Содержание
- События в первом столетии первого тысячелетия
- Жизнь Адама и Евы после изгнания из рая
- Жизнь Адама и Евы после изгнания из рая
- Изгнание Адама и Eвы из рая
- Грехопадение прародителей и изгнание их из рая
- Изгнание Адама из рая: последний день перед Великим постом
- В чём суть предания об изгнании Адама из рая?
- Что означает предание об изгнании Адама и Евы?
- Не лучший сын грешников, изгнанных из рая — слово из 4 букв
- не лучший сын грешников, изгнанных из рая, 4 буквы, сканворд
- Изгнание Адама и Евы из Рая в картинах и иконах
- Изгнание Адама и Евы из Рая
События в первом столетии первого тысячелетия
Мы начинаем исчислять лета миробытия со времени изгнания Адама из рая, ибо сколько продолжалось то время, в течение которого Адам наслаждался райскими благами, нам совершенно неизвестно. Известным же стало нам то время, в которое начал он после изгнания злострадать, и отсюда лета получили свое начало, когда род человеческий увидел зло. Поистине, Адам познал добро и зло в то время, когда лишился добра, впал в неожиданные бедствия, которых прежде не испытывал. Ибо, пребывая сначала в раю, он был как сын в отцовском доме, без печали и труда, насыщаясь готовою и пребогатою трапезою; вне же рая, как бы изгнанный из отечества, начал он в поте лица своего есть хлеб со слезами и воздыханием. Стала и помощница его Ева, мать всех живущих, в болезнях рождать детей, и рождать скорее к смерти, а не к жизни, ибо прежде их рождения она умертвила их, подвергнув чрез свое грехопадениие весь человеческий род двоякой смерти – душевной и телесной. И родящиеся начинали не жить прежде, но прежде умирали, ибо они душою уже мертвы были, а телом своим стремились к смерти, рождаясь из матерней утробы для сей жизни вместе с мертвенною тленностью. (И нам всем она оставила такой же образ рождения.) Ибо Ева зачав родила Каина, о котором самое дело показало, что он был зачат во грехах: когда он возрос, то сделался первым в поднебесной человекоубийцей. Известно также, что рожденный после Каина Авель был чадом покаяния, ибо он угодил жертвами Богу.
Относительно рождения первых детей Адамовых у летописцев мы находим разноречные мнения.
Иные пишут, что Каин родился после первого года изгнания Адамова, а в следующий год родился Авель; так из года в год у Адама и Евы умножались сыновья и дочери (Гавриил Буцелин).
Другие повествуют, что в пятнадцатый год своей жизни Адам и Ева родили чадо мужеского пола – Каина – вместе с женским полом – Калманою; когда оба возросли, родители соединили их в плотское супружество для умножения человеческого рода. Потом, когда опять прошли пятнадцать лет от рождения Каина, в тридцатый год своей жизни Адам и Ева родили Авеля вместе с сестрою его Делворой (Иоанн Навклир).
Некоторые же написали, что Адам и Ева после своего изгнания из рая непрестанно в течение ста лет плакали о преступлении своем заповеди Божией и о лишении райских благ. В те годы своего плачевного сетования они не познали себя плотски, но пребывали в девстве, не прикасаясь один к другому. По окончании же ста лет они познали себя плотским соединением и стали рождать детей (Корнилий-а-Лапиде, на Бытия, гл. 4, ст. 1). Однако сие не подтверждается чем-либо достоверным.
Вероятнее всего, что после изгнания из рая наши прародители, если и не тотчас, то не в продолжительном времени познали друг друга плотски и стали рождать детей: сие частью потому, что оба они были созданы в возрасте совершенном, способном к супружеству, частью же и потому, что в них усилились естественная похоть и стремление к плотскому смешению после того, как была от них отнята прежняя благодать Божия за преступление заповеди. Кроме того, видя в мире сем только себя самих и зная, однако, что они созданы и предназначены Богом для того, чтобы рождать и умножать род человеческий, они желали возможно скорее увидеть подобный себе плод и размножение человечества, а потому вскоре и познали себя плотски, и начали рождать.
Заметим, что иудейские раввины считают Каина и Авеля близнецами, но это неверно.
Жизнь Адама и Евы после изгнания из рая
Жизнь Адама и Евы после изгнания из рая
Первые семь дней после изгнания из рая Адам и Ева провели под кустом на лужайке. Они сильно страдали и мучились, но не физически, а морально. Им было стыдно за своё непослушание. Но через семь дней они стали страдать от голода. Поблизости не было тех плодов, к которым они привыкли в раю. Добывать пищу они не умели. Что же им было делать? Тогда Ева обратилась к Адаму с такими словами: «Адамчик, убей меня и расскажи об этом Всевышнему. Ведь это моя вина в том, что мы нарушили запрет. Узнав о моей смерти, быть может, Всевышний допустит тебя снова в рай».
Адам ответил на эти горькие слова следующим образом:
«Милая Ева! Я не в состоянии причинить вред собственной плоти. Оставь эти мысли. Лучше давай подумаем, как нам быть».
Адам отправился добывать пищу. Он пробовал все растения, попадавшиеся ему на пути, на вкус. Многие были горькие, но иногда попадались и сносные. Он собирал их в пучок и относил Еве. Наевшись, они усталые ложились спать. Однажды Ева заметила, что её живот стал больше. Она с тревогой рассказала об этом Адаму. Он не придал её словам значения. Продолжал собирать корешки. Растения лишь слегка утоляли голод, но не насыщали в полном смысле этого слова. Адам обратил внимание на то, что дикие звери поедали друг друга. Он сказал Еве, что в этом можно видеть намёк на то, что зверей можно им тоже попробовать. Ева посетовала на то, что ей жалко будет кушать таких милых овечек и козочек. Но в это же время перед её голодным мысленным взором возник образ шашлыка на шампуре, с колечками лука и помидоров между кусочками мяса. Она сглотнула слюну и ответила со вздохом, что придётся, видимо, попробовать и мясо, так как в последнее время она постоянно ощущает голод.
Адам отправился на охоту. Сначала он никак не мог поймать овечек. Но потом сообразил, что надо их обмануть, предложив что-нибудь вкусное. Он наломал свежих веток и стал помахивать ими перед мордами зверушек. Доверчивые овечки поверили в его добрые намерения и подошли поближе. Тут-то он и схватил одну овечку, свернул ей голову и отнёс жене. Они впервые после изгнания из рая наелись досыта. Однако большого удовольствия от сырого мяса без соли и специй не получили. Но однажды, когда они сидели у костра и грелись, из слабых ручонок Евы выпал кусок мяса и очутился прямо в огне. К счастью, этот кусок мяса не сгорел, так как лежал на самом краю костра, но зато хорошо пропёкся на углях, издавая ни с чем не сравнимый аромат. Адам вытащил палкой этот кусок и поднёс ко рту. Не в силах удержаться от соблазна, он откусил от обугленного мяса и ощутил почти райское блаженство. Так люди научились жарить шашлык.
Изгнание Адама и Eвы из рая
Но, однажды Адам и Ева ослушалнсь Бога. И Он нзгнал их из рая. Это случилось так.
Господь разрешил им есть плоды от всякого дерева в саду, кроме плодов от дерева, которое называлось деревом познания добра и зла. Бог сказал, что если они ослушаются этой заповеди, то умрут.
Но сатана, враг Бога и людей, решил погубить Адама и Еву. Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?»» Ева ответила: «Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы нам не умереть». Тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло».
Когда Ева после слов змея посмотрела на дерево, оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что давало знание. Она сорвала с него плод и съела его, и дала есть также мужу своему Адаму. И сказал Бог Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «»Не ешь от него»», — то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада и они не могли больше возвратиться. Поэтому они так печальны на этой картинке.
Так произошло грехопадение первых людей. По слову Бога они умерли духовной смертью‚ а затем и физической. Духовная смерть значит, что прерывается духовное общение с Богом Творцом. Но Бог уже тогда обещает спасение всему человечеству от греха через Своего Сына Иисуса Христа. Об этом вы прочитаете позже в этой же книге.
Читайте более подробно: Бытие 3:1-23.
Грехопадение прародителей и изгнание их из рая
Блаженное состояние первых людей в раю продолжалось недолго. Дух тьмы, диавол, терзаемый завистью123, решился лишить их рая и любви Творца, как сам был лишён неба и отвержен от Бога. Вследствие этого, он вошёл в змея и, чрез это мудрое животное, стал соблазнять Еву вкусить от древа познания добра и зла, и тем самым нарушить заповедь своего Творца. Таким образом, «слова те (которые мы слышим из уст змия, – Быт., III, 1. 4. 5.) принадлежали диаволу, который возбуждён был к сему обману своею завистью; а этим животным (змием) он воспользовался, как способным орудием, к тому, чтобы, прикрыв обман своей приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом, через неё, и первозданного» 124. И действительно, «надмившись надеждою на равенство с Богом, Ева преступила заповедь» 125 и увлекла с собою Адама. – Едва прародители нарушили данную им заповедь, сбылись над ними слова Господа126: они и всё их потомство стали смертными. «Как в человеческих судах, когда кто-либо, быв приговорён на отсечение головы, затем посажен будет в темницу; то хотя бы он здесь и долго пробыл, ничем, однако же, не лучше будет мёртвых, будучи уже предан смерти приговором: подобным образом и прародители с того самого дня, в который получили приговор смертный, хотя и долго ещё прожили, но по приговору уже умерли (стали смертными)….» 127. «Так перевёл и Симмах: «с того дня, в который вкусишь от древа, будешь смертен»» 128, тогда как , не преступив заповеди, они могли бы быть бессмертными, так как «Бог сотворил его (человека) ни смертным, ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог сотворил человека свободным и самовластным» 129. Следовательно, «не дерево, как думают некоторые, было смертоносно, но преслушание заповеди» 130. Если бы человек устоял в искушении и не нарушил воли Божией, то, по мнению Св. Ефрема Сирина, это же самое дерево познания добра и зла не только перестало бы потом быть для человека вредным и опасным, а, напротив, – принесло бы для него несомненную и великую пользу. «Если бы змий, говорит Св. Отец, не вовлёк их (прародителей) в преступление, то вкусили бы они плодов древа жизни, и древо познания добра и зла тогда не было бы уже им воспрещено; от одного из сих древ приобрели бы они непогрешительное ведение, а от другого прияли бы вечную жизнь и в человечестве стали бы богоподобны» 131.
Но, к несчастию Адама и всего его потомства, преступление было совершено, воля Божия была нарушена; должно было явиться, следовательно, и возмездие за грех, как того требовало правосудие Божие. И оно явилось. Объявить наказание за грех преслушания заповеди благоволил явиться Тот же, Кто дал и самую заповедь. Но, «чтобы дать возможность прародителям приготовиться к молению (и покаянию), Судия (несколько времени, – до вечера) медлит прийти» 132. Когда же, за это время, стало ясным, что прародители нисколько не обнаруживают в себе чувства раскаяния, а только стараются скрыться от Вездесущего, Бог явился к ним и изрёк им Свой праведный суд. Сначала Бог обращается к Адаму, – «и (это) для того,… чтобы обвинение перешло на жену, и опять её спрашивает, чтобы перевести вину на змея….. А змея Он не спрашивал, ибо знал, что он виновник преступления» 133. С главного виновника преступления начинается и наложение наказания134. Правда, таким виновником был, собственно не змей, а диавол, но «как чадолюбивый отец, наказывая убийцу своего сына, ломает и нож, и меч, которым совершено убийство, и разбивает их на мелкие части; подобным образом и Всеблагий Бог, когда это животное (змей), как меч какой, послужило орудием злобы диавола, подвергает оное непрестающей казни, чтобы мы из этого чувственного явления заключили, в каком бесчестии находится и сам диавол» 135, уже давно наказанный Творцом за свою гордыню. – С другой стороны, в наложении наказания прежде всего на змея было у Бога ещё и иное побуждение, – именно, чтобы дать людям время придти в себя, покаяться и тем заслужить себе прощение. «Хотя и по самой справедливости, говорит Св. Ефрем Сирин, определение суда надлежало прежде изречь змию, – потому что, где начало преступления, там должно было начаться и наказанию; – но Бог начал с сего презренного, конечно, для того, чтобы, пока на него одного обращён был гнев правосудия, Адам и Ева пришли в страх и покаялись, и тем благости открылась возможность освободить их от проклятия правосудия» 136. Но так как в согрешивших, и после этого, не было замечено чувства раскаяния, то слово суда обратилось и на них. Еве было сказано: «Рождение детей, – источник великого утешения, – будет начинаться печалью, чтобы ты (жена) в страданиях и болезнях, неизбежных спутниках деторождения, имела постоянное напоминание о том, как велик этот грех и преслушание» 137 и как велики те бедствия, какие ты навела на всё своё потомство. Кроме того, «так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошею подчинённою» 138 своему мужу. Наконец, Бог обратился к Адаму и сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей» и преступил волю Мою, «проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нея во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит тебе она; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься»139. «Впрочем и здесь, говорит Св. Григорий Богослов, (человек) приобретает нечто, именно смерть – в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным. Таким образом, самое наказание делается человеколюбием» 140. «Бог задержал грех, полагая смерть и превращая грех и делая ему конец через разрушение плоти, которая должна быть в земле, дабы человек некогда, переставая жить для греха и умирая ему, начал жить для Бога» 141. Так что, «человек, подобно какому-то скудельному сосуду, опять разлагается в землю, чтобы, по отделении воспринятой им ныне скверны, воскресением мог быть воссоздан в первоначальный вид» 142. Также совместность премудрости и человеколюбия Творца обнаруживается и в том, что за грех прародителей проклята была земля. «Так как земля создана для человека, чтобы он мог наслаждаться плодами её: поэтому теперь Бог, из-за человека же, согрешившего, налагает на неё проклятие…… на весь век, чтобы не только сами прародители получили от этого пользу, но и последующие роды дознавали самым опытом, за что постигло их это наказание» 143. – Произнеся этот приговор, Господь изгнал Адама и жену его из рая, «чтобы не смел (он) более прикасаться и к этому древу (древу жизни), постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно» 144, и поселил их близ Едема, дабы, взирая на последний, «возненавидели грех, лишивший их стольких благ» 145. Как «море, когда в недрах своих увидит труп какого-либо животного, не оставляет его в себе, но выбрасывает вон» 146, так и Адам с Евою, умершие духовно, были изгнаны от Лица Господня. А чтобы они не сделали вторичного нарушения заповеди Божией, – не вернулись в своё прежнее жилище, Господь «поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающейся, чтобы охранять путь к древу жизни»147. «Правосудный видел, что послабление сделало бы Адама дерзким; Он знал, что если ослабить узду, то Адам прострется далее и преступит малую и слабую преграду. Поэтому, по необходимости, поставил ему новые преграды. Слово и заповедь были ограждением древа, а Херувим и острие меча стали оплотом рая» 148. – В том факте, что как вошёл в рай, так и вышел из него полный человек, состоящий из души и тела, Святые Отцы видят образ будущего воскресения. «Когда Господь, говорит Св. Ефрем Сирин, довершил создание Адама, тогда взял и поселил в раю. Ни душа без тела, ни тело без души не могли войти туда, но чистые и совершенные вошли вместе в эту совершенную обитель. Вместе и вышли из неё, соделавшись нечистыми. А это показывает , что вместе и войдут в день воскресения» 149.
Чтобы защитить смертное тело человека от воздушных перемен, Бог повелел ему носить «ризы кожанныя»150. Когда совершено было нарушение заповеди, «пришёл грех и преступление, и объял их (прародителей) стыд. Ибо нелицеприятный судия, т.е. совесть, восстав против согрешивших, стала вопиять громким голосом и упрекать их» 151; тогда «Адам на деле показал своё раскаяние152 чрез препоясание, покрыв себя смоковничными листьями153, хотя были многие другие листья, которые могли бы менее беспокоить его тело…. И он всегда бы носил эту одежду, смиряя себя самого, если бы Милосердый Господь не облёк их одеждою кожанною, вместо смоковничных листьев» 154. Стыд , побудивши Адама и Еву сшить себе одежду из листьев, был, однако же, далёк ещё от чувства полного сознания виновными пред Богом н спасительного, затем, раскаяния пред Ним во грехе: поэтому Господь «повелел им облечься в кожанные ризы для непрестанного памятования о преслушании» 155 и об их нераскаянности. – Кроме того, по учению Св. Григория Нисского, эти кожанные ризы, в которые были облечены наши прародители после падения, можно понимать и чисто в аллегорическом смысле. «Когда первые человеки, говорит он, коснулись запрещённого и обнажили себя от…. блаженства, тогда Господь налагает на первозданных «ризы кожаны», как мне кажется, не к сим именно кожам обращая смысл речи (ибо с каких закланных животвых сняты кожи и примышлено одеяние людям?), но, поелику всякая кожа, отделённая от животного, мертва, то думаю, что после сего Врачующий нашу порочность, чтобы не навсегда в нас оставалась она, конечно промыслительно, наложил на людей возможность умирать, которая была отличием естества бессловесного. Ибо риза есть нечто, совне на нас налагаемое, служащее телу на временное употребление, не сродняющееся с естеством. Посему, по особому смотрению, с естества бессловесных перенесена мёртвость на естество, сотворённое для бессмертия, покрывает его внешность, а не внутренность, объемлет чувственную часть человека, но не касается самого Божия образа. Да и чувственное разлагается, а не уничтожается» 156.
Изгнанный из рая человек не был уже тем владыкою и царём окружающей его природы, каким он был в раю. «Как вошёл грех, то уже отнята была (от человека) и честь, и власть… Пока имел он дерзновение перед Богом, дотоле и страшен был зверям; а когда согрешил, то сам стал бояться и последних из сорабов своих…… (Но) Бог человеколюбивый и побеждающий благостью наши прегрешения, не всю честь отнял (от него) и не вовсе лишил его владычества, но тех только животных изъял из-под власти его, которые не весьма полезны ему для жизни; напротив, тех, которые нужны и полезны и много доставляют услуг нашей жизни, оставил в подчинении и покорности ему…… Он поступил точно так, как милосердый и попечительный господин, который, наказав своего раба, прилагает и врачевство к ранам. Так и Бог, наказав согрешившего, всячески хочет облегчить это наказание: осудил нас на постоянный труд и пот, но, для облегчения труда, дал нам множество бессловесных» 157. – Прожив 130 (230) лет, Адам помер158 и был, по преданию, погребён на месте Голгофы, и именно на том самом месте, где впоследствии был водружён Крест Христов, спасший потомков Адама от греха, проклятия и смерти, введённых в мир Адамом159. – «Если же кто захочет тщательно узнать, – в какой из семи дней умер Адам, то откроет это из устроения Господа. Ибо восстановляя в Себе всего человека от начала до конца, Он повторил и его смерть. Посему очевидно, что Господь, повинуясь Отцу, принял смерть в тот день, в который умер Адам, непослушный Богу… А Господь пришёл на страдание в день накануне субботы, т.е. в шестой день творения» 160, – следовательно, в тот же день помер и Адам. «Адам не умер в тот (самый) день, в который определено было ему умереть (т.е. в день вкушения от запретного древа); и сия же благость, отменившая такой приговор, сохранила ему жизнь, чтобы утешился он, увидев, как Энох входит в рай и получает его в наследие. Адам вкусил сию благость, уразумел, что и он может войти туда с помощью другой Евы, познал, что и ему есть надежда возвратиться в наследие своё. В Энохе увидел Адам образ Спасителя нашего, Который отверз рай и ввёл в оный изгнанного, увидел тайну Вертоградаря, Который блюдёт у Себя благодать – ключ от рая» 161.
Углубляясь в прообразовательный смысл истории грехопадения наших прародителей, Св. Кирилл Иерусалимский восклицает: «Подлинно, в удивление приводит меня истинность прообразований! В раю падение – в вертограде спасение; от древа грех, – и грех до древа. Пополудни скрылись от ходящего Господа, – и пополудни разбойник
вводится Господом в рай…… Адаму произнесено осуждение: «проклята земля в делех твоих; терния и волчцы возрастит тебе». Посему Иисус приемлет на Себя терние, чтобы уничтожить осуждение (проклятие). Для того погребён и в земле, чтобы проклятая земля, вместо проклятия, прияла благословение. Во время греха облеклись в смоковные листья; потому и Иисус концом знамений дал смоковницу. Ибо, готовясь идти на страдание, проклинает смоковницу, но не всякую смоковницу, а только ту (т.е. из листьев которой сделано было препоясание в раю) одну, в образе её говоря ей: «нектому от тебе никтоже плода снесть» (Марк. XI. 14). Осуждение да уничтожится! И поелику тогда облеклись в смоковные листья, то (Иисус) приходит во время, когда не было на ней снедного. Кому не известно, что в зимнее время смоковница не приносит плодов, бывает же только покрыта листьями? Ужели же, что знал всякий, того не знал Иисус? Напротив того, Он знал, однако же приходит, как бы с намерением найти плод, очень зная, что не найдёт, но показывая, что смоковница сия образом проклятия служит только по листьям….. (Далее,) поелику первою виновницею греха соделалась жена, созданная из ребра, то Иисусу, пришедшему даровать прощение вместе мужам и женам, прободено ребро за жён, чтобы им дано было разрешение от грехов» 162. Мысль о прообразовательном значении прародительницы нашей Евы особенно подробно рассматривается Св. Епифанием Кипрским. «Она (т.е. Дева Мария), говорит Св. Отец, предзнаменована была Евою, в прообраз получивши название «матери живущих» (Быт., III, 20). Та названа была матерью живущих, и притом после того, как, совершив преступление, услышала слова: «земля еси и в землю отъидеши» (Быт., III, 19). Удивительно, что после преступления получила она это великое наименование. И со стороны внешней, от той Евы получило начало всякое рождение человеческое на земле. Таким же образом и от Марии истинно родилась для мира самая жизнь, чтобы Мария, родив Живущего, соделалась и «Матерью живущих». Итак, «Матерью живущих» Ева названа прообразовательно. – Ибо о двух жёнах сказано: «кто дал есть» жене «мудрость или испещрения хитрость» (Иов. 38, 36)? Потому что первая мудрая Ева сшила чувственные одежды для Адама, которого сделала нагим: ей был дан этот труд. Так как чрез неё произошло обнажение, то ей же и дано было одевать чувственное тело вследствие чувственной наготы; Марии же дано было от Бога родить нам Агнца и Овча, и от славы этого Агнца и Овча, как бы от руна, мудро устроена нам Его добродетелью одежда нетления. Но и нечто другое удивительно в отношении к этим обеим жёнам: Еве и Марии, чтобы о том поразмыслить. Ева была причиною смерти для людей, ибо через неё вошла смерть в мир (Рим. V, 12). А Мария соделалась причиною жизни: через неё рождена нам жизнь. И ради этого Сын Божий пришёл в мир, и «идеже умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим., – 20 ст.), и откуда произошла смерть, там наступила жизнь, чтобы вместо смерти родилась жизнь, уничтожившая происшедшую от жены смерть, – т.е. Родившийся нам от жены, как Жизнь. И поелику там Ева, ещё будучи девой, обнаружила уклонение к преслушанию; то и здесь опять чрез Деву явлено послушание благодати, когда благовещено было сошествие с неба Воплощаемого и Жизни Вечной. Там Бог говорит змию: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем тоя» (Быт. III, 15). Но семени жены нигде не оказывается; поэтому не иначе, как иносказательно, к Еве относится вражда между рождаемым от неё……….. и бывшим в змие диаволом и завистью. – Но всё в совершенстве не может быть исполнено в Еве, а истинно имело быть исполненным в Семени Святом, избранном, единственнейшем, явленном только от Марии, а не от сопряжения с мужем» 163.
Изгнание Адама из рая: последний день перед Великим постом
Последнее обновление: 01.03.2016 г.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста русская православная церковь называет неделей сыропустной (именно после этого воскресного дня православные отказываются от молочной пищи на всё время поста), или Прощёным воскресеньем.
Подробнее о том, что такое Прощёное воскресенье,
Последний день перед началом Великого поста также называется «Воспоминание Адамова изгнания».
В чём суть предания об изгнании Адама из рая?
Изгнание из рая Адама и Евы описано в Книге Бытия.
Адам и Ева в райском саду, миниатюра из средневекового манускрипта. Фото: Commons.wikimedia.org / Meister des Marschalls von Boucicaut und Werkstatt
Предание говорит том, как Эдемский Змей соблазнил Еву вкусить плод с Дерева познания Добра и Зла, откуда Бог запрещал им есть плоды: «И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Ева сорвала с дерева плод, откусила сама и дала Адаму.
Так Адам и Ева узнали о добре и зле, увидели себя нагими и познали стыд.
Тогда Бог сказал Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «Не ешь от него», — то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься».
За проступком Адама и Евы последовало наказание: Змей был проклят и обречён ползать на животе и питаться прахом (согласно одной из версий, это означает, что прежде змеи имели ноги); женщина — рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина — трудиться в поте лица.
После этого Бог изгнал Адама и Еву из Эдемского сада. Чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву жизни». (Быт. 3:22–24)
«Эдем», Лукас Кранах-старший. Фото: Commons.wikimedia.org
Что означает предание об изгнании Адама и Евы?
Библейское предание означает, что человек по своей воле отдалился от Бога, и человечество утратило рай — единство с Богом и с миром.
В этот день в песнопении за всенощной поётся, как сидел Адам у Рая и оплакивал своё грехопадение, оплакивал запоздалыми слезами: «Раю мой, раю, прекрасный мой раю! Раю мой, раю, прекрасный мой раю!» Верующие вместе с ним оплакивают свою горькую потерю.
Неделя «Изгнание Адама из рая» — это итог подготовки к Великому посту: человек вступает в пост, вспомнив об отпадении Адама, и должен приложить все силы души, чтобы измениться, приблизиться к своей истинной сущности, стараясь научиться подражать Христу. И тогда Великий пост переменит человека (совершится перемена ума — «метанойя» — покаяние).
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
Всё, что мы видим, называется миром видимым. Но есть и другой мир, который мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи Ангелы.
Кто же эти Ангелы?
Это бестелесные духи, они невидимы. Но иногда Бог открывает через них Свою волю и Ангелы принимают образ человека. Всех Ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и некоторых других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя и они стали называться злыми ангелами, или бесами, а первый ангел, который восстал против Бога, стал называться сатаной, или диаволом.
С тех пор добрые Ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло; они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди не любили Господа и жили между собою, как враги. Добрые Ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.
У каждого человека есть свой добрый Ангел-хранитель. Такие Ангелы-хранители оберегают людей от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Добрые Ангелы грустят и плачут, если дети не слушаются папу и маму, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на Небо. Ведь они помнят, как Господь удалил с неба дерзких и непослушных ангелов.
Когда Адам и Ева жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого диавол превратился в змея, взобрался на дерево и сказал Еве:
– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды со всех деревьев?
– Нет, – отвечала Ева, – Господь запретил нам есть плоды только с одного деревца, которое растёт посреди сада, и сказал, что если мы их съедим, то умрём.
Тогда хитрый змей сказал:
– Не верьте Богу, вы не умрёте, а, напротив, сами сделаетесь, как боги, и будете всё знать.
Тут Ева посмотрела на запретные плоды, и ей очень захотелось их попробовать. И тогда она сорвала один плод и съела его, а другой дала Адаму, и он тоже съел его. Как только это случилось, они вдруг заметили свою наготу. И после этого им стало ужасно стыдно, как и всем, кто дурно поступает.
Прежде, когда Господь приходил в рай, Адам и Ева бежали к Нему навстречу и беседовали с Ним, как дети с родителями. Но теперь, когда Бог позвал их, им стыдно было показаться Ему, и они спрятались от Него. И сказал им Господь:
– Где ты, Адам?
– Я здесь, – ответил он, – но мне стыдно показаться Тебе, Господи, потому что у меня нет одежды!
Изгнание из рая
– Кто сказал, что тебе должно быть стыдно без одежды? Не ел ли ты плодов от дерева, с которого Я запретил тебе?
Адам ответил:
– Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плодов, и я ел.
И сказал Бог жене:
– Что ты сделала?
Ева же отвечала:
– Змей обольстил меня, и я ела.
Адам и Ева не раскаялись и не попросили у Бога прощения, а стали обвинять друг друга, и за это Господь наказал их. Он сказал:
– Итак, вы не послушались Меня, съели запрещённый плод, идите же прочь из рая, трудитесь и в поте лица добывайте пропитание! До сих пор вы не знали ни болезней, ни смерти, теперь же вы будете болеть и умрёте!
Тут явился Ангел, слуга Господа, с огненным мечом и изгнал Адама и Еву из рая. Вот до чего доводит непослушание!
Однако, наказав людей, Господь, по своему милосердию, обещал прислать на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который спасёт их, пострадает за людей и опять сделает их достойными жить в раю с Богом после смерти.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Но, однажды Адам и Ева ослушалнсь Бога. И Он нзгнал их из рая. Это случилось так.
Господь разрешил им есть плоды от всякого дерева в саду, кроме плодов от дерева, которое называлось деревом познания добра и зла. Бог сказал, что если они ослушаются этой заповеди, то умрут.
Но сатана, враг Бога и людей, решил погубить Адама и Еву. Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: «Подлинно ли сказал Бог: „Не ешьте ни от какого дерева в раю?“» Ева ответила: «Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы нам не умереть». Тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло».
Когда Ева после слов змея посмотрела на дерево, оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что давало знание. Она сорвала с него плод и съела его, и дала есть также мужу своему Адаму. И сказал Бог Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: „Не ешь от него“, – то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада и они не могли больше возвратиться. Поэтому они так печальны на этой картинке.
Так произошло грехопадение первых людей. По слову Бога они умерли духовной смертью‚ а затем и физической. Духовная смерть значит, что прерывается духовное общение с Богом Творцом. Но Бог уже тогда обещает спасение всему человечеству от греха через Своего Сына Иucуca Христа. Об этом вы прочитаете позже в этой же книге.
Книга Бытие 3:1-23.
П. Воздвиженский
ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ БИБЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
В изложении священника П. Воздвиженского.
Текст дается в современной орфографии
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
СОТВОРЕНИЕ МИРА
Над нами без границ раскинулось синее небо. На нем, как огненный шар, сияет солнце и дает нам тепло и свет.
Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звездочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки: Всюду по земле живут звери и животные: лошадки и овечки, волки и зайчики и многие другие. В воздухе порхают птички и насекомые.
Взгляните теперь на реки и моря. Какая масса воды! И вся-то она полна рыбками: от самых маленьких до чудовищ огромного размера… Откуда же все это явилось? Было время, когда ничего этого не было. Не было ни дней, ни ночей, ни солнышка, ни земли, ни всего, что есть на ней. Жил тогда Один Господь Бог, потому что Он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца своего бытия, но всегда был, есть и будет.
И вот Он-то, по своей доброте, в шесть дней из ничего сотворил все, чем мы любуемся. По одному Его слову явилась земля, и солнце, и все-все в мире. Все сотворил добрый и любящий Господь, и обо всем Он непрестанно заботится, как любящий Отец: всем дает пищу, здоровье и счастье.
Сотворив мир, Господь устроил на земле прекрасный сад и назвал его раем. Там росли тенистые деревья с вкусными плодами, пели красивые птички, звенели ручейки, и весь рай благоухал цветами, более душистыми, чем розы.
Когда Господь устроил все это, Он увидел, что некому любоваться и наслаждаться красотою земли и рая. Тогда Он взял кусок земли и велел ему превратиться в человека. Так явился на свет первый мужчина. Он был очень красив, но он не мог ни ходить, ни думать, ни говорить, был как безжизненная статуя. Господь оживил его, дал ему ум и доброе сердце.
Потом, чтобы у первого человека был друг, Господь сотворил первую женщину и назвал их Адам и Ева. У первых людей не было ни папы, ни мамы. Господь сотворил их взрослыми и Сам заменял им родителей. Он Сам ввел их в рай и сказал:
– Дети Мои, дарю вам этот сад, живите в нем и наслаждайтесь, кушайте плоды со всех деревьев, и только с одного деревца не троньте и не ешьте плодов, а если не послушаетесь, то лишитесь рая и умрете.
Адам и Ева поселились в раю. Они не знали там ни холода, ни голода, ни горя. Вокруг них между зверями и животными царили мир и согласие, и они не обижали друг друга. Хищный волк пасся рядом с овечкой, и кровожадный тигр отдыхал по соседству с коровушкой. Все они ласкались к Адаму и Еве и повиновались им, а птички садились к ним на плечи и распевали песенки.
Всем живым существам Адам дал тогда особые названия. Так жили первые люди в раю. Жили они и радовались и благодарили своего доброго Создателя Бога.
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
Все, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нем живут Божьи ангелы.
Кто же эти ангелы?
Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя из рая, и они стали называться злыми ангелами, или дьяволами.
С тех пор добрые ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло: они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди жили между собой как враги и чтобы Господь перестал их любить. Добрые ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.
У каждого есть свой добрый ангел-хранитель. Такие ангелы сберегают деток от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Они помнят, как Господь изгнал с неба дерзких и непослушных ангелов, а потому, если дети не слушают папу и маму, добрые ангелы грустят и плачут, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на небо.
Когда Ева и Адам жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого однажды один дьявол превратился в змия, взобрался на дерево и сказал Еве:
– Правда ли, что Бог запретил вам вкушать плоды со всех деревьев?
– Нет, – отвечала Ева, – Господь запретил нам кушать плоды с одного этого деревца и сказал, что если мы съедим, то умрем.
Тогда хитрый змий сказал:
– Не верьте Богу, вы не умрете, а, напротив, если скушаете этих плодов, то сами сделаетесь, как Бог, и будете все знать.
Тут змий сорвал красивое золотистое яблочко с запретного дерева и подал Еве. Она покушала и передала его Адаму. И вдруг после этого им стало ужасно стыдно, как и всем, кто дурно поступает.
Прежде, когда Господь приходил в рай, Адам и Ева бежали к Нему навстречу и беседовали с Ним, как дети с родителями. Но теперь, когда Господь позвал их, им стыдно было показаться к Нему, и они спрятались в кусты. И сказал им Господь:
– Итак, вы не послушались Меня, съели запретный плод; идите же прочь из рая, трудитесь и в поте лица добывайте пропитание До сих пор вы не знали ни болезней, ни смерти, теперь же вы будете болеть и, наконец, умрете.
Тут явился ангел с огненным мечом и изгнал Адама и Еву из рая. Вот до чего доводит непослушание. Однако, наказав людей, Господь, по своему милосердию, обещал прислать на землю Своего Сына Иисуса Христа, который примет на Себя заслуженное людьми наказание, пострадает за людей и опять сделает их достойными жить в раю с Богом после смерти.
КАИН И АВЕЛЬ
Тяжело было Адаму и Еве расставаться с раем, и еще тяжелее было им привыкнуть к труду и болезням. Звери теперь уже не слушались их и вредили, животные бежали от них, и земля не всегда приносила им плоды для пропитания. Они жили в бедном шалаше посреди поля.
Скоро у Адама и Евы родились дети, но и дети вместо радости доставляли им огорчения.
Было у них два сына, Каин и Авель. Старший, Каин, занимался хлебопашеством, а младший, Авель, пас стадо.
Однажды братья пожелали принести что-нибудь в жертву или в дар Богу. Они сложили два костра, и Каин посыпал на свой костер хлебных зерен, а Авель положил ягненка, и оба зажгли свои костры.
Авель приносил дар Богу от всей души, с любовью к Богу и с молитвою, а потому дым от его жертвы прямым столбом поднимался к небу. Каин же приносил свою жертву неохотно и небрежно и вовсе не молился Богу, и дым от его жертвы расстилался по земле. Из этого было видно, что жертва Авеля приятна Богу, а жертва Каина неприятна.
Каину стало ужасно досадно, но вместо того, чтобы усерднее молиться Богу и просить, чтоб Господь принял и от него жертву, Каин позавидовал брату и со злости убил его. Тогда Господь спросил его:
– Каин, а где брат твой Авель?
Это Бог спросил его для того, чтобы убийца сам раскаялся и просил прощения. Но Каин не раскаялся и дерзко отвечал:
– Не знаю, разве я сторож брата моего?
Господь сказал ему:
– Нет, ты убил своего брата, и теперь ты нигде не найдешь себе покоя!
Каин испугался и воскликнул:
– Великий мой грех! Теперь убьет меня первый встречный!
Не лучший сын грешников, изгнанных из рая — слово из 4 букв
Определения из сканвордов слова КАИН
- Дал имявсем»окаян-ным»
- Опечатанный грешник
- «Первоубийца»
- адамов отпрыск
- библейск. убийца со своей печатью
- библейский братогуб
- библейский братоубийца
- библейский герой, «связанный» с романом «К востоку от рая» амер. писателя Джона Стейнбека
- библейский убийца со своей печатью
- брат Авеля
- брат Авеля (библ.)
- братоубийца
- братоубийца (библ.)
- братоубийца (миф.)
- братоубийца в Библии
- в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец убил из зависти брата Авеля — «пастыря овец»
- в Библии — старший сын Адама и Евы, земледелец, первый убийца на земле, убивший своего брата Авеля из-за зависти
- вид одежды у народов Юго-Восточной Азии — полотнище (до 2,5 м) обертываемое вокруг пояса, достигающее колен (главным образом как рабочая одежда) или щиколоток (этнографическое)
- грешный брат Авеля
- грешный сын Адама
- драма Дж. Байрона
- душегуб Авеля
- знаменитый вор Ванька-…
- изверг, преступник
- каинка м. бранное самый наглый сорванец, отчаянная голова, готовый на все
- криминальный сын Адама
- лицо, убившее брата (библ.)
- на Авеля руку поднял
- не лучший сын грешников
- не лучший сын грешников, изгнанных из рая
- один из сыновей Адама
- он сократил население на четверть
- отмеченный печатью
- отпрыск Адама
- отпрыск Адама (библ.)
- отпрыск Адама и Евы
- первая жертва жестокости
- первенец Адама
- первенец Евы
- первенец в семье Адама
- первый «мокрушник» на земле
- первый братоубийца
- первый в истории человека убийца
- первый земледелец на земле
- первый из Адамовичей
- первый рожденный
- первый с отчеством Адамович
- первый сын Адама
- первый сын Адама и Евы
- первый сын людской
- первый убийца
- первый убийца на Земле
- первый, кого «жаба душила»
- поэма Дж. Байрона
- предатель, преступник, убийца
- проклятый Богом сын Евы
- разве сторож он Авелю
- с именем какого библейского персонажа связывают происхождение слова «окаянный»
- самый первый «мокрушник»
- самый первый людской сын
- самый первый убийца
- сгубил Авеля
- сократил население на четверть
- старший сын Адама
- старший сын Адама и Евы
- старший сын Евы
- сын Адама
- сын Адама (библ.)
- сын Адама и Евы
- сын Евы
- сын Евы и Адама
- сынок Адама
- сынок Адама и Евы
- тот, кто убил Авеля
- убийца «пастыря овец»
- убийца Авеля
- убийца Авеля (библ.)
- убийца с печатью (библ.)
- убийца своего брата (библ.)
- убил брата от зависти
- кого Ева с Адамом родили первым
- мешанина из слова «Ника»
- самый первый на Земле убийца
- анаграмма к слову «инка»
- анаграмма к слову «Ника»
- мешанина из слова «инка»
- Мистерия Байрона
- кого Ева с Адамом родили первым
- поменяйте буквы в слове «инка»
- поменяйте буквы в слове «Ника»
не лучший сын грешников, изгнанных из рая, 4 буквы, сканворд
- «Первоубийца»
- Адамов отпрыск
- библейск. убийца со своей печатью
- Библейск. убийца со своей печатью.
- библейский братогуб
- Библейский братоубийца
- библейский герой, «связанный» с романом «К востоку от рая» амер. писателя Джона Стейнбека
- Библейский герой, «связанный» с романом «К востоку от рая» американского писателя Джона Стейнбека
- Библейский герой, чьей кровью «окрашены» горы Шаммар, что на Аравийском полуострове
- библейский убийца со своей печатью
- Брат Авеля
- Брат Авеля (библ.)
- Братоубийца
- братоубийца (библ.)
- братоубийца (миф.)
- Братоубийца в Библии
- В библейской мифологии старший сын Адама и Евы, убивший своего брата Авеля
- в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец; убил из зависти брата Авеля — «пастыря овец»
- в Библии — старший сын Адама и Евы, земледелец, первый убийца на земле, убивший своего брата Авеля из-за зависти
- вид одежды у народов Юго-Восточной Азии — полотнище (до 2,5 м) обертываемое вокруг пояса, достигающее колен (главным образом как рабочая одежда) или щиколоток (этнографическое)
- Грешный брат Авеля
- грешный сын Адама
- Драма Дж. Байрона (1821)
- Душегуб Авеля
- знаменитый вор Ванька-…
- Изверг, преступник
- каинка м. бранное самый наглый сорванец, отчаянная голова, готовый на все
- КАК ЗВАЛИ БРАТА АВЕЛЯ
- Кого Ева с Адамом родили первым?
- Криминальный сын Адама
- Лицо, убившее брата (библ.)
- Мешанина из слова «Ника»
- На Авеля руку поднял
- Не лучший сын грешников
- не лучший сын грешников, изгнанных из рая
- Один из сыновей Адама
- он сократил население на четверть
- Отмеченный печатью
- Отпрыск Адама
- Отпрыск Адама (библ.)
- Первая жертва жестокости
- Первенец Адама
- Первенец в семье Адама
- Первенец Евы
- Первый «мокрушник» на земле
- Первый братоубийца
- Первый братоубийца.
- Первый в истории человека убийца
- Первый земледелец на земле
- Первый из Адамовичей
- Первый рождённый
- Первый с отчеством Адамович
- Первый сын Адама
- Первый сын Адама и Евы
- Первый сын людской
- Первый убийца
- первый убийца на Земле
- Первый, кого «жаба душила»
- Персонаж библейской мифологии, сын Адама и Евы
- Предатель, преступник, убийца
- проклятый Богом сын Евы
- Проклятый Богом сын Евы.
- разве сторож он Авелю
- Разве сторож он Авелю?
- Ряд легенд приписывают Самаэлю, то есть Сатане, плотскую связь с Евой. А кто был зачат в результате этого
- с именем какого библейского персонажа связывают происхождение слова «окаянный»
- с именем какого библейского персонажа связывают происхождение слова «окаянный»?
- самый первый «мокрушник»
- Самый первый «мокрушник».
- Самый первый людской сын
- Самый первый на Земле убийца
- Самый первый убийца
- Сгубил Авеля
- Сократил население на четверть
- Старший сын Адама
- Старший сын Адама и Евы
- Старший сын Адама и Евы в библейской мифологии
- Старший сын Евы
- Сын Адама
- Сын Адама (библ.)
- Сын Адама и Евы; драма Дж. Байрона
- Сын Евы и Адама
- Сын лукавого и Евы, первый рождённый на Земле человек. Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии
- Сынок Адама
- Сынок Адама и Евы
- тот, кто убил Авеля
- Убийца «пастыря овец»
- убийца Авеля
- Убийца Авеля (библ.)
- убийца с печатью (библ.)
- Убийца с печатью (библ.).
- убийца своего брата (библ.)
- Убил брата от зависти
Изгнание Адама и Евы из Рая в картинах и иконах
Изгнание Адама и Евы из Рая — ключевой сюжет человеческого грехопадения в Библии. Историю, картины и иконы с этим сюжетом Вы сможете найти в данной статье.
Изгнание Адама и Евы из Рая
Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совесть их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.
Лукас Кранах, «Адам и Ева в саду Эдема», 1530
Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех.
Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога.
Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.
Микеланджело. Фреска в Сикстинской капелле
Господь спросил: «Адам, где ты?»
Адам ответил: «голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся».
Бог снова спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?»
Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену.
И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?»
Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела».
Изгнание из рая, 1887 Музей Родена, Париж
Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха.
Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу».
Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб», то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят», то есть пока не умрешь. «Ибо прах ты и в прах возвратишься».
А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это»… И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту», то есть от жены произойдет Потомок — Спаситель мира, Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.
Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445
Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая.
Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их.
Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечем, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.
Гюстав Доре — Изгнание Адама и Евы из рая.
Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю, то есть молитва людей стала несовершенной.
Томас Коул. Изгнание из Эдемского сада
Шарль-Жозеф Натуар. 1740
Изгнание из Рая, 1510. Дюрер
Мазаччо. Изгнание из рая.1427
Босх. Изгнание Адама и Евы из Рая
Джузеппе Цезари
Джеймс Тиссо. Изгнание из рая. 1900 г.
Фра Анжелико. Изгнание из рая
Мариотто Альбертинелли «Изгнание из Рая»
Грехопадение, Изгнание из рая, Адам и Ева за работой Мастер Бертрам из Миндена Грабовский алтарь» (фрагмент)
Адам перед судом бога Уильям Блейк. (1795)
Гончарова Н.С. Изгнание из рая. 1912-1913 гг.
История Адама и Евы. Сестра Иоанна Рейтлингер
Старообрядческая икона
Мозаика кафедрального собора Мадонны Ассунты, Монреаль
Изгнание Фреска Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье. XVIII век