Содержание
- Почему ученик Христа не поверил в Его воскресение?
- Но сначала вспомним саму евангельскую историю.
- Почему Фомы не было вместе с остальными апостолами, когда им явился Воскресший Христос?
- Отчего же Фома не поверил словам своих ближайших друзей-апостолов?
- Почему же Христос явился Фоме только через восемь дней, а не сразу?
- Но если Христос воскрес, то почему на Его теле остались раны от гвоздей и римского копья?
- А почему Фома назвал Христа и «Господом», и «Богом»?
- Во что не поверил библейский Фома?
- Воскрешенный ученик Иисуса Христа
- Апостол, не веривший в воскрешение 4 буквы
- Другие вопросы к слову Фома
- Почему вера апостолов в Воскресение не могла быть заимствована у других религий?
- Разбор по буквам:
- Варианты вопросов:
Почему ученик Христа не поверил в Его воскресение?
О том, почему ученик Христа не поверил свидетельству своих друзей-апостолов, для чего Иисус не спешил рассеивать его сомнения и как неверующий апостол в одно мгновение стал великим богословом, рассказывают святые толкователи Библии ко дню небесного покровителя нашего журнала.
Но сначала вспомним саму евангельскую историю.
Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:24–29).
Почему Фомы не было вместе с остальными апостолами, когда им явился Воскресший Христос?
Многие толкователи пишут, что апостол в это время все еще прятался после ареста и казни своего Учителя. Находясь в состоянии крайней подавленности, Фома, по-видимому, долго не мог и не хотел никого видеть, предпочитая переживать смерть Христа в одиночестве. Кроме того, святитель Иоанн Златоуст отмечает, что отсутствие апостола, было по-своему промыслительно: «По великому домостроительству Христову Фома отсутствовал тогда, чтобы его сомнение сделало достовернейшим воскресение, потому что если бы Фома не был тогда в отсутствии и не усомнился бы в воскресении, и Господь не разрешил бы его сомнения очевидным доказательством, то чудо воскресения продолжало бы соблазнять еще многих. А его сомнение и послужило врачевством для всех верных».
Отчего же Фома не поверил словам своих ближайших друзей-апостолов?
Парадоксально, но святитель Кирилл Иерусалимский предполагал, что неверие апостола было связано с огромной радостью, которую он испытал от услышанного. Это же внутреннее ликование вступало, однако, в жесточайший внутренний конфликт со страхом столкнуться в итоге с еще более горьким разочарованием — с тем, что Христос не воскрес. Фома, как бы мы сказали сейчас, не верил своему счастью. Более того, он страшился и того, что, быть может, только его одного любимый Учитель лишил возможности увидеть себя после Воскресения.
Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Но мне кажется вернее, что ученик сей не столько не доверял речам этим, сколько был охвачен последнею степенью печали о том, что сам он не удостоился видения Спасителя нашего. Ведь он, быть может, думал, что совсем лишится этого видения. Знал он, конечно, что Господь есть Жизнь по природе и не бессилен избежать даже самой смерти и разрушить власть тления. Ведь Кто отгонял это от других, неужели бы не удалил от собственной плоти? Но вследствие весьма большой радости он становится близким к неверию и как бы с сильным и стремительным порывом вожделевает видеть Его уже присутствующим и окончательно удостовериться в том, что Он снова ожил, согласно бывшему от Него обещанию».
Другие толкователи добавляют к этому, что Фома просто считал совершенно невозможным тот факт, что умерший человек может воскреснуть. Такому известию он мог поверить только тогда, когда сам, своими собственными глазами увидит живого Христа и своими собственными руками дотронется до Его воскресшего тела.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда Апостолы сказали ему: видехом Господа, он не поверил не столько по недоверию к ним, сколько потому, что считал невозможным это дело, то есть воскресение из мертвых. Он не сказал: я не верю вам, но: аще не вложу руку мою, не иму веры… В самом деле, (Фома) искал себе удостоверения посредством самого грубого чувства и не верил даже глазам. Он не сказал: если не увижу, но: если не осяжу, чтобы узнать, не призрак ли то, что я вижу. Без сомнения, и возвестившие ученики были уже достойны веры, равно как и Сам, обещавший это; тем не менее, однако ж, поелику Фома искал себе большего, то Христос не отказал ему и в этом».
Почему же Христос явился Фоме только через восемь дней, а не сразу?
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время. Но откуда он знал, что и ребра прободены (ведь апостол не присутствовал при распятии Христа. — Прим. ред.)? Слышал это от учеников. Отчего же этому он поверил, а тому не поверил? Оттого, что то было событие совершенно необыкновенное и чудесное. Но ты заметь правдолюбие Апостолов: они не скрывают недостатков ни своих, ни чужих, но описывают их со всею истиною».
А святитель Кирилл Иерусалимский замечает, что явление Христа Фоме именно на восьмой день, то есть в воскресенье, имеет еще иносказательный смысл: «Чрез это Христос ясно указывал нам время собраний ради Него. Ведь Он приходит, без сомнения, и некоторым образом сожительствует с собранными ради Него в восьмой день особенно, то есть в воскресенье … Поэтому мы вполне основательно делаем святые собрания в церквях в восьмой день (то есть собираемся в воскресный день на литургию. — Прим. ред.). А если надо сказать и что-либо таинственное, ради неотвратимой потребности ума, то хотя мы запираем двери, но Христос приходит и является всем нам, как невидимо, так и видимо: невидимо как Бог, а видимо опять в теле. Дозволяет же и дает прикасаться Святой Своей Плоти, когда мы по благодати Божией приступаем к приобщению таинственного Благословения (Евхаристии), принимая Христа в руки, дабы и мы крепко уверовали, что истинно воскресил Он Свой собственный храм».
Таким образом, можно сказать, что, приступая к чаше на воскресной литургии, мы, подобно Фоме, прикасаемся к Телу Самого Христа. Таинство Евхаристии — это личное уверение каждого верующего в подлинности воскресения Богочеловека.
Но если Христос воскрес, то почему на Его теле остались раны от гвоздей и римского копья?
Для того, чтобы у апостолов не было никаких сомнений относительно реальности Его воскресения. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Почитая необходимым исследование этого, отвечу на предложенные недоумения, сколько можно, и постараюсь раскрыть, что после времени воскресения в нас не останется никакой недостаток вкравшегося тления, но, как премудрый Павел сказал об этом теле, что посеянное в немощи, восстает в славе (1 Кор 15:43). Но так как Фома для полного убеждения требовал и этого, то Господь наш Иисус Христос, считая необходимым не давать никакого повода нашему маловерию, как Фома требовал, так и является».
И далее: «Итак, чтобы не думали некоторые, что Господь восстал чистым духом, и чтобы не веровали, что восстало неосязаемое тело, тенеобразное и воздушное, которое некоторые называют духовным, но именно то самое, что посеяно в тлении, по слову Павла (1 Кор 15:42), — Он делал и показывал то, что было свойственно вещественному телу».
А почему Фома назвал Христа и «Господом», и «Богом»?
Такое обращение апостола ко Христу неслучайно. Еще задолго до догматических определений Вселенских Соборов Фома, подобно великому богослову, исповедовал в Иисусе две природы — Божественную и человеческую. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Смотри, как тот, кто сначала не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом. Ибо он проповедал два естества и одно лицо во едином Христе. Сказав “Господь”, исповедал человеческое естество; ибо “Господь” употребляется и об людях, например: “Господин! если ты вынес Его” (Ин 20:15). А сказав “Бог мой”, исповедал божеское существо и таким образом исповедал Одного и Того же Господом и Богом».
Во что не поверил библейский Фома?
Примеры употребления слова воскресение в литературе.
Рыжову и во что бы то ни стало познакомиться с нею и с матерью ее, ради чего он, подобно Миропе Дмитриевне, стал предпринимать каждодневно экскурсии по переулку, в котором находился домик Зудченки, не заходя, впрочем, к сей последней, из опасения, что она начнет подтрунивать над его увлечением, и в первое же воскресенье Аггей Никитич, совершенно неожиданно для него, увидал, что со двора Миропы Дмитриевны вышли: пожилая, весьма почтенной наружности, дама и молодая девушка, действительно красоты неописанной.
Так рассудил сам с собою Акакий Акакиевич, ободрил себя и дождался первого воскресенья, и, увидев издали, что жена Петровича куда-то выходила из дому, он прямо к нему.
Каждое воскресенье вечером читался акафист святителю Питириму, после этого беседа, которая вся была основана на поучениях святителя Феофана Затворника.
Эта апокалиптическая битва закончится воскресением мертвых и спасением праведников.
За этой площадкой, как бы под священной сенью араукарии, мне видится квартира, полная сверкающего красного дерева, видится жизнь, полная порядочности и здоровья, жизнь, в которой рано встают, исполняют положенные обязанности, умеренно весело справляют семейные праздники, ходят по воскресеньям в церковь и рано ложатся спать.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Воскрешенный ученик Иисуса Христа
Примеры употребления слова лазарь в литературе.
Один из лучших наших авиамехаников Семен Лазаревич Бальтер после войны закончил институт.
Наутро новость стремительно облетела всю Вифанию, огласившуюся дружными славословиями и хвалами Господу, и даже скромникам, поначалу сомневавшимся в истинности происшествия, оттого что, по крайнему их разумению, слишком мал был городок для столь великих чудес, ничего не оставалось, как сдаться, поскольку предстал им въяве и вживе исцеленный Лазарь, вот уж к которому никак не применима была поговорка, что ему впору продавать здоровье по одной той причине, что, будь оно у него, раздавал бы он его даром, ибо сердце его было хоть и надорвано, но щедро и любвеобильно.
Когда в следующий раз я пришел к Юде Нохемовичу, он вдруг попросил: — А ну-ка, Иона Лазаревич, высвистите снова финал скрипичного концерта Брамса.
Иванов, Владимир Илюшенко, Нина Катерли, Кирилл Ковальджи, Владимир Корнилов, Лазарь Лазарев, Евгений Попов, Д.
И вот в аду увидал богач вдалеке Авраама и смотрит — Лазарь коростовый с ним сидит.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Апостол, не веривший в воскрешение 4 буквы
Другие вопросы к слову Фома
- Мужское имя
- Мужское имя (русское)
- Один из апостолов Христа
- Один из двенадцати апостолов
- Имя- синоним неверия
- Мужское имя (древнегреческое близнец)
- Мужское имя со значением: (арамейское) близнец
- Мужское имя, близнец (арамейское)
- Так зовут любого неверящего очевидному
- Угадайте имя по значению. (от древнеевр.) Близнец
- (Патриарх Константинопольский) патриарх Константинопольский. Почитается Православной церковью в лике святителей, память совершается 21 марта
- Мужское русское личное имя, восходящее к арамейскому «те-ома»
- Ежемесячное культурно-просветительское и информационно-аналитическое религиоведческое некоммерческое издание. Позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся». Основная тематика: рассказ о христианстве и его роли в культурной и общественной жизни. Журнал не ставит перед собой цели навязывать ту или иную точку зрения
- Значение мужского мужского имени (арамейск.) близнец
- Обычное имя для русского мужика
- Известное мужское имя
- Чем не имя для русского мужика?
- Бизнесмен Михаила Евдокимова в к/ф
- … неверующий (о недоверчивом)
- … Аквинский
- Апостол Христа
- Один из апостолов
- Евдокимов в роли бизнесмена
- Неверующий апостол
- Сказочный брат Ерёмы
- … неверующий
- Сомневавшийся апостол
- Кто не поверил в воскрешение?
- Теолог Аквинский
- Упрямец, съеденный крокодилом
- Неверующий ученик Христа
- «Неверующий» апостол
- Аквинский
- Опискин у Достоевского
- Святой … Аквинский
- … неверующий (библ.)
- Имя самого неверующего человека
- Я про него, он про Ерёму
Почему вера апостолов в Воскресение не могла быть заимствована у других религий?
Правда, и в иудаизме был ряд выбивавшихся из общего ряда мессианских или пророческих движений. Но со смертью их лидеров ученики оказывались перед выбором – либо покинуть движение, либо найти себе другого Учителя. И если бы христиане захотели последовать их примеру, у них даже был очевидный кандидат – Иаков, брат Иисуса, человек, пользовавшийся глубоким уважением, один из лидеров Иерусалимской церкви. Но никто не видел в нем Мессию.
Все это опровергает утверждения скептиков – что убитые горем апостолы просто позаимствовали идею воскресения в современной им культуре, или что они сначала поверили, что Иисус прославлен на небесах, а уж потом, постепенно дошли и до веры в Воскресение.
Епископ Райт призывает поставить небольшой мысленный эксперимент. В 70-том году нашей эры, через 40 лет после распятия Иисуса, римляне захватили Иерусалим и взяли в плен тысячи евреев, включая человека, в котором они видели лидера восстания – Симона Бар Гиору. Его провели в оковах по улицам Рима в триумфальной процессии, а потом публично бичевали и казнили.
Представим себе нескольких еврейских повстанцев, которые спустя три дня – или три недели – прячутся в каком-нибудь укрытии. И вдруг один из них говорит:
– Я верю, что Симон был Мессией! И что он им остается!
– Да нет же! – отвечают ему. – Его убили римляне! Если нам нужен Мессия, нам надо найти кого-то другого!
– Но я верю, – настаивает первый, – что он воскрес из мертвых!
– Ты о чем? – недоумевают его товарищи. – Он умер и погребен!
– Нет, – упорствует он, – я верю, что Симон был вознесен к Богу!
Его товарищи озадачены:
– Ну конечно, он был вознесен! Все мученики, убитые язычниками, отправляются к Богу! И Бог воскресит его в последний день.
– Да нет, вы не понимаете! Я чувствую Божию любовь. Я чувствую, что Бог простил меня за то, что я сбежал! Я чувствую странную теплоту в сердце. А недавно у меня было полное ощущение, что Симон жив и что он – со мной!
Но его тут же с раздражением перебивают:
– У нас у всех бывают видения! Иногда очень яркие. Многие видят призраков недавно умерших друзей и родных. Но это же не значит, что они воскресли из мертвых! И уж точно не значит, что кто-то из них – Мессия. А ты, если чувствуешь «теплоту в сердце» – спой псалом и не делай диких заявлений о покойниках.
Иначе говоря, человек, который первым стал бы утверждать, что Иисус воскрес – во что предлагают поверить скептики – столкнулся бы с такой же реакцией, потому что ни иудейские, ни языческие верования не давали почвы для веры в воскресение Распятого. Исторически такое объяснение христианской веры в Воскресение не только неправдоподобно – оно невозможно, подчеркивает Райт.
Разбор по буквам:
Варианты вопросов:
- Сказочный брат Ерёмы.
- «На безлюдье и … дворянин» (посл.).
- Угадайте имя по значению. (от древнеевр.) Близнец
- «Неверующий» апостол
- … Аквинский
- … неверующий
- … неверующий (библ.)
- … неверующий (о недоверчивом)
- … неврующий (о недоверчивом)
- Апостол Христа
- Апостол, не веривший в воскрешение
- Бизнесмен Михаила Евдокимова в кинофильме
- Бизнесмен в исполнении Михаила Евдокимова из фильма Валерия Чикова
- Герой Михаила Кононова в фильме «Андрей Рублев»
- Евдокимов в роли бизнесмена
- Известное мужское имя
- Имя самого неверующего человека
- Имя философа Аквинского
- Кто не поверил в воскрешение
- Мужское имя
- Неверующий ученик Христа
- Один из апостолов
- Один из апостолов Христа
- Опискин у Достоевского
- От Апостола, человек недоверяющий, склонный к сомнению, Фома неверный. Человек простоватый, плохой, вялый. На безлюдьи и Фома дворянин. Фома большая крома, богач. Фомка, плут, мошенник, вор. Фомка на долото рыбу удит, побаска. Небольшой одноручный ло
- Роман российского писателя М. Л. Слонимского «… Клешнев»
- Святой … Аквинский
- Святой покровитель лейпцигской церкви с гробницей композитора Баха
- Сказочный брат Еремы
- Сомневавшийся апостол
- Теолог Аквинский
- Упрямец, съеденный крокодилом
- Я про него, он про Ерему
- Герой Михаила Кононова в фильме «Андрей Рублев»
- Роман российского писателя М. Л. Слонимского «… Клешнев»
- В христианских преданиях один из двенадцати апостолов, который отказывался поверить в воскресение Иисуса Христа, пока сам не вложил персты в раны от гвоздей
- Значение мужского мужского имени (арамейск.) близнец
- Так зовут любого неверящего очевидному
- В Библии — один из 12-ти апостолов, носивший прозвище — дидим (близнец), отличавшийся маловерием, что особенно показал по воскресении Спасителя
- Этот апостол по преданию отправился в Индию, где, несмотря на пытки, проявил твердость в вере
- Неверующий апостол
- Аквинский
- Кто не поверил в воскрешение?
- Имя, символ неверия
- Бизнесмен Михаила Евдокимова в к/ф
- Чем не имя для русского мужика?
- Обычное имя для русского мужика