Содержание
- Рождение Иисуса Христа
- Жизнеописание и Рождество Иисуса Христа в Новом завете
- Как кратко рассказать детям историю праздника Рождества Христова?
- Палестина, Вифлеем — там, где родился Иисус Христос
- Города в Евангелии: по каким улицам и переулкам ходил Христос
- Вифлеем
- Назарет
- Иерусалим
- Задание к тексту:
- Где родился Иисус Христос? Точное место рождения
- Где находится точное место рождения Иисуса?
- Описание жилища Иисуса Христа
- Роды
- Почему полагают, что Иисус Христос родился в Вифлееме?
- Где родился Иисус Христос — история земной жизни Сына Божия
- Пророчества о Мессии
- Иисус Христос как историческая личность
- Где родился Иисус Христос. Его детство
- Крещение Господне и Проповедь Христа
- Распятие и Воскресение Христа
- Понимание личности Иисуса Христа как Бога
- Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
- Где сейчас Бог?
Рождение Иисуса Христа
Рождение Иисуса Христа изменило историю человечества. Современная цивилизационная парадигма стала возможна благодаря этому событию. Достижения нынешнего человечества: научные, культурные, экономические — имеют глубокие христианские корни. Именно Рождество стало отправной точкой формирования нового уклада жизни людей.
К сожалению, подробной информации не так много. Святое Евангелие дает своим слушателям главную весть – явился Господь, родился Искупитель мира. Все остальное имеет второстепенное значение.
Евангелисты практически не акцентируют внимания на данных фактах. Однако, пытливый человеческий разум пытается изучить крупицы знаний, чтобы расширить сферу своего познания.
На протяжении 2 000 лет ученые изучают тексты Нового Завета, апокрифов, Предания, проводя скрупулёзную работу стараются уточнить и приумножить имеющие знания.
Оглавление:
- Жизнеописание и Рождество Иисуса Христа в Новом завете
- Как кратко рассказать детям историю праздника Рождества Христова?
- Заключение
Жизнеописание и Рождество Иисуса Христа в Новом завете
Сегодня мы ответим на основные вопросы, которые часто задают интересующиеся люди.
Когда родился Иисус Христос?
Согласно мнению Святых Отцов церкви, явление Господа в мир пришлось на самое подходящее время существования общества. Греческая мудрость, воспринятая римской империей, перестала удовлетворять потребности людей.
Иисус Христос родился во время общей разочарованности людей в смысле жизни. Яркий пример этому — появление различных мистических сект и направлений в философии (скептицизм).
Где родился Иисус Христос?
Иисус Христос родился среди народа, который был избран Богом за много лет для этого великого события. Территориально избранный народ проживал на территории современного Израиля и Палестины.
После смерти царя Соломона в 930 году до нашей эры, единое Израильское царство распалось на Израиль и Иудею. На территории последней и родился Спаситель.
В каком году родился Иисус Христос?
В Новом Завете отсутствует точная дата рождения Господа Иисуса Христа. Евангелист Лука во второй главе пишет, что Спаситель родился в период правления римского императора Августа. Историческая наука датирует Его правление 27 – 14 годом до нашей эры. Однако император Август упоминается только у евангелиста Луки.
Матфей привязывает рождение Господа к периоду правления одного из династии Иродов. Большинство ученых сходятся во мнении, что евангелист говорит про Ирода Великого. Достоверно известно, что тот умер в 4 году до нашей эры, после него на престол взошел его сын. Эти события также отражаются в Писании.
В 8 веке диакон Дионисий Малый произвел астрономические расчеты, которые подтверждали возможность чуда и путеводной звезды, и пришел к мнению, что рождество произошло в период с 5 года до нашей эры по 20 год нашей эры.
На данный момент большинство ученных согласны, что это событие произошло в 4-6 годах нашей эры. На одной из конференций в Санкт-Петербургской духовной академии профессор Болотов В. В., доказал, что современная наука не способна конкретизировать дату рождения Господа.
В каком городе родился Иисус Христос?
В Священном Писании четко указано место рождение Спасителя. Город Вифлеем находится в десяти километрах от Иерусалима и географически расположен на Западном берегу реки Иордан.
Согласно ветхозаветным пророчествам, Спаситель человеческого рода должен был родиться именно здесь. Согласно евангельскому рассказу, сюда же пришли и волхвы, которые принесли различные подарки Царю царей.
Пресвятая Богородица — Мать рожденного Младенца
В Книгах Нового Завета достаточно скупо описаны биографические данные, касающиеся Приснодевы Марии. Известно, что мать Иисуса Христа происходила из царского колена и была потомком царя Давида.
Она родилась в семье, которая длительное время не имела детей. В возрасте трех лет она была отдана в храм.
Священное Предание дает немного больше информации. После встречи с первосвященником на ступенях храма, Дева Мария была заведена во Святая Святых — алтарь. Она была очень красивой и с младенчества видела Ангелов, которые служили Ей.
Праведник Иосиф — отец Иисуса Христа
Писание повествует христианам, что родителями Иисуса Христа были Мария и старец Иосиф. Вопрос об отцовстве довольно сложный для человеческого понимания. Христиане настаивают на том, что зачатие произошло таинственным и сверхъестественным образом.
Поэтому нельзя говорить про биологического отца Иисуса Христа в прямом смысле. Он является ипостасью Святой Троицы и поэтому Он есть истинный Бог.
В то же время в Писании говорится, что Святой Дух вошел в Деву Марию, и она забеременела. Святой Дух также является ипостасью Троицы и поэтому получается, что Господь вошел в чрево Девы одной природой, но разными ипостасями.
Сколько лет было Иосифу Обручнику, когда родился Младенец Иисус Христос?
Вопрос сколько лет было Иосифу, когда родился Иисус достаточно открытый. В протестантизме существует мнение, что обручник Марии был достаточно молод.
Более консервативные христианские деноминации уверяют, что Иосифу было много лет. К тому же Священное Предание и учение Отцов подтверждают преклонный возраст Иосифа.
Когда день рождения Иисуса Христа?
В Новом Завете не указан точный день рождения Иисуса Христа. Существует Церковное предание, согласно которому это произошло в месяц туби, что является аналогом месяца январь.
Лишь с четвертого века была введена практика празднования Рождества 25 декабря по григорианскому календарю и 7 января — по Юлианскому.
Как зовут Бога Отца Иисуса Христа?
В священном Писании встречаются различные имени Бога Отца Иисуса Христа. Аданои переводиться, как Бог мой, Саваоф – Господь Воинств, Эль-Шаддай – Господь Всемогущий, Эль-Олам — Господь вечный, Иегова – Сущий, Эль-Гибор – Господь крепкий. В тексте встречаются и другие имена Бога.
Однако это не есть отображение Его сущности, а только указания на проявления Бога в мире.
Как найти на карте место рождения Иисуса?
Евангельское повествование точно указывает место рождения Иисуса. Когда Его родители пришли на перепись населения, то места в гостинице не было. Им пришлось искать убежище за городом.
Многие комментаторы указывают на то, что, несмотря на наличие у Иосифа рабочей профессии, доходы в семье были довольно скудные, поэтому снять отдельное жилье не было возможности. Семье пришлось ночевать в пещере, где пастухи прятали скот на ночь.
В какой стране родился Иисус Христос?
Иисус Христос родился в стране Галилее, которая входила в состав Израильской провинции и находилась во власти местных царей, подчиняющихся власти Рима. На данный момент это север Палестины.
Сколько лет назад родился Иисус Христос?
Иисус Христос родился примерно 2015 — 2020 лет назад. К сожалению, более точную дату установить невозможно.
Как кратко рассказать детям историю праздника Рождества Христова?
Краткая история для детей праздника рождества Христова рассказывает про следующие события. Святой Иосиф стал обручником Девы Марии. Отправившись на перепись населения, они не смогли отыскать место ночлега в городке Вифлееме. Им пришлось ночевать в пещере.
Там родился Спаситель мира. После Его рождения к Святой семье пришли трое волхвов, которые принесли дары Царю Царей.
Евангелисты описывают события рождества Господа краткими емкими фразами. Конечно же, хотелось бы иметь больше информации об этом великом чуде.
Однако это не столь важно — выяснять в каком конкретно году произошло это великое чудо. Самое главное, что Господь пришел в мир, чтобы спасти человечество.
Палестина, Вифлеем — там, где родился Иисус Христос
Вифлеем — священный для христианства город, который является вторым по значимости после Иерусалима, здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос. Также в Вифлееме родился и был помазан на царство Давид.
С 1967 года и до 1995 года город был под контролем Израиля. В результате переговоров в 1995 году, он был отдан Палестинской автономии, где и находится по сей день.
Город находится в 8 км от Иерусалима и практически с ним граничит. Чтобы попасть в этот город, необходимо пройти блокпост. На израильских автомобилях сюда не пускают, да и прокатный автомобиль по правилам рент-контор сюда провозить нельзя.
От Дамасских ворот, расположенных в Восточном Иерусалиме, до Вифлеема без остановки в пограничном пункте ходит автобус. До пограничного пункта от Дамасских ворот и обратно курсируют мини автобусы. Для туристов нет ограничений в проходе на данную территорию.
Мария и Иосиф пришли в Вифлеем для переписи населения, поскольку для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род. При этом город не был родным ни для Девы Марии (которая по одной из версий была из Назарента, по второй из Иерусалима), ни для Иосифа, жившего в Назарете.
Рождение Спасителя в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5). Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).
Ясельная площадь — берёт свое название от яслей, в которых родился Иисус Христос там, где сегодня расположен храм Рождества. На фото вы можете увидеть Мечеть Омара (единственная мечеть города) и Палестинский центр мира. Название улиц, ведущих на площадь также связаны с Иисусом: улицы Звезды и Рождества.
Храм Рождества Христова. Первый храм на этом месте был построен святой царицей Еленой, но сгорел в 529 году. Это же здание построено в VI—VII вв., который считается единственным христианским храмом в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.
«Врата смирения» — вход в храм очень скромный и имеет высоту всего 120 см. В средние века, для защиты храма от кочевников, имевших привычку заезжать внутрь верхом, вход сделали низким и узким. С тех пор, каждый, входящий, должен склониться перед рожденным здесь Спасителем.
Мозаичные полы — единственное, что сохранилось от первого храма. Сейчас они накрыты дощатым настилом и открыты в одном месте для осмотра.
На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме несколько веков назад. Во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи было неоткуда, и тогда они начали молиться. Просьбы их были услышаны, и из одной колонны вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей. В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.
В храме всегда огромное количество туристов и паломников. В то время, когда мы пришли туда, в пещере Рождества шла служба и мы примерно полтора часа простояли в ожидании его окончания. Как же неприятно было слышать возмущения по этому поводу стоящих вокруг людей. Удивительно, что приходя на такое святое место, у людей хватает духа жаловаться и критиковать работников храма.
Возле входа в пещеру Рождества находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Это единственная икона, на которой Дева Мария улыбается.
А вот и главная святыня храма — пещера Рождества Христова.
В те времена была традиция строить дома над пещерами или надстраивать пещеры так, что сама пещера становилась первым этажом, где содержали домашний скот. Пещера довольно узкая и длинная, потолки ее сильно закоптились.
Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» (Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.
“И родила Сына Своего первенца,и спеленала Его, и положила Его в ясли,потому что не было им места в гостинице” (Лук. 2 :7). Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.
Именно поэтому Деву Марию после рождения Иисуса Христа вместе с волхвами изображают в хлеву рядом с животными.
В нишах стен выставлены небольшие скульптуры Св. Георгия Победоносца, он воспитывался в Вифлееме и является покровителем города.
Рядом с базиликой расположен главный католический храм города — церковь Святой Екатерины.
Еще интерес представляет Молочная пещера абсолютно белого цвета, которая находится в 5 минутах ходьбы от Ясельной площади Вифлеема. Над пещерой стоит францисканская церковь 1871 года.
Согласно легенде, Дева Мария останавливалась для кормления Иисуса в этой пещере по пути из Вифлеема в Египет и пролила несколько капель на стены. Порошок, соскобленный со стен пещеры, способствует женщинам при проблемах с беременностью.
Города в Евангелии: по каким улицам и переулкам ходил Христос
С незапамятных времен люди научились строить города и давать им названия. Некоторые города совсем молодые, им всего несколько десятков лет. Другие города — древние. Их возраст исчисляется веками и даже тысячелетиями. Есть на Ближнем Востоке три города с такой тысячелетней историей — Вифлеем, Назарет и Иерусалим. Все они упоминаются в Библии — главной священной книге христиан. Вообще, там упомянуто великое множество других городов. Но эти три — особенные. Все они связаны с земной жизнью Иисуса Христа — воплотившегося Бога, пришедшего на землю, чтобы открыть людям путь в Царство Небесное.
В Вифлееме Иисус родился.
В Назарете вырос и жил до тридцати трех лет.
В Иерусалиме отдал Себя на смерть, был погребен и воскрес на третий день.
О каждом из этих городов — наш небольшой рассказ.
Вифлеем
Этот город расположен в Иудейских горах на высоте около 800 метров над уровнем моря. Название его на языке местных народов — Бет-Лехем, что означает буквально — дом хлеба. Откуда же такое странное название? Быть может, когда-то здесь выпекали хлеб для всего Израиля? Или выращивали так много пшеницы, что ею можно было торговать с другими городами? Но пшеница в горах растет плохо, да и хлеба в Вифлееме всегда было не больше, чем во всех остальных городах.
На самом деле название это относится к очень древним временам, когда городом владели племена хананеев. У этих племен был свой бог плодородия, которого они называли Лехем — хлеб, главная пища человека. В честь этого божества хананеи выстроили храм, который назывался «жилище Лехема», или Бет-Лехем. А уже по названию храма получил имя и сам город. Это было более 3500 тысяч лет назад. Потом Бог отдал эту землю народу Израиля. Хананеи были изгнаны из города, но название его осталось прежним — дом хлеба, или — Вифлеем.
Его часто называют — город Давидов. Именно здесь родился самый знаменитый и самый любимый народом царь Израиля — пророк Давид. Его духовные стихи — псалмы — до сих пор звучат во всех христианских церквях мира. Именно Давид смог объединить разрозненные земли Израиля в единое могучее царство.
Но все же не благодаря царю Давиду весь мир знает сегодня название этого небольшого городка. Вифлеем известен прежде всего как место Рождества Христова. Именно здесь родился Иисус Христос.
Правда, семья Иисуса жила в то время совсем в другом месте — в городке с названием Назарет. Как же получилось, что родился Он в Вифлееме?
Дело в том, что в те времена Израиль захватили римляне и силой присоединили к своей империи. Эта империя была огромной. Она включала в себя все страны на побережье Средиземного моря, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже на Британских островах стояли римские легионы.
Чтобы лучше знать, сколько у него подданных, римский император Август решил провести поголовную перепись всех жителей захваченных земель. Для облегчения работы переписчиков каждый человек, где бы он ни жил, обязан был явиться к назначенному сроку в то место, откуда происходил его род.
Игра для детей. Скачайте, кликнув на картинку или эту ссылку
Семья, в которой должен был родиться Иисус Христос, состояла из Его матери — Девы Марии, и ее мужа — старца Иосифа. Следуя повелениям римских властей, Иосиф должен был отправиться именно в Вифлеем, так как он происходил из потомков царя Давида. Иосиф должен был записаться там вместе с обрученной ему Девой Марией, которая была тогда беременна. Иосиф посадил Марию на ослика, взял припасы в дорогу, и отправился в Вифлеем.
Как раз в тот день, когда они вошли в город Давидов, Марии пришло время родить. Но ни в одном постоялом дворе не было свободных мест, потому что множество людей так же пришли в маленький Вифлеем из других городов для переписи. Иосифу и Марии пришлось заночевать в пещерке, где местные жители содержали домашний скот. Другого убежища для них в Вифлееме не нашлось.
Жители города часто строили свои дома над такими горными пещерками так, чтобы дом стоял на скале, а пещера была как бы первым его этажом, в котором жили овцы, волы, ослики. О самом рождении младенца Иисуса Евангелие говорит очень кратко: Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
Но что же такое ясли? Сегодня мы привыкли к тому, что это слово означает детский сад для самых маленьких. Но такое значение оно приобрело именно благодаря истории Рождества Христова. На самом деле ясли — решетчатая кормушка для скота, в которую лошадям и коровам клали сено, чтобы они сквозь прутья решетки ели его постепенно, не разбрасывали сено по полу и не затаптывали его копытами. С виду ясли действительно похожи на детскую кроватку.
Когда иудейский царь Ирод узнал, что в Вифлееме должен родиться будущий Спаситель, он испугался: а вдруг Спаситель захочет отнять у него царский трон? Тогда Ирод решился на страшное преступление. Он приказал своим слугам отправиться в Вифлеем и убить там всех маленьких детей в возрасте до двух лет. Но младенца Иисуса там уже не было. Ангел Божий явился во сне Иосифу и предупредил его о том, что Ирод хочет убить сына Марии. Иосиф тут же ночью собрал все необходимое, посадил на ослика Марию с младенцем и бежал прочь от Вифлеема в далекую страну Египет. И жил там, пока не получил от Ангела известие, что Ирод умер. После этого Иосиф, Мария и Иисус вернулись в Израиль и стали жить в городке, из которого когда-то ушли на перепись. Городок назывался Назарет.
Назарет
Этот город расположен на севере Израиля в провинции Галилея. Удивительно, но упоминания о нем есть лишь в Евангелиях. Другие, более древние книги Библии этого названия не содержат. Объяснение тут может быть очень простое: Назарет был очень маленьким городком или даже деревней. И если бы в нем не происходили евангельские события, перевернувшие всю мировую историю, он остался бы таким же безвестным, как множество других мелких израильских поселений.
Название города тоже представляет собой некую загадку. Дело в том, что слово Назарет происходит от еврейского слова «нецер» — ветвь, отросток. Так называли себя потомки царя Давида. В те времена потомки царя совсем не обязательно сами становились царями. Так, Иосиф, муж девы Марии, был обычным плотником и работал на стройках. Но он был самый настоящий потомок царя и пророка Давида. Видимо, когда-то родственники Иосифа и основали Назарет, указав в названии, что здесь живут нецер — веточки от корня великого царя Давида.
Именно здесь произошло Благовещение — событие, с которого началась история земной жизни Иисуса Христа. Вот как это было. В Назарете жили праведные супруги — Иоаким (тоже потомок Давида) и его жена Анна. Они дожили до преклонных лет, но детей у них не было. Каждый день в своих молитвах супруги просили Бога послать им дитя и обещали отдать ребенка на служение Богу в Иерусалимский храм. Бог услышал эти молитвы и даровал им прекрасную дочь, которую они назвали Марией.
В возрасте трех лет родители, как и было обещано, отвезли ее в Иерусалим. С тех пор маленькая Мария жила при храме. Там она училась грамоте, молилась, занималась рукоделием. Когда Марии исполнилось 14 лет, воспитание ее при храме окончилось. Родители ее к тому времени уже умерли. Поэтому священники поручили хранить Марию праведному старцу Иосифу. Он был родственником Марии и работал плотником в Назарете. Иосиф берег Марию как свою дочь, хотя считался ее мужем.
И вот наступил великий день. От Бога в Назарет был послан ангел Гавриил. Он явился Марии и сказал: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой, благословенна Ты между женами!» Марию смутили такие слова. Ангел успокоил ее: «Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога. Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он наречется Сыном Божиим». Дева Мария сначала растерялась. Но уже через мгновение ответила словами, в которых выражала согласие стать матерью Сына Божия: «Я — раба Господня, и да будет Мне по слову Твоему». Именно после этого ответа Дух Святой снизошел на Марию и она забеременела. Так в маленьком, никому не известном городке Назарете началась новая эпоха в истории человечества.
Правда, родился Иисус не в Назарете, а в Вифлееме, куда Иосиф вместе с беременной Марией вынужден был отправиться для участия в римской переписи. А после несколько лет жил с родителями в Египте, спасаясь от царя Ирода. Лишь после смерти кровожадного царя святое семейство смогло вернуться в Назарет. Здесь и рос Иисус. Здесь прошли Его детство и юность. Здесь Он постепенно мужал, учился плотницкому ремеслу, помогал Иосифу в работе на стройках.
Правда, в самом Назарете у Иосифа вряд ли были какие-то серьезные строительные заказы. Зато совсем рядом, буквально в пяти километрах располагался большой и богатый город Сепфорис — столица всей Галилейской провинции. Там было много прекрасных зданий, шла обширная торговля, жили богатые люди. Видимо, там и плотничал Иосиф со своим молодым помощником.
Сам же Назарет в глазах жителей Галилеи был совсем незначительным и жалким. Один из будущих апостолов — Нафанаил — узнав, что Иисус пришел из Назарета, сказал с пренебрежением: «Может ли из Назарета быть что-то доброе?» Но даже самая ничтожная точка на карте становится важнее всех столиц мира, если Бог выбирает ее для Своих дел.
Иерусалим
Иерусалим — столица Израиля, один из самых древних городов на земле. Первое письменное упоминание о нем было сделано целых четыре тысячи лет назад. Причем упоминание это было очень необычным. Название города было написано не на каком-нибудь свитке папируса или глиняной табличке, а на египетских статуэтках, изображавших враждебные Египту города. Жрецы писали на таких статуэтках названия городов и проклятья этим городам. Иерусалим упомянут там как Урушалимум.
Название это означает буквально «основанный Шалимом». Так называлось у древних народов на Ближнем Востоке божество благополучия. В основе этого имени лежит тот же корень, от которого в еврейском языке происходит слово «мир» — «шалом» (или «салам» в современном арабском). Этим словом люди на Востоке приветствуют друг друга, желая мира и благоденствия. Поэтому, название «Иерусалим» можно перевести как «Основанный в безопасности», или «Город мира».
Древний город принадлежал жителям этих мест — хананеям, пока царь Давид не отвоевал его и не сделал своей столицей. Он построил там крепость и торжественно внес в Иерусалим главную святыню еврейского народа — Ковчег Завета. В Ковчеге хранились написанные на каменных плитах 10 заповедей, которые Бог дал человеку. Спустя несколько десятилетий сын Давида — царь Соломон — построил в городе знаменитый Иерусалимский храм, украсив его золотом и драгоценными камнями. Отныне все евреи приходили сюда из своих селений, чтобы помолиться и принести жертвы Богу.
В 587 г. до Рождества Христова войска вавилонского царя Навуходоносора захватили Иерусалим и разрушили храм Соломона. Большинство жителей Израиля были угнаны в рабство и находились там почти пятьдесят лет, пока персидский царь Кир не позволил иудеям вернуться из Вавилона в Иерусалим, разрешив им восстановить храм. Но народ, вернувшийся после многолетнего пленения на свою разоренную и опустошенную землю, был не в силах украсить свой храм так, как он сделал это при Соломоне, во времена своего расцвета и благоденствия. Пять столетий скромный восстановленный храм простоял без существенных изменений. Но за 19 лет до Рождества Христова царь Ирод Великий начал его грандиозную перестройку. Это был тот самый царь Ирод, который потом зальет Вифлеем кровью убитых по его приказу младенцев.
Обновленный храм вдвое превосходил предыдущие по размерам и высоте, а по количеству украшавшего его золота вряд ли уступал храму Соломона. Самая впечатляющая деталь нового храма — платформа площадью 14 гектаров — частично сохранилась до наших дней. На ней собирались паломники и приносились в жертву животные. Для устройства платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Один из его углов, вероятно, и был тем «крылом храма», с которого сатана, искушая Христа, предлагал Ему броситься вниз.
Иисус Христос, как и все жители Израиля, с детских лет много раз посещал Иерусалим для поклонения Богу в храме. Потом, когда Он оставил дом и отправился по городам Израиля рассказывать людям о Царстве Небесном, Иерусалимский храм несколько раз становился местом Его проповеди. Здесь, в Иерусалиме, Он исцелял людей. Здесь, перед храмом, переворачивал столы меновщиков денег и выгонял прочь торговцев. Сюда Он торжественно вошел как царь под восторженные крики толпы, устилавшей Его путь своими одеждами.
А спустя всего несколько дней, избитый и окровавленный, Он смотрел, как эта же толпа кричит римскому чиновнику «Распни Его!».
Здесь, рядом с городской стеной Иерусалима, Он был распят на кресте. Здесь умер и был похоронен в пещере неподалеку от места казни, которое называется Голгофа. Здесь Он воскрес, победив смерть.
Сейчас и Голгофа, и пещера, где был погребен Иисус, находятся внутри храма Воскресения Христова, построенного над этими святыми для христиан местами.
Голгофа в переводе означает «Лобное место». У этого названия есть своя история. По преданию Ной, входя пред потопом в ковчег, взял из могилы останки самого первого человека на земле — Адама и внес их с собою в ковчег, надеясь его молитвами спастись. После потопа Ной разделил эти останки между тремя своими сыновьями. Старшему сыну Симу он дал главную часть — лоб Адамов. Сим же, по данному ему от Бога пророческому дару, предал погребению лоб Адамов недалеко от того места, где спустя годы должен был возникнуть Иерусалим. Насыпав высокую могилу, он назвал ее «лобным местом» в честь головы Адама. Тут, над останками первого человека, и был распят Иисус Христос, омывший Своей кровью грехи Адама и всех его потомков.
***
На свете сегодня построено великое множество городов. Есть огромные мегаполисы, в которых живут десятки миллионов людей. Есть прекрасные старинные города, поражающие туристов своей изысканной планировкой и архитектурой. Есть веселые города-курорты, в которые люди специально приезжают отдохнуть и повеселиться.
И все же самыми важными городами в истории человечества неизменно остаются Вифлеем, Назарет и Иерусалим.
Три древних города. Три разных названия, которые были даны им в незапамятные времена. Но в каждом из них — скрытое указание на Сына Божия.
Вифлеем — «Дом хлеба», место рождения Иисуса, называвшего Себя Хлебом Небесным.
Назарет — «Веточка», селение, где Иисус — ветвь от корня Давидова — вырос и возмужал.
Иерусалим — «Город мира», в котором ценой смерти Сына Божьего произошло примирение людей с Богом.
Задание к тексту:
Игра для детей. Скачайте, кликнув на картинку или эту ссылку
Где родился Иисус Христос? Точное место рождения
Из этого короткого повествования вы узнаете, где родился Иисус Христос. И по какой причине многие считают, что Иисус родился именно в Вифлееме?
Где находится точное место рождения Иисуса?
Угодье с малоприметным домиком, где по сведениям из книги «Откровения Ангелов-Хранителей: Путь Иисуса» родился будущий спаситель, до наших времен, не сохранилось. Там, где родился Иисус Христос на сегодняшний день − пролегает автомагистраль.
Семь километров южнее города Назарета − место, где родился Иисус Христос.
Описание жилища Иисуса Христа
Небольшое каменное строение, размером примерно в 32 квадратных метра, имеющее над собой соломенную крышу. Дом наполняли светом два маленьких окошка, натянутый на них овечий пузырь, выступал в роли стекол, защищая внутреннее пространство от непогоды.
Широкая восьмиметровая стена, имела в своем основании дверь. Она почти всегда была приоткрыта, по причине выходившего из дома печного дыма, ведь отапливалось помещение по — черному. Сама же печка украшала левый угол дома, тот, который ближе к выходу. Дальний же левый угол был предназначен для скота. Там, возле печки, ютились новорожденные животные. Рядом с людьми, они находились до тех пор, пока не подрастут, и не наберутся сил, для самостоятельного пребывания на пастбище.
Внушительных размеров кровать, сделанная из дерева, располагалась по правую сторону от двери. Центр комнаты выделялся двумя столами. Первый был придвинут к стене и служил хозяевам для посуды, второй — считался обеденным, дополняли его лавки по обе стороны. Этот домик не имел богатой внутренней обстановки, об этом говорит солома на ее ложе, служившая постельным бельем. Здесь же, Марию настигли неожиданные роды.
Роды
Напряженная атмосфера царила трое суток. Все это время, будущая мать балансировала на краю, между жизнью и смертью. Уверенности в том, что младенец сможет выжить — не было. Гелома и Саломея, бабки — повитухи, бились за жизнь мальчика, что привело к его спасению. Так, седьмого января, в четыре часа утра, из дома наконец послышались крики новорожденного дитя.
Несмотря на чудо рождения, ребенок был необычайно слаб и мал, его вес не достигал и двух килограмм. Принимавшие роды бабки — повитухи, пользуясь силой собранных ими трав, приготовили настой, коим и обмазали мальчика. Действо продолжилось укутыванием ребенка в овечью шкуру, да так, что видимым оказалось, лишь маленькое личико Иисуса.
Приходя в этот мир, каждая человеческая душа уже знает, как пройдет ее жизнь. Проходя по дороге жизни, нужно помнить о выборе, от него в последствии зависит направление пути. Поэтому и говорят, жизнь — это множество дорог. Однако душа спасителя видела весь предстоящий путь. Неотвратимость последствий в виде страданий, унижений, заставили душу сопротивляться перерождению в этом теле. Отсюда тяжелые роды, болезненность и слабость мальчика.
Почему полагают, что Иисус Христос родился в Вифлееме?
Новый Завет, по-другому описывает историю рождение Христа. Римская империя в те времена, подверглась переписи населения, по приказу правившего в ней Августа. Процесс сбора сведений, осуществлялся примерно так: мужчина, как глава, приводил свою семью, в город, где родился. Именно там они все вставали на учет. Родным городом Иосифа, был Вифлеем, это заставило его взять жену, находившуюся в положении и направиться туда.
Вифлеемские гостиницы были переполнены, и семья заночевала в месте, похожем на хлев. Там и случились роды. После, Мария запеленала сына и уложила в колыбель.
Так якобы выглядит подлинная история, из которой многие полагают, что Вифлеем − это место, где родился Иисус Христос. Назревает вопрос, почему она так кардинально отличается от истинной?
Ответ прост. Полное искажение в историю было привнесено при переписи Евангелия в 325 году. Тогда перед римлянами стоял важный вопрос, на который нужен был вполне логичный и достоверный ответ. Если Иисус был сыном Божьим, зачем и главное, за что его распяли, причем сами же римляне?
Хитрый народ, дабы оправдать себя, решил свалить вину на иудеев. Вследствие этого, переписанная история, давала четкое представление: Спасителя распяли, лишь по причастности его к царскому роду, а вовсе не за проповеди новой веры.
Получается, Иисус был жертвой еврейского народа, который его предал и обрек на смерть. А римляне, всего лишь вынужденные пособники. По этой причине нужны были доказательства, что новый миссия, имел виды на царский престол. Сделать это не составило труда, подкорректировав Евангелия и добавив новых якобы родственников Христу, что автоматически приравнивало его к царскому роду.
Данная легенда, это всего лишь выдумки римских священнослужителей.
Правда в том, что Иисус Христос не имел царские корни, он был рожден в обычной семье и не помышлял стать Царем.
Где родился Иисус Христос — история земной жизни Сына Божия
Рубрика: Основы веры
Пророчества о Мессии
Вопрос, где родился Иисус Христос и каковы были обстоятельства его жизни, очень важен. Пришествие Христа не было случайным – это закономерное и главное событие Священной истории. В книгах Ветхого Завета содержится большое количество пророчеств о пришествии Мессии. Иудеи представляли Его как могущественного царя и властителя, владыку Израиля. Главная и практически единственная задача Мессии виделась в обеспечении благополучия избранного народа.
Хотя иудеи с нетерпением ожидали Мессию, пророк Исайя предсказал, что не узнает и не примет Спасителя еврейский народ.
«Слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:9-10).
В ветхозаветных пророчествах было указано и место, где впоследствии родился Иисус Христос (Мих. 5:2) Пророки также указывали на связь будущего Мессии с царем Давидом (Иер. 23:5; Пс.131:11).
Иисус Христос (христианская икона)
Иисус Христос как историческая личность
У большинства ученых не вызывает сомнения, что Иисус Христос действительно жил на земле. Лишь ярые атеисты не соглашаются с этим фактом и категорически его отвергают, несмотря на очевидные исторические свидетельства. Если не рассматривать Евангелия и апостольские послания, то существуют немало нехристианских авторов, которые в своих трудах упоминали о Христе.
Одним из них является Иосиф Флавий. Он жил в I веке и в своей рукописи «Иудейские древности» ссылается на Иисуса Христа:
“Первосвященник Анания собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями”.
Спустя несколько лет о Спасителе свидетельствуют древнеримские писатели и политики Плиний Младший и Тацит. Плиний в письмах к императору Трояну описывает обычаи христиан, что они почитают Христа как Бога. Тацит в своем знаменитом историческом труде «Анналы» описывает казни христиан и подтверждает, что «Христа, от имени которого происходит это название , казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат».
Важным вещественным доказательством существования Иисуса Христа является Туринская Плащаница. Это льняная ткань, в которую было завернуто тело распятого Спасителя. Ученые расходятся во мнениях о подлинности ткани. Но современные методы исследования подтверждают достоверность факта, что именно в этой Плащанице был погребен Христос.
Где родился Иисус Христос. Его детство
Согласно Евангелию, непорочная Дева Мария была избрана Богом для рождения Мессии – Иисуса Христа. Богородица – это чистый, непорочный сосуд, который взрастил Творец в избранном народе, чтобы через Нее в мир пришел Сын Божий.
“Если бы Ты (Богородица) познала мужа, то не удостоилась бы послужить этому делу (Боговоплощения)… не потому, что брак был зло, но потому, что девство лучше; а пришествию Господа следовало быть торжественнее нашего, потому что оно — царское, царь же входит путем торжественнейшим. Ему надлежало и приобщиться рождению, и отличаться от нашего” (свт. Иоанн Златоуст, 47, 371).
Архангел Гавриил принес ей весть о том, что вскоре Дух Святой найдет на нее и она родит сына. Так и произошло в особом месте, где родился Иисус Христос. Это случилось в Вифлееме в годы правления римского императора Августа. Сюда для участия в переписи населения прибыли Дева Мария с Иосифом. Произошло это великое событие в убогом хлеву (место, где содержался скот) (Лк 2:7).
Когда Младенцу было восемь дней, он был обрезан и назван Иисусом. Такое имя было велено дать Младенцу Ангелом, еще до Его рождения. На 40-й день Иисуса принесли в Иерусалимский храм, по указанному в Законе обычаю. Там Спасителя узнал праведный Симеон, который всю свою долгую жизнь ожидал Мессию. Симеон предрек мучительную, искупительную смерть Христа. В воспоминание об этом дне Церковью установлен праздник Сретения Господня (15 февраля).
В Евангелие от Матфея повествуется о бегстве в Египет праведного Иосифа, Девы Марии и Младенца. К царю Ироду пришли волхвы для поклонения родившемуся “Царю Иудейскому”. Ирод испугался, что Младенец, родившийся во исполнение пророчества о Мессии, угрожает его власти. Он приказал убить всех детей до 2-х лет в Вифлееме, чтобы избавиться от “претендента на трон”. В Египте Иосиф с Девой Марией жили до смерти Ирода и лишь затем вернулись в Назарет – родной город Иисуса Христа. Здесь Иосиф воспитывал и обучал Спасителя плотницкому мастерству.
Крещение Господне и Проповедь Христа
Возраст Иисуса Христа на момент начала проповеди составлял 30 лет. Он принял Крещение в водах реки Иордан, которое было совершено Иоанном Предтечей. На Христа сошел Святой Дух в виде голубя. И был слышен голос с небес: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф 3:17).
После Крещения Он направился в пустыню, где провел 40 дней и где дьявол пытается соблазнить Его. Победив все искушения, Иисус Христос вышел к еврейскому народу с проповедью. Он толковал Писание, учил Любви к Богу и ближним, исцелял больных и воскрешал мертвых. Произнес Нагорную проповедь – новые заповеди, многие из которых в корне отличаются от Законов Ветхого Завета. Установил высокую нравственную планку, без которой невозможно спасение души. Обличил первосвященников, книжников в их показной праведности, указывая на то, что духовная жизнь, борьба со страстями, стяжание любви превыше внешних обрядов. Такая проповедь вызвала гнев у первосвященников и старейшин, они искали любой способ предать Спасителя смерти.
Распятие и Воскресение Христа
Накануне празднования иудейской Пасхи Иисус Христос с ближайшими учениками (апостолами) собрались на Тайную вечерю. Здесь Спаситель установил самое важное Таинство, без которого невозможно наследовать Царствие Божие. Это Таинство Евхаристии (Причастия).
В эту ночь Христа ждало предательство от одного из апостолов – Иуды Искариота. Христос добровольно выдержал унижения, допросы и мученическую смерть на кресте. Так безгрешный Бог для спасения всего человечества принял на себя тяжелейшие страдания и был распят вместе с двумя разбойниками. Для христиан смерть и последующее Воскресение из мертвых Иисуса Христа являются началом вечной жизни и возможностью обрести Царствие Небесное.
После Воскресения Спаситель неоднократно являлся своим ученикам, доказывая действительность Своей победы над смертью. Христос укреплял апостолов в вере и напутствует на дальнейшую проповедь Евангелия. На 40-й день после Воскресения Иисус Христос вновь пришел к ученикам, призвал на них благодать Святого Духа и вознесся к Своему Небесному Отцу.
Понимание личности Иисуса Христа как Бога
Для многих светских людей является загадкой и противоречием, почему христиане называют Иисуса Христа то Богом, то Сыном Божьим. Ответ кроется в вероучительном догмате о Святой Троице.
Бог раскрывается в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Это не значит, что существуют три разных Бога, так как Бог един. Но есть три Личности одного Бога. Личности отличаются друг от друга, но при этом неразрывно связаны. Бог воплотил в себе Любовь – ведь Любовь возможна во взаимоотношениях разных личностей.
“О безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она, божественная любовь, есть возглавление добродетелей; любовь – причина всех благ, любовь – соль добродетелей, любовь – конец закона… Она низвела к нам с небес Сына Божия” (преподобный Ефрем Сирин).
Так Иисус Христос является второй Личностью (Ипостасью) Бога – Богом Сыном. Апостол Павел писал в своих посланиях об Иисусе Христе: «Бог явился во плоти» (1 Тим 3. 16) и «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2. 9).
Он — тот Бог, Которым «создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых» (Кол 1. 16-18).
Иисус Христос является одновременно Богом и Человеком, так как рожден был от Девы Марии и Святого Духа. В нем, помимо божественной природы, есть и человеческая. Именно благодаря этому и совершилось искупление грехов рода человеческого при Распятии. Ведь Спаситель терпел боль и страдал, как мучился бы любой человек.
Иисус Христос для православных христиан Бог, Сын Божий, Богочеловек и Спаситель одновременно. Он своими страданиями искупил весь род человеческий. И дал надежду после земной жизни вернуться в Рай, потерянный первыми людьми в результате грехопадения.
Метки: где родился Иисус, где родился Иисус Христос, Иисус Христос, когда родился Иисус Христос
Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
До наших дней сохранились ясли, в которые Богородица положила новорожденного Младенца Иисуса. Одна часть этой реликвии хранится на Святой Земле, другая – в Италии.
Вифлеем — место рождения Христа
Пещера Рождества в Вифлееме
Над местом, где родился Иисус Христос, в 330-х годах по указанию императора Константина Великого был построен храм. С тех пор богослужения здесь практически не прерывались. В VI–VII вв. на этом месте возвели базилику, которая сохранилась до наших дней. Под амвоном базилики находится пещера Рождества Христова, в которой устроен придел яслей. Если Вы сюда войдете, то справа увидите и сами ясли. Они представляют собой обложенное белым мрамором углубление в полу, размером чуть больше метра в длину и метр в ширину. Как свидетельствует св. блаженный Иероним Стридонский, в древности ясли были сделаны из глины, а затем из золота и серебра. В XIX веке российский богослов Михаил Скабалланович описывал их так: «…дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа».
Сама пещера узкая и длинная (12,3 – 3,5 x 3 м), ориентирована по линии запад–восток. Место Рождества Христова находится у восточного конца. В пещеру можно попасть по двум лестницам, северной и южной, каждая из которых состоит из 15 порфировых ступеней, сделанных во времена Юстиниана Великого. Северной лестницей владеют католики, южная принадлежит православным и армянам. Обычно паломники спускаются по южной лестнице, а поднимаются по северной. В западной стене пещеры можно увидеть таинственную дверь, которая ведет в грот, где жил святой Иероним Стридонский. Но дверь эта обычно заперта.
Храм Рождества Христова в Вифлееме
Внутренняя часть яслей была вывезена из Вифлеема в Рим в церковь Санта-Мария-Маджоре и хранится там как великая святыня. Произошло это через несколько лет после захвата Святой Земли мусульманами, в 642 году.
Ясли представляют собой пять дощечек из оливкового дерева, скрепленных металлическими полосами. Драгоценный реликварий с дощечками установлен в крипте под главным алтарем базилики. В крипту ведут две лестницы справа и слева от алтаря.
Церковь Санта-Мария-Маджоре в Риме
По традиции каждый месяц 25-го числа к яслям допускают верующих для поклонения, а в рождественский сочельник совершают с ним крестный ход вокруг базилики.
Галина Дигтяренко
Базилика Рождества Христова – одна из старейших церквей в мире. Здание построено над пещерой, в которой, по легенде, родился Иисус из Назарета, а потому это место считается священным для христиан.
Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу — в пещере Рождества.
(Всего 39 фото)
О рождении Иисуса рассказывается в Евангелие от Матфея и Луки. Матфей говорит, что Мария и Иосиф были из Вифлеема, а затем переехали в Назарет из-за приказа Ирода убить всех младенцев. А Лука указывает, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, пока они были в городе по особому случаю. Богословы рассматривают эти две истории как противоречащие друг другу, однако Матфея считают более надежным источником. Однако в обеих версиях Иисус родился в Вифлееме и рос в Назарете.
1. Вифлеемская звезда и алтарь.
У римских католиков есть уникальный Алтарь Благоговения в «яслях Иисуса». Католики также устанавливают под Алтарем Рождества Христова серебряную звезду. На обладание нефом имеют права как католики, так и армяне.
2. Территория Базилики Рождества Христова.
1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смиренности; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры рождества Христова; 7. францисканский монастырь; 8. францисканский двор; 9. пещера святого Иеронима; 10. церковь святой Катерины; 11. греческий православный монастырь; 12. греческий православный двор; 13. армянский двор; 14. Армянский монастырь.
3. Вид с воздуха на Базилику Рождества Христова в Вифлееме.
Базилика Рождества Христова – старейшая до сих пор функционирующая церковь на Святой Земле, где, по легенде, родился Иисус Христос. Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 годубазилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.
4. Мемориальная табличка.
Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.
5. Черно-белое фото старой церкви.
Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.
6. Вход в знаменитую базилику совсем невзрачный.
7. Вид с воздуха на территорию базилики.
8. Трехмерная модель базилики.
Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.
9. Крест на крыше базилики.
10. Вид на Ясельную площадь
Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.
11. В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, остроконечную арку которой до сих пор можно видеть наверху.
12. Вид через Дверь Смиренности.
13. Комната охраны – первая комната в базилике.
14. Колонны базилики.
15. На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.
16. Священник между колоннами базилики. Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.
17. Неф и потолок
Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.
18. Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.
19. Иконостасы
Иконостасы – это стена с иконами и религиозными картинами, разделяющая неф от святилища церкви. Иконостасом также называют полку для икон, которую можно поставить в любом месте. Иконостас произошел от византийского тябла к 15-ому веку. Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.
21. Северная лестница к пещерам.
Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». Ясли располагаются в северной части пещер, а напротив них – алтарь волхвов, пришедших в Вифлеем с дарами с Востока, после того, как увидели путеводную звезду.
23. В Евангелие пещера не упоминается, однако менее века спустя Иустин Мученик и Протоевангелие Иакова сообщили, что Иисус родился в пещере. Это имеет смысл, так как многие дома в этом районе до сих пор строятся перед пещерами. Пещеры использовались для хранения вещей и как конюшни для лошадей – отсюда и ясли. В конце пещеры можно видеть дверь, ведущую в часовни, ключ от которой хранится у францисканцев.
24. Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.
25. Пещеру освещает 51 лампа, 19 из которых принадлежат католикам.
26. Южная лестница в пещеру.
27. Пещера имеет прямоугольную форму: ее длина 12,3 метра, а ширина – 3,15 метров.
28. Алтарь наз Вифлеемской звездой.
29. Алтарь над Вифлеемской звездой.
30. Нижняя часть алтаря
Серебряная звезда на полу символизирует место, где, по преданию, родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 ламп (шесть из них принадлежат греческой церкви, пять – армянской и четыре – римской).
31. Серебряная звезда имеет 14 лучей.Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов 12-го века. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова. и объединяла часовню с монастырем времен крестового похода 12-го века, который раньше стоял на этом месте. Следы монастыря 5-го века, который ассоциируют со святым Иеронимом, также присутствую здесь.
35. Священник смотрит на внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.
38. Внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.
39. Витражные окна в церкви Святой Екатерины.
Рождение Иисуса Христа изменило историю человечества. Современная цивилизационная парадигма стала возможна благодаря этому событию. Достижения нынешнего человечества: научные, культурные, экономические — имеют глубокие христианские корни. Именно Рождество стало отправной точкой формирования нового уклада жизни людей.
К сожалению, подробной информации не так много. Святое Евангелие дает своим слушателям главную весть – явился Господь, родился Искупитель мира. Все остальное имеет второстепенное значение.
Евангелисты практически не акцентируют внимания на данных фактах. Однако, пытливый человеческий разум пытается изучить крупицы знаний, чтобы расширить сферу своего познания.
На протяжении 2 000 лет ученые изучают тексты Нового Завета, апокрифов, Предания, проводя скрупулёзную работу стараются уточнить и приумножить имеющие знания.
В ночь предсказание исполнилось, и Пресвятая Дева Мария произвела на свет младенца. В Евангелии от Луки говорится, что Богородица положила сына в ясли, и в пещере появилось облако, и засиял яркий свет.
В апокрифических Евангелиях говорится о воле и осле, которые находились в пещере, где родился младенец Христос, и первыми поклонились ему.
Первыми узнали о рождении Мессии вифлеемские пастухи, которые пасли свои стада. Неожиданно все озарилось светом, перед ними предстал Ангел и сообщил о рождении Спасителя.
Тем временем в столицу Иудеи – город Иерусалим – пришли с Востока волхвы. Мудрецы проделали длинный путь для того, чтобы поклониться новорожденному Спасителю, грядущему иудейскому царю. Его рождение ознаменовалось появлением на небе звезды, указавшей мудрецам путь.
Следуя за Рождественской звездой, волхвы отправились в Вифлеем. Звезда остановилась над крышей дома, в который, покинув пещеру, поселились Мария с младенцем и Иосиф.
Увидев новорожденного Спасителя волхвы опустились на колени и преподнесли свои дары: (знак ), ладан (Божественное предназначение) и мирру (символизирующую краткость человеческой жизни).
В память об этом знаменательном событии в установилась традиция дарить на Рождество подарки.
Различные ученые (историки, теологи, астрологи) пытаются вычислить точную дату рождения Иисуса Христа. Но к согласию они не пришли. В разных исследованиях Христа определяется в интервале 12 — 7 г. до н. э. 12 год связывают с прохождением кометы Галлеи, которую некоторые исследователи считают Вифлеемской звездой, а в 7 г. до н. э. проходила единственная известная перепись населения. Указывается также 4 г. до н. э. – Ирода Великого, согласно легенде, устроившего избиение младенцев в день рождения Христа.
Так же точно неизвестен и день рождения Иисуса Христа. По установившейся традиции, Рождество Христово отмечается католической церковью 25 декабря, а православной – 7 января. Связано это с различными календарями (григорианскому и юлианскому) , которые они используют.
Где сейчас Бог?
В тот день, когда Иисус вознесся, ученики стояли в ошеломлении, словно дети, потерявшие родителей. Два ангела, посланные успокоить их, задали риторический вопрос: Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Небо было ясным и пустым. И все-таки они стояли и смотрели, не отрываясь, не зная, как им продолжать их дело и что делать дальше.
Спаситель оставил после Себя на земле мало следов. Он не писал книг, Он был странником и не оставил дома или места, которое теперь могло бы служить его музеем. Он не был женат, не жил оседлой жизнью и не оставил после Себя потомства. На самом деле, мы бы ничего о Нем не узнали, если бы не те следы, которые Он оставил в человеческих душах. В этом заключалось Его намерение. Закон и пророки сфокусировались, подобно пучку света, на Единственном, Который должен был прийти. И теперь этот свет, словно пройдя через призму, должен рассеяться и засиять в спектре движений и оттенков человеческой души.
Но может быть, было бы лучше, чтобы Вознесения не было? Если бы Иисус остался на земле, Он мог бы ответить на наши вопросы, разрешить наши сомнения, быть посредником в наших идеологических и политических спорах. Шесть недель спустя ученики поймут, что Иисус имел в виду, говоря: Лучше для вас, чтобы Я пошел. Это хорошо выразил блаженный Августин: «Ты вознесся пред нашими очами, и мы отвернулись в горе, чтобы найти тебя в наших сердцах».
Церковь служит продолжением Воплощения, основным путем, которым Бог проявляет себя в мире. Мы являемся «Христами после Христа», Церковь – это место, где живет Бог. То, что Иисус принес нескольким людям – исцеление, благодать, добрую весть учения о божественной любви, – Церковь теперь может передать всем. Это было тем самым вызовом, той великой миссией, которую Спаситель передал ученикам, перед тем как исчезнуть у них из вида. Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, – объяснял он ранее, – то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
Нам гораздо легче поверить в то, что Бог воплотился в личности Иисуса Христа из Назарета, чем в то, что Он может воплотиться в людях, которые входят в нашу Церковь. Однако это именно то, чего от нас требует вера; это то, чего от нас требует жизнь. Спаситель выполнил свою миссию – теперь дело за нами.
Но как часто мы об этом забываем. Мы забываем, как важны наши молитвы. Как важно для Бога то, что я выбираю сегодня, здесь и сейчас. И мой выбор доставляет радость или печаль Богу. Как часто мы забываем, что рядом есть те, кто нуждаются в нашей любви и помощи. Мы живем в мире машин, телефонов, интернета, и реальность этой материальной вселенной подавляет нашу веру в Бога, заполняющего Собою весь мир.
Возносясь, Спаситель рисковал быть забытым. И Он об этом знал. Четыре притчи в конце Евангелия от Матфея, одни из последних, которые рассказал Иисус, имеют общую тему, лежащую в их основе. Хозяин оставляет свой дом, уезжающий землевладелец распускает слуг; жених прибывает слишком поздно, когда гости уже устали и спят; хозяин раздает деньги своим слугам и уходит – все это вращается вокруг темы ушедшего Бога.
Действительно, основной вопрос нашего времени: «Где сейчас Бог?» Современный ответ заключается в том, что Хозяин покинул нас, дав нам свободу устанавливать наши собственные правила игры.
Если нет Бога, как говорил Ф. М. Достоевский, то все позволено. Но есть самая сильная и самая страшная притча в Евангелии, которая говорит о том, как Бог будет судить мир. Это притча о козлищах и овцах. Но обратите внимание, как она логически связана с четырьмя притчами, которые ей предшествуют.
Во-первых, она показывает возвращение Хозяина в день Страшного Суда, когда придется платить высокую цену – в прямом смысле слова. Ушедший вернется, и на этот раз в силе и славе, чтобы подвести итог всему, что произошло на земле.
Во-вторых, притча относится к тому временному промежутку, к тому многовековому интервалу, в котором мы сейчас живем, к тому времени, когда кажется, что Бога нет. Ответ на это самый современный вопрос одновременно и поражает своей глубиной, и пугает. Бог вообще никуда не исчезал. Скорее, Он надел маску, самую неподходящую для Него маску странника, бедняка, голодного, заключенного, больного, самого отверженного на земле: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Если мы не можем определить пребывание Бога в мире, то, возможно, мы искали не там, где следует.
Есть такой замечательный старый фильм, который называется «Свистни по ветру». К сожалению, его нет в русском дубляже. В этом фильме двое детей, играя в деревенском сарае, натолкнулись на какого-то бродягу, спящего в соломе. «Кто вы такой?» – спросили дети требовательным голосом. Бродяга проснулся и пробормотал, глядя на детей: «Иисус Христос!» То, что он сказал в шутку, дети приняли за правду. Они действительно поверили, что этот человек – Иисус Христос, и относились к бродяге с ужасом, уважением и любовью. Они приносили ему еду и одеяла, проводили с ним время, разговаривали с ним и рассказывали ему о своей жизни. Со временем их нежность преобразила бродягу, беглого преступника, который никогда ранее не сталкивался с таким милосердием.
Режиссер, которая написала эту историю, задумывала ее как аллегорию того, что может случиться, если все мы буквально будем относиться к словам Иисуса о бедных и нуждающихся. Служа им, мы служим Христу.
Когда мы вдумаемся в притчу о Страшном Суде, то многие из наших собственных вопросов к Богу возвращаются к нам самим, наподобие бумеранга. Почему Бог позволяет младенцам рождаться в бруклинских гетто и на реке смерти в Руанде? Почему Бог допускает существование тюрем, приютов для бездомных, больниц и лагерей беженцев? Почему Иисус не навел порядок в мире в те годы, пока Он жил в нем?
В соответствии с этой притчей, Спаситель знал, что мир, который Он оставил после Себя, будет включать бедных, голодных, заключенных, больных. Бедственное положение мира не удивляло Его. Он строил планы, в которые оно входило: это Его долгосрочный и краткосрочный план. Долгосрочный план включает Его возвращение в силе и славе, а краткосрочный подразумевает передачу власти тем, кто в конечном итоге станет провозвестниками свободы Космоса. Он вознесся, чтобы мы могли занять Его место.
«Где Бог, когда страдают люди?» – часто спрашиваем мы. Ответ представляет собой другой вопрос: «Где Церковь, когда страдают люди?» «Где я, когда это происходит?» Спаситель вознесся на небо для того, чтобы оставить ключи от Царства Божьего в наших дрожащих руках.
Почему мы так не похожи на ту Церковь, которую описывал Иисус? Почему Она, Тело Христово, так мало напоминает Его самого? Я не могу дать достойного ответа на подобные вопросы, поскольку сам являюсь частью этой проблемы. Но, если приглядеться, то этот вопрос каждый из нас должен задать сам себе. «Почему я так мало похож на Него?» Именно я, не он, не тот или иной батюшка, прихожанин или еще кто-то. А именно я! Пускай каждый из нас постарается дать себе честный ответ на этот непростой, но самый главный вопрос нашей жизни…
Бог, выбирая между тем, чтобы проявить Себя в «постоянном чудесном вмешательстве в человеческие дела» или же позволить «распинать Себя во времени», как Он Сам был распят на земле, выбирает второй вариант. Спаситель носит раны Церкви, этого своего Тела, так же как Он носил раны распятия. Иногда я задумываюсь над тем, какие раны причиняют ему больше страданий…