Архипастырь Кубани
ИСИДОР, МИТРОПОЛИТ ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ И КУБАНСКИЙ
(КИРИЧЕНКО НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ)
Дата рождения: 25 мая 1941 г.
Дата хиротонии: 19 июня 1977 г.
Дата пострига: 5 января 1967 г.
День ангела: 21 января
Страна: Россия
Родился 25 мая 1941 г. в поселке Веймарн Кингисеппского района Ленинградской области.
После окончания средней школы в 1959-67 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии, затем академии.3 января 1967 г., на 4-м курсе академии, митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) в Успенском Крестовом храме при Митрополичьих покоях был пострижен в монашество с именем Исидор в честь свщмч. Исидора, пресвитера Юрьевского, а 5 февраля рукоположен во иеродиакона в Александро-Невском храме Ленинграда (Красное Село).
7 апреля 1967 г. митрополитом Никодимом рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Кресто-Воздвиженского храма в с. Ополье Кингисеппского района Ленинградской области.
К празднику Святой Пасхи 1969 г. награжден наперсным крестом.
С 12 марта 1970 по 20 апреля 1971 служил настоятелем Покровского храма в с. Козья Гора Сланцевского района Ленинградской области.
С апреля 1971 по сентябрь 1975 служил в Свято-Георгиевском храме г. Старая Русса Новгородской области.
К Святой Пасхе 1973 г. митрополитом Никодимом возведен в сан игумена.
С 1 сентября 1975 г. назначен преподавателем богослужебной практики в Ленинградской духовной академии, а также благочинным Академического храма св. апостола Иоанна Богослова. В 1977 г. награжден палицей.
Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода игумену Исидору (Кириченко), преподавателю богослужебной практики в Ленинградской духовной академии, определено быть по возведении в сан архимандрита — епископом Архангельским и Холмогорским. 12 июня 1997 г. возведен в сан архимандрита.
18 июня 1977 г. наречение архимандрита Исидора во епископа Архангельского и Холмогорского совершили в Иоанно-Богословском храме Ленинградской духовной академии митрополиты Ленинградский и Новгородский Никодим, Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиепископ Пензенский и Саранский Мелхиседек; епископы Серпуховский Иреней, Ставропольский и Бакинский Антоний, Выборгский Кирилл, Уфимский и Стерлитамакский Валентин и Тихвинский Мелитон.
19 июня 1977 г. за Божественной литургией в храме Иоанна Богослова Ленинградской духовной академии состоялась хиротония во епископа, которую возглавил митрополит Никодим с сонмом архипастырей.
В 1985 г. присвоен титул епископа Архангельского и Мурманского.
В 1987 г. назначен епископом Краснодарским и Кубанским.
В 1989 г. возведен в сан архиепископа.
В 1994 г. присвоен титул архиепископа Краснодарского и Новороссийского.
22 февраля 2001 г. возведен в сан митрополита. 3 апреля присвоен титул «Екатеринодарский и Кубанский».
Церковные награды:
* 1978 г. — орден Гроба Господня Иерусалимской Церкви;
* 1986 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
* 1997 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
* 2002 г. — орден свт. Иннокентия, митр. Московского, II ст.;
* 2011 г. — орден прп. Сергия Радонежского I ст.
Светские награды:
* 1988 г. — нагрудный знак президиума Краснодарского краевого комитета защиты мира «Активисту борьбы за мир»;
* 1999 г. — медаль «За вклад в развитие Кубани» — 60 лет Краснодарскому краю I ст.;
* 1999 г. — звание почетного профессора института Международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Россинского;
* 2000 г. — медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II cт.;
* 2001 г. — «Почетный гражданин г. Лабинска»;
* 2001 г. — «Почетный гражданин г. Курганинска»;
* 2002 г. — медаль «200 лет Министерству обороны»;
* 2002 г. — «Почетный гражданин г. Краснодара»;
* 2004 г. — медаль «В память 125-летия уголовно-исполнительной системы России»;
* 2005 г. — знак отличия военнослужащих Северо-Кавказского военного округа «За службу на Кавказе»;
* 2005 г. — золотая медаль российского Фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность»;
* 2005 г. — наградной крест «За заслуги перед Кубанским казачеством»;
* 2007 г. — Государственный орден Почета.
(Патриархия.ру)
МИТРОПОЛИТ ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ И КУБАНСКИЙ ИСИДОР,
в миру Николай Васильевич Кириченко, родился 25 мая 1941 года в пос. Веймарн Кингисеппского района Ленинградской области в семье рабочего железнодорожника. Вера в Бога для него с детства была естественным состоянием, так как родители были верующими и в самые тяжелые годы гонений не отступили от Бога и Церкви. Ближайший от станции Веймарн храм располагался в селе Ополье, за семь километров.
Отец, Василий Николаевич, получил увечье на работе, и у него навсегда осталась хромота, но в любую погоду, в снег и в распутицу, он брал трость и шел в храм на службу, воспитывая детей в верности Богу не на словах, а на деле. По благословению настоятеля Крестовоздвиженского храма протоиерея Игоря Ранне юный Николай стал читать на клиросе и прислуживать в церковном алтаре. В школе ни он, ни брат не скрывали того, что ходят в храм, – ни перед одноклассниками, ни перед учителями. Однажды к ним домой даже пришли из школы и угрожали маме, что отберут детей и отдадут в детский дом. Но она сказала: «Попробуйте, только у вас не будет успеха в злом деле. Ведь Защитник наш – Сам Господь Бог».
Мама, Александра Ивановна, очень хотела видеть сына священником. Отец считал своим долгом предупредить о тяготах такого выбора, тем более что опять наступало время гонений. На Украине, откуда были родом родители, в городе Лебедине Сумской области служил дядя, протоиерей Илия. После окончания школы Николай Кириченко год провел у дяди, исполняя обязанности алтарника и пономаря в Свято-Воскресенском храме, а весной 1959 года написал прошение в тогда Ленинградскую (а ныне снова Санкт-Петербургскую) Духовную семинарию.
В 1963 году по окончании семинарии он поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1967 году. 5 января 1967 года митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым) в Крестовой церкви при митрополичьих покоях пострижен в монашество с именем Исидор в честь священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского. Это произошло за несколько месяцев до окончания Академии.
5 февраля монах Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 7 апреля во иеромонаха.
Местом первого служения иеромонаха Исидора стал храм в Ополье, в честь Воздвижения Креста Господня, знакомый ему с детства, где он провел три года. Затем был Свято-Покровский храм на Козьей Горе. 20 апреля 1971 года его назначают священником в Георгиевскую церковь г. Старая Русса Новгородской области. Старая Русса – один из древнейших городов Руси, именно Старой Руссе владыка Исидор обязан постоянным интересом к русской истории, так что даже написал учебное пособие для школьников. И еще он хранит молитвенную память о настоятеле Свято-Георгиевского храма архимандрите Клавдиане, чья жизнь была примером исповедничества, как и многих священников в те времена. Здесь, в Старой Руссе, к Пасхе 1973 года иеромонах Исидор возведен в сан игумена.
В 1975 году митрополит Никодим назначил его преподавателем богослужебной практики Ленинградской Духовной семинарии и благочинным академического храма святого апостола Иоанна Богослова. 12 июня 1977 года он возведен в сан архимандрита.
18 июня в родном Иоанно-Богословском академическом храме наречение архимандрита Исидора во епископа Архангельского и Холмогорского совершили во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом, Патриаршим Экзархом Западной Европы, семь архиереев Русской Православной Церкви: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Пензенский и Саранский Мелхиседек; епископы: Тихвинский Мелитон, Серпуховский Ириней, Ставропольский и Бакинский Антоний, Выборгский Кирилл, Уфимский и Стерлитамакский Валентин.
10 лет владыка Исидор провел на Архангельской кафедре. Тогда это была огромная территория, теперь она разделена на три епархии. На чем только мне не приходилось ездить неутомимому архиерею! Зимой – в санях, летом – на теплоходе. Была машина, но она не везде могла проехать – бездорожье и сейчас наша беда, а тогда была бедой еще большей, и приходилось кое-где подъезжать на тракторе.
Поскольку в епархию входили три административные единицы, то и уполномоченных по делам религий было три, а не один, как у других архиереев. Но даже под этим тройным надзором удалось построить храм в селе Ширша под Архангельском и Свято-Никольский храм в Мурманске, хотя строительство храмов в то время было запрещено.
И вот в 1987-м году постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода владыка Исидор оказался на Кубанской кафедре.
Его приход на Кубань произошел накануне перемен в жизни страны и Церкви. Особенным стал 1988 год – празднование 1000-летия крещения Руси. Впервые за десятилетия безбожной власти церковное торжество получило признание государства. По приглашению владыки Исидора праздничные торжества в Краснодаре возглавил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Так по милости Божией началось возрождение Церкви на благодатной кубанской земле.
По воле Господней, считает Владыка, даны нам ныне условия к созиданию. И не без Его Святой воли и Промысла о нас настало время преображения душ человеческих. Можно построить множество величественных и великолепных храмов, преобразить все лицо земли Русской, а воссоздавать храмы души человеческой неизмеримо важнее и много труднее.
(информация и архивные фотографии с сайта: http://kubansobor.ru/events/341/ , фото с сайта http://www.pravkuban.ru/main/1158346147-pozdravlenie-mitropolita-ekaterinodarskogo-i-kubanskogo-isidora-s-dnem-osnovaniya-goroda-krasnodara.html . Карта кубанской митрополии – с сайта http://pravkuban.ru/main/1158346509-territorialnoe-delenie-kubanskoj-mitropolii.html. http://pravkuban.ru/main/1158345379-mitropolit-isidor-v-xode-poseshheniya-ekaterinodarskoj-seminarii-vstretilsya-so-studentami.html ).
В 2006 г. вышла иллюстрированная книга-альбом о жизненном пути Владыки Исидора «Божиею милостью смиренный…». В 2012 г. о жизни и деятельности митрополита Исидора снят фильм «Святитель земли Кубанской».
К 25-летию пребывания митрополита Исидора на Кубанской кафедре издана книга «Слова и речи», в которой собраны его слова, речи и интервью за четверть века.
С 2013 г. возглавляет Кубанскую митрополию, состоящую из 5 епархий.
25 мая 2016 г. Владыка Исидор торжественно отметил свой 75-летний юбилей. В честь юбилея и в ознаменование многолетних заслуг на благо Русской Православной Церкви митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор был награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского 1 степени и медалью святой великомученицы Екатерины 1 степени.
Некоторые из проповедей и посланий митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора Вы можете прочесть в разделе «Служение — Слово пастыря» нашего сайта.
Подробно о событиях в Кубанской митрополии и о деятельности митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора Вы можете узнать на сайте: https://mitropoliakuban.ru
Карта Кубанской митрополии (2013 г.)
|
Митрополит Исидор на подворье монастыря Всецарица. 2009 г.
|
||
25 мая 2016 г. митрополит Исидор отметил свой 75-летний юбилей
|
В праздник Рождества Христова 2014 г. в Св.-Екатерининском соборе. Митрополит Исидор и иг.Неонилла с сестрами
|
||
Митрополит Исидор освящает кресты и купола для нового храма и часовни на подворье монастыря ,,Всецарица,, 9.07.2013 г.
|
Митрополит Исидор в Гефсиманском саду на Кубани. Подворье монастыря ,,Всецарица,, 30.09.2014 г.
|
||
Митрополит Исидор на освящении Кубанской Гефсимании 30.09.2014 г.
|
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор в день памяти прп.Сергия Радонежского сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры 18.07.2016 г. Был награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, 1 степени.
|
||
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор возглавляет литургию Престольного праздника в монастыре «Всецарица» 31.08.2016 г.
|
Встреча Владыки насельницами монастыря «Всецарица» 19.03.2017 г.
|
||
На вечернем богослужении с чином пассии в монастыре «Всецарица» 19.03.2017 г.
|
Митрополита Исидора с 50-летием иерейской хиротонии, 40-летием архиерейства и 30-летием управления Кубанской кафедрой поздравил монастырь ,,Всецарица,, 10.06.2017 г.
|
||
На Крестном ходе при освящении храма Благовещения на подворье монастыря «Всецарица» 9.07.2017 г.
|
На праздничной литургии в Благовещенском храме на подворье монастыря «Всецарица» 9.07.2017 г.
|
||
На престольном празднике в монастыре «Всецарица» 31.08.2017 г.
|
Архиерейская литургия в монастыре «Всецарица» 11.02.2018 г.
|
||
Митрополит Исидор и игумения Неонилла 11.02.2018 г.
|
После служения пассии в Великий пост в мон-ре «Всецарица» 25.03.2018 г.
|
||
Митрополит Исидор вручил патриаршии награды благодетелям монастыря «Всецарица» 09.07.2018 г.
|
В престольный праздник в монастыре «Всецарица» 31.08.2018 г.
|
||
На молебне у источника Тихвинской иконы Божией Матери на подворье монастыря ,,Всецарица,, 9.07.2019 г.
|
На литургии престольного праздника в монастыре ,,Всецарица,, 31.08.2019 г.
|
Владыка Исидор: «И жизнь хороша, и жить хорошо!»
Разговор получился теплым, откровенным и, конечно, очень полезным: ведь каждому было о чем спросить: о времени, о людях, о жизненном и духовном опыте епископа Русской православной церкви – уникальном и бесценном.
В начале встречи мы еще раз поздравили владыку с юбилеем и, не теряя времени, приступили к вопросам:
Елена ЗОЛОТОВА, главный редактор «Кубанских новостей»:
– Владыка, как вы оцениваете и что значит для простого человека состоявшаяся впервые в истории февральская встреча главы Русской православной церкви Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском?
– Это была очень-очень важная встреча. Мы все переживаем, расстраиваемся, бываем возмущены, если узнаем, что где-то убивают людей за их религиозные убеждения. Вот и наш Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск очень озабочены тем, что сегодня убивают христиан в Сирии, Египте, Ираке. Массовые убийства христиан, разрушение христианских храмов – православных и католических – это и было основной темой встречи.
– В XXI веке в мире продолжаются убийства на религиозной почве. Средневековье какое-то…
– Не только Средневековье. Мы же знаем, что в начале XX века, после революции,
были гонения на христиан у нас в России, особенно на духовенство. Многих сослали в тюрьмы, расстреляли. Стать епископом было смертельно опасно – к 1939 году на свободе в Советском Союзе оставалось всего 4 архиерея.
И о своей жизни скажу. Я родился и вырос в православной религиозной семье. Мою маму даже вызывали в школу, угрожали, что если она будет «таскать с собой в церковь» сыновей, то нас с братом заберут в детский дом.
Сейчас в Церкви прославляют новомучеников, которые в XX веке претерпели смерть за веру. И вот опять убивают христиан. Разве можно оставаться равнодушными?
В прошлом году в Сочи прошел православный форум, на котором было решено открыть в Сирии, Ливане и Палестине миссии по защите христиан. И вот совместные действия в связи с массовым притеснением христиан на Ближнем Востоке обсудили предстоятели. Думаю, это судьбоносно для всего мира.
Евгения ЯКОВЕНКО, обозреватель:
– Этот вопрос меня волнует давно, но сейчас, в кризисное время, особенно. Главный враг и главный друг современного человека? Владыка, подскажите, где сегодня искать опору тому, вокруг кого все рушится, – нет работы, не хватает денег?
– У человека всегда один и тот же враг – грех. Ненормальный образ жизни, нарушение заповедей Господних… От этого в жизни и бывает много проблем, трудностей, скорбей.
К тому же сейчас часто грех пытаются превратить в норму, для этого надо сначала размыть, а затем и вовсе упразднить различение добра и зла. Например, мы видим, как почти повсеместно на Западе, и даже, к сожалению, уже и в России, обсуждают, как легализовать наркотики. Это только один пример, а таких множество, вы их знаете.
А главный друг человека, я считаю, – это молитва. И если нормально жить, то и жизнь будет намного легче и радостней.
Что до непростых жизненных обстоятельств, в которые порой попадает человек, то наше время нельзя назвать самым тяжелым. И даже в самые страшные и скорбные дни с нами Бог. Священноисповедник Афанасий (Сахаров), который в заключении и лагерях провел почти половину жизни, писал так: «…не скорбеть нам нельзя. Но христиане и в скорбях своих… должны сдерживать себя, растворять свои скорби радостным утешением, что о нас печется Господь, что Он видит наши скорби и жалеет нас больше, чем могут жалеть самые близкие нам люди».
Иван ПРЫТЫКА, обозреватель:
– Вы уже затронули тему религиозных войн. Почему вдруг это стало возможно, почему «прорвало»? Чем и когда закончится захлестнувшая мир агрессия?
– Это большая неправда – называть происходящее «религиозными войнами». Я вижу в этом попытку использовать религию для прикрытия политических и экономических целей. Там, где нефть и газ, – там распри, преступления, война. Люди из этих стран бегут от экономических и политических неурядиц не в мусульманские страны, а в другую религиозную среду – в Европу, где могут получать пособия. Это подтверждение того, что проблема не в религии, а в экономике.
Сейчас религию используют так, чтобы у народа не было единства. А вспомните, как в Великую Отечественную войну Родину защищали и православные, и католики, и мусульмане, и протестанты. И все были патриотами. Сейчас же даже само слово «патриот» стало почти ругательным…
Трудно сказать, когда это закончится. У Церкви свое представление о мире и его конце. А о войнах надо спрашивать у политиков.
Елена ЗОЛОТОВА:
– Часто средства массовой информации, журналистов обвиняют в том, что они своими рассказами о происходящем в мире множат эту агрессию. Что вы об этом думаете?
– Я не думаю, что это причина. До людей надо доносить информацию, но только правдивую.
Оксана ВОРОНКОВА, заместитель главного редактора:
– Вы отпраздновали большой юбилей. В связи с этим у нашей редакции есть несколько вопросов. У каждого человека свой путь к Богу. Вы помните момент, когда поняли, что стали на этот путь?
– Мой путь начался, можно сказать, с пеленок. Меня с младенчества воспитывали верующим православным христианином. Мы с родителями ходили в храм, который был за 7 километров.
Пример подавал отец. Несмотря на больную ногу, он в воскресные и праздничные дни брал трость, которую сам вырезал, и шел в любую погоду на службу. Сначала я просто причащался, потом священник пригласил меня прислуживать. Сейчас даже представить сложно, чтобы женщина в алтарь входила, а в то время пожилые женщины часто прислуживали. А полагается ведь, чтобы это делали мальчики, мужчины. Я с удовольствием стал помогать священнику, научился читать по-церковнославянски.
Нас с братом дразнили в школе. Когда мы на велосипедах ехали в церковь, кричали нам вслед: «Попы-монахи поехали!» Напророчили дети. Брат мой тоже священнослужителем стал (улыбается. – Прим. авт.).
Но выбор я сделал после окончания школы. Год я провел в городе Лебедине Сумской области Украины у родного дяди, протоиерея Илии, в качестве пономаря. И только после этого поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Успел, можно сказать. На второй год, как я поступил, из восьми семинарий в стране осталось только три. Хрущев же обещал показать «последнего попа»…
Полина ФАЛИНА, обозреватель:
– Вы приняли монашество молодым человеком. Было время, когда вы об этом пожалели?
– Никогда не было. В следующем году будет 50 лет, как я монах. А постриг принял в академии… В Сумской области, где служил мой дядя, есть Глинская пустынь. Я ездил туда к знаменитому прозорливому старцу схиархимандриту Андронику (фамилия его Лукаш)… Несколько лет назад он канонизирован, и уже ему молятся, как святому. Курсе на третьем я к нему и обратился за советом. Он сначала ответил: «Я не знаю, Николай (так меня в миру звали). Потом сказал, что оба пути для священника сложны, но если жениться, будет труднее. И я решил, что надо выбирать полегче путь (улыбается. – Прим. авт.). А, может быть, я не женился еще и потому, что некогда было.
– Или не встретили свою любовь?
– Может быть… Знаете, я ведь стремился к монашеству не один год – размышлял, молился, читал. И пришел к выводу, что больше пользы принесу церкви во внебрачном состоянии.
На четвертом курсе подал прошение владыке Михаилу, ректору академии. Шла волна хрущевских гонений, особое ожесточение было против монахов. Поэтому он отговаривал.
– Как родные отнеслись к вашему решению?
– Мама обрадовалась, а папа расстроился, но принял спокойно. Знаете, у многих так, кто принимает монашество. Родители ведь хотят видеть своих потомков, внуков.
Ректор же, когда убедился, что я твердо решил, передал мое прошение знаменитому иерарху Русской православной церкви митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову), и владыка постриг меня 5 января 1967 года. Он меня рукополагал во священника, он меня возводил в сан игумена, он возглавлял хиротонию архиерейскую в Ленинграде в 1977 году.
Светлана ГОЛУБ, специальный корреспондент:
– Расскажите, пожалуйста, о начале своего архиерейства.
– До приезда в Краснодарский край я 10 лет был архиереем в Архангельске. … В 1981 году уже там исполнилось мне 40 лет. Подходит один батюшка и спрашивает: «Владыка, вы вчера не слушали «Голос Америки»? – «Да вот, не было времени…» – «А про вас много говорили». – «Что ж про меня могут сказать?» – «Сказали – завтра епископу Архангельскому и Мурманскому исполняется 40 лет, и подробная биография». Причем там были даже те моменты моей жизни, которые я уже подзабыл немножко. И отметили на «Голосе Америке», что самые молодые архиереи – Исидор Кириченко и Мефодий Немцов – занимают самые большие по площади епархии.
Были свои сложности. Вы, наверное, знаете, что в советское время был Совет по делам религии. В каждую епархию от безбожных властей от него назначался уполномоченный. А у меня таких было три… Для восстановления храма надо было получать разрешение на приобретение оцинкованного железа, краски, других стройматериалов… Иначе неприятности будут большие. Староста храма, настоятель не могли это самостоятельно приобрести.
…Там было много людей, высланных в 1920 – 1930-х годах, в том числе и за веру. «Вы местная, Марья Ивановна?» – спросишь. «Нет, меня бесплатно привезли» (улыбается. – Прим. авт.). И с Кубани там тоже были высланные, казаки. Народ очень благочестивый, добрый, духовенство уважали. Да так, что, когда на прием в епархиальное управление приходили, – за калиткой разувались. Даже зимой. Но я их заставил так не делать больше.
…Одной старосте подарил свой портретик. Она так благодарна была: «Ой, владыка, радость какая! Я сейчас приду домой – прибью вас и повешу!»
Память у меня об этих людях хорошая осталась.
Елена ЗОЛОТОВА:
– А когда в Краснодарский край приехали – разницу увидели?
– Да. Я приехал на Кубань «с милого севера в сторону южную», от Белого моря к Черному 1 июня 1987 года. Встретили меня хорошо, любезно. Но было очень жаркое лето, и мне трудно было привыкать. Я на юге никогда раньше не бывал.
Еще отличие было. В Архангельске выйдешь на праздник – сплошь согбенные женские фигуры, белые платочки. Кое-где только мужички стоят по уголочкам. Ребенка очень редко встретишь. А здесь я увидел в церкви больше разных людей – интеллигенция, молодежь.
Тогда в Краснодаре было только два храма. Екатерининский собор (в то время его называли Красным) и Георгиевская церковь на углу улиц Северной и Седина. И многие говорили, что их любимый храм именно Георгиевский – потому что там много закоулочков, где верующий человек, которому в то время было нелегко, мог укрыться от посторонних глаз. Сегодня уже только в Краснодаре 50 приходов, а всего на Кубани 500 с лишним.
Я когда приехал в край, счел долгом представиться властям. Николай Игнатович Кондратенко был тогда председателем крайисполкома. Он тепло меня принял, дал добрые советы… Рассказал, что родился в Динском районе, в станице Пластуновской. Через несколько лет мы праздновали 100-летие храма в этой станице. Кондратенко приехал, много вспоминал: «Вот я у этой колонны с бабушкой за руку стоял…» Потом я понял, что он верующий человек.
А Кубань я полюбил, кубанцем себя считаю.
Елена ЗОЛОТОВА:
– Появились ли у вас какие-то новые любимые занятия на новом месте? Рыбалка, например…
– Да времени не было! Вот только два года, как я стал свободнее, потому что нашу большую епархию разделили аж на 5 частей – для того чтобы правящий архиерей мог больше встречаться с народом. Сейчас моя епархия – Краснодар и соседние с городом районы Динской, Красноармейский, Северский, Горячий Ключ, ну, еще Сочи. А еще есть епископ Ейский и Тимашевский Герман, епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност, епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан, епископ Армавирский и Лабинский Игнатий. Но на рыбалку все равно некогда. А вообще я люблю собирать грибы.
Александр ВЛАСЕНКО, обозреватель:
– Мы беседуем во время, когда дети сдают Единый государственный экзамен, ставший для многих настоящим испытанием — и физических, и душевных сил. Есть у вас совет для детей и их родителей, как с этим успешно справиться?
– Надо понимать, что это нужно тебе в твоей жизни. Я помню времена, когда экзамены сдавали постоянно. Еще 20 лет назад было, если не ошибаюсь, 7 выпускных экзаменов.
И мы добросовестно готовились. Хотя бывали и шпаргалки. Покаюсь вам – даже в семинарии… (улыбается. – Прим. авт.).
Перед экзаменом можно просить помощи, как и мы делали семинаристами, – у святых Ксении Блаженной, Иоанна Кронштадтского. Чувствуется огромнейшая помощь, смелость появляется, и легко сдавать.
Я советую молиться, творить добрые дела и, конечно, готовиться. Ведь еще в старину была пословица: «Бог-то Бог, но будь и сам не плох».
И еще поступать в вуз я советую по призванию, а не туда, где легче будет учиться или где получишь более денежную профессию.
Юлия КОВАЛЕНКО-НИКОЛАЕВА, корреспондент:
– Насколько сейчас важны в церкви правила — женщина не должна заходить в храм в брюках, с непокрытой головой и так далее? Многих это до сих пор отпугивает, как и бабушки, которые стоят на страже этих правил. Не пора ли отступить от малого ради большего: пусть люди заходят в храм так, как они идут по улице?
– Когда мы идем в гости на какое-то торжество или на прием к большому начальнику, то стареемся надеть приличную одежду, а не халат или рабочие штаны. А в храм мы идем на встречу с Богом. Мы рекомендуем женщинам покрывать голову платочками, приходить не в брюках. Но я строго слежу за тем, чтобы сотрудники храма ни в коем случае не ругали, не выгоняли, если кто-то одет не так… Во многих храмах сейчас дадут и платочки, и юбочки, но лучше все-таки в своих приходить – соблюсти санитарию.
Наталья БЕРДНИКОВА, обозреватель:
– Мы от наших подписчиков знаем, что люди хотят больше общаться со священниками, в том числе и на страницах газеты. Что мы можем вместе сделать? Готова ли Церковь общаться с людьми на понятном языке, доступно объясняя сложные вещи?
– Хоть каждый день! Вообще, Церковь занимается этим уже более двух тысяч лет. И сегодня успешно использует для этого средства массовой информации. Конечно, мы готовы и с «Кубанскими новостями» делать общую рубрику, нести слово Божие жителям Кубани.
Я и сам люблю читать вашу газету. Не всегда успеваю, но просматриваю обязательно. Газета замечательная, полезная. Спасибо вам за то, что вы ее издаете. У вас прекрасный коллектив. Вы творите нужное, доброе дело.
Желаю и коллективу «Кубанских новостей», и читателям газеты помощи Божией, благополучия, семейного счастья. Пусть Господь укрепит ваши силы и благословит вас на дальнейшие многополезные труды.
Борис ЗОЛОТОВ, обозреватель:
– За прошедшие годы вы накопили огромный жизненный опыт, опыт служения. Поделитесь, пожалуйста, с людьми, у которых никогда такого не будет, самыми важными открытиями, выводами которые вы сделали.
– Мне отец говорил: «Сынок, жизнь пройти – не поле перейти». Жизни надо радоваться. Слава Богу, мы живем в такое время, когда открылось много духовных учебных заведений, монастырей, храмов. И, конечно, сейчас свобода – никаких притеснений.
Так что и жизнь хороша, и жить хорошо!