о. Димитрий (Першин)
в миру Першин, Михаил Сергеевич (1974) – лжемиссионер, аморалист, ученик о. Андрея Кураева.
Воцерковился в последнем классе школы, благодаря о. Кураеву, который появлялся в школе и беседовал с учениками.
С 1991 по 1999 г. учился на журфаке МГУ, где о. Кураев создал тогда группу церковной журналистики. В 1997 г. поступил в аспирантуру философского факультета МГУ.
С 1997 г. — ст. преподаватель кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета (рук. кафедры – И.В. Силуянова). Ст. преподаватель курса биомедицинской этики Свято-Тихоновского университета.
Окончил философско-богословский факультет Российского православного университета св. Иоанна Богослова (декан факультета – о. Кураев). В 2000 г. поступил в МДА, которую закончил в 2005 г. по заочному сектору.
В 2001 г. рукоположен в сан диакона. В 2008 г – в сан иеромонаха. Служит на Патриаршем Крутицком подворье.
Эксперт Синодального отдела по делам молодежи. В 2000 г. возглавил в Синодальном отделе по делам молодежи комиссию по духовно-нравственному просвещению и миссионерской работе, руководитель информационно-издательского управления.
В 2009 г. вошел в редколлегию и редсовет по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы (председатель редколлегии – о. Кураев).
С 2011 г. – и.о. председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы.
Член Межсоборного присутствия: секретарь комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, член комиссии по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ.
Руководитель просветительских программ Всероссийского православного молодежного движения (ВПМД), директор центра библейско-патрологических исследований (программа поддержки молодых ученых ВПМД). Участник молодежного форума ВПМД «Феодоровский городок». Зам. председателя Братства православных следопытов. С 2009 г. — член скандально известной лжемиссионерской организации «Ассоциация православных экспертов», эксперт журнала «Фома».
В 1996 г. начал публиковаться в газете «Радонеж».
Выступает с лекциями в Общедоступном православном лектории, организованном в 2009 г. последователями радикального модерниста о. Петра (Мещеринова) при Центре духовного развития детей и молодежи.
Участник «православной смены» в рамках форума прокремлевского движения «Наши» на Селигере в 2009 г. Участник молодежного фестиваля друзей липецкого культурного центра «Экклезиаст» (февраль 2011 г.).
Главный редактор телекомпании «Сретение». Под руководством о.Д.П. телекомпания сняла фильм «Сельский священник» (2009) о крупнейшем модернисте о. Александре Мене. Постоянный участник Меневских чтений.
Участник семинара из цикла «Цельность человека: путь ученичества», посвященного митр. Антония Сурожскому (2008 г.). Переводчик книги Ханса Урса фон Бальтазара «Вселенская литургия: Прп. Максим Исповедник». Участник семинаров «Русская философия (традиция и современность)» (2006-2007 гг.), где выступал с лекцией о В.В. Розанове.
Участник православно-католическо-иудейской конференци «Семья в кризисе» (Вена, 5–7 декабря 2011 г.). Участник православно-католических «Покровских чтений» во Владимире (27-29 ноября 2011 г.)
Освящение «православного» катка. Январь 2012 г.
На турбазе «Романтик» после крещенских купаний профсоюза охранных структур и клуба «Мотоманьяки». 2012 г.
У входа в байк-центр «Ночных волков»
О. Димитрий (Першин), лидер «Ночных волков» «Хирург» и Алексей Вайц
О. Димитрий (Першин) и православные следопыты
С о. Павлом Великановым и о. Максимом Козловым на концерте Бориса Гренещикова в МДА. 4 февраля 2012 г.
На православно-католическо-иудейской конференции «Семья в кризисе». Вена, 2011 Июль 2010 г. Вместе с Кириллом Фроловым, Максимом Марковым, Степаном Медведко и Сергеем Кабановым из запрещенной организации «Преображение России» С Еленой Мизулиной
Содержание
Апологет кощунства
Поддержал о. Кураева в его примирительном отношении к кощунству 21 февраля 2012 г. в Храме Христа Спасителя. Предложил церковным людям возрасти над Ветхим Заветом и не бросать камни в участниц кощунства. О.Д.П. увидел в примирении с кощунством прекрасный повод для лжемиссии, поскольку необидчивость Церкви, может быть, вызовет встречный резонанс, и они поймут, что Церковь готова нерепрессивно реагировать даже в таком случае.
Впоследствии выступил против уголовного наказания кощунниц, обосновывая это тем, что они извинились перед верующими, и это означает, что наша боль была услышана ими в камерах, а также тем, что большинство представителей Церкви, якобы, сходилось в том, что крайне нежелательно держать обвиняемых в заключении по крайней мере до суда, а лучше вообще ограничиться условным сроком.
Аморалист
Считает плотскую любовь дыханием Божиим в человеческом сердце, и влюбленность – одним из его проявлений.
В Великий Пост 2009 г. объявил о допустимости супружеских отношений в пост. За это о.Д.П. вынесено публичное предупреждение от председателя Отдела по делам молодежи архиеп. Костромского и Галичского Александра:
Во избежание недоразумений Вам благословляется в дальнейшем воздерживаться от публичных выступлений в прессе, либо осуществлять таковые только по моему непосредственному благословению при условии согласования со мной текстов выступлений… К сожалению, практика показала, что Вы еще не обладаете достаточной зрелостью, чтобы делать грамотные публичные выступления в СМИ.
Архиеп. Александр указал о.Д.П. на первейший и неукоснительный долг монаха – пребывать в непрестанной молитве, особенно в благословенный период Великого Поста… Предлагаю Вам позаботиться о более тщательном исполнении этого главнейшего монашеского обета, чтобы не доводить дело до необходимости деятельно позаботиться об этом церковному священноначалию.
Участник рабочей группы депутата Е.Б. Мизулиной, подготовившей проабортные поправки в закон «Об охране здоровья граждан РФ» в 2011-2012 гг. В соответствии с этими поправками в России впервые введены насильственные аборты для недееспособных и несовершеннолетних.
Среди предложений рабочей группы:
Статья 52 часть 3.
Аборт проводится при наличии письменного информированного добровольного согласия женщины, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. Аборт у несовершеннолетней допускается при наличии письменного согласия одного из ее родителей либо иных законных представителей.
Статья 52 часть 4.
Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной недееспособной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя с учетом мнения этой недееспособной.
Является изобретателем особой проабортной «клятвы Гиппократа», предписывающей беречь человеческую жизнь с момента зачатия (речь не идет о медицинских или социальных показаниях к аборту).
Принципиально одобряет экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО): С учетом ряда оговорок ЭКО не порождает нравственных возражений.
Выступил с инициативой о введении Дня влюбленных, Дня малышей, а также Дня беременных с аморальной мотивировкой: Можно предложить людям хотя бы один день в году проявлять о беременных женщинах особенную заботу. Таким образом, лжемиссионерский календарь о.Д.П. получается очень интересный… сначала День влюбленных – на святого Валентина, потом День семьи, любви и верности, потом День беременных, который, я надеюсь, учредят, День матери и День малышей.
В 2012 г. разработал программу «Аист на крыше», согласно которой 7 апреля 2012 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, стартовал конкурс журналистских статей и видеороликов, направленных на предотвращение абортов. Информационную поддержку данному проекту оказывал портал «Православие и мир».
Масс-культ
Сторонник обмирщения Церкви: Православная церковь должна работать не только как церковь, но и как общественная организация. Православие, согласно о.Д.П., является уникальным культурным товаром.
Последовательно исповедует принцип профанации, т.е. соединения несоединимого. Для этого приема, заимствованного им из массовой культуры, у о.Д.П. есть идеологическое оправдание: Миссионеру приходится жертвовать своей репутацией и даже молитвой — чтобы помочь другим, но для этого первой надо пренебрегать, а вторую любить.
Автор ряда карнавальных профанных инициатив, которые обосновываются тем, что наше время – это время карнавальной культуры, когда смыслы и ценности культуры приходят к людям, и особенно к молодежи, через праздники. В духе перманентной профанации «воцерковляет» любые явления массовой культуры: толкиенизм, «День св. Валентина», рок-музыку, байкерскую субкультуру. Сознательно выстраивает свой особый новояз: Общаясь с молодежью, мне приходится отходить от рафинированного богословского языка и переходить на сленг. Я считаю, что это оправдано.
Согласно о.Д.П. то, что плохо лежит, нужно приватизировать в пользу Церкви. Так. он предлагает 14 февраля совершать молебны св. мч. Валентину, хотя в этот день его память Церковью не совершается, и, по словам самого о.Д.П., неизвестно, молился ли при жизни епископ Интерамский Валентин о любви. О.Д.П. предлагает вернуть празднику его изначальный смысл, который он имел в Европе не ранее XV в.
С помощью таких же приемов «патологической речи» о.Д.П. пропагандирует и роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Он признает, что образ Христа карикатурен, но именно таким абсурдным путем М. Булгаков, якобы, пытался достучаться, докричаться до интеллигенции, подвести своего читателя к подлинному Евангелию. Через все эти недосказанные места, через отсутствие упоминания о Воскресении, о Пасхе. О.Д.П. предлагает использовать для миссионерской проповеди именно то, чего в романе нет, и что нужно восполнить извне: Важно не отбрасывать роман – это талантливая книга, – а восполнить его вот этим контекстом, историческим, культурным, новозаветным, и тогда он начнет звучать именно в том смысле и в том значении, которые придавал ему автор.
Среди личностей и персонажей, которые своим примером могут увлечь молодежь, приблизить ее к Церкви, о.Д.П. указывает «Мастера и Маргариту», «Гарри Поттера», Иосифа Бродского, Галича, Высоцкого, Визбора, а также футболиста Андрея Аршавина.
Предлагал «воцерковить» Хеллоуин, проигранный католиками. Они превратили его из дня святых в день нечисти. Но у нас в России есть возможность, пока он еще не настолько врос в культуру, сделать его из дня бесовщины в день ирландско-английской святости.
Культивирует контакты с со средой неформалов, с которой его сближает антиклерикальная, антиинституциональная направленность. Здесь о.Д.П. свободно творит свою мифологическую реальность, составленную из «икон» поп- и суб-культуры.
Для о.Д.П. «русский рок» Ольги Орефьевой, Константина Кинчева, Бутусова открывает сокровищницы древнего Православия, ушедшего, казалось бы, в прошлое.
С 2009 г. участвует в мероприятиях байкерского клуба “Ночные волки”, которые открывают новые горизонты, представляют другие, не западные, ценности… Мы имеем дело с ментальностью средневекового ордена XII-XV веков, только теперь это – внутри Православия, и это очень интересно. Это тем более интересно, что средневековые католическое ордена становятся примером не западных ценностей, которые опять же приходится внести в эти ордена извне и вопреки истории и традиции.
Участник байк-шоу в Севастополе и «светопреставления» «Дни Севастополя в Москве», организованных «Ночными волками» в 2009 г. Байк-шоу в Севастополе было, согласно о.Д.П., не «просто тусовкой», но настоящим «действом», в котором даже принял участие известный миссионер протодиакон Андрей Кураев. В рамках этого действа обнаженная женщина сопровождала байкера, украсившего свой мотоцикл флагом с изображением Спаса Нерукотворного. В ходе скандала по этому поводу о.Д.П. вступился за женщину, которая, якобы, случайно оказалась в колонне байкеров из-за своей сильной близорукости: Она не видела, что там рядом. В то же время о.Д.П. предложил порадоваться за байкеров, которые не чураются работы и с таким контингентом, как эти легкомысленные особы.
Инициатор создания «православных» катков, на которых проводил освящение льда, крещенских купаний для байкеров и т.п.
Деятельность скаутов также вписывается о.Д.П. в рамки общей антиерархической реформы Церкви: То, к чему мы готовим ребят в Братстве, – это апостолат мирян. Наряду с апостолатом мирян о.Д.П. ставит в пример Православию и еще одно орудие католической реформации: движение Неокатехуменат. Согласно о.Д.П.: Заслуживает внимания опыт католического движения Неокатехуменат, занимающегося катехизацией взрослых людей и ставящего задачу возрождения общинной жизни в церкви.
Эволюционист
Сторонник «православного» эволюционизма. Выступает против библейского учения о сотворении мира, которое уничижительно называет примитивной буквалистской трактовкой библейского текста о творении мира и человека:
Такие трактовки действительно встречаются, однако, если говорить о конфессиональной принадлежности их немногочисленных приверженцев, то это протестанты-фундаменталисты из южных штатов США. Как раз православная мысль уже много веков назад сформулировала некарикатурные ответы на эти вопросы. И они когерентны современным научным теориям о появлении Вселенной и жизни в ней.
Православие не требует отрицать миллиарды лет, прошедшие с момента Большого взрыва, и эволюцию живой материи. Другое дело, что за красотой расширяющейся Вселенной и гениальностью эволюционного древа оно прозревает Премудрость и Промысел Автора.
Цитаты
Добиваться сейчас полного законодательного запрета абортов – утопия, причём утопия вредная: вместо того, чтобы сделать что-то реально возможное, спасти пусть не все, но хотя бы многие детские жизни, люди занимались бы бесплодной политической ажитацией.
Православию не свойственно жесткое разделение Церкви на духовенство и мирян. Характер служения сам по себе не делает человека ближе к Богу. Более того, даже вне Церкви человек может служить Богу своими делами и своей жизнью. Этим объясняется надежда Церкви на светлое посмертие даже для атеистов, которым в этом случае все же придется как-то объясниться с Богом на предмет своего прижизненного отказа от общения с Ним. Христос на Кресте умирал за всех.
Признание внеземной разумной жизни не является вопросом, препятствующим верить в Бога. Потому что Промысел Божий распространяется на всю Вселенную, на все миры.Если (вспомним «Марсианские хроники» Брэдбери) на Марсе высадится миссионерский десант и там будет поставлен храм, то Марс этим церковным служением, этой молитвой будет освящаться и просто станет еще одной епархией.
Можно быть православным и увлекаться спортом. Можно быть погруженным в мирские дела и заботы, не утрачивая при этом внутреннего богопредстояния.
Иллюстрацией этой мысли может служить легенда про католического святого Людовика де Гонзаго: “Однажды во время перемены во дворе семинарии Людовик играл в мяч. В это время его товарищи предавались традиционной забаве, испытующей одновременно и мудрость и благочестие участников: “Что сделал бы ты, если бы узнал, что через полчаса наступит Страшный Суд?” — таков был вопрос, на который надлежало ответить каждому. Одни говорили, что предались бы молитве, другие — самобичеванию. “А как поступил бы ты?” — спросили у Людовика. “Я? — я продолжал бы играть в мяч”.
Основные труды
Государственная программа растления (Проект “Половое воспитание российских школьников”) (1997)
Блуд в законе — дети в беде (Круглый стол в Российской Академии Образования) (1997)
Министерство образования изживает целомудрие (1997)
“Мастер и Маргарита” глазами “очевидца”: Парадоксы “лжеца” и “последних времен”(1999)
Статус мертвого тела в философской антропологии и медицине (к проблеме обучения студентов в анатомическом театре) (2001)
Учебный процесс в анатомичке: что недопустимо? (к проблеме статуса мертвого тела в философской антропологии и современной медицине) (2001)
“Преодоление смерти и спасение. Труды В.В. Розанова и Патриарха Сергия (Страгородского)” (2002)
“В анатомическом театре” (к проблеме нравственного осмысления патологоанатомических исследований) (2002)
The status of embrio: orthodox anthropology and gradualism (2002)
Учебно-методическое пособие кафедры биомедицинской этики РГМУ “Тесты” (2003)
Учебно-методическое пособие кафедры биомедицинской этики РГМУ “Семинарские занятия” (2003)
Неужели Ты велишь не бояться смерти?. “Русский Фрейд” перед тайной воскресения (2003)
Проблемы детских лагерей и их решения (2004)
Демография: Церковь дала России реальный шанс (2004)
“Эмбрион — человек?” (к проблеме статуса человеческого эмбриона в христианской антропологии) (2005)
The status of embrio: philosophic anthropology and gradualism (2005)
Учебно-методическое пособие кафедры биомедицинской этики РГМУ. Биоэтика: реальность человека выпуск 2 (2005)
За гранью эвтаназии: легко ли “легко умирать”? (2005)
Ложь Воланда и правда Булгакова (2006)
Миссия к молодежи: стратегия Церкви. Сборник материалов к I Молодежным Рождественским Чтениям “Вера и образование в XXI веке (2007)
Надо отвечать на «неудобные» вопросы (2007)
ОПК как вызов покемонам (2009)
Аборты под вопросом – беременным зеленый свет (2010)
Радуница, Байк-клуб “Ночные волки”: чтобы кладбища не “молодели”, надо быть христианами на дорогах (2010)
Экстракорпоральное оплодотворение: от медицины к биоэтике (2010)
Время этого дряхлого мира окончательно обветшает, когда… (2011)
Медведев как зеркало русской модернизации (2011)
Православные, пожалейте Церковь… (2012)
Pussy Riot — осудить на свободу (2012)
Итог дела Pussy Riot: в России нет общества (2012)
От еретика Нестория до Максима Исповедника (2013)
Переводчик
Источники
07.04.2014 «Пасхальный марафон» в мемориальной синагоге
Веремеев, Сергий о. Наш общий опыт боли // Кузбасская епархия Русской Православной Церкви. (2008)
Гребенщиков выступил в МДА // Антимодернизм.Ру. http://antimodern.wordpress.com/2012/02/04/bg-2 (2012)
Духанин, Валерий. Послесловие к дискуссии о супружеском общении в пост // Русская линия. http://rusk.ru/st.php?idar=114051 (2009)
Зайцева, Юлия. Из нынешних скаутов может вырасти целое «сословие активных миссионеров», уверен иеромонах Дмитрий (Першин) // Благовест-инфо. (2008)
Зайцева, Юлия. «Ночные волки» учатся христианскому поведению на дорогах // Благовест-инфо. (2010)
Иеромонах Димитрий (Першин) // Синергия. http://www.sinergia-lib.ru/index.php?page=dimitry_pershin (2013)
Крутова, Ольга. От «Синдесмоса» до «Экклезиаста» // Липецкая газета. http://www.lpgzt.ru/aticle/14525.htm (2011)
Лжемиссионерская “команда” в сборе // Антимодернизм.Ру. http://antimodern.wordpress.com/2012/10/10/team (2012)
Марий Эл: Сегодня проходит съезд православной молодежи // ИА REGNUM. http://www.regnum.ru/news/100826.html?forprint (2005)
Милов, Сергей. 5 вопросов о православных скаутах // Фома. http://www.foma.ru/article/index.php?news=6671 (2012):
Моисеев, Михаил. На коньках под куполами // Православие и мир. http://www.pravmir.ru/na-konkax-pod-kupolami (2012)
Московские байкеры окунулись в крещенскую прорубь // Интерфакс. (2010)
Православное направление на форуме «Селигер» // Симбирская епархия. http://www.simbirsk.eparhia.ru/news/?id=328 (2009)
Отец Димитрий не спит по ночам // НГ-Религии. http://religion.ng.ru/style/2009-07-01/8_hobbit.html (2009)
Открытое Обращение к Архиерейскому собору РПЦ // Антимодернизм.Ру. http://antimodern.wordpress.com/2013/02/02/address (2013)
Православие и внеземная жизнь // Фома. http://www.foma.ru/article/index.php?news=6197 (2004)
Православная церковь должна работать как общественная организация – диакон Михаил Першин // Псковская лента новостей. (2008)
Самоубийство страшно тем, что человек входит в вечность с гримасой отчаяния, заявляет православный священнослужитель // Патриархия.Ру. (2006)
Селихова, Ольга Анатольевна. Победителей судят // Антимодернизм.Ру. http://antimodern.wordpress.com/2012/07/18/abort-12 (2012)
Семь песен о Борисе Гребенщикове // Антимодернизм.Ру. http://antimodern.wordpress.com/2012/11/14/7 (2012)
“Скажем откровенно — Ориген очень много сделал” // Антимодернизм.Ру. http://antimodern.wordpress.com/2013/02/19/origen (2013)
Стоит ли поддаваться на провокации? Отец Димитрий (Першин) об акции в храме Христа Спасителя // Нескучный сад. (2013)
Супрычева, Евгения. К Поясу Пресвятой Богородицы в столице можно приложиться без всяких очередей // Комсомольская правда. (2011)
Димитрий (Першин)
Димитрий (Першин) Першин Михаил Сергеевич
Сан: иеромонах
Окончил: МГУ, РПУ, МДА
Преподавал в: Российский государственный медицинский университет, ПСТГУ, Общедоступный православный молодежный лекторий, Епархиальные миссионерские курсы г. Москвы
Организации: Ассоциация православных экспертов, Всероссийская скаутская ассоциация, Братство православных следопытов, Редакционный совет по написанию учебника «Основы православной культуры» для средней школы, Редакционная коллегия по написанию учебника «Основы православной культуры» для средней школы; Всероссийское православное молодежное движение
Испытал влияние: Кураев Андрей Вячеславович
Направление: лжемиссионерство, экуменизм
в миру Першин Михаил Сергеевич (1974) — лжемиссионер, аморалист, ученик протодиакона Андрея Кураева.
влияния
Протодиакон Андрей Кураев.
образование
Воцерковился в последнем классе школы, благодаря диакону А. Кураеву, который появлялся в школе и беседовал с учениками. С 1991 по 1999 годы обучался на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, где диакон А. Кураев создал «группу церковной журналистики». С третьего курса одновременно обучался на философско-богословском факультете Российского православного университета св. Иоанна Богослова, деканом которого также был диакон Кураев. В 1997 году поступил в аспирантуру философского факультета МГУ. В 2000 году поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в 2005 году по заочному сектору.
иерархия
18 марта 2001 года рукоположен в сан диакона. 19 апреля 2008 года рукоположен в сан иерея, 24 апреля пострижен в монашество с именем Димитрий.
преподавательская деятельность
С 1997 года — старший преподаватель кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета (руководитель кафедры – И. В. Силуянова). Также преподавал курс биомедицинской этики в Свято-Тихоновском университете.
Выступает с лекциями в Общедоступном православном лектории, организованном в 2009 году последователями радикального модерниста игумена Петра (Мещеринова) при Центре духовного развития детей и молодёжи.
церковные должности; деятельность
В 1996 году начал публиковаться в газете «Радонеж».
Переводчик книги Ханса Урса фон Бальтазара «Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник» (1997-2000 годы, журнал «Альфа и Омега»).
В 2000 году возглавил в недавно образованном Синодальном отделе по делам молодёжи Русской Православной Церкви комиссию по духовно-нравственному просвещению и миссионерской работе Всероссийского православного молодёжного движения (ВПМД). Член Правления ВПМД. В дальнейшем — эксперт отдела, руководитель информационно-издательского управления, руководитель просветительских программ ВПМД, директор центра библейско-патрологических исследований (программа поддержки молодых учёных ВПМД), участник молодёжного форума ВПМД «Феодоровский городок».
Инициатор создания (2006 год) и главный редактор телекомпании «Сретение». Под руководством иеромонаха Димитрия телекомпания сняла в 2009 году фильм «Сельский священник» о крупнейшем модернисте протоиерее Александре Мене. Постоянный участник «Меневских чтений».
Участник семинаров «Русская философия (традиция и современность)» (2006-2007 годы), где выступал с лекцией о В. В. Розанове.
В сентябре 2007 года в составе делегации РПЦ участвовал в «III Европейской межхристианской ассамблее „Свет Христов светит всем; Надежда на обновление и единство в Европе“» в Румынии.
Участник семинара из цикла «Цельность человека: путь ученичества», посвящённого митрополиту Антонию Сурожскому (2008 год).
С 2009 года — член «Ассоциации православных экспертов», эксперт журнала «Фома». В том же году вошёл в редакционную коллегию и редакционный совет по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы (председатель редколлегии – протодиакон Андрей Кураев).
Участник «православной смены» в рамках форума прокремлёвского движения «Наши» на Селигере в 2009 году.
Участник молодёжного фестиваля друзей липецкого культурного центра «Экклезиаст» (февраль 2011 года).
С 2011 года – и. о. председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы.
Участник православно-католических «Покровских чтений» во Владимире 27-29 ноября 2011 года.
Участник православно-католическо-иудейской конференции «Семья в кризисе» (Вена, 5–7 декабря 2011 года).
Член Межсоборного присутствия: секретарь комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, член комиссии по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ.
апологет кощунства
Поддержал протодиакона Кураева в его примирительном отношении к кощунству 21 февраля 2012 года в Храме Христа Спасителя. Предложил церковным людям возрасти над Ветхим Заветом и не бросать камни в участниц кощунства. Увидел в примирении с кощунством прекрасный повод для лжемиссии, поскольку необидчивость Церкви, может быть, вызовет встречный резонанс, и они поймут, что Церковь готова нерепрессивно реагировать даже в таком случае.
Впоследствии выступил против уголовного наказания кощунниц, обосновывая это тем, что они извинились перед верующими, и это означает, что наша боль была услышана ими в камерах, а также тем, что большинство представителей Церкви, якобы, сходилось в том, что крайне нежелательно держать обвиняемых в заключении по крайней мере до суда, а лучше вообще ограничиться условным сроком.
аморалист
Считает плотскую любовь дыханием Божиим в человеческом сердце, и влюблённость – одним из его проявлений.
В Великий Пост 2009 года объявил о допустимости супружеских отношений в пост. За это иеромонаху Димитрию было вынесено публичное предупреждение от председателя Отдела по делам молодёжи архиепископа Костромского и Галичского Александра:
«Во избежание недоразумений Вам благословляется в дальнейшем воздерживаться от публичных выступлений в прессе, либо осуществлять таковые только по моему непосредственному благословению при условии согласования со мной текстов выступлений… К сожалению, практика показала, что Вы ещё не обладаете достаточной зрелостью, чтобы делать грамотные публичные выступления в СМИ».
Архиепископ Александр указал иеромонаху Димитрию на первейший и неукоснительный долг монаха – пребывать в непрестанной молитве, особенно в благословенный период Великого Поста:
«Предлагаю Вам позаботиться о более тщательном исполнении этого главнейшего монашеского обета, чтобы не доводить дело до необходимости деятельно позаботиться об этом церковному священноначалию».
Участник рабочей группы депутата Государственной Думы Е. Б. Мизулиной, подготовившей проабортные поправки в закон «Об охране здоровья граждан РФ» в 2011-2012 годах. В соответствии с этими поправками в России впервые введены насильственные аборты для недееспособных и несовершеннолетних.
Среди предложений рабочей группы:
«Статья 52 часть 3.
Аборт проводится при наличии письменного информированного добровольного согласия женщины, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. Аборт у несовершеннолетней допускается при наличии письменного согласия одного из ее родителей либо иных законных представителей.
Статья 52 часть 4.
Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной недееспособной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя с учетом мнения этой недееспособной.»
Является изобретателем особой проабортной «клятвы Гиппократа», предписывающей беречь человеческую жизнь с момента зачатия (речь не идёт о медицинских или социальных показаниях к аборту).
Принципиально одобряет экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО):
«С учётом ряда оговорок ЭКО не порождает нравственных возражений».
Выступил с инициативой о введении «Дня влюблённых», «Дня малышей», а также «Дня беременных» с аморальной мотивировкой:
«Можно предложить людям хотя бы один день в году проявлять о беременных женщинах особенную заботу <…> сначала День влюблённых – на святого Валентина, потом День семьи, любви и верности, потом День беременных, который, я надеюсь, учредят, День матери и День малышей».
В 2012 году разработал программу «Аист на крыше», согласно которой 7 апреля 2012 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, стартовал конкурс журналистских статей и видеороликов, направленных на предотвращение абортов. Информационную поддержку данному проекту оказывал портал «Православие и мир».
масс-культ
Сторонник обмирщения Церкви:
«Православная церковь должна работать не только как церковь, но и как общественная организация».
Православие, согласно иеромонаху Димитрию, является «уникальным культурным товаром».
Последовательно исповедует принцип профанации, то есть соединения несоединимого. Для этого приёма, заимствованного им из массовой культуры, у иеромонаха Димитрия есть идеологическое оправдание:
«Миссионеру приходится жертвовать своей репутацией и даже молитвой — чтобы помочь другим, но для этого первой надо пренебрегать, а вторую любить».
Автор ряда карнавальных профанных инициатив, которые обосновываются тем, что наше время – это время карнавальной культуры, когда смыслы и ценности культуры приходят к людям, и особенно к молодёжи, через праздники. В духе перманентной профанации «воцерковляет» любые явления массовой культуры: толкиенизм, «День св. Валентина», рок-музыку, байкерскую субкультуру. Сознательно выстраивает свой особый новояз:
«Общаясь с молодёжью, мне приходится отходить от рафинированного богословского языка и переходить на сленг. Я считаю, что это оправдано».
Согласно иеромонаху Димитрию. то, что плохо лежит, нужно приватизировать в пользу Церкви. Так. он предлагает 14 февраля совершать молебны святому мученику Валентину, хотя в этот день его память Церковью не совершается, и, по словам самого иеромонаха, неизвестно, молился ли при жизни епископ Интерамский Валентин о любви. Иеромонах Димитрий предлагает вернуть празднику его изначальный смысл, который он имел в Европе не ранее XV в.
С помощью таких же приёмов патологической речи пропагандирует и роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Он признаёт, что образ Христа карикатурен, но именно таким абсурдным путём Булгаков, якобы, пытался достучаться, докричаться до интеллигенции, подвести своего читателя к подлинному Евангелию. Через все эти недосказанные места, через отсутствие упоминания о Воскресении, о Пасхе. иеромонах предлагает использовать для миссионерской проповеди именно то, чего в романе нет, и что нужно восполнить извне:
«Важно не отбрасывать роман – это талантливая книга, – а восполнить его вот этим контекстом, историческим, культурным, новозаветным, и тогда он начнёт звучать именно в том смысле и в том значении, которые придавал ему автор».
Среди личностей и персонажей, которые своим примером могут увлечь молодёжь, приблизить её к Церкви, указывает «Мастера и Маргариту», «Гарри Поттера», Иосифа Бродского, Галича, Высоцкого, Визбора, а также футболиста Андрея Аршавина.
Предлагал «воцерковить» Хеллоуин, «проигранный» католиками:
«Они превратили его из дня святых в день нечисти. Но у нас в России есть возможность, пока он ещё не настолько врос в культуру, сделать его из дня бесовщины в день ирландско-английской святости».
Культивирует контакты со средой неформалов, с которой его сближает антиклерикальная, антиинституциональная направленность. Здесь свободно творит свою мифологическую реальность, составленную из «икон» поп- и суб-культуры.
Для иеромонаха Димитрия «русский рок» О. Орефьевой, К. Кинчева, В. Бутусова открывает сокровищницы древнего Православия, ушедшего, казалось бы, в прошлое.
С 2009 года участвует в мероприятиях байкерского клуба «Ночные волки», которые «открывают новые горизонты, представляют другие, не западные, ценности»:
«Мы имеем дело с ментальностью средневекового ордена XII-XV веков, только теперь это – внутри Православия, и это очень интересно. Это тем более интересно, что средневековые католическое ордена становятся примером не западных ценностей, которые опять же приходится внести в эти ордена извне и вопреки истории и традиции».
Участник байк-шоу в Севастополе и «светопреставления» «Дни Севастополя в Москве», организованных «Ночными волками» в 2009 году. Байк-шоу в Севастополе было, согласно иеромонаху Димитрию (Першину), не «просто тусовкой», но настоящим «действом», в котором даже принял участие известный миссионер протодиакон Андрей Кураев. В рамках этого действа обнажённая женщина сопровождала байкера, украсившего свой мотоцикл флагом с изображением Спаса Нерукотворного. В ходе скандала по этому поводу иеромонах Димитрий вступился за женщину, которая, якобы, случайно оказалась в колонне байкеров из-за своей сильной близорукости. В то же время, иеромонах предложил порадоваться за байкеров, которые не чураются работы и с таким контингентом, как эти легкомысленные особы.
Инициатор создания «православных» катков, на которых проводил освящение льда, крещенских купаний для байкеров и т. п.
Деятельность скаутов иеромонах Димитрий также объявляет вписанной в рамки общей антииерархической реформы Церкви:
«То, к чему мы готовим ребят в Братстве, – это апостолат мирян».
Наряду с «апостолатом мирян», ставит в пример Православию одно из орудий католической реформации — движение Неокатехуменат:
«Заслуживает внимания опыт католического движения Неокатехуменат, занимающегося катехизацией взрослых людей и ставящего задачу возрождения общинной жизни в церкви».
эволюционист
Сторонник «православного» эволюционизма. Выступает против библейского учения о сотворении мира, которое уничижительно называет примитивной буквалистской трактовкой библейского текста о творении мира и человека:
«Такие трактовки действительно встречаются, однако, если говорить о конфессиональной принадлежности их немногочисленных приверженцев, то это протестанты-фундаменталисты из южных штатов США. Как раз православная мысль уже много веков назад сформулировала некарикатурные ответы на эти вопросы. И они когерентны современным научным теориям о появлении Вселенной и жизни в ней».
«Православие не требует отрицать миллиарды лет, прошедшие с момента Большого взрыва, и эволюцию живой материи. Другое дело, что за красотой расширяющейся Вселенной и гениальностью эволюционного древа оно прозревает Премудрость и Промысел Автора».
непризнание Царской Семьи мучениками после канонизации
«Русская Православная Церковь не прославляет Николая Александровича как благоверного царя… Не за Христа отдал свою жизнь последний русский император, поэтому он не мученик»..
организации
Член национального совета Всероссийской скаутской ассоциации, заместитель председателя Братства православных следопытов.
патологическая речь
Уверенно владеет патологической речью, использует лжемиссионерский жаргон.
воцерковление
- Воцерковление времени.
- Всю свою историю Церковь воцерковляет время, делает его своим союзником, засевая его небосвод путеводными звёздочками-маяками.
общечеловеческий
- Для нас не важно кто ты — христианин или мусульманин… Для нас важно, чтобы ребенок разделял общечеловеческие ценности, следовал им, жил по законам и принципам Братства, а также был готов узнать больше о Православии.
гетто Почему сейчас многие православные христиане создают гетто сами для себя и своих детей, тем самым лишая их будущего?! Почему мы ставим их перед ложным и страшным выбором: или быть христианином, но вне культуры и науки, или порывать с верой, чтобы не утратить пространство мысли и творчества?.. самовыражение
- Наша задача – предложить подростку некую альтернативу, которая создала бы для него условия самовыражения.
штампы из бахтинского жаргона
- Я думаю, что наше время — это время карнавальной культуры, когда смыслы и ценности культуры приходят к людям, и особенно к молодежи, через праздники.
- Хронотоп романа (Мастер и Маргарита.- Ред.), – это Страстная Седмица.
цена вопроса новый календарь Это хорошая идея — сделать праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы еще и Днем малышей, всех детей России… В результате у нас получается очень интересный календарный год: сначала День влюбленных — на святого Валентина, потом День семьи, любви и верности, потом День беременных, который, я надеюсь, учредят, День матери и День малышей, который может удачно войти в нашу русскую церковную традицию.
цитаты
«Добиваться сейчас полного законодательного запрета абортов – утопия, причём утопия вредная: вместо того, чтобы сделать что-то реально возможное, спасти пусть не все, но хотя бы многие детские жизни, люди занимались бы бесплодной политической ажитацией».
«Православию не свойственно жесткое разделение Церкви на духовенство и мирян. Характер служения сам по себе не делает человека ближе к Богу. Более того, даже вне Церкви человек может служить Богу своими делами и своей жизнью. Этим объясняется надежда Церкви на светлое посмертие даже для атеистов, которым в этом случае все же придется как-то объясниться с Богом на предмет своего прижизненного отказа от общения с Ним. Христос на Кресте умирал за всех».
«Признание внеземной разумной жизни не является вопросом, препятствующим верить в Бога. Потому что Промысел Божий распространяется на всю Вселенную, на все миры.Если (вспомним «Марсианские хроники» Брэдбери) на Марсе высадится миссионерский десант и там будет поставлен храм, то Марс этим церковным служением, этой молитвой будет освящаться и просто станет еще одной епархией».
«Можно быть православным и увлекаться спортом. Можно быть погруженным в мирские дела и заботы, не утрачивая при этом внутреннего богопредстояния».
«Иллюстрацией этой мысли может служить легенда про католического святого Людовика де Гонзаго: “Однажды во время перемены во дворе семинарии Людовик играл в мяч. В это время его товарищи предавались традиционной забаве, испытующей одновременно и мудрость и благочестие участников: “Что сделал бы ты, если бы узнал, что через полчаса наступит Страшный Суд?” — таков был вопрос, на который надлежало ответить каждому. Одни говорили, что предались бы молитве, другие — самобичеванию. “А как поступил бы ты?” — спросили у Людовика. “Я? — я продолжал бы играть в мяч”».
основные сочинения
- Димитрий (Першин), о. Государственная программа растления (Проект “Половое воспитание российских школьников”) (1997)
- Димитрий (Першин), о. Блуд в законе — дети в беде (Круглый стол в Российской Академии Образования) (1997)
- Димитрий (Першин), о. Министерство образования изживает целомудрие (1997)
- Димитрий (Першин), о. “Мастер и Маргарита” глазами “очевидца”: Парадоксы “лжеца” и “последних времен”(1999)
- Димитрий (Першин), о. Статус мертвого тела в философской антропологии и медицине (к проблеме обучения студентов в анатомическом театре) (2001)
- Димитрий (Першин), о. Учебный процесс в анатомичке: что недопустимо? (к проблеме статуса мертвого тела в философской антропологии и современной медицине) (2001)
- Димитрий (Першин), о. “Преодоление смерти и спасение. Труды В.В. Розанова и Патриарха Сергия (Страгородского)” (2002)
- Димитрий (Першин), о. “В анатомическом театре” (к проблеме нравственного осмысления патологоанатомических исследований) (2002)
- Димитрий (Першин), о. The status of embrio: orthodox anthropology and gradualism (2002)
- Димитрий (Першин), о. Учебно-методическое пособие кафедры биомедицинской этики РГМУ “Тесты” (2003)
- Димитрий (Першин), о. Учебно-методическое пособие кафедры биомедицинской этики РГМУ “Семинарские занятия” (2003)
- Димитрий (Першин), о. Неужели Ты велишь не бояться смерти?. “Русский Фрейд” перед тайной воскресения (2003)
- Димитрий (Першин), о. Проблемы детских лагерей и их решения (2004)
- Димитрий (Першин), о. Демография: Церковь дала России реальный шанс (2004)
- Димитрий (Першин), о. “Эмбрион — человек?” (к проблеме статуса человеческого эмбриона в христианской антропологии) (2005)
- Димитрий (Першин), о. The status of embrio: philosophic anthropology and gradualism (2005)
- Димитрий (Першин), о. Учебно-методическое пособие кафедры биомедицинской этики РГМУ. Биоэтика: реальность человека выпуск 2 (2005)
- Димитрий (Першин), о. За гранью эвтаназии: легко ли “легко умирать”? (2005)
- Димитрий (Першин), о. Ложь Воланда и правда Булгакова (2006)
- Димитрий (Першин), о. Миссия к молодежи: стратегия Церкви. Сборник материалов к I Молодежным Рождественским Чтениям “Вера и образование в XXI веке (2007)
- Димитрий (Першин), о. Надо отвечать на «неудобные» вопросы (2007)
- Димитрий (Першин), о. ОПК как вызов покемонам (2009)
- Димитрий (Першин), о. Аборты под вопросом – беременным зеленый свет (2010)
- Димитрий (Першин), о. Радуница, Байк-клуб “Ночные волки”: чтобы кладбища не “молодели”, надо быть христианами на дорогах (2010)
- Димитрий (Першин), о. Экстракорпоральное оплодотворение: от медицины к биоэтике (2010)
- Димитрий (Першин), о. Время этого дряхлого мира окончательно обветшает, когда… (2011)
- Димитрий (Першин), о. Медведев как зеркало русской модернизации (2011)
- Димитрий (Першин), о. Православные, пожалейте Церковь… (2012)
- Димитрий (Першин), о. Pussy Riot — осудить на свободу (2012)
- Димитрий (Першин), о. Итог дела Pussy Riot: в России нет общества (2012)
- Димитрий (Першин), о. От еретика Нестория до Максима Исповедника (2013)
переводы
- Димитрий (Першин), о. // http://antimodern.ru/dm-pershin
Сноски
Священник Дмитрий Першин о «московском деле»: «Мы голос тех, кто страдает»
Правообладатель иллюстрации Alexey Minyaylo
Иеромонах Дмитрий Першин побывал на процессе по апелляции на приговор Евгению Коваленко, осужденному на 3,5 года колонии за бросок урны в полицейского на протестной акции. До этого священник присутствовал на судах над другими обвиняемыми по «московскому делу».
В интервью Би-би-си он рассказал, почему так активно поддерживает осужденных активистов. С Дмитрием Першиным побеседовала корреспондент Би-би-си Наталия Зотова.
Би-би-си: Почему вы начали ходить на эти суды?
Дмитрий Першин: Есть две причины. Во-первых, я один из тех, кто подписал письмо . Но это означает и дальнейшие действия, потому что понятно, что наше здесь присутствие, я надеюсь, пробуждает какие-то человеческие чувства у каждой из сторон — не только у стороны защиты или обвинения, но также и у судьи, и у журналистов. Это то, чего нам сейчас не хватает. Вторая причина та, что в 25 главе Евангелия от Матфея Христос себя отождествляет с теми, кто болеет, кто в тюрьме заключен, кто хочет есть, или с теми, кто без одежды — там не сказано, что это должны быть обязательно подвижники, праведники и благочестивые люди.
Я понимаю, что не могу попасть на все процессы. Я никогда этим не занимался, и я не знаю никого из ребят, которые здесь находятся. Даже с Алексеем мы познакомились после выхода из Басманного суда.
Media playback is unsupported on your device «Не думал, что впишусь за Егора Жукова»: как студенты боролись против «московского дела»
Меня внутренне перепахали публикации на Правмире (портал о православии — прим. ред.) о Беглеце. Мы были с детьми в походе на Камчатке, и я почти ничего не знал о происходящем в Москве, но это же судьбы человеческие. Мы здесь общались с мамой Данилы, которая очень нуждается в помощи, потому что ситуация тоже очень тяжелая, ну и с родными других обвиняемых. Я думаю, что неважно, во что человек верит, неважно, насколько он хороший и безупречный. Важно то, что он нуждается в поддержке и помощи, и если мы можем, мы должны стараться ее оказать.
Би-би-си: То есть вас совершенно не интересовали выборы в Мосгордуму, но когда активистов начали сажать, вас это зацепило?
Д.П.: Нет, меня интересовали выборы в Мосгордуму. Более того, я оказывал поддержку Магомету Яндиеву, который прошел вместо Яшина и у которого главным конкурентом была Касамара. Я очень рад, что Магомет прошел, и тут важно подчеркнуть, что мы с ним не единоверцы, так как он мусульманин. Но это человек с хорошим высшим образованием, доцент, кандидат наук, он близок мне по взглядам во многих вопросах. Он заступался за права нерожденных детей, будучи районным депутатом, и ему помогали как человеку, который разделяет наши ценности и готов их отстаивать.
Когда собирали подписи в защиту Светланы Бахминой, я тоже свою поставил. Полагаю, что каждый может сделать что-то, пусть немногое, но из этих немногих усилий слагается общий вектор.
Би-би-си: Как вы думаете, когда вы приходите в суд, это что-то меняет?
Д.П.: Безусловно, меняет. Во-первых, это меняет меня. Я набираюсь опыта и понимаю, что если вдруг заберут меня, то я буду понимать, что будет происходить, и этот опыт пригодится. А этого нельзя исключать, особенно в нашей стране.
Второй момент — это некий знак людям, находящимся здесь, что церковь не проходит мимо них, мимо их горя. Я не говорю, что в зале суда находятся только невиновные и безупречные обвиняемые. Безусловно, нет. Но и они тоже люди, и мы должны помнить об этом. Если мы забудем об этом, мы выродимся, как в свое время выродилась гитлеровская Германия или Италия эпохи Муссолини. Да и мы в те же сталинские годы утратили последние остатки человечности, творились жуткие вещи на нашей земле, и не хотелось бы их повторения.
Media playback is unsupported on your device Корреспонденты Би-би-си ищут логику в стремительном развитии “московского дела”.
И самое главное: мне кажется, что это мы здесь — за Кремль, за стабильность, за порядок, потому что мы становимся голосом обратной связи. Голосом тех, кто страдает от произвола властей, от беззакония полицейских, а в случае Алексея Миняйло мы видели признание этого факта прокуратурой. Так вот, если мы не донесем этот голос до вертикали власти, то может случиться взрыв, и протестную тематику оседлают экстремисты, как и произошло в 1917 году, и мы получим очередной тяжелый период в нашей истории.
Я же сторонник эволюции, которая означает взаимослышимость власти и народа, общества и церкви, и церковь нужна для того, чтобы печаловаться и доносить этот голос до тех, кто причастен к этим скорбям невиновных или не столь виновных людей.
Би-би-си: Я видела, что вы перекрестили Евгения Коваленко, когда выходили из зала.
Д.П.: Видите ли, крест — это ведь символ любви. Бог идет на крест, он приходит сюда не осуждать нас, не жечь гневом, а принимает на свои плечи нашу смерть, чтобы дать нам вечную жизнь. Даже в романе Булгакова («Мастер и Маргарита» — прим. ред.) бесы не боятся Иешуа Га-Ноцри, которого сочинил Мастер, но безумно боятся креста и милосердия человеческого. Именно потому, что Булгаков, как человек верующий, знал, к кому мы обращаемся, налагая на себя крестное знамение или осеняя другого человека.
Поэтому я надеюсь, что Господь как-то услышит наши общие надежды, и приговор будет либо смягчен, либо полностью отменен, чего требует защита.