Содержание
- Иродиада и Саломея
- LiveInternetLiveInternet
- «Я соромлюсь свого тіла»-5: можно ли помочь девочке с болезнью рыбьей чешуи?
- Краткое содержание Саломея Оскар уайльд для читательского дневника
- Оскар Уайльд. Краткие содержания произведений
- Картинка или рисунок Саломея
- Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Саломея, дочь Иродиады
Иродиада и Саломея
Иродиада (ок.15 до н.э. — после 39 н.э.) — внучка Ирода Великого от его сына Аристовула.
С её именем связывают казнь Иоанна Крестителя.
Поль Деларош. Иродиада
Согласно историку Иосифу Флавию, она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею, а потом вступила в сожительство с другим своим дядей, Иродом Антипой.
В текстах Нового Завета Иродиада упоминается как жена тетрарха Иудеи Ирода Антипы, которую тот отнял у своего брата Филиппа. Даже в то время, с точки зрения иудейской религии, да и вообще моральных норм, браки между родственниками крайне не одобрялись, а кровосмешение считалось великим грехом. Иоанн Креститель публично осуждал и безжалостно обличал кощунственную связь, за что Иродиада люто возненавидела пророка.
Иродиада была жестокой, коварной, алчной, развращенной и непомерно гордой женщиной. Исследуя ее жизнь, даже предвзятые к Библии историки, не могут найти ничего хоть сколько-нибудь положительного в ней. Даже среди весьма развращенного высшего общества того времени ее фигура заметно выделяется в отрицательном смысле. С юных лет она мечтала о царской короне любой ценой. Злая Иродиада таила злобу на пророка Иоанна за то, что он, не боясь, говорил о ее порочности. Желая погубить его, она оказала влияние на Ирода, чтобы он заключил в темницу Предтечу. И вот Иродиаде представился случай погубить Иоанна Крестителя.
Иветта Поздникова. Саломея и Иродиада
В одну из ночей 28 года по Р.Х. дворец Ирода Антипы горел огнями. Двор отмечал день рождения правителя, пир продолжался уже за полночь, когда пьяный тетрарх пожелал, чтобы перед его гостями танцевала искусная в этом Саломея, его падчерица, дочь Иродиады. Воспитанная своей развращенной матерью, юная Саломея не постеснялась исполнить неприличный сладострастный танец в обнаженном виде. Отчим, увидев восторг гостей, пообещал ей любую награду, какую только она пожелает, вплоть до половины своего царства!
«Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, И послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф.14:8-11). Саломее тогда было не более 15-16 лет.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Подговорив свою дочь Саломею попросить голову Иоанна Крестителя, Иродиада вынесла себе и дочери вечный приговор. Что же постигло Ирода, Иродиаду и Саломею после такого злодеяния?
Своими интригами Иродиада навлекла бедствие на Ирода Антипу и была сослана вместе с ним в ссылку в Галлию. Неимоверно жестокая и порочная Иродиада закончила свою жизнь в бедности и безызвестности. Гордую внучку Ирода Великого постигло именно то, чего она боялась более всего. Но эту свою участь она избрала себе сама, когда через Саломею отдала приказ убить Иоанна Крестителя, чем вынесла себе приговор.
А Саломея в дальнейшем «вышла замуж за трахонского тетрарха Филиппа, сына Ирода Великого», то есть, стала женой своего двоюродного дедушки и бывшего мужа своей матери. Филипп управлял своей областью 38 лет, с 4 года до н.э. до 34 года н.э. и прославился, в частности, тем, что на южных склонах горы Хеврон построил языческий храм в честь императора Августа, что было вопиющим поступком в глазах монотеистов иудеев. По смерти Филиппа Саломея вышла замуж за Аристовула, сына Ирода и брата Агриппы. У них было трое детей — Ирод, Агриппа и Аристовул. Аристовул вёл очень умелую политику по отношению к Риму, добиваясь расположения и доверия императора Нерона, который в 55 году н.э. отдает ему во владение Малую Армению, даровав ему при этом и царский титул.
Бернардино Луини. Саломея с головой св. Иоанна Крестителя
Саломее было дано много времени, чтобы покаяться в содеянном, но вместо этого в своей гордыне она возносилась выше и выше. Царский титул, о котором так мечтала ее мать, был у нее. Более того, она носила тройной титул: царица Халкиды, Малой и Великой Армении.
История сохранила рассказ о её страшной смерти. Как-то раз по неосторожности, Саломея провалилась в прорубь, и льды сомкнулись у нее на шее. Криков Саломеи никто не услышал, так как именно в это время никого из людей не оказалось рядом. Пытаясь вырваться из западни, она извивалась под водой, словно исполняя страшный танец, подобно тому, как в далекой юности она плясала во дворце отчима. Несмотря на отчаянное сопротивление, Саломея не могла выбраться из этого положения и продолжала висеть на шее, в то время как её туловище мерно раскачивалось подо льдом до тех пор, пока лед сверхъестественным образом не перерезал шею. После этого её тело упало на дно реки, а голову погибшей Саломеи принесли и отдали Ироду и Иродиаде.
Великий Библейский принцип посева и жатвы исполнился особенно наглядно в жизни Саломеи. Приговорив Иоанна Крестителя к смерти с легкостью, даже ни на мгновение не смутившись и не задумавшись,Саломея подписала и свой собственный приговор, и не только к страшной гибели в земной жизни, но и вечную погибель.
Рекомендуем прочитать:
- Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
- Ирод Антипа
- Крещение Господне: кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности.
- Усекновение главы Иоанна Предтечи
- Миланский эдикт
Саломея
Саломея – персонаж как евангельский, так и, несомненно, исторический. Она была дочерью Филиппа, сына Ирода Великого, и Иродиады, внучки этого же Ирода Великого, Ирода, который известен своим печальным приказом об умерщвлении четырнадцати тысяч вифлеемских младенцев, за что, как гласит предание, и поплатился ужасной смертью в Иерихоне, где живьем был съеден червями. Отец Филиппа сначала дал в управление сыну Итурию, Авранит и Трахонит, но после лишил его наследства. Честолюбивая Иродиада тяготилась своим унизительным положением при неудачливом супруге и мечтала о власти. Когда в 26 году брат Филиппа Ирод Антипа (он управлял Галилеей и Пиреей, а также четвертой частью Иудейского царства и потому назывался четверовластником) гостил у родителей Саломеи, Иродиада сумела обворожить тетрарха. Тому было уже за пятьдесят, но он влюбился в племянницу и решил жениться на ней, хотя существовало множество препятствий: во-первых, Ирод был уже женат, во-вторых, Иродиада приходилась Ироду племянницей и женой брата, поэтому их брак сулил двукратное, если не трехкратное нарушение Закона. Но Ирода это не остановило. Потом произошло неожиданное событие: жена Ирода, дочь его союзника царя Ареты VI, узнав о планах мужа, бежала к отцу. Это привело к разрыву союза с Аретой, последующей войне, в которой Ирод был побежден.
Иоанн Креститель открыто обличил Иродиаду в прелюбодеянии и за это был заключен Иродом под стражу. Но, ввергнутый в тюрьму, пророк не переставал призывать Иродиаду к покаянию, она же, по вполне понятным причинам, возненавидела вольнодумца, но бессильна была что-либо сделать, поскольку Ирод, напротив, благоволил Иоанну и, как свидетельствует св. Марк, «многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мрк. VI, 20). Впрочем, если верить Эрнесту Ренану, то как человек «Антипатр, или Антипа, тетрарх Галилеи и Пиреи, под властью которого Иисус находился всю свою жизнь, был правителем ленивым и ничтожным, любимцем и льстецом Тиберия и очень часто поддавался дурному влиянию своей второй жены Иродиады». Достоверно известно, что заточение Иоанна было довольно продолжительным, и что Иоанн в темнице сохранял достаточную свободу действий и даже мог встречаться со своими учениками.
В один из дней рождения Ирода был устроен пышный пир, на который было приглашено много знатных гостей: вельможи, тысяченачальники и старейшины галилейские. По инициативе Иродиады, на пир явилась и Саломея, которая, разгоряченная вином, с таким помрачающим сладострастием исполнила сирийский танец, что тетрарх, призвав в свидетелей всех присутствующих, обещал дать ей все, что она только пожелает: «Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства» (Мрк. VI, 22–23). И Саломея по наущению матери выговорила себе голову Иоанна на серебряном блюде. Ирод был очень недоволен этой просьбой, помрачнел, но не посмел перед гостями отказаться от своего слова, и Иоанн был немедленно обезглавлен телохранителем Ирода. Считается, что это несчастье произошло в окрестностях Махеры, на границе владений аравийского царя Ареты. С тех пор Антипу преследовал страх, а когда он узнал об Иисусе, то уверял окружающих, что это Иоанн восстал из мертвых, чтобы наказать его.
Предтеча умер в 30-м году, т. е. за три года до казни Иисуса Христа. Можно с достоверностью утверждать, что Саломея родилась в 15 году после Р. Х., таким образом, на момент злополучного танца ей было около 15 лет. Через год она вышла замуж за своего дядю, овдовела в 34 году, оставалась вдовой до 54 года и затем снова вышла замуж, на сей раз за царя Армении – Аристотеля. Умерла Саломея в 72 году. По преданию, рассказанному у Никифора (кн. I, гл. XX), Саломею постигла страшная смерть-расплата, но, по всей видимости, эта история – продукт пропагандистской религиозной мистификации. Считается, что Саломея была чрезвычайно красива, но достоверно о ее внешности можно судить только по «острому семитскому профилю», который выбит на монетах ее второго мужа. Об Ироде Антипе известно, что он, несмотря на поражение в войне с Аретой VI, домогался царского достоинства, чем вызвал неудовольствие римского императора Калигулы и вместе с Иродиадой был изгнан на юг Франции (в Лион, а по другим данным – в Легдун), где они незаметно и кончили свое существование. Вот в сущности и все, что сообщает нам история, собранная по крупицам из многих источников.
Начиная с Джиотто, искусство сделало Саломею своим чуть ли не любимейшим евангельским персонажем, хотя справедливости ради надо отметить, что в Евангелии ее имя даже не упоминается. Можно целыми сотнями насчитать ее образы на полотнах, в глине или мраморе. Ей посвятили свое вдохновение: Джиотто, Мазалино, Донателло, Цивитали, Мано-ди-Фиозоло, Липпи, Боттичелли, Анжелико, Соларио, Беллини, Джирландано, Тициан, Долуи, Мануэль, Дэйту, Пизано, Делакруа, Бодри, Герди, Реньо, Густав Моро и многие другие. Литературный шедевр под названием «Иродиада» принадлежит Гюставу Флоберу. Но у Флобера, в отличие от Уайльда, Саломея представлена наивной и даже инфантильной особой, слепым орудием мести своей матери, что, впрочем, соответствует исторической правде. Трактовка древнего сюжета Лафуртом несколько приближается к уайльдовской. В его книге «Moralites legendaires» философский замысел мягко сливается с лиризмом, с одной стороны, и юмором – с другой. В его изображении Саломея безгранично любит Иоканаана, который из пылкого и страстного пророка превращается в не менее пылкого социального агитатора. По словам Роберта Росса, при написании «Саломеи» Уайльд руководствовался главным образом Флобером и Метерлинком, «в стиле которой она является опытом». Ирод в «Саломее» Уайльда, если верить тому же Россу, – не исторический персонаж, в нем слились образы Ирода Великого (Ев. от Матф., гл. XI, I), Ирода Антипа (Матф., гл. XIV, 3) и Ирода Агриппа (Ап. Деян., гл. VIII). «Это отождествление сознательно, – говорит Росс, – так как в средневековых мистериях Ирод выведен, как тип, а не как историческая личность». Известно также, что Рихард Штраус вдохновлялся «Саломеей» Оскара Уайльда, когда работал над своей одноименной оперой, написанной в 1905 году.
Как уже указывалось, «Саломея» была написана Оскаром Уайльдом на французском языке в 1892 году. Она уже репетировалась Сарой Бернар в Лондоне, в «Palace Theatre», когда вдруг была запрещена английской цензурой. Самая первая постановка «Саломеи» состоялась в 1896 году. Люнье-Поэ поставил ее на сцене «Theatre Libre» в Париже с Линой Мунту в главной роли. Первая постановка «Саломеи» в Англии была осуществлена «Лондонским клубом новой сцены» в мае 1905 года. Уже в начале века пьеса была переведена на все европейские языки, включая чешский и новогреческий, на русский она была переведена не менее пяти раз, а наиболее чувственный ее перевод принадлежит перу Константина Бальмонта.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
LiveInternetLiveInternet
Каминская Тамара
Танец Саломеи (1879)
Художник — Мауриций Готтлиб (1856-1879)
Мауриций Готтлиб (Maurycy Gottlieb) родился 28 февраля (21 февраля по старому стилю) 1856, Дрогобыч, (Австрия-Венгрия) — умер 17 июля 1879, Краков (Австро-Венгрия)) — польский художник, по происхождению галицийский еврей.
Танец семи покрывал из оперы «Саломея»
Композитор — Рихард Штраус
Саломея — древнееврейское имя, которое означает спокойная, мирная. Существует библейский миф об одной из царевен динистии Иродиадов Саломее, которая как персонаж исторический ничем особым не знаменита. Как случилось, что имя этой мирной и в прямом, и в переносном смыслах слова женщины стало именем нарицательным и ассоциируется с кровожадностью и пороком, чей образ тиражировался и продолжает тиражироваться в разнообразных произведениях искусства?
Гастон Бессьер — Саломея (1914) |
Саломея (5 или 14 год н.э. — между 62 и 71 годами н.э.) — иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы — тетрарха (правителя) Галилеи; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета, однако там её даже не называют по имени — она упомянута лишь как дочь Иродиады (Мф. 14:6). Её имя мы узнаём из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Иосиф Флавий (около 37 н.э. — около 100 н.э.) — знаменитый еврейский историк и военачальник. Согласно библейскому мифу, тетрарх Ирод заключил пророка Иоанна Крестителя в темницу за то, что тот обличал Ирода, отнявшего у своего брата жену Иродиаду и грубо нарушившего этим иудейские обычаи. Но казнить Иоанна Крестителя Ирод не решался, страшась его популярности среди народа (Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка). Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха падчерица настолько угождает отчиму своим танцем, что тот обещает исполнить любую ее просьбу, вплоть до того, что он готов отдать ей полцарства. Саломея обращается к матери за советом, чего просить в награду за танец. Иродиада, которая люто ненавидела Иоанна Крестителя за то, что он возмущал народ против неё, как против прелюбодейки, велит дочери просить голову пророка. Потворствуя матери, Саломея просит у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод в ужасе от выбора своей падчерицы, но данное привселюдно царское слово заставляет его выполнить эту страшную прихоть девушки. |
Суриков Василий Иванович (1848-1916) — |
Палач направляется в темницу, чтобы совершить казнь и по условию подает Саломее на блюде голову пророка, а та относит её для глумления Иродиаде. Таким образом покорная дочь, подученная мстительной матерью, стала её пособницей. Иосиф Флавий же объясняет казнь Иоанна Крестителя гораздо более прозаично. По его мнению, Ирод испугался чрезмерной популярности бывшего отшельника, снискавшего славу нового пророка, мессии. Тревогу тетрарха вызывали толпы экзальтированных людей, сопутствовавших Иоанну. Именно страх перед тем, что могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вторжением римских войск и кровавой расправой с населением, привёл Ирода Антипу к решению казнить Иоанна Крестителя. Хотя это и не исключает плюс к этому и мотив личной мести. Иосиф Флавий ничего не сообщает о мрачной истории, сопровождающей в евангелиях гибель Иоанна Крестителя. Вот что пишет по этому поводу извесный польский исследователь Библии Зенон Косидовский в «Сказаниях библеистов»: «Это умолчание настраивает нас скептически и подсказывает вывод, что все сказание является литературным вымыслом. И нам остается лишь выразить свое восхищение богатейшей фантазией неизвестного автора, сочинившего его.» |
Библейские сюжеты всегда находили своё отражение в работах художников, не стал исключением и миф о Саломее. Кто только не рисовал картин на эту тему! Вот только некоторые из них:
Сандро Боттичелли (1445-1510) — Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя (1488)
Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) — Саломея с головой Иоанна Крестителя (около 1515)
Андреа Соларио (1460-1524) — Саломея с головой Иоанна Крестителя (1520-1524)
Лукас Кранах Старший (1472-1553) — Пир Ирода (1531)
Караваджо Микеланджело Меризи да (1571-1610) — Саломея с головой Крестителя (1605)
Петер Пауль Рубенс (1577-1640) — Пир у царя Ирода (первая половина XVII века)
Гвидо Рени (1575-1642) — Саломея с головой Иоанна Крестителя (1639-1640)
Многие художники неоднократно обращались к сюжету о Саломее, но, пожалуй, никто кроме Гюстава Моро не написал на этот сюжет столько картин и акварелей. Его картины впоследствии служили источником вдохновения для других художников, которые именно под воздействием впечатления от картин Моро тоже писали своих Саломей.
Гюстав Моро (Gustave Moreau), (1826-1898) — французский художник, представитель символизма.
Гюстав Моро — картины (масло) на тему библейского мифа о Саломее
Гюстав Моро — акварели на тему библейского мифа о Саломее
Жюль Эмиль Фредерик Массне (Jules Émile Frédéric Massenet), родился 12 мая 1842-го года в Монто, близ Сент-Этьена (Франция) — французский композитор, получивший известность благодаря своим операм: «Вертер», «Таис», «Манон», «Ариадна», «Клеопатра» и другим. Среди них и опера «Иродиада» на сюжет библейского мифа о Саломее и её матери Иродиаде.
Умер композитор 13 августа 1912-го года в Париже.
Музыка оперы «Иродиада» — лирическая и изысканная. Идея сюжета была подсказана Массне известнейшим романистом Гюставом Флобером (1821-1880). Флобер в 1877-ом году написал и опубликовал в журнале повесть «Иродиада». Сюжет повести был выдержан вполне в библейском ключе. Либретто же оперы Массне представляет собой весьма вольное переложение повести Гюстава Флобера.
Сюжет решен в традициях французской лирической оперы: Саломея превратилась в обыкновенную влюбленную женщину, Ирод совсем не злодей, а обычный неудачливый влюблённый. Да и сама Иродиада в опере отошла на второй план, уступив место Саломее — подлинной героине оперы.
Massenet — Hérodiade Con Montserrat Caballé & Josep Carreras
Жюль Массне — опера «Иродиада»
En Barcelona, Gran Teatre del Liceu, el cuatro de enero de 1984.
В постановке Барселонского Гран Театре дель Лисео, 4 января 1984 года.
Главные партии исполняют:
Саломея — Монсеррат Кабалье
Иродиада — Дуня Вейзович
Иоанн — Хосе Каррерас
Ирод — Джон Понс
Фануил — Родерик Кеннеди
Виттелий — Энрик Серра
Краткое содержание либретто оперы:
«К наблюдающему за звездами волхву Фануилу приходит Иродиада и рассказывает о потерянной в детстве дочери. Он открывает ей, что её дочь — девушка, которой увлечён Ирод, по имени Саломея. Это вызывает у Иродиады взрыв ненависти и ревности.
В храме во время молитвы Ирод объясняется в своей любви к Саломее, но та говорит, что её сердце принадлежит Иоанну. Тем временем жрецы в храме требуют от Вителлия, римского наместника, наказать Иоанна, опасаясь его большого влияния на народ. Саломея умоляет сохранить Иоанну жизнь. Но Ирод в порыве ревности приговаривает к смерти обоих.
В темнице Иоанн прощается с жизнью и со своим возникшим чувством к Саломее, в котором он, несмотря на его греховность, не раскаивается. К нему проникает Саломея, и они говорят друг другу о своих чувствах, прежде чем стражник хватает Иоанна, чтобы вести на казнь.
На пиру у Ирода в присутствии Вителлия Саломея вновь просит сохранить жизнь Иоанну. Но в это время входит палач с отрубленной головой пророка. Саломея бросается с кинжалом на Иродиаду и тут узнает в ней свою мать. Проклиная её, она закалывается.»
По ряду причин, включая сомнения директора Гранд-Опера в благопристойности сюжета — любовные отношения пророка Иоанна и Саломеи, премьера оперы состоялась в Бельгии — в Брюсселе, в театре Ла Монне в 1881 году, где имела триумфальный успех, а затем обошла другие европейские оперные театры. Была часто исполняема, особенно, в Париже в знаменитом театре Palais Garnier (Grand Opera), где шла непрерывно до 1947 года.
И сегодня опера входит в репертуары оперных театров.
Было бы удивительно, если бы такой сюжет, как сюжет о Саломее, не заинтересовал драматургов.
Трагедия «Саломея» была написана основоположником западноевропейского декаданса английским драматургом Оскаром Уайльдом в 1892-ом году специально для великой французской актрисы Сары Бернар. Именно поэтому написана она была не по-английски, а по-французски.
Премьера с участием Сары Бернар состоялась в Париже в 1896-ом году, но вскоре постановка пьесы была запрещена французской цензурой. В основу драмы Уайльдом был положен библейский миф о Саломее — падчерице иудейского царя Ирода, невероятно красивой и обольстительной танцовщице. Оскар Уайльд пересказал библейскую историю по-своему: его Саломея гораздо более порочна. Она ловко манипулирует поклонниками и среди них своим отчимом. Сама она при этом остается холодной. Но случается так, что девушка влюбляется в странствующего пророка Иоанна. Святому же человеку чужды плотские соблазны и на страсть Саломеи он отвечает гневным отказом.
Но дочь Иродиады упряма: раз она не может заполучить Иоанна живым, она получит его мертвым! Если не его самого, так его голову на серебрянном блюде.
Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde), родился 16 октября 1854-го года в Дублине (Великобритания) — ирландский философ, эстет, писатель, поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода. Лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное поведение» (гомосексуальные связи) и после двух лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил в нищете и забвении под другим именем. Известен своими пьесами, полными парадоксов и афоризмов.
Умер Оскар Уальд 30 ноября 1900-го года в Париже.
О жизни Оскара Уальда есть замечательный роман «Король жизни» (1930) польского писателя, родившегося во Львове, Яна Парандовского (1895-1978).
Именно уайльдовская, а не библейская Саломея целое последующее столетие вдохновляла художников, композиторов и режиссёров.
Пьер Бонно (Pierre Bonnaud) (1865-1930) — Саломея (Salome)
«Ах, почему ты не смотрел на меня, Иоканаан? — говорит Саломея мертвецу. — Лицо своё ты прятал за ладонями своими и проклятиями своими. На глазах твоих были шоры, не давшие тебе видеть ничего другого, кроме своего Бога. Что ж, своего Бога, Иоканаан, ты видел, а вот меня, меня ты так и не увидел. А если б увидел, то полюбил бы меня. Ах, почему ты не посмотрел на меня, Иоканаан? Если бы посмотрел, ты полюбил бы меня. Я это хорошо знаю — ты полюбил бы меня, ибо любовь намного загадочнее смерти. Любовь выше смерти.»
Уальдовская трактовка образа Саломеи нашла своё продолжение в музыке Рихарда Штрауса.
Выдающийся немецкий композитор и дирижёр Рихард Штраус (1864-1949) — яркий представитель позднего немецкого романтизма и экспрессионизма, известный своими операми, среди которых есть и опера «Саломея», либретто которой написано по мотивам одноименной пьесы Оскара Уальда.
Рихард Штраус — фильм-опера «Саломея» (1974)
Венский филармонический оркестр — за дирижёрским пультом Карл Бём
Саломея — Тереза Стратос
Ирод — Ганс Бейрер
Иродиада — Астрид Вэрней
Иоанн — Берндт Вейкл
Карл Бём (Karl Böhm), (1894-1981) — австрийский дирижёр. Выдающийся исполнитель немецкой и австрийской музыки периода классицизма и романтизма.
Тереза Стратас, урождённая Анастасия Стратакис, (Anastasia Stratakis), родилась 26 мая 1938 в Торонто(Канада) — знаменитая канадская оперная певица XX века, лирическое сопрано.
Rafał Olbiński — Salome (2008)
Рафал Ольбиньски — Саломея
Рекламный постер к одной из постановок оперы Рихарда Штрауса в США
Рафал Ольбиньски, родился 21 февраля 1943 в Кельце (Польша) — польский художник-график, дизайнер сцены и сюрреалистический живописец. В 1981 эмигрировал в США.
С 1985 года Рафал Ольбиньски преподаёт в Школе Изобразительных искусств в Нью-Йорке.
В начале 1990-х годов он получает заказы на несколько оперных постеров. Это стало началом целого десятилетия работы над проектом, ошеломившим своими результатами и охватившим весь классический оперный репертуар.
Художник приобрел мировую популярность — он стал автором, чьи работы украшают ведущие музеи мира, а его иллюстрации регулярно появляются в самых известных журналах.
«Рихард Штраус — Саломея» — передача телеканала «Культура» из серии «Библейский сюжет» (11.09.2010)
Рихард Штраус — финальная сцена из оперы «Саломея»
Саломея — Джесси Норман (Jessye Norman)
Джесси Норман, родилась 15 сентября 1945-го года в Огасте, штат Джорджия (США)) — американская певица (сопрано).
Драма Оскара Уальда вполне органично вписывается в репертуар такого театра, как театр Романа Виктюка, ибо и сам знаменитый режиссёр во всех своих проявлениях вполне уайльдовский персонаж.)))
«Саломея, или Странные игры Оскара Уальда» — любительская съёмка
Интерпретация Романа Виктюка пьесы Оскара Уальда «Саломея»
Режиссёр спектакля — Роман Виктюк
Спектакль театра Романа Виктюка
В ролях:
Оскар Уайльд, Ирод Антипа — Николай Добрынин
Саломея, Альфред Дуглас — Дмитрий Бозин
Мать Оскара Уайльда, Иродиада — Людмила Погорелова
Роберт Росс, Иоканаан — Фархад Махмудов
«Тайна любви больше, чем тайна смерти», — говорит Саломея за несколько мгновений перед своей смертью, когда жизнь ее уже окончилась, а смерть коснулась ее своей тенью и дала ей свою мудрость… У любви нет человеческого лица. У нее только есть лик Бога и лик Дьявола. Любовь неизреченна и необъяснима, и что бы ни говорить о Любви, ее не замкнешь в Слова, как не расскажешь Музыку и не нарисуешь Солнце. Но только одно верно: тайна любви больше, чем тайна смерти, потому что Сердце захочет жить и умереть ради любви, но не захочет жить без любви.
«Саломея» Уальда издавалась многократно в разных странах. Безусловно, такие сюжеты просто просятся, чтобы их иллюстрировали. Непревзойдённым иллюстратором этой трагедии Оскара Уальда был его современник и соотечественник Обри Бёрдслей.
Обри Винсент Бёрдслей (Aubrey Vincent Beardsley), родился 21 августа 1872-го года в Брайтоне, графство Сассекс (Великобритания) — английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетического движения 1890-х годов. Член Клуба Гедонистов, один из «королей дендизма», носящий в петлице увядшую розу, своим поведением он постоянно культивировал скандал.
Серия иллюстраций к «Саломее» Оскара Уайльда принесла ему мировую известность. Утонченные, причудливые, манерно-изысканные работы сделали его ведущей фигурой искусства стиля модерн. Известный русский историк искусства и критик Сергей Маковский в 1906 году писал о нем:
«Творчество Бердслея — черный алмаз с тонко отшлифованными гранями, с острым, холодным блеском, черный алмаз в филигранной оправе, восхищающий совершенством работы и в то же время наводящий жуткий трепет, словно талисман волшебника».
О личной жизни Бёрдслея доподлинно ничего неизвестно. Она скрывалась за вежливыми письмами и чудачествами меломана, музицирующего за роялем в «четыре руки со скелетом». Действительно, гостями его гостиной, увешанной японскими эротическими эстампами, были Оскар Уайльд, Роберт Росс, Альфред Дуглас (Боузи), Пьер Луи, Джон Грей, известные своей ориентацией. Его лучшим другом был поэт-теоретик гомосексуализма Андре Раффалович, чью книгу стихотворений «Нить и тропа» он проиллюстрировал в 1895 году. Однако нет ни одного документального свидетельства, опровергающего или доказывающего гомосексуальность художника. Издатель «Жёлтой книги» Джон Лэйн заметил однажды, что «Бёрдслей немало пострадал от слишком поспешной оценки его искусства».
Современники называли Бёрдсли последним певцом романтической агонии, мистиком, апостолом гротеска, волшебником линии.
Умер Обри Бёрдслей 16 марта 1898 года в двадцать пять лет на курорте Ментон во Франции у берега Средиземного моря в результате болезни туберкулёзом, унаследованным им от отца.
Ирод:
Саломея, Саломея, танцуй для меня. Я молю тебя, танцуй для меня. Мне грустно сегодня вечером. Да, мне очень грустно сегодня вечером. Когда я вошел сюда, я поскользнулся в крови, это дурной знак, и я слышал, я уверен, что я слышал взмахи крыльев в воздухе, взмахи как бы гигантских крыльев. Я не знаю, что это значит… Мне грустно сегодня вечером. Поэтому танцуй для меня. Танцуй для меня, Саломея, я умоляю тебя. Если ты будешь танцевать для меня, ты можешь просить все, что захочешь, и я дам тебе. Да, танцуй для меня, Саломея, я дам тебе все, что ты пожелаешь, будь это половина моего царства.
Саломея (вставая):
Ты мне дашь все, что я пожелаю, тетрарх?
Иллюстрации Обри Бёрдслея к трагедии Оскара Уальда «Саломея»
Люсьен Леви-Дюрмэ — Саломея
Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Lévy-Dhurmer), родился 30 сентября 1865 (Алжир) — умер 24 сентября 1953 (Ле-Везин, департамент Ивелин, Франция) — французский художник-символист и керамист, представитель стиля «модерн».
Линда — Саломея
Голос Саломеи:
А! я поцеловала твои уста, Иоканаан, я поцеловала твои уста.
На твоих губах был горький вкус. Это был вкус крови?..
Но, может быть, это был вкус любви…
Говорят, у любви горький вкус…
Впрочем, что с того? что с того?
Я поцеловала твои уста, Иоканаан.
Оскар Уайльд «Саломея»
продолжение следует
Каминская Тамара
«Я соромлюсь свого тіла»-5: можно ли помочь девочке с болезнью рыбьей чешуи?
Уже завтра, 29 марта, на телеканале СТБ выйдет 9 выпуск «Я соромлюсь свого тіла»-5. Новый эпизод поразит зрителей шокирующими медицинскими и личными историями и еще раз докажет, что победы над болезнями возможны. Главное – верить. Также врачи проекта впервые за пять лет проведут масштабный медицинский осмотр школьников. Подробнее – в материале.
Первой пациенткой Екатерины Безвершенко станет 5-летняя Соломия Тымкив. Из-за врожденной тяжелой формой ихтиоза ее кожа очень сухая и трескается. Генетическое заболевание, которое называют болезнью рыбьей чешуи, неизлечимо, но врачи «Я соромлюсь свого тіла» сделают все возможное, чтобы найти способ улучшить состояние девочки. Однако прежде всего Соломийка должна пройти обследование, ведь ихтиоз поражает не только кожу, но и другие органы. Какими будут его результаты? Позволит ли это помочь Соломийке? Узнайте завтра в 20:00!
Еще одна юная пациентка чрезвычайно поразит ведущую. В 9 лет Наталья Могилевич видит только на 10% и имеет IV степень ожирения. Вместе с мамой они мечтают, чтобы девочка наконец сняла очки, а также хотят выяснить, в чем причина стремительного набора веса.
На прием к Валерию Ославскому придет 54-летняя Людмила Великая с жалобами на сдавливание в горле. Женщина уверена, что причина недуга – ниточка от платка, которую она проглотила 10 лет назад.
Далее Валерий Ославский вместе со своей дочерью Кристиной и Екатериной Безвершенко проведут первый за 5 лет масштабный медицинский осмотр школьников. У детей проверят зрение и осанку. В каком состоянии здоровье учеников?
А пациентом Людмилы Шупенюк станет 27-летний Вадим Сторчак. Высокое давление, боли в сердце и голове не только ставят под угрозу его жизнь, но и разрушают семью. Пока мужчина ходит по врачам в поисках того, кто наконец поставит ему диагноз, жена вынуждена самостоятельно работать и ухаживать за тремя детьми. Врачи проекта найдут настоящую причину болезненного состояния Вадима и она всех удивит.
Затем акушер-гинеколог и по совместительству ведущая проекта осмотрит пациентку с интимной проблемой, 30-летнюю Инну Поцелуеву, у которой киста гартнерового хода размером почти с куриное яйцо. Напоследок в продолжение эксперимента прошлой недели Людмила Шупенюк поможет украинкам омолодить… половые губы.
Не пропустите 9 выпуск «Я соромлюсь свого тіла»-5 завтра в 20:00 на телеканале СТБ!
Читайте больше интересных новостей в Viber и Telegram СТБ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Краткое содержание Саломея Оскар уайльд для читательского дневника
Саломея — падчерица царя Ирода Иудейского и дочь жены Ирода — Иродиады, которая была проклята пророком по имени Джоканаан (известным как Иоанн Креститель в Библии). Он говорит, что брак короля является незаконным, потому что Иродиада является вдовой брата Ирода. За это Иоанн Креститель был заточен в тюрьму. В Библии Саломея помогает своей матери отомстить Иоанну Крестителю, но в пьесе Уайльда решение Саломеи относительно Джоканаана являются результатом ее собственного стремления к мстительности, вызванной похотью.
Саломея призналась в своей любви Джоканаану, но пророк требует, чтобы она ушла от него, объявив ее дочерью Вавилона и Содома.
Саломея, игнорировала протесты Джоканаана и заявила: «Я поцелую твой рот, Джоканаан. Я поцелую твои уста». Молодой стражник, который был влюблен в Саломею, услышав эти слова, покончил жизнь самоубийством. Не обращая внимания ни на что, кроме Джоканаана, Саломея постоянно повторяет свое намерение поцеловать его. Но Джоканана не интересует привязанность «дочери прелюбодеяния».
Между тем, царь Ирод, отчим Саломеи, отправляется на поиски падчерицы. Иродиада. Жена Ирода и мать Саломеи следует за ним, ревнуя Ирода к Саломее.
Когда Ирод, наконец, находит Саломею, он предлагает ей немного вина. Она отказывается, и Ирод жалуется на ее непослушание Иродиаде, которая говорит, что ее дочь действует правильно.
Ирод и Иродиада спорят о том, как царь обращается к Саломее. Ирод просит Саломею танцевать для него. Она отказывается, но Ирод ей говорят, что она может получить все, что захочет в награду за танец, Саломея соглашается танцевать, несмотря на протесты ее матери.
После танца Саломея просит Ирода голову Джоканаана на серебряном блюде. Это радует Иродиаду и огорчает Ирода, который призывает Саломею игнорировать «злой совет» ее матери. Но Саломея заявляет, что хочет, чтобы голову пророка принесли для нее самой, а не для матери.
Ирод пытается предложить своей падчерице другую награду. Но Саломея продолжает требовать голову Джоканана, и, в конце концов, Ирод смягчается. Саломее приносят голову пророка на серебряном блюде, и она целует мертвую голову в губы, признаваясь пророку в любви и в том, что она добилась своего. Ирод, потрясенный тем, что он увидел, приказывает убить Саломею.
В своей пьесе Оскар Уайльда оформил идеи, пропитавшие западное общество перед неизбежными переменами и сменой духовных ориентиров в конце 19 века и выразил эпоху декаданса. В этом смысле «Саломея» рассказ, повествующий об ужасных вещах, является предчувствием грядущих бед 20 века.
Оцените произведение:
- 2.9
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 58
Читать краткое содержание Саломея. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Оскар Уайльд. Краткие содержания произведений
- День рождения Инфанты
- Идеальный муж
- Как важно быть серьёзным
- Кентервильское привидение
- Мальчик Звезда
- Портрет Дориана Грея
- Преданный друг
- Саломея
- Соловей и Роза
- Счастливый принц
Картинка или рисунок Саломея
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Белый пароход Айтматова
Мальчика никто и ничто не радует. У него нет друзей и тех, с кем можно провести время в беседе. Его постоянные спутники и собеседники — это камни окружающие то место, где он живет, бинокль со временем войны
- Краткое содержание Алексин Раздел имущества
Повествование рассказывает о девочке по имени Вера и её бабушке по имени Анисья. Дело в том, что у Веры была травма, однако её выходила и буквально заставила ходить её бабушка, за что Верочка её очень любила и берегла
- Краткое содержание Пушкин Метель
В одной из российских губерний жил в своем поместье хороший и хлебосольный барин Гаврила Гаврилович с женой и семнадцатилетней дочерью Машей. Маша считалась в округе богатой наследницей, и претендентами на ее руку
- Краткое содержание Маршак Двенадцать месяцев (12 месяцев)
В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса
- Краткое содержание Золотой ключик или Приключения Буратино Толстого
В маленькой и убогой каморке Папы Карло, старого шарманщика полено столяра Джузеппе превращается в мальчика по имени Буратино. Говорящий старый сверчок, живущий за печкой, советует Буратино быть благоразумным и пойти учиться в школу
Саломея, дочь Иродиады
Ни разу не писал на эту тему
Но надо же когда-то начинать
И раз и навсегда решить дилемму
в какую сторону стопу вертать
Сюжет древнейший со времён Антипы
Но неизменна и нетленна суть
Героев нынешние прототипы
Как в зеркало могут сейчас взглянуть.
Был пир, лежали гости, царь с царицей
Справляли день рождения царя
Томился узник Иоанн* в темнице
Истлела за окном вечерняя заря
А у царицы дочка Саломея
Готовила для отчима подарок
Подарок из пороков и страстей
Что поразил изысканных гостей
Тот танец был весьма великолепен
Так поразил всех зрителей, тотчас
Царь приподнялся, словно был ослеплен
Движением фигуры, блеском глаз
И речь его текла как мёд
-Проси что хочешь за такой подарок
-Да хоть полцарства наперёд
-За то что танец твой так зажигателен и ярок
А что она, совсем девица
От щедрости вдруг оробела
И к матери скорей стремится
Чтоб рассказать такое дело
Теперь о матери Иродиаде
В тот час, когда она сбежала
От мужа своего Филиппа
Толь денег, славы оказалось мало
Влюбилась может быть в Антипу
А ныне знатнеЙшая дама
Хозяйка царского двора
Ах, впрочем эта жизненная драма
Не стоит и гусиного пера
Ну царь, ну братец мужу, не помеха
его я лучше соблазню
Никто кроме него не нужен, мне утеха
плевать в придворную возню
Тот Иоанн, что был пророком
Царю от сердца говорил
Жена от брата это плохо
И царь в уме его простил
Однако женщины коварны
На сердце злобу затая
Иродиада зуб точила
На Иоанна бунтаря
Сначала неугодного в темницу
Определить по милости царя
Затем убить его решила
Когда вечерняя заря
Едва неслышными шагами
К ней Саломея подошла
Все думы лишь об Иоанне
Как раз, и смерть к нему пришла
Просить алмазов, злата окаянна?
Одежду с царского плеча?
-Проси сейчас главу от Иоанна
На блюде чтоб несли от палача
Та вновь к царю, Ирод в печали
Пообещал, держи ответ,
Оруженосцу приказал: неси с подвала!
Что встал, ты слышал, или нет!
Светильники, закуски, пир в разгаре
Но смолкли гости, топот ног о пол
На блюде, в чём горячее давали
Иродиаде голову несут на стол
Про издевательства над головой пророка
Не будем мы злословить в этот час
Осталось ещё фактов, чтоб до срока
Закончить нами начатый рассказ
Какая же судьба наших героев
Иродиада умирала в нищете
Ирода заживо поели черви
И Саломея заслужила смерти
Своими танцами в порочной суете
Река замёрзшая пустила Саломею
Однажды провалиться через лёд
И льдиной перерезало ей шею
Быль или не быль, кто сейчас поймёт?
Льдины сомкнулись, вновь замёрзла речка
Тело искали день и ночь, но не нашли
Иродиады кровоточило сердечко
По берегу ей голову несли…
*-Иоанн Креститель,Иоанн Предтеча — согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии