Содержание
Кто становится святым?
Проповедь протоиерея Бориса Старка в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших.
Протоиерей Борис Старк
Господь наш Иисус Христос, говоря о человечестве, сравнил его с полем, засеянным доброй пшеницей, на котором враг посеял сорняки. Этими сорняками являются злые, лукавые, прелюбодейные люди и ненавистники.
Но на ниве Господней есть и прекрасные благоухающие цветы, далеко распространяющие чудесный аромат. Это люди, которых мы называем праведными или святыми. Их памяти, памяти всех святых, просиявших в мире от сотворения его, было посвящено прошлое воскресенье, первое после Троицы.
А сегодня, во второе воскресенье после Троицы, мы отмечаем торжество, может быть, более скромное, — но для нас не менее близкое и родное. Мы празднуем день Всех святых, просиявших в нашей родной Русской Церкви. Сегодня праздник Святой Руси, нашего духовного отечества.
Святые эти жили и подвизались в разных углах нашей Родины, в разные исторические эпохи. Они были разными по своему социальному положению, по своему возрасту, по своему духовному пути, но всех их объединяло одно: они превыше всего возлюбили Господа Бога, возлюбили всем сердцем, всем своим помышлением. И возлюбили ближнего своего как самих себя. За Бога и Его правду они были готовы отдать все, что у них было, все силы, все время, все свое имущество, а часто и саму жизнь.
Повсюду на просторах нашей необъятной Родины мы находим их, как горящие светильники; на юге и севере, на востоке и западе эти праведники созидали Святую Русь своим подвигом, своим примером, своей жизнью и смертью.
Будем ли мы перечислять их всех? На это не хватило бы ни времени, ни места. Преподобный Трифон Печенгский, угодники соловецкие на самом северном крае нашей Родины… Святители херсонесские на юге, и еще южнее — святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Угодники и просветители сибирские, иркутские, тобольские, великопермские, а на самом западном крае Руси — святые полоцкие, галицкие, виленские. Нет им числа…
А сколько примеров святости дала нам наша Центральная Россия: Белгород, Воронеж, Задонск, Новгород, Казань, Киев и Чернигов, Почаев и Загорск, Москва, Псков, Суздаль, Муром и Владимир и, конечно, наша Ярославская, Ростовская земля с ее угодниками угличскими, пошехонскими, обнорскими и переславскими, ярославскими и ростовскими…
Как небо усеяно звездами, так и наша Святая Русь — угодниками Божиими, созидавшими наше духовное отечество, знаемыми и незнаемыми.
Бытует мнение, что Церковь признавала святыми только богатых и знатных людей, князей, архиереев, монахов…
Конечно, это не так, и основано это мнение на незнании церковной жизни и на непонимании самой идеи святости.
Правда, среди канонизированных святых большой процент падает на монахов и архиереев, но это совсем не значит, что людям иного образа жизни путь к святости был закрыт.
Ведь и в общественной жизни не только те герои, кто удостоился той или иной на грады. Сколько героев безызвестных, чей подвиг в дни войны остался незамеченным в горячих условиях боя, но тем не ме нее они являются героями. И ведь всякий военный или гражданский подвиг все же видимый, а в жизни духовной подвиг, духовный героизм, то есть святость, сокровенен, и только Бог его видит и знает.
Естественно, что те, кто стоит на свещнице, более видны миру, но истинная святость находит себе место в любом человеке, который к ней стремится и прилагает усилии. В каноне, который мы слышали вчера вечером за всенощным бдением, были такие слова, прославляющие святых: «Имени тых и безымянных, явленных и неявленных, небесного Сиона достигших и славу многу от Бога приимших…»
Такие, часто никем не знаемые, святые тоже прославляют Бога своим существованием, а мы всех их прославляем сегодня, объединяя в своих молитвах.
Поясню это еще одним примером. Один великий подвижник молился Богу, чтобы узнать, как ему достигнуть совершенства. А святой этот был уже прославлен и от людей и от Бога за многие свои подвиги и духовные труды. И был ему голос: «Иди в такую-то весь, к живущим там двум женщинам и поучись у них… Ты еще не вошел в меру их подвига».
Придя туда, куда ему было указано, он увидел двух простых тружениц, занятых плетением корзин. Угодник спросил их: «Кто вы и как спасаетесь?» Недоумевая, эти скромные женщины не знали, что отвечать, но на повторные вопросы старца сказали: «Мы не сотворили ничего особенного, живем как все, трудимся. Мы жены двух братьев. Вот разве что за долгие годы совместной жизни ни разу не повздорили и не поссорились, ни разу не осудили друг друга». И старец ушел, поняв, как много надо ему сделать, чтобы достигнуть совершенства.
Вот много таких незаметных праведников и праведниц населяли, да и сейчас населяют нашу землю, и всех их мы сегодня прославляем. И не только прославляем, но и вдохновляемся их примером, так как их путь духовный — это путь каждого из нас и, каждый из нас должен найти его и найти силы идти к» жизни, не сходя с этого пути.
Вот две простые труженицы, и Господь поставил их примером для всех нас. И мы ДОЛЖНЫ следовать их примеру. Ведь мы являемся частицей великой нивы Господней, и только от нас зависит, станем ли мы сорняками или же цветами благоухающими. Наступит великий момент сбора урожая, и мы ДОЛЖНЫ быть класом многоплодным и благоухающим. Ведь и в наше время нас окружают подвижники, незаметно озаряющие нас духовным благоуханием своих подвигов.
Каждый из нас должен стремиться к такому совершенству, к такой святости, каждый из нас должен стать в строй великих угодников Святой Руси, чтобы не оказаться в момент жатвы плевелами, которые вырываются и будут сожжены. Мы должны стать доброй пшеницей, благоухающими цветами, чтобы и нас когда-нибудь причислили к этой великой плеяде святых угодников русских: именитых и безымянных, явленных и неявленных, небесного Сиона достигших и славу многу от Бога приимших. Аминь.
Феодоровский кафедральный собор г. Ярославля
23 июня 1968 г.
По изданию: Протоиерей Борис Старк. Вся моя жизнь — чудо. М. Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2009.
Как стать святым?
Что нужно человеку для того, чтобы стать святым, и почему Церковь никогда не признавала и не сможет признать кого-либо «святым при жизни»? Эти вопросы являются краеугольными во всей христианской духовной жизни. Ответить на них согласился известный ученый-богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.
Как мы знаем из Евангелия, первым вошедшим в рай оказался разбойник, у которого, образно говоря, руки по локоть были в крови. Это удивительный факт, не имеющий аналогов ни в одной религии мира. По какой же причине он оказался спасенным?
Евангельский контекст говорит об этом вполне определенно: за осознание мерзости своей жизни, за глубокое ощущение, что он не достоин спасения, за искреннее покаянное обращение к Спасителю. Разбойник всем своим существом понимал и ни на йоту не сомневался, что он не может быть там, где будет висящий на Кресте рядом с ним Праведник. Отсюда его слова к Христу, исполненные удивительного для человека, находящегося в таких жутких страданиях, смирения: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк 23:42). Не просьбы об избавлении от мук, не мольбы о жалости и снисхождении, а — помяни меня там, в Твоем Царстве, где я, конечно, никогда не буду. Вот что оказалось достаточным для спасения! Действительно, как говорится в Ветхозаветном псалме, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50:19).
Святая жизнь начинается с внимания к своей нравственной жизни, к своему внутреннему состоянию — стремлениям и чувствам своей души и их сопоставлением с заповедями Евангелия, с образом и поведением Самого Христа. Это сопоставление открывает человеку внутри его сердца целый мир — странный, ранее ему неведомый и часто не очень-то симпатичный.
С одной стороны, в нас присутствует глубокое чувство в том, что мы — добрые, умные, справедливые, честные… Одним словом — хорошие, праведные. Поэтому нам и в голову не приходит, что мы можем оказаться вне Царствия Божия. Пускай где-нибудь с краешку, в самом дальнем уголочке, но, конечно же, мы будем там! Пусть не великими святыми, но все же — в Царствии Божием. Ну как же, я ведь — верующий, православный, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь… Я никого не убил, не обворовал, не изменял жене, не нарушал законов — а что же еще нужно-то? Право слово — святой, да и только! Осталось лишь живьем канонизировать!
Однако, с другой стороны, внимательно присмотревшись к своим словам, желаниям, чувствам, отношениям к друзьям и недругам и сопоставив всё это с голосом совести, с учением Евангелия, мы начинаем видеть и нечто прямо противоположное. Оказывается, я не могу не осуждать, не завидовать, не тщеславиться, не объедаться… И столько еще таких вот «не могу», что от моей «хорошести» ничего не остается. Даже когда делаю доброе дело, и то — оскверняю его тщеславием, расчетом и прочими нехорошими движениями души. Слушаю общую исповедь с огромным перечислением грехов и понимаю, что 99% в этом перечне — мое. То есть вижу, что ни в чем не соответствую Евангельским нормам жизни.
Можно ли стать при жизни святым? Отвечая на этот вопрос, нужно понимать, что святость — это причастность Духу Святому, которая в земных условиях колеблется, непостоянна, ибо неизменен только Бог. Она — не птичка, которую можно однажды поймать в клетку — и все в порядке. Нет, это постоянное наблюдение за своим «ветхим человеком», бодрствование сердца и трезвение ума, подобное той бдительности, в которой пребывают защитники осажденной крепости. И как халатность стражей нередко оборачивалась поражением войска, так и в истории христианства бывали случаи, когда подвижники, достигавшие явных благодатных даров прозорливости и чудотворения, но утратившие бдительность над своими мыслями и чувствами и в результате потерявшие видение своих вутренних врагов, прежде всего, мнения о своих высоких достижениях — духовно падали и даже погибали. Были и такие, которые так и не поднимались в своей святости выше чистоты детского уровня. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: cвятой Макарий Великий говорит, что «…встречаются души, соделавшиеся причастницами Божественной благодати… вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном в отношении к тому состоянию, которое требуется и доставляется истинным подвижничеством… В монастырях употребляется о таких преуспевших старцах изречение — свят, но не искусен, и наблюдается осторожность в советах с ними».
Именно осознание своего бессилия искоренить в себе страсти, победить грех и рождающееся отсюда смирение являются началом и критерием правильной духовной жизни. Ибо только это, снимая розовые очки с глаз души и открывая очень далекое от евангельской чистоты ее реальное состояние, делает человека способным взыскать Спасителя, обратиться к Христу. Преподобный Петр Дамаскин сказал: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской».
Необходимо повторить, что это лишь самое начало пути, ведущего к святости. Но без начала не может быть и продолжения.
Фото Владимира Ештокина
Может ли современный человек стать святым
Что такое святость и каковы шансы у современного человека стать святым. На вопросы отвечает духовный наставник, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел.
— Владыка, объясните, пожалуйста: апостол Павел говорит всем христианам: «Вы святы». Что Церковь свята — ясно и понятно. Что угодники Божии, которые с икон на нас смотрят, святы — тоже ясно. Они в пустыню уходили, гонимы были, а порой и убиты за веру. Но вот представить себя в образе святого угодника, ну или соседа дядю Васю, который и в церковь ходил раза два в жизни? Ну уж нет! Какие из нас святые угодники? Это невозможно!
— Почему невозможно? Достичь святости очень просто. Знаете ли вы, что люди счастливее дьявола? Потому что они имеют возможность покаяния, молитвы, ежедневного очищения от греховных помыслов и поступков. Это и есть путь к святости. Живите по заповедям — и будете святы. Что может быть проще? Не имейте идолов, поклоняйтесь единому Богу. Чтите воскресенье, потому что Господь, сотворив мир, на седьмой день почил от дел своих, Христос же воскрес. Это так легко! Не завидуйте, не прелюбодействуйте, не смотрите с вожделением, не злословьте. Все эти заповеди просты, но нужно только захотеть их исполнять. Захотеть! Святая жизнь — это всецелая преданность человека Богу. Волевое решение: мне без Бога нельзя.
Святость начинается в момент, когда мы приносим себя в дар Богу, делаемся Его собственностью, говорит нам митрополит Антоний Сурожский. Хотя, конечно, это не делает нас автоматически святыми! Святость человека была и будет сочетаться с какой-то долей греховности, однако человек Божий, признавая, что в нем еще есть несовершенство, уже стремится к изменениям, переработке своих греховных качеств, которые постепенно должны исчезнуть.
— А можно ли считать младенца святым? Ведь он еще ничего не сделал греховного?
— Даже младенец «заражен» первородным грехом. «Нет человека, который не согрешит», —говорит Христос. При этом Сам же добавляет: «Не запрещайте ко мне приходить детям». Младенец сам не может прийти, потому на седьмой день после его рождения родители приносят его в храм и «смывают» первородный грех Таинством крещения и миропомазания. Только после этого обновляется его жизненная стезя и действует благодать Святого Духа. После чего, действительно, ребенок до семи лет — маленький ангел. А с семи лет, чтобы поддерживать это состояние, родители водят ребенка на исповедь и причастие и сами показывают личным примером стремление к святости.
КАЖДЫЙ ВЕЧЕР — ОТЧЕТ ЗА ДЕНЬ
— Стремление показать можно, а вот как жить, если нет такого дня, чтобы мы не грешили: там обидел, там подумал не так, прогневался. Это нереально.
— Как раз очень реально! Станьте перед иконой сегодня и вспомните, что хорошего вы сделали и сколько сделали противоестественного своей душе и Богу. Станьте завтра и снова посмотрите на свою жизнь. Вы заметите, что вчера вы были чище, лучше. Потому что вчера еще Господь не открыл, что вы гневались и осуждали. А сегодня все иначе. Чем больше подходишь к свету, тем больше видны изъяны. У каждого верующего наступает момент, когда он смотрит на свою душу и в ужасе восклицает: «Какой я грязный! Как я могу так жить! Как Бог меня, такого уродца из навоза земного, терпит?!» Вот первый признак того, что вы идете ко Христу, это первый шаг к святости. Так Дух Святой очищает и дает возможность увидеть, что сам ты немощен. И все твои ощущения собственной значимости — пустота, иллюзия. Потому что она — без Бога. А теперь представь, днем ты пил, гулял с друзьями, а ночью придет «подруга нежданная» — здравствуй, я смерть, идем. И где твой мир? Где твои друзья? Где твои собутыльники-знакомые? В лучшем случае придут подержаться за гроб. А Христос всегда с тобой рядом. Потому, принимая решение что-либо сделать, думай: что бы сказал на это Христос, ведь Его мнение — самое важное. Потому что оно вечное. Как часто бывает, начинаешь себя жалеть — устал, немощен, полежать бы… Нет! Гнать от себя лень-матушку поганой метлой. Встал, взял себя в руки и пошел молиться и трудиться. Чтобы Христу было что о тебе сказать!
какого старца нужно слушать?
— Владыка, сегодня так модно ездить по скитам в поисках святых старцев, которые должны научить тебя уму-разуму. Как понять, святой этот старец или нет? Нужно ли его слушать?
— Вот! Когда у преподобного Серафима Саровского спросили, почему так мало осталось старцев, он лишь спросил: «А вы готовы их слушать?» Хочешь дружить с миром — будет вражда с Богом. Однако и в миру святых людей любят. Самые последние грешники любят святых людей. Потому что от них мир Божий идет. Подержишься за руку, посидишь возле такого человека — и на душе легче. Ощущение — словно общался с ангелом. У нас в Киево-Печерской лавре есть духовник отец Авраамий, старец старой лавры, затворник. Он никогда никого не осудил. Своим духовным чадам дает один поклон в наказание и говорит: «Знаю, вам же трудно. Сделайте один поклон, остальное я за вас сделаю». Что такое земная жизнь? Это училище благочестия. А жития святых людей — это есть примеры прохождения школы благочестия. Изучай и бери с них пример! Однако людям всегда интересней узнать, когда кто выйдет замуж, будут ли дети, чем знать, что ты грешен и забыл, когда исповедовался. Потому и прежде, и теперь хватает лжепророков и лжесвятых.
КАКОЙ СВЯТОЙ «КРУЧЕ»
— Тогда, выражаясь языком молодежи, какой же святой «круче»? К кому обращаться за помощью и ходатайством пред Господом?
— «Круче» тот, кому ты молишься от души. Когда подходишь к иконе, к мощам и чувствуешь там тепло, мир — там ваше место, там ваш так называемый самый «крутой» святой. Сегодня все стоят в очереди к Матронушке или еще к кому другому — чтобы бизнес хорошо шел, чтоб деньгибыли, чтобы замуж выйти. Причем, как говорил Остап Бендер: «Я бы и рад взять частями, но мне сейчас и все сразу надо». Чуть ли не за грудки ее готовы трясти: «Давай, помогай сейчас, ты же святая!» Такие заявления очень похожи на фразы, которые кричали Христу: «Если ты Бог, сойди с креста!» Гонка за чудесами не путь святости. Это путь глупости.
— Как сейчас становятся святыми?
— Только Господь знает всех святых. На земле же святыми признают людей только после их смерти и только если на месте их погребения начинают происходить чудеса, исцеления. Один из признаков святости — нетление мощей. Но вскрывать гроб дозволяется только через 30 лет. Далее Священный Синод издает постановление и отправляет все документы в специальную комиссию по канонизации святых. Комиссия делает запросы в специальные органы: не состоял ли в политических баталиях в советское время, не участвовал ли в расколе церкви, не отрекся ли от веры под давлением и пытками НКВД. Если никаких негативных данных о человеке нет, мощи приводят в надлежащий вид, помещают в раку, пишется тропарь и кондак (гимны величания святому), и устанавливается чин прославления. Происходит последняя заупокойная лития, читается житие, тропарь и кондак — и умершего причисляют к лику святых. Главное, что все святые прежде были людьми. Словом, стать святым вовсе не так нереально, как вам кажется на первый взгляд. Главное — захотеть!
КАКИЕ БЫВАЮТ ЧИНЫ СВЯТЫХ ЛЮДЕЙ
ПРОРОКИ — люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла (например, Илия, Иоанн Предтеча, праведная Анна).
АПОСТОЛЫ — 12 учеников Христа, которые после сошествия на них Святого Духа проповедовали по всему миру христианскую веру и 70 ближайших сподвижников Церкви (первоверховные Петр и Павел, евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн).
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ — святые, которые потрудились в обращении ко Христу стран и народов (князь Владимир и княгиня Ольга, цари Константин и Елена).
СВЯТИТЕЛИ — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости попечением о своей пастве (Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).
ПРЕПОДОБНЫЕ — уподобившиеся Господу монахи (Антоний и Феодосий Печерские, Иов Почаевский, Серафим Саровский и Сергий Радонежский, Мария Египетская).
БЕССЕРЕБРЕННИКИ — служившие врачеванием (Пантелеимон, Агапит).
ПРАВЕДНЫЕ — будучи семейными людьми, вели угодную Богу жизнь (Иоаким и Анна).
Анастасия Белоусова, «Сегодня».
Пути святости в современном мире
Ежедневно мы празднуем память каких-то святых. За две тысячи лет в Церкви просияло множество угодников Божиих, причем большая часть их имен нам неизвестна. При этом история святости не окончена – Церковь, будучи Святой по присутствию в ней Духа Божьего, продолжает рождать святых во все эпохи своей жизни.
«Неужели и сейчас есть святые?» – спросит кто-то. «Конечно, есть» – ответим мы. «И где же они?» – вновь могут спросить. Но, чтобы попытаться ответить, нам необходимо будет задать сразу еще один вопрос: а что такое святость? Ведь часто мы имеем о ней самые превратные понятия.
Согласно Священному Писанию, святость – это одновременно и призвание всех христиан, и необходимое качество повседневной христианской жизни. Будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1:16) – ставит нам задачу Господь. И в то же время, быть христианином значит уже иметь в себе некоторую святость. Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:22) – говорит всем верным Римской Церкви апостол Павел. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19) – пишет апостол в Ефес.
Само слово «святой» (по еврейски «кадош», по-гречески «агиос») в языке Писания имеет несколько другое значение, чем то, с каким мы привыкли его употреблять. В библейских книгах «святой» значит «отделенный для Бога, посвященный Богу». Говоря римлянам: «вы освободились от греха и стали рабами Богу», Павел имеет в виду их крещение, а под словами «плод ваш есть святость» подразумевает то, что теперь их жизнь должна быть посвящена Христу. Выражение «плод ваш есть святость» Толковая Библия Лопухина предлагает перевести с греческого языка так: «вы имеете свой плод в том, что направляетесь к святости». Итак, святость есть цель, и в то же время направление, устремление; это вектор движения к Богу. И люди, движущиеся к этой цели, всегда были и есть.
Читая жития святых, постоянно приходится удивляться тому, насколько святость непредсказуема, непонятна, иррациональна, а также незаметна и неузнаваема в грешном мире. Сами святые часто не узнавали святость друг в друге. Например, свт. Епифаний Кипрский очень не любил своего выдающегося современника, свт. Иоанна Златоуста, – считал его еретиком, открыто порицал, и способствовал осуждению вселенского учителя на Соборе под Дубом. Всю жизнь терпеть не могли друг друга блж. Феодорит Киррский и свт. Кирилл Александрийский, будучи идейными противниками в богословии. Златоуста свт. Кирилл тоже не жаловал – когда в 407 году тело Златоуста, умершего в изгнании, было привезено в Константинополь, александрийский святитель произнес известные слова: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?»
Также бывает, что подвиг того или иного святого скрыт Богом, хотя мощи обретены нетленными и посмертные чудеса подтверждают святость. Например, отрок Артемий Веркольский. Двенадцатилетний мальчик из благочестивой семьи был убит молнией, и односельчане не отпели и не похоронили его, думая, что Бог покарал Артемия за какой-то тяжкий грех. Тело оставили на земле, набросав сверху веток. Но его непохороненные мощи остались нетленными и благоуханными, и явили множество чудес. Чем отрок угодил Богу? Тайна.
Или вот Иулиания, княжна Ольшанская. Нашли нетленные мощи шестнадцатилетней девицы. О жизни ее почти ничего не известно. Чем она отличалась перед Богом среди множества других, умерших в том же возрасте? Бог ведает. Мы – нет.
И современники Артемия и Иулиании не знали, и мы не знаем, в чем именно состоял их подвиг. И неудивительно. Мир, однажды уже осудивший Праведника, часто не видит и не понимает святости. Как и свидетельствует об этом текст паремии, читаемой в честь святого: Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его (Прем. 4:13–15).
Понимание этих вещей дает много важных мыслей. К примеру, нельзя думать, что сегодня уже нет святости. Святой может жить рядом, но мы, по своей испорченности, святости не различаем и меряем все по своим личным трафаретам. К тому же, в нашем сознании зачастую обитают некоторые шаблоны святости, которые могут помешать нам воспринимать святость живую, современную. Нам кажется, что если святой, то непременно монах, или епископ, или мученик, или юродивый. А ведь вовсе не обязательно. Святость в современном мире находит новые формы, имея все ту же, главную основу: любовь к Богу и ближнему.
Например, такой случай вспоминается. Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает в одной из своих замечательных книг, что знал некоторого швейцара в Париже, прочитывающего за рабочий день три тысячи Иисусовых молитв. Он стоял перед входом в ресторан, кланялся посетителям, снимал шубы – а сам молился. Три тысячи молитв каждый день на протяжении многих лет! И об этом никто не знал, кроме духовника. Не святой ли человек? А могло ли нам когда-нибудь прийти в голову такое словосочетание – святой швейцар? Мы не привыкли к такому, а такое есть. Потому что «дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». И святость всегда будет непривычна, непонятна, удивительна, ибо она не от мира сего.
Насчет святости в миру можно было бы еще многое сказать. Например, когда мирянин совершает свои обычные мирские труды ради Господа и ближних, с молитвой и переживанием за людей – это уже выход за пределы общечеловеческих добродетелей, это именно шаг к святости. Мы могли бы вспомнить здесь о святости многодетной матери, трудящейся весь день ради детей, и читающей о них Псалтирь по ночам. Мы могли бы сказать о святости пожарника, идущего в пламя с молитвой на устах. Мы могли бы говорить о святости того университетского преподавателя, который под образованием понимает открытие образа Божьего в человеке, и реализует эту мысль в своей педагогической работе; о святости солдата, идущего под пули за веру и отечество; о святости врача, который, к примеру, за многие годы работы уговорил сотни молодых женщин не делать аборт. Мы могли бы говорить о любой профессии, в которой семя веры родило новый смысл, и превратило эту профессию в богослужение. Такая святость не очень-то заметна – кто может знать о ней, кроме Бога?
Христос предлагает каждому человеку драгоценный подарок – некоторый компас, в котором стрелка ориентирована на спасение. Этот компас есть вера. Любая негреховная профессия, духовно направленная по указанию данного компаса, может привести в Царствие Божие. Только все зависит от решимости, как говаривал преподобный Серафим Саровский.
Все мы можем быть одеты в очень разные одежды: белый халат медработника, или костюм официанта, или фартук хлебопекаря, или форму проводника, или мундир летчика. Но, имея в руках этот компас, мы движемся в одном направлении. Это направление – святость, и мы должны понимать, что этот путь открыт для всех нас.
Да, конечно, всегда нужны Церкви святые епископы, боголюбивые священники, бесстрашные мученики и исповедники. Всегда должен звучать в Церкви и громкий голос святителя, и обличительное слово юродивого. Нет на земле ничего красивее монашества. И все это было, есть, и будет в Церкви. Но, рядом с ними – монахами, священниками, юродивыми – должен стоять и обычный мирянин, ни на минуту не выпустивший из рук компаса веры, освятивший верою свой жизненный путь и превративший его в послушание Церкви и служение Богу. Образно говоря, нам необходимо учиться в одной руке держать этот компас спасения, а в другой: гаечный ключ, скальпель хирурга, баранку машины, перо журналиста, детские пеленки – словом, то, что доверил нам Господь. Не выпустим из рук ни того, ни другого. И тогда, даст Бог, плодом и нашей жизни будет святость, а конец – жизнь вечная.
Двери святости пока еще открыты, и Христос зовет нас войти в них. Причем, в каждой эпохе святость способна находить себе новые формы. Люби Бога, и делай что хочешь – сказал христианский мыслитель. Именно об этой любви, которая является главной заповедью и целью христианской жизни; о любви, на которую указывает стрелка спасительного компаса – веры, и напоминают имена святых, встречаемые нами ежедневно в церковном календаре.