Содержание
- Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
- Иоанн Предтеча — Ангел Господень
- Иоанн Креститель — Предтеча и в аду
- О празднике
- Закон Божий. Усекновение главы Иоанна Предтечи
- Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро
- САЛОМЕЯ, ИУДЕЙСКАЯ ПРИНЦЕССА
- Тициан и его возлюбленная
- Караваджо: «Саломея с головой Иоанна Крестителя»
- Новости
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Обезглавливание (усекновение главы) Иоанна Крестителя (Караваджо. 1608)
Усекновение главы Иоанна Предтечи – праздник, посвященный молитвенному воспоминанию события, описанного в двух Евангелиях (Мф.14:1-13; Мк.6:14-30).
О святом Иоанне, Предтече и Крестителе, Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал, что он – больший из рожденных женами и первый среди пророков. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Потому, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Чистота святого Иоанна и его любовь к девству были таковы, что он удостоился не только видеть Спасителя, Предтечей Которого был, но и крестить Его в Иордане и стать свидетелем откровения Святой Троицы.
В пятнадцатый год правления кесаря Тиверия (29 г. по Р.Х.) Иоанну в пустыне было слово от Бога. Тогда он пришел на Иордан и стал проповедовать покаяние приходившему к нему народу, наслышанному о его ангельской жизни. Он крестил иудеев в водах Иордана в знак очищения грехов, готовя их принять Спасителя и призывая принести достойные плоды покаяния вместо того, чтобы хвалиться тем, что они – сыны Авраамовы. Повторяя слова пророка Исаии, Иоанн говорил: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся… и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40:3–5). Народ спрашивал, не он ли Спаситель, Которого ожидают многие поколения. Иоанн отвечал им: «Я крещу вас водой, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16).
Иоанн Предтеча закончил свою жизнь в 32 году по Р.Х. мученическою смертью.
Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен галилейским царем Иродом Антипой в темницу (Ирод Антипа, был сыном того Ирода Великого, который убил 14 000 вифлеемских младенцев).
Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, при жизни брата своего Филиппа, женился на его жене Иродиаде, грубо нарушив еврейский Закон. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу в крепость Махеронт. Иродиада же не удовольствовалась этим, тем более, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его.
В темнице Иоанн Предтеча провел около года. В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Саломия, наученная матерью, просила дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну.
Усекновение главы Иоанна Предтечи (Худяков В.Г.,1861)
Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде.
После усекновения главы Иоанна тело его тайно было погребено учениками его в городе Севастии — городе Самарийском, а глава тайно сокрыта во дворце Ирода Иродиадой, боявшейся, что при соединении главы с телом, Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее.
По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, ставшая потом одной из мироносиц, тайно откопала святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.
По прошествии многих лет, 452 году от Р.Х., честные мощи святого Иоанна Предтечи были чудесным образом обретены и стали источником благодати для верующих, приходивших поклониться им (читайте об этом Обретение главы Иоанна Предтечи).
Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни (читайте об этом Иродиада и Саломея). Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Иоанн Предтеча — Ангел Господень
Иоанн Предтеча называется Ангелом Господним и часто изображается на иконах с крыльями. Сам Спаситель сказал о Крестителе, что он не только пророк, но и больший пророка – Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.» (Мф. 11:10). Святой Предтеча – это поистине первый Ангел во плоти. Он своею жизнью из всех смертных людей наиболее приблизился к ангельской жизни и уподобился ангелу небесному.
Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечает, во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею безпопечительностью о телесной жизни своей.
Ангелы всецело послушны Богу. И святой Иоанн был всецело послушен Богу от самого своего младенчества. Он весь предался Богу и во всем полагался на Бога.
Кроме того, Иоанн был подобен ангелам небесным и своею свободой от мира и людей. Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Иоанн, как ангел Божий, нимало не прилеплялся к миру и не имел не малейшего страха пред миром. Он не различает людей ни по одежде, ни по знатности, ни по власти, ни по учености, ни по богатству, ни по возрасту – он различает их лишь по свойствам души их. Его очи и видят не телесных людей, но нагие человеческие души, кои для прочих очей сокрыты под маскою тела. Таковую свободу от мира и людей имеют лишь ангелы Божии.
Кроме того, Иоанн уподобился ангелам и безпопечительностью о своей телесной жизни. Ангелов не томит забота о том, что им есть, что пить и во что одеться. Служа Богу, они знают, что Бог будет их и питать, и поить, и одевать. Иоанн питался акридами (верхушки неких пустынных растений) и диким мёдом, его дух не тревожили заботы этого мира. И не сказано, что он когда-нибудь жаловался на голод или на жажду. Не акриды и дикий мед питали его, но сила Божия, подаваемая верному и послушливому служителю Божию чрез акриды и дикий мед. И о жилье и одежде не заботился Иоанн. Жильем его была пустыня, одежду же он носил из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения. Все его заботы были о душе, а воля Божия была единственным законом и властителем души его. В этом он уподобился ангелам небесным.
Вот почему его называют Ангелом.
Иоанн Креститель — Предтеча и в аду
Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками.
Но почему всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Крестителя? Потому, что Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир, чтобы возвещать праведникам, почившим с надеждой на искупление, что близок приход Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.
О празднике
День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя и скорбные. В этот день установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель – напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания.
Относительно праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий, не имеющих отношения к сути почитаемого события. Например, что в этот день нельзя ставить на стол ничего круглого (ни блюд, ни тарелок), нельзя есть пищу круглой формы (то есть – картофель, лук, яблоки, арбузы), использовать рубящие и режущие предметы. Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Молитва святому пророку Иоанну Предтечи
Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе прибега́я не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, имо́же ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.
Тропарь, глас 2-й
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.
Кондак, глас 5-й
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.
Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.
Закон Божий. Усекновение главы Иоанна Предтечи
Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро
Саломея, танцующая перед Иродом — Гюстав Моро. 1874-1876. Холст, масло. 144 х 103,5 см
Картина впечатляет колоритом, обилием мелких деталей и композицией. По мнению художника, Саломея, дочь Иродиады, исполняла свой знаменитый танец в роскошнейшем дворце с высокими сводчатыми потолками, почти как в средневековых католических соборах.
Реальное историческое лицо, в Библии Саломея упоминается лишь из-за ее роли в гибели Иоанна Крестителя. Ирод, пораженный красотой танца Саломеи, решает исполнить любое ее желание. Саломея, подученная матерью, требует блюдо с головой пророка. Царю приходится исполнить обещанное.
На полотне изображен как раз момент танца. Фигура Саломеи, облаченная в роскошные одеяния, с вытянутой в повелительном жесте рукой, впечатляет своим величием и богатыми нарядами. Сидящий на троне Ирод — центр композиции, окруженный второстепенными фигурами слуг в не менее пышных нарядах.
Антураж картины — внутренние покои дворца, в котором художник мастерски смешал множество стилей и эпох. Кажется, что Саломея продолжает свой танец вне времени — этот дворец мог бы находиться и в Ассирии, и в Египте, в Венеции и Флоренции, в любом городе мира. Колорит картины многоцветный, но за счет размытых красок не агрессивный, а производящий впечатление красок персидского ковра, изрядно траченного временем.
САЛОМЕЯ, ИУДЕЙСКАЯ ПРИНЦЕССА
Биографические сведения о Саломее отличаются неполнотой и множеством разночтений. Без указания имени она упоминается в Библии (Евангелие от Матфея 14:3-11 и Евангелие от Марка 6:17-29). Более подробный рассказ о Саломее содержится в сочинении историка Иосифа Флавия «Иудейские древности».
Г.Климт. Саломея (ЮдифьII). Фрагмент, 1909
Мать Саломеи – Иродиада, младшая дочь Береники (Вероники) и Аристобула, казненного сына Ирода Великого. Оставшись сиротой, Иродиада вышла замуж за собственного дядю Ирода Филиппа I. Образцом для подражания Иродиада избрала Клеопатру и легендарную ассирийскую царицу Семирамиду. Подобно Ливии, жене императора Августа, она подыскивала стареющему мужу любовниц-девственниц, чтобы упрочить свое влияние.
Иродиада. Фрагмент росписи Рождества Пресв. Богородицы Антониева монастыря в Вел. Новгороде. 1125 г.
Ее дочь Саломея с детских лет находилась в Риме, обучалась танцам и музыке. Честолюбивая Иродиада жаждала власти, поэтому вскоре бросила Ирода Филиппа ради галилейского тетрарха Ирода Антипы (Антиспас или Сосипатр), сводного брата бывшего мужа. В библейские времена близкородственные связи отнюдь не были чем-то исключительным. Тем не менее, народ глухо роптал: «Иродиада ведь не вдова, к тому же имеет ребенка, вот в чем мерзость!» Особенно сильно досаждал Иродиаде иудейский проповедник ессейского толка Иоканаан, прозванный Иоанном Крестителем. Одной из главных тем его критики было обличение безнравственности Иродиады.
Мазолино да Паникале. Обличение Иоанна Крестителя. 1435
Согласно Библии: «Иродиада же, злобясь на него, желала убить его: но не могла. Ибо Ирод боялся Иоканаана, зная, что он муж праведный и святый, и берег его: многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Тем не менее, дерзкого еретика на всякий случай заключили в темницу. Вскоре Иродиаде представился весьма удобный случай расправиться с Иоанном. В 39 (?) Ирод Антипа справлял свой день рождения в крепости Махерон на границе Палестины и владений аравийского царя Ареты. На торжество пригласили многочисленных гостей, «вельмож, тысяченачальников и старейшин Галилейских». Среди них была и Саломея. Она привлекла всеобщее внимание своей внешностью и смелыми манерами.
В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки каноническая история Саломеи излагается почти одними и теми же словами: «Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства».
Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1461-1462 Филиппо Липпи. Пир Ирода. 1452—1464 Донателло. Пир Ирода. Бронзовый рельеф. ок. 1425
В Библии не содержится описания танца, который Саломея исполнила пред своим отчимом. В позднейших сочинениях он называется танец семи покрывал (dance of the seven veils). Античные авторы Дион Кассий, Павсаний, Демосфен и др. упоминают реально существовавший в древности эротический танец кордак: ритмические покачивания бедрами, сопровождающиеся сбрасыванием одежды.
Г. Буссье. Танец семи покрывал Г.Моро. Танец Саломеи. 1874-1876
По мнению некоторых историков, Саломея вообще не могла танцевать на пиру. На тот момент ей едва исполнилось пять-шесть лет и она просто играла сама с собой, а Ирод восхитился наивной прелестью ребенка.
В любом случае, Саломея была так молода, что не смогла выбрать себе награду без подсказки матери: «Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя» (Евангелие от Марка 6:24-25).
П. Деларош. Иродиада
«Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей». (Евангелие от Марка 6:26-28). По преданию, отрубленная голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Тогда Иродиада исколола язык пророка булавкой и бросила голову в выгребную яму.
Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608 В. Суриков. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде . 1872 П. де Греббер. Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей. 1640
Бессмысленное убийство Иоанна не принесло Иродиаде никакой выгоды. Народ Галилеи возмущался и откровенно сочувствовал проповеднику. Незадачливая чета иудейских интриганов окончила свои дни в изгнании, бедности и забвении.
Достоверная информация о дальнейшей судьбе Саломеи отсутствует. По некоторым данным, она вернулась в Рим, где продолжила беззаботную светскую жизнь. Через некоторое время вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. Этот брак оказался бездетным. Овдовев, Саломея повторно вышла замуж, на этот раз за Аристобула, сына Ирода Халкидского, своего двоюродного брата по матери. Супруги прожили долгую жизнь и произвели троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Об этом периоде жизни Саломеи свидетельствуют сохранившиеся монеты с ее изображением, датируемые 56-57. На лицевой стороне монет отчеканен профиль её мужа и надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ (царь Аристобул), на обратной изображена сама Саломея и надпись ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ (царица Саломея).
Точная дата и обстоятельства смерти Саломеи неизвестны.
Образ легендарной искусительницы и роковой женщины древности породил целую традицию в европейской художественной культуре.
Лукас Кранах Старший. Саломея. 1530 Андреа Солари. Саломея с головой Иоанна Крестителя Тициан. Саломея. ок. 1510 О. Бердсли. Иллюстрация к пьесе О.Уайльда «Саломея» Ф. фон Штук. Саломея. 1906
Картина принадлежит кисти голландского художника Питера Франса де Греббера (Pieter Fransz de Grebber, ок.1600-1653). Семья художника имела тесные связи с духовенством и все дети Гребберов воспитывались в строгих католических традициях. Питер де Греббер высоко ценится как мастер исторической живописи и портретист. Этот голландский живописец явился одним из предтечей школы «Гарлемского классицизма», характерными чертами которой являются использование светлых оттенков и четкой, ясной композиции. На его стиль живописи повлияли Рубенс (его учитель) и Рембрандт.
Картина «Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей» была написана в 1640 г. Согласно Евангелию Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) является не только ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, но и реальной исторической фигурой. Свою аскетичную жизнь он провел в пустыне, проповедовал покаяние для иудеев, крестил Иисуса Христа в водах Иордана. Праведная жизнь Иоанна Крестителя закончилась арестом и казнью, и к этим событиям имели прямое отношение те две женщины, что изображены на картине. Обратимся кратко к истории жизни и их личностям до того, как судьбы этих трех людей пересекутся.
Иродиада (ок 15 до н.э.-после 39 н.э.) – иудейская царевна, была внучкой Ирода I Великого и дочерью Аристобула. Иродиада вышла замуж за своего дядю Ирода Филиппа I, в браке с ним она родила дочь Саломею. Ее мать Иродиада вступила в связь с единокровным братом своего мужа — Иродом II Антипой – тетрархом Галилеи. Эта преступная связь была поруганием иудейских законов, и Иоанн Креститель стал именно тем иудеем, который выступил в их защиту. Он явился к Ироду II Антипе и смело указал ему на греховность связи с Иродиадой. За это Иоанн Креститель был заключен в крепость Махерон на Моавитском нагорье. Эта женщина не смогла простить ему таких высказываний, и помимо ареста стала добиваться казни Иоанна Крестителя. Но Ирод II Антипа не спешил его казнить, так как Иоанн и его проповеди были очень известны среди иудеев, и его убийство могло вызвать волнения среди народа. Но не зря у современного человека имя Саломеи рисует в сознании образ роковой женщины. На праздновании дня рождения Ирода II Антипы Саломея так очаровала и заворожила царя своим танцем, что он пообещал ей выполнить любое ее желание. Наученная своей матерью Саломея попросила принести ей отрубленную голову Иоанна Крестителя. К Иоанну Крестителю был послан спекулатор, он отсек голову проповеднику и принес ее на блюде Саломее, а та отдала ее Иродиаде.
На картине мы видим, как Саломея держит отрубленную голову Иоанна Крестителя, в то время как Иродиада пронзает его язык толстой иглой. Саломее не слишком приятно это зрелище. Эта сцена не соответствует Библейскому сюжету, но указывает на то, что Иродиаде даже так не удалось скрыть истину: как оказалось, Иоанн Креститель был прав, когда говорил, что брак с Иродиадой принесет конец царству Ирода II Антипы. Он потерпел поражение в сражение со своим бывшим тестем Аретом IV, королем Набатеи, из-за поруганной чести своей дочери, которую Ирод оставил ради Иродиады. Калигула сослал Ирода II Антипу вместе с семьей в 37 г. в Галлию, где он умер два года спустя в нищете и безвестности. Многие усматривают в этом Божье наказание Ироду за казнь Иоанна Крестителя.
Как же дальше сложилась судьба Саломеи? Известно, что Саломея вступила в брак со своим дядей Иродом Филиппом II, а после его смерти она стала женой своего двоюродного брата Аристобула (сына Ирода Халкидского) и родила ему троих сыновей. Таким образом, Саломея стала царицей Халкиды и Малой Армении. Надо сказать, что танец Саломеи и ее личность были изображены и воспеты многими художниками; они видели в ней и ее танце не только порочную красоту, но и всевластие женского обольщения.
Тициан и его возлюбленная
14 Март, 2016 Эльвира
Часто картины и портреты приоткрывают нам частную жизнь художников, о которой обычно мы знаем совсем немного из документов. Знаменитый художник Эпохи Возрождения в Венето Тициан Вечеллио (Пьеве Ди Кадре, 1480/85 — Венеция, 26 августа 1576) оставил нам на ранних картинах свидетельства своей влюбленности. Известно, что он любил дочь художника Пальма иль Веккио (1480 ? — Венеция, 1528), которую звали Виоланта. К сожалению, точных сведений о дочери этого художника нет (в документах указано, что дом его вела племянница Маргарита).
Пальма Негретти из Бергамо — Пальма иль Веккио (1480-1528)
Везде написано молодой влюбленный Тициан, но на самом деле оба художника, и Тициан, и отец девушки были практически одного возраста. Картины с изображением похожих девушек написаны около 1515 года, когда отцу Виоланты (как и любовнику) 35 лет, отсюда предполагаемый возраст Виоланты 16 -17 лет?
На картинах Тициана есть указание на любимую Виоланту — он зашифровал свою любовь — помимо основного сюжета на некоторых картинах есть цветочек Виолы (Анютины глазки), который имеет прямое отношение к имени любимой девушки — Виоланта.
Рассматривая картины, написанные ранним Тицианом и Пальма дель Веккио, нашли сходство некоторых женских моделей у художников.
Портрет молодой женщины, Пальма иль Веккио, была ли модель его дочерью Виолантой?
За небольшой промежуток времени написаны картины Флора, Саломея, Виоланте, Молодая женщина в черном, Женщина с зеркалом, Тщеславие. Вероятно, что одна и та же женщина была моделью для художников.
Мастерские и ученики могли затем использовать подготовительные рисунки и картоны с набросками мастера для других работ, и в некоторых Мадоннах Тициана также есть сходство с этой молодой девушкой.
Саломея с головой Иоанна Крестителя, ок.1515 года, Тициан, Галерея Дория Пампили, Рим
Тициан Вечеллио, Саломея с головой Иоанна Крестителя (Сюжет называется в православии Усечение главы Св.Иоанна Предтечи), около 1515 года, масло на холсте, 90 на 72см, Галерея Дория Пампили, Рим
История рассказана в Евангелии о персонаже Нового Завета — иудейской царевне Саломее (5/14 год — 62/71 годы). На дне рождении отчима Ирода Антипы танец юной Саломеи очаровал его, и он согласился выполнить любое её желание. По наущению матери Иродиады Саломея желает убить пророка Иоанна Крестителя, и ей приносят его голову на блюде. Картина Тициана рассказывает нам об этом моменте. На блюде перед Саломеей голова, в которой искусствоведы узнают голову самого художника.
Автопортрет Тициана 1562 года
Вот какой необычный автопортрет сделал здесь Тициан. Очертания скул, носа, висков и лба совпадают с поздними автопортретами художника, также волосы и борода не слишком изменились во время жизни.
Так в изображении библейской истории художником заложен ещё и скрытый смысл, связанный с его личной жизнью.
Саломея для Тициана — его волюбленная Виоланта, он нам на это намекает. В вырезе платья героини картины справа можно рассмотреть невзрачный цветочек — Виолу (анютины глазки), указывающий на имя девушки, которую любил художник. А перед ней на серебрянном блюде — голова художника.
Цветочек в вырезе платья Саломеи — намек на Виоланту-Виолу
С конца XV века развивается аллегория имен, особенно на Портретах. Читайте статью Имя художника — ребус на картине.
Ещё в средневековье все «говорящие» фамилии находят своё отражение в изображениях — веронская знатная семья делла Торре (башня) на гербе изображены Башни, фамилии, связанные с горой — на гербах Гора, фамилия у невесты Герцога Флоренции — делла Ровере (дуб) — и на свадебном подарке — на столике с флорентийской мозаикой в Трибуне Уффици появляются дубовые листья и желуди. Читайте статью Трибуна Уффици и Лигоцци.
В XIV веке в произведении Франческо Петрарки впервые встречается аллегория имени Лауры с Лавром, и фамилии Колонна с архитектурным элементом. Петрарку в то время читали все образованные люди, и такие намеки-аллегории стали распространяться не только в литературе, но и в живописи.
Портрет Виоланты, ок. 1515 года, Тициан, Музей, Вена
Тициано Вечеллио, Виоланта, около 1515 года, масло на холсте, 64,5 на 51 см, Музей в Вене. На Портрете молодой женщины того же периода Тициан изобразил анютины глазки — Виолу, здесь это ранний бледненький весенний цветочек — на вырезе платья. Снова аллегория, указывающая нам на имя персонажа на Портрете.
Любовная история Тициана и молоденькой дочери художника Пальма Негретти, по прозвищу Иль Веккио длилась некоторое время. В Венеции сплетничали по этому поводу, но скандала эта история не вызвала. Венеция того периода привыкла и не к таким историям. Читайте Историю любви и ненависти Герцога Медичи и венецианки Бьянки Капелло.
Неизменные анютины глазки напоминают об имени любимой Виоланты-Виолы
Тициан Вечелио, Флора, около 1515 года, масло на холсте, 79 на 63 см, Галерея Уффици, Флоренция
По поводу персонажа на этой картине не утихают споры-
1. Это Богиня Весны из Овидия, засохшие цветы в руке — метафора уходящей любви
2. Это Портрет куртизанки.
Флора, около 1515 г, Тициан, Галерея Уффици, Флоренция
3. Это Портрет Виоланты — любовницы Тициана, дочери художника Пальма иль Веккио
4. Это Свадебная Аллегория — девушка изображена с одной обнаженной грудью, попытка неуверенным движением руки прикрыть её — может быть конфликтом целомудрия и сладострастия перед свадьбой.
Мы снова видим молодую женщину, которая похожа на Виоланту, но у неё другой цвет волос. В Эпоху Возрождения и женщины, и мужчины подкрашивали волосы растительными красителями. Мужчины — в черный цвет, а женщины становились блондинками или рыжеватыми.
Новизна в изображении — фигура не фронтальна, не позирует, она изображена в мягком движении, лицо обращено влево, одна рука кладет цветы, а другой рукой девушка пытается прикрыть грудь. Гармоничными жестами художник изображает круговое движение. Использование нежной цветовой гаммы на темном фоне портрета также направлено на гармоничное восприятие.
Портрет молодой блондинки, Пальма иль Веккио
Флора работы Тициана была известна и вызывала интерес многих художников. Версия Рембрандта есть в коллекции Национальной Галереи в Лондоне, две его работы в Дрездене и Нью-Йорке — также варианты Флоры Тициана.
Недавно были открыты фотоархивы журнала Life — исследователь нашел фотографию июля 1945 года из бункера Гитлера с картиной Пальма иль Веккио. Какой портрет видели Гитлер и Ева Браун перед смертью? Где он теперь?
Читайте статьи
Картина-ребус Рафаэль или Лигоцци?
Загадочный Портрет в бункере Гитлера
Сколько зарабатывали художники в Эпоху Возрождения
Как выглядела возлюбленная Рафаэля?
Что значит лестница на картинах
Караваджо: «Саломея с головой Иоанна Крестителя»
История его жизни привлекала многих талантливых художников, однако для Микеланджело да Караваджо Иоанн Предтеча стал, можно сказать, магистральной фигурой. К сюжетам, связанным с ним, мастер не раз обращался на протяжении второй половины своей недолгой жизни. Последняя работа Караваджо посвящена событию, память которого Церковь отмечает сегодня. Она называется «Саломея с головой Иоанна Крестителя».
Собеседник «Фомы» – Тимофей Китнис, экскурсовод, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Тимофей, в наших интервью Вы уже не раз отмечали, что для христианина смерть – это не только трагедия конца земного пути. Это еще и переход в жизнь вечную, встреча со Христом. То есть, как ни парадоксально это звучит, смерть – это и радость тоже. В этом смысле к работе Караваджо «Саломея с головой Иоанна Крестителя» возникают вопросы. Это мрачная картина… Есть ли в ней хоть какой-то свет?
Давайте для начала поговорим о том, что значил Иоанн Креститель для Караваджо. К этой фигуре мастер обращался неоднократно: в 1600, 1602, 1604, 1608 годах… Картина, о которой мы сегодня говорим – «Саломея с головой Иоанна Крестителя», – его последняя работа, завершение его земного скитальческого пути. Напомню, целый период жизни Караваджо прошел в изгнании. Он вынужден был бежать из Рима, когда папа Павел V объявил его вне закона за убийство человека. Мастер скрывался, был лишен возможности видеть Вечный город, который много для него значил. Несмотря на то, что родился Караваджо в Ломбардии, он всегда очень любил Рим. Последние же годы жизни он вынужденно провел в Неаполе.
Скитаниям его мог прийти конец, если бы Римский понтифик объявил о его прощении. Люди, симпатизировавшие Караваджо, знали об этом и начали вести переговоры о его помиловании. И хотя официально об этом нигде не сообщалось, до Караваджо долетали слухи о том, что гонения на него, возможно, вскоре прекратятся. Он очень надеялся на это. В таком состоянии – между отчаянием и надеждой – он и начал писать свою последнюю работу об Иоанне Крестителе и вообще последнюю работу – «Саломею…».
Сам по себе Караваджо был человеком контрастов. Его характер, взрывной темперамент всегда приносили ему много бед. Он переживал очень яркие приливы света, которые сменялись периодами глубокого внутреннего упадка. Многие, кто видел его в таком состоянии, говорили, что это человек мрачный, нелюдимый, опасный и чуть ли не психически больной. Думаю, все эти контрасты вполне различимы в его последней работе…
Напомните, о каком Евангельском сюжете идет речь, кто такой Иоанн Креститель и что это за Саломея?
Иоанн Креститель был великим пророком. В Православной Церкви, после Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, ему посвящено большинство праздников. Даже более того – он единственный из святых, Рождество которого празднует Церковь. Христиане особым образом выделяют важнейшие эпизоды его жизни – рождение, проповедь, Крещение, обретение уже по смерти его главы… Разумеется, его казнь – это тоже особый момент.
Иоанн Креститель – человек, который соединил Ветхий и Новый Завет. По словам Спасителя, не было пророка выше, чем он. В нашем представлении пророк – это человек, который предсказывает будущее. Однако пророческое служение может быть очень разнообразным. Например, пророк Моисей «предсказывал» прошлое: он написал первые пять книг Ветхого Завета (Тору). В то же время, пророк мог обличать социальные язвы общества. Во времена Иоанна Крестителя это стало особенно актуально, ведь перед глазами людей был очень искусительный пример. Царь Ирод жил в незаконном браке с женой своего брата, Иродиадой. У нее была дочь от первого брака – Саломея. Естественно, Иоанн Креститель обличал царя: человеку, на которого так или иначе ориентируются его подданные, нельзя вести себя подобным образом. За эти обличения Иоанн поплатился жизнью, и виновницей тому была Иродиада.
Она видела в Иоанне Крестителе угрозу своему благополучию?
Она не чувствовала себя до конца уверенной при дворе. Ведь кем она была по сути? – нелегитимной царицей. Если бы с Иродом что-то случилось, ее положение сразу пошатнулось бы. Так что по настоянию Иродиады обличавший ее Иоанн Креститель был заключен в темницу. Однако Ирод не спешил расправиться с пророком, долгое время после ареста он вообще его не трогал. Даже напротив, он беседовал с ним, прислушивался к нему. Но однажды на пиру в честь дня рождения Ирода, куда были созваны нужные влиятельные гости, произошла трагическая история.
Это был настоящий восточный пир, где вдоволь еды и вина, и гостей развлекают танцами. Саломея, дочь Иродиады, плясала перед Иродом и его гостями и угодила царю. И тот, находясь в хмельном веселье, пообещал Саломее, что исполнит любое ее желание. Существует, кстати, мнение, что Ирод испытывал к падчерице некие чувства, далекие от отцовских. Но это всего лишь предположение.
Оскар Уальд воспроизвел эту версию в своей пьесе «Саломея».
Да, но было ли так на самом деле – мы не знаем. Однако Ирод пообещал, что исполнит любую просьбу Саломеи, что бы то ни было – хоть полцарства. Саломея пошла к своей матери и стала с ней советоваться, чего бы попросить. Та велела просить главу Иоанна Крестителя. Царь опечалился, как сказано в Евангелии, но ради клятвы, данной на пиру, отдал соответствующий приказ. Думаю, здесь сыграла роль одна страсть, с которой христиане должны бороться – гордыня.
Вы имеете в виду, что обещание он дал прилюдно, все это слышали, и отступиться от слов он не мог?
Именно. К тому же, Иродиада предприняла одну тонкую психологическую уловку. Она понимала, что утром, когда Ирод проснется, вокруг уже не будет многочисленных гостей, и он легко откажется от своего обещания: мало ли что скажешь на пиру в подпитии… Поэтому Иродиада потребовала, чтобы глава была немедленно показана всем присутствующим, чтобы все видели, как царь сдержал слово. В тюрьму был послан воин, который привел приказ в исполнение. Так в результате неправедной казни жизнь Иоанна Крестителя увенчалась мученической смертью. Глава его действительно была показана пирующим. Именно этот момент и запечатлен на картине.
Что же мы здесь видим? Караваджо контрастами света и тени подчеркивает мрачность этого события. Саломея изображена юной, прекрасной, с чувственным лицом. У нее очень красивые миндалевидные, слегка влажные глаза. Караваджо ее как будто отчасти оправдывает: она отворачивается, не смотрит на главу пророка – она сделала это по настоянию матери, а ей самой это не принесло никакой радости. Во всяком случае, Караваджо на этом настаивает.
Мы видим на холсте и другого человека – того, кто привел приговор в исполнение. У него высвечена половина лица. По нему видно, что он занимается войной, что такие приказы ему не внове. Однако ему тоже не нравится то, что произошло. Он был вынужден исполнить приказ. Высвечена и его правая рука, которой он приподнимает и показывает пирующим главу Иоанна Крестителя. Он как будто говорит Ироду, а с ним и всем его гостям: смотри, это была твоя воля. Караваджо подчеркивает, что он, так же, как и Саломея, – фигура подчиненная.
На картине на втором плане есть еще одна женщина. Кто это?
Скорее всего, это Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода. По преданию, она сыграла важную роль в спасении главы Иоанна Крестителя от поругания. Дело в том, что Иродиада распорядилась закопать ее в нечистом месте – настолько она ненавидела пророка. Иоанна проследила, где это сделали, изъяла оттуда святыню, поместила ее в подобающий сосуд и захоронила как положено. Иоанна на картине тоже смотрит на происходящее с большой скорбью, с глубоким внутренним размышлением о смерти и жизни: как же такое происходит, что самые достойные люди погибают подобным образом?
На переднем же плане мы видим саму главу Иоанна Крестителя. Она тоже высвечена только наполовину, но видно, что уста приоткрыты. Такова любовь Караваджо к деталям: даже если речь идет о смерти, он все равно тщательно выписывает значимые для него моменты. В 1608 году он написал картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя», где тоже подчеркивал детали, связанные со смертью. Хотя… в этом нет ничего удивительного: западное религиозное творчество вообще часто ставит реализм во главу угла. Однако реализм этот повествует не только о смерти. Да, тема и Страстей Господних, и страданий мучеников, когда они, казалось бы, в земной жизни терпят поражение, – встречается в западной живописи очень часто, и выписаны эти сюжеты с большим натурализмом. Однако в работах талантливых мастеров всегда подчеркивается, что мученики не только умирают, но и воскресают для жизни вечной. Соединение двух тем – смерти тела и восстания духа – для западного религиозного искусства очень характерно.
Но есть ли что-то подобное в «Саломее…» Караваджо?
На первый взгляд, здесь бросается в глаза мрачная атмосфера, вполне соответствующая событию. Однако обратите внимание, как изображен Иоанн Креститель. Рот его приоткрыт – как будто бы в молитве. Очевидно, что последние слова, мысли пророка перед смертью – молитва к Богу. Да, на лице его видны черты смерти, тления, признаки того, что душа уже покинула тело. Однако это самое красивое лицо на холсте. Оно исполнено внутреннего мужества, достоинства. Именно через телесность Караваджо подчеркивал жизнь духа, утверждал жизнь вечную. Внешняя красота в его работах свидетельствует о красоте внутренней. Такая у Караваджо была манера… Почему? – Есть такое ветхозаветное словосочетание: и умер он насыщенный (исполненный) жизнью. Работы Караваджо как будто иллюстрируют эту исполненность. Надо помнить, что христианство – это не только бессмертие души. О бессмертии души говорят и другие религии. Но только христианство подчеркивает, что будет и воскресение тела, преображение тела. И когда-нибудь, когда придет Господь – а мы все ожидаем Его славного пришествия – не только душа продолжит свою жизнь, но и тело, причем тело преображенное. Как пишет апостол, не знаем, что будет, но знаем, что будем подобными Ему. Вот с такой надеждой умирают христиане. И первый, кто умер с такой надеждой, был Иоанн Креститель. Есть такое предание, что он еще до Христа спустился во ад и проповедовал там, что Спаситель уже пришел, немного осталось ждать. Это и подчеркивает Караваджо. Мы видим не только трагедию, несправедливость, когда лучший человек умирает от незаконной казни, по какому-то дикому произволу, из-за танца… Ведь подумать только: какой-то царь пообещал какой-то девчонке – и из-за этого гибнет великий пророк. Но за этой несправедливостью прослеживается торжество: то, что смерти все же нет.
Картина написана в 1609-1610 годах, это, как мы уже говорили, последние годы жизни Караваджо. И возможно, он уже получил весть о том, что будет прощен. Во всяком случае, Караваджо оставляет Неаполь и торопится в Рим, исполненный надеждой. Но здоровье его было не в порядке. Ему надо было подлечиться, остаться в Неаполе еще на какое-то время… Но он так соскучился по Вечному городу, так хотел вернуться, что вопреки всему сел на корабль и отправился в Рим.
Умер он в пути?
Да, есть несколько версий, как это произошло. По одной – его убили по дороге. По другой – арестовали, потом отпустили, потом случилась какая-то беда. Но наиболее вероятно все же, что подвело именно здоровье. По пути в Рим он скончался, ему было 39 лет.
Его последняя работа – «Саломея с головой Иоанна Крестителя» – находится в Национальном музее Лондона. Это одна из лучших его картин.
Вообще, тема мученичества, обращения, изменения жизни – была для Караваджо очень важна. У него есть целый цикл работ, посвященных апостолу Матфею, который был мытарем, то есть сборщиком налогов. Казалось бы, не было людей, более презираемых в обществе: они дружили с римлянами, допускали всяческие беззакония… В Евангелии слова мытарь и грешник даже употребляются как синонимы. И то, что Господь призвал Матфея на служение, сделал его Своим учеником, давало и дает надежду на прощение многим из нас. Идея о прощении, возможности спасения для всех, кто того действительно захочет, – всегда привлекала Караваджо. Да, он шумел, допускал в жизни много ошибок… И тем не менее, в минуты просветления он понимал, что не это в нем главное. А главное – где-то внутри. И Господь способен это главное спасти. Ведь Он пришел взыскать и спасти погибшее. Думаю, Караваджо, переживая такие покаянные чувства, надеялся на спасение. Может быть, поэтому его лучшие работы – «Обращение Савла», «Призвание апостола Матфея», его размышления о жизни Иоанна Крестителя, проповедовавшего покаяние… Все это делает его творчество, его жизнь и даже его смерть – как будто озаряемыми светом. Мы видим не просто гуляку, пьяницу, человека, совершившего много ошибок, убийство – нет, мы видим и человека, стремящегося к свету. И надеющегося на Христа. А без этой надежды наша жизнь вообще не имеет смысла.
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.
Новости
В посольстве Италии представили картину Тициана «Саломея с головой Иоанна Крестителя». Работа войдет в экспозицию «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России», которая откроется в музее Изобразительных искусств имени Пушкина 9 июня. Выставка посвящена трем гениальным художникам, работавшим в XVI веке в Венеции. Сокровища представят пятнадцать итальянских и два российских музея. Двадцать пять шедевров, общая страховая стоимость которых — триста миллионов евро.
В ГМИИ им. Пушкина представят экспозицию «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе»
«Выставка венецианского Возрождения – это кульминация целой серии экспозиций, которые мы привозили в Москву с большим успехом, начиная с 2011 года. Она займет особое место по художественному уровню и научному наполнению. Привезти полотна таких художников, как Тициан в Москву было невероятно сложно», — признался посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини.
Одну только «Саломею» Тициана оценили в 50 миллионов евро. Картину впервые привезли в Москву из римской частной галереи Дориа-Памфили. Полотно датируется 1515-м годом. Это ранний период творчества Тициана, когда художник преодолел влияние своего учителя – Джорджоне и создал образ женской красоты, который надолго стал образцом для подражания и эталоном венецианской живописной школы эпохи Ренессанса.
«У нас есть возможность поговорить об очень важных и серьезных вещах, о том, как жили эти художники, творя в своих мастерских, где были собраны их дети, ученики, как они отличались друг от друга, чем они помогали друг другу, осознавая целостность этого рынка», — отметила генеральный директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак.
Новости культуры