Содержание
- Как правильно изучать Библию самостоятельно?
- Начните изучать Библию с Евангелий
- Начните понимать суть учения Иисуса Христа
- Начните применять Библию в вашей жизни
- Христианские книги
- Методические основы изучения Св. Писания
- Слово Божие нужно знать. Как изучать Священное Писание
- Хронологический план изучения Библии
- План чтения Библии на год, скачать тоже можно тут.
- Опыт Достоевского.
- Мой опыт.
- Выгоды для всякого изучающего Слово Божье. Как и зачем изучать Библию.
- Как и с чего начать изучать Библию? Для всех кто разобрался с вопросом зачем.
- Слово Ободрения для всех, кто хочет изучать Библию
Как правильно изучать Библию самостоятельно?
-
В этой небольшой статье мы разберем несколько полезных советов, как правильно изучать Библию. Возможно, вы когда-то уже самостоятельно читали Библию и вы хотели бы научиться понимать ее лучше. Зачем вообще самостоятельно изучать Библию? Чтобы вас не обманули другие люди (пусть даже и неосознанно). Чтобы вы лично ознакомились с жизнью библейских героев. И чтобы вы лично узнали Иисуса Христа и то, чему Он учил. Давайте начнем.
Начните изучать Библию с Евангелий
Значит, вера приходит к людям, если они слышат благую весть. А благая весть приходит, когда проповедуют о Христе. (К Римлянам 10:17)
Ошибка, которую совершают многие начинающие читатели Библии в том, что они начинают не совсем правильно изучать Библию — с первой книги Бытие. Это сначала может показаться логичным. Все было бы ничего, но подавляющее большинство людей вскоре бросает чтение Библии. Почему? Если книгу Бытие и Исход читать интересно, то в следующих книгах (Левит, Числа, Второзаконие) начинают описываться многочисленные законы для иудейского народа, которые могут очень сильно запутать начинающего читателя. Большинство людей привыкло читать книги с начала и до конца. Если человек не понимает, о чем читает, это чтение становится для него невероятно скучным и трудным занятием. Именно по этой причине большинство людей перестает читать Библию, так и не доходя до Нового Завета, где речь идет об Иисусе Христе и учении, которое лично касается самого читателя.
Начните изучать Библию с Евангелий. Их всего четыре. Прочтите первое Евангелие целиком. Попробуйте хотя бы примерно пересказать основные темы Евангелия. Рождение Иисуса Христа. Начало служения Иисуса Христа, Его ученики и «враги». Учение Иисуса Христа. Смерть Иисуса и Его воскресение. После того, как вы прочтете одно Евангелие целиком, начните читать второе, затем остальные два. Когда вы будете читать второе и последующие, вы начнете лучше запоминать события, т. к. многие из них вам уже будут знакомы. За достаточно короткое время вы сможете прочесть все четыре Евангелия, и будете знать все о жизни Иисуса Христа. Библия является источником истинных знаний об Иисусе Христе и Его служении.
Начните понимать суть учения Иисуса Христа
В ответ Иисус сказал им: «То, чему Я учу, исходит не от Меня, а от Пославшего Меня. Если человек хочет делать угодное Богу, то узнает, от кого это учение: от Бога или от Меня Самого. Кто говорит сам от себя, беспокоится лишь о собственной славе, но тот, кто старается принести славу Пославшему его, искренен, и нет в нём неправды. (От Иоанна 7:16-18)
После того, как вы прочтете все четыре Евангелия, вы можете начинать переходить на следующий уровень. Начните вникать в суть того, о чем учил Иисус Христос. Жизнь Иисуса Христа и Его приход на землю имел особый смысл и цель. Вам надо вновь начать читать Евангелия, но теперь с целью понять суть учения. Записывайте ваши наблюдения. Библия не просто сборник интересных историй. Библия — это послание Бога к человеку. Новый Завет — это новое соглашение Бога с каждым человеком на земле, в том числе и с вами! Задача того, кто изучает Библию, понять цель и смысл этого соглашения.
О чем учил Иисус Христос? Для чего Он пришел на землю? Что Он хочет от людей? Что будет после смерти? Какой выбор есть у людей? Что надо сделать, чтобы быть спасенным? От чего спасенным? Кто враг Христа и ваш? Кто создал церковь? Зачем нужна церковь? Какова роль других христиан в вашей жизни? Почему Иисус считал себя Богом и как Он это доказал? Есть десятки вопросов, на которые надо найти ответы. В этом и есть суть изучения Библии — найти ответы и применить учение Библии в жизнь.
Начните применять Библию в вашей жизни
Тогда Иисус стал говорить иудеям, которые уверовали в Него: «Если вы будете продолжать следовать Моему учению, то воистину станете моими учениками. Вы постигнете истину, и истина принесёт вам освобождение». (От Иоанна 8:31,32)
Изучение Библии должно приводить к познанию истины. Но, как мы видим из отрывка выше, познание истины неотделимо от практики. Нельзя научиться любить в теории. Нельзя в теории научиться быть родителем. Нельзя познать истину за чтением книги. Иисус сказал людям, которые уже уверовали в Него (прочтите еще раз отрывок выше, чтобы увидеть эту связь):
Вера — следование учению Христа — постижение истины — освобождение
Человек хочет все и сразу. Нельзя сразу получить освобождение, не постигнув истины. Нельзя постичь истину, не начав жить по учению Христа и нельзя начать жить по учению Христа без личной веры в учение Иисуса Христа (по этой причине крещение в младенческом возрасте бесполезно — ребенок не может верить, не может стать учеником Христа и не может постичь истины).
После того, как вы начнете понимать, о чем учил Иисус, вам придется сделать выбор. Следовать вам этому учению или нет. Стоит сказать, что уже на втором этапе изучения Библии вам понадобится человек, который сможет отвечать на ваши вопросы и подсказывать, где найти ответы в Библии. Кто-то, кто лучше знает Библию и имеет опыт ее изучения (вы всегда можете написать нам через раздел контакты на нашем сайте). Библия не просто книга, это книга жизни. Книга, которая меняет жизнь только у тех, кто начинает применять ее знания на практике. Именно тогда начинается настоящее чудо. Бог начинает менять сердце человека, избавляя его от греха и заполняя истиной.
Попробуйте правильно изучать Библию самостоятельно. Это не просто интересно, это важно для всей вашей жизни! И тогда то, что начиналось, как простое чтение, навсегда изменит вас и вашу жизнь!
Игорь Петров
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Христианские видео и ролики
» Назад 1 / 49Международные церкви Христа: взгляд в прошлое и новые цели
Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение.
3 золотых совета для чтения или изучения Библии » Назад 1 / 49
- Подписаться на новости
Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.
- Христианские тесты онлайн
Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
Пройти тест- Задать вопрос
Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.
Христианские книги
О книге: Методическое пособие.
Мы с вами живём во времена, когда личностью человека пытаются завладеть (и небезуспешно) с помощью лозунгов и реклам. Мы живём во времена настоятельных советов, которые дают все кому не лень. Нас уговаривают читать ненужные нам книги, подписываться на скучные газеты и вступать в добровольную пожарную дружину. И вот мы читаем, смотрим, храним, вступаем. Но жизнь наша, несмотря на обещания, к лучшему не изменяется. А сейчас ещё появилось множество книг-рекомендаций, которые обучают вас, как всё делать самому. Как самому построить дом или лодку, как научиться варить и держать себя в обществе, как научиться играть на гитаре и говорить на языке хинди, как научиться стать хорошей женой, или мужем. Но никто из людей не может научить человека: как стать счастливым. Не на мгновенье, на день, на год, а как быть счастливым всегда, всю жизнь. Собственно говоря, вся история человечества и состоит из постоянных поисков счастья. Некоторые люди находили и находят его, но большинство поисков заканчивались неудачами. Я сказал: никто из людей не может научить, как нам стать счастливыми. Это верно, никто из людей, но этому может научить Бог. Среди миллионов книг есть одна, автор которой Творец, Бог. Это — Библия, иначе говоря — Слово Божье. В ней Бог рассказывает человеку, как стать счастливым. Речь идёт не о том счастье, которое сияет на лицах после покупки «Жигулей», импортного видеомагнитофона или выигрыша в лотерее. Там рассказывается о том абсолютно полном духовном счастье, которое возникает в человеке, когда он прикасается к Богу и открывает тайну своей жизни. Вот и мы, дорогой читатель, предлагаем вам книгу-рекомендацию: «Как изучать Библию». И очень хочется верить, что она станет для вас тем ключом, который откроет дверь в великий мир Библии, где находится радость познания Бога, где сам Христос советует вам: «Исследуйте Писания».
Хотя здесь пишут, что предназначал данный труд для людей уже верящих в то, что Библия — Слово Божье, мы надеемся, что его книга будет интересна и неверующим людям, которые в своих духовных поисках нуждаются в поддержке и совете. И потому очень хочется верить, дорогой читатель, что когда-нибудь нежданно ты увидишь… Бога.Методические основы изучения Св. Писания
По благословению
Архиепископа Костромского и Галичского АЛЕКСАНДРА
Председателя Отдела по делам молодежи
Московского ПатриархатаСамосвидетельство Священного Писания
Для введения в тему рекомендуем прочесть тексты Священного Писания, которые могли бы помочь в уяснении некоторых важных моментов; для этого можно использовать библейские богословские словари или хотя бы обратить внимание на Пс.118, 2Тим. 3:16, Мф. 5:17-18.
Историчность Библии
Библия создавалась в течение 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 века н. э. Текст Нового Завета дошел до нас в исключительно благоприятном состоянии, разночтения составляют около 0,5 процента, что очень мало для древних текстов. Самые древние кодексы Нового Завета отстоят от оригинала на полвека – век. Что же касается Ветхого Завета, особые меры по работе со священными книгами в иудейской традиции также позволяют утверждать, что текст очень хорошо сохранился. Кроме того, Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) становится авторитетным текстом уже в апостольский век. Не может быть и речи о том, что отдельные церковные деятели вносили поправки. За сохранность текста можно ручаться; это тот текст, который написан самими священными авторами.
Священное Писание отличается от других книг тем, что в нем можно выделить одну центральную тему — спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Пророчества, которыми исполнен Ветхий Завет, действительно сбываются. Благодаря Библии были уточнены многие археологические и исторические данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горькой порой она ни казалась. Итак, Библия заслуживает доверия как исторический документ, как правдивый рассказ о жизни Церкви и как Слово Божие .
Длительный период создания текстов, тот факт, что сначала они бытовали в устной традиции, подвергались редактированию, не должны нас смущать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поистине усматривать Промысл Божий.
Канон (официальный реестр) книг Священного Писания в принципе чужд Православию, ибо мы признаем, что и в писаниях святых Отцов действовал Тот же Дух, который наставлял на всякую истину и священных авторов Библии . Однако для того, чтобы практически отличать книги подлинные и духоносные от всевозможных апокрифов, составлялись списки книг Священного Писания. Православная традиция, как и римско-католическая, признает 47 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в славянской и русской Библии есть некоторые добавления по сравнению с текстом Септуагинты (авторитетного перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанного 70 толковниками); еврейский и протестантский канон в Ветхом Завете признает только 39 книг, оставляя вне канона книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 2-ю книгу Ездры и две книги Маккавейские (в католичестве они получили название второканонических).
Священное Писание в ряду прочих церковных книг
Именно в Священном Писании мы находим самое ясное и точное изложение спасительных истин. Желающий войти в Царство Небесное прежде всего должен обратиться к Священному Писанию и из прочих книг именно Слово Божие избрать себе в качестве главного спутника и руководителя. Евангельское учение обращено ко всем людям без исключения и для всех удобно исполнимо.
Далее по степени учительного достоинства стоят святоотеческие творения. Их следует читать только в соответствии с избранным образом жизни (иноки — наставления инокам, миряне — святых Отцов, произнесших свои поучения для всего христианства) — так, чтобы прочитанное можно было применить в жизни; иначе в душе рождается бесплодная мечтательность, в сердце — смущение, а в поведении — неопределенность, тягостная и вредная для читающего и ближних его .
Весьма полезны книги нравственного порядка — о борьбе со страстями и путях стяжания добродетели — т. е. о практической жизни во Христе .
Современную церковную литературу нельзя приравнивать по значимости к поучениям святых Отцов и тем более к Священному Писанию, поскольку она еще не прошла рецепцию (принятие) соборным разумом Церкви. Среди таковой можно читать лишь книги, имеющие церковное благословение и служащие к угождению Божию .
Без нужды и специального благословения духовника не следует читать книг полемических, т. к. они производят ненужные споры (2Тим. 2:14-18), написаны часто в порыве страсти и несут в себе осуждение, не приличествующее христианину (Мф. 7:1). Православные христиане в отношении спорных вопросов должны ориентироваться не на книги полемические, часто сомнительного содержания, а на мнение священноначалия, выраженное в официальных церковных документах.
Еще строже и с большей осторожностью следует подходить к литературе светского характера.
Богодухновенность Священного Писания
Исключительное положение, которое занимает Священное Писание, объясняется тем, что оно является богодухновенной книгой.
По-разному понималось, в каком смысле Священное Писание боговдохновенно. Некоторые думали, что в нем все, от первой до последней строчки, продиктовано Богом, и потому оно не может содержать ошибки. Это не совсем так, хотя бы в свете Гал. 3:15. Понималась богодухновенность и как побуждение к письму независимо от содержания. Православный подход подразумевает, что Откровением признается в Библии то, что Бог хотел открыть о Себе и о Своем отношении к миру людям: Слово Божие учит нас не тому, как устроено небо, а как взойти на небо. Эти спасительные истины стали нам доступны благодаря свободному сотрудничеству Бога и священных авторов в деле написания Библии.
Такое понимание богодухновенности позволяет выделять в Священном Писании то, что установлено на все времена (учение веры и правила нравственности), и то, что является установлением для конкретной ситуации (моменты, обусловленные национальными особенностями, географией и уровнем исторического развития).
Истина в Священном Писании
Истиной в Священном Писании признаются правила веры и нормы нравственной жизни. События церковно-политической жизни народа, вообще исторические факты имеют значение постольку, поскольку они значимы для истории нашего спасения.
Часто неверующие люди выискивают исторические противоречия в Священном Писании. Уместно спросить себя: стоит ли вступать с ними в прения, ведь еще апостол Павел предупреждал, что «злые люди будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим. 3:13). Для себя же хорошо прочесть одно из популярных введений в Священном Писание, чтобы увидеть: история библейских исследований ХХ века наглядно продемонстрировала: то, что критическая наука ХIХ века считала вымыслом и исторической фальшивкой, нашло свое подтверждение.
Ученые полагают, что современная картина мира вполне соотносима с библейской; основные события священной истории находят все больше подтверждений. Только недобросовестная наука сегодня может настаивать на том, что Священное Писание — выдумка и миф.
Библия и жизнь в Церкви
До сих пор мы рассматривали Священное Писание изолированно, но нужно четко понимать, что Священное Писание — одна из составляющих Священного Предания Церкви: «Я не веровал бы Писанию, — говорит блаженный Августин, — если бы не побуждал меня к тому авторитет кафолической Церкви». Для православных верующих источником веры служит и богослужение, и святоотеческое наследие, и, конечно, живые носители православной христианской веры, их опыт хождения в Боге. Монашеская традиция постоянно подчеркивает, что именно живой пример является лучшим средством для возрастания в совершенстве . Это вполне соответствует Священному Писанию, которое говорит: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17, под «слышанием» можно понимать вообще опытное научение). Впрочем, именно Священным Писанием проверяется соответствие того или иного материала Преданию Церкви.
Уделяя должное внимание Священному Писанию, не стоит забывать, что учение веры является лишь одной из четырех составляющих жизни Церкви, наравне с общением верующих между собой, Причастием и молитвой (Деян. 2:42).
Молитва и чтение
Вообще Священное Писание — это не просто литература. Святые Отцы, пастыри церковные и простые верующие — все единогласно свидетельствуют, что, читая Священное Писание, мы можем встретить Господа и познать Его благую волю о нас; некоторые же священные писатели (например, блаженный Иероним) рассматривают чтение Священного Писания как таинство, наравне с Евхаристией.
Словом Божиим, которое может просветить, исцелить и указать дорогу в жизнь вечную, Библия становится только тогда, когда происходит личная встреча с Богом. Это часто происходит на молитве — общественной и личной.
Еще в ветхозаветные времена перед чтением Торы (Пятикнижия Моисеева) читались особые благословения: 1) собственно на выполнение заповеди изучения Закона Божия; 2) с просьбой о том, чтобы изучение Писаний было приятным и вожделенным; 3) с благодарностью за избрание в удел Божий и дарование Торы.
Сегодня православные христиане имеют специальные канонические молитвы, которые читаются перед изучением Священного Писания и в которых содержится поистине целостное учение о чтении Слова Божия, например:
«Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечныя, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел Оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, — просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный».
Молиться необходимо не только перед началом, но и в процессе чтения Священного Писания. По образному выражению одного опытного ведущего, Слово Божие звучало до сотворения мира и продолжает звучать. Цель нашей молитвы перед чтением — войти в состояние слушания, настроиться на это звучание, на эту волну: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1Цар. 3:10). И результат чтения тоже должен выражаться прежде всего в молитве. При этом недостаточно лишь сборника молитвенных текстов, ибо чтение Священного Писания должно найти личный отклик в душе каждого верующего.
Цель чтения
Из общего языкознания известно, что в процессе коммуникации человек не только передает информацию, но и выражает свое эмоциональное состояние, побуждает к действию. Это справедливо и по отношению к Слову Божию. Оно не только передает нам какие-то знания, но и говорит об эмоциональном состоянии священных авторов, призывает нас к чему-то. Очень важно именно услышать призыв.
Цель чтения Библии — является встреча с Богом и подлинным человеком. Читая Священное Писание, мы должны стараться увидеть в нем тот идеал, к которому надо стремиться, и идеал этот — Сам Господь наш Иисус Христос. Не случайно святые Отцы, читая Ветхий Завет, усматривали в нем скрытые повествования о Христе (что получило название «чтения в христологическом ключе»).
При совместном чтении Священного Писания наши братья и сестры также раскрываются несколько иначе, чем это бывает в обычной жизни, ведь Слово Божие требует открытости сердца. И если мы внимательны, то увидим благодать, которая присуща каждому верующему, и сможем радоваться и благодарить. Мы также можем увидеть внутреннюю поврежденность и уязвимость, и это научит нас бережнее относиться к ближнему. Совместное чтение Священного Писания — один из лучших способов вступить в братские отношения в Боге.
Условия чтения
Первое условие — любовь к Богу и ближнему. Без веры и любви к Богу Библия останется «закрытой книгой», но к Богу нельзя приступать, имея что-то в сердце против ближнего.
Отсюда чистота души — второе требование к тем, кто берет в руки Слово Божие: человек, желающий понимать Священное Писание, должен заниматься не столько чтением толкований, сколько очищением сердца от плотских пороков. Те, у кого душевные очи здоровы, не нуждаются в пособии толкователей , поскольку в чистом человеке обитает Святой дух (1Кор. 6:19), просвещающий человека в Слове Божием (2Тим. 3:16).
Необходимо понимать, что главным истолкователем Священного Писания должен быть Дух Святой (Ин. 16:13). Именно Дух Святой посредством Священного Писания может показать нас себе самим в истинном свете и побудить к покаянию, очистить душу от греховных помыслов и сообщить нам мир, покой и радость о Господе .
Наконец, смирение, сокрушение духа и готовность без ропота слышать и исполнять волю Господню, какой бы трудноисполнимой она ни казалась, — вот четвертое условие приступающему к чтению Евангелия (Ис. 66:2). Не все будет получаться сразу, но тот, кто хранит слово Божие в добром и чистом сердце и в терпении следует ему, обязательно принесет плод (Лк. 8:15).
Помощь комментариев
Удовлетворяем ли мы вышеперечисленным требованиям? Очевидно, нет, далеко не полностью. И потому мы нуждаемся в помощи, которую можем получить у более опытных в духовной жизни людей, у тех, кого Церковь называет святыми. Оставаясь открытыми для непосредственного действования Духа Божия в нас, нужно ориентироваться именно на их понимание Священного Писания, ведь через них, по свидетельству Церкви, говорит Святой Дух.
Человек, только пришедший к вере, должен сначала изучить православную церковную традицию, поэтому комментарии иных конфессий не для всех полезны, лишь духовно опытные люди могут пользоваться ими, отделяя истину от заблуждений; вообще, хорошо при выборе литературы на первых порах руководствоваться советом духовника.
Относительность научного знания принуждает к тому, чтобы с осторожностью относиться и к современным библейским научным исследованиям и переводам. К сожалению, далеко не все ученые являются верующими людьми.
Некоторые технические моменты чтения Слова Божия.
Читать Священное Писание следует небольшими отрывками, с молитвой и размышлением. Впрочем, для преуспевших в этом святыми Отцами одобряется и практика чтения целыми книгами. Чтение должно быть регулярным и систематическим (последовательным), проходить в специально отведенное для этого время. Изучать Слово Божие следует постоянно, и никакое место не может служить тому препятствием (Втор. 6:6-9) . Впрочем, очень важно соблюдать тишину — прежде всего, внутреннюю, — ведь голос Бога подобен дуновению тихого ветра (3Цар. 19:12). Полезно заучивать Слово Божие наизусть, особенно отрывки из Евангелия и Псалтири .
Часто, читая некий текст, мы понимаем его не так, как его понимал автор. Это обусловлено индивидуальными моментами нашего восприятия, историческими и культурными традициями. Читая любой текст, мы как бы даем ему собственное толкование (даже не входя в детали). То же происходит и в процессе перевода. Поэтому важно пользоваться различными историко-филологическими комментариями и словарями, разными переводами, особенно освященными церковной традицией. Впрочем, не стоит придавать этим моментам первостепенного значения — можно «закопаться» в подробностях анализа и так и не дойти до смысла.
Важно замечать все детали повествования, будь то слово поучения или некоторое действие. Каждая буква Священного Писания может учить того, кто относится к Слову Божию с благоговейным вниманием .
И в другом смысле следует бережно относиться к Слову Божию: нельзя вычитывать из него то, что нам хотелось бы услышать, замалчивая остальное (часто — для самооправдания). Это неверно с точки зрения христианской нравственности, и с точки зрения методологии: Библия — это не сборник разнородных стихов, каждый из которых самодостаточен, но целостное произведение, и потому правильно понять какое-то место можно только в контексте всего Писания (так называемом «широком контексте»).
Почти всегда для прояснения смысла текста требуется также обращение к ближайшему контексту, поэтому полезно по крайней мере просматривать предыдущее и последующее повествования читаемой книги.
Один из самых верных способов чтения Священного Писания — в связке с житиями святых. Подражая подвигам святых в меру наших сил, мы будем понемногу расти и в понимании Слова Божия.
Путь изучения Слова Божия
Святоотеческая традиция чтения Священного Писания предполагает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встретиться с самим Господом нашим Иисусом Христом. Но это невозможно в том случае, если мы поверхностно относимся к Слову Божию, читаем только для того, чтобы прочесть определенный объем текста, не размышляя над ним. Впрочем, и излишнее размышление, рассудочность грозят иногда стать самодостаточными, а интеллектуальная работа может подменить живое общение с Богом. Вместо самокопания с целью самоисправления Отцы предлагают нам обратиться с горячей мольбой к Тому, Кто единственный может исправить наше сердце: «Стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Когда же происходит встреча, уже не нужен рассудок, уже не нужны даже слова молитвы, ибо мы получили то, к чему стремились — вошли в Присутствие Господне, где говорить может только Он. Эта традиция получила название lectio divina.
В эпоху схоластики в употребление вошел метод lectio cursiva, при котором чтение становится более интеллектуальным: ставятся вопросы, предлагаются решения, которые должны быть обоснованы авторитетными текстами. Такое чтение хорошо для научения, но мало что может дать для духовной жизни.
Индивидуальное, групповое и литургическое чтение Священного Писания.
Разные формы чтения Священного Писания имеют свои особенности, которые необходимо учитывать.
Домашнее уединенное чтение располагает к размышлению и молитве (применяется в основном метод lectio divina).
Изучение Священного Писания в библейских группах призван научить правильному чтению Священного Писания и выявить всю гамму заложенных в тексте смыслов для того, чтобы каждый участник мог вынести для себя какое-либо назидание (частично используется метод lectio cursiva).
При написании комментариев применяются особые формы работы с оригинальным текстом, по преимуществу используется метод lectio cursiva.
Чтение Священного Писания за богослужением и следующая за ним проповедь должны служить к созиданию общины: здесь пастырь должен верно преподать учение Церкви и призвать к изменениям в жизни каждого прихожанина и общины в целом (применение того или иного метода, их сочетание зависит непосредственно от проповедника).
История церковного толкования Священного Писания
Остановимся несколько подробнее на методах толкования Священного Писания.
Разница в толковании Священного Писания может быть настолько широкой, что в еврейской традиции говорится, что у Торы — семьдесят лиц , т.е. семьдесят уровней смысла, по числу народов земли. Мы не сможем дать единственно верный смысл, и поиски такового неизбежно приведут к ереси (впрочем, следует отсекать то, что противоречит догматам Церкви).
Именно неисчерпаемая глубина смыслов Священного Писания обусловила то, что в истории Церкви существовали разные методы и даже школы толкования Слова Божия.
Конечно, проще всего видеть в библейском тексте только буквальный смысл. Так можно читать исторические книги Ветхого Завета, именно так нужно читать исторические повествования в Евангелиях и книгу Деяний.
Однако если так подойти, например, к Песни Песней, можно смутиться. На помощь приходит аллегория. В данной книге под Женихом будут понимать Бога, под невестой — Церковь или душу человеческую. Этот иудейский по происхождению метод используют святители Кирилл Александрийский, Григорий Нисский и другие.
Новое понимание Писаний пришло во времена Спасителя. Особенность толкований нашего Господа заключалась в том, что Он умел выделять существенное и учил руководствоваться не правилами в применении библейских норм морали, но духом любви. Священное Писание Господь наш изъяснил (истолковал) своей жизнью (Ин. 1:18). Именно опыт праведной жизни во Христе лучше всего помогает понять нам смысл Писания.
Для первых христиан было важно найти пророчества, которые подкрепляли бы нашу надежду и веру, пророчества не только словом, но и ситуацией. Так, иудейская Пасха предвосхищает христианскую, манна — Евхаристию, в повествовании об Адаме, Иосифе, Исааке или Моисее мы видим прообразы Христа, и т. д. Этот метод назывался теорией и был очень популярен среди толкователей.
Безусловно, стремление к праведности, очищению и возвышению души также нашло свое проявление. Появляются моральные толкования, образцом для которых всегда останутся творения отцов-аскетов.
Наконец, с расцветом монашеской мистики появляются толкования, которые прозревают в текстах глубокие вещи о Боге, Царстве Божием (святой Максим Исповедник). Этот метод получил название анагогии.
Впрочем, как замечает святитель Григорий Нисский, не стоит спорить о названиях методов, можно даже не знать их, важнее «держаться полезных разумений», т. е. понимать Священное Писание так, чтобы это приносило пользу душе. Важно также отметить, что святоотеческие толкования никогда не были произвольными фантазиями на тему библейского отрывка, но гармонично сочетали буквальный и духовный смысл; и иначе быть не могло, потому что настоящие толкования — это не рассудочные размышления, а то, что открывается в чтении с молитвой, в меру следования заповедям Христовым.
Уровни восприятия библейского текста
Итак, мы увидели, что текст Священного Писания можно по-разному прочесть и истолковать.
Поверхностного чтения, которое позволяет лишь проследить сюжетную линию, отнюдь не достаточно. В каждом отрывке следует попытаться увидеть проблему, рассмотреть, какое решение она получает здесь, а также и в широком контексте Библии, — следует размышлять над проблемой. Важно также, чтобы то, что мы восприняли, не осталось сухой суммой знаний, чтобы наше чтение поднялось над интеллектом, а истины веры коснулись нашего сердца.
Наконец, самое главное: посеянное в нашем сердце должно принести свои плоды — остается претворить в жизнь то, что нам открылось.
Ограничения толкования
Даже когда все правила толкования соблюдены, некоторые вопросы остаются не вполне понятными. Это не должно смущать нас. Смирение перед тайнами Божиими лучше бесплодных попыток прийти своим умом к тому, до чего мы еще не доросли. Такова позиция и святоотеческого богословия, и серьезных исследователей нашего времени .
Следует помнить, что основные истины, нужные для спасения, просты, и требуют не интеллектуального постижения, а претворения в жизнь.
Впрочем, не следует смущаться тем, что что-то удержано от нашего разумения до времени, — в нужный момент Дух Святой обязательно напомнит нам о прочитанном. Это «вклад», который принесет пользу в свое время.
Плоды слушания и исполнения Слова Божия
Спаситель наш говорит:
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).
Сборник материалов к 15-ти летию возрождения молодежного служения в Русской Православной Церкви
и 5-ти летию создания Отдела по делам молодежи Московского ПатриархатаОтдел по делам молодежи Московского Патриархата
Издательство Крутицкого подворья
Москва
2006Слово Божие нужно знать. Как изучать Священное Писание
Книга «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» Следующая >> Глава: Я долго ходил в православную церковь, и не раз лично общался с батюшками. Учить меня и наставлять на путь истинный они не отказывались, в том числе, приводя примеры из Священного Писания. Но ни разу мне не было предложено самостоятельно изучать Слово Божие.
Интересен и тот факт, что в православных церквях сложно было купить Библию. Конечно, я не могу говорить за все населенные пункты, где имеет свои храмы православная конфессия, а только за свой город – крупный областной центр России, но слышал, что такая ситуация типична для всей территории бывшего СССР. Помню, тогда я долго искал недорогое издание Священного Писания в храмах нашего города, но так его и не нашел. Точнее, иногда встречались, но только огромные по размеру книги с огромной ценой, которую тогда я не мог себе позволить. Но зато во всех церквях в изобилии имелась другая самая различная духовная литература – недорогие издания про святых, о постах, молитвенники и т.д.
Во время работы над этой книгой я решил проверить, изменилась ли ситуация за прошедшее десятилетие с лишним. Почти никак. Те же редко встречающиеся «гросбухи» с относительно немалой ценой. К примеру, в нашей церкви Библия есть всегда: издания большие и карманные, дорогостоящие и совсем недорогие, доступные даже малообеспеченному человеку.
Такая ситуация с Библиями в православных храмах должна заставить задуматься. По моему мнению, данный факт как раз является и следствием и подтверждением того, что в этой конфессии знание Священного Писания не стоит на первом месте.
Однако Бог говорит, что Его Слово необходимо изучать:
Также среди прихожан исторических конфессий бытует мнение, что Библию сложно понять простым людям, без дополнительного образования. Однако не понятно на чем основывается данное умозаключение. Ведь в ветхозаветние времена, как уже было отмечено в главе «Предания», Слово Божье должен был знать весь народ — каждый человек независимо от его социального статуса: от царей до неграмотных женщин и даже детей.
Новозаветные тексты также обращены к простым людям. Христос постоянно учил народ, включая детей.
«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи … а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14:15,21).
Евангелие рассказывает, что Иисус постоянно ходил в синагогу читать Писание:
«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лук. 4:16).
А в синагогу разрешалось (и до сих пор разрешается) приходить изучать Священное Писание абсолютно всем желающим, в том числе и детям.
Большинство посланий апостолов адресованы церквям. Из их содержания абсолютно понятно, что обращены они не к служителям, а ко всем христианам этих общин. Даже те письма, которые написаны непосредственно к служителям Титу и Тимофею несложны в своем изложении. Значит, читая Библию, мы напрямую соприкасаемся со словами, которые проповедовали пророки, а затем Иисус и апостолы простым людям. А было ли у их слушателей дополнительное образование? У подавляющего большинства — нет.
Иисус призывал всех людей:
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).
Апостолы продолжали наставление:
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).
Несмотря на такие прямые призывы Христа и апостолов, далеко не все христиане им следуют. Из моего небольшого опыта общения с православными священниками, я для себя сделал вывод, что и они не достаточно хорошо знают Библию. Я думаю, они прочитают её один или два раза, а потом возвращаются только к тем текстам, которые используют в службе. Либо читают те главы, которые им приятны, понятны и не вызывают никаких противоречий. Но более глубоким изучением всей Библии не занимаются.
С вышеизложенным мнением согласны и некоторые авторитетные представители православия. Так известный православный деятель архиепископ Михаил Мудьюгин (1912 — 2000 гг.) доктор богословия, профессор, ректор С.- Петербургской духовной академии в своей книге «Русская православная церковность. Вторая половина ХХ века» (Глава «Слово Божие в жизни Церкви и православного христианина») писал:
«Факт горестный, но несомненный: русский православный народ не знает Слова Божьего и не стремится, даже не считает нужным знать. Подавляющее большинство духовенства, пройдя его в семинарии (именно «пройдя», а не изучая), очень редко к нему обращается для домашнего чтения и даже проповедовать предпочитает на общеизвестные темы церковных праздников или житий чтимых святых».
Протоиерей Александр Борисов (1939 г.) кандидат богословия, президент Российского библейского общества в своей книге «Побелевшие нивы» (гл. 3) пишет:
«Считать Священное Писание чем-то совершенно недоступным для верующих… — значит принимать Библию за какой-то таинственный эзотерический текст, доступный лишь для посвященных. Но едва ли Бог замыслил принести Благую Весть в каком-то хитроумном зашифрованном виде, чтобы только избранные могли правильно понимать ее. Евангелия писались верующими для верующих, с целью зафиксировать в письменном виде проповеди о жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса из Назарета.
К сожалению, мысль о необходимости иметь Евангелие и читать его с большим трудом внедряется в сознание наших сограждан, возвращающихся в Церковь или приходящих в нее впервые.
Самый распространенный у нас тип священника — «центр» — это батюшка вполне здравой и, что называется, «простой» веры… Евангелия практически все эти батюшки, кроме как за службой, не читают, Ветхий Завет и Послания Апостолов, как правило, почти не знают (разве то немногое, что осталось в памяти от семинарского курса). Соответственно они редко проповедуют (многие вообще — никогда)».
Иногда на укор христианам исторически распространенных конфессий в плохом знании Библии от некоторых из них можно услышать ответ примерно такого содержания: «Изучение Писания — это далеко не главная задача верующего человека, ведь фарисеи и книжники его хорошо знали, и, несмотря на это, часто подвергались критике со стороны Иисуса. Отсюда вывод – для хорошего христианина достаточно быть духовным, посещать церковь, читать жития святых и стараться жить по их примеру». Однако, такой вывод невозможно сделать, анализируя непосредственно слова Христа, на которые они ссылаются. Наоборот, Иисус упрекал духовных лидеров своего времени именно в плохом знании Писания, в его неисполнении и прибавлении к закону Бога своих человеческих преданий:
«Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мар. 7:8).
«В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения… Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний» (Мф. 22:23,29).
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны … Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:15,23)
Дорогой читатель, прочитав эту книгу, я надеюсь, вы убедитесь, что очень важно вникать в написанное для всех людей Послание Создателя, в котором ни одно слово не напрасно:
«Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11:7).
«И узнают, что Я Господь; не напрасно говорил Я» (Иез. 6:10).
«У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук. 1:37, см. также Прит. 8:6,7).
При всей простоте Библии, заниматься ее изучением нужно серьезно. Посмотрите, после того, как Иисус учил народ притчами, Он потом пояснял их значение всем, кто не понял, но желал разобраться в учении Господа:
«Окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся» (Мар. 4:10-12).
В те времена, нужно было следовать за Иисусом, чтобы понять глубину Божьих наставлений. Сегодня же, как уже было отмечено, все учение Господа находится в Библии и любой желающий может открыть эту удивительную Книгу и постигать волю Творца.
Плохое же знание Слова Божьего может привести к очень негативным последствиям. Ведь вырванному из контекста стиху Священного Писания можно придать противоположное значение. Иногда, чтобы понять истинный смысл какого-либо текста Библии, нужно знать: кем и когда он написан, кому адресован, какие обстоятельства этому сопутствовали и о чем в целом идет речь в послании. Чтобы в этом убедиться, зачастую достаточно просто прочитать предыдущие, данную и следующие главы целиком – и непонятный до этого текст «встанет» на свое место. Стоит отметить, что ранее разделения Писания на главы и стихи не было. Это способствовало пониманию фраз пророков и апостолов только в контексте всего их послания, то есть не располагало к выделению какого-то стиха из Библии для его отдельного толкования в отрыве от остального повествования.
Но если, исследовав близлежащие главы, Вы продолжаете сомневаться по поводу определенного стиха, не отчаивайтесь – понимание придет со временем. Бывает так, что для того чтобы правильно истолковать фразу, нужно иметь представление о привычках и обычаях того времени, об исторической обстановке. Иногда, нужно знать иные места Священного Писания, где повествуется о том же. А иногда, необходимо проанализировать текст в свете общего учения Господа. Ведь Библия – это единое Послание Бога! Значит, информация в Нем «систематизирована». По общим правилам: если какой-то элемент выпадает из системы, то значит — или система ложна (что в нашем случае, исключается) или данный элемент в этой системе имеет другую функцию. Поэтому, благодаря правилу «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16), после определенного исследования любой текст Священного Писания находит свое объяснение.
Библию также можно сравнить с мозаичной картинкой. Имея совокупность пазлов можно выложить изображение. Но, если, хотя бы несколько фрагментов поменять местами или подменить другими (ложными) – правильная картинка не получится. При этом, мы должны понимать, что Бог есть Мудрость (см. Пс. 103:24, Пр. 3:19, Дан. 2:20, 1 Кор. 3:19, Иуд. 25), поэтому Он не мог дать людям Свое Послание либо в виде сильно сложной головоломки, либо наспех собранного сборника текстов.
Эти примеры иллюстрируют утверждение, что Библия цельна и в Ней можно найти ответы на все возникающие вопросы. Но для этого нужно изучать Священное Писание — прилагать усердие, а не довольствоваться редким выборочным прочтением глав или текстов.
В Евангелии приведен хороший пример, подтверждающий важность глубокого знания Слова Божьего. После крещения, во время поста в пустыне, Иисуса искушал сатана. Лукавый обольщал Мессию, на что Христос давал ему твердый отпор. Диавол даже пытался обмануть Иисуса вырванной из контекста цитатой из Писания, но Христос, конечно, лучше сатаны знал Свое Слово.
Посмотрите, что сказал сатана Иисусу:
«Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4:6).
В Писании же этот текст звучит так:
«Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11,12).
Отличие всего в нескольких словах, а в итоге — огромная разница. Бог через псалмопевца обещал охрану на жизненных путях праведникам, а сатана вырвал стих из контекста, внес в него изменение и предложил Иисусу сброситься с крыла высокого храма, мол, Ангелы тебя подхватят. Поэтому Иисус ответил ему другой, но уже точной цитатой Писания из книги Второзаконие 6 гл. 16 ст.: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).
Из этого примера хорошо видно, сколь опасным может быть ошибочное толкование вырванных из контекста отдельных стихов Библии и плохое знание в целом учения Творца. Диавол отлично изучил Слово Божие, чтобы в искаженном виде преподносить людям волю любящего, справедливого, мудрого Создателя.
Иисус предупреждал о возможности заблуждений, связанных с плохим знанием Священного Писания:
«Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний» (Мф. 22:29, см. также Мар. 12:24).
При этом, Христос говорил, что истина неглубоко сокрыта:
«Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лук. 1:9).
«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:9).
Однако множество людей не желают искать истину и исполнять волю Творца. Иисус, сожалея, сказал о них, цитируя пророка Исаию 6 гл. 9,10 ст.: «Видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:13-15).
Для достижения любой цели нужны действия — стремление. Мы знаем, что данное утверждение применимо ко всем аспектам жизни. Относится оно также и к духовному росту. Иисус говорил: «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук. 16:16, см. также Мф. 11:12). Возьмем, к примеру, Гражданский кодекс. Любой человек, даже не имеющий образования, при необходимости может им воспользоваться и найти нужные ему статьи. Но все ли нюансы он учтет? Скорее всего, его вывод будет неверным или неполным. Только человек, постоянно обращающийся ко всем статьям этого кодекса, может сделать компетентное умозаключение с учетом всех нюансов. То же касается Библии.
Важность изучения Слова Божьего может подтвердить любой человек, серьезно занимающийся исследованием Священного Писания. Сначала в Библии многое кажется непонятным, затянутым или просто ненужным. Часто трудно воспринимаются тексты, даже сложно уловить их смысл. Но со временем, при повторном и последующих прочтениях одних и тех же стихов, с учетом уже полученной информации, начинаешь глубже понимать заложенную в них мудрость и важность. А при прошествии большего времени, в любом месте открывая Священное Писание, начинаешь Его читать сразу бегло, складывая из доселе малопонятных фраз, стройные предложения с понятным смыслом.
Объясняется это просто: Господь ценит, когда человек пытается постигнуть Его волю. Тогда Творец через Духа Святого помогает ищущему открывать для себя в Священном Писании то, что сейчас человеку больше всего нужно, то — что его разум и душа в этот момент готовы и смогут принять.
Кроме этого, нужно осознать, что чтение Библии – это не только стремление узнать волю Господа. Это и общение с Создателем «ибо слово Божие живо и действенно». (Евр. 4:12). А значит, каждое чтение Писания является открытием своего сердца водительству Духа Святого. Поэтому перед чтением Библии нужно обязательно искренне помолиться Богу об освобождении от земного «груза» — человеческой гордыни, багажа знаний, стереотипов, предубеждений, скептицизма, недоверия… То есть к изучению Библии нужно приступать с чистым сердцем и разумом … и внимать простым, доступным словам любящего Творца.
Дорогой читатель, Вы можете помолиться уже сейчас, так как далее мы с Вами начнем более детально анализировать текст Слова Божьего — Библии.
Справедливости ради, нужно отметить, что в последнее время в православии и католицизме наблюдается смещение в сторону изучения Библии, как священством, так и мирянами. Но, зная скорость, с которой в «консервативных» церквях идут перемены, сложно ожидать, что в ближайшем будущем христиане этих конфессий откроют для себя то, что вы узнаете, прочитав до конца эту книгу.
СОДЕРЖАНИЕ Закон Божий >> Теги: Слово Божие, изучать, Священное Писание Иудеи, отвергнувшие Христа, могли бы принять Его, потому что Бог изначально предопределил возможность спасения для каждого человека. Иисус сказал им: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь».
Если человек отвергает Иисуса и умирает именно с таким расположением к Спасителю, его ждет вечность во мраке и страданиях.
Упрекнув иудеев за то, что они не приходят к Нему, Иисус сказал:
41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
(Иоан.5:41-47)Иисус говорил этим иудеям, что, хотя они исследовали ветхозаветные писания так, как будто они верили в них, на самом деле они не верили, что их написал Моисей, ведь Моисей писал об Иисусе, а они не верили в то, что Моисей писал об Иисусе.
Один из отрывков, посвященных непосредственно Иисусу в произведениях Моисея, это Книга Второзакония 18:15-18 (Деян. 3:22).
15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, —
16 так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть.
17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили.
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
(Втор.18:15-18)22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
(Деян.3:22)Иисус сказал этим иудеям, чтобы они не думали, будто Он обвиняет их, так как Моисей уже обвинил их!
Греческие слова, переведенные как «обвинять» и «обвинитель» в Евангелии от Иоанна 5:45, происходят от инфинитива kategoreo (kata – «вниз»; «против»; ageiro – «вести за собой»). Именно он подарил нам такое слово, как «категория».
Иудеи искали возможность обвинить Иисуса.
7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
(Лук.6:7)«Обвинение» в данном тексте это kategoria.
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
(Откр.12:10)«Клеветник» и «клеветавший» в Книге Откровения 12:10 это kategor и kategoron соответственно.
Хронологический план изучения Библии
Хотите прочитать Библию за год?
Сделать это несложно, если следовать простым инструкциям. Предлагаем вам план чтения Библии («План победы»), разработанный Джеймсом Маккивером и ставший популярным по всему миру.
Он имеет три отличительных черты:
- Вы читаете один псалом или одну главу Притчей каждый день.
- Вы читаете все 4 Евангелия дважды. При этом чтение Евангелий будет чередоваться с Посланиями и Деяниями апостолов. Таким образом, на протяжении всего года вы будете размышлять о жизни, распятии и воскресении Иисуса Христа.
- Вы читаете Ветхий Завет в хронологическом порядке, а не в той последовательности, в которой книги находятся и Библии. Вы обнаружите, что Ветхий Завет оживает, когда его книги выстраиваются в порядке реально произошедших исторических событий.
Испытайте это сами и будете приятно удивлены!
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ “ПЛАНОМ ПОБЕДЫ”
Начните в любое время.
Вы можете начать придерживаться “Плана победы” в любое время года. Просто начните с нужной даты и читайте точно до того же дня в следующем году. Это конец цикла. Так вы можете подать пример своим друзьям, группе по изучению Библии, членам церкви или тем, о ком вы заботитесь. Они могут начать чтение Библии по плану в любое время в течение года.Помолитесь, чтобы лучше понять волю Бога.
Перед тем как вы начинаете читать, попросите Бога учить вас посредством Святого Духа, чтобы вы понимали читаемое. Рекомендуем вам после ежедневного чтения также молиться Богу о том, чтобы Он показал вам (в прочитанном контексте) Свою волю относительно того, во что вам верить, с чем покончить, что начать делать и что нужно делать лучше. Когда вы будете молиться, слово из Библии начнет действовать в вашей жизни и вашем поведении.
Это изменит вашу жизнь!
Не останавливайтесь, если пропустите один день.
Иногда бывает трудно успеть прочитать Библию, как запланировано. Настоятельно рекомендуем вам не возвращаться назад и не пытаться прочитать материал нескольких дней. Если вы постараетесь сделать это, может быть, вам придется догонять все больше и больше. Дьявол будет использовать это для того, чтобы отбить у вас настроение, и тогда легко будет все забросить совсем. Поэтому мы предлагаем вам отложить чтение Библии за пропущенный вами день. Если в конце недели у вас появится время, то вы можете вернуться и прочитать упущенное.
Записывайте ключевые стихи.
Лучше записывать ключевые стихи, которые Бог особенно «оживил» для вас во время чтения Библии. Если вы считаете, что Бог хочет, чтобы вы выучили какой-то стих наизусть, то отметьте его. Затем попытайтесь заучивать хотя бы один стих каждую неделю. Сокройте Его Слово в своем сердце.
Подводите итоги каждый месяц.
Бог говорит со Своими детьми прежде всего через Свое Слово. Если вы не уделяете время Библии каждый день, то лишаете себя самого важного источника руководства в своей жизни. Записывайте в отдельный блокнот все важные вещи, которые Бог проговорил вам за прошедший месяц. Туда же выпишите цитаты из Библии, которые помогли вам понять то, что хотел сказать вам Бог.Найдите единомышленников.
Чтение Библии по предложенному плану – это хорошая возможность найти новых друзей и единомышленников в церкви, а также среди множества христиан по всему миру, которые также следуют этому плану. Кроме того, обсуждая с кем-то прочитанное, вы сами сможете лучше понять глубину Божьего послания.
Скачать план чтения Библии нашей церкви для распечатки
План чтения Библии на год, скачать тоже можно тут.
Привет друзья.
Мы начали серию «Изучая глубже Священное Писание». Уже есть первая статья “Библия – Слово Божье. Начало серии” – зачем мы вообще начали эту серию. И сегодня я хочу поговорить серьезно о том, зачем вообще читать его постоянно и каждый день. Есть ли в этом смысл и польза?
Я расскажу о Достоевском и Слове Божьем в его жизни, о своем опыте. А в конце приведу несколько планов чтения Библии для вашего удобства.
Опыт Достоевского.
Федор Михайлович Достоевский, как известно, с 1849 года жил в остроге.
Тогда он был писателем-выскочкой, который понравился Белинскому, выстрелил
одной книгой, а потом стал революционером. Достоевский еще не создал свои гениальные произведения: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и другие.
И его опорой и основанием в то время был Новый Завет, которую ему подарили жены декабристов. Сегодня, в ХХI веке этот Новый Завет оцифровали, и я просматривал страницы с пометками Достоевского. Именно на Евангелии вырос тот Достоевский, которого мы знаем и любим.
Известно его письмо к Фонвизиной от 1854 года, где он пишет:
“Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной”.
Мой опыт.
Мне было 19 лет. Я уже хожу в собрание. Но без пребывания в Слове Божьем я все равно жил мирскими понятиями, рассуждал о жизни и мире на основании опыта, жизни родителей, моих выводов.
И помню, как в 19 лет я принял решение изучать Слово Божье каждый день. Теперь уже Слово стало светом, светильником для меня. И многое стало меняться в лучшую сторону
Помню первый опыт, когда я действительно начал видеть серьезную опору в Слове Божьем. В каждом рассуждении, сомнении я находил поддержку и основание в Слове Божьем.
- Как поступить с обидчиком? Нашел ответ в Писании
- Что сделать, чтобы помочь помирить родителей?
Выгоды для всякого изучающего Слово Божье. Как и зачем изучать Библию.
Библия стала для меня основанием, краеугольным камнем мышления молодого и сомневающегося ума. Именно тогда я и принял решение читать её каждый день.
И теперь, когда я готовился к написанию этого текста, я нашел 9 выгод для всякого, кто посвятит себя изучению Слова Божьего.
- Опора
Мирское мышление говорит просто: «Истины нет, все, что подходит лично тебе — используй». Но ведь человек так создан, что ему нужно на что-то опираться. А так как на самого себя опираться невозможно, и каждый внутри себя это знает, то и нет опоры у человека, мыслящего так.
Но когда читающий Слово Божье начинает верить, начинает жить Им — это становится опорой.
- Сила
Всякий человек, который живет на земле знает, что такое уныние, потеря уверенности, желания, что-либо делать.
Божье Слово дает силу действовать. Сам Бог через Свое Слово вдохновляет нас.
Ис.40:31 «А надеющиеся на Господа обновятся в силе».
Когда мы читаем Библию, мы начинаем видеть руку Божью во всём. И надежда, упование на Бога возрождается глубоко в нашем сердце.
- Мудрость
Наша жизнь полна ситуаций, когда мы просто не знаем, как действовать.
Трудности в семье, болезни, недопонимание с близкими, финансовые проблемы.
Слово Божье дает ответы на каждый вопрос. Оно всегда работает с сердцем. Оно дает ответ в любой ситуации.
И Бог даст каждому мудрость, на любую ситуацию.
Иак 1:5 “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему”.
- Понимание правильности намерений
Как часто мы начинаем что-то делать и потом понимаем, что поступили неверно.
А если бы мы имели возможность начинать все с правильного мотива, с правильного действия? Если бы каждое намерение наше было верным и угодным Богу? Для этого есть Слово Божье.
Евр.4:12 “Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные”.
- Познание Бога
Благодаря Слову Божьему мы познаем Самого Творца.
Ведь наш Бог благой, любящий, милосердный. Но как мы узнаем это, как только из Его Слова, и потом подтверждениями из жизни.
Пс.102:8 “Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив”
- Вера и смелость
Есть дни в жизни, когда каждому из нас нужна вера и смелость. Вы начинаете бизнес, вы действуете против зла, вы пребываете там, где опасность.
Слово Божье даёт такую веру!
Рим.10:17 “Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия”.
Вам нужно больше времени пребывать в Божьем Слове, больше времени изучать Его и слушать Бога и тогда ваша вера будет крепче. Это очень простая закономерность: чем больше вы в Слове Божьем, тем больше в вас веры.
- Работа над собой
Благодаря Слову Божьему мы становимся зрелыми и совершенными.
Благодаря Слову Божьему мы различаем что есть добро, а что зло. Мы учимся избирать доброе и отвергать злое. Настолько мы привыкаем к этому, что наши чувства навыком приучаются к этому.
Евр 5:14 “твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла”.
В этом месте Писания автор говорит, что одни видят в слове только духовное молочко. И это нормально, потому что они еще младенцы. Но по мере взросления, в Слове Божьем мы начинаем видеть твердую пищу. И она свойственна уже зрелым, совершенным детям Божьим.
- Понимание хода истории.
Библия даёт понимание хода истории
Мы победители во Христе! Но как же иногда сложно бывает верить, что всё будет хорошо.
Но Слово Божье и здесь помогает.
Есть книга Откровения и именно в ней особенным образом Господь показывает, чем закончится история мира.
Как бы ни было вам трудно, где бы вы не находились —помните! Если вы с Богом, то впереди у вас все лучше и лучше.
Откр.21:7 “Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном”.
Итак, мы уже обсудили то, что Библия — то Слово Бога, которое помогает в любой ситуации. Это оружие силы. Но теперь нужно научиться пользоваться этим оружием.
Слово Божье очень важно изучать и делать это каждый день.
Для того, чтобы облегчить эту работу вам — уже созданы разные планы чтения Библии. Основная задача — это быть посвященным.
- План чтения Библии. Вариант 1 – Plan_chteniya_Biblii_1 (хронологический, от Бытия до Откровения.)
- План чтения Библии. Вариант 2 – Plan_chteniya_Biblii_2 (хронологический, другой вариант)
- План чтения Библии. Вариант 3 – Plan_chteniya_Biblii_3 (Параллельный. Вы читаете 2 отрывка в день: Ветхий Завет и Новый Завет параллельно)
- План чтения Библии. Вариант 4 – Plan_chteniya_Biblii_4 (Параллельный. Вы читаете 3 отрывка в день: 2 из Ветхого Завета и 1 из Нового Завета)
- План чтения Библии. Вариант 5 – Plan_chteniya_Biblii_5 (Каждый день прочитывается два отрывка из Нового Завета (Евангелия и Послания), и два отрывка из Ветхого Завета. За год прочитывается вся Библия один раз.)
- План чтения Библии. Вариант 6 – plan_chteniya_biblii_6 (Англоязычный вариант, если вам такой удобнее. Кроме того, его преимущество в том, что он размещен в виде календаря и каждую дату легко зачеркивать)
- План чтения Библии. Вариант 7 BibleReadingPlans_7 (Вариант чтения Библии с 3-мя параллельными ссылками, который отличается от варианта 4. За год вы также прочитываете всю Библию 1 раз)
( Мы благодарим киевскую церковь “Алмаз” за планы чтения Библии, радушно размещенные ею на сайте.)
Как и с чего начать изучать Библию? Для всех кто разобрался с вопросом зачем.
Откройте для себя новую жизнь. Жизнь с Богом.
Для изучения Библии я рекомендую несколько простых действий:
- Отделите время с утра. Перед тем как вы войдете в суету дня, наполнитесь всеми переживаниями и заботами — пусть ваш день наполнится Богом и Его любовью.
- Читайте Слово Божье и молитвенно размышляйте. Просите Господа открыть Его глубину
- Записывайте то, что зацепило
- Исполняйте то слово, что изучили с утра
У меня очень часто были случаи, когда я изучал с утра ту ситуацию, которая потом происходила днём. Например, вспоминаю день, когда я нашел место
1Пет.3:10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
В тот же день меня несколько раз провоцировали. И как же я был счастлив, что смог не только победить искушение благодаря Слову Божьему, которое было внутри в то время. Я пережил те добрые дни, о которых ведется речь в тексте.
Слово Ободрения для всех, кто хочет изучать Библию
Если вы только начинаете изучать Библию — я за вас очень рад.
Напоследок расскажу историю про апостола Павла. Он написал очень интересную вещь своём последнем прижизненном послании — Втором Послании к Тимофею.
2Тим.4:13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
По преданию это послание апостол Павел писал, будучи в тюрьме. Тюрьмы в Римской империи —это не то, что у нас с вами сейчас. Условия были значительно хуже. Но то, что просит апостол у своего помощника Тимофея вызывает восхищение:
- Фелонь (это плащ) — чтобы согреть тело
- Книги (в греческом — свитки) — чтобы насытить дух.
Павел при любых обстоятельствах изучал, вникал и укоренялся в Слово Божьем! Пусть этот образ укрытого плащом в каменной грязной тюрьме Павла, который изучает Слово Божье вдохновит вас.
Изучайте Священное Писание!
И да благословит вас Господь!
Текст подготовил Владимир Багненко
Серия статей “Открывая Священное Писание”: