Содержание
Русская Православная Церковь
Документ подготовлен Синодальным миссионерским отделом, одобрен на заседании Высшего Церковного Совета 16 марта 2018 года и утвержден на заседании Священного Синода 14 мая (журнал № 29).
Преамбула
Миссия (свидетельство) — проповедь для пробуждения веры — присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Она направлена на спасение каждого человека . Главная цель миссии — это привлечение людей ко Христу. Для этого необходимо быть всем для всех (1 Кор. 9:22), то есть использовать для каждой аудитории понятный ей язык проповеди слова Божия, а также открываться миру, не переходя пределов допустимого .
Концепция деятельности епархиального миссионерского отдела разработана во исполнение пункта 15 постановлений Архиерейского Собора 2017 года. В документе учитывается миссионерский опыт, накопленный за годы, прошедшие со времени принятия документов, регламентирующих миссионерское служение в Русской Православной Церкви, постановлений Архиерейских Соборов и решений Священного Синода, отражает современное состояние православной миссии и перспективы ее развития.
I. Цель и задачи
Целью Концепции является определение приоритетов миссионерской работы, основных направлений, форм и методов ее развития, формирование системы работы епархиальных миссионерских отделов на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви.
Основными направлениями миссионерской деятельности являются :
- просвещение тех, кто, будучи крещены, при этом не в полной мере приобщились к церковной жизни, а также тех, кто, не будучи крещены, принадлежат к народам, исторически исповедующим Православие;
- предкрещальная и послекрещальная катехизация.
К иным направлениям миссионерской деятельности относятся:
- противодействие сектантской угрозе;
- противодействие неоязыческой угрозе;
- в отдельных регионах миссионерская деятельность епархий может быть направлена на пастырское окормление коренных малочисленных народов;
- миссионерская работа в области предотвращения религиозного экстремизма и межконфессиональных конфликтов.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение проектной, методической и материальной поддержки епархиальных миссионерских отделов;
- создание условий для консолидации усилий епархиальных миссионерских отделов соседних епархий региона;
- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения миссионерской деятельности епархиальных миссионерских отделов.
II. Направления деятельности епархиальных миссионерских отделов.
1. Развитие традиционных методов миссионерской работы.
Развитие традиционных методов миссионерской работы включает:
- формирование условий для активного участия новообращенных в жизни прихода, для последующего их воцерковления;
- проведение специальных миссионерских богослужений, на которых богослужение сочетается с элементами катехизации;
- разъяснение значения и смысла Церковных Таинств, при подготовке к их совершению;
- создание и реализацию миссионерских проектов;
- создание в крупных приходах под руководством священника или приходского миссионера, при наличии такового на приходе, групп обученных волонтеров для осуществления приходского консультирования;
- подготовку клира к миссионерскому служению и миссионеров из местного населения;
- развитие практики миссионерских поручений на приходах и обеспечение их ответственного исполнения;
- апологетическую деятельность;
- раздачу миссионерских листовок к праздникам;
- раздачу на богослужениях богослужебных текстов с переводом;
- практику чтения Священного Писания за богослужением на национальных языках;
- христианское свидетельство в субкультурах «Для всех… (сделаться) всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22);
- миссионерскую работу в области предотвращения религиозного экстремизма и межконфессиональных конфликтов.
Расширение миссионерских возможностей информационных ресурсов предусматривает:
- совершенствование условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов сети Интернет, телевидения, радиовещания и печатных СМИ в целях миссии;
- создание страниц миссионерского отдела в социальных сетях;
- участие в пополнении банка проектов, аналитических и справочных, фото- и видеоматериалов Синодального миссионерского отдела.
Использование общественных объединений для развития миссии предполагает:
- улучшение условий для эффективного взаимодействия епархиальных миссионерских отделов с общественными объединениями в целях содействия реализации и развития миссионерской, в том числе антисектантской работы;
- поддержку общественных объединений, содействующих миссионерской деятельности в образовательных и иных организациях;
- участие в грантовых конкурсах для обеспечения финансирования миссионерской деятельности.
2. Апологетическая деятельность.
Организация миссионерской работы по противодействию сектантской и неоязыческой угрозам предполагает:
- построение диалога с представителями сект и неоязыческих организаций различной ориентации как с людьми, нуждающимися в спасении, в перенаправлении их естественных и искренних потребностей души от псевдорелигиозности к истинной вере;
- повышение уровня апологетической подготовки при освоении основных образовательных программ в духовных учебных заведениях и иных образовательных организациях, имеющих представление Русской Православной Церкви, реализующих программы подготовки церковных специалистов;
- содействие развитию системы регулярного функционирования антисектантских и просветительских СМИ в пределах епархий (передачи на телевидении и радио, публикации в интернете и печатных изданиях);
- проведение общецерковных семинаров для специалистов епархиальных миссионерских отделов по обмену опытом в области работы по противодействию сектантской и неоязыческой угрозам;
- взаимодействие с государственными органами по пресечению незаконной деятельности деструктивных культов и сект;
- проведение просветительских лекций и мероприятий.
3. Миссионерская работа в области предотвращения религиозного экстремизма и межконфессиональных конфликтов .
Миссионерская работа на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви в области предотвращения религиозного экстремизма и межконфессиональных конфликтов включает:
- знакомство сотрудников епархиальных миссионерских отделов с Федеральным списком экстремистских материалов и Федеральным списком запрещенных экстремистских организаций, размещенными на официальном сайте Министерства юстиции РФ, а также с перечнем организаций и юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу;
- недопущение действий и высказываний, содержащих признаки экстремизма и ксенофобии, любого агрессивного, грубого или провокационного поведения, не соответствующего духу православной миссии и ведущего к дискредитации миссионерского служения Русской Православной Церкви.
III. Механизмы реализации
1. Правовые механизмы предполагают:
- осуществление миссионерской деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня, регулирующих миссионерскую деятельность в Российской Федерации (Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», поправки 13.07.2015 г. к Федеральному закону от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Законы субъектов РФ о регулировании религиозной или миссионерской деятельности);
- привлечение к работе в епархиальный миссионерский отдел юристов, юрисконсультов или специалистов по правовым вопросам из числа прихожан, получивших высшее юридическое образование, опыт юридической практики и имеющих достаточное представление о характере и содержании деятельности миссионерского отдела;
- проведение предварительных консультаций с юристом, перед принятием решений, при совершении действий, опубликовании информационных материалов, способных вызвать негативные юридические последствия (выступление в СМИ по поводу сектантских религиозных объединений, анализ определенной аргументации для публичных дебатов и выступлений на наличие оскорбительных, экстремистских и иных противоправных элементов и др.);
- внесение в круг обязанностей юриста при епархиальном миссионерском отделе составление жалоб, заявлений и обращений в правоохранительные органы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, как для епархиального миссионерского отдела, так и для оказания помощи отдельным прихожанам, чьи религиозные права, свободы и законные интересы были нарушены представителями сектантских религиозных объединений;
- оперативное направление в Синодальный миссионерский отдел информации о фактах заявлений, жалоб, прокурорских проверок, судебных разбирательств в отношении миссионеров, священно- и церковнослужителей, активных прихожан епархии, о фактах правовых конфликтов с сектантскими религиозными организациями и представителями органов государственной власти;
- подготовку, по благословению епархиального архиерея, распоряжений, содержащих направления и приоритеты миссионерской и апологетической деятельности благочиний и приходов .
2. Организационно-управленческие механизмы:
- осуществление высшего начальственного наблюдения за работой епархиального миссионерского отдела и общего руководства миссионерской деятельностью епархиальным архиереем ;
- совершенствование в епархиальных миссионерских отделах условий для обеспечения эффективной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения и современных механизмов управления;
- эффективная организация межведомственного взаимодействия епархиальных миссионерских отделов при координации Синодального миссионерского отдела;
- координация деятельности епархиальных отделов в рамках Совета митрополии;
- участие в системном изучении и распространении передового опыта работы специалистов епархиальных миссионерских отделов, продвижение лучших проектов и программ в области миссионерской работы на общецерковный уровень;
- управление епархиальными миссионерскими проектами;
- оказание всесторонней помощи в реализации миссионерских проектов и их сопровождение.
3. Научно-методические механизмы:
- формирование системы исследований в области миссиологии;
- изучение возможностей использования информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений в развитии миссионерской деятельности;
- изучение роли местных средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в развитии миссии;
- проведение религиоведческих и социологических исследований, в рамках формирования карты миссионерского поля , направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области религиозной ситуации на уровне епархий.
4. Финансово-экономические механизмы:
- создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности епархиальных миссионерских отделов;
- создание гибкой системы материального стимулирования качества работы сотрудников миссионерских епархиальных отделов;
- участие в грантовых конкурсах.
5. Кадровые механизмы предполагают:
- привлечение к работе по профильным направлениям церковной деятельности, в том числе на уровне благочиний и приходов, сотрудников, прошедших специальную подготовку в центрах подготовки приходских специалистов согласно «Церковному образовательному стандарту по подготовке миссионеров» ;
- осуществление контроля и мониторинга подготовки приходских миссионеров руководителем епархиального миссионерского отдела при начальствующем попечении епархиального архиерея;
- формирование епархиального реестра миссионеров по результатам аттестации специалистов в области миссионерской деятельности и выдачи соответствующего сертификата, с передачей епархиального реестра миссионеров в назначаемые сроки в Синодальный миссионерский отдел для включения в общецерковный реестр .
IV. Ожидаемые результаты
Реализация обеспечит:
- развитие общецерковной системы миссии, основанной на консолидации усилий епархиальных миссионерских отделов при координации Синодального миссионерского отдела, современной развитой инфраструктуры, правового регулирования и эффективных механизмов управления;
- укрепление, развитие и совершенствование программ подготовки кадровых ресурсов для миссионерского служения;
- повышение качества и прикладного значения научных исследований в области миссиологии;
- привлечение мирян к волонтерскому миссионерскому служению;
- формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы миссии на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви.
— Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (документ принят Священным Синодом 27 марта 2007 года, журнал № 12).
— Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2017 г., п. 15.
— Во исполнение п. 15 Постановлений Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2017 г.
— Подробнее см. п. 3.1. Миссионерское поручение / р. 3. Практика миссионерского служения / Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (документ принят Священным Синодом 27 марта 2007 года, журнал № 12).
— Данный раздел относится к миссионерской деятельности на территории Российской Федерации.
— В соответствии с п. I / Епархиальный уровень документа «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» (Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152)).
— Устав Русской Православной Церкви. Глава XV, п. 1.6, 1.18 з), 1.14, 5.57.
— П. I / Епархиальный уровень документа «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» (Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152)).
— П. 1. Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (документ принят Священным Синодом 27 марта 2007 года, журнал № 12).
— Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года (журнал № 74).
— В соответствии с Положением об аттестации миссионеров (Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года (журнал № 74)).
Концепция деятельности епархиального миссионерского отдела
Документ подготовлен Синодальным миссионерским отделом, одобрен на заседании Высшего Церковного Совета 16 марта 2018 года и утвержден на заседании Священного Синода 14 мая (журнал № 29).
Преамбула
Миссия (свидетельство) — проповедь для пробуждения веры — присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Она направлена на спасение каждого человека . Главная цель миссии — это привлечение людей ко Христу. Для этого необходимо быть всем для всех (1 Кор. 9:22), то есть использовать для каждой аудитории понятный ей язык проповеди слова Божия, а также открываться миру, не переходя пределов допустимого .
Концепция деятельности епархиального миссионерского отдела разработана во исполнение пункта 15 постановлений Архиерейского Собора 2017 года. В документе учитывается миссионерский опыт, накопленный за годы, прошедшие со времени принятия документов, регламентирующих миссионерское служение в Русской Православной Церкви, постановлений Архиерейских Соборов и решений Священного Синода, отражает современное состояние православной миссии и перспективы ее развития.
I. Цель и задачи
Целью Концепции является определение приоритетов миссионерской работы, основных направлений, форм и методов ее развития, формирование системы работы епархиальных миссионерских отделов на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви.
Основными направлениями миссионерской деятельности являются :
- просвещение тех, кто, будучи крещены, при этом не в полной мере приобщились к церковной жизни, а также тех, кто, не будучи крещены, принадлежат к народам, исторически исповедующим Православие;
- предкрещальная и послекрещальная катехизация.
К иным направлениям миссионерской деятельности относятся:
- противодействие сектантской угрозе;
- противодействие неоязыческой угрозе;
- в отдельных регионах миссионерская деятельность епархий может быть направлена на пастырское окормление коренных малочисленных народов;
- миссионерская работа в области предотвращения религиозного экстремизма и межконфессиональных конфликтов.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение проектной, методической и материальной поддержки епархиальных миссионерских отделов;
- создание условий для консолидации усилий епархиальных миссионерских отделов соседних епархий региона;
- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения миссионерской деятельности епархиальных миссионерских отделов.
IV. Ожидаемые результаты
Реализация обеспечит:
- развитие общецерковной системы миссии, основанной на консолидации усилий епархиальных миссионерских отделов при координации Синодального миссионерского отдела, современной развитой инфраструктуры, правового регулирования и эффективных механизмов управления;
- укрепление, развитие и совершенствование программ подготовки кадровых ресурсов для миссионерского служения;
- повышение качества и прикладного значения научных исследований в области миссиологии;
- привлечение мирян к волонтерскому миссионерскому служению;
- формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы миссии на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви.
Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви
Преамбула
Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (1) и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Она направлена на спасение каждого человека.
Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» (Ефес. 2, 20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41).
Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28, 19-20).
Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только , но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 21-23).
Богословское понимание православной миссии основывается на её тринитарном измерении: источник миссии – в Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом и ниспослании на апостолов Святого Духа (Ин. 20, 21-22). Послание Иисуса Христа включено в план Домостроительства нашего спасения, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16).
Православная миссия имеет пред собой задачу не только научения просвещаемых народов вероучительным истинам, воспитания христианского образа жизни, главным образом она нацелена на передачу опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины. Ведь благовестие Церкви есть свидетельство о Христе как о Воскресшем Господе и введение в мир Его Царства – нового неба и новой земли (Откр. 21, 1), открывающихся в совершении Евхаристии.
Православное понимание миссии предполагает, что вселенская миссия является эсхатологическим событием, когда Евангелие будет проповедано «до скончания века» (Мф. 28, 20). Именно эта эсхатологическая перспектива определяет правильное взаимоотношение между миссией и национальной культурой, ведь целью миссии всегда остается преображение всего космоса – человечества и природы, по слову апостола Павла, «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28). Поэтому миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения.
Современное миссионерское служение Церкви основывается на двухтысячелетнем опыте православного свидетельства и святоотеческой традиции.
Конкретные цели и задачи миссионерского служения определяются общецерковными и епархиальными концептуальными и программными документами.
В 1995 году на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была принята «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», призывающая всех верных чад нашей Церкви встать на путь Православного свидетельства. Она в значительной мере выполнила свое назначение.
В настоящее время, в связи с социально-экономическими, политическими, духовно-культурными изменениями, происходящими на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви, назрела необходимость подготовки концепции развития миссионерской деятельности, рассчитанной на ближайший исторический период.
Настоящая Концепция учитывает миссионерский опыт, накопленный за годы, прошедшие со времени принятия Священным Синодом «Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», отражает современное состояние православной миссии и перспективы её развития.
Концепция основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917-1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.) по вопросам современного миссионерского служения, на положения «Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (1995 г.), постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996–2002 гг.
Концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в ее епархиях, исходя из местных условий и конкретных возможностей.
1. Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви
Каноническое основание миссии предполагает наличие «территории пастырской ответственности», в рамках которой совершается миссия Поместной Церкви. Общепринято обозначать такую территорию понятием «миссионерское поле». В евангельском понимании миссионерское поле Церкви есть все мироздание, лучше всего оно обозначено в притче о Добром сеятеле: «Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф. 13, 38-39). Миссионерское поле – это духовное пространство, где борются свет и тьма («и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5), а поле битвы – сердца людей.
Вопрос о состоянии современного миссионерского поля является ключевым для определения направления, методов и способов развития православной миссии. За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из-под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости «второй христианизации» народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой «второй христианизации» беспрецедентны. Из осознания этого явления вытекают многие особенности и задачи осуществления миссионерской деятельности. Среди важнейших из них необходимо выделить:
1. Большинство людей, к кому обращена проповедь, имеют культуру, коренящуюся в Православии и при этом сохраняют индифферентное отношение к Церкви, а современная светская культура все больше ориентируется на «неоязычество»; в то же время, степень освоения ценностей созидательных национальных культур, генетически связанных с Православием, уменьшается.
2. Миссия Русской Православной Церкви на нынешнем историческом этапе осуществляется в условиях широкомасштабной экспансии нетрадиционных мировоззренческих и вероучительных систем и их воздействия на ценностные приоритеты людей. Сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект. Противостояние таким культам – одно из направлений миссионерской деятельности.
3. Миссионерская деятельность, как приоритетная для Русской Православной Церкви на настоящем этапе, требует более глубокого богословского осмысления различных традиций и способов пастырского попечения и руководства. На протяжении столетий в церковной среде сложилась монашеская традиция пастырского окормления, которая предполагает помощь новоначальным и духовное наставничество людям, уже пришедшим в Церковь: воцерковленным или воцерковляющимся. В ней существует своя мера строгости, свои способы духовного управления и наставничества.
Пастырско-миссионерская традиция, основанная на образцах миссионерской проповеди и деятельности выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви, предполагает особые способы и методы приведения людей ко Христу, когда миссия осуществляется среди некрещеных или крещенных, но не наставленных в вере людей.
4. Малоэффективным оказывается использование литературы, образовательных программ (например, по «Закону Божию») и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху, т.к. по своему характеру эта литература и программы были рассчитаны на уже воцерковленных взрослых и детей, ходящих с детства в храм. Подобная литература не ставила перед собой целью приведения обучаемых в Церковь, т.к. сам уклад культурной, социально-общественной жизни дореволюционной России способствовал этому.
5. Роль миссии Русской Православной Церкви сегодня заключается в активизации процессов единения и духовно-нравственного оздоровления общества посредством свидетельства об Истине. При этом необходимо учитывать те вызовы Церкви, которые появились в современном нам обществе, первостепенными из которых необходимо отметить:
1) вызов утраты культурной идентичности (миссионерская задача – нахождение условий для христианизации национальных культур на базе их созидательных составляющих);
2) вызов социально-экономических реформ (миссионерская задача – защита социально незащищенных слоев населения);
3) вызов развития науки, связанный с появлением новых областей исследования, касающихся нравственности и сущностных основ жизни (миссионерская задача – противостояние подмене науки идеологией или оккультизмом и попыткам её «обожествления», особенно в сфере общественных исследований);
4) вызов информационного общества (миссионерская задача – противостояние информационной агрессии против Православия, личности, семьи и общества осуществляемой деструктивными культами и организациями; овладение новыми информационными пространствами для развития миссии);
5) вызов плюрализма религий и мировоззрений (миссионерская задача – противостояние попыткам подмены абсолютной и единственной Истины Христовой «единой и универсальной» религией).
Проводимые миссиологические исследования этих вызовов открывают основные характеристики миссионерского поля Русской Православной Церкви, что позволяет находить адекватные эффективные формы и методы миссионерского служения.
2. Методология православной миссии
2.1. Цели и задачи современной миссии
Конечной и глобальной целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия – теосис (обожение) всего творения.
В более узком понимании миссия есть деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и по передаче опыта богообщения. В этом смысле ближайшей целью миссии является созидание евхаристических общин «до края земли» (Деян. 1, 8).
Достижение поставленных целей в православной миссии требует решения следующих задач:
– несение Слова Божия людям, которые еще не слышали православного свидетельства (Мф. 28, 19), пробуждение в сердцах просвещаемых веры в Евангелие и желания спасения во Христе: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15);
– просвещение и побуждение всех крещеных, но остающихся вне благодатной тбинственной жизни Церкви людей к духовному деланию, ответственному молитвенному предстоянию пред Богом и активной христианской позиции;
– использование принципа церковной рецепции культуры (2) просвещаемого народа посредством живой проповеди, через воплощение православных идеалов в народной культуре и обычаях;
– освящение тех национальных черт, которые позволяют народам, при сохранении своей культуры, самоуважении и самоидентификации, внести свой уникальный вклад в молитвенное прославление Бога, пребывая при этом в гармоничном единстве со всей полнотой Церкви;
– проповедь Евангелия и совершение миссионерского богослужения на национальных и искусственных (например, разработанных для глухонемых) языках;
– разъяснение значения Таинств;
– подготовка клира и миссионеров из местного населения;
– формирование условий для активного участия новообращенных (неофитов) в жизни прихода для их воцерковления.
В условиях, когда миссионерская деятельность осуществляется среди народа с давними, хотя и ослабленными православными традициями, необходимо использовать все проявления культуры, имеющие православное содержание.
Православная миссия является способом пробуждения веры в душах христиан, которые только формально или неосмысленно воспринимают свою духовную жизнь и свое место в евхаристической общине. В этом процессе особую роль играет Таинство Евхаристии, в котором люди, получая духовную пищу, таинственно приобщаются жизни во Христе.
Воплощение в жизни изложенных миссионерских целей и задач возможно лишь тогда, когда каждый член Церкви Христовой осознает свою личную миссионерскую ответственность.
Миссионерская ответственность епископа предполагает:
1. Организацию и поддержку на территории вверенной ему епархии миссионерской деятельности на основании общецерковных документов, определяющих направления, цели и задачи миссии.
2. Заботу о миссионерских кадрах, повышение миссионерской квалификации священно– и церковнослужителей.
3. Создание на базе епархиального управления координационного центра для разработки методических рекомендаций и пособий по миссионерской деятельности, для обобщения епархиального миссионерского опыта с учетом местных культурных и этноконфессиональных особенностей.
4. Обеспечение финансовой поддержки епархиальным миссионерам при проведении ими миссионерской деятельности (например, путем образования специализированного епархиального миссионерского фонда или иных епархиальных финансовых учреждений, имеющих миссионерские цели и задачи).
Миссионерская ответственность священников, на которых епархиальным архиереем возложены соответствующие обязанности в рамках прихода/благочиния (3),предполагает:
1. Организацию миссионерской деятельности с учетом социального статуса мирян, находящихся на территории пастырской ответственности данного прихода/благочиния.
2. Привлечение активных прихожан к миссионерскому служению.
3. Ориентирование воскресных школ на миссионерскую деятельность.
4. Воспитание в приходском активе миссионерского духа посредством личного примера.
5. Введение практики миссионерских поручений на приходе и обеспечение их ответственного исполнения.
Миссионерская ответственность мирян предполагает:
1. Знание основ православного вероучения и активное участие в жизни прихода.
2. Свидетельствование об истине Православия всей своей жизнью, по слову святого апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15).
3. Внесение, при надлежащем попечении духовников, личного вклада в дело миссионерского свидетельства в соответствии с образованием, способностями и профессиональными навыками.
2.2. Формы и методы современной миссионерской деятельности
В настоящее время можно выделить пять основных форм миссионерской деятельности:
1. Воспитательная миссия (воцерковление). Это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры. Цель такой миссии – включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни.
Введение человека в церковную жизнь начинается со свидетельства и «предоглашения» (свт. Кирилл Иерусалимский) и оглашения.
Поэтому традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) – оглашение – Крещение – научение (тайноводство) (Мф. 28, 19) (4) .
Огромное значение в деле воспитательной миссии приобретают известные формы православного социального служения, ибо в делах милосердия явно проявляется сила христианской любви.
Воспитательная миссия строится на принципиально важных богословских основаниях, которые должен глубоко понимать и принимать новоначальный:
– признание Богодухновенности Священного Писания (2 Тим. 3, 16) и принятие Священного Предания во всей его полноте, как приоритета в жизни православного христианина;
– убежденное вхождение в Церковь как в Тело Христово, частью Которого является каждый член общины (1 Кор. 12, 27), а единым Главой – Сам Господь Иисус Христос;
– свидетельство о Церкви как о радости жизни во Христе нового человека, облеченного во Христа в Таинстве Крещения (Гал. 3, 27) и получившего в лоне Церкви благодатные дарования для раскрытия своей личности во всей полноте;
– восприятие Евхаристии как центра жизни православного христианина и христоцентричности всей его деятельности;
– осознание смысла участия в богослужении как соучастия в Таинстве Спасения.
Воспитательная миссия предполагает усиление миссионерской направленности приходской жизни путем:
– проведения специальных миссионерских богослужений, на которых богослужение сочетается с элементами катехизации, предполагающими употребление одобренных священноначалием богослужебных форм, более доступных для понимания новоначальных;
– укрепления тех сторон социокультурной среды, которые содействуют воцерковлению наших современников;
– привлечения всех клириков и инициативных мирян, катехизаторов прихода к участию в процессе воцерковления новых членов общины;
– стимулирования создания при крупных приходах, благочиниях и епархиальных управлениях специализированных миссионерских центров духовного развития детей и молодежи, которые могли бы принимать непосредственное участие в миссионерско-просветительской работе и организовывать процесс катехизации.
2. Апологетическая миссия. Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической деятельности неправославных миссионерских объединений и отдельных «евангелизаторов» (5) .
Для результативной работы апологетической миссии рекомендуется создать на епархиальном уровне структуру, которая изучала бы характер и методы прозелитизма религиозных объединений, действующих на территории конкретной епархии, выявляла степень их духовной и, по возможности, социальной опасности, а также своевременно, открыто, квалифицированно и объективно информировала об этом общественность.
Для эффективного противодействия прозелитизму необходимо:
– актуализировать апологетическую и реабилитационную деятельность миссионерских учреждений;
– активизировать просветительскую деятельность каждого прихода для предотвращения появления сект и расколов.
3. Информационная миссия. Это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы.
Для результативной работы в средствах массовой информации необходимо:
– активно осваивать информационное пространство, используя все многообразие новейших информационных технологий (радиовещание, телевидение, Интернет и печатные СМИ);
– придать миссии в информационном пространстве упреждающий характер, что предполагает быстрое реагирование на происходящие в обществе события, а также их своевременную христианскую оценку для формирования общественного мнения;
– своевременно предавать гласности факты вытеснения православных программ из светских средств массовой информации и иной антиправославной информационной деятельности;
– создать единый банк данных аналитических и справочных материалов, доступный для любого православного миссионера.
В сфере издания православной литературы необходимо:
– издание творений Святых Отцов с комментариями в целях просвещения современных людей;
– повсеместное издание миссионерской литературы, предназначенной для просвещения, образования и формирования целостного представления о вере, православной духовности и Церкви;
– продолжение выпуска ориентированных на новоначальных христиан серий книг по вопросам веры, молитвы, христианского образа жизни и церковного отношения ко всем насущным проблемам.