Содержание
Комментарии 0
В православной иконографии большинство образов посвящено Пресвятой Богородице и разным святым. Но есть также и различные изображения Спасителя. Среди них контрастно выделяется «Пастырь добрый» — Христос держит на плечах овечку. Когда возник этот образ и как правильно его понимать?
Евангельская подоплека
На создание этого образа иконописцев вдохновили строки Евангелия от Иоанна:
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
…Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец (Ин. 10-11,14-16).
Пастырь добрый — это Иисус Христос.
Овцы, блудные овечки — это люди, увязшие в грехах и суете мира сего.
Но ради их спасения на землю пришел Сын Божий — воплощенный Богочеловек. Он в прямом смысле положил жизнь свою за овец — принес Крестную жертву, чтобы примирить падшего человека с Творцом, воссоединить разорванную связь.
Это величайшая жертва, которую только можно себе представить, но так и не понять до конца. Как это: безгрешный Бог принимает самую позорную смерть, распинается вместе с разбойниками, терпит поругания и невыносимые муки? Как это — добровольно согласиться умереть ради людей? И не каких-то чистых и безупречных, а падших, почти безнадежных?
Ключ к пониманию образа
Человеку невозможно осознать глубину Божественной любви и милосердия. Но когда смотришь на икону «Пастырь добрый», частично чувствуешь это. Иконописцам удалось передать главные акценты. Мы видим, как Христос аккуратно держит эту заблудшую овечку на своих плечах. В руках у Него посох, а сзади — крест. Тот самый Голгофский крест, через который пришлось пройти Спасителю ради нашего искупления. Вот она любовь и жертвенность, готовность жизнь отдать ради человеческого спасения.
Ветхозаветный отголосок
Точно неизвестно, когда появилась эта икона. Но предпосылки к образу Пастыря мы находим еще в Ветхом Завете. Самые яркие примеры — это цитаты с книги Исайи и Псалтири.
Пророк Исайя, который жил почти за 800 лет до Рождества Христова, пишет:
Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40:11).
Псалмопевец Давид в псалмах называет Господа своим Пастырем:
Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).
Для царя Давида, который до восхождения на царство пас овец, образ пастыря казался очень близким. Более того, на ранних изображениях «Пастыря доброго» Христос больно напоминал царя Давида в юности: молодого пастуха с посохом или крестом в окружении овец.
Со временем появились многие вариации на эту тему. Но все они, так или иначе, ведут нас к одной и той же мысли: милосердный Господь пасет свое стадо, а одну овечку, которой, наверно, хуже остальных, несет на руках.
Когда Господь несет нас на руках…
Есть такая современная притча: человек упрекает Бога за то, что Творец якобы забыл о своем творении. Обещал быть всегда рядом, но в самые трудные минуты оставил.
Чтобы образно показать, что человек заблуждается, Господь предлагает ему посмотреть на следы жизни. Где бы не шла эта «заблудшая овечка», рядом с ней всегда виднелись следы. Но в одном месте вместо двойных отпечатков — человека и Бога — остались только одни. Человек возроптал: «Господи, а вот здесь же ты меня оставил одного!». На что Бог ответил: «Нет, не оставил. Это не твои следы, а Мои. В это время Я просто нес тебя на руках».
Вот так каждого из нас, как заблудшую овечку, в самые тяжелые моменты Христос несет на руках. Только не надо ожесточаться и думать, будто в эти моменты Бог нас оставил. Присмотритесь к следам на песке: ваши они или Господни? «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».
Добрый Пастырь — второй древнейший образ Христа( после Спаса Нерукотворного) уходит корнями в античную живопись.
Первые изображения этого образа датируются II веком.
В 210 году н.э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках.
ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ — символический тип изображения Христа, широко распространенный в раннехристианском искусстве; раскрывает эпитет, прилагаемый к Христу в Св.Писании(» Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец..Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.» (Евангелие от Иоанна)).
Христос изображался в виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно Евангельской притче — с заблудшей овцой за плечами (Лк XV, 3-7).
В условиях гонений на христианство этот образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразовывал грядущее скором времени Царство Божие.
Прот. А. Шмеман пишет: «Ранняя Церковь не знала иконы в её современном догматическом значении. Начало христианского искусства — живопись катакомб — носит символический характер. Оно склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества. Добрый Пастырь саркофагов и катакомб не только не образ, но и не символ Христа; он — зрительное ознаменование той мысли, что Спаситель спасает».
В период II—IV веков этот образ являлся чуть ли не единственным воплощением христианского Бога в человеческом облике. Он встречается во всех странах христианского мира. Видно, что христиане желали постоянно иметь это изображение перед своими глазами.
Евсевий Кесарийский, рассуждая о новой столице — Константинополе, основанной Константином Великим, считал, что христианские здания в городе император должен украсить именно изображениями Доброго Пастыря.
Катакомбы святого Калликста, Рим
Мозаика северного люнета Мавзолея Галлы Плацидии( Равенна, Италия) вторая четверть V века.
Иисус изображён здесь в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и Мессия ласково прикасается к одной из них. В отличие от катакомбной живописи, где Пастырь был обычным деревенским пастухом, здесь Иисус одет в золотой хитон, а на коленях лежит пурпурный плащ. Он сидит на пригорке (образ трона), держа в руке крест, выступающий в роли императорского жезла. Академик В. Н. Лазарев отмечает величественную позу Христа: его ноги скрещены, правая рука касается головы овечки, но взгляд при этом обращён в другую сторону. Благодаря такой позе, Пастырь становится смысловым центром мозаики: он видит всех своих овец, и все овцы смотрят на него.
Для мозаики характерны тонкие переходы цвета, использование полутонов для изображения кожи. Всё это наряду с обрамляющей мозаику пышной рамой свидетельствует о влиянии античного искусства.
Сохранились до наших дней и древнейшие скульптурные изображения Доброго Пастыря.
Христос как Добрый пастырь. IV век. Музей Папы Римского, Ватикан, Рим.
Христос изображен в короткой, подпоясанной тунике; на ногах у него сандалии, зашнурованные до самых колен.
Христос Добрый Пастырь; Римская Империя; IV в.; местонахождение не определено. Мрамор; техника: резьба по камню.
Христос — Добрый пастырь. Фрагмент детского саркофага; Италия. Рим; IV в.; местонахождение: США. Балтимор. WAM (Walters Art Museum).
Настенное граффито Римская Империя. Рим; IV в.; местонахождение: Италия. Рим. Национальный Римский музей
Италия. Катакомбы.
На плечах Юноша держит заблудшую овцу, которая изображает все человечество и каждого из нас.
Фотография священника Константина Пархоменко
Катакомбы Домициллы. Рим.
Фреска Добрый Пастырь
Пастырь Добрый. Рядом с Ним Адам с Евой.
Западная стена, Дура-Европос( современная Сирия)
Иконописные изображения Доброго Пастыря крайне редки. Как редки и современные изображения Христа-Пастыря.
Украина, Конец XIX в.
Свято-Троицкая Сергиева приморская мужская пустынь
Абхазия, Новоафонский монастырь, роспись Симоно-кананитского монастыря.
О Христе-Пастыре напоминает и часть богослужебного облачения архиерея — омофор.
Омофор( длинная широкая лента с изображениями крестов) символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой. А облаченный в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнес ее к незаблудшим (то есть ангелам) в дом Отца Небесного.
Почему агнец – ягненок, а не курица или корова?
Для того чтобы понять, кто был Христос и что Он сделал, мы должны начать с Ветхого Завета, в котором содержатся пророчества, касающиеся пришествия Христа как «жертвы за грех» (Исаия 53:10). Под жертвой понималось благодарственное приношение Богу плодов земли или животных. С древних времен жертвенным животным считался молодой ягненок (агнец), который стал известен как символ Иисуса из Евангелия от Иоанна. Эта традиция началась еще со времен Авеля, когда они с братом принесли дары Господу.
Но почему именно агнец предполагался на жертвенное заклание? Не теленок или, к примеру, курица?
Невинная жертва
#BOOK_WITH_PHOTO#
Все дело в природе этого животного. Особенность ягненка заключается в том, что он совершенно добровольно идет к собственной смерти. В отличие от других представителей фауны, он не сопротивляется своей участи. Невероятная покорность, к сожалению, для животного, и привела к тому, что именно он стал ассоциироваться с жертвенным даром.
Жертвоприношение ягнят играло очень важную роль в еврейской религиозной жизни и их жертвенной системы. Особое значение агнец приобретает во времена Моисея, когда становится ритуальным животным, связанным с праздником еврейской Пасхи. Вы ведь помните, что у евреев еще до Пришествия Христа на землю была своя пасха, связанная с историей их исхода (освобождения) из Египта.
Слово «пасха» происходит от еврейского глагола пасах — «проходить мимо, миновать».
Так вот, отмечая избавление от египетского плена, израильский народ ежегодно закалывал ягненка, как сделали – по указанию Ангела – евреи во время десятой египетской казни.
Ко временам Нового Завета с Агнцем стало ассоциироваться не само жертвенное животное, а иисус Христос. Впервые сравнение Спасителя с жертвенным ягненком возникает в пророчествах Исаии: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца был веден Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». (Ис. 53, 7)
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет (на Себя) грех мира». Ин. 1, 29
Ведь именно Он Своей Кровью, своей жертвенной смертью искупил грехи человечества. Подобно покорному агнцу, Иисус совершенно добровольно взошел на Голгофу, взвалив на себя крест человеческих несовершенств.
В самом деле, приношение пасхального ягненка и помазание кровью косяков и перекладины дверей домов, в которых жили в Египте, было для того, чтобы ангел смерти прошел мимо тех людей, которые находятся в «завете крови» (Исход 12:11-13).
Еще одним важным жертвоприношением с участием ягнят была ежедневная жертва в Иерусалимском храме. Каждое утро и вечер, ягненок был принесен в жертву за грехи народа (Исход 29:38-42). Эти ежедневные жертвы, как и все другие, были простыми отсылками к совершенной жертве Христа на кресте.
И время смерти Иисуса на кресте соответствует времени вечерней жертвы. Евреи того времени были также знакомы с ветхозаветными пророками Исайей и Иеремией, чьи пророчества предсказывали пришествие кого-то, кто будет «как ягненок веден на заклание» (Иеремия 11:19; Ис. 53:7) и чьи страдания и жертва обеспечат выкуп для Израиля.
Образы Агнца в Библии
Апокалиптический образ Агнца — теперь уже Небесного — представлен в Откровении ап. Иоанна Богослова. А. Б. изображен здесь не только закланным за грехи и искупившим грехи людей «из всякого колена и языка, и народа, и племени», но и «сидящим на престоле», ибо «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение».
Христос в Откровении — одновременно и Агнец, поскольку Он отдал Себя в жертву за грехи людей, и «лев от колена Иудина», победивший в мире силы зла и освободивший народ Божий, плененный этими силами (12. 10-11). Небесный Агнец благодаря совершенному Им на земле делу спасения облечен властью исполнять Божественные определения о дальнейших судьбах мира, и в частности о судьбах праведных и нечестивых.
Позволь случиться чуду
Новогодние каникулы подошли к концу, а чуда так и не случилось. Значит, правильно смеялась надо мной подруга, когда я поведала ей о предсказании. — Дурочка ты наивная, — сказала она. — Нашла, кому верить.
Согласна, не настоящая цыганка мне гадала, а лишь переодетая коллега, такая же учительница, как и я. Дело происходило на последних перед каникулами посиделках, в которые плавно перетек завершающий полугодие педсовет. Мы накрыли на скорую руку столы в актовом зале. Что-то было из дома принесено, что-то куплено в ближайшей кулинарии. Профсоюз расщедрился на два ящика шампанского и десять килограммов мандаринов.
Вечеринка в самом разгаре!
Директриса поблагодарила коллектив за усердный труд и разрешила танцевать хоть до утра. Музыку организовали физрук с завхозом на пару. Они же были первыми и почти единственными кавалерами, которых, понятное дело, на большую женскую компанию хватить не могло. Чтобы не сидеть в тоске и печали, дамы начали развлекаться. Пили, закусывали, вспоминали забавные истории со своих уроков, жаловались на ленивых учеников и слишком занятых своими проблемами родителей. Всё, как обычно.
И тут вдруг появилась трудовичка в длинной цветастой юбке, в большом пестром платке, накинутом на плечи, с блестящей заколкой на высокой гуле и с колодой карт в руках.
— Азартные игры в стенах школы под запретом, — пригрозила директор.
— Мы не будем играть, — отмахнулась от нее трудовичка и поплыла по залу, выводя зычно и нараспев:
— Не скупитесь, позолотите ручку, узнайте судьбу. Расскажу честно без обмана, что было, что есть и что будет. Удачу приманю, беды отгоню, любовь наколдую. Почти задаром.
— Вылитая цыганка! — по достоинству оценили пародию дамы.
Они смеялись и аплодировали, просили остановиться возле них и погадать. Кое-кто даже полез в сумку за деньгами. Но трудовичка почему-то решила начать с меня.
— Ай, красавица! — воскликнула она с характерным цыганским акцентом, с каким они липнут к прохожим на улице. — Слушай внимательно, не перебивай!
Она вытянула из колоды несколько карт, раскинула их передо мной веером и заговорила, тыкая пальцем то в одну, то в другую карту:
— Печаль и одиночество долго были твоими спутниками. Но время пришло, напасти унесет рождественский ветер. Вижу дом, где будешь ты отдыхать. Постучится в твою дверь рыцарь на красном коне и с белым щитом, потянет тебя в гору. Ты не упирайся, следуй за ним. И улыбнется вам обоим счастье!
Слова были такими абсурдными, что я не удержалась от сарказма:
— Разве бывают красные кони?
— Все бывает, красавица, — ничуть не смутившись, заверила меня трудовичка, которая, видимо, глубоко вошла в образ. — Позволь чуду случиться, и оно не заставит себя ждать. Каникулы не успеют закончиться, а предсказание уже сбудется.
То ли она была талантливой актрисой, то ли я слишком впечатлительная особа, но неожиданно поверила. И хоть подруга и посмеялась надо мной, однако я натурально приготовилась к волшебной встрече с рыцарем на сказочном красном коне. Ну, мало ли…
И вот вам, пожалуйста, каникулы на исходе, а чуда как не было, так и нет. Ни рыцаря, ни коня. Вместо обещанных счастливых перемен сплошное разочарование. Собиралась провести Рождество на загородной базе отдыха, покататься на лыжах и санках. Заранее себе место забронировала, еще в октябре. Но в первых числах января на меня напал вирус, поднялась температура, начались кашель и насморк. Болезнь уложила в постель.
Так было плохо, что о поездке за город можно было и не думать. Пришлось позвонить на базу и бронь снять, попрощавшись с внесенным залогом. Лежала я дома совсем одна, если не считать визитов подруги, которая привозила мне лекарства и продукты. Каждый раз с порога она кричала ехидно: «Это я — твой верный рыцарь!» Я уже десять раз пожалела, что рассказала ей о предсказании. Сама уже разуверилась. И только об одном мечтала, чтобы зимние каникулы плавно перетекли в летние. Уж очень мне в школу не хотелось. Чудо произошло.
— Отдыхаем еще неделю, — сообщила мне коллега по телефону радостным голосом. — Эпидемия гриппа в разгаре. Больше половины детей болеет.
— Какая удача! — отозвалась я.
На следующее утро вся страна шла на работу, а я могла позволить себе спать до обеда. Счастье!
Идиллию разрушил звонок в дверь. Явно не подруга. У той были свои ключи. Накинув впопыхах халат, всклокоченная и помятая, выскочила я в коридор и припала к дверному глазку. На лестничной площадке переминался с ноги на ногу мужчина лет тридцати на вид. Он был облачен в темно-серый рабочий комбинезон, отливавший под светом лампы металлическим блеском, словно потертые доспехи.
С одной стороны от него стоял вытянутый ящик, в каких разные мастера обычно держат инструменты. Мне подумалось, что там вполне мог разместиться в сложенном виде лук со стрелами или, например, боевой топор, какими сражались рыцари в Средние века. К другой стене была привалена спутниковая тарелка белого цвета. Ну чем не белый щит?!
Я не удержалась и рывком распахнула дверь.
— Где вас носило?! — прокричала требовательно. — Я уже заждалась!
Мужчина попятился от такого напора, но быстро взял себя в руки.
— Простите за задержку, — извиняющимся тоном забормотал он. — Столько было работы, что никак не успевал. Понимаю, что подарок хорош к празднику, но лучше поздно, чем никогда, правда?
Я была согласна с последним постулатом, но решила на всякий случай уточнить, о каком именно подарке идет речь.
— О спутниковом телевидении, конечно, — ответил мужчина, указывая на тарелку, похожую на щит. — Я мастер по их установке.
— Интересно, — озадачилась я. — Кто мне мог такое подарить?
— Вы не знаете? — в свою очередь выразил удивление мастер.
— Понятия не имею, — недоуменно пожала плечами я.
Он выудил из кармана какой-то бланк со следами размазанной копирки и прочитал:
— Заказ оформил Сидоркин.
— А… — просияла я. — Это папа моего ученика. Его сынок учится плохо, так меня решили задобрить. Но в следующий миг я испугалась:
— Но это же не конфетами угостить. Это намного дороже. Он что думает, что теперь я из его сына сделаю отличника?!
Мастер смотрел на меня с нескрываемым сочувствием.
— Устанавливать будем? — спросил неуверенно.
В его голосе промелькнуло расстройство. Наверное, он предположил, что сейчас я наотрез откажусь, и его работа сорвется. Но мне очень не хотелось его отпускать. Я подумала, что, в конце концов, могу и сама заплатить, а Сидоркин пусть получит назад свои деньги и даже не рассчитывает на мои поблажки для своего сына.
— Заносите, — громко скомандовала я.
Мастер облегченно вздохнул и быстро прошагал в комнату. Там он раскинул свои инструменты и занялся оценкой расположения телевизора относительно сторон света.
— Придется лезть на крышу, — сообщил он мне после некоторых манипуляций с ноутбуком и хитрыми приборами, которые извлек из своего ящика. — Только если на крышу тарелку поставить, можно будет получить чистый и постоянный сигнал. С крыши брошу антенну по наружной стене, а в комнату заведу через отверстие в раме. Вы не возражаете, если я просверлю дырку?
Я смотрела на него завороженно. Мне нравилось, как он спокойно и уверенно исполняет свою работу. Он был мне симпатичен с первой секунды. Вполне возможно, что при других обстоятельствах я бы не обратила на него внимания, но в тот момент находилась под гипнозом чудесного новогоднего времени, поэтому доверилась ему всецело. Дырка так дырка!
— Будет неплохо, — сказал мужчина, — если вы подниметесь на крышу вместе со мной. Я не прошу вас мне помогать, что-то держать или подавать. Просто вам желательно знать, где именно будет стоять ваша тарелка.
— Хорошо, я с вами, — кивнула я и побежала одеваться во что-то более приличное и удобное, чем домашний халат.
Попутно отругала саму себя, что выглядела чучелом. Причесалась и умылась на скорую руку. После чего была готова к любым приключениям. Выход на крышу я уже мысленно сравнила с подъемом в гору, который предрекала мне цыганка-трудовичка. Не хватало только одной детали для полного совпадения — красного коня.
Им оказался автомобиль марки «Форд», на котором мастер приехал к моему дому. Свою рабочую машину он мне показал из окна, когда я его в лоб спросила, а нет ли у него красного коня.
— Есть, — удивленно произнес он. — А что?
— По всему получается, что вы мой рыцарь, — призналась я ему.
— Не отказался бы, — ответил он и посмотрел на меня с нескрываемым интересом.
После этого я пригласила его выпить чашечку кофе и не удержалась от рассказа о новогоднем гадании, в которое меня угораздило поверить.
— Почему бы и нет, — не стал меня разочаровывать мастер, попросивший обращаться к нему на «ты» и называть Лешей. — Кстати, я холост, — добавил он к моему большому удовлетворению.
Мы долго рассуждали о превратностях судьбы, о чудесах и их возможном логическом объяснении.
— Ты думаешь, трудовичка знала о том, что ко мне придет мастер по установке спутниковых антенн? — предположила я.
— Знать она могла.
— Откуда?
— Допустим, тот же папа Сидоркина сделал подобный подарок и ей.
— Исключено, — возразила я.
— Почему?
— Потому что трудовичка занимается с девочками, а у Сидоркина сын.
— Трудовичка могла услышать от кого-то о запланированном подарке, — выдвинул следующую версию Леша.
— Могла, — признала я. — Но откуда она знала про красного коня?
— Ну а это уже чистой воды совпадение.
Что-то мне подсказывало, что дело обстояло не так просто и требовало дополнительных разъяснений. Впрочем, я вполне могла получить их от самой трудовички, но сначала следовало отчитать за своевольство папу Сидоркина.
Каково же было мое удивление, когда оказалось, что никакой папа в этой истории не фигурирует. Просто Леша перепутал дом. Ему нужен был корпус «б», а он пришел ко мне в корпус «в». При этом некий Сидоркин из корпуса «б» — однофамилец моего ученика. Он ждал заказанную спутниковую тарелку еще три дня, пока его терпение не лопнуло, и мужчина не позвонил, чтобы поругаться.
Мы с Лешей были совершенно сбиты с толку. Получалось, что трудовичка реально видела будущее?!
— Вы настоящая цыганка, — сообщила я ей в первый же день, как официально началась третья четверть. — Ваше предсказание сбылось.
— То есть? — она удивленно уставилась на меня.
— А вот так, — улыбнулась я ей. — Рыцарь ко мне пришел. Со щитом. И даже оказался на красном коне. Как вы могли это предугадать, не представляю.
— Ничего я не предугадывала, — недовольно огрызнулась трудовичка. — Просто хотела познакомить вас со своим племянником. Узнала, что вы собираетесь на базу отдыха на Рождество. Ему тоже номер заказала. Он должен был приехать с красными санками и белыми ледянками. Чтобы не говорить вам в лоб про санки и ледянки, я придумала ход с конем и щитом. Самого племянника обозвала рыцарем, потому что у него есть зимний комбинезон в серых разводах, будто кольчуга. Надеялась, что ваше богатое воображение дальше само все дорисует.
— Ага, — расхохоталась я. — Воображение дорисовало. Благодаря вам у меня теперь все хорошо!
— А благодаря вам, — проворчала трудовичка, — мой племянник теперь в больнице со сломанной ногой. На ледянках неудачно покатался.
— Бедный мальчик, — искренне произнесла я.
Про себя порадовалась, что все сложилось именно так, как сложилось. То, что у трудовички непутевый племянник я была немало наслышана. Он точно не был рыцарем и близко не походил на моего Лешу, с которым нас вместе свело чудо.
Можаева Таисия · 26 дек, 2019
Чудеса ещё случаются
23 декабря 1971 года из Лимы вылетел небольшой пассажирский самолёт «Локхид-Электра». Перелетев через Анды и летя над сельвой, самолёт попал в грозовой фронт. Пилоты решили снизиться, стюардессы попросили пассажиров пристегнуть ремни. Внезапно молния ударила в самолет, «Электра» вспыхнула и взорвалась. 17-летняя Хулиана Кепке, занимавшая в 19-м ряду место справа у иллюминатора, силой взрыва была выброшена в воздух вместе со своим креслом. Она тут же потеряла сознание и стремительно понеслась с 2-х километровой высоты навстречу земле, но попав в густую крону дерева, самолётное кресло амортизировало удар. При падении с такой страшной высоты она не получила никаких серьезных повреждений.
Действительно, чудеса еще случаются
Немецкая школьница Кепке не только чудом уцелела во время авиакатастрофы, но нашла в себе силы и мужество в течение девяти дней пробираться к людям через необитаемую перуанскую сельву. Гуглите, все узнаете.
Этому необычайному происшествию посвящен фильм «Чудеса еще случаются», который с успехом шел в советском прокате. Роль Кепке сыграла 25-летняя Сьюзен Пенхалигон. Она, несмотря на то, что явно не выглядит на семнадцать лет, показала несколько однообразное воплощение. После катастрофы у нее практически везде одно выражение лица страдальческое. Думаю, в реальности эмоций было куда больше.
В части фильма, посвященной долгому путешествию Хулианы через сельву, вы практически не услышите никаких слов. Эти длинные, немые сцены разбавлены флэшбэками, в которых обеспокоенный отец (его сыграл Пауль Мюллер), не дождавшись из столицы Перу жену и дочь (он работал биологом на научной станции), беспокоится и организует бесплодные поиски своей семьи. По-моему, Мюллер воплотил свою роль даже лучше, чем главная героиня.
Два самых ярких момента в фильме это сцены катастрофы и извлечения из гноящихся ран Хулианы отвратительных белых личинок, которыми она заразилась во время своего опасного приключения. Обе они занимают совсем немного времени, но сняты настолько ярко, что, пожалуй, единственные остаются в памяти за более чем полтора часа просмотра. Эти же сцены запомнились и активно обсуждались советскими зрителями.
Имеется информация, скорее из области легенд, что в советском дубляже (который в интернете нынче не сыщешь), были озвучены мысли Хулианы, когда она пробиралась через джунгли. Но в оригинале никаких закадровых монологов нет.
Резюмируя, скажу, что развитие сюжета в «Чудесах еще случаются» действительно несколько монотонно, и молодому поколению он вряд ли придется по вкусу, так как особой активности здесь не наблюдается. Фильм могут посмотреть ностальгирующие по советскому прокату зарубежного кино, чтобы вспомнить наиболее яркие эпизоды, хоть их тут и немного. Если кого заинтересует история Хулианы Кепке, и информации в интернете будет недостаточно, для наглядности тоже могут глянуть, фильм вполне смотрибелен. И главное «Чудеса еще случаются» снят по мемуарам Кепке, и тут нет никакой отсебячины. У Голливуда бы этот фильм получился совсем другим.