Содержание
- Как держать пальцы, когда крестишься
- Троеперстие
- Другие правила
- Для чего христиане крестятся?
- Как слагать пальцы во время крестного знамения?
- Откуда пошло двуперстие?
- Почему не трехперстие?
- гром
- История и значение крестного знамения
- Видео «Как правильно креститься?»
- Правильное перстоналожение при крещении
- Правильное нанесение крестного знамения
- Как правильно креститься православным христианам
- Как перекрестить другого человека
- Можно ли креститься некрещенному человеку
- Когда не нужно креститься
- Почему православные и католики крестятся по-разному
- Противоречия и символизм
- Пять или четыре?
Как держать пальцы, когда крестишься
Крестное знамение – это маленькое священнодействие. Совершая его, христианин налагает на себя изображение креста – самого священного символа, орудия смерти Иисуса Христа, которая дала людям надежду на спасение от греховного рабства. Каждая деталь этого действия исполнена глубокого смысла.
Троеперстие
Первоначально пальцы при совершении крестного знамения складывали в виде двоеперстия: указательный и средний пальцы соединены, остальные согнуты и сомкнуты. Такой жест и сейчас можно увидеть на старинных иконах. В таком виде крестное знамение было заимствовано из Византии.
В 13 в. в греческой Церкви произошло изменение молитвенного жеста, а в 17 в. патриарх Никон путем реформы привел русскую церковную традицию в соответствии с изменившейся греческой. Так было введено троеперстие, и до сих пор православные христиане крестятся именно так.
При совершении крестного знамения большой, указательный и средний пальцы соединяются, это символизирует единство и нераздельность Святой Троицы. Безымянный палец и мизинец прижимаются к ладони. Сочетание двух пальцев обозначает единство двух природ Иисуса Христа – божественной и человеческой. В сущности, символизм двоеперстия был таким же – 3 и 2, Троица и Богочеловек, так что изменение касалось не столько содержания, сколько формы, но в современной Православной церкви утвердилось именно троеперстие, а двоеперстие сохранилось лишь у старообрядцев, следовательно, православному христианину не нужно его применять.
Другие правила
Совершая крестное знамение, нужно прикоснуться ко лбу, затем к области солнечного сплетения, а потом к плечам – сначала к правому, потом к левому. Первое прикосновение освящает ум, второе – чувства, а прикосновение к плечам – телесные силы. Весьма распространенная ошибка – не дотянуться до живота, совершив второе прикосновение где-то в районе груди или даже шеи. При этом не только утрачивается смысл, построенный на символике человеческого тела, но и получается изображение перевернутого креста, а это глумление на святыней.
Важная деталь – прикосновение сначала к правому плечу, а затем к левому. Согласно Евангелию, разбойник, распятый справа от Иисуса Христа, в последние минуты жизни раскаялся и был спасен, а тот, что находился слева, так и умер в греховном состоянии, поэтому правая сторона символизирует спасение, а левая – духовную гибель. Крестясь справа налево, человек просит Бога приобщить его к спасенным.
Христианин крестится не только перед началом молитвы и во время богослужения. Осенять себя крестным знамением нужно перед входом в храм и перед тем, как покинуть его, перед едой и после еды, начиная работу и заканчивая ее. Если человек крестится вне богослужения, он должен произнести при этом: «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием», потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.
Для чего христиане крестятся?
Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.
Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.
В.И. Суриков. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»
Как слагать пальцы во время крестного знамения?
Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.). Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными — это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения».
Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св. Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников — ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).
Двуперстие
Откуда пошло двуперстие?
Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).
Спас Вседержитель. Андрей Рублев. Иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.)
Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».
Почему не трехперстие?
Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.
Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа — двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы
На это можно ответить следующее:
- Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
- Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят»;
- Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры — распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе — человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение.
Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий»».
гром
повод перекреститься (мужиковск.)
Альтернативные описания
• грозовой раскат
• звуковое явление в атмосфере
• нескромный соавтор молнии. Неизв
• рокот небесный
• сильный звук, сопровождающий молнию во время грозы
• грохот, сопровождаемый вспышку молнии
• роман английского писателя Джека Линдсея «Подземный …»
• небесное явление, распространяющееся со скоростью звука
• фильм Джона Бэдэма про супервертолет называется «Голубой …»
• звук «расколотого» неба
• звуковые эффекты среди ясного неба
• звуковые эффекты в природе
• звук, который издает Илья Пророк, катаясь на своей колеснице
• аккомпаниатор молнии
• пока он не грянет, мужик не перекрестится
• звук от колесницы Ильи-пророка
• «молниеносное» звукосопровождение
• … и молния
• сигнал мужику, чтобы тот перекрестился
• оглушительный гул
• грозовые раскаты
• как … среди ясного неба
• грохот в грозу
• шумный спутник молнии
• звук среди ясного неба
• сигнал мужику перекреститься
• раскатистый напарник молнии
• фильм «Голубой …»
• звук с небес
• отсталый спутник молнии
• грозовой напарник молнии
• пара к молнии
• грохот при грозе
• звуковое спровождение молнии
• нескромный соавтор молнии
• нескромный напарник молнии
• … среди ясного неба
• аккустическая часть грозы
• аккомпанемент грозы
• раскат при грозе
• раскатистый предвестник грозы
• звуковая часть грозы
• шумовая составляющая грозы
• «… не грянет, мужик не перекреститься»
• грозовой звук
• и не верь, будто … знает что-то про нас неприличное
• шумный сопроводитель грозы
• звуки при грозе
• глас молнии
• Звук, сопровождающий разряд молнии
• Звуковое явление в атмосфере
• Сильный грохот, раскаты, сопровождающие молнию во время грозы
• Сильный шум, звуки ударов
• «… не грянет, мужик не перекреститься»
• «Крикнул вол на сто сел» (загадка)
• «молниеносное» звукосопровождение
• звук «расколотого» неба
• раскаты при грозе
• роман английского писателя Джека Линдсея «Подземный …»
• см. громить
• фильм «Голубой …»
• фильм Джона Бэдэма про супервертолет называется «Голубой …»
• «крикнул вол на сто сел» (загадка)
• акустич. грозовой аккомпанемент
• что грохочет в небе?
• «Крикнул вол на сто сёл» (загадка)
Сегодня в нашей суматошной жизни люди часто осеняют себя крестным знамением не задумываясь, на автомате. Это неправильно, ведь церковью установлены определенные каноны, которые нужно соблюдать. О том, как правильно креститься православным христианам, читайте дальше.
История и значение крестного знамения
Традиция перекрещиваться зародилась с началом развития христианства. Изначально верующие использовали только указательный правый палец, касаясь им чела, груди, а затем уст. Перстоналожение совершали перед чтением Святого Писания во время каждой церковной службы. Чуть позже креститься стали несколькими перстами, а иногда и целой дланью.
Правила крещения для православных христиан
После возникновения православия перекрещивание стало проводиться христианами следующим образом: чело, левое, правое плечо, живот. В середине XVI столетия пуп заменили грудью, так как именно там находится сердце. Еще век спустя церковь официально ввела троеперстие, а тех, кто не придерживался данного канона, признавала еретиками. Однако на святых ликах Спасителя видно, что Он благословляет мирской люд двумя пальцами, поднятыми вверх. Этот жест был разрешен несколько позже, а сегодня его используют только священнослужители во время месс.
Глубинный смысл перекрещивания кроется в истории Христа. Приняв мученическую смерть через распятие, Иисус сделал Крест священным оружием против злых сил. С его помощью мы можем противостоять дьяволу, обрести Божью благодать, укрепить веру и победить низменные страсти. Осеняя себя крестным знамением, мы становимся ближе к Господу. Проводить этот ритуал следует в таких случаях:
- перед началом молитвы, а затем после ее окончания;
- собираясь зайти в храм;
- прикладываясь к святым мощам или другим православным святыням;
- начиная и заканчивая трапезу;
- минуя церковь или обитель;
- выходя из дома;
- если приснился кошмар;
- благословляя своих детей;
- при радостном или печальном событии.
Видео «Как правильно креститься?»
В этом видеосюжете рассказывается о крестном знамении.
Правильное перстоналожение при крещении
О том, как надо держать руку, чтобы правильно перекреститься, знает каждый прихожанин. Мизинец и безымянный палец следует прижать к ладони. Такой жест символизирует божественную суть Спасителя, тесно связанную с его человеческой природой. Оставшиеся персты нужно сложить вместе, соприкоснувшись подушечками так, чтобы они были на одном уровне. Такое положение означает Святую Троицу.
Правильное нанесение крестного знамения
Движение руки, рисующее невидимую фигуру ото лба, через живот, а затем к плечам, пришло к нам из византийских времен. Жесты эти появились не случайно – у каждого из них есть свой смысл:
- касаясь перстами чела, мирянин освещает разум;
- притрагиваясь к пупу, он благословляет свое нутро;
- осеняя плечи – освящает себя полностью.
По христианским традициям принято креститься справа налево. Православная Церковь называет правую сторону человека лучшей, так как именно за ней стоят ангелы, а также находятся Райские Врата. А вот слева располагается ад – чертоги дьявола и темных сил.
Поднеся пальцы ко лбу, следует произнести «Во имя Отца». Вместе со следующим движением проговаривают «И Сына». Завершают же крестное знамение словами «И Святого Духа». Окончив ритуал, принято совершить преклонение, благодаря этим жестом Создателя за Его благости.
Правильное нанесение крестного знамения
Как правильно креститься православным христианам
Главное правило перекрещивания – совершать его вдумчиво, по делу, соблюдая все церковные каноны.
В православном храме или церкви
Перед тем как пройти внутрь собора, необходимо остановиться у главных ворот и три раза осенить себя крестным знамением, заканчивая каждое поясным поклоном. Делая это, верующий признает Всевышнего, как единого Бога, в которого он верует.
Преклоняться нужно только когда рука, которой крестятся, опустится вниз, чтобы не нарушить целостность рисуемого креста. Совет автора
Подойдя к иконе, нужно еще раз перекреститься, а затем зажечь возле образа свечу. Прочитав молитву и пообщавшись со святым, следует снова провести перстоналожение. Поклонившись, можно выйти из храма.
При ведении службы церковнослужителями
Молясь с остальными прихожанами во время богослужений, не стоит демонстрировать фанатизм. Священник, произнося молитвы и псалмы, сам показывает, когда нужно накладывать крест или бить поклон.
Если духовное лицо перекрещивается, необходимо вместе с ним повторить этот ритуал. Ежели нет, надо внимательно слушать песнопение. Осенять себя крестным знамением с преклонением принято после слов: «Господи помилуй», «Аминь», «Во имя отца, и сына, и святого духа». Склоняя голову, русские православные выражают свое почтение Создателю, полную покорность Ему.
Во время домашней молитвы
Перстоналожение является неотъемлемой частью любой молитвы. Дома ритуал проводится примерно так же, как в храме. Нужно подойти к иконе, перекреститься с поклоном, зажечь свечку или лампадку. Поговорив со святым, следует вновь наложить на себя крест и склонить голову. Только после завершения ритуала можно отойти от святыни.
При ведении службы церковнослужителямиПеред иконамиВо время домашней молитвы
На улице и в транспорте
Для жителей православных стран осенить себя крестным знамением при виде храма или другой христианской святыни считается нормальным. Как правило, на верующих, которые крестятся в общественном месте, внимания практически никто не обращает. Поэтому если возникло желание наложить крест, не нужно никого стесняться. Такой жест приравнивается к улыбке, подаренной близкому или другу. Однако, посещая государства с другой религией, лучше воздержаться от привычных ритуалов.
Как перекрестить другого человека
Посещая церковь, мы часто видим, как священник благословляет прихожан перстоналожением. Движение он осуществляет слева направо, изображая зеркальный рисунок. Этим жестом он дарует Божью благодать, а потому перед любым начинанием нелишним будет обратиться к своему духовному наставнику.
Мирской человек также может перекрестить своего близкого, однако благословением это уже не будет. Как правило, осеняют крестом для защиты или Божьей помощи. Делают это тремя пальцами, слева направо. Церковь не запрещает проводить ритуал, если на руке надеты перчатки или присутствует гипс. Главное, совершать крестное знамение размеренно, понимая весь его смысл, доводя каждое движение до конца.
Некоторые священники высказывают мнение, что перекрестить можно и мысленно, однако это все же физический процесс, а потому лучше помолиться за ближнего.
Священник благословляет прихожан перстоналожением
Можно ли креститься некрещенному человеку
Церковные каноны не запрещают перекрещиваться невоцерквленному человеку. Более того, такая практика существовала с раннехристианских времен, когда готовившиеся к Крещению имели право посещать богослужения и читать молитвы. Однако при этом они не могли оставаться на Таинствах или быть участниками Божественной литургии. Длиться это могло от 40 дней до нескольких лет. Все это время священник присматривался, готов ли мирянин к принятию Бога или нет. Сегодня накладывать крест можно даже на некрещенного ребенка, чтобы Господь защитил его душу.
Когда не нужно креститься
Осенять себя крестным знамением нужно только по делу, с полным пониманием происходящего. Нельзя совершать несколько процессов одновременно и оставаться осознанным. Поэтому перекрещиваться не следует, если вы ведете машину или у вас просто заняты руки. Имея большое желание или необходимость наложить крест, лучше сделать это по окончании дела.
Часто человек совершает непозволительную ошибку – крестится на автомате, просто потому, что так принято. С точки зрения церкви, это грех, так как ритуал совершается небрежно, на ходу. Чтобы перстоналожение принесло пользу, душа, сердце, разум и физическое тело должны быть единым целым. Как нельзя резать острым ножом овощи, одновременно смотря телевизор, так невозможно второстепенно обращаться к Богу. Также не стоит использовать наложение креста для связки слов или по привычке, мимоходом.
Церковные каноны крестного знамения
Крестное знамение – важная часть общения со Всевышним. Небрежное движение, брошенное впопыхах, является непочтением Творца, оно оскорбляет Его. Чтобы случайно не открыть двери злым силам, церковь учит нас подходить к перстоналожению, как к важному ритуалу, который следует проводить по всем православным канонам.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Почему православные и католики крестятся по-разному
Между католицизмом и православием лежит огромная пропасть — из-за противоречий во взглядах на основные положения Евангелия, то есть заветы Христа, а также в обрядовой стороне.
Один из самых интересных моментов — различия в совершении крестного знамения, то есть в порядке совершения жестов, образующих умозрительный крест, являющийся главным оберегом всех христиан.
Разбираемся, почему так произошло.
Противоречия и символизм
В православии после церковной реформы патриарха Никона, известной нелестной характеристикой «церковный раскол», крестное знамение совершается тремя пальцами — сложенными большим, указательным и средним, которые прикладываются сначала ко лбу, затем к животу в области солнечного сплетения, и к правому и левому плечам.
В католической же церкви порядок совершения крестного знамения до 1570 года не был регламентирован. И позволялось креститься как слева направо, так и в обратном порядке. В указанном году папой Пием пятым был узаконен порядок, согласно которому необходимо креститься слева направо. Но если в этом вопросе была поставлена точка, то нет никаких положений, закрепляющих форму сложенных пальцев: часто можно увидеть, как католики крестятся двумя сложенными пальцами или всей ладонью, что крайне любопытно, так как мы сталкиваемся с противоречием в аргументации и объяснении символической природы этого жеста.
Останавливаясь на символизме, напомним, что сложенное троеперстие в православии — символ триединства Бога: Отец, Сын и Дух Святой, два пальца, прижатых к ладони, — двойственной природы Христа, который является в представлении христиан и Богом, и человеком одновременно. К слову, аналогичный способ сложения пальцев и совершение крестного знамения от правого плеча к левому исповедуют византийские католики, или греко-католики.
«Спор о вере». Картина неизвестного художника
Пять или четыре?
В католицизме практикуется двоеперстие, как и у старообрядцев царской России, раскольников. В этом случае два пальца также означают двойную сущность Спасителя-богочеловека. Интересно, как интерпретируется совершение крестного знамения ладонью. Пять пальцев руки молящегося символизируют раны Христа: четыре
— от гвоздей и одну — от копья римского воина, проткнувшего бок Спасителя. Однако стоит отметить, что в католической традиции Иисус Христос был распят тремя гвоздями: двумя — в области кистей, одним — в скрещенные ноги, итого — три, то есть мы наблюдаем явное противоречие в трактовке символов в католицизме.
Однако главным отличием всё же считается не положение пальцев молящегося. Существует мнение, что если крестное знамение совершается справа налево, как в православии, то это означает нечто исходящее от Бога к человеку. Другими словами, молящийся как бы благословляет себя, осеняя крестом. Если креститься слева направо, как это делает подавляющее большинство католиков, то это имеет противоположный смысл: человек обращается к Богу, католикам важно общение с Богом.
Традиционным в христианской культуре считается, что левая сторона — сторона Дьявола, то есть, совершая знамение слева направо, ты отрекаешься от Сатаны и дел его, переходя на сторону света. В православии концепция понимания левой и правой стороны аналогичная, но обратный порядок, от правого плеча к левому, символизирует победу божественного, добра над злом, жизни над смертью: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и пребывающим во гробах жизнь даровав!» — поётся в Пасхальном тропаре.
Читайте также: Сексизм в православной религии: почему мужчина «выше» женщины?