Образа святых особо чтимы на Руси во все времена, большинство из них обладают чудодейственной силой. Христиане идут с молитвой к божественным ликам за помощью, но мало кто задумывается об авторе живописного творения. Алипий иконописец Печерский — святой, киевский живописец времен 11 столетия, обладающий даром целительства, прославился как написанными, так и реставрированными иконами.
Содержание
- Алипий Печерский, биография в иконах
- Работа во славу Господню
- Чудеса святого иерея
- Икона, написанная ангелом
- Почитание
- Преподобный Алипий Печерский, иконописец
- Житие иконописца: меж двух образов Успения
- Преподобный Али́пий Печерский, иконописец
- Алипий иконописец Печерский, преподобный (Август 17)
- Первый русский иконописец Алипий Печерский
- Святой иконописец Алипий
- Тропарь, кондак, величание
- LiveInternetLiveInternet
- АЛИПИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
- Молитвословия
- Использованные материалы
Алипий Печерский, биография в иконах
Все сведения о жизни святого иконописца связаны с написанными им образами святых. Точной даты его рождения и информацию о родителях история не сохранила. Первые сведения об Алипии относятся к временам князя Всеволода Ярославовича.
Преподобный Алипий Печерский
По ходатайству преподобного игумена Никона, которому явились усопшие 10 лет тому назад преподобные отцы Антоний и Феодосий и предложили пригласить иконописцев с Греции, началась реставрация Печерской церкви, а параллельно и обучение иконописи на Руси.
Родители Алипия, имя которых история не сохранила, видя способности сына к рисованию, упросили греческих мастеров взять его на обучение. Молодой подмастерье стал свидетелем удивительного явления святого образа Пречистой Божьей Матери в момент украшения живописью и мозаикой алтаря в Печерской церкви.
Лик Богородицы засиял ярчайшим светом, и из ее уст вылетел белоснежный голубь, он облетел через весь храм и влетел в Уста Спасителя, изображенного на иконе в верхней части церкви.
Юноша, окутанный благодатью Духа Святого, с радостью и благоговением помогал учителям. По окончании работ, когда церковь засверкала новыми освященными образами, греки вернулись на родину, блаженный Алипий принимает решение стать иноком, на что его благословил преподобный игумен Никон.
Одаренный Богом иконописец вначале видел будущие творения внутри себя, он как бы чувствовал души изображаемых святых, воплощая их на иконах. На святых ликах, созданных блаженным художником, чувствуется душевный образ изображенного святого, переданный весьма искусно.
Работа во славу Господню
Искусный мастер не видел своей жизни вне написания икон, он работал не ради денег, а для славы Господней, распространяя безвозмездно свои творения среди священства, братии и простых молитвенников, приходящих в церковь. С большим трепетом блаженный иконописец относился к старинным ликам святых, с радостью реставрируя их, не требуя за это платы.
Праздность была незнакома святому, если он не творил, то пребывал в богослужении. Слава о посвященном в иеромонахи Алипии, обладающем чудотворной силой, ширилась не только по Киеву, но и далеко за его пределами. Часто заказчики за работу оставляли деньги, которые святой делил на три части:
- на материалы для работы;
- для нужд монастыря;
- для нищих.
Алипий Печерский пишет образ Богородицы
В те дни, когда заказов не было, блаженный мастер писал для собственного удовольствия, потом он дарил свои работы тем, кто жертвовал золото и серебро для украшения божественных ликов. Работая днем, по ночам святой бодрствовал и молился, часто пребывая в посте. Он оставлял иконописание только ради молитвенных богослужений, которые никогда не пропускал.
Чудеса святого иерея
Чистота, добродетель, терпение и другие богоугодные качества святого были замечены игуменом монастыря, преподобный Алипий возводится в иереи. Монахи сравнивают его со свечой в светильнике Божьем, он стал примером для подражания, демонстрируя красоту добродетелей. Господь одарил блаженного даром чудотворить, исцелять больных и помогать обездоленным людям.
Исцеление прокаженного
Этот случай остался в истории Печерской церкви и передается из поколения в поколение. Богатый киевлянин страдал от проказы, он объездил всех знахарей, обращался к волшебникам и язычникам, но его состояние только ухудшалось. Услышав от друзей совет пойти и поклониться святым образам в Печерском монастыре, больной проказой нехотя согласился.
Больного встретил сам игумен, напоил святой колодезной водой, ею же обмыли его лицо. То, что произошло дальше, повергло всех в страх. На теле прокаженного стали вскрываться раны, гной тек ручейками, наполняя зловонным смрадом все вокруг. В отчаянии, с чувством стыда и позора, киевлянин удалился в свой дом, закрылся в нем на долгое время в ожидании смерти.
Прошло время, прокаженный начал молиться, взывать к Богу и решил возвратиться в монастырь и покаяться в грехах. Господь даровал встречу больного и блаженного Алипия, который рассказал прокаженному о силе крови Иисуса, покаянии и прощении.
Блаженный для исцеления от проказы помазал больного красками, отвел его в храм для причастия, после чего сказал умыться водой, предназначавшейся для омытия священников, принявших Святые Таинства. Чудо было явлено сразу, проказа струпьями спадала с больного, он в здравии возвратился домой.
Икона святого Алипия Печерского
Подобно Иисусу, исцелившего прокаженных (Мат. 8:4), Алипий велел освобожденному от проказы показаться священнику и принести благодарственные дары Богу. В память об исцелении прадеда, в знак благодарности Богу, потомок этого киевлянина пожертвовал золото для оковки священного кивота.
Подобно Христу, блаженный иконописец помазал больного красками, как Иисус глаза грязью (Иоан 9:6-7), потом умыл его водой для исцеления физического и прозрения духовного, чтобы спала слепота души.
Иконописец после исцеления больного обратился ко всем присутствующим с Божьим словом, подчеркнув, что в мире хотят служить двум господам, но Бог ревнитель, Он Свою славу никому не отдает (Матв. 6:24).
История с семью иконами
Зная отношение святого к деньгам, двое монахов решили этим воспользоваться, когда к ним обратился знакомый киевлянин с просьбой о написании икон святым отцом для нововозведенной церкви. Благочестивым мужем было передано серебро и доски для написания святых образов. Прошло время, заказчик спрашивает о результате, а мошенники, присвоившие серебро, сказали, что иконописец сказал дать еще денег.
Киевлянин не стал спорить и второй, третий раз заплатил, только бы получить иконы, написанные святым, ибо знал, что многие из ранее переданных в храмы святых ликов обладают чудотворной силой. Через некоторое время негодные монахи заявили, что иконописец деньги взял, а писать не хочет.
Терпению христолюбивого мужа пришел конец, он взял дружину и поехал в монастырь с жалобой к игумену. Вызванный Алипий очень удивился новости, сказал, что ничего не слышал об этом заказе. Монахи подтвердили, что видели доски в помещении монастыря, они отправились их принести.
Трудно передать восторг, удивление, благоговейный трепет от увиденного чуда, явленного в искусно расписанных святых образах. Все присутствующие пали на колени в молитве благодарения Богу, увидев иконы Богородицы и Спасителя, написанные рукой ангела.
Копия с древней иконы, написанной Алипием Печерским
Пришедшие мошенники, не видя чудом расписанных образов святых, сразу начали обвинять Алипия в обмане и присвоении денег. Разгневанный игумен, указал на расписанные самим Творцом иконы, сказал, что они являются свидетелями невинности иконописца. Обманщики пали на колени, признались в грехе, но были изгнаны из монастыря.
Один раз согрешивший, не может остановиться в своей злобе, если не покается.
Так, выгнанные из обители монахи стали ходить по городу и распространять хулу, что они написали иконы, а блаженный мастер обманул всех, приписав работу Духу Святому. Горожане шли в церковь, чтобы увидеть чудотворные образа. Господь Сам встал на защиту богопомазанного мастера. В результате пожара, случившегося на Подоле, сгорела и церковь, в которой хранились святыни, однако, на пепелище были найдены семь икон в неповрежденном виде.
Князь Владимир Мономах услышал о чуде, содеянном Богом ради оправдания Алипия, он приехал на место сгоревшей церкви, выбрал икону Богородицы и отправил ее в Ростов, в построенный им храм. Несколько раз случались пожары и разрушения и в ростовской церкви, но лик Святой Богородицы оставался невредимым, являясь подтверждением добродетельной жизни преподобного святого Алипия Печерского.
Икона, написанная ангелом
В 1114 году пришло время, когда Господь призвал святого на Небеса, но перед его кончиной явил еще одно чудо. Отец Алипий взял заказ на написание божественного лика Божьей Матери, пообещав выполнить его к празднику Успения Богородицы, но сам слег в предсмертном ожидании. Заказчик очень волновался, но получил убедительное обещание, что заказ будет выполнен в срок.
Прождав определенное время, благочестивый муж снова пришел к святому и застал его умирающим, впал в великую скорбь. После ухода опечаленного и разочарованного мужа к умирающему блаженному явился прекрасный юноша, который взял кисти и начал писать икону Богородицы. Через три часа великолепное творение было готово, и святой понял, что Сам Бог послал ангела, чтобы творить через него.
Ангел Господень помогает Алипию завершить образ Успения Богородицы
В полночь исчез ангел и картина, нарисованная ним. Благочестивый муж тоже не спал в эту ночь, он молился и спрашивал Господа, в чем его грех, что Творец не благословил его новой иконой. Поутру он пошел в храм просить Бога о прощении грехов, открыв двери, пал на колени, увидев святой образ, стоящий на приготовленном для него месте.
Радостный муж поехал в монастырь, сообщил о чуде, явленном через преподобного отца Алипия, игумену и братии, после чего блаженный тихо почил 17 августа по старому стилю. Покрытое пеленами тело святого было положено в Антониевой пещере, где хранится и поныне.
Почитание
Православный мир дважды в год на богослужениях воздает дань памяти святому 30 августа и 11 октября, вспоминая о нем в молитвах в день Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.
Антониевы пещеры с начала 12 века хранят мощи преподобного Алипия, причисленного к лику святых православной церковью. Историки не берутся с точностью определить иконы, написанные святым иконописцем.
Известно, что Великая Панагия была написана Алипием, потом она подарена Владимиром Мономахом Ростовскому собору Успения Богородицы. Кисти великого художника приписывают и Свенскую Печерскую икону Богородицы.
Житие преподобного Алипия, иконописца Печерского
Преподобный Алипий Печерский, иконописец
Дни памяти: 17 августа, 28 сентября (Печер.(Б))
Преподобный Алипий, иконописец Печерский
Алипий Печерский был одним из первых и лучших русских иконописцев, постриженник преподобного Никона
(+ 1088; память 23 марта/5 апреля), с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, которые расписывали Печерскую церковь. Св. Алипий был очевидцем дивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собой изобразилась икона Пресвятой Богородицы; при этом икона блистала ярче солнца, потом из уст Пречистой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находящейся в верхней части церкви.
Преподобный Алипий писал иконы даром и если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безвозмездно. Святой никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящен в сан иеромонаха. Святой Алипий был известен даром чудотворений еще при жизни. Преподобный исцелил киевлянина, страдавшей проказой, помазав раны больного красками. Много икон, написанных преподобным прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему писать иконы. Один киевлянин, построив церковь, поручив двум инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время, киевлянин обратился с жалобой к игумену на преподобного, и тут только обнаружилось, что святой ничего не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела для них построенная церковь, то иконы остались целыми. В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда святой лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия, который скончался в 1114 г. и был погребен в Ближних пещерах.
Житие иконописца: меж двух образов Успения
Один из самых светлых образов в рассказах Киево-Печерского патерика о первых на Руси преподобных отцах — иконник Алипий. В год 900-летия его исхода в вечность есть повод поговорить о нем и о роли Богородицы в его жизни.
В духовной жизни Руси в XI—XII вв. многое совершалось впервые. Алипий Печерский — первый известный (и прославленный современниками) русский иконописец. Более того — святой иконописец, претворивший свою жизнь в монашеское подвижничество. В Печерский монастырь под Киевом он пришел около 1084 г., чтобы обучиться искусству у греческих мастеров, украшавших мозаиками Успенскую церковь. Тридцать лет спустя его иконописное мастерство достигло таких высот, что даже ангел Господень, написавший в его келье икону, вынес ее на суд Алипия.
Небольшой рассказ Патерика об Алипии — это четыре эпизода его жизни, и в центре каждого из них — чудо. Но светлость образа иконописца создается не только дивными чудотворениями и не только личными свойствами кроткого, смиренного подвижника. В рассказе об Алипии Печерском одна из ключевых — тема божественного нетварного света, которым просияли две иконы Богоматери. Эти два образа как бы обрамляют всю известную нам жизнь преподобного, один стоит при ее начале, другой — при земном ее завершении.
Киево-Печерский монастырь посвящен Божией Матери — празднику Успения. С самого начала обитель пребывала под покровительством Богородицы, которая сама направила на Русь из Византии зодчих для строительства монастырского храма, а затем для украшения его привлекла греческих мастеров иконописи и мозаики. «Я сама приду посмотреть церковь и буду в ней жить», — прозвучало тогда Ее обетование. Зримым знаком исполнения этого обещания стала икона Успения, врученная строителям Царицей Небесной. Это была первая на Руси чудотворная икона именно праздника — а не просто образ Богородицы, как, например, Владимирский или Смоленский.
Молодому Алипию, проходившему курс художественных наук при отделке мозаиками только что построенной Успенской церкви, довелось стать зрителем «дивного и страшного чуда». Вместе с мастерами он «воочию видел Святого Духа, пребывающего в той святой и честной церкви Печерской», в виде голубя, вылетевшего из алтарной богородичной иконы и освятившего собой все прочие образы в церкви — в том числе праздничный Успенский. И «свет, ярче солнечного, озарил всех, ослепляя глаза человеческие» — тот самый свет, которым просиял на горе Фавор в день Преображения Сын Божий.
Свидетель одновременного явления Духа Святого и нетварного божественного света, Алипий уже не захотел жить мирской жизнью и принял иночество — в том же Печерском монастыре, под кровом Богоматери.
Поскольку Алипий был не просто печерский монах, а иконник, его отношения с Богородицей — особые. Первыми рукотворными иконами в истории христианства были образы Богородицы, написанные евангелистом Лукой. Пречистая Дева, благословив эти изображения, тем самым благословила иконописное искусство и явила свое благоволение иконописцам. В жизни и особенно в событиях кончины Алипия это благоволение видно отчетливо.
Об Алипии известно, что он не только писал иконы, но и был первым на Руси их реставратором: он просил, чтобы ему приносили старые, потемневшие, обветшавшие образа для поновления. Однако его труд как изографа и реставратора имеет и совершенно метафизическое измерение. В описании одного из чудотворений Алипий выступает как реставратор душ человеческих, поновитель изначального образа Божия, вложенного в человека, но затемненного и обветшавшего от грехов.
Некто из киевлян, не особенно усердный в христианской вере, а точнее совсем не усердный, заболел проказой и не мог вылечиться. Решив в конце концов прибегнуть к монастырскому способу — омовению водой из святого источника, он лишь еще больше покрылся язвами. Урок позволил ему осознать свою духовную нечистоту. Он пришел к Алипию (имевшему сан священника) и исповедался. Иконописец, «много поучив его о спасении души», взял краски, кисть и замазал гнойные язвы на лице прокаженного. Заново написал ему лицо, придав «прежнее подобие и благообразие». Затем причастил его, дал умыться водой из алтаря — и болящий исцелился.
При помощи материальных красок Алипий наглядно показал невидимое и невещественное: то, что происходит в человеческой душе, когда она возвращается к вере, к Богу и к христианским таинствам. Закопченая грехом икона Божия — христианин — восстанавливает в себе образ Божий. Человек очищается, исцеляется от духовных и физических язв, становится поновленой иконой и уже не смеет быть иконоборцем, сознательно обезображивающим в себе лик Господень.
Алипий-иконописец — врачеватель этого внутреннего иконоборчества. Прокаженный из рассказа Патерика — именно такой иконоборец, совершенно очевидный. «Покрылся он весь гноем за неверие свое», за то, что игнорировал «Единого на потребу», искал врачевства у волхвов-идолобесников, у врачей-иноверцев — но только не у Отца небесного. Своими деяниями он измазал копотью и грязью собственный образ Божий. Исцеление же, сотворенное руками иконописца, — это торжество иконопочитания, с IX столетия, после победы над ересью иконоборчества, празднуемое Церковью как Торжество православия.
Но прежде чем врачевать этот страшный недуг, Алипий сам должен был обновить в себе образ Божий и пойти далее — к возвращению утраченного некогда людьми богоподобия. Если в земной медицине врач может быть болен чем угодно и это не помеха его лекарской практике, то во врачбе духовной иначе — неисцеленный не станет лекарем. Язвительное присловье «врачу, исцелися сам» тут отпадает.
После этого случая по Киеву быстро распространилась слава об Алипии. А может, он уже был знаменит как искусный мастер. Во всяком случае, теперь соединяются в одно известность изографа и слава чудотворца. У Алипия появляются почитатели его талантов — иконописного и подвижнического, а также враги-завистники. Следующий рассказ Патерика соединяет тех и других в одном повествовании. Два печерских монаха, тоже занимавшиеся иконописанием, решили, что называется, подставить Алипия. Они взяли заказ на несколько икон у богатого киевлянина, чтобы подрядить на исполнение работ Алипия. Киевлянин желал, чтобы образа писал именно Алипий: «…благословения его хочу, и молитвы, и дела рук его», и несколько раз охотно давал пройдохам деньги. Когда подошел срок сдачи работы, выяснилось, что Алипий ничего не знает и иконы не сделаны. Точка в скандальном деле была поставлена свыше: когда принесли иконные доски, полученные ловкачами от заказчика, на них обнаружились написанные «с великим искусством» святые лики. Эти самоизобразившиеся иконы были поставлены в киевской церкви, а слава Алипия с этих пор стала еще громче, несмотря на то, что изгнанные из монастыря мошенники продолжали клеветать на чудотворца.
Вполне вероятно, что одну из тех икон сейчас можно видеть в Третьяковской галерее. Это большой образ Богоматери Великая Панагия, также называемый «Ярославская Оранта». Долгое время, с XII до конца XVIII в. он находился в ростовском кафедральном Успенском соборе, а затем с переводом епархии в Ярославль был отвезен туда. Там в 1919 г. икону и изъяли советские искусствоведы. Ну а в Ростов она попала благодаря еще одному чуду. Во время пожара в Киеве церковь выгорела, однако все семь Алипиевых икон остались невредимы. Это случилось уже после смерти иконописца, в годы киевского правления великого князя Владимира Мономаха. Князь, узнав чудную историю этих образов, отправил один из них в главный собор ростовской епархии.
Чтобы понять мотивы князя Мономаха в этом деле, надо знать, что Владимир Всеволодич, как и Алипий, еще в юности испытал на себе благодатное воздействие того благословения Богородицы, которым жил Печерский монастырь. Во время закладки Успенской церкви, сопровождавшейся обилием чудес, князь был исцелен от раны. С тех пор Богоматерь и праздник Успения заняли в жизни князя какое-то особенно значимое место. Именно Владимир Мономах заложил на Руси традицию посвящения главных городских храмов Успению Богородицы. Появление Успенских соборов в Смоленске, Ростове, Суздале по образцу великой Печерской церкви — это его труд. Из Суздаля же чуть позднее Успенский собор «перейдет» во Владимир, а оттуда — в Москву. Вместе с Успенскими храмами по стольным городам Руси будет путешествовать и благословение Божьей Матери, утвердившись в конце концов на первопрестольной — «граде Пречистой», каким Москва осознавала саму себя с XIV в.
Закольцовывает жизнь Алипия, как уже было сказано, еще один образ Успения Богоматери. Некий боголюбец заказал изографу престольную икону для городской Успенской церкви. Но Алипий не смог довершить дело, разболевшись. Однако обещал удрученному заказчику, что икона будет готова в срок. Он уже знал, что скоро покинет этот мир — и возложил исполнение заказа на Бога. И вот в келье явился «некий юноша светлый» — ангел — и стал писать образ. Алипий следил за его работой, а после, спрошенный ангелом — хорошо ли? нет ли ошибок и недостатков? — оценил результат: «Ты хорошо поработал». Наутро праздника Успения икона стояла на своем месте в церкви, отнесенная туда ангелом. Боголюбец-заказчик, придя первым, узрел ее «сияющую светлее солнца». Вечером того же дня он поспешил в монастырь и рассказал игумену о явлении иконы. Вместе они пошли в келью Алипия. Иконописец поведал им про ангела и сообщил, что этот же ангел сейчас заберет его душу. «И, сказав это, испустил дух».
Чувствуется в этой истории какой-то оттенок постановочности. Только постановка эта, фактически священнодействие, совершена не человеческим хотением, а волей свыше. Ведь Господь вполне мог дать еще немного сил Алипию, чтобы тот сам в срок закончил икону. Но Ему понадобилось, чтобы Алипий лежал на одре, а в его келье присутствовали небесные силы в лице ангела. Алипий был заранее предупрежден о смерти и готовился к ней. Он опечалил этим известием заказчика, но обещал ему, что «…по моем отшествии всячески утешит тебя Бог». Перед самым концом к иконописцу приходят игумен монастыря, заказчик, а также, вероятно, его домочадцы, тоже видевшие свет от иконы, и другие монахи, взбудораженные рассказом боголюбца, — и все они присутствуют при таинстве смерти святого, когда его душу принимает на свои руки ангел.
Что напоминает эта картина и все предшествовавшие ей обстоятельства — лишь с некоторыми существенными и вполне понятными отличиями? Ответ, кажется, очевиден, учитывая дни, когда это происходит: Успение Богоматери. Преподобному Алипию, особенно чтившему праздник Успения, было дано вкусить от духовной трапезы Успения Богородицы, как бы лично участвовать в этом священнодействии. Пусть это и другое успение, с маленькой буквы — но оно случилось через день после праздника Успения, а накануне его Алипий зрел само событие на иконе, которую писал ангел.
Кончина его была в 1114 году, 17/30 августа.
Преподобный Али́пий Печерский, иконописец
Житие преподобного Алипия, иконописца Печерского
Алипий Печерский был одним из первых и лучших русских иконописцев, постриженик преподобного Никона († 1088; память 23 марта/5 апреля), с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, которые расписывали Печерскую церковь. Св. Алипий был очевидцем дивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собой изобразилась икона Пресвятой Богородицы; при этом икона блистала ярче солнца, потом из уст Пречистой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находящейся в верхней части церкви.
Преподобный Алипий писал иконы даром и если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безвозмездно. Им была написана Свенская-Печерская икона Божией Матери. Святой никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради божественной службы. Он был посвящен в сан иеромонаха. Святой Алипий был известен даром чудотворений еще при жизни. Преподобный исцелил киевлянина, страдавшей проказой, помазав раны больного красками. Много икон, написанных преподобным прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему писать иконы. Один киевлянин, построив церковь, поручив двум инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время, киевлянин обратился с жалобой к игумену на преподобного, и тут только обнаружилось, что святой ничего не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела для них построенная церковь, то иконы остались целыми. В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда святой лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия, который скончался в 1114 г. и был погребен в Ближних пещерах.
См. также: «Житие преподобного отца нашего Алипия Печерского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Алипий иконописец Печерский, преподобный (Август 17)
Преподобный Алипий, один из первых и лучших русских иконописцев, с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, с 1083 г. украшавших печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой Алипий был очевидцем предивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы. При этом икона просветилась и блистала ярче солнца; потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело украшения иконами святой церкви, украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном (память 23 марта/5 апреля) чудным образом святого ангельского иноческого чина.
Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Так делал он всегда, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью пребывал во бдении, творя молитвы и поклоны; когда же наступал день, он со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием принимался за рукоделие. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Когда игумен заметил столь великие добродетели и иконописное искусство у преподобного, так что он был достоин, нося ангельский образ иноческого чина, являть собою подражателя Сына Божия Иисуса Христа – Иерея по чину Мелхиседекову, то возвел его на степень иерейства. Тогда преподобный был поставлен как светильник на свещнице (Мф. 5, 15) или, лучше сказать, как образец для подражания на высоком месте, сияя сугубой красотой добродетелей иноческих и иерейских; и был святой образцом не простым, ибо творил чудеса.
Некто из числа богатых граждан города Киева страдал проказой. Он искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал в еще худшее состояние. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в Печерский монастырь, дабы просить молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием. Когда больной был приведен в монастырь, игумен приказал напоить его водою из колодца преподобного Феодосия (память 3/16 мая и 14/27 августа), а также велел умыть ему тою же водою и лицо. И тотчас на теле больного появилось так много гноя, в наказание за неверие, что все сторонились от него, не будучи в состоянии выносить смрадного запаха, исходившего от тела больного. Тогда с плачем и негодованием сей прокаженный возвратился к себе в дом и не выходил из дома многие дни по причине исходившего от него смрада и каждый день ожидал своей смерти. Однако, придя в себя, сей муж решил исповедать все грехи свои; посему пошел опять в монастырь Печерский к преподобному Алипию и исповедал ему свои согрешения. Преподобный же сказал ему: «Ты хорошо сделал, чадо, что пришел исповедать Богу грехи свои пред моим недостоинством, так свидетельствует о себе и пророк, взывая во Господу: Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5)». Потом преподобный Алипий долгое время поучал его душеспасительными речами, затем, взяв иконописные краски, украсил лице его, помазав гнойные места; после этого святой повел больного в церковь, причастил его Божественных Таин и повелел ему умыться тою водою, которой обычно умывались священники после принятия Святых Таин. Вскоре же гнойные струпья сошли с больного и он стал здрав, как и раньше.
Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлян, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Все пришли в ужас и с трепетом пали ниц на землю и поклонились нерукотворенным тем образам – Господню, Пречистой Его Матери и святых Его.
Случилось однажды, по попущению Божию, сгореть всему Подолу в Киеве. Сгорела и церковь, в которой хранились те иконы. После пожара, однако, иконы были найдены целыми и невредимыми. Князь Владимир Мономах (1113–1125), узнав об этом, сам приходил смотреть таковое чудо и, видя оставшиеся неповрежденными иконы, слыша о них, что в одну ночь они были написаны мановением Божиим, избавляющим преподобного Алипия, прославил Бога, содеявшего толикое чудо ради преподобного Алипия. Князь, взяв одну из тех икон – икону Успения Пресвятой Богородицы, послал в город Ростов, в каменную церковь, которую построил сам. Но и это здание церкви рухнуло – икона же осталась без вреда. Тогда она была внесена в деревянную церковь, но и та вскоре сгорела. Икона же, впоследствии получившая наименование Владимирской-Ростовской (празднование 15/28 августа), опять осталась нетронутой, даже без малейших следов влияния огня. Все это удостоверяло добродетельную жизнь преподобного Алипия, ради которого же и изобразились нерукотворно те иконы.
При кончине преподобного Алипия, дабы видеть, как дивно сей человек перешел из жизни временной в жизнь вечную, совершилось еще чудо преславное. Один благочестивый человек дал преподобному Алипию написать наместную икону Успения Пресвятой Богородицы, умоляя его приготовить икону к празднику Успения. Прошло немного дней, как преподобный Алипий разболелся и, приближаясь к смертному своему успению, не мог исполнить поручения, и икона оставалась ненаписанной. Человек тот печалился и негодовал на святого, но Алипий сказал ему: «Чадо, не печалься, приходя ко мне; но возверзи на Господа печаль твою и Той сотворит, якоже хощет – икона в свой праздник станет на своем месте». Муж поверил словам преподобного, отошел в дом свой, радуясь. И придя снова, уже в навечерие праздника Пресвятой Богородицы, увидев икону ненаписанной, а преподобного Алипия еще более разболевшимся, стал досаждать ему, говоря: «Почему не возвестил ты мне о таковой своей немощи, и я бы другому поручил написать икону, дабы праздник был светел и честен, а теперь ты посрамил меня». Отвечал ему кротко преподобный: «Чадо, ужели по лености я это сделал? Помни, что возможно Богу икону Своей Матери словом единым написать, ибо я уже отхожу от мира сего, как явил мне Господь, тебя же не оставлю скорбным». Муж ушел в сильной печали. Тотчас после его ухода к преподобному Алипию вошел некий светлый юноша, который и начал писать икону. Прп. Алипий же, подумав, что разгневавшийся на него заказчик прислал другого писца, усумнился в его умении писать иконы. Но скорость и красота дела показали в пишущем Ангела, ибо, то золото полагая на икону, то краски различные растирая на камне и употребляя их для письма, пишущий в три часа написал дивную икону. А затем сказал преподобному: «Отче, чего еще не достает здесь, и в чем я погрешил?» Преподобный же отвечал: «Хорошо сделал ты, Бог тебе помог, столь благолепно написал. Он Сам Собою исполнил это». Когда же настал вечер, писец тот вместе с иконой стал невидим. Заказчик иконы всю ночь пребывал в печали, что икона не поспеет к празднику. Поутру он встал и отправился в церковь, чтобы плакать там о своем согрешении, вследствие которого храм не удостоился иметь икону к празднику Успения. Но едва лишь он открыл двери храма, как увидел икону, стоявшую на своем месте. Тотчас же он пал на землю от страха, думая, что это было привидение. Придя в себя и немного поднявшись от земли, он со вниманием посмотрел на икону и понял, что это была его икона. Вследствие сего он пришел в великий страх и ужас и вспомнил слова преподобного Алипия, который сказал ему, что икона будет готова к своему празднику. Он пошел и разбудил всех домашних своих. Домашние же его с веселием поспешили в храм со свечами и кадильницами; увидев здесь икону, сиявшую как солнце, все пали на землю, поклонились иконе и облобызали ее с радостной душой.
После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему о чуде, случившемся с иконою. Вместе они отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего. Несмотря на это, игумен спросил его: «Отче! Кем и как была написана икона мужу сему?» Алипий передал им все, что видел, и сказал: «Икону ту написал Ангел, и он же предстоит здесь, намереваясь взять душу мою». Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа, в 17-й день месяца августа в 1114 году. Братия, покрыв пеленами тело, отнесли его в церковь и, сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония. У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последних пригнуты к ладони – в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный. Так сей святой чудотворный иконописец украсил небо и землю. Небо – тем, что взошел туда добродетельной душой, землю же – своим пречистым телом.
Одна из икон преподобного Алипия – Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими – хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее (именуемая Свенской, празднование 3/16 мая и 17/30 августа). Память преподобного Алипия совершается 17/30 августа и 28 сентября/11 октября в Соборе святых преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих.
Первый русский иконописец Алипий Печерский
Святой иконописец Алипий
Преподобный Алипий, иконописец Печерский
Алипий – русский живописец конца одиннадцатого, начала двенадцатого веков. Именно он заложил основы отечественной иконописи. Жизнь святого отца в монашестве, наполненная высокой духовностью и самоотверженностью, является примером для всех поколений изографов.
Начало служения
Будучи отроком, Алипий помогал мозаичистам, которые работали над украшением монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он готовил мозаичные плитки, растирал краску и обучался иконописному мастерству. Именно тогда Алипий стал свидетелем чуда, которое там произошло. Когда мастера трудились в алтаре, то в нём вдруг сам возник образ Пресвятой Богородицы, из уст которой вылетел голубь. Птица летала по церкви, а потом влетела в уста Спасителя, изображённого под куполом, свидетельствуя о том, что здесь присутствует благодать Святого Духа. Когда работы были закончены, игумен Никон, видя прилежание и живописный талант Алипия, возвёл юношу в монашеский чин.
Монашеские подвиги
Преподобный Алипий писал иконы, видя в этом занятии послушание, поэтому денег за свой труд он не брал. Если узнавал о пришедших в негодность иконах в какой-либо церкви, то обязательно восстанавливал их безвозмездно. Алипий всегда был занят трудом: ночью он молился, а днём с любовью писал иконы и отвлекался от этого занятия только ради Божественной службы. Добродетели прп. Алипия, достойно нёсшего иноческий чин, были оценены игуменом Никоном, и он был рукоположен в иеромонахи.
Прп. Алипий. Икона. Киев. XIX в. Икона находится у раки мощей святого. Киево-Печерская Лавра.
Исцеление прокажённого
Один из богатых жителей Киева заболел однажды проказой. Никто не мог ему помочь. Его друг посоветовал ему обратиться к святым отцам. Он пошёл, но с неохотой, не веря, что будет толк. Прокажённый был напоен водой из колодца преподобного Феодосия, этой же водой умылся. На его теле выступил гной и возник тошнотворный запах, из-за которого все стали его избегать. Это была расплата за неверие.
Со слезами вернулся прокажённый домой и стал ждать смерти. Скоро он понял, что нужно исповедаться в своих грехах. Несчастный пошёл к преподобному Алипию на исповедь. Святой человек его выслушал, долго с ним беседовал по душам, а потом взял свои краски, которыми писал иконы, и кистью стал наносить её на гнойники.
Затем пошли они в церковь, где больной был причащен к Божественным Тайнам. По указанию Алипия он умылся святой водой. И чудо свершилось! Гнойники с тела прокажённого исчезли, и он стал здоров как прежде.
Иконы, написанные чудесным образом
Однажды Господь явил чудо в отношении своего угодника. Один из городских жителей построил храм. Он попросил двух монахов, чтобы заказали они у преподобного Алипия иконы. Но монахи взяли деньги себе, а Алипию ничего не рассказали. Более того, когда горожанин поинтересовался, готовы ли иконы, они снова обманули, сказав, что Алипий ждёт ещё серебра, и снова присвоили то, что им дали. Так повторялось несколько раз.
Горожанин долго ждал, когда же будут готовы иконы. Не дождавшись, он пожаловался на иконописца игумену. Тогда выяснилось, что преподобный Алипий ничего не знал о заказе и не брал денег. Когда же принесли доски, которые дал заказчик для написания икон, то оказалось, что на них изображены священные лики. С душевным трепетом поклонились все нерукотворным образам. Так сам Господь оправдал от возводимой клеветы своего угодника.
Прп. Алипий Печерский с житием. Городяненко А.В. (Выпускник Иконописной школы 2000 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Собрание Иконописной школы.
Чудесное спасение икон от пожара
Однажды в городе случился пожар, и храм, где находились нерукотворные лики, был уничтожен огнём. Однако на пепелище были найдены неповреждённые образы. Чудесная весть быстро разнеслась по округе.
Владимирская — Ростовская икона Божией Матери
Князь Владимир захотел посмотреть на диво. Удостоверившись в чуде, один из образов он отправил в Ростов, в свою каменную церковь. Вскоре она обрушилась, но святой лик остался невредим. Его перенесли в другую церковь, деревянную, которая впоследствии сгорела. А икона Божией Матери, которую назвали Владимирская — Ростовская, оказалась цела, даже без следов горения.
Владимирская-Ростовская икона Божией Матери. Икона из Ростовского Успенского собора, список кон. XVII в. Собр. ГМЗРК
Помощь ангела
Один набожный киевлянин попросил Алипия приготовить икону к Успенскому празднику. Однако через несколько дней святой отец занемог, у него не было сил заниматься живописью. Когда заказчик пришёл за иконой, то увидел, что она не написана, а преподобный Алипий болен так, что не встаёт уже с постели. Заказавший икону человек стал возмущаться, что иконописец не сказал ему о своей немощи, и теперь уже никто не успеет написать икону к празднику. На это ответил ему святой, что не оставит его в печали и что икона будет готова в срок.
Но заказчик не верил, что немощный Алипий успеет завершить работу вовремя. После его ухода к святому пришёл юноша и принялся за работу. Преподобный решил, что это заказчик прислал другого художника. Юноша меж тем работал быстро и красиво и скоро прекрасный образ был готов. Тогда догадался Алипий, что это ангел, посланный Богом, чтобы завершить его дело. К ночи ангел с иконой исчез.
Утром заказавший икону человек пошёл в церковь, чтобы покаяться в своём грехе, из-за которого икона не была написана. Но войдя туда, он увидел стоящую на своём месте и излучающую сияние икону. Поражённый, он поспешил сообщить о чуде игумену. Они пришли к Алипию, и игумен просил рассказать, кто написал икону.
Кончина преподобного Алипия
Алипий поведал, что написал её ангел и что сейчас он находится здесь. Это Господь послал его забрать его душу. Сказав это, блаженный Алипий преставился. Его тело было перенесено в церковь и после отпевания погребено в пещере преподобного Антония. Так закончилась земная жизнь святого. Это произошло около 1114 года.
Мощи святого
Мощи находятся в Ближних Пещерах Киево-Печерского монастыря
Ангел пишет икону вместо прп. Алипия Печерского
Наследие иконописца
До нас дошла только одна икона, написанная предположительно Алипием Печерским. Называют её Свенской и находится она в Государственной Третьяковской галерее.
Интересный фактК сожалению, Успенский храм Киево-Печерского монастыря, в росписи которого принимал участие прп. Алипий не сохранилась, потому что в 1941 году храм был разрушен фашистами.
Иконописная школа и мастерская во имя Алипия Печерского
Традиции иконописи, заложенные святым живописцем, сегодня продолжают иконописная школа во имя прп. Алипия в г. Дубне. Кроме того есть еще и мастерская в честь преподобного в г. Москве.
30 августа 1991 года начала свою работу художественная мастерская в честь прп. Алипия Печерского в Москве. За это время ее мастерами были расписаны множество храмов России и ближнего зарубежья. Наверно, в России нет иконописцев, которые не знают кто такой прп. Алипий Печерский. Все, кто занимается созданием икон, просят у Алипия перед началом работы благословения на труд.
Икона Божией Матери Печерская-Свенская, Третьяковская галерея.
Имя преподобного Алипия Печерского много столетий почитается православными христианами ежегодно 30 (17) августа. В этот день Церковь и прихожане просят святого о молитве перед Господом за всех людей.
Жизнь святого была удивительно связана с Ангельскими силами и так часто Ангелы являлись прп. Алипию, что в каноне святому есть такие слова о нем:
Ликом Ангельским ревнуя, образ Ангельский юн сый восприял, на земли же Ангельски пожив предивно, престолу Владычню со Ангелы ныне предстоит.
Тропарь, кондак, величание
^sss^Преподобный Алипий Печерский^sss^
LiveInternetLiveInternet
Алипий (ок. 1050 – 1114 г.) – первый древнерусский иконописец, названный собственным именем . Точные даты жизни (за исключением года смерти) не подтверждены документами. Изображение иконописца воспроизведено по стенной росписи Владимирского собора в Киеве, о происхождении которго известно, что фреска выполнена художником Виктором Михайловичем Васнецовым в период 1885-1893 годов по его произведению “Алипий живописец”. Как раз в это время животисец был занят написанием икон и храмовых росписей для Владимирского собора.
В Киево-Печёрском патерике содержатся сведения о работах Алипия и скудные данные о житии преподобного святого.
Достоверные произведения иконописца Алипия Печёрского за многовековой давностью не сохранились. Однако науке известны отдельные данные об этом талантливым мастере.
Как говорили в древней России, живописец Алипий с малых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию учился у греческих мастеров, с 1083 году украшавших Печерскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Живя в монастыре, он писал иконы даром. Заметив, что в какой-нибудь соседней церкви иконы обветшали, поправлял их безвозмездно, не получая ничего взамен – всегда бесплатно. Когда же случалось выполнять большой объём иконописных работ, и Алипию платили за труд, то он часть вознаграждения тратил на краски и на приобретение материалов, другую часть раздавал нищим и только оставшиеся деньги оставлял себе. Никто никогда не видел иконописца праздным. Иконописание он оставлял только ради богоугодной храмовой службы.
Со временем он был посвящен в сан иеромонаха. Пристрастная литература описывает маловероятные случаи, в которых он якобы проявлся как чудотворец. Утверждалось, будто написанные им иконы обладали целительными свойствами, как и краска с его палитры. Описаны некоторые эпизоды жизни Алипия, когда, например, святые ангелы помогали ему в написании икон и храмовых росписей.
В житие упомянут чудесный случай. Утверждается, что преподобный Алипий был очевидцем, когда при украшении живописью алтаря явилась икона Пресвятой Богородицы и от неё вылетел голубь, пролетевший по церкви и исчезнувший в верхней части церкви у Спасителя, изображенного на иконе.
Его чудотворную икону – Успение Пресвятой Богородицы, названную поздней Владимиро-Ростовской Богородицей взял великий князь Владимир Мономах (1113–1125) для украшения построенного им храма. в Ростове.
В другой раз Ангел помог Алипию написать икону на тот же сюжет Успения Пресвятой Богородицы, когда сам иконописец тяжко занемог и лежал на смертном одре. Когда икона была закончена, Ангел принял душу Алипия в день смерти.
АЛИПИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
Прп. Алипий Печерский. Икона (XIX в.) у раки мощей святого
Алипий Печерский (+ ок. 1114), иконописец, иеромонах, преподобный
Память 17 августа, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских
Один из первых и лучших русских иконописцев, постриженик преподобного Никона, с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию учился у греческих мастеров, с 1083 года украшавших Печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в каком-нибудь храме образа обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе.
Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящён в сан иеромонаха и известен даром чудотворений ещё при жизни: так, он исцелил киевлянина, страдавшего проказой и гниением тела, помазав раны больного приготовленными для писания икон красками.
Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда ангелы Божии помогали ему в святом деле писания образов. Так было с чудесно написанными образами для киевского храма на Подоле, из которых наиболее прославлена Владимирская-Ростовская икона Божией Матери (см. подробнее). В другой раз ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда преподобный Алипий лежал в предсмертной болезни. Тот же ангел принял душу преподобного, который скончался 17 августа не позже 1114 года.
Прп. Алипий Печерский. Фрагмент иконы «Древо Печерских святых» (1660-е гг.) из церкви Благовещения г. Углича. Угличский музей
Святой Алипий был погребён в Ближних пещерах. У правой руки преподобного три первые перста сложены совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони — в таком молитвенном осенении себя крестным знамением он скончался. Одна из написанных им икон — Пресвятой Богородицы с Младенцем-Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, именуемая Свенской, хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее.
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Зра́ки изобразу́я святы́х на дщи́цах,/ си́х благодея́ния спе́шно,/ я́ко иску́сен худо́жник, всехва́льне Али́пие,/ написова́л еси́ на скрижа́лех твоего́ се́рдца / и сего́ ра́ди, а́ки о́браз, благоле́пне укра́шен,/ свяще́нства благода́тию, а́ки зла́том, обложи́лся еси́// от Христа́ Бо́га и Спа́са ду́ш наших.
Кондак, глас 2 От ю́ности Боже́ственное в себе́ име́я начерта́ние,/ вда́н бы́л еси́ в науче́ние ико́ннаго писа́ния:/ и внегда́ небеси́ подо́бная Богоро́дицы писа́шеся це́рковь,/ ты́ та́можде посо́бствовал/ и ви́дел еси́ Ду́ха Свята́го осия́ние,/ от Него́же прия́л еси́ чуде́с де́йство,/ я́ко ико́ны твоя́ чудотворя́ху,// те́м тя́ чти́м и ублажа́ем, чу́дне Али́пие.