Возвращение в Рим — часть 1. Катакомбы св. Марцеллина и Петра
Что-то сицилийские заметки поднадоели читателям, да и все увиденное в этом году на благословенном острове уже описано, так что резко меняю тему. Мы с вами переносимся из июня в апрель, из Палермо в Рим. Постоянные читатели, смиренно надеюсь, помнят, что главной целью моей поездки в Рим было вживую участвовать в событиях Страстной недели и Пасхи римского обряда (Великие четверг и пятница, Пасхальное навечерие и папская Пасхальная литургия на площади святого Петра). Но, помимо пары часов в день на литургию, все остальное время я был совершенно свободен и гулял по Риму, где не был уже много лет. Разумеется, ходил по любимым местам, но довелось увидеть и много нового.
Начнем мы с самого главного моего римского открытия — катакомб святых Марцеллина и Петра. Опять-таки постоянные читатели знают о моей извращенной любви к катакомбам: я водил вас по римским (Присциллы, Агнессы, Каллиста и Себастиана), неаполитанским (Яннуария и Гаудиоза), мальтийским (Павла и Агаты) катакомбам. До недавнего времени в Риме для посещения были открыты пять катакомбных комплексов (уже упомянутые Сан-Каллисто, Сан-Себастьяно, Санта-Домитилла, Санта-Пришилла и Сант-Аньезе), а меж тем ученым известно около 6 десятков. И вот недавно случайно я узнал об открытии для посетителей очень известных в узких кругах катакомб святых Марцеллина и Петра. Фрески из этих катакомб очень известны и кочуют из издания в издание, а вот увидеть их в оригинале раньше могли только специалисты. И вот теперь наконец-то туда можно попасть и любителям!
Катакомбы Санти-Марчеллино-э-Пьетро находятся в совершенно нетуристическом районе Рима, куда от вокзала Термини ходит полутрамвай-полупоезд. Когда таких междугородних трамвайных систем в Италии было очень много (в частности именно так Муратов добирался из Флоренции в Поджо-а-Кайано), но они тихо отмерли с развитием автобусного транспорта. Линия Рим — Джардинетти (теперь обрывается в Ченточеле) — это чуть ли не последний реликт таких междугородних трамвайных систем. Я сел на этот трамвай у Порта-Маджоре и минут через 20 прибыл на место — остановка называется Берарди.
Обратите внимание: тур по катакомбам Санти-Марчеллино-э-Пьетро нужно заранее заказывать. На сайте указаны часы и дни, когда возможно посетить катакомбы; далее нужно написать письмо с указанием удобного дня и часа, а потом дождаться ответа. Мне выпало посетить катакомбы в 10 утра в Великую пятницу. Приехал я загодя, и в ожидании тура зашел в современную церковь, построенную над катакомбами
Вы же помните, что я писал о принятом в римском обряде перенесении Даров после мессы Великого четверга в особенную часовню (условный «гроб Господень»)? Вот на фото как раз видно, что ряд скамеек стоят под углом к оси церкви, и на них присели несколько человек. Это и есть «гроб Господень». Утром пятницы, да еще и на краю Рима, молящихся было мало, а вот в центральных храмах у «гроба» было не протолкнуться — живо еще благочестие в Риме)))
Собственно в церкви посетителям делать нечего — конторка катакомб находится сзади храма, а вход в катакомбы — сзади и левее
Методика понятна: заходим в конторку, встречаемся с гидом и идем толпою к заветной двери. В моем случае «толпа» состояла из 3х человек: смиренного автора и двух англичан — матери и сына. Мать была вылитая мисс Марпл из сериала: пытливая общительная английская леди ближе к 60 с невероятно правильным английским языком. Обычно у меня диалог с носителями английского не получается: они говорят быстро, употребляют много глаголов get (который с разными предлогами может означать, что попало) и совершенно равнодушны к тому, что собеседник их «не догоняет». Эта же дама была сама совершенство, ее английский был литературным и нормального темпа, и она была любительницей катакомб. Так что мы с ней плюс гид очень хорошо пообщались))) По понятным причинам в катакомбах фотографировать не разрешено, да и в такой маленькой группе отстать было невозможно: впереди шла гид, а замыкал группу охранник.
Катакомбы свв. Марцеллина и Петра возникли на виа Лабикана в конце III века, а в диоклетианово гонение здесь были погребены мученики. Кроме титульных святых, здесь были погребены святые Горгоний и Тибуртий, Четверо коронованных мучеников (точнее одна из групп, позднее слившихся в этот культ, см. ), еще 40 безымянных мучеников. После Миланского эдикта над катакомбами была воздвигнута базилика (остались руины), рядом с которой пожелал упокоиться император Константин. Но Константин, как мы помним, переехал в новопостроенный КПоль, где и был погребен, а в построенном им при катакомбах Санти-Марчеллино-э-Пьетро мавзолее была первоначально похоронена его мать — святая Елена.
Ее мавзолей можно видеть здесь же:
Разумеется, мощей св. Елены давно здесь нет, а ее порфировый саркофаг был затем перевезен в Рим и «занят» папой Анастасием IV, сейчас этот саркофаг находится в Ватиканских музеях.
Но вернемся к катакомбам. Они продолжали использоваться в IV столетии, в частности папа Дамасий написал несколько эпитафий в честь погребенных здесь мучеников. И лишь с VII века начинается упадок римских катакомб, так что они были напрочь забыты вплоть до XIX века, когда их вновь «открыли» для мира археологи. Катакомбы свв. Марцеллина и Петра были очень популярны (многие желали лежать поближе к героям веры), так что здесь сохранилось очень много семейных кубикул с фресками. Их сейчас потихоньку восстанавливают. Века забвения привели к тому, что фрески потемнели, и их приходится отчищать. Неочищенные фрески очень темные, и только с очень большим усилием можно что-то разглядеть. А вот отмытые фрески поражают. Здесь и далее картинки будут из купленных на месте открыток плюс несколько отсканированных из книги «Катакомбы Рима».
Самая известная «открыточная» фреска отсюда украшает кубикулу, где, как предполагается, изначально были погребены мученики. В верхнем регистре Христу предстоят легко узнаваемые апостолы Петр и Павел. В нижнем регистре к Агнцу простирают руки (слева направо) мученики Горгоний, Петр, Марцеллин и Тибуртий. Судя по цветам и гирляндам, действие происходит в райском саду.
Часто встречающаяся в этих и не только этих катакомбах тема Христа — Доброго пастыря.
Здесь в центре вновь Добрый пастырь, к нему простирают руки четверо молящихся (эта поза называется «оранта», она очень часта в катакомбах; современная Римская церковь возродила традицию, в частности на мессе «Отче наш» все поют именно с воздетыми руками). А вот в полукругах нам показана история Ионы; сохранилось, правда, только три сюжета из четырех. Слева Иону сбрасывают с корабля в море, справа пророка выплёвывает кит, а внизу Иона лежит в тени огромной тыквы в ожидании разрушения Ниневии. История Ионы опять-таки очень частый сюжет в катакомбах: тридневное пребывание пророка в чреве кита предобразует трехдневное воскресение Христа.
Не менее популярной в катакомбах была история Ноя: его спасение от потопа в ковчеге символизирует спасение христиан от гибели в крещении. Одна из фресок: Ной выходит из ковчега, а выпущенный им до этого голубь приносит оливковую ветвь.
История Ноя несколько раз повторяется в катакомбах свв. Марцеллина и Петра.
К сожалению, у меня нет фотографии потрясающей кубикулы Никифора: здесь изображено исцеление кровоточивой женщины через прикосновение к одеждам Иисуса. Не нашел я и фотографии неоднократно изображенного в катакомбах Даниила среди львов.
Понятно, что в катакомбах много раз повторяются сцены, изображающие прямо или символически два главных таинства: крещение и евхаристию. Если евхаристию здесь чаще показывали в сцене умножения хлебов, то на крещение намекали и истории Ноя, и чудеса Моисея — прохождение через Красное море и иссечение воды из скалы.
Моисей здесь показан с лицом и в одеждах античного философа; более того, есть предположение, что фреска — чей-то портрет.
Есть в катакомбах святых Марцеллина и Петра несколько фресок с крещением Христа в Иордане, только я их вам показать не могу. К сожалению, нам не показали (а потому из принципа я и вам не покажу) прекрасную фреску с Орфеем — в его схождении в ад за Евридикой христиане тоже видели прообраз воскресения Христова.
Напоследок сцена первородного греха. К сожалению, в книге она помещена на развороте, так что скан немного смазан:
Еще фрески из катакомб можно поглядеть , только они там мелкие — явные сканы из книг.
Ну а собственно о катакомбах уже все сказано Диккенсом. Правда, он написал этот о Сан-Себастьяно (других катакомб тогда не знали):
«Изможденный монах-францисканец с диким горящим взглядом был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие ходы и отверстие в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжелым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли, и я невольно подумал: «Боже, а что, если во внезапном припадке безумия этот монах затопчет факелы или почувствует себя дурно, что станется тогда с нами?»
Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами, чтобы убийцы и воры не могли найти тут убежища и составить, таким образом, подземное население Рима, еще худшее, нежели то, что живет под солнцем. Могилы,могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: «Мы христиане! Мы христиане!», чтобы их убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из тех, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и еще более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодною смертью.
«Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах, -сказал францисканец, окидывая вас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, — ее торжество здесь, посреди могил мучеников за веру!»
Наш проводник был искренним, вдумчивым человеком и сказал это от всего сердца; но когда я подумал о том, как люди, называвшие себя христианами, поступали друг с другом, как, извращая нашу милосерднейшую религию, травили и мучили, сжигали и обезглавливали, удавливали и истребляли друг друга, я представил себе страдания тех, кто теперь — безжизненный прах, страдания, превосходившие все, что они претерпели, пока от них не отлетело дыхание: я представил себе, как содрогнулись бы эти великие и стойкие сердца, если б могли предвидеть все злодеяния, которые будут твориться якобы во имя Того, за Кого они приняли смерть; и какою мукой, горчайшей из всех, было бы для них это предвидение на безжалостном колесе, на ужасном кресте и в страшном пламени костра» (Картины Италии, 1846)
Сейчас о катакомбах известно гораздо больше, чем во времена Диккенса. Во-первых, христиане никогда не укрывались в катакомбах, здесь хоронили умерших и в дни их памяти совершали заупокойные службы. Во-вторых, катакомбы были прекрасно известны римским властям: здесь нередко находят кирпичи с клеймом императорских мастерских, да и сохранить в тайне место захоронения тысяч людей невозможно. В-третьих, хоронили здесь не только в III, но и в IV — V веках, когда никаких гонений уже не было. В-четвертых, в катакомбах уже заметно раслоение внутри общины: с роскошно расписанными кубикулами и аркосолиями соседствуют дешевые локулы и формы (ниши в стенах и в углубления в полу соответственно). И т.д.
Но все эти вновь обретенные знания не в силах уничтожить «магию» катакомб. Все-таки здесь ждут воскресения тысячи христиан, от которых нас отделяет 1,5 тысячи лет, но с которыми мы все надеемся воскреснуть в последний день. Именно здесь, как и сказал диккенсовский монах, мы видим живое (да-да, живое, невзирая на прах и кости) свидетельство нашей веры.
Сейчас я могу сказать, что катакомбы свв. Марцеллина и Петра гораздо интереснее разрекламированных катакомб св. Каллиста (там вам придется сначала отстоять очередь, а потом чуть ли не бегом пробежать мимо интереснейших фресок в кубикулах) и не менее интересны, чем прекрасные катакомбы Присциллы. Главное, что и у Присциллы, и у Марцеллина с Петром народа мало, поэтому гид подстраивается под ваш темп, да и в кубикулы с фресками пускают, а не просто позволяют бросить взгляд через стекло (как в Сан-Каллисто). Так что не пожалейте времени и постарайтесь сюда добраться. Я получил преогромнейшее удовольствие как от увиденного, так и от общения с гидом и моей попутчицей-англичанкой)))
Римские катакомбы
Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) — сеть античных катакомб, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги.
Карта катакомб Присциллы
Эти катакомбы представляют собой систему подземных ходов из туфа, зачастую образующих лабиринты. В их стенах для погребений проделывались прямоугольные ниши (лат. loculi) разной величины (главным образом для одного умершего, иногда для двух, и редко — для нескольких тел). На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и до сих пор закрытые (например, в катакомбах Панфила).
Катакомбы святых Петра и Марцеллина. Иосиф Вильперт
Само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium или cimiterium, др.-греч. κοιμητήριον «спальня») — «усыпальница», «кладбище». Лишь одна из coemeteria, святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление). В Средневековье лишь они были известны и доступны населению, поэтому с тех пор все подземные захоронения стали называть катакомбы.
Катакомбы святых Петра и Марцеллина слева — Адам и Ева, справа — Оранта (Иосиф Вильперт, 1903 год)
Первые катакомбы у ворот Рима возникли в дохристианскую эпоху: так, например, сохранились иудейские катакомбы (итал. Catacombe Ebraiche) на Аппиевой дороге. В отношении происхождения катакомб нет определённой точки зрения. Существует гипотеза, что они являются остатками древних каменоломен или более древними подземными путями сообщения. Также существует мнение Джованни Батиста де-Росси и его последователей, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода катакомб непригодна для использования в качестве строительного материала.
Ш.Ленепвё. Погребение мучеников в катакомбах. 1855 год
Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто – один из тех первоначальных центров, вокруг которых разрослись катакомбы. В III веке здесь были погребены двенадцать римских епископов, большинство из которых прославились как мученики или исповедники. В V-VIII веках их мощи были перенесены в различные римские храмы
Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто
Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: » усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога». Подземные ходы соответствовали границам владений и были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку (катакомбы святого Каллиста). Некоторые катакомбы представляли собой ответвления от основного хода, иногда также в несколько этажей.
Катакомбы
Христиане переняли во II веке обычай хоронить усопших (в том числе мучеников и жертв преследований при языческих императорах) в катакомбах, но они не являлись местом укрытия христиан. К V веку старые катакомбы были расширены, а также были построены новые. Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения Литургии на мощах святых.
В катакомбы входили также гипогеумы — от латинского (лат. hypogeum) — помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения (лат. luminare). В «Апостольских постановлениях» (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах, совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах…».
Раннехристианское богослужение в катакомбах святого Каллиста (гравюра XIX века)
Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!».
Апостол Пётр проповедует в катакомбах (Ян Стыка, начало XX века)
Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников. Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.
Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. В 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых в них были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:
- папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых;
- при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей святых.
Катакомбы в период II—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами. На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно велико: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.
Римские катакомбы
Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры (лат. Fossorius, Fossorii). Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Их изображения также часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.
Катакомбы имеют несколько форм захоронений:
Ниши — лат. «Локулы» (дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Предназначены для захоронения как одного человека, так и нескольких (лат. loculi bisomi, trisomi…). Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров катакомб или в кубикулах.
Ниши
Аркосолии (лат. Arcosolium) — Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы располагалось не сбоку, а сверху. Этот более дорогой тип захоронений известен ещё с античности. В них чаще всего хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении литургии. Чаще встречаются в кубикулах, чем в коридорах катакомб.
Аркосолии
Саркофаги (лат. Solium) — Относится к римской традиции погребения, позднее заимствованной христианами. Не характерен для иудейских погребений. Захоронения в саркофагах в катакомбах встречаются редко. Саркофаги также могли размещаться в аркосолиях.
Саркофаги
Кубикулы (лат. Cubiculum) и крипты — Кубикулами назывались небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. Дословно cubiculum означает «покой», покой для сна умерших. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, чаще всего они являлись фамильными склепами. Обнаружены кубикулы, в которых насчитывается до 70-ти и более локулов разной величины, расположенных в 10 и более рядов.
Кубикулы
Захоронения в полу — (лат. Forma — «канал, труба») — Встречаются в полах крипт, кубикул, редко в основных ходах катакомб. Такие погребения часто встречаются недалеко от захоронений мучеников.
Захоронения в полу
Полный список известных катакомб можно посмотреть
В фильме студии «Неофит» — «Эпоха мученичества» серии «Церковь в истории» от начала и до шестой минуты фильма митрополит Илларион Алфеев рассказывает о Римских катакомбах и их значении в жизни римских христиан первых веков
Всю серию фильмов можно посмотреть ЗДЕСЬ
Просмотры (214)