Содержание
- Гробница Пресвятой Богородицы
- История
- Описание
- Местонахождение
- Где остановиться
- Фото
- Видео
- Ссылки
- Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного
- История возведения
- Описание величественного строения
- Прошлое и настоящее
- Единственный в мире
- Где находится
- Собор Пресвятой Богородицы. История праздника
- Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы
- Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение
- Собор Пресвятой Богородицы. Иконы
- Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы
- Икона «Собор Пресвятой Богородицы»
- Собор Пресвятой Богородицы
- Покровские храмы в России
- Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Москва)
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (Москва)
- Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке (Санкт-Петербург)
- Церковь Покрова на Высоком (Калужская область)
- Церковь Покрова на Нерли (Владимирская область)
- Церковь Покрова на Торгу (Вологда)
- Покровско-Татианинский собор (Чебоксары)
- Покровский храм Тобольского кремля (Тюменская область)
- Свято-Покровский собор (Красноярск)
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ханты-Мансийск)
- Покровский собор (Севастополь)
- Храм Соломона
- Для чего был нужен храм
- История второго храма
- Введение во храм Пресвятой Богородицы: что произошло?
- В Каппадокии найден византийский подземный храм V века
Гробница Пресвятой Богородицы
Гробни́ца Богоро́дицы — христианская святыня на Святой земле, где, согласно Священному Преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы. Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.
История
Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, 1308-1311)
Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.
Описание
Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста, и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора. Слева от неё, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.
Основной объем храма имеет размер в длину примерно 34 м с востока на запад и 6 м в ширину, с севера на юг. Лестница, ведущая в храм, имеет ширину примерно 6,5 м.
Местонахождение
Адрес: Израиль, Иерусалим, Гефсимания
Где остановиться
- Паломнические дома Горненского монастыря
Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 4 дома паломников, вместимостью от 10 до 22 человек. Поселение в паломнические дома Горненского женского монастыря в Иерусалиме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии.
В паломнических домах имеется кухня, где паломники могут приготовить чай (питаются паломники в монастырской трапезной); душ и туалет находятся на этаже.
Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем
Проезд: Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).
Фото
-
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
-
Лестница, вид от входа в церковь
-
Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада
-
Придел святых Иоакима и Анны, справа от лестницы
-
Интерьер храма
-
Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада. Слева от входа армянский престол
Видео
Гробница Пресвятой Богородицы
Литургия у Гробницы Пресвятой Богородицы
Крестный ход с выносом плащаницы Пречистой Девы
Ссылки
Паломнические дома Горненского монастыря
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного
Правильное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Но в народе его величают храмом Василия Блаженного. Он находится прямо в центре Москвы и для многих является символом столицы. Второе «народное» название этот храм получил после захоронения у его стен мощей чудотворца Василия Блаженного. Многие туристы со всего мира съезжаются на Красную площадь, чтобы полюбоваться неповторимым величием собора, купола которого возвышаются на 65 метров над головами восхищенных прихожан. Этот православный храм на данный момент — филиал Государственного исторического музея и находится под охраной ЮНЕСКО с 1918 года, как объект Всемирного наследия.
История возведения
Покровский собор издавна окутан тайнами и легендами, которые остаются неразгаданными и по сей день. Собор был построен российским царем Иваном Грозным в 1555-1561 годах как символ победы над Казанским ханством и взятия Казани. Доселе неизвестно достоверно, кто был архитектором этого великого сооружения. Есть версии, что проектировал здание Постник Яковлев по кличке Барма. Другие источники гласят, что Постник и Барма – это разные зодчие. Третья версия гласит, что архитектором храма был неизвестный итальянец. Такой вариант пришел в голову исследователям, потому что стиль храма объединяет в себе традиции русской и европейской архитектуры времен Ренессанса.
Существует легенда, что по окончанию строительства собора все строители и архитекторы были ослеплены по приказу Иоанна Грозного, дабы никто и никогда не смог больше построить ничего подобного по красоте своей и величию.
Описание величественного строения
И ныне этот шедевр архитектуры остается неповторимым во всем мире. По легенде храм знаменует собой Небесный Иерусалим. Вокруг этого места крутится множество загадок, одной из них, до сих пор нераскрытой, является тайна раскраски куполов. Существует предположение, что цвета символизируют собой четыре стороны света. Другие же исследователи этого вопроса ссылаются на таинственный сон блаженного Андрея Юродивого, который якобы косвенно связан с основанием храма.
Этот собор – самый «многоглавый» среди всех в России. Храм является обладателем 11 куполов, 9 из которых символизируют количество престолов, а еще два расположены над колокольней и приделом Василия Блаженного, центральный — золотой. Собор состоит из десяти частей, которые были слиты в одно целое, как символ нерушимой и единой веры русского народа. В состав храма входит девять церквей, каждая из которых была возведена в честь библейских праздников, на даты которых попадали победы над казанскими войсками: церковь святого Василия Блаженного, церковь Александра Свирского, церковь Варлама Хутынского, церковь Вхождения Господня в Иерусалим, церковь Григория Армянского, церковь Каприана и Иустины, церковь Николы Великорецкого, церковь Святой Троицы, церковь Трех Патриархов и центральная церковь Покровы Богородицы.
Не только внешний вид, но и внутренний декор храма, его уникальные настенные росписи, живописно украшенные галереи – это великое творение человеческого гения.
Прошлое и настоящее
В 1929 году над храмом нависла серьезная угроза: большевики предложили снести его. Но к счастью, это предложение было отклонено. Вместо таких радикальных мер в соборе на некоторое время были запрещены богослужения, сняты и переплавлены колокола. Однако после завершения Второй мировой войны колокола были восстановлены и возвращены на прежнее место. С 1990 года в храме разрешено возобновить богослужения, снова звонари бьют в колокола.
На данный момент, как было сказано выше, этот собор является историко-архитектурным музеем. Решение про музеефикацию здания было принято в 1918 году. Неоднократно за свою историю собор был подвержен реставрации и обновлению. Реставрационные работы по обновлению разных частей храма не прекращается уже почти столетие! Во время этих работ были восстановлены очень ценные старинные фрески, величественные иконостасы, громогласные колокола.
Российские власти очень тщательно следят за состоянием храма, ведь простоять вопреки всем бедам и ненастьям 500 лет способен не каждый архитектурный шедевр. Уже 5 веков Собор Василия Блаженного – это монументальный символ силы, красоты и веры в самом сердце Москвы.
Единственный в мире
Завораживая взгляды прохожих, храм торжественно возвышается над улицами столицы. Желающие посмотреть этот архитектурный памятник приезжают в Россию со всего мира. Верующие люди посещают этот храм, чтобы пообщаться с Богом, причаститься, покаяться в своих грехах, получить прощение и помолиться за родных людей. Не только россияне, а и православные иноземцы верят в великую силу храма и стремятся посетить его и прикоснуться к святыне. Отели и мини-гостиницы в окрестностях Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву приглашают русских и иностранных туристов остановиться в комфортных апартаментах во время пребывания в столице.
Как известно, аналогов или похожих архитектурных сооружений нет нигде в мире, так что и туристам – ценителям искусства будет, чем полюбоваться в этом месте. Фреска «Богоматери Знамение» — ценная реликвия изобразительного церковного искусства, которая известна далеко за пределами России.
Где находится
Адрес этого уникального сооружения: город Москва, Красная площадь, 2. Ближайшие станции метро, от которых можно с легкостью добраться до храма: Площадь Революции, Александровский сад.
Празднование Собора Пресвятой Богородицы совершается 8 января, на второй день после Рожества Христова.
Собор Пресвятой Богородицы. История праздника
В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после Рождества Христова отмечается Собор Пресвятой Богородицы, после Богоявления — Собор Иоанна Предотечи, после дня памяти святых верховных апостолов Петра и Павла — Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.
Рождество Христово. Икона Андрея Рублева, 1405 год. Благовещенский собор Московского Кремля
Библиотека Русской веры
Cобор Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Когда царь Ирод узнал, что волхвы, которые поклонились новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, не сообщив ему место рождения Младенца, то Ирод впал в гнев и приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и велел ему взять Младенца Христа и Пресвятую Богородицу и бежать в Египет. Иосиф сделал, как сказал ему ангел. Когда царь Ирод умер, ангел снова явился Иосифу и велел вернуться в Вифлеем. Иосиф, Дева Мария с Младенцем поселились не в Вифлееме, а в Назарете, опасаясь сына Ирода — Архелая. В первое воскресенье после Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа, которому была обручена Дева Мария, святого царя Давыда, из рода которого происходил Христос, и святого апостола Иакова, брата Господня, сына Иосифова.
Святой праведный Иосиф. Фрагмент фрески. Византия | Св. апостол Иаков. Фреска. Афон, ХVI век |
Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы
Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.
Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение
Тропарь Рожеству Христову, глас 4.
Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.
Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.
И$же прeжде дн7ьни1цы t nц7A бе€м™ре рождeисz, на земли2 без8 nц7A воплоти1сz днeсь и3стебE. тёмже ѕвэздA бlговэствu1етъ волхвHмъ, ѓгGли же спaстыри пою1тъ, не сказaнное ржcтво2 твоE њбрaдованнаz.
Собор Пресвятой Богородицы. Иконы
Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV — нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы придерживает.
Собор Пресвятой Богородицы. Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Москва, дом-музей П.Д. Корина
Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.
Собор Пресвятой Богородицы. Икона из Варваринской церкви в Пскове. Конец XIV- нач. XV в. Москва, ГТГ
Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых — Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями» в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.
Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.
Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.
Собор Пресвятой Богородицы. XVI в. Великий Устюг. Государственный музей палехского искусства, Палех
Собор Пресвятой Богородицы. Икона из Успенской церкви села Варзуга. Конец XVII в. Русский Север. Государственный Эрмитаж
Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы
В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин — Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.
Икона «Собор Пресвятой Богородицы»
В христианстве есть огромное количество икон, которые имеют свою уникальную историю. Образ «Собор Пресвятой Богородицы» тоже относится к таким иконам, хоть и посвящен празднику, событию.
«Собор» переводится как сбор или массовая встреча. Это одна из наиболее распространенных икон в католицизме и православии. Перед ней можно читать молитвы или брать с собой в дальнюю дорогу. Ее не обязательно оставлять дома, потому что в своей помощи этот образ универсален и уникален.
История иконы
«Собор Пресвятой Богородицы» — это праздник, причем, один из самых древних в христианстве. Это встреча всех святых, пророков, ангелов и мучеников рядом с Богородицей 8 января. Даже обычные люди в этот день вспоминают Божью Матерь, потому она даровала миру Спасителя. Это постпразднество ко дню Рождества Христова. И именно к этому дню была написана данная икона.
Вариантов исполнения иконы несколько, потому как каждый из них был создан в различное время. Более новые образы содержат лишь святых и пророков, а вот многие старые содержат целые истории о жизненном пути Иисуса Христа, словно это взгляд в будущее, ведь Дева Мария знала, что ждет ее сына с самого начала.
Данная икона может стать отличным подарком на Рождество Христово. Вы можете подарить ее своей матери, жене, сестре, а можете купить и для своего дома. Нужно ставить ее так, чтобы Богородица «видела» как можно больше.
Эту икону очень часто ставят на фасады церквей. Она есть, например, на южном фасаде церкви Божьей Матери в селе Глинково, которое находится в Сергиево-Посадском районе Московской области. Дело в том, что этот образ не имеет определенной цели. Он лишь указывает на важность Богородицы в рождении Христа.
В чем помогает икона
Это икона с уникальным разносторонним действием. Богородица всегда поможет вам обрести настроение и наведет вас на путь истинный в делах. Дома с такой иконой ссоры будут огромной редкостью. Она поможет в отношениях между детьми и родителями, а также между мужем и женой. Принимать общие решения для семьи будет гораздо легче. В начале нашей эры, когда христианство только зарождалось как мировая религия, эта икона была даже чудотворной. Многие образы помогали людям исцеляться от болезней и обретать смысл жизни.
Перед этой иконой можно и нужно читать следующие молитвы: «Живые помощи», «Отче наш», «Символ веры». Этот образ — символ большинства праздников, связанных с Богородицей — Сретения, Покрова, Преображения, Рождества. Если все плохо в личной жизни и если вас постоянно посещают негативные мысли, можно прочесть еще одну молитву: «Святые праотцы, мученики и все к Господу нашему приближенные, помогите нам грешным мир узреть настоящий, чтобы грусть и слабость духовная отступили навеки веков. Прости нас благодатная Матушка Заступница, яко же прегрешения наши оставляем мы без внимания. Яко же мы в вере нашей сомневаемся и деяния наши не замечаем темные. Помоги нам обрести счастье и дом наш преобразить добром и любовью. Аминь.»
Читайте эту молитву каждый день, если вы чувствуете, что вас одолевает грусть. Обязательно приобретите данную икону для своего дома, чтобы она оберегала ваши стены от всякого недоброго начала.
Один из величайших двунадесятых праздников, Рождество Христово — это день данной иконы. Точнее, ее день — 8 января, время воспоминаний о Матушке Заступнице. Именно эта дата является днем почитания иконы. Не забудьте посетить церковь в этот день, если у вас будет на то время и возможность. Помолитесь всем святым и Богородице, без которой не было бы Рождества Христова. Не забудьте поздравить всех матерей с этим праздником. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Собор Пресвятой Богородицы
На другой день по Рождестве Христове празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника.
На другой день по Рождестве Христове празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника.
Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
Кондак Собора Пресвятой Богородицы, глас 6
Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся,/ на земли без отца воплотися днесь из Тебе./ Темже звезда благовествует волхвом,/ Ангели же с пастырьми поют// несказанное Рождество Твое, Благодатная.
Собор Пресвятой Богородицы. Тропарь, глас 4
Пречистая Богомати, Богородице,/ Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, / дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, / Узы наша грешныя раздери Своею милостию/ и спаси души наша.
Покровские храмы в России
14.10.2018 14 октября Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году, когда она спасла молящихся православных людей от нашествия сарацинов. В 1165 году святым князем Андреем Боголюбским (от него же и начинается традиция почитания Богородицы как заступницы Руси) этот праздник был утвержден в Русской Церкви и отмечают его сегодня только у нас.
Икона Божией Матери «Покров»
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издавна очень почитался и почитается русским народом. Именно поэтому до наших дней сохранилось множество храмов в честь этого праздника и ежегодно этот список пополняется.
Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы встречаются во многих странах ближнего и дальнего зарубежья и, конечно, в разных уголках нашей страны. Поговорим о самых известных.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Москва)
Без сомнения, этот изумительный храм считается одним из главных символов России. Можно бесконечно долго рассматривать необычную и затейливую архитектуру собора. Построен он был при Иване Грозном в 1561 году, над ним трудились 6 лет, и объединяет в себе этот собор 10 приделов (3 придела – в честь праздников и 7 – в честь разных святых). Главный придел освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. На Покров в 1552 году войска Ивана Грозного одержали победу в Казани. В честь этой победы и была заложена церковь. В народе же этот собор больше известен как собор Василия Блаженного (гробница юродивого находится в одном из приделов).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (Москва)
Храм построен в 1694 году на средства Льва Кирилловича Нарышкина, дяди Петра I. Храм представляет собой пятиярусное сооружение в стиле «нарышкинского барокко» (стилю барокко характерны пышность, величественность, помпезность). На сводах храма уцелели фрагменты росписей 17-18 веков, а также сохранилась первоначальная икона «Покрова Богородицы» 17 века.
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке (Санкт-Петербург)
Этот удивительный деревянный храм был построен в 2008 году. Он является воссозданной копией Покровской церкви (1708 г.), которая стояла до пожара 1963 года на Вытегорском погосте в Вологодской области. Основание храма построено в форме креста, основной объем — восьмерик (имеет восемь граней), с каждой стороны которого по четыре прируба, а наверху всего 25 глав (это число означает похвалу Пресвятой Деве, 25 кондаков и икосов имеет древнейший акафист Богородице).
Церковь Покрова на Высоком (Калужская область)
Еще один уникальный храм деревянного зодчества — церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком в Боровске. Эта церковь была построена на месте мужского Высоко-Покровсого монастыря (здесь в 1414 году был пострижен в монахи Пафнутий Боровский). Первое упоминание церкви относится к 1621 году.
Церковь Покрова на Нерли (Владимирская область)
Одна из самых известных церквей на Руси. Она была основана в 1150-х-1160-х годах при князе Андрее Боголюбском при слиянии рек Нерль и Клязьма.
По преданию, белый камень, из которого построена церковь, был привезен из покоренного Андреем Боголюбским Булгарского царства. На стенах церкви хорошо сохранились барельефы, росписи же внутреннего убранства – утрачены.
По своей форме церковь – так называемый, четверик (основание построено в виде квадрата).
Церковь Покрова на Торгу (Вологда)
Эта старинная церковь впервые упоминается в 1560-е годы. Церковь являлась «придомовой» и находилась рядом с покоями царя Ивана Грозного, где он жил, когда посещал Вологду (тогда церковь носила название в честь святых Иоакима и Анны). Нынешняя каменная церковь построена на месте сгоревшей деревянной в 1679 году, и именно тогда главный придел был освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровско-Татианинский собор (Чебоксары)
Когда-то в Чебоксарах был храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, но в 1980 году он был снесен, а на его месте построили ГЭС. В наше время в городе воздвигли новый храм, вместо старого, в честь праздника Покрова (верхний престол в честь праздника, а нижний – в честь мученицы Татианы). Заложен храм был патриархом Алексием II в 2001 году, а освящен — в 2006.
Покровский храм Тобольского кремля (Тюменская область)
Храм был построен в 1746 году за счет государевой казны митрополитом Тобольским Антонием II (Нарожницким). Первоначально был освящен во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1867 году к собору был пристроен северный придел, и храм получил новое именование в честь Покрова Божией Матери и Ея иконы, именуемой «Тобольская» (придел в честь Киево-Печерских чудотворцев остался).
Свято-Покровский собор (Красноярск)
Одно из самых старых каменных зданий в Красноярске. Собор был построен на деньги прихожан в 1795 году в стиле сибирского барокко (этот термин относится к храмовой архитектуре Сибири 18 века; характерной чертой является примыкающая к храму трапезная с колокольней, а также нагромождение последовательно уменьшающихся объемов).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ханты-Мансийск)
Храм был построен по инициативе местных жителей в 1816 году в стиле сибирского барокко. Интересна история этого храма. Предположительно, на том месте, где сейчас стоит храм, была церковь во имя Николая Чудотворца (сегодня один из приделов освящен в честь Святого). Историки считают, что эту церковь основали казаки, которые покоряли Сибирь вместе с Ермаком в 16 веке.
В годы советской власти храм был переделан в клуб, а затем снесен. В 1996 году начались восстановительные работы, а в 2001 — состоялось освящение воссозданного храма.
Покровский собор (Севастополь)
Собор был построен архитектором В.А. Фельдманом в 1905 году по типу базилики с 5 куполами, за основу архитектуры были взяты шатровые церкви 16 века. Собор имеет три нижних придела (в честь прп. Серафима Саровского, мчцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, блгв. Князя Владимира) и три верхних придела (главный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы; вмч. Пантелеимона, апп. Петра и Павла).
Храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы в нашей стране очень много, мы рассказали лишь о некоторых. Также стоит отметить, что кроме храмов, есть и монастыри в честь этого праздника. Такое почитание наглядно демонстрирует любовь русского народа к Божией Матери, которая защищает и оберегает нас и нашу страну.
«Наши верующие, знающие великую силу ходатайства Матери Божией, сердцем пусть всегда припадают к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас. Аминь.» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
ФОМА
4 декабря православные христиане празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы. Куда вошла Пресвятая Дева? Какова история этого храма? Как он был устроен? Каков богословский смысл этого праздника? На все эти вопросы отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Храм Соломона
Когда мы говорим о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, то под самим храмом, в который она вошла подразумеваем его второй, реконструированный вариант.
Икона. Новгород. XIV в
Первый храм Соломона возникает в X веке до Р. Х., в ту эпоху, когда Израиль достиг вершины своей политической и экономической славы. Известно, что все необходимое для этого грандиозного строительства подготовил отец Соломона, царь Давид, но построил именно сын. Почему? Согласно Ветхому Завету, Давид участвовал во многих кровопролитных войнах, потому Господь не позволил ему исполнить такую важную духовную миссию.
Те косвенные данные, которыми мы сейчас обладаем, свидетельствуют о том, что первый храм был величественным сооружением. Как именно он выглядел, неизвестно, но большинство современных исследователей полагает, что эта постройка была типичной для тех храмов, которые уже существовали на территории тогдашнего и нынешнего Ливана. Согласно Библии, именно в этом регионе были наняты мастера для строительства.
Сейчас существуют реконструкции его предполагаемого вида и, судя по всему, здание было значительным по размеру и по площади. Храм располагался в самой высокой точке города — на так называемой Храмовой горе.
Для чего был нужен храм
Этот храм стал особенным местом единения всего израильского народа, всех 12 колен (родов) Израиля. Он стал тем местом, где можно было, как бы мы сейчас сказали, соборно приносить жертвы Богу.
Каковы же были те основные духовные доминанты, вокруг которых выстраивался весь храмовый комплекс?
Скиния
Центральным местом храма в сакральном смысле была Святая святых, где находилась скиния Завета, та, с которой иудеи сорок лет путешествовали по пустыни после бегства из Египта. В этой скинии (греч. — шатер, палатка) находились скрижали (каменные плиты) Завета с десятью заповедями, которые Господь даровал Моисею на горе Синай. В Библии указано, что в особые моменты истории иудейского народа над скинией таинственно пребывала Слава Божия, которая являлась в виде облака — символа особого присутствия Господа. И вот именно эта скиния затем была перенесена в построенный храм Соломона.
Соломон царь, праведный, пророк. Купол пресбитерия. Центральный неф.; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в
Только первосвященник имел право входить во Святая святых — один раз в год, в праздник Йом-Киппур (один из самых важных в году: в этот день все иудеи соблюдают особенно строгий пост и молятся о прощении своих грехов). Это была комната кубической формы (10x10x10 метров), где не было окон и которая ничем не освещалась. Именно в этом месте Господь являлся первосвященнику для изъявления Своей воли израильскому народу.
Сама скиния Завета стояла над местом, где лежал краеугольный камень — по преданию именно с него Господь начал творение мира. В настоящий момент здесь находится Купол над Скалой, одна из современных святынь ислама.
Рядом со Святая святых находилось самое большое храмовое помещение — зал (Хейхал). В этом месте, где совершались основные храмовые службы, находился жертвенник, на котором воскуряли фимиам, столы предложения и золотая менора Моисея (семисвечник).
За этим центральным и самым важным местом начинался притвор (Улам) — в восточной части храма, который символически отделял сакральное от профанного, то есть святое от мирского.
После притвора начинался внешний двор и целый ряд вспомогательных помещений, обустроенных для различных храмовых нужд.
История второго храма
Храм Соломона был разрушен Навуходоносором в 586 году. Еврейский народ был изгнан с родной земли. Десять процентов населения было принудительно депортировано в Нововавилонское царство. И поэтому, когда представилась возможность возвести второй храм, он был предположительно в два раза меньше, чем тот, который построил Соломон. Но тем не менее в нем были сохранены все основные сакральные доминанты, о которых было сказано выше.
Строительство второго храма началось сразу же после возвращения иудеев из Вавилонского плена (с 598 по 539 год до Р. Х.). В Библии в связи с этим есть трогательное указание, что народ, приступая к возведению второго храма, плакал, потому что видел руины старого.
Реконструкция второго храма
Безусловно возращение народа из продолжительного плена в Вавилоне всеми иудеями воспринималось как праздник, но со слезами на глазах.
Второй храм был окончательно построен в 516 году до Р. Х. и благополучно просуществовал вплоть до 167 года н. э.
Во II веке до Р. Х., после распада знаменитой империи Александра Македонского, Иудея принадлежала династии Селевкидов (ее основателем был Селевк, один из военачальников великого завоевателя).
Представители этой династии по-разному относились к иудейской религии. Некоторые цари помогали храму, осуществляя значительные пожертвования, а некоторые относились к ней с пренебрежением. Так, к примеру, в 167 году до Р. Х. царь Антиох IV Eпифан (215–164), проводивший безумную политику жесткой эллинизации Иудеи, принудительно установил в Святая святых иерусалимского храма статую Зевса Олимпийского. Тут же вспыхнуло восстание, которое вылилось в целый ряд военных столкновений — Маккавейские войны. В итоге Израиль вернул свою независимость, однако храм в период этих войн несколько раз серьезно пострадал. Затем уже в 60-е гг. до Р. Х., когда Иерусалим был захвачен римскими войсками, которые возглавлял Помпей (106–48 гг. до Р. Х.), храм вновь понес серьезный урон и таким образом к 20 г. до Р. Х. здание оказалось в плачевном состоянии.
Тогда царь Ирод I Великий (ок. 74–4 гг. до Р. Х.), который мнил себя новым Соломоном, реализует грандиозный проект по радикальной реконструкции второго храма. Он ставил перед собой задачу восстановить его во всем былом блеске и величии.
Ирод I Великий
Существует древнее сочинения Иосифа Флавия, в котором была отражена история этой перестройки. Так, он в частности пишет, что для доставки всех необходимых для строительства материалов Ирод повелел заранее подготовить тысячи телег для перевозки камня, который добывали неподалеку от Иерусалима — в Иудейской пустыни. Это был интересный камень белого цвета, из которого, между прочим, построен весь нынешний Иерусалим. Был составлен центральный план реконструкции, согласно которому и начались работы.
Храм и вправду получился колоссальным по размерам. Иосиф Флавий отмечал, что на некоторых стенах было просто страшно стоять — начиналось головокружение. Но после перестройки храм Ирода исполнял не только функцию главного сакрального места в городе. Он стал важным фортификационным сооружением — вокруг него возвели огромные стены. Знаменитая сейчас Стена Плача — это как раз часть одной из западных стен былой крепости.
Интересно, что после реконструкции в храме появляется так называемый притвор Соломона, который упоминается также в Новом Завете. Это было специально отведенное место, где люди встречались для того, чтобы послушать толкование на Писание. Именно там впоследствии и проповедовали апостолы, а до них — сам Христос.
Триумфальная арка Тита в Риме_Фото Alexander Z._Wikimedia Commons_GFDL
Этот грандиозный храмовый комплекс был разрушен в 70 году н. э. римским полководцем Титом, после того как в провинции вспыхнуло крупное восстание.
Об этих событиях мы вновь можем узнать из книги «Иудейские войны» Иосифа Флавия. Храмовый комплекс был настолько хорошо укреплен, что римляне, прорвавшись в город, несколько месяцев не могли взять храм. Но завершения операции все, что было внутри храма — сокровища, золотые сосуды, которые употребляли для различных обрядов, в том числе и знаменитый золотой семиствольный светильник, — было вывезено в столицу империи.
И до сих пор в Риме неподалеку от Колизея стоит триумфальная арка Тита. На ней изображены пленённые иудеи, которых, как пишет Флавий, было около ста тысяч.
С тех самых пор жертвоприношения, самые важные религиозные обряды в иудаизме, прекращаются.
Купол над Скалой и Стена плача_Фото Sheepdog85_Wikimedia Commons_GFDL
В настоящий момент на Храмовой горе находится две святыни ислама: мечети Аль-Акса и Купол над Скалой, которую по ошибке называют мечетью Омара. Этот великолепный золотой шатер строили византийские мастера по заказу мусульман.
Таким образом, Иерусалим после разрушения находился в запустении вплоть до прихода в этот город в 326 году царицы Елены (250–328), матери императора Константина Великого. Здесь она обрела Крест, на котором был распят Иисус Христос, и прочие святыни, связанные со страданиями и воскресением Спасителя. Кроме того, по преданию на том самом месте разрушенного храма, где воспитывалась Божия Матерь, святая Елена приказала построить базилику в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Введение во храм Пресвятой Богородицы: что произошло?
Об этом событии мы знаем из апокрифического документа — «Протоевангелие Иакова», которое было написано во второй половине II века. В этом документе отражены многие факты из жизни Божией Матери, которы
Введение во храм_Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в
Надо сказать, что в ветхозаветном Израиле рождение нового человека воспринималось особенно радостно. Это было не только чисто семейным торжеством. Такое событие воспринималось как исполнение Божьей заповеди «плодитесь и размножайтесь». То есть рождение ребенка было счастьем не только житейским, человеческим, но и религиозным. А вот отсутствие детей воспринималось как тяжелое проклятие. Почему?
Считалось, что когда Мессия придет второй раз на землю, чтобы судить людей, то Он восстановит весь род по последним наследникам. В случае же их отсутствия, то есть в случае бездетности родителей, Господь как бы вычеркнет весь род из Книги жизни (по ветхозаветной традиции, внесённому в эту символическую книгу человеку обещана жизнь (Ис 4:3), а вычеркнутому — забвение равносильное смерти (Исх 32:22)). Потому очень часто родители, получив такого ребенка в преклонных годах, посвящали его Богу, отдавая на воспитание в храм. Так же поступили Иоаким и Анна. В тот период при храме воспитывалось много мальчиков и девочек. Это объясняется двумя причинами. Первая — сакральная, вторая — практическая. Родители, посвящая свое дитя Богу, выражали таким образом Творцу свою благодарность, а для активно восстанавливающегося храма нужна была помощь и взрослых, и детей. К примеру, Матерь Божия участвовала в создание завесы для Святая святых, которая позднее во время смерти Спасителя на Кресте раздралась надвое (Мф 27:51). Здесь важно понимать, что сам храм предоставлял из себя целый систему разных зданий и пристроек со своей внутренней инфраструктурой. Он напоминал скорее современный монастырь, чем церковь. В «Протоевангелии Иакова» есть один интересный эпизод: когда Божией Матери было два года, Иоаким уже хотел отдать ее в храм, но Анна попросила оставить ее еще на один год, чтобы лучше запомнить свое дитя.
Год спустя Богородица в сопровождении других воспитанниц храма со свечами в руках вошла в храм уже после того, как были завершены первые этапы реконструкции. Скорее всего, она входила с восточной стороны, так называемыми Золотыми воротами. Она поднялась по 12 ступеням, которые символизировали 12 колен Израилевых. И затем произошло необыкновенное. Первосвященник по особому пророческому вдохновению привел Богородицу во Святая святых. И когда она вошла в это самое главное, сакральное для всего иудейского народа место, то увидела Славу Божию, то самое облако, о котором мы уже говорили. И маленькая девочка от радости начала прыгать и скакать.
Храм Соломона на плане Иерусалима 1200 года
Почему же мы так особенно выделяем это событие? Храм для иудейского народа был местом особого Божия присутствия. И когда Матерь Божия входит в него, то получается, что таким образом происходит символическая встреча не только Ветхого и Нового Заветов. В ветхозаветный храм входит храм новый — сама Пресвятая Дева. Не просто так впоследствии христианское богословие будет называть Богородицу Новой Скинией Завета. Ведь и она исполняется Славы Божией и воспринимает в себе Самого Бога. Она и есть новый, живой Его храм.
Тихон Сысоев
Тимофей Китнис
В Каппадокии найден византийский подземный храм V века
Анкара, 30 мая 2016 г.
Древняя византийская церковь была обнаружена в ходе раскопок в регионе Каппадокия в Турции. Эксперты утверждают, что фрески, найденные внутри храма, якобы могут изменить представление об истории Православной Церкви, сообщает сайт Седмица ру. со ссылкой на турецкое издание Нurriyet daily news.
Храм был раскопан археологами во время раскопок древнего подземного поселения, обнаруженного близ города Nevşehir. Высеченная в скале подземная церковь расположена в замке в центре города Nevşehir.
Мэр города Хасан Юнвер рассказал, что фрески, обнаруженные в церкви, изображают Вознесения Иисуса Христа, а также довольно необычную сцену, которую идентифицировали как сцену страдания душ грешников.
«Мы знаем, что такие фрески до сих пор никогда не были обнаружены ни в какой другой церкви», – сказал Юнвер, добавив, что предварительные исследования показывают, что церковь могла быть сооружена в 5-м веке нашей эры.
Археолог Семих Истанбулоглу, который возглавляет работы в подземном городе и церкви, сказал, что тонкие стены церкви местами разрушились из-за снега и дождя, но они будут зафиксированы во время восстановительных работ.
Он также отметил, что интерьер церкви был заполнен землей, и часть фресок обвалились, но могут быть собраны вновь. Фрескам на стенах будет возвращен их первоначальный вид.
По словам Истанбулоглу, расчищено лишь несколько фресковых композиций. Ожидается, что после расчистки от земли удастся восстановить еще многие другие фрески.
Руководитель раскопок отметил, что в передней части церкви найдены фрески с изображением Распятия Иисуса Христа, апостолов, пророков Моисея и Илии и других святых.