Содержание
«Не знаю, как жить дальше»
На вопросы читателей отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Сергий Гусельников.
Добрый день. Не знаю, как правильно описать свое душевное состояние — но мне кажется, что мне ничего не поможет. Исповедуюсь очень редко, после последнего раза были ощущения, что уже поздно что-либо исправить в своей жизни. То есть надежды на воцерковление и спасение нет. Слишком велики грехи. У меня маленькая дочь 5 лет и мама-пенсионерка. Мне 33 года. Я чувствую, что живу не так. Я в основном домашний человек, но каждый день мне кажется, что я прожила его зря — даже если ничего плохого не сделала. А когда иду в церковь — ощущаю, что уже поздно надеяться на спасение и отвечать за все я буду после смерти. Подскажите, что мне делать — мне страшно…
Ольга.
Уважаемая Ольга!
Давайте начнем с того, что вы совершенно правильно чувствуете, что живете не так. Как говорил Тертуллиан, душа человека по природе христианка, и она стремится к вечности и спасению. Поэтому земное и материальное рано или поздно ее перестает удовлетворять. Душе требуется другое — духовная жизнь, главные основы которой заключаются в покаянии перед Богом и в благодарении за Его благодеяния. Мы же чаще всего что-то просим у Бога, а вот благодарить забываем. Ну, а уж истинное покаяние у нас совсем редко возникает. Человек обычно вспоминает о своем Творце только в трудные минуты, в остальное же время думает о себе. И это, конечно, неправильно. Господь говорит нам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). То есть в любом деле мы должны просить помощи Божией. И еще говорит: «Что невозможно человеку, возможно Богу». И когда мы, смиряя свою гордыню, просим: «Господи, да будет на всё воля Твоя, как Ты хочешь, но не как я хочу!», то Господь устраивает все к лучшему, к спасению. «Не желаю смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему», — непрестанно повторяет Он нам. Нужно лишь обратиться к Нему. И Господь обязательно поможет. Но для этого необходимо пойти узким путем, ведущим в жизнь вечную. По словам поэта, «душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь…», а не от случая к случаю. Вот Вы пишете, что редко исповедуетесь. Это — то же самое, что редко мыться, смывать с себя телесную грязь. Представьте себе, что Вы не мылись целый год. Легко ли Вам будет тогда отмыться от въевшейся в тело многомесячной грязи? А душевную грязь отмыть гораздо труднее. Умываться принято каждый день, а купаться хотя бы раз в неделю. Так и повседневные грехи мы исповедуем Богу каждый день в конце вечерних молитв: «Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и поклоняемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся мои грехи…». А полностью очищаемся от грехов в Таинстве исповеди. Грех есть преступление, в данном случае — преступление Закона Божия, за каждое же преступление положено наказание, хочет того человек или нет. Христианин, осознающий это, старается исповедоваться (омываться от душевной грязи) как можно чаще. Напомню, что в Православной Церкви принято исповедоваться и причащаться хотя бы раз в месяц. В большие посты благочестивые люди исповедуются и причащаются каждую неделю. Показателен в этом плане пример из духовной практики актера и певца Петра Мамонова, о чем я писал недавно в своей заметке о встрече с ним в нашем соборе. Он исповедался и причастился в Москве, но через день в Самаре снова пришел исповедоваться, потому что новый грех не давал ему покоя. Мы должны четко понимать, что грех мешает нам жить и ведет к тяжелым последствиям.
Но есть еще один важный момент. Мы должны научиться правильно исповедоваться. Не механически перечислить совершенные нами грехи, а глубоко осознать их, оплакать в своем сердце, раскаяться и в противовес им совершить добрые дела, то есть, принести плоды, достойные покаяния. К исповеди необходимо тщательно готовиться. Мы же не заходим в ванную и не включаем сразу душ, как минимум нам надо приготовить сначала мыло, шампунь, мочалку, полотенце, чистое белье. А исповедь есть словно второе крещение, «баня пакибытия».
Вы упоминаете, Ольга, о своих великих грехах. Но нет таких грехов (кроме хулы на Духа Святаго), которые бы не простил Господь. Преподобная Мария Египетская в своих грехах дошла до бездны падения и даже не смогла войти в Храм Гроба Господня. А раскаявшись, стала великой святой, переходившей Иордан, как посуху. Священномученик Киприан был колдуном, а после покаяния стал одним из самых почитаемых в Христианской Церкви святых. Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом с Распятым Христом, раскаявшись и исповедав Его Сыном Божиим, сразу вошел с ним в Царство Небесное. Примеров много. Нужно только так покаяться, чтобы Господь принял наше покаяние. Каяться надо от всего сердца, и проявить решимость не повторять раскаянные грехи…
А самое главное — непрестанно благодарить Бога. Как говорил Святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все — и за скорбь, и за радость!». Эти замечательные слова должны быть лейтмотивом нашей греховной жизни. И если мы научимся благодарить Творца не только за радости, но и за скорби и болезни, посылаемые нам для очищения души, Господь обязательно поможет нам. Верую, Господи, помоги моему неверию! Попробуйте, Ольга, изменить свою жизнь, и Вам тогда не будет казаться, что спасение невозможно.
Нераскаянный грех
Пару лет назад, страдая от неразделенной любви, у меня возникали мысли о самоубийстве. Сейчас, слава Богу, таких мыслей нет. Но я на исповеди говорила, что у меня плохие помыслы возникали. Но я не имела ввиду мысли о самоубийстве. Надо ли отдельно называть этот грех?
У меня семья совсем недавно пришла к вере. Но папа не хочет ничего слышать об этом. Он ни разу не был на исповеди. И очень часто говорит мне, что вера мне ни к чему. Я даже и не знаю, что делать. Подскажите. Заранее благодарю.
Наталья.
Уважаемая Наталья!
По Евангельскому учению любое намерение к греху, любая мысль о грехе приравнивается к самому греху: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). На основании этого мысли о самоубийстве являются тяжелым грехом. Следовательно, их нужно обязательно исповедовать отдельно. Плохие мысли — это слишком общее понятие, к ним можно отнести столько всяких мыслей… Поэтому их необходимо называть конкретно. Положено конкретно исповедовать даже плохие сны (они могут быть блудными, богохульными и т.д.).
Слова Вашего папы о ненужности веры — не его слова, а слова извечного врага рода человеческого, то есть дьявола. Человек — образ и подобие Самого Бога, поэтому без веры он жить не может. Без веры человек уподобляется животному, живущему инстинктами. «Без Православия русский человек — дрянь», — справедливо говорил Достоевский. Также широко известны его слова: «Если нет Бога, тогда все позволено». Отступление России от Бога и от веры, по пророчеству того же Федора Михайловича и праведного Иоанна Кронштадтского, привело к разрушительным революциям и войнам, гибели десятков миллионов людей, разрушительным процессам в государственности, экономике, социальной сфере, культуре, а самое страшное — в семье и личности. Безбожие и вседозволенность привели к тому, что сейчас страшно становится жить. Только вера помогала русскому народу выстоять в годины лихолетий.
Величайшие ученые (Ньютон, Галилей, Менделеев, Эйнштейн), врачи (Павлов, Пирогов, Сеченев), полководцы и флотоводцы (Суворов, Кутузов, Ушаков, Жуков) и многие другие выдающиеся люди не могли жить без веры. Ньютон, например, написал толкование на Библию. Менделеев говорил, что Бог во сне (!) открыл ему принцип периодической системы химических элементов, а он только записал ее. Не думаю, что Ваш папа мудрее всех этих известных людей. Целая историческая общность — казаки — провозгласили своим главным лозунгом «Казак без веры — не казак».
Вера дает человеку главное — спасение безсмертной души. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Даже более того: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 17-18).
Безусловно, вы должны любить и чтить Вашего отца, молиться о его вразумлении, чтобы и он пришел к вере, которую сейчас, по крайней мере на словах, отрицает. Проявите любовь и заботу и научитесь прощать слабости и заблуждения близких людей. И не смущайтесь их ошибочными суждениями.
Протоиерей Сергий Гусельников
Уединитесь в укромное место, чтобы вас никто не тревожил. Зажгите свечу или лампадку. Встаньте перед иконами (иконы желательно Иисуса-Вседержителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца, и, если есть, то Иоанна Златоуста — замечательная и очень сильная икона!)
Сначала прочтите молитву Отче Наш, в этот момент думая только о Господе и о Его помощи вам, не отвлекайтесь другими мыслями.
Теперь поблагодарите Господа за всё добро, что Он делает, за жизнь вашу, даже если она и не ладится, попросите у Господа прощение за все грехи ваши вольные и невольные.
И приступайте к чтению молитвы. Читайте медленно, разборчиво, вдумываясь в каждое слово и осознавая то, что вы читаете.
О, святителю великий Иоанне Златоусте! Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается. Се бо отроком послушания образ явился еси, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюжде любовь разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грещнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союз мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоем’у молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Если у кого нет иконы «Трёх Радостей», то обязательно купите — молитесь ей и увидите, как одна радость за другой придёт ТРИ РАДОСТИ!!!
Молитва перед иконой «Трёх Радостей»:
О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, царствующего града и святаго храма сего покрове, всем верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб твоих, но умоли сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом Твоим покланяющымся, по коегождо потребе радость дарует: грешником вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущым в скорбех и печалех утешение; в бедах и озлоблениих пребывающым совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным надежду и терпение; в радости и изобилии живущым непрестанное Богу благодарение; сущым в болезни исцеление и укрепление. О госпоже Пречистая! Умилосердися ко всем чтущым всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление: от враг видимых и невидимых люди твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам по-даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную предстательницу рода христианскаго, и сие ведущие, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со безначальным Его Отцем и единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
И ещё одна иконочка должна быть в каждом доме, очень помогает несчастным и скорбящим людям — икона «Всех Скорбящих Радость»!
Молитва перед иконой «Всех Скорбящих Радость»:
Боголюбивая Царице, неискусомужняя Дево, Богородице Марие, моли за ны Тебе возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего: подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земле плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны российская от нахождения иноплеменных заступи, и от междоусобныя брани сохрани. О Мати боголюбивая Дево! О Царице всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша. Аминь.
Всем удачи и благополучия! Да поможет вам Господь!!!
Если вы находитесь в состоянии горя или депрессии, вполне может быть, что вы обнаружите, что вам трудно молиться или вы не можете молиться вообще. Во время депрессии такое состояние «молитвенной сухости» встречается очень часто. Из десятков верующих людей с депрессией, с которыми я имела дело, не было ни одного, кто не жаловался бы на молитвенные трудности. Кажется, что неспособность к молитве можно рассматривать как один из симптомов состояния депрессии.
Горькая ирония жизни: как раз тогда, когда поддержка Господа и ощущение Его присутствия особенно важны для человека, обращение к Нему не получается. Вы пытаетесь молиться, но чувствуете, что ваша молитва формальная, механическая, слова молитвы кажутся вам бессмысленными, и от этого вам становится еще хуже. Вы начинаете испытывать чувство вины за то, что вы такая плохая христианка (или плохой христианин), а чувство вины, как водится, усугубляет ваше и без того нелегкое состояние.
Если такое происходило или происходит с вами, не переживайте: вы в обычной ситуации, которая представляет из себя правило, а не исключение. Если в горе или в депрессии вы не можете молиться, как раньше, не терзайте себя упреками в недостатке веры и в том, каким бездуховным вы стали. Не думайте, что с вами произошло что-то необратимое и что вы навсегда попали в объятия Сатаны. Когда ваша депрессия закончится (а она обязательно закончится, поверьте мне!), вы снова обретете желание и способность молиться. Помните: наш Бог – не бухгалтер, тюремщик и судья в одном лице, который конторской книгой в одной руке и с секундомером в другой с пристрастием следит за вами, отмечает количество и продолжительность ваших молитв, а потом выносит вам приговор. Он – любящий и всепрощающий Бог, Чья любовь так велика и сильна, что не поддается оценке человеческим разумом. Он видит вас, понимает, каково вам сейчас и хочет вам помочь.
Некоторые советы тем, кто испытывает трудности в молитве при депрессии: Несмотря ни на что, попытайтесь все же молиться каждый день, хотя вам и не хочется. Не требуйте от себя слишком многого. Не проводите сравнений с тем, что было, когда у вас не было депрессии. Не становитесь на молитву, заранее определив ее время (скажем, 10 или 15 минут). Возможно, у вас не получится молиться так долго, что даст вам еще один повод к самобичеванию (чем вы уже и так слишком усердно занимаетесь).
При депрессии трудно сосредоточиться на чем бы то ни было, включая молитву. Пусть ваша молитва будет краткой, но прочувствованной. Если вас мучают угрызения совести, что вы не можете молиться подолгу, «как раньше», разбейте вашу молитву «на кусочки» и молитесь по одной минуте несколько раз в день. Помните: лучше краткая молитва, чем никакая! В состоянии депрессии лучше молиться своими словами (когда вы читаете молитву, из-за рассеянного внимания велика опасность соскользнуть в механический «бубнеж»). Поделитесь с Богом вашей болью. Например, вы можете сказать: «Господи, мне так плохо сейчас. Я не знаю, как мне жить дальше. Господи, прости меня и помоги мне!» Или: «Господи, у меня так тяжело на душе, что я даже не могу молиться. Прости меня, Господи, и помоги мне выйти из этого состояния». Если даже такие совсем короткие молитвы представляют для вас трудность, помолитесь «Иисусовой молитвой»: «Господи, помилуй меня, грешного».
Если вы хотите молиться известной молитвой, а не своими словами, возьмите краткую, простую, хорошо известную, например, «Отче наш». Постарайтесь, несмотря на ваше настроение, прочесть ее с чувством, а не автоматически. Однако не обвиняйте себя, если вам покажется, что вы молитесь «не от души». Бог вас слышит.
Если вам трудно все выше перечисленное, напишите короткую (в одну фразу или пару фраз) молитву на карточке или маленьком листочке бумаги. Носите ее с собой и читайте по несколько раз в день.
Помните: молясь, вы боретесь с депрессией!
Помните: ваше состояние – не навечно. Мужайтесь и наберитесь терпения. Божья любовь всегда с вами.
Мой Александр Солженицын
Мой Александр Солженицын. Размышления на тему: публицист или художник?
«На хребте славы земной
я с удивлением оглядываюсь на тот путь
через безнадежность – сюда,
откуда и я смог послать человечеству
отблеск лучей Твоих.
И сколько надо будет,
чтобы я их еще отразил, —
Ты дашь мне.
А сколько не успею –
Значит, Ты определил это другим».
Александр Исаевич Солженицын, «Молитва».
Писательская судьба выдающегося русского прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе, сложилась в суровом для России XX веке с 1918 по 2008 год. Сложная судьба у писателя – еще более сложнее и тяжелее (хотя тут мы не смеем судить) у героев его произведений.
Для анализа сошлемся на книгу «Александр Солженицын, «Рассказы и Крохотки», Санкт-Петербург, Издательская Группа «Азбука – классика», 2009 год. Собранное в этой книге представляет ранний и поздний период творчества Солженицына.
Рассказы 1959 – 1966 годов открывает еще в школе изученный «Один день Ивана Денисовича». Затем «Матренин двор», «Правая кисть», «Случай на станции Кочеткова», «Для пользы дела», «Захар-Калита», «Как жаль» и «Пасхальный крестный ход». Все это о праведниках и горькой правде: люди страдают по воле государства, истории и по воле других людей, случайно оказавшихся выше по служебному положению или богаче…
2
Выбивается из ряда этих рассказов «Пасхальный крестный ход». И хотя рассказ написан в 1966 году, ощущение, что побывала на московском крестном ходе у Храма Христа Спасителя. В смысле поругания, непонимания церковных ценностей молодежью, которая может пить, курить, ругаться матом, плевать на асфальт в эту святую ночь возле храма (!), придя к нему, как на зрелище. «Татары наверное не наседали так на Светлую Заутреню», — пишет Солженицын. «Девки в брюках со свечками и парни с папиросами в зубах, в кепках и в расстегнутых плащах (лица неразвитые, вздорные, самоуверенные на рубль, когда не понимают на пятак; и простогубые есть, доверчивые; много этих лиц должно быть на картине) плотно встали и смотрят зрелище, какого за деньги нигде не увидишь». (А. Солженицын, «Рассказы и Крохотки», Санкт-Петербург, Издательская Группа «Азбука-классика», 2009 год, стр. 263). О! Как это все напоминает сегодняшнюю молодежь, когда в пасхальную ночь молодые люди спрашивают у администратора гостиницы: «А девчонки где все?» И пошлый до омерзения ответ (уж лучше б промолчала администратор): «Идите в церкви их ищите». И это милицейское в форме рядом с церковью, с пасхальным крестным ходом как неотъемлемый атрибут времени: «Не будет же милиция папиросы вырывать из зубов, не будет же она шапки с голов схлобучивать: ведь это на улице, и право не верить в Бога ограждено конституцией. Милиция честно видит, что вмешиваться ей не во что, уголовного дела нет». (А. Солженицын, там же, стр.262). О! Как это все напоминает наши дни, когда с бутылками пива идут на Крестный ход (!), а милиция… а что, собственно, она? Какие русские выросли, — содрогается писатель. Да уж, действительно. Только вот описан Крестный ход 1966 года, а узнаешь в нем сегодняшний, значит – не статья это, не публицистика. Публицистике заглянуть на десятилетия вперед не дано. Этот рассказ словно картина, мастерски написанная яркими, жгущими глаза красками Художником Слова. И, вроде, сегодня не 1966 год,
3
а 2010, но картина, увы, узнаваемая, только столпотворение на Крестный ход больше… только с Верой ли приходят? Впрочем, не будем уходить от выбранной темы, не нам уж о религии.
А какая благородность нашей родимой милиции показана в рассказе «Как жаль»… Уму непостижимо: борьба с преступностью на высшем уровне показана, м-да. «Протокол нужно составлять. И штрафовать…» за оторванную с витрины трехдневной давности газету. » — Это что ж, гражданка? Будем двадцать пять рублей платить?..» О, как это похоже на сегодня. А дата под рассказом – 1965 год. Времена меняются, люди – нет. Вот уж правда. Не публицист тут автор, нет…
Рассказ Захар- Калита об отношении нас к нашей истории. Жгуче написанный, острый рассказ. «Не ленились и долы зубилом выбивать по чугуну и гвоздями процарапывать, а кто послабей – углем писать на церковных стенах» — ЗДЕСЬ БЫЛ… О Поле Куликовом рассказ, о том, какое оно сегодня. Но есть все же русские, которым дорога история страны – таков сторож Куликовского поля Захар-Калита.
А вот рассказ «Для пользы дела» про то, как отнимали у подростков новое здание техникума. Чем-то очень напоминает наши дни, когда в детсад очередь. Ну, не знаем. И опять только 1963 год, а словно сегодня. Публицисту предвидеть будущее не дано, а вот Художнику Слова запросто.
«Случай на станции Кочеткова», если вкратце, о том, что у власти «брака не бывает». Сколько художественных деталей в этом рассказе, какие образы женщин в войну… какие они разные: Валя, Полина, Антонина, тетя Фрося. Люди и в войну свое не упускали. В то время, когда у других в голове лишь одно:
4
Наши села в огне и в дыму города…
И сверлит и сверлит в исступленьи
Мысль одна: да когда же? Когда же? Когда
Остановим мы их наступленье?!
Рассказ «Правая кисть» — это почти «Повесть о капитане Копейкине» Гоголя, смысл тот же. В этом рассказе страшен характер медсестры, которая больных принимает «только с девяти утра!»… Ей все равно, что человек помирает. Сегодняшнее тоже чем-то напоминает, особенно бесплатные рецепты по льготам только на дешевые лекарства. Не изменился наш медперсонал с 1960 года, нет. А сегодня 2010 год.
«Матренин двор» показывает, как страшно, что мы порой не замечаем, порой считаем дураками и раззявами тех, кто служит людям, кто прост душой, у кого нет ничего, кроме колченогой кошки и козы, но кто всегда помогает людям безвозмездно. А как страшна борьба родственников за «состояние» стариков. И сегодня таких полно! Опять, не просто о жизни, а высокохудожественная картина, с проникновением в души людские.
Равнодушным не может оставить читателя лагерный день Ивана Денисовича Шухова, которых было в его жизни «три тысячи шестьсот пятьдесят три», когда человек, как зверь, рад только сну, теплу и еде.
Много об истории страны в непростое время изломов можно почерпнуть из солженицынских «Двучастных рассказов», написанных в 1993 – 1998 годах. Непростые судьбы людей на переломах нашей истории – читаешь, не отрываясь.
Солженицын пишет все это с единственной думой, с молитвой о России, о ее народе, которому столько пришлось выстоять, вытерпеть, снести на своих плечах. Лучше не попросишь у Бога за Родину, чем сделал это Мастер Слова, публицист и одновременно художник – больше художник –
5
Александр Исаевич Солженицын; помолимся вместе с великим русским классиком XX века:
«Отче наш Всемилостливый!
Россиюшку Твою многострадальную
Не покинь в ошеломлении нынешнем,
В ее израненности, обнищании
И в смутности духа.
Господи Вседержитель!
Не дай ей, не дай пресечься:
Не стать больше быть.
Сколько прямодушных сердец
И сколько талантов
Ты поселил в русских людях.
Не дай им загинуть, погрузиться во тьму, —
Не послуживши во имя Твое!
Из глубин Беды –
Вызволи народ свой неукладный.»
(А. Солженицын, «Молитва о России»).
Работа написана 29 – 30 сентября 2010 года.
К девяностопятилетию Александра Исаевича Солженицина
Солженицын Александр Исаевич – русский писатель, лауреат Нобелевской премии (1970)
11 12 1918 — 03 о8 2008
11 декабря ему исполнилось бы 95 лет.
Сначала ничего не хотела писать по поводу этой даты. В те давние годы, когда печатали книги Солженицина в журналах, все начинала читать и ничего до конца не осилила, и позднее не получилось, поэтому нет моего личного отношения к его прозе, только то, что на слуху, из фильмов.
Но сегодня услышала о музыкальной композиции ко дню рождения Александра Исаевича и услышала в исполнении Александра Филиппенко вот это:
ГОРОД НА НЕВЕ
Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь — оберегают сокровища или дремлют. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки…
Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! — ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты.
Чуждое нам — и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы — желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные.
Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слезы жён — всё это тоже забудется начисто? Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?..»
И не смогла восхитившись промолчать. Не каждый пойдет в Большой зал московской Консерватории, поэтому предлагаю и вам прочитать несколько этих маленьких рассказиков-стихов, которые называются «Крохотки» (взяла, конечно, из интернета, за что — спасибо)
А. И. Солженицын «Крохотки»
(1958-1960)
СПОСОБ ДВИГАТЬСЯ
Что был конь — играющий выгнутою спиной, рубящий копытами, с размётанной гривой, с разумным горячим глазом! Что был верблюд — двугорбый лебедь, медлительный мудрец с усмешкой познания на круглых губах! Что был даже черноморденький ишачок — с его терпеливой твёрдостью, живыми ласковыми ушами!
А мы избрали?.. — вот это безобразнейшее из творений Земли, на резиновых быстрых лапах, с мёртвыми стеклянными глазами, тупым ребристым рылом, горбатое железным ящиком. Оно не проржёт о радости степи, о запахах трав, о любви к кобылице или к хозяину. Оно постоянно скрежещет железом и плюёт, плюёт фиолетовым вонючим дымом.
Что ж, каковы мы — таков и наш способ двигаться.
ДЫХАНИЕ
Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.
Я стою под яблоней отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми — не знаю, как лучше.
Вот, пожалуй, та воля — та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью.
Пусть это — только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней — можно ещё и пожить!
ОТРАЖЕНЬЕ В ВОДЕ
В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далёких: даже если не мутен он, даже если свободен от пены — в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья неверны, неотчётливы, непонятны.
Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, — лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое перышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.
Так и ты, так и я. Если до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим бессмертную чеканную истину, — не потому ли, значит, что ещё движемся куда-то? Ещё живём?..»
И молитва от Солженицына:
МОЛИТВА
Как легко мне жить с Тобой, Господи!
Как легко мне верить в Тебя!
Когда расступается в недоумении
или сникает ум мой,
когда умнейшие люди
не видят дальше сегодняшнего вечера
и не знают, что надо делать завтра, —
Ты снисылаешь мне ясную уверенность,
что Ты есть