крест мира.
Поскольку в это воскресенье был праздник, причем пасха совпадала и у католиков и у православных, то самое время немножко написать тут, нет не о церкви, а о символах скорее. Я писала уже неоднократно, что начитавшись вумных книг крестилась в 30 лет, но, то как, пардон за тавтологию, современное православие открещивается от раннего христианства мне не нравится и то, что священники православные иной раз объяснить не могут значение неких символов, мне не нравится тоже, я, видимо идеалистка и думала что это не работа а призвание, ошибалась да. Хотя допускаю, что мне просто не везло и так двадцать раз.
Ну так да, опять же почитав (не избавится мне видно никогда от этой дурной привычки))) купила я себе в Ватикане крестик, взамен украденного крестильного, ну все же крестик же должен быть, крещеная же, да еще и сознательно, вот такой:
ой, чего только я от православных не выслушала. И то что сатанисткий он (фига себе, в Ватикане???) и еретический и всякое другое нехорошее, в общем мракобесие сплошное.
Ну а на самом деле-то это как раз самый что ни есть христианский, ранний только. Греки, кстати, до сих пор такие равновеликие кресты только и признают. И по легенде, явился такой крест римскому императору Константину (тому самому, который потом в Риме христианство насадил, так что Ватикан то должен помнить это дело) как раз когда тот воевал, причем привиделся то ли во сне то ли наяву, доподлинно неизвестно, со словами In hoc vinces — «с этим победишь». или In hoc signo vinces «с этим знаком победишь» — кстати, первые буквы этой фразы и до сих пор иногда встречаются на крестах. Ну, Константин, нарисовал на своем знамени монограмму «хиро» — это то что в центре креста нарисовано и победил.
Что за «Хи-ро»? А это первые 2 буквы написания слова Христос. Ну, дело в том что Христос не имя и не фамилия))) Имя Иисус, как мы знаем и Иисусов в одном ветхом завете можно набрать троих точно, а вот Иисус Христос это избранный Иисус, помазанник или мессия. То есть кхм, на первом символе так сказать и не было указания на Иисуса именно, ну типа «будда», да и всё))) Но есть таки крестики и с указанием, а именно — INRI — Iesvs Nazarenvs Rex Ivdæorvm(латынь), то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (наши, конечно, перевели и получилось І.Н.Ц.І.)
Но может быть еще одно интересное обозначение Иисуса Христа — рыба, зашифрованное имя Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — монограмма имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Нда, мощно вообще то, особенно если считать что один из апостолов — Симон (Иисус придумал ему прозвище Петр) был рыбаком, а потом стал первым папой римским))
Но вернемся к крестику — а что там еще? а вот по сторонам Хиро буковки — а это вообще просто — это Альфа и Омега (ΑΩ) — сочетание первой и последней букв греческого алфавита, которое является наименованием Бога в Книге Откровения Иоанна Богослова, символами Бога как начала и конца всего сущего.
Так что вот, все четко — христианский крестик))) Правда рановеликий крест это еще и одна из свастик, то есть символов солнца))) Ну так ктож против солнца-то? думаю — никто))
Наверняка, для многих этот ликбез совершенно зряшный и ничего нового я не сказала, но не для всех, да, это я уверена. И если кому есть чего добавить — буду рада)
Отвечает священник Михаил Воробьев,настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска
Судя по описанию, на кресте изображены греческие буквы альфа и омега, известные из Апокалипсиса символы Господа Иисуса Христа, а между ними так называемый «Константинов крест», помещенный по преданию равноапостольным императором Константином на свое знамя.
Это древние общехристианские символы, которые в равной степени почитаются в Православной Церкви и других христианских конфессиях. Однако среди многочисленных разновидностей русских нательных крестов такие изображения не встречаются. Правда, некоторые современные художники-ювелиры в поисках новой художественной формы обращаются к древнехристианской символике и создают оригинальные изделия, не похожие на традиционные русские нательные кресты. Ношение таких крестов после освящения в храме допустимо для православного человека. Но все же тому, кто крещен в Русской Православной Церкви, лучше придерживаться церковной традиции и носить крестик, похожий на те, что носили многие поколения наших предков.
И уж, конечно, никакой духовно чуткий православный человек не надет на себя нательный крестик, купленный или подаренный в Ватикане, даже если он будет иметь самую традиционную форму. Ведь нательный крест ― это не украшение и даже не знак принадлежности к Православной Церкви. Это — первое и главное исповедание веры. А исповедовать православную веру с использованием артефактов, изготовленных в Римо-Католической церкви, у которой другая вера,— просто абсурдно.
Крест мира из Ватикана
Одно из величайших сокровищ ватиканской коллекции произведений искусства — золотой крест, инкрустированный драгоценными камнями, — будет выставлено на всеобщее обозрение после длительной реставрации. Сегодня представители Ватикана продемонстрировали его журналистам.
Эксперты утверждают, что после реставрации реликвия выглядит более похожей на тот крест, который византийский император Юстин II передал римлянам. Последняя реставрация фактически имела целью исправить ошибки предыдущих работ по восстановлению креста, произведенных в XIX веке и поставивших под угрозу сохранение реликвии.
Недавно специалисты заменили драгоценные камни, установленные их предшественниками в предыдущие столетия, на прекрасный крупный жемчуг несовершенной формы, куда больше подходящий под стилистику Византийской эры.
Двенадцать жемчужин чередуются на кресте Юстина с изумрудами и сапфирами. Эти два вида драгоценных камней, как сказал журналистам реставратор Санте Гвидо, чаще всего связывают с византийскими императорами.
Особую ценность крест Юстина представляет потому, что внутри него находятся частички того креста, на котором был распят Иисус Христос. Это самое значимое хранилище истинного креста, которым мы располагаем, — сказал журналистам Гвидо. Особенно важно, что это единственная реликвия с частицами креста внутри, дарителем которой являлся император. Она имеет и религиозное, и историческое значение.
В течение многих столетий этот крест использовался на торжественных рождественских и пасхальных службах в Ватикане. За полторы тысячи лет его существования свечной дым закоптил драгоценные камни и золото, но после двухлетней реставрации все это напыление было удалено. Работу реставраторов оплатил анонимный меценат, который не пожелал, чтобы его имя и внесенная им сумма были обнародованы.
Вот мы и подошли к выходу, возле которого гид потребовала, чтобы мы все огласили свои планы. Пожилые немцы, муж с женой, обнялись, и выразили желание пройти по музеям еще раз, только уже самим, по-человечески и более подробно. Вполне понятное желание! тем более, что билеты действительны целый день. И хотя нас хотя так и подмывало пойти за ними, мы все же придерживались благоразумия. Поэтому мы еще раз подтвердили желание посетить собор святого Петра. Гид кивнула, и попросила нас пройти к автобусу.
На волю, на воздух!
Путь наружу лежал через старое фойе, и вел по винтовой бронзовой лестнице (или, как ее еще называют, «пандус»), украшеной барельефами и гербами римских пап. «Бернини, Бернини!» — зашептались туристы (некоторые, правда, кричали «Микеланжело!», но их было мало), и бросились ее фотографировать — начиная с самого верха, до самого дна круглого колодца, делая попутно на каждом витке фото «себя, любимого, на фоне», из-за чего толпа двигалась очень медленно.
Кстати, в данном случае обвинять их в невежестве было бы не совсем справедливо. Спасибо уже хотя бы за то, что они знают имя Джованни Лоренцо Бернини. Для Рима это имя такое же нарицательное, как сочетание «архитектор Растрелли» для Санкт-Петербурга или «барон Осман» для Парижа (кстати бедного немца Хаусманна, благодаря этой французской транскрипции, некоторые считают чуть ли не турком). Так что, если ткнуть пальцем во что-то в глобальное Риме и сказать «работа Бернини», то можно угадать с достаточно высокой долей вероятности. Однако в данном случае это не так.
Лестница эта совсем новая, и сделал ее личный архитектор папы Пия XI по имени Джузеппе Момо (Giuseppe Momo). На русскоязычных сайтах, причем достаточно солидных (вроде tourist.ru) этого архитектора почему-то относят к XVIII веку (видимо, по привычке), хотя лестницу эту он построил в 1932 году.
СОВЕТ: Если уж ищете страноведческую информацию в интернете, не ограничивайтесь только одним источником, пусть даже и солидным.
Причиной для ее постройки было резкое и значительное увеличение посетителей Ватикана в начале XX века, и пропускной способности обычных дверей уже не хватало. Оригинальная дизайнерская находка Момо состояла в том, что лестница сделана в виде двойной спирали, и работает одновременно и на вход и на выход. Причем люди, двигающиеся по разным виткам двадцатиметрового колодца в противоположных направлениях не мешают друг другу и не видят друг друга. Кстати, впервые такую конструкцию в архитектуре применил еще да Винчи для проекта замка Шамбор в 1517 году.
Открытие нового парадного входа состоялось 7 декабря 1932 года, а 2 января 1933 года по лестнице прошли первые посетители. Надо сказать. уже тогда лестница была продумана с учетом удобств для посетителей-инвалидов. Ступени у лестницы небольшие и покатые, что добавляет удобств для передвижения колясок с людьми, кроме того дополнительно было изготовлено два обшитых деревом лифта для паломников с сильными проблемами в передвижении. Названия у этой лестницы никакого особенного нет, ибо ко времени ее постройки подобные сооружения перестали быть уникальной диковинкой, и их уже не было принято называть именами собственными, как в средневековье.
Однако именно эти ступени сделали пыткой долгие простаивания на лестнице в очереди на вход. Стопы, постоянно находящиеся в напряжении на покатой поверхности, через полчаса уставали уже настолько, что ходить по самому музею сил уже не оставалось сил. И, разумеется, на осмотр самой лестницы Джузеппе Момо, с литыми скульптурами, гербами и замечательными украшениями, у людей не оставалось ни желания ни настроения.
Это привело к тому, что 7 февраля 2000 года был, наконец, открыт новый, широкий вход в Ватикан, сооруженный по приказу папы Иоанна Павла II. Он оборудован огромной вращающеся дверью, несколькими линиями досмотра, похожего на таможенный (с металлоискателями и людьми в форме), и несколькими эскалаторами, заметно упростившими процедуру входа. Так что теперь «Старая лестница» (как ее иногда называют) работает обеими витками только на выход, и у людей появилось гораздо обльше сил и желания осмотреть ее поподробнее. Правда, злые языки, утверждали, что новый вход был сделан тогда, когда у папы Римского перестало хватать сил подниматься по обычной лестнице. Но это все чушь — у папы свой собственный вход в Ватикан, своя винтовая лестница и даже подъезд для автомобиля на самый верх.
Внизу лестницы, на самом дне круглого колодца, стоит мраморная ваза на подставке. Никакой четкой функции она не несет, просто украшение, стоящее прямо в геометрическом центре крулой площадки перед выходом.
А обратил я на нее внимание только из-за подставки. Не знаю, то ли это у меня уже, из-за среды проживания, глаз настолько болезненно наметаный, то ли вспомнилось то, что уже когда-то где-то читал.. Вообщем, узоры на вазе состоят из «солнечных колесниц», то есть попросту говоря, из свастик, повернутых вправо — так же, как было у фашистов.
Напоминаю, что строительство велось в 1932-33 годах, так что данные узоры — не просто совпадение с древними символами солнца (как уверяют экскурсоводы), а достаточно продуманный элемент того времени. Особенно, если вспомнить поддержку, оказанную Ватиканом фашистам в лице Муссолини. Но, сказать по правде, поддержку эту они заслужили — это была благодарность за заключенные 11 февраля 1929 года в Palazzo Laterano знаменитые Латеранские соглашения. Именно в результате акта, подписанного Муссолини от лица короля Италии, на политической карте мира появилось новое государство «Citta del Vaticano» — «Город Ватикан», площадью в 44 гектара. Дуче очень нужна была поддержка церкви, и он получил ее вполне честно — ликвидировав пресловутый «Римский вопрос», мучивший католическую церковь с 1870 года.
* * *
Нас вернули на уже знакомую нам Via Conciliazione — широкую главную улицу Ватикана, в которую переходит площадь святого Петра. Автобус фыркнул, и открыл дверь вдоль одного из многочисленных магазинов, расположенных на этой улице вперемешку с посольствами других стран в Ватикане. Кстати, данный конкретный магазин, находился возле посольства-«общежития», где были представительства более десятка стран, включая и Россию.
Магазин оказался тем самым сертифицированным заведением по продаже ватиканских сувениров, посещение которого входило в программу нашей экскурсии последним номером. Именно на него была вся надежда — ибо все сувенирные киоски внутри Ватиканских музеев были пройдены мимо на большой скорости, а мне позарез нужно было купить что-то католическое и освященное своему крестнику по имени Бастиан (для своих — просто Бася), у которого через неделю должен быть Kommunion («первое причастие» у католиков, которое еще называется Эвхаристия от греческого «Ευχαριστω» — «спасибо»). И ведь сколько раз уже сталкивался с тем, что подобное «раскручивание» одного конкретного магазина сувениров всегда связано только с процентом, получаемым экскурсоводом, и больше ни с чем, а вот все-таки поверил.
Однако в то, что в этом магазине все будет дешевле, я не верил ни секунды. Так оно и оказалось. Фешенебельность магазина и очень престижное расположение обязывали, как говорится. Но поскольку я твердо решил во что бы то ни стало купить подарок крестнику, то для магазина это означало еще и то, что я буду трепать им нервы.
Собственно, что именно я хочу, я уже знал — я хотел «крест мира», ошибочно названный нашим гидом «крестом Константина».
В середине этого креста действительно находится в качестве одного из злементов монограмма «Хи-Ро» (или «кристаграмма»). Она составленна из первых двух букв («хи» и «ро») греческого слова «Χριστός» — «Христос», которое, кстати, никак не связано с самим именем Иисуса, а является дословным переводом арамейского слова «משׁיח»(Маши́ах) — «Мессия». Этот символ долгое время считался у греков символом удачи, по слову «хрестос» — «благоприятный». Между прочим, в стандартных шрифтах Windows этот символ тоже есть, и называется «лабарум» — «☧».
Но при чем тут император Константин?
Историческая справка
Легенда гласит, что именно этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим к своему соправителю и одновременно противнику Максентию. Вместе с крестом он увидел надпись In hoc vinces — «с этим победишь». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой, при этом император услышал голос: In hoc signo vinces (с этим знаком победишь). Обе легенды утверждают, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. Он сделал монограмму своей эмблемой, поместив ее на свой лабарум, императорский штандарт, вместо орла. Последовавшая победа у моста Милвиана неподалеку от Рима 27 октября 312 года сделала его единственным императором. После был издан эдикт, разрешающий исповедование христианской религии в империи, верующих больше не преследовали, и эта монограмма, которую христиане до того использовали тайно, стала первым общепринятым символом христианства, а также получила широкую известность как знак победы и спасения. («Священные анаграммы»)
Но ведь это еще далеко не все. За основу взят равносторонний греческий крест (см. «Энциклопедия христианских крестов»), а по бокам от лабарума расположены греческие буквы «альфа» и «омега» — символы Бога как начала и конца всего сущего. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» Апок.22.13
Эта монограмма называется «PAX» (по прочтению букв «ро» «альфа» и «хи», а само слово обозначает «мир» по-латински), и является символом мира и благополучия. Так что мне показалось, что среди прочих обычных сувениров, крест мира из Ватикана — это как раз подходящий подарок на первое причастие. Единственное, что меня волновало, это степень его, «ватиканства».
— Крест освящен? — сурово спросил я.
— Разумеется! — воскликнула изнывающая от жары продавщица в синем строгом костюме. И добавила, почему-то, извиняющимся тоном: — Правда, новым папой, Бенедиктом. Все, освященное папой Иоанном-Павлом II, уже распродано.
Я перевернул крестик. На обратной стороне было отчеканено изображение предыдущего папы.
— Зато у нас есть другие крестики, посимпатичнее, и уже с Бенедиктом! — засуетилась продавщица, выставляя на прилавок обитые бархатом коробочки.
— Золото? — лениво осведомился я.
— Позолоченное серебро. Есть еще эмалированный металл.
— Не пойдет. Мне на подарок, нужны благородные материалы.
Я не заметил, как мы остались в магазине одни с экскурсоводом. Группа частично разбрелась по округе, частично вернулась в автобус. А Юлька, поискав простой деревянный крестик, и категорически отказавшись от предложенной ей увесистой «гордости новых русских» с серебрянным «гимнастом», потеряла к заведению всякий интерес.
Видя, что мы что-то покупаем, но мало, в дело подключилась экскурсовод.
— А у них еще есть монеты! Покажите, покажите им монеты! — обратилась она уже к продавшице.
— Стандартный набор евро, что-ли? — скептически уточнил я, но выдал себя, раскрыв свое давнее увлечение блеском в глазах.
— Ну что вы! — возмутилась продавщица, и открыла два коричневых кожаных футляра.
В каждом из них лежало по три монеты.
— Одна золотая, другая серебряная, третья платиновая, — объяснила она. — Тираж 1000 штук. И стоят всего пару тысяч!
Я кашлянул, и страдальчески скривился. Таким «эксклюзивом» заполнен каждый номер бесплатного журнала ADAC.
— Ну подождите! — умоляла продавщица. — Вот, просто серебряные! Всего 600 евро!
— Тоже освященые? — брякнул я в шутку.
— Конечно же! — с жаром подхватила продавщица, не заметив подвоха, а потом осеклась. — Вы что? Это же деньги!
Подошла другая продавщица:
— Так вы будете брать еще что, или нет? Если нет — выходите, у нас уже перерыв начался.
Возмущаться я не стал, поэтому мы просто вышли из типично негостеприимного римского магазина. Кстати, официальные коллекционные монеты Ватикана (а не подделки) можно купить прямо в их министерстве финансов.
За дверью нас уже нетерпеливо дожидалась экскурсоводша и остаток группы, задыхающийся в душном автобусе.
— Так вы как, все-таки остаетесь? А то у нас еще обед есть..
— Нет! — твердо сказал я, пересилив соблазн и призывы моего желудка к здравому смыслу. — Мы остаемся!
— Ну что же, тогда приятно вам провести время! — сказала гид, и, помахав нам, с криком «adiamo!» запрыгнула обратно в автобус.
Когда автобус отъехал, перед нами открылась панорама знаменитой площади перед самым большим в мире христианским собором — собором святого Петра.
Вот она, площадь святого Петра! Самая большая площадь Рима (а может и не только Рима) — огромный эллипс шириной в 340 метров, расположенный в объятиях двух коллонад (284 колонный в 4 ряда, на которых установлено 96 статуй святых и мучеников). Брусчатка площади симметрично размечена крест-накрест белыми полосами — от фонтата к фонтану, и от широкой лестницы у входа в Собор к главной улице. Причем если стоять в любом месте на горизонтальной линии, кажется что колоннада состоит только из одного ряда колонн — задние полностью закрыты передними, наподобие японского сада камней. Кстати, вот это уже действительно работа Бернини, а значит относится к XVII веку, и является более поздней постройкой, чем сам собор святого Петра. Фонтаны, установленные точно в фокусах эллипса, были созданы другими архитекторами — Карло Мадерно (правый фонтан, установлен еще при Бернини) и Карло Фонтана (левый фонтан, установлен в 1677 году во время реконструкции площади).
Сама площадь была создана для лучшего обозрения Собора, и долгое время пустовала, если не считать древнеегипетского обелиска, привезенного из Гелиополя еще императором Калигулой. Стелла высотой 35,5 метров, прозванная в средние века «иглой», была установлена Нероном для маркировки одной из половин его цирка — того самого, где был замучен сам святой Петр и на чьей территории стоит сам Собор.
Текущее местоположение, кстати, обелиск получил уже от архитектора Доменико Фонтана, который в 1586 году по распоряжению папы Сикста V переставил его подальше от Собора, чтобы не загораживать его фасад. Но несмотря на такую концентрацию фонтанов на одной площади (2 сооружения и 2 человека с таким именем), до сих пор неизвестно были ли Доменико и Карло родственниками, однофамильцами или же вообще получили свои имена как прозвища благодаря их сооружениям. Между прочим, операция по перемещению обелиска была очень непростая, особенно для дого времени. Не даром же, операцией по установке луксорского обелиска на Place de la Concorde в Париже так гордятся, что описали подробно весь процесс на его постаменте.
Этот несчастный обелиск связан еще с одним интересным фактом. На его вершине установлен железный шар, в котором, согласно легенде, хранились останки Юлия Цезаря. Считается, что в средние века, во время варварской переделки римского наследия под христианские стандарты, шар с останками римского императора были выброшен, а вместо него установили шар из чистого золота, содержащий христианскую святыню — кусочек якобы того самого креста, на котором был распят Иисус.
Ну, если даже умолчать о том, что как говорил Вильгельм Баскервильский в «Имени Розы»: «Обломков креста я перевидал очень много и в самых разных церквах. Если все они подлинные, значит, нашего Господа терзали не на двух скрещенных бревнах, а на целом заборе…», то остается вопрос — а что стало с останками Юлия Цезаря? Увы, но это тоже всего лишь красивая легенда. Когда Доменико Фонтана опустил обелиск перед перемещением на новое место, естественно, он захотел проверить эту легенду, и раскрыл древний ржавый шар. Увы, но внутри не оказалось абсолютно ничего, кроме вполне естественной пыли веков, которая в поздних пересказах превратилась в «чей-то прах». Шар, кстати, уцелел и хранится в музее (я так, правда, и не понял где именно), а попытка связать обелиск с чем-то значительным объясняется очень просто — это был единственный уцелевший к средним векам египетский обелиск в Риме.
Но вернемся к площади, и посмотрим направо, за колоннаду.
Вот этот, торчащий над колонадой, домик есть резиденция Папы Римского и ватиканских кардиналов, т.е. фактически это единственный многоквартирный жилой дом на все крохотное государство. Многие знают, что именно оттуда каждое воскресенье Папа Римский делает свое обращение «Urbi et Orbi» — благословение «городу и миру» (под Городом, естественно, имеется ввиду Рим — единственный, кого разрешается назвать на латыни без уточнения его названия).
Но несмотря на то, что сегодня пятница, а не воскресенье, народ как-то чересчер бурно прореагировал на два внезапно открытывшихся окна папской резиденции. Началось скопление на площади святого Петра и лихорадочное щелкание фотоаппаратами. Юльку долго терзало сомнение, потом она тоже все-таки щелкнула разок — просто, чтобы потом не обидно было.
На самом же деле папская резиденция действительно занимает два окна, но крайние справа, а не слева, и на самом верхнем этаже. И открываются они только для обращения к народу. Причем при этом из окна вывешивается красное бархатное покрывало с золотой вышивкой в виде герба Ватикана (папская тиара с двумя перекрещенными ключами от ворот Рая). И выглядит все это вот так:
А то, на что некоторые люди тратили драгоценную пленку (нам-то было все равно — у карточка гигабайтная, и не одна) было просто следствием жары, стоящей в Риме — кому-то из кардиналов видимо захотелось проветрить свои апартаменты. Но не суть.
Именно через эту колоннаду проходит очередь внутрь Собора святого Петра, куда мы и направились. Очереди, как таковой, практически не было, что нас приятно удивило, так что двигались мы легким прогулочным шагом, вертя головой во все стороны. Именно так, случайно, мы заметили через открытую боковую дверь смену внутреннего караула швейцарской гвардии. Проблема была в том, что стоящий на лестнице перед входом дворник со своей метлой старательно мешал нам фотографировать. Причем создалось ощущение, что он делал это нарочно, потому что вышел он четко при начале смены караула, а ушел как раз когда все уже закочилось. Так что удалось снять просто нового гвардейца.
Кстати, обычно фотографируют главную стражу, у центрального входа в Собор, где стоят двое и стоит характерная будка сторожевого. Но там охрана откровенно декоративная, ибо дублируется вооруженной полицией, стоящей за колоннами. На нашей же фотке — боковая охрана, вооруженная недетскими алебардами 🙂
С полицией, кстати, пришлось все-таки столкнуться — после сентября 2001 года Ватикан, как и все остальные государства, панически боятся терактов. Ситуация усиливается еще и тем, что, согласно слухам, одной из целью террористов в Европе был Ватикан, так что, как говорится, «были приняты соответствующие меры». Заключаются они в установке дополнительного кордона безопасности с «подковой» металлоискателя — точь-в-точь как в аэропорту. Разве только ленивые, разморенные от жары полицейские относятся к делу менее серьезно, чем их коллеги в аэропорту. Так что первое препятствие было преодолено достаточно просто и быстро.
Но тут возникло второе — щит с описанием правила поведения в Ватикане и негр-администратор, который завернул идущих перед нами пожилых туристок обратно. Когда те потребовали объяснений, тот молча ткнул пальцем в щит и вежливо показал рукой на выход из очереди.
СОВЕТ:Помните — для посещения Собора святого Петра нужно соблюдать стандартный для святых мест дресс-код — плечи и ноги должны быть закрыты. И если в музеи Ватикана это не так принципиально, то в Собор святого Петра вас попросту не пустят.
Нас это, к счастью, не касалось. По принципу «я где-то что-то слышал» (и помня историю с посещением Стены Плача в 1996 году) я настоял, чтобы мы с Юлькой оделись подобающе, что приносило жуткие неудобства, учитывая местную жару. Однако теперь наши мучения были вознаграждены — мы прошли еще один барьер на пути к цели.
Но римляне были бы ненастоящими итальянцами, если бы упустили шанс нажиться на туристах. А возникающие у туристов проблемы — это лишь дополнительный источник дохода для их решения. Так что спустя пять минут дамы вернулись в легих шарфиках, закрывающих загорелы плечи, и гордо прошествовали внутрь.
СОВЕТ:Если вы одеты неподобающе — не отчаиваетесь! Возле любого святого места, имющего подобные ограничения, всегда стоят в большом количестве импровизированные лотки и дешевыми платками и другими «одноразывами» предметами одежды.
Дальше дорога раздваивалась — одна вела налево, в Собор, а вторая во двор Собора — для наружного обзора и подъема на купол. Мы же поступили, как всегда, по-своему — Юлька вообще остановилась, а я пошел прямо, в полуподвальное помещение с вывеской «Audioguide». Там, в обмен на наши права (отдавал с ужасом, видя в каком бардаке они храняться) и 10 евро я получил два плеера и две отксерокопированные карты Собора. На карте были обозначены все наиболее важные и интересные для песещения места, и их номер соотвутствующей им аудиодорожки в плеере.
Поддерживались, как обычно, только основные языки — английский, немецкий и итальянский. С русским языком была по-прежнему напряженка.
Включая знаменитый купол со статуями святых, согласно карте снаружи насчиталось 9 мест «для посмотреть», так что мы решительно повернули направо, чтобы побыстрее отделаться от лазательно-карабкательных упражнений, и потом спокойно погулять по Собору. Однако после тесного прохода между стеной Собора и каменной стеной, огораживающей двор Ватикана, очередь упиралась в кассу под каменной аркой и снова расхожилась двумя потоками в разные стороны, так что перед нами опять стояла проблема выбор направления.
К счастью, выбор касался лишь способа подъема наверх — на лифте или пешком. Второй вариант, естественно, дешевле на целое евро, и я сразу подумал о категории народа, которые в своих блогах потом пишут «естественно мы поднимались пешком!». Потому пишу не менее категоричено и более обосновано — мы, естественно, пошли на лифт. Разница в цене — смехотворная, а планов у нас на сегодня еще было много, хотя мы были уже очень уставшие.
СОВЕТ: Если решитесь осмотреть купол Собора св. Петра, ни в коем случае не поднимайтесь пешком! В противном случае, это будет ваша последняя экскурсия в этот день, а количество достопримечательностей, которое вы сможете увидеть в самом Соборе будет напрямую зависеть от качества вашей обуви.
Приняв, таким образом, решение, мы стали уже спокойно вертеть головой по сторонам, и прямо перед кассой, в нише стены Собора, я вдруг увидел статую с весьма интересной надписью:
Надпись на постаменте гласит:
S. Gregorius Armeniae Illuminator
CCCI
(Св. Григорий, Просветитель Армении
301 год н.э.
Это, наверное, первый раз в моей жизни, когда я действительно почувствовал гордость за родину моего деда. И пусть даже та Армения (носившая во времени Иисуса Христа название Великая Армения, территориално расположенная совсем не там, где сейчас, и населенная светловолосыми людьми) канула в Лету, все равно приятно было видеть уважение, проявленная консервативнейшими католиками по отношению к армянскому православию.
А ведь уважать есть за что. Скалигер, при создании своего труда по хронологии (над готорой уже много лет глумяться Фоменко и его последователи), уточнял летоисчисление, взятое из римских хроник и списков римских пап, именно по данным реестра армянских католикосов. И дело было даже не в том, что этот документ велся подробно и добросовестно испокон веков, из-за чего является даже более достоверным историческим источником, чем реестр британских королей.
Дело, прежде всего, в том, что Армения — старейшее христианское государство в мире, и христианство было принято там еще до признания его Римской империей в лице императора Константина. Пришедшее в Армению с юго-запада (из Сирии и Каппалокии), христианство бурно процветало уже во II-III вв, что вызвало жестокие гонения, предпринятые царем Трдатом III в Армении одновременно с его другом императором Диоклетианом в Риме. А что произошло дальше, знаем мы лишь из легенд и преданий.
Известно, что христианство пришло в Армению с апостолами Фаддеем и Варфоломеем, но решающую роль в его становлении сыграл проповедник, по имени Григор, прозванный Григорием-Просветителем. Во время пика репрессий против христиан, Григорий, вместе с другими христианами, по приказу царя Трдата III был схвачен, и брошен в подземелье в городе Арташат.
Через тринадцать лет царь Трдат внезапно заболевает. По одним источникам — проказой, по другим — тяжелым нервным заболеванием. С последней историей связана еще одна христианская легенда.
От преследований императора Диоклетиана из Рима в Вагаршапат бежали 32 девушки-христианки со своей наставницей, святой Гаяне. Царь же влюбился в одну из них, деву Рипсиме, и пожелал взять ее в жены. Но, как это часто бывает встретил отказ, который девушка, на свою беду, обосновала христианскими традициями. За это царь еще сильнее принялся за христиан, а девушку, вместе со всеми подругами, предал мученической смерти, что однако не прошло для него даром — у него помутился рассудок. В то время в народе эту болезнь называли «свинной», поэтому скульпторы часто изображали Трдата со свиной головой, что некоторые историки до сих пор неправильно истолковывают.
Но так или иначе, царю стало плохо, и он не видел никакой надежды. И тут его сестра, Хосровидухт, стала видеть сны, в которых к ней приходит Григорий и обещает исцелить царя. Она просит царя освободить Григория, но тот решает, что узник давно мертв, и отмахивается от совета. Однако после долгих уговоров, решает проверить, так ли это.
Григорий оказался жив, проведя около тринадцати лет в яме глубиной около восьми метров и диаметром около четырех метров. Легенда гласит, что в этой яме сместе с ним было много змей и скорпионов, но они не причинили ему никакого вреда. Заключенный был освобожден, и с почестями доставлен в Вагаршапту, где, первым делом, надлежащим образом предал земле останки дев-великомучениц, а затем принялся проповедовать царю христианство. Доподлинно неизвестно, о чем именно говорили Григорий и Трдат наедине, но на 66 день царь действительно полностью излечился.
Память о любви к убитой им же деве Рипсиме и раскаяние в содеянном истомили душу царя, и он со всем двором принял крещение и провозгласил христианство государственной религией Армении. И первый христианский монастырь, Хор Вирап был построены прямо по горячим следам — на месте темницы Григория в Арташате, который был тогда столицей Великой Армении.
Это было в 301 году. А в 313 году, новый римский император Константин Великий своим Миланским эдиктом провозгласил христианство равноправной религией на территории Римской империи. Ошибочно считается, что он сразу провозгласил ее официальной и единственной — но это было вовсе не так, и за такие «реформы» реформатора бы очень быстро убрали заинтересованые лица (им такое не впервой). Но вот Трдат пошел до конца — он не только принял христианство а качестве официальной религии государства, но и полностью запретил язычество. Это произошло, правда, уже непосредственно после Миланского эдикта, в 314, но это не меняет сути — Армения стала первой христианской страной.
Вот такой была история Григория Просветителя — единственного не-католика, которому поставлен памятник на территории Ватикана.
Продолжение следует