День в истории. Юрий Гагарин, храм Христа и Триумфальная арка
27 декабря 1965 года первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин публично высказался по довольно щекотливой теме. Он осудил снос храма Христа Спасителя и демонтаж Триумфальной арки. Выступая на пленуме ЦК комсомола, Гагарин заявил с трибуны, согласно стенограмме (сохранилась и аудиозапись этого выступления):
«На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много».
Это было довольно острое и независимое заявление: ведь по поводу сноса храма Юрий Алексеевич осуждал ни много, ни мало, как решение Политбюро правящей партии, в которой он и сам состоял. Об этом выступлении первого космонавта сообщили Леониду Ильичу Брежневу, который годом ранее был избран Первым секретарём ЦК КПСС. Леонид Ильич отреагировал на известие спокойно: «Что вы на Гагарина напустились? Он русский человек, он предложил. Комсомолу объясните, что денег на храм у нас нет. Триумфальную арку поставим. Юрию Алексеевичу большой привет».
Между прочим, коллега Юрия Алексеевича космонавт Алексей Леонов справедливо указывал: «Не стоит преувеличивать и говорить, например, что Гагарин чуть ли не требовал восстановить разрушенный храм Христа Спасителя. Перед вами реальный документ, и из него видно, что Гагарин не призывал восстановить храм Христа Спасителя».
Какие же последствия имело это выступление? Как выясняется, решение о восстановлении Триумфальной арки 1812 года было принято правительством СССР ещё 10 декабря того же года, то есть более чем за 2 недели до процитированного выше выступления Гагарина. Совпадение или, быть может, первый космонавт и в других инстанциях пробивал эту идею, ещё до своего выступления с трибуны? Кстати, арка не была разрушена, её в своё время аккуратно демонтировали, обмерив и сфотографировав со всех сторон, и собираясь поставить в другом месте. Но сделано этого не было, о чём и напомнил Гагарин. Теперь её стали активно восстанавливать… Увы, открытия отреставрированной арки Гагарин уже не увидел, оно произошло в декабре 1968 года (а сам он, как известно, погиб ещё в марте того же года). Но начало её реставрации он застал.
Ещё надо заметить, что демонтаж Триумфальной арки и в 30-е годы воспринимали, по меньшей мере, неоднозначно. Что подтверждает такой вот рисунок:
Рисунок В. Козлинского. 1932 год.
«К эпидемии сносов.
— Это что за леса у Триумфальной арки?
— Кто его знает! Если районная комиссия поставила, то для сноса, а если центральная, — то для ремонта».
Восстановленная Триумфальная арка 1812 года
Но, возвращаясь к теме храма… Выступление Гагарина на пленуме имело свою предысторию. Его коллега Валентин Петров вспоминал об их совместной поездке в Загорск (ныне Сергиев Посад) в 1964 году: «В год, когда Юре исполнилось 30 лет, он спросил у меня, бывал ли я в Троице-Сергиевой Лавре. Я ответил, что бывал — и он предложил мне поехать туда снова. Мы отправились в тот же вечер, приехали в Лавру в гражданской одежде… Но Гагарина, конечно, узнали и в гражданке, к нему сразу хлынул поток народа, все просили автограф, пытались что-то спросить, дотронуться. Другого такого космонавта я не знаю: Гагарин поразительно душевно относился к людям и никогда никому не отказывал. Если вы обращаетесь к нему — неважно, стоит ли рядом первый секретарь ЦК или председатель правительства — он весь ваш.
Когда Юра увидел макет Храма Христа Спасителя, он пришёл от него в восторг, и сразу спросил: «Где же эта красота находится?» А отец-наместник ответил ему: «Юрий Алексеевич, да ведь там, где сейчас стоит бассейн “Москва”!».
Однако нелишне напомнить, что полёт Юрия Алексеевича стал поводом к мощной антирелигиозной кампании, и он нисколько против этого не возражал, ни публично, ни в частных разговорах. Вот, например, характерное стихотворение В. Дыховичного и М. Слободского про полёт Гагарина:
Он летит — и в небе он не лишний,
Он не бог, не ангел, не святой,
Но он первый истинный Всевышний,
Овладевший этой высотой!..
Не молитвы, не богослуженья
Вознесли его в полёт такой, —
Организовали Вознесенье
Мы своею собственной рукой!
Ради нас и стал он Вездесущим,
Он летит в небесной вечной мгле,
Чтобы звать людей не к райским кущам,
А к мечтам и к подвигам грядущим
Ради светлой жизни на Земле!
Более того, в книге Юрия Гагарина «Дорога в космос. Записки лётчика-космонавта СССР» 1961 года говорится: «Полёт человека в космос нанёс сокрушительный удар церковникам. В потоках писем, идущих ко мне, я с удовлетворением читал признания, в которых верующие под впечатлением достижений науки отрекались от бога, соглашались с тем, что бога нет и всё связанное с его именем — выдумка и чепуха».
Вот так выглядит историческая истина, если брать её целиком, а не выковыривать из общей мозаики выгодные в тот или иной момент отдельные кусочки. Ну, а то, что Юрий Алексеевич мог вполне свободно с трибуны покритиковать ни много, ни мало, как выполненное решение Политбюро ЦК, тоже косвенно говорит об уровне свободы в тогдашнем советском обществе…
Некоторых богов Юрий Алексеевич, похоже, всё-таки признавал, раз сам порой принимал их обличье 🙂
Наткнулся на такое.
Юрий Гагарин предлагал восстановить Храм Христа Спасителя на пленуме ЦК ВЛКСМ в 1964 г.
Как велико желание мракобесов (в данном случае именно так), примазаться к космонавту. Плюс заметно передёргивание. В сюжете, Алексей Леонов говорит, что ГАгарин как атеист, немог сказать так. но сценарист сюжета, говрит. а счас докажем и обратное и НЕ ПРИВОДИТ слова о том, что надо восстановить ХСС.. Ну и плюс слова, что «историки не искали, потому что не знали, что такая стенограмма есть», которые являются полным бредом. Историки не знали, что есть стенограммы пленумов? Это нынешные «историки» с их образованием могут не знать!
попробуем разобраться….
Опань-ки! Не совсем так говорил Юрий.
Если стенограмма верна и такой пленум был, то:
» Но одним памятником войны стало меньше. А какая большая польза была бы для воспитания школьников, если бы им рассказали о необходимости священного отношения к памяти воина, погибшего при освобождении села! Надо развивать шефство школ и институтов над памятниками павшим.
На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много.»
т.е. восстановить не предлагал, это раз. Говорил о памятникам павшим, а не о религии — это два. Уже похоже на правду.
«Сейчас появилась тенденция, которая мне не нравится. Если в советское время утверждалось, что все космонавты — несомненные атеисты, то сейчас нередко всех их стремятся показать православными, воцерковленными людьми. Да, в советские годы откровенных безбожников практически не было, многие верили в Бога, но здесь не стоит преувеличивать и говорить, например, что Гагарин чуть ли не требовал восстановить разрушенный храм Христа Спасителя. Перед вами реальный документ, и из него видно, что Гагарин не призывал восстановить храм Христа Спасителя, он говорил о варварском отношении к патриотическим памятникам. Можно ли поднять патриотизм, если люди так относятся к своей культуре? На это могли пойти только люди бескультурные — как можно было разрушить такую красоту?
Кстати, тема войны 1812 года Гагарина очень интересовала. Когда я приходил к нему в гости, то он часто исполнял разные песни о той войне — о гренадерах, такие как «Гренадерам у трактира сено постелили», «Как гром, грохочет женка». Не знаю, откуда у него это все было, но понятно, что судьба храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы в войне 1812 года, не могла не волновать его».
Хммм. А вот даты и числа пленумов какие-то страные….
29 июля 1989 года VIII Пленум ЦК ВЛКСМ впервые заслушал информацию народных депутатов СССР В. Губина и В. Минина «О первых итогах участия группы народных депутатов СССР от ВЛКСМ в работе Съезда народных депутатов СССР» и одобрил ее.
XVII Пленум ЦК ВЛСКМ- октябрь 1948 года…
Вопрос: Кто-нибудь знает нумерацию и даты проведения пленумов ЦК ВЛКСМ?
И эта, интересно, а можно запросить в РАСПИ
«Выступление Гагарина на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ «О работе Белорусской республиканской и Ивановской областной комсомольских организаций по воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа», вечернее заседание 27 декабря 1965 года.
РГАСПИ, фонд № 1, опись 2, часть 2, ед. хранения 471.»
upd. ага, с пленумами немного проясняется
Храм Вознесения Господня г. ГагаринСтраница приходаРусская Православная Церковь, Смоленская митрополия, Вяземская епархия, Гагаринское благочиние
Контактная информация
+7 (48135) 3-43-91, факс: 8 (48135) 3-43-90 Адрес: Россия, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Железнодорожная, 4
- Статус:действующий
- Язык богослужений:церковнославянский
- Настоятель:игумен Александр (Карпиков)
- Престольные праздники:
- Вознесения Господня — Май 28
- Краткая историческая справка:Каменный кладбищенский храм в честь Вознесения Господня с небольшим приделом во имя мученика Харлампия построен в 1791 году. Возведен на месте более древнего деревянного храма. Место, где он стоит, называется Тарантаевским кладбищем. Храм был приписан к Богоявленскому (Казанскому). После революции 1917 года Вознесенский храм оставался единственным действующим в Гжатском уезде. Верхние ярусы колокольни восстановлены в 1987-1988 годах, к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Сохранилась масляная роспись и иконостас конца XIX века, с иконами XIX – начала XX века. В 1997 году проведен ремонт фасадов храма.
По преданию, в храме длительное время хранилась Колочская чудотворная икона Божией Матери, обретенная в 1413 году в с. Колоцком. Иконописный тип ее – Одигитрия с двумя створками, на которой изображены Илия пророк и Николай Чудотворец. Обретенную икону монастырь передал Ивану Грозному, с нее были сделаны списки, которыми царь одаривал другие церкви и монастыри. Одну из таких чтимых икон удалось спасти прихожанам, и лик очутился в Вознесенской церкви. К несчастью, в 80-е годы XX века ее похитили. Сейчас написали новую икону, подобную прежней. Каждое воскресенье вечером перед ней совершается акафист.
В 1933-1934 годах проживал и 14 июля 1934 года был арестован в городе Гжатске новомученик, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) В 20-30-е годы именно Вознесенский храм стал кафедрой гжатских викариев Патриаршей Церкви. Храм закрывался, был разрушен, значительно пострадали колокольня и алтарь, можно сказать, что храм перенес общую судьбу церквей России. Официально нет свидетельств, но, скорее всего, после войны он был возвращен Церкви. Есть документы, подтверждающие, что в 1946 году горисполком передал храм общине верующих.
В храме проводятся богослужения. При поддержке игумена Александра (Карпикова) действует православная молодежная арт-студия «Зов».
Гагарин. Церковь Вознесения Господня.
Каменный кладбищенский храм в честь Вознесения Господня с небольшим приделом во имя мученика Харлампия построен в 1791 году. Возведен на месте более древнего деревянного храма. Место, где он стоит, называется Тарантаевским кладбищем. Был приписан к Богоявленскому (Казанскому) храму. После революции 1917 года Вознесенский храм оставался единственным действующим в Гжатском уезде. Верхние ярусы колокольни восстановлены в 1987-1988 годах, к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Сохранилась масляная роспись и иконостас конца XIX века, с иконами XIX — начала XX веков. В 1997 году проведен ремонт фасадов храма.
По преданию, в храме длительное время хранилась чудотворная икона Колочской Божией Матери, обретенная в 1413 году в селе Колоцком. Это была икона Божьей Матери Одигитрии с двумя створками, на которой иконописец изобразил Илью Пророка и Николая Чудотворца. Обретенную икону монастырь передал Ивану Грозному, с нее были сделаны списки, которыми царь одаривал другие церкви и монастыри. Одну из таких чтимых икон удалось спасли прихожанам, и лик очутился в Вознесенской церкви. К несчастью, в 1980-е годы ее похитили. Сейчас написали новую икону, подобную прежней, и каждое воскресенье вечером совершается акафист перед ней.
В 1933-1934 годах проживал и 14 июля 1934 года арестован в городе Гжатске новомученик, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). В 1920-30-е годы именно именно Вознесенский храм стал кафедрой гжатских викариев Патриаршей Церкви. Закрывался, был разрушен, значительно пострадали колокольня и алтарь. После войны церковь была возвращена. Есть документы, подтверждающие, что в 1946 году горисполком передает храм общине верующих.
Из газеты Смоленской епархии «Смоленск православный», 2011, номер 6 стр.10