Содержание
- Кто и во сколько лет может стать крестным отцом для ребенка
- Крестный папа – кто это
- Кто может стать крестным родителем
- Кому не крестить ребенка
- «Крестные и родители должны научить ребенка жить по-христиански»
- Допустим ли малый возраст крёстной матери?
- Особенности крещения отроков (детей 7-14 лет)
- Может ли несовершеннолетний стать крестным?
- Крещение младенца
Кто и во сколько лет может стать крестным отцом для ребенка
Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье вы найдете ответ на вопрос, кто может претендовать на роль духовного отца. Вам станет известно, во сколько можно крестить ребенка. Выясните, может ли член семьи стать крестным для малыша и кому нельзя крестить.
Крестный папа – кто это
Мужчину, который крестит ребенка, также называют восприемником. Он является свидетелем таинства крещения, поручителем веры за того, кого крестят. Этот человек берет на себя обязанности наставлять своего крестника касательно правил христианской жизни.
Мужчина, который крестит ребенка, делает неоценимый вклад в его духовное воспитание, он способствует развитию любви малыша к Богу, ведь его главной задачей является духовное наставничество.
К сожалению, задумываясь сегодня о том, какими должны быть обязанности духовного отца, все чаще приходят к тому, что он должен купить ребенку нательный крестик, оплатить священное таинство, выпить за его здоровье, встречаться с ним на дни рождения и Рождество, презентуя игрушки или деньги. Если же следовать правилам православной церкви, то к таким обязанностям относят следующие моменты:
- вместо карапуза отрекается от дьявола, служения ему, отвечает за ребенка, что готов служить Христу – он фактически поручается за духовное развитие своего крестника;
- обязуется помогать малышу на протяжении всей его жизни, а также его родителям, в частности родному отцу. Он возлагает на свои плечи заботу о духовном и нравственном воспитании малыша.
Важно, чтоб взаимоотношения с крестным отцом не прекращались, контакт сохранялся максимально долго. Доверительные отношения позволят малышу, который станет взрослым человеком, при необходимости обратиться советом к крестному родителю, его поддержкой. Духовный отец обязан прийти на помощь, быть к этому готовым.
Особое значение имеет крестный для мальчика. Он должен стать образом благочестия, мужественности, милосердия – человеком, на которого будет равняться взрослеющий ребенок.
Если вам предлагают примерить на себе роль крестного отца, но вы понимаете, что испытываете недостаток знаний о церковных и христианских правилах, то не стоит сразу отказываться от этой миссии. Вам под силу восполнить пробелы, побеседовав со священником, углубившись в религиозную литературу, посетив храм. Именно поэтому перед крестинами ведутся беседы с будущими духовными родителями, их подготавливают к святому таинству.
Моим духовным отцом стал папин друг, но так сложилось, что в последний раз я его видела в три годика. Крестным моего сына стал лучший друг мужа. Судьба повторилась. На роль крестного отца моего сына претендовал мой двоюродный брат, то есть его дядя, но муж настоял на кандидатуре своего друга, как оказалось зря.
Кто может стать крестным родителем
Выбирая крестного отца, необходимо учитывать его вероисповедание, родственную связь с намеченным крестником и возраст.
Крестить ребенка может:
- православный христианин;
- родственник, а именно: брат, дядя, дедушка;
- церковный человек, так как именно ему будет поручено водить своего крестника в храм, контролировать его христианское воспитание;
- претендент на эту роль сам должен быть крещенным;
- человек, с которым родителей связывают хорошие отношения, положительные эмоции, приятные воспоминания – идеально, если он еще и их ровесник;
- если вас интересует вопрос, с какого возраста можно стать крестным папой, то ответ – с 14 лет. Считается, что после 14-летия духовный мир подростка уже сформирован, ему под силу стать примером для своего крестника.
Если вы решаете пригласить на роль духовного отца члена своей семьи, задумайтесь о том, что родственники и так будут проявлять заботу о вашем чаде. Не лучше ли на эту роль пригласить кого-то из своего близкого окружения, кого-то, кому вы можете доверять. Чтоб рядом с ребенком оказался еще один человек, способный одарить его своей заботой и любовью, с которым он смог бы общаться на протяжении своей жизни.
Мой супруг стал крестным отцом моей племянницы. Он заботиться о ней, поддерживает, несмотря на то, что мы уже два года живем в другом городе. Муж навещает ее не только по праздникам, он старается проводить с ней, как можно больше времени. Я считаю, что он хорошо справляется со своей ролью и с обязанностями, возложенными на него.
Кому не крестить ребенка
Родной отец не может крестить своего ребенка
Когда вы решаете, кого пригласить на роль духовного родителя своего карапуза, учитывайте тот факт, что далеко не каждый мужчина сможет справиться с возлагаемыми на него обязанностями. Давайте рассмотрим, кто не может быть крестным.
- Крестным не может быть муж женщины, которую пригласили на роль крестной. Так как не допускается, чтоб крестные родители одного малыша имели между собой близкие отношения или состояли в браке.
- Нередко у людей возникает вопрос, может ли отец стать крестным своему ребенку. Ответ на него — нет. Отчим также не может стать крестным отцом.
- Недопустимо, чтоб крестным стал малознакомый человек. Нужно понимать, что такой индивид может негативно повлиять на ребенка. Не исключено, что он попросту исчезнет из жизни крестника, тем самым лишив его духовной защиты и поддержки.
- Монах также не может быть крестным.
- Подросток до 14 лет. Он еще сам является ребенком и не может нести ответственность за духовное воспитание другого малыша.
- Душевнобольной индивид. Он не в силах контролировать свою жизнь, и уж тем более не может возлагать на себя ответственность за кого-то.
- Люди, которые ведут неправильный образ жизни, употребляют запрещенные препараты, злоупотребляют спиртным, не могут становиться крестными.
- Озлобленные и злые личности не способны заниматься духовным наставничеством маленького человечка.
Недопустимо настаивать на том, чтоб кто-то стал крестным, если человек этого не хочет. Важно, чтоб желание было искренним. Нужно понимать, приглашая родственника, вы фактически не даете ему права выбора, так как крайне сложно отказать своему близкому. В итоге рядом с малышом оказывается крестный, который духовно не настроен им быть, а это оказывает негативное влияние на дальнейшую жизнь карапуза.
Важно знать, что недопустимо менять крестного, даже если он отказался от веры или пропал без вести.
Теперь вам известно, во сколько можно становиться крестным отцом. Как видите, нижние границы оптимального возраста предоставляют родителям широкий выбор претендентов. Помните о том, что крестным родителем должен стать человек, которому вы готовы доверить духовное благополучие своего ребенка, в котором будете полностью уверены, убеждены, что он сможет наставить малыша на праведный путь, защитить его.
«Крестные и родители должны научить ребенка жить по-христиански»
Крещение ребенка – важное, может быть, даже главное событие и в его жизни, и в жизни его родителей. Но как правильно подготовиться к крещению, как выбрать крестных и почему в саратовских храмах теперь проводят перед крещением огласительные беседы? Эти вопросы мы задали клирику Свято-Троицкого собора г. Саратова иеродиакону Паисию (Шурухину).
ПОДГОТОВКА
Иеродиакон Паисий (Шурухин)
– Отец Паисий, я знаю, что вы проводите огласительные беседы перед крещением детей. Давно ли введено это новшество в саратовских храмах и для чего?
– Такие беседы проводятся перед крещением не только детей, но и взрослых, это не новшество. Огласительные беседы как сообщение христианского учения вступающим в Церковь проводились в Церкви с момента ее возникновения. Господь сказал апостолам: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19). Вот это «научите» и есть указание Господа на необходимость научения основам веры до принятия крещения.
Обучение основам христианской веры известно было уже в апостольский период Церкви: известно, что апостол и евангелист Марк основал огласительное (александрийское) училище для наставления обращенных. Оглашение в древней Церкви занимало времени от сорока дней до трех лет. У оглашенного должен был быть восприемник – свидетель, поручающийся перед епископом или пресвитером за искренность намерений желающего стать членом Церкви.
В дореволюционной России оглашение проходило в течение шести недель. Только после этого человек мог быть окрещен. Ситуация изменилась в советские годы, когда оглашение и само крещение практически были запрещены. Лишь с недавнего времени государство перестало быть непримиримым врагом Церкви, и теперь снова введена практика оглашения. Каждый человек должен быть ознакомлен с основными положениями нашей веры, уметь правильно обосновать, почему он так верит, объяснить, чем отличается Православие от других религий и конфессий.
Сейчас мы проводим две беседы в течение полутора-двух часов, больше люди не выдерживают.
– Огласительные беседы проходят и с родителями, и с крестными?
– Мы должны готовить людей к их будущей ответственности – быть крестными. Поэтому беседы обязательны для крестных. Безусловно, присутствие родителей тоже желательно.
ВЫБОР КРЕСТНЫХ
– Отец Паисий, скажите, крестными могут стать любые люди из окружения родителей или крестные все же должны быть воцерковленными людьми?
– Последнее является обязательным условием. Крестные должны быть не только крещеными, но и воцерковленными людьми. К сожалению, в настоящее время это не всегда соблюдается, и когда на огласительных беседах разговариваешь с крестными, они не могут даже прочесть наизусть Символ веры (краткое изложение православного вероучения).
Ко мне подошел как-то человек и спросил, зачем нужны огласительные беседы, сказал: «Я уже крестный, у меня есть крестники, и я хочу стать крестным еще раз».
В разговоре выяснилось, что он не знает Символа веры, сам не воцерковлен и ни одного своего крестника он не принес ни разу в храм ко Причастию. Просто посидели за столом после крещения и разошлись. Никакого духовного воспитания крестников нет, но так не должно быть: как может человек отвечать за что-то, о чем он не имеет представления? А крестные – это, в первую очередь, духовные воспитатели. Если папа и мама ребенка являются его физическими родителями, то крестные являются его духовными наставниками, они обязаны помочь крестнику стать православным человеком. При крещении ребенка они дают серьезные обеты перед Господом. Человек, не знающий вероучения и законов Церкви, не живущий церковной жизнью, не сможет быть духовным воспитателем мальчика или девочки. Церковь благословила крестить детей с младенческого возраста. Потому что трудно представить себе православную семью, где родители будут крещеными, а их ребенок – нет. Но сам младенец не может дать сознательную присягу на верность Богу, и за него это делают его крестные родители.
Крещение – как второе рождение, духовное. Оно является дверью в Церковь. Человек, принимающий крещение, становится членом Церкви, оказывается на ее пороге. Это начало пути. В дальнейшем уже от него зависит – пройдет ли он вперед. Конечно, дорога предстоит трудная, но Господь не обещал нам легкого пути. А помочь идти ребенку и призваны крестные.
– Если человек не знает, крещен он или нет, может ли он стать крестным родителем?
– Нет, крестным может быть только крещеный человек. Если человек не знает, был ли он крещен в детстве, ему нужно обратиться к священнику и креститься чином «аще не крещен». Только после него человек может стать крестным.
– Обязательно ли наличие двоих крестных?
– Нет, не обязательно. Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.
– Какого возраста должны быть крестные родители?
– Крестным можно стать, начиная с 14 лет. В этом возрасте Церковь считает ребенка уже достаточно взрослым для принятия важных решений в его жизни. Верхнего ограничения возраста не существует, если, конечно, у потенциального крестного нет умственных отклонений или каких-то тяжелых болезней. Родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще, супруги не могут быть крестными у одного ребенка.
– Если подытожить, каковы, если можно так выразиться, основные требования к крестным?
– Во-первых, они должны вести благочестивую жизнь. Во-вторых, они должны осознавать всю глубину предстоящей ответственности. В-третьих, безусловно, будущие крестные должны быть или стать воцерковленными людьми, регулярно участвующими в церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Крестные должны заниматься духовным воспитанием ребенка, научить вере, приучить его к молитве, Причастию и церковной жизни, читать ему соответствующую литературу, чтобы Церковь стала частью жизни ребенка. Исходя из этого, родители ребенка и должны выбирать крестных, а не просто потому, что эти люди им хорошо знакомы. Родители должны быть уверены, что в крестных для своего ребенка они не ошибутся.
– То есть на крестных и родителей крещаемого ребенка ложится большая ответственность? Просто зачастую в жизнь людей факт крещения их ребенка не привносит никаких изменений.
– Да, и эта ответственность велика. К сожалению, многие относятся к вере как к чему-то абстрактному, как к обычной философской теории. Но если человек не будет стремиться к воцерковлению, в его жизни и после крещения вряд ли что изменится. При погружении в купель человек освобождается от всех грехов, в том числе и от первородного. И в дальнейшем от человека зависит, совершать новые грехи или вести борьбу с ними. И ответственность родителей и крестных очень большая: они должны научить ребенка жить по-христиански, по заповедям Божиим. Если восприемники не сделают этого, грех нарушения клятвы ляжет на них. В таком случае они оставляют ребенка без своей защиты. Если крестный не выполняет своих обязанностей, то смысла в нем как в восприемнике нет совершенно. Человек, когда он становится крестным, обязательно должен понимать глубину и важность происходящего события.
КОГДА КТО-ТО ПРОТИВ
– Бывает так, что один из родителей ребенка придерживается другого вероисповедания. Возможно ли тогда крещение ребенка по православным канонам?
– Конечно, возможно, если второй родитель согласен на крещение младенца и его православное воспитание. Если же он против, то необходимо смотреть по ситуации. Иногда детей приносят крестить и тайно. Были случаи, когда мама – христианка, а отец – мусульманин. Но тогда один из родителей может подвергнуть риску всю семью. Как отнесется отец к такому факту? Может быть скандал, и даже разрушится семья. Поэтому сложно дать однозначный ответ. Лучше в такой ситуации подойти к священнику и подробно изложить все жизненные обстоятельства конкретной семьи. Но вообще Церковь не рекомендует выходить замуж за инаковерующего, чтобы не случилось подобных разногласий. Потому что человек ради сохранения семьи может пренебречь своей верой, сначала у него возникнут сложности с посещением богослужения, а потом может произойти и отпадение от веры.
– Можно ли крестить ребенка, если один или более членов семьи против?
– Таких людей следует постараться уговорить на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно.
– Бывают ли случаи, когда родители не крестили ребенка, не сочли нужным, а он, достигнув совершеннолетия, уже сам пришел креститься?
– После четырнадцати лет подросток может сам прийти, без родителей и крестных, и принять крещение. Но подобные ситуации стоит рассматривать отдельно, дабы уменьшить возможность создания скандалов в семье. У нас были случаи, когда домашние вели чуть ли не войну с крестившимся тайно членом семьи. Но со временем ссоры сглаживались, и в семье потихоньку смирялись с произошедшим.
– При совершении Таинства Крещения мальчиков вносят в алтарь, а девочек – нет. С чем это связано?
– Издревле так сложилось, что женщины без особого благословения не могли входить в алтарь. И женщинам вход в алтарь закрыт. Поэтому во время обряда воцерковления, который совершается сразу после крещения, мальчиков как будущих мужчин вносят в алтарь, а девочек подносят к царским вратам.
– При крещении ребенку иногда дают другое имя, не то, которое выбрали родители и которое внесено в документы. А чем обусловлен выбор священником того или иного имени?
– Если малышу дано имя, которого нет в православном месяцеслове, то в этом случае смотрят, память какого святого празднуется в день рождения ребенка, на восьмой день по рождении или в день его крестин или просто подбирается православное созвучное имя для крещения. Может быть выбрано имя почитаемого в семье святого. В документах, конечно, останется прежнее имя, но в Церкви человек должен называть свое церковное имя, полученное им в Таинстве Крещения.
Покайтесь, ибо Господь грядет судить |
Избранное | Переписка | Календарь | Устав | Аудио | |
Имя Божие | Ответы | Богослужения | Школа | Видео | |
Библиотека | Проповеди | Тайна ап.Иоанна | Поэзия | Фото | |
Публицистика | Дискуссии | Библия | История | Фотокниги | |
Апостасия | Свидетельства | Иконы | Стихи о.Олега | Вопросы | |
Жития святых | Книга отзывов | Исповедь | Архив | Карта сайта | |
Молитвы | Слово батюшки | Новомученики | Пожертвования | Контакты | |
Вопрос №675
Допустим ли малый возраст крёстной матери?
Климов Игорь , Москва, Россия
25/06/2003
Здравствуйте, отец Олег!
Вопрос мой о таинстве крещения, и в частности о возрасте крёстной матери.
Есть ли какие либо ограничения? В нашей семье родился сын и жена моя предлагает, что бы крёстной матерью нашему сыну стала девочка 9-ти лет от роду.
Допустим ли столь малый возраст крёстной матери, если крёстным отцом будет мужчина 25-ти лет от роду?
Спасибо.
Ответ отца Олега Моленко:
По Требнику, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола, или женщина для лица женского пола (Бол. Треб., 5 гл., «зри»). Обыкновенно же восприемников бывает двое: мужчина и женщина. Но тогда мужчина (для жен. лица) и женщина (для муж. лица) являются свидетелями, а не собственно крестными родителями. Недопустимо допускать к младенцу мужского пола восприемниками двух мужчин, а для женского пола – двух женщин. В случае крайней нужды (например, смертной опасности), крещение может быть совершено и без восприемника. В таком случае, также, восприемником может быть сам крещающий священник, псаломщик или их жены (у псаломщицы – муж).
Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, глухонемые (ибо не могут говорить за крещаемого положенные слова и обеты), неверующие, некрещеные православно, иноверные, еретики, преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении, по своему нравственному поведению (понятно, что речь идет о христианском обществе). К последним должно отнести скоморохов, циркачей, смехотворцев и почти всех актеров театра, эстрады, телевидения и кино.
Не должны быть восприемниками малолетние (т.е. не достигшие гражданского совершеннолетия или 17 лет от рождения), как еще неспособные к делу учительства и не твердые в разумении веры, силы таинств и других духовных предметов, кроме случаев крайней необходимости и совершенной невозможности иметь восприемника совершеннолетнего; но и в этом последнем случае восприемники должны иметь, по крайней мере, церковное совершеннолетие, т.е. восприемник должен иметь 15, а восприемница 13 лет (Ук. Св. Син. 1836 г., V, 23; 1837 г., VIII, 27).
Закон определенно предписывает в восприемники и восприемницы при св. крещении допускать достигших совершеннолетия церковного. Восприемники, по истинному разуму церковного установления, суть поручители пред Церковью за крещаемых и, особенно при крещении младенцев, произносят за них обеты христианские, а потому обязаны споспешествовать наставлению их в учении и утверждению в жизни христианской, почему и принимают важное наименование крестного отца и крестной матери, но малолетним и младенцам несвойственно как это наименование, так и исполнение, соединенное с этим наименованием, обязанностей невозможно. Кроме этого, в делах производящихся о событии крещения после священно-церковно-служителей ближайшими и надежнейшими свидетелями должны быть восприемники, – к чему малолетние не способны.
Ни в каком случае родители не могут быть восприемниками от купели крещения своих собственных детей, иначе супружество их должно быть расторгнуто, по 53 правилу шестого Вселенского собора.
В вашем случае с крещением младенца-сына вполне достаточно одного восприемника – мужчины 25 лет, если он сам крещен и знает основы православной веры.
Особенности крещения отроков (детей 7-14 лет)
Крещение в любом возрасте — очень важный и ответственный шаг. Если за младенцев, которых крестят в раннем возрасте, несут ответственности родители и крестные, то отроки уже способны самостоятельно определить, для чего они принимают Крещение. Отроком в Русской Православной Церкви считается ребенок от 7 до 14 лет. Таинство Крещения в этом возрасте проводится почти также, как и у взрослых людей. Перед совершением Таинства с крещаемым обязательно проводятся огласительные беседы. Ребятам рассказывают об Основах Православной веры, основных молитвах, которые они должны знать («Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево»). До 7-летнего возраста согласие на Крещение должны дать только родители ребенка. После 7-ми лет и до 14-ти о согласии уже спросят не только маму и папу, но и самого крещаемого. А вот для ребят старше 14-ти разрешение на Крещение от родителей уже не нужно. |
Фото Натальи Белянской |
К самому Таинству Крещения отроку нужно готовиться. Можно понести небольшой трехдневный пост, если нет никаких медицинских противопоказаний, посетить службу утром и вечером. Для проведения самого обряда Крещения потребуется:
- крестильная одежда
- православный нательный крест
- для девочек косыночка
- крестильное полотенце
- тапочки
Обратим ваше внимание на то, что в разных храмах существуют различные традиции проведение самого обряда Крещения. В одних ребенок сам погружается в купель, в других Таинство происходит через обливание головы.
При погружении в купель ребенок может не надевать крестильную одежду, погружаться в нательном белье, а крестильную рубашку надеть после.
В любом случае вам необходимо уточнить в том храме, где будет проводиться Крещение, какова традиция проведения обряда у них. Это поможет вам правильно подготовить ребенка, рассказать отроку, что ему придется делать и для чего.
После выхода из купели ребенок обтирается полотенцем и остается в крестильной одежде до завершения Таинства Крещения.
Может ли несовершеннолетний стать крестным?
Добрый день, Ольга!
Крещение – это церковное таинство, при крещении вы выбираете своему ребенку вторую мать и второго отца, если можно, так выразиться, поскольку, если в течении жизни случиться так, что вы не сможете больше заботиться о своем ребенке именно крестный отец и крестная мать ре6бенка должны будут заменить ребенку родителей.
Но так или иначе, по канонам Православной Церкви к крестным родителям также предъявляются некоторые требования, во-первых, присутствовать на процедуре, то есть, «заочно» стать крестным ребенка не получиться. Такого понятии в Православной Церкви Крестными могут сеть близкие родственники ребенка , например, бабушки, дедушки, дяди и тети ребенка.
Стоит подойти к вопросу о крещении ребенка со всей ответственностью, также к выбору крестного отца и матери, к сожалению ваша подруга стать крестной для вашего ребенка не сможет, поскольку несовершеннолетние дети не могут стать крестными родителями. Увы, таковы правила.
Помимо этого крестными ребенка не могут стать люди, которые находиться браке, либо собираться вступить в законный брак, поскольку крещение исключает такого рода связь между крестными родителями ребенка.
Помимо этого женщинам в дни месячных не рекомендуется посещать церковь и участвовать в таинствах, но если все же так случилось, то об этом обязательно необходимо рассказать на исповеди.
Как правило, по традиции выбирают двух крестных родителей, совершенно очевидно, что – это должно быть не посторонние люди ,, но Православной Церковью запрещается при выборе крестных родителей для ребенка руководствоваться личной выгодой, алчностью или же жаждой наживы.
Крестной ребенка также может стать и беременная женщина, в данном случае никаких запретов по данному поводу не существует.
Также крестным отцом ребенка , при желании родителей, может стать и священник – сейчас такое встречается достаточно часто. Тем более, что нет определенных ограничений по поводу того сколько именно раз человек может становиться крестным отцом или матерью.
С уважением, вероника.
Крещение младенца
Что означает Таинство крещения?
Мне не хотелось бы сейчас давать полного догматического определения Таинства Крещения, о чем можно прочитать или в Пространном Катихизисе святителя Филарета, митрополита Московского, или в любом учебнике Закона Божия. Мне хотелось бы сказать о том смысле крещения, который, с одной стороны, определяется, как вхождение, рождение в жизнь вечную, а с другой — как врата Церкви. На самом деле эти два смысла всегда сопряжены между собой и сущностно едины, ибо в крещении человек действительно рождается в иное онтологическое, в иное качественное состояние. Крещеный и некрещеный — это, если использовать мирские аналогии, как здоровый и больной, как зрячий и слепой. Состояние крещеного, пребывающего внутри церковной ограды, тот, кто находится вне ее, может как-то увидеть и описать, но испытать и пережить его можно только, будучи в Церкви, как Теле Христовом. Что, безусловно, подразумевает и отворение церковных врат и переступание порога, за которым следуют следующие шаги. Да, они следуют, но сначала нужно открыть дверь и войти. А потом открывается путь длиной во всю нашу земную жизнь. Первый же и ответственнейший ее порог — это крещение.
Известно, что при обнаружении угрозы жизни новорожденного практикуется немедленное крещение даже лицами без духовного звания. Но почему Таинство крещения совершается исключительно над уже родившимися младенцами? И что служит препятствием для крещения младенца, еще находящегося во чреве матери, если обнаружена серьезная угроза для его жизни, например, угроза выкидыша?
Ничего случайного в этой жизни не происходит. Если волос с головы человека не падает без воли Отца нашего Небесного, то тем более нельзя считать случайным и факт вхождения или не вхождения человека в эту жизнь. Не благословил Господь родиться младенцу в этот мир или попустил, не удерживая свободную волю человека, совершиться греху аборта или какому-то другому непроизвольному случаю, из-за чего человек в мир не родился, — все это без воли Божией не происходит. Поэтому, говоря о неродившихся или во чреве матери убиенных младенцах, мы не имеем в виду, что они вовсе жизни вечной не причастны или находятся в состоянии осуждения. Святитель Григорий Богослов и другие отцы Церкви затруднялись выносить определенное суждение об участи родившихся и умерших некрещеными младенцах, то же самое относится и к тем, кто по неведомым нам путям Божиим в этот мир не родились.
Как правило, крещение младенца происходит на сороковой день от рождения, а имя дается на восьмой. Есть ли в этом какой-то смысл?
Наречение имени на восьмой день — это ветхозаветный обычай, восходящий еще ко временам «Второзакония» и усвоенный Православной Церковью. Но какого-то церковного установления крещения на сороковой день нет, это скорее практика нового времени, XX века, связанная с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее естественной женской слабости и послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. И первое после перерыва вхождение матери в храм сопровождается чтением особых очистительных молитв, до прочтения которых она не должна присутствовать на богослужениях. Эти молитвы напоминают нам о ветхозаветных установлениях, по которым младенец приносился в Иерусалимский храм на сороковой день. Как мы знаем, Сретение Господне также произошло именно в этот день, в соответствии с законодательством Моисея.
Но непосредственно ко дню крещения не нужно относиться буквально, можно крестить младенца чуть позже, чуть раньше. Прежде, когда храмов было много и они были близко от дома, крестные могли дойти до ближайшего прихода и без присутствия матери крестить младенца при наречении имени. И сейчас иногда по желанию родителей мы крестим ребенка до сорокового дня. Особенно когда есть хоть какая-то опасность здоровью ребенка. А если есть угроза его жизни, то можно крестить и в первый, и во второй, и в третий день по рождении.
Чем руководствоваться при выборе имени для своего ребенка?
Желательно руководствоваться критериями более глубокими, чем просто сочетание имени и отчества в некоем фонетически привлекательном созвучии. И родители-христиане, не желая доставить сыну или дочери излишних жизненных скорбей, особенно в детстве, из-за слишком экстравагантного имени, прежде всего постараются найти своему ребенку небесного покровителя, которого бы он мог чтить и которому все они отныне станут сугубо молиться. Не случайно очень часто, что хорошо известно по истории Церкви, люди были названы в честь тех угодников Божиих, которые преимущественно были почитаемы в данной стране или в целом христианском мире и к которым можно относиться как к образцу для следования за ними. Кроме того, многие родители дают имя ребенку из списка тех святых, память которых совершается на восьмой день после его рождения. Бывает, что выбор имени определяется благоговейной памятью о тех или иных усопших близких, дедушках, бабушках, прадедушках, прабабушках или некоей семейной традицией, скажем, старшего сына в семье нарекать определенным именем, традицией, связывающей человека с его предками. В любом случае, если за наречением имени стоит серьезное побуждение, а не просто вкусовые и эстетические предпочтения родителей, то этот выбор Церковью будет одобрен и для ребенка, окажется полезным.
Житие святого, имя которого ты носишь, каким-то образом определяет твою жизнь?
Да, только не в смысле астрологических представлений о знаках зодиака, которым чуть ли не поклоняются неоязычники и безбожники, а в том смысле, что мы верим, что ничего случайного в нашей жизни не бывает. Поэтому неудивительно, что христианин или христианка постараются в лике, в житии, в подвиге святого, имя которого он или она носят, увидеть нечто, с чем необходимо найти сообразность и в своей жизни.
Как выбрать крестного для своего ребенка?
Разумнее начать с того, как крестного не нужно выбирать. Самое главное — не руководствоваться любыми нецерковными соображениями: социальной престижностью, статусом, родством, удобством или неудобством, приятельскими отношениями… То есть выбирать крестных надо не по формальным и не по светским критериям. И значит, забыть о правилах семейной вежливости, о том, что такой-то двоюродный дядя или такая-то троюродная сестра очень хотят стать крестными твоего ребенка, забыть о тех или иных выгодах, которые могут проистечь, если его крестным сделать своего начальника или какого-то богатого человека, который, как известно, с щедростью о крестниках заботится. Такого рода посторонние соображения нужно сразу же отмести и искать крестного-молитвенника, то есть сознательно верующего православного человека, желательно в достаточно дружеской близости к вам находящегося, который бы действительно мог ответственно-молитвенно, а в идеале еще и жизненно-организационно помогать в воспитании детей. Последнее не всегда возможно да не всегда и нужно. Поэтому прежде всего ищите в крестном и крестной молитвенников, а уже потом — практических помощников по хозяйству. Или на одного из них больше надейтесь как на молитвенника, а на другого как на помощника в практических попечениях о своем крестнике. Хотя и этот крестный должен не только помогать родителям в житейских нуждах, но и помогать им в христианском воспитании ребенка. Поэтому родителям необходимо трезво подойти к тому, чтобы крестный был таким человеком, с которым они надеются на длительное и стабильное продолжение своих собственных отношений, когда нет мировоззренческих или каких-то иных сущностных расхождений, в силу чего в будущем может оказаться разорванной и связь между крестником и его восприемником.
У крещаемого сколько должно быть крестных?
Если обратиться к церковным установлениям, то в строго каноническом смысле крестным является восприемник того же пола, что и сам ребенок (то есть для девочки — крестная мать, а для мальчика — крестный отец). Но по многовековому обычаю, не только нашему русскому, а и других Поместных Православных Церквей, установилось, что у ребенка есть два восприемника, чаще всего — крестный отец и крестная мать. И между восприемниками, ребенком и его родственниками устанавливаются отношения духовного родства. Отношения же самих крестных, не будучи освященными по букве и по духу канонов, расцениваются по церковной традиции тоже как отношения духовного родства. Так что муж и жена, жених и невеста, или двое, еще не планирующие вступить в брак, но уже близко подошедшие к этому решению, не должны быть крестными одного и того же человека. Поэтому при выборе крестных родители должны проявлять разумную осторожность и деликатность и думать не только о благе собственного ребенка, но и о благе для его восприемников.
Правильно ли в крестные младенца выбирать пожилых людей?
Я думаю, что возраст никак не должен останавливать. Молитва-то никогда не отнимется у крестного, в том числе и за порогом земной жизни.
Несовершеннолетний тоже может быть крестным?
Это скорее зависит не от физического возраста человека, указанного в его документах, а от духовного. Поэтому и родителям, выбирающим восприемника для своего ребенка, нужно исходить не из написанного в бумажке, даже с официальной печатью, а из того, сможет ли этот несовершеннолетний христианин в будущем оказаться для другого, еще более юного — младенца помощником на пути его духовного возрастания. На практике знаю таких, которые и в 13 и в 14 лет оказывались прекрасными крестными.
А родители могут быть крестными?
Ни родной отец, ни родная мать не должны быть крестными своего ребенка. Церковные канонические авторитеты не рекомендуют восприемников по прямой линии родства, потому что здесь совпадают начала родства плотского и духовного. Не вполне разумно выбирать крестных и из родственников по прямой восходящей линии, то есть из дедушек и бабушек. Вот тети и дяди, двоюродные бабушки и дедушки — это косвенное родство.
Имеет ли право верующий человек отказаться стать крестным?
Да, конечно. Соглашаться быть восприемником нужно, во-первых, по трезвому рассуждению, а во-вторых, при наличии какого-то сомнения и недоумения, предварительно посоветовавшись с духовником. В-третьих, у человека должно быть разумное количество крестников, не двадцать и не двадцать пять. Так можно и молиться забыть о некоторых из них, не говоря о том, чтобы с днем Ангела поздравить. А уж порадовать теплым звонком, письмом такое количество крестников совсем непросто. Но ведь с нас спросится, что мы делали и как мы заботились о воспринятых нами от купели. Поэтому, начиная с какого-то момента, лучше положить себе предел: «Для меня достаточно и тех крестников, какие уже есть. Как бы мне хоть о них суметь позаботиться!»
Должен ли крестный как-то воздействовать на маловоцерковленных родителей, которые его крестника не приобщают к церковной жизни?
Да, но скорее не лобовой атакой, а постепенно. Время от времени напоминая родителям о необходимости регулярного приобщения ребенка Святых Христовых Тайн, поздравляя крестника, в том числе и самого маленького, с церковными праздниками, приводя разного рода свидетельства о радости церковной жизни, которую нужно стараться вносить даже в жизнь малоцерковной семьи. Но если родители, несмотря ни на что, препятствуют воцерковлению своего ребенка и объективность такова, что пока это труднопреодолимо, то в данном случае главным долгом крестного должен стать долг молитвы.
Надо ли крестному, который редко видится со своим крестником, его родителям на это указывать?
Это зависит от ситуации. Если речь идет об объективной невозможности, связанной с удаленностью по жизни, загруженностью жизненными или профессиональными обязанностями, другими какими-то обстоятельствами, то скорее нужно просить восприемника не оставлять в молитвах своего крестника. Если же он действительно очень занятой человек: священник, геолог, преподаватель, то как бы вы его ни сподвигали, он не сможет встречаться со своим крестником часто. Если же речь идет о человеке, который просто ленится в отношении своих обязанностей, то тому, кто является для него духовно авторитетным лицом, уместно было бы напомнить о том, что грех оставлять свои обязанности, из-за невыполнения которых всякий будет истязай на Страшном Суде. И Церковь говорит, что каждого из нас спросят о тех крестниках, за которых мы во время Таинства крещения отрекались от лукавого и обещали помогать родителям воспитывать их в вере и благочестии.
Так что по-разному может быть. Одно дело, если, к примеру, крестную мать родители не допускали до ребенка, то как она может быть виновата в том, что он далек от Церкви? А другое дело, если она, зная, что стала восприемницей в малоцерковной или невоцерковленной семье, при этом не предприняла никаких усилий, чтобы сделать то, что не могли сделать родители по своему маловерию. Безусловно, она несет за это ответственность перед вечностью.
По книге «Последняя крепость»