Содержание
- Апостолы Христовы: Фома
- Почему апостола Фому называют неверующим? Что означает выражение «Фома неверующий
- Версии происхождения выражения «Фома неверующий»
- Библейское происхождение
- Отец и сын
- Образ Фомы воплощает собой ординарное сомнение?
- Хорошо ли быть «Фомой»?
- Фома Неверующий
- АПОСТОЛ ФОМА, НАЗЫВАЕМЫЙ БЛИЗНЕЦ
- ФОМА: АПОСТОЛ И «АВАНТЮРИСТ»
- ЖИЗНЬ АПОСТОЛА ФОМЫ
- АПОСТОЛ ФОМА: ИСПЫТАНИЕ СОМНЕНИЕМ
- АКАФИСТ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ ФОМЕ
- СВИДЕТЕЛЬСТВО «НЕВЕРИЯ». АПОСТОЛЫ ФОМА И ПАВЕЛ
- УПРЯМЫЙ АПОСТОЛ
- Апостолы Фома, Иаков, Симон (Ревнитель) и Иуда Иаковлев
- СЕГОДНЯ — ДЕНЬ АПОСТОЛА ФОМЫ
- АПОСТОЛЬСКОЕ НЕВЕРИЕ ПРОТИВ ВЕРЫ РАВНОДУШИЯ
- ИМЯ ФОМА
- О журнале:
- Боги Майя
- Ученики: апостол Фома, называемый Близнец
- Тайна Евангелия от Фомы Известия
- Уверение Фомы
- Неверие святого Фомы
Апостолы Христовы: Фома
Апостолы Христовы: Фома, называемый Близнец
Самый горячий из Апостолов… Это о Фоме? Да. Но разве может быть назван самым горячим тот, кто сомневался в Воскресении Христовом и в истории даже получил прозвище «Фома неверующий»? И, тем не менее, это так.
Перенесемся на две тысячи лет назад, на берег Галилейского озера. Один из рыбаков городка Пансады слышит об Иисусе и приходит посмотреть на Него. Этот человек так поражен проповедью Христа, что неотступно ходит вслед за Ним и Его учениками. Христос, видя ревность молодого человека, призывает того следовать за Ним. Так рыбак становится Апостолом.
Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так его и звали), дают прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец».
На кого он был похож как две капли воды? На Иисуса, на кого-то из Апостолов, а, может, на какого-то известного политика или деятеля того времени? Нам это неизвестно, но зато нам известен характер Фомы. Порывистый, решительный, смелый… Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его искали схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16). Это не «Фома неверующий», это, несомненно, Фома верующий!
… Но не безрассудный, а трезвый и осмотрительный.
Незадолго до смерти Иисус беседовал с учениками. «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте… И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я…» Слушая эти слова, Фома воскликнул: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 1-5).
И вот мы опять видим Фому в его искреннем порыве сопровождать Учителя, куда бы Тот ни пошел.
Евангелия не сообщают нам о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Мы не знаем, что было у него на сердце, что он думал и чувствовал, когда весь смысл жизни и все надежды его, казалось, рухнули со смертью Учителя.
Но вот к нему прибегают другие Апостолы. И, перебивая друг друга, рассказывают: «Мы видели Господа!» Но этот трезвый галилеянин не склонен доверять товарищам: мало ли что им пригрезилось… «Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
И Господь, зная характер Фомы, этого искреннего и верного ученика, приходит к нему.
«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!»
Важное уточнение: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И отныне этот Апостол становится вечным символом того, что есть в жизни вещи, которые нельзя пощупать и проверить, а которым нужно только верить.
Пока не коснусь – не уверую!..
После Вознесения Христова Апостолы бросили жребий о том, кому в какие земли идти проповедовать. Фоме выпало проповедовать в Индии. Много злоключений выпало на долю Апостола; об этом сохранились древние предания, ни подтвердить, ни опровергнуть которые сейчас уже невозможно. Так, среди прочего, рассказывают о ловушке, которую придумал один языческий жрец, желая остановить проповедь Ап. Фомы. Жрец убил своего сына и обвинял в этом святого Фому, говоря:
– Фома убил моего сына.
В народе поднялось волнение, и собравшаяся толпа схватила святого Фому как убийцу и требовала, чтобы суд вынес ему приговор. Когда же не находилось никого, кто мог бы засвидетельствовать, что Фома непричастен к тому убийству, то Апостол Христов стал просить судью и людей:
– Отпустите меня, и я, во имя Бога моего, попрошу убитого, чтобы он сам сказал, кто убил его.
Пораженные такой просьбой люди повели Фому к телу убитого юноши. Возведя очи к небесам, Фома помолился Богу и потом сказал мертвецу:
– Во имя Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе, юноша, – скажи нам, кто убил тебя?
И тотчас мертвец сказал:
– Мой отец убил меня.
Тогда все воскликнули:
– Велик Бог, Коего проповедует Фома!
В индийском городе Мелипура проповедь Фомы все же окончилась. Апостол был пронзен копьями.
Индийская икона Ап. Фомы
Воспоминая жизнь и сомнения Фомы, Церковь определила праздновать день его памяти во второе воскресенье после Пасхи. И сегодня многие колеблются: А есть ли Бог? А верно ли, что Иисус воскрес? А правда ли, что Церковь приобщает нас к Живому Господу?.. На все эти и на другие вопросы Церковь отвечает словами Христа, обращенными некогда к Фоме: Вложи руки в раны…
Прикосновенье к жизни Церкви, к ее жизнодательным благодатным дарам – есть самый истинный ответ на этот вопрос.
Сад, в котором, по преданию, Ап. Фоме явилась Божия Матерь, возносящаяся на Небеса. (Сад Гефсиманской обители – Монастыря св. Марии Магдалины.)
Богоматерь отдала ему часть Своей одежды – Святой Пояс, который и доныне хранится в Православной Церкви как святыня. Вот то самое место, на котором Ап. Фоме был передан Пояс. Об этом повествует мозаика, которую мы видим на снимке.
Приблизим фотографию…
ФОМА
Тем не менее это так.
Перенесемся на две тысячи лет назад, на берег Галилейского озера. Один из рыбаков городка Пансады слышит об Иисусе и приходит посмотреть на Него.
Этот человек так восхищен проповедью Христа, что неотступно ходит вслед за Ним и Его учениками.
Христос, видя такую ревность, призывает молодого человека следовать за Ним. Так рыбак становится апостолом.
Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так его и звали), дают прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец».
На кого он был похож как две капли воды? Точно сказать нельзя, но по преданию — на самого Спасителя.
Зато нам хорошо известен характер Фомы. Порывистый, решительный, смелый… Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его собирались схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). Это не «Фома неверующий», это, несомненно, Фома верующий!
Евангелия не сообщают нам о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Мы не знаем, что было у него на сердце, что он думал и чувствовал, когда весь смысл жизни и все надежды его, казалось, рухнули со смертью Учителя…
Услышав от других о воскресении Иисуса, трезвый и рассудительный галилеянин не стал доверять товарищам: мало ли что им пригрезилось… Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25).
И Господь, зная характер Фомы, этого искреннего и верного ученика, приходит к нему.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:26-27).
Важное уточнение: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И это единственное место в Евангелиях, где Иисус Христос прямо назван Богом. Сомнение Фомы было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней.
После Вознесения Христова апостолы бросили жребий о том, кому в какие земли идти проповедовать. Фоме выпало проповедовать в Индии. Много злоключений выпало на долю апостола; об этом сохранились древние предания, ни подтвердить, ни опровергнуть которые сейчас уже невозможно.
Почему апостола Фому называют неверующим? Что означает выражение «Фома неверующий
Фома неверующий проверяет раны
Сколько раз нам в жизни приходилось слышать выражение «эх, ты Фома неверующий», и эта фраза настолько нам стала привычна, что мы даже не обращаем на эту фразу никакого внимания, когда слышим её или сами произносим. А кто — ни будь, задумывался, откуда она взялась, и кто такой сам Фома. В мифологии есть определение, что Фома был одним из двенадцати апостолов, которых выбрал себе Христос. И он выделялся среди всех тем, что был практически недоверчив ко всем, и ко всему. Есть две первоначальные версии такого выражения. Первая версия произошла
В Древнем Иерусалиме задолго до того, как Христос выбрал Фому своим апостолом.
Версии происхождения выражения «Фома неверующий»
У Фомы был брат, которого звали Андрей. Однажды Андрей увидел, как Христос шёл по воде и рассказал об этом Фоме. Как нормальный, здравомыслящий человек, Фома, естественно не поверил Андрею, на что тот ответил, что давай пойдём вместе и попросим Христа, чтобы тот прошёлся по воде. Братья пошли к Христу и тот прошёл по воде. Фоме ничего не оставалось делать, как признать свою неправоту. С тех пор так он и стал Фомой неверующим . «Пока не увижу своими глазами, не поверю» – это было любимой фразой Фомы.
Вторая версия более значимая. В библии написано, что после распятия Христа, и его воскрешении, Фомы не было в тот момент, когда воскресший Иисус Христос явился к своим апостолам. Встретив Фому, апостолы рассказали об этом Фоме, тогда он не поверил и сказал им, что пока сам не увидит раны на руках Христа от гвоздей, и пока сам не сунет палец в его раны, и в рёбра его, не поверю. Во второй раз, когда Христос предстал перед апостолами, в присутствии Фомы, он предложил Фоме сделать это. После этого Фома уверовал в воскрешение Иисуса Христа.
Конечно, библия, это хорошо, но и в наше время встречаются очень многие, которым подходит такое определение. Чтобы не говорили, не объясняли, пока человек сам не увидит и не почувствует, хоть тресни, бесполезно ему что-либо говорить. Такие люди обычно недоверчивы и осторожны в своих действиях. Так что, от мифологии нам досталась такое крылатое выражение «Фома неверующий» , правда немного переделанное на современный лад, «Фома не верящий», но, тем не менее, это любимое наше выражение.
Фома неверующий — так говорят про человека, который чему-то верить не хочет.
Это выражение из Библии, ученик Иисуса Фома не поверил в его воскрешение, сказав, что пока не увидит, не поверит. По Библии Иисус придет к ученикам и скажет Фоме потрогать его раны и убедиться в том, что он действительно воскрес.
Выражение стало крылатым, ты что-то кому-то рассказываешь, человек не верит, можно сказать — ну ты и Фома неверующий.
Это выражение посвящено одному из учеников Господа Иисуса Христа — апостолу Фоме. Имя его в переводе с еврейского языка означает quot;близнецquot;.
Именно он усомнился в факте Воскресения Христа, когда ему сообщили его друзья-соратники другие апостолы, что они видели Воскресшего Господа.
Самого апостола Фомы в момент явления Господа после распятия Своим ученикам не было среди них.
Он тогда очень опрометчиво воскликнул, что пока не вложит своей руки в ребра Иисуса Христа, пробитые пикой римского воина на Кресте.
Происхождение и значение словосочетания «Фома неверующий»
Происхождение этой фразы следует искать в Библии в Новом Завете. «Фомой неверующим» является апостол Фома — ученик Иисуса Христа, выделяющийся, ко всему прочему, своей недоверчивостью.
Нам известны две версии появления этого выражения. Рассмотрим первую, которая произошла задолго до выбора Иисуса Христа Фомы своим апостолом. Как-то раз брат Фомы Андрей увидел, как Иисус ходил по воде и рассказал про это брату. Фома, конечно, не поверил словам Андрея и предложил пойти и попросить Христа пройтись по воде.
Сказано — сделано. Фоме пришлось признать свою неправоту. Вот так Фома и стал неверующим. «Пока глазами своими не увижу — не поверю» — любил говорить Фома.
Вторая версия является наиболее значимой. В Библии сказано, что после воскрешения Иисус Христос пришел к апостолам, когда Фомы не было. Встретившись с Фомой, апостолы рассказали, что Иисус воскрес. Фома не поверил им.
Фома неверующий проверяет раны
Сколько раз нам в жизни приходилось слышать выражение «эх, ты Фома неверующий», и эта фраза настолько нам стала привычна, что мы даже не обращаем на эту фразу никакого внимания, когда слышим её или сами произносим. А кто — ни будь, задумывался, откуда она взялась, и кто такой сам Фома. В мифологии есть определение, что Фома был одним из двенадцати апостолов, которых выбрал себе Христос. И он выделялся среди всех тем, что был практически недоверчив ко всем, и ко всему. Есть две первоначальные версии такого выражения. Первая версия произошла в Древнем Иерусалиме задолго до того, как Христос выбрал Фому своим апостолом.
У Фомы был брат, которого звали Андрей. Однажды Андрей увидел, как Христос шёл по воде и рассказал об этом Фоме. Как нормальный, здравомыслящий человек, Фома, естественно не поверил Андрею, на что тот ответил, что давай пойдём вместе и попросим Христа.
У каждого человека есть знакомый, которого трудно убедить. Как назвать такого человека, какое выражение подобрать к его непоколебимости? Мы предлагаем рассмотреть значение фразеологизма «Фома неверующий». Исследуем не только смысл, но историю возникновения крылатой фразы.
Вот так Фома получил прозвище «неверующий». Как мы видим, никакой особенной загадки в выражении нет. Многие фразеологизмы и крылатые выражения родом из Библии. Значение фразеологизма «Фома неверующий» пришло к нам из того же источника.
Фразеологизм «Фома неверующий» значениеЧеловек, испытывающий постоянные сомнения, ничего не принимающий на веру.
Так говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо. Выражение возникло из евангельской легенды о том, как один из апостолов, Фома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа, заявил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю».
(Согласно Евангелию, Фома — один из апостолов. После того как ему рассказали о том, что Иисус после распятия на кресте воскрес, он сказал: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не влозку руки моей в ребра его, не поверю» (От Иоанна, 20, 24-29)).
Откуда пошло выражение «Фома неверующий»?
Выражение «Фома неверующий» слышали многие люди, но не все знают, откуда оно пошло. Оно появилось благодаря евангельской истории, которая случилась после воскресения Спасителя. После воскресения Иисус Христос появлялся перед некоторыми учениками и говорил с ними. Ученики рассказывали об этом другим людям и тем из учеников, которые воскресшего Спасителя не видели.
Среди последователей Христа был и Фома, ставший позже святым апостолом. Когда Фома услышал о том, что Спаситель воскрес из мертвых, он не поверил. Фома сказал, что сначала ему нужно посмотреть и потрогать раны от гвоздей и увидеть Иисуса, и только тогда он поверит в его воскресение. Дословно высказывание Фомы можно передать как «Пока не увижу — не поверю».
На восьмой день Фома все-таки увидел Учителя. Он явился перед учениками, чтобы дать им напутствие и указать путь. Тогда, представ перед последователями, Христос в первую очередь обратился к Фоме.
Что означает выражение «Фома неверующий» Огромное число раз в своей жизни мы слышим это выражение,»что же ты как Фома неверующий». За это время этот фразеологизм стал нам настолько близок и привычен,что мы не задумываемся откуда он произошел и что он подразумевает на самом деле.
Вы вообще,хоть раз задумывались,кто такой этот Фома и почему он никому не верил?
В библейской мифологии имеются сведения о 12 апостолах,одним из которых и был достопочтенный Фома.Этот парень был весьма занятной личностью,поскольку он относился крайне скептически ко всему,что он слышал от других.
Имеются всего две версии подобного выражения.
Первая версия.
Эта версия произошла за долго до того,когда уважаемый Фома встретил на своем тернистом жизненном пути Иисуса Христа.
У досточтимого Фомы имелся брат,которого звали Андрей.В один прекрасный день,Андрюха слоняясь по городу,вдруг увидел,как какой то парень идет прямо по водоему(это был Иисус).
Мы часто попросту не задумываемся, что вкладываем в фразеологизм «Фома неверующий». Каким на самом деле был этот ученик Христа? В каком смысле его можно назвать неверующим? Специально ко дню памяти апостола Фомы, который Православная Церковь чтит 19 октября, наша редакция нашла ответы на эти вопросы.
Неидеальные апостолы
Евангельское повествование отнюдь не похоже на выглаженный текст с идеальными героями. Идеальным перед нами предстает разве что Христос, но его ученики в начале служения еще так далеки от совершенства… В некотором смысле фарисеи и книжники не зря упрекали Иисуса в том, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками (Мф. 9:11).
Евангелие не скрывает от нас того, что Иуда Искариот предал Спасителя. Не оправдывает Петра, трижды отрекшегося от Учителя. Но, согласно Преданию, Петр до конца своей жизни оплакивал свой грех. На его лице даже появились борозды от потока слез.
Фома неверующий — Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Иоанна, гл. 20, ст. 24 29) рассказывается о том, как один из учеников Иисуса, апостол Фома, не поверил вести о воскресении распятого Христа и сказал: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу… … Словарь крылатых слов и выражений
фома неверующий — недоверчивый, Фома неверный, скептик, маловер Словарь русских синонимов. фома неверующий прил., кол во синонимов: 4 маловер (3) … Словарь синонимов
Фактрум публикует очень «вкусную» подборку, которую высоко оценят любители русского языка и хлёстких выражений.
1. Какой возраст правильно считать бальзаковским?
Выражение «бальзаковский возраст» возникло после выхода романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина» и допустимо в отношении женщин не старше 40 лет.
2. Откуда взялось выражение «В здоровом теле — здоровый дух»?
Выражение «В здоровом теле — здоровый дух» первоначально было взято из сатиры римского писателя Ювенала и звучало так: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Предполагают, что в основе этой строчки лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух — редкое явление».
3. Как сами шведы называют шведские стол и стенку?
Шведский стол сами шведы называют закусочным или бутербродным. Термин, обозначающий в шведском языке шведскую стенку, переводится как «рама с перекладинами». Ничего не знают в этой стране и о шведской семье.
В русском обществе Фомой неверующим называют человека, сомневающегося в фактах, непреложных истинах. Это высказывание также может быть адресовано и тому, кто сомневается в определенных событиях и правдивых рассказах. Так кем же был Фома и почему он в устойчивом русском выражении называется неверующим?
Истоки указанного высказывания имеют под собой определенное историческое событие новозаветного времени, относящееся к евангельскому повествованию. Фомой являлся один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Именно этот ученик Иисуса усомнился в действительности воскресения Христова.
Евангелие повествует об этом следующим образом. После своего воскресения Христос явился своим апостолам в одной горнице (доме). Среди ближайших учеников Христовых в это время не было апостола Фомы. После чудесного явления воскресшего Христа, прочие апостолы рассказали Фоме о действительности воскресения.
Образование Значение фразеологизма «Фома неверующий», происхождение и примеры употребления 28 декабря 2015У каждого человека есть знакомый, которого трудно убедить. Как назвать такого человека, какое выражение подобрать к его непоколебимости? Мы предлагаем рассмотреть значение фразеологизма «Фома неверующий». Исследуем не только смысл, но историю возникновения крылатой фразы.
Конечно, сейчас для христиан основатель учения – непререкаемый авторитет. Но когда-то, в древние времена, Иисус еще не был таковым. Конечно, большинство учеников Христа были ему преданы, но среди них нашелся и такой, кто не верил на слово никому. Его звали Фома. Ученику сказали, что Учитель воскрес, но он, не сомневаясь, сказал (переходя на современный язык): «Не поверю, пока не увижу, и мои пальцы не коснутся ран его».
Вот так Фома получил прозвище «неверующий». Как мы видим, никакой особенной загадки в выражении нет.
Неделя апостола Фомы неверующего — мне стоит верить или нет?Здравствуйте, дорогие мои читатели! Давайте поговорим о христианском Фоме неверующим и о его смысле и значение для Церкви.
Даже те, кто не прикасался к Библии или Евангелию, тем не менее, хорошо знакомы с именем Фомы, ставшим нарицательным. «Фома неверующий» часто говорим мы в адрес скептически настроенного недоверчивого собеседника.
И выходит некоторая странность: вроде бы церковное, библейское слово должно быть направлено на обращение человека к вере, доверию, послушанию, а на устах у всех имя Фомы, притом «неверующего». Но это кажущееся недоразумение, потому что, так или иначе, каждый верующий проходит путь от «Не поверю, пока не увижу» до «Верую, Господи, помоги моему неверию».
Неделя о Фоме помогает каждому из нас проанализировать свой жизненный путь, вспомнить, как произошло наше обращение к Богу или размышлять о том, почему я ещё не верую и как же мне поверить?
У каждого человека есть знакомый, которого трудно убедить. Как назвать такого человека, какое выражение подобрать к его непоколебимости? Мы предлагаем рассмотреть значение фразеологизма «Фома неверующий». Исследуем не только смысл, но историю возникновения крылатой фразы.
Библейское происхождение
Конечно, сейчас для христиан основатель учения — непререкаемый авторитет. Но когда-то, в древние времена, Иисус еще не был таковым. Конечно, большинство учеников Христа были ему преданы, но среди них нашелся и такой, кто не верил на слово никому. Его звали Фома. Ученику сказали, что Учитель воскрес, но он, не сомневаясь, сказал (переходя на современный язык): «Не поверю, пока не увижу, и мои пальцы не коснутся ран его».
Вот так Фома получил прозвище «неверующий». Как мы видим, никакой особенной загадки в выражении нет. Многие фразеологизмы и крылатые выражения родом из Библии. Значение фразеологизма «Фома неверующий» пришло к нам из того же источника.
Отец и сын
Сын не слишком хорошо учится в школе. Скажем так, учится средненько. И вдруг он приходит домой и говорит отцу:
Папа, я получил «пять» по русскому языку?
Ну да, рассказывай.
Я могу доказать это записью в дневнике?
Сын кладет перед отцом дневник, тот раскрывает его и видит чудо — отличную отметку!
Немая сцена.
Ну и как, стыдно тебе, отец? Эх, ты — Фома неверующий!
Значение фразеологизма и происхождение его мы разобрали чуть выше.
Образ Фомы воплощает собой ординарное сомнение?
Ответ: нет. Если вспомнить историю, можно понять: неверующий в воскрешение Христа ученик брался спорить с очевидным, но невероятным, с его точки зрения. Остальные же апостолы своими глазами видели раны. Поэтому жизнь после смерти Христа не требовала более никаких доказательств. А упрямый ученик все равно не признавал свершившегося факта, пока сам не убедился. Значение фразеологизма «Фома неверующий» и сейчас подходит очень многим как характеристика. Большинство людей перестали видеть чудеса вокруг себя. Они реагируют только на что-то, потрясающее их воображение.
Поэтому приведем пример, от которого действительно захватит дух. Представьте, один школьник сказал другому, что на крыше его дома приземлился инопланетный корабль. Да, Правда, более здравомыслящий товарищ сразу бы выказал правомерные сомнения. Но фантазер, сразу бы почти обидевшись, парировал: «Ах, не веришь, а ну-ка пойдем ко мне домой, там родители угощают гуманоидов пряниками и чаем!». Мальчики пойдут по адресу, и действительно: на крыше дома «тарелка» космическая, а гуманоиды, вмиг освоив русский, уже вовсю спорят с отцом семейства о политической ситуации в стране. Немая сцена. Правдолюбец говорит скептику гордо и немного (совсем чуть-чуть) пренебрежительно: «А ты мне не верил, Фома неверующий!».
Справедливости ради надо сказать, что такая ситуация возможна только в историях советского научного фантаста В скучной бытовой реальности все бывает прозаичнее: один мальчишка не верит другому, что тому родители купили компьютер или приставку. Девушка ставит по сомнение сообщение, что мужа ее подруги повысили по работе. Другими словами, таких примеров можно провести массу, но они неинтересные.
Хорошо ли быть «Фомой»?
Фразеологизм «Фома неверующий» обозначает крайний скептицизм, который не всегда хорош. Например, когда человек критически воспринимает реальность — это достоинство. В случае, если он впадает в критиканство, т.е. ему решительно все не нравится — это плохо. Мировоззрение, основанное на отрицании всего и вся, ломает отношения такого субъекта с окружающими людьми и миром в целом. Да и самому радикальному скептику живется не очень-то вольготно.
Так как значение фразеологизма «Фома неверующий» носит неодобрительный характер, то героем такой характеристики быть плохо, но сохранять критичность и здравомыслие все же необходимо. Мало ли что можно насочинять, не всему же надо верить.
Например, если человеку обещают бесплатный сыр, то потенциальной жертве обмана надо помнить, где главное лакомство мышей находится обычно — в мышеловке. Поэтому, когда кому-то сулят невиданные и неизведанные богатства и дары, лучше прикинуться Фомой неверующим и попросить каких-то гарантий. Не нужно без причин верить на слово.
В любом случае основная задача выполнена. Ответ на вопрос, что означает «Фома неверующий», получен. Это человек, который решается спорить с очевидным до предоставления ему железобетонных доказательств. Проше говоря, он не верит на слово никому и никогда. Надо сказать, что в чистом виде такие люди в природе встречаются редко.
Огромное число раз в своей жизни мы слышим это выражение,»что же ты как Фома неверующий «. За это время этот фразеологизм стал нам настолько близок и привычен,что мы не задумываемся откуда он произошел и что он подразумевает на самом деле.
Вы вообще,хоть раз задумывались,кто такой этот Фома и почему он никому не верил?
В библейской мифологии имеются сведения о 12 апостолах,одним из которых и был достопочтенный Фома.Этот парень был весьма занятной личностью,поскольку он относился крайне скептически ко всему,что он слышал от других.
Имеются всего две версии подобного выражения.
Первая версия.
Эта версия произошла за долго до того,когда уважаемый Фома встретил на своем тернистом жизненном пути Иисуса Христа.
У досточтимого Фомы имелся брат,которого звали Андрей.В один прекрасный день,Андрюха слоняясь по городу,вдруг увидел,как какой то парень идет прямо по водоему(это был Иисус). Весьма удивившись подобному зрелищу,он поспешил домой и рассказал своему братишке о виденном им чуде.Фома Андрюху поднял на смех,ведь всем известно,что люди не могут ходить по воде,аки посуху.Братец Андрюха оказался парнем ушлым и предложил Фоме сгонять к Иисусу и предложить ему еще раз,для удовлетворения их любопытства походить по воде(парням явно не хватало зрелищ,а до изобретения телевизора оставалось,как минимум 2 тысячи лет).
Братья пошли к Иисусу и тот был настолько добр,либо ему вообще было нечем заняться,что он выполнил просьбу двух пытливых юношей и прошелся по воде,для удовлетворения их любопытства.Именно так Фома поверил и признал правоту Андрюхи.
С тех самых пор его стали звать Фома неверующий,ведь его любимой фразой было — «пока я сам не увижу,не поверю «.
Вторая версия.
Эта версия более значимая,чем первая.Поскольку связана с фактом воскрешения Христа.Когда Иисус воскрес,Фома где то шлялся и не застал тот самый знаменитый момент,когда Иисус предстал перед своими учениками.Когда же апостолы встретили Фому и рассказали ему о чуде,этот парень снова выразил свое недоверие,что вполне естественно,ведь не каждый день оживают трупы.Он ответил апостолам,что должен самолично убедиться в воскрешении Иисуса и засунуть свои пытливые пальчики в дырки от гвоздей на руках и ребрах.
Когда же Христос снова появился перед своими учениками,Фома уже был во всеоружии и начал неторопливо засовывать свои пальцы ему в раны.Не знаю,как Иисус вообще отнесся к такой беспардонной наглости,но зато Фома опять поверил в это чудо.
Конечно сказочные персонажи,это замечательно,но и в наше время встречаются подобные личности,которые не принимают ничего на слово.И знаете,что?Это просто замечательно!Вся современная наука построена на доказательной основе,на фактах,а не на голословных утверждениях гуру.
Поэтому можно гордиться первым естествоиспытателем Фомой,который ничего не принимал на веру.
Фома Неверующий
В тот вечер, как ты помнишь, среди учеников Христа не было Фомы, и когда его товарищи рассказали ему, что случилось, то Фома не поверил им:
– Пока своими глазами не увижу ран от гвоздей на руках его – не поверю!
Товарищи не стали спорить с упрямцем.
Прошло восемь дней, и они опять собрались все вместе в запертой комнате. Но теперь с ними был и Фома Неверующий.
И вдруг снова перед ними появился Христос. Он подошёл к Фоме и сказал:
– Дай руку твою и прикоснись к моим ранам. Не будь неверящим!
И убедившись, что это и есть воскресший учитель, Фома воскликнул:
– Господь мой и Бог мой!
А Иисус Христос ответил:
– Ты поверил, потому что увидел меня. Блаженны те, которые не видели и поверили.
Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович
Фома О жизни и смерти апостола Фомы в христианском предании сохранился следующий любопытный рассказ. Когда апостолы решили оставить Палестину и начали проповедовать христианство язычникам, Фоме выпало идти в Индию. Некоторое время он оставался в недоумении, так как не
Из книги Диалог о вере и неверии автора Эко Умберто
Где неверующий находит просвещение? Уважаемый Умберто Эко!Теперь хочу поставить перед Вами вопрос, о котором я упоминал в прошлом письме. Это вопрос о базовых этических принципах неверующего в мире «постмодерна». Говоря конкретнее: на чем основывается его убежденность в
Из книги Непознанный Мир Веры автора Автор неизвестен
Француз неверующий Один француз в сопровождении проводника араба совершал путешествие по пустыне. День за днем араб не забывал преклонять свои колени на горячем песке и взывать к своему Богу. Однажды вечером неверующий француз спросил у араба:- Откуда вы знаете, что
Из книги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души автора
2. О том, что и неверующий имеет веру Григорий. Смело скажу, что и неверующий имеет веру. Если этого невера я спрошу, кто у него отец, кто мать, он, без сомнения, ответит тот и та. Если я потом буду спрашивать его, знает ли он, когда зачался, видел ли, когда родился, то сознается,
Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр
ФОМА АКВИНАТ (Thomas Aquinas), иером. (ок.1225–74), итал. католич. богослов, крупнейший представитель схоластич. философии.Род. близ Аквино (Неаполитанское королевство) в семье графа Ландольфа, родственника короля Фридриха Барбароссы. Детство провел в родовом замке и в соседнем м–ре
Из книги Может ли ещё молиться современный человек? автора Сурожский Митрополит Антоний
«Может ли молиться неверующий?» Может ли молиться неверующий?Для того чтобы молиться, нужно знать, что ты к кому-то обpащаешься, что кто-то тебя слушает и слышит. Поэтому если невеpующий последовательный, если он «знает» абсолютным убеждением, нутpом своим убежден, что Бога
Из книги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души автора Двоеслов Григорий
Глава вторая. О том, что и неверующий имеет веру Григорий. Смело скажу, что и неверующий имеет веру. Если этого невера я спрошу, кто у него отец, кто мать, он, без сомнения, ответит тот и та. Если я потом буду спрашивать его, знает ли он, когда зачался, видел ли, когда родился, то
Из книги Евангелие от Иоанна автора Милн Брюс
4. Фома (20:24–31) Сначала воскресший Христос явился в этом Евангелии одному человеку, Марии Магдалине. Второй раз Он появился перед группой учеников. Третий раз сочетается и индивидуальное, и групповое явление. Оно происходит в группе, но с особым вниманием на отдельном
Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя
4. Фома (20:24–31) 1. В чем заключается провал Фомы?2. Как вы понимаете идею о том, что «вера — эта борьба с неверием, временами мучительная»?Он скорее будет с компанией верующих, чем с верующим–одиночкой.3. В каком смысле основы веры Фомы доступны сегодня и нам?4. Как вы
Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр
Недоверчивый Фома Фома тоже был учеником Иисуса. Он ходил за Ним, слушал Его слова и очень любил Его. Но не во все, что говорил Христос, Фома мог поверить. Он часто сомневался, мысли его двоились, и апостолы прозвали его «Близнец».Когда Воскресший Господь явился ученикам в
Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер
18. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Впрочем, суд над миром и ближе всего над евреями уже идет. Этот суд, можно сказать, совершается сам собою: одни принимают Мессию и не подвергаются, не могут
Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна
Фома История воскресения рассказывается Иоанном подробнее, чем в любом из остальных Евангелий. (По-видимому, чем позднее Евангелие, тем более подробно рассказывается история воскресения.)Самое подробное описание начальных сомнений апостолов приводится здесь в связи с
Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна
Апостол Фома (76) 19 октября (6 октября по ст. ст.)Воспоминание уверения апостола Фомы – 15 апреля (2 апреля по ст. ст.)Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30 июня по ст. ст.)Апостол Фома был родом из галилейского города Пансады, занимался рыболовством.
Из книги О браке. Священное Писание и церковный опыт автора Терещенко Татьяна Николаевна
Фома Неверующий В тот вечер, как ты помнишь, среди учеников Христа не было Фомы, и когда его товарищи рассказали ему, что случилось, то Фома не поверил им:– Пока своими глазами не увижу ран от гвоздей на руках его – не поверю!Товарищи не стали спорить с упрямцем.Прошло
Из книги автора
Если один из супругов неверующий Апостол говорит женам мужей, не верующих Евангелию, чтобы они были самыми исправными женами, в надежде, что смотря на отличное благонравие жен, вследствие принятого ими христианства, и мужья неверные убедятся в истине его и
Фома Неверующий
Мы собрали для вас материалы на нашем сайте об апостоле Фоме и нашем журнале.
АПОСТОЛ ФОМА, НАЗЫВАЕМЫЙ БЛИЗНЕЦ
Самый горячий из апостолов… Это о Фоме? Да. Но разве может быть назван самым горячим тот, кто сомневался в Воскресении Христовом и в истории даже получил прозвище «Фома неверующий»? Тем не менее это так
ФОМА: АПОСТОЛ И «АВАНТЮРИСТ»
По прибытии в Индию апостол приступил к строительству дворца. Правда, делал он это весьма странным образом, его поступок вполне можно назвать авантюрой. Ему выделили немалые деньги, однако он все раздал беднякам, не потратив на дворец ни одной монеты. Здание в итоге так и не было построено. Когда же Гундофар пришел посмотреть на новый дом и выяснил, что его, по человеческим меркам, весьма недвусмысленно обманули, он велел арестовать Фому и собирался его казнить
ЖИЗНЬ АПОСТОЛА ФОМЫ
19 октября Церковь празднует память святого апостола Фомы, чье имя носит наш журнал. «Фома неверующий» стал распространенным художественным образом, примером человеческого упрямства. Правда, как это нередко бывает, его интерпретации в культуре оказались весьма далеки от глубины Евангельского смысла
АПОСТОЛ ФОМА: ИСПЫТАНИЕ СОМНЕНИЕМ
19 октября у журнала «Фома» именины. В этот день Церковь празднует память святого апостола Фомы, одного из двенадцати ближайших учеников Спасителя. Фома не был неверующим; он сомневался в том, что Христос воскрес. Фома любил Учителя и не хотел обмануться. Поэтому его сомнение оправданно и законно. Наш журнал — для сомневающихся в том, что Бог присутствует в нашей жизни, что всегда и везде можно быть с Ним. Накануне праздника мы попросили представителей власти, Церкви, общества, науки и искусства поделиться мыслями о том, что для них значит фигура святого апостола Фомы
АКАФИСТ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ ФОМЕ
Перед вами — акафист, который написан в наше время, уже в XXI веке, одному из самых первых христианских святых, святому апостолу Фоме. Почему же сегодня возникло стремление обратиться с молитвою именно к этому апостолу? Почему вообще его имя так часто стало звучать в устах современных православных христиан? Чтобы понять это, необходимо обратиться к житию святого апостола Фомы, воспринять происшедшее с ним и сделанное им ради Христа на фоне нашего неверного времени
СВИДЕТЕЛЬСТВО «НЕВЕРИЯ». АПОСТОЛЫ ФОМА И ПАВЕЛ
Одно из подтверждений того, что Христос действительно воскрес – история двух апостолов, которые в Воскресение не поверили. Через сомнения прошли все ученики Иисуса Христа, однако наиболее ярких свидетельств два: уверение Фомы и обращение Савла в Павла
УПРЯМЫЙ АПОСТОЛ
Прикосновение Божественной силы не ломает человеческую личность
Священник Даниил Сысоев: Однажды мне как настоятелю храма во имя апостола Фомы случайно довелось услышать такой разговор: «Этот храм неправильный, в него только неверующие ходят. Ведь надо же так назвать — в честь Фомы неверующего!» Немного анекдотичный эпизод, но он многих заставляет задуматься — кто же такой этот «неверующий» апостол?..
Апостолы Фома, Иаков, Симон (Ревнитель) и Иуда Иаковлев
История апостолов с Андреем Десницким
Об этом апостоле сообщает нечто особое только Евангелист Иоанн. Когда Иисус отправлялся к Своему другу Лазарю, которого Он воскресил, Фома произнес: «Пойдем и мы умрем с ним». Видимо, Фома полагал, что настали последние дни земной жизни Учителя (обычно апостолы не слышали Его предупреждений на этот счет) и был готов разделить Его судьбу. Может быть, и дальнейшая его недоверчивость была связана с тем, что он вполне настроился на смерть и даже не помышлял о воскресении?
СЕГОДНЯ — ДЕНЬ АПОСТОЛА ФОМЫ
Для нас это особый, значимый и дорогой день, потому что журнал назван в честь святого апостола Фомы, и мы считаем его своим покровителем. Сегодня редакция побывала на праздничном молебне с акафистом апостолу Фоме в Казанском соборе на Красной площади
АПОСТОЛЬСКОЕ НЕВЕРИЕ ПРОТИВ ВЕРЫ РАВНОДУШИЯ
Владимир Легойда: Выбирая для журнала название «Фома», мы, с одной стороны, сознательно шли на использование метафоры «Фома неверующий», с другой — главной — хотели обратить внимание читателя на Евангельскую историю, которая важна как своим историческим контекстом, так и современным прочтением
ИМЯ ФОМА
Имя Фома — «תום» — по своему происхождению арамейское, переводится как «близнец». По-гречески же оно пишется «Θωμας» и потому в Европе вошло в употреблении в транскрипции — Томас. Это имя очень популярно в Англии, Франции, Германии, Италии, Испании, на Балканах и многих скандинавских странах. Оно входит в десятку самых популярных имен практически во всех перечисленных странах. Святой апостол Фома и его тезка, богослов XIII века Фома Аквинский — одни из самых почитаемых в Европе святых. В России же история имени Фома сложилась иначе. На Русь это имя пришло вместе с принятием христианства. Но уже в XVII веке было скомпрометировано шуточной народной повестью о двух братьях-неудачниках Фоме и Ереме
О журнале:
ПРАВОСЛАВНЫЙ ЖУРНАЛ… ДЛЯ СОМНЕВАЮЩИХСЯ
Первая статья из первого номера “Фомы”
Перед вами журнал для ищущих в жизни смысла. Для тех, кому душно от одной мысли, что мы существуем ПРОСТО ТАК, НЕ—ЗАЧЕМ — как причудливое сочетание атомов, клеток и тканей. Смириться с этим человек никак не может, он всегда чувствует страшное противоречие
ФОМА — ЖУРНАЛ ДЛЯ ОТСОМНЕВАВШИХСЯ?
Несколько недель на Правмире шел онлайн с Владимиром Легойдой — кандидатом политических наук, профессором МГИМО, председателем Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви. Все читатели могли задать волнующие их вопросы. На днях портал опубликовал ответы Владимира Романовича на вопросы к нему как к главному редактору журнала «Фома»
ЧЕМ МНЕ (НЕ) НРАВИТСЯ ЖУРНАЛ «ФОМА»
Прошло пять лет с тех пор, как появился наш “Фома” — православный журнал для сомневающихся. Мы долго думали, что бы такое “юбилейное” поместить в десятый номер журнала. Сначала ничего не приходило в голову, но потом решили провести “юбилейный опрос”. Причем провести так, чтобы он не стал всего лишь поздравительным реверансом в открыточном духе “ах-какие-вы-все-молодцы”!
Стих об уверении Фомы
Глубину Твоих ран открой мне,
покажи пронзенные руки,
сквозные раны ладоней,
просветы любви и боли.
Я поверю до пролития крови,
но Ты утверди мою слабость;
блаженны, кто верует, не видев,
но меня Ты должен приготовить.
Дай коснуться Твоего Сердца,
дай осязать Твою тайну,
открой муку Твоего Сердца,
сердце Твоего Сердца.
Ты был мертв и вот жив вовеки,
в руке Твоей ключи ада и смерти;
блаженны, кто верует, не видев,
но я ни с кем не поменяюсь.
Что я видел, то видел,
и что осязал, то знаю:
копье проходит до Сердца
и отверзает его навеки.
Кровь за кровь и тело за тело,
и мы будем пить от Чаши;
блаженны свидетели правды,
но меня Ты должен приготовить.
В чуждой земле Индийской,
которой отцы мои не знали, в чуждой земле Индийской,
далеко от родимого дома,
в чуждой земле Индийской
копье войдет в мое тело,
копье пройдет мое тело,
копье растерзает мне сердце.
Ты назвал нас Твоими друзьями,
и мы будем пить от Чаши,
и путь мой на восток солнца,
к чуждой земле Индийской;
И все, что смогу я припомнить
в немощи последней муки:
сквозные раны ладоней,
и бессмертно — пронзенное — Сердце.
Боги Майя
Апостол Фома был, как известно, одним из двенадцати учеников Иисуса Христа. Согласно евангельским текстам этот апостол отличался крайне скептическим умом и ничего не принимал на веру…Когда соратники Христа рассказали Фоме, что распятый на кресте Иисус воскрес, он отказался этому верить.Услышав от учеников про воскресшего Учителя, он разразился следующей тирадой: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Иными словами, апостол показал себя человеком здравомыслящим, что крайне не понравилось остальным. В отличие от Фомы ученики видели чудеса даже там, где их, как он твердо знал, не было. Но Евангелия сообщают, что Иисус все же явился недоверчивому апостолу и даже позволил ему вложить пальцы в свои раны. Убедившись, что Учитель вовсе не бесплотен, а раны самые что ни есть настоящие.
Фома поверил и в возможность воскрешения, и в то, что это и на самом деле Иисус. Но с тех пор за ним закрепилось прозвище «неверующий», или «неверный», которое преследует Фому почти что две тысячи лет. Однако неверующим и неверным апостол был назван, скорее всего, по иной причине.Церковь с удовольствием бы вымарала СуМ имя апостола Фомы из евангельских текстов, если бы это было возможно. Этот нечестивец не только пихал пальцы в раны Иисуса, но и утверждал, что он Дидим, то есть близнец самого Христа! Даже в выпотрошенных богословами четвертого века Евангелиях сохранилось упоминание, насколько Фома был похож на Иисуса их легко можно было перепутать.
К четвертому веку события времен Христа давным-давно стали историей. Почти все они благополучно забылись. И если первые христиане именовали Фому Дидимом, то христиане четвертого века знали его только как Фому — в греческой транскрипции имени, или Томаса — в латинской. Хотя и греческий Фома, и латинский Томас на древнеев-рейском обозначают Т’ома то же самое, что и Дидим Близнец. Но ведь полное имя апостола звучало как Иуда Фома, иными словами, нашего Фому звали на самом деле Иудой-близнецом, то есть Дидимом. Чьим Дидимом? Страшно выговорить…
Прозвища Дидим старались избегать, и если оно всплывало случайно, то и объяснялось просто — якобы апостол родился под астрологическим знаком Близнецов. Его имя, Иуда, данное в честь отца как старшему из близнецов, исчезло. Он стал просто Фомой. Ему даже определили место рождения — город Па-неада в Галилее — и профессию — рыбак. Там, в Галилее, по Евангелиям, Фома впервые услышал проповеди Иисуса, сразу присоединился к Учителю и не покидал его до самой смерти. Вместе с Учителем он ходил в дом Лазаря, присутствовал на Тайной Вечере, потом случилась эта история с воскрешением Христа и сомнениями Фомы. Больше о нем в Евангелиях нет ни строчки.По Житиям Фома был ровесником Иисуса, присоединился к нему в возрасте 29 лет, имел жену и четверых детей. Жена попалась Фоме вредная и сварливая, из-за этого он был постоянно мрачным и думал о смерти. Покинув семью, Фома сразу же полюбил Учителя. С другими учениками отношения были у него сложные — Фома был пессимистом и все подвергал сомнению. Объединяла их только любовь к Иисусу. Иисус выделял Фому среди прочих апостолов, хотя понимал, что тот проверяет веру логикой.
Житийная литература превратила Фому в мученика за веру. В «Деяниях Фомы» ему приписывается основание в Индии семи церквей.После смерти Учителя Фома как верный ученик отправился проповедовать его идеи в далекую Индию. Причем он выдал себя за архитектора, который якобы мог возвести для индийского царя великолепный дворец. Но в Индии, вместо того, чтобы строить палаты, Фома стал раздавать выделенные на строительство деньги всем нуждающимся. Не забывал он и проповедовать. Разумеется, Фома так ничего и не построил, кроме «небесных палат», то есть здания веры. К этому времени у Фомы было уже немало последователей. Даже сам царь Гондофар проникся христианским духом и крестился вместе со своим братом. Но появились и враги, не желавшие отказываться от язычества. Фома был обвинен в убийстве какого-то юноши и несоблюдении местных обычаев, его заточили в темнице и затем закололи копьями на горе в Ченнаи. Апостол показал необычайную твердость веры: он не поклонился языческим богам даже под угрозой смерти. Гора, где погиб апостол в семидесятые годы первого века, называется с тех пор горой Святого Фомы.
Когда церковные власти отбирали тексты для включения в Новый Завет, они оставили только четыре Евангелия — от Марка, от Матфея, от Луки и от Иоанна. Их назвали каноническими, то есть — соответствующими догматам. Житийные тексты, конечно, среди канонических не числятся. Но не числятся среди узаконенных «правильных» текстов и Евангелия, которые принято называть гностическими. Одно из этих Евангелий приписывается Фоме, а точнее (как указано в первой же его строке), Ди-диму Иуде Фоме — таково его настоящее имя.Широкой публике содержание этого любопытного текста стало известно только в наши дни. Евангелие от Фомы записано в виде диалога Иисуса с учениками. Апостолы спрашивают его о сущности ученичества, веры, жизни после смерти, о Царстве Небесном. Иисус отвечает притчами и афоризмами. Эти ответы совершенно не вяжутся с церковной догматикой. На вопрос, попадут ли ученики в Царствие Небесное, Иисус пообещал, что попадут, когда двое станут одним, наружное — внешним, внешнее — наружным, мужчина — женщиной, а женщина — мужчиной, то есть по сути -никогда. А точнее, Небесного Царствия достигнут только те, кто преодолеет препоны материального мира.Так что не удивительно, что вскоре Евангелие от Фомы было запрещено.
Но кроме сугубо философского текста Фоме приписывался еще один опус, совсем уж неудобный и неприятный — так называемое Евангелие детства. В этом сочинении Фома Израильтянин (скорее всего, и не наш апостол, но тоже Фома) рассказывал о выпавшем из канонических Евангелий периоде жизни Иисуса. И, исходя из текста, в детские годы Иисус был злым и жестоким ребенком, он совершенно не различал добра и зла. На одного сверстника, случайно разлившего воду, пятилетний Иисус наслал проклятие, от которого тот усох и умер. А когда в дом Иисуса пришли родители другого убитого им мальчика, он их ослепил. Иосиф отодрал Иисуса за ухо, а потом был вынужден определить его в учение. Учитель отказался от мальчика, но признал, что тот наделен нечеловеческой мудростью и магическим даром. В шесть лет Иисуса отдали другому учителю, который не знал, что мальчика следует опасаться. Отвесив ему оплеуху, учитель упал бездыханным в ту же минуту. Все стали бояться Иисуса — то, что вызывало у него гнев, становилось причиной смерти. Вскоре соседи перестали Иисусу перечить, тогда он начал их защищать и исцелять. Он воскресил мальчика, упавшего с крыши, исцелил больного младенца, спас от змеиного укуса своего брата Иакова… Гнев, который временами на него накатывал, он старался обращать на неживую природу.Но такой образ Иисуса, вызывающего страх, наделенного к тому же колдовскими способностями, меньше всего был нужен отцам церкви!
Ученики: апостол Фома, называемый Близнец
Самый горячий из апостолов… Это о Фоме? Да. Но разве может быть назван самым горячим тот, кто сомневался в Воскресении Христовом и в истории даже получил прозвище «Фома неверующий»? Тем не менее это так.
Перенесемся на две тысячи лет назад, на берег Галилейского озера. Один из рыбаков городка Пансады слышит об Иисусе и приходит посмотреть на Него. Этот человек так восхищен проповедью Христа, что неотступно ходит вслед за Ним и Его учениками. Христос, видя такую ревность, призывает молодого человека следовать за Ним. Так рыбак становится апостолом.
Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так его и звали), дают прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец».
На кого он был похож как две капли воды? Точно сказать нельзя, но по преданию — на самого Спасителя.
Зато нам хорошо известен характер Фомы. Порывистый, решительный, смелый… Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его собирались схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). Это не «Фома неверующий», это, несомненно, Фома верующий!
Евангелия не сообщают нам о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Мы не знаем, что было у него на сердце, что он думал и чувствовал, когда весь смысл жизни и все надежды его, казалось, рухнули со смертью Учителя…
Услышав от других о воскресении Иисуса, трезвый и рассудительный галилеянин не стал доверять товарищам: мало ли что им пригрезилось… Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25).
И Господь, зная характер Фомы, этого искреннего и верного ученика, приходит к нему.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:26—27).
Важное уточнение: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И это единственное место в Евангелиях, где Иисус Христос прямо назван Богом. Апостол Фома, его сомнение было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней.
После Вознесения Христова апостолы бросили жребий о том, кому в какие земли идти проповедовать. Фоме выпало проповедовать в Индии. Много злоключений выпало на долю апостола; об этом сохранились древние предания, ни подтвердить, ни опровергнуть которые сейчас уже невозможно.
Воспоминая жизнь и уверение Фомы, Церковь определила праздновать день его памяти во второе воскресенье после Пасхи.
В продолжение темы номера “12 апостолов” читайте:
- 4 вопроса о 12 апостолах
- Апостол Варфоломей
- Апостол Филипп
- Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев
- Апостол Иаков Алфеев
- Апостол Симон Кананит
- Апостол Иаков Зеведеев
- Апостол Иоанн Богослов
- Апостол Фаддей, он же Иуда Иаковлев, или Леввей
- Андрей Первозванный
- Апостол Петр
- Иуда — один из двенадцати
Тайна Евангелия от Фомы Известия
Тайна Евангелия от Фомы Известия К. Кедров 1994
Кедров-Челищев
http://video.mail.ru/mail/kedrov42/428/783.html открытия памятника павичу летом
ТАЙНА ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ФОМЫ
Другой взгляд
«Известия» № 28, 12 февраля 1994 г.
В декабре 1945 года плуг египетского феллаха наткнулся на очень давний тайник. Оказалось, что это захоронение древних рукописей на коптском языке. Копты – самые ранние христиане, жившие в Египте. Здесь уместно вспомнить, что Мария и Иосиф бежали от гнева царя Ирода именно в Египет, где Христос и провел свое раннее детство.
Об этих годах нам ничего не известно; но евангелия свидетельствуют о том, что после возвращения из Египта Иосиф и Мария однажды потеряли двенадцатилетнего Иисуса на ярмарке в Иерусалиме. Каково же было их изумление, когда они нашли своего ребенка восседающим со старцами в синагоге за обсуждением священных текстов. Значит, кто-то учил до этого Божественного ребенка. Не в Египте ли получил он зачатки своего великого учения?
Многих поражало, что в четырех канонизированных церковью евангелиях при всем их отличии друг от друга сама речь Христа передана с поразительной точностью, почти что без искажений. Это тем более удивительно, что авторы евангелий св. Матфей, св. Лука, св. Марк и св. Иоанн писали и диктовали свои тексты в разных местах спустя десятилетия, а то и более после распятия, смерти и воскресения своего Учителя.
Наизусть помнить слова Христа они, конечно же, не могли. Значит, существовал некий список изречений Иисуса, с которым работали все четыре евангелиста, сверяя по нему свои тексты. Этот список изречений – «логий» – был буквально вычислен немецкой филологической школой еще в середине XIX века. Его искали, но не находили нигде. Кто мог подумать тогда, что спустя 100 лет, в середине XX века, плуг египетского феллаха наткнется на то, что было предсказано и угадано кропотливыми лингвистами за письменным столом.
Около пятидесяти текстов было расшифровано и переведено в течение двух десятилетий, однако на русском языке они появились в переводе М.К. Трофимовой лишь в 70-х годах. Среди легенд, апокрифических евангелий, не включенных в канон, и философско-религиозных трактатов один из текстов выделяется своей древностью, стройностью, глубиной и простотой изложения. Как всегда, исследователи расходятся в определении времени написания, но разброс этот небольшой – от второй половины I до начала II века. Время, когда написаны и четыре канонических евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
Евангелие от Фомы, найденное в египетском селении Наг-Хаммади, начинается такими словами: «Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: “Тот, кто обретет толкование этих слов, не вкусит смерти»». Большинство изречений открываются словами: «Учитель сказал». Далее следуют афоризмы, ответы на вопросы, развернутые диалоги. В отличие от канонических четырех великих евангелий, известных всему христианскому миру, Евангелие от Фомы не содержит никаких жизнеописаний Христа. Оно состоит только из Его слов. Вполне закономерно предположить, что это и есть искомый свиток «логий» – изречении Христа, которым могли пользоваться все четыре евангелиста.
Евангелие от Фомы резко отличается от тридцати восьми апокрифических подделок, отвергнутых в свое время церковными Соборами. Здесь, нет сказок, легенд, фольклорных чудес и просто народных вымыслов. Многие богословы самых разных христианских конфессий не видят в нем каких-либо еретических положений, резко контрастирующих с устоявшейся христианской традицией. Однако есть в нем нечто принципиально новое, открывающее нам космическую перспективу раннего христианства.
Один из самых поразительных фрагментов – диалог апостолов с Христом о роли Марии Магдалины. На вопрос: «Для чего среди нас Мария?» – Иисус отвечает: «Когда вы сделаете женское как мужское, внутреннюю сторону как внешнюю и внешнюю сторону как внутреннюю и верхнюю сторону как нижнюю, многое как одно и одно как многое, тогда вы войдете в Царствие».
Здесь невольно вспоминаются уже известные евангельские эпизоды с Марией, когда она сидит у ног Учителя и слушает его поучения. Это вызвало ропот Марфы, потребовавшей, чтобы Мария помогала ей по хозяйству. Христос ответил: «Марфа, Марфа, печешься о многом, а надо лишь об одном. Взгляни на Марию, она избрала благую участь». Известно, что именно Мария с другими женщинами пришла к гробу Христа и увидела камень, отваленный от двери гроба, и ангела в белых одеждах, возвестившего, что Христос воскрес. Именно Марии первой явился Христос после своего воскресения, когда она в слезах шла от гроба. «Женщина, о чем ты плачешь?» – спросил Он ее, и она ответила: «Унесли Господа моего и не знаю, где положили его». – «Взгляни на меня», – говорит Христос. Только в этот миг Мария поняла, что человек, которого она сквозь слезы приняла за садовника, был ее воскресший Учитель.
Интересно, что и в Евангелии от Фомы в связи с Марией возникает один из интереснейших текстов. Христос сообщает ученикам, что для обретения Царствия Небесного им необходимо перешагнуть через все условности земной жизни. В Царствии Небесном: «женское как мужское и мужское как женское». Похожее изречение есть и в известных евангелиях, где Христос говорит, что в Царствии Небесном не женятся, не разводятся. Это мир, где земные страсти преображены в высшую гармонию, которую в XX веке Циолковский назвал в разговоре с Чижевским лучевой жизнью. По мнению космического Колумба, человечество рано или поздно «перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Перейдя в лучистую форму высокого уровня, человечество становится бессмертным во времени и бесконечным в пространстве».
Вспомним, что светоносные образы пронизывают все известные нам евангелия. Обычно сравнения Христа со Светом Небесной жизни и жизнью Света воспринимаются как красивая метафора. В Евангелии от Фомы и в трудах Циолковского приоткрывается нечто большее.
Если представить себе, что Свет одушевлен, как считает великий ученый и как говорит Христос, мы окажемся в Царстве вечного Света, где действительно верх как низ, единое как многое и внутреннее как внешнее.
Мало кто обращает внимание на признание Циолковского, что невесомость как душевное состояние впервые посетило его в детские годы: «Мне представляется, что основные идеи и любовь к вечному стремлению туда – к Солнцу, к освобождению от цепей тяготения – во мне заложены чуть ли не с рождения. По крайней мере, я отлично помню, что моей любимой мечтой в самом раннем детстве, еще до книг, было смутное сознание о среде без тяжести, где движения во все стороны совершенно свободны и где лучше, чем птице в воздухе».
Когда Христос говорит о верхе как низе, он, конечно, имеет в виду не просто космическую невесомость, которую испытали на себе уже многие космонавты, а соответствующее ей душевное состояние. Однако то и удивительно, что душевному состоянию соответствует вполне осознанная ныне реальность космоса – невесомость, относительность верха и низа. Сложнее обстоит дело с относительностью внутреннего и внешнего.
Сегодня каждый нормальный школьник знает, что в космическом корабле нет верха и низа; и хотя на земле верх-низ реальности абсолютные, разуму не нужно делать больших усилий, чтобы представить себе мир космической невесомости, где верха и низа нет. Однако человечество не располагает сегодня такими же достоверными сведениями об относительности внутреннего и внешнего. И все же, если, прочитав Евангелие от Фомы, кто-то попытается представить себе, что внешнее пространство мира вдруг стало его нутром, он вместит в себя небо, звезды и всю вселенную; но в том-то и дело, что на метафорическом уровне это происходило со многими.
Вот что ощутил в XVIII веке поэт Г.Р. Державин в дождливую ночь на одной из почтовых станций, почувствовав в себе Бога:
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я Бог!
Конечно, это поэзия. А есть ли и в самом деле такие состояния человека в космосе,
когда внутреннее и внешнее могут поменяться местами? Американский космонавт Эдгар Митчелл, ступив на Луну и взглянув оттуда на Землю, вдруг почувствовал грандиозный переворот. Он ощутил, что вся вселенная стала лишь частью его самого. Митчелл назвал это чувство «религиозным». Обретение человеком всего космического пространства, будь это на Земле или на Луне, снова возвращает нас к Евангелию от Фомы. Перед нами великое откровение, смысл которого открывается лишь сегодня. Не случайно и в научном и в религиозном мире все чаще раздаются голоса с просьбой признать этот текст подлинным и включить его в Новый Завет, как пятое Евангелие. Однако, не вторгаясь в тонкую и очень деликатную сферу канонического богословия, можно с уверенностью сказать, что в Евангелии от Фомы человечество соприкасается с великой и страшной тайной космической жизни. То, что земная жизнь человека является лишь частью вечной космической жизни, сегодня вряд ли нужно доказывать. Тайной остается другое. Почему, несмотря на многие откровения и прозрения, эта истина остается и по сей день сокрытой от очень большого числа людей.
Евангелие от Фомы 1600 лет пролежало в земле, сокрытое от взоров разного рода фанатиков и гонителей. Россияне и сегодня могут найти этот текст только в специальной научной литературе. Человечество до сих пор опутано множеством религиозных и атеистических предрассудков, мешающих ясно и прямо смотреть на вещи.
Христос был не один. Он пришел в мир со всей древнеегипетской и произросшей от нее древнееврейской цивилизацией. Его религиозный уклад и образ мыслей внешне повторяет то, что было во множестве религиозных сект до и после него: эссены, кумраниты, терапевты, гностики принимали крещение в воде, собирались с двенадцатью избранниками и вкушали вино из чаши. У кумранитов еще до Рождества Христова был некий Учитель, умерщвленный нечестивым жрецом, который предсказывал пришествие Царства Света. Евангелие от Фомы считают гностическим, но кто такие гностики — толком никто не знает. Создается ощущение, что ранние христиане, жившие в Египте в I-II веках, становились все более нежелательными лицами для Византии, принявшей христианство намного позже.
Чопорная военно-бюрократическая империя не хотела никаких откровений, кроме тех, которые уже стали государственной идеологией к III веку. Маниакальная бесконечная борьба с недозволенными уклонами настолько окуклила мозги, что любая новость воспринималась как опасная преступная ересь. Каких только обвинений не выдвигалось против гностиков: то они слишком распутны, то они слишком аскетичны. Ясно, что для идеологической расправы годились любые обвинения. На самом же деле государственная власть, присвоившая себе монополию на религию, занималась тем, чем она занималась всегда, – боролась с Христом.
Вот и получилось, что подлинные изречения Христа пролежали в земле шестнадцать столетий, а канонизировали лишь то, от чего уже нельзя было отказаться, поскольку четыре евангелия и без них уже все знали и все читали. Евангелие от Фомы предназначалось Учителем лишь для немногих ушей, потому что нельзя было «метать бисер перед свиньями, дабы они не попрали его ногами». Так и получилось. Ходили ногами по великим словам, не подозревая об их существовании.
Историчность Христа, слава Богу, сегодня уже никому не надо доказывать. Он был. Труднее и сложнее обстоит дело с учением, которое Он оставил. Четыре евангелия, вошедшие в канон, написаны не Христом и не Им продиктованы. Евангелие от Фомы, если оно подлинное, продиктовано им самим.
Прочитав его еще в 70-х годах, я получил для себя ответы на многие вопросы, которые возникали при чтении четырех канонических евангелий. При этом ничто не убавилось из прежнего понимания, а, наоборот, стало значимее и глубже. Мистериальная роль Марии, отношения между мужчиной и женщиной как модель отношений между человеком и Богом – все это угадывалось и в известных текстах. Церковь – невеста Христова, Христос – жених. Сам Христос говорит о радости обретения Царствия Небесного, как об ожидании невестой своего жениха. Когда апостолы спрашивают Иисуса, где смогут расселиться по воскресении все умершие, Христос отвечает им: «В доме Отца моего Небесного обителей много». Во времена Возрождения монаха Джордано Бруно сожгли на костре именно за эту мысль о множестве заселенных миров в бесконечной Вселенной.
Средневековая Церковь упорно отворачивалась от космоса и не хотела видеть бесконечность даже спустя 70 лет после смерти Коперника. Вот почему Евангелие от Фомы, пронизанное дыханием космоса, стало неугодным уже в IV веке вместе со всеми гностиками Греции и Египта, прямыми наследниками и продолжателями ранних христиан.
Византийские власти и средневековые инквизиторы желали видеть вселенную, построенную из своих ограниченных представлений, а не ту бесконечную область света, которую открыл Христос своим ученикам и последователям.
Сделать верх как низ означало сделать землю как небо, а по небу ступать как по земле.
Сделать внутреннее как внешнее, а внешнее как внутреннее значило увидеть в себе бесконечный космос и узнать себя в бесконечном космосе.
Путь к этому в I веке проходил не через космодромы и обсерватории, а через познание великой мистической тайны мужского и женского. Тайна, к которой русский мыслитель Розанов подошел лишь в XX веке, правда, слишком материалистично и заземлено.
Любовь, которую открыл Христос, была не аскетической и не чувственной, она была выше мужского и женского, а как бы за пределами пола. «Нет ни мужчины, ни женщины, ни эллина, ни иудея». Эти слова апостола часто цитируют, чтобы показать равенство всех людей перед Богом; но есть в них и другой, более высокий, космический смысл, раскрытый в эпизоде с Марией в Евангелии от Фомы – космическая тайна любви.
Совсем недавно пришло сообщение, что в Палестине обнаружено около сорока неизвестных ранее древних свитков I-II веков до Рождества Христова. Если соединить это с сенсационными находками текстов в Наг-Хаммади в 1947 году и кумранских текстов вблизи Мертвого моря в 1947 году, перед нами открывается целая цивилизация, погребенная книжная Атлантида. Библия при всей своей значимости начинает смотреться как вершина гигантского айсберга, большая часть которого была сокрыта в глубине времен.
Но даже в этом море открытий, которые еще не раз удивят человечество в XX и в XXI веках, Евангелие от Фомы, вероятно, останется самым драгоценным подарком для человечества, жаждущего понять, что же произошло в Израиле двадцать веков назад и почему рождение и смерть одного человека, казненного в тридцать три года, перевернуло весь мир.
Удивительная устойчивость и живучесть зла на земле, предсказанная, кстати, самим Христом, все же не может уменьшить значимости того, что случилось с человечеством в I веке. Просто с легкой руки Гегеля, а позднее Дарвина мы неправильно выстроили линию эволюции. Совершенствоваться надо не от I века к двадцатому, а от XX века к первому. Там, на Голгофе, в лице Христа эволюция достигла такой вершины, что человек стал Богочеловеком. И хотя никто из нас Богом не станет, мы, по крайней мере, знаем, какая духовная вершина соразмерна нашему росту.
Когда читаешь Евангелие от Фомы, возникает ощущение, как от космических формул Эйнштейна. «Кто обретет толкование этих слов, тот не вкусит смерти». Хорошо бы, конечно, но даже частичное соприкосновение с великой тайной приносит большую радость.
Уверение Фомы
Живопись эпохи барокко
Картина итальянского живописца Караваджо «Уверение Фомы». Размер картины 107 x 146 см, холст, масло. В своей картине Караваджо изобразил как святой Фома касается ран прошедшего через распятие Христа, дабы удостовериться в их реальности. Головы Христа и трех апостолов являются фокусом композиции. Представлен напряженный момент, когда апостолы смотрят на Святого Фому с изборожденным глубокими морщинами челом, в то время как тот влагает перст в тело Христа. Драматизм этой поразительно реалистической подробности усиливается резким светом и глубокими тенями (прием, называемый — светотень); фон отсутствует. Караваджо прославился как яркий реалист, отвергавший идеализацию; такой путь в искусстве был в то время революционным. Он часто использовал грубые крестьянские типы в качестве моделей для святых и апостолов и, говорят, даже писал одну из своих Мадонн с проститутки-утопленницы, тело которой было извлечено из Тибра. Несмотря на свою сомнительную репутацию как человека (он был частенько не в ладах с властями), Караваджо почти единолично совершил революцию в искусстве. Даже сегодня картины художника Меризи да Караваджо обладают поразительной силой и непосредственностью воздействия.
Неверие святого Фомы
Главная / Художники / Живопись / Миронов Андрей Николаевич / Картины художника /
Миронов Андрей. Неверие святого Фомы
Фома – один из учеников Христа не поверивший в его воскресение.
«После восьми дней опять были в доме ученики Его и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верущим». Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел меня: блаженны не видевшие и уверовавшие». (Евангелие от Иоанна 20: 26-29).
Мало тех, чья вера абсолютна, либо таких нет вовсе. Нам требуется «вложить перста свои» чтобы поверить, поэтому Фомы нет на картине. Христос обращен к зрителям, в каждом из которых живет неверие святого Фомы.
Впрочем, сомнение есть великая христианская добродетель, а всеверие, что травинка на ветру. «Фома, — единственный из апостолов не побоявшийся перед всеми обнаружить свое не неверие, но вопиющую потребность в вере: «Дай, вложить перста в раны!» «Вложи и пусть через тебя, спустя века, и не видевшие уверуют!» (Н. Лисовой).
В корзину или купить в 1 клик