Содержание
- Вопрос:
- Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
- Страсти по Марии: Почему одни считают Магдалину Блудницей, а другие святой мироносицей
- Мария Магдалина — евангельская блудница
- Мария Магдалина — равноапостольная святая мироносица
- Мария Магдалина — лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия
- Мария Магдалина — жена Иисуса Христа и мать его сыновей
- Образ кающейся Марии Магдалины в живописи западноевропейских художников
- Дурная репутация
- Мария Магдалина: подлинная история
- Мария Магдалина. Житие
- Где поклониться мощам Марии Магдалины
- Величание Марии Магдалине
- Мария Магдалина
- Биография
- Детство и юность
- Встреча с Иисусом Христом
- Христианство
- Любовные теории
- Смерть
- Память
- Икона Марии Магдалины
Вопрос:
У моей подруги возник вопрос о жизненной судьбе Марии Магдалины. Была ли она грешницей до того, как Иисус Христос изгнал из нее семерых бесов? На Западе ее образ трактуется как раскаявшейся грешницы, но нигде в евангельских текстах мы не нашли этому подтверждения. Только то, что Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, верно следующей за Христом вплоть до Его крестной смерти.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста. После того как Господь исцелил ее от злых духов (см.: Лк. 8: 2), она присоединилась к тем благочестивым женам, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. Она была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа (см.: Мк. 16: 1–8). За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя. Он поручил ей возвестить апостолам о Своем воскресении. Святая Мария Магдалина явилась для апостолов благовестницей. Об этом поется в стихире Пасхи (творение преподобного Иоанна Дамаскина):
«Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща».
О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7: 36–50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи? Вслед за этим евангелист Лука сразу же (8-я глава) говорит о благочестивых женах, служивших Господу. Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием («из которой вышли семь бесов»), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые.
Джотто. Сцены из жизни Марии Магдалины. Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы (sic!). Источник: wga.hu
Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей – Сирус и Евхария, и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю – часть Иерусалима, а Марфе – Вифания. В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (совр. Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала небесную пищу. Там она провела 30 лет. «Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаженному Максимину. Встретившись в определенный день с блаженным Максимином и приняв от него последнее причастие, она умирает. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой. В качестве источника этой части Яков представляет нам “какой-то трактат” Иосифа Флавия и “книги самого Максимина”. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского).
Деревянная статуя Марии Магдалины работы Донателло Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522). Это соединение двух личностей – святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, – из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской, – «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477–1576), Эль Греко (1541–1614), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), Гвидо Рени (1575–1642), Орацио Джентилески (1563–1639), Симон Вуэ (1590–1649), Хосе де Рибера (1591–1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593–1652), Франческо Хайес (1791–1882); скульпторов Педро де Мена (1628–1688), Антонио Канова (1757–1822) и других.
Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6).
Джотто. Сцены из жизни Марии Магдалины. Воскрешение Лазаря. Источник: wga.hu
В последние годы святая помогала в Эфесе апостолу Иоанну Богослову проповедовать Евангелие. Там же она скончалась. При Льве Мудром в 886 году ее святые мощи были перенесены из Эфеса в Константинополь. Память ее празднуется 22 июля / 4 августа и в неделю жен-мироносиц.
Страсти по Марии: Почему одни считают Магдалину Блудницей, а другие святой мироносицей
Кающаяся Мария Магдалина. Тициан Вечеллио. / Православная икона Марии Магдалины.
Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.
В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.
Мария Магдалина — евангельская блудница
«Не прикасайся ко мне». Паоло Веронезе.
Католическая религия отождествляла ее с блудницей, которую по легенде Иисус спас от избиения камнями, в знак благодарности совершившей поступок, трижды упоминавшийся в Евангелии. А именно, когда Иисус обедал у одного из фарисеев, она припала к его ногам и стала миром смазывать его ноги, омывать их слезами и вытирать роскошными прядями своих волос.
Мария Магдалина, омывающая ноги Христу.
Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище — «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.
Мария Магдалина — равноапостольная святая мироносица
Мария Магдалина и Иисус.
Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: «Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница».
Православная иконография Марии Магдалины.
Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.
Православная икона Марии Магдалины.
Мария Магдалина — лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия
Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.
Богородица и Мария Магдалина, оплакивающие смерть Христа.
Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.
Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть.»Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения».
Мария Магдалина — жена Иисуса Христа и мать его сыновей
Тайная вечеря. (Фрагмент). / Мария Магдалина по правую руку от Христа/. Леонардо да Винчи.
Совсем недавно всплыл еще один любопытнейший факт о загадочной Магдалине. Церковники всех конфессий с давних времен вели споры о том, был ли Иисус Христос девственником, гомосексуалистом или все же он любил женщин. Не так давно историками религии было выдвинуто доказательство, что Спаситель был женат на Марии Магдалине и прижил с нею двоих сыновей. Это утверждение основано на рукописном манускрипте, написанном на арамейском языке и датируемом 70-ми годами VI века. Именно Мария была наибольшим утешением Иисуса в Его приготовлении к подвигу.
Все вышесказанное лишь версии, из которых можно сделать вывод, что истину мы, скорее всего, не узнаем вообще никогда. Но достоверно известно одно, что после встречи Марии с Иисусом ее жизнь кардинально изменилась: она полностью оставила свой прежний образ жизни, каким бы он ни был, и стала верной последовательницей и ученицей Иисуса.
Образ кающейся Марии Магдалины в живописи западноевропейских художников
«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Тициан Вечеллио.
Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени «кающимися магдалинами» стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.
По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.
«Кающаяся Мария Магдалина».Частная коллекция. Тициан Вечеллио.
Картина с изображением образа Марии Магдалины была заказана Тициану в средине 1560-х годов. Натурщицей для этого образа послужила Джулия Фестина. Когда же полотно было готово, герцог Гонзага, увидев его, пришел в восхищение и сразу же заказал копию. После этого Тициан еще написал несколько копий, лишь изменяя то наклон головы, то положение рук женщины, а также пейзажный фон полотна. Неизменной оставалась лишь натурщица Джулия .
«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Тициан Вечеллио.
В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.
«Кающаяся Мария Магдалина». Музей во Флоренции. Тициан Вечеллио.
Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Carlo Dolci
«Кающаяся Мария Магдалина». Гверчино .
«Мария Магдалина». Carlo Dolci
«Мария Магдалина». (ок.1500). Перуджино.
Maria Magdalena. (1641). Josе de Ribera.
«Кающаяся Мария Магдалина». Гвидо Рени.
«Молитва Марии Магдалины». (1825). Хайес.
«Мария Магдалина». Джузеппе де Рибера.
«Мария Магдалина».(1621). Доменико Фетти.
«Молитва Марии Магдалины.» 1578. Музей изящных искусств. Будапешт. Эль Греко.
В подтверждение того, чтоМария Магдалина была законной женой Христа некоторые ученые предоставляют полотно Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дурная репутация
В наши дни Библия доступна каждому. Она переведена на все мало-мальски распространенные языки, она продается в книжных магазинах и рассылается бесплатно, она выложена в Интернет, она снабжена многочисленными комментариями и справочным аппаратом. Изучать Библию сейчас проще простого. Но так было не всегда. Большую часть истории христианства верующие могли лишь мечтать о таком удобном и обыденном доступе к Писанию.
В Средние века христиане были в основном неграмотными. Однако и грамотные люди далеко не всегда могли хотя бы раз в жизни прочесть Библию от корки до корки. Книги стоили очень дорого, и они были большой редкостью, с которой бережно обращались и которую кому попало в руки не давали. Поэтому библейские истории люди в основном знали в пересказах, порой прошедших через многовековой «испорченный телефон». А иногда верующие оказывались заложниками спущенных сверху сомнительных трактовок. Они попросту не могли возразить церковным иерархам.
Кадр из фильма «Мария Магдалина»
Пожалуй, самый вопиющий пример закрепившейся в Церкви неверной трактовки – это католическое представление о Марии Магдалине. Евангелия сообщают нам об этой женщине, что Иисус изгнал из нее семь демонов и что после этого Магдалина стала верной спутницей Христа. В отличие от большинства апостолов, бросивших Учителя, она присутствовала при распятии, и она после спешного погребения Иисуса на третий день пришла к гробнице, чтобы завершить погребальный обряд. Так Мария стала первой, кто узнал о воскресении Иисуса и кто встретил воскресшего Христа. Апостолы узнали о чуде от нее, и лишь после этого сами увидели Пастыря.
Как видите, мы немногое знаем о Марии Магдалине. Даже происхождение ее прозвища «Магдалина» под вопросом. Обычно считается, что это значит «из города Магдала», но есть и другие интерпретации. Церковное предание кое-что рассказывает о судьбе Марии после воскрешения, но его достоверность оспаривается, и мы не будем его пересказывать. В любом случае предание ничего определенного не говорит о том, кем была Мария до встречи с Иисусом.
Ранние христианские богословы и церковные иерархи пытались разрешить эту загадку. Со временем некоторые из них начали отождествлять Марию Магдалину с Марией из Вифании, сестрой Лазаря и Марфы, и с неназванной грешницей из седьмой главы Евангелия от Луки: «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с мирром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала мирром». Далее в тексте Иисус прощает женщине грехи за ее веру и отпускает ее с миром.
Есть ли убедительные основания считать, что эти три женщины – одно лицо? Между Марией из Вифании и неназванной грешницей (вероятно, блудницей) можно провести параллель, поскольку о сестре Марфы тоже рассказывается, что она умастила ноги Иисуса драгоценным маслом (проявление исключительного уважения в те времена). Но с Марией Магдалиной ни одну, ни другую женщину аргументированно связать невозможно. Начиная с того, что Мария из Магдалы явно не могла быть Марией из Вифании. Совпадение же имени ни о чем не говорит, поскольку Марии во времена Христа были буквально на каждом шагу.
Тем не менее представление о том, что Мария Магдалина была блудницей, закрепилось и распространилось. Ведь это так драматично звучало: «Распутная женщина отвергает свои грехи и обретает добродетель!» Со временем к легенде начали примешивать еще и житие Марии Египетской – христианской святой V века, которая стала отшельницей после многих лет блуда и разврата.
В конце VI века папа Римский Григорий I (или Григорий Великий) официально объявил, что Мария Магдалина – это бывшая блудница и что изгнанные из нее семь духов – семь смертных грехов. В наши дни можно прочесть, что это было проявлением церковного женоненавистничества и что Григорий пытался принизить знаменитую женщину, приписав ей недостойное прошлое. Конечно, феминистом священник VI века не был, но двигало им не женоненавистничество, а желание преподать своей пастве и будущим поколениям христиан религиозный урок. Мол, все мы должны раскаяться в наших грехах и припасть к ногам Иисуса, чтобы Христос очистил нас от скверны и помог нам зажить новой, достойной жизнью. Благодаря Григорию Мария Магдалина стала символом раскаяния и перерождения, а отнюдь не распутства. «Если она смогла, то и вы сможете», – говорила людям Церковь. И Мария Магдалина стала очень популярной святой. Среди женщин она чаще всего изображается в католическом религиозном искусстве – разумеется, после Богоматери.
Представление о Марии Магдалине как о бывшей распутнице так прочно закрепилось, что когда в XVI веке автор первого полного перевода Библии на французский язык Жак Лефевр написал трактат, где доказывалось, что Церковь столетиями ошибалась, его позицию приняли в штыки и официально осудили.
Казалось бы, протестанты, которые отвергли львиную долю католических религиозных «наслоений» и возвели текст Писания в абсолют, должны были принять сторону Лефевра. Однако их позиции разделились. Так, французский реформатор Жан Кальвин встал на сторону истины, а немецкий основатель протестантизма Мартин Лютер придерживался католической легенды о Марии Магдалине. Очевидно, миф о раскаявшейся блуднице был столь притягателен, что от него было очень трудно отказаться.
Этот миф дожил до наших дней, хотя сейчас любой может пролистать Библию и убедиться, что Мария Магдалина не была блудницей. Но так как теперь «дурное прошлое» библейской героини все чаще связывают с патриархальной мизогинией, то в Голливуде средневековая легенда все же отходит в прошлое. Вот почему снятый с подчеркнуто феминистских позиций байопик Гарта Дэвиса «Мария Магдалина» показывает героиню Руни Мары пытливой и добродетельной девственницей, которая становится ученицей Христа, потому что не желает выходить замуж за того, кого выбрал для нее отец, и вести рутинную жизнь женщины в Древней Иудее.
Интересно, что это не значит, что «Мария Магдалина» порывает с церковной традицией. Вряд ли создатели фильма имели это в виду, но их картина воспроизводит православное представление о Марии Магдалине. На Востоке западная легенда не прижилась, и у нас Мария Магдалина всегда считалась символом не раскаяния, а верности и служения. Правда, это сделало ее менее популярной в православии, чем в католичестве. Так уж устроены люди – нам больше нравятся раскаявшиеся грешники, чем те, кто раздражает своей всегдашней праведностью.
Мария Магдалина: подлинная история
Мария Магдалина. Житие
Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала на берегу Генисаретского озера, в Галилее, в северной части Святой Земли, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Когда Господь очистил душу и тело ее от всех грехов, изгнав из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.
Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами-мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Она единственная не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Страх, побудивший к отречению апостола Петра и заставивший бежать всех других Его учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей, переживая страдания Спасителя и разделяя великую скорбь Богоматери. Когда воин приложил конец острого копья к умолкнувшему сердцу Иисуса, мучительная боль одновременно пронзила и сердце Марии.
Иосиф и Никодим сняли с древа Пречистое Тело Господа Иисуса Христа. Жгучими слезами неизмеримой скорби обливала безутешная Мать кровавые раны Непорочного Сына. Драгоценное Тело Иисуса было, по иудейскому обычаю, обвито тонкою плащаницею с благовониями.
Было около полуночи, и по темному своду успокоенных небес уже загорелись звезды, когда Иосиф и Никодим, подняв на плечи Неоценимую Ношу, стали спускаться с вершины смертного холма.
В глубоком молчании они прошли через сад и достигли восточной стороны его, примыкающей к скалистому подножию горы Мория.
Здесь, в каменной стене, образуемой самою природой утесистыми выступами горы, был высечен в скале новый гроб, в котором еще никто никогда не был положен. Слуги отвалили тяжелый камень, заслонявший вход в пещеру, и свет от зажженных огней мгновенно проник под мрачные своды ее. Посередине лежал гладко обтесанный камень. На него и было возложено учениками Тело Незабвенного Учителя. Пресвятая же Богородица и Мария Магдалина смотрели, где Его полагали.
Тяжелый камень был привален к двери гроба.
По прошествии субботы, в первый же день недели, Мария Магдалина приходит ко гробу очень рано, когда было еще темно, чтобы воздать последние почести телу Спасителя, умастив его, по обычаю, миром и ароматами, и видит, что камень отвален от гроба. Со слезами она бежит к Петру и Иоанну и говорит им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Они тотчас же последовали за нею и, придя ко гробу, увидели одни пелены и льняной плат, которым была обвязана голова Иисуса, тщательно свернутый, не с пеленами, а на другом месте лежащий. «Они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин.20:1-10).
Храня глубокое молчание, Петр с Иоанном возвратились к себе, а Мария Магдалина, измученная неведением и печалью, стояла у гроба и плакала. Плача, она наклонилась, заглянула в гробницу и видит: на том месте, где лежало тело Иисуса, сидят два Ангела в белых одеяниях. «Женщина, почему ты плачешь?» — спрашивают они.
«Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
«Женщина, почему ты плачешь? — говорит ей Иисус. — Кого ищешь?»
Она, думая, что это садовник, говорит Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его».
«Мария!» — вдруг услышала она знакомый, дорогой ей голос.
«Учитель!» — воскликнула она на своем природном арамейском языке и бросилась к Его ногам.
Но Иисус сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
Сияя счастьем, возрожденная к новой жизни, Мария Магдалина помчалась к ученикам.
«Я видела Господа! Он говорил со мной!» — с блаженным восторгом, сиявшим яркими лучами в увлажненных слезами прекрасных голубых глазах, сообщала Мария ученикам Иисуса о чудном явлении, которого она удостоилась. И радость ее достигла таких размеров, каких достигала еще недавняя ее скорбь.
«Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…» — это была первая благая весть, которую принесла Мария Магдалина апостолам, первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам:
«Радуйся, из уст Христовых вещание Воскресения первее приемшая;
Радуйся, апостолам глаголы радости первее возвестившая».
По преданию, Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними. Мария, сохранившая в своем пылающем божественной любовью сердце каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. А когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: «Я видела Господа! Он говорил со мной». С этой проповедью она обошла всю Италию.
Жены-мироносицы: Они не искали земной победы Христа
Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг.) и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо и, подавая его императору, сказала: «Христос Воскрес!» При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.
Яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».
Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду святой апостол в своем Послании к Римлянам (Рим.16,16), когда упоминает Марию (Мариам), которая «много трудилась для нас».
Мария Магдалина беззаветно служила Церкви, подвергаясь опасностям, разделяя с апостолами труды проповедничества. Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.
Где поклониться мощам Марии Магдалины
В X веке при императоре Льве Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.
«Радуйся, Христова учения славная благовестительнице;
Радуйся, греховныя узы многих человек разрешившая;
Радуйся, Христовой мудрости всех научившая.
Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая».
День памяти Святой Марии Магдалины — 22 июля (4 августа).
Величание Марии Магдалине
Величаем тя, святая равноапостольная Марие Магдалино, и чтим святую память твою, весь мир ученьми своими просветившая и ко Христу приведшая.
Мария Магдалина
Биография
Мария Магдалина – последовательница Иисуса Христа, упоминаемая как в католицизме, так и в православии и протестантизме. Ее именем называют приюты для падших женщин, с ней отождествляют образ кающегося грешника, а молитвы, обращенные к иконе Магдалины, даруют смирение, смелость, помощь в гонениях и вразумлениях иноверцев. Мария традиционно считается покровительницей социальных работников, проповедников и учителей. Также Мария Магдалина была излюбленным объектом у художников эпохи Возрождения.
Детство и юность
Биография Магдалины полна загадок и тайн, потому что единственный источник, указывающий на реальность жития легендарной последовательницы Иисуса Христа, это евангельский текст. Поэтому подтвердить или опровергнуть то, является ли Мария Магдалина исторической личностью, биографы и ученые не могут и по сей день.
Портрет Марии Магдалины
Информации о детстве и юности этой героини практически нет. Имя сторонницы мессии упоминается только в некоторых источниках – в Евангелии от Луки, где при повествовании о бытии Сына Божьего упоминается чудодейственное исцеление от бесов, а также в других трех рукописях — Иоанна, Матфея и Марка — имя женщины можно встретить лишь в нескольких эпизодах.
Равноапостольная Мария Магдалина родилась в израильском городе Магдала, располагающемся на берегу Геннисаретского озера, что в северной части Святой Земли.
О том, в какой семье росла и воспитывалась Мария, и кем были ее родители, остается только гадать, потому что священные писания об этом умалчивают. Хотя западноевропейские легенды гласят, что ее родителей звали Сир и Евхария, но другие источники указывают, что Магдалина была сиротой и работала на рынке.
Стоит обратить внимание на имя ученицы Иисуса Христа. Мария происходит от древнееврейского языка, а христианская традиция переводит это имя как «госпожа». Согласно традиционным библейским представлениям, так звали мать Иисуса Христа, в честь которой называли и другие почитаемые христианские фигуры. А прозвище Магдалина имеет географические корни и означает «уроженка города Мигдал-Эль».
Церковь Святой Марии Магдалины в Гефсимании
Топоним буквально расшифровывается как «башня», и на это есть свои причины. Дело в том, что в средние века эти постройки являлись феодальным рыцарским символом, а, следовательно, этот благородный оттенок перенесся на личностные качества Магдалины, которая была наделена аристократическим характером.
Но бытует и другое предположение касаемо прозвища равноапостольной девы: в многотомном религиозном своде Талмуде есть выражение «magadella», которое в переводе с иврита означает «завивающая волосы».
Встреча с Иисусом Христом
Исходя из Священного Писания, можно предположить, что первая встреча Иисуса Христа и Марии Магдалины произошла в доме фарисея Симона, где произошло помазание Спасителя миром. Миропомазание – это таинство, в котором верующему, вместе со специально приготовленным освященным маслом, передаются дары Святого Духа.
Мария Магдалина и Иисус Христос
По сказанию, женщина, явившаяся Христу, поливала из алавастрового сосуда голову Иисуса, а также омыла Его ноги слезами и волосами головы своей отерла. Судя по четырем Евангелиям, ученики Иисуса были недовольны тем, что пришедшая гостья нерационально тратила дорогое масло, которое можно было продать, а вырученные деньги раздать нищим. Также фарисей заметил, что прикасающаяся к Христу была грешницей, но Иисус, сопоставив негостеприимность Симона и старания Марии, сказал:
«А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи».
Но некоторые предполагают, что встреча Магдалины и Иисуса произошла раньше, чем в доме Симона. Христос сказал, что «возлюбила много», то есть Его самого, таким образом, можно предположить, что, возможно, Мария была в числе следовавших за мессией в Иерусалим. После прощения Магдалина стала числиться у Христа лучшей ученицей, но Марии не было среди 12 апостолов на картине «Тайна Вечеря».
Магдалина стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием, причем мессия доверял этой женщине даже самые сокровенные тайны, из-за чего Магдалина снискала нелюбовь учеников Христа, которые требовали убрать деву из Его окружения.
Мария Магдалина омывает ноги Иисусу Христу
По сказанию, эта женщина была единственной, кто не покинул Спасителя, когда того арестовали, тогда как Петр, самый преданный из апостолов, трижды отрекся от своего предводителя после заключения оного под стражу.
Известно, что Мария Магдалина присутствовала при казни Иисуса Христа вместе с Его матерью, сестрой матери и Марией Клеоповой. Последовательница Сына Божьего стояла возле Христа, разделяя великие материнские страдания Богородицы. Когда сердце Спасителя перестало биться, Мария оплакивала Спасителя, а далее сопровождала тело Иисуса к высеченному Иосифом гробу в скале.
Мария Магдалина — свидетельница распятия Иисуса Христа
Византийская литература указывает, что после распятия Мария Магдалина вместе с Богоматерью отправилась в древний город Эфес, к Иоанну Богослову, и помогала ему в трудах. Кстати, именно Евангелие от Иоанна содержит больше всего сведений о жизни Магдалины.
По легенде Мария Магдалина вернулась через сутки после смерти Христа в ту пещеру, чтобы показать свою преданность Спасителю, умастив Его тело ароматическими маслами и миром. Но, когда соратница Иисуса подошла к скалистой горе, она обнаружила, что камень, закрывающий вход в пещеру, сдвинут с места, а сама пещера пуста.
Мария Магдалина и воскресший Иисус Христос
Отчаявшаяся Мария в горе отправилась к Иоанну и Петру, дабы рассказать о том, что тело мессии исчезло из места погребения. Тогда апостолы вместе с Магдалиной вновь отправились к скалистой горе и увидели, что в пещере пусто. Ученики Христа в скорби покинули грот, тогда как Мария осталась рядом с гробом, плача и пытаясь понять причину исчезновения Иисуса Христа.
Мария Магдалина подняла заплаканные глаза и увидела, что перед ней сидят два ангела. Когда те спросили о причине страданий несчастной девы, та ответила, что ее мучает неизвестность. Тогда женщина подняла глаза и увидела Иисуса Христа, которого первоначально по ошибке приняла за садовника и попросила указать, где находится могила учителя. Но, когда пришедший произнес ее имя, она узнала Сына Божьего и бросилась к Его ногам. Исходя из евангельских сводов, Иисус ответил Марии:
«Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
Далее Иисус поручил Магдалине рассказать апостолам новость о Его воскрешении.
Христианство
По библейским сказаниям, святая дева стала последовательницей Иисуса Христа после исцеления от злых духов и покаяния в грехах, поэтому у многих почитателей христианских традиций сложилось представление о том, что Мария Магдалина была великой блудницей и грешницей.
Такое отожествление Марии с безымянной евангельской женщиной, омывшей ноги Спасителя, можно встретить в католической традиции, однако о блуде последовательницы Христа не говорится ни в Минеи, ни в ее акафисте. Таким образом, в католицизме Магдалина принимает вид бывшей блудницы, а итальянский живописец Тициан сумел передать эмоции женщины в своей картине «Кающаяся Мария Магдалина».
Согласно католицизму, Мария Магдалина была представительницей древнейшей профессии, а встретив Сына Божьего, она отказалась от своего ремесла и стала его последовательницей.
Стоит отметить, что православные писания говорят только про одержимость Магдалины бесами, отрицая ее разгульное прошлое. Но жизнь Марии была несладкой, потому что дева не была замужем и не имела детей. В те времена на таких женщин смотрели подозрительно, и, чтобы защитить себя от приставаний мужчин, Марии приходилось притворяться одержимой.
Святая мироносица Мария Магдалина
В православной традиции Мария Магдалина предстает как равноапостольная святая мироносица (в протестантизме – исключительно как святая мироносица). Она сделала неоспоримый вклад в дело проповеди. Мария распространяла весть об Иисусе в Италии и однажды посетила языческого предводителя Тиберия.
Женщина протянула ему в подарок куриное яйцо, за неимением другой вещи, и сказала «Христос Воскресе!». Тиберий заявил, что воскрешение так же невозможно, как и то, что подаренное яйцо станет алого цвета. Однако яйцо стало кроваво-красным. Так родилась пасхальная традиция.
Мария Магдалина
Считается, что соратница Христа много трудилась в Риме, о чем свидетельствует книга Нового Завета, в которой хранятся своды посланий святого апостола Павла.
Что касается католицизма, то говорится, что вторую часть жизни Мария Магдалина провела в пустыне, где вела аскетичный образ жизни и каждый день каялась в грехах. Одежда святой девы истлела, поэтому наготу женщины прикрывали длинные волосы, а саму Марию возносили на небеса ангелы, дабы исцелять ее изнеможенное старое тело. Но стоит сказать, что этот сюжет заимствован из описания бытия христианской святой Марии Египетской, считающейся покровительницей исповедующихся женщин.
Любовные теории
Личная жизнь Марии Магдалины окутана ореолом тайны, поэтому неудивительно, что среди историков появляются различные любовные теории о равноапостольной святой. Например, некоторые считают, что Мария Магдалина была супругой Иоанна Богослова, тогда как другие уверены, что мироносица была женою Иисуса Христа, потому что эта женщина играет значимую роль чуть ли не в самом важном эпизоде Нового Завета.
Так как представители церкви старались избавиться от непарадных книг, известий о том, кем была возлюбленная Иисуса, практически нет, да и бытует предположение, что строки о семейной жизни мессии в Новом Завете были вырезаны специально.
Встреча Марии Магдалины и Иисуса Христа
Но большинство ученых склоняются в пользу Магдалины. В Евангелии показателен эпизод, когда ученики Сына Божьего приревновали Иисуса к Магдалине из-за поцелуя в губы.
Также в те времена незамужняя женщина не имела права сопровождать странников в дороге, в отличие от жены одного из них. Помимо прочего, ученые ссылаются на факт того, что после воскрешения Христос явился именно Марии, а не своим ученикам. Да и к тому же мужчины, не имевшие супруги, считались странным явлением, поэтому неженатый Иисус вряд ли смог бы стать пророком и учителем.
Смерть
В православии Мария Магдалина умерла тихо и спокойно, скончалась женщина в Эфесе, а ее мощи были перенесены в константинопольский монастырь Святого Лазаря.
По версии другой ветви христианского течения, в то время, пока Мария была отшельницей в пустыне, ее причастил случайно забредший в те края священник, который сначала смутился нагим видом женщины. По католичеству, останки равноапостольной святой хранятся в храме Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, в Провансе.
Смерть Марии Магдалины
В память о Марии Магдалине было написано множество красочных картин и снято документальных фильмов. Примечательно, что на полотнах ученица Христа изображается в отдельных сценах крайне редко, тогда как зачастую ее можно увидеть в образе мироносицы, с сосудом благовоний.
Память
- 1565 – картина «Кающаяся Мария Магдалина» (Тициан)
- 1861 – стихотворение «Мария Магдалина» (Николай Огарев)
- 1923 — цикл стихотворений «Магдалина» (Марина Цветаева)
- 1970 – рок-опера «Иисус Христос супер-звезда» (Эндрю Ллойд Вебер)
- 1985 – песня «Maria Magdalena» (Сандра)
- 2017 – фильм «Мария Магдалина» (Гарт Дэвис)
Икона Марии Магдалины
Икона является широко известной и популярной не только в православной христианской церкви, но и в католической, поскольку при жизни Мария была мироносицей. О данном Святом образе и о женщине, много разнообразных фактов и сведений, которые гласят о чудодейственных деяниях, которые она совершала при жизни. Считается, что ее икона способна помочь человеку невероятным образом в самую трудную минуту.
Чудеса иконы
Многим православным христианским верующим известны чудодейственные деяние данного Святого образа:
• исцеление от тяжелых заболеваний в тот момент времени, когда медицина оказалась полностью бессильной;
• снятие разнообразной колдовской силы;
• лик неоднократно помогал обратить людей к православной религии и даровать им истинную дорогу в жизни.
Значение иконы
Для верующих христиан данный Святой лик, представляется неким оберегом на любовь и истинную веру во Всевышнего. Зачастую, именно данный образ обозначает истинную веру христианина во Всевышнего, а также исполнения всех канонов и заветов. Священнослужители в монастыре, напоминают христианам о том, что имеется великая преданность, любовь и вера во Всевышнего.
Описание
На Святом образе, Мария представляется с неким сосудом в руках и пасхальным яйцом. Существуют также разнообразные списки, на которых можно лицезреть данную святую в тот момент, когда она обнимает ногу Всевышнего, который уже был распят на кресте.
Хотелось бы отметить и немаловажный факт, что в католической церкви Святой образ изображает ее как девицу с распущенными локонами, которая в руках зачастую, держит сосуд, в котором предположительно располагаются благовоние. Также, если обратиться к католической вере, можно нередко увидеть изображение Непорочной, в руках которой расположен человеческий череп.
Даты празднования и поминовения
В христианской церкви существуют два времени поминовение данной святыни, а именно 4 августа и третье воскресенье впоследствии Великой Пасхи. Хотелось бы также отметить, что именно в третье воскресенье после празднования Великой Пасхи, является днём почитание всех жен мироносиц.
В православной христианской церкви, принято во время поминовения осуществлять проведение праздничной литургии, на кою может прибыть христианин, для того чтобы вознести вопросительный или благодарственный молебен за себя или своих близких святым образом.
Где расположена
Разнообразные источники и сведения утверждают, что данный Святой образ и его списки, можно лицезреть практически в каждом храме по всей территории Российской Федерации, однако наиболее известными, являются следующие:
• Церковь, названная именем Святой, которая расположена в Улиткино.
• Санкт-Петербургский храм;
• Собор в Орловской области;
• Храм-памятник на территории Симферополя;
• Троицкий храм в Дивеево.
Именно в этих святых местах, а также во многих других можно обратиться за помощью и поддержкой к Святому образу Марии Магдалины и она обязательно станет защитницей, заступницей каждого человека, который просит ей об этом.
О чём просят и как молиться?
1. Дарование истинного верования во Всевышнего;
2. Устранение от разнообразных пагубных привычек;
3. Многие православные люди устремляются к данному Святому лику, дабы он посодействовал им в избавлении от искушения;
4. Защита от разнообразного магического влияния, а также зла;
5. Здоровья и избавления от разнообразных душевных или телесных заболеваний.
6. Об отпущении земных грехов.
7. Православные христианские женщины обращаются к ней, для того чтобы она отпустила их земные грехи, связанные с прерыванием беременности.
В общем, крестьяне и верующие люди просят великую святыню о помощи в разнообразных жизненных ситуациях и она всегда помогает.
Мощи святой
В преклонном возрасте, Мария жила в городе Эфес, который и стал в дальнейшем ее местом захоронения. Важно отметить, что согласно разнообразных исторических фактов и сведений, данная святыня в свое время оказала не посильную помощь Святому апостолу Иоанну Богослову во время проведения проповедей. Из Эфеса мощи Святой были доставлены изначально в Константинополь, а после спустя время отправлены в Рим.
В наши дни прикоснуться к священным мощам подвижницы можно в Париже, а именно в 4 монастырях, которые расположены на Афоне и в Иерусалиме. Но всё-таки существуют разнообразные факты, которые не позволяют отдать православным христианским священникам точные сведения о местоположении ее мощей. В свое же время, католическая церковь убеждена, что мощи Святой и по сей день хранится во Франции. А именно в городе вблизи базилики.
Точное местоположение святых мощей не может сказать ни один представитель католической или православной христианской церкви. Это связано с тем, что при жизни Святая долгое время проживала в различных странах мира, поэтому ее останки периодически перевозились, а католики и по сей день утверждают, что последние дни собственной земной жизни она провела в Марселе.
День памяти 4 августа.
Ни для кого не секрет, что Святая Мария Магдалина, является одной из наиболее почитаемых и известных женщин в разнообразных библейских преданиях, поскольку именно она безукоризненно следовала за Всевышним и стала ближайшей его ученицей, а впоследствии, проповедовала Евангелие.
Именно в августе православная христианская церковь почитает ее память. Она известна христианам и католикам как женщина, которая одновременно смогла превратиться из грешницы в Святую вследствие чего, собственными жизненными деяниями заслужила известность и память у многих людей.
Необходимо отметить, что некоторое время назад именно в День памяти данной святыни, православные христиане направлялись в лес, дабы собрать некие ягоды или урожай, чтобы сделать заготовки на зиму. Также существовала традиция, что девушкам в утреннее время необходимо собрать розы, поскольку росинка имела особое предназначение для каждой девушки.
Ранее в этот день, пастырям запрещалось выгонять скотину на выпас.
В День памяти святыни запрещалось осуществлять любые виды деятельности, поскольку он приравнивался к греху вследствие чего, каждый мирянин ожидал гнева святыни с небес в виде молнии.
Многие православные верующие устремляются в храм церковь или монастырь, дабы установить свечи вблизи лика Девы и попросить у неё излечения от различных заболеваний или же, чтобы она наставила их на истинный путь.
В настоящее время очень часто встретить образ Девы можно в домашнем иконостасе православных христианских верующих людей, поскольку она оберегает от негативного воздействия иных людей, а также колдовства. Следовательно, можно говорить, что икона Марии Магдалины — непоколебимый облик верования во Всевышнего, его мощи и помощи.
Также напоминаем Вам, что наш церковный магазин поможет Вам найти множество других православных товаров, а также даже купить храмовые иконы!
На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.
В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.
Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами – Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1–3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.
Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она среди всех женщин, окружавших Спасителя.
Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни…
Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.
Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.
Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.
Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа – Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему – и здесь сильный свет внезапно осиял ее.
Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» – она ответила теми же словами, которые только что сказала апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.
Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: «Раввуни!», что значит Учитель.
Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя – всё слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости. Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: “Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему”».
Она пришла в себя и снова побежала к апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении апостолы, и возвестила им радостную весть: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении.
Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам…
Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по Воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то она пребывала с ними же и всё ближайшее время по Воскресении и Вознесении Господа. Так, святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.
Священное Предание повествует, что когда апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: «Я видела Господа». С этой проповедью она обошла всю Италию.
Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14–37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни, со словами: «Христос воскрес!» Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.
Мария повторила слова апостолов о том, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.
Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».
Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, «много потрудилась для нас». Очевидно, она беззаветно служила Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с апостолами труды проповедничества.
По Церковному же Преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.
Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи – Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.
Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины – женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.
Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни; она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его, и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.
Тропарь равноапостольной Марии Магдалине, глас 1
Христу́, нас ра́ди от Де́вы ро́ждшемуся,/ честна́я Магдали́но Мари́е, после́довала еси́,/ Того́ оправда́ния и зако́ны храня́щи./ Те́мже днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,/ грехо́в разреше́ние// моли́твами твои́ми прие́млем.
Кондак равноапостольной Марии Магдалине, глас 3
Предстоя́щи, пресла́вная, у Креста́ Спа́сова со ины́ми мно́гими,/ и Ма́тери Госпо́дни состра́ждущи, и сле́зы точа́щи,/ сие́ в похвалу́ приноша́ше, глаго́лющи:/ что сие́ есть стра́нное чу́до?/ Содержа́й всю тварь пострада́ти изво́ли.// Сла́ва держа́ве Твое́й.
Молитва святой равноапостольной Марии Магдалине
О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси; и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да непрестанно во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлениями сердец наших верно послужим Единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отошла еси во обители небесныя; моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, Да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго во веки веков. Аминь.
Ина молитва святой равноапостольной Марии Магдалине
О святая мироносице равноапостольная Магдалино Марие! Ты теплою любовию своею ко Христу Богу попрала еси злыя козни вражия и обрела еси безценный бисер Христа и достигла еси Царства Небеснаго. Сего ради к тебе припадаю и умиленною душею и сокрушенным сердцем вопию ти аз недостойный: призри с высоты небесныя на мя, боримаго греховными искушениями; виждь, коль многими грехи и беды на всяк день враг запинает мя, ища моея погибели. Славная и всехвальная ученице Христова Марие! Умоли возлюбленнаго тобою и возлюбившаго тя Христа Бога, да подаст ми оставление многих моих прегрешений, укрепит мя благодатию Своею трезвенно и бодренно шествовати путем святых заповедей Его и да соделает мя благоуханным храмом Духа Святаго: да тако в мире непостыдно скончаю многотрудное житие мое на земли и вселюся во светлыя и блаженныя обители рая небеснаго, идеже ты со всеми святыми непрестанно радостно славословиши Единосущную Троицу, Отца, Сына и Духа Всесвятаго. Аминь.