Итак, Иисус подходит, вернее, проходит мимо мытницы, места сбора налогов и пошлин, где работает мытарь Левий. Стоп. Откуда появился Левий? Мы же говорили о Матфее. Поправляюсь: Левий Матфей. У апостола было два имени. По этому поводу о. Александр Мень в работе «Первые апостолы» пишет: «Возможны два предположения: либо мытарь Матфей назывался Левием по принадлежности к священническому колену левитов, либо его имя было Левий, а Матфей (Матайя — дар Господень) — прозвище». А еще он фигурирует в Евангелиях как Левий Алфеев, т. е. сын Алфея. Но хватит отступлений!
Вот как сам он рассказывает о своем призвании: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». (Мф.9,9) Сколько же должно быть силы в Господних словах, чтобы сборщик налогов, человек отнюдь не сентиментальный, бросил все (а там было что бросать, как вы понимаете) и пошел за Учителем. И не только пошел, но и стал приводить на встречи с Христом своих бывших коллег. Словом, одним из первых начал миссионерскую деятельность. Недаром же фарисеи упрекали Иисуса в том, что он водится с мытарями и грешниками.
Из всех двенадцати учеников Левий был одним из самых образованных – малограмотного не взяли бы в чиновники. И, следуя за Христом, старательно записывал Его изречения, которые позже легли в основу Евангелия от Матфея. После Вознесения и Сошествия Святого Духа на апостолов Левий Алфеев вместе с товарищами некоторое время проповедовал в Палестине. Но пришло время разойтись по миру. А перед этим новые ученики, которые не знали Христа лично, попросили Матфея записать все, что он знает и помнит об Учителе. Так через 8 лет после Вознесения, т. е. в 40-е годы I века по Р. Х., появилось первая книга Нового Завета.
Она была написана на арамейском языке, который использовался народами Ближнего Востока как средство межнационального общения. Матфеево Евангелие предназначалось для христиан из иудеев. Поэтому тут не объясняются понятные еврею реалии, присутствует много ссылок и цитат из Ветхого Завета, которые иудеи знали наизусть. Да и начинается Евангелие с родословной Христа: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…». Люди эллинской культуры такое значение этому не придавали. Это чисто еврейская черта. Главная же тема Евангелия от Матфея такова: Христос – это Мессия, о котором говорили древние пророки. Оригинал не сохранился, но по греческому переводу видно, что первоначальный язык был арамейским.
Как и остальные апостолы, Матфей проповедовал в разных местах Ойкумены (известной античному человеку части мира). По поводу его кончины существуют две версии. По одной, он был убит по приказу эфиопского царя Фульвиана, хотя и исцелил его жену и сына. Правда, для самого эфиопа все закончилось, с христианской точки зрения, благополучно – он принял крещение с именем Матфей. Димитрий Ростовский очень подробно рассказывает о проповеди и кончине апостола в Эфиопии.
По другой версии, евангелист пострадал в Иераполе Фригийском примерно в 60 г. Недалеко от него произошло чудо в Хонех архангела Михаила. Сейчас это один из главных туристических центров Турции Памуккале. А еще там погиб другой апостол, день памяти которого тоже приходится на эту «ЛК»-неделю, 27 ноября. Это Филипп, чьим именем назван Рождественский пост. А начинается он на следующий день, 28 ноября. А еще днем позже, 29 ноября, мы вспоминаем евангелиста Матфея.
Петр Фокин, псаломщик Знаменской церкви
Содержание
Privacy Overview
Этот веб-сайт использует cookie для улучшения навигации по сайту. Сookie файлы классифицируются по мере необходимости, хранятся в вашем браузере, поскольку они необходимы для работы с основными функциями веб-сайта. Мы также используем сторонние файлы cookie, которые помогают нам анализировать и понимать, как вы используете этот веб-сайт. Эти cookie будут храниться в вашем браузере только с вашего согласия. У вас также есть возможность отказаться от этих файлов cookie. Но отказ от некоторых из этих файлов cookie может повлиять на просмотр сайта.
Этот веб-сайт использует cookie для улучшения навигации по сайту. Сookie файлы классифицируются по мере необходимости, хранятся в вашем браузере, поскольку они необходимы для работы с основными функциями веб-сайта. Мы также используем сторонние файлы cookie, которые помогают нам анализировать и понимать, как вы используете этот веб-сайт. Эти cookie будут храниться в вашем браузере только с вашего согласия. У вас также есть возможность отказаться от этих файлов cookie. Но отказ от некоторых из этих файлов cookie может повлиять на просмотр сайта.
Necessary Always Enabled
Необходимые файлы cookie абсолютно необходимы для правильной работы нашего сайта. В эту категорию входят только файлы cookie, которые обеспечивают основные функции и функции безопасности веб-сайта. Эти cookie не хранят личную информацию.
Non-necessary Non-necessary
Любые файлы cookie, которые могут быть не особенно необходимы для работы веб-сайта и используются специально для сбора личных данных пользователя с помощью аналитики, рекламы и другого встроенного содержимого, прекращаются как ненужные файлы cookie. Перед запуском этих файлов cookie на нашем веб-сайте необходимо получить согласие пользователя.
ЛЕВИЙ МАТВЕЙ
Персонаж романа «Мастер и Маргарита», бывший сборщик податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри. Л.М. восходит к евангелисту Матфею, которому традиция приписывает авторство «логий» — древнейших заметок о жизни Иисуса Христа, которые легли в основу трех Евангелий: Матфея, Луки и Марка, называемых синоптическими. Булгаков в романе как бы реконструирует процесс создания Л. М. этих «логий» — первичного искажения истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, умноженного затем в канонических Евангелиях. Сам Иешуа подчеркивает, что Л. М. «неверно записывает за мной». По утверждению Га-Ноцри: «…Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и неправильно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал». Рукопись Л. М., как и рукопись Мастера, не горит, но она несет не истинное, а извращенное знание. Это первичное искажение идей Иешуа Л. М. ведет к кровопролитию, о чем ученик Га-Ноцри предупреждает Понтия Пилата, говоря, что «крови еще будет».
Отметим, что в первой редакции романа Л. М. записывал за Иешуа в записную книжку. В подготовительных материалах к последней редакции «Мастера и Маргариты» сохранились выписки из книги М. И. Щелкунова «Искусство книгопечатания в его историческом развитии» (1923), где отмечалось, что первые книги в Риме появились лишь во второй половине I в., да и то они были сшиты из папируса, а не из бумаги, которая пришла в Европу еще позднее. Основными материалами для письма в Римской империи времен Иисуса Христа здесь были названы пергамент и папирус. В окончательном тексте романа Л. М. пишет на свитке пергамента, который, в отличие от папируса — долговечного материала — не мог сохраниться в течение столетий и отразиться в Евангелиях.
Проклятия Л. М., адресованные Богу, обнаруживают совершенно неожиданный источник — роман Владимира Зазубрина (Зубцова) (1895-1937) «Два мира» (1921) о гражданской войне в Сибири. Ученик Иешуа, бессильный прекратить страдания Учителя на кресте, убедившись в бесполезности своих молитв, проклинает Бога и как бы передает себя под покровительство дьявола: «Я ошибался! — кричал совсем охрипший Левий, — ты бог зла! Или твои глаза совсем закрыл дым из курительниц храма, а уши твои перестали что-либо слышать, кроме трубных звуков священников? Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!» Главный герой романа Зазубрина, подпоручик белой армии, наблюдая страдания и гибель отступающих офицеров и беженцев, проклинает перед иконой Бога-отца: «Ты видишь? Видишь наши муки, злой старик? Как глуп я был, когда верил в мудрость и доброту твою. Страдания людей тебе отрада. Нет, не верю я в тебя. Ты бог лжи, насилия, обмана. Ты бог инквизиторов, садистов, палачей, грабителей, убийц! Ты их покровитель и защитник».
Обращение Л. М. к дьяволу оказывается эффективным: на Ершалаим с запада надвигается гроза, которая вынуждает Понтия Пилата снять оцепление и добить распятых: Иешуа Га-Ноцри и разбойников Гестаса и Дисмаса. Когда Л. М. позднее приносит Воланду весть о судьбе Мастера и Маргариты, он называет дьявола духом зла и повелителем теней, забыв о своем прошлом обращении к его покровительству, чем и вызван ироничный вопрос сатаны: «Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей?» Теперь Л. М. не желает, чтобы дьявол здравствовал, и в своей версии истории Иешуа Га-Ноцри начисто отрицает участие в ней «князя тьмы», который на самом деле «и на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте», и во время казни, когда услышал проклятия Л. М. в адрес Бога и откликнулся на них.
«Святой Матфей и ангел» — одна из самых знаменитых картин великого итальянского художника XVII века Гвидо Рени (1575-1642). Картина была написана художником в последний период творчества и считается одной из самых значительных его работ, представляющей талант и профессионализм творца.
Картину «Святой Матфей и ангел» Рени писал на протяжении пяти лет, с 1635 по 1640 гг. Холст, масло. Размеры: 86 × 68 см. Картина находится в Пинакотеке Ватикана.
Картина написана в религиозном жанре. В центре сюжета Святой Матфей и ангел. Святой Матфей (Левий Матфей) — один из двенадцати апостолов. Считается автором первой книги Нового Завета и первого из четырёх канонических Евангелий «Евангелие от Матфея». Гвидо Рени изобразил на картине процесс написания Евангелия.
Святой, не отрывая пера от бумаги, подался вперёд к ангелу и записывает всё, что тот ему говорит. Сам Матфей здесь написан достаточно «колоритно», что вызывает убеждение в его мудрости и тайных знаниях. Ангел перед святым выглядит, как юный мальчик с крыльями за спиной. Несмотря на свою юность и трогательное положение пальцев рук, как это обычно делают дети, он представляется здесь настоящим вестником между высшим разумом и людьми. Ангел рассказывает старцу основы жизни, суть божественного мира, которые тот записывает для всех людей. Трогает до глубины души то, как умудрённый жизнью старец вслушивается в слова маленького мальчика, который пришёл из иного мира, чтобы поведать служителю веры самые скрытые тайны бытия.
Картина очень глубокая и эмоциональная. Фигуры Матфея и ангела, их эмоции, их духовная близость, выраженная в их доверительных взглядах и позах, поражает зрителя, заставляет переживать эту сцену лично, будто зритель сам стал свидетелем встречи земного и божественного. Картина Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел» считается шедевром мировой живописи.
Караваджо. Призвание святого Матфея. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
“Призвание святого Матфея” – одна из самых необычных картин Караваджо. Она произвела сенсацию среди современников мастера.
Даже сейчас она кажется неординарной. Христос стоит не в центре. И не на самом видном месте.
Нет, наоборот. В самом углу картины. В тени. Да ещё и почти полностью скрыт другой фигурой! Но мы все равно сразу видим его. Благодаря его красивому и благородному жесту “Ты! Следуй за мной!”
А кто же среди сидящих является Матфеем? Вроде очевидно. Тот, что показывает на себя “Кто? Я? Я должен следовать за тобой?”. Нет. Это не он.
Хотя большинство искусствоведов считает, что это Матфей. Я все-таки придерживаюсь другой версии. Ее разделяет гораздо меньшее число специалистов. Но все же она мне ближе.
Кто же на картине Матфей?
Согласно этой менее популярной версии, картину я читаю так.
Лицом к нам сидит налогоплательщик. С бородой. В чёрном берете с дорогой брошью. Ему лет 35-38. Одной рукой он подкладывает монеты на середину стола.
Рядом с ним юноша 14-15 лет. Тоже хорошо одет. Его сын или ученик. И старик. Видимо прихваченный с собой счетовод.
Сами дворяне такими делами вряд ли занимались. Скорее всего, это управляющий со своими помощниками пришёл заплатить подати. За проезд по мосту. За пользование мощеными дорогами. Мало ли за что ещё.
Матфей – городской мытарь. На современном языке – сборщик налогов. Одной рукой он пересчитывает монеты. Другой крепко держит кошелёк. Он сидит во главе стола. На стуле. Он здесь главный. Клиент может и на скамейке посидеть.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Он молод. Ему ещё нет и тридцати. Но это и неудивительно. Ведь профессия перешла ему по наследству от отца.
На встречу с налогоплательщиком он взял своего телохранителя. Это молодой человек. Ловко владеющий шпагой. Придя в таверну, он развернул лавку поперёк. И нагло уселся на неё напротив холёного юноши. Он дерзок, драчлив. Его горбатый нос и маленькие глаза подходят к его шпаге. Его образ приводит в легкий испуг несговорчивых должников.
Вдруг в таверну входит Христос с апостолом Петром. Луч света “разрезает” пространство. Как будто в тёмный мир грехов и пороков пробился луч спасения.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Телохранитель мытаря инстинктивно подался вперёд. Его рука тянется к шпаге. Не удивительно. В таком злачном месте кого угодно можно встретить. В том числе головорезов, жаждущих лёгкой добычи.
Юнец, наоборот, отпрянул назад, оперевшись на своего отца или учителя. Он не привык к каждодневным дракам. В отличие от своего соседа напротив.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Матфей ещё не успел поднять глаза. Он погружён в подсчёт денег. Он ещё принадлежит этому миру греха и порока. Но Христос его уже призывает. Мы знаем, что через секунду он поднимет глаза. И пойдёт за учителем.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Ещё один факт говорит в пользу того, что именно юноша во главе стола является святым Матфеем.
Для той же церкви Караваджо написал ещё одну картину “Святой Матфей и Ангел”.
Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 г. (Копия). Оригинал утерян во время Второй Мировой войны
Судя по этой картине, Караваджо изобразил того самого юношу в старости. Та же поза и взгляд. Та же большая голова и коренастая фигура. Посмотрите, насколько мужчина с бородой не похож на Матфея-старика.
Кстати, картина “Святой Матфей и Ангел” многострадальная. Ее не приняли заказчики. Служители церкви были возмущены видом святого. Как можно? Какой-то бродяга с грязными пятками. Да ещё сгорбился над книгой! А где возвышенность образа? Где святость?
Это была не единственная отвергнутая работа мастера. Об этом я подробно писала в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов жизни и творчества”.
В угоду церкви Караваджо написал другого “Святого Матфея”. На ней уже сходства с юношей нет. Уже видимо не до этого было.
Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. Wikimedia.m.commons.org
Зачем Караваджо “спрятал” Христа?
Да, картина необычна. Караваджо смог виртуозно показать столкновение обыденного, греховного. С чудом и светом надежды на спасение.
Вернёмся к фигуре Христа. Ведь все равно хочется ответить на вопрос. Зачем Караваджо усложнил себе задачу? И поместил Христа за фигуру святого Петра?
Это сделано художником умышленно. Посмотрите, как святой Петр повторяет жест своего учителя. Он не такой благородный. Неловкий.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Также и в жизни. Апостолы, а затем их последователи станут проповедниками христианского учения на земле. Он ушёл. А они остались. Чтобы нести слово божие людям.
Апостол и евангелист Матфей: о чем молятся святому и кому он помогает
29 ноября во второй день Рождественского поста православная Церковь вспоминает святого апостола и евангелиста Матфея – одного из двенадцати ближайших учеников Христа. Об апостоле Матфее (Левии Матфей, как его еще называют) мы знаем очень мало, хотя именно он – автор того Евангелия, с которого начинается Новый Завет. Достоверно известно только то, что он был мытарем, то есть сборщиком таможенных пошлин, а также братом другого апостола, Иакова. Их отца звали Алфеем, отсюда еще одно его имя: Левий Алфеев.
Он жил в Галилее, в городке Капернауме, который был расположен на дороге, связывавшей два крупных города – Кесарию и Дамаск. В таких городках, как Капернаум, в те времена устанавливали таможенные пункты, где со всех путников и торговцев, проезжавших по дороге, взимали пошлину. Этим и занимались мытари, которые в то время были весьма состоятельными людьми. Однако занятие это считалось недостойным, презираемым в обществе. Ведь мытари трудились на городскую администрацию, то есть на оккупантов-римлян, обирая своих сограждан. К тому же они собирали их трудовые, честно заработанные деньги не только в казну, но и в свой карман.
Как презренный мытарь стал апостолом и евангелистом
В Евангелии очень коротко изложено, как мытарь Матфей встретился с Иисусом Христом, и как стал его учеником. Это говорит о скромности евангелиста, ведь он мог посвятить своим взаимоотношениям с Учителем половину труда, но ограничился двумя сдержанными фразами.
К моменту встречи с Христом Матфей уже слышал о человеке, который ходит из города в город, проповедует и совершает чудеса. И когда Спаситель, окруженный учениками и теми, кто хотел слушать его, проходил мимо мытаря,то Иисус увидел его и остановился. Вот как это описано в Евангелии: «После сего (Иисус) вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними». Этот эпизод очень интересен. Ведь то, что Иисус согласился войти в дом презренного мытаря и пировать с ним, вызвало возмущение у фарисеев и книжников. Они говорили, мол, как это Иисус ест и пьет с мытарями и грешниками? Но Христос ответил им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать к покаянию не праведников, но грешников».
После этого Матфей оставил свой дом и свое состояние и ушел за Христом, став одним из 12 его ближайших учеников. Как и остальные апостолы, он видел крещение Спасителя в водах Иордана, стал свидетелем его проповеди, крестных страданий, смерти и воскресения. Наконец, он видел, как Иисус вознесся на Небеса, после чего на Матфея, как и на остальных апостолов, на горе Фавор сошел Дух Святой.
Вся последующая жизнь апостола Матфея была посвящена проповеди Христовой. Мы очень немногое знаем об этой жизни. Матфей восемь лет проповедовал в Палестине. Затем он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию, Мидию и обошел всю Эфиопию. Ведь ему выпал жребий проповедовать в этой стране.
Известно, что главным делом его жизни было свидетельство о Христе, как о Мессии и Спасителе мира. Но если остальные апостолы несли эту проповедь отдельным народам, то Матфей пошел еще дальше. Он написал для потомков Евангелие от Матфея, которое вместе с тремя другими Евангелиями составило основной христианский первоисточник – Новый Завет. Тот, который уже двадцать первое столетие обращает в веру новых людей по всей Земле. Новый Завет считается документом, продиктованным евангелистам самим Господом и представляющим собой открытие Богом самого себя и своей воли людям. И не известно, смогла бы вера во Христа стать одной из основных мировых религий, если бы не труды Матфея и трех других евангелистов – Луки, Иоанна и Марка – которые составляют Новый Завет.
О чем молятся святому Матфею и кому он помогает
Поскольку до призвания на апостольскую службу к Господу Матфей был сборщиком пошлин, считается, что он покровительствует всем, кто имеет отношение к финансам. Бывший мытарь помогает налоговым инспекторам, таможенникам и банкирам. А также чиновникам и всем сотрудникам финансового сектора – от бухгалтеров до биржевых брокеров. Не зря на территории административно-хозяйственного комплекса налоговых инспекций по городу Москве стоит храм-часовня святого апостола и евангелиста Матфея. Кроме того, к нему обращаются с молитвой о заступничестве и восстановлении справедливости те, к кому несправедливо отнеслись финансовые проверяющие органы и те, кто хочет получить кредит или ссуду.
Поскольку святой апостол Матфей стал Евангелистом, то есть, по сути, писателем, к нему обращаются за помощью также те, чья деятельность связана со словом, от копирайтеров, журналистов и рекламщиков, до писателей и сценаристов, не говоря уж о филологах и лингвистах.
Апостол Матфей помогает также всем, кто просит его об укреплении в вере и о защите от искушений. Однако надо помнить, что всем святым и апостолу Матфею в частности следует молиться с верой в силу Божию, а не в силу иконы или самой молитвы.