Содержание
Мультфильм Необыкновенное путешествие Серафимы
Серафима Воскресенская родилась в семье священника. И самым печальным воспоминанием детства для нее стал арест отца и матери прямо во время церковного служения. Большевики варварски разграбили церковные ценности и взорвали красивейший храм.
Прошло несколько лет. Сима теперь живет в интернате для девочек и, как и все советские люди, ожидает окончания Великой Отечественной войны. Она ничего не знает о своих родителях, но в глубине души не отрекается от них, хотя и понимает, что в советском обществе она считается дочерью «врагов народа», а значит, в какой-то мере изгоем. Ее недолюбливает учительница Ольга Семеновна, но зато жалеет уборщица тетя Лиза.
Утро, с которого начинается история, ничем не отличается от остальных, если не считать того, что за завтраком бойкая девочка, дочь красного командира Катя Волкова, решает подразнить Симу и забирает у нее кусок хлеба. При этом Катя бросает упрек, что Серафима не имеет права даже пикнуть, потому что она дочь попа, на что Воскренская гордо отвечает, что не попа, а священника. Завязывается перепалка, и Ольга Семеновна, не разобравшись толком, кто виноват, отводит Симу в кабинет директора интерната. Иван Андреевич, выслушав уверения Серафимы, что ее вины в конфликте нет, решает позвать и Волкову. Как ни странно, Катя не раздувает ссору и объясняет директору, что Ольге Семеновне все показалось.
После завтрака Симе не хочется никого видеть, и она уединяется в полутемной комнате здания. Неожиданно в это же помещение заходит Рита и говорит, что, когда все уснут, она может отвести Симу в сказочную страну, где их никто не найдет. Она уверена, что это здание необыкновенное, и в нем ночами бродит привидение. Когда все засыпают, девочки удирают из общей спальни, выбегают на лестницу и тут же видят призрака в белой одежде. Перепуганные, они прячутся в ближайшей комнате, но вскоре выясняется, что привидение — это всего лишь уборщица тетя Лиза.
С этого дня между Симой Воскресенской, Ритой и тетей Лизой завязывается дружба, а вскоре девочки начинают предполагать, что уборщицей седая женщина стала при советской власти, а раньше этот дом принадлежал ей, и была она княжной или графиней…
Преподобный Серафим Саровский
Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин. Родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.
Чудотворец Серафим Саровский
Этот фильм посвящен одному из самых почитаемых в России святых — Серафиму Саровскому.
Драматургическое решение фильма построено на естественной исторической интриге событий, к столетнему юбилею которых приурочен фильм.
Как известно, священный Синод во главе с Победоносцевым долго не хотел причислять Серафима к лику святых. Была даже создана специальная комиссия по изучению всех обстоятельств жизни отшельника Саровского, которая пришла к выводу, что прославлять его рано. Только личное вмешательство Николая II в работу Синода помогло решить вопрос о канонизации Серафима (до монашеского пострига Прохора Мошнина).
Как царь узнал о жизни саровского чудотворца — это детективная история, известная далеко не всем. Завязкой сюжета стало следствие обер-прокурора Победоносцева по делу о церковном прославлении Серафима Саровского.
В фильм вошли рассказы о наиболее ярких эпизодах из жизни святого: о явлении Серафиму Христа и Пресвятой Богородицы, исцелении Мотовилова, о хождении по воздуху, стоянии на камне, об удивительных предсказаниях и пророчествах.
«Дивное Дивеево». Народный проект (+ФОТО +ВИДЕО)
Открыть для себя монастырь в зрелом возрасте зачастую – подвиг и чудо. И порой история знакомства со святым местом из случайного события может превратиться в главное дело жизни. Дело не только одного человека, но всей страны.
Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Всем миром
Впервые побывав в Дивееве, режиссер Андрей Холенко загорелся идеей снять о монастыре документальный фильм. Памятуя собственные впечатления и обстоятельства знакомства с Дивеевской обителью, Андрей решил ничего не выдумывать и назвать проект эпитетом, известным каждому православному христианину, – «Дивное Дивеево».
– Потому что, – говорит режиссер, – это место действительно дивное и это самые правильные слова: именно с ними ассоциируется Серафимо-Дивеевский женский монастырь у тысяч верующих. Каждого из них Пресвятая Богородица и батюшка Серафим приводят в свою обитель разными, но всегда чудесными путями.
Любой желающий может внести свою лепту в создание фильма, став участником проекта
Съемки фильма длятся уже год и будут продолжаться еще несколько месяцев. За это время проект «Дивное Дивеево» приобрел всероссийский масштаб: теперь он называется народным, и любой желающий может внести свою лепту в создание фильма, став участником проекта на сайте http://www.diveevo.tv.
Андрей Холенко
Выход фильма запланирован на август 2016 года. Весь тираж – 1000 DVD – будет передан в дар Серафимо-Дивеевскому монастырю.
Недавно на киноэкранах страны с успехом прошел мультфильм о вере, надежде и любви «Необыкновенное приключение Серафимы», который посмотрели сотни тысяч человек. Его создатели приезжали в Дивеево, консультировались с монахинями о съемках, у каждого из них – своя, личная история, связанная с монастырем и батюшкой Серафимом. У создателей первого фильма о Серафимо-Дивеевском женском монастыре история схожая.
«Чтобы передать красоту Дивеева, нужно снимать, снимать и еще раз снимать»
Серафимо-Дивеевский женский монастырь с высоты птичьего полета
– Андрей, когда впервые оказались в Четвертом уделе Богородицы?
– Для меня обитель не сразу стала «дивным Дивеевом». Я снимал документальный фильм во Владивостоке о более чем 100-летней истории существования одного из крупнейших в городе хлебопекарных предприятий. В ходе съемок выяснилось, что с 2002 года сотрудники предприятия каждый год накануне Пасхи отправляются в Дивеево в паломническую поездку. Трудятся, молятся, набирают святую воду из источника преподобного Серафима Саровского, привозят ее во Владивосток и замешивают на ней тесто для пасхальных куличей, которые потом раскупает весь город. Меня это так поразило, что я решил обязательно сам побывать в Дивеевском монастыре.
– А как получилось, что в обитель вы приехали обычным паломником, а в итоге стали режиссером первого документального фильма о Дивееве?
– Удивительно, но о Четвертом уделе Божией Матери, действительно, не было снято ни одного полноценного фильма. Я попал в Дивеево среди прочих паломников, но, по долгу профессии, оказался рядом с монахиней, послушание которой – работа со СМИ. Она посетовала, что многие приезжают в обитель, снимают фильмы, программы, а о самом монастыре ни одного фильма нет. Фильма, в котором бы рассказали об истории Дивеевской обители, показали, чем живет монастырь сегодня, просто бы показали красоту Дивеева без всяких драматургических натяжек и поисков какой-то странной дивеевской тайны, о которой говорят в народе.
Моя коллега продюсер Алена Шмакова, недолго думая, заявила: «Так в чем проблема? Вот Андрей и сделает вам фильм. Бесплатно». Монахиня воскликнула: «Что, правда?» Я подтвердил: «Конечно». Вот так всё и началось.
Но до этого разговора я сам уже был настолько очарован красотой и умиротворенностью Дивеева, что мне захотелось поделиться этим чудом с друзьями и коллегами. Через некоторое время мы отправились в первую съемочную экспедицию.
Серафимо-Дивеевский женский монастырь ночью
– Сколько времени вы провели рядом с обителью до того, как приступили к съемкам? Как часто стали приезжать в Дивеево?
Чтобы показать красоту Дивеева, нужно снять разные сезоны: лето, весну, осень, зиму
– Честно говоря, это был первый мой сознательный приезд в монастырь. И это посещение стало для меня настоящим событием. Я приехал летом на неделю. Постился, молился и снимал. И тогда я понял, что недели пребывания здесь очень мало. Так как, чтобы показать красоту Дивеева, нужно снять разные сезоны: лето, весну, осень, зиму. И время, когда яблони расцветают вокруг собора, и праздник Успения Пресвятой Богородицы – ведь тогда всю протяженность Святой канавки украшают цветами. А это, на секундочку, 775 метров в длину. Это, конечно, внешняя сторона, но она в кино также важна.
– Кто к вам присоединился и стал частью съемочной команды? Слышали, и здесь не обошлось без чуда?
– Из коллег ко мне сразу присоединились единомышленники. И мы обратили внимание, что сейчас успешно работают интернет-площадки для сбора средств – так называемое народное финансирование. Мы подумали и решили, что было бы здорово всем миром собрать необходимую сумму для завершения съемок фильма «Дивное Дивеево». Подчеркну, что наш фильм – это общая помощь Серафимо-Дивеескому монастырю.
Насчет чуда – это правда. Без этого в Дивееве никуда
Насчет чуда – это правда. Без этого в Дивееве никуда. В один из первых моих приездов монахиня, чье послушание – связи со СМИ и издательство, сказала: столько операторов в обители уже побывало, но давно, лет за десять до вашего приезда, был один, который такую красоту наснимал в монастыре! Оказалось, речь шла о девушке-операторе. Я поинтересовался о контактах, монахиня ответила, что она больше ее не видела, сообщила только имя – Юлия Галочкина. И всё.
Я нашел Юлию Галочкину через интернет. Связался с ней. Представился: мол, вот я такой-то и такой-то, делаю фильм о Дивеевском монастыре, монахиня М. передавала вам поклон. Девушка ответила: «Да, это я. Но сейчас нахожусь на Гавайях».
Юлия Галочкина
Я почти расстроился. Но девушка продолжила: «Собираюсь вернуться в Россию, и тогда можем встретиться и подробно об этом поговорить».
Ровно через месяц после разговора с монахиней об операторе мы вместе с Юлией появились в монастыре. Монахиня М. нас встретила и воскликнула: «Но это же чудо – Дивеевское чудо!» Так я нашел оператора-постановщика на проект.
– Кто является главным героем вашего фильма?
– Серафимо-Дивеевский монастырь. Это сокровенное место для многих людей. Здесь вам многое могут рассказать о чудесах. Их даже в реестр особый записывают. Но до них мы еще не добрались, ведь этому следует посвятить несколько фильмов. (Смеется.)
Перед нами стоит задача снять максимально кинематографично, чтобы передать красоту и необыкновенную атмосферу Дивеева без интервью в кадре. А для этого нужно набраться терпения, чтобы снимать, снимать и еще раз снимать.
Известный американский кинорежиссер Альфред Хичкок на вопрос, чем документальное кино отличается от игрового, отвечал так: «В игровом кино режиссер – это бог. А в документальном кино Бог – это режиссер».
И я вынужден за Ним идти. Как Господь даст, как срежиссирует, такой фильм и получится.
– В своем проекте вы используете самую современную технику?
– Приходится, чтобы красоту передать. (Улыбается.) В первую очередь этот фильм для людей, которые ни разу не были в Дивееве. Мы снимаем с разных точек – с воздуха в том числе. Современная техника это позволяет. Взяли с собой мультикоптер (или дрон, как его еще называют) – вертолетик с камерой. Руководит им пилот, а оператор или режиссер рядом стоит и только команды дает. Вот благодаря этому устройству мы такой кадр сделали: вертолет облетает обитель ночью, раз – и ночь превращается в утро и день. Красота!
– Для привлечения внимания к проекту вы использовали необычный метод – марш-бросок. Расскажите об этом подробнее.
– Говорят ведь, что в здоровом теле – здоровый дух. Так вот, для меня здоровое тело – это бег, а здоровый дух – это православная вера. Мне довелось бежать через все населенные пункты на трассе от Мурома до Дивеева в конце сентября 2015 года. Я бежал один, в майке с надписью: «“Дивное Дивеево”. Стань участником проекта!» За день пробежал около 20 километров. По дороге у меня несколько раз журналисты брали интервью.
Андрей Холенко
– Во время съемок с вами или с вашими близкими происходили чудеса?
– Да. К примеру, за время съемок я стал дедушкой. Чем не чудо?! И надо сказать, моя дочь трудно переносила беременность. Она мне звонит по мобильному, а я в обители в это время. Я ей говорю: «Если хочешь, отправь мне мысленно просьбу, а я помолюсь преподобному Серафиму Саровскому, он точно исполнит». И вот родился здоровый, спокойный мальчик на радость всей семье.
– Какие у вас планы на будущее?
Я обратил внимание: основная часть паломников – люди молодые, красивые, с одухотворенными лицами. И это дает надежду
– Хочется, чтобы мы, закончив первый фильм о Дивееве, открыли им серию или цикл фильмов, которые бы помогали людям найти ответы на важные вопросы. Люди всегда мечтают о счастье, но в современном сложном информационном мире так легко сбиться с истинного пути, ведь ложь научилась выдавать себя за истину. Во время съемок в Дивеевской обители я обратил внимание, что основная часть паломников – люди молодые, красивые, с одухотворенными лицами. И это дает право надеяться. Ведь соприкасаясь с такими святыми местами, как Серафимо-Дивеевский монастырь, человек по-новому начинает ощущать себя, свое окружение, а также мир вокруг.
Трейлер фильма «Дивное Дивеево»