Иконы 17 века встречаются все реже. Если вы являетесь обладателем подобного антиквариата, то вполне логичным будет ваше желание узнать ее стоимость. Цена на предмет будет зависеть от ряда факторов: красоты, сюжета, мастера, который ее написал, школы, места создания, степени сохранности, материалов. Как показывает практика продаж на аукционах и в антикварных салонах, стоимость икон 17 века может достигать до 1 млн рублей.
Так, старинная икона Святого Апостола Петра, написанная в конце 17 века, оценивается в 700 000 рублей
Цена на Икону Спасителя с предстоящими (17 столетие) составляет около 300 000 рублей.
Содержание
- Особенности русской иконописи 17 века
- Самые ценные иконы 17 века: сколько они могут стоить?
- Описание смысла иконописного образа
- Особенности иконы Спаса Вседержителя
- В чем помогает икона Господь Вседержитель
- Молитва иконе Господа Вседержителя
- Икона Господа Вседержителя — в чем помогает, значение, история
- В чем помогает
- Как выглядит икона Вседержителя
- О чем говорит образ Спасителя
- Как выглядел Бог?
- Как молиться Господу
- Как устроен православный храм внутри?
Особенности русской иконописи 17 века
Рассматриваемый период был для иконописи эпохой покоя и застоя. В работах иконописцев прослеживались черты традиционной манеры написания. Шедевры были одинаковы по стилю, мастер при их создании упрямо следовали устоявшимся канонам.
Но не следует думать, что новшеств и изменений не было.
- К середине столетия прослеживается тенденция внимания иконописцев к зарубежным источникам. Так, мастера в своей работе в качестве образцов брали гравюры голландских, фламандских авторов. Но образы пересматривались на православный «манер», например, Богоматерь не изображалась с непокрытой головой, как это принято в католической иконографии.
- Грань между городским и деревенским стилем стала еще четче. Исследователи отмечают, что сельские мастера пользуются приемами профессиональных иконописцев, но их работы отличаются угловатыми формами, более прямолинейными цветами, но общее настроение изображения другое – в нем больше теплоты и искренности.
- Западные гравюры накладывают свой отпечаток на русские шедевры. Из изображений постепенно уходят яркие краски, сменяясь сдержанными оттенками. Если в начале столетия ведущим цветом в гамме является яркий «звучный» красный, то к середине рассматриваемого периода он сменяется более глухими, землистыми оттенками.
Самыми известными и признанными иконописцами той поры являются Симон Ушаков, Федор Зубов, Прокопий Чирин, Гурий Никитин. Их работы хранятся в музеях, встретить их в продаже очень сложно.
Самые ценные иконы 17 века: сколько они могут стоить?
«Господь Вседержитель», XVII в.
Она написана в конце столетия иконописцами Оружейной палаты. Поясной образ Христа – самый распространенный вариант Правой рукой он благословляет, а левой – держит Евангелие. Для изображения характерна традиционная манера. Ее придерживались мастера Оружейной палаты.
Икона «Спас Нерукотворный», 17 век
Она написана Симоном Ушаковым во второй половине столетия. Материалы: дерево, матовый лак и пигментные краски. Изображение Спасителя выполнено в типе «Убрус». Для него характерно размещение лика на убрусе – светлом фоне. Шедевр иконописи хранится в музее «Ново-Девичий монастырь».
Казанская икона Божией Матери, 17 век
Ее примерная стоимость около 220 000 рублей. Написана она в конце столетия на дереве с использованием темперы и левкаса. По стилю написания видно, что мастер близок к традициям иконописцев Оружейной палаты. Отмечается тщательное прорисовывание одежды, объемное изображение ликов и мягкая притушевка в тенях.
Зная, сколько стоит имеющийся у вас антиквариат, вы можете не только быть уверенными в ее ценности, но и выгодно его продать. Планируя оценку, важно обратиться в надежные компании. Салон «Дом Антиквара» в Москве много лет работает в сфере оценки и экспертизы церковной утвари и предлагает профессиональные услуги. Мы определим стоимость старинного предмета и проконсультируем о вариантах выгодной и быстрой продажи.
Христианство – это одна из мировых религий, которая основана на жизни и учении Иисуса Христа. Его лик нередко воссоздавали на священных изображениях, что способствовало укоренению образа единого Бога в художественном, и в частности в религиозном искусстве. Характерным примером является икона Господь Вседержитель, которая есть практически в каждом храме и домашнем алтаре.
Таким образом, речь идет об объединяющем всех верующих образе, об изображении, которое имеет консолидирующее значение для всех. Именно поэтому верующим следует глубоко размышлять над тем, каково значение иконы Иисуса Христа Вседержителя, и положением, которое этот образ занимает в религиозной практике.
Описание смысла иконописного образа
Иисус по своей природе безгрешен, именно поэтому он взвалил на свои плечи всю тяготу мирских грехов. Иисус был осужден и приговорен к распятию, таким образом, искупив все грехи людей. Он является представителем Святой Троицы, а именно Сыном, который снизошел на Землю, и по действию Святого Духа родился от женщины, тем самым приняв облик человека.
В основном на иконах, где изображен Иисус Христос Вседержитель, видны проблески божественного света, льющиеся изнутри него. Учитывая этот аспект, можно сказать, что иконы показывают не просто физическое состояние, но и духовную сущность, а значит, раскрывает зрителю божественное начало Иисуса.
Икона Господа Вседержителя – это с одной стороны единица религиозного искусства, а с другой стороны целый иконописный тип изображения Господа Бога. Следует понять икона Бога отца Вседержителя является неканонической, так как Всевышнего вообще не принято изображать в православии, изображают только Иисуса и символически Святого духа.
Особенности иконы Спаса Вседержителя
Есть разные варианты изображения и многие иконописцы размышляли над ними, к примеру, Феофан Грек написал собственный вариант иконы Спас Вседержитель, списки которой есть во многих храмах. Так или иначе, Иисус на ней изображен всегда в образе царствующего и величественного. Ведь Он является Высшим судьей и именно Он будет в дальнейшем судить людей по поступкам и мыслям.
Поэтому икона Господь Вседержитель подчеркивает эту функцию высшего правителя и судьи, который главенствует над всем
От других священных христианских изображений, эта икона отличается характерным положением рук, где в правой руке находится свиток, олицетворяющий Евангелие, а левая рука сложена в благословляющий жест. Также может быть и изображение Господа Вседержителя с книгой, которая является Евангелием. Только там зачастую всего две буквы: Альфа и Омега. То есть речь идет о первой и завершающей буквах греческого алфавита. Наличие этих букв расположенных таким образом символизирует всю совокупность мира. Евангелие включает в себя весь мир.
Имеет место быть тип иконы, где Иисус изображен по пояс или по плечо, которые достаточно распространены. Как свидетельствует история, самые первые иконы Господа Вседержителя были написаны примерно в четвертом веке, являясь при этом одной из самых узнаваемых иконописных стилей изображения Всевышнего. К слову, самая старая икона, сохранившаяся до наших дней, находится в Синайском монастыре, где икону может увидеть каждый желающий.
В чем помогает икона Господь Вседержитель
Как сказано ранее, икона Спас Вседержитель имеет основополагающее значение для православных. Этому образу молятся по самым разным поводам. Икона Иисус Вседержитель помогает избавиться от различных трудностей, обрести более крепкую веру и утешение, но нужно отметить еще одно более чем существенное значение.
Для того, чтобы выразить собственную радость, собственную веру, люди часто молятся именно на изображение Господа Вседержителя, таким образом выражая ему, скажем так, собственное признание.
Эти чувства трудно выразить словами и зачастую они доступны только верующим, которые поняли, как велика радость, исходящая от Господа, как велик подвиг Христа и какую огромную ценность имеет православная вера.
Некоторые списки этой иконы считаются чудотворными, и есть засвидетельствованные факты. Просят молящиеся о самом разном, но также к нему часто обращаются для того, чтобы разделить свою радость с Господом.
Молитва иконе Господа Вседержителя
Молитва иконе звучит следующим образом:
Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.
Икона Господа Вседержителя — в чем помогает, значение, история
Большинство православных имеют дома несколько (или очень много) икон. В народе считается, что каждая из них способна помочь в какой-то конкретной проблеме. По церковным же правилам первой и самой главной должна приобретаться икона Господа Вседержителя. Она одна может заменить все остальные — потому что Бог — единственный творит чудеса, это Он вдохнул жизнь в первых людей, Он продолжает творить вселенную каждый день.
В чем помогает
Поскольку Христос является воплощением Бога в человеке, обратиться к Нему можно абсолютно с любой просьбой. Во время своего земного пути Спаситель исцелял множество больных и одержимых людей. Он подсказывал, как правильно построить свою духовную жизнь, как вести себя по отношению к близким. Все это актуально и сегодня, потому что Бог никогда не меняется.
В чем помогает икона «Господь Вседержитель»?
- Дает благословение перед началом важного дела.
- Приносит избавление от недугов.
- Способствует духовному росту.
- Перед ней можно возносить благодарственные молитвы, читать Псалтырь.
- Такой образ дарят после венчания, как семейную реликвию.
- Можно читать перед ней молитвы за близких, попавших в беду.
Ежедневные молитвы (утром и перед сном) тоже совершаются перед ликом Христа, который изображается на данном образе. Такая икона будет отличным подарком любому верующему человеку — например, на крещение, Пасху. Не стоит забывать и благодарить Бога за то, что есть, даже если кажется, что этого недостаточно. Нужно приучать свое сердце к благодарности, и помнить, что жадность человеческая не имеет границ, если ее поощрять.
Как выглядит икона Вседержителя
Глядя на образ Божий, не нужно думать, что на нем буквально представлен «портрет». Библия говорит, что Господа никто не видел, но на землю был послан Христос. Именно Его принято изображать, когда необходим образ Бога.
Узнать икону «Вседержитель» легко по описанию:
- Чаще всего Христос изображен фронтально по пояс, но встречаются варианты и в полный рост.
- Пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте, он может быть разным. Иногда ладонь направлена наружу, иногда — внутрь, сложение перстов тоже разное. Рука может быть около груди, либо немного в стороне. Благословляющий жест указывает на добрую волю Бога, который желает, чтобы все люди были спасены.
- Главу Спасителя осеняет нимб, на нем угадывается крест. Крест, как и везде в других случаях, символизирует голгофскую жертву Спасителя. По греческой традиции, на нимбе написаны буквы Омега, Омикрон, Ню — вместе они обозначают слово Сущий, одно из имен и характеристику Бога, согласно Священному Писанию. Важная надпись, она указывает на божественную (а не только человеческую) природу Христа.
- На образе также пишется сокращенный вариант имени Иисус Христос — также греческими буквами, слева и права от лика (по две буквы с каждой стороны). Это правило, впрочем, распространяется на все иконы. Имя Христа тоже имеет символическое значение — «спаситель». Вообще само Имя Божие, его произнесение, считается благословением. Поэтому одна из заповедей запрещает произносить его в праздных речах.
- В левой руке Господь держит Библию. В некоторых случаях рука держит Книгу за верхнюю часть, в некоторых — за нижнюю. Она может быть как открыта, так и закрыта. На открытых листах церковнославянским языком написана выдержка из Евангелия от Иоанна, про заповедь любви. Либо здесь изображаются греческие Альфа и Омега, как символ, что Бог — начало и конец всего.
На иконе Господа Вседержителя, изображающей Христа в полный рост, он может восседать на троне, держа открытую Библию на коленях. На купольных росписях открытая книга парит на уровне груди, а обе руки Спасителя воздеты в благословляющем жесте.
О чем говорит образ Спасителя
Значение иконы «Вседержитель» — прежде всего, напомнить о качествах Бога, также о тайне Боговоплощения. Изображение Христа говорит, что спасение людей от вечной кары за грехи возможно только верой в Евангельскую весть — в мир пришел Спаситель!
Само слово «Вседержитель» означает — повелитель всего, Тот, кто может совершить всё что угодно. Также оно указывает на двойную природу Христа — будучи Богом, Он является и человеком в полном смысле слова.
Догматически это очень важный образ, исключающий разные ереси: например, что Христос был «призраком», создавая лишь видимость тела, а не настоящим человеком. С подобными ересями Церковь боролась в первые века христианства, но по сей день на иконах существуют напоминания, чтобы люди держались правильного исповедания веры.
Заповедь любви (написанная в Книге) несколько раз повторяется в Новом Завете. Христос говорит, что люди должны также сильно любить друг друга, как Он любит их. А мера любви Иисуса очевидна — Он умер на кресте, чтобы искупить грехи каждого. Поэтому всемогущий Бог предстает здесь не как обличающий судья, а как милостивый отец, ждущий возвращения блудных детей.
Особое значение имеет даже цвет одежд Христа. Красный цвет хитона говорит как о страданиях, так и о царском достоинстве. Синий — небесное происхождение, ведь Спаситель имеет два начала, божественное и человеческое.
Также не зря на иконе «Господь Вседержитель» присутствует изображение Книги. Она символизирует Евангелие — добрую весть, принесенную Христом всему миру. Также означает она тот новый мир, который будет сотворен Богом после второго пришествия Христа. Символизирует и Книгу Жизни, где записаны имена всех, возлюбивших Бога.
Как выглядел Бог?
Икона — это не портрет. Само Евангелие не дает однозначного описания внешности Иисуса Христа. Господь оставил его в тайне для последующих поколений. Однако канонический облик, который люди видят на иконах Христа Вседержителя, вовсе не случаен, он не является фантазией иконописцев. История сохранила очень древние изображения и описания современников.
Героями Нового Завета внешность Спасителя воспринималась как самая обычная, они не видели в ней ничего особенного, сверхъестественного. Сам Христос скрывал Божественную славу, чтобы не напугать окружающих, явив ее лишь несколько раз (на Фаворской горе и во время крещения).
Важным литературным источником является письмо проконсула Иудеи, где Христу приписывается высокий рост, каштановые волосы, гладкая кожа, рыжая раздвоенная борода, голубые блестящие глаза. Манера разговора описывается как спокойная и весьма приятная. Весь облик Спасителя автор описания признает «прекраснейшим».
В первые века христиане изображали Христа аллегорически — в виде рыбы, ягненка, пеликана, дельфина, агнца с якорем. В 7 в., однако, подобные рисунки были запрещены постановлением Собора.
Фрески, близкие к ортодоксальным, появились еще в катакомбах, в период римских гонений. Сегодняшние традиции изображения на иконах Христа Вседержителя, сложились к 6 в., правда, ряд образов относят к евангельским временам.
Как молиться Господу
Евангельские тексты предписывают верующим не предаваться показным молениям, осуждая многословие. Искренние слова, пусть и краткие, более угодны Богу, чем долгие витиеватые, но пустые молитвословия. Текст главной христианской молитвы «Отче наш» каждый христианин еще до крещения обязан знать наизусть.
Известно также благочестивое правило — читать молитву Иисусову. Ее творят монахи, но и миряне призваны к молитвенным трудам, только необходимо посоветоваться с духовным наставником.
Молитва перед иконой Вседержителя может быть о чем угодно: ведь Господь в силах выполнить любую просьбу. Правда, тут есть одно условие — она должна содействовать ко благу человека, способствовать его духовному росту. Бог — это не автомат для ублажения страстей, христианин должен стремиться к спасению, думать о душе и о ближних.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Отец наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя, гре́шнаго.
Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.
Что нужно знать про икону Господа Вседержителя
Как устроен православный храм внутри?
В прошлый раз мы рассказывали о том, какие бывают храмы и об их внешних архитектурных особенностях. Сегодня же давайте поговорим о том, как устроен храм внутри.
Вот мы перешагнули порог храма, и теперь давайте разберемся, как называются части храма.
Сразу у входа, у двери, находится притвор (притвор по-славянски и значит «дверь»). Здесь обычно располагается свечной ящик, где мы можем взять свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать молебен или панихиду. В некоторых храмах притвор отгорожен от средней части храма.
Притвор
Пройдя дальше, мы окажемся в средней части храма, ее еще называют «корабль». Эта часть означает землю, все земное пространство. Здесь мы стоим на богослужении, молимся перед иконами, здесь же в специально отведенном месте проводится исповедь.
В средней части храма, по центру на аналое (столик со скошенной крышкой) находится икона дня, это может быть образ святого, день памяти которого отмечается в этот день, или икона праздника. Зайдя в храм, прихожане обычно первым делом идут приложиться к этой иконе, поставить около нее свечку.
Икона дня
Свечи о здравии ставятся на подсвечники возле икон, а о упокоении усопших — на канун — четырехугольный подсвечник с изображением Распятия.
Канун
Между средней частью храма и его главной частью — алтарем — находится иконостас. Иконы на нем как бы связывают наш мир с миром небесным.
Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма не отделялся, лишь иногда там устанавливали низкую решетку, чтобы воспрепятствовать толпе. Впоследствии, на решетке стали закреплять особо чтимые иконы, обращенные ликами к молящимся. Это свидетельствовало о том, что в нашей молитве участвуют и святые. Впоследствии количество икон в иконостасе стало умножаться. На Руси появляются иконостасы в 5 и более рядов икон вверх. Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.
Первый ряд – иконы, называемые «местные», это главные иконы иконостаса: образы Спасителя и Божией Матери, они всегда располагаются по бокам от центрального входа в алтарь (царских врат). Здесь же располагается икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм, а также иконы особо почитаемых святых.
Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейной молитве.
Третий ряд: (обычно) праздничный, это самые главные праздники Православной Церкви.
Четвертый ряд: библейские пророки со свитками, в которых написаны их пророчества.
Пятый ряд: ветхозаветные праотцы, среди которых, Адам и Ева, Ной, Авраам, Моисей и другие.
Завершается иконостас обычно иконой Распятия или Крестом Спасителя.
Иконостас
Традиционный русский иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он говорит о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников, которые молятся вместе с нами, помогают нам достичь спасения.
Но храм может иметь иконостас и с меньшим количеством рядов. Собственно, обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери (из первого ряда), а остальные иконы устанавливаются по возможности.
Иконостас располагается на некотором возвышении, на солее, центр которой перед Царскими вратами образует полукруглый выступ, который называется амвон. Это место знаменует собой гору, с которой проповедовал Сам Господь Иисус Христос. И сегодня с амвона священнослужители обращаются к народу с проповедью, здесь произносят ектении и читают Евангелие. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.
Амвон
Справа и слева по краям солеи, устраиваются клиросы, где поют певчие. Также петь могут и на хорах сверху. Клиросы и поющие на них знаменуют собой хоры ангелов, воспевающие славу Божию.
Клирос
Теперь надо сказать о главной части храма — об алтаре. Слово «алтарь» переводится с латинского как «высокий жертвенник». Алтарь расположен в восточной стороне храма, поскольку Спаситель в Священном Писании называется Солнцем правды (Мал. IV, 2) и Востоком (Зах. III, 8), в церковных песнопениях Его называют «Восток востоков» (светилен праздника Рождества Христова).
В летописных описаниях говорится, что при строительстве храма сначала намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Таким образом, алтарь должен быть ориентирован на восход солнца, чтобы люди, стоя напротив иконостаса, были обращены лицом к востоку. Так строят храмы и сегодня.
Главный вход в алтарь по центру называется Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. Слева и справа от Царских врат есть так называемые диаконские врата (иначе — северная и южная дверь иконостаса), через них чаще всего проходят диаконы.
В особые моменты богослужения через Царские врата входят и выходят священнослужители. В остальных случаях вход и выход в алтарь происходит только через диаконские врата. Вне богослужения и без полного облачения входить и выходить через Царские врата имеет право только архиерей (епископ и выше).
Царские врата
Внутри алтаря за Царскими вратами находится специальная завеса (по-гречески катапетасма), открываемая в установленные моменты богослужения. Она символизирует отваленный Ангелом от Гроба Господня Камень, тем самым приобщая всех стоящих в храме людей к тому, что происходит в алтаре.
За Царскими Вратами в алтаре, на столе, который называется престол, происходит таинство Евхаристии.
Престол в алтарной части храма
Здесь же, налево от престола, стоит жертвенник — небольшой стол, на котором приготавливаются Дары для таинства Причащения.
За престолом в восточной части алтаря располагается Горнее место («горний» по-славянски значит «возвышенный»). На Горнем месте обычно находится кресло для архиерея.
Вот так устроен храм внутри. Следует еще сказать о том, что роспись и убранство храмов могут быть различными. Обычно в росписях присутствуют сюжеты Ветхого и Нового заветов.
Росписи на стенах
Свод под куполом храма символизирует небесный свод.
В завершении хочется сказать, что храм — это святыня, и вести себя в храме нужно благочестиво и смиренно. Хорошо бы купить свечи и подать записки ещё до начала службы, чтобы не разговаривать и по возможности не ходить во время богослужения. Будем помнить, что мы находимся здесь как в Божьем Доме.