Содержание
- Как узнать волю Божию?
- О старцах, духовниках и воле Божией
- Алгоритм поиска духовника
- Осторожно, младостарцы!
- Как узнать волю Божию для принятия какого-либо решения?
- Как нам научиться со смирением принимать волю Божию?
- Господь всемогущ
- Любовь Бога не имеет предела
- Полностью подчинить свою волю воле Божией
- Какова воля Божия по отношению ко мне?
- Комментарии 8
- Как узнать волю Божию? Иерей Даниил Сысоев
Как узнать волю Божию?
В течение жизни своей мы не раз оказываемся перед выбором, как нам поступить, по какому пути пойти, и не просто пойти, но чтобы этот путь соответствовал воле Божией о нас. А как узнать волю Божию? Как понять, что делаемый нами выбор правилен? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.
Протоиерей Игорь Шумилов:
– Как узнать волю Божию? В первую очередь через Священное Писание, непрестанно упражняясь в чтении его и изучая святоотеческие толкования и поучения. Еще об этом нужно много молиться, просить Господа научить Его воле.
Священник Петр Гурьянов:
– Вопрос о том, как узнать волю Божию, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни. Согласитесь, что воля Божия является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать.
Чтобы узнать или почувствовать волю Божию в том или ином случае, нужно много условий. Это хорошее знание Священного Писания, это неспешность в решении, это совет духовника.
Чтобы правильно понимать Священное Писание, во-первых, его нужно читать с молитвой, то есть читать его не как текст для обсуждения, а как текст, который понимается молитвой. Во-вторых, чтобы понимать Священное Писание, нужно, как говорит, апостол, не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума вашего (см.: Рим. 12: 2). По-гречески глагол «не сообразовываться» – значит: не иметь общей схемы с этим веком: то есть, когда говорят: «В наше время все думают так» – это некая схема, и с ней мы не должны сообразовываться. Если мы хотим узнать волю Божию, необходимо заведомо отбросить и проигнорировать то, что один из мудрецов XVII века Френсис Бэкон называл «идолами толпы», то есть мнения окружающих.
Всем без исключения христианам сказано: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 1–2); «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5: 17). Да и вообще волю Божию можно узнать только через личное общение с Ним. Поэтому близкие с Ним отношения, молитва и служение Ему будут необходимым условием для поиска ответа на наш вопрос.
Жить в согласии с заповедями Божиими
Священник Димитрий Шишкин:
– Как узнать волю Божию? Да очень просто: надо открыть Новый Завет, Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам, и прочитать: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). А освящаемся мы послушанием Богу.
Так что есть только одно верное средство узнать волю Божию – это жить в согласии с Господом. И чем более мы утверждаемся в такой жизни – тем более как бы укореняемся, утверждаемся в богоподобии, приобретаем действительный навык в осмыслении и исполнении воли Божией, то есть в сознательном и последовательном исполнении Его заповедей. Это общее, а частное вытекает из этого общего. Потому что если человек в какой-то конкретной жизненной ситуации хочет узнать волю Божию о себе и, допустим, узнаёт ее от некоего духоносного старца, но расположение самого человека не духовно, то он не сможет эту волю ни понять, ни принять, ни исполнить… Так что главное – это, вне всякого сомнения, трезвенная, духовная жизнь и внимательное исполнение заповедей Божиих.
И если у человека в жизни наступает какой-то важный период и он действительно хочет сделать правильный выбор, поступить по-Божески в той или иной непростой ситуации, то именно исходя из всего сказанного первое средство узнать волю Божию – это усилить свою церковную жизнь, то есть понести особый труд духовный: поговеть, исповедаться, причаститься, проявить большее, чем обычно, усердие в молитве и чтении слова Божиего – вот основной труд для того, кто действительно хочет узнать волю Божию в том или ином вопросе. И Господь, видя такое трезвенное и серьезное расположение сердца, обязательно даст понять Свою святую волю и даст сил для ее исполнения. Это факт, проверенный многократно и самыми разными людьми. Только нужно проявить постоянство, терпение и решимость в искании именно правды Божией, а не в угождении своим мечтам, желаниям и планам… Потому что всё названное есть уже своеволие, то есть не сами планы, мечты и надежды, а желание, чтобы всё было именно так, как нам хочется. Здесь вопрос действительной веры и самоотречения, если угодно, готовности последовать Христу, а не своим представлениям о правильном и полезном. Без этого нельзя.
Молитва аввы Исаии: «Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне»
На Руси принято просить совета в особенно важные моменты жизни у старцев, то есть у опытных духовников, наделенных особенной благодатью. Это стремление глубоко укоренено в традиции русской церковной жизни. Только, отправляясь за советом, нужно помнить, опять же, о том, что и от нас требуется труд духовный: крепкая молитва, воздержание и покаяние со смирением, готовность и решимость исполнять волю Божию – то есть всё то, о чем мы говорили выше. Но кроме того, еще обязательно и усердно надо молиться о просвещении духовника благодатью Духа Святого, чтобы Господь по милости Своей через отца духовного открыл нам Свою святую волю. Есть такие молитвы, о них пишут святые отцы. Вот одна из них, предложенная преподобным аввой Исаией:
«Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне».
Желать именно воли Божией, а не своей
Священник Михаил Гапоненко:
– Волю Божию можно узнать разными способами – через совет духовника или благословение родителей, через чтение слова Божиего или с помощью жребия и пр. Но главное, что должен иметь желающий узнать волю Божию, – это готовность беспрекословно следовать ей в своей жизни. Если такая готовность есть – Господь обязательно откроет человеку Свою волю, возможно и неожиданным способом.
Священник Святослав Шевченко:
Нужно внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов развития событий
– Мне нравится святоотеческий совет. Как правило, мы жаждем узнать волю Божию в тот момент, когда стоим на распутье, – перед выбором. Или когда мы предпочитаем один вариант развития событий – другому, менее для нас привлекательному. Во-первых, нужно постараться настроить себя одинаково по отношению к любому пути или развитию событий, то есть внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов. Во-вторых, искренне и горячо помолиться о том, чтобы Господь устроил все по Своей благой воле и сделал все так, как будет полезно для нас в плане нашего спасения в вечности. И тогда, как святые отцы утверждают, откроется Его Промысл о нас.
Быть внимательным к себе и своей совести
Священник Георгий Мерзликин:
– Будьте внимательны! К себе, к окружающему миру и ближним своим. Воля Божия открыта для христианина в Священном Писании: человек может получить ответ на свои вопросы в нем. По мысли блаженного Августина, когда мы молимся, то мы обращаемся к Богу, а когда читаем Священное Писание – Господь отвечает нам. Воля Божия есть в том, чтобы всем прийти ко спасению. Зная это, стремитесь волю свою во всех событиях жизни направлять навстречу Богу спасающему.
И «за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18).
Священник Павел Коньков:
– Волю Божию узнать довольно просто: если совесть при испытании молитвой и временем не «бунтует», если решение того или иного вопроса не противоречит Евангелию и если духовник не против вашего решения – значит, воля Божия есть на то решение. Каждый свой поступок нужно рассматривать через призму Евангелия и сопровождать молитвой, пусть самой краткой: «Господи, благослови».
О старцах, духовниках и воле Божией
Интервью протоиерея Владимира Воробьева.
В поисках духовного руководства люди часто совершают ошибки, с последствиями которых потом приходится долго и не всегда успешно бороться. Помочь им разобраться прежде всего в себе самих и предостеречь от подстерегающих на этим пути опасностей помогает настоятель московского храма святитель Николай Мирликийский в Кузнецкой слободе, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.
— Отец Владимир, есть ли еще на свете прозорливые старцы.
— Я думаю, такие люди были всегда. Вот, скажем, архимандрит Кирилл (Павлов) был замечательным старцем, у которого можно было узнать волю Божию, который мог подсказать, как надо поступать, как правильно думать. Но не каждый духовник, не каждый священник обладает таким благодатным даром.
— Но наши читатели пишут, что, последовав какому-то совету человека, который казался им прозорливым, они совершили какие-то ошибки, а потом не могут их исправить и впадают в отчаяние.
— В духовной жизни нужна осторожность. Это все знают, духовники всегда об этом предупреждали. Если человек, принимая важное решение, понимает, что он может ошибиться и ошибка эта может стать для него роковой, он, естественно, будет искать правильный ответ. И будет надеяться узнать, как говорят, волю Божию. Этим и объясняется желание найти прозорливого старца.
Но нельзя так легко полагаться на то, что о каком-то человеке идет слава как о прозорливом. Бывают действительно святые люди, обладающие таким даром. Я знал такого человека — ему было открыто все о человеке даже на расстоянии. Но это очень редкие случаи, в нашей современной жизни в особенности. И конечно, как говорится, у человека на лбу не написано, что он прозорливый. Более того, духовники зачастую сами предупреждают, чтобы их так не воспринимали. Поэтому тут нужна разумная осторожность.
Старец архимандрит Кирилл Павлов
— И все-таки часто люди ищут не столько духовного совета, сколько именно пророчества, какого-то чудесного откровения. Они мечтают найти «синтетического» духовника, с которым можно постоянно обсуждать все житейские мелочи и одновременно получать через него судьбоносные пророчества. А потом жалуются, что последовали советам священника, к примеру, обвенчались, а брак распался.
— Говорить от лица Бога могут не все. Поэтому священник, зная, что у него нет такого дара, должен быть осторожней и не давать категорических указаний. Но все-таки в таких случаях ответственность ложится на самих вступающих в брак. Хотя если и жених, и невеста духовно окормляются у этого священника много лет, и он их очень хорошо знает, он может им что-то утвердительно посоветовать — безо всякого откровения свыше, просто по опыту. Но это бывает не так часто. По большей же части священнику приходится советовать, исходя из общих соображений, руководствуясь какими-то общими церковными правилами, — но принимать на себя ответственность священник может не всегда. По большей части ответственность за принятые решения все же должна лежать на самом вопрошающем.
Алгоритм поиска духовника
— А что делать человеку, который уже из-за своей ошибки или ошибки священника, давшего ему неправильный совет, впал в уныние или даже отчаяние, не в силах выполнить то, что на него возложено?
— Ему нужно найти хорошего, опытного духовника. Это святых прозорливых старцев найти трудно, а духовники такие есть, можно найти.
— И есть какой-то алгоритм такого поиска?
— Есть. Я уже достаточно стар, родился еще до войны и большую часть жизни прожил при советской власти. Действующих храмов и священников было мало, если возникали вопросы, спросить было не у кого. И я молился, постоянно, каждый день: «Господи, пошли мне такого духовника или старца, который мне говорил бы Твою волю, чтобы я знал, как надо поступать». Эта молитва стала для меня привычной, я молился так много лет. И сам не заметил, как Господь буквально исполнил мою просьбу — послал мне и духовника, и старца. Они были в близком общении. Духовник постоянно исповедовал меня, руководил моей жизнью. Но, когда было необходимо принять какое-то решение в трудном вопросе, не терпящем отлагательства, я обращался к старцу, и он отвечал: на такое-то дело есть воля Божия, а на такое-то нет воли Божией. Его слова всегда исполнялись. Когда я стал священником, я часто спрашивал его о проблемах своих духовных чад, и он давал нужные ответы, хотя я мог только спросить, а рассказывать подробно об обстоятельствах не было возможности. Но прозорливость старца была столь поразительна, что он отвечал на письма, еще не получив их. Так я спрашивал его 20 лет. Поэтому я уверен, что человеку, который искренне и с верой просит, Бог обязательно поможет найти духовника. Нужно очень хотеть и молиться. Это можно вымолить у Бога.
— А ошибок не было?
— Я ни одной ошибки старца не знаю. Зато знаю целый ряд случаев, когда его не слушались, и это приводило к трагедии.
Осторожно, младостарцы!
— Духовное руководство подразумевает какой-то длительный процесс, а люди ждут быстрых ответов и хотят быстрых действий. По принципу: сказали — сделал.
— Да, так бывает. Но священники разные бывают.
Есть младостарцы, которые выдают себя за старцев, не будучи ими. Им очень хочется, чтобы люди к ним обращались, и они начинают говорить: ты женись, ты не женись — не имея для этого никаких оснований, не имея такого дара. Это, конечно, тяжелый случай, опасный. Нужно быть очень осторожным, и когда священник начинает так легко решать судьбоносные вопросы, нужно еще очень подумать, стоит ли к нему самому ходить.
— Но, когда человек ищет духовного руководителя, он часто начинает метаться от одного духовника к другому и сам себя запутывает их порой противоречивыми указаниями.
— Поэтому опытные священники всегда и говорили, что не надо так делать. Не надо никуда метаться, нужно молиться. И тогда Господь все устроит и все даст.
— И все-таки, где искать духовного руководителя? На приходе? В монастырях?
— Нужно прежде всего молиться. И не стоит возлагать особые надежды на монастыри. Конечно, в монастырях бывают опытные духовники, но к ним очень трудно попасть. А исповедуют там порой не очень-то опытные монахи, которые не только духовного, но и житейского опыта не имеют. Они рано приняли монашество, семейной жизнью не жили, поэтому часто говорят неправильные вещи. Если, конечно, там есть какой-то замечательный старец, к которому вы хотите попасть, это другое дело. Но среди пожилых приходских священников можно найти такого духовника, к которому можно будет постоянно обращаться за руководством.
— А что делать человеку, если он по ошибке принял обычный совет за изреченную волю Божию?
— Это очень похоже на медицинский случай: когда человек попал к не очень умелому хирургу и тот сделал ему операцию — неумело, неудачно, неправильно, — и теперь он болеет. Что ему делать? Нужно найти более опытного, искусного врача, возможно, сделать другую операцию, а может, полечиться каким-то другим способом. Больше ничего не придумаешь. Так и здесь. Нужно искать хорошего духовника. Не обязательно прозорливого старца. Просто опытного духовного священника.
— Может, люди просто пытаются найти человека, который произнесет от лица Бога то, что они хотят услышать?
— Так тоже бывает. И если такие люди слышат не то, что им хочется, они говорят, что это не истина, и бегут дальше до тех пор, пока не найдут того, кто скажет им то, чего они ждут.
— Но от этого их как-то можно предостеречь?
— Предостеречь-то можно, но они не слушают. Очень трудно вылечить человека, который уже во власти своих страстей. От таких вещей жизнь лечит.
— А как долго человек нуждается в постоянном бдительном надзоре духовника? Всю жизнь? Или наступает какой-то момент, когда его духовное становление в основном завершено, и он в состоянии сам брать на себя ответственность за свои решения и поступки, не выверяя каждый свой шаг с помощью духовника?
— «Аттестата духовной зрелости», конечно, никто не выдает. Но существует Промысл Божий о человеке, и Господь устраивает все так, как человеку лучше, полезнее для спасения. Обычно духовник бывает старше своих духовных чад и уходит раньше, а найти другого духовника удается не сразу. У человека уже и возраст другой, и потребности другие, и он уже многому научился. Но исповедоваться ему у кого-то надо, и, если есть возможность, лучше это делать у священника, который может дать духовный совет. В любом возрасте хорошо иметь священника, с которым можно посоветоваться, что-то обсудить.
— Некоторые высказывают такую точку зрения, что стремление обязательно найти человека, которого можно внутренне назвать именно духовным отцом и который будет со властью говорить тебе: делай то, или делай это, продиктовано не столько духовным поиском, сколько психологической травмой от отсутствия отцовского воспитания в детстве.
— Так тоже бывает. Но я не думаю, что это главное объяснение проблемы. Есть разница между духовным отцом и просто духовником. У апостола Павла есть такие слова: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:14–15). Отец — этот тот, кто родил. И отцов много быть не может. А духовники могут меняться. Духовник — это тот, у которого ты регулярно исповедуешься, с кем советуешься, кто тебе помогает духовно. И лучше, чтобы это был духовный, опытный священник — не обязательно прозорливый, просто опытный. Который может подсказать то, чего сам в себе не видишь. Но иметь духовного отца — это, конечно, особый дар Божий.
Старец архимандрит Иоанн Крестьянкин
— А без помощи духовного авторитета человек сам может почувствовать, понять волю Божию?
— Знаете, я однажды вот так же спросил своего старца о воле Божией. А он мне ответил: воля Божия — это не просфора, которую можно съесть; и не яблоко, которое можно сорвать и положить в карман; чтобы человеку открывалась воля Божия, нужно жить благодатной жизнью, освободиться от действия греховных страстей. Когда человек молится и живет с Богом, тогда воля Божия начинает открываться сердцу человека, и он чувствует, как надо поступить.
Бывает, конечно, иначе. Бывает, что не у кого спросить. Но человек молится и очень хочет поступить по воле Божией, а не по-своему. А для этого нужно отречься от своей воли и просить у Бога: «Господи, хочу не по-своему поступить, а как Тебе угодно». Тогда человек, по крайне мере, готов к вразумлению, и Господь часто в каких-то житейских обстоятельствах являет свою волю.
Когда я в свое время хотел переменить специальность, мне не советовали этого делать. Но мне очень хотелось. И в тоже время я хотел поступить по воле Божией, если Господь мне ее укажет. Как-то приехал к духовнику, а он объяснял мне, что не нужно искать новую специальность, но потом, поняв, что я не готов слушаться, говорит: «Ну ладно, делай, как хочешь». Я пошел поступать в другой вуз, устраиваться на другую работу, и… у меня ничего не получалось. Везде мне отказывали. Я уже не знал, куда идти. А потом мне предложили место в аспирантуре по моей специальности. Я испугался, говорю: «Да я не готов». А они: «Берем без экзамена». И я понял, что это — воля Божия.
— Но от того момента, когда человек узнает волю Божию, до того, как он понимает ее смысл, иногда проходят годы. Как вытерпеть эту паузу, когда ты, преодолевая себя, вроде бы эту волю исполняешь, а в твоей жизни ничего к лучшему не меняется?
— Ну, это вопрос веры. Если вы хорошо знаете своего духовника, и он вас знает, вы увидите, что через него вам возвещается воля Божия в ответ на вашу молитву, чтобы Господь через духовника вам ее открыл. По вере вашей будет вам, как сказано в Евангелии. Это таинственная жизнь души. Ее нельзя разложить по полочкам, тут нет никаких «дорожных карт» и простых рецептов, нельзя поставить градусник, чтобы «на 100 процентов» узнать волю Божию.
Самое главное, что требуется от человека, — это чистая жизнь и молитва с верой и любовью. Тогда Господь, я в этом убежден, обязательно даст то, что нужно человеку для спасения. Бог “всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти” (1 Тим 2: 4). Поэтому, когда человек всерьез, по-настоящему просит и верит, Господь обязательно пошлет и духовника, и старца, если действительно это нужно.
Беседовала Марина Борисова
Как узнать волю Божию для принятия какого-либо решения?
Как узнать волю Божию для принятия какого-либо решения?
Во-первых, что такое: поступить по воле Божьей. Конечно, для верующего человека это очень важно. Но что это значит?
Мне бы хотелось поступить по воле Божьей, но не могу не осудить свою соседку, это сущее исчадие ада, хотя знаю, что это грех… Или понимаю, что нужно не обманывать, но не могу — моё дело провалится. Итак, Божию волю-то я часто знаю, но поступаю вопреки ей.
И так в словах, так в делах, а уж о мыслях и говорить не буду, что творится там в бедной нашей головушке? Оказывается, очень многое мы знаем, но поступаем точно вопреки воле Божией.
А как всё-таки узнать волю Божию, когда совсем в недоумении, как поступить?
Принципиальный ответ давно известен. Если бы мы, когда знаем её, жили согласно ей, то очищалось бы наше внутреннее зрение, и мы постепенно смогли видеть дальше и поступать по ней. Но мы, постоянно живя вопреки очевидной воле Божией, которая говорит: не лукавь, не лги, не завидуй, не делай зла ближнему и т.д., когда попадаем в трудную для нас ситуацию, хотим здесь знать волю Божию. Однако есть смысл жизни, великий закон, открытый опытом: «Неверный в малом будет неверен и во многом». Это сказал Христос. Мы же постоянно, на каждом шагу не верны ни Богу, ни людям. Вот то первое, откуда проистекает наше незнание воли Божьей.
Второе, что хотелось бы сказать: воля Божия заключается в том, чтобы мы поступали по тому разуму, пусть глупому, который в данном случае говорит, что правильно поступить нужно вот так. Подобное же требуется и от нашей совести, хотя наполовину и сожженной, чтобы она также сказала: да, это будет правильно. Вот, когда разум и совесть согласно говорят, тогда так и надо поступать. Потому что воля Божия и заключается в том, чтобы мы поступали честно, искренне. И в таком случае, если даже наш глупый разум ошибся, выбрал неверный путь, Бог исправит. Совесть и разум – вот те две линии, которые в своем пересечении дают искомую точку правильного по воле Божьей поступка.
И последнее. Неверно думать, что когда на нашем таком решении встречаются какие-то препятствия, следовательно, здесь воли Божией нет. Общее правило Отцов гласит: каждому доброму делу или предшествует, или последует искушение, чтобы мы не гордились, сделав что-то, кажется, доброе. Однако совсем другое, что мы прежде принятия решения нашим умом должны рассудить. И вот здесь находим совет одного из великих святых VI столетия Варсонофия Великого, который сказал так: «Старайтесь познавать волю Божию из внешних обстоятельств». То есть, когда упираемся в стену, тогда нужно остановиться.
В стену не пройдешь. И когда разум уже против, следовательно, скорее всего, нет и воли Божией. Но еще хорошо бы услышать и голос совести.
Как нам научиться со смирением принимать волю Божию?
Всю свою жизнь я слышал, что настоящий христианин должен покорно принимать волю Божию, но мне всегда казалось, что это непостижимая цель.
По правде говоря, мне нравится быть независимым, принимать свои собственные решения и чувствовать, что у меня все под контролем. Разве это плохо? Разве я не должен учиться ответственности и самостоятельности? Меня также учили тому, что важно быть самодостаточным. Значит, проявить волю, чтобы быть независимым — это хорошо, неправда ли?
В прошлом году я очень многое узнал о себе и о Боге, и благодаря этому, изменилось и мое неправильное представление о том, что значит принимать волю Божию. Вместо того, чтобы бояться потерять контроль и думать, что мои действия недостаточны, я учусь быть лучшей версией самого себя, принимая волю Божию.
Говоря вкратце, я осознал, что для того, чтобы принимать волю Божию, я должен:
- Верить в то, что Господь всемогущ.
- Верить в то, что любовь Бога безгранична.
Господь всемогущ
Размышляя о своем нежелании подчинить мою волю Богу, я пришел к осознанию, что власть и сила Божии безграничны.
В Библии рассказывается о том, как Иона проходил через подобное испытание — он подвергал сомнению волю Божию, когда Бог повелел ему проповедовать в городе Ниневия. Иона знал, что людей в том городе уже нельзя спасти, и не было ничего, что он мог сказать, что изменило бы ситуацию. Бог, скорее всего, сделал ошибку — даже Он не смог бы смягчить сердца этих грешников.
Другой пример из Библии – это история с Нееманом. Нееман не хотел следовать наставлению Бога, данного ему через пророка Елисея, окунуться в реку Иордан, чтобы излечиться от проказы. Река Иордан была очень грязной, и мысль о том, что он может вылечиться от проказы, окунувшись в эту реку, казалась абсурдной — Бог на этот раз, должно быть, ошибся.
Эти примеры показывают, как наше нежелание подчиниться воле Божией исходит из наших сомнений о том, что Господь знает лучше и действительно может сделать то, что Он обещал. И, может быть, я этого не осознаю, но каждый раз, когда я думаю, что знаю лучше, я подвергаю сомнению Его могущество. Если я действительно верю и доверяю Богу и Его могуществу, почему я сомневаюсь, что Его воля лучше моей?
Любовь Бога не имеет предела
Очень важно верить в то, что Бог всемогущ, однако, это не все. Да, возможно, что Бог всемогущ, но это совсем не значит, что Он учитывает мои интересы. Может быть моя жизнь — это часть большого эксперимента, или просто у Бога странный юмор.
Другая причина, почему я иногда не хочу довериться Богу, это потому что я забываю, что Он любит меня и желает мне самого лучшего. Иногда трудно это помнить, особенно когда ты столкнулся с испытаниями.
В конце концов, как может Бог любить нас, если Он позволяет плохим вещам случаться с хорошими людьми? Но я все больше понимаю, что Бог действительно желает мне самого лучшего с точки зрения вечности.
Иногда мне полезно пройти через какое-то испытание, чтобы научиться чему-то, чему я иначе бы не научился. А иногда мне нужно пожертвовать своим временем, и вместо того, чтобы потратить его на свои интересы, я должен уделить время своим близким, чтобы укрепить наши отношения.
Бог, несомненно, заслужил мое доверие, благодаря самому великому выражению любви — Он послал Своего Сына Иисуса Христа пострадать и умереть за меня, чтобы я снова мог жить с Ним. И хотя я сам того не подозреваю, каждый раз, когда я отказываюсь принять Его волю, я выражаю свое сомнение по поводу Его бесконечной любви ко мне. Если я действительно верю в то, что Его любовь ко мне не имеет границ, почему же тогда я сомневаюсь в том, что Он желает мне самого лучшего?
Полностью подчинить свою волю воле Божией
Если я уверен в Божией любви и Его силе, я готов подчинить Ему свою волю. Я понимаю, что Бог может сделать из моей жизни намного больше, чем я могу сделать сам.
И когда я помню об этом, я с радостью вверяю себя Ему. Я знаю, что с Его помощью я могу быть лучше и достичь куда больших высот, чем я смог бы в одиночку.
Когда мне не хочется подчиниться воле Бога, я должен укрепить свою веру в Его силу и любовь. Если я не хочу подчинить Ему свою волю, потому что мне кажется, что Его идея не самая лучшая, я должен укрепить свою веру в Его власть.
Если я не хочу подчинить Ему свою волю, потому что не верю, что Его интересы совпадают с моими, тогда мне следует укрепить свою веру в Его любовь. В конце концов, если я действительно верю в то, что Он всемогущ, и Его любовь ко мне безгранична, почему бы тогда я не захотел подчиниться Его воле?
Какова воля Божия по отношению ко мне?
По ходу того, как росла моя вера в Бога и Его качества, я был рад познать волю Бога для меня в моей жизни и принять ее. Мое наивное, неправильное представление о Божьей воле было основано на неправильном представлении о Боге в целом.
Я думал, что принимать волю Божию означает оставить все то, что я люблю, и что для меня важно. Я думал, что Бог контролирует каждый мой шаг, желая, чтобы я уделял все свое время, деньги и таланты религиозным делам.
Я думал, что если я действительно готов подчиниться Его воле, я должен раздать все свои деньги бедным и тратить все свое свободное время на изучение Священных Писаний и проповедование Евангелия.
Мне казалось, что Бог хочет превратить меня в робота — своего рода зомби, который думал бы и говорил только о Нем и собирал пожертвования для бедных.
Поймите меня правильно, я не осуждаю тех, кто посвятил этому свою жизнь. Но чем больше я узнавал о Его воле для меня, тем больше я понимал, что Ему не безразличны мои интересы. Он хочет, чтобы я стремился к чему-то. Он хочет, чтобы я продолжал развиваться, осваивать что-то новое и принимать свои собственные решения.
Я все больше и больше понимаю, что я мне не нужно выбирать между Богом и своими интересами, образованием и карьерой. Я могу посвящать свое время и тому и другому — именно этого Бог и хочет от меня. Он не хочет, чтобы я превратился в робота — Он хочет, чтобы я стал самой лучшей версией себя.
Раньше я думал, что принять Его волю означает перестать принимать собственные решения. Но я понял, что по большей части, Он хочет дать мне право выбора, чтобы я сам смог управлять своей жизнью, достигая своих целей и делая ошибки. Принятие Его воли не ограничивает меня, это помогает мне стать лучше.
Тем, кто пытается понять, что значит полностью принимать волю Божию, я советую задать себе следующие вопросы:
- Верю ли я, что Бог всемогущ?
- Действительно ли я верю, что Господь любит меня и желает мне самого лучшего?
Лично для меня, когда мой ответ на эти вопросы — твердое и честное «да», — мне с нетерпением хочется узнать, какова воля Бога для меня. Я знаю, что то, что Он уготовил для меня, лучше, чем что-либо, что я задумал для себя сам. То, чем я могу стать с Ним, всегда будет лучше, чем то, чем я мог бы стать в одиночку.
Комментарии 8
Как принять Волю Бога? Как научиться принимать перемены в жизни
Приветствую всех ищущих и идущих по пути развития!) И начинающие и уже давно практикующие работу над собой люди не редко задают вопросы о том, как принять Волю Бога. Как научиться принимать происходящее? Как без страха, обид и без агрессии принимать перемены в своей жизни? Это правильные и очень хорошие вопросы для любого духовного человека.
Для начала нужно сказать следующие:
Во-первых — Воля Бога это понятие очень сложное и не однозначное для человеческого разума. Поэтому, уходить в детали, в правильность терминологии и в однозначность трактовок мы конечно не будем. Это не задача данной статьи.
Во-вторых, конечно есть общее восприятие божьей Воли, включающее в себя понимание Духовных Законов, Идеалов Творца, т.д. Но есть и та Воля Бога, которая направлена на каждого конкретного человека, на его Душу, в его судьбу. Т.е. это, по сути, то, что от человека хотят Высшие Силы, хочет Бог. И очень важно научиться принимать именно ту Волю Бога, которая направленно в твою собственную судьбу. Но для начала эту индивидуальную Волю Бога нужно как-то научиться воспринимать, видеть и желательно чувствовать сердцем.
В-третьих, Воля Бога направленная в судьбу конкретного человека — это совершенно реальная энергия Света, которую Бог и Силы Света направляют на душу человека, в его судьбу. И этот поток Воли Бога можно и нужно научиться чувствовать и впускать в себя. Именно этот поток и будет поднимать вас вверх по судьбе, если вы научитесь принимать его.
Для начала ещё несколько важных моментов.
Кому особенно тяжело принимать Волю Бога, и кого судьба вынуждена корректировать пинками и ударами?
- Тем, кто внутри очень упрям и сопротивляется любым переменам. Такие люди, как правило, вечно всем недовольны. Упрямство это одно из проявлений гордыни, и его не стоит путать с упорством в достижении цели.
- Эгоистам, которые не слышат свою божественную Душу, но служат лишь желаниям и страстям своего Эго. Такой человек сразу взрывается или сильно расстраивается, если что-то происходит не так, как он хочет, в разрез с его эгоистичным мнением или эго-желаниями.
- Людям привязчивым, оседлым, привыкшим воспринимать перемены в судьбе не как благо и новые возможности, а как катастрофу, ужас, как зло с которым нужно бороться. Для таких людей наивысшая ценность это «стабильность», а не «развитие и рост», и они всегда будут жить в страхе нового.
- Поражённым гордыней, обидчивым людям всегда было и будет тяжело принимать Волю Бога, потому что она всегда будет направлена на освобождение их Души от гордыни, а это всегда больно, если человек противится этому небесному духовному излечению. Чем больше гордыня, тем больше по ней ездят. Воля Бога всегда будет направлена в противоположную гордыни сторону.
- Людям признающим только Свою волю и только Личную власть. Такие люди всегда стремятся всё подчинить себе, своей личной воле, чтобы звёзды и вселенная вращалась туда, куда они прикажут, а не какой-то там Бог. Таких людей ждут самые сильные потрясения.
Ошибки в понимании и принятии Воли Бога
Огромным заблуждением считается мнение, что принимать в жизни нужно абсолютно всё — и хорошее и плохое! Что, если об тебя вытирают ноги — нужно смириться и позволить это делать, и ещё спасибо говорить за это. Если происходят неприятности — конечно необходимо страдать!:) Это большая духовная ошибка, порождённая неразличением Добра и Зла.
Воля Бога направленная на вас свыше — не несёт в себе ничего плохого, в ней нет Зла! Поэтому всё плохое, негатив в чистом виде, который разрушает вашу Душу и тело, ваши чувства, веру, самооценку — это точно не является Волей Бога. Это воля совершенно других сил, заинтересованных с разрушении и страданиях людей (что такое Страдания), в ослаблении и божественных душ. Такую волю принимать точно не стоит, потому что это тёмная воля и ей нужно дать отпор, научиться от неё защищаться! Для этого и существует борьба со Злом, для этого и существует войско Бога под предводительством Архангела Михаила.
Поэтому, не принимайте, не впускайте в себя негатив, а только потоки Света, Добра, Светлой Силы, Развития. Я в таких случая говорю тем, с кем работаю индивидуально «должен всегда работать принцип — выплюнь каку:)». Это означает, что никогда не нужно впускать в себя негатив, а если случайно впустили — сразу стремитесь выбросить его из себя.
У духовных людей зачастую неправильно отрабатывает Смирение. Смирение тоже бывает тёмным! Нельзя смиряться с негативом, например с тем, что вам плохо, или когда вас целенаправленно уничтожают, нельзя смиряться со страданиями, с ними нужно прощаться! Смирение должно быть светлым, смирение должно давать радость и усиливать Душу, а если вы чахнете и распадаетесь на глазах, а сердце болит и постепенно каменеет — это не Смирение, это глупость и самоубийство (преступление против своей Души и Бога).
Есть ещё одно заблуждение в трактовке Воли Бога. Когда человек говорит — «я начала идти к цели, а у меня начались препятствия, всё валиться из рук, наверное Бог не хочет, чтобы я шла к этой цели, наверное нужно отказаться от неё…».Знакома вам такая ситуация? Думаю, многим знакома. Задайте себе вопрос — если ваша цель светлая, достойная, может ли Бог быть против её достижения? А может это совершенно другие силы против? Может это тёмные силы бояться лишиться вас и власти над вами, если вы вырастите, станете сильнее и мудрее достигнув поставленных целей? Может вам нужно просто сразиться с преградами, побороть козни тёмных сил и подняться на следующую ступень силы своего Духа? Может быть преодоление преград и рост вашей силы — это и есть Воля Бога?
Как наиболее легко принять Волю Бога?
Принятие Воли Бога нужно сформировать для себя в простом позитивном образе, который можно вызывать каждый день в своей ежедневной медитации.
Принятие Воли Бога — это принятие светлого потока Развития от Творца, который входит в вас через макушку, наполняет душу и тело, преобразуя, очищая и делая лучше. Именно такую медитацию стоит делать каждый день (хотя бы 5 мин.).
Непринятие Воли Бога — это есть непринятие Потока Развития, не впускание в себя потока Света от Бога, потока Изменений и Преобразований, которые направляют на человека и его Душу Силы Света.
Человек не может принять Воли Бога, когда он внутренне сопротивляется изменениям, когда боимся нового, когда не принимает поток развития, который входит в его судьбу.
Принятие Воли Бога — это принятие Добра по отношению к себе. Потому что Бог — это и есть Добро. А суть Добра по отношению к человеку — это прежде всего развитие и рост его божественной Души. Соответственно, суть Зла по отношению к человеку — это блокировка (остановка) развития Души, её ослабление и разрушение через отрезание её от Бога, и погружение в невежество и пороки.
Легко становится принимать Волю Бога тогда, когда приходит осознание и принятие, что Бог желает тебе только Добра! Можно так и говорить себе — «я всей Душой принимаю Добро от Бога в свою жизнь».
Алгоритм для работы над собой «как принимать Волю Бога и происходящее в жизни»
Для начинающих:
Начинать лучше всего с медитативного состояния и наполнения себя Светом через поток Духа. Подробнее эта техника описана — .
После того как вы сели, полностью расслабились, успокоились, наполнили себя Светом через макушку несколько раз, волна за волной, можно переходить к настроям и формированию образов, которые будут давать необходимые позитивные ощущения принятия Воли Бога.
Основные фразы (формулы) для принятия Воли Бога:
- Я с радостью принимаю поток Света и Развития в свою жизнь, как Волю моего Создателя.
- Я принимаю всей Душой Развитие и всё Новое от Бога, как Благо и Волю моего Небесного Отца.
- Я с благодарностью впускаю в себя поток Добра от Бога, я принимаю Добро в свою жизнь.
- Я признаю и принимаю — Бог желает мне, моей Душе Света, Добра, Развития, Счастья, позитивных изменений, достойного прохождения всех уроков, всего самого доброго.
- Я освобождаюсь от закрытости и страхов перед Создателем и Его Светлой Волей, я открываюсь к Богу и отныне всегда доверяю Ему.
Каждую формулу проговаривать про себя несколько раз (в теч. 2-3 мин.) — до рождения соответствующих светлых образов и приятных ощущений в сердце (чувства радости, счастья, благодарности, открытости, доверия).
Идеальное состояние, когда ваше тело начинает растворяться в потоке Света божественной Воли и вы получаете состояние невесомости и счастья, состояние растворения в Свете и соединения с Творцом.
Для продвинутых духовных учеников:
Если посмотреть глубже, то становится понятно, что мы принимаем поток Развития сверху, поток Воли бога — через состояние духовного ученика. Суть духовного ученичества — твоя способность становиться на колени перед Богом, независимо от того, как высоко ты смог подняться в человеческой жизни.
Способность быть учеником Бога и принимать свою малость перед Ним, даже если ты стал императором всех стран этого мира и самым главным из людей. Это и есть истинное светлое Смирение и духовное ученичество! Это способность искренне признать, что Бог всегда выше, бесконечно мудрее, сильнее, чище и могущественнее тебя. И всему, что ты смог достигнуть в своей жизни, на 100% ты обязан именно Ему! Начиная с создания твоей божественной Души и заканчивая каждым вздохом, который ты делаешь потому что Бог тебе это позволяет.
Основные формулы:
- Я становлюсь на колени перед моим Создателем, я принимаю свою малость перед Богом и Его любовь к моей Душе.
- Я с радостью в сердце принимаю свою малость перед Богом, но я так же принимаю величие своей Души и её огромный потенциал заложенный Творцом.
- Любые испытания я принимаю с благодарностью в сердце, как развивающий и очищающий меня и мою Душу Поток божественной Любви.
- Даже если весь мир отвернулся от меня, я остаюсь открыт к своему Небесному Отцу на 100%, я принимаю Его любовь к своей Душе и Его веру в меня с благодарностью в сердце.
- Я с радостью освобождаюсь от всех привязанностей, от всего старого, за что я держусь в своём прошлом, я разворачиваюсь и открываюсь к светлому будущему, которое даёт мне Бог.
Практиковать можно так же, как и настрои для начинающих)
С уважением, Василий Василенко
Смотреть Источник…
Как узнать волю Божию? Иерей Даниил Сысоев
Поздно вечером 19 ноября 2009 года в московском храме апостола Фомы на Кантемировской был убит священник Даниил Сысоев: неизвестный в маске вошел в храм и расстрелял его в упор. В этот день мы публикуем беседу о. Даниила, посвящённую проявлению воли Божией в нашей жизни…
«Есть ли воля Божья на какое-то событие в моей жизни и на какой-то мой поступок?» Мы постоянно задаем себе подобные вопросы. Как все-таки понять, по воле Божьей мы действуем в жизни или самочинно? И вообще, правильно ли мы понимаем волю Божью? Ведь на самом деле Божья воля — она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.
“Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф.5:17). Вопрос о том, как узнать волю Божию, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни. Согласитесь, что воля Божия является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать. Если мы будем поступать по своей воле, то, наверняка, ошибемся, потому что, не зная воли Высочайшего Бога, Откровения Создателя, мы обречены на блуждание во тьме этого мира. .
Многие считают, что волю Божию знают и могут узнать только особые подвижники благочестия, старцы, а для обычного христианина будто бы она не доступна. Если мы обратимся к священному Божиему Слову, то увидим, что это не так. Всем без исключения христианам сказано: “умоляю вас, братия, милосердием Божиим… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим.12:1–2), “не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф.5:17). Также есть много других мест Священного Писания, где от христиан требуется, чтобы они знали волю Божию. Таким образом, Священное Писание утверждает, что христианин может и должен знать волю Господа.
Каким же образом нам узнать волю Божию? Для начала мы должны понять, что есть воля Божия, что это такое, чем она является по природе.
Мы в отличие от сектантов, от буддистов утверждаем, что Бог есть Личность, Он обладает самосознанием, Он может сказать Я, Он обладает суверенной властью над всеми существами во Вселенной по праву Творца и в силу этого обладает абсолютной волей.
У воли Божией есть главные свойства. Первое из таких свойств – праведность: воля Бога – источник праведности, источник блага. “Никто не благ, как только один Бог” (Мф.19:17) – сказал наш Господь, то есть в строгом смысле благость присуща только Богу, а нам – по участию в этом благе. Мы можем черпануть из этого океана блага, добра, но сами по себе мы не являемся добром, мы являемся добрыми, но не добром. Добром является Бог, Он океан добра, поэтому нельзя сказать, что воля Божия зла, то есть все зло заведомо не от Бога.
Второе свойство воли Божией – совершенство, то есть все, что не совершенно, служит к несовершенству, воле Бога не соответствует. Основные аксиомы мы должны уяснить, потому что при помощи такого определения очень многое отсекается.
Далее, мы должны понимать, что воля Бога – всемогуща, то есть Бог может все, что захочет, поэтому утверждать, что Бог может то или другое, а другого – не может, если это другое не является чем-то неправедным, будет неправильно. Это очень важные постулаты, которые мы должны держать в своем уме, чтобы познавать, что такое воля Господа.
Также мы должны понимать, что воля Божия служит для исполнения Его глобального плана. Когда мы говорим о воле Божией относительно нас, она касается лично нас, но она связана с общим планом всего мироздания, потому что каждый из нас был задуман Богом Отцом еще до сотворения Вселенной. Замысел о нас есть до начала времен и наша задача раскрыть именно этот замысел. Глобальная реализация этого замысла в том, чтобы все существа земные и небесные соединились под одним Главой – Господом Иисусом Христом. Весь мир для Христа создан, поэтому глобальная наша цель – встретиться во Христе, соединиться со Христом и иметь Христа своим Главой, чтобы все было возглавлено Христом, чтобы Христос всегда действовал во всех нас. Это глобальная цель воли Божией, в которой все частные проявления сводятся, как частные проявления этого единого глобального плана.
Очень часто люди, ищущие волю Божию, хотящие об этом что-то знать, дискретно ее воспринимают, то есть пытаются ее разделить на кусочки. Например, есть ли воля Божия о покупке автомобиля или нет? Но если мы так будем ставить вопрос, то очень часто вопрос просто не будет иметь никакого смысла из-за не понимания вопрошающим своего места в общей структуре мироздания.
Есть ряд общих вещей для всех существ во Вселенной, в чем проявляется воля Божия. Когда иудеи испросили Христа, в чем воля Божия и какие дела нам делать, чтобы исполнить волю Божию? “Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал” (Ин.6:29) – это первое повеление воли Божией. Все, что мешает вере в Господа Иисуса Христа, есть нарушение воли Бога. Например, человек, который не верует в Иисуса Христа, нарушает волю Господа. Также сказано, что воля Божия, чтобы мы воздерживались от блуда, не злобились, поэтому никакая злоба или ненависть не может быть оправдана волей Божией. Можно сказать, что главным стержнем определения воли Божией являются Заповеди Господни, первая из которых – православная вера.
Возникает вопрос: соответствует ли воли Божией тот или иной поступок? Первое – мы проверяем, противоречит или не противоречит он вере в Господа Иисуса Христа. Второе – противоречит ли он Заповедям. Если противоречит Заповедям или вере во Христа Спасителя, то это заведомо против воли Божией, заведомо не обсуждаемо.
Откуда брать понятие воли Божией? Святой Антоний Великий говорил: для того, чтобы не ошибиться нужно никогда никого не осуждать и на все, что делаешь иметь свидетельство Священного Писания.
Дальше, мы черпаем волю Божию в Священном Писании, но каким образом, какое условие чтения Священного Писания? Чтобы правильно понимать Священное Писание, во-первых, его нужно читать с молитвой, то есть читать его не как текст для обсуждения, а как текст, который понимается молитвой. Во-вторых, чтобы понимать Священное Писание, как говорит Апостол, нужно не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума вашего (Рим.12:1). По-гречески “не сообразовываться” – не иметь общей схемы с этим веком, то есть, когда говорят: “в наше время все думают так” – это некая схема, с ней мы не должны сообразовываться. Если мы хотим узнать волю Божию необходимо заведомо отбросить и проигнорировать то, что один из мудрецов 17 века Френсис Бэкон называл “идолами толпы”, то есть мнения окружающих. Перед началом чтения Слова Божия необходимо вычистить свой разум от этих предрассудков – это необходимое условие, иначе мы будем вычитывать то, что нам хочется. Всегда есть такой соблазн, чтобы искать то, что нам хочется, а не то, что велит Бог. Дальше Апостол говорит, что мы должны преобразовываться обновлением ума вашего (Рим.12:2), то есть мы должны обновлять интеллект, разум. Каким образом? “Преобразовываясь” (в греч. “метаморфоза”), то есть изменять способ мышления. Это сознательная работа, которую обязан проводить каждый христианин с момента своего Крещения. То есть все, что мы делаем, все мысли должны быть проверяемы Богом и должны быть очищаемы Его Словом. Наша задача – начать мыслить по-библейски, по-святоотечески. Необходимо налаживать процесс своего мышления и этим надо заниматься непрерывно. Собственно, для этого существует правило ежедневного чтения Священного Писания, оно существует как камертон для настройки разума, который постепенно должен начать по-другому функционировать. Необходимо менять способ мышления: я считаю так, а Библия считает иначе, тем хуже для моей точки зрения – должна быть общая настройка именно такая. Этот процесс настройки разума забирает много интеллектуальной силы. Откуда брать силы? Необходимо помнить, что нам все эти силы даны, они в нас вложены в момент миропомазания. Как сказал Апостол Иоанн Богослов: “помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте” (1Ин.2:27), то есть необходимо пользоваться тем даром миропомазания, который в вас вложен сразу же после Таинства святого Крещения. Внутри вас, в глубинах вашего сердца заложены духовные силы Святого Духа, поэтому необходимо просить Святого Духа, чтобы Он Сам давал вам силы, так как Он в вас прибывает с момента Крещения, к Нему нужно обращаться за помощью. Не пытаться своими силами обновить разум, а непрерывно каждый раз, желая это сделать, обращаться за помощью к Господу Богу Святому Духу.
Дальше что делать? Вот у нас возникает сложная ситуация, мы сразу проверяем: берем Слово Божие, помолились, начинаем читать. Как мы его должны понять? Слово Божие мы должны понимать так, как понимали его Святые Отцы. Не так как нам хочется его понимать, а так как понимает его Православная Церковь. Для этого необходимо заниматься такой работой, которую сейчас мы почему-то забыли: необходимо исследовать Священное Писание. В первом Псалме поется: “но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет” (Пс.1:2-3), то есть необходимо вникать в Закон Божий, размышлять о нем, вчитываться в него, всегда опираясь на Святых Отцов. Мы живем сейчас в уникальное время, когда в библиотеках и магазинах доступно множество трудов Святых Отцов. Надо исследовать Священное Писание, чтобы в сложный момент у нас имелась наработка, привычка, привычная мысль, которая должна сразу войти в нас и проверить наш разум.
Успенский собор Московского Кремля
Дальше мы узнаем Божию волю, возникает сложный момент и нет пока очевидного для нас ответа в Священном Писании. Каким образом узнавать волю Божию в такой ситуации? Существует для этого Святая Церковь. Необходимо пойти в церковь Божию и спросить совета у священника, чтобы совет был дан с обоснованием на Священном Писании и Святых Отцах. Обоснование нужно для того, чтобы мы учились. Ведь каждый эпизод нашей жизни – новый этап обучения, поэтому, если мы возьмем Святых Отцов они всегда ссылались на Священное Писание и других Святых Отцов. Таким образом, происходил процесс обучения человека, чтобы в другой раз человеку легче было сделать выбор, чтобы он учился, а не просто: мне нужен конкретный совет на конкретный момент и точка. Священник в хиротонии имеет власть учить “словесных овец” Слову Божию, не своему слову, а именно Слову Божию. Бывает ситуация, когда священник может быть некомпетентен в каком-либо вопросе. Священники разные, разный духовный уровень, а есть вопросы более сложные и он может посоветовать почитать кого-то из святых или отправить к какому-то опытному священнику, старцу или епископу, который стоит над ним. К старцу едут за конкретными важными вопросами духовной жизни, например, как с тем или иным грехом справиться, или научиться той или иной добродетели, делать или не делать какое-то очень важное дело.
Теперь о ситуации, когда нет возможности пойти к священнику, к старцу, то есть какой-то важный вопрос, который требует безотлагательного решения. Есть несколько способов, как узнать волю Божию в такой ситуации.
Способ первый, основанный на Священном Писании – это жребий. Как вы помните, Святые Апостолы избрали на место Иуды нового Апостола Матфея по жребию. Сделали они так в строгом соответствии с Книгой Притчей, там сказано: “В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа” (Притч.16:33). Как правильно бросать жребий? Для того чтобы жребий бросать, необходимо, естественно, знать из чего выбирать. Если бросать жребий: делать аборт или не делать, то Бог, очевидно, такой жребий не благословит, потому что аборт заведомо делать не надо. Жребий бросается в том случае, когда есть несколько вариантов, все из которых не противоречат воле Божией, выраженной в Священном Писании, не противоречат прямым Заповедям Господа, но которые мы не можем решить. Сначала молятся Господу, обычно читают Царю Небесный, Молитву Господню, описывают какие-то три варианта, бросают жребий или камушки выбрасывают, не глядя наугад. Есть ещё такое правило, если дело важное, сомневаемся, то здесь хорошо вытягивать жребий три раза. Это прямо библейский способ определения воли Божией, который основан прямо на учении святых и ни в коем случае не является ни гаданием или чем иным.
Дальше, есть второй способ узнавания воли Божией, связанный также со Священным Писанием. Он похож на один грех и прошу вас четко различать одну простую вещь. Способ заключается в том, что вы открываете текст Священного Писания и начинаете читать его подряд, помолившись, прося, чтобы Бог открыл Свою волю. Заметьте, вы начинаете читать подряд, а не пытаетесь делать как во время гадания: наугад открыл-закрыл, открыл-закрыл. Нужно понять связанный текст, связанную мысль Бога. Вы, когда читаете слово Божие с молитвой, очень часто в глаза бросается тот или иной Священный текст. Этот способ, возможно, один из самых надежных для определения воли Божией, потому что Сам Бог продолжает говорить через Свое Живое Слово.
Также волю Божию можно определить даже, когда нет Слова Божия под рукой. Отец Серафим Сахаров – известный духовник говорит, опираясь на авторитет преподобного Силуана Афонского следующие слова: в таких случаях надо очистить свой разум от всех за и против, всех решений, прекратить мысленный процесс, прекратить рассматривать варианты решения. Прекратите процесс копания внутри себя, для этого существуют определенные способы: хорошо закрыть глаза, глубоко вздохнуть, продышаться и после этого, непосредственно обратившись к Господу Богу попросить Его, чтобы Он открыл Свою волю и после этого первую мысль, которая придет, почитать за волю Божию. Этим способом нельзя злоупотреблять, его нужно использовать только тогда, когда нет прямого свидетельства в Священном Писании, нет возможности узнать по жребию, ни спросить у священника. Люди часто злоупотребляют этим способом, думая, что любая мысль, которая в голову пришла – воля Божия и потом впадают в крайности.
Теперь, что касается вещей, непосредственно связанных с познанием воли Божией, но при этом очень опасных. Мы знаем из Слова Божиего, что в Библии описаны ряд случаев, когда воля Божия открывалась через сны или видения. Здесь нужно быть крайне осторожным. Как говорит Иисус, сын Сирахов: “Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир.35:7). Помните, что только тот сон может быть признан от Бога, если, во-первых, он не вызван моей предыдущей деятельностью: если я что-то делаю перед сном, а потом мне это приснилось, то это не означает, что воля Божия открылась, процесс моего мышления продолжается во сне. Здесь можно обмануться, но это самый безобидный из обманов. Также надо отличать сны, которые приходят от диавола. Помните, что сны от диавола приводят человека либо в состояние гордыни, либо в состояние отчаяния, поэтому как говорил Иоанн Лествечник: верь только тем снам, которые призывают тебя к покаянию, но если они ввергают тебя в уныние, то не верь и им. Богу не угодно уныние, Богу не угодно отчаяние. Надо помнить, что Дух Божий есть Дух мира и каждый раз, когда Бог говорит, Он говорит так, чтобы человек умиротворялся при этом. Когда Бог говорит, человек утихает, его разум успокаивается. Когда слова Бога звучат в человеческой голове они всегда сопровождаются чувством благоговения перед Богом, страхом Господним, потому что “начало мудрости – страх Господень” (Притч.9:10). Когда Бог лично обращается к человеку спутать это уже невозможно, но надо помнить, что на это рассчитывать мы можем и не можем одновременно. Почему? C одной стороны можем, потому что мы дети Божии, Бог конечно же к нам может обратиться, но мы не можем требовать, чтобы Бог в принудительном порядке должен нам что-то рассказать. Бог никому ничего не должен.
Когда Бог говорит – это уже не спутаешь. Признаком внешним являются те самые признаки, которые перечисляет Апостол Павел: “плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона” (Гал.5:22-23). Когда Бог действует в человеке, в нем возникают именно эти качества, о которых говорит Апостол. Это четкая диагностика. Если человек поговорил с Богом и у него истерика после этого, очевидно, что он не с Богом поговорил.
В Евангелии сказано, что есть такие моменты, когда Бог лично Сам говорит устами человека: “когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” (Мф. 10:18). Поэтому слова мучеников – непосредственно слова Святого Духа. Когда мы читаем жития Святых, то замечаем насколько сильные бывают слова, насколько они потрясают человека, что могут его переделать. Если начнутся гонения, помните, что воля Божия очень простая – на гонения не нарываться, от исповедования веры не скрываться, то есть если вас взяли – исповедуйте Христа всегда, но не готовьте никаких речей – Сам Дух Святой научит вас.
Помните, что есть вещи, которые с познанием воли Божией совершенно не совместимы: воля Божия никогда не открывается пьяному, потому что человек помрачил свой разум. Воля Божия никогда не открывается человеку в состоянии наркотического опьянения, в состоянии экзальтации, как жрецы Ваала. Воля Божия никогда не открывается человеку, который оправдывает очевидное зло. Воля Божия открывается человеку с трезвым умом, потому что разум человека при приближении к разуму Бога усиливается.
Ваша задача – постепенно дойти до такого состояния, чтобы всякий ваш поступок был согласен с волей Божией. Для этого просите у Бога, чтобы Он раскрыл замысел именно о вас. Задача духовника не просто сказать общие фразы, а помочь человеку найти замысел Божий об этом человеке.
У православных есть правило, когда они читают какие-то советы духовного отца лично какому-то человеку – они никогда не делают их общей нормой. Так как то, что полезно для одного – не полезно для другого и то, что полезно для одного сейчас, может быть уже не полезно через некоторое время. Совет школьнику пятого класса не применим к студенту пятого курса, разные уровни.
Помните, что для нас волей Божией являются все наши обстоятельства, то есть все обстоятельства, которые с нами происходят, они для нас совершаются по воле Божией. Вопрос, как мы их должны использовать. Например, человек, который погиб во время теракта, можно ли сказать, что он погиб без воли Божией? Нет, это будет грехом для террориста, но смерть данного человека для самого умирающего не является случайностью – это то, что по воле Божией с ним происходит. Помните, что скорби посылаются нам или в наказание, или в качестве кары, или для того, чтобы мы получили венцы. Что значит в наказание? То есть ты сделал грех и тебя надо научить, чтобы ты его больше не делал. Причем наказание может быть как прямое, Бог может вмешаться, а может оставить грех человека на него самого, например, человек напился и у него начался цирроз печени, виноват человек, что он спился, но это произошло по воле Божией, это наказание от Бога. Наказание в форме кары бывает двух видов: или смерть или безумие. Во время кары невозможно исправиться, то есть Бог видит, что человек уже не способен исправиться, Он видит его волю и карает, чтобы его пример послужил для вразумления окружающих. Когда же человек не заслужил по воле Господа данное наказание, а у него скорбь пришла, эту скорбь Господь посылает для того, чтобы человек вытерпел, использовал ее как плацдарм для тренировки своей воли и, сразившись, победил и за это получил награду на Небесах. Если с вами скандалят, а вы умудрились промолчать и еще в добавок помолиться за обидчика, вы, таким образом, победили, скорбь послужила вам на пользу, воля ваша закалилась даже на земле, а Господь за это на Небе готовит награду, которая нам не видима пока, а потом будет очень даже видима.
Как правильно по воле Божией переносить скорби? Надо говорить: во имя Господа терплю. Помните, что страданий на земле не избежать, вопрос в том, как их переносить. Если мы переносим их ради Господа, чтобы участвовать в Его страданиях, тогда мы вместе с Ним и прославимся. Господь сказал: “где я там и слуга Мой будет” (Ин.12:26) и в Апокалипсисе: “следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел” (Откр. 14:4). Агнец идет на Голгофу, а потом воскресает. Так же и праведники, те люди, которые хотят праведности, страдают вместе с Господом, ради Господа терпят, чтобы вместе с ним и прославиться. Страдания сами по себе не облагораживают никого, посмотрите на людей в больнице, как они, бывает, ропщут, если о воле Господа забывают. Страдания сами по себе не спасают, спасает Господь через страдания в том числе. У Церкви будут страдания до прихода Господа, у нас – до самой смерти.
На Бога надейтесь, на Него полагайтесь, Его ищите, Его слушайте и Господь вам в помощь!
(Расшифровка, в некоторых местах близкий к тексту пересказ, беседы иерея Даниила Сысоева) . . Слушать аудио:
Поделитесь с друзьями: