Содержание
Предательство Иуды: иконы и картины
На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».
В этот день, по нашему это была среда, — первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собою, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе.
Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, если я вам предам Его?»
Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников.
Иуда Искариот. Джеймс Жак Тиссо, 1836.
Иуда у первосвященников. Иуда Искариот. Джеймс Жак Тиссо
«Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне
С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.
После моления Христа в Гефсиманском саду в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите».
Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его.
Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.
Фра Беато Анжелико
Поцелуй Иуды, Чимабуэ, конец XIII века
Поцелуй Иуды.Романская роспись на кессонном потолке в Циллисе, ок. 1160 г.
Базилика Сан Аполлинаре Нуово. Поцелуй Иуды.
Иерусалим, базилика Агонии, мозаика левой апсиды
Пещерный храм прп. Иова, Почаев
Фрагмент росписи сводов храма Живоначальной Троицы г.Петропавловска-Камчатского
Thomas Couture
Гюстав Доре. Поцелуй Иуды
Джотто ди Бондоне
Поцелуй Иуды. Караваджо.
Фра Беато Анжелико
Фра Беато Анжелико
Предательство Иуды. Иван Айвазовский
«Поцелуй Иуды», Микеланджело Меризи да Караваджо
Уголино ди Нерио «Предательство Иуды и арест Христа»
Современная коптская икона
Георгиос Кордис. Греция
Предательство Иуды. Африканское изображение
Поцелуй Иуды. Петров Александр Николаевич.
Картина Предательство Иуды — Миронов Андрей Николаевич.
И. Глазунов. Поцелуй Иуды
Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: «согрешил я, предав Кровь невинную» (т. е. предал на смерть неповинного Человека).
Они же сказали ему: «что нам до того; смотри сам» (то есть сам отвечай за свои дела).
Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).
Николай Ге. «Совесть. Иуда»
Алексей Мазур. «Иуда»
Картина Гелия Коржева «Иуда»
Текст: Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий».
«Поцелуй Иуды (Взятие Христа под стражу)», Джотто ди Бондоне — описание картины
Поцелуй Иуды (Взятие Христа под стражу) — Джотто ди Бондоне. 1305. Фреска, темпера.
Эта фреска считается одним из лучших произведений Джотто. В ней он проявился не только как талантливейший художник, но и как новатор, который изменил статичное и лишенное эмоциональности искусство, привнеся в него пространство, объем и экспрессию.
Для создания фрески использовался хрестоматийный библейский сюжет, до Джотто довольно часто встречавшийся в искусстве, особенно монументальном. Это момент осуществления предательства Иуды. По Библии, один из учеников Христа, его апостол, предал его за тридцать серебряных монет. Для того, чтобы стражи смогли схватить Иисуса, Иуда должен был выделить его из толпы сторонников, подойдя к нему после вечери и обняв Учителя.
Поцелуй Иуды – это изображение крайней степени падения человека, символ непосредственного столкновения добра и зла. Мирный проповедник Христос жестоко предан своим же любимым учеником, и не из идеологических разногласий, а всего лишь за жалкие деньги.
Фреска представляет собой многофигурную композицию, оформленную в очень красивой, сияющей цветовой гамме. На темно-синем фоне в весьма живых позах размещены три группы людей. В центре – Христос и вероломный Иуда, с одной стороны – наступающие стеной стражники и первосвященник, а с другой – апостолы и в гневе замахнувшийся ножом на предателя святой Петр. По Библии, он был рыбаком и нож всегда носил при себе. На фреске только он и Иисус выделен золотыми нимбами.
Впервые у Джотто фигуры библейских персонажей обрели не стандартные лики, а узнаваемые, характерные и живые лица. Христос – светловолосый и привлекательный молодой мужчина, а Иуда – отвратительный не только своим поступком, но и внешностью, стражники со злобным выражением лиц и взволнованные ученики – все это совершенно необычно для живописи предыдущих периодов.
Фигуры на фреске имеют объем, они уже не висят в воздухе, как на иконах, а складки их одеяний подчеркивают формы тел и движения. В целом все изображение кажется очень динамичным и выразительным.
Сайт художника
И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали (Мк. 14: 43-50).
Центральное и все же самое малое место на полотне отведено Иуде — отступнику явному, умом и сердцем предающему Господа на смерть, возложив на Его светлые одежды, как на душу, руку стяжательства, кистень злобы и порока. На переднем плане фигура другого ученика Спасителя. Он убегает прочь, как и прочие бывшие с Господом, предавая страхом и малодушием.
Место напротив Христа отведено зрителю. Нам дано не так много времени на раздумье. Римский солдат уже рядом и глядит зрителю прямо в глаза. Остаться, бежать, или примкнуть к служителям маммоны? Живот несчастного Малха в огне факелов и светильников — вот олицетворение того, что пришли защищать книжники и фарисеи, что так ревностно ищем и защищаем мы по сей день.
Справа – Петр. Он достает из ножен меч и полон решимости защищать Учителя. Так бывает, когда движимые горячением крови видим в сиюминутном порыве самоотверженности и отваги силу духа, но вот уже остыли, и от решимости прежней не остается следа.
Совсем скоро Петр предаст Христа. После раскается. Раскается и Иуда. Но, в отличие от Петра, не сможет смириться с осознанием собственного ничтожества: «Разве я, Иуда, могу быть яко червь?». Гордыня – грех его. Умолкнет же осуждающий, но готовый скорей умереть, как Иуда, чем признать: «Я – червь, а не человек» (Пс. 21,7).
.
LiveInternetLiveInternet
Александр_Ш_Крылов все записи автора Дуччо (полное имя — Дуччо ди Буонинсенья; 1255 — 1319) считается одним из виднейших итальянских живописцев рубежа XIII-XIV веков, родоначальником сиенской готики.
Он родился в Сиене, где и сформировался как художник, возможно испытывая некоторое влияние Чимабуэ, о чем свидетельствует его Мадонна Ручеллаи, написанная в 1285 году (галерея Уффици, Флоренция).
В Лондонской Национальной галерее хранятся работы Дуччо из его большой алтарной композиции Маэста (величание Девы Марии с Младенцем), написанной им для главного алтаря Сиенского собора в 1308-1311 годах, числящиеся ныне среди шедевров итальянской живописи.
Сюда входят «Исцеление слепого» и «Благовещение» — картины, полные лиризма и одухотворенности.
Несмотря на небольшие размеры досок, в них чувствуется внутренняя сила, которая впоследствии будет характерна и для шедевров Мазаччо. В «Исцелении слепого» группа святых во главе с Христом ярким цветовым пятном выделяется на фоне города, исполненного в розовато-белых тонах. Особенно выразительны по насыщенности цветовой гаммы фигуры Христа и двух идущих за ним святых, причем одежды Христа своими глубокими тонами приковывают основное внимание.
Фигуры святых написаны более сдержанно, не столь сочными красками. Большое внимание мастер уделил изображению лиц. Хотя они кажутся еще несколько схематичными, заметно, что художник пытается написать портретные образы. Важно и то, что Дуччо явно стремился передать движение фигур, а не просто зафиксировать их положение.
Картина «Благовещение» своей цветовой гаммой отличается от»Исцеления слепого». По тону красок фигура ангела вписывается в цветовое решение картины, лишь темный плащ Девы Марии, стоящей в темном же проеме открытой двери, вырывает ее силуэт из общего пастельного тона. Голубые и фиолетовые цвета одежды ангела в сочетании с золотом его волос углубляют впечатление его неземного происхождения. Все архитектурные детали отличает готическая форма.
Крайне схематичен разделяющий ангела и Мадонну горшок с цветами. Глубину пространства картины подчеркивает разная раскраска стен. Оба произведения можно бесспорно отнести к вершинам итальянского готического искусства, недолго просуществовавшего в Италии. При этом творчество Дуччо оказало большое влияние на последующее развитие итальянской живописи.
«Маэста» оборотная сторонa алтаря 1308-1311
«»Маэста» Центральный образ Девы Марии с Младенцем. деталь. 1308-11
«Маэста» деталь — Явление Христа апостолам. 1308-11
«Маэста» деталь Явление Христа перед закрытыми дверьми.
«Маэста» деталь — Прощание со св. Иоанном.
«Маэста», деталь — Христос перед Пилатом.
«Маэста», деталь- Пилат умывает руки.
«Маэста» 1308-11, деталь «Поклонение волхвов»
«Маэста» 1308-11. деталь Успение Богоматери.
«Маэста» 1308-11, деталь. Избиение младенцев
«Маэста» 1308-11, деталь. Избиение младенцев.
«Маэста» 1308-11, деталь. «Бегство в Египет»
«Маэста» 1308-11, деталь. «Рождество Христово»
«Маэста» 1308-11, деталь. «Сретение»
.»Маэста», деталь — Въезд в Иерусалим. 1308-11
«Призвание апостолов Петра и Андрея»
«Маэста», алтарь сиенского кафедрального собора, оборотная сторона, пределла со сценами Искушения Христа и Чудесами, «Преображение» 1308-11
«Апостол Иаков Младший и св. Варфоломей»
«Апостол св. Филипп и св. Иаков Старший»
Деталь алтаря с Aнгелами, святыми и фигурами апостолов.
Деталь алтаря с Aнгелами, святыми и фигурами апостолов.
«Мадонна Креволе» 1283-1284
«Мадонна Ручеллаи» 1285
«Мадонна Строганова». ок. 1300 г. Нью-Йорк, музей Метрополитен
«Маеста» » Мадонна с младенцем и ангелами» 1282 -1307
«Лондонский Триптих» 1300-05
«Полиптих № 47». 1311-18гг. Сиена, Пинакотека.
«Мадонна с младенцем» 1300-05гг. Перуджа, Национальная галерея Умбрии.