Содержание
Первосвященники Анна и Каиафа: вершители суда над Богом
Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.
О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».
По закону Моисееву израильский народ мог иметь только одного первосвященника. Он стоял во главе всех прочих служителей Иерусалимского храма и решал ключевые вопросы, связанные с религиозной жизнью народа. Это было очень важное и пожизненное служение.
В Евангелии мы неоднократно встречаем упоминания о первосвященниках. Но во времена земной жизни Иисуса Христа иудейский народ — наследник древнего Израиля — заботился уже о соблюдении не столько закона, сколько внешних обрядов.
Де-факто в Иерусалиме тогда их было два — Анна (сокращенно от Анан, по-еврейски «милость») и его зять Иосиф Каиафа. Хотя, строго говоря, Анна служил первосвященником только девять лет — с 6 по 15 годы по Р. Х., а потом его отстранил от должности новый префект (римский наместник) Иудеи Валерий Грат, предшественник Понтия Пилата. Но и уйдя в отставку Анна сохранил огромное влияние — возможно, не в последнюю очередь потому, что контролировал храмовую торговлю жертвенными животными, был весьма богат и нередко ссужал деньгами живших в Иерусалиме римлян.
Христос перед первосвященником Анной. Дуччо ди Буонинсенья. 1311
Каиафа исполнял обязанности первосвященника дольше — с 18 до 36 года по Р. Х., но, кажется, во всем подчинялся своему могущественному тестю. Поэтому Христа, взятого в Гефсиманском саду, и привели сперва к Анне. А уж тот сам отправил Его к Каиафе, чтобы соблюсти видимость порядка и законности.
И Анна, и Каиафа принадлежали к религиозной партии саддукеев: в Бога они, разумеется, верили, а вот в посмертную жизнь души — нет. Да и в самом существовании души, кажется, сомневались. Именно саддукеи иронично спрашивали Христа, чьей женой будет после смерти женщина, сменившая семь мужей и оставшаяся бездетной.
Свести счеты с Иисусом первосвященникам хотелось давно, недаром они постоянно подсылали к Нему провокаторов, пытавшихся подловить Его на чем-нибудь противозаконном.
Во-первых, им не нравилось, чтó Он говорит. Ведь Христос не только наполнял исконным смыслом традиционные обряды и установления закона — Он открыто обличал вождей иудейского народа, которые сели на Моисеевом седалище, возлагают на плечи людям бремена тяжелые и неудобоносимые, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф 23:2, 4)!
Во-вторых, им не нравилось, как Он говорит — как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:29).
Но больше всего им не нравилось, впечатление, которое Иисус производит на народ. Мнения о Нем среди людей ходили разные: одни почитали Его великим учителем мудрости, другие — пророком (или даже кем-то из великих пророков, восставшим из мертвых), третьи — долгожданным Мессией, Христом, Помазанником Божиим. Но для всех было очевидно одно: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин 7:46).
Вот и терзали первосвященников банальные страсти — зависть и злоба.
Но в глазах народа им вовсе не хотелось выглядеть завистливыми и мстительными, поэтому они боялись прилюдно обличать такого авторитетного Учителя, как Христос, не говоря уже о том, чтобы арестовать Его. Им нужен был повод — а повода всë не находилось…
А тут еще, как нарочно, через несколько дней Пасха, Иерусалим будет полон людьми, вокруг Иисуса привычно соберется толпа и к Нему уже не подступишься. Значит, нужно поторопиться и «решить вопрос» до Пасхи, как можно тише и незаметнее, решили первосвященники.
И тогда Каиафа произнес удивительную фразу: нужно, чтобы Иисус умер за народ (Ин 11:50–51). Человеком Каиафа был, конечно, негодным, но все-таки он был первосвященником и, сам того не осознавая, произнес пророчество. Христос действительно умер за всех людей, добровольно взяв на Себя ответственность за грехи каждого.
Однако планы Анны и Каиафы реализовались только отчасти. Казнить Христа «по-тихому» не вышло — на суд Пилата собралась огромная толпа, которую первосвященникам пришлось специально настраивать против Иисуса. И казнь на Голгофе тоже собрала зрителей. А вот управиться до наступления праздника пасхи, которая в тот год выпала на субботу, получилось, только это было уже не важно. На следующий день после наступления иудейской пасхи Христос воскрес — и праздник приобрел новый смысл и новое содержание.
Решив казнить Иисуса, первосвященники действовали по намеченному плану и стремились поскорее подвести дело к развязке. Поэтому во время суда Иисус и не отвечал на их вопросы: они, как и весь судебный процесс, были чистой формальностью, инсценировкой.
И все-таки нельзя сказать, что у Анны и Каиафы не было возможности повернуть назад. Суд над Спасителем можно было провести по закону: нормально, в дневное время, созвать всех членов синедриона (верховного судилища), предварительно выслушать свидетелей (реальных, а не наспех подготовленных), не торопиться с вынесением приговора. Можно было хотя бы задуматься, когда на прямой вопрос: «Ты ли Христос, Сын Божий?» обвиняемый дал по сути утвердительный ответ. А Пилата, готового отпустить невиновного, можно было не шантажировать, говоря: «Если отпустишь его, ты не друг кесарю».
Но ни одной из этих возможностей первосвященники не воспользовались. Так бывает, когда человек твердо решил не слушать голоса совести и, зажмурив глаза, бросается навстречу собственной гибели.
…В 1990 году археологи нашли в Иерусалиме захоронение некоего Каиафы и членов его семейства. В одном из черепов обнаружили монетку. Вкладывать такую монетку в рот покойнику было в обычае у язычников: считалось, что умерший расплатится ею с паромщиком Хароном за переправу через реку, отделяющую мир живых от мира мертвых. Если это тот самый Каиафа (а у простых людей именных гробниц, понятно, не было), то смерть его оказалась вполне достойной его жизни.
Каиафа, зять Анны
Каиафа официально исполнял должность первосвященника с 18 по 37 год. Казалось бы, имея такого тестя, Каиафа уже ни о чем не должен был думать сам и мог просто исполнять его указания. Но делать это тоже можно по-разному: нехотя или с особым рвением. Можно даже подводить обоснование под то, что думал, но, возможно, так и не высказал старший.
Именно Каиафа, как сообщает Иоанн, рассуждал об Иисусе так: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». И тут же Иоанн комментирует: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино».
Что это за логика такая странная: один человек за многих людей? По расчетам Каиафы, проповедь и чудеса Иисуса могли привести к смуте, и тогда обязательно прольется кровь. Так лучше убить Одного. Ну, заодно и тех, кто служит слишком ярким напоминанием о Его чудесах, – так, Иоанн сообщает, что и Лазаря, которого Иисус воскресил за неделю до Собственной смерти, первосвященники тоже решили убить, чтобы мертвый, против законов природы ставший живым, так и оставался мертвым. Только все, что произошло затем с Иисусом, заставило забыть о Лазаре.
А с другой стороны, должность первосвященника что-то да значит, даже если исполняет ее такой негодный человек. Он все равно может оказаться пророком, пусть и против собственного желания. Так вышло и с Каиафой: смерть Иисуса стала искупительной жертвой для всех людей, и Каиафа, сам не понимая того, сказал именно об этом.
Что ж, сказано – сделано. Иисус был схвачен и доставлен в дом первосвященника, куда срочно, чтобы успеть с казнью до наступления Пасхи, собрали, кого сумели, членов Синедриона. Матфей описывает вынесение приговора Иисусу: «Первосвященник сказал Ему: “Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?” Иисус говорит ему: “ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных”. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: “Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется?” Они же сказали в ответ: “Повинен смерти”». Этим первосвященником был именно Каиафа. Непривычные слова о Боге – это богохульство, а богохульство – это казнь.
Дальше следовало утвердить приговор у римского наместника Пилата, но за этим дело не стало. Об этом – в следующей главе.
Книга Деяний рассказывает и о том, как Синедрион во главе с Каиафой пытался запретить апостолам проповедь об Иисусе, но не помогли даже репрессии. Вскоре после всех этих событий Каиафа уступил пост первосвященника одному из сыновей Анны. Их, напомню, было пятеро, и все по очереди побывали на этой должности. О дальнейшей судьбе Каиафы мы толком ничего не знаем.
В 1990 году в Иерусалиме было обнаружено захоронение некоего Каиафы вместе с его семейством – и скорее всего, это был тот самый первосвященник. Во рту у него была монетка: по греческому обычаю ее вкладывали в рот умершему, чтобы он заплатил паромщику Харону за перевоз души через реку, отделявшую мир мертвых от мира живых. «Умер богач, и похоронили его», – совершенно как в притче. Причем тот, кто должен был хранить в неприкосновенности веру Израиля, оказывается, был погребен с соблюдением языческих суеверных обычаев.
Во времена Нового Завета среди религиозных иудеев существовали разные школы и направления. Чаще всего на страницах Евангелия мы встречаем фарисеев – название этой группы, по-видимому, происходит от слова «отделенный». Они считали себя строгими исполнителями Моисеева Закона, «отделенными» от простого народа. К ясным требованиям Моисеева Закона фарисеи добавляли свои толкования и правила, так что их требования нередко оказывались чрезвычайно строгими и мелочными. В результате получалось, что многие из них следили лишь за тщательным исполнением внешней стороны религиозных предписаний, а к другим людям относились высокомерно. Порой их религиозное рвение служило прикрытием для корыстных целей, а народное уважение просто тешило их собственное самолюбие.
В Иисусе фарисеи увидели сначала интересного проповедника, а затем – огромную угрозу своему авторитету и положению в обществе. Наиболее ожесточенные споры у Иисуса бывали именно с фарисеями. Вместе с тем некоторые из них сочувствовали и помогали Ему, прежде всего Иосиф Аримафейский. Будущий апостол Павел также принадлежал к числу фарисеев.
Другой религиозной группой у иудеев были саддукеи, или «праведники». Это течение было распространено в основном среди священников. В отличие от фарисеев, саддукеи отвергали все, кроме Писания, да и из него признавали только Пятикнижие, то есть сам Моисеев Закон, и отвергали более поздние книги. Саддукеи, в частности, не верили в возможность воскресения мертвых, поскольку в Пятикнижии о нем ничего не сказано. Саддукеям Иисус сначала был безразличен, но когда они увидели в Его проповеди угрозу священническому авторитету, а особенно когда он стал проповедовать в Иерусалимском храме, они также отнеслись к Нему враждебно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
КАИАФА
(кон. I в. до Р. Х.- сер. I в. по Р. Х.; правление ок. 18 — ок. 36 гг. по Р. Х.), первосвященник времен Иисуса Христа, принимавший, по свидетельству Евангелий, активное участие в Его осуждении. Сведения о К., зафиксированные в др. источниках, немногочисленны. Иосиф Флавий сообщает, что Валерий Грат, 5-й наместник Иудеи, «сместил первосвященника Анана и поставил на его место Исмаила, сына Фаби. Впрочем, недолго спустя он уволил и Исмаила и назначил на его место Элеазара, сына первосвященника Анана. По прошествии года он удалил и его и передал этот пост Симону, сыну Камифа. Однако и последний удержался не более года, и преемником его был назначен Иосиф, прозванный также Каиафой» (Ios. Flav. Antiq. XVIII 2. 2). То обстоятельство, что Иосиф отмечает нестабильность первосвященнической власти, обострило внимание исследователей к личности К. и причинам его продолжительного правления.
Христос перед Каиафой. Роспись ц. Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. 1694–1695 гг.
Христос перед Каиафой. Роспись ц. Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. 1694–1695 гг. В Евангелиях К. упоминается в связи с 2 обстоятельствами: для установления хронологических рамок повествования (Лк 3. 1-2) и для прояснения его роли в истории осуждения Иисуса Христа (у всех евангелистов). Степень участия К. в суде в Евангелиях представлена по-разному. Все синоптические Евангелия приводят решающий вопрос К., обращенный к Иисусу: «…Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф 26. 63; «…Сын Благословенного» (Мк 14. 61); «Ты ли Христос?» (Лк 22. 67)). В ответ на утвердительные слова Иисуса Христа К. разрывает свои одежды, и все присутствующие признают Иисуса повинным смерти (Мф 26. 64-66; Мк 14. 62-64).
В Мф 26. 3 имя К. упомянуто в связи с местом проведения совещания против Иисуса Христа: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы». Упоминание слова «первосвященник» во мн. ч. позволяет видеть здесь конкретное указание на бывш. первосвященника Анну (Ханана) и действующего первосвященника К., однако повтор слова «первосвященник» — с пояснением «по имени», так, как будто о нем говорится в первый раз,- позволяет допустить, что выражение «первосвященники и книжники и старейшины» — общая формульная фраза, служащая для обозначения евр. духовной элиты. Акцента на особой роли К. в повествовании не делается. В Мф 26. 65-66 первосвященник не называется по имени; т. о., для евангелиста важны сам суд и его последствия, а не роль конкретного человека, К., в деле осуждения Иисуса.
Евангелист Лука упоминает Анну и К. вместе, именуя их обоих первосвященниками, несмотря на то что во время евангельских событий Анна не мог выполнять это служение. Он был отстранен от должности ок. 15 г. по Р. Х. Вероятно, Анна продолжал оказывать активное влияние на религ. политику в Иудее. Пять из его сыновей занимали в течение короткого времени должность первосвященника (Ios. Flav. Antiq. XX 9. 1), а К., согласно Евангелию от Иоанна, был зятем Анны (Ин 18. 13).
В Евангелии от Иоанна интересно замечание евангелиста о том, что К. был первосвященником «на тот год» (Ин 11. 49, 51): Евфимий Зигабен увидел в этом уточнении скрытое обличение нарушения закона, к-рый предписывал избирать первосвященника пожизненно. Выражением «на тот год» евангелист мог пытаться «гармонизировать» предание о 2 первосвященниках времени Иисуса Христа, полагая, что каждый год Анна и К. по очереди сменяли друг друга на посту первосвященника. Евангелист Иоанн называет причины совещания против Иисуса: первосвященники и фарисеи пришли в замешательство от многочисленных чудес Иисуса Христа (прежде всего от воскрешения Лазаря) и боялись, что волнения в народе спровоцируют карательные меры со стороны римлян (Ин 11. 47-48). Евангелист Иоанн — единственный автор, сделавший акцент на политических мотивах действий священников и книжников против Иисуса. Первосвященник К. говорит, что лучше одному человеку умереть за народ, чем погибнуть всему народу, и эти слова оказываются пророческими (Ин 11. 49-52). Евангелист связывает это пророчество с особым статусом занимаемой К. должности.
Описание суда над Иисусом в Евангелии от Иоанна содержит существенные дополнения к свидетельству синоптиков. Хотя К. был первосвященником «на тот год», и это замечание евангелист повторяет (Ин 18. 13), Иисуса сначала ведут к Анне. Это обстоятельство получает несколько странное объяснение: «…ибо он был тесть Каиафе…» (Ин 18. 13), поскольку отношения родства Анны и К. сами по себе вряд ли могли быть достаточной причиной того, что обвиняемого привели к родственнику первосвященника, а не к нему самому. Далее Иоанн подробно описывает допрос у Анны; между тем допросу у К. не уделяется почти никакого внимания: упомянув о К. (Ин 18. 24), повествователь сразу переходит к рассказу об отречении ап. Петра (Ин 18. 25-27). С одной стороны, рассказ Евангелия от Иоанна подтверждает предположение о том, что Анна продолжал вмешиваться в дела первосвященников — своих близких родственников. (Ср. у Э. Ренана: «Судя по многим обстоятельствам, можно думать, что власть его (Каиафы.- М. К.) была лишь номинальной… Каиафа ничего не делал по собственному почину; их (Анны и Каиафы.- М. К.) имена привыкли соединять вместе, и притом имя Анны всегда даже ставилось впереди».) С др. стороны, в рамках повествования Евангелия остается необъясненной связь между содержанием допроса у Анны и теми обвинениями, о к-рых сообщили Понтию Пилату: Анна допрашивал Иисуса Христа о характере Его учения, а Пилат — о политических мотивах, о мессианстве Иисуса и Его Царстве. Евангелисты-синоптики единодушны в том, что именно о мессианском достоинстве Христа шла речь на суде у К. (Мф 26. 61-65; Мк 14. 57-64; Лк 22. 66-71) — событии, о к-ром умалчивает евангелист Иоанн. Возможно, он делает это сознательно, следуя своей тенденции дополнять повествование синоптических Евангелий, а не повторять его.
Свидетельства евангелистов и Иосифа Флавия позволяют сделать вывод о лояльности К. к рим. власти. Срок правления К. был исключительно долгим по сравнению со сроками правления его предшественников. Иосиф Флавий, уделивший много внимания борьбе евр. народа за независимость в правление Понтия Пилата, не останавливается сколько-нибудь подробно на деятельности К. Евангелист Иоанн указывает на страх первосвященника и др. религ. лидеров евр. народа перед рим. властью. Решающим аргументом в осуждении Иисуса Христа оказывается угроза нелояльности к императору (Ин 19. 12, 15; ср.: Лк 23. 2).
Помимо Евангелий в НЗ К. упомянут только в Деян 4. 6. Здесь К. вновь назван после «первосвященника» Анны и о нем говорится наряду с проч. представителями «первосвященнического рода». К. выступает здесь одним из противников проповеди апостолов. Образ К. лишен конкретных черт.
Лит.: Dodd Ch. H. The Prophecy of Caiaphas: John 11. 47-53 // Neotestamentica et Patristica. Leiden, 1962. P. 134-143; Evans C. A. In What Sense «Blasphemy»?: Jesus before Caiaphas in Mark 14:61-64 // Idem. Jesus and His Contemporaries: Comparative Studies. Leiden, 1995. P. 407-434; VanderKam J. C. From Joshua to Caiaphas: High Priests after the Exile. Minneapolis, 2004; Reinhartz A. «Rewritten Gospel»: The Сase of Caiaphas the High Priest // NTS. 2009. Vol. 55. N 2. P. 160-178.
М. Г. Калинин
Археологические свидетельства
В 1990 г., во время проведения строительных работ, на юж. окраине Иерусалима была обнаружена высеченная в скальной породе гробница, характерная для захоронений I в. по Р. Х.: с погребальной камерой размером 2,60×3,45 м и 4 небольшими нишами для размещения оссуариев (костниц). Здесь найдены 6 целых оссуариев, частично сдвинутых со своих мест, и множество обломков костных ящиков, разбросанных в беспорядке. Кроме этого в погребальной камере археологи нашли много керамической посуды I в. по Р. Х., характерной для иудейских захоронений эпохи (кухонные горшки, масляные светильники, бутылочки для благовоний), большей частью разбитой, и стеклянную бутылочку для благовоний. По всей видимости, гробница была разграблена еще в древности: среди керамических находок зарегистрировано несколько византийских типов.
Оссуарий Мириам. 70–135 гг.
Оссуарий Мириам. 70–135 гг. Нек-рые оссуарии украшены рельефами со стилизованными изображениями колонн, с зигзагообразным орнаментом и розеттами в круге. Часть костниц надписана беглым курсивным письмом, на древнееврейском или арамейском. На оссуарии, декорированном особенно сложным рельефом, дважды (на длинной и короткой сторонах костного ящика) нацарапано имя погребенного:(Иосеф бар Каиафа). Надписи на др. оссуариях несомненно указывают на принадлежность погребенных к одному семейству:,(Мириам, дочь Симеона), (мир).
В общей сложности в гробнице обнаружены останки 63 чел. Кости находились только в 6 оссуариях, причем в каждом были упокоены останки неск. человек. Так, в оссуарии с именем «Иосифа Каиафы» найдены останки мужчины 60-летнего возраста, женщины и еще неск. детей и подростков. Антропологический анализ костных останков выявил чрезвычайно высокий уровень детской и подростковой смертности. Исследователи объясняют это голодом, вызванным засухами 41-48 гг. по Р. Х. По всей видимости, высокий социальный статус семьи первосвященников не уберег их от голода. В одном из черепов найдена мелкая иудейская монета чекана царя Агриппы I Ирода (42/43 г. по Р. Х.). Очевидно, это отражает распространенное и в древней Иудее эллинистическое представление о посмертной «плате Харону». Ок. 2 десятков подобных находок сделано в иудейских захоронениях Иерусалима и Иерихона, однако обнаружение подобной монеты в гробнице рода первосвященников указывает на высокий уровень эллинизации семейства.
Дополнительные сведения по истории семьи К. получены благодаря найденному в 2011 г. оссуарию Мириам, внучки новозаветного первосвященника. Оссуарий конфискован у черных копателей, и точное место его обнаружения неизвестно (предположительно долина Ха-Эла («долина дуба», 1 Цар 17. 2, 19), в предгорье Иудейских гор). Оссуарий был подвергнут тщательным лабораторным проверкам и признан неподдельным. По осторожному предположению исследователей, находку следует датировать периодом между антирим. восстаниями (70-135): декоративный рельеф на оссуарии выполнен небрежно, а вместе с ним найдены 2 масляных светильника того времени. На длинной стороне оссуария выбита надпись: (Мириам, дочь Иешуа, сына Каиафы, священников Маазия из Бет-Имри).
Надпись дает исследователям очень ценную информацию. Из надписи следует, что К. действительно был священником, происходил из священнической семьи Маазии, упомянутой в Свящ. Писании (24-й священнический род в череде храмового служения, 1 Пар 24. 18; Неем 10. 8). Бет-Имри — название населенного пункта. Возможно, семья переселилась в Иерусалим, однако родовое имение их находилось в Бет-Имри. Точное местоположение Бет-Имри не установлено.
Лит.: Greenhut Z. Burial Cave of the Caiaphas Family // BAR. 1992. Vol. 18. N 5. P. 28-36, 76; idem. The «Caiaphas» Tomb in North Talpiyot, Jerusalem // Atiqot. 1992. Vol. 21. P. 63-71; Reich R. Ossuary Inscriptions from the «Caiaphas» Tomb // Ibid. P. 72-77; idem. Caiaphas Name Inscribed on Bone Boxes // BAR. 1992. Vol. 18. N 5. P. 38-44, 76; Zias J. Human Skeletal Remains from the «Caiaphas» Tomb // Atiqot. 1992. Vol. 21. P. 78-80; Horbury W. The «Caiaphas» Ossuaries and Joseph Caiaphas // PEQ. 1994. Vol. 126. P. 32-48; Ilan T. Lexicon of Jewish Names in Late Antiquity. Tüb., 2002. Vol. 1: Palestine 330 BCE-200 CE; Evans C. A. Excavating Caiaphas, Pilate, and Simon of Cyrene: Assessing the Literary and Archaeological Evidence // Jesus and Archaeology / Ed. J. H. Charlesworth. Grand Rapids, 2006. P. 323-340; Zissu B., Goren Y. The Ossuary of «Miriam Daughter of Yeshua Son of Caiaphas, Priests Ma’aziah» from Beth ‘Imri // IEJ. 2011. Vol. 61. N 1. P. 74-95.
Я. Чехановец
Иконография
Изображения К. известны в циклах Страстей Христовых. Отдельные сцены и циклы Страстей появляются в христ. искусстве в IV в. на рельефах саркофагов, к-рые в связи с тематикой изображений получили название «Страстные», а также на резных пластинах слоновой кости, украшающих реликварии. К одному из наиболее ранних примеров изображения К. можно отнести сцену «Христос перед синедрионом» на крышке реликвария (липсанотеки) из музея в Брешиа (IV в.). Сцена входит в цикл из 6 композиций, к-рые располагаются 2 регистрами, и помещена в нижнем регистре рядом со сценой «Приведение к Пилату. Пилат умывает руки». В левой части композиции изображены сидящие на троне 2 первосвященника, один из них указывает перстом на Иисуса Христа, Которого держат двое слуг. Хотя облачения иудейских первосвященников подробно описаны в Библии (Исх 28), в христ. искусстве им не следуют буквально. Первосвященники на крышке реликвария изображены безбородыми, с короткими вьющимися волосами, одетыми в длинные одежды (хитоны и гиматии).
Иисус Христос перед Каиафой и Анной. Фрагмент двусторонней иконы. Кон. XV в. (НГОМЗ)
Иисус Христос перед Каиафой и Анной. Фрагмент двусторонней иконы. Кон. XV в. (НГОМЗ) Следующий по времени пример — рельеф деревянных дверей ц. Санта-Сабина в Риме (ок. 430), где представлена композиция «Иисус Христос перед Каиафой». Сцена вырезана на небольшой прямоугольной панели и расположена в нижней части правой створки. Первосвященник изображен один, он сидит на троне или стуле с гнутыми ножками, поставленном на возвышении. Справа к нему подводят Иисуса Христа в сопровождении 5 чел., один из к-рых держит меч. К. представлен безбородым, он в длинном хитоне, поверх к-рого надет плащ, застегнутый на плече круглой фибулой. На голове круглая шапка с околышем, ее верх имеет складки наподобие чалмы или тюрбана — это кидар, головной убор иудейских первосвященников. В подробном Страстном цикле мозаик юж. стены базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (VI в.) К. изображен неск. раз в сценах «Иисуса Христа ведут к Каиафе», «Иисус Христос перед Каиафой и советом старейшин (синедрионом)», «Иуда возвращает сребреники», «Приведение Иисуса Христа к Пилату» и «Шествие на Голгофу». Во всех композициях К. предстает седовласым старцем с непокрытой головой, у него длинные волосы и средней длины борода. Он активно жестикулирует, указывая на Иисуса Христа. Одет в белый плащ, отороченный темной каймой и застегнутый на груди круглой фибулой с драгоценными камнями (стилизованное изображение иудейского первосвященнического наперсника), и в короткий, до колен, белый хитон с клавами. В сцене «Возвращение Иудой сребреников» на миниатюре из Россанского Евангелия (кафедральный собор, Россано, VI в.) К. представлен вместе с первосвященником Анной. Они сидят на троне, поставленном на возвышении под балдахином на 4 колоннах. К. отвернулся и выставил вперед руки, отказываясь взять сребреники обратно. Оба первосвященника в светлых серо-голубых хитонах и гиматиях, у них непокрытые головы и одинаковые короткие прически и бороды, отличается лишь цвет волос: у К. седые волосы, у Анны темные. Так же, с седыми волосами, в хитоне и гиматии, К. изображен на миниатюре из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. № 129. Л. 31 об., ок. сер. IX в.) — он сидит на судейском седалище, перед ним Иисус Христос и 2 лжесвидетеля.
Сцена суда первосвященников Анны и Каиафы встречается на миниатюрах из визант. лицевых Евангелий XI в. (напр.: Paris. gr. 74. Fol. 55, 97v, 160, 160v). На миниатюре из Евангелия монастыря Дионисиат (Ath. Dionys. 587m, кон. XI в.), где изображена не сцена суда, а собственно синедрион, К. сидит на судейском стуле с белым куколем (кидаром?) на голове. На нем, как и на стоящем перед ним др. первосвященнике, вероятно Анне, длинный хитон и верхняя колоколообразная риза, сходная со священнической фелонью. У обоих первосвященников длинные заостренные бороды. Этот иконографический тип изображения К. и Анны будет характерен для искусства средневизант. периода.
На фреске Спасского собора Мирожского мон-ря в Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.), где представлен развернутый Страстной цикл, первосвященники изображены дважды: сидящими на престоле и выслушивающими лжесвидетелей и стоящими за судейским столом, выносящими обвинение Иисусу Христу. Их белые головные уборы, куколи, имеют орнамент в виде черных штрихов. Жест правой руки К., обернувшегося к Пилату, имеет характерные особенности: такое перстосложение с прижатыми к ладони 3-м и 4-м пальцами и отставленными 2-м пальцем и мизинцем встречается у пророков, его принято называть жестом пророческого откровения. Жест К. в мирожской росписи напоминает о его невольном пророчестве об Иисусе Христе, которое приведено в Евангелии от Иоанна: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтоб весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин 11. 49-52). Произнесенные на совете первосвященников и фарисеев слова К. об Иисусе Христе, Который совершает столько чудес, что в Него могут уверовать все, были вдохновлены Св. Духом, хотя сам первосвященник, свидетельствуя истину о Спасителе, не прислушался к собственным словам и не уразумел их истинного смысла.
В древнерус. искусстве позднего XV в. Cтрастные сюжеты начинают встречаться на иконах. На новгородской таблетке (кон. XV в., НГОМЗ) в сцене «Приведение к Анне и Каиафе» К., сидящий за столом рядом с Анной, изображен без головного убора и в разорванной до пояса ризе. Этот мотив — судья К., раздирающий свои одежды,- был популярен в западноевроп. искусстве (напр., Дуччо ди Буонинсенья, «Христос перед Каиафой», фрагмент алтаря «Маэста», 1308-1311, Музей собора, Сиена) и получил распространение в рус. искусстве XVII в. (росписи ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове, ц. прор. Илии в Ярославле). К. в этих сценах предстает в одеяниях, имитирующих исторические одежды иудейских первосвященников,- в высокой шапке-кидаре, длинной нижней одежде и короткой верхней (ефоде). Так же изображается К. в серии рус. гравюр XVII-XVIII вв.
ХРИСТОС ВЕРХОВНЫЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИК
Деятельность Христа, как Верховного Первосвященника, предвозвещена. Зах. 6, 13.
Деятельность Христа как Первосвященника благословлена Богом. Евр. 3:1, 2, 5:4–6, 10.
Христос Верховный Первосвященник по чину Мелхиседека. Пс. 109, 4. Евр. 5:6, 10, 6:20, 7:15, 17, 21.
Христос Верховный Первосвященник имеет священство непреходящее. Евр. 5:6, 6:20, 7:24, 28.
Христос Верховный Первосвященник посвящен с клятвою. Евр. 7:20, 21, 28.
Христос Верховный Первосвященник высший Аарона и всех других первосвященников. Евр. 7:11, 16, 22, 8:1. 2. 6.
Христос Верховный Первосвященник свят, без порока. Евр. 7:26, 28.
Христос Верховный Первосвященник верен. Евр. 2:17, 3:1. 2.
Христос Верховный Первосвященник не имеет нужды в жертве за Самого Себя. Евр. 7, 27.
Христос Верховный Первосвященник принес Себя Самого в жертву чистую и беспорочную. Евр. 7:27, 9:14, 26, 10:8–10.
Христос Верховный Первосвященник принес только однажды одну жертву. Евр. 7:27, 9:25–28, 10:10, 12.
Христос Верховный Первосвященник принес жертву, высшую всех других. Евр. 9:13. 14. 23.
Христос Верховный Первосвященник совершил умилостивление за грехи. Рим. 3, 24. Евр. 2:17, 10:12.
Христос Верховный Первосвященник приобрел нам вечное искупление. Евр. 9, 12.
Христос Верховный Первосвященник вошел в небо. Евр. 4:14, 8:1, 9:24, 10:12.
Христос Верховный Первосвященник имеет сострадание к нашим немощам. Евр. 2:18, 4:15.
может искушаемым помочь. Евр. 2, 18.
Христос Верховный Первосвященник ходатайствует на небе за верных. Рим. 8:33, 34. Евр. 7:25, 9:24; 1Иоан. 2, 1.
Христос Верховный Первосвященник может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу. Евр. 7, 25.
Христос Верховный Первосвященник благословляет верных. Числ. 6, 23–26 и Деян. 3, 26.
Христос, Верховный Первосвященник, призывает всех грешников приобщиться через веру к Богу. Евр. 4, 14–16.
Прообразы. Мелхиседек. Быт. 14, 18–20. Евр. 7, 1–21. Аарон. Исх. 40, 12–15 и Евр. 5, 4–6.
Первосвященник
Первосвященник (ивр. הַכֹּהֵן הַגָּדוֹל, ха-коэн ха-гадол — дословно «великий священник»; иногда сокращённо ивр. הַכֹּהֵן, ха-коэн — «священник») — в иудаизме священнослужитель, возглавлявший службу в Скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания .
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно , искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
(Евр.4:14-16)
Очевидно, что первосвященник Ветхого Завета был прообразом Христа; не только по причине совершаемых им жертвоприношений, но по причине выдающегося положения человека, входившего в Святое святых с кровью, которую он приносил за себя и за грехи народа.
Как сам первосвященник, так и кровь символизировали Христа. Однако, в этой статье мы будем говорить только о первосвященнике как о прообразе Христа.
Обязанности
Первосвященник был полностью предан своим священным обязанностям и не принимал участия в мирских делах.
Иисус был до конца предан совершению воли Его Отца и исполнению Своего предназначения по спасению погибших духовно (Иоан. 6:38; Лук. 19:10).
Призыв
Первосвященник призывался Богом. Согласно Евр. 5:4, никто не мог сам себе присвоить эту честь.
Христос, наш первосвященник, был определен и призван Богом (Евр. 2:17; 3:1).
Недостатки
Первосвященник не мог иметь физических уродств и недостатков. Он также должен был избегать прикосновения к любому мертвому телу (Лев. 21:10-24).
Иисус, наш первосвященник, был свят, непричастен злу и отделен от грешников.
В характере Иисуса не было недостатков (Евр. 4:15; 7:26; 1 Пет. 2:22).
Посвящение
Первосвященники проходили обряд посвящения перед началом служения.
Перед тем, как войти в скинию собрания, священник должен был омыться водой.
Также его должны были помазать елеем, и за него приносилась жертва Богу (Исх. 29:4,7,10-14).
Христос принял крещение, но не для отпущения грехов подобно нашему крещению; но Он был крещен, чтобы исполнилась всякая правда.
Иисус, прожив безгрешную жизнь, принес Себя в жертву за грехи мира (Евр. 2:9; 9:26).
Ввиду того, что Иисус принес Себя Самого в жертву, Его называют «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29).
Примирение: Святое Святых
Первосвященник входил в Святое Святых однажды в год и окроплял кровью седалище милосердия (крышку ковчега), совершая примирение за свои грехи и грехи народа.
Иисус, наш первосвященник, совершил примирение не за Себя Самого, ибо он был безгрешен, и не с кровью животных; но Своей Собственной кровью Он приобрел для нас вечное искупление (Евр. 9:7-14; 10:9,10).
Христос, наш первосвященник, ходатайствует теперь за нас одесную (по правую руку) Бога (Евр. 7:25; 1 Иоан. 2:1-3).
Ответственность
Согласно Ветхому Завету, на первосвященнике лежала ответственность за скинию (Евр. 9:6,7).
Иисус заботится о церкви (Еф. 1:22,23; Евр. 10:21).
Мы должны служить Христу сегодня, «исполняя волю Божию от души» (Еф. 6:6).
Таким образом, мы, будучи христианами, не по своему выбору учреждаем церкви и не поклоняемся и служим Богу, как нам угодно; но мы исполняем волю Божию от души.
Суд
Первосвященник выносил судебные приговоры и принимал решения в спорных вопросах (Иоан. 18:12-14).
Преемник
Первосвященники Ветхого Завета сменяли друг друга по причине смерти (Евр. 7:23).
Это являет Христа не только как совершенного первосвященника, но также как совершенную жертву за человечество.
Духовные прообразы: 9 фактов
Первосвященник, прообраз Христа. 9 фактов
- Первосвященник не мог иметь никаких физических уродств и недостатков и должен был избегать прикосновения к любому мертвому телу (Лев. 21:9-23)
- Первосвященник не принимал участия в мирских делах
- Первосвященник проходил посвящение перед своим служением — омывание водой, помазание елеем и принесение жертвы Богу (Исх. 29:4,7,10-14)
- Первосвященник совершал ежегодное примирение за народ (Лев. 16:3-16; Евр. 9:7-14)
- Первосвященник ходатайствовал за народ (Лев. 16:3-16)
- Первосвященник благословлял народ во имя Господа
- Первосвященник осуществлял надзор над скинией (Евр. 9:6,7)
- Первосвященник выносил приговоры и принимал решения в спорных вопросах (Иоан. 18:13)
- У первосвященника появлялся преемник после смерти (Евр. 7:23)
Иисус
Каиафа
Полезная информация
Йосеф Бар Каиафа
ивр. יוסף בַּר קַיָּפָא
Каиа́фа
ивр. כייפא
греч. Καϊάφας
англ. Caiaphas
вероятно с арам. «смирение»
по другим данным — «исследователь»
Евангелие
От Иоанна
«Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ((Ин. 18:1924)
От Матфея
«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам 68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мт. 26:59-68)
От Марка
«Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.» (Мк. 14:55-65)
От Луки
«И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите ; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.» (Лк. 22:66-71)
Первосвященник Иосиф Каиафа
«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3:1–2).
«Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ» (Ин. 18:14).
Римские прокураторы управляли Иудейской провинцией с помощью назначаемых ими первосвященников. Каиафа был первосвященником Храма в течение 18 лет. Его назначил на этот пост Валерий Грат, предшественник Понтия Пилата, а отстранил от власти консул Авл Вителлий, будущий император Рима. Каиафа был зятем первосвященника Анны и после избрания полостью подчинялся советам и рекомендациям своего тестя. Даже уйдя с поста, Анна крепко держал в руках власть и, по сути дела, единолично распоряжался храмовыми должностями и казной. Как и тесть, Каиафа был саддукеем и своим возвышением был полностью обязан римской власти. После воскрешения Лазаря саддукеи были встревожены тем, что непреложный факт отвергает их учение о невозможности воскрешения и отрицании жизни после земной смерти. Каиафа прежде всего ценил свои личные интересы, и видя в Господе Иисусе Христе опасного возмутителя, испугавшись за то, что может лишиться положения, если произойдет бунт и последующая расправа римлян, первый призвал избавиться от Иисуса Христа, потому что»что лучше одному человеку умереть за народ».
В «Церковной истории Евсевия Памфила о Иосифе Каиафе говорится следующее: «Тогда то, по евангелисту, в пятнадцатый год царствования кесаря Тиверия и в четвертый управления Пилатом Иудеей, когда тетрархами остальной Иудеи были Ирод, Лисаний и Филипп, Спаситель и Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, на тридцатом году Своей жизни пришел креститься к Иоанну и положил начало благовестию. По словам Священного Писания, время Его учительства укладывается в годы, когда первосвященниками были Анна и Каиафа. Оно началось в первосвященство Анны и продолжалось до первосвященства Каиафы, — это промежуток меньше четырех лет. С этого времени нарушены были постановления закона, касавшиеся служения Богу, которое было пожизненным и переходило преемственно от отца к сыну. Римские власти ставили первосвященниками то одного, то другого, и никто в этой должности больше года не оставался. Иосиф <Флавий> рассказывает, что после Анны и до Каиафы сменилось четыре первосвященника. В той же книге «Древностей» он пишет так: «Валерий Грат сместил Анана и объявил первосвященником Измаила, сына Фаби, но спустя короткое время убрал и его и объявил первосвященником Елеазара, сына первосвященника Анана. По прошествии года сместил и его и передал сан первосвященника Симону, сыну Камифа. И он удержал свое звание не больше года; преемником его стал Иосиф, прозванный Каиафой». Итак, время учительства Спасителя нашего продолжалось неполных четыре года, и в течение этих четырех лет четыре первосвященника — от Анны до Каиафы — несли свое служение. Что Каиафа был действительно первосвященником в год спасительных Страданий, об этом свидетельствует Евангелие. Оно и вышеприведенные замечания, с ним согласные, указывают время учительства Христова. Спаситель и Владыка наш вскоре после начала Своей проповеди призвал двенадцать апостолов; только их, среди прочих Своих учеников, особо почтил Он именем апостолов. Затем избрал Он еще семьдесят, которых послал по двое пред лицем Своим во всякое место и город, куда хотел идти Сам» (кн. 1, гл. 10).
В найденной в 1990 году погребальной пещере были обнаружены несколько оссуариев (гробов), на узкой стороне одного из них была найдена надпись «‘husf br kfa», то есть на современном языке «Yehosef bar Qafa» — Иосиф, сын Каиафы. В оссуарии археологи нашли кости шести человек: двух младенцев, одного ребенка возрастом от 2 до 5 лет, подростка около 13 лет, взрослой женщины и мужчины примерно 60 лет. Вероятно, последний скелет и принадлежит первосвященнику.
Giotto Scrovegni 32 Christ before Caiaphas. Giotto, Di Bondone.
Христос перед Каиафой
Иногда тот или иной БФ, не находя отражения в названии произведения, тем не менее изображён на картине. Так, на фреске Джотто «Христос перед Каиафой» первосвященник Каиафа раздирает на себе одежды. «Этот характерный жест в античную эпоху означал либо безутешное горе, либо отчаяние, либо – как в случае с Каиафой – негодование» (Майкапар, 1998, с. 221).
Посмотрим, как это выражение представлено в Библии. Оборот восходит к древнему обычаю у народов Востока раздирать на себе одежды в знак выражения горя, отчаяния, негодования. Оборот встречается как в Ветхом, так и в Новом Завете. Например, в Ветхом Завете рассказывается об одном из праведников, Иове, добродетели и благочестие которого испытываются Господом: в одночасье он лишается всего – богатства, благополучной и счастливой жизни; гибнут все его дети. «Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю…» (Иов 1:20). Узнав о бедах и жестоких страданиях Иова, трое его друзей пришли к нему, чтобы поддержать и утешить своего друга. Они были потрясены видом несчастного страдальца и бурно выражали свою глубокую скорбь: «И, подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой, и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов 2:12).
В книге Есфири повествуется о пленном иудее Мардохее, который жил в Сузах при дворе персидского царя Артаксеркса. Мардохею удалось спасти своих пленных соотечественников от гибели, раскрыв заговор главного царского вельможи Амана, который составил план поголовного истребления всех иудеев в царстве. Узнав об этом заговоре, Мардохей предаётся отчаянию и скорби: «Когда Мардохей узнал всё, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города и взывал с воплем великим и горьким» (Есф. 4:1).
Во 2-й книге Царств рассказывается о безмерном горе дочери царя Давида Фамари, которую обесчестил, а затем выгнал на улицу её родной брат Амнон. «На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы. И вывел её слуга вон, и запер за нею дверь. И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила» (2Цар. 13:18–19).
Авессалом, другой брат Фамари, решил отомстить Амнону за сестру и приказал своим людям убить его. Однако до Давида дошёл ложный слух, будто бы Авессалом убил всех царских сыновей. «И встал царь, и разодрал одежды свои, и повергся на землю, и все слуги его, предстоящие ему, разодрали одежды свои» (2Цар. 13:31).
В Новом Завете данное выражение встречается в Евангелии от Матфея в сцене допроса Иисуса Христа первосвященником Каиафой и членами Синедриона (верховного судилища). Целью этого суда было отыскать законное основание для осуждения Христа на смерть. Первосвященникам и старейшинам необходимо было найти лжесвидетелей против Иисуса. Однако сначала, «хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: “могу разрушить храм Божий и в три дня создать его”. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь, что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! На что ещё нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Мат. 26:60–66).
Суд Каиафы и Синедриона стал одним из широко представленных сюжетов у европейских художников. Согласно Новому Завету всего было шесть допросов Иисуса. На первый допрос Его привели к бывшему первосвященнику, но сохранившему влияние и в то время, Анне, тестю Каиафы. Эта сцена описана евангелистом Иоанном (см. Иоан. 18:12–13, 19–24). В живописи данный эпизод отражён в произведении Дуччо «Христос перед Анной» .
Очень интересна фреска Джотто «Христос перед Каиафой» , в которой художник совместил два эпизода: допрос у Анны и у Каиафы. Анна во время этого допроса беседует с одним из воинов, а Каиафа раздирает на себе одежды. Этот жест выражает весьма сильные эмоции первосвященника: злобу, ненависть, гнев, негодование. Так невербальное средство (жест, запечатлённый живописцем), передаёт то же значение, которое в евангельском тексте имеет вербальное, т. е. словесное выражение.
Интересно, что семантика этого оборота в Библии – выражать сильные чувства (горе, отчаяние, гнев, негодование) – связана с древним обычаем у народов Востока, т. е имеет лингвокультурологические корни. А поскольку у русского народа нет такого обычая, то выражение это претерпело в русском языке существенные изменения: оно уже не воспринимается всерьёз, приобретает ироническую окраску, благодаря чему происходит трансформация и семантики: не искренне горевать, скорбеть, негодовать, а лишь притворно изображать эти чувства.
Синонимичные значения имеют также БФ посыпать голову пеплом; рвать на себе (на голове) волосы.
Наконец, поговорим ещё об одном библейском персонаже – Марии Магдалине. Во многих произведениях (и литературных, и живописных) она представлена как грешница, которая вела распутную жизнь, но потом раскаялась в своих грехах под влиянием учения Иисуса Христа и стала Его верной последовательницей.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Пилат и Каифа. Спор
ДВОРЕЦ ИРОДА
КАИФА:
Привет, Пилат!
ПИЛАТ:
Привет тебе, Каифа!
КАИФА:
Рад видеть в добром здравии тебя!
Сегодня жарко
ПИЛАТ:
Даже слишком жарко!
КАИФА:
Не позже вечера должна придти гроза!
ПИЛАТ:
Пусть сбудется такое предсказанье!
КАИФА:
Но вряд ли о погоде будет речь,
Ведь звал меня ты вовсе не за этим.
ПИЛАТ:
Уж лучше о погоде, чем о деле!
КАИФА:
О деле! Прокуратор Иудеи
На праздник пасхи озабочен делом?
По всей провинции гуляют толпы праздных,
А их владыка, — римский прокуратор —
Подумать только! Глаз и ухо Рима!
Любимец императора — при деле!
Я озабочен этим сообщеньем!
Мой долг первосвященника — вмешаться!
И быстро все дела твои уладить!
Ведь нынче — Пасха! Праздник Иудеи!
ПИЛАТ:
Вот именно в связи с началом Пасхи
Я должен, уважая ваш обычай,
Решить, кому из мной приговоренных
К позорному распятью на кресте,
Я мог бы даровать свое прощенье…
Затем и звал тебя, первосвященник!
Мне нужен твой совет, и он мне дорог.
КАИФА:
Ах, вот в чем дело! Как же я забыл?!
Ну да, конечно! Древний наш обычай
Дает надежду всем приговоренным,
Что вместо страшной смерти в этот день
Их дожидаются прощенье и свобода!
Вот почему великая толпа
Собралась у подножия Голгофы
И так волнуется! Ведь всех интересует,
Кто тот счастливец, что избегнул кары!
ПИЛАТ:
Конечно, при твоих больших заботах,
Немудрено забыть о хлопотах помельче,
Но высший суд священников, надеюсь,
Не позабыл, что надо мне представить
Для утвержденья ту кандидатуру,
Что менее других достойна смерти.
КАИФА:
Ах, да! Конечно же! Святой синод решил,
И поручил мне сообщить об этом:
Из четырех приговоренных к казни,
А имена их ты, конечно, помнишь…
ПИЛАТ:
Дисмас, Гестас, Иешуя Га-Ноцри,
И Вар-Раван.., из этих четырех?
КАИФА:
Да-да, вот видишь! Мне б такую память!
Так вот, синод из этих четырех,
По представленью первого тетрарха,
Конечно, после долгих колебаний,
Ведь речь идет об очень трудном деле
И, согласись, не так легко решиться,
Когда на каждом столько преступлений,
Что даже ты гуманнейший наместник
Тиверия, отца и света Рима,
Был вынужден, скрывая милосердье,
Оно известно всем, а нам — тем паче,
Приговорить их к столь тяжелой смерти,
Во имя справедливого Закона
Просить, из уважения к обычьям,
Простить одну из этих душ заблудших,
И падших низко столь…
ПИЛАТ:
Короче! Имя!
КАИФА:
Короче: после очень долгих споров,
Остановились мы на Вар-Раване!
О нем просить имею порученье.
ПИЛАТ:
Как? Вар-Раван?! Так речь о Вар-Раване
Столь долгую держал ты! Это имя?
КАИФА:
Да, Вар-Раван, Великий прокуратор!
ПИЛАТ:
Быть может, я ослышался, Каифа?
Жара такая, что с трудом я слышу
Сквозь липкий зной твой голос. Вар-Равана
Ты просишь отпустить у римской власти?
КАИФА:
Да, именно его, наместник Рима!
И это пусть тебя не удивляет!
ПИЛАТ:
Вот это просьба! Значит, Вар-Равана!
Мятежника! Того, который к бунту
Открыто звал других и сам, с оружьем,
Напал на граждан Рима! Два солдата!
Два ветерана Гая им убиты!
И он, проливший кровь сынов Ромула,
Получит от меня свободу ?!
Браво! Вот это зрелище! Я, римский прокуратор,
Скажу толпе, что там внизу, бушует,
» Убийца римлян ими же прощен! »
КАИФА:
Я понимаю все твои сомненья,
Но Вар-Раван…
ПИЛАТ:
Но Вар-Раван — убийца!
Ужель его опаснее Га-Ноцри?
Ведь если их сравнить, то все сомненья
Немедля отпадут: подумать только!
Бродяга сумасшедший — и убийца!
Больной болтун — и умный бунтовщик!
Неужто так опасен этот бред,
Что перевесил меч и кровь убитых?
КАИФА:
Да! Этот бред опаснее меча!
Он слишком много нам попортил крови
И слишком долго говорил не то!
Да, Вар-Раван — мятежник! Я не спорю.
Но он обычным действовал путем,
Основ религии — опоры государства —
Никак не подрывая, и, поверь мне,
Иешуя опасней во сто крат!
Ведь то, что он вчера сказал Иуде,
Сегодня повторяет целый город!
ПИЛАТ:
Ну вот, теперь я вижу: все напрасно!
И Вар-Равана, подлого убийцу,
Что меч занес над римской головой,
Я должен отпустить сейчас из страха,
Что будут поколеблены основы
Религии, которым угрожает
Больного недоучки болтовня!
Смотри, Каифа, как бы не случилось,
Что сам Тиверий, получив в Капрее
Известье от меня об этом деле,
Не принял бы вполне достойных мер!
Когда придут когорты Фульмината,
Ты в мой дворец вбежишь уже иначе!
Отряд арабской конницы подступит,
Тогда ты вспомнишь имя Вар-Равана!
Да только ль ты? Видать, Ерушалайму
Наскучило без римских легионов!
Но напоен тогда твой город будет
Уж на водою Соломонова пруда!
Тогда, Каифа, знай, услышишь крики
И стоны раненых и горький детский плач!
Зачем больного шлешь на смерть, Каифа?
КАИФА:
Я вижу, о великий прокуратор,
Что от жары тебе довольно трудно
Понять меня, и вот: уже пугаешь!
Меня пугать не стоит, прокуратор!
Пока первосвященник Иудеи —
— Каифа, — не допустит он того,
Чтобы умов смутитель жил в народе
И вел народ под римские мечи!
Прислушайся, Пилат! Ты слышишь ропот?
Дыхание толпы огромной слышишь?
Не жалкий Вар-Гаван тому причиной,
Что этот сброд толпится под Голгофой!
Но каждому, поверь мне, любопытно,
Узнать, простим ли мы сейчас Га-Ноцри,
Который о безвластии толкует!
И если уж того коснется дело,
Я тоже знаю, где сейчас Тиверий,
И знаю, как послать ему известье,
Что ты простил того, кто заявляет,
Публично, в храме, что не будет власти
Ни римской, ни другой…
ПИЛАТ:
Да, да! Каифа!
О том, что он болтал вчера Иуде Я знаю…
КАИФА:
Ну, вот видишь, прокуратор!
Сейчас весь город ждет решенья власти,
Которая, по мнению Га-Ноцри,
Должна исчезнуть… Пусть он сам исчезнет!
ПИЛАТ:
Пожалуй, ты, первосвященник, прав!
Итак: мы отпускаем Вар-Равана?
КАИФА:
Да, Вар-Равана!
ПИЛАТ:
Секретарь! Пишите!
В честь праздника, как нам велит обычай,
Я, пятый прокуратор Иудеи,
Дарую жизнь убийце Вар-Равану!
Итак, Каифа, вы вполне довольны?
КАИФА:
Я знал, Пилат, что ты уступишь просьбе
Святейшего синода, как мудрейший
Из римских прокураторов, что были,
И будут вечно… нет прекрасней власти,
Чем власть Тиверия! Позволь мне удалиться!
Благодарю.
ПИЛАТ:
Я лишь исполнил долг.
КАИФА:
Да будет так! Свершится все, как надо!