Содержание
- Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи
- Голова Иоанна Предтечи
- Усекновение головы Иоанна Предтечи: наши дни
- Голова на блюде
- Значение иконы Усекновение главы Иоанна Предтечи и в чем помогает образ, тексты молитв
- История происхождения
- Описание и значение в православии
- Где можно найти образ святого
- О чем просят перед иконой
- Текст молитвы
Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи
Тимофей Китнис в роли ведущего в документальном сериале “Неизвестная Европа” с главой Иоанна Крестителя в руках. Амьен, Франция
История честной главы Иоанна Предтечи– на ее счету было три обретения – очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Значение Иоанна Крестителя для верующих всегда было очень важно. После Богоматери, этот святой, которому отведено самое большое количество церковных праздников, это один из очень малого числа святых, чье рождество отмечается Церковью. Особое внимание уделено Крестителю в Евангелии, а также многими современниками было отмечено, что и в 30-е годы I века Иоанн Предтеча был очень известным святым, вызвавшим широкий резонанс.
Поэтому мощи святого Иоанна Предтечи всегда имели большую важность, а его глава рассматривалась как особая, очень значимая святыня, оттого в Церкви и празднуются все три обретения главы. И действительно, существует много подтверждений тому, что истинная глава, или часть главы, находится, к примеру, в монастыре святого Сильвестра в Риме, в мечети Омейядов в Дамаске (кстати говоря, Креститель почитается не только христианами, но и мусульманами – как великий праведник), в Нагорном Карабахе в Армении, на Афоне.
Но если мы говорим о наиболее вероятном месте нахождения святыни, то это, конечно, собор Амьенской Богоматери во Франции. По той простой причине, что из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы (а в Амьенском соборе хранится только лицевая часть главы) имеет четкий исторический путь.
Место 3-го Обретения Главы Иоанна Предтечи Каман. Абхазия. Фото www.wikipedia.org
Не буду утомлять большим количеством фактов, относящихся к первому и второму обретению, и сразу перейду к моменту третьего обретения главы Крестителя. В период иконоборческих гонений главу Иоанна Предтечи было решено скрыть – и в начале IX века она была перевезена в Команы (город, находившийся недалеко от современного Сухуми).
Есть несколько источников, свидетельствующих о том, что в 842 году глава Крестителя была перенесена из Коман в Константинополь. Также сохранилось свидетельство паломника Антония о том, что в 1200 году глава Крестителя уже была разделена – он видел только лицевую часть.
Затем наступает Четвёртый крестовый поход, во время которого был взят Константинополь. В одном из разрушенных дворцов католический священнослужитель Валлон де Сартон находит лицевую часть святыни на серебряном блюде, покрытую выпуклым хрустальным стеклом. Блюдо ему приходится продать, чтобы добраться в Пикардию, куда в 1204 году он перевозит главу Крестителя.
С тех пор святыня постоянно находится в главном городе Пикардии Амьене – и великолепный собор Амьенской Богоматери строят здесь как некий драгоценный ковчег для хранения главы, которая сразу становится известной и почитаемой святыней Франции. К ней паломничают короли – Людовик Святой, его сын Филипп Отважный – и другие. От нее исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя. Также у французов даже возникла традиция мириться около святыни.
Фото www.thomas-tdf.de
В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека. Сам тип лица был определен как средиземноморский. А также было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы – между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом. А как известно, когда глава Крестителя досталась Иродиаде, та, находясь в состоянии одержимой ярости, пронзила главу кинжалом.
Мы не можем с точностью заявить о подлинности той или иной части главы святого Иоанна Крестителя, однако пока при лицевой части святыни, находящейся в Амьене, не было найдено ни единого факта, который бы противоречил тому, что она могла принадлежать Иоанну Крестителю.
Кстати о пребывании главы Иоанна Предтечи в Амьене упоминает и Святитель Димитрий Ростовский в житиях, а это значит что уже в XVII веке к Амьенской главе совершались, в том числе, и православные паломничества.
Читайте также другие материалы об Иоанне Предтечи
Голова Иоанна Предтечи
Буквы этой статьи сплетут для вашей фантазии удивительное путешествие в католический собор в Амьене, находящийся во Франции, к голове Иоанна Предтечи.
Усекновение головы Иоанна Предтечи: наши дни
«Падре просил передать свои извинения, что не смог вас встретить, он заболел», — объясняет нам, жизнерадостный круглолицый староста католического собора в Амьене. «Это так интересно, русские часто приезжают сюда, к голове Иоанна Предтечи. Такими большими группами и так далеко едут! Мы рады, что вы приезжаете, и что вам это интересно», — объясняет он.
Где находится самый великий памятник готической архитектуры? А почему и для чего он был построен?
Путешествовать по Европе и знакомиться с высотами европейского искусства, не принимая во внимание христианскую историю – практически бесполезное занятие — слишком многое останется «за кадром», непонятным и моментально забытым. Так, большинство величайших соборов Франции связаны с великими христианскими святынями неразделенной Церкви, но об этом часто не знают даже экскурсоводы. Большинство знакомых, не раз бывавших в Париже, с огромным удивлением и досадой узнали, что Сен-Шапель построена ради Тернового венца, пребывает он в Нотр-Даме, а Шартрский собор построен для Покрова Пресвятой Богородицы. Ни словом экскурсоводы об этом не обмолвились.
Продолжая путь по православным святыням Франции вместе с паломническим центром святого апостола Фомы, мы оказываемся в одном из самых северных городов – Амьене. Здесь, где уже веет ледяное дыхание Северного моря, намного холоднее, чем пару часов назад было в Париже.
Пустые улицы январского Амьена
Амьен предстал нашим глазам как город одной свечи: на улице ни одной души, ни одной машины, а в самом центре города величественнейший готический собор, в котором и хранится святая глава Иоанна Предтечи.
Собор в Амьене
Многострадальна судьба святой главы. Отрубили Крестителю голову по приказанию жены Ирода Иродиады: Пророк обличал Ирода за незаконную женитьбу на жене брата. Дочь Иродиады Саломея, соблазнив Ирода и гостей пляской, в ответ на восторженное предложение Ирода просить, чего она хочет, по совету матери потребовала на блюде главу Предтечи-обличителя.
Ирод безумный нещадно отсекает твою главу, обличающую его прескверный нрав: Христос же тебя, треблаженне, как Крестителя, делает главой Церкви, всех Содетель Господь, и всех Избавитель.
Иродиада проткнула уже бездыханную главу кинжалом, а потом закопала главу рядом с дворцом. Спустя некоторое время, Ирод с Иродиадой решили проверить, на месте ли глава: не найдя ее, они решили, что Предтеча воскрес, и что Христос – воскресший Предтеча.
Сначала глава пребывала в Елеоне, затем у бедняка из Емесы, потом – в Константинополе. В период иконоборчества главу прятали до времени возобновления почитания святых икон. Но вот наступают последние времена Византии, уже недалеко падение Константинополя под турецким господством, уже скоро Святой Софии стать мечетью. 1204 год. Город грабят крестоносцы. Повторю уже не раз высказанную мысль — увидев судьбу христианских храмов первых веков на территории бывшей Византии, можно даже порадоваться тому, что крестоносцы оказались здесь раньше иноверцев — хотя бы часть христианских святынь уцелела до наших времен.
Именно так в одних развалинах одного дворца каноник Валлон де Сартон находит блюдо, на котором под стеклом– лицевая часть головы. Над бровью – отверстие. На блюде надпись, что эта глава – Иоанна Крестителя, а отверстие – от кинжального удара Иродиады по отрубленной голове.
Что тя наречем, пророче? Ангела ли? апостола ли? или мученика? Ангела, зане яко безплотен пожил еси. Апостола, яко научил еси языки. Мученика же, яко твоя глава за Христа усечеся. Егоже моли, помиловати душы нашя.
Каноник Валлон де Сартон решил принести голову Предтечи в Пикардию – и в 1206 году епископ города в третье воскресенье Рождественского поста торжественно встречает великую святыню. Ради главы Предтечи начинается строительство собора в Амьене – это самый великий готический памятник Европы.
В эпоху революции главу хотели отправить на кладбище, но мэр города под страхом казни сохранил мощи у себя дома, и только в 1945 году, когда окончательно миновала угроза оккупации, глава была окончательно возвращена в собор.
Голова, которая проповедала Агнца Божия, пришедшего во плоти, и возвестила всем путь спасения в покаянии по Божественным заповедям, которая обличила преступление Ирода и за это была отсечена от тела, — на время сокрытая в земле, ныне воссияла, как светозарное солнце, взывая: покайтесь и с умиленной душой обратитесь ко Христу, подающему миру богатую милость… (русский перевод стихиры службы обретения главы Предтечи)
Другая часть главы Предтечи сейчас хранится в мечети Омейядов в Дамаске — в гробнице Иоанна Крестителя. Святитель Димитрий Ростовский, описывая обретения головы Иоанна Предтечи, указывал местоположение святой главы именно в Амьене: «…Честная глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала положена была в царских палатах, а потом часть ее в Студийском Предтечевом монастыре; в этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 г.; другая часть главы была в Петре в монастыре Продром, крестоносцами она перенесена в Амиень во Франции, часть ее перенесена в Рим и находится в церкви папы Сильвестра. Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и Угровлахийском монастыре Калуи».
«Когда мы только начинали возить сюда православных паломников, христианам на Западе была не очень знакома наша традиция поклонения мощам. Первые наши группы стали свидетелями того, как Главу извлекали из старого, добротного шкафа в ризнице. И по договоренности руководителя нашего центра и настоятеля Ахене – архимандрита Иосифа (Пустоутова) выносили для поклонения людям, приехавшим специально. Однажды, в суете, положили Главу прямо на простой «венский» стульчик, поставив его около Престола. Так мы и отслужили молебен и только после, спохватившись, староста храма, вынес красивую золотую подставу, предназначенную для таких вот особых, торжественных случаев», — рассказывает Эльвира Китнис, соруководитель паломнической службы святого апостола Фомы в Европе. Глядя на православных паломников и католики стали более благоговейно относиться к святыне.
Голова Иоанна Предтечи
После войны ученые провели несколько детальных исследований главы и установили, что эта лицевая часть главы принадлежит мужчине семитского типа возраста около 30 лет, и жил он в средиземноморском регионе в первом веке по Рождестве Христовом.
Глава Иоанна Предтечи
От земли возсиявши Предтечева глава, лучи испущает нетления, верным исцелений: свыше собирает множество Ангел, доле же созывает человеческий род, единогласно славу возсылати Христу Богу
В полупустом соборе поем тропарь и кондак Усекновению головы Предтечи, рядом с нами останавливается несколько заинтересовавшихся происходящим католиков.
В амьенском соборе
Благодарим круглолицего старосту за открытый доступ к главе, и надеемся, что больше православных паломники будут приезжать в холодный Амьен преклонить колена перед святой Предтечевой главой.
Фото Анны и Анатолия Даниловых, подготовлено при содействии паломнического центра св. апостола Фомы в Европе.
Собор Амьена
Узнать больше об усекновении головы Иоанна Предтечи вы можете из следующих статей:
Усекновении главы Иоанна Предтечи: иконы, картины, молитвы, проповеди
Служба Усекновения главы Иоанна Предтечи
Согласно древней традиции, место погребения Иоанна Крестителя было в Севастии, недалеко от современного города Наблус в Западном берегу Иордана.
Историки Руфин и Феодорита в своих записях говорят о том , что святыня была оскверненные Юлианом Отступником около 362 года, черепные кости были частично сожжены.
Однако часть спасенных реликвий унесли в Иерусалим , затем в Александрию , где 27 мая 395 года , они были заложены в базилике , которая была посвящена Иоанну Крестителю на месте бывшего храма Сераписа .
Гробница в Севастии продолжала быть открытой для посещения благочестивых паломников .
Сегодня считается, что могила Иоанна Крестителя размещена в исламской мечети Nabi Яхья ( «Иоанн Креститель мечеть»).
Что стало с головой Иоанна Крестителя трудно определить. Никифор и Симеона Метафраст говорят , что Иродиада голову Крестителя похоронила в крепости Machaerus (в которой и произошло это усекновение).
Другие авторы говорят , что голова была предана земле во дворце Ирода в Иерусалиме; там она была обнаружена во время правления Царя Константина , а оттуда тайно доставили в Эмесы , в Финикии , где она была сокрыта, место оставалось неизвестно в течение многих лет, пока глава не обрелась через откровение в 453 году.
На протяжении веков было много расхождений в различных легендах и утверждениях о хранении реликвии и во всем христианском мире.
Сегодня в несколько разных местах утверждают, что именно они обладают отрезанной головой Иоанна Крестителя.
Римско — католическая традиция считает , что глава покоится в базилике Сан — Сильвестро в Риме, эту версию поддерживает и Папа Римский Бенедикт XVI , который в августе 2012 года молился там в праздник Усекновения главы Крестителя.
Исламская традиция утверждает , что глава святого Иоанна Крестителя была погребена в некогда называемой базилики Святого Иоанна Крестителя в Дамаске, то теперь мусульмане её как свою святыне перезахоронили в мечети Дамаска.
Папа Иоанн Павел II эту версию признал и посетил могилу Иоанна Крестителя в мечети Омейядов в ходе своего визита в Сирию в апреле, 2001.
Есть место в Турецкой Антиохии, где тоже показывают глову Крестителя.
Монахи католического монастыря на юге Франции утверждают, что голова Св.Иоанна Крестителя находится у них в монастыре.
На горе Афон в православном румынском скиту Продромос, тоже показывают часть гловы Иоанна Крестителя.
Полный череп Иоанна Крестителя можно видеть и в католическом соборе города Мюнхена.
Часть черепа Иоанна Крестителя гостям показывают во дворце Топкапы, это уже в Турецком Стамбуле.
Во время Мехмеда Завоевателя , череп был перевезён в Топкапы, а после его смерти, его мачеха Мара Бранкович , сербская принцесса, привезла череп в Сербию . Затем он хранился некоторое время в монастыре Дионисия на Афоне , а затем фрагмент черепа был направлен на соседний остров, чтобы предотвратить вспышку чумы; Далее Османской флот захватил святыню и передал её с Гасан — пашой в Африканский Алжир , там держал череп в своем доме до смерти. Затем родственниками череп был возвращен в Топкапы. Череп хранится на золотой пластине , украшенной золотыми полосами с драгоценными камнями. Сама пластина хранится в сосуде из горного хрусталя 16-го века.
А вот Коптская Церковь утверждает, что все мощи Св.Иоанна Крестителя находятся у них в Египте, в копском монастыре Макария Великого.
Всё бы хорошо, но в 2010 году вдруг и Православная Церковь Болгарии заявила, что они нашли главу Иоанна Крестителя. И ни где нибудь, а в земле, в могиле в развалинах старого монастыря!
Местные археологи открыли реликварий в августе и обнаружили фрагменты костей черепа, руки и зуб, которые , по их мнению , принадлежат именно Иоанну Крестителю, на основе их интерпретации греческой надписи на реликварии. Болгарский православный епископ , который был свидетелем открытия предположил , что мощи , возможно, были подарком церкви 11- го века, которая находилась на том месте и возможно была освещена в честь Иоанна Крестителя. Экспертиза подтвердила, что эти останки человека жившего в одно время с Иисусом Христом.
Здесь перечислены далеко не все места, которые хранят у себя такую реликвию, как святую голову Иоанна Крестителя. Но если начать просматривать, где находится десница Иоанна Крестителя, которой он крестил Спасителя, то в мире столько десниц, что ещё больше чем голов, ну а сколько перстов Иоанна Крестителя разошлось по миру то и подсчитать трудно.
Однако по вере нашей и дано будет нам. И наверное каждый поломник, куда бы он не прибыл, в Турцию, Сирию, Францию, Болгарию или Италию, Грецию, Германию, Израиль, христианин искренне верит, что именно здесь он видит одну единственную настоящую главу Иоанна Крестителя и просит помощи у святого и конечно же бывает услышан!
Голова на блюде
Иродиада была внучкой царя Иудеи Ирода Великого — того самого, по инициативе которого произошло избиение младенцев. А по приказу его внучки был убит Иоанн Креститель — праведник и предшественник Иисуса Христа.
Имя иудейского царя Ирода Великого стало нарицательным: слово «ирод» в нашем сознании ассоциируется с жестокостью и бесчеловечностью. Тем не менее историки оценивают его деятельность не только отрицательно. Этот царь много сделал для строительства Иудеи. А вот о его внучке Иродиаде история не донесла до нас ни одного хорошего слова.
— Salik.biz
Язык мятежного Предтечи
Иоанн Креститель (Предтеча) был сыном Елизаветы (родственницы Марии, матери Иисуса Христа) и священника Захарии. Он появился на свет за несколько месяцев до того, кого христиане считают Спасителем. И позже в своих проповедях предрекал его появление.
Иоанн Креститель вел отшельнический образ жизни: носил простую, грубую одежду и питался самой простой пищей. В возрасте около 30 лет он стал ходить по Иудее, проповедуя ее жителям покаяние в грехах. Он крестил людей, омывая их в водах реки Иордан и говоря, что этот обряд принесет покаяние и очищение от грехов. Кроме того, Иоанн утверждал: «Я крещу в воде; но стоит среди вас , Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».
Увидев как-то Иисуса, Предтеча сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».
Вскоре Иоанн Креститель стал известен всем жителям Иудеи. Он пользовался большой популярностью среди соотечественников, хотя проповедовал явно не иудейскую традицию. Соотечественникам Крестителя явно импонировали аскетизм Иоанна, его желание сделать мир лучше, а также бесстрашие. Дело в том, что Предтеча не стеснялся никому говорить правду в глаза. И представителям власти — в том числе. За это ему предстояло заплатить дорогую цену.
Рекламное видео:
Жестокие кровосмесители
В то время Галилеей и Переей, частью Иудеи, где развернулись последующие страшные события, правил сын Ирода Великого — Ирод Антипа. Властительницей же этой местности считалась женщина по имени Иродиада. Она не была законной женой Ирода и вообще приходилась ему племянницей.
С детства Иродиада отличалась не просто склонностью к разврату. Она пренебрегала одним из самых главных правил — запретом на инцест. Эта женщина с ранних лет стремилась к самому высокому положению, поэтому в своих интимных предпочтениях она не выходила за «рамки» династии Иродиадов, основанной ее дедом.
Успех у мужчин собственной семьи сначала привел ее к браку с первым своим дядей Иродом Бефом. От него 20-летняя Иродиада примерно в 5 году нашей эры родила дочь Саломею. Брак между такими близкими родственниками был самой настоящей пощечиной для правоверных иудеев, боявшихся кровосмесительства как огня. Но это замужество Иродиады соотечественники еще как-то переварили.
Однако этот родственник показался недостаточно перспективным честолюбивой женщине. И она обратила свои взоры на следующего. Новым супругом развратницы стал другой дядя — Ирод Филипп. Народ содрогнулся. Но Иродиада плевать хотела на обычаи предков. Ее религией стала жажда власти.
И опять прокол — Ироду Филиппу не светило высокое положение. Ну что делать? Злая и властолюбивая Иродиада ломала руки от досады. Пришлось опять сменить спутника жизни. Им — не стоит в этом сомневаться — опять стал ближайший родственник. И опять дядя — Ирод Антипа, который к моменту начала совместной жизни с Иродиадой был правителем Галилеи и Переи. Конечно, эти части Иудеи — не целая Римская империя. Но лучше уж так, чем прозябать в рядовых аристократках, думала честолюбивая женщина. Тут следует отметить, что к моменту сближения с Иродиадой Ирод Антипа был женат на дочери Ареты, царя набатеев. Супруга не желала так просто отпускать мужа к разлучнице. Она нажаловалась отцу, и Арета пошел войной на Антипу. Сын Ирода Великого проиграл это сражение. Но к жене не вернулся — уж слишком околдовала его своими чарами красивая племянница Иродиада. Сколько людей погибло в том сражении — неизвестно. А для Иродиады кровь человеческая была жиже воды…
Став женой Ирода Антипы, Иродиада по большей части удовлетворила свои властные амбиции. Она счастливо жила с мужем и своей дочерью Саломеей. Подданных парочка грабила нещадно, облагая иудеев непосильной данью.
Народ пребывал в ужасе. Но, как это часто бывает, безмолвствовал. Алчная кровосмесительница наглела все больше.
Единственным человеком, который открыто выступил против зарвавшейся власти, был Иоанн Креститель. Этот человек, как мы уже писали, вел отшельнический образ жизни. И совсем не походил на холеных представителей местной аристократии. Он открыто клеймил кровосмесительницу и ее мужа, которые обирали свой народ.
Поначалу Иродиада не принимала Предтечу и все, что он говорил, близко к сердцу. «Мало ли что там несет какой-то оборванец», — думала она. Но вскоре Иродиаде стали доносить о том, что Иоанн, несмотря на свой нищий вид, пользуется большим авторитетом у иудеев (при том что некоторые его утверждения шли вразрез с иудаизмом). И она поняла: надо как-то его заткнуть. Но как? Неудачей стало то, что Ирод Антипа, который готов был всегда подчиниться коварной красавице, тут стал сопротивляться. Он утверждал: Иоанн — праведный муж и мудрец. Кроме того, Антипа не хотел казнить Крестителя в страхе перед народным гневом.
Единственное, чего добилась Иродиада, стало заключение Иоанна в крепости Махерон. Вот как описывает историк это страшное место: «Сама крепость образована была скалистым холмом, поднимающимся на чрезвычайную высоту и потому трудно досягаемым, но природа еще позаботилась о том, чтобы он был недоступен. Со всех сторон холм окружен невероятной глубины пропастями, так что переход через них практически невозможен. Западная горная впадина простирается на 60 стадий и доходит до Асфальтового озера, и как раз на этой же стороне Махерон достигает наибольшей высоты. Северная и южная впадины хотя и уступают в длине только что упомянутой, но тоже делают невозможным нападение на крепость. Что касается восточной, то она имеет не менее 100 локтей глубины, но примыкает к горе, противоположной Махерону».
Не стоило сомневаться в том, что заключение не стало серьезным испытанием для Иоанна — человека мудрого и аскета по своему складу. Это Иродиада поняла сразу же. И она решила во что бы то ни стало уничтожить Крестителя.
Казнь на день рождения
Шел 28 год нашей эры. В одну из ночей во дворце Ирода Антипы праздновали день рождения правителя. И гости, и хозяева после полуночи были пьяны настолько, что уже не помнили себя от веселья и нетрезвой удали.
В этот момент в голове Иродиады созрел коварный план. Она попросила свою юную дочь Саломею станцевать перед гостями развратный танец в обнаженном виде. Это предложение очень понравилось Антипе. Но тут испорченная с юных лет Саломея, как и надоумила ее мать, решила немного поломаться. Пьяный Антипа заявил: он готов заплатить любую цену за танец. И Саломея «по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф. 14:8-11).
Иоанна умертвили. Его голову принесли на блюде Саломее — та позвала мать, и Иродиада в бешенстве исколола иглой язык человека, который столько правды сказал народу о ней…
Что было потом? Согласно одной версии, Антипа с Иродиадой потеряли власть и умерли в бедности примерно в 40 году нашей эры. Согласно другой, земля разверзлась под ногами убийц и поглотила их…
Гибель Саломеи также была страшна — ее насмерть затерли льдины реки, которую она переходила зимой. Две льдины сомкнулись у нее на шее и оторвали ей голову так же, как некогда нож убийцы отрезал голову Иоанна Крестителя.
Мария КОНЮКОВА
Значение иконы Усекновение главы Иоанна Предтечи и в чем помогает образ, тексты молитв
Икона, посвященная Усекновению главы Иоанна Предтечи, считается одной из самых значимых святынь Церкви. На ней изображена сцена мученической смерти величайшего праведника, крестившего самого Спасителя. Верующие молятся святейшему образу и просят Иоанна укрепить их в вере, смилостивиться и простить все прегрешения. Памяти этой трагической даты посвящено богослужение 11 сентября.
История происхождения
Иоанн Предтеча, или Креститель, — пророк, предсказавший пришествие Господне. Этот человек жил в одно время со Спасителем, долгое время проповедовал, призывал людей раскаяться в грехах, проводил обряд крещения в реке. Иоанн был родственником Иисуса Христа. Именно он крестил Спасителя в водах святейшей реки Иордан, хоть и считал себя недостойным такой высочайшей чести.
Проповедник обличал царствующего в то время в Галилее царя Ирода Антипу, который жил в грехе, то есть сожительствовал с женой своего брата Иродиадой. Правитель разгневался и приказал посадить Иоанна в тюрьму. Правда, казнить праведника не решался, так как боялся народного бунта, ведь люди проповедника любили.
Иродиада ненавидела Иоанна Крестителя и хотела с ним поквитаться. Однажды представился подходящий случай: царь Ирод устроил пир в честь своего дня рождения, а Саломия, дочь Иродиады, так танцевала, что понравилась правителю, и тот поклялся исполнить любую ее прихоть. Посоветовавшись с матерью, ненавидевшей сидящего в тюрьме пророка, девушка попросила Ирода отрубить Иоанну голову. Царь, хоть и понимал, чего ему это будет стоить, но согласился.
Воин Ирода тотчас же казнил проповедника. Голову Иоанна на блюде преподнесли Саломии. Девушка отдала ее матери. Правда, Иоанн Креститель даже после своей смерти продолжал обличать царя Ирода и Иродиаду. За это голову проповедника закопали в нечистом месте. Правда, жена домоправителя Хузы, Иоанна, спустя какое-то время откопала ее, положила в сосуд и перезахоронила на Елеонской горе.
Спустя какое-то время все виновные в смерти Иоанна Крестителя понесли Божье наказание. Саломия провалилась под лед, переходя зимой реку Сикорис. Девушка какое-то время барахталась в ледяной воде, делая пляшущие движения, пока не напоролась на острую льдину, которая перерезала ей шею и отсекла голову.
Царь Ирод потерял власть и вместе со своей женой Иродиадой был заточен в темницу Галлии, а потом сослан в Испанию, где и погиб. Сосуд с головой Иоанна Крестителя выкопали. На протяжении нескольких столетий его переносили из одного места в другое. В конце концов, святые мощи оказались в Константинополе.
В память об Усекновении Главы Иоанна Крестителя был установлен церковный праздник. Правда, это трагическая дата, но последние минуты жизни Предтечи вспоминают, чтобы почтить его великий подвиг. Праздничные богослужения проводятся каждый год 11 сентября. Церковь чтит Иоанна Крестителя сразу после Спасителя и Богородицы. В память о скорбном дне написано много икон, на которых изображено усечение головы праведника. Одиннадцатого сентября верующие соблюдают строгий пост, то есть не едят мясо, рыбу, молочные продукты. Таким образом христиане выражают скорбь в связи с кончиной проповедника.
Чаще всего в храмах можно встретить рисунок мученической смерти Иоанна, на котором святой изображен согнутым с опущенной головой, а над ним, замахнувшись мечом, стоит воин Ирода. Икона с подобным сюжетом под названием «Усекновение головы Иоанна Предтечи» написана во второй половине 16 века. Оригинал хранится в коллекции Национального музея в Киеве.
Раньше эта икона, вместе с образом «Тайная вечеря», входила в состав большого иконостаса, а находились в православном храме. В начале 20 века ее выкупил коллекционер Илья Остроухов. Позже эта икона оказалась у другого коллекционера — у Варвары Ханенко. Вместе с «Тайной вечерей», «Усекновение…» хранилось до 1918 года в частной коллекции. Затем обе святыни попали в киевский Музей искусств, а в 1932 — в Национальный музей (в Киевскую картинную галерею).
Описание и значение в православии
Икона с изображением казни Иоанна Предтечи напоминает верующим о мученической смерти праведника. Этому святому поклоняются христиане, ведь вся его жизнь является примером служения Господу Богу. Мученическая кончина проповедника символизирует готовность христиан с покорностью принять любую смерть во имя Господа.
Ежегодно 11 сентября христиане вспоминают о человеке, который был Крестителем самого Спасителя. В этот день Иоанн мученически погиб. Святой пострадал из-за людской жестокости и коварства. Однако его дело живо и поныне. Верующие помнят об Иоанне, прославляют его, молятся его святейшему образу. Праведник считается примером для подражания для миллионов христиан.
На киевской иконе «Усекновение…» изображен святой в последние минуты своей земной жизни. Иоанн Креститель нарисован в центре композиции. Праведник нагнулся, покорно свесив голову. За его спиной стоит воин, взмахнувший мечом. Внизу иконы находится черная пещера, а на краю на блюде изображена уже отрубленная голова святейшего Иоанна Предтечи.
Иконописец на этой иконе, хранящейся в Киеве, одновременно изобразил сразу два события: момент перед казнью и результат казни. Вокруг головы Иоанна нарисован нимб. Около края пещеры находятся дерево и топор — это символическое изображение участи нераскаявшихся грешников, души которых будут сосланы в ад.
Иконы, написанные в византийскую эпоху, изображали сцену Усекновения на фоне пустыни. Голову святого рисовали лежащей на блюде или на земле в окружении нимба. Древнерусские образы немного отличались от византийских. На русских иконах голову Крестителя изображали в чаше, а сама сцена казни рисовалась на фоне храма. На некоторых иконах изображали монахов, священнослужителей и мучеников. Русские иконописцы изображали праведника склоненным, со связанными руками. Возле Иоанна рисовали воина с занесенным мечом.
Где можно найти образ святого
Иконы с изображением отсечения головы Иоанна Крестителя можно увидеть в любом православном храме. Существует несколько вариантов написания этой библейской сцены, описанной в 14 главе Евангелия от Матфея или в 6 главе Евангелия от Марка.
Иоанна иногда рисуют с уже отрубленной головой, лежащей в чаше. Позади Крестителя стоит воин с мечом. На некоторых иконах, посвященных мученической смерти праведника, изображено две головы. Одна — на плечах святого, другая — в чаше или на блюде. Не менее распространен образ, на котором нарисована лишь отсеченная голова Иоанна Предтечи с закрытыми глазами, лежащая на блюде.
Древнейшее изображение трагичной сцены «Усекновение главы…» можно увидеть на сохранившихся до наших дней фресках в Соборе Рождества Богородицы, что в Антониевом монастыре в Великом Новгороде. Этот образ написан в 1125 году. Еще одно древнее изображение находится в Спасо-Преображенском соборе, принадлежащем Мирожскому монастырю в Пскове. Дата его возникновения — 1140 год. Сцену Усекновения можно увидеть и в церкви Благовещения, что находится на Мячине, в Великом Новгороде. Образ написан в 1189 году.
О чем просят перед иконой
Святой образ с изображением усекновения головы праведника считается чудотворным. Верующие молятся перед иконой и просят святого о заступничестве и милости. Существует специальная молитва, которую христиане произносят перед святым образом. Текст написан святыми старцами, которые всю жизнь посвятили служению Господу.
Иоанн Предтеча помогает людям в тяжелую минуту, например, невинно осужденным или попавшим в тюрьму. Крестителю молятся о вразумлении грешников, о прощении грехов, о приобщении к церкви некрещеных людей. Люди просят святого помочь им пережить пост, а также даровать богатый урожай зерна, овощей. Этому святому молятся пасечники, хлеборобы, простые селяне.
Иоанна Крестителя просят о помощи воины, которые сражаются на поле битвы и в любую минуту могут умереть. Солдаты молят праведника укрепить их веру во Всевышнего. Воины просят даровать им силу духа, избавить от отчаяния. Иоанн Предтеча является примером для подражания. Ведь даже в минуту смерти он не отрекся от Господа, принял его волю со смирением. Это тяжелое испытание проповедник сумел вынести с честью.
Текст молитвы
Перед иконой «Усекновение…» верующие читают молитву, в которой прославляют Иоанна Предтечу и просят его о милости и заступничестве. Христиане чтят святого, пострадавшего за веру. Ему молятся о прощении грехов. Верующие просят, чтобы Иоанн смыл с души все прегрешения, очистил от скверны людей своим вторым крещением.
Христиане хотят, чтобы праведник помог им, немощным и печальным. Верующие раскаиваются в прегрешениях и просят Иоанна смилостивиться и умолить Всевышнего не карать их строго за грехи.
Молитвы иконе «Усекновение главы Иоанна Предтечи»
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.
Молитва первая пророку Иоанну Предтече
Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.
Молитва вторая Предтече и Крестителю Господню Иоанну
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.