Содержание
Зачем церкви дьякон?
Вопрос
Мир Вам, Юрий Кириллович.
В каждой ли церкви нужен дьякон?
Что может быть причиной для решения иметь в церкви дьякона?
Правильно ли, что брат совершает служение в нескольких населенных пунктах, совершая служение пасторское, но он рукоположен дьяконом?
На ваш взгляд, что является принципиальной функцией дьякона в поместной церкви?
Спасибо. Обильных Вам благословений.
Ответ
Библейское откровение даёт нам ясное указание об устройстве и жизни евангельской церкви. Вот что мы читаем в книге Деяния апостолов: «Итак, братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу» (Деян.6:3). Конечно, данный текст говорит о избрании изведанных братьев, исполнять особую службу в церкви, оказывая внимание, особенно вдовам. Здесь даже нет слова диакон, но уже в 21 главе этой же книге мы читаем: «А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа, благовестника, одного из семи диаконов, остались у него» (Деян.21:8). Что же стало причиной для избрания диаконов в церкви Иерусалима? Читаем: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у эллинистов ропот на евреев из-за того, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном обслуживании. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, печься о столах». Понятно, апостольское служение, служение молитвой и словом, требовало концентрации духовных сил, а насущные нужды общины, обеспечение хлебом, забирали всё больше и больше сил и внимания. И до сего дня, служение диакона, (от греч . diakonos – служитель) нужно каждой церкви, которая понимает свою ответственность в заботе о сиротах и вдовах и всех нуждах церкви. Вот почему в послании апостола Павла к Тимофею мы читаем о поставлении диаконов, как само собой разумеющем: «Диаконы также должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приобретают себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1Тим.3:8 – 13). Этот текст говорит о духовных требованиях к диакону, и показывает утверждённый порядок и систему руководства в церкви.
Уже упомянутый текст из книги Деяний апостолов, о благовестнике Филиппе, который был диаконом, один из семи, избранных и рукоположенных в Иерусалиме апостолами, подтверждает правомочность служения диакона в нескольких населённых пунктах, благовествуя, поддерживая, служа им и словом и делом. Замечу кстати, что благовестие есть естественное выражение веры всяким христианином, и не является уделом лишь избранных. Ваш вопрос о служении диакона в нескольких сёлах одновременно показывает не нарушение Божьих установлений диаконом, а равнодушие христиан. Те христиане, которые ожидают манну небесную от служителей, и не живут жизнью благовестия, хромлющие христиане. «Горе мне, если не благовествую» — говорит о духовной болезни всякого, кто веру свою не выражает зримо и кто о Господе своём не свидетельствует. Есть и ещё один фактор, который развивает такое ограниченное использование даров служения, которыми наделены члены церкви. Это всё большее размежевание на клир и мир. Духовенство, как это ни парадоксально звучит, приобретает всё большее положение в церкви, вытесняя верующих, которые могут служить, имеют для этого дары и вдохновение, призвание от Господа. Профессионализм, т.е. духовное служение как средство обеспечения семьи насущным хлебом приобретает угрожающий характер. Потребительское христианство безжизненно, оно бессильно, капризно, и уныло. Поэтому наряду с желанием наделить диакона саном пресвитера, в большей мере, необходимо поощрять членов церкви к духовной жизни, к развитию своих даров, к личному благовестию. Руководство тогда эффективно, когда оно развивает дары, и поощряет новых и новых людей к активному благовестию. Руководство жесткого, тотального контроля парализует жизнь общины. Требования к диакону, те же что и к пресвитеру. Его служение духовное, он фактически является непосредственным помощником пресвитера. Диакон не может совершать рукоположение на посвящение в духовное служение. Все остальные духовные требы он вправе совершать по поручению пресвитера, по решению совета церкви, или совета объединения церквей.
Принципиальным служением диакона, как явствует из решения Иерусалимской церкви в шестой главе Деяний, является обеспечение достойной заботы обо всех членах церкви материальными благами. Особо Бог упоминает о Его внимании к сиротам и вдовам. Обретение общинами христиан своих домов молитвы, добавило к уже освоенным обязанностям диаконов также и содержание домов молитвы, обеспечение достойного совершения церковных служений требующих специальных мер. К таким относятся хлебопреломление, крещение, погребение.
С уважением, Ю. Сипко
Диакон
- Диаконы Сокровищница духовной мудрости
- Диаконы свмч. Ипполит Римский
- Диакон ПБЭ
- Мирянин в священном сане диакон Павел Сержантов
- Диаконы Православного Востока архим. Лев (Жилле)
- Диаконат в Православной Церкви свящ. Георгий Ходр
- К вопросу происхождения диаконата архим. Кирилл (Гундяев)
- Диаконат Восточной Православной Церкви Анастасий Д. Салапатас
- История чинопоследования хиротонии во диакона иеродиакон Николай
- Проблема диаконата в Православной Церкви прот. Георгий Флоровский
- О диаконах прот. Сергей Муретов
- Тест: Диаконы
Диа́кон (греч. διάκονος – служитель) – первая степень священнослужителя в Церкви, следующая перед пресвитером и епископом.
Диакон есть первая ступень в священной иерархии (священноначалии).
Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме Крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне).
Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение.
«По постановлению древней вселенской Церкви, обязанностью диаконов при богослужении было наблюдать за его порядком и благочинством, заведовать церковной утварью, готовить все необходимое для священнодействий, помогать епископам и пресвитерам совершать некоторые богослужебные действия, главным образом – побуждением присутствующих к молитве (ектенье) и чтением Слова Божия. Вне богослужения диаконы, по назначению епископа, раздавали из церковных средств вспомоществования бедным, надзирали за низшими клириками и исполняли разные другие поручения епископа, были ближайшими его служителями (по выражению некоторых церковных учителей, – были очами, ушами, устами, сердцем, десницей епископа)».
Протоиерей В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву
Чин диакона – апостольского происхождения. В него производят через хиротонию (рукоположение, таинство священства). Канонический возраст диаконской степени – не ниже 25-тилетнего. Неженатый диакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения. Степень диакона – предварительная степень для пресвитерского служения. Диаконский чин имеет следующие правительственные степени – протодиакон и архидиакон (старший иеродиакон).
1. История установления чина
Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили избрать семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:1-6). Таким образом – через избрание, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов – были хиротонисуемы первые диаконы.
Со времен святых апостолов священнослужение диаконское непрерывно сохраняется в Православной Церкви как низшая степень Священства.
Сообразно первоначальному избранию их «служить трапезам» в обязанность диаконов входит помогать пресвитеру и епископу при богослужении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Посему диаконы, по преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). В соответствии с этим назначением диакона указывается, что при богослужении, а равно и вне богослужения, диакон не благословляет, но приемлет благословение от епископа и пресвитера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Вселенского собора).
В древности круг обязанностей диакона включал в себя, кроме перечисленных выше, еще попечение о бедных; диаконы должны были разносить Евхаристию больным и тем христианам, которые не могли прийти на богослужение, и выполнять по поручению епископа другие служебные функции. Подобно первым диаконам Стефану и Филиппу (Деян. 7, 8 5, 12, 34-40), диаконы в последующие века проповедовали слово Божие при богослужении. Так поступали, будучи диаконами, святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Великий. Иногда диаконы были доверенными лицами патриарха или митрополита в некоторых делах: например, святой Афанасий Александрийский в сане диакона был на Первом Вселенском соборе и вместо святого епископа, от его лица, обличил и осудил Ария. Иногда диаконам поручалось наблюдать за сохранностью церковного имущества, испытывать поведение лиц, желавших стать служителями Церкви, а также заботиться о вдовах и сиротах (Св. Вас. Вел., прав. 89).
Согласно обычаям древней Церкви рукоположение во диакона совершается после предварительного испытания хиротонисуемого, очищения грехов молитвою, постом и покаянием, при условии однократного вступления его в христианский брак.
2. Схема чинопоследования хиротонии во диакона
Возглашение: «Повели…, повелите…, повели, преосвященнейший Владыко»
Архиерейское благословение
Троекратное шествие вокруг престола
Пение тропарей
Преклонение правого колена пред святым престолом
Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
Архиерейское благословение
Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать…»
«Кирие элеисон»
Две молитвы
Мирная ектения
Разрешение препоясания
Возгласы: «Аксиос»
Возложение ораря и надевание поручей
Вручение рипиды
Целование с диаконами
Причащение Святых Таин
Ектения: «Прости, приимше…»
Потребление Святых Даров.
3. Идейный смысл священнодействий чина рукоположения во диакона
Приведение рукополагаемого к алтарю выражает призвание Божие и свидетельствуется клиром, народом и святителем, согласие которых вопрошают диаконы, возглашая: «Повели, повелите, повели преосвященнейший Владыко».
Троекратное обхождение вокруг престола совершается в честь Пресвятой Троицы и знаменует готовность ставленника навсегда посвятить себя служению у престола Божия. Целование углов престола означает благоговение рукополагаемого к святости и горячую любовь его к Богу. Целованием омофора, палицы и руки архиерея он выражает сыновнюю покорность, благодарность и почтение к архиерею, через которого Сам Христос низводит на него благодать Божию.
В алтаре у престола совершается венчание рукополагаемого с Церковью и посвящение на особенное ей служение, поэтому во время троекратного обхождения вокруг престола поются те же самые тропари, что и при совершении Таинства Брака. В первом тропаре: «Святии мученицы» призываются страстотерпцы, утвердившие и распространившие Церковь, которые увенчались венцом небесным. При диаконской хиротонии этот тропарь являет новопосвящаемому образ мучеников, подобно которым он должен обречь себя на служение христианским Таинствам с самопожертвованием, как архидиакон и первомученик Стефан.
Второй тропарь «Слава Тебе, Христе Боже…» возвещает рукополагаемому, что, по примеру апостолов и мучеников, проповедью его должна прославляться Единосущная Святая Троица.
В третьем тропаре: «Исаие, ликуй…» возвеличивается один из главнейших догматов Православной Церкви – воплощение Сына Божия, основателя новозаветного Священства, от Пресвятой Девы Марии. Хиротонисуемому внушается постоянно иметь в уме и сердце этот догмат и всей жизнью своей свидетельствовать почитание Спасителя и Богородицы.
Преклонение на одно колено означает, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их.
Словами тайносовершительной молитвы исповедуется, что человек слабый и немощный сам по себе, с помощью благодати Божией, которая восполняет оскудевающее, через святительское руковозложение делается способным к служению Церкви в меру даруемой каждой степени священства благодати.
При возложении на его плечо ораря и вручении рипиды архиерей громко возглашает: «Аксиос» (Достоин), и хор повторяет следом за ним: «Аксиос». Этим возглашением объявляется, что рукоположенный достоин быть облаченным в видимые знаки своего сана и служения (орарь, поручи, рипида) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался достойным совершать священнослужение.
Орарь возлагается на левое плечо, по толкованию святого Симеона Солунского, потому что диакон принадлежит к низшему чину. Когда же будет поставлен в пресвитеры, тогда и на правое плечо получит его, как получивший благодать служить и совершать Таинства. Возложение ораря на плечо диакона означает, кроме того, что он получает способность служить у престола Божия, то есть занимать более высокую должность, чем иподиакон, который был только препоясан орарем. Подобно херувимам, которые пред величием Божиим, по словам пророка, крыльями своими закрывают «лица своя» (Исаии. 6:2), а по выражению Церкви, «не смеют (чини ангельстии) взирати», диакон во время молитв, произносимых им при богослужении, как бы закрывает лицо свое, всегда держа конец ораря своего против глаз своих, поучая и других благоговеть и молиться пред Господом.
Поручи, надеваемые на руки посвящаемого, служат видимым знаком особенной силы и помощи Божией для преемлющего Священство, потому что они, по толкованию Симеона Солунского, изображают и «всезиждительную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови», а равным образом и «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату».
Рипида, вручаемая диакону, знаменует крылья ангелов, херувимов и серафимов, которые на ней изображены, «во образ тех, которые были во времена закона и осеняли кивот и так называемое святое святых. Ибо, если ангелы были тогда, когда была тень, тем более им следует быть здесь, при открытой Истине. И действительно, здесь присутствует множество ангелов, как многие из отцов наших и видели их, наполняющих храм Божий» (Симеон Солунский).
Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея в знак благодарности за получение через архиерея благодати Священства и становится около левой стороны престола, держа рипиду над дискосом до возгласа «Святая святым», то есть до времени Причащения. Он причащается первым из диаконов (вслед за протодиаконом), ибо в нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.
По окончании Причащения народа и перенесения чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению «Прости, приимше», показывая народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения и призывать собравшихся к молитвам и молениям, вознося их к Богу».
Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви
См. СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ, ХИРОТОНИЯ, ПРОТОДИАКОН, АРХИДИАКОН, ИЕРОДИАКОН, ДИАКОНИСА
Диакон: служитель
Как известно, в Православной Церкви три степени священства: диаконы, священники епископы. Самая первая, низшая степень – диаконы. Они помогают в совершении Таинств священникам и архиереям, но не могут совершать их самостоятельно.
На вспомогательную и, казалось бы, несамостоятельную роль диаконов указывает и этимология этого слова. По-древнегречески ὁ διάκονος (diakonos) значит «слуга», «служитель». Оно является однокоренным с глаголом διακονέω (diakoneō) – «служить», «делать для кого-либо что-либо», и существительным ἡ διακονία (diaconia) – «служба», «служебная обязанность», «прислуживание».
Во время богослужения диакон совершает каждение (обходит весь храм с кадилом, которое разжигается при помощи раскаленного угля. На уголь который кладется ладан — душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым — фимиам), дает определённые указания молящимся, читает вслух Евангелие. Возможна служба и без диакона, когда все эти действия совершает сам священник, но все же Церковь стремится к тому, чтобы диаконы принимали участие в богослужениях.
Это стремление объясняется тем, что диаконат на самом деле не является лишь промежуточной ступенью, которую нужно как можно быстрее пройти, чтобы достичь чина священства. То есть, в церковной иерархии диаконская роль помощников и служителей имеет самостоятельное значение. Интересно, что диаконов на богослужениях сравнивают с летающими ангелами, которые поддерживают связь мира горнего и дольнего. Это сравнение особенно наглядно потому, что во время пения ектений (молитвенное прошение на богослужении) диаконы поднимают вверх свой орарь (принадлежность богослужебного облачения диакона – длинная узкая лента, которую он носит через левое плечо), что напоминает «трепетанье ангельских крыльев, несущих на себе молитвы к Богу». Великий русский писатель Н. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» пишет, что «званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание».
В древней Церкви одной из главных обязанностей диаконов были занятия благотворительностью, то есть распределение милостыни и провизии среди нуждающихся. Тем самым они давали священникам возможность беспрепятственно заниматься пастырским служением. О самых первых диаконах рассказывают «Деяния апостолов» в шестой главе. Апостолы, чтобы их ничто не отвлекало от проповеди Слова Божия, призывают выбрать из народа «семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости», чтобы те «заботились о столах» (Деян. 6, 2-3). Апостолы возложили на избранных руки и поставили их на службу, сказав про себя: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6, 4). Со временем, особенно после легализации Церкви, когда умножилось число даяний и благотворителей, диаконы стали заведовать своего рода «социальными центрами» при храмах.
Хотя в святоотеческой литературе нет ни одного сочинения, посвященного теме диаконата, из «Деяний апостолов» мы видим, что диакония – самый древний чин в Церкви после апостольского.
И самый первый мученик в истории Церкви – это Стефан, один из тех самых «семи мужей», рукоположенных апостолами «печься о столах». История его мученичества описана в седьмой главе «Деяний апостолов». Стефан, как и апостолы, проповедовал в Иерусалиме Слово Божие, за что был привлечен к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги.
В конце обращенной к ним проповеди они «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» (Деян. 7, 57). Мученическую смерть Стефана приветствовал в числе прочих Савл – будущий апостол Павел, до своего обращения бывший одним из самых ярых гонителей Церкви.
Интересно также, что в древней Церкви были и диакониссы – «служительницы», которые ухаживали за больными женщинами и помогали готовить женщин к Крещению. Со временем их служение в Церкви полностью прекратилось.
Однако в начале 20 века вопрос о возрождении института диаконисс был поднят и в нашей Церкви. В 1911 году даже собирались открыть первую общину диаконисс в Москве. Этот вопрос обсуждался и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917-18 гг., но никакого решения Собор так и не принял.
Иллюстрация: Диакон. А. Рябушкин, 1888 г.
дьякон
Русский
В Викиданных есть лексема дьякон (L108070). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | дья́кон | дья́коны |
Р. | дья́кона | дья́конов |
Д. | дья́кону | дья́конам |
В. | дья́кона | дья́конов |
Тв. | дья́коном | дья́конами |
Пр. | дья́коне | дья́конах |
дья́-кон
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Встречается также устаревший вариант склонения по схеме 1c①: мн. ч. дьякона́, дьяконо́в и т. д.
Встречается также устаревший вариант написания и произношения: диакон.
Корень: -дьякон- .
Произношение
- МФА: ед. ч. , мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- церк. в православии и католицизме — священнослужитель, имеющий первую, низшую степень священства ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- церк. в ряде протестантских церквей — член религиозной общины, прошедший тот или иной обряд посвящения и занимающийся вопросами хозяйственной деятельности, миссионерства, благотворительности ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
- диакон
Антонимы
- —
Гиперонимы
- священнослужитель, частично: священник
Гипонимы
- иеродиакон
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: диакон, дьяконица, диаконисса, диаконство, иеродьякон, иеродиакон
- прилагательные: диаконский
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Английскийen: deacon
- Испанскийes: diácono м.
- Итальянскийit: diacono м.
- Латинскийla: diaconus м.
- Немецкийde: Diakon м.
- Украинскийuk: диякон м.
- Французскийfr: diacre м.
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
Перевод
Список переводов
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Значение имени Диакон — мужское английское имя
- Стефан Первомученик
апостолами диаконом (служителем) для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1) (Святые диаконы). Избрание… - Кураев, Андрей Вячеславович
Патриаршем соборе Бухареста (рум.) патриархом Феоктистом был рукоположён в сан диакона. По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 годы работал референтом патриарха… - Павел Диакон
Па́вел Диа́кон (лат. Paulus Diaconus или Варнефрид; около 720, Чивидале — около 799, Монтекассино) — бенедиктинский монах, церковный писатель (историк… - Викентий Сарагосский
Викентий Сарагосский, Викентий Августопольский, Викентий Мученик, Викентий Диакон (исп. Vicente de Zaragoza); год рождения неизвестен, умер в 304 году в… - Лев Диакон
Лев Диа́кон (греч. Λέων ο Διάκονος, лат. Leo Diaconus; до 950, селение Калоя (ныне Келез) у истоков Каистра (Кучук-Мендерес), Малая Азия — ок. 1000) —… - Дьякону, Адриан
удалось нанести 36% из своих выброшенных ударов (193 из 540), в то время как Диакону – 31% (153 из 501). Таким образом, Паскаль одержал победу единогласным… - Игнатий (византийский писатель)
Игна́тий Диа́кон (др.-греч. Ἰγνάτιος ὁ Διάκονος, родился около 770—780 годов — скончался после 845) — византийский писатель начала IX века, диакон Великой… - Иоанн Диакон (историк)
Иоа́нн Диа́кон (лат. Iohannes Diaconus, итал. Giovanni Diacono; умер не ранее 1018) — венецианский церковный и государственный деятель, автор «Венецианской… - Иоанн Диакон (Неаполь)
Иоа́нн Диа́кон (лат. Iohannes Diaconus, итал. Giovanni Diacono; около 880 — не ранее 910) — неаполитанский церковный деятель и агиограф. Его наиболее… - Александр Дьякон
Родился в 1674/1675 году и был родом из нерехтских посадских людей, служил диаконом в тамошнем Тенском Владимирском монастыре. Мучимый разными сомнениями,… - Диакону, Эусебио
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Диакону. Эусебио Диакону (род. 16 марта 1981(1981-03-16), Бакэу) — румынский борец греко-римского… - Иоанн Диакон
Иоанн Диакон (Johannes Diaconus, патроним Гиммонид, Hymmonides; 825, предположительно Рим — между 880 и 882) — бенедиктинский монах, церковный писатель… - Марк Диакон
Марк Диа́кон (др.-греч. Μάρκος Διάκονος; лат. Marcus Diaconus; IV век — V век) — дьякон церкви в городе Газа и писатель, автор сочинения «Житие святого… - Артемьев, Пётр (диакон)
Пётр Арте́мьев (1670-е, Суздаль — 21 января 1700, Соловецкий монастырь) — диакон, один из первых русских Нового времени, принявших католичество. Сын православного… - Баранов, Сергей Викторович
Сергей. Серге́й Ви́кторович Бара́нов (25 ноября 1974, Тамбов) — бывший диакон Русской православной церкви (1994—2012), юрист, правозащитник. Сергей Баранов… - Диакону, Мадалина
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Диакону. Мадалина Диакону (рум. Mădălina Diaconu; род. 1970, Бухарест) — австрийский эстетик-феноменолог…
ДЬЯКОН
Смотреть что такое «ДЬЯКОН» в других словарях:
-
ДЬЯКОН — (греческое diakonos), в христианских церквах лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе. Старший дьякон называется протодьяконом, дьякон монах иеродьяконом … Современная энциклопедия
-
дьякон — См … Словарь синонимов
-
Дьякон — (греческое diakonos), в христианских церквах лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе. Старший дьякон называется протодьяконом, дьякон монах иеродьяконом. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
-
ДЬЯКОН — (греч. diakonos) в православии лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе (песнопения, чтения молитв). Старший дьякон называется протодьяконом … Большой Энциклопедический словарь
-
ДЬЯКОН — и (офиц.) д и а к о н, дьякона, муж. (греч. diakonos) (церк.). В православной и католической церкви священнослужитель, имеющий т.н. первую, низшую (чем священник) степень священства, не совершающий самостоятельно богослужения. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
-
ДЬЯКОН — ДЬЯКОН, а, мн. ы, ов и а, ов, муж. В православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы. | жен. дьяконесса , ы (в англиканской церкви). | прил. дьяконский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
-
Дьякон — о. см. Атласова, о. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
-
дьякон — и устарелое диакон (сохраняется в церковной речи); мн. дьякона и дьяконы, род. дьяконов и дьяконов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
-
дьякон — а; мн. дьяконы, ов и дьякона, ов; м. В православной церкви: священнослужитель, имеющий первую (низшую по отношению к священнику) степень священства, помощник священника при совершении церковной службы. ◁ Дьяконов, а, о. Дьяконский, ая, ое. * * *… … Энциклопедический словарь
-
дьякон — и ДИА/КОН, а, м. Помощник священника, имеющий первую степень священства. ► Дьякон вышел на амвон… и торжественно стал читать молитвы. // Лев Толстой. Война и мир //; Дьякон все продолжал играть перстами в бороде. // Тургенев. Записки… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Значение слова дьякон
Примеры употребления слова дьякон в литературе.
И Туберозов уехал, а дьякон отправился к отцу Захарии, чтоб упросить его немедленно же под каким-нибудь предлогом сходить к акцизному и узнать: из какого звания происходит Термосесов?
И с этим дьякон опять забылся и не просыпался до полуночи, когда вдруг забредил: — Аркебузир, аркебузир.
И тут запел хор, и владыка со священниками и дьяконами вышел из царских врат в светлой, усыпанной каменьями митре, в парчовом, тканном серебром и золотом облачении, встал перед иконостасом, сурово сдвинув брови и крепко уставив в пол высокий архипастырский посох.
Все были уже пьяны, а алкоголь придавал собранию характер дикой безалаберщины, а личные обиды, подогретые казенным спиртом, виртуозно перемешивались с научными цитатами, вычитываемыми из книг под неутешные рыдания долгогривого дьякона.
Огромный дьякон Ферапонт в центре, — на голову выше всех, — шел вперевалку, как медведь.
Палицын пишет, что дьякон и левого клироса головщик Гурий Шишкин выведал у Девочкина измену и донес главному воеводе.
Обойдя хозяйственные постройки, житницы и амбары, задержавшись в пекарне, где в четырех огромных квашнях поспевало для новой выпечки тесто, Авраамий с поспешающим за ним дьяконом и левого клироса головщиком Гурием Шишкиным вышли на подворье на колокольный звон.
Улыбнулся Федор, вспомнив кудлатого дьякона: — Хорош голосище у Прова.
Итак, — провозгласил докладчик, повысив голос, — двадцать шестого октября тысяча девятьсот второго года барон Толль, астроном Зееберг и промышленники якут Василий Горохов и тунгус Николай Дьяконов покинули остров Беннетта и пустились по льду на юг к Новосибирским островам.
В другой раз дьякон, совсем молодой, шел в Джвари и сорвался с этой седловины.
Конечно, Дьяконов вспоминал Керчь и свою жену, и все свое хозяйство, о котором месяца два назад говорил, явно прибедняясь по свойственной иным рачительным домоводам привычке.
Дьякон осторожно прошел по жидкому мостику, до которого уже дохватывали грязные волны своими гривами, и взобрался по лесенке в сушильню.
Когда Дьяконов, вконец разобиженннй, удалился, Алексей с запоздалым раскаянием подумал, что отдав дырокол на экспертизу, он тем самым устроил себе западню.
Явление четырнадцатое В раскрытых дверях появляются: Гранд-Скубик, Пугачев, Калабушкин, Маргарита Ивановна, Раиса Филипповна, отец Елпидий, Егорушка, Зинка Падеспань, Груня, дьякон, церковные певчие.
Явление семнадцатое Отец Елпидий, Аристарх Доминикович, Пугачев, Виктор Викторович, дьякон и певчие.
Источник: библиотека Максима Мошкова