Протоиерей Максим Козлов — известный церковный деятель, богослов и писатель. Его называют одним из наиболее образованных и одаренных представителей российской христианской интеллигенции.
Содержание
Детство Максима
Будучи благополучным мальчиком из обычной советской нерелигиозной семьи, Максим однажды пришел к Богу.
Происхождение и рождение
Максим Козлов родился в 1963 году в Москве. Его родители — служащие, столичные интеллигенты. Он вырос в государстве, где церковь подвергалась притеснениям.
Семья
В семье не знали и даже на бытовом уровне не следовали церковным традициям: не набирали святую воду на Крещение, не освящали куличи на Пасху. Считали, что верующим может быть только необразованный человек.
До 14 лет Максим был единственным ребенком. Родители очень любили и баловали сына. Он хорошо учился в школе, интересовался древней историей, освоил греческий язык и латынь. В юношеские годы много читал, любил французскую литературу, даже цитировал Стендаля перед сверстниками.
Его взгляды начали меняться после рождения братьев близнецов в 1977 году. Пришлось помогать родителям ухаживать за малышами, стирать пеленки. В его жизни не оставалось места одиночеству и эгоизму. Несмотря на бессонные ночи, детей он полюбил всей душой.
Посмотрите видео из цикла передач «Уроки православия» на канале «Союз» с участием священника — «Разговор о счастье».
Тяга к Богу
Максим читал Евангелие, романы Достоевского. Большое влияние на него оказала книга «Диалоги», написанная в 1928 году ссыльным протоиереем. У Максима был машинописный экземпляр. По радио слушал запретные передачи «Би-би-си», религиозные программы с участием митрополита Антония, которого и сейчас протоиерей называет духовным ориентиром.
Другой духовной литературы в то время не было. Зато юноша познакомился с православными верующими. Мировоззрение его постепенно менялось. В 1978 году он крестился. Знал, что родители будут против, поэтому обряд был совершен тайно. Долгие годы у него был один и тот же духовник, о котором он всегда с теплотой вспоминает.
После крещения юноша вошел в церковную жизнь. Пришлось выдержать неприятный разговор с родителями. Но впоследствии вся его семья пришла к Богу.
Юношеские годы и молодость
Максим мечтал о поступлении в духовную семинарию, но сразу после школы без опыта работы на учебу не принимали. Духовник посоветовал юноше получить достойное образование.
Студенческие времена
Сразу после школы, в 1980 году, Максим поступил в лучший университет страны — МГУ. По своим интересам и наклонностям выбрал филологический факультет, кафедру классической филологии. Он получил фундаментальное гуманитарное образование. Кроме латинского и греческого, выучил два иностранных языка.
На факультете преподавали известные ученые, считавшие, что без знания религии нельзя изучать мировую историю и культуру. МГУ всегда был центром вольномыслия. На филологическом факультете одновременно с Козловым учились хорошо всем известные писатель Алексей Варламов, а также историк и богослов, друг Козлова, А.К. Светозарский.
О религиозности студента окружающие и преподаватели знали, но неприятных последствий не было. В 1985 году Козлов закончил МГУ.
В 22 года, сразу после окончания университета, Максим Козлов был принят преподавателем в семинарию и академию в Троицко-Сергиевской Лавре. Во второй половине восьмидесятых в церкви произошли перемены. Молодой преподаватель, обладающий большими знаниями и способностями, экстерном получил сначала среднее, а затем высшее духовное образование.
Он закончил в 1988 году семинарию, а в 1990 году — академию, защитил диссертацию и получил степень кандидата богословия. Стал доцентом в начале 1991 года. В 2006 году ему присвоено звание профессора.
Сначала преподавал в академии немецкий язык. Позже стал учить студентов своим любимым языкам — греческому и латинскому. Организовал кружок по обучению древнегреческому языку, энтузиастом в изучении которого был Сергей Головков (сейчас митрополит Марк).
Через несколько лет молодому педагогу поручили читать лекции по истории западных религий, затем — по курсу сравнительного богословия. Он внес большой вклад в этот предмет, стал уникальным специалистом. В 1999 году его пригласили на стажировку в Нидерланды, где находится институт Восточно-христианских исследований.
Сейчас профессор преподает в академии сравнительное богословие для бакалавров. Это профессиональный и мудрый педагог, доступный для общения, но требовательный и принципиальный.
Посмотрите видео, повествующее о работе отца Максима в академии.
Получение сана
Сан священника отец Максим получил в 1992 году. В феврале (в 28 лет) ректор академии архиепископ Александр рукоположил его в диаконы, а в июле Патриарх Алексий II произвел его в сан иерея и назначил клириком московского храма. Протоиереем отец Максим стал в 2000 году.
В 2012 году церковные деятели и прихожане искренне поздравили его с двадцатилетием рукоположения.
Зрелый возраст
Сейчас Максим Козлов — священнослужитель, педагог, писатель и мыслитель. Занимает в церкви значительную административную должность. Его высоко оценивают и религиозные деятели, и верующие.
Церковная служба
В 1994 году вновь был открыт домовый храм при Московском университете. Отец Максим Козлов был назначен его первым настоятелем. Он стал не только замечательным проповедником, но и отличным организатором. Возглавлял храм с 1995 по 2012 год.
Затем священник был направлен служить настоятелем церкви в честь преподобного Серафима Саровского. Новый храм построили на Краснопресненской набережной. Протоиерей Максим Козлов отслужил в нем первый молебен еще в период строительства (2008 год), когда праздновался день памяти святого батюшки Серафима.
Сейчас настоятель является достаточно опытным священнослужителем. Твердо убежден в необходимости разговаривать с людьми вне службы. Беседа со священником помогает тем прихожанам, которые мало знают о церковных правилах.
В биографии священника значительное место занимает просветительская работа. Его отличают такие черты, как принципиальность, умение ясно формулировать и твердо отстаивать свои взгляды.
Протоиерей ведет активную деятельность:
- Работает над усовершенствованием современного духовного образования.
- Инспектирует учебные заведения.
- Читает лекции.
- Участвует в богословских конференциях.
В 1996 году в Нью-Йорке он прочитал курс лекций о современной Русской Православной Церкви. Объяснил, в чем отличие православия от протестантизма и католицизма. В Межсоборном присутствии (органе Московского патриархата) Максим Козлов не раз избирался секретарем различных комиссий. Сейчас работает в одной из них. Деятельность комиссии посвящена богословию.
В 2018 году Священный Синод назначил отца Максима председателем учебного комитета, контролирующего работу духовных образовательных заведений. До этого священник шесть лет работал заместителем.
Писательская деятельность
Максим Козлов издал много статей, написанных на основе собственных проповедей. Курс его лекций продолжает книга под названием «Западное христианство: взгляд с Востока», созданная в соавторстве.
Священник написал много книг о православии, например, «Клир и мир». В ней собраны ответы настоятеля храма на многочисленные вопросы прихожан. По словам автора, темы для его произведений рождаются из повседневной церковной жизни. Если первые книги были посвящены богословию, то последующие написаны в жанре публицистики и журналистики.
Максим Козлов вырастил четырех дочерей, так что ему близки семейные темы, вопросы воспитания детей. Об этом написаны книги: «Последняя крепость. Беседы о семейной жизни» и «Детский катехизис».
Автор не боится поднимать неудобные для общества и церкви вопросы, не лакирует действительность. Приобрела популярность его книга «Промысл — штука нелинейная», вышедшая в 2016 году. В ней содержатся рассказы и воспоминания о восьмидесятых и девяностых годах прошлого века. Книга написана со свойственными автору тактом и юмором. Ее интересно читать и верующим, и светским людям.
Видео проповедь отца Максима
В этом видео отец Максим рассказывает о сегодняшних отношениях государства и церкви.
Протоиерей Максим Козлов
Биография
Родился 25 июля 1963 г. в Москве.
Закончил филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, где специализировался по кафедре классической филологии (древнегреческий и латинский языки). Во время обучения на старших курсах университета внештатно сотрудничал в Издательском отделе Московской Патриархии, подготавливал переводы с греческого языка, занимался реферированием греческой церковной прессы, работал с рукописями у архимандрита Иннокентия (Просвирнина).
В сентябре 1985 г. зачислен в состав профессорско-преподавательской корпорации Московских духовных школ преподавателем новых и древних языков. С 1989 г. поручено также чтение курса истории западных исповеданий (раздел — католичество) в МДА, с 1991 г. — курса сравнительного богословия в МДС. С 1997 г. также преподавал вновь введенный курс основ риторики в МДА.
5 декабря 1985 г. награжден медалью преп. Сергия Радонежского II степени.
В 1988 г. окончил экстерном полный курс МДС, в 1990 г. — МДА. Постановлением Ученого совета МДА от 28 декабря 1990 г. присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему «Проповеди святого Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники».
С января 1991 г. — председатель филологической комиссии МДАиС. В декабре 1991 г. присвоено ученое звание доцента. Принимал участие в деятельности рабочей группы по разработке новой концепции духовного образования. За годы преподавания в Московских духовных школах опубликовал более 100 статей и переводов (патрология, библеистика, церковная история, публицистика) в церковной и светской прессе и несколько книг. Неоднократно принимал участие в различных научно-богословских конференциях и собеседованиях. С 1996 г. — член Синодальной богословской комиссии.
25 февраля 1992 г. ректором Московских духовных школ архиепископом Дмитровским Александром рукоположен в сан диакона.
21 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен в сан священника и назначен штатным клириком храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве.
Указом Святейшего Патриарха Алексия II № 1 от 4 января 1994 г. назначен и.о. настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ. До января 1995 г., пока шел процесс подготовки необходимых документов, регистрации прихода, освобождения храма от прежних арендаторов, проходил приходское служение в Казанском соборе на Красной площади.
В 1996 г. награжден наперсным крестом
В январе-апреле 1996 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II находился в командировке в США, где прочитал курс «Богословие и история Русской Православной Церкви в XX столетии» в семинарии Епископальной церкви в Нью-Йорке.
26 февраля 1997 г. награжден медалью «в память 850-летия Москвы».
В феврале-марте 1999 г. проходил научно-богословскую стажировку в Институте Восточнохристианских исследований в унивеситете г. Неймегена (Нидерланды). В различные годы читал лекционные курсы в Сретенской духовной семинарии, ПСТГУ и Свято-Димитриевском училище сестер милосердия.
К Пасхе 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия ректором Московских духовных школ епископом Верейским Евгением возведен в сан протоиерея.
11 августа 2000 г. награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.
С 2001 г. — член редколлегии сборника «Богословские труды», издаваемого Издательством Московской Патриархии. В феврале 2002 г. определен членом совета Всероссийского православного молодежного движения, отвечающим за работу со студенческой молодежью. С марта 2002 г. — заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, главный инспектор Учебного комитета.
12 августа 2002 г. награжден орденом святителя Макария, митрополита Московского, III ст.
1 сентября 2002 г. за успешные труды по духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодежи получил премию «Обретенное поколение».
14 октября 2003 г. награжден орденом св. князя Даниила Московского III степени.
В 2005 г. награжден палицей
В 2006 г. присвоено звание профессора Московской духовной академии.
В 2007 г. награжден крестом с украшениями.
В 2008 г. награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
В 2011 г. награжден орденом святителя Кирилла Туровского II степени.
Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 14) назначен на должность первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.
С декабря 2010 г. по июнь 2012 г. — секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям.
Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. (журнал № 44) освобожден от обязанностей секретаря комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и назначен секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 31 августа 2012 г. освобожден от должности настоятеля храма мц. Татианы при МГУ и назначен настоятелем Патриаршего подворья — храма прп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве.
В 2013 г. награжден орденом прп. Серафима Саровского III степени.
В апреле 2014 г. удостоен права ношения митры
В связи с реструктуризацией Межсоборного присутствия решением Священного Синода от 9 марта 2017 г. (журнал № 3) освобожден от обязанностей секретаря комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения и назначен секретарем комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 года назначен председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви.
***
Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви. Член Синодальной библейско-богословской комиссии.
Повышение квалификации:
— Центр дополнительного образования МДА, Курсы повышения квалификации преподавателей по теме «Разработка образовательных программ по направлению «Теология» на основании ФГОС ВПО 3+» в объёме 72 час., 18.04.2016 – 07.05.2016
— Центр дополнительного образования МДА, Курсы повышения квалификации ППС «Информационные и компьютерные технологии» в объёме 72 час., 31.10.2016 — 11.11.2016