Исцеление расслабленного при овчей купальне
Из Галилеи Иисус Христос снова пришел в Иерусалим на праздник иудейский.
Вблизи храма, у овечьих ворот, через который прогоняли овец для жертвоприношения, была купальня с пятью крытыми ходами, или галереями. Купальня эта с галереями называлась Вифездою, что значит дом милосердия. В галереях, при купальне, лежало много больных, слепых, хромых, иссохших. Все они ожидали движения воды, потому что Ангел Господень сходил по временам в купальню и возмущал воду. И кто первый входил в воду после возмущения ее, тот становился здоровым (исцелялся), какою бы ни страдал болезнью.
Иисус Христос посетил этот дом милосердия. Там Он увидел одного расслабленного, который был болен тридцать восемь лет.
Иисус Христос спросил его: «хочешь ли быть здоровым?»
Больной ответил: «Да, Господи, но я не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
Иисус Христос сказал ему: «встань, возьми постель и ходи».
Больной тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Это было в субботу. Поэтому иудеи говорили исцеленному: «сегодня суббота, не должно тебе нести постель».
Исцеленный отвечал им: «Тот, Кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти».
«Кто сказал тебе это?» — спросили они.
Но он не мог им ответить, потому что не знал Иисуса Христа. Христос же, исцеливши его, скрылся в народе.
Вскоре после этого Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: «вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже».
Тогда этот человек пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус.
Старейшины (начальники) иудейские стали гнать Иисуса Христа и искали, случая убить Его за то, что Он делает такие дела в субботу. Они учили, что в субботу грешно делать даже и добрые дела.
Иисус же говорил им: «Отец Мой доныне делает (добро), и Я делаю. Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он (Бог Отец), то и Сын (Божий) творит также. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Кто не почитает Сына, тот не почитает и Отца, пославшего Его. Исследуйте священные писания ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».
После этого иудеи еще больше восстали на Него и сильнее искали случая убить Его за то, что Он не только нарушил субботу, но и Отцом Своим называет Бога, делая Себя равным Богу.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна, гл. 5. 1-16.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Содержание
- Исцеление расслабленного при Овчей купели (Ин, 5:1-15.)
- Исцеление расслабленного. История
- Исцеление расслабленного. Богослужение
- Исцеление расслабленного. Иконы
- Исцеление расслабленного. Картины
- Душеполезное поучение в неделю о расслабленном
- Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
- Твердость духа при расслабленном теле
Исцеление расслабленного при Овчей купели (Ин, 5:1-15.)
После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит пре- жде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исце- ленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Проповедь на Евангельское чтение
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Сегодня праздник всех нас — расслабленных. Кто из нас может похвастаться, что он силен, мужественен, переносит все напасти века сего, исполняет все заповеди Христовы? Избави Господи, если такой стоит посреди нас — хуже не придумаешь праведника или сильного человека! Апостол Павел говорил: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен». И лишь одного апостол не лишал себя — твердой веры и несомненного упования на Спасителя. «Сила Божия совершается в немощи!» Как понять это неверующему в Бога миру, который проповедует иллюзорное всемогущество человека?
Расслабленные братья и сестры! Порадуемся тому, что мы хотя бы сознаем себя таковыми! Господь пришел в мир спасти расслабленных грешников, а мы — среди них. Сильные распяли Иисуса Христа, и Господь попустил им эту страшную, безумную силу — распять Бога. Когда мы с вами становимся гордыми, самоуверенными, то повторяем это страшное преступление богоборцев — распятие Спасителя.
Признаем же себя тем, что мы есть на самом деле. Апостол Иаков пишет: «Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Как бы гордыня наша ни восставала против этого, взглянем беспристрастно на мироздание: на мириады планет, на тысячи поколений, бесконечно сменяющих друг друга, на миллиарды людей, стирающихся из памяти потомков и ближних своих.
Вот у меня был друг, которому я обязан очень многим, и верой своей в первую очередь. Он умер 12 лет назад, и я думал, никогда не забуду его, буду всегда поминать его, уж на литургии-то обязательно. И вдруг с ужасом осознаю, что одна литургия прошла, другая, а я его, одного из самых дорогих для меня людей, и не помянул. И мне страшно стало за свою духовную расслабленность, за неблагодарность человеку, который столько сделал для меня. А каждый ли день мы поминаем с должной ревностью родителей наших — живых и усопших? А каждый ли день мы вспоминаем о своем спасении — о главном, ради чего мы живем?
Но все же внутри нас что-то безошибочно подсказывает нам, что человек — это нечто большее, чем пар… Жизнь наша — да, скоротечна и иссыхает, как трава под жарким южным солнцем. Помните в Псалтири: дни человеческие, «яко цвет сельный, тако отцветет». Но вот душа — неповторимая личность человеческая, которую создал Бог, — ее история во времени и в вечности совсем другая. Если душа соединяется со своим Творцом и Богом, то она становится самым прекрасным, самым драгоценным из всего, что есть на земле. В памяти Божией, у Бога такая душа получает не просто жизнь, а жизнь «с избытком», как пишет апостол Павел. Он не может человеческими словами по-другому выразить раскрывшуюся ему тайну будущего века. И тот же апостол Павел говорит: «На сердце человеку не приходило и ухо человеческое не слышало, что уготовал Бог любящим Его».
В жизни каждого из нас еще не раз будут минуты немощей и падений, и того, что мы называем расслаблением. Они могут тянуться многие годы, как у того расслабленного у Овчей купели, о котором повествует Евангелие. Этот расслабленный много лет пролежал, ожидая исцеления. Но он веровал, что придет посланник Божий и исцелит его.
Только бы нам никогда не признать себя самих сильными, потому что сила наша — это только Христос. Только бы нам никогда не признать себя несокрушимыми и не подверженными греху, потому что мы — всего лишь падшие люди. И только бы нам никогда не потерять веру во Христа, потому что Господь Иисус Христос бесконечно могуществен и имеет власть не только от временных страстей и бед спасти нас. Господь, «смертью смерть поправ», может даровать вечную жизнь и нам, которые когда-то окажутся во гробе, извести нас из этого вечного и последнего расслабления.
Не будем высоко мудрствовать о себе, не будем удивляться нашим немощам, не будем впадать от них в отчаяние и уныние. Будем искренне, изо всех наших сил, стремиться к исправлению, подвизаясь против зла и греха, живущих в нас. Будем твердо верить, что в этом поможет нам Господь наш Иисус Христос. Он любит нас, потому что мы — Его дети. Нас, признающих себя расслабленными и просящих помощи у Отца нашего Небесного, Господь не оставляет, но вселяет в нас Свою несокрушимую силу. Только этим мы сильны – так же, как только этим были сильны все апостолы, исповедники, преподобные и мученики.
В четвертую неделю по Пасхе совершается память чуда исцеления Исусом Христом расслабленного, который 38 лет лежал при Овчей купели в Иерусалиме.
Исцеление расслабленного. История
Была в Иерусалиме купель, которая называлась по-еврейски Вифезда, т. е. Дом милосердия. Возле нее лежало множество больных, хромых, сухих. Архангел Михаил во всякое лето сходил в купель и возмущал воду. И по возмущении воды тот больной, который входил в купель первым после Ангела, выздоравливал тотчас, какой бы ни была его болезнь. Место было настолько популярным, что вплоть до IV века, согласно святителю Кириллу Иерусалимскому (315-386 гг.), там постоянно собирались болящие.
Однажды Исус Христос был в Иерусалиме во время праздника Пасхи. Проходя мимо купели, Он увидел около нее множество лежащих больных. Каждый из них ждал минуты, когда Ангел возмутит воду, чтобы первому войти в купель. Между прочими больными был один человек, который тридцать восемь лет лежал в расслаблении. Спаситель увидел его и сказал ему: «Хочешь ли быть здоров?» Больной отвечал Ему: «Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купель, когда возмутится вода: когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Исус сказал ему:
Встань, возьми одр свой и ходи (Ин. 5:6-8).
Больной тотчас выздоровел, взял свой одр и пошел. Бывшие тут иудеи разгневались и сказали исцеленному, что не следует ему брать своего одра, потому что день был праздничный. Но он отвечал им: «Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми постель свою и ходи» (Ин. 5:11). «А кто Тот Человек?» — спрашивали они. Но он не знал, Исус скрылся в народе. Через некоторое время Исус встретил этого человека в храме и сказал ему:
Вот, ты теперь выздоровел; смотри же, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже (Ин. 5:12–14).
Исцеление расслабленного. Богослужение
Богословский смысл чуда исцеления Исусом Христом расслабленного из Евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах (в стихерах, каноне, в Синаксаре), которые звучат в этот день за богослужением. Между схождением Ангела в Овчую купель и исцелением, полученным от возмущения воды от схождения, и Христом проводятся сравнения в богослужебных текстах. Если Ангел сходил лишь раз в год и врачебную помощь получал лишь один человек, то Бог Слово своим схождением на землю через Свое Распятие и Воскресение всем людям даровал Святое Крещение, которое, по вере крещаемого, способно исцелить любого человека от болезней, как душевных, так и телесных.
В купель иногда овучюю ангел прихожааше, и единаго исцелеваше на всяко лето, крещением же божественным ныне очищает, бесчисленная множества Христос (Триодь Цветная, канон дню, песнь 1-я)
Тропарь:
Да веселsтсz нбcнаz, и3 рaдуютсz земнaz, ћкw сотвори2 держaву мhшцею своeю гDь, попрaвъ смeртію смeрть, пeрвенецъ и3змeртвы< бhсть, и4зчрева ѓдова и3збaвилъ є4сть нaсъ, и3 подaстъ ми1рови вeлію млcть.
Кондак:
Дu1шю мою2 гDи вогрэсёхъ всsческихъ, безмёстными дэsньми лю1тэ раз8слaблену, воз8дви1гни б9eственымъ си2 чlколю1біемъ, ћкоже и3 раз8слaбленаго воздви1глъ є3си2 дрeвле, да зовY ти спасaемь, щeдрыи хrтE, дaждь ми2 и3сцэлeніе.
Библиотека Русской веры
Канон в неделю о разслабленом →
Читать онлайн
Исцеление расслабленного. Иконы
Иконография исцеления расслабленного представляет собой изображение Исуса Христа, исцелившего расслабленного возле купели, вокруг которой лежат болящие, «чающие движение воды». Исцеленный изображен со своим одром, который он держит на себе.
Исус Христос исцеляет расслабленного. Купель Вифезда в Иерусалиме. Миниатюра из Четвероевангелия царя Ивана Александра Болгарского. 1356 годИсус Христос исцеляет расслабленного. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Псков, ок. 1156 годаИсцеление расслабленного при Овчей купели. Икона, вторая четверть XV века. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедникИсцеление расслабленного. Первая половина XVII в. Семен Бороздин, ГРМ
Исцеление расслабленного. Картины
Исцеление расслабленного у Овчей купели. Бартоломе Эстебан Мурильо. 1667-70 гг.Исцеление расслабленного. Иоганн Фридрих Овербек. 1868 год. Гамбург. Кунстхалле, Гравюрный кабинетИсцеление расслабленного при Овчей купели. Джакомо Пальма, 1592 годИсцеление расслабленного (Овчая купель). Н.А. Бруни, 1884-1885 гг.
Душеполезное поучение в неделю о расслабленном
Очень часто искренность нашей веры испытывается в терпении различных скорбей и напастей, которые мы должны встречать без внутреннего недовольства, но с благодарением и сокрушением сердца. Такое терпение может сподобить нас венца наравне со святыми мучениками. В своем толковании на Евангелие от Иоанна бл. Феофилакт Болгарский обращает, прежде всего, внимание на мирное и безропотное состояние души исцеленного расслабленного, которое для многих может послужить примером к назиданию и укрепить к мужественному восприятию всех случающихся жизненных обстоятельств:
«Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Исус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин. 5, 5-7).
Терпение расслабленного изумительное! Тридцать восемь лет он был болен, каждогодно ожидая избавления от болезни, но предваряем был сильнейшими; однако же он не отставал и не отчаивался. Почему Господь и спрашивает его, желая показать нам терпение сего человека. Спрашивает не для того, чтобы узнать, потому что это не только излишне, но и безумно спрашивать больного, хочет ли он быть здоровым. Так я сказал, что Он спрашивает для того, чтобы показать нам терпение этого человека. Что же он? Он отвечает весьма кротко. Да, говорит, Господи, я желаю, но не имею человека, который бы опустил меня в воду. Он не высказывает никакой хулы, не отвергает Христа, как предложившего неуместный вопрос, не проклинает день рождения своего, как мы малодушные делаем, и притом в болезнях легчайших, но отвечает кротко и робко. Хотя он и не знал, Кто спрашивает его, но, может быть, считая Христа полезным для себя уже и в том одном, что опустит его в воду, и потому хочет привлечь и расположить к себе своими речами». (Бл. Феофилакт Болгарский)
Церковные песнопения называют расслабленного «непогребенным мертвецом». В «Златоусте» подробно описываются страдания плоти несчастного больного: полная беспомощность, смрад, зной, холод, алчба, жажда и прочие болезни, одиночество и пренебрежение от людей. Но при всем этом он имел светлую душу, способную к вере во Христа, хотя и страдал так за некоторые свои прегрешения. И, когда Христос сказал ему: «возьми одр твой и ходи», не усомнился, но встал на ноги и пошел. Что же иудеи? Бл. Феофилакт отмечает, что они, прекрасно знавшие его историю, увидевши его здоровым, не подивились чуду, но спросили только: «Кто велел тебе взять постель?», потому что был день субботний. Не стали спрашивать: «Кто исцелил тебя?», чтобы воздать подобающую почесть такому дивному Чудотворцу, но обратили все внимание на постель, чтобы найти себе повод к обвинению. Господь же, будучи Истинным Законодавцем, никогда не преступал Закона, но, как пишет бл. Феофилакт: «(Он) исцеляет «в субботу», научая людей иначе понимать обряды закона и почитание субботы поставлять не в телесно понимаемом бездействии, но в воздержании от зла. Потому что закон, будучи законом всегда добротворящего Бога, не может воспрещать добро творить и в субботу».
Исцеленный человек проявил мужество и благочестие, потому что не смутился, но открыто исповедовал об Исцелившем его. Пребывал он и в храме Божием, где второй раз встретился с Исусом. Господь сказал ему тогда: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). Слова эти относятся и ко всем нам: ибо, если будем не внимать временным наказаниям и закоснеем в пороках, то будем осуждены к наказанию вечному, которое без всякого сравнения страшнее любого земного бедствия и страдания и от которого никто уже не сможет избавить. Также можем сравнивать себя и с расслабленным, ибо богослужебные тексты настоящего дня указывают и на расслабление наших душ, которые требуют подобного исцеления и восстания от бездействия к добродетели.
Рассуждая об овчей купели, бл. Феофилакт предлагает свое духовное пояснение, открывая нам иносказательный смысл Евангельского повествования:
Под овчею купелью разумей, пожалуй, благодать крещения, которую Господь Исус, закланное за нас Овча, омылся, крестившись за нас. Купель эта имеет пять ходов. Ибо в крещении являются четыре добродетели и созерцание с догматами. Итак, естество человеческое, наподобие расслабленного разбитое во всех душевных силах, тридцать восемь лет лежало в болезни. Ибо не имело здравой веры в Троицу, не веровало твердо в будущий век, то есть в Воскресенье и в Суд за всю жизнь. Оно не получало исцеления. Ибо не имело человека, который бы спустился в купальню, то есть тогда Сын Божий, Который имел исцелить крещением, не был еще Человеком. А когда стал Человеком, тогда исцелил естество наше; повелел взять и постель, то есть и тело сделать легким и тонким, и возвыситься от земли, не отягчаясь плотью и земными заботами, но восстать от равнодушия к добру и ходить, то есть двигаться к деланию добра.
Возмущение воды в купальне означает то, что в ней возмущаются духи злобы, сокрушаемые и попираемые благодатию Святаго Духа. О если бы и нам получить здоровье! Нам, которые расслабели и неподвижимы ко всякому доброму делу, и не имеем человека, то есть, как бы уподобившиеся скотам несмысленным, не имеем смысла человеческого, чтобы он опустил нас в купель слезного покаяния, в которую кто войдет первым, тот получит исцеление. Ибо надеющийся на последующее время и отлагающий покаяние, и не спешащий покаяться здесь, но опаздывающий, не получает исцеления. Итак, старайся войти первым, чтобы смерть не захватила тебя.
Сию купель покаяния возмущает ангел. Какой? Ангел Великого Совета Отчего, Христос и Спаситель. Ибо если божественное учение не коснется нашего сердца и не произведет в нем возмущения напоминанием о муках в будущем веке, то купель сия не будет действенна, и здоровья расслабленной душе не бывает. Справедливо она может быть названа овчею. Ибо в ней, как овцы, омываются внутренности и помыслы святых и незлобивых, уготовляющих себя в жертву, живую и благоугодную Богу. О если бы и мы получили здоровье и по выздоровлении находились в храме, то есть не осквернялись несвященными помыслами, дабы не постигло нас худшее наказание в будущем.
Иже в летех многих изнемогшую люте душу мою Преблагий, исцели якоже и разслабленнаго преже, яко да хожу по Твоим стезям, ихже показал еси любящим Тя (Триодь Цветная, канон дню, песнь 3-я).
Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
Ин., 14-е зач., 5: 1–15
Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Сегодняшнее Евангелие – об исцелении расслабленного, человека, который был болен в течение тридцати восьми лет. Нам показано, как велика сила и любовь Господня, которая воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь. Слово Божие обращает наше внимание на время, когда совершилось исцеление. Это был праздник иудейский, то есть пасха ветхозаветная. Христос приходит в Иерусалим на праздник. Праздник Божий – великий дар Божия добра. Множество людей со всех концов страны и обращенные из разных стран собирались на праздник, чтобы прославить Бога. Когда внутренне люди настроены так, устремлены к Богу, Бог открывает им ум для Божиего света и милосердия.
Это было в Овчей купели, в Вифезде, что значит «дом милосердия». Ибо здесь являлось милосердие Божие к больным и отчаявшимся людям. Не для того ли существуют на свете все Божии храмы? Что стало бы с миром, в котором столько несчастья, если бы не было в нем этих домов милосердия?!
Что такое эта Овчая купель? Святая Церковь напоминает нам, что она была близ Овчих ворот в Иерусалимском храме, которыми проходили овцы, агнцы прежде принесения их в жертву. Они принимали в этой купели омовение, и это был прообраз грядущего Великого Пастыря, приносящего Себя в жертву за словесных овец. Пять притворов в ней – напоминание о пяти ранах Его, которыми Он дарует нам исцеление. Ангел Господень время от времени сходил с небес и возмущал воду как вестник схождения к нам Спасителя. Закипание воды от небесного прикосновения – прообразование великого освящения крещенских вод. И всякий раз, когда совершается освящение воды в храмах, священник с молитвой крестом касается воды, приводя ее в движение, и она становится целебной.
Мы слышим, что первый входящий в эту воду получал исцеление, какая бы ни была у него болезнь. Тот, кто первый сходил в купель, а не тот, кто медлил и приходил с опозданием. Время от времени Господь дает нам возможность коснуться чуда, которое никогда не повторится.
Кого же Христос избирает для исцеления? Того, кто болел так долго, и чья болезнь была особенно тяжкой. Много было болящих в Вифезде, но Господь остановил Свой взор на одном, самом беспомощном. Сколько раз отделял его один шаг от целебной воды, но всякий раз кто-нибудь опережал его. Невозможно никому преодолеть этот принцип жизни, вернее, смерти: «каждый за себя». Только Христос совершает победу над грехом и смертью и утверждает принцип новой нетленной жизни. И научает ему всякого верующего в Него.
Представим, какой подвиг нес этот больной человек. Нас не может не поражать его великое святое терпение, с которым он переносил свою болезнь. Тридцать восемь лет – это время условное. Мы знаем, что время относительно. Быстро или медленно идет время, зависит от того, в каком состоянии находится человек. Когда у человека радость, когда благодать – время летит на крыльях. Летит быстро, так что его как бы вообще не существует. Когда же у человека горе или болезнь – время не то, что без крыльев, оно, как мы видим, и без ног и может только ползти. И вообще стоит на месте. Время не движется – ад уже на земле. И это в течение тридцати восьми лет, час за часом. тридцать восемь дней поболеть кому-нибудь тяжелой болезнью, представьте, каково нам будет?! А здесь – тридцать восемь лет день за днем и год за годом.
Мы говорим об этом не зря, потому что в наши малодушные дни случись с кем какая беда или несчастье – человек порой готов сам на себя наложить руки. Сколько мы слышали сообщений в прессе: стреляются офицеры, мать вместе с собою предает отчаянной смерти своих собственных детей, девочки-подростки лишают себя жизни, выбрасываясь сразу по несколько человек с балкона. Мужество противостоять любому испытанию, любому страданию, обретается крестом Христовым, близостью ко Господу, Его даром, Его благодатью.
Расслабленный человек год за годом продолжал лежать у воды, надеясь, что рано или поздно помощь придет к нему. И нам открывается, что первый – это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других. А тот, кто исповедует себя первым из грешников, и по этой причине свое положение считает самым безнадежным. К нему-то первому и приходит Христос Бог. Хочешь ли быть здоров? – этот вопрос Господь задает каждому человеку. И нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе. Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, – отвечал Иисусу больной, – когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Нет человека. У слепого есть поводырь, у хромого есть кто-нибудь из его родственников, у другого расслабленного – друзья, а у него в целом свете нет ни одного человека, который мог бы помочь, хотя тысячи людей вокруг, можно сказать, все человечество. Напротив – Иерусалимский храм, где священники без конца говорят о том, что надо творить дела милосердия. И все слушают эти проповеди и, выходя из храма, идут мимо больного расслабленного человека. И нет ни одного человека. У него не было человека, говорит нам синаксарь сегодняшнего дня, и потому слово Божие, Бог Превечный стал Человеком, чтобы придти к этому больному, лежащему у Овчей купели, и спасти его.
Встань, возьми постель твою и ходи, – говорит расслабленному Христос. Тут же мы видим, как реагируют на это чудо иудеи – те, кому вручена истина и забота о духовном и нравственном просвещении народа. Они говорят исцелившемуся: Сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Они хотели узнать, что это за человек, который осквернил субботу. Но узнать не для того, чтобы вместе со спасенным исцеленным человеком изумиться великому чуду, и не для того, чтобы собрать весь город, весь народ и сказать: «Посмотрите, что может делать Христос!» – а для того, чтобы, узнав, Кто сотворил это чудесное исцеление, убить Его.
За что они хотят убить Христа? За то, что Он был всего единственный человек среди всех, кто увидел расслабленного и пришел к нему на помощь. Он был единственный Человек, Который также не случайно переплыл Галилейское море и пришел к Геннисаретскому озеру, для того чтобы встретить двух бесноватых и исцелить их. И не случайно Он подошел к вратам города Наина, чтобы встретить похоронную процессию, где неутешно плакала о своем единственном сыне мать.
Не случайно пришел этот единственный Человек к Овчей купели. Он пришел потому, что для Него каждый человек – единственный. И Он хочет, чтобы каждый из нас стал единственным, ради которого Он воплотился и к которому Он идет. И ради которого Он будет убит этими лжеправедниками, лжеблюстителями истины, которые создают идол из тайны Божией, из своего ложного благочестия.
Нет ли среди нас сегодня такого «благочестия»? Нет ли среди нас таких людей, которые думают, что их лично не касаются страдания окружающего мира, если они все соблюдают: все посты и все церковные установления («субботу блюдут»)? То есть всё, что надо, они исполняют, но не видят человека, не видят народа, который, как тот расслабленный, не тридцать восемь лет, не семьдесят лет уже лежит – и нет ему исцеления.
Милосердный Господь, видя злобу книжников и фарисеев, учителей израильских, проходит свободно среди них, потому что не пришел еще Его час. Но наступит время, когда ради спасения всех людей Он предаст Себя в руки этих беззаконников, в руки людей грешных, с тем чтобы Своим непостижимым смирением, Своею любовью к каждому человеку победить зло, царствующее в мире, смертию смерть поправ, и открыв нам тайну нашего участия в Его Воскресении.
Кто Этот Человек? – гневно спрашивают иудеи. Исцеленный был не в состоянии дать им ответ. Он знал, что его коснулось самое подлинное добро, какое только есть на свете, но у него не было ясного понятия об Исцелителе. Он не знал ничего о Христе, принимая Его дар. Христос совершает много милостей и для тех, кто не знает Его. Он просвещает, укрепляет и утешает нас, избавляет от тысячи бед, а мы не знаем, Кто Он. И Господь удаляется от нас, как удалился Он на время от исцеленного расслабленного.
Где же тот человек снова находит Христа? Христос пошел в храм, и получивший исцеление пошел в храм. Он пошел в храм, потому что из-за своей болезни так долго не был в храме. Может быть, он не был в нем в течение всех тридцати восьми лет. Вот признак истинно глубокой души. Первое место, куда он идет, – храм, к Богу. И встречает там живого Бога – Христа. Вот ты выздоровел, – говорит ему Христос, – иди и не греши, да не горше что тебе будет. Господь показывает, по какой причине он болел в течение столь долгого времени. Так свойственно нам, когда мы в беде, в болезни, когда оставляет нас благодать, обещать много, смиряя свою душу молитвою и постом. А потом, получив милость от Бога, стараться какое-то время жить по слову Христову, а затем снова постепенно обо всем забывать. Господь предупреждает об этой опасности: «Да не горше что тебе будет» – потому что кроме милосердия Божия есть правда Божия. Если ты отвергаешь милосердие Божие, если ты не хочешь строить свои отношения с Богом на таких условиях – есть правда Божия. И это предупреждение не только евангельскому больному, но каждому из нас – когда Господь снова и снова принимает нас в покаянии, и снова и снова повторяет эти слова. Его милосердие как будто бы снова побеждает, но кто из нас знает, где наступит тот предел, когда оно вдруг откроется правдою последнего Страшного суда, или того, что произойдет прежде Страшного суда здесь, на земле, с нами.
Мы получили большее, чем кто-либо, – избавление: в Пасху Господню мы вкусили вечную жизнь. И мы знаем, какой дорогой ценой нам это дано: за исцеление расслабленного, за все добро, какое Он делал людям, иудеи приговорили нашего Господа к смерти как разорителя субботы. Но Его смерть открывает бесконечно большее чудо всему роду человеческому – воскресение из мертвых.
Твердость духа при расслабленном теле
Исцеление расслабленного при Овчей купели
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшний воскресный день мы совершаем память чуда исцеления больного при Овчей купели Иерусалима. По-другому этот день в церковном календаре именуется Неделей о расслабленном.
Некий человек лежал в болезни 38 лет, ожидая чуда. Он видел вокруг себя множество больных, слепых, хромых, парализованных (см.: Ин. 5: 3). Он видел, как исцеляются другие люди, которые успевали раньше него войти в воду по возмущении ее Ангелом. Но ничего не мог поделать с собой. Его немощь была настолько велика, что сам он был не в состоянии спуститься в воду в ту минуту, когда вода приобретала целебные свойства. Этого человека, у которого уже, видимо, не было никакой надежды на выздоровление, исцелил Христос.
Водоем Вифезда – «дом милосердия», – при котором исцелялись евангельские больные, находился недалеко от Овечьих ворот. В настоящее время его показывают рядом с церковью святой Анны внутри Старого Иерусалима. Он состоял из двух бассейнов, каждый из которых имел около 50 метров в ширину и 50 метров в длину. Глубина водоема достигала 15 метров. В этих купальнях омывали жертвенных животных (овец, волов и проч.), которых пригоняли из Овечьих ворот на Храмовую платформу. Даже после разрушения Храма одна из купален, как пишет Евсевий Кесарийский, «невероятным образом имела пурпурно-красную воду. Говорят, это след когда-то омытых здесь жертвенных животных».
Причина целебных свойств воды не ясна. Можно только гадать, была ли в воде особая красная глина, заживляющая раны, или это был какой-то периодически бьющий из-под земли гейзер. Но факт остается фактом: периодически на протяжении многих лет здесь происходили исцеления. Они происходили и до чуда с расслабленным, и после.
Несмотря на то, что водоем после купания животных содержал нечистую воду, больные, забывая законы о ритуальной чистоте, надеялись здесь чудесным образом выздороветь. Вплоть до IV века, по святителю Кириллу Иерусалимскому, при Овчей купели лежало множество больных. Позднее в память о чуде исцеления была построена «церковь расслабленного», которая по-другому еще называлась «церковью Овчей купели» (IV в.).
Чем же отличалось поминаемое сегодня событие от других подобных исцелений при Овчей купели?
Прежде всего мы видим полную оставленность расслабленного окружающими людьми. Ему никто не помогает, о нем никто не заботится. Возможно, он дольше всех лежал при этой купели, но никто не уступил ему, не дал спуститься в воду первым. Более того, после чудесного выздоровления его никто не поздравляет. Напротив, его укоряют за то, что он собирался понести свою постель в субботу.
Мы не знаем причины такой нелюбви к бывшему расслабленному: может, его не любили за прошлые грехи (см.: Ин. 5: 14) или сторонились по причине каких-то открытых язв; может быть, он имел скверный характер. Всё это – одни предположения. Но мы точно можем наблюдать в этом человеке его веру в то, что Бог может его исцелить. Он терпеливо ожидает, надеется только на Божие чудо. И когда Христос его исцеляет, он сразу же идет в Храм Бога благодарить (см.: Ин. 5: 14).
В контексте богословия Евангелия от Иоанна расслабленный – один из самых немногословных собеседников. Он не спорит со Христом «о рождении свыше», как Никодим, не ссылается на праотца Иакова, как самарянка; даже слепорожденный, которого Иисус отправил омыться в купальню Силоам, и тот сказал больше слов, чем расслабленный.
Когда читаешь текст Писания, создается впечатление, что расслабленный совершил когда-то тяжкий грех (на это намекают слова Спасителя: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». – Ин. 5: 14), в результате чего появилась болезнь. И после этого он, как преподобная Мария Египетская, стал чужд людей, телесными страданиями искупая свои прошлые грехи.
В Евангелии от Матфея «расслабленными» чаще всего называются больные, разбитые параличом. Паралич – это потеря двигательной функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы. В результате судорожного напряжения мышц пораженные части тела становятся обездвиженными и вскоре делаются иссохшими (см.: Мф. 8: 6). Сухорукий, которого Господь исцелил в синагоге, был как раз болен параличом руки (Мф. 12: 10).
По современным словарям русского языка, «расслабленным» может быть назван не только физически обездвиженный человек, но и тот, кто болезнью доведен до полного упадка сил, кто слаб не только физически, но и психически. Это слово может описывать состояние человека, лишенного силы, энергии, ясности мысли.
Более того, в наши дни под «расслабленностью» мы чаще всего понимаем уже не тяжелую болезнь тела, а вялость характера, апатичность, утомляемость, упадок сил, немощность, бессилие, дряхлость.
Конечно, при высоком нервном напряжении в работе или при склонности человека к повышенной возбужденности, раздражительности, взвинченности медики могут порекомендовать немного расслабиться. Чтобы нервная напряженность не превратилась в психосоматическое нарушение, при котором снижается эмоциональная устойчивость, равновесие, проявляется агрессивность, иногда действительно требуется определенная разрядка, расслабление, отдых, перемена вида деятельности.
Но когда «расслабленность» становится стилем поведения, приобретенной чертой характера, тогда она становится болезнью, которая обездвиживает душу человека, делает его психическим паралитиком.
Спокойствие такого человека, ведущего расслабленный образ жизни, по факту может оказаться следствием необязательности, уходом от ответственности, расхлябанностью, ленью. Такой человек не ставит себе в жизни цели, не стремится достигать конечных результатов, попросту закапывает в землю свои таланты. При этом, как ни парадоксально, умело подчеркнутая внешняя респектабельная расслабленность может сочетаться с самолюбованием, излишней удовлетворенностью собой, самооправданием, наглостью. Это можно заметить на примере алкоголиков. Попуская себе излишнюю расслабленность, уходя от трудностей реальной жизни, апатичный человек может легко уйти в виртуальную реальность, погрузиться в глубокий сон.
Можно спросить себя: как же избежать подобных крайних состояний расслабленности как духовной болезни? – Постоянно бороться за жизнь, давать отпор лени, мотивировать себя на достижение результатов.
Двенадцать лет женщина, страдавшая кровотечением, искала способа исцеления от болезни, бегая по разным врачам (см.: Мф. 9: 20; Лк. 8: 43); 18 лет женщина, «имевшая духа немощи», скорченная и не могущая выпрямиться, ходила в синагогу, поучаясь в Законе Божием (см.: Лк. 13: 11); 38 лет расслабленный надеялся на чудо у купели Вифезда (см.: Ин. 5: 5). Никто из них не роптал на Бога или судьбу, что так долго им пришлось ждать помощи свыше. Но никто из них также не проявлял пассивности к жизни. Они находились «в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах», но и «в великом терпении» (2 Кор. 6: 4).
При этом терпение – это не молчаливое перенесение боли, «стиснув зубы». В Новом Завете терпение характеризуется как деятельное состояние человека, когда он делает какое-то доброе дело с надеждой получить результат, безропотно преодолевая неудачи. Так, евангельское семя, «упавшее на добрую землю», означает тех, которые, услышав слово Боже, не только хранят его в добром и чистом сердце, но и «приносят плод в терпении» (Лк. 8: 15). По апостолу Петру, в познании Господа и Спасителя нашего нам дарованы «великие и драгоценные обетования», поэтому мы, прилагая к сему всё старание, призваны показать «в вере добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1: 5–7). Апостол Павел утешает: «Мы спасены в надежде… когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении… Дух подкрепляет нас в немощах наших» (Рим. 8: 24–26).
Посему, дорогие братья и сестры, не будем предаваться лени, вести расслабленный образ жизни, но, набравшись мужества, будем подкрепляться надеждой. Дух Божий, обетования вечной жизни подкрепляют нас в немощах наших. Пусть наше терпение будет деятельным, безропотным, приносящим плод в виде благочестия, братолюбия, любви.
Будем непрестанно молиться и восклицать с псалмопевцем Давидом: да не постыдятся все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся ищущие Тебя, Боже Израилев (см.: Пс. 68: 7).
Аминь.
Евсевий Кесарийский. Ономастикон. 58: 21.
«В Иерусалиме есть Овчая купель, с пятью портиками, четыре из которых идут вокруг нее, пятый же – в центре, и там лежит много больных» (Кирилл Иерусалимский, святитель. Беседа о расслабленном. 2: 1).