Заслуженные художники РФ Инесса и Рашид Азбухановы почти 30 лет посвятили возрождению искусства резной иконы. В своем творчестве они ориентируются как на немногие уцелевшие древнерусские образа в дереве, так и на византийские образцы. Виртуозную технику мастера соединили с современной интерпретацией древней художественной традиции.
История резных икон в России претерпела немало превратностей. Традиция эта пришла из Византии с первыми паломниками в Святую Землю: домой они привозили миниатюрные иконки, выточенные в перламутре или слоновой кости. Другой источник, доступный лишь избранным мастерам, – посольские дары, оседавшие в великокняжеской и царской казне. В северных широтах, как и в большинстве стран Западной Европы, образа по преимуществу вырезали из дерева. Однако в разные эпохи, например в XVI веке, на Руси вспыхивали споры, являются ли «истинно православными» такие иконы, особенно крупного размера; неоднократно резные иконы запрещались, в частности указом Петра I в 1722 году.
К концу ХIХ века искусство русской резной иконы, несмотря на прекрасные образцы в музейных собраниях, было почти забыто. Лишь через столетие к нему вернулись художники России, и в числе первых — Азбухановы. В произведениях этих мастеров ощутимо не только желание возродить старую традицию православной резной иконы, но и несомненное авторское начало. Вдохновляясь древним искусством, они создают не просто молельный образ, но самостоятельное произведение скульптуры. Узнаваемая пластика древней резьбы, связанная с традицией византийской живописи, обретает современное звучание. Декоративный фон, а подчас и сам сюжет, переходящий на поля иконы, порой вызывают в памяти рамы картин эпохи Ренессанса, которые были неразрывно связаны с самим изображением, сливаясь с ним в единое целое и подчеркивая его значимость.
Творчество Инессы и Рашида Азбухановых — своеобразный мост между древней духовной традицией и запросами современного искусства. Опираясь на церковное наследие, они дают ему сегодняшний язык, не нарушая духовной основы. В руках мастера дерево становится мягким и текучим, переливается, как шелк, утрачивая характерную твердость и ломкость. А в поясном изображении Богоматери Владимирской на фоне Московского Кремля прожилки дерева уподоблены переплетению нитей на хитоне младенца Иисуса. Создавая в технике рельефа иконы, резные аналои, иконостасы, многочастные композиции для церковных интерьеров, Азбухановы работают на пересечении традиций христианской резной скульптуры и русской иконописи.
Творческий дуэт выпускников скульптурного отделения Абрамцевского художественно-промышленного училища возник в 1986 году, их первая совместная композиция – «Св. Георгий Победоносец». Другая излюбленная тема связана с образом Богородицы; в этом ряду для художников доминирует иконографический мотив «Умиление».
Важный творческий импульс Азбухановы получили в конце 1980-х благодаря процессу возрождения в России церквей и монастырей. В 1988 году для Спасо-Преображенского храма в Горьком (ныне Нижний Новгород) ими создан первый иконостас. Среди последних работ –иконостас Спасо-Влахернского монастыря близ гор. Дмитрова. Помимо икон и церковного убранства художники выполняют светские композиции, предпочитая исторические сюжеты. Таков цикл рельефов к 850-летию Москвы «Княжеская охота», посвященный князю Юрию Долгорукому.
Произведения И. и Р. Азбухановых хранятся во многих храмах России, в ряде музеев и частных коллекций разных стран, включая собрания Третьяковской галереи, Музея-заповедника «Московский Кремль», Исторического музея, Музея истории Москвы, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, фонда «Дом Дягилева» (Пермь). Работы дуэта скульпторов экспонировались в диапазоне от подмосковного Дмитрова, где живут мастера, до музеев Московского Кремля, Третьяковской галереи, Латеранского дворца в Риме и Ватикана, где в 2004 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялась выставка Азбухановых с красноречивым названием «Русская душа в христианской иконе».
В состав нынешней экспозиции включено более 70 работ, созданных с 1993 по 2012 годы: полихромные и монохромные образа, иные произведения церковной пластики из храмов Москвы, собрания авторов и частных коллекций. Около 30 графических эскизов для резных композиций вводят зрителя в «мастерскую» скульпторов.
Выставка открыта с 1 по 24 февраля 2013 года.
Творческие искания художников привели к созданию цикла резных панно «ХХ век». Эти произведения построены на динамическом взаимодействии различных геометрических форм, но в отличие от конкретного искусства, провозглашенного Тео ван Дусбургом в «Манифесте элементаризма» (1930), отражают реальные события и этапы предельно напряженной драмы предыдущего столетия. Творчество Инессы и Рашида Азбухановых можно рассматривать в этом аспекте, но оно вобрало в себя более широкий круг явлений. Они выстроили свою художественную стратегию на глубоких традициях отечественного авангарда, народного искусства и опыте православной иконы, которой занимались в течение многих лет. В их произведениях очевидна причастность к символизму и церковной резьбе, народному искусству и фрескам древней Каппадокии, и настенным росписями XII века Георгиевского собора в Старой Ладоге. Минимализм древнейших орнаментов проявляет себя как модернистский неопластицизм композиции работ цикла «ХХ век» («Париж. 1900», «300 лет дома Романовых», «Первая мировая война», «Революция», «Победа. 1945», «Россия. Полет человека в космос». «Россия. Перестройка»). Работы построены на жестких законах геометрии, но не утрачивают связь с реальным миром. Они имеют сложную и тонкую фактуру, живую палитру ранневизантийской цветовой гаммы, прозрачный цвет, но гармония и музыкальный ритм этих произведений далеки от простого декорирования, напротив, декоративными средствами художники оркеструют временные последовательности композиции, превращают резную плоскость панно в четырехмерное пространство-время, содержательно исповедуют вселенские ценности, общность человека с космическими сферами. Сугубо формальный язык традиционного орнаментального знака благодаря динамическим комбинациям получает образность, подтексты. Архетипические символы в своем уникальном сочетании оказались способны отразить конкретность факта и атмосферу времени. Азбухановы оперируют языком символов, в своей целостности передающих конкретный образ, воспринимаемый на духовно-физическом уровне. Вневременные символы-архетипы в уникальном сочетании способны отразить эпоху и ее конкретности.
Динамические построения сложных графических и живописных слоев, в которых изобразительные символы и линии собраны в узоры, порождают ощущение физического движения. При этом они могут характеризовать конкретные события и факты. Такой способ отражения пространственно-временного континуума неизбежно привел художников к созданию фильма, соединяющего движение, пространство, свет и тени, сюжеты и образы. Подобно тому как в кино один образ возникает после другого, так и в сериях панно один образ рядом с другим выстраиваются в целостное высказывание. Серия «ХХ век» Рашида и Инессы возрождает экспериментальный дух фильма Эггелинга и Рихтера 1920 года. Фильм в технике мультимедиа создан на основе тематического цикла «ХХ век». Синтез пластического искусства и музыки, характерной для различных, сменяющих друг друга исторических эпох и относящихся к ним фрагментов документального кино, выразительно и эффектно передает атмосферу и события ХХ столетия, увиденные уже из другого социокультурного и исторического измерения.
Геометрия Азбухановых, духовные искания и развитие мировых событий («300 лет дома Романовых», «Первая мировая война» и «революция») связаны друг с другом в своей исторической последовательности. Золотой крест, багровые тона, знаменующие муки и кровь, зеленые оттенки брони, крест из пригвожденных колосьев в пластическом языке художников удивительно созвучны событиям, которым посвящены композиции. В отличие от неосимволизма, где символ имеет образную природу, в работах Азбухановых образ создается динамическим сочетанием символов с традиционной семантикой.
Метасимволизм художников может быть назван дедуктивным символизмом, смыслы которого идут от общего к частному, конкретному образу. Метасимволизм собрал воедино огромный опыт различных предшествовавших ему направлений и задач, дав мощный импульс для развития принципиально новой эстетики, примером чего представляется искусство Азбухановых.