Содержание
Суровый стиль Петра Оссовского
1 августа в Пскове скончался народный художник СССР Петр Оссовский – один из основоположников так называемого «сурового стиля» в советской живописи, ставшего важной вехой в искусстве 60-х годов.
Роль этого направления в официальном искусстве времен «оттепели» довольно противоречива. С одной стороны — внимание к «людям труда» и романтике больших строек, с другой – отход от канонов официального соцреализма, открытая опора на опыт советских художников досталинского периода. В этом не было политического протеста и тем более антисоветского пафоса, но было стремление к искренности, творчеству без оглядки на идеологические установки, а, значит, и к поиску высшей истины.
Петр Оссовский “Три поколения”
Одной из ключевых работ, определивших развитие стиля стала картина Петра Оссовского «Три поколения», написанная им в 1959 году. Позже Петр Павлович писал солнечную Гавану и блеклую итальянскую зиму, но особое место в его творчестве всегда занимала русская тема: пейзажи, портреты и просто зарисовки из жизни.
Большое внимание Оссовский уделял теме Православия. В последние годы его особенно волновала история раскола XVII века, как кровавой трагедии на пути к истине, поразившей русское общество. И в тоже время в своем триптихе «Русская словесность и Православная вера» именно веру и литературу Оссовский аллегорически изобразил в качестве тех основ, которые оберегают страну — каждая со своей стороны.
Тесно связан был Петр Павлович с Псковской землей, его работы о псковских рыбаках на Псковском озере он получил Государственную премию, множество его работ находится в комплексе Изборского музея (включая Палату православия и русской словесности), им подарены Псковскому музею-заповеднику около пятидесяти своих работ. На этой земле он и обрел покой…
Петр Оссовский «Возвращение домой»
Петр Оссовский «Изборск»
Петр Оссовский «У ларька»
Петр Оссовский “На городской окраине. Велосипедист”
Петр Оссовский «Панорама Гаваны»
Петр Оссовский «Набатный колокол России»
Петр Оссовский «Пути-дороги»
Петр Оссовский «Дорога к храму»
Петр Оссовский “В районном центре”.
Суровый стиль
Виктор Попков. «Строители Братска»
Суро́вый стиль — одно из течений в живописи, возникшее в конце 1950-х — начале 60-х годов. Термин «суровый стиль» был введён критиками (в частности, А. А. Каменским) прежде всего по отношению к работам художников-шестидесятников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников.
- 1 История
- 1.1 Характеристика
- 2 Примечания
История
Основным источником «сурового стиля» было изобразительное искусство СССР 20-х годов, то есть досталинского периода, творчество А. Дейнеки, Г. Нисского, а также П. Кончаловского, А. Осмёркина, А. Лентулова и др. Некоторое влияние оказал и итальянский неореализм, как живописный (Ренато Гуттузо), так и неореализм в кинематографе (например, известная картина Г. Коржева «Влюбленные» — это реминисценция кадра из итальянского фильма); определенное влияние имели (по словам Виктора Иванова) и мексиканские монументалисты (Ороско, Ривера,Сикейрос). Сюжеты работ, выполненных в «суровом стиле», как правило брались из трудовой жизни простых людей.
Основными представителями «сурового стиля» были:
- Андронов, Николай Иванович («Плотогоны», 1958—1961)
- Коржев, Гелий Михайлович («Влюбленные», 1959)
- Никонов, Павел Фёдорович («Наши будни», 1960)
- Попков, Виктор Ефимович («Строители Братска», 1960—1961)
- Салахов, Таир Теймур оглы («Ремонтники», «Портрет композитора Кара-Караева», обе 1960)
- Александр и Пётр Смолины («Полярники», 1961)
- Обросов, Игорь Павлович
- Иванов, Виктор Иванович («Полдник», 1966)
Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». Изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат.
Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картины обратились к «низким» в академической иерархии жанрам — портрету, пейзажу, натюрморту. Их камерные, интимные произведения не представляли собой оппозиции социалистическому реализму: создававшие их художники просто занимались живописью.
Алексей Бобриков называет «суровый стиль» советской Реформацией: «Он демонстрирует протестантский тип героя — взрослого и ответственного, обладающего собственным опытом, личной верой и вообще развитой внутренней мотивацией (и потому не нуждающегося во внешнем идеологическом стимулировании со стороны партии-церкви), хотя и действующего в рамках общего преобразовательного проекта».
Характеристика
Художники нового поколения, сурового стиля, наиболее последовательно отразили смысл перемен, происшедших в живописи. Наиболее заметными из художников этого круга были братья Смолины — Александр и Пётр. Их совместные работы демонстрируют суровый романтизм характера, причем данная индивидуальная черта сливается с общей тенденцией искусства того времени к монументализации жизненных впечатлений. Их полотно «Полярники» (1961) в этом отношении весьма характерно. «Истинный героизм полярников, романтический характер их профессии участвуют в произведении в качестве его глубокого смыслового подтекста. Сюжет же, по первому впечатлению, демонстративно противостоит привычному представлению о том и о другом. Полярники изображены в состоянии предельной усталости после долгой и изнуряющей работы в бесконечную полярную ночь. Однако по мере „вглядывания“ в картину все в большей мере ощущается значительность, необычность этих людей, ведущих героическую жизнь в труднейших условиях, причем этот героизм — их профессиональная повседневность». Свою картину «Стачка» (1964) они посвятили историко-революционной тематике. «Новым здесь является оттенок легендарности, сообщающей давно ушедшему в прошлое событию современную остроту. Изображение характеризуется отвлеченностью, внеконкретностью. Поэтому люди здесь воспринимаются как все пролетарии перед первым общим шагом в историю. В картине „Стачка“ и некоторых более поздних полотнах братьев Смолиных проявились поэтико-метафорические тенденции, ставшие вскоре новым образным открытием для всего советского искусства».
Внешние изображения | |
---|---|
Галерея картин, упомянутых в разделе |
Павел Никонов — еще один видный мастер направления. В своем творчестве он придерживался проблематики сурового стиля, одновременно сочетая «мужественное, суровое восприятие действительности с лирическим, индивидуально-психологическим характером повествования». Одно из первых популярных полотен художника — «Наши будни» (1960). Это рабочие будни, изображение усталых рабочих, но при этом «истинную значительность и монументальность смысла обычных будней грандиозного строительства» автор выявляет художественными средствами — острыми, резкими пересекающимися ритмами, контрастами силуэтов, сдержанным колоритом. В его же картине «Геологи» (1962) по выражению советского критика, «декларативная агитационность сменяется пафосом глубокой духовной созерцательности». Здесь изображены люди, только что спасшиеся от смерти, еще не вышедшие из состояния «подведения итогов». Художник изменил систему изобразительных средств — исчезла ритмическая резкость, силуэтные контрасты, колорит становится насыщенным и гармоничным, но образы при этом своей героической значимости не теряют. Его «Штаб Октября» (1965) по своему образно-эмоциональному характеру близок к «Стачке» Смолиных.
Из этих примеров видно, что исторический жанр привлекает мастеров нового поколения. Современное звучание ему придал одним из первых Гелий Коржев — автор триптиха «Коммунисты» (1957-60), цикла «Опаленные войной». Черты его работ — приближенные к зрителю крупномасштабные фигуры, обнаженные заостренные чувства, драматические отношения, последовательность и искренность авторской позиции.
Николай Андронов — еще один представитель этого поколения. В своих ранних произведениях он следует традициям «Бубнового валета», в особенности раннего Петра Кончаловского. Пример этого периода — «Плотогоны» (1959-61): композиционно подчеркнутая композиция моста, четкие резкие силуэты, контрасты планов, напряженная гармония дополнительных цветов — все это способствует выражению героического в повседневном.
Виктор Попков пришел в советскую живопись в конце 1950-х годов. Он выделялся даже среди художников своего специфического круга гражанственной, творческой активностью. Его творчество отличается вечным беспокойством, отсутствием благополучия, самоудовлетворенности. Самым значительным этапом в его творчестве стали середина и конец 1960-х годов. В 1960 написана его известная «Строители Братска». Теме единения людей в труде посвящена картина «Бригада отдыхает» (1965), идее любви — «Двое» (1966), «Лето. Июль» (1969), «Мой день» (1968). Значительной серией в творчестве Попкова стал цикл, посвященный вдовам-солдаткам: триптих «Ой, как всех мужей побрали на войну» («Воспоминания», «Одна», «Северная песня», 1966—1968), написанный экспрессивно.
Виктор Иванов посвятил свое творчество советской деревне военных и послевоенных лет. В 1960-е он создает цикл «Русские женщины», соединив лирическое отношение к миру с четкой, ясной композицией. Вообще, обращение Попкова и Иванова к деревенской теме не случайно: многие живописцы 1960-70-х годов любили деревенскую жизнь за естественность и простую красоту. Особенно это актуально для художников, испытавших влияние С.Герасимова и Пластова — Владимир Гаврилов, Владимир Стожаров, братья Ткачевы — Сергей и Алексей. Эти мастера влияние сурового стиля не испытывали и предпочитали этюды с натуры.
Суровый стиль получал у разных художников свою окраску. Например, немолодой уже Евсей Моисеенко достигает выразительность изображения путем деформации, экспрессии, рваного ритма. А Дмитрий Жилинский обращается к Ренессансу, к классике русской живописи, например, Александру Иванову, при этом ориентируясь и на своего учителя Павла Корина. Его «Семья. У моря» (1964) — программное произведение, соединяющее строгость и уравновешенность композиции с экспрессивной интенсивностью цветов. Его же «Под старой яблоней» (1967) показывает пример единства конкретного и вневременного, бытового и символического.
Для национальных республиканских школ 1950-60-х годы стали основополагающим периодом для развития. Широкую известность приобрел азербайджанец Таир Салахов. Он пишет индустриальный Азербайджан с драматизмом в качестве образной доминанты («Резервуарный парк», 1959) с резкими контрастами. В «Ремонтниках» (1963) Салахов выражает принципы «сурового стиля», героизма повседневного труда. «Портрет композитора Кара-Караева» (1960) — изображает человека умственного труда, уравнивая его с героическим физическим трудом.
Примечания
- Алексей Бобриков. «Суровый стиль: мобилизация и культурная революция»
- История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. С. 360—361
- 1 2 История… Там же. С. 361
- История… Там же. 360-363
Ссылки
- Алексей Бобриков. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция
- Андрей Ковалёв. Введение в художественную политэкономию эпохи застоя
Для улучшения этой статьи желательно?:
|
Пренебрежительное отношение к советскому искусству – признак хорошего тона для современной российской интеллигенции. «Совок», «тоталитарное искусство», «идеологическая заказуха» — штампов для советской культуры заготовлено не мало. Хотя к реальности они, конечно, имеют слабое отношение.
Такой подход является скорее признаком ограниченности и нежелания выйти за установленные либеральными догмами рамки. Искусство в Советской России отнюдь не ограничивалось воспеваниями успехов партии. Оно развивалось, с одной стороны, отдавая дань великой культурной традиции, а с другой, следуя актуальным современным тенденциям.
Да, у него были принципиальные отличия от западного или современного российского искусства. Но эти различия совсем не похожи на недостатки. Во-первых, советское искусство старалось не отрываться от масс, быть им понятным и полезным. А, во-вторых, не отказывалось оно и от важной общественной роли, стараясь помочь в преобразовании окружающего мира.
Яркий пример – «Суровый стиль» советской живописи. Это течение возникло в конце 1950-х — начале 60-х годов. Его вдохновителями стали другие прогрессивные направления в искусстве: революционная советская живопись 20-х годов, итальянский неореализм в живописи и кино, а также мексиканский монументализм.
Ключевые фигуры стиля: Николай Андронов, Гелий Коржев, Павел Никонов, Виктор Попков, Таир Салахов, Александр и Петр Смолины и другие художники.
Сюжеты работ «Сурового стиля», как правило, брались из трудовой жизни простых людей. «Здесь преобладали строители, геологи и нефтяники – герои тайги, гор и морей, плотин и буровых вышек. Чаще всего в основе подобного сюжета лежит именно героическое противостояние человека и дикой природы», — пишет критик Алексей Бобриков.
Ему же принадлежит интересное определение «Сурового стиля» – это «этика долга, ответственности и внутреннего принуждения». Картины художников демонстрируют особый тип советского героя – взрослого и ответственного, обладающего собственным опытом, личной убежденностью и развитой внутренней мотивацией, действующего в рамках общего преобразовательного проекта. Главная тема «Сурового стиля» – это труд, который понимается как призвание, как светское подвижничество и аскеза.
При всем при этом художественное течение следовало логике культурной революции и провозглашало борьбу с пошлостью, мещанством и вещизмом в советской культуре и обществе того времени. Именно эта искренность и «правда жизни», свежий, но в то же время реалистический, подход к изобразительному искусству привлекают внимание к «Суровому стилю» и сегодня. Предлагаем познакомиться с некоторыми картинами этого направления, а также обещаем в будущем рассказать о некоторых художниках «Сурового стиля» подробнее.
Таир Салахов «С вахты», 1957 год
Таир Салахов «Тебе, Человечество», 1961 год
Гелий Коржев «Поднимающий знамя», 1957 год
Виктор Попков «Строители Братска», 1960-61 годы
Братья Смолины «Полярники»
Иван Помидоров
Живопись, скульптура, графика
Характерная особенность творческого метода Оссовского — работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал.
Его работы можно отнести к направлению, которое характеризуется созданием своего рода живописных мемуаров. Таковы серии его произведений, созданные на основе впечатлений от многочисленных путешествий по России и за рубежом: «Земля древнего Пскова», «Болгария», «Словакия», «Чехия», «Польша», «Славянские портреты», «Образы Мексики и Кубы», «Сказ о Байкале».
Особое место в творчестве Оссовского занимают исторические композиции, связанные с прошлым Псковщины: «Пушкинская элегия» (триптих, 1980-84), «Дорога к храму» (1989), оформление «Красной палаты» в Изборске (2000). В поздний период творчества художник обратился к стилистике псковской школы иконописи.
Пётр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украины.
В 1950 году окончил Московский государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (мастерская С.В.Герасимова).
С 1954 года принимает участие в художественных выставках.
С 1956 года — член Союза художников СССР.
Персональные выставки, в том числе: Москва (1964, 1978, 1983, 1985, 1996, 2010, 2015), Санкт-Петербург (2006), Польша (1965), Италия (1966), Чехословакия (1975), Финляндия (1984), Германия (1987), Испания (1992) и другие.
1988 г. удостоен звания Народный художник СССР.
1995 г. — действительный член Российской академии художеств.
В 2007 году были открыты постоянные экспозиции картин Оссовского: «Мир и Отчизна» — Художественный музей, Кировоград, «Псковские мотивы» — Псковский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, «Пушкин и земля Псковская» — Пушкинский заповедник «Михайловское».
В 2012 году художник осуществил уникальный замысел к 1150-летию со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска — «Росписи Изборской Палаты».
В 2013 году мастер создал «Русскую Палату», — росписи одного из залов Егорьевского историко-художественного музея.
П.П.Оссовский ушёл из жизни 1 августа 2015 года, похоронен в Изборске (Псковская область).
вернуться в галерею вернуться в анонсы
ОССОВСКИЙ Пётр Павлович – Галерея произведений (126 изображений).
Открыть доступ
- Google +
- Stumbleupon
П.П. ОССОВСКИЙ
Пётр Оссовский – признанный классик отечественного искусства двадцатого века, один из родоначальников «сурового стиля» в живописи. С самого начала своего творческого пути художник нашел свои темы в искусстве и индивидуальный изобразительный язык, созвучный эпохе.
П.П.Оссовский всю свою жизнь посвятил созданию одного масштабного эпического повествования, посвященного знаменательным датам России, её героическим и трагическим страницам, русским людям и родной земле.
Свою духовную родину художник обрел на земле древней Псковщины с её первозданной красотой и суровым былинным величием, удивительной природой и мужественными людьми, что нашло отражение во многих его тематических картинах.
С конца прошлого века в творчестве П.П. Оссовского наметилось и окрепло новое направление, которое можно определить как создание своеобразных живописных мемуаров, в которых художник вновь обращался к событиям прошлых лет.
Таковы серии его произведений, многие из которых были созданы на основе впечатлений во время его многочисленных путешествий по России и за рубежом: «Земля древнего Пскова», «Болгария», «Словакия», «Чехия», «Польша», «Славянские портреты», «Образы Мексики и Кубы», «Сказ о Байкале».
Пётр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украины. В 1940–1944 года учился в Московской средней художественной школе, которая во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Башкирию.
В 1944-1950 годах Пётр Оссовский учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова в мастерской С.В.Герасимова. С 1954 года принимает участие в выставках, в 1956 году принят в члены Союза Художников.
Народный художник РСФСР (1975) и СССР (1988), член-корреспондент АХ СССР (1988), академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии СССР, кавалер советских и российских орденов.
П.П.Оссовский ушёл из жизни 1 августа 2015 года…
1. Пётр Оссовский «Автопортрет. Белый квадрат холста» 2003 Картон, масло 100х95 2. Пётр Оссовский «Набат» 2003 Картон, масло 122х90 3. Пётр Оссовский «Золотые купола Кремля» 2003 Картон, масло 122х110 4. Пётр Оссовский «Псковский Кремль весной» 2003 Картон, масло 122х90 5. Пётр Оссовский «Диптих «Две площади России». Солнце над Красной площадью» 1983-1984 Холст, масло 210х300 6. Пётр Оссовский «Диптих «Две площади России». Дворцовая площадь» 1983-1984 Холст, масло 210х300 7. Пётр Оссовский «Золотые ворота Владимира» 2003 Картон, масло 122х90 8. Пётр Оссовский «Мужик в шапке. Этюд» 1941 Холст, масло 19х14 9. Пётр Оссовский «Лошади. Этюд» 1941 Холст, масло 10х17 10. Пётр Оссовский «Старик. Этюд» 1942 Холст, масло 25х19 11. Пётр Оссовский «Сараи. Этюд» 1942 Картон, масло 9х18 12. Пётр Оссовский «Весна в Москве» 1958 Холст, масло 137х76 13. Пётр Оссовский «Автопортрет» 1947 Холст, масло 38х35 14. Пётр Оссовский «Каток» 1957 Холст, масло 79х150 15. Пётр Оссовский «Мексиканка. Памяти Диего Риверы» 2003 Картон, масло 100х70 16. Пётр Оссовский «В старой гостинице» 2004 Картон, масло 122х90 17. Пётр Оссовский «Сиеста» 2003 Картон, масло 110х60 18. Пётр Оссовский «Гуанахуато» 2003 Картон, масло 110х60 19. Пётр Оссовский «Мать» 2004 Картон, масло 122х90 20. Пётр Оссовский «Старик и море» 2002 Картон, масло 50х100 Страницы: 1 2 3 4 5 6