Содержание
- Читаем Евангелие: Какие вопросы при этом могут возникать, и на что действительно стоит обращать внимание? — отвечает епископ Иона (Черепанов)
- О феномене, с которым мы сталкиваемся во время чтения Евангелия
- О том, как читать Евангелие дома
- О молитве и чтении Евангелия в дороге
- О протестантских изданиях Священного Писания и опасностях некоторых переводов
- О том, есть ли разница, на каком языке читать Евангелие и молиться
- О том, почему в храмах читаются одни и те же Евангельские отрывки
- Как я перестал читать Евангелие и что из этого вышло — рассказ священника
- Молитва перед сном и 7 стихов из Библии, которые помогут вам уснуть
- БЕССОННАЯ НОЧЬ (SLEEPLESS NIGHT)
- Можно ли читать Библию, акафисты и молитвы сидя?
Читаем Евангелие: Какие вопросы при этом могут возникать, и на что действительно стоит обращать внимание? — отвечает епископ Иона (Черепанов)
Как читать Евангелие: сидя или стоя? Покрывать ли женщинам голову? Можно ли в транспорте? В переводе или только на церковнославянском?..
Отвечая для журнала «Начало» на эти и многие другие вопросы, часто задаваемые священнослужителям в сети, наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский ИОНА отмечает: главное – Евангелие читать. Читать каждый день и стараться по нему жить.
***
О феномене, с которым мы сталкиваемся во время чтения Евангелия
– Владыка, первый вопрос о том, почему так тяжело читается Библия. Любой журнал или газета, как правило, «проглатываются» на одном дыхании. Но что касается Евангелия и душеполезных книг, то с этим сложнее. То руки не доходят, то совсем не хочется. Можем ли мы говорить о какой-то особенной лени, которая «нападает» на человека именно тогда, когда ему предстоит сделать что-то для души?
– Мне кажется, что в данном случае речь идет о феномене, реально подтверждающем существование иного мира – мира ангелов и демонов – мира очень тонкого, таинственного.
Действительно, Вы отметили очень интересный момент. Когда у нас в руках или ноутбук, или увлекательный роман, нам спать почему-то не хочется, и мы способны внимать написанному допоздна. Но стоит попасть нам в руки какой-то духовной книге — имеется в виду не духовная беллетристика, которая в изобилии появилась в наше время, а серьезная аскетическая богословская литература и, особенно, Священное Писание — как тут же нас почему-то клонит ко сну. Мысли не удерживаются в нашей черепной коробке, начинают разлетаться в самых различных направлениях, и чтение становится весьма и весьма затруднительным.
Всё это показывает, что кому-то в мире темных духов очень не нравится то, что мы делаем. Что есть кто-то, кто таким вот явственным образом противится нам в чтении, которое назидает нас, приближает нас к Богу.
Хотелось бы отметить такой момент. Даже если мы полностью не запоминаем все из того, что прочитываем, — вследствие слабости памяти или по каким-то другим причинам — все равно, читать обязательно нужно. Этот вопрос был раскрыт в книге «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова, в которой собраны высказывания египетских преподобных IV-V веков. Некий ученик пришел к старцу и говорит: «Что делать, я сколько ни читаю Священное Писание, другие книги, у меня в голове ничего не остается, ничего не запоминаю. Стоит ли в таком случае читать, может, не нужно?» На что ему было сказано: как грязное белье, помещенное в ручей, даже без стирки очищается, потому что проточная вода вымывает из него всю грязь, так и из нашей головы чтение божественных книг вымывает грязь, сор и просветляет наши мысли евангельским светом.
Вот поэтому еще так важно постоянно читать душеполезные книги: даже если мы ничего не запоминаем, все равно, пребывание в ореоле мыслей святых, слов Священного Писания обязательно человека просвещает и задает ему совершенно иной настрой.
Обязательно ли читать толкование на Евангелие?
– Относительно чтения Евангелия хотелось бы спросить о чисто практических сторонах, исходя из тех вопросов, которые часто задаются священнослужителям в сети интернет. Например, нужно ли делать выписки из текста во время чтения? Ведь так мы прочитываем меньше, но зато запоминается. Или лучше стараться прочитать больше, не отвлекаясь на конспектирование?
– Мне кажется, все зависит от степени организованности человека. Есть люди, которым необходимо все систематизировать, как-то зафиксировать, по пунктам разложить — так они лучше воспримут. Им, действительно, полезно и конспектировать, и делать какие-то выписки.
Есть те, кто не отличается подобной системностью, думаю, их большинство. Таким людям нужно регулярно и постоянно читать Священное Писание и, желательно, с толкованием. Понятно, что первые несколько раз его нужно прочитать полностью без отвлечений. Но чем дальше мы будем читать, тем больше будем видеть необходимость в том, чтобы его лучше понять. Своим умом на каких-то этапах многих вещей мы постичь все же не сможем, поэтому стоит обратиться к 20-вековому опыту Церкви.
– Какие из книг-толкований Вы могли бы порекомендовать для прочтения? Желательно из таких, которые доступны для широкого потребления, написанные легким стилем, слогом.
– Вообще всем людям, которые находятся в начале своего духовного пути, которые только воцерковляются, очень рекомендую прочитать книгу протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Возможно, название наталкивает на мысль, что книга рассчитана на детей в некоем начальном учебном заведении, но на самом деле она достаточно серьезная. На мой взгляд, это блестящий пример того, как можно в одной книге небольшого объема собрать и сформулировать очень емко и четко основные понятия о вере, о Церкви, о Православии. В том числе, там есть и раздел о Священном Писании, об истории Церкви, чтобы человек мог получить системное представление о том, что такое Церковь и какое место занимает она в нашей жизни. Эту книгу нужно обязательно прочитать каждому воцерковляющемуся человеку.
Что касается толкования Священного Писания, то есть достаточно много замечательных изданий. Классикой является толкование святителя Иоанна Златоуста. Но для новоначального оно может показаться несколько сложным и не во всем понятным. На мой взгляд, если человек только собирается начать изучать Священное Писание, то лучше всего воспользоваться толкованием архиепископа Аверкия (Таушева). Оно наверняка будет понятно и ясно каждому.
О том, как читать Евангелие дома
– Еще практические вопросы о чтении Евангелия дома. Нужно читать обязательно стоя или можно сидя?
– По обычаю, особое благоговение к Священному Писанию предполагает чтение его стоя.
Но, на мой взгляд, ничто не должно отвлекать от внимания евангельским словам, необходимо максимально погрузиться в чтение. А стояние всё же предполагает некую неустойчивость. И в этом случае любой, особенно молодой человек, обязательно будет иметь мысли о том, что хорошо бы было присесть, или что ему нужно куда-то бежать, или пойти что-то сделать. Поэтому если в храме мы слушаем Священное Писание «прОсти», то есть, стоя прямо, опустив руки, то дома, думаю, его можно читать и сидя, чтобы лучше понимать и не отвлекаться мыслями от внимания божественным словесам.
– Вопрос о форме одежды для женщин: должна ли быть покрыта голова?
– На мой взгляд, подобные вопросы — это уже из разряда «отцеживания комара». Получается, если человек окажется в ситуации, когда не сможет покрыть голову, то в этом случае что — и Священное Писание не читай?..
Мы знаем, что женщина во время молитвы — дома ли, в храме ли — обязательно должна покрывать голову. Чтение Священного Писания молитвой не является, поэтому, думаю, вполне допустимо читать его с непокрытой головой.
— Обязательно ли наличие при чтении юбки, или можно в домашней одежде — в спортивных штанах, например?
— Мое мнение — необязательно одевать какую-то специальную одежду для чтения или молитвенного правила. Если это любимая пижама и тапочки в виде мишек, то вполне можно и так. Главное, чтобы это была одежда, а не, скажем, нижнее белье.
Но это касается ситуации, когда человек молится сам. Если речь идет о христианской семье, особенно, когда есть дети, то нужно стараться одеваться в то, что более соответствует молитве. На женщине должна быть юбка и косынка, мужчина тоже должен быть в более-менее приличной одежде — чтобы подчеркнуть важность момента предстояния семьи перед Богом. Особенно это важно для воспитания детей — этим мы показываем, что молитва совершается не на ходу, а является важнейшим общим делом.
– Во время дней естественного очищения у женщин им нельзя прикладываться к иконам, подходить под благословение и ко кресту. А как быть с Евангелием? Считается, что прикладываться к нему тоже нельзя. Соответственно — и читать?
– Евангелие в таком случае нужно читать с iPаd…
Это шутка, конечно. Но, действительно, на мой взгляд, подобные предписания — это полная нелепица. Указания относительно чистоты женщин, прежде всего, касаются таинств — исповеди, причастия, соборования и прочих. В определенные дни женщина в них участвовать не может. Все остальные ограничения являются уже традицией той или иной местности, того или иного прихода. То есть, в Церкви нет четкого предписания, что нельзя делать в этот период.
Традиционно считается, что кроме неучастия в таинствах, женщина также должна воздерживаться от вкушения просфоры и святой воды, не прикладываться к иконам, и теоретически не берется благословение у священника.
Но опять же, нужно понимать, что кроме теоретической есть еще и практическая сторона жизни: если просфорку скушать или к иконе приложиться — целиком в нашей воле, то столкнувшись нос к носу со священником, объяснять батюшке, по какой причине вы прячете руки за спину, думаю, будет неуместно.
Опять же, пребывание в таком состоянии не исключает соприкасания с определенными священными предметами. Ведь величайшую святыню — крест Христов, которую мы носим на теле, мы же не снимаем в этот период, он остается на нас. И крестное знамение налагаем на себя. Так же с молитвословом и домашним Евангелием: считаю, что можно и даже нужно не прерывать свое сложившееся молитвенное правило и, соответственно, не переставать читать Священное Писание.
– Читать Евангелие с молитвой или без молитвы?
– Желательно, но не обязательно.
О молитве и чтении Евангелия в дороге
– В продолжение темы благоговейного отношения к Священному Писанию — можно ли читать его в транспорте? Очень много времени современный человек проводит в дороге и совмещает это время с чтением молитв и священных книг. Допустимо ли это?
– Мне кажется, что молитвенное правило нужно читать дома, в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает от собеседования с Богом. Исключением могут быть только форс-мажорные ситуации, когда человек или задержался на работе допоздна, или произошел какой-то сбой сложившегося графика, и человек точно знает, что он приедет домой и в силу объективных причин уже будет не в силах вычитать все молитвы. В таком случае допускается читать в транспорте. Но это не должно войти в привычку и стать постоянной практикой. Всегда нужно прислушиваться к своей совести и оценивать, насколько необходимость молиться в дороге является реальной и обоснованной.
А что касается Евангелия, духовной литературы, то, я считаю, можно и нужно читать в транспорте. Ведь через глаза в человека входит большая часть информации, так лучше пусть они будут заняты восприятием слова Божия, чем рассеиваются на окружающих людей, на рекламу и на другие, не приносящие никакого плода и даже вредящие вещи.
О протестантских изданиях Священного Писания и опасностях некоторых переводов
– Можно ли пользоваться изданиями Нового Завета, которые бесплатно раздают представители протестантских конфессий? Или приобретать Евангелие в храмах других конфессий?
– В протестантских изданиях всегда нужно смотреть, чей это перевод. Если значится, что перепечатано с синодального издания (выпускалось до революции по благословению Святейшего правительствующего синода – органа, управлявшего в то время церковной жизнью), то читать можно смело.
Если же нет этого указания или сказано, что это перевод какого-то общества, или новый перевод, или адаптированный, или еще что, то, конечно, лучше воздержаться. Зачастую многие деноминации, переводя заново Священное Писание, адаптируют его под свое вероучение. Как, например, иеговисты существенно исказили Евангелие своим псевдопереводом по той причине, что не признают божества Иисуса Христа. Все места, где говорится о божестве Спасителя, они переделали под себя. Такими изданиями пользоваться не следует и при первом удобном случае их нужно утилизировать — так, как любую святыню, пришедшую в негодность. Обычно святыня сжигается, а пепел либо закапывается в непопираемом месте, то есть, там, где не ходят, либо вметается в проточную воду – в речку, например.
– Многие верующие сомневаются, можно ли пользоваться изданиями Евангелия, которые выпускает Всемирное библейское общество, и доверяют только тому, что продается в церковных лавках и магазинах. Как, по-Вашему?
– Священное Писание, как я уже сказал, желательно использовать только то, что перепечатано с синодального перевода, который был в свое время сделан еще в XIX веке в Русской Православной Церкви.
Библейское общество может издавать и адаптированные переводы. В них наверняка нет тех искажений, которые присутствуют в различных переводах протестантских деноминаций, но, мне кажется, лучше пользоваться традиционным синодальным переводом.
Кроме того, еще нужно понимать, что приобретая Священное Писание именно в православном храме, вы, таким образом, вносите свою лепту на храм. Хотя книги могут быть и несколько дороже, чем в Библейском обществе или у протестантов.
– Нужно ли освящать приобретенные издания Библии или Нового Завета?
– Мне кажется, что, во-первых, Священное Писание само по себе уже является святыней, поэтому его освящать не нужно. Во-вторых, нет чина освящения Священного Писания.
Следует сказать, что раньше крестики и иконы приносились в храм не для освящения, а для благословения. В Греции сохранилась традиция, что ни крестики, ни иконы не освящаются, а только благословляются в храме.
Что значит благословляются? Священник, как цензор, смотрит, насколько данное изображение соответствует канонам Православной Церкви, и благословляет или не благословляет его использование.
Собственно, сам чин освящения — как нательного креста, так и икон — попал к нам из католических требников со времен Петра Могилы и является не совсем православным по духу.
– То же Библейское общество издает множество детских книг – адаптированные новозаветные истории, например. Есть такие издания, где все герои Евангельских событий изображены, можно сказать, мультяшными героями. Нет ли предубеждений со стороны Церкви к изображению Христа и святых в таком виде?
– Я большой противник профанации всего священного, в том числе, если это священное в каком-то неподобающем виде доносится до детей.
Что касается того, пользоваться ли такими изданиями, то об этом можно было говорить лет 10-15 назад, когда у православных не было никаких аналогов. Сейчас в России издается огромное количество детских книг с замечательными иллюстрациями, которые выполнены в духе Православной Церкви. Есть даже замечательные детские книги с каноническими иконами. И все это сделано ярко и качественно. Таким образом, ребенок с детства учится воспринимать Христа, Богородицу в том образе, который сохранила для нас Православная Церковь.
Нужно понимать, что в каком образе мы первый раз познакомимся с каким-либо персонажем, тот зачастую и останется в нашем сознании. Штирлиц — главный герой книги Юлиана Семенова — предстает исключительно в образе актера Вячеслава Тихонова. Александр Невский — в виде актера Николая Черкасова, который сыграл его в одноименном фильме.
Так же и младенец: если первый раз он соприкасается с Христом, с Богородицей, с апостолами на каких-то комиксах, есть большая вероятность того, что этот примитивизированный образ и запечатлеется в его детской голове.
О том, есть ли разница, на каком языке читать Евангелие и молиться
– Есть ли какие-то предписания к тому, на каком языке должна быть Библия? Многие считают, что Евангелие, Псалтирь нужно читать только на церковнославянском — как это делается в храмах во время богослужения. Но поскольку мы все уже оторваны от традиции, когда церковнославянский изучался в начальных школах, то не всё прочитанное понимаем правильно и не полностью постигаем смысл слов. В таком случае логично и естественно было бы читать на том языке, на котором говорим, как Вы считаете?
– В силу того, что Священное Писание не является каким-то легким чтивом, то, на мой взгляд, его лучше все-таки читать в переводе – на русском, украинском или любом другом языке — том, который человеку понятен.
Это же касается и Псалтири — если человек хочет внимательно читать псалмы, а не просто барабанить языком, произнося красивые церковнославянские фразы. Можно читать попеременно: например, один раз все псалмы на церковнославянском, в следующий раз — на русском языке. В идеале, чтение Псалтири должно быть частью ежедневного молитвенного правила. Хоть понемногу, но читать ее нужно, потому что псалмы используются в круге богослужений Православной Церкви. И находясь на службе, если мы читали Псалтирь в переводе, то сможем понять те аллюзии и отсылы к ней, звучащие на службе в храме.
Кроме того, есть заповедь: пойте Богу разумно. Это к тому, что псалмы — а это, в сущности, духовные песни, нужно понимать, петь разумно. Как старец Паисий Афонский сказал — если мы не понимаем, о чем молимся, то как сможем договориться с Богом?
Но молиться, я глубоко убежден, следует на церковнославянском языке. Все-таки молитвы разговорной речью лишены той возвышенности, которая присутствует в тексте не просто на ином языке, а на ЦЕРКОВНОславянском.
А ссылки на то, что не всегда все понятно при чтении молитв, считаю совершенно несостоятельными и даже глупыми. Сейчас есть курсы, где люди за месяц-два изучают иностранный язык, поэтому, думаю, выучить 20-30 непонятных церковнославянских слов из молитвенных последований сможет любой человек.
О том, почему в храмах читаются одни и те же Евангельские отрывки
– Во время каждой Божественной литургии в храме читается Евангелие, и, как правило, в определенные воскресенья мы слышим одни и те же отрывки, предписанные уставом. Почему для чтения в храме избраны только отдельные эпизоды?
– Нельзя сказать, что избраны только отдельные эпизоды. За календарный год на ежедневных богослужениях в храме Евангелие прочитывается полностью.
Откуда пошла традиция читать Евангелие на службах? Мы знаем, что 100-процентная грамотность населения стала возможна только благодаря (во всяком случае, в нашей стране) усилиям дедушки Ленина. До революции, а тем более, еще в более древние времена, не все люди были грамотные. А те, кто умел читать, не имели возможности иметь Священное Писание, поскольку книги были редкостью. Мы знаем, насколько дорого стоили списки, рукописные книги — они ценились, в буквальном смысле слова, на вес золота. Когда продавали такую книгу, то часто на противоположную чашу весов клали что-то из драгоценностей. Поэтому редко кто имел у себя текст Священного Писания.
В то время, когда, собственно, формировалось богослужение Христианской Церкви, все христиане практически ежедневно присутствовали на общей молитве, ежедневно собирались для Евхаристии в храме. И во время этих собраний прочитывалась какая-то часть из Евангелия. И поскольку люди регулярно были на службах, жили духом Священного Писания, то и знали его, потому что в течение года оно прочитывалось все полностью.
И сейчас, если мы откроем богослужебный календарь, то там на каждый день указаны евангельские отрывки. А на воскресные дни Церковь установила чтение наиболее назидательных фрагментов.
Я думаю, если человек хочет жить во Христе, то для него любая возможность услышать Священное Писание — всегда радостна и отрадна для его души. Тем более, нужно понимать, что евангельские чтения имеют годичный круг. Думаю, вряд ли кто-то может вспомнить, что читалось год назад. Каждый раз, даже если человек читает дома Евангелие, тот маленький отрывок, который читается в воскресный день, для него является маленьким открытием, напоминанием наиболее значимых притчей и наиболее значимых событий в жизни Христа.
– Православным христианам довольно часто приходится слышать упреки от людей нецерковных, что у нас каждый день одно и то же — одинаковые молитвы, похожие друг на друга службы, одна книга для ежедневного прочтения — Евангелие. Если попробовать ответить на этот упрек, то зачем нужно это ежедневное повторение?
– Мне кажется, подобные упреки — это некая нелепица. Если следовать буквально Священному Писанию, то Господь Иисус Христос оставил нам только одну молитву — «Отче наш». Но если бы мы читали только ее одну, то наверняка укоров было бы еще больше.
Для меня вопрос никогда таким образом не стоял, мне довольно странно его слышать. Если человека смущает однообразие, то стань святым, достигни святости, и тогда у тебя будет дар молитвы, и ты будешь знать, о чем молиться.
Но если кого-то смущают ежедневные утренние и вечерние молитвы, то можно предложить: хорошо, молитесь своими словами. Большинство что станет просить? — Господи, дай здоровья. Господи, сделай так, чтобы на работе было хорошо. Господи, пусть мои дети вырастут хорошими людьми. И все в таком духе.
То есть, большинство из нас имеют к молитве потребительское отношение, хотя Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божьего, остальное все приложится вам». И молитвы утренние и вечерние как раз и направлены на то, чтобы человек научился молиться. Это можно назвать некой духовной гимнастикой. Когда мы делаем утром и вечером гимнастику, то повторяем в принципе однообразные движения. Для чего? Для того, чтобы эти движения вошли в привычку, чтобы мы приобрели какие-то физические качества, навыки, нужные нам для жизни.
Вот так же утренние и вечерние молитвы являются гимнастикой для нашего молитвенного сознания. Чтобы мы привыкли молиться, знали, о чем нам просить: о возвышенном, о горнем, о смирении, о чистоте, о тех вещах, которые ведут к Царствию Божьему. Обратите внимание, что в утренних и вечерних молитвах, которые были составлены святыми, нет никакой «бытовухи», а только исключительно то, что способствует приближению нас к Царствию Божьему. В таком направлении нужно привыкать молиться.
Конечно, если человек ведет духовную жизнь, если у него есть духовник, который знает его душевное и сердечное устроение, и этот человек устанет от чтения утренних и вечерних молитв, то духовник может благословить ему читать, например, Псалтирь. Но это не может быть всеобщей практикой, а только по благословению священника, который знает обратившегося к нему человека.
В этой связи можно также вспомнить и подготовку к причастию. Те, кто причащается сравнительно редко, с большим трудом вычитывают и ропщут на сложившееся в Церкви правило ко Святому Причащению, состоящему из трех канонов и последования. Практикуется такой подход: если человек причащается не на каждой воскресной Литургии, то в таком случае правило ко Причастию можно «растянуть» на неделю: в один день читать покаянный канон, на следующий – канон Богородице, затем – Ангелу Хранителю и так далее, чтобы перед самим причастием оставить только молитвы ко Святому Причащению. Таким образом, у человека на несколько дней прибавится молитвенное делание, создастся определенный молитвенный настрой, и перед самим причастием уже не будет такого утомления от чтения большого количества молитвословий.
Но хочу подчеркнуть, что все делать всегда нужно только по благословению своего духовника. Нельзя применять в жизни все советы, которые где-то вычитали или услышали, пусть даже у самых авторитетных людей. Это весьма опасно в духовном отношении, потому что сказанное для конкретного человека не всегда может быть полезно для других. Устроение каждого знает его духовник, поэтому если есть желание что-то изменить в своем молитвенном правиле, то делать это нужно, только посоветовавшись с духовником.
— А если нет духовника?
— Если нет духовника, значит, духовное состояние такого христианина оставляет желать лучшего. Ведь получается, что в деле спасения он руководствуется только своим видением Писания и Предания, выбирая исключительно по своему произволению, что для него спасительно, а что нет.
Отсюда, кстати, — и большое количество микроересей («ересь» — значит выбор) в жизни многих излишне свободолюбивых прихожан или тех приходов, где священник ограничивается совершением богослужений, не работает с паствой, не является для нее настоящим духовным отцом.
***
В завершение нашей беседы хотелось бы отметить, что вещи, о которых мы говорили, являются всё же второстепенными и далеко не самыми важными в жизни православного христианина. Если человек стремится жить по Евангелию, если он любит Бога, любит ближнего, то все внешние действия будет исполнять с естественным благоговением, ему не нужно будет загонять себя в искусственные рамки.
Самое главное — это помнить и исполнять слова Господа. Христос сказал: «Я есть путь, и истина, и жизнь». И Священное Писание — это книга, в которой изложен этот путь. Поэтому читая Евангелие, нужно думать не о том, когда перекреститься или где сесть в данный момент, а то, как исполнить его в своей жизни.
Беседу вела Юлия Коминко
Журнал «Начало»
Как читать Евангелие? — на самые частые вопросы, задаваемые в сети, отвечает епископ Иона (Черепанов)
17 October 2012 18:14
Юлия Коминко
Как читать Евангелие: сидя или стоя? Покрывать ли женщинам голову? Можно ли в транспорте? В переводе или только на церковнославянском?..
Отвечая для журнала «Начало» на эти и многие другие вопросы, часто задаваемые священнослужителям в сети, наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский ИОНА отмечает: главное – Евангелие читать. Читать каждый день и стараться по нему жить.
***
– Владыка, первый вопрос о том, почему так тяжело читается Библия. Любой журнал или газета, как правило, «проглатываются» на одном дыхании. Но что касается Евангелия и душеполезных книг, то с этим сложнее. То руки не доходят, то совсем не хочется. Можем ли мы говорить о какой-то особенной лени, которая «нападает» на человека именно тогда, когда ему предстоит сделать что-то для души?
– Мне кажется, что в данном случае речь идет о феномене, реально подтверждающем существование иного мира – мира ангелов и демонов – мира очень тонкого, таинственного.
Действительно, Вы отметили очень интересный момент. Когда у нас в руках или ноутбук, или увлекательный роман, нам спать почему-то не хочется, и мы способны внимать написанному допоздна. Но стоит попасть нам в руки какой-то духовной книге — имеется в виду не духовная беллетристика, которая в изобилии появилась в наше время, а серьезная аскетическая богословская литература и, особенно, Священное Писание — как тут же нас почему-то клонит ко сну. Мысли не удерживаются в нашей черепной коробке, начинают разлетаться в самых различных направлениях, и чтение становится весьма и весьма затруднительным.
Всё это показывает, что кому-то в мире темных духов очень не нравится то, что мы делаем. Что есть кто-то, кто таким вот явственным образом противится нам в чтении, которое назидает нас, приближает нас к Богу.
Хотелось бы отметить такой момент. Даже если мы полностью не запоминаем все из того, что прочитываем, — вследствие слабости памяти или по каким-то другим причинам — все равно, читать обязательно нужно. Этот вопрос был раскрыт в книге «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова, в которой собраны высказывания египетских преподобных IV-V веков. Некий ученик пришел к старцу и говорит: «Что делать, я сколько ни читаю Священное Писание, другие книги, у меня в голове ничего не остается, ничего не запоминаю. Стоит ли в таком случае читать, может, не нужно?» На что ему было сказано: как грязное белье, помещенное в ручей, даже без стирки очищается, потому что проточная вода вымывает из него всю грязь, так и из нашей головы чтение божественных книг вымывает грязь, сор и просветляет наши мысли евангельским светом.
Вот поэтому еще так важно постоянно читать душеполезные книги: даже если мы ничего не запоминаем, все равно, пребывание в ореоле мыслей святых, слов Священного Писания обязательно человека просвещает и задает ему совершенно иной настрой.
Как я перестал читать Евангелие и что из этого вышло — рассказ священника
Игумен Алипий (Животиков), клирик храма Пресвятой Троицы в Новых Ватутинках.
Во время моего начального монашеского служения в Донском монастыре Москвы был такой период, когда я перестал читать Евангелие. Работы у меня тогда было очень много, и не хватало времени, чтобы, сосредоточившись, открыть Священное Писание, погрузиться в смысл слов. Я не придавал этому большого значения, а просто продолжал выполнять послушания, работал с четырех утра и до самого позднего вечера. Никаких внешних изменений не происходило, но я постепенно начал замечать, что меня всё больше и больше тяготит чувство сильной духовной и телесной усталости, которое не мог «скинуть» ни сном, ни едой, ни отдыхом. Я засыпал и просыпался, ходил на братские службы, трудился, но ощущение, что кто-то будто впился в шею и сосет из меня все силы, не покидало. Я хожу — ноги подгибаются, сажусь за руль — руки трясутся. Тело и душа истощались с каждым днем, а я всё не мог понять причину.
Однажды в таком состоянии я пришёл в кабинет наместника, отца Агафодора, чтобы обсудить некоторые трудовые вопросы. Он, как человек проницательный, чуть только я начал разговор, спрашивает меня: «Что с тобой происходит?» Я уже практически обессиленным голосом, тихо отвечаю: «Не знаю… Плохо мне что-то, тяжело». Он остановил на мне пристальный взгляд, словно за пару секунд смог разглядеть мою душу и найти источник болезни, и неожиданно задал вопрос: «А ты Евангелие давно читал?» Я стал вспоминать: действительно, я перестал читать Евангелие. Каким образом это могло произойти? Как давно я живу без главной духовной пищи? Начал вспоминать и с ужасом обнаружил, что не помню, когда последний раз брал в руки книгу.
С сильнейшим внутренним волнением я прибежал в келью, схватил Евангелие и стал читать. Открыл его и, как умирающий от жажды человек, читал и читал, читал и читал… Удивительное впечатление: чем больше я прочитывал, тем острее чувствовал, что мне становится лучше. Зубы, впившиеся в шею и высасывающие мои силы, постепенно разжимались, дышалось свободнее. С каждой новой главой (а я прочел разом около десяти) становилось всё легче и легче. Я перелистывал страницу за страницей, пока не понял, что полностью освободился от недуга. Чувство угнетенности прошло. Порабощение, в котором я находился всё то время, стало для меня большим уроком, который не нужно повторять дважды. С тех пор я прочитываю 365 глав в году — то есть читаю по главе каждое утро.
Человек состоит из двух частей — души и тела. Плоть мы свою насыщаем, а душа остается голодной. Главная пища для души — Евангелие. Свой сотовый телефон мы не забываем с вечера зарядить, а про душу забываем. При чтении Евангелия мы получаем благодать. С утра прочли главу — благодать на целый день. И день пойдет совсем по-другому — с благодатью. Еще будем размышлять о прочитанном, а что-то будет из этого и сбываться, хотя Евангелие — не гадательная книга. Это книга жизни, по которой должен жить каждый христианин.
Мы порой даже не задумываемся, какая великая сила сокрыта в этой книге. Если бы мы хоть раз увидели, как дьявол шарахается, как от огня, когда мы берем в руки Евангелие, мы бы прижали его к себе и никогда не отпускали. Для моего духовника, отца Кирилла (Павлова), Евангелие всегда было на первом месте: он нашел его в развалинах Сталинграда во время Великой Отечественной и прошел с ним всю войну. Вот и мне, но уже значительно позже, пришлось побывать на поле своего боя, чтобы понять: без Евангелия не победить.
Молитва перед сном и 7 стихов из Библии, которые помогут вам уснуть
Молитва перед сном
Господь, спасибо Тебе за этот день и за всё, что ты послал вместе с ним. В хорошие и в плохи дни Ты — моя нерушимая скала и я очень благодарна за Тебя. Пожалуйста, прости мне всё, что я сделала сознательно и неосознанно, и чем обидела Тебя или Твоих людей. Моё единственное желание — угождать Тебе и служить Тебе. Я хожу в Твоём присутствии и прошу, помоги мне погружаться в Тебя всё глубже и следовать за Тобой всё ближе, пока не сообразуюсь со Христом.
Я также прощаю и отпускаю всех, кто обидел меня сегодня. Я благословляю их самих, их работу, их семьи и, самое главное, их путь с Тобой, Господи. Пожалуйста, очисти моё сердце от всего, что не нравится Тебе, ибо я говорю правду и исповедую мои грехи перед тобой.
Твоё Слово говорит, что возлюбленному Твоему ты даёшь отдых, Господи, и я прошу сейчас дать мне этой ночью отдых и спокойный сон. Дух Святой, пожалуйста, успокой моё сердце, ибо я доверяю его Тебе, и помоги мне успокоить мой разум. Я прошу Тебя уложить моё тело в идеальную позицию, чтобы приготовиться к восстанавливающему сну. Я прошу Тебя, Господь, покрывать, охранять и защищать мои сны этой ночью, чтобы они были только от Тебя.
Сатана, я связываю тебя, во имя Иисуса, в своих снах и снах моих домочадцев. Мы принадлежим Господу Иисусу — и я призываю кровь Иисуса сейчас на нас. Любой дух, не принадлежащий Всевышнему Богу, я приказываю тебе оставить мой дом сейчас же, во имя Иисуса. Это дом молитвы, дом поклонения, дом, принадлежащий детям Божьим.
Дух Святой и небесное воинство, я приглашаю вас к нам, чтобы быть с нами и удалить всё, что не от Бога. Пожалуйста, служите нам и защищайте нас на всех наших путях этой ночью.
Когда я отдыхаю, Господи, дай мне идеи, покажи мне Твои планы и открой для моего сердца всё, что мне нужно знать. Я отдаю Тебе себя как приготовленный сосуд и желаю следовать Твоей совершенной воле. В любой области, где я неосознанно непослушна Тебе, пожалуйста, Господи, работай с моим сердцем и очищай меня. Я готова принять Твою волю во всём, чтобы не пропустить Твои планы и цели для моей жизни.
Господи, Ты — удивительный Бог, и служение Тебе — это драгоценность. Я благодарю Тебя за моё обеспечение, моё исцеление, моё искупление и за то, что Ты сделал меня своею. Ты совершаешь великие вещи для меня, и, вне зависимости от обстоятельств, я буду радоваться.
Во имя Иисуса, я молюсь об этом. Аминь.
7 стихов из Библии, которые помогут вам уснуть
1. Матфея 6:34
“Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.”
2. Псалом 4:8
“Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.”
3. Притчи 3:24
“Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, — сон твой приятен будет.”
4. Псалом 3:6
“Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.”
5. Псалом 120:1-4
“Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.
Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.
Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;
не дремлет и не спит хранящий Израиля.”
6. Матфея 11:28-29
“Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.”
7. Псалом 126:2
“Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.”
Автор — Лиззи Смайли / createapeacefulhome.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!
Последнее: 10.02 (Украина). Спасибо!
БЕССОННАЯ НОЧЬ (SLEEPLESS NIGHT)
В литературе как таковой бессонная ночь служит образом нечистой совести или растревоженной души. В Библии тоже у людей, проводящих бессонную ночь, есть веские причины для беспокойства, и во многих случаях бессонная ночь в Библии связывается с языческими царями.
В Библии часто подчеркивается важность обыденных вещей, так, например, ключевым событием в Книге Есфирь служит бессонная ночь царя Артаксеркса, когда он попросил прочитать ему книгу записей и обнаружил, что не оказал почести Мардохею за спасение его жизни от руки заговорщиков (Есф. 6:1–3). В ночь, которую Даниил провел в львином рве, царь Дарий – который «до захождения солнца усиленно старался избавить его» – постился, «и сон бежал от него» (Дан. 6:14, 18). Когда цари получали вещие сны, им не спалось: когда Навуходоносору приснились сны о его царстве, «возмутился дух его и сон удалился от него» (Дан. 2:1), а у фараона сон прерывался двумя пророческими сновидениями (Быт. 41:1–8). Такие бессонные ночи причиняли людям беспокойство, но они примечательны тем, что предоставляли Богу возможность для достижения Его целей. Это относится и к ночи мучений Иисуса в Гефсимании, резко контрастирующей с постыдным сном учеников. Юный Самуил тоже три раза просыпался от сновидений, посланных Богом, и пророческое послание, которое передал ему Бог, было столь важным, что «лежал Самуил до утра», обдумывая, что он скажет Илию (1Цар. 3:15 RSV).
В других местах бессонница показана уделом людей, принадлежащих к «группам риска». Так, «пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5:11), а в описании страждущего в Пс. 101 говорится, что человек лежит без сна (Пс. 101:8). У находящейся в разлуке с женихом возлюбленной в Песни песней свой вариант бессонной ночи: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн. 5:2). Бессонными ночами наполнена и жизнь миссионера (2Кор. 6:5, 11:27).
Негативные ассоциации характерны не для всех бессонных ночей. Любящий Божий закон в Пс. 118 говорит: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Пс. 118:148; ср. Пс. 62:7). Другой псалмопевец заявляет, что «ночью песнь Ему у меня» (Пс. 41:9), а в Иов. 35:10 Бог красочно изображается Тем, Кто «дает песни в ночи». Давид проявлял такое рвение в желании построить храм, что гиперболически заявил: «Не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу» (Пс. 131:4–5). А в одном из семи блаженств в Книге Откровение провозглашается: «блажен бодрствующий» при пришествии Христа (Откр. 16:15).
Контрастом бессонницы беспокойного человека всегда служил мирный сон честного работника с чистой совестью. Тогда как «пресыщение богатого не дает ему уснуть», «сон трудящегося» всегда «сладок» (Еккл. 5:11). В литании удовлетворенности, которую представляет собой Пс. 15, есть заявление, что «возрадовалось сердце мое… и плоть моя успокоится в уповании» (Пс. 15:9). В конечном счете мирный сон – это дар от Бога. Псалмопевец утверждает: «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» (Пс. 4:9). «Напрасно вы рано встаете, – пишет псалмопевец, – поздно просиживаете, ядите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон» (Пс. 126:2).
См. также: НОЧЬ, ПОКОЙ, ПРОБУЖДЕНИЕ, СОН.
БЕСЫ, ЗЛЫЕ ДУXИ (DEMONS)
В добиблейской литературе и в литературе библейского периода слово, переводимое как «бесы» или «демоны», не всегда несло в себе негативный смысл. Примером использования его в нейтральном значении может служить характеристика, данная Павлу греческими философами: «проповедник чужих божеств» (греч. xenon daimonion, Деян. 17:18), что свидетельствует о более широком понимании бесов в древности (как «божественных существ», аналогичных «сынам Божиим» в Ветхом Завете) по сравнению с современным представлением о них.
Бесы как падшие ангелы. Происхождение бесов, как и сатаны и ангелов, затемняется мифологическим содержанием текстов, в которых рассказывается о вселенской битве до сотворения мира. Их названия тоже достаточно неопределенны: «начальства» (archai), «власти» (archon), «престолы» (exousiai), «господства» (kyriotetes) (Кол. 1:16), «колена небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10) и многие другие. Эти духи, или падшие ангелы, объединившиеся с сатаной против Бога, стали приспешниками дьявола и исполняют его приказания подобно тому, как послушные ангелы исполняют волю Божью. Мироздание (упорядоченный Богом мир, подвергающийся нападкам со стороны сил хаоса) и его творения, в том числе люди, представляют собой поле битвы, спорную территорию в более масштабной борьбе между невидимыми силами света и тьмы.
Природа как воплощение бесов во вселенской битве. В неистовстве природы жители древней Палестины и соседних стран видели зримое подтверждение ведущейся вселенской битвы. Считалось, что ветра (евр. ruhot и греч. pneumata – «духи»), ежегодно приносившие разрушения, и сезонные эпидемии вызываются злыми духами (Томпсон, 1:33). Тот факт, что Сам Бог шествует в бурях, служил дополнительным доказательством их божественной природы (Иов.38:1, 40:1; Иез. 1:4; Зах. 9:14). Казалось, что гром, которым сопровождалось неистовство природы, был гласом Бога или Его ангела (Ин. 12:28–29) и что звезды небесные принимают участие в Божьих сражениях на земле (Суд. 5:20). Представление о тождественности ангелов и звезд подкрепляется символикой Книги Откровение (Откр. 1:20). Метеоры, связывавшиеся с сезонными вспышками заболеваний, понимались от Греции до Месопотамии как болезнетворные бесы, спускающиеся на землю (особенно в жаркие летние дни, см. Гомер, «Илиада» 22. 30; Плиний, «Естественная история» 2. 107; ср. Откр. 8:10). Этот образ использовал и Иисус, заявивший, что видел «сатану, спадшего с неба, как молния» (Лк. 10:18).
Чтобы успокоить первобытные воды, непокорно бушующие и старающиеся выйти за пределы установленных для них Богом границ (Иов.38:8, 11), потребовалось грозное повеление Господа (Пс. 103:7; еврейское слово gaʿar переведенное как «запрещение», и греческое epitimao относятся к экзорцистской терминологии). Этот мотив повторяется в евангелиях, когда Иисус «запретил» ветру и морю (Мф. 8:26; Мк. 4:39; Лк. 8:24). Удивление учеников, которое можно выразить словами: «Что же это за человек, которому повинуются духи стихии?», – вполне согласуется с их представлениями. В Ветхом Завете морские бури изображаются мифологическими чудовищами, врагами Господа, которых Он должен уничтожить (Иов. 9:13, 26:12–13; Пс. 88:11; Ис. 51:9).
Эти животные, как и бесы, которых они представляли, жили на пустынных необитаемых землях вдалеке от городов. Бесы, возможно в форме животных, посещали безводные заброшенные места (Ис. 34:11–15; Мф. 12:43; Откр. 18:2). Людей, которых они хотели мучить, злые духи завлекали в пустыни (Лк. 8:29). Для противоборства дьяволу Дух Божий направил Иисуса в пустыню, где Он «был со зверями» (Мк. 1:12–13). Читателям Марка, знавшим зверей в пустыне как союзников дьявола, не представляло труда понять зловещий смысл этих слов. Древние развалины тоже посещались их бывшими обитателями в виде ужасных животных (Иов.3:14; Иез. 26:20; Откр. 18:2). Проходившие мимо таких развалин обычно качали головой и свистели, чтобы отогнать духов (Соф. 2:15; Иер. 18:16; Плч. 2:15; Иов.27:23). Места, где обитали бесы, действительно были «Богом забытыми».
Бесы как языческие боги или идолы. Образуя народы, Бог «поставил пределы народов по числу сынов Израилевых» (Втор. 32:8, в греческом переводе «сынов Божиих», то есть божественных существ), таким образом подразумевается, что каждый народ получил своего духа. Ангелу, посланному для объяснения видения Даниила, противостал князь Персидского царства, задержавший его на три недели (Дан. 10:13), пока ему на помощь не пришел Михаил, князь Израиля (Дан. 12:1). Эти князья как будто бы и есть те «божественные существа», которые были предназначены каждому народу. Тогда как Израиль управлялся Божьими ангелами, языческие народы находились под властью падших ангелов, вдохновлявших и поддерживавших идолопоклонство и служивших им национальными богами. Следовательно, богами языческих народов и их идолами были бесы (Откр. 9:20).
Отношение к языческим богам как к бесам влечет за собой отношение к идолам как к бесам. По представлениям древних, идолы, образы или даже простые столбы и камни служили прибежищем духов (Иер. 2:27; ср. Быт. 28:18; Гомер, «Илиада» 22. 126). Люди верили, что бес может одушевлять идола (вселяться в него), поэтому слова идол и бес были иногда равнозначными или взаимозаменяемыми (Втор. 32:16 {«богами чуждыми»}; Зах. 13:2). «Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:5). «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам ; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским» (Пс. 105:37–38). «Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали» (Втор. 32:17). (В LXX еврейское слово elohim, «бог», дважды переведено как patachra – персидское слово, означающее «идол», Ис. 8:21, 37:38.) Павел заявляет, что идоложертвенное мясо по существу приносится бесам, стоящим за идолами (1Кор. 10:19–20). Идолослужение возбуждается духом блуда (Ос. 4:12, 18, 5:4).
Бесы как причина политических, эмоциональных и психологических проблем. Злые духи рассматривались как возбудители проблем не только физического, но и эмоционального свойства. Бесы вмешивались в международную политику Персии, Израиля и Греции (Дан. 10:13, 20, 12:1). Местные политические интриги, такие как вражда между Авимелехом и жителями Сихема, тоже указывали на работу злого духа, посланного Богом (Суд. 9:23). За параноидальным поведением царя Саула маячила тень «злого духа от Господа» (1Цар. 16:14–23, 18:10, 19:9). Неправильное Прорицание царских пророков объяснялось работой «духа лживого» от воинства небесного, стоявшего пред Господом (3Цар. 22:22). В Евангелии от Матфея зависть отождествляется с «дурным глазом», общепринятым среди средиземноморских народов определением бесов (Мф. 20:15; ср. Мф. 6:23). Используемая в отношении этих зол терминология показывает, что за ними древние видели бесов, персонифицированных носителей зла в падшем мире.
См. также: АНГЕЛЫ, БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, ЗЛО, КОСМОЛОГИЯ, МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ, МОPЕ, САТАНА, ЯЗВА.
Можно ли читать Библию, акафисты и молитвы сидя?
Доброго дня!Скажите,пожалуйста, можно ли читать библию сидя,а еще акафисты и некоторые молитвы? У меня ветхий завет и новый завет и еще другое в одной книге,поэтому она очень толстая и тяжелая.Если положить на стол и стоять,то я не вижу со стола,хотя и в очках.Может быть это в какой-то степени не совсем серьезный вопрос,но для меня это важно.Благодарю Вас!
Уважаемая Лидия!
Для всякого православного христианина будет очень полезным ежедневное чтение Библии. Читать можно и не по одной главе, но важнее всего читать Священное Писание как можно чаще и внимательнее. Перед чтением помолиться, прося Господа благословить Вас на чтение Слова Его и наставить Вас в правильном понимании Слова и помочь применить Слово в жизни. Хорошо читать с толкованиями, чтобы правильно понять прочитанное. Читать стоя или сидя — как Вам удобнее, но не в коем случае лежа. Самое главное, чтобы Слово сеялось в Вашу душу.
Непременно чтение должно быть благоговейным и сосредоточенным: нельзя совмещать чтение Священного Писания с музыкой, телевидением, едой, разговорами. Книгу нужно соблюдать в чистоте и опрятности. Перед чтением и после него хотя бы и кратко но помолиться (можно и про себя).
Тихон Задонский учил: «Хотящему читать или слушать слово Божие с пользой духовной нужно примечать следующее:
1. Поскольку оно есть дорогой Божий дар, должно читать или слушать его с благоговением, охотой и усердием.
2. Должно слушать или читать слово Божие не для того, чтобы остроумным или словесным быть, но чтобы Бога и Христа Сына Божия и волю Его святую познать и так вечное спасение получить.
3. Скрыть его в сердце как сокровище, хранить и поучаться в нем день и ночь (Пс.1, 2) и так питать им душу, как тело — хлебом.
Ибо как светильник без масла, так и вера без слова Божия угасает.
«Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).
4. Должно читать не много страниц, ибо много прочитавшему не можно все уразуметь и в памяти содержать.
5. Не смотреть на других, что они делают, но держаться единого слова Божия; ибо день ото дня вера и любовь умаляются в людях и умножаются соблазны, колеблющие сердце наше.
6. И начинать читать и оканчивать чтение подобает с молитвою. Начинающему читать или слушать можно молиться так: «открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118, 18) или «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Отверзи мой ум разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси».
7. Окончив чтение или слушание, должно благодарить милосердного Бога, что благоволил нам возжечь сей светильник истины».
Домашнее чтение Евангелия можно предварять следующей молитвой:
Господи, Иисусе Христе, Боже мой, словесами Божественнаго Евангелия Твоего излей благодать Твою в сердце мое ко истреблению страстей и грехов моих и даруй мне силу ко исправлению во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Вернуться к списку вопросов Найти ответ
Как читать Евангелие: сидя или стоя? Покрывать ли женщинам голову? Можно ли в транспорте? В переводе или только на церковнославянском?..
Отвечая для журнала «Начало» на эти и многие другие вопросы, часто задаваемые священнослужителям в сети, наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский ИОНА отмечает: главное – Евангелие читать. Читать каждый день и стараться по нему жить.
***
– Владыка, первый вопрос о том, почему так тяжело читается Библия. Любой журнал или газета, как правило, «проглатываются» на одном дыхании. Но что касается Евангелия и душеполезных книг, то с этим сложнее. То руки не доходят, то совсем не хочется. Можем ли мы говорить о какой-то особенной лени, которая «нападает» на человека именно тогда, когда ему предстоит сделать что-то для души?
– Мне кажется, что в данном случае речь идет о феномене, реально подтверждающем существование иного мира – мира ангелов и демонов – мира очень тонкого, таинственного.
Интересный момент. Когда у нас в руках или ноутбук, или увлекательный роман, спать почему-то не хочется, и мы способны внимать написанному допоздна. Но стоит попасть в руки какой-то духовной книге — имеется в виду не духовная беллетристика, которая в изобилии появилась в наше время, а серьезная аскетическая богословская литература и, особенно, Священное Писание — как тут же почему-то клонит ко сну. Мысли не удерживаются, разлетаются в самых различных направлениях, и чтение становится весьма и весьма затруднительным.
Всё это показывает, что кому-то в мире темных духов очень не нравится то, что мы делаем. Что есть кто-то, кто таким явственным образом противится нам в чтении, которое назидает нас, приближает к Богу.
Хотелось бы отметить такой момент. Даже если мы полностью не запоминаем все из того, что прочитываем, — вследствие слабости памяти или по каким-то другим причинам — все равно, читать обязательно нужно. Этот вопрос был раскрыт в книге «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова, в которой собраны высказывания египетских преподобных IV-V веков. Некий ученик пришел к старцу и говорит: «Что делать, я сколько ни читаю Священное Писание, другие книги, у меня в голове ничего не остается, ничего не запоминаю. Стоит ли в таком случае читать, может, не нужно?» На что ему было сказано: как грязное белье, помещенное в ручей, даже без стирки очищается, потому что проточная вода вымывает из него грязь, так и из нашей головы чтение божественных книг вымывает грязь, сор и просветляет наши мысли евангельским светом.
Вот поэтому важно постоянно читать душеполезные книги: даже если мы ничего не запоминаем, все равно, пребывание в ореоле мыслей святых, слов Священного Писания обязательно просвещает и задает совершенно иной настрой.
– Относительно чтения Евангелия хотелось бы спросить о чисто практических сторонах, исходя из тех вопросов, которые часто задаются священнослужителям в сети интернет.
Например, нужно ли делать выписки из текста во время чтения? Ведь так мы прочитываем меньше, зато запоминается. Или лучше стараться прочитать больше, не отвлекаясь на конспектирование?
– Все зависит от степени организованности человека. Есть люди, которым необходимо все систематизировать, фиксировать, по пунктам раскладывать — так они лучше воспримут. Им, действительно, полезно и конспектировать, и делать выписки.
Есть те, кто не отличается подобной системностью, думаю, их большинство. Таким людям нужно регулярно и постоянно читать Священное Писание и, желательно, с толкованием. Понятно, что первые несколько раз его нужно прочитать полностью без отвлечений. Но чем дальше мы будем читать, тем больше будем видеть необходимость в том, чтобы его лучше понять. Своим умом на каких-то этапах многих вещей постичь все же не сможем, поэтому стоит обратиться к 20-вековому опыту Церкви.
– Какие из книг-толкований Вы могли бы порекомендовать для прочтения? Желательно из таких, которые доступны для широкого потребления, написанные легким стилем, слогом.
– Вообще всем людям, которые находятся в начале своего духовного пути, только воцерковляются, очень рекомендую прочитать книгу протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Возможно, название наталкивает на мысль, что книга рассчитана на детей в учебном заведении, но на самом деле она достаточно серьезная. На мой взгляд, это блестящий пример того, как можно в одной книге небольшого объема собрать и сформулировать очень емко и четко основные понятия о вере, о Церкви, о Православии. В том числе, там есть и раздел о Священном Писании, об истории Церкви. Эту книгу нужно обязательно прочитать каждому воцерковляющемуся.
Что касается толкования Священного Писания, то есть достаточно много замечательных изданий. Классикой является толкование святителя Иоанна Златоуста. Но для новоначального оно может показаться несколько сложным и не во всем понятным. Если человек только собирается начать изучать Священное Писание, лучше всего воспользоваться толкованием архиепископа Аверкия (Таушева). Оно наверняка будет понятно и ясно каждому.
– Еще практические вопросы о чтении Евангелия дома. Нужно читать обязательно стоя или можно сидя?
– По обычаю, особое благоговение к Священному Писанию предполагает чтение его стоя.
Но, на мой взгляд, ничто не должно отвлекать от внимания евангельским словам, необходимо максимально погрузиться в чтение. А стояние всё же предполагает некую неустойчивость. В этом случае любой, особенно молодой человек, обязательно будет иметь мысли о том, что хорошо было бы присесть, или что ему нужно куда-то бежать, или пойти что-то сделать. Поэтому если в храме мы слушаем Священное Писание «прОсти», то есть, стоя прямо, опустив руки, то дома, думаю, его можно читать и сидя, чтобы лучше понимать и не отвлекаться мыслями от внимания божественным словесам.
– Вопрос о форме одежды для женщин: должна ли быть покрыта голова?
– На мой взгляд, подобные вопросы — это уже из разряда «отцеживания комара». Получается, если человек окажется в ситуации, когда не сможет покрыть голову, то что — и Священное Писание не читай?..
Мы знаем, что женщина во время молитвы — дома ли, в храме ли — обязательно должна покрывать голову. Чтение Священного Писания молитвой не является, поэтому, думаю, вполне допустимо читать его с непокрытой головой.
— Обязательно ли наличие при чтении юбки, или можно в домашней одежде — в спортивных штанах, например?
— Мое мнение — необязательно одевать какую-то специальную одежду для чтения или молитвенного правила. Если это любимая пижама и тапочки в виде мишек, то вполне можно и так. Главное, чтобы это была одежда, а не, скажем, нижнее белье.
Но это касается ситуации, когда человек молится сам. Если речь идет о христианской семье, особенно, когда есть дети, то нужно стараться одеваться в то, что более соответствует молитве. На женщине должна быть юбка и косынка, мужчина тоже должен быть в более-менее приличной одежде — чтобы подчеркнуть важность момента предстояния семьи перед Богом. Особенно это важно для воспитания детей — этим мы показываем, что молитва совершается не на ходу, а является важнейшим общим делом.
– Во время дней естественного очищения у женщин им нельзя прикладываться к иконам, подходить под благословение и ко кресту. А как быть с Евангелием? Считается, что прикладываться к нему тоже нельзя. Соответственно — и читать?
– Евангелие в таком случае нужно читать с iPаd…
Это шутка, конечно. Но, действительно, на мой взгляд, подобные предписания — это полная нелепица. Указания относительно чистоты женщин, прежде всего, касаются таинств — исповеди, причастия, соборования и прочих. В определенные дни женщина в них участвовать не может. Все остальные ограничения являются уже традицией той или иной местности, того или иного прихода. То есть, в Церкви нет четкого предписания, что нельзя делать в этот период.
Традиционно считается, что кроме неучастия в таинствах, женщина также должна воздерживаться от вкушения просфоры и святой воды, не прикладываться к иконам, и не брать благословение у священника.
Но опять же, нужно понимать, что кроме теоретической есть еще и практическая сторона жизни: если просфорку скушать или к иконе приложиться — целиком в нашей воле, то столкнувшись нос к носу со священником, объяснять батюшке, по какой причине вы прячете руки за спину, думаю, будет неуместно.
Опять же, пребывание в таком состоянии не исключает соприкасания с определенными священными предметами. Ведь величайшую святыню — крест Христов, которую мы носим на теле, не снимаем же в этот период, он остается на нас. И крестное знамение налагаем на себя. Так же с молитвословом и домашним Евангелием: считаю, что можно и даже нужно не прерывать свое сложившееся молитвенное правило и, соответственно, не переставать читать Священное Писание.
– Читать Евангелие с молитвой или без молитвы?
– Желательно, но не обязательно.
– В продолжение темы благоговейного отношения к Священному Писанию — можно ли читать его в транспорте? Современный человек много времени проводит в дороге и совмещает это время с чтением молитв и священных книг. Допустимо ли это?
– Мне кажется, что молитвенное правило нужно читать дома, в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает от собеседования с Богом. Исключением могут быть только форс-мажорные ситуации, когда или задержался на работе допоздна, или произошел какой-то сбой сложившегося графика, и человек точно знает, что он приедет домой и в силу объективных причин уже будет не в силах вычитать молитвы. В таком случае допускается читать в транспорте. Но это не должно войти в привычку и стать постоянной практикой. Всегда нужно прислушиваться к своей совести и оценивать, насколько необходимость молиться в дороге является реальной и обоснованной.
Что касается Евангелия, духовной литературы, то можно и нужно читать в транспорте. Ведь через глаза в человека входит большая часть информации, так лучше пусть они будут заняты восприятием слова Божия, чем рассеиваются на окружающих людей, на рекламу и на другие, не приносящие никакого плода и даже вредящие вещи.
– Можно ли пользоваться изданиями Нового Завета, которые бесплатно раздают представители протестантских конфессий? Или приобретать Евангелие в храмах других конфессий?
– В протестантских изданиях всегда нужно смотреть, чей это перевод. Если значится, что перепечатано с синодального издания (выпускалось до революции по благословению Святейшего правительствующего синода – органа, управлявшего в то время церковной жизнью), то читать можно смело.
Если же нет этого указания или сказано, что это перевод какого-то общества, или новый перевод, или адаптированный, или еще что, то, конечно, лучше воздержаться. Зачастую многие деноминации, переводя заново Священное Писание, адаптируют его под свое вероучение. Как, например, иеговисты существенно исказили Евангелие своим псевдопереводом по той причине, что не признают божества Иисуса Христа. Все места, где говорится о божестве Спасителя, они переделали. Такими изданиями пользоваться не следует и при первом удобном случае их нужно утилизировать — так, как любую святыню, пришедшую в негодность. Обычно святыня сжигается, а пепел либо закапывается в непопираемом месте, то есть, там, где не ходят, либо вметается в проточную воду – в речку, например.
– Многие верующие сомневаются, можно ли пользоваться изданиями Евангелия, которые выпускает Всемирное библейское общество, и доверяют только тому, что продается в церковных лавках и магазинах. Как, по-Вашему?
– Священное Писание, как я уже сказал, желательно использовать только то, что перепечатано с синодального перевода, который был сделан еще в XIX веке в Русской Православной Церкви.
Библейское общество может издавать и адаптированные переводы. В них наверняка нет тех искажений, которые присутствуют в различных переводах протестантских деноминаций, но, мне кажется, лучше пользоваться традиционным синодальным переводом.
Кроме того, еще нужно понимать, что приобретая Священное Писание именно в православном храме, вы таким образом вносите свою лепту на храм. Хотя книги могут быть и несколько дороже, чем в Библейском обществе или у протестантов.
– Нужно ли освящать приобретенные издания Библии или Нового Завета?
– Священное Писание само по себе уже является святыней, поэтому его освящать не нужно. К тому же нет такого чина освящения.
Следует сказать, что раньше крестики и иконы приносились в храм не для освящения, а для благословения. В Греции сохранилась традиция, что ни крестики, ни иконы не освящаются, а только благословляются в храме.
Что значит благословляются? Священник, как цензор, смотрит, насколько данное изображение соответствует канонам Православной Церкви, и благословляет или не благословляет его использование.
Собственно, сам чин освящения — как нательного креста, так и икон — попал к нам из католических требников со времен Петра Могилы и является не совсем православным по духу.
– То же Библейское общество издает множество детских книг – адаптированные новозаветные истории, например. Есть такие издания, где все герои Евангельских событий изображены мультяшными героями. Нет ли предубеждений со стороны Церкви к изображению Христа и святых в таком виде?
– Я большой противник профанации всего священного, в том числе, если это священное в каком-то неподобающем виде доносится до детей.
Что касается того, пользоваться ли такими изданиями, то об этом можно было говорить лет 10-15 назад, когда у православных не было никаких аналогов. Сейчас издается огромное количество детских книг с замечательными иллюстрациями, которые выполнены в духе Православной Церкви. Есть даже замечательные детские книги с каноническими иконами. И все это сделано ярко и качественно. Таким образом, ребенок с детства учится воспринимать Христа, Богородицу в том образе, который сохранила для нас Православная Церковь.
Нужно понимать, что в каком образе мы познакомимся с каким-либо персонажем, тот и останется в нашем сознании. Штирлиц — главный герой книги Юлиана Семенова — предстает исключительно в образе актера Вячеслава Тихонова. Александр Невский — в виде актера Николая Черкасова, который сыграл его в одноименном фильме.
Так же и младенец: если первый раз он соприкасается с Христом, с Богородицей, с апостолами на каких-то комиксах, есть большая вероятность, что этот образ и запечатлеется в его детской голове.
– Есть ли предписания к тому, на каком языке должна быть Библия? Многие считают, что Евангелие, Псалтирь нужно читать только на церковнославянском — как это делается в храмах во время богослужения. Но поскольку мы все уже оторваны от традиции, когда церковнославянский изучался в начальных школах, то не всё прочитанное понимаем правильно и не полностью постигаем смысл слов. В таком случае логично и естественно было бы читать на том языке, на котором говорим, как Вы считаете?
– В силу того, что Священное Писание не является легким чтивом, то, на мой взгляд, его лучше все-таки читать в переводе – на русском, украинском или любом другом языке, который человеку понятен.
Это же касается и Псалтири. Можно читать попеременно: например, один раз все псалмы на церковнославянском, в следующий раз — на русском. В идеале чтение Псалтири должно быть частью ежедневного молитвенного правила. Хоть понемногу, но читать ее нужно, потому что псалмы используются в круге богослужений Православной Церкви. И находясь на службе, если мы читали Псалтирь в переводе, сможем понять те аллюзии и отсылы к ней, звучащие на службе в храме.
Кроме того, есть заповедь: пойте Богу разумно. Это к тому, что псалмы — а это, в сущности, духовные песни, нужно понимать, петь разумно. Как старец Паисий Афонский сказал, если мы не понимаем, о чем молимся, то как сможем договориться с Богом?
Но молиться, я глубоко убежден, следует на церковнославянском языке. Все-таки молитвы разговорной речью лишены той возвышенности, которая присутствует в тексте не просто на ином языке, а на ЦЕРКОВНОславянском.
А ссылки на то, что не всегда все понятно при чтении молитв, считаю совершенно несостоятельными и даже глупыми. Сейчас есть курсы, где люди за месяц-два изучают иностранный язык, поэтому, думаю, выучить 20-30 непонятных церковнославянских слов из молитвенных последований сможет любой человек.
– Во время каждой Божественной литургии в храме читается Евангелие, и, как правило, в определенные воскресенья мы слышим одни и те же отрывки, предписанные уставом. Почему для чтения в храме избраны только отдельные эпизоды?
– Нельзя сказать, что избраны только отдельные эпизоды. За календарный год на ежедневных богослужениях в храме Евангелие прочитывается полностью.
Откуда пошла традиция читать Евангелие на службах? Мы знаем, что грамотность населения стала возможна только благодаря (во всяком случае, в нашей стране) усилиям дедушки Ленина. До революции, а тем более, еще в более древние времена, не все люди были грамотные. А те, кто умел читать, не имели возможности иметь Священное Писание, поскольку книги были редкостью. Мы знаем, насколько дорого стоили списки, рукописные книги — они ценились, в буквальном смысле слова на вес золота. Когда продавали такую книгу, то часто на противоположную чашу весов клали что-то из драгоценностей. Поэтому редко кто имел у себя текст Священного Писания.
В то время, когда формировалось богослужение Христианской Церкви, все христиане практически ежедневно присутствовали на общей молитве, ежедневно собирались для Евхаристии в храме. И во время этих собраний прочитывалась какая-то часть из Евангелия. И поскольку люди регулярно были на службах, жили духом Священного Писания, то и знали его, потому что в течение года оно прочитывалось все полностью.
Если мы откроем богослужебный календарь, то на каждый день в нем указаны евангельские отрывки. А на воскресные дни Церковь установила чтение наиболее назидательных фрагментов.
Если человек хочет жить во Христе, для него любая возможность услышать Священное Писание — всегда радостна и отрадна для души. Тем более, нужно понимать, что евангельские чтения имеют годичный круг. Вряд ли кто-то может вспомнить, что читалось год назад. Каждый раз, даже если человек читает дома Евангелие, тот маленький отрывок, который читается в воскресный день, для него является маленьким открытием, напоминанием наиболее значимых притчей и наиболее значимых событий в жизни Христа.
– Православным христианам довольно часто приходится слышать упреки от людей нецерковных, что у нас каждый день одно и то же — одинаковые молитвы, похожие друг на друга службы, одна книга для ежедневного прочтения — Евангелие. Если попробовать ответить на этот упрек, то зачем нужно это ежедневное повторение?
– Подобные упреки — некая нелепица. Если следовать буквально Священному Писанию, то Господь Иисус Христос оставил нам только одну молитву — «Отче наш». Но если бы мы читали только ее одну, наверняка укоров было бы еще больше.
Если кого-то смущают ежедневные утренние и вечерние молитвы, можно предложить: хорошо, молитесь своими словами. Большинство что станет просить? — Господи, дай здоровья. Господи, сделай так, чтобы на работе было хорошо. Господи, пусть мои дети вырастут хорошими людьми. И все в таком духе.
Большинство из нас имеют к молитве потребительское отношение, хотя Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божьего, остальное все приложится вам». И молитвы утренние и вечерние как раз и направлены на то, чтобы человек научился молиться. Это можно назвать некой духовной гимнастикой. Когда мы делаем утром и вечером гимнастику, то повторяем в принципе однообразные движения. Для чего? Для того чтобы эти движения вошли в привычку, чтобы мы приобрели какие-то физические качества, навыки, нужные нам для жизни.
Вот так же утренние и вечерние молитвы являются гимнастикой для нашего молитвенного сознания. Чтобы мы привыкли молиться, знали, о чем нам просить: о возвышенном, о горнем, о смирении, о чистоте, о тех вещах, которые ведут к Царствию Божьему. Обратите внимание, в утренних и вечерних молитвах, которые были составлены святыми, нет никакой «бытовухи», а только исключительно то, что приближает нас к Царствию Божьему. В таком направлении нужно привыкать молиться.
Конечно, если человек ведет духовную жизнь, если у него есть духовник, который знает его душевное и сердечное устроение, и этот человек устанет от чтения утренних и вечерних молитв, то духовник может благословить ему читать, например, Псалтирь. Но это не может быть всеобщей практикой, а только по благословению священника, который знает обратившегося к нему человека.
В этой связи можно также вспомнить и подготовку к причастию. Те, кто причащается сравнительно редко, с большим трудом вычитывают и ропщут на сложившееся в Церкви правило ко Святому Причащению, состоящему из трех канонов и последования. Практикуется такой подход: если человек причащается не на каждой воскресной Литургии, то в таком случае правило ко Причастию можно «растянуть» на неделю: в один день читать покаянный канон, на следующий – канон Богородице, затем – Ангелу Хранителю и так далее, чтобы перед самим причастием оставить только молитвы ко Святому Причащению. Таким образом у человека на несколько дней прибавится молитвенное делание, создастся определенный молитвенный настрой, и перед самим причастием уже не будет такого утомления от чтения большого количества молитвословий.
Но хочу подчеркнуть, что все делать нужно только по благословению духовника. Нельзя применять в жизни все советы, которые где-то вычитали или услышали, пусть даже у самых авторитетных людей. Это весьма опасно в духовном отношении, потому что сказанное для конкретного человека не всегда может быть полезно для других. Устроение каждого знает его духовник, поэтому если есть желание что-то изменить в своем молитвенном правиле, делать это нужно, только посоветовавшись с духовником.
— А если нет духовника?
— Если нет духовника, значит, духовное состояние такого христианина оставляет желать лучшего. Получается, что в деле спасения он руководствуется только своим видением Писания и Предания, выбирая по своему произволению, что для него спасительно, а что нет.
Отсюда, кстати, — и большое количество микроересей («ересь» — значит выбор) в жизни многих излишне свободолюбивых прихожан или тех приходов, где священник ограничивается совершением богослужений, не работает с паствой, не является для нее настоящим духовным отцом.
Вещи, о которых мы говорили, являются всё же второстепенными и далеко не самыми важными в жизни православного христианина. Если человек стремится жить по Евангелию, если он любит Бога, любит ближнего, то все внешние действия будет исполнять с естественным благоговением, ему не нужно будет загонять себя в искусственные рамки.
Самое главное — это помнить и исполнять слова Господа. Христос сказал: «Я есть путь, и истина, и жизнь». И Священное Писание — это книга, в которой изложен этот путь. Поэтому читая Евангелие, нужно думать не о том, когда перекреститься или где сесть в данный момент, а то, как исполнить его в своей жизни.
Беседовала Юлия Коминко
Приобрести журнал “Направо”