Содержание
- Мосты округа Мэдисон
- Любовь по правилам и без
- Книга Евы
- Любовь
- Отель «Мэриголд». Лучший из экзотических
- Наши души по ночам
- Немного за сорок
- Частная жизнь Пиппы Ли
- Фрэнки и Джонни
- Простые сложности
- 10 лучших романтических фильмов о пожилых людях
- Кадр из фильма «Простые сложности»
- Кадр из фильма «Кокон»
- Кадр из фильма «Старые ворчуны»
- Кадр из фильма «Последний шанс Харви»
- Кадр из фильма «Отель “Мэриголд”. Лучший из экзотических»
- Кадр из фильма «Старики-разбойники»
- Кадр из фильма «Гарольд и Мод»
- Кадр из фильма «Любовь по правилам и без»
- Кадр из фильма «Вдали от нее»
- Кадр из фильма «Лучше не бывает»
- Кинотерапия — лечение нервных и психических заболеваний (список фильмов для пожилых людей)
- Цели кинотерапии
- 5 фильмов о “третьем возрасте”
- 1. «Дальше — тишина…»
- 2. «Последняя любовь мистера Моргана»
- 3. «Чай с Муссолини»
- 4. «Послесловие»
- 5. «Самый быстрый Indian»
- Кино для пожилых людей
- Какие фильмы интересны для пожилых людей
- Кинотерапия
Мосты округа Мэдисон
(1995 год, режиссер Клинт Иствуд, в главных ролях — Мерил Стрип, Клинт Иствуд)
Итальянка Франческа в конце Второй мировой войны вышла замуж за американского солдата, который увез ее в Айову. Годы брака с Ричардом протекают монотонно, но однажды, когда муж и дети уезжают в Чикаго, к дому Джонсонов подъезжает фотограф, которому нужно найти дорогу к крытым деревянным мостам. Между Франческой и Робертом вспыхивает роман, который озаряет пережитыми эмоциями всю ее дальнейшую жизнь.
- Цитата из фильма: «Я стала другой женщиной. Впервые за долгое время я стала собой».
Любовь по правилам и без
(2003 год, режиссер Нэнси Майерс), в главных ролях Дайан Китон, Джек Николсон, Киану Ривз)
Стареющий плейбой Гарри Санборн (Николсон) не рассматривает женщин старше 30 лет как кандидаток для романтических отношений. С юной подружкой Мэрин бизнесмен приезжает в пустующий дом ее матери. Неожиданно Эрика (Китон) возвращается домой ранее запланированного и привозит с собой сестру. Во время секса с Мэрин у Гарри случается инфаркт, и доктор Джулиан Мерсер (Ривз) рекомендует ему покой. Мэрин возвращается в город, и Гарри остается в доме с Эрикой, за которой начинает ухаживать доктор Мерсер…
- Цитата из фильма: «Возможно, твой сердечный приступ — лучшее, что было в моей жизни».
Книга Евы
(2002 год, режиссер Клод Фурнье, в главных ролях Клэр Блум, Даниэль Лавуа)
Ева прожила 40 лет в браке с мужем, который вечно был всем недоволен и не заботился о ней. В 65-й день рождения героиня понимает, что больше так продолжаться не может. Ева бросает размеренную жизнь домохозяйки и уезжает в другой город. Там она знакомится с эмигрантом из Румынии Джонни, который почти на 20 лет младше нее. Разница в возрасте не мешает началу бурного романа…
Любовь
(2012 год, режиссер Михаэль Ханеке, в главных ролях Жан-Луи Трентиньян, Эммануэль Рива)
Пожилым супругам Жоржу и Анне уже за восемьдесят. Анна начинает терять память, а затем угасание затрагивает и тело — ее частично парализует. Много лет любимая заботилась о Жорже — теперь их роли поменялись. Муж становится сиделкой для супруги, провожая ее в финале за пределы жизни.
- Цитата из фильма: «У меня пока нет опыта. Посмотрим, хватит ли этого».
Отель «Мэриголд». Лучший из экзотических
(2012 год, режиссер Джон Мэдден, в ролях Джуди Денч, Билл Найи, Том Уилкинсон, Пенелопа Уилтон, Мэгги Смит)
Несколько пенсионеров из Великобритании принимают предложение поселиться в элитном доме пенсионеров в Индии. По приезду они выясняют, что отель «Мэриголд» совсем не похож на красочные фото в рекламном буклете. Однако со временем, узнавая Индию и друг друга, герои фильма перестают сожалеть о том, что ввязались в авантюру с переездом в далекую страну. Поиски давних возлюбленных и новые отношения увлекают постояльцев отеля «Мэриголд».
- Цитата из фильма: «В моем возрасте нельзя так далеко планировать. Я даже бананы зеленые не покупаю».
Наши души по ночам
(2017 год, режиссер Ритеш Батра, в главных ролях Джейн Фонда, Роберт Редфорд)
Эдди Мур и Луис Уотерс давно овдовели, а их дети выросли и покинули родителей. Герои живут недалеко друг от друга много лет, но никогда не общались. Однажды Эдди приходит к Луи и предлагает ему встречаться по вечерам и спать в одной постели. Дело не в нахлынувшей страсти — оба они нуждаются во внимательном собеседнике, который терпеливо выслушает и поможет справиться с одиночеством.
- Цитата из фильма: «Наши души по ночам требуют общения и понимания».
Немного за сорок
(мини-сериал, 2003 год, режиссер Хью Лори, в главных ролях Хью Лори, Анна Чанселлор)
Неподражаемый английский юмор в исполнении блистательного Хью Лори не оставляет зрителей равнодушным. Врач-терапевт Пол Слиппери успешен на работе, но не очень умело справляется с бытовыми трудностями. Его жена Эстель после долгих лет воспитания троих сыновей возвращается на работу. Пол ужасно переживает, предполагая, что у его жены появился секс, которого практически нет в его собственной жизни.
- Цитата из фильма: «Дорогой, это очень просто, ты просто должен его отвлечь. — Можно бейсбольной битой?»
Частная жизнь Пиппы Ли
(2009 год, режиссер Ребекка Миллер, в главных ролях Робин Райт, Киану Ривз, Джулианна Мур)
Ребекка Миллер поставила фильм по своему одноименному роману. 50-летняя домохозяйка Пиппа Ли (Райт) переехала в небольшой городок из Нью-Йорка вместе с 80-летним мужем и детьми. Пиппа изредка вспоминает бурные юные годы с беспорядочными романами. Ностальгия по ушедшей юности переполняет ее, а встреча с соседом Крисом (Ривз) заставляет вспомнить старое не только в теории.
- Цитата из фильма: «Вот она, настоящая храбрость: знать, что будет больно, и все равно решиться».
Фрэнки и Джонни
(1991 год, режиссер Гэрри Маршалл, в ролях Аль Пачино и Мишель Пфайфер)
Джонни сорок шесть лет. Три года назад жена ушла от него, забрав детей. Затем Джонни попал в тюрьму за мелкое мошенничество и провел там полтора года Выйдя на свободу, он устраивается поваром в кафе и знакомится с официанткой Фрэнки. Коллега понравилась Джонни, и он зовет ее на свидание, но Фрэнки отказывается. Джонни проводит ночь с её подругой, понимая наутро, что совершил ошибку. Вскоре между ним и Фрэнки начинается роман, но возлюбленная Джонни не может решиться и поверить ему до конца…
- Цитата из фильма: «В этом мире наверняка есть что-то получше, чем просто смотреть на тебя вот так. Но будь я проклят, если знаю, что это».
Простые сложности
(2009 год, режиссер Нэнси Мейерс, в главных ролях Мерил Стрип, Алек Болдуин, Стив Мартин)
Джейн (Стрип) вырастила троих детей и держит ресторан в Санта-Барбаре. Несколько лет назад она рассталась с мужем, сохранив с ним теплые отношения. Сейчас Джейн дружит не только с самим Джейком (Болдуин), но и с его молодой женой Агнессой. Сын экс-супругов оканчивает колледж, и Джейн с Джейком отправляются в Нью-Йорк поздравить его. В поездке между ними вспыхивают былые чувства. Джейн мучается чувством вины перед Агнессой, а вскоре за ней начинает ухаживать архитектор Адам (Мартин). Кого же выберет героиня?
- Цитата из фильма: «Время идёт, но ты всё та же».
Вы видели хотя бы один из этих фильмов? Да 0% Нет 0%
На эту тему: «В 40 лет жизнь только начинается»: 10 российских и советских фильмов о зрелой любви
Как веселиться, любить, путешествовать, расширять горизонты и не терять оптимизм после 60 – узнаете из подборки лучших фильмов про пенсионеров.
«РЭД», 2010
Все выходят на пенсию, даже агенты ЦРУ. Вот и Фрэнк Мозес (Брюс Уиллис), который когда-то «свергал целые правительства», теперь живет в пригороде, убирает снег у своего дома и покупает украшения к Рождеству. Но когда на его пороге появляются наемники, становится понятно, что есть еще порох в пороховницах. С помощью своих друзей из старой гвардии (Джон Малкович, Морган Фриман, Хэлен Миррен) Фрэнк раскрывает правительственный заговор и дает новичкам ЦРУ «прикурить». А еще попутно очаровывает сотрудницу пенсионного фонда, которая намного моложе его. Создатели «РЭД» смотрят на старение с юмором, а также показывают, что опыт бывает поважнее юношеской горячности. Кстати, в сиквеле к команде звездных актеров присоединяется Энтони Хопкинс.
«Вверх», 2009
Главный герой мультфильма Карл Фредриксен прожил долгую жизнь. Но многое не успел, потому что не было денег, времени, сил. Вместе с женой он год за годом откладывал заветное путешествие в Южную Америку на потом. Уже после смерти супруги 78-летний Карл хочет выполнить данное ей обещание. Он привязывает к своему маленькому домишке тысячу воздушных шаров и отправляется в путь. Правда, оказывается, что старик прихватил с собой попутчика — болтливого и любопытного мальчугана. Так начинается история невероятных приключений в экзотической стране, которая покажет, что никогда не поздно идти навстречу мечте и пытаться изменить свою жизнь.
«Отель «Мэриголд»: Лучший из экзотических», 2011
Группа британских пенсионеров решает, что лучшим местом для отдыха от мирской суеты станет отель в Индии. Благо, что на брошюрах место выглядит великолепно, а цены там гораздо ниже европейских. «Проведите годы осени вашей жизни в индийском дворце», — говорится в рекламе. И вот герои, которых исполняют такие во всех смыслах заслуженные звезды экрана, как Джуди Денч, Билл Найи, Том Уилкинсон и Мэгги Смит, отправляются в путь. Разумеется, шумная и во всех смыслах экзотическая Индия тут же шокирует чопорных британцев. Все оказывается совсем не так фешенебельно, как на красочных фото. Однако чужая страна со всеми ее плюсами и минусами помогает пенсионерам снова почувствовать вкус жизни. В прошлом году у фильма вышла вторая часть, где в отеле появляется новый гость с импозантной сединой в исполнении Ричарда Гира.
«Гран Торино», 2008
История пенсионера Уолта Ковальски (Клинт Иствуд) показывает, как стремительно меняется мир. Когда-то герой фильма воевал в Корейской войне и жил в пригороде среди таких же добропорядочных белых американцев. Но сейчас его район заселен мигрантами, и уже он выглядит чужаком. После смерти жены в его жизни остались только собака, машина, ружье, да недурная порция расизма и ненависти. Дети хотят сдать его в дом престарелых. Однако неожиданно для самого себя Уолт становится покровителем семьи мигрантов из Кореи, которым угрожает уличная банда. На закате жизни герой находит отдушину в людях, которых когда-то презирал. И если уж такой закостенелый упрямец, как Ковальски, изменил свое мнение, то и другие пенсионеры способны это сделать. Конец этой крепкой голливудской драмы наверняка заставит некоторых прослезиться.
«Простые сложности», 2009
В Голливуде не так уж редко снимают фильмы на тему «любви все возрасты покорны». Тем более, что многие актеры и в пожилом возрасте продолжают быть объектами симпатий. Посмотрите хотя бы на Мерил Стрип и Дайан Китон, а уж про мужчин и говорить нечего — некоторые с возрастом становятся только лучше. В комедии Нэнси Майерс «Простые сложности» мы видим пару, которая распалась после 20 лет брака. Герой успел жениться на молоденькой, однако внезапно понимает, что страсть к бывшей жене до сих пор не угасла. Если вам понравился этот фильм, то не пропустите и другую картину Майерс – «Любовь по правилам и без» (2003). Это тоже комедия, и тоже про любовные приключения в зрелом возрасте. А также не забудьте про мелодраму «Весенние надежды» (2012) от режиссера Дэвида Фрэнкела. Ее герои утратили страсть после более чем 30 лет брака. Чтобы вернуть искру в отношения, они решаются на специальный курс терапии. Теперь им придется заново учиться обниматься, флиртовать и постигать фантазии друг друга. Фильм показывает нам, что любовь во второй половине жизни можно не только найти, но и обрести заново.
«Стажер», 2015
Еще один фильм от Нэнси Майерс, но на этот раз в центре внимания не любовные перипетии, а работа. В 70 лет вдовец Бен Уитакер (Роберт Де Ниро) теряет интерес к жизни, поэтому с радостью принимает участие в программе стажировки для пенсионеров. Так герой оказывается в современной компании, продающей одежду онлайн. Отношения с боссом Джулс Остин поначалу не складываются. Но постепенно она понимает, насколько ценны люди «старой закалки». Ответственный и собранный Бен, привыкший ходить на работу в идеально выглаженном костюме, выгодно отличается от небритых хипстеров. К тому же, он разбирается в людях и обладает огромных багажом житейских знаний. Как говорится, классика никогда не выходит из моды. При этом сам Бен тоже узнает кое-что новое на работе и даже заводит аккаунт на Facebook. Кстати, скоро Роберт Де Ниро предстанет на экранах в образе гораздо более отвязного старичка. В этом году на экраны выйдет комедия «Дедушка легкого поведения», рассказывающая о приключениях пожилого мужчины и его внука. Старик, судя по трейлеру, оказывается главным заводилой во всех проделках. «Разорви на мне белье, как пенсионную книжку. Шарь вокруг и притворяйся, что ищешь очки», — обращается к дедуле полуголая девица в одной из сцен. Многообещающе.
«Старики-разбойники», 1971
Куда уж без классики советского кинематографа! Эльдар Рязанов снял комедию о том, как следователь прокуратуры Мячиков пытается доказать, что начальство рано списало его со счетов. Вместе с другом он решает организовать преступление века — кражу картины Рембрандта, чтобы потом триумфально раскрыть его. Но, конечно, все получается не совсем так, как планировали главные герои. Которых, кстати, играют легендарные Юрий Никулин и Евгений Евстигнеев. Эта картина даже спустя 40 с лишним лет после создания одним из лучших примеров кино о деятельных пожилых людях.
Софья Мохова
10 лучших романтических фильмов о пожилых людях
Любви все возрасты покорны. Это с жаром доказывают героини новой голливудской романтической комедии «Книжный клуб» – четыре пожилые красавицы, в которых просыпается молодая страсть. А где еще рассказывается о влюбленных дедушках и бабушках? Мы отобрали десять лучших романтических комедий и мелодрам о пожилых людях.
Простые сложности (2009) / It’s Complicated
драма / комедия / мелодрама
Режиссер: Нэнси Майерс
В ролях: Мэрил Стрип, Стив Мартин, Алек Болдуин, Джон Красински, Лэйк Белл
Кадр из фильма «Простые сложности»
Постановщица Нэнси Майерс удостоилась двух номинаций на «Золотой глобус» за романтическую комедию о пожилой паре, которая вновь сходится вместе через десять лет после развода. Однако встречаться героям приходится втайне от их взрослых детей. Исполнительница главной роли Мэрил Стрип также удостоилась номинации на «Золотой глобус». Вместе с ней в картине сыграли Алек Болдуин и Стив Мартин.
Кокон (1985) / Cocoon
фантастика
Режиссер: Рон Ховард
В ролях: Дон Амиче, Уилфорд Бримли, Хьюм Кронин, Брайан Деннехи, Джек Гилфорд
Кадр из фильма «Кокон»
После того как режиссер Рон Ховард снял хитовую романтико-фантастическую комедию «Всплеск», он продолжил работать в этом жанре и выпустил «Кокон» – картину о жителях дома престарелых, которые испытывают прилив молодости благодаря тому, что тайно купаются в соседском бассейне, заряженном инопланетной энергией. Главные роли в фильме исполнили Дон Амичи, Уилфорд Бримли, Хьюм Кронин и Стив Гуттенберг. Амичи удостоился номинации на «Оскар».
Старые ворчуны (1993) / Grumpy Old Men
драма / комедия / мелодрама
Режиссер: Доналд Петри
В ролях: Джек Леммон, Уолтер Маттау, Энн-Маргрет, Берджесс Мередит, Дэрил Ханна
Кадр из фильма «Старые ворчуны»
Задолго до нынешней волны фильмов о влюбленных пенсионерах Дональд Петри снял комедийный хит о двух провинциалах, которые дружат и соревнуются со школьной скамьи. Когда в их городок приезжает привлекательная пожилая женщина, соперничество героев вспыхивает с новой силой. Главных героев фильма изобразили звезды классического Голливуда Джек Леммон, Уолтер Маттау и Анн-Маргрет.
Последний шанс Харви (2008) / Last Chance Harvey
драма / мелодрама
Режиссер: Джоэл Хопкинс
В ролях: Дастин Хоффман, Эмма Томпсон, Айлин Эткинс, Кэти Бэйкер, Лайэн Балабан
Кадр из фильма «Последний шанс Харви»
До того как окончательно превратиться в исполнителя ролей второго плана, голливудский мэтр Дастин Хоффман сыграл главного героя в мелодраме об отце взрослой дочери, который приезжает на свадьбу в Лондон и обнаруживает, что в семейном клане для него нет места. Справиться с переживаниями герою помогает немолодая сотрудница аэропорта Хитроу. Вместе с Хоффманом в фильме британца Джоэла Хопкинса снялась Эмма Томпсон.
Отель «Мэриголд»: Лучший из экзотических (2011) / The Best Exotic Marigold Hotel
драма / комедия / мелодрама
Режиссер: Джон Мэдден
В ролях: Джуди Денч, Билл Найи, Дев Патель, Мэгги Смит, Том Уилкинсон
Кадр из фильма «Отель “Мэриголд”. Лучший из экзотических»
В британской романтической комедии Джона Мэддена есть место для молодой любви. Но все же основные персонажи фильма – английские пенсионеры, которые соглашаются провести остаток жизни в элитном доме престарелых в Индии. Правда, отель «Мэриголд» оказывается не таким уж элитным, но дискомфорт не мешает героям влюбляться в своих новых соседей. Главные роли в картине исполнили Джуди Денч, Билл Найи и Дев Патель.
Старики-разбойники (1971) /
комедия
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева, Георгий Бурков, Андрей Миронов
Кадр из фильма «Старики-разбойники»
Формально популярная советская комедия Эльдара Рязанова – это криминальное кино, но язык не поворачивается назвать очаровательнейшую и нарочито наивнейшую ленту «фильмом о преступлении». Зато «Стариков-разбойников» вполне можно считать романтическим фильмом, поскольку между героями Юрия Никулина и Ольги Аросевой завязываются близкие отношения. Напомним, что картина рассказывает о пожилом следователе, который так не хочет уходить на пенсию по возрасту, что решает устроить и раскрыть «преступление века».
Гарольд и Мод (1971) / Harold and Maude
комедия
Режиссер: Хэл Эшби
В ролях: Рут Гордон, Бад Корт, Вивьен Пиклз, Сирил Кьюсак, Чарлз Тайнер
Кадр из фильма «Гарольд и Мод»
Чернушная романтическая трагикомедия Хэла Эшби не стала хитом в год своего выхода, но со временем обзавелась культовой славой, и сейчас ее считают одной из самых необычных и удачных романтических комедий в истории Голливуда. Фильм повествует о 18-летнем парне, который столь одержим смертью, что влюбляется в 79-летнюю женщину, которая тоже любит ходить на похороны. Главные роли в фильме исполнили Бад Корт и Рут Гордон.
Любовь по правилам… и без (2003) / Something’s Gotta Give
драма / комедия / мелодрама
Режиссер: Нэнси Майерс
В ролях: Джек Николсон, Дайан Китон, Киану Ривз, Фрэнсис МакДорманд, Аманда Пит
Кадр из фильма «Любовь по правилам и без»
За пятнадцать лет до того как сыграть в «Книжном клубе», Дайан Китон уже блеснула в «пожилой» романтической комедии Нэнси Майерс. Картина поведала о стареющем плейбое из музыкального бизнеса, который принципиально встречается только с молодыми девушками – пока не знакомится с обаятельной матерью своей очередной пассии. Вместе с Китон в фильме снялись Джек Николсон, Киану Ривз, Аманда Пит и Фрэнсис МакДорманд. Китон за игру в «Любви» удостоилась «Золотого глобуса» и номинации на «Оскар».
Вдали от нее (2006) / An ihrer Seite
драма
Режиссер: Сара Полли
В ролях: Гордон Пинсент, Стэйси ЛаБерже, Джули Кристи, Олимпия Дукакис, Дианна Дезмари
Кадр из фильма «Вдали от нее»
Канадская актриса Сара Полли дебютировала в режиссуре с трогательной романтической драмой. Главный герой ленты – пожилой мужчина, который вынужден поместить жену в дом престарелых. По правилам заведения пациенты не могут принимать посетителей в течение 30 дней после переселения. Когда после месячного ожидания герой приезжает, чтобы повидать супругу, он обнаруживает, что она из-за прогрессирующей болезни Альцгеймера забыла о его существовании и влюбилась в другого пациента. Фильм удостоился семи канадских премий «Джини». Многие американские критики назвали «Вдали от нее» одним из лучших фильмов 2007 года (картина с задержкой вышла в прокат Соединенных Штатов).
Лучше не бывает (1997) / As Good as It Gets
драма / комедия / мелодрама
Режиссер: Джеймс Л. Брукс
В ролях: Джек Николсон, Хелен Хант, Грег Киннер, Кьюба Гудинг-мл., Скит Ульрих
Кадр из фильма «Лучше не бывает»
Снять удачное кино о любви героев с большой разницей в возрасте непросто, но Джеймсу Бруксу это удалось. Одна из лучших голливудских романтических лент рассказывает о пожилом писателе-мизантропе, который влюбляется в официантку из своего любимого ресторана. Исполнители главных ролей Джек Николсон и Хелен Хант получили по актерскому «Оскару». Всего же картина была номинирована на семь главных голливудских статуэток. Также фильм очень успешно прошел в прокате.
Кинотерапия — лечение нервных и психических заболеваний (список фильмов для пожилых людей)
- Содержание
Кинотерапия — лечение нервных и психических заболеваний (список фильмов для пожилых людей)
Развитие человека, искусства и технологический прогресс принесли миру не только массу новых развлечений, работы и способов расслабиться, но и новые виды психотерапии.
Кино, которое каждый человек ценит и уважает по-своему, стало одним из способов разобраться в чувствах, научиться выражать их и развязать узлы проблем, сковывающих сердце и разум.
*Еще читайте: Музыкотерапия для пожилых людей
Доктор Вудер, основатель методики кинотерапии – так называется юная ветвь психотерапии в лечении нервных расстройств и психических недугов, составил целые списки кинокартин, подходящих для пациентов с теми или иными расстройствами.
Они растут год от года, а сама терапия совершенствуется и все больше помогает людям в решении проблем.
Цели кинотерапии
Как любая терапия, лечение просмотрами фильмов имеет серьезную подоплеку и основание.
Цель кинотерапии не одна, их выделяют больше десятка.
*Также читайте: Арт-терапия для пожилых людей
Основными признаны следующие:
- самопознание;
- уроки сопереживания, эмпатии;
- поиск решений в трудных жизненных ситуациях;
- разрешение внутренних конфликтов;
- самоанализ;
- навыки видеть многомерность одного образа, решения и человека.
Те же цели преследует библиотерапия, обогащая опыт пациентов через чтение.
Но звуковой ряд, визуализированные на экране образы и относительно короткое время просмотра киноленты делают кинотерапию более удачным выбором для работы с нервными расстройствами.
*Еще читайте: Процедура хромотерапии
Степень усталости от кинокартин меньше, а процент вовлеченности – больше.
Эффекты от процедуры
Эффекты от просмотра кино – технология кинотерапии, с помощью которой она воздействует на зрителя.
Синематограф
Одна и та же лента действует на разных пациентов неодинаково, но общий итог, который важен с психологической точки зрения, почти всегда один и тот же.
*Также читайте: Канистерапия для престарелых — лечение собакой
С подачи режиссера и психолога через кинотерапию пациент получает:
- толчок к решению внутренних конфликтов;
- знание о возможных причинах своего состояния, поведения и решений;
- жизненные уроки, основанные на чужом опыте и собственном чувственном переживании;
- мотивацию к действию, решениям, к самой жизни.
После курса кинотерапии пациент становится более жизнерадостным, подрастает духовно и начинает разбираться в людях, чужих и своих поступках.
После процедур психологи отмечают рост общей активности человека, укрепление нервной системы, разрешение трудных жизненных ситуаций.
Как проходит сеанс кинотерапии
Организация и проведение кинотерапии требуют особого внимания со стороны психолога или психотерапевта.
Киноленты, которые пройдут мимо сознания пациента, никак нельзя назвать терапией, а если во время сеансов группе будет что-то мешать, то полученные от фильма впечатления в блоке памяти окрасятся в непредсказуемую палитру.
При групповых просмотрах лент вся ответственность за проведения процедуры лежит на лечащем враче.
Кинотерапия для пожилых людей, как и для детей, и для остальных пациентов, проводится в группах.
Сеанс кинотерапии
Их численность не может быть большой – врач должен иметь возможность понаблюдать за каждым пациентом и выслушать всех по окончании пленки в течение 20-ти минут.
Группа должна быть максимально социально однородна (мотивация пациентов, уровень эмпатии, возраст), а фильм – не длиннее 120 минут.
Инструкция
У сеансов кинотерапии есть определенный распорядок – система шагов, которые пациент должен пройти вместе с куратором.
По каждому из них есть определенные рекомендации:
- первый шаг – это выбор фильма и подготовка места. Лента должна затрагивать проблемы, близкие всем участникам группы, пациенты должны ассоциировать себя с героями;
- второй этап – просмотр фильма. Каждому участнику должно быть максимально удобно на его месте, чтобы ничто не отвлекало от терапии;
- третий шаг – обсуждение фильма. Психотерапевт задает вопросы и дает участникам сеанса высказаться. Это – самый важный этап процедуры, на котором пациенты подводят итоги, учатся принимать решения, взаимодействовать с другими людьми и с собой.
Список фильмов для пожилых
Заключение
Главный метод кинотерапии в лечении различных расстройств и помощи в сложных ситуациях – сопереживание главным героям кинокартин.
Ассоциируя себя с ними, участники групповых встреч учатся общаться с окружающими, принимать решения, переносить жизненные удары и восстанавливать собственное психологическое здоровье.
Кинотерапия для детей – один из способов избавления от ранних комплексов, гиперактивности, асоциальности. Кинотерапия для пожилых – возможность найти новый смысл жизни, избавиться от мыслей о «ненужности» и никчемности.
Даже если ярко выраженных проблем у человека нет – просмотр подходящей киноленты поможет разобраться в ощущениях, открыть новые цели и способы взаимодействия с миром.
Хорошее кино великих авторов по-настоящему творит чудеса, об этом может сказать каждый любитель режиссерских лент. И кинотерапия – вмести с ним.
5 фильмов о “третьем возрасте”
Весьма парадоксальная ситуация сложилась в отношениях человека и кинематографа. Человек, постоянно предъявляя претензии фильмам, режиссерам, актерам, жанрам, обожает кино. Кинематограф же, постоянно выслушивая критику, равнодушно продолжает жить и развиваться по собственным законам. Он безжалостен к тем, кто ругает его за неправильную интерпретацию классических литературных произведений. Беспощадно игнорирует рекомендации о том, чтó необходимо экранизировать или, напротив, немедленно убрать из проката. И уж тем более никогда не станет считаться с моральными, нравственными или конфессиональными установками людей.
Выходит, что человек любит кино вопреки всем законам логики, ибо оно никогда не подчинится, не подстроится под своего обожателя. Поэтому надо постараться примириться с мыслью, что мы никогда не увидим на большом экране настоящего православного или хотя бы христианского кино. Можно возразить, что такие фильмы есть. Но все же это довольно скромный прокат и, если посмотреть внимательно титры, заказчиками их обычно являются религиозные организации.
Исключение, пожалуй, составляют фильмы «Остров» и «Голгофа». Да и те снимались не как христианское кино, а по законам жанра. Не случайно части христиан не понравились ни та, ни другая драма. То же касается и фильмов, снятых по мотивам Библии или агиографической литературы: любое кино, ориентированное на массового зрителя, большинством верующих отвергается как недостаточно каноническое.
Это вовсе не означает, что нам надо перестать любить кинематограф, прекратить смотреть кино. Многие фильмы можно считать косвенно христианскими или как минимум нравственными, поскольку они опосредованно учат, как выйти с честью из непростых ситуаций, как примириться с болезнью, как не предать семью, родину, самого себя. Да и книги мы читаем не только православные, ходим на выставки не только икон, но и в картинные галереи, слушаем не одну лишь церковную музыку, не отрицаем театральных постановок. Так что мы решились рекомендовать несколько киноработ, предварительно поделив их на условные категории. Условные, потому что среди выбранных картин нет практически ни одной, относящейся к определенному жанру.
Первый блок будет называться «Третий возраст». Такое название фильмам, посвященным пожилым людям, придумал киновед, профессор Кирилл Разлогов. Думаю, термин следует оставить, как наиболее точно и тактично определяющий данную категорию. «Третьему возрасту» посвящены нравоучительные драмы и байопики, то есть биографическое кино («Несломленный»), романтические комедии («Проснись и пой»), политические детективы («Шпион, выйди вон!») и даже боевики. Последние, правда, такие, как «РЭД» или «Неприкасаемые», задумываются как фильмы с комическим оттенком — когда вышедшие на покой крутые парни и девушки решают вспомнить былые приключения, демонстрируя, что «бывшие» нынешних экспертов за пояс заткнут, даже не запыхавшись.
К сожалению, в России фильмов о пожилых людях не снимают, так что артистам, достигшим удивительного мастерства, приходится играть в театрах, сниматься в рекламе клея для зубных протезов или затыкать собою незначительные прорехи в сериалах. Кому особенно повезет, выдается возможность преподавать в творческих вузах. Они годами передают все новым режиссерам и сценаристам свой опыт, а те, получив дипломы, никогда не снимают мэтров. Несмотря на то, что советский кинематограф подарил своим поклонникам удивительные образцы этой категории.
1. «Дальше — тишина…»
режиссеры Валерий Горбацевич и Анатолий Эфрос
СССР, 1978
Фото kinopoisk.ru
Чтобы не быть голословной, первым в формат «Третий возраст» я впишу фильм 1978 года «Дальше — тишина…», режиссерами которого стали Валерий Горбацевич и Анатолий Эфрос. Строго говоря, эта незамысловатая камерная история на полутонах о невозможной хрупкости человеческих судеб — не фильм, а телеспектакль. Телевизионная версия спектаклей появилась в 1938 году для того, чтобы зрители всей страны могли приобщиться к самым лучшим театральным постановкам, и очень быстро стала чрезвычайно популярной. Интересно, что телеспектакли — это не видеозапись из театров, а оригинальный жанр, специально создаваемый для телевидения.
н на подмостках Театра им. Моссовета. Стоит уточнить, что он шел в течение 13 лет, и именно этим спектаклем Фаина Раневская попрощалась с театром, в последний раз выйдя на сцену в роли Люси Купер. Все эти годы ее супруга Барклея играл Ростислав Плятт.
Немолодая, да что уж скрывать, пожилая чета Куперов, жила в небольшом американском городке. С молодости привыкшие к скромному существованию, Люси и Барклей непритязательны в быту. Тем более, что у них всегда было главное — всю свою жизнь они по-настоящему любили друг друга и никогда не разлучались. Куперы не подозревали, что самое главное испытание ждет их впереди. Они с честью выдержали известие о том, что теряют дом, но теперь им предстоит узнать, что ни один из взрослых и вполне обеспеченных детей не хочет взять родителей к себе. Если отцу еще находится уголок у дочери — героине Раневской дети приготовили настоящий сюрприз. Настолько страшный в ее понимании, что Люси просит ни о чем не рассказывать мужу.
Минимализм в оформлении сцены оправдывает то, что события разворачиваются в скромном домике пенсионеров. Забавные клетчатые костюмы сыновей и псевдошикарные наряды дочерей намекают: действие происходит в американской глубинке. Так написала Жозефина Лоренс в романе «Такие долгие годы», положенном в основу спектакля. Но весь этот убогий и фальшивый антураж раскалывается на миллион осколков, а они, в свою очередь, рассыпаются пылью, когда в гостиную (то есть на сцену) из глубины дома входят Раневская и Плятт. Франтоватый, громкоголосый, как истинный селезень, он — и неприметная, но сильная духом хлопотунья-уточка, она.
Они могли бы играть вдвоем, а голос за кадром вкратце изложить историю — дом, дети, разорение. Среди выношенных кресел прошлого и суетливых, изломанных, искусственных детей, символизирующих будущее, муж и жена Куперы — самые живые, настоящие. Их не угнетает старая мебель — с ней связано бесконечно много счастливых минут, им необязательно слушать, что придумали дети: настоящей мудрости свойственно видеть сердцем. И, конечно, предвидеть, что дальше их ждет пронзительная, запоминающаяся навечно тишина…
2. «Последняя любовь мистера Моргана»
режиссер Сандра Неттельбек
Германия, Бельгия, США, Франция, 2013
Сэр Майкл Кейн (настоящее имя Морис Джозеф Миклуайт) — один из самых востребованных британских актеров 1960–1990-х годов: он сыграл более чем в сотне полнометражных картин, удостоившись двух «Оскаров» и трех «Золотых глобусов». И это несмотря на его кокни — известный своей грубостью и уродливостью тип лондонского просторечия. Кроме Кейна лишь Джек Николсон выдвигался на соискание «Оскара» в каждом десятилетии с 1960 по 2000 год. Но причина, по которой наш выбор пал на фильм «Последняя любовь мистера Моргана» режиссера Сандры Неттельбек, вовсе не в количестве наград Майкла Кейна, сыгравшего главного героя. Хотя они, безусловно, очень важны для каждого артиста. Первая причина выбора — доказать, что кино о немолодых людях всегда разное.
Профессор Принстонского университета Мэттью Морган не просто пожилой человек, он очень стар и одинок. Три года назад у Мэттью умерла любимая жена, чуть позже он понял, что утешавшие его обманули — время не лечит. Что у детей давно своя жизнь, и им некогда навестить отца, изволившего поселиться в конце жизни в Париже. Однажды в автобусе Морган знакомится с юной Полин (Клеманс Поэзи). Она милая, непосредственная учительница танцев в школе, куда могут приходить все желающие любого возраста.
Внезапно Морган обнаруживает, что давно не брился. Что окна его кухни были заклеены и замазаны краской долгие годы — так он закрылся от чуждого мира. Мэттью осознал, что полюбил книги «после того, как перестал любить жизнь».
Но после встречи с Полин у него оказалась еще одна часть жизни, в которой он пока не разобрался, что дало ему возможность жить дальше. Потому что и старый Морган и юная Полин понимают: как только люди во всем разбираются, они умирают.
Картина Сандры Неттельбек запоминается как приятная и добрая, чему немало способствует далекий, волшебный Париж. Благодаря изобилию типичных городских пейзажей, начиная с Эйфелевой башни, он кажется знакомым, почти родным со своими узкими улочками, чудесными парками и типичными квартирами, дружелюбно распахивающими огромные окна. Режиссер интуитивно почувствовала, насколько важно дать возможность зрителям не просто увидеть себя со стороны, будто в зеркале, а быть сопричастным судьбе главных героев, сопереживать им. Наконец почувствовать что-то простое и настоящее.
Надо все же объяснить выбор этой незатейливой на первый взгляд истории. Даже пошлой — если есть желание увидеть пошлость в подобном, что, кстати, не преминули сделать дети Мэттью. Но это лишь в том случае, если не заметить, что «Последняя любовь мистера Моргана» — история об одиночестве, которое не снаружи, а внутри каждого из нас. О том, как трудно преодолеть свое желание сдаться, укрыться в раковине своей скорби, безразличия, старости. И о надежде на спасение — ее гораздо чаще недостает не только пожилым — всем возрастам.
3. «Чай с Муссолини»
режиссер Франко Дзеффирелли
Италия, Великобритания, 1999
«Третьего возраста» по большей части снимаются на стыке жанров, стала работа Франко Дзеффирелли «Чай с Муссолини». Эта костюмная драма 1999 года является и историческим фильмом, и биографическим, вернее автобиографическим — один из самых запоминающихся режиссеров Италии Франко Дзеффирелли отважился рассказать о своем детстве. А благодаря лучшему женскому дуэту последних десятилетий Джуди Денч и Мэгги Смит, в картине слышны нотки комедии. Эти очаровательные дамы и поодиночке неизменно хороши, но, встретившись на экране, они превращаются в заправских дуэлянток, придавая любому фильму неповторимый колорит.
«Чай с Муссолини» — замечательный пример итало-британского кино с несколькими американскими вкраплениями, в котором ни одна из сторон не подавляет другую, напротив, позволяет раскрыться национальным характерам и традициям во всем их великолепии. Немолодые актрисы отлично справились с задачей сыграть политический памфлет, героическое кино, и — совсем немножко — комедию положений.
Так появилась сочная, растекающаяся по полотну жирными мазками предвоенная Италия. Время, когда восторгаться Дуче не считалось постыдным для людей благородных, а возможность выпить с ним чашечку чая могла стать поводом для его гостей возмутиться бесчинствами фашистов. И то и другое не преминет сделать вдова английского посла леди Хестер Рэндом (Мэгги Смит), негласная предводительница колонии англичанок, поселившихся во Флоренции. Каждая из них оказалась здесь по своим надобностям и интересам. Каждая со своим характером и политическими взглядами. Но было в них нечто объединяющее. Они несгибаемые, порядочные, добрые, проницательные и… язвительные. Этот букет душевных свойств отметили беспечные итальянцы, прозвав иноземок скорпионшами.
Все это подсмотрит итальянский подросток Лука (списанный режиссером с самого себя), неожиданно оказавшийся «сыном» объединенного «полка» американок и англичанок: его мать умерла, а отец счастливо женат. Луке остается только наблюдать за дамами, чтобы спустя годы поведать миру о величественной чести, спокойном достоинстве и беспримерном мужестве кучки немолодых женщин, отважившихся противостоять немецким и итальянским фашистам. А финальная сцена, в которой эти женщины будут готовы отдать жизнь за свои нравственные идеалы, — удивительный пример мужества и силы духа, не гнущейся ни при каких житейских обстоятельствах.
4. «Послесловие»
режиссер Марлен Хуциев
СССР, 1983
И все же есть один подвид драмы, в котором мало кто из режиссеров, снимающих фильмы о пожилых людях, отваживается работать. Даже прославленные мастера стараются обходить его стороной. Это фильмы, действие которых ограничено замкнутым пространством, где задействованы всего два актера. Среди лучших образцов — фильм Никиты Михалкова «Без свидетелей» (дуэт Михаила Ульянова и Ирины Купченко), «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского (Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис), «Гравитация» Альфонса Куарона (Сандра Буллок и Джордж Клуни). Все они хороши, каждый по-своему, однако не отвечают нашему основному условию: их героями не стали пожилые люди.
Пожалуй, единственной картиной, на сто процентов отвечающей этому требованию, стал фильм Марлена Хуциева «Послесловие», снятый по рассказу Юрия Пахомова «Тесть приехал» в 1983 году. Название рассказа — краткий пересказ сюжета. Однажды к москвичу Владимиру (Андрей Мягков) приезжает тесть (Ростислав Плятт). На самом деле Алексей Борисович приехал повидать и свою дочь тоже, но та уехала в командировку. Так что груз гостеприимства пришлось взять на себя ее мужу: он все равно дома в творческом отпуске — пишет диссертацию.
Старик очарователен в манерах, чересчур образован и абсолютно неинтересен своему родственнику. У того совсем другие приоритеты: они с женой уже приобрели и обставили квартиру — не хуже, чем у людей, его ценят на работе. Не за горами командировка в саму Америку. Все больше раздражаясь, Владимир отмалчивается, а Алексей Борисович, будто не замечая недовольства, обживается в чужом доме. Настолько, что однажды он прерывает вежливое равнодушие разгромным, уничижительным монологом. Реакция его ждет непредсказуемая. Либо, напротив, если присмотреться к созданным характерам, более чем ожидаемая.
Фильм оказался изумительно точен в деталях декораций, костюмов, диалогов, настроений и эмоций. Но самое главное — в прорисовке характеров и судеб. С очень простым, буквальным символизмом, понятным каждому — грех, исповедь, очищение через прощение. Что неудивительно, поскольку «Послесловие» создан в жанре исповеди. Сухим, монотонным голосом Владимир пересказывает события. И от бесцветности интонаций становится ясно: каждое его слово — правда.
Всего полтора часа — скромный по нынешним меркам формат на самом деле является идеальным: сюжет раскрыт, ни одна из его нитей не потеряна, зритель не устал, абсолютно удовлетворен, но хотел бы посмотреть еще. Тем более в данном случае ему необходимо убедиться, что финал на самом деле — и многоточие и предисловие к долгой счастливой жизни.
5. «Самый быстрый Indian»
режиссер Роджер Дональдсон
Новая Зеландия, США, Швейцария, Япония, 2005
Признаться, фильмов о пожилых людях я за последнее время посмотрела немало, так что отобрать несколько наиболее заметных оказалось непросто. Лишь два не вызывали ни малейшего сомнения. О первом («Дальше — тишина…») я уже рассказала. Вторым мне хотелось бы завершить этот обзор. Чтобы его название — «Самый быстрый Indian» — наверняка всем запомнилось.
«Самый быстрый Indian» — биографический фильм. В 2005 году благодаря режиссеру Роджеру Дональдсону мир узнал о новозеландском изобретателе и мотогонщике Берте Монро. Редкий случай для этого жанра — картина полностью окупила себя. Скорее всего, секрет ее успеха не в мастерстве режиссера и даже не в замечательной судьбе главного героя, а в том, что сыграл Берта гениальный Энтони Хопкинс, которому удавались одинаково хорошо роли серийного убийцы доктора Ганнибала Лектера, Мафусаила и даже темнокожего альбиноса.
Берт — маленький человек. Самый обычный, неприметный. Таких, бывало, любил описывать Чехов. Правда, Монро совсем не походит на героев русской классики. Его абсолютно не смущает, что он невеликих достоинств и достиг старости, «всю свою жизнь мечтая сделать что-нибудь большое». Ведь он всегда был порядочным, честным человеком. А еще — мечтателем. По-детски наивным, по-стариковски мудрым. Всю свою жизнь он усовершенствовал свой мотоцикл 1920 Indian Scout, чтобы когда-нибудь поучаствовать на нем в гонках по соляной пустыне Бонневиль в Америке. И до старости ему не хватало на это ни времени, ни денег.
Путешествие Берта от родного городка Инверкаргилл до Бонневиля — непрерывная цепочка небольших киноновелл, где главным действующим лицом всегда остается Монро, встречающий на своем пути самых разных людей. Ему свойственны умение удивляться самому и удивлять других, быть одноврем енно робким и сильным, смиренным и несгибаемым. А то, как он реагирует на происходящее, вызывает то сердечную боль, то чистую радость. Хотя радости намного больше, ведь Берт — такой странный человек, что видит в остальных только хорошее.
«Самый быстрый Indian» — фильм не о трудностях, а об их преодолении. О том, что успеха могут добиться не только расчетливые, идущие по чужим головам циники, но и сильные, добрые, умные, преданные своей мечте простаки. Добиться, невзирая ни на какие трудности, не слушая чужих мнений о себе и своем деле. Берт Монро — живое свидетельство того, что на многое можно пойти ради мечты. Главное, чтобы мечта была настоящая, ради которой не жаль затраченных усилий. Тогда в душе не будет места тоскливой опустошенности, а только настоящая светлая радость.
Кино для пожилых людей
В пожилом возрасте люди становятся хрупкими не только физически, но и психологически. Пожилые люди хоть и более спокойны и ко многому привыкли за долгую жизнь, но тем не менее они очень чувствительны, склонны к тревоге и депрессии. В такой ситуации людям необходима поддержка и побольше хороших впечатлений и эмоций. Тут на помощь могут прийти фильмы, которые могут вызвать у людей приятную ностальгию, положительные эмоции и улыбку.
Какие фильмы интересны для пожилых людей
Многие пожилые люди очень любят фильмы их молодости, например, культовый фильм «Иван Васильевич меняет профессию» или «Москва слезам не верит». Однако, не стоит останавливать выбор только на тех фильмах, которые получили широкую известность. Существует огромный выбор картин, не получивших должного внимания, но заслуживающие его.
Также не стоит упускать из виду новинки кино. Например, многим пожилым людям нравятся фильмы о войне в современной интерпретации: «А зори здесь тихие», «Битва за Севастополь», «Батальонъ». Они будут интересны как мужчинам, так и женщинам, потому что военные действия здесь очень красиво и плавно переплетаются с драматическими историями и любовью. Все предпочтения, конечно, индивидуальны, и это в любом случае всегда стоит учитывать. К примеру, практически всем будет интересно и весело посмотреть серию новогодних комедий «Ёлки».
Иногда вместо домашнего просмотра можно сделать выбор в пользу кинотеатров, где зачастую утренние просмотры стоят намного дешевле, и на таких сеансах нет большого количества народу, так что людям в возрасте будет очень комфортно провести там время. После просмотра можно расслабиться в кафе, обсудить кино и поделиться полученными от просмотра эмоциями. Это может превратиться в настоящую психотерапию.
Кинотерапия
Психотерапия может помочь человеку найти внутри себя гармонию и научиться радоваться жизни. К сожалению, это доступно не всем. Здесь на помощь приходит новое открытие геронтологов – кинотерапия. Это прекрасный способ поработать с человеческими эмоциями и переживаниями, избавить людей от тревоги и напряжения.
На деле кинотерапия это совместный просмотр известных фильмов и последующее их обсуждение. При общении психолог создает доверительную атмосферу, в этом комфорте людям проще делиться своими ощущениями после просмотра и познавать через эти обсуждения самих себя.
Почему именно фильмы? Потому что их любят почти все, с их помощью можно на пару часов отвлечься от своих проблем и погрузиться в абсолютно другой мир, переживать новые или давно забытые эмоции. Многие фильмы направлены на вызывание у людей очень сильных эмоций, которые могут помочь вам самим или психологу разобраться в вашем внутреннем мире и глубоких потаенных переживаниях.
С помощью кино можно по-другому взглянуть на собственные проблемы, увидеть свои недостатки, раскрыть внутренние ресурсы и даже разрешить давний конфликт, который сидел в вашей голове и мешал жить.
Огромный плюс кинотерапии – ее можно провести в любых условиях. Например, в кругу семьи или с супругом. Также во многих пансионатах и домах престарелых устраивают киновечера, чтобы пожилые люди могли разобраться с собственными проблемами таким вот интересным методом.