Содержание
- Андрей Рублёв.
- Благовещенский собор Московского Кремля.
- Иконография Сретения Господня (+Иконы)
- Иконография Сретения Господня
- Картины, фрески, иконы Сретения Господня
- В чем заключается смысл Сретения
- Что означает икона «Сретение Господне»
- Молитва на Сретения к Господу Иисусу Христу
- Очерки об иконе 3: Сретение Господне
Андрей Рублёв.
Благовещенский собор Московского Кремля.
А потом Андрей напишет «Сретение». Этот праздник был известен уже в IV веке. В Риме, в церкви Марии Великой, сохранилось до наших дней древнейшее из дошедших изображений, относящееся к V веку. Сретение по смыслу тесно связано с Рождеством. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. На Руси в первые дни февраля, по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Стояла глубокая зима. Не начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Дни еще короткие. Тихое, располагающее к раздумьям время. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Рублевское «Сретение» получилось сложным, глубоким по смыслу и вместе с тем настолько законченным и цельным, что на первый взгляд могло показаться очень простым. Да, это и есть зрелый плод высокого творчества, та кажущаяся простота, за которой стоит столько мысли и знания, труда. Взглянет кто на икону, и первое впечатление, что изображен исполненный торжества и значительности обряд. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. В самом храме их встречает, отсюда и название события «сретение» — встреча, старец Симеон, которому давно уже дано обетование, что он не вкусит смерти, пока не узрит и не примет на руки рожденного на земле Спасителя мира. И сейчас он узнает, ясно чувствует, что миг этот настал…
На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней обручник.
Высокие стройные их фигуры Рублев изобразил так, что они видятся соединенными, перетекающими одна в другую.
Их мерному движению, торжественному, неуклонному и неотменимому, как бы указывая на его значительность, вторит легко изгибающаяся стена, которая изображает преддверие храма.
А навстречу младенцу в глубоком, смиренном поклоне протягивает благоговейно покровенные одеждами руки ветхий служитель ветхозаветного храма. Сейчас он приемлет на руки… собственную свою смерть. Дело его на земле окончено: «Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром…» На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. И ему, этому новому, — таков всеобщий и всеобъемлющий закон жизни — придется укорениться в мире только через жертву. Юное «отроча» ждет позор, поругание, крестная мука. В сдержанном настроении, в лицах, как бы подернутых дымкой печали, Рублев выразил это будущее, жертвенное, смертное. И с особой силой пережил это художник, когда писал лицо Богоматери. Для Андрея — и здесь он не расходился с традицией — ясно было, что Мария знает о судьбе сына, прозревает и собственное страдание, «оружие», которое «пройдет ее сердце». Трепетное это материнское чувство хорошо видно, но дано с редкой и благородной мерой сдержанности. Все, чему суждено свершиться, нужно для людей, для всего мира.
Безупречно цветовое построение иконы, сильные, мужественно и твердо соотнесенные сочетания сгармонизированы художником, смягчены точным и тонким ритмом их расположения на иконной плоскости. Язык, которым Рублев говорит здесь со зрителем, сдержан, но очень емок. Художник не спешит раскрыться, поразить внешним движением, взрывом чувств. Надо вживаться, всматриваться неторопливо и раздумчиво в эту икону, постигать, открывать, углубляться в мерцающие красками ее «образы и смыслы».
Иконография Сретения Господня (+Иконы)
Иконография Сретения Господня — одна из немногих в христианском искусстве, имеющая два существенно различающихся композиционных варианта: симметричная композиция, в центре которой Богоматерь с Младенцем и Симеон Богоприимец, и несимметричный вариант, на котором представлено шествие Богородицы, Иосифа Обручника и пророчицы Анны к Храму.
Иконография Сретения Господня
Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440 годами. Оригинальные особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения еще только формируется. Первое упоминание о церковном праздновании Сретения относится концу IV века*, поэтому не удивительно, что спустя полвека художники находятся в поисках выразительного решения, еще только «нащупывают» оптимальный вариант.
Мозаика базилики Санта Мария Маджоре. 432–440 г. Рим, Италия. Фрагмент
Композиция имеет выраженный горизонтальный формат, продиктованный особенностями изобразительного пространства. Поверхность арки разделена на несколько горизонтальных регистров, в одном из которых и помещается сцена Сретения. В левой части изображена Богоматерь, протягивающая Младенца Симеону. Старец почтительно склонился, на его руки накинут край плаща — коснуться святыни можно только покрытыми руками.
Несколько непривычно то, что Богородицу и Симеона разделяет группа «второстепенных» персонажей: Иосиф Обручник, ангел и пророчица Анна. Их жесты могут быть непонятными современному зрителю. Так изображали в античном искусстве императоров, выказывающих свое августейшее согласие или благочестие, а также брачующихся лиц императорской фамилии. Тема благочестия созвучна событиям Сретения: Богомладенец, Богородица и Иосиф проявляют послушание Закону. Идея согласия также соответствует внутреннему смыслу праздника: происходит встреча Ветхого и Нового Завета, их согласие.
Все действие происходит во дворе Иерусалимского храма, что подчеркивается изображением аркады, поддерживаемой колоннами. Позади вышедших навстречу Богомладенцу иудеев, в глубине двора, располагается святилище, напоминающее по архитектуре классический античный храм с треугольным фронтоном и портиком. На фронтоне помещена женская фигура.
Искусствовед Андрэ Грабар высказал предположение, что это изображение богини Рима, которое помещалось на капитолийском храме. На римских монетах с изображением этого храма присутствовала надпись «Новый век». Возможно, эта античная фигура, «перемещенная» на фронтон Иерусалимского храма, должна была напоминать молящемуся о Новом веке Христа.
Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема: в центре изображаются Богородица и Симеон, позади них — Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола, осененного киворием, которое не может расцениваться просто как деталь интерьера. Богомладенец передается старцу над престолом, через престол, что указывает на искупительную жертву Спасителя.
При этом изображается именно престол христианского храма, а не жертвенник храма Иерусалимского. Иногда на престоле помещаются Евангелие, Чаша, дарохранительница. Облачение престола обычно насыщенного багряного цвета и содержит изображение Креста, что так же соотносится с темой Христовой жертвы, принесенной для спасения человечества.
Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е годы XI в. Греция
Богомладенец может изображаться и на руках у Матери и в объятиях Симеона. Иногда художник представляет сам момент передачи: протягивая Сына, Пресвятая Дева еще не отпустила Его из рук, а старец уже коснулся Спасителя, но еще не поднес к себе. Такое композиционное решение делает все изображение более драматичным. Богомладенец зримо предстает «связующим звеном», соединяющим две эпохи — Ветхозаветную и Новозаветную. Весь людской род в лице Симеона и Анны приемлет благую весть о воплощении Сына Божия.
Фреска церкви Токали Килисе в Гёреме. X — XI в. Каппадокия, Турция
После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Торжественное шествие изображено двигающимся слева направо, поскольку именно так идет запись текста в европейских языках, наш глаз привык, разглядывая объект, двигаться в таком направлении.
Икона. XV в. Русь. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника
В случае более древнего симметричного иконографического варианта все изображенные стоят по сторонам от престола, в центре храмового пространства, и двигаться уже никуда не нужно, поэтому и композиция уравновешена и статична. Тема шествия подсказывает иной выбор места действия. Мотив процессии порождает динамику композиции, некую внутреннюю незавершенность изображенного, поэтому логичнее представить событие не внутри Храма, а у входа в него. Позади Симеона оказывается Святилище, трактованное как базилика с апсидой. Пространство храмового двора, в древности окруженное портиками, изображается как стена, иногда дополненная колоннадой.
В конце XVI века на Руси появляется пространный иконографический извод, созданный на основе праздничных чтений «Пролога» и Акафиста Богоматери. По периметру иконы, вокруг сцены Сретения изображаются предшествующие и последующие события.
Ярославская икона. 1-ая половина XVII в. Ярославский художественный музей
В клеймах показаны:
— Пророк Исаия, записывающий откровения в книгу;
— Явление ангела Симеону. Согласно Преданию, Симеон переводил книгу Исаии и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве приимет…»), но ангел остановил переводчика и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» (Лк.2: 26);
— Ангел с Крестом (или всеми орудиями Страстей) в руках, сообщающий Богородице о грядущих страданиях Ее Сына;
— Сцена низвержения идолов — так представлен шестой икос Акафиста Богоматери, повествующий о бегстве в Египет, где пали идолы при приближении Богомладенца;
— Выходящие из ада праведники и повергнутые в геенну грешники и дьявол. По мысли художника этот эпизод должен иллюстрировать слова пророчества Симеона: «Се лежит на падение и восстание многих в Израиле» (Лк.2:34) и тексту «Пролога»: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори».
— Вверху, в центре иконы могут быть помещены неканонические образы «Новозаветная Троица» или Бог-Отец.
Такая избыточная повествовательность, как правило, еще и сопровождающаяся пышными архитектурными кулисами, отвлекает внимание зрителя от главного сюжета. Чтобы прояснить все представленное, художник иногда сопровождает изображение текстовыми комментариями. Многочисленные детали делают образ подробнейшей «Библией для неграмотных», или же неким ребусом, но затуманивают основное содержание празднования, а также глубинные смыслы и аллюзии, которые так тонко передавались в произведениях предшествующих веков.
* «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии Аквитанской). Сретение именуется в этом произведении «сороковым днем от Епифании», то есть от Богоявления (Рождество и Богоявление праздновались в первые века Христианства в одно и тоже время).
Картины, фрески, иконы Сретения Господня
Фреска церкви Санта Мария в Кастельсеприо. Конец VII — начало VIII в. Италия
Миниатюра Хлудовской Псалтири. Середина IX в. Государственный Исторический музей, Москва
Фрагмент резной иконы. 2-ая половина X в. Византия. Государственный Эрмитаж, Спб.
Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека
Миниатюра Евангелия из ц. Могни. Середина XI в. Армения. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения
Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков
Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент
Фреска новгородской церкви Спаса на Нередице. 1199 г. (не сохранилась)
Эмаль. Конец XII -начало XIII в. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси
Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227—1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент
Миниатюра из Чашоца (праздничной Минеи) царя Гетума II. 1286 г. Киликия. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения
Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия
Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Собор Александровского Успенского монастыря. Фрагмент
Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Икона мастерской круга Гурия Никитина. 1680-е г. Кострома. Ярославский художественный музей
Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех
Икона. 1-ая треть XIX века. Палех. Частное собрание
Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия
Джотто и ученики. Фреска нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1320—1340 гг. Ассизи, Италия
Амброджо Лоренцетти. Сретение. 1342 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Братья Лимбург. Принесение во храм. Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция
Джентиле да Фабриано. Принесение во храм. Из капеллы Строцци в ц. Санта-Тринита во Флоренции.1423 г. Лувр, Париж, Франция
Андреа Мантенья. Около 1465—1466 гг. Государственные музеи, Берлин, Германия
Рембрандт Харменс ван Рейн. Старец Симеон во храме. 1669 г. Стокгольм. Национальный Музей, Стокгольм, Швеция
Вы прочитали статью Иконография Сретения Господня | Иконы. Читайте также:
Сретение Господне: в картинах и иконах
Молитва Симеона
Неизвестное Сретение
Дата публикации или обновления 07.10.2017
Изображение Сретения Господня известно с V в. (мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме); через столетие — в первой четверти VI в., при императоре Юстине I, в Церкви устанавливается и торжественное празднование Сретения Господня во второй день февраля. Многофигурная композиция в церкви Санта-Мария Маджоре содержит персонажи, впоследствии не вошедшие в иконографическую схему Сретения: Деву Марию сопровождают ангелы, а рядом с Симеоном Богоприимцем изображены священники Иерусалимского Храма.
Икона Сретения Господня. Псков, конец 1540-х гг.
Окончательно иконография Сретения складывается лишь в IX-X вв. — это та иконографическая традиция, которая практически не изменилась до нашего времени. В нашей заметке приведены примеры иконографии Сретения Господня из некоторых провинциальных музейных собраний России.
Сретение. Конец XV в. Двусторонние иконы-святцы из Софийского собора в Новгороде. Новгородский объединенный музей-заповедник (НГОМЗ).
На иконах Сретения изображен момент передачи Богомладенца Христа Пресвятой Богородицей Симеону Богоприимцу. Симеон — муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм… (Лк. 2:25-27). Присутствие в иконографии Сретения праведного Иосифа обусловлено косвенным упоминанием его Евангелистом: родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд (Лк. 2:27).
Сретение. Псков. Последняя треть XVII в.
Иосифа изображают держащим установленную законом жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2:24). Пророческое значение ветхозаветного установления этой жертвы -служащая Богу Церковь непорочная и от язычников новоизбранный народ. Господь, Иже на херувимах носимый и певаемый от серафим, принимает эти дары, как подобает Богу – как Основатель Ветхого и Нового Заветов (стихира на стиховне, слава:). В этом заключается богословский смысл праздника Сретения Господня — это встреча Ветхого и Нового Заветов, мироспасительная встреча человека с Богом.
Сретение из Праздничного чина около 1341 г. главного иконостаса Софийского Собора в Новгороде. Был вывезен в Германию во время Великой Отечественной войны, возвращен в 1948 г. НГОМЗ.
Существуют иконы Сретения, где праведный Иосиф представлен без приносимой жертвы.
В развитой иконографической схеме Сретения кроме Богоматери, Богомладенца — Христа Еммануила, старца Симеона и праведного Иосифа присутствуют также пророчица Анна — дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2:36, 37).
Сретение. Первая половина XVI в. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ПКМ).
Обратим внимание на то, что Анна — единственная женщина, названная в Новом Завете пророчицей, в отличие от Симеона Богоприимца не пришла в Храм специально для встречи с Сыном Божиим, а находилась в нем постоянно: существовал особый чин вдовиц, которые имели служение при Иерусалимском Храме. Поэтому на иконах Сретения пророчица Анна нередко стоит под сводами Храма.
Сретение. Псков, конец 1540-х гг. Из праздничного чина церкви Жен-мироносиц. ПКМ.
К особенностям изображения Богомладенца Христа на иконах Сретения следует отнести то, что Его изображают как Христа Еммануила, благословляющего старца Симеона.
Он изображается не в пеленах, как на иконах Рождества Христова: обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. По закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лк. 2:22-23). Но Симеон держит на руках не просто младенца мужеского пола — это Тот Законодатель, Которого пророк Моисей видел (прозревал во мраке) на Синае. Он стал Младенцем, повинующимся Закону, воплотившимся ради нашего спасения (см. 2-ю стихиру на «Господи, воззвах»). Бого-младенец — Христос Еммануил Самому Себе как Бог приносится (4-я стихира на «Господи, воззвах»).
Сретение. Псков, 1530-1540-е гг. Из церкви сет. Николая в Любятове. ПКМ.
Обратим внимание на то, как изображается на иконах Сретения Пресвятая Богородица: Она находится в молитвенном предстоянии пред Безначальным Словом Отчим. Добровольно принесенный Ею в Храм как сорокадневный Младенец — это Господь, пришедший в мир для спасения рода человеческого (на «Господи, воззвах» слава:).
Это молитвенное предстояние видно и тогда, когда Богородицу изображают с Младенцем, когда Она поднесла, но еще не передала Симеону Богоприимцу Его, Закон на горе Синайской установившего и повелению Закона повинующегося (2-я стихира на стиховне).
Сретение. 1480-е гг. Новгородск. НГОМЗ.
Взоры и Самой Пречистой Девы, и Ее Сына устремлены в Храм — или непосредственно на старца Симеона — святителя и праведника. Принимая Младенца в свои объятия, Симеон возрадовался, взывая: Бог есть Сей, Отцу Соприсносущный, и Избавитель душ наших (2-я стихира на стиховне).
Сретение. Конец XVI в. Ярославский художественный музей (ЯХМ).
Встреча Симеона Богоприимца произошла в Иерусалимском Храме (Лк. 2:27). На иконах Сретения о месте встречи напоминают такие детали как своды здания, стены, красная завеса, отделявшая вход в Святая Святых, и ступени — на них обычно изображают старца Симеона. На большинстве икон Сретения изображен также Престол.
Это будущая Этимасия — Престол уготованный; на нем еще нет орудий страстей, но это Престол Божий: Готов престол Твой оттоле, от века Ты eси (Пс. 92:2).
Иногда Престол помещен на втором плане, но более выразительным представляется размещение его между Пресвятой Девой и Симеоном Богоприимцем. Она уже отдала Своего Единородного Сына на будущие страдания;
Сретение. Первая половина XV в. Деталь четырехчастной иконы. ГРМ.
Она услышала и в полной мере поняла слова Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, -да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:34-35) Как уместен здесь багряный цвет Престола! Единородный Сын Божий, избавляя земнородных от вечной погибели, даже до ада снизойдет, всем пленным подаст освобождение (канон, песнь 7-я).
Тема Престола Божия — а именно на него восходит сорокадневный Христос Еммануил — отражена и в такой существенной детали, как покрытые краем одежды руки Богоприимца: уже не старец держит Богомладенца Христа, но Он держит просящего отпущения Симеона (ср. припевы 9-й песни канона). Руки старца, смиренно покрытые краем одежды, образуют престол, который приготовлен Спасителю мира: Укрепитесь, ослабевшие от старости руки Симеона; поспешите, натруженные ноги старца, навстречу Христу! (канон, песнь 1-я). Доживший до глубокой старости праведный Симеон дождался исполнения своего чаяния: принял на свои руки Перворожденного Младенца Непорочной Девы, простирающего руку спасения Адаму (канон, песнь 3-я).
Сретение. 1408 г. ГРМ.
И вот уже Младенец — и не Младенец вовсе, а сорокадневный Царь, сидящий на престоле. Это Его видел Исайя: образно на престоле превознесенного Бога, от ангелов славы дориносимого, владычествующего светом незаходимым и миром (ирмос 5-й песни канона).
Сретение. Начало XVI в. Дальневосточный художественный музей. Хабаровск.
Иногда на иконе изображают Симеона Богоприимца, еще не принявшего Младенца Христа от Матери Его. Божественный старец, видя носимое руками Матери Слово, уразумел_ славу, явленную в древности пророку (Исайе), взывает: Радуйся, Чистая! Яко престол держишь Ты Бога! (ср. канон, песнь 5-я).
Сретение. Середина XV в. Государственный Русский музей (ГРМ), Санкт-Петербург.
На древнерусских иконах Сретения Господня бывает представлена различная иконографическая композиция — но как выразителен и исполнен глубокого духовного смысла каждый из дошедших до нашего времени шедевров!
Епископ Балашихинский Николай
Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 1, 2015 г.
В начало
Сретение Господне является одним из двунадесятых (то есть одним из двенадцати самых важных после Пасхи) православных праздников. Оно завершает череду праздников, посвященных Рождеству Иисуса и его прославлению как Спасителя. Само слово «сретение» очень древнее и в переводе означает «встреча». О какой же встрече идет речь?
День празднования: 15 февраля
В чем заключается смысл Сретения
В символическом смысле Сретение означает встречу нового со старым, Нового Завета с Ветхим. Новый Завет здесь символизирует младенец Иисус, первенец, которого, согласно закону Моисееву, на сороковой день после рождения принесли в храм для совершения обряда. Согласно тому же закону, на восьмой день после рождения ему было сделано обрезание и дано имя.
В храме Пресвятую Деву и праведного Иосифа встретил Симеон Богоприимец – древний старец, которому, согласно преданию, было уже около 300 лет. Он входил в число 72 толковников, переводивших Ветхий Завет на греческий язык для Александрийской библиотеки, и во время работы над переводом книги пророка Исайи с ним произошло нечто удивительное. В пророчестве было сказано: «Дева примет во чреве своем и родит сына». Симеон посчитал это ошибкой и уже хотел исправить «дева» на «жена», но его остановил ангел Господень, возгласивший, что старец не умрет, пока пророчество не свершится.
Сам Дух Божий привел праведного Симеона в Иерусалимский храм, когда туда принесли младенца Иисуса для свершения обряда и положенного жертвоприношения. Святой Дух открыл старцу, что младенец на руках у матери и есть Мессия, призванный спасти мир. Приняв Божественное Дитя на руки, Симеон произнес слова, которые впоследствии стали началом молитвы «Ныне отпущаеши». После благословения Марии и Иосифа он открыл Божией Матери, какая участь уготована Ее Сыну: будучи Мессией, стать искупительной жертвой.
При этом присутствовала пророчица Анна, служившая Богу в храме денно и нощно. Услышав слова Симеона, она донесла эту весть до народа и «пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Ев. от Луки, 2:38).
Что означает икона «Сретение Господне»
Уже само композиционное решение иконы «Сретение» отражает глубокий смысл этого великого события. Слева изображена Дева Мария и позади нее Иосиф, справа – Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Таким образом, правая сторона иконы символизирует Ветхий Завет, а левая – Новый Завет. Центром и связующим звеном между обеими группами является Младенец Иисус, которого Симеон принял на руки с величайшей нежностью и осторожностью.
Но не только заботой о Божественном Младенце объясняется согбенная поза Симеона, но и преклонением перед святостью непорочно зачавшей Девы и теми муками за Сына, которые ей предстоит пережить в будущем.
Сама Матерь Божия выглядит на иконе просветленной и смиренной. Как правило, икона «Сретение Господне» изображает ее с руками, закрытыми одеждой, ведь она уже отдала своего Младенца. Иосиф, стоящий позади Нее, держит в руках двух голубей. Именно такую жертву в Иерусалимском храме дозволялось приносить бедным людям в честь рождения ребенка. Положение Иосифа двойственное: с одной стороны, он праведный муж, соблюдающий все традиции и обычаи, а с другой – охранитель нового, что принесет с собой в мир Иисус. Эта двойственность подчеркивается и его положением на иконе.
Пророчица Анна стоит позади Симеона Богоприимца и является как бы свидетелем, удостоверяющим свершение пророчества, о котором она известит народ и мир.
Уже на заре христианства Сретение считалось праздником, посвященным не только младенцу Иисусу, но и Деве Марии. Оба Они вступают на крестный путь: Иисус, которому предстоит спасти мир ценой собственной земной жизни, и его Матерь, жертвующая своим Сыном и смирившаяся с этой жертвой. Но даже смирившись, Она не сможет не переживать всей душой за Свое Дитя.
И вот эту двойственность праздника – сочетание радости от рождения Спасителя, которую выражает Симеон Богоприимец, и скорбь в предвидении Страстей Христовых – глубоко отражает Икона «Сретение Господне».
В православии соблюдается старинный обычай времен раннего христианства – освящать принесенные свечи, которые потом зажигают до следующего Сретения при молитве и в случае душевных и физических недугов.
Принято считать, что у освященных свечей есть способность к исцелению тел и душ
В старину такую зажженную свечу обычно ставили вместе с иконой у изголовья постели больного и читали молитвы, что помогало его быстрейшему выздоровлению.
Молитва на Сретения к Господу Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий, древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий, в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя, яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона во спасение всем сущим от Адама носимый! Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение и от святаго старца Божественное сретение Твое! Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем. Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего, зане явил еси ему точию задняя Своя. В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище, сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша. Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое, яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу: Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей, ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость, да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего, Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его, да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия и украсиши его, яко невесту красотою. Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим, сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему, с горящими светильниками веры, любви и чистоты, да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое, да восприимем Тя в душевныя объятия своя, и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего, да будеши нам в Бога и мы в людие Твои. В последний же и Страшный день Пришествия Твоего, егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе, сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем. Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Очерки об иконе 3: Сретение Господне
Очерки об иконе 3: Сретение Господне
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Так начинается стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье». Вчитываясь в эти строки, так и представляешь, как поэт стоит перед иконой «Сретенье» и переводит язык иконописи на язык поэзии, особенно если говорить о последних двух строках этого отрывка…
Событие Сретения Господня автор очередного очерка об иконах праздника Екатерина Иванова справедливо определяет как «поворотный пункт в истории человечества – момент перехода от эпохи Ветхого завета к эпохе Нового завета». О иконографической интерпретации этого события пойдет сегодня речь.
Екатерина Иванова: Иконография Сретения
Согласно еврейскому закону (Исх., 13:2), в 40-й день по Рождестве Своем Спаситель был принесен в Иерусалимский храм. В рассказе об этом событии Евангелия от Луки обозначаются те основные черты, которыми определялась иконографическая постановка Сретения Господня. Оно происходило в Иерусалимском храме, куда Младенца принесли Иосиф и Мария, их жертва состояла из двух горлиц или двух голубиных птенцов. По внушению Духа Божия праведный Симеон пришел в храм, взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко…». Бывшая при этом Анна Пророчица славила Господа. Таковы данные для изображения события Сретения. С какого же времени и как пользовались этим материалом христианские художники?
В Иерусалимской церкви этот праздник был известен с IV в., как это видно из описания путешествия Сильвии, жившей в Иерусалиме три года и посетившей все святые места. Этот день, который путешественница называет четыредесятницей епифании, праздновался в Иерусалиме торжественно, как Пасха: совершался крестный ход в храм Воскресения, где епископ и пресвитеры проповедовали о принесении Господа в храм Иосифом и Марией и где совершалась литургия. Это древнейшее свидетельство о празднике Сретения. Из Иерусалима этот праздник перешел к другим церквам в V–VI вв.
Сопоставляя между собой относящиеся к Сретению памятники разных эпох, нельзя не видеть, что изображение это разнилось в мелких деталях, но основа его остается неизменной. Полная иконографическая определенность Сретения, в смысле византийско-русских понятий об иконе, сложилась не позднее IX–X в. Два основных варианта изображения: симметричный, при котором все фигуры располагаются двумя группами по сторонам престола, и асимметричный, в котором Симеон изображается по одну сторону престола, а к нему направляются остальные участники события. Богомладенец может находиться либо на руках у Богоматери, либо она передает Его Симеону, а иногда старец Симеон держит Его на руках. Встреча праведного Симеона и Младенца Христа происходит внутри храма или у входа в него.
Событие Сретения не получило столь широкого развития, как, например, Благовещение или Рождество Христово. Это объясняется характером самого события, примыкающего больше к Ветхому завету, чем к Новому (подобно обрезанию), и недостаточностью сведений о нем. Поэтому не стоит искать в древних изображениях Сретения точных, добытых путем длительного анализа и изучения, следов ветхозаветного быта. Византийские художники мало заботились об археологической точности и переносили на Ветхий завет черты новозаветного быта.
Первый по древности и необычный по художественному замыслу образ Сретения – в мозаиках Санта Мария Маджоре в Риме (рис. 1). Эти мозаики, созданные в 432–440 гг., одновременно являются и своеобразным памятником в победе над несторианской ересью. В них Спаситель был прославлен как Богочеловек, а Дева Мария – как Богородица, что опровергал Несторий. На этих мозаиках Богоматерь изображена в роскошном наряде и с непокрытой головой. Держа Младенца на руках, она идет навстречу Симеону; справа и слева от нее – крылатые ангелы-хранители. Впереди – Иосиф в алом плаще. Он оборачивается к Деве Марии и показывает рукой на Анну Пророчицу, одетую в широкую мантию и обращающуюся с жестом к Спасителю. Старец Симеон, позади Анны, простирает вперед руки, задрапированные в мантию, чтобы принять Младенца.
Рис. 1. Cретение. Мозаика триумфальной арки базилики
Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг.
Симеон здесь изображен в короткой тунике, с коротко подстриженными волосами и бородой и, на первый взгляд, не сильно отличается от других лиц на мозаике. По вопросу о звании и общественном положении старца Симеона древние расходились во мнениях, так как в Евангелии на этот вопрос нет точного ответа. Одни считали его священником, другие – праведным мирянином. Мантия Симеона не похожа на одежду священника, но ведь мозаист, живший в V в., с большой вероятностью мог и не знать, как выглядят одежды ветхозаветного священства. К тому же мантия Симеона намного роскошнее и красивее одежд других лиц в мозаике, а это позволяет предположить, что мозаист особо выделял Симеона и едва ли не считал его первосвященником. Стоящие позади него люди – священники и книжники: их туники и паллиумы такие же, как на священниках и книжниках, стоящих перед Иродом в тех же мозаиках. Однако мантия Симеона указывает на высшее, по сравнению с этими священниками, достоинство.
Старец простирает руки, покрытые паллиумом, чтобы принять Богомладенца: покрытие рук для принятия чего-либо священного – это византийский обычай, начало которого, возможно, находится на Востоке. На него указывает и Евангелие псевдо-Матфея, где в рассказе о Сретении сказано, что Симеон принял Младенца в свой паллиум.
О группе людей, которые стоят за старцем, ничего не сказано ни в Евангелиях, ни в апокрифах, поэтому, вводя их в композицию, художник вносит свое дополнение к евангельскому рассказу. То же самое касается и ангелов, окружающих Спасителя. Здание справа, украшенное фронтоном, означает Иерусалимский храм. На фронтоне изображен Иисус Христос на облаках, в окружении херувимов и, вероятно, двух апостолов в нимбах – здесь мозаист несколько опережает время, потому что изображение Иисуса Христа не могло присутствовать на ветхозаветном храме. Также несколько странно видеть отсутствие нимба у Богоматери, но их присутствие у апостолов. Возле Иерусалимского храма – несколько голубей, указывающих на жертву очищения.
Если в этих римских мозаиках формы Сретения еще не сложились со всей ясностью, то в миниатюре Хлудовской Псалтири 840–850-х гг. они уже близки к иконописному шаблону и сюжет легко узнается в первого взгляда (рис. 2). На миниатюре изображен византийский киворий с куполом, но без креста, под киворием – жертвенник, покрытый багряной материей. Симеон, находящийся как бы под куполом кивория, держит руки над жертвенником, чтобы принять в них Младенца, который охотно тянется ему навстречу.
Богоматерь изображена в синих одеждах. Иосиф, стоящий сзади нее, держит на руках двух голубей, праведной Анны нет.
Рис. 2. Сретение. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ),
Византия, Константинополь, 840-850-е гг.
Среди русских иконописных памятников Сретения одной из самых древних является фреска церкви Спаса на Нередице, XII в. Как видно на рис. 3, византийский тип изображения остался без каких-либо изменений.
Рис. 3. Фреска Сретение. Церковь Спаса на Нередице, 1199 г.
Иконописцы не случайно вводят в композицию престол с киворием. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона. Высший смысл становится понятным, если вспомнить, что в праздник Сретения на литургии читается то место из Послания апостола Павла к Евреям, где говорится о перемене священства, о том, что у нас (христиан) новый Первосвященник – Христос, священник не по чину Аарона, а по более высокому чину Мелхиседека, что с переменой священства необходима и перемена закона. Это событие является поворотным пунктом в истории человечества – моментом перехода от эпохи Ветхого завета к эпохе Нового завета. Совершенно естественно, что Симеон олицетворяет Ветхий завет, а Христос – Новый завет. Поэтому слова Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» – можно понимать не только буквально, но и как добровольный отказ Ветхого завета от первенства, добровольную перемену священства.
Чтобы сделать созерцаемым высший смысл события, икона скомпонована таким образом, чтобы Младенец зрительно оказался над престолом и под киворием (рис. 4). Зритель видит не только передачу Младенца Девой Марией, но и движение добровольной передачи власти Ветхим заветом (Симеоном) Новому завету (Христу).
Рис. 4. Сретение. Мастерская А.Рублева, Троицкий собор
Троице-Сергиевой лавры, 1425-1427 гг.
Надпрестольное пространство является самым святым местом в храме, куда немыслимо помещение какого-либо младенца, поэтому жест Симеона приобретает характер исключительности и зрителю ясно, что Симеон держит на руках воплотившееся Божество. Однако эта композиция стала возможной только благодаря сознательной деформации предметов. Если обратиться к другим иконам Сретения, на которых изображен престол, то легко убедиться, что иконописцы всегда стремятся «избавиться» от колонн, поддерживающих киворий: все четрые колонны или «сдвигаются» за престол, или не изображаются вовсе, иногда их «маскируют» нимбами и т.п. Дело в том, что колонны (если их правильно изобразить) как бы отгораживают престол от Христа, и тогда сразу видно, что Он находится не над престолом, а перед ним, что совершенно меняет смысл события.
На втором плане верхушки кивория и зданий соединены велумом (лат. vеlum – парусина, покрывало, завеса) – тканью красного цвета, – который в иконографии изображается перекинутым между двумя архитектурными сооружениями (рис. 4, 5, 6). Он символизирует собой преемство и преобразовательную связь между Ветхим и Новым Заветами, а также потаённость действия, происходящего внутри Храма Господня.
Рис. 5. Сретение. Собор Рождества Богородицы в Суздале (?),
вторая пол. XVI в.
Рис. 6. Сретение, Новгородская школа, XV в., 70-е – 80-е гг.
Когда на иконах мы видим Младенца на руках у Богоматери или Симеона, а также когда Симеон полагает Его на престол — это разные формы выражения одной и той же идеи. Симеон полагает на престол Христа, который там и так находится во время любого богослужения. Это уже новозаветное раскрытие смысла, заложенного в Ветхом Завете, но не проявившегося, пока Христос не вочеловечился. Во время пресуществления Даров Господь невидимо присутствует на Своем престоле. Предзнаменование этого изображено на иконе. Такое переосмысление реалий Ветхого Завета возможно понять и почувствовать только через Евхаристию. Подобный смысл приобретает и пурпурная завеса, прикрывающая Святая Святых храма, которая всегда на иконах Сретения изображается отодвинутой в знак «приотворения» дверей в Царствие Небесное через жертвенную Крестную смерть Спасителя (например, рис. 6, 7).
Даже в древних изображениях этого праздника присутствует много новозаветных деталей. Например, центральную часть Сретения – жертвенник с кувуклием – изображают в виде византийского престола с киворием. Престол часто украшается христианским крестом, русские мастера пишут крест и в руке Анны Пророчицы, а двери внизу кивория напоминают Царские врата (например, рис. 5 и 7).
Рис. 7. Сретение. Критская школа, Средиземноморье, конец XV–XVI вв.
Часто на престоле находится книга – закрытая или открытая (рис. 7, рис. 8), которую иногда заменяют свитками. Книга в сцене Сретения появляется под влиянием христианского обычая – полагать на престоле Евангелие, а в Ветхозаветном храме эта книга должна означать книгу закона. Изредка на престоле изображаются евхаристические сосуды (рис. 8).
Рис. 8. Сретение. Монастырь Пантократор, Афон, вторая пол. XV в.
Рис. 9. Сретение. Восточная Фракия (ныне Турция), Мадитос, 1870 г.
На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами (рис. 10).
Рис. 10. Сретение. Палехские письмена, нач. XIX в.
Необычный вариант иконографии Сретения в средневековом грузинском искусстве обнаружила французская исследовательница Сюзи Дюфрен. Вместо алтаря в центре композиции изображается горящая свеча, иногда – две свечи (рис. 11). Однако такой вариант изображения Сретения встречается не только в православной иконографии, его часто можно увидеть в книжных миниатюрах Армянской апостольской церкви.
Рис. 11. Сретение. Эмаль, Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси (ГМИГ), рубеж XII–XIII вв.
Появление горящей свечи можно объяснить словами старца Симеона: «…видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 30–32). В акафисте Сретению Господню Богомладенец именуется Солнцем Правды. Огонь благодати, исходящей от Него, не опаляет, а просвещает, очищает грехи и беззакония всего мира. «Светоприимной свечой» также именуется Дева Мария – ведь от нее, «зажженной во тьме Ветхого завета», воссиял Свет невечерний – Солнце Правды, Иисус Христос.
В иконописных памятниках других стран эта замена алтаря свечой не получила широкого распространения, тем не менее на рис. 12 представлен более поздний по сравнению с изображенным на рис. 10 образец этой композиции.
Рис. 12. Византийский стиль, Музей Метрополитен, Нью-Йорк,
кон. XIX – нач. XX в.
На некоторых греческих иконах Сретения присутствует деталь, которая не встречается на иконах других стран, посвященных этому празднику. В правом верхнем углу, на вершине архитектурной постройки, находится сосуд с букетом красных гвоздик или без него (рис. 13 – 14).
Рис. 13. Сретение. Византийский Музей, Афины, 1669 г.
Рис. 13а. Фрагмент рис. 13
Рис. 14. Сретение. Пещерный храм в городе Киссамос, о. Крит, кон. XVI в.
Рис. 14а. Фрагмент рис. 14
Можно сделать несколько предположений о том, что означает этот сосуд. Богородицу, как причастную славе Сына Своего и Бога, часто именуют сосудом чистоты, алавастром многоценного Мира, в которое вселилась благодать Святого Духа. Также Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея, от которой «верным уготовляется неизреченная сладость». Но на иконах изображен сосуд, не похожий по внешнему виду ни на алавастр, ни на стамну.
Иногда сосуд с красными гвоздиками присутствует в сцене Благовещения, словно олицетворяя Деву Марию как «неувядаемый Цвет чистоты», произрастивший от царского корня Давидова Цвет Христа Спасителя. Однако красные гвоздики могли быть выбраны иконописцем не только по этой причине. Эти цветы еще символизируют искупительную Жертву Иисуса Христа и Его будущие Крестные муки, так как Он пришел, взял на Себя грех Адама и омыл его Своей Кровью. В этом случае сосуд на иконе олицетворяет смертное, искаженное грехом человеческое естество, которое Спаситель очищает Своей святостью и обновляет Своею честною Кровию.
Этот сосуд как бы показывает единение двух природ – Божественной и человеческой – в Иисусе Христе. Сам сосуд олицетворяет смертное человеческое тело, растлевшее от греха, а золотистый цвет сосуда означает Божественный свет, обновляющий и просвещающий человеческую природу.
Богоматерь, Иосиф и Симеон почти всегда занимают одно и то же место в композиции. Праведная Анна находится или рядом со старцем Симеоном, или рядом с Девой Марией, со свитком и, иногда, с крестом в руках. Положения и типы этих лиц также довольно определенны. Изредка Богоматерь оглядывается на Иосифа, как бы обращаясь к нему с вопросом по поводу предсказания Симеона. Младенец обычно одет в тунику. Некоторые стремящиеся к естественности художники изображали Его трепещущим при виде старца, но по большей части Младенец Христос спокоен и даже благословляет праведного Симеона: во всей Его фигуре и жестах чувствуется Божественное величие. Этой точкой зрения на Богомладенца объясняется то, почему в этом сюжете никогда не изображали Его спеленутым.
Согласно Евангелию, жертва, принесенная в храм, всегда выражается в виде птиц, которых Иосиф держит в своей верхней одежде или в клетке. В традиции жертвоприношения двух голубиных птенцов христианские богословы стремились разглядеть символы Нового завета и объясняли этот обряд как прообраз крестного подвига Христа. Порядок жертвоприношения был следующим: одну птицу закалывали и ее кровь собирали в новый глиняный сосуд, потом оба крыла другой птицы окунали в кровь и отпускали ее живой. По словам Феофилакта Болгарского, два крыла означают две природы Христа – Божественную и человеческую. Вторая природа – человеческая – была заклана, а первая осталась живой. Божественная природа была бесстрастной, но, помазавшись кровью, восприняла на себя страдание. Новый глиняный сосуд – это новый народ из язычников, способный к принятию Нового завета, который принял в себя Кровь Спасителя.
Симеон изображается с длинной бородой и «взлохмаченными» волосами, как у пророка Илии, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Это означает, что праведный Симеон обладает той же силой проповеди, что и эти святые. Старец входит в их ряд – готовится проповедовать Адаму во аде.
Анна Пророчица чаще всего изображается стоящей за спиной Богородицы или Симеона. Она указывает жестом на Спасителя, а в руках держит свиток – свернутый (например, рис. 6, 11) или развернутый (например, рис. 7, 9, 15). Надпись на свитке обычно восходит к тексту апостола Луки (Лк. 2:38): «Се есть всем чудное избавление во граде Иерусалиме», также возможны такие варианты: «Се приближися избавление всем живущим» (рис. 15), «Сей Младенец сотворил небо и землю» (рис. 13).
В XVII – XIX вв. в России, под влиянием Запада, появляются подробные описания, как должен выглядеть Симеон и вся композиция Сретения, вплоть до цветов одежды. На самом деле, вместо христианизации сюжета, в него вводятся совершенно неизвестные в древних памятниках новшества. По этой же причине иконы Сретения, начиная с середины XVI в., становятся более детализированными. Примером могут служить икона из Ярославля первой половины XVII в. и икона Палехской школы XIX в. (рис. 15 и 16).
Рис. 15. Сретение. Толгский монастырь (?), Ярославль, первая пол. XVII в.
Рис. 16. Сретение. Палех, первая треть XIX в.
На иконах написано пророчество Симеона: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Сам старец, стоя на подножии, держит Младенца Иисуса над престолом. Пред ним стоит Богоматерь, за нею праведная Анна со свитком и Иосиф с клеткой. В глубине палат два серафима осеняют алтарь своими крылами (рис. 16). Вверху – образ Господа Саваофа во славе (рис. 16), а на рис. 15 вверху изображена новозаветная Троица, Св. Дух сходит на Богородицу, показывая Симеону Христа Спасителя и Матерь Его. Внизу по краям иконы сидят два пророка: один со свитком – возможно, это пророк Исаия, пишущий книгу, или Симеон, переводящий книгу пророчеств Исаии; другой пророк с книгой – это Симеон, возле которого стоит ангел и указывает рукой на Сретение, как на одно из очевидных доказательств исполнения пророчества «се, Дева приимет во чреве и родит Сына…» (Ис. 7, 14). В трех отдельных изображениях иконописец выразил также пророчество Симеона: «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле… и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 34–35). Мысль о падении выражена под формой низверженных идолов и грешников, падающих в бездну ада внизу иконы. «Восстание многих» представлено в виде группы праведников внизу, поднимающихся из ада. Икона Страстной Богоматери с ангелом, показывающим Младенцу орудия страданий, помещенная на левой башне палат, указывает на последнее из пророчеств. Вообще это изображение Сретения необычно как по идее, так и по выполнению; тем более оно достойно внимания, что имеет самобытный русский характер.
Тем не менее, появление таких «подробностей» на иконе подвергалось критике. Например, Б.В. Раушенбах считал, что масса эпизодов, дополняющих основной сюжет, придает иконе фрагментарный характер и ее приходится долго разглядывать, чтобы разобраться, «что к чему». Из-за этого теряется высший смысл изображенного на ней основного события и икона становится поверхностной. На некоторых иконах Сретения даже исчезает изображение престола, передававшего высокий смысл встречи в Иерусалимском храме на иконах XV в.
Таковы основные черты изображения Сретения в православных иконах, мозаиках, фресках и миниатюрах.
Список литературы:
Для православного мира икона Андрея Рублева «Сретение» имеет особое значение. Сретение – это христианский праздник, который завершает цикл рождественских праздников. На данной иконе мы видим не просто изображение святых, а целый сюжет, описанный на страницах Нового Завета.
Дева Мария на сороковой день после рождения Иисуса пришла в храм, чтобы посвятить сына Богу. На иконе мы видим, что человеческие фигуры изображены прямо на входе в храм. Художник не случайно выбрал именно это место действия. Мария, находясь за пределами храма, передает Иисуса в руки Симеону, который расположен на ступенях святого здания, что является символом переходного момента, начала новой жизни.
Симеон – это трехсотлетний старец. Ему пришлось прожить такую длинную жизнь, потому что на Земле у него была своя миссия. Он ждал рождения ребенка, который станет спасителем всего человечества. Теперь, когда Мария передаст ребенка в руки старца, Симеон наконец-таки сможет отправиться на небеса – его долг выполнен. Он склонился перед ребенком и его матерью и протягивает руки. Совсем скоро случится неминуемое, но Симеон не собирается бежать от пророчества. Он благословляет Марию и ее сына.
На иконе расположены и еще две человеческие фигуры. Прямо за Марией следует женщина. Это святая Анна, пророчица, которая предсказала Иисусу удивительную жизнь. Она поведала Марии, что ее ребенок станет Спасителем, в котором так нуждается все человечество. По лицу Богоматери видно, что женщина знает о нелегкой судьбе ее первенца. Но она не показывает вида и смиренно идет к старцу. Она понимает, что ее сын – Спаситель и такова его судьба. За Анной следует Иосиф, муж Марии. Художник намеренно изображает его в самом углу иконы. Он не играет особой роли в происходящих событиях. На заднем плане мы видим прорисовку храма, в котором и будет проходить церемония посвящения Иисуса Богу.