных в денежном выражении (100 тысяч евро), но и самой демократичной в мире, поскольку претендовать на нее может писатель любой национальности из любой страны. Единственным ограничением является обязательная публикация книги на английском языке. Произведения выдвигаются на присуждение премии общественными библиотеками мира по результатам опроса читателей.
Победителем премии в 2018 году стал Майк Маккормак с произведением «Солнечные кости». До международного признания пятая книга писателя была отвергнута крупными издателями как «слишком некоммерческая». Однако международные судьи в Дублине рассудили иначе и отметили амбициозную форму, смелый стиль и лингвистическую энергичность книги.
Роман написан единственным предложением, которое длится 220 страниц и охватывает всего один день из жизни главного героя — День всех святых. Повествование ведется от лица механика средних лет с запада Ирландии, пережившего клиническую смерть и ненадолго вернувшегося из мира мертвых.
Новаторская проза Майка Маккормака и ранее получала признание литераторов: на его счету уже есть премия Голдсмитского университета, а в 2016 году Irish Book Awards признала «Солнечные кости» книгой года.
Пулитцеровская премия
Пулитцеровская премия присуждается по нескольким номинациям в области американской литературы, журналистики, музыки и театра. Она была основана 17 августа 1903 года газетным магнатом Джозефом Пулитцером.
Лауреатом премии 2018 года за художественное произведение стал 47-летний писатель Эндрю Шон Грир за «философский, смешной, мудрый и наполненный неожиданными поворотами» роман «Меньше».
Произведение является полуавтобиографической историей о писателе, который переживает кризис среднего возраста.
Сюжет книги таков: 50-летний не очень успешный писатель внезапно становится лауреатом литературной премии. Он принимает награду и отправляется в затяжной промотур: Нью-Йорк, Париж, Берлин, Марокко, Индия и Киото. Никто из попутчиков, сидящих с ним в соседних креслах самолëтов, никогда не слышал о его книгах. Ему приходится вести литературные семинары для провинциальных подростков (и в этом он невероятно изобретателен). В конце концов герой понимает, что хоть как-то прославиться в 50 лет не так уж и плохо. Как говорит его друг, «люди будут воспринимать тебя так, словно ты всегда был взрослым». Жизнь действительно только начинается.
Эндрю Шон Грир — автор пяти романов, на русский язык были переведены два из них: «Невероятная история Макса Тиволи» (или «Исповедь Макса Тиволи») и «Невозможные жизни Греты Уэллс».
Его творчество высоко оценили Джон Апдайк, Дейв Эггерс и Джон Ирвинг. Эндрю Шон Грир пишет и ведëт курсы писательского мастерства в различных университетах.
Премия Франца Кафки
Премия Франца Кафки стала первой чешской международной литературной наградой мирового значения. Она присуждается с 2001 года. Лауреату вручается денежная премия в размере 10 тысяч долларов и бронзовая статуэтка — миниатюрная копия пражского памятника Кафке.
В разные годы лауреатами премии становились Гарольд Пинтер, Эльфрида Елинек, Филип Рот и Харуки Мураками. Лауреатом премии в 2017 году стала канадская писательница, поэтесса и литературный критик Маргарет Элеанор Этвуд.
Международная премия им. Франца Кафки в 2018 году вручена чешскому поэту, переводчику и издателю Ивану Вернишу.
Иван Верниш — один из наиболее самобытных современных чешских поэтов, участник событий Пражской весны. В годы «нормализации» Верниш был непубликуемым в официальной печати, печатался в самиздате и за рубежом, вёл на чешском радио передачу о мировой поэзии. После Бархатной революции работал в известном еженедельнике «Литерарни новины», с 1999 года — сотрудник пражского букинистического магазина «Замершая ручка». Руководит изданием «Библиотеки современной чешской поэзии». Переводит с латыни, немецкого, французского, итальянского, фламандского, русского языков. Долгие годы он вновь открывает имена забытых чешских поэтов и является составителем антологий, где публикуются их стихи.
Премия Хьюго
Литературная премия в области научной фантастики, учрежденная в 1953 году, названа в честь Хьюго Гернсбека — создателя первых специализированных научно-фантастических журналов. Она присуждается ежегодно за лучшие произведения в жанре фантастики, опубликованные на английском языке, по результатам голосования зарегистрированных участников Всемирных конвентов любителей фантастики Worldcon (поэтому премия считается «читательской»). Статуэтка, которую получает победитель, имеет вид взлетающей ракеты.
В 2018 году премию за лучший роман получила американская писательница Джемисин Нора Кейтза. Она выигрывает главную «Хьюго» уже третий год подряд. Первый и второй романы трилогии из цикла технофэнтези «Сломанная Земля», рассказывающего о глобальном катаклизме в вымышленном мире Спокойствие, также принесли ей премию. А финальный роман «Каменное небо» получил все три главные фантастические премии — помимо «Хьюго», это «Локус» и «Небьюла».
В разные годы лауреатами премии Хьюго становились Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери, Айзек Азимов и Джоан Роулинг.
Составитель О. Яковлева.
Вернуться в раздел Литературные премии
Объявлены результаты премии «Большая книга – 2018»
В Москве, в Доме Пашкова, где традиционно вручают Национальную литературную премию «Большая книга», назвали победителей тринадцатого сезона.
Первое место жюри «Большой книги» присудило за роман «Памяти памяти», написанный Марией Степановой. Выйдя на сцену за призом, писательница сказала: «Это непредвиденная мной новость. Потому что тип текста, которым я занимаюсь, редко оказывается в зоне широкого внимания. В шорт-листе подобралось столько прекрасных авторов, что мне было радостно просто рядом постоять. Но большое спасибо!»
Вторая премия досталась роману Александра Архангельского «Бюро проверки». Третьим призёром стал Дмитрий Быков, получивший премию за книгу «Июнь». Победителю достанется 3 миллиона рублей, а писателям, занявшим второе и третье места, – по 1,5 и 1 миллиону рублей соответственно.
Специальный приз за вклад в литературу получила Людмила Петрушевская, которая, поднявшись на сцену, отказалась от цветов, заявив, что не любит их с детства. То ли дело растения в горшках!
В состав жюри входили 110 человек: писатели, издатели, критики, редакторы, журналисты, предприниматели, государственные и общественные деятели.
В этом году в шорт-листе премии было 8 произведений:
Александр Архангельский, «Бюро проверки»
Дмитрий Быков, «Июнь»
Алексей Винокуров, «Люди Чёрного Дракона»
Евгений Гришковец, «Театр отчаяния. Отчаянный театр»
Олег Ермаков, «Радуга и вереск»
Ольга Славникова, «Прыжок в длину»
Мария Степанова, «Памяти памяти»
Андрей Филимонов, «Рецепты сотворения мира»
Впервые в рамках церемонии награждения вручили ещё одну премию – «_Литблог». Цель этой награды – поддержка публичного обсуждения современной словесности в Сети. Магистратура «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ, которая является организатором премии, надеется таким образом сблизить литературный процесс с форматами новых медиа. В конкурсе приняли участие более 60 авторов со всех концов России. Экспертный совет, в состав которого вошли писатели Майя Кучерская и Марина Степнова, а также студенты магистратуры, отобрал 15 финалистов.
Победителем стала Евгения Лисицына, создательница telegram-канала greenlampbooks.