Тщеславие в вере православной — один из восьми смертных грехов, присущий каждому человеку, победить который можно только смирением, покаянием и возвеличиванием роли Бога в своей жизни.
Содержание
- Почему тщеславие — грех
- Тщеславие многолико
- Мнения священнослужителей
- Как излечиться от тщеславных помыслов
- Как реагировать на похвалу и критику
- Тщеславие
- Признаки наличия тщеславия у себя:
- Общие признаки тщеславия:
- Видимая борьба:
- ГРЕХ
- О тщеславии
- Кто такой тщеславный человек?
- Значение слова тщеславие — что это такое и почему это плохо
- Тщеславие — это потребность в тщетной славе
- Истоки тщеславия в человеке
- Отношение к тщеславию в религии
- Проявления тщеславия в характере и поступках
- Как бороться с тщеславием
Почему тщеславие — грех
Бог создал человека по образу Своему, наделил его теми качествами, которыми Сам пожелал. Кому-то дано больше, кому-то меньше, все по воле Творца.
Дьяволу не нравится смирение и покой в душах православных верующих, и сеет он семена греха, в виде зависти, чувства неполноценности, гордыни и превозношения, которые перерастают в тщеславие.
Тщеславие в вере православной — страшный смертный грех, ибо он разделил Царство Божье. Люцифер — прекрасный ангел, сын зари, возомнил себя равным Творцу, из-за своего бунта, причиной которому было тщеславие, гордыня, был сброшен на землю и в ад.
По словам Паисия Афонского тщеславие — постыдная и страшная вещь, ведь оно Ангелов превратило в демонов. Самолюбование и превозношение присущи каждому человеку, и борьба с этим грехом длится до самой смерти.
Самолюбование
По словам Библии все, что обладает человеком, является грехом. (1Кор. 6:12)
Еще о грехах:
- Любостяжание
- Лихоимство и мздоимство
- Сребролюбие
Превозношение и его производные — гордость, гордыня, эгоизм становятся страстью, а человек — их рабом. У раба всегда есть властелин, и в этом случае это не Бог. Тщеславие поворачивает верующего спиной к Творцу, лицом к дьяволу, который все искажает в жизни христианина.
Важно! Самое страшное, что этот грех поражает всех, кто не наполнен Божьей благодатью, от прихожанина до священника высоко ранга, последнее намного ужаснее для самого человека, ибо он на вершине православия и под судом Всевышнего.
Первое, что попадает под атаку самолюбования, это смирение, основное качества православного верующего. Скрытый грех самопревозношения паразитирует на добродетелях.
Тщеславие вызывает бунт, развивая в человеке грешные страсти. Святые Отцы Церкви подчеркивали, что тщеславные помыслы ведут к падению послушания.
Как побороть тщеславие
Тщеславие многолико
Тщетная слава — так можно разложить на два слова превозношение, стремление людей выглядеть лучше в глазах окружающего мира.
Основными проявлениями тщеславия является:
- поиск славы;
- желание выглядеть лучше во всех делах;
- жажда почета, похвалы;
- превозношение своих «надутых» достоинств;
- «звездная болезнь».
Важно! Внешние признаки, такие как одежда, манера разговора, поведение можно увидеть с первого взгляда. Различить внутреннее превозношение можно только со временем или в критической ситуации.
Страсть к земному почитанию с точки зрения Бога является пустым звуком, ибо никаким образом не ведет к вечной жизни. Тщеславного человека больше волнует, что скажут о нем люди, чем то, что думает в этой ситуации Бог. Больной порочной страстью христианин не терпит упреков, назиданий, он постоянно ориентируется на окружение.
Тщеславные люди — двуликие, они в разных ситуациях ведут себя по-разному. Желая казаться лучше, гневливые становятся ласковыми, легкомысленные выглядят серьезными, обжоры — воздержанными в еде.
Тщеславие бывает внутреннее и внешнее.
Хорошую характеристику внутреннему самолюбованию дал Иоанн Лествичник:
Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.
Напускное смирение, покаяние у тщеславных людей носят временных характер и обязательно проявляются в зависимости от обстоятельств.
Крик, гнев — порождение тщеславия
О гневливости, необузданном крике предупреждает преподобный Антоний Великий, который относит превозношение над ближними к греху.
Любой нераскаянный грех ведет к смерти. Апостол Павел писал, что никакой грех не должен господствовать над христианами. (Рим.6:14)
Эгоизм
Эгоизм является одним из оттенков превозношения, гордости, гордыни. Эгоист сам не находит покоя, но и другим не даст жить в радости.
Как бороться с тщеславием
Стоящий на своем убеждении эгоист — христианин скорее «лоб разобьет», чем признает себя неправым. Эгоизм рождает страх потерять уважение, пусть ложных, но соратников.
Упорство, упрямство эгоистов — страшная сила, страсть, которой тщеславный больной накрывает себя все больше, не желая выздоравливать.
Гордыня и презрение
Человек, ходящий во мгле гордости, практически никогда не замечает достижений окружающих его людей. Чужие дарования у гордеца вызывают не радость за друга, а зависть и чувство самоунижения. К человеку, постоянно занятому самим собой, никогда не дойдут высокие мысли от Бога.
Гордец с презрением относится ко всему, что его окружает, будь-то совет, наставление или порицание.
Превозношение будет постоянно держать верующего, страдающего гордыней, в подвешенном состоянии. И пока он не опустится на землю и не признает себя грешником, Царства вечного ему не видать.
Мнения священнослужителей
По словам святителя Василия Великого презрение является началом гордыни, тщеславия.
Грех тщеславия и презрения
В записках митрополита Антония Сурожского сказано, что тщеславный человек всегда ставит себя в центре событий, считает свои умозаключения критерием истины.
Над гордецами нет судьи, даже Божьего, кроме него самого. Тщеславие от гордыни отличается тем, что самовлюбленный человек жаждет поклонения и возвеличивания, а гордец ко всем относится с презрением.
Совет! Победить превозношение, самолюбование можно только презрением к нему, признав готовность предстать перед судом Божьим, оторвавшись от бесовской лжи о самом себе.
Богатому Закхею было не важно мнение людей о его поступке, когда богач небольшого роста забрался на дерево, как мальчишка, чтобы обратить на себя внимание Иисуса Христа. Закхей отбросил всякий стыд перед людьми, ему было все равно что скажет мир, самым главным для мытаря было пригласить Христа в свой дом и жизнь. (Луки 19:5)
Очень четко описал сластолюбие святитель Иоанн Златоуст, сравнив его со сменой погоды, дня и ночи. Так и тщеславный человек никогда не насытиться своим самолюбованием, пребывая в радости и унынии.
Преподобный Исаак Сирин подчеркивает, что истинно духовный христианин всегда будет считать себя хуже и ниже всех.
Как излечиться от тщеславных помыслов
Как это не звучит абсурдно, но основной почвой для гордыни в православии являются добрые дела. Библия пишет, что вера без дел мертва (Иак. 2:17), но сделав кому-то добро, тотчас следует забыть о нем, не хвалить себя, не восторгаться собой даже глубоко внутри.
Как победить тщеславие
Заметив глубокое удовлетворение внутри себя после сделанного дела или совершенного поступка, рассуждайте, кто дал силу и кому принадлежит слава. При первых проявлениях самолюбования надо помолиться, призвав Иисуса на помощь, поставить для сатаны барьер.
«Отойди от меня, сатана. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».
При выполнении любого дела православные верующие обязательно просят помощи и благословения у Святой Троицы, Святой Девы Марии и Святых. При благополучном исходе воздаем хвалу
Тому, Кто помог, не приписывая себе никаких заслуг. Бог дает:
- силы и веру в исцеление;
- помощь немощным и бедным;
- средства для помощи людям;
- деньги для строительства храмов и пожертвований.
Хороший голос, звучащий в хоре или умение передать духовную сущность святого лика — дары от Бога, в них нет заслуги человека. В притче о талантах Иисус как раз и говорит о таких случаях, когда хозяин, уезжая, оставляет рабам по таланту, а потом требует отчета. Один закопал талант, чтобы не потерять, и был изгнан, а другой приумножил свои деньги, за что получил столько же. (Мат.25:15)
Одаренные люди должны помнить, они — хорошие рабы, которых ожидает награда на Небеса, но таланты принадлежат Богу. Дьявол обязательно сыграет на возвышении самомнения, лести и похвале. Православный христианин постоянно должен помнить, все в жизни дано Богом, это Его заслуга, только Ним гордимся.
Святоотеческие правила подчеркивают, что главное оружие в борьбе с самопохвалою — ничего никогда не приписывать самому себе.
О духовной жизни:
- Проскомидия о здравии
- Как и где общаться с Богом: основные правила
- Что значит прощение и как научиться прощать
Самое опасное — внутреннее тщеславие. Делаешь — гордишься, не делаешь — снова возникает самодовольство. Благодать выдержать пост, сила проводить в молитве часы, умение смиряться — все от Бога. Сатана только и ждет, чтобы подставить подножку христианам, используя горе и радость.
Чем больше человек наполняется духовной силой, тем выше становятся искушения от страсти тщеславия, которые ведут к болезненному падению. Излечиться от тщеславия поможет отказ от человеческой суеты. Бог помогает тем людям, которые стараются во всех делах оставаться на последнем месте во время похвалы, теряясь в тени славы. Кротость и смирение являются основным оружием против страсти превозношения.
Совет! Прекрасное лекарство от тщеславных помыслов — тайноделание, когда плоды сделанных дел остаются в тайне.
Все делается с постом, молитвой, осторожно охраняется от посторонних глаз и хвалы. Грош цена тем христианам, которые направо и налево рассказывают, сколько дней они в строгом посте, как им тяжело, при этом, даже не подозревая, что дьявол уже украл результаты аскетического подвига воздержания.
При первых признаках обнаружения в себе страсти тщеславия следует ухватиться за помощь, дающуюся свыше, молитву раскаяния.
Молитва св. Иоанна Кронштадтского
Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго. Аминь.
Святому праведному Иоанну Кронштадтскому
О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие триединому Богу, ты молитвенно взывал: «Имя Тебе Любовь: не отвергни мене заблуждающагося. Имя Тебе Сила: укрепи мене, изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе Милость: не преставай миловати мене». Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойныя плоды покаяния и неосужденно причащатися святых Христовых Таин: силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей врагов видимых и невидимых избави: светом лика твоего служителей и предстоятелей алтаря Христова на святыя подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святыи обители озари: умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани; расточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи святей соборней и апостольстей Церкви: милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждующих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави: во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к невечернему свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Преподобному Силуану Афонскому
О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней – мертвых, живых и грядущих – не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена). Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира – Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижника-ми Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией. Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребити любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли. Такожде и земному Отечеству твоему – земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися. Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит. Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися. Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Как реагировать на похвалу и критику
Людям свойственно благодарить и хвалить за хороший поступок другого человека, который при этом должен не принять хвалу, а отдать всю славу Богу, трудясь ради Творца.
Люди могут говорить, что видят в вас Христа, слава Богу, но это заслуга не христианина, а высших сил.
Жена или муж, живущие в невенчанном браке и показывающие пример смирения, терпения и любви, а не превозношения, могут взрастить побуждение другой половины прийти под покров Церкви.
В тот момент, когда звучит хвала, следует ответить, что вся слава принадлежит Богу, а мы только исполнители.
По словам Иоанна Лествичника, поругание и бесчестье должны рождать терпение и смирение. Всякую критику надо принимать в виде навоза и удобрения для духовного роста.
Великая благодать от Всевышнего Творца для христиан в победе над тщеславием состоит в умении:
- смиряться;
- видеть свою немощь;
- знать духовные силы;
- оставаться самим собой.
Важно! Христианский подвиг угоден Богу только тогда, когда христианин пребывает в постоянном рассуждении и борьбе с тщеславием. Видео о том, как побороть гордость и тщеславие. Протоиерей Дмитрий Смирнов
Тщеславие
Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.
Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.
Тщеславие — слава пустая, суетная, временная, непостоянная, земная и греховная.
Современный человек готов на подлость, низость, коварство, преступления — лишь бы прославиться и восхвалиться перед людьми.
Тщеславие – бесовское состояние, изменение естества, наблюдение укоризн, предтеча гордости, исхититель духовного сокровища.
Тщеславие — конь, гордость — всадник
Страсть естественная, то есть Господь изначально человека создавал с огромным желанием божественной небесной славы, но грех исказил в человеке естество, поэтому Святые отцы делают акцент на том, что страсть базирована на естественном, но изменена от грехов.
Страсть относится к смертным грехам, это значит, что она глубока и своей глубиной убивает душу.
Что такое тщеславие в понимании человека: делание трудов на показ, чтобы люди увидели, какие мы молодцы.
Славолюбие — это состав тщеславия. Любовь к прославлению и на показ. Это состав тщеславия.
Честолюбие — любовь к почестям и чествованием (особое отношение к нему). Это состав тщеславия.
Отличие славолюбия от честолюбия — лишь в том, что в славолюбии человек ищет славу — прославление — похвалу от людей, а в честолюбии ищет особого отношения.
Тщеславный человек –эгоист по жизни, (самоугождение так же является составом страсти тщеславия), и, конечно же, присутствуют желание и действия самопрославления.
Страсть тщеславия многогранна.
С одной стороны, человек, встав на борьбу со грехом, может начать работать над конкретной ситуация, например перестать возношаться потому, что он самый лучший работник года, в то же время появится сомовосхваление того, что «какой ты молодец победит это грех».
Вот так тщеславие может искореняться с одной стороны и появляться с другой.
Тщеславию подвержены, прежде всего, те, кто забывает Бога, теряет благоговение,
эгоистичен, самолюбив, любит внимание, хвалится подвигом или трудом, невнимателен, рассеян, суетлив, поспешен.
Другими словами, человек не бдит над собой, ведет расслабленную духовную жизнь, мечтателен, участвует в различных помыслах и мечтах, принимает лесть и похвалу, что усугубляет болезненное состояние души
Форма поощрения
Признаки наличия тщеславия у себя:
-
Болезненная реакция на бесчестие. Сердце сжимается, настроение портится. Червь внутри заводится, возникает чувство неприязни ненависти к поносителю. Потому как тщеславный человек хочет быть лучшим.
-
Зависть к превосходящему, азарт превосходства.
-
Приукрашение своего труда, приписывание заслуг.
-
Ожидание благодарности от людей.
-
Ожидание награды от Бога.
-
Прекословие.
Последствие тщеславия: Тщеславие полностью лишает человека духовных плодов и Божественной награды, зарождает в человеке лицемерие и двойственность: победил страсть – потщеславился и тут же впал вновь, душа наполняется низостью подлостью, потеря великодушия, благородности, ожесточает душу, притупляет ум и чувства, исполняет человека высокоумием, далее – впадение в прелесть и потеря духовности.
Общие признаки тщеславия:
Самовысказывание, самопрославление, пиар, искание похвалы, комплиментов, первенство, превосходство, изворотливость, карьеризм, лидерство, соперничество, ненависть, зависть, страсть к комфорту, престижу, изяществу
Видимая борьба:
-
Безразличие к мнению окружающих.
-
Зрение недостатков своих трудов.
-
Добродетель, жертвенность, бескорыстие.
-
Прославление Бога.
-
Внимательность и отсечение причин.
-
Усердная молитва.
-
Упражнение смирения.
-
Сокрытие своих трудов.
-
Полезно исполнение позорных послушаний (для кого-то это работа дворником, помню, когда в юношестве приходилось работать дворником, для меня это было чувство позорного послушания).
ГРЕХ
Нужно заметить, что само по себе самолюбие паразитически внедряется в настроение триединой самоотверженной любви человека-христианина и благодаря тому неизбежно становится своего рода троицей во еди́нице, или «похотью плоти, похотью очей и гордостью житейскою» (ср. 1Ин.2:16). Или проще: «от самолюбия рождаются три первых родовых помысла: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие… а от этих рождается все племя страстей».
Теперь, если мы обратим внимание отдельно на проявления каждой разновидности самолюбия, то окажется, что всякая из них питает огонь человеческой злобы и разрушает любовь сердца к Богу и людям, хотя и с неодинаковой силой. Ядом разрушительной для любви злобы насыщены проявления и (а) плотской похоти, и (б) корысти, и (в) гордости.
а) Плотская похоть двойственна: сладострастна и чревоугодлива. В ней прежде всего сказывается природа самолюбия «страстным расположением и любовию к телу с исполнением плотских пожеланий».
«Неразумная любовь к телу» и «начало порочных страстей» у чревоугодников Самим Господом отмечены в соединении со злобою. О приточном чревоугодливом рабе Спаситель сказал: «Раб тот, будучи зол, начинает бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами» (ср. Мф.24:48–49). Воспламенение злобных вспышек чревоугодливой души подготовляется обильным брожением крови в ее телесной оболочке и подавлением здесь равновесия упитанной плотяностью. Угождение чреву отнимает у души силу легко воспарять молитвою к Богу, чувствовать Божию любовь и братолюбно тяготеть к людям. Оно буквально отклоняет от любви к Богу и ближним, делает человека наглым и пренебрегающим любовию Духа Святого, по слову Писания: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаему этими людьми, потому что они – плоть» (ср. Быт.6:3).
Сладострастие еще нагляднее чревоугодия обнаруживает кипение в себе злобы. Библия не без основания определила злобу сладострастных содомлян выражением: «Жители Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (ср. Быт.13:13). А описание беззаконной любви сына Давидова Амнона к своей сестре Фамари та же Библия сопровождает замечаниями: по изнасиловании Фамари «Амнон возненавидел ее величайшей ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней» (ср. 2Цар.13:15).
Сладострастным лицам их «нечистая любовь» дается дорого. По осквернении духовно-телесной природы своей и соучастников в грехе они разъединяются со Христом и Отчим Духом. «Сласть плотская… производит в них смятение и ожесточение», «горечь неудовольствия… и скорби». По смерти человека «любовь земная, нечистая (уже явно) превратится в адскую злобу». Сладострастную «плотскую любовь, которая жестока и в сластных ощущениях скоро угасает, живописцы изображают поэтому с пламенниками и крыльями, потому что иногда она разжигает, воспламеняя страсти, а иногда улетает по причине пресыщения». «И привязанность не сохраняется при оскудении того, что воспламеняло ее». При удовлетворении плотской похоти сладострастные – рабы своих неумеренных пожеланий, обособляющие себя от всего мира. Тогда для объятого похотью мужа лицо жены как бы проваливается куда-то и на лицо Божие набрасывается как бы покрывало. Все живущие на земле как бы погружаются во мрак небытия для кипящих страстью похоти и становятся ненужными им.
б) Похоть плоти, собственно, должна быть признана поверхностью самолюбия. В ней злость по большей части залицована равнодушием к Богу и ласкосердием к предмету страсти. Ниже плотской похоти лежит у человека второе детище самолюбия – похоть очей, или корыстолюбие с более откровенным ликом злобы. У корыстолюбцев нагляднее, чем у сладострастных, выступают наружу каменносердечие, жестокость, «отвержение присвоения Христу» и бессердечие для Бога и ближних. Они металлически холодны и черствы к нуждам и страданиям собратьев своих, равнодушно проходят мимо картин вопиющей людской нищеты и почти не трогаются рыданиями и воплями о помощи. Скупость превращает всякого корыстного богача в беднейшего человека, в нищего любовию, в омертвевшего богоугодными добрыми расположениями. Потому и апостол сказал: «корень всех зол – сребролюбие» (ср. 1Тим.6:10). Ненасытное искание «злата (и вообще материальных благ)… отрывает мышление сребролюбивых от сладчайшей любви ко Господу Иисусу» и «изгоняет из сердец (их) чувства любви, жалости и сострадания». «Сердца их от сребролюбия становятся холоднее мрамора (и) крепче металла» и запираются для сочувствия к людям с утратой ключа от сердечного замка.
Злость корыстолюбцев обнаруживается при утрате ими своих сокровищ и при необходимости уделять нечто от них другим. Корысть, или «любовь к деньгам, никто не осмеливался изобразить и представить на картине, может быть, потому, что это не любовь, а какое-то неизлечимое бешенство». У корыстолюбия «все злые качества, а именно: оно зверообразно, неприятно, дышит пламенем, ненасытно, слепо, глухо, человеконенавистно, скверно, богоненавистно, непримиримо, неприступно, неукротимо» и «нудит плененную душу идти до крайнего предела зол». «Те, которые из корыстолюбия высоко ценят богатство, слабейшую имеют любовь к Богу и людям. «Дать им всегда бывает жаль».
в) Таков облик корыстолюбия, этой средины самолюбия. Глубже корысти – на самом дне самолюбия – находится гордыня. «Гордость есть любовь к собственному превосходству» и «шумной… мирской славе». За нею следуют гнев, печаль, бешенство и злоба. Гневом разражается жестокость надменной души. «Из всех страстей едва ли не более всего иссушается любовь гордостью и честолюбием. Роскошный легко дружится с роскошным; корыстолюбивый, если не в сообществе с корыстолюбивым, то убегает его. Но честолюбивый честолюбивого старается унизить и истребить. Он не оставляет в мире и покое никого, потому что последняя цель его – видеть всех под ногами своими». «Как в помойной яме нельзя найти ароматов, так и в злопамятной душе (гордого) – благоухания любви». «Сердце гордых, по природе мягкое, жестеет от неправды. Они сами претворили мягкость его в грубость, ибо сердце… холодеет, жестеет и мрачится, когда примешивается в него порок. Неправда сжимает его, и, вместо приятного доброхотства, оно исполняется горечью недоброжелательства».
Сопутствующие гордости наглость, дерзость, панибратство, злоба, ярость, зависть, исключительность, тщеславие, уныние и отчаяние представляют собой бушующие или слабо подавляемые кипения самовлюбленности, высокомерия и необузданного упрямства. Личность гордого обычно крайне независима от мнений и желаний других лиц, зверски тяжела и несносна в обществе. По характеру она напоминает тигра в клетке, надувшегося индюка и нахохлившегося павлина. У гордого и взор часто воспален от внутреннего воспаления своеволием, самоценом. Он неуживчив, требует себе униженного почтения от других, желчно критикует неугодных ему лиц и безжалостно убивает в осуждаемых остатки приязни к себе. Когда же лезвие человеческого суда касается личности его самого, тогда он, при мысли о подрыве своей чести, положительно умирает в огорчении, смущении и стыде.
Отмеченные особенности гордости позволяют назвать ее злобною и нервною. Она, подобно безумному музыканту, чрезвычайно возбужденно играет на клавишах нервной системы своей и окружающих и болезненно ее расстраивает. Гордый постоянно на всех раздражается, злится и склонен обижать и оскорблять других дерзкими речами. «Есть опасность, что частые серчания (его) могут превратиться в постоянную злую ненависть», от чего Святая Церковь всех предостерегает словами: «Примера злобы высокосердого убежим», «возненавидим фарисейскую злобу», «далеко отвергнем (от себя) злобный, горделивый и дерзкий нрав фарисея». Выказывания злобы гордыми наиболее часто проскальзывают в: а) осуждениях, б) зависти, в) злопамятстве, г) обидчивости, д) гневе и е) ропоте на Бога.
Всякое осуждение есть начало зла и утрата всепокрывающей любви (1Кор.13:7). Оно ведет осудителя к желчным замечаниям в адрес критикуемого и часто к дерзкому воспалению собственного духа. Зависть равным образом подавляет доброту у завидующего и «не может что-либо иное родить, как только злобу». Злопамятство носит в сердце злобу, точно вколоченный гвоздь. Обидчивость гордых обнаруживает их злобу решительно по всяким поводам: не так посмотрели на гордого, не тут встали, не то сказали, здесь допустили неосторожность в резком тоне разговора, там обратились невнимательно или совсем позабыли его – все это злобно будоражит, оскорбляет гордую душу и тревожно расценивается ею в каждой мелочи. От напряжения хранить видимую порядочность гордый всегда нервен. Одна искра – и он загорается злобой, ненавистью или злобно всегда молчит. Гнев его вспыхивает из-за ничтожных мелочей. Он нетерпим к чужим мнениям, заносчив, избегает слушать замечания в свой адрес, легко обижает и оскорбляет других и первый ждет от оскорбленных им униженного испрашивания прощения.
Верхом горделивой злобы служат ропот и хула на Бога, выражающие собою противление Богу и враждебное восстание на Его заповеди.
Приведенная характеристика трех разновидностей самолюбия – плотской похоти, корысти и гордости – выставляет их в чертах мрачной злобы и отрицания самоотверженной любви. В целом тройственное самолюбие представляет своего рода очаг, пламенеющий страстным огнем. Основанием трех родовых страстей самолюбия должно считать гордость. Гордостью более всего держится сила человеческой похотливости. При удовлетворении похоти гордость поощряет человека насыщать себя чувственно. По словам святителя Епифания Кипрского, у соделывающего блуд становится плотью и душа вследствие отпадения от духа Церкви. Корыстолюбие, подобно телесной похоти, от гордости принимает непрерывные возбуждения копить материальные ценности и с помощью их стоять на высоте земной славы и чести. Когда же человек ради Христа умерщвляет в себе похотливость и корысть, то последней наиболее живучей страстью остается в нем гордость. Она умирает у христианина последней в длительной агонии и долго показывает себя в нем «характером злым… и нелюбовью к другим». Под влиянием гордости многие преждевременно ищут дарований благодати и «скорбят, что нет умиления в их молитве и слез». Надменные волнения свои они считают любовию Божиею. Подобные лица ищут «в утешительных чувствах не Бога, а своего утешения, уклоняются от прискорбного пути соблюдения заповедей Божиих и молятся фарисейски, не замечая того».
О тщеславии
Тщеславие – это грех. Какое церковное определение вкладывается в это понятие? Какой он – тщеславный человек? За ответами обратимся к Библейским историям!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к Великому посту. На первой неделе образом слепого, нищего Вартимея, исцеленного Христом, нам напоминалось о том, что все мы духовно слепы, что все мы ослеплены видимым и неспособны видеть невидимое, которое является единственной всеконечной реальностью жизни: Бога.
В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно — тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия. Гордыня — это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Творец, ни Промыслитель, ни Судья, ни Бог, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе — закон, начало и конец. Но в тщеславии, как говорит святой Иоанн Лествичник, мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним — суд Божий, суд вечной правды.
Кто такой тщеславный человек?
Тщеславный человек — это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду. Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.
Читайте также — О главном враге христиан
В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них. И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже в дверях райских сказал: Нет еще! — и вошел в Царство Божие. Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи. И поэтому в начале Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться — т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути — и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его.
Вдумаемся в наше собственное состояние, станем перед Божиим всемилостивым, но вместе с тем неумолимым по своей правде и чистоте судом. И хотя бы приблизимся к Царству Божию, в которое одним шагом вошел мытарь Закхей. Аминь.
Значение слова тщеславие — что это такое и почему это плохо
4 мая 2019
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чуть ранее мы с вами уже успели рассмотреть некоторые отрицательный качества человеческой натуры — узнали, что такое ханжество, кто такой лицемер и откуда берется жестокость.
Сегодня предлагаю пойти дальше и рассмотреть такой человеческий порок, как тщеславие. Что это такое, в чем выражается, чем опасно для общества и самого человека? Надеюсь, что будет интересно.
Тщеславие — это потребность в тщетной славе
Тщеславие – это отрицательное качество личности, которое выражается в болезненной потребности доказывать свое превосходство, получать похвалу от окружающих, добиваться славы и почестей.
Согласно христианским постулатам оно является одним из восьми смертных грехов, способных погубить человеческую душу и породить другие низменные страсти. Как побороть в себе тщеславие? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.
Существительное тщеславие произошло от слияния двух слов – тщетность и слава. В буквальной трактовке значение слова тщеславие — это потребность в пустых почестях. Более глубокое толкование говорит о том, что земная слава является тленной и преходящей, поэтому стремление к ней – напрасная трата внутренних сил в ущерб своему духовному развитию.
Истоки тщеславия в человеке
По мнению психологов, тщеславие – это порождение нездоровой самооценки.
И зачастую в случае неправильного воспитания предпосылки для его развития закладываются в ранние годы. Рассмотрим простой пример. С детских лет человека приучают нравиться окружающим, получать хорошие оценки в школе, соревноваться со сверстниками и стремиться к первенству.
Поначалу все это выглядит вполне логично — ребенок лучше всех учится, побеждает в спортивных соревнованиях, за что и получает похвальные грамоты и почитание окружающих. Но на каком-то этапе происходит подмена ценностей и логическая цепочка нарушается.
Восхищение родителей и друзей, аплодисменты и поощрения становятся для школьника важнее, чем ежедневный труд, учеба и тренировки. Он начинает зазнаваться, ощущать свое превосходство.
Теперь все его действия направлены на то, чтобы получить очередную громкую похвалу, в то время как занятия спортом или изучение любимого предмета уходят на второй план. Так тщеславие начинает пускать корни в неокрепшей детской душе.
Не менее подвержены тщеславным помыслам и взрослые люди. Особенно это касается личностей публичных, добившихся значительных успехов в карьере, творчестве. Недаром говорится, что испытание славой является одним из самых сложных.
Слабые духом люди становятся зависимы от внешнего признания, как от наркотика.
Испытав хотя бы один раз эйфорию (что это?) от громких достижений, они начинают страдать звездной болезнью, используют любые средства, чтобы прославиться снова. Очень тяжело тщеславные люди переносят утрату популярности, поскольку забывают о том, что земная слава является тщетной, преходящей.
Отношение к тщеславию в религии
Религия приравнивает тщеславие к болезненной страсти и призывает каждого искоренить в себе этот коварный недуг. По мнению духовных наставников, тщеславие таит в себе серьезную угрозу, поскольку толкает личность на путь жестокого самообмана.
Вместо внутреннего роста и саморазвития тщеславный человек занимается достижением внешнего иллюзорного успеха. Но при таком подходе он никогда не сможет приблизиться к Богу и достичь духовного возрождения!
Тщеславие опасно ещё и тем, что порождает множество других пороков, главным из которых является гордыня. Точнее сказать, эти две страсти существуют бок о бок в душе грешного человека.
И если тщеславие стремится угодить окружающим, чтобы получить от них очередную похвалу, то гордыня толкает своего обладателя на то, чтобы унижать других людей, взирать на них свысока. Оба эти греха являются трудноискоренимыми, но искренняя вера в Бога помогает человеку осознать их пагубное воздействие, очистить свою душу и стать смиренным.
Проявления тщеславия в характере и поступках
Иногда тщеславие проявляется в виде мелкого хвастовства, но в некоторых случаях может приобретать характер пагубной страсти, которая поражает психику человека и заставляет его тратить все свои силы на доказательства собственной исключительности.
Главные признаки тщеславия:
- Нетерпимость к критике.
- Зависимость от чужого мнения.
- Стремление находиться в центре внимания.
- Подверженность лести.
- Болтливость, несоответствие слов и поступков.
Человек, пораженный вирусом тщеславия, очень зависит от мнения окружающих. Поэтому все его поведение направлено на то, чтобы произвести внешнее впечатление. Он любит делать громкие заявления, вести себя вызывающе, подчеркивать собственную значимость.
Любая критика со стороны воспринимается тщеславным человеком очень болезненно, ведь он совершенно не готов признавать свои недостатки. Зато он очень падок на льстивые речи, поскольку нуждается в постоянном восхвалении.
Как бороться с тщеславием
Глубокое понимание того, что такое тщеславие и насколько оно опасно для человека, позволяет эффективно бороться с этим недостатком. Избавиться от порока помогают следующие качества личности:
- Адекватная самооценка.
- Способность воспринимать конструктивную критику.
- Чувство юмора и самоирония.
- Любовь к своему делу.
Человек со здоровой самооценкой прекрасно осознает свои достоинства и недостатки, а потому не испытывает потребности казаться совершенством в чьих-то глазах и слышать льстивые комплименты. Он спокойно воспринимает конструктивную критику и использует её в целях саморазвития.
К своим ошибкам зрелый человек относится с юмором, а к достижениям – с самоиронией, ему не присущи самоуничижение или гордыня. Но, главное, он увлечен любимым делом, поэтому получает удовольствие от самого процесса, нет помышляя о шумихе и публичности.
И все же, как уберечься от тщеславия в случае громкого успеха? Как не поддаться искушению и не вознестись на крыльях гордыни?
Важно понимать, что любая личная победа является результатом участия других людей – наставников, членов семьи, друзей. И чем значительнее достижение, тем больше в нем заслуга тех, кто учил, поддерживал, помогал как мог.
Способность признать этот факт позволяет избавиться от тщеславных мыслей, сохранить здоровую самооценку, разделить радость от успеха с близкими.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Подборки по теме
- Вопросы и ответы
- Использую для заработка
- Полезные онлайн-сервисы
- Описание полезных программ
Использую для заработка
Тщеславие известно человечеству с древних времен и объединяет в себе понятия: гордыня в религии, звездная болезнь в кругах шоу-бизнеса, горделивость, спесь в обычных отношениях между людьми. Что такое тщеславие, как оно влияет на человека и окружающих — пытались разобраться лучшие знатоки человеческих душ – философы, священники, теософы, психологи.
Что означает тщеславие?
Тщеславие происходит от двух слов «тщетность» и «слава». В.И. Даль — великий исследователь русского языка в толковом словаре объясняет, что такое тщеславие человека — это стремление определенного рода людей к почестям, похвале, мирской славе, признанию мнимых достоинств. Желание быть предметом разговоров и жадность до внимания присущи людям и в современном обществе.
Тщеславие с точки зрения психологии
Причины тщеславности кроются в детстве. Психологи считают, что при формировании самооценки важным критерием является признание ребенка родителями, как они оценивают те или иные достижения ребенка. Избыток похвалы негативно сказывается на дальнейшем восприятии себя как личности, неадекватная завышенная самооценка приводит к возникновению тщеславия. Может ли человек распознать у себя «звездную болезнь»? Существуют признаки тщеславия:
удовольствие от лести;
стремление закрутить события вокруг собственной персоны;
агрессивное реагирование на любую критику (конструктивную, неконструктивную);
излишняя болтливость, расходящаяся с делами (несоответствие между говорением и деланием);
эксцентричное поведение.
Что значит тщеславный человек?
Восприятие себя как личности – сложный процесс, связанный с эмоциями их переизбытком или недостатком на фоне неправильного воспитания когда не существует норм и запретов и развивается вседозволенность. Тщеславный человек это – яркая на первый взгляд личность, притягивающая к себе внимание людей. Австрийский психиатр А. Адлер, говорил о тщеславном человеке, как о заполненном собой до той степени, в которой для других просто нет места. Как проявляется тщеславие:
Выставляются напоказ чувства, мысли – внутреннее состояние может отличаться от внешнего проявления (цель – захватить как можно больше аудитории для внимания).
Унижение другого человека для того, чтобы ощутить превосходство (выражено больше у женщин).
Стремление делать добрые дела и рассказывать окружающим, какой «я хороший».
Доминирующая потребность в «звездности» — без познания смысла деятельности, профессии в которой для человека важна успешность (успех ради успеха).
Зависть по отношению к тем, кто чего-то добился в жизни.
тщеславный человек это
Тщеславие — это хорошо или плохо?
У любого явления есть положительные и отрицательные аспекты. Что такое человеческое тщеславие и есть ли в нем хорошие моменты — с точки зрения практической пользы? Негативных моментов больше, но есть и позитивные стороны тщеславия:
помогает добиться успеха и признания (особенно в шоу-бизнесе);
является пусковым механизмом для любого начинания человека: учеба в престижном заведении, продвижение в карьере.
Что такое тщеславие с отрицательной стороны:
Самая главная проблема тщеславия заключена в том, что человек не приносит пользу обществу и зациклен только на себе.
Тщеславным людям, сложно находиться в полноценных отношениях с близкими: своей кичливостью, надменностью и высокомерием они отталкивают людей.
Духовное развитие практически отсутствует, в крайних случаях человек может уйти в состояние мании величия (психопатология личности), когда мнит себя всемогущим.
Тщеславие и гордыня — в чем разница?
Эгоизм и эгоцентрированность — поле, на котором «взращиваются» гордыня и тщеславие. Полная ориентация человека на себя, свои достижения. Тщеславие считается менее грубым человеческим пороком, чем гордыня. В тщеславии, личность еще может осознать пагубность своего «я – позиционирования», в гордыне идет полное пренебрежение другими на фоне возвеличивания себя. Во всех мировых религиях гордыня является тяжким грехом.
Честолюбие и тщеславие — отличия
Стремление человека быть лучшим в различных социальных сферах вызывает уважение. Быть замечательным врачом, учителем, со всей ответственностью относиться к своей профессии и становиться примером для окружающих – это то, что отличает честолюбие от тщеславия, где характерно «пустое» привлечение внимания к своей персоне. Честолюбие и тщеславие — между ними существует тонкая грань, когда одно качество может перейти в другое: человек при этом начинает хвалиться былыми заслугами и сколько полезного на его взгляд, он сделал для общества.
Как избавиться от тщеславия?
Как только человек осознал, что он находится в плену собственной важности и зависимости от лести, признания другими, борется за внимание коллектива — предстоит огромная душевная и психологическая работа по преодолению себя. Как бороться с тщеславием – несколько рекомендаций от психологов:
Прагматизм — качество, которое в разумных пределах помогает искоренить тщеславие и не почивать на лаврах однажды достигнутого успеха.
Сравнивать свои успехи с успехами других людей – помнить, что всегда есть кто-то умнее, красивее, успешнее.
Брать пример со знаменитых людей, которые в своей успешности не подверглись тщеславию: мать Тереза, Мохаммед Али, Киану Ривз – скромные личности с мировым именем
Разделять победы и достижения – это о том, что успешность происходит благодаря участию других людей в жизни человека. Принятие этого факта и благодарность родителям, учителям, встречающимся на жизненном пути — помогают выйти из состояния тщеславия.
Г.Д. Робертс — австралийский писатель, в своем романе «Тень горы» высказал мысль о том, сколько полезного можно обрести, просто иногда склоняя голову и опускаясь на колени – хорошее упражнение против тщеславия.
тщеславие грех
Что такое тщеславие в православии?
Почему тщеславие грех в православной традиции? В знаменитом фильме «Адвокат дьявола» герой Аль Пачино произносит слова, в которых признается, что тщеславие — один из самых любимых им, Дьяволом грехов. Душа тщеславного человека беззащитна перед соблазнами темных сил. Святые отцы о тщеславии:
Тщеславные помыслы идут от Дьявола, но никогда от Бога.
Тщеславие проявляется в негодовании на близких, что они живут неправедной жизнью, вместо того, чтобы проникнуться состраданием и просить Бога направить родного человека на праведный путь.
Кто делает и говорит что-то ради только мирской славы – тщеславен (святой Василий Великий).
Душа тщеславия – яма безводная (св. Евагрий).
Тщеславие подобно ворвавшемуся ветру – развевает все сокровища добродетели (св. Иоанн Златоуст).
Как победить тщеславие — православие
Тщеславие – грех, пожирающий труды души человека. Православные священники очень большое внимание уделяют чистоте помыслов и каждодневных деяний – это огромный труд на пути к Богу. Борьба с тщеславием и гордыней включает в себя:
смирение;
скромность;
деятельность с любовью и уважением ко всему;
деяние благих дел, так чтобы никто из окружающих не знал;
молитвы для помощи в избавлении от соблазнов;
исповедь перед священником.
Тщеславие и гордость – два брата. Они взаимосвязаны. Тщеславие – начало гордости. Как из зерна мы получаем муку, так из тщеславия мы получаем гордость. Эти пороки неразлучны. Если есть в Вастщеславие – есть и гордость.
Тщеславие – это стремление к бесполезной, земной, суетной славе. Тщеславие, или славолюбие – это стремление к человеческой славе, почету, уважению, к чести.
Само тщеславие происходит из самолюбия. У тщеславного есть желание угодить людям, а не Богу, чтобы иметь среди них уважение, хорошее мнение, похвалу, честь и славу. Пища для тщеславия – похвала, почести, лесть, богатство, знатность, громкое имя, преимущества житейские, естественные дарования и способности. Ещё можно отметить достижения в мирской и духовной жизни.
ПРИЗНАКИ ТЩЕСЛАВИЯ
1. Лесть и желание похвал.
2. Любовь выказывать себя – в делах и словах, стремление быть везде первым на виду.
3. Сильное желание, чтобы на нас обращали внимание — на одежду, на наружность, на естественные дарования, на наши духовные и мирские подвиги, на наши труды.
4. Склонность всех учить, даже, если этот человек и касается ни каким боком той профессии, учить тщеславный будет всех. Обижается, если его мнение не послушают.
5. Желание человеческой славы, почитания, похвал, чинов, наград, незаслуженных повышений в должности.
6. Желание к тому, чтобы все люди считали вас порядочными, добрыми, (не дай Бог, заденут самолюбие – вот тут такое зловоние польётся).
7. Ради славы показное благочестие, молитвы, покорность, смирение, показное постничество – в общем, всё делается напоказ. Вспомните фарисея молящегося в храме: я не такой как все, молюсь, в посте пребываю, десятину плачу и так далее.
8. Превозношение своими естественными дарованиями: внешностью, голосом, сообразительностью, умом, фигурой – всем, что можно выставить напоказ.
9. 3нание наук, искусство в ремесле, научные знания, титулы и прочие достижения.
10. Оскорблением отвечает на оскорбления, обидчив, гневлив.
11. Боязнь упасть в лице других, быть осмеянным.
Что говорят святые отцы о тщеславии:
Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие.
Антоний Великий
Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем.
Ржавчина съедает железо, а честолюбие – сердце человека, потворствующего этой страсти.
Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы из-за тщеславия.
Одержимый страстью тщеславия чужд мира, ожесточается сердцем против святых и к довершению своих зол впадает в высокоумие, гордость и навык ко лжи.
Избегай тщеславия – и сподобишься быть причастником славы Божией в Будущем Веке.
Авва Исайя.
Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие.
Антоний Великий.
Искание славы от людей – доказательство неверия и отчуждения от Бога.
Святитель Василий Великий.
Не старайся показать себя (перед людьми) искусным во всяком деле, чтобы не впасть в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, гневу и печали.
Ефрем Сирин
Смотри, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться славы Божией.
Нил Синайский.
Тщеславный человек – идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но, в самом деле, угождает не Богу, а людям.
Великое дело – отвергнуть душой похвалу человеческую, но больше – отвратить от себя похвалу бесовскую, влагаемую помыслами.
Иоанн Лествичник.
Что рождает тщеславие, какие пороки?
Хотелось бы развеять немного сомнения по поводу того, что Православие ограничивает людей. Когда начинаешь говорить о греховных страстях, это людей смущает, обличения мало кто желает слушать, особенно, если дело касается тщеславия. Люди привыкли к похвале, к превозношению, а тут вдруг неожиданно говорят, что всё ужасно. Вы не белые и пушистые, а обычные грешники, как и все. И, наверное, это откровение для многих становится потрясением – и реакция бывает разная. Начинаются претензии – вы ограничиваете людей, желаете им вбить комплексы неполноценности и так далее.
Ну, да ограничиваем их. Почему бы и нет. Мама берет за руку маленького ребёнка, ограничивает его поле движении, чтобы он не попал под машину при переходе дороги. Если бы мама не вела ребёнка за руку, а отпустила бы, то, наверное, вы бы сказали, что мама ненормальная, она не заботится, не следит, она плохо воспитывает ребёнка, она не его не любит.
Наша жизнь наполнена необходимыми ограничениями, без которых многие люди погибли бы. Возьмите технику безопасности – целый талмуд ограничений. Я помню, как мы каждый год пересдавали правила техники безопасности, где море ограничений, ради нашей безопасности. Возьмите правила дорожного движения и попробуйте поехать по встречной полосе – и что будет? Тут, я думаю, дальше не надо объяснять, что ограничения важны в нашей жизни. Спортсмены не смогут достичь хороших результатов, если не будут вести особый режим. Если не будет дисциплины в армии, то такая армия обречена. Об этом давно ещё говорил Суворов.
Примеров море. Так и в духовной жизни есть ограничения. Они касаются наших грехов. Чем больше мы себя оградим от них, тем счастливее будет наша собственная жизнь и жизнь окружающих, тем меньше мы будет страдать от последствий, которые приносят нам грехи в жизни.
Что касается контроля над людьми. Здесь звучал такой вопрос, что, мол, религия создана, чтобы контролировать массы. Я могу сказать обратное. Легко, очень легко манипулировать сознанием человека, живущего в греховных страстях. А Церковь, как раз наоборот, помогает преодолеть страсти, избавиться от них и сделать вас свободными. Я видел в жизни не один раз, как манипулируют людьми, зная их пороки. Вот такой пример. Тщеславие вызывает у людей зависть и соперничество. Посмотрите вокруг, на чём построен бизнес? На тщеславии людей, на их зависти и соперничестве. Михаил Задорнов недавно говорил: «сидит новый русский посреди гостиницы. Стоит аквариум с бегемотом, и новый русский думает: Что бы ещё приобрести, чтобы ему позавидовали друзья, бегемот в аквариуме их уже не удивляет». Из-за таких пороков, как порождаемые тщеславием соперничество и зависть, идёт неплохая торговля. Люди готовы отдать большие деньги только за одно «имя», хотя рядом товар лежит практически такой же, но фирма другая. Разве это не тщеславие?
О многообразном тщеславии
Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии в особой главе и отделять его от гордости; потому и говорят они, что начальных и главных грехов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостью? Между этими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость – конец.
Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие – собрания богатства: ибо тот радуется, что будет красть; а это – что будет расточать.
Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому – множество язв, а дверь второму – изобилие трудов.
Тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить – побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился.
Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле, угождает не Богу, а людям.
Всякий человек, который любит показать себя, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой.
Господь часто скрывает от очей наших и те добродетели, которые мы приобрели; человек же хвалящий нас, или, лучше сказать, вводящий нас в заблуждение своей похвалой, отверзает нам очи; а как скоро они открылись, то и богатство добродетели исчезает.
Людям великим свойственно переносить обиды мужественно и даже с радостью, святым же и преподобным – выслушивать похвалу без вреда.
Когда услышишь, что ближний твой, или друг, укорил тебя в отсутствии или в присутствии твоем: тогда покажи любовь, и похвали его. Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает самого себя (ибо кто не стерпит укоризны от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.
Иной вид эфиопа, и иной истукана: так и образ тщеславия иной у пребывающих в общежитии, и иной у живущих в пустынях.
Тщеславие людей предпочитаемых делает гордыми, а презираемых – памятозлобными. Тщеславие показывает гневливых кроткими перед людьми.
Часто случается, что мы, будучи окрадены тщеславием, а потом, обратившись и сами поняв, побеждаем его. Я видел некоторых, по тщеславию начавших духовное делание, но, хотя начало было положено порочное, однако, конец вышел похвальный, потому что переменилась их мысль.
Кто превозносится естественными дарованиями, т.е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен.
Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарований, силы чудотворения и дара прозорливости напрасно изнуряют свое тело; но эти, бедные, не знают того, что не сами труды, но смирение есть матерь этих благ.
Кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание; а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогатится.
Не повинуйся этому внушению, когда оно научает тебя объявлять свои добродетели; «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе свой повредит? » (Матф. 16:26). Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав и слово. Таким образом, мы и других будем побуждать, чтобы они не возносились; а что может быть полезнее сего?
Есть слава от Господа, ибо сказано в Писании: прославляющих Меня прославлю (1 Цар. 2:30); и есть слава, происходящая от диавольского коварства, ибо сказано: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лук. 6:26). Явно познаешь первую, когда будешь смотреть на славу, как на вредное для тебя, когда всячески будешь от нее отвращаться, и куда бы ни пошел, везде будешь скрывать свое жительство. Вторую же можешь узнать тогда, когда и малое что-либо делаешь только для того, чтобы видели тебя люди.
Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет в нас, убеждая к сему словами Евангелия: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела «(Матф. 5:16).
Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.
Когда хвалители наши, или лучше сказать обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу. Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и взлетает на высоту: так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу.
О БЕЗУМНОЙ ГОРДОСТИ
Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение людей, исчадие похвал, матерь осуждения, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.
Начало гордости – тщеславие; средина – уничижение ближнего, бесстыдное восхваление своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец –отвержение Божией помощи, упование на себя самого, бесовский нрав.
Часто эта страсть получает пищу от благодарения. Она не сразу склоняет нас к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносивших самих себя в своих мыслях. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: «Боже, благодарю Тя…» (Лук. 18:11).
Где совершилось грехопадение, там прежде водворилась гордость; ибо провозвестник будущего грехопадения есть гордость.
Один почтенный муж сказал мне: положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна эта наполнит место прочих одиннадцати.
«Бог гордым противится » (Иак. 4:6): кто же может помиловать их?
«Не чист пред Господом всяк высокосердый» (Притч. 16:5). Кто же может очистить его?
Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает обличение, тот разрешился от её уз.
Если от одной этой страсти, безо всякой другой, некто ниспал с неба: то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо?
Гордость есть потеря богатства и трудов. Вопиют, но нет спасающего,потому, что взывали с гордостию; «Вопиют ко Господу, но Он не внемлет им» (Пс. 17:42), потому, что не отсекали причины своего несчастья – гордости.
Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата, но сей, ослепленный, сказал ему: «прости меня, отче, я не горд.» Мудрый же старец возразил: «Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь, я не горд.»
Таковым весьма полезно повиновение, жестокое и презренное жительство, и чтение о великих подвигах св. отцов. Может быть, хотя бы через это такие недугующие получат малую надежду ко спасению.
ЕЩЕ О ТЩЕСЛАВИИ
Опытный руководитель, видя пороки ваши, совершенно спокойно будет вами манипулировать. Тщеславный человек усердно будет работать за одну похвалу. Как помню, мне позвонили и сказали, что нужно провести работы в «Константиновском дворце» и за такие гроши! Используя, опять же, «имя» и ваше тщеславие, вами будут просто пользоваться. Или наоборот, зная вашу склонность к сребролюбию, тоже найдут ваши слабые места и будут вас контролировать, будут вами манипулировать от и до, пока вы не выложитесь.
Итак, тщеславие рождает
· зависть и соперничество,
· честолюбие,
· богопротивное человекоугодничество,
· ложь и лицемерие,
· многословие и суесловие, пустословие,
· клевету и осуждение,
· гнев и раздражительность,
· угодливость миру ради почестей,
· самообольщение,
· впадение в духовную прелесть.
Всё это приводит человека к опустошению, к унынию и печали, и даже к полной потере веры во Христа. Похожие грехи рождает и грех гордости. Можно было поговорить о зависти – это ужасный грех. От сребролюбия зависть и от гордости зависть, и от тщеславия зависть – этот порок очень сильно распространен.
Тщеславие – как кактус. С какой стороны не коснись – уколет. Например, красивый у вас голос и вы можете уже подумать мысленно, что вы уникальны, не такие как все. И вот, гордость уже зарождается. Похвали вас на работе – и вот, вы уже голову кверху и не пора бы о повышении зарплаты попросить. И тут начинаются конфликты и увольнения. Или играете и поёте хорошо – и вот тут уже думаете, что вы звезда и думаете на чьё бы вам место встать, кого бы заменить. В Храм сходили разок – и вот тут уже превозношение пред теми, кто не ходит. Поститесь – и вот тут опять превозношение мысленное и так далее. В общем, тщеславие касается абсолютно любой области жизни.
Кто строит свою жизнь на тщеславии – обречён. Это как зимой, помните? Строят такие ледяные домики, вот пойдёт дождик или солнышко засветит, чуть теплее станет и всё, домик заплакал и растаял. Так и тщеславный – не выдерживает он испытаний жизненных, впадает в уныние, в депрессию и другие болезни. Ну, или как песочные домики строят, то же самое получается – дождь пошёл – и нет этого дома. Всё смыло. Так и у тщеславного – вся эта показуха смоется, всё лицемерие вскроется. Если он желает угодить одному и другому – а всем не угодишь – найдутся те, кто не будет подкармливать его тщеславие похвалами. И тут начнётся война.
Как же бороться с тщеславием? Очень кратко скажу. Красивый ты – скажи в сердце своём – слава Богу за эту красоту. Чтобы смирение возникло в сердце, то помни, что есть люди не менее красивые.
Управляешь фирмой – слава Богу за то, что даёт мудрость. Иосиф тоже был управителем, правой рукой фараона, однако, не возгордился этим, а в страхе Божьем, в смирении проводил свою жизнь. Он не забывал благодарить Бога за все благодеяния и за все успехи. Также и Моисей был руководителем, но не терял смирения.
Сильный ты – и тут поблагодари Бога. Не всем даётся сила, и помни о Давиде, который был силен, разрывал пасти львов и победил Голиафа – но не возгордился. Всю свою жизнь он уповал на Бога, за всё всегда благодарил Его. Везде можно найти примеры, чем бы ты не хвалился.
Есть люди, которые имеют большее – и пребывают в смирении. Бывает тщеславие и духовное. Проповедники, особенно новоначальные, очень могут впасть в тщеславие, но и тут легко смирить себя. Вспомни об Иоанне Златоусте. Он смирял себя постами и молитвами, и не кичился, хотя проповедовал многим, проповедовал Силой Божьей. И Апостолы говорили о себе: Чудеса мы творим не своей силой и слово нам посылает Господь, тут хвалиться нечем. Что есть в нас того, что не дал бы нам Бог? И чем ты хвалишься, что не получил от Бога? Сила и мудрость, красота и ораторское искусство, дар молитвы и дар поста. Этот список можно перечислять долго. За что идут похвалы, за всё воздавай славу Богу, за всё благодари, что мы недостойные удостаиваемся Его милости.
При похвале лучше приглядеться и увидеть недостатки свои, нежели питать своё тщеславие. Плохо, если все люди будут говорить о вас хорошо. Намного лучше, если будут часто критиковать! Благодарите за Господа за Его заботу. Он допускает очернять вас, оберегая от тщеславия.
Хвалят вас – благодарите Бога. Ругают – ещё больше благодарите Бога. Поступая так, сохраните себя от тщеславия, гордости и последствий этих грехов. Не ищите славы человеческой, она тщетна и мимолётна. Она разрушает вашу жизнь.