Глава седьмая
Мк.7:1. Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
Мк.7:2. и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
Мк.7:3. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
Мк.7:4. и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
Мк.7:5. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
Наученные держаться одной добродетели и кроме ее ничем иным не озабочиваться, ученики Господа без умысла и в простоте ели неумытыми руками. Между тем фарисеи, желая найти предлог к порицанию, ловят этот случай и обвиняют апостолов, хотя не как нарушителей Закона, но как нарушителей предания старцев, ибо в Законе нет предписания умывать руки до локтей пред принятием пищи, но этого держались они как предания старцев.
Мк.7:6. Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
Мк.7:7. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
Мк.7:8. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
Мк.7:9. И сказал им; хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
Мк.7:10. Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
Мк.7:11. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то́, чем бы ты от меня пользовался,
Мк.7:12. тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
Мк.7:13. устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
Чтобы сильнее обличить иудеев, Господь приводит и пророка, осуждающего их. Они обвиняли учеников за то, что ученики преступили предание старцев, а Господь направляет против них самих гораздо сильнейшее обвинение, именно: что они преступают закон Моисеев. Закон, – говорит Он, – учит: «почитай отца своего и мать свою» (Исх.20:12); а вы учите детей говорить своим родителям так: то, чего вы хотите от меня, есть корван, то есть посвящено Богу. Ибо фарисеи, желая воспользоваться имуществом простых людей, учили детей (когда дети имели какую-либо собственность и родители требовали у них) говорить следующее: я уже посвятил то Богу, и ты не требуй посвященного Богу. Обольщая таким образом детей и убеждая их посвящать Богу из своего имения, фарисеи чрез это заставляли их пренебрегать родителями, и посвященное Богу поглощали сами. Это-то Господь и ставит им в вину, что они ради корысти преступают Закон Божий.
Мк.7:14. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
Мк.7:15. ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
Мк.7:16. Если кто имеет уши слышать, да слышит!
Мк.7:17. И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.
Мк.7:18. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
Мк.7:19. Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.
Мк.7:20. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
Мк.7:21. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
Мк.7:22. кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, –
Мк.7:23. всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
Научая людей понимать предписания Закона о пище не плотским образом, Господь начинает здесь постепенно раскрывать смысл Закона и говорит, что ничто, входящее внутрь, никого не оскверняет, но сквернит то, что исходит из сердца. Под «завистливым оком» разумеет или зависть, или распутство: потому что и завистливый бросает на завидуемого обыкновенно лукавый и язвительный взгляд, и развратный, засматриваясь своими очами, стремится к делу лукавому. «Богохульством» называет оскорбление Бога: если, например, кто станет говорить, что нет Промысла Божия, то это будет хула: почему Господь и совокупляет с ней «гордость». Гордость есть как бы пренебрежение Бога, когда кто, сделав доброе дело, приписывает его не Богу, а собственной силе. Под «безумством» разумеет обиду против ближних. Все эти страсти оскверняют душу, и возникают, и исходят из нее. К народу Господь говорил таким образом не довольно ясно, почему и заметил: «кто имеет уши слышать, да слышит», то есть: понимающий пусть понимает. Что же касается апостолов, которые глубже понимали речь Господа и подошли спросить Его о «притче», то есть об этой прикровенной речи (притча есть прикровенная речь), то Господь сначала упрекнул их, сказав: «неужели и вы так непонятливы?», но потом разрешил им то, что было для них неудобовразумительно.
Мк.7:25. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
Мк.7:26. а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
Мк.7:27. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Мк.7:28. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
Мк.7:29. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
Мк.7:30. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.
После того, как сказал о пище и увидел, что иудеи не веруют, Господь переходит в пределы язычников, ибо при неверии иудеев спасение имело перейти к язычникам. Сначала Господь старался скрываться, чтобы иудеи не имели предлога обвинять Его, как бы приставшего к стороне нечистых язычников. Однако Он не мог утаиться, ибо нельзя было Ему утаиться и никем не быть узнану. Означенная жена, услышав о Нем, обнаруживает горячую веру. Поэтому и Господь не тотчас соглашается (на ее просьбу), но отсрочивает дар, дабы показать, что вера жены тверда и что она терпеливо ждет, несмотря на отказ. Научимся и мы не оставлять тотчас молитвы, когда не получаем немедленно просимого, но терпеливо продолжать молитву до тех пор, пока получим то, чего просим. Господь называет язычников «псами», так как они почитались у иудеев нечистыми. «Хлебом» называет Он благодеяние, назначенное Богом для «детей», то есть для евреев. Поэтому и говорит, что язычникам не следует участвовать в благодеянии, которое назначено для иудеев. Поскольку же жена отвечала разумно и с верой, то получила просимое. Иудеи, – говорит она, – имеют хлеб, то есть всего Тебя, сшедшего с небес, и Твои благодеяния, а я прошу «кроху», то есть малой доли Твоих благодеяний. Но посмотри, как действует и Господь! Он не сказал: сила Моя спасла тебя, но что сказал? «За это слово», то есть за веру твою, «пойди», дочь твоя исцелилась. Извлеки отсюда и ты полезный урок. Всякий из нас, когда делает грех, есть «женщина», то есть слабая душа. Такая душа есть «финикиянка», как имеющая багряный, то есть кровавый и убийственный грех. У такой души есть «дочь» – лукавые действия, действия бесовские. Будучи грешниками, мы именуемся «псами», полными нечистот, почему и недостойны бываем принять «хлеб» Божий, то есть причаститься пречистых Тайн. Но если мы в смирении сознаем, что мы псы, если исповедуемся и откроем грехи свои, то исцелится дочь наша, то есть бесовские дела.
Мк.7:31. Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.
Мк.7:32. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
Мк.7:33. Иисус , отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
Мк.7:34. и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа́», то есть: отверзись.
Мк.7:35. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
Мк.7:36. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.
Мк.7:37. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими.
Господь не медлит в языческих местах, но скоро удаляется от них, дабы, как я сказал, не подать иудеям повода говорить о Себе, что Он поступает противозаконно, смешиваясь с язычниками. Удалясь поэтому из пределов Тира и Сидона, Он приходит в Галилею и тут исцеляет глухонемого, которого недуг был от беса. Он отводит «его в сторону», ибо не был славолюбив, смирив Себя до нашей нищеты и не желая совершать чудес пред многими, разве когда требовала того польза зрителей. «Плюнув, коснулся языка его» в знак того, что все части Святой Его плоти были божественны и святы, так что даже и плюновение разрешало узы языка. Всякое плюновение есть излишек (соков), но в Господе все чудно и божественно. Воззрев на небо, Господь «вздохнул», с одной стороны, молитвенно к Отцу, чтоб Он помиловал человека, и в пример нам, чтобы мы, намереваясь совершать какое-либо доброе дело, взирали к Богу и у Него просили помощи для совершения онаго; а с другой стороны, – воздыхает и из сожаления о человеческой природе, как она до того предана диаволу, что терпит от него такое поругание и страдание. Поэтому-то, когда исцелял Господь, исцеленные и проповедуют о Нем, несмотря на то, что Он запрещал им это и заповедал не говорить ничего. Отсюда научимся и мы, когда благодетельствуем другим, не принимать от них похвал, а когда получаем благодеяния, прославлять благодетелей и разглашать о них, хотя бы они и не желали того.
Толкование Евангелия от Марка 7 глава
4. ПОЛЕМИКА С «РЕЛИГИОЗНИКАМИ» О ТОМ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ «НЕЧИСТЫМ» (7:1-23) (МАТФ. 15:1-20)
а. Обвинение, выдвинутое религиозными вождями (7:1-5) (Матф. 15:1-2)
И стали укорять их. Имея в виду своих читателей-язычников, Марк объясняет, что «нечистыми» значит «не омытыми ритуально». Слово «нечистый» служило иудеям «термином» для обозначения всего, что объявлялось таковым в их религиозных преданиях и, следовательно, не могло (с их точки зрения) считаться святым перед Богом.
Мар. 7:3-4. Эти стихи являются пространным «предложением в скобках», в котором Марк поясняет (ибо; сравните 1:16) своим читателям-язычникам за пределами Палестины общепринятую среди иудеев практику ритуального омовения. Соответствующие обряды соблюдались, по словам евангелиста, не только фарисеями, но и всеми иудеями, сделавшись традицией (соблюдались как предания старцев); им следовали с величайшей тщательностью.
Вытекавшими из них правилами регулировался каждый аспект жизни иудея; их считали столь же обязательными к исполнению, как закон, зафиксированный письменно, и благочестивые учители закона (книжники) передавали их из поколения в поколение. Позже, в третьем веке по Р. Х., все эти положения устной традиции, или предания, были собраны в так называемую «Мишну», которая, в свою очередь, легла в основу Талмуда.
Самой общепринятой частью ритуала омовения было символическое омовение рук пригоршней воды; это непременно делалось перед едой. Но крайне важным почиталось совершение этого ритуала иудеем и после возвращения его с рыночной площади (с торга), где он нередко вступал в контакт с «нечистыми» язычниками, или прикасался к деньгам и к различной утвари.
Слова Есть и многое другое, чего они приняли держаться указывают — как на предмет дискуссии — на ритуальное омовение во всех его формах и подробностях. Для правоверного иудея нарушение любого из этих правил было грехом, а соблюдение их признаком набожности и желания служить Богу.
Мар. 7:5. Вопрос «религиозников» относительно учеников был обращен прямо к Иисусу, поскольку Он, как Учитель, нес ответственность за их поведение (сравните 2:18,24). Фарисеи и книжники видели в несоблюдении учениками ритуального омовения симптом более серьезной проблемы. Их сильно беспокоило то обстоятельство, что ни ученики ни Сам Иисус не поступали по преданию старцев.
б. Ответ Иисуса и Его контробвинение (7:6-13) (Матф. 15:3-9)
В своем ответе Иисус обходит молчанием поведение апостолов. Вместо того, Он обращает внимание Своих критиков на сущность затронутой ими проблемы, выявляя два определяющих ее пункта: а) на какой авторитет опирается религия: на традиции или на Писание? (Мар. 7:6-13) и б) в несоблюдении ритуалов или нравственных законов — источник действительной «нечистоты»? (стихи 14-23).
Мар. 7:6-8. Здесь Христос почти дословно приводит цитату из Ис. 29:13, уподобив современников Исаии Своим критикам, которых назвал лицемерами (слово, встречающееся в Евангелии от Марка только один раз). Лицемерие их сказывалось в том, что они соблюдали лишь видимость поклонения Богу, но «сердцами далеко отстояли от Него»; между тем, мысли человека и решения, каждый раз определяющие «выбор» его, скрываются именно в сердце его (Мар. 7:21; 12:30).
Богопочитание книжников и фарисеев было тщетным, поскольку они, как и современники пророка Исаии, учили учениям и заповедям человеческим, выдавая их за заповеди Божии. Соответственно Христос обвинил их в том, что заповедь Божию они оставили (т. е. оставили закон, который Он дал им), а, вместо нее, держались предания человеческого. В отношении их устных традиций (7:3,5) Иисус подчеркнул, что они придуманы людьми (9, 13), а потому не могут считаться авторитетными.
Мар. 7:9. Иисус повторяет Свое обвинение в адрес религиозных вождей, что они отменили заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание (стих 8), подтверждая это разительным примером (стихи 10-12) их греховности.
Мар. 7:10. Моисей четко выразил Божие повеление об обязанностях детей по отношению к родителям. Эту заповедь Христос процитировал в плане как положительных последствий для соблюдающих ее (Исх. 20:12, пятая заповедь; сравните Втор. 5:16), так и отрицательных — для тех, кто нарушает ее (Исх. 21:17; сравните Лев. 20:9). В обязанность детей входили финансовая поддержка и повседневная забота о престарелых родителях (сравните 1-Тим. 5:4,8). Человек, пренебрегший своими родителями, подлежал наказанию смертью.
Мар. 7:11-12. И далее Иисус ссылается на традицию, заложенную законоучителями, — в обход Божиему повелению. Словами А вы говорите… Иисус подчеркивает принципиальную разницу между этой традицией и тем, что было сказано Моисеем (стих 10). Согласно «преданию» (традиции) всякий иудей мог объявить, что то или иное из принадлежащего ему — «корван», и это освобождало его от исполнения пятой заповеди.
«Корван» — это переданное в греческом, а затем и в русском звучании древнееврейское слово, означавшее «дар, посвященный Богу». Оно произносилось как «посвятительская формула» над деньгами или имуществом, передававшимся в дар храму; обет этот не подлежал нарушению.
Если сын заявлял, что средства, необходимые для поддержания его престарелых родителей, — «корван», то в согласии с традицией, установленной книжниками, освобождался от исполнения Божией заповеди, и его родители теряли право на законные к нему претензии. Причем «религиозники» подчеркивали необратимый характер обета (Чис. 30) и его преимущество перед сыновними обязанностями. Прибегнув к «корвану», сын мог уже ничего не делать для отца своего или матери своей.
Пример обета «корван» был лишь одним из многого сему подобного (взять, к примеру, «субботние правила» — 2:23 — 3:5), посредством которых в угоду традиции затемнялся и искажался дух Ветхого Завета).
в. Иисус — о действительной нечистоте (7:14-23) (Матф. 15:10-20)
В этом месте Иисус дает более прямой ответ относительно «нечистоты» и осквернения (Мар. 7:5). Прежде Он обращается к народу и излагает ему общие принципы, применимые к каждому. Затем, по обычаю Своему, дает пояснения ученикам, оставшись с ними наедине (стихи 17-23).
Мар. 7:14-16. Вслед за торжественным призывом ко вниманию и размышлению, обращенным к народу, Христос выявляет перед ним источник действительного осквернения. Ничто, входящее в человека вовне, не может осквернить его, заявляет Он. Иисус имел, конечно, в виду нравственное, а не физическое осквернение: Нравственно человек не может быть осквернен тем, что ест даже если перед едой он не совершил ритуального омовения рук.
Но что исходит из него («исходит» как от личности — сравните стихи 21-23), то оскверняет человека. Помыслы, таящиеся в сердце его, делают человека морально нечистым, даже если он скрупулезно соблюдает внешнюю, обрядовую, чистоту. Провозгласив, что источник греха «внутри» человека, а не «вне» его, Иисус вступил в открытое противоречие с «раввинской премудростью» (сравните Иер. 17:9-10). При этом Он выявил для способных «разуметь» духовную направленность установлений о чистой и нечистой пище в Моисеевом законе (Лев. 11; Втор. 14). Иудей, употреблявший «нечистую» пищу, осквернялся не самою этой пищей, а тем, что не повиновался Божиему повелению.
Мар. 7:18-19. Это подчеркивается вопросом Иисуса: неужели и вы так непонятливы? Затем Господь развивает перед учениками мысль о том, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его нравственно (сравните стих 15а). Ведь пища не в сердце его входит, осуществляющее контроль над его личностью, а в желудок, к нравственности никакого отношения не имеющий.
Заключительную фразу стих 19 следует, видимо, понимать в приложении к словам, начинающим стих 18 «Он сказал им… «. При таком прочтении упомянутая фраза может быть воспринята и как редакторское пояснение самого Марка (сравните 3:30; 13:14): Иисус-де объяснил им, что таким образом (чем) всякая пища очищается. Евангелисту важно было дать это пояснение своим читателям-христианам в Риме, которых могли смущать иудейские законы о пище (сравните Рим. 14:14; Гал. 2:11-17; Кол. 2:20-22). Ранняя Церковь с трудом воспринимала и усваивала истину, открытую Иисусом христианам (Деян. 10; 15).
Мар. 7:20-23. Вновь повторяет Иисус (и как бы «раздвигает» границы ее) ту истину, что исходящее из человека оскверняет его морально (стих 15б). Он перечисляет конкретно, что именно исходит из сердца человеческого.
В греческом тексте злые помыслы стоят перед глаголом «исходят», как бы являясь источником всего, что перечисляется затем. Именно они, «злые помыслы», зарождаясь в сердце человека, вступают затем в «союз» с волею его, и от этого «союза» рождаются как злые слова, так и злые дела. В перечислении их Христом ощущается сильный ветхозаветный «привкус». Он называет двенадцать грехов. Расположение их в оригинале не совсем совпадает с тем, что имеем в русской Библии.
Там они расположены по определенному принципу: в начале шесть существительных во множественном (по-гречески) числе, которые означают конкретные человеческие поступки, действия, а затем шесть существительных в единственном (по-гречески) числе, описывающих скорее наклонности и свойства человеческого характера. Но перевод, очевидно, трудно было привести в точное соответствие с оригиналом.
Итак, в первый раздел попадают: прелюбодеяния (под которыми тут понимаются различные половые извращения), кражи, убийства, любодеяния (в значении супружеских измен), лихоимство (ненасытное желание овладеть тем, что тебе не принадлежит), злоба (как постоянное разнообразное воплощение «злых помыслов»).
Во втором «разделе» перечислены: коварство (потребность человека, действуя хитрыми, «коварными» способами, заманивать в ловушку других, чтобы затем пользоваться ими в своих целях); непотребство (сравните Гал. 5:19, а также Еф. 4:19 и 2-Пет. 2:2, где то же греческое слово «аселгеиа» передано словами «распутство» и «разврат») — как безудержное и откровенное в своей аморальности поведение; завистливое око (завистливый характер), богохульство (потребность клеветать в адрес Бога), гордость (как хвастливое превознесение над другими) и безумство (здесь в значении нравственной и духовной невосприимчивости, бесчувственности).
Все это зло, действительно оскверняющее человека, извнутрь исходит, из сердца. Иисус таким образом переместил фокус внимания Своих слушателей с внешней обрядовости на нужду человека в очищении злого своего сердца в Боге (Пс. 50).
5. ИСЦЕЛЕНИЕ ДОЧЕРИ СИРОФИНИКИЯНКИ (7:24-30) (МАТФ. 15:21-28)
Это первое из описанных Марком трех событий, которые произошли во время третьего «хождения» Иисуса за пределами Галилеи. (О трех Его «выходах» за пределы Галилеи Мар. 4:35; 5:1; 6:32-52; 7:24 — 8:10.) В третий раз Иисус в сущности покинул и территорию Палестины; это, по-видимому, случилось лишь однажды. Все, что затем произошло на земле язычников, органически проистекало из учения Иисуса, как изложено оно в Мар. 7:1-23, и оно же явилось прелюдией к провозглашению Евангелия в языческом мире (13:10; 14:9).
Мар. 7:24. И отправившись оттуда (по всей вероятности, из Капернаума) пришел в пределы Тирские и Сидонские (портовые города на побережьи Средиземного моря в Финикии — современный Ливан); Тир был расположен примерно в 60 километрах на северо-запад от Капернаума.
В доме, в который вошел Иисус, Он, видимо, намеревался остаться с апостолами, чтобы учить их одних (в условиях Галилеи это было просто невозможно; 6:32-34,53-56). Поэтому Он и не хотел, чтобы кто узнал о Его приходе. Однако не мог утаиться, поскольку весть о Его исцеляющей силе повсюду предшествовала Ему Самому (3:8).
Мар. 7:25-26. Услышала о Нем женщина, у которой дочь была одержима нечистым духом (сравните 1:23; 5:2) и пришедши припала к ногам Его, выражая этим как свое глубокое почтение к Иисусу, так и боль свою и отчаяние (сравните 9:17-18,20-22,26). Она умоляла Христа, чтобы изгнал беса из ее дочери. Евангелист подчеркивает, что женщина эта была не еврейкою, а язычницею — и по происхождению и по религиозному исповеданию. Она родилась в сирийской провинции Финикии. Марк называет ее «Сирофиникиянкой», а Матфей — «хананеянкой» (Матф. 15:22).
Мар. 7:27. Ответ Иисуса следует воспринимать прежде всего в свете того, зачем (с какой целью) пришел Он в это место; кроме того, ответ прозвучал на том «уровне» и в той образной форме, которые делали его доступным для женщины. Под детьми Христос подразумевал Своих учеников; под «хлебом детей» — их «привилегии», ту духовную пищу, которою Он питал их, уча наедине; под псами (буквально здесь «маленькие собачки») подразумеваются животные, жившие в доме язычников (уничижительного смысла образ этот здесь не имеет).
Иисус в сущности дал женщине понять, что пришел сюда для того, чтобы учить Своих учеников. Хорошо ли это — прерывать «семейную трапезу», чтобы накормить «собак» тем, что положено съесть «детям»? Так и Ему не следует отвлекаться от служения ученикам, чтобы послужить ей, язычнице. Однако объяснение Иисуса лишь подогрело упование сирофиникиянки на Него.
Некоторые интерпретаторы Библии «раздвигают границы» этого толкования, углубляя его богословский смысл. «Дети», говорят они, это неверующий Израиль, который следует «напитать» (миссия Иисуса); «хлеб детей» — это особые преимущества иудеев, включая их «первоочередное» право на служение Иисуса; этот «хлеб» не может быть брошен «псам» (язычннкам), потому что их час «вкусить от хлеба» (час возвещения Евангелия миру) еще не настал.
Мар. 7:28. В ответ на заявление Иисуса женщина сказала: Так, Господи (буквально здесь почтительное обращение «Господин»). Она согласилась с правом Иисуса отказать ей в ее просьбе, но не отступилась. Не оскорбившись аналогией, к которой Он прибег, она и сама воспользовалась ею: но и псы под столом едят крохи у детей, промолвила она. То есть она выразила ту мысль, что и собакам достается какая-то пища, когда едят дети, — одновременно с ними. И Ему ради нее вовсе не следует «обделять» учеников — ведь все, что она просит, — это «кроху» Его благодати, в которой она теперь так отчаянно нуждается.
Мар. 7:29-30. За смирение и веру женщины, которые вполне выявились в ее словах, Господь наградил ее. Иди домой, сказал Он ей, бес вышел из твоей дочери?
И пришедши в свой дом, она нашла, что бес вышел; и дочь лежит на постели. Это единственное описанное Марком чудо, которое Иисус совершил «на расстоянии», не отдавая никакого словесного повеления.
6. ИСЦЕЛЕНИЕ ГЛУХОГО И КОСНОЯЗЫЧНОГО (7:31-37)
Об этом случае рассказано только у Марка. Описанием его завершается повествовательный цикл (6:32 — 7:37), который заканчивается сообщением о признании людьми благодатных дел Иисуса Христа (7:37). Исцеление глухого и косноязычного служит прообразом того, что произойдет с апостолами, у которых тоже «откроются уши» (8:18,27-30). Второй повествовательный цикл начинается с 8:1 и достигает высшей своей точки в исповедании Иисуса учениками (8:27-30).
Мар. 7:31-32. Вышед из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому чрез пределы Десятиградия. Полагают, что, выйдя из Сидона, Он пошел в юго-восточном направлении, в обход Галилеи, и пришел в какое-то место на восточном берегу Галилейского, моря (на территории Десятиградия; сравните 5:20). И там привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку (сравните 5:23).
Усматривается известная параллель между этим местом и Ис. 35:6 (единственным стихом, где в Септуагинте употребляется то же редкое греческое слово, что и здесь; это — могилалон, тут переведенное как «косноязычный», а в книге Исаии — как «немой»). В Ис. 35:6 речь идет о наступлении Божиего царства на земле. В служении Иисуса (и в чуде, описанном тут Марком, в частности) обетование о Царстве осуществлялось прообразно.
Мар. 7:33-35. При исцелении этого человека Иисус использовал язык жестов и символов, значения которых Марк не объясняет. Очевидно, именно этот способ соответствовал нужде данного человека и прежде всего нужде пробуждения в нем веры. Потому и отвел его Иисус в сторону — с тем, чтобы «отделив» от народа, «приблизить» к Себе. Действия, которые совершает Иисус затем, напоминают действия врача, в которого должен поверить больной: Он вложил персты Свои в уши ему (как бы «расширяя», раскрывая их) и, плюнув, коснулся языка его.
Можно предположить, что всеми этими действиями Иисус давал понять больному, что намерен исцелить его. Воззрев на небо, Он «сообщил» ему, что для его исцеления необходима помощь Бога, пребывающего там. Его вздох мог свидетельствовать и о сострадании и о силе эмоционального напряжения Иисуса в борьбе с сатанинской силой, овладевшей несчастным больным. Затем Христос произнес по-арамейски: «еффафа», что значит «отверзись» (откройся).
Слово это глухому легко было прочитать по движению губ Иисуса. Употребление Врачом арамейского слова, может быть, указывает на то, что больной не был язычником. И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. Дефект речи обычно связан с дефектом слуха, и это верно как в физическом, так и в духовном смыслах.
Мар. 7:36. Чем больше запрещал Иисус людям разносить вести о Нем, тем более они разглашали — и в первую очередь о чудесах, совершаемых Им (сравните 1:44-45; 5:20,43). Между тем, Он не хотел, чтобы Его служению в Десятиградии сопутствовала популярность «чудотворца».
Мар. 7:37. Чудесам, явленным Иисусом, люди удивлялись чрезвычайно (соответствующее ему греческое наречие «хиперпериссос» встречается в Новом Завете только здесь).
Снова приходит на ум параллель с Ис. 35:3-6, которую мог иметь в виду и Марк.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Евангелие от Марка, Глава 7
Господь Иисус укоряет фарисеев за их предания, которыми они устраняют заповедь Божию. «Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.» (Мк. 7:1-4) Фарисеи – это группа евреев, посвятивших себя наиболее тщательному соблюдению Закона. Это наиболее усердные и ревностные в религиозном плане люди тогдашней Иудеи. Они старались всю свою жизнь, вплоть до мельчайших деталей, привести в послушании Богу. Конечно же, жизнь менялась, и многие установления Закона, актуальные во время странствований евреев в пустыне и кочевой жизни, выглядели довольно странными в условиях города. Их надо было как-то истолковывать. Для того, чтобы понимать, о чем речь идет следует вспомнить, что фарисеи были известны и как толкователи Писания, и как люди, усердно старавшиеся выполнить все, что предписывает Божий Закон. Они также выступали в качестве ревнителей благочестия – следили за тем, чтобы окружающие все делали по Закону (в их, фарисейской интерпретации, конечно). В современном русском языке слово «фарисей» имеет негативную коннотацию. Фарисей означает лицемер. Но во время земной жизни Иисуса фарисеи рассматривали себя и рассматривались другими, как ревнители Закона – люди, стремящиеся жить по-Божьему. И вот, в частности, они установили тщательно умывать руки, соблюдать омовения чаш, кружек, котлов и скамей. Очевидно, что у современного человека все это входит в привычку. Например, мыть руки перед едой из соображений гигиены. Однако, древний иудейский обряд омовения не имеет к гигиене никакого отношения. Иногда, руки омывали водой, которая была сама по себе чудовищно грязной. С точки зрения гигиены, это было, без сомнения, вредно. Так, воду в сосуде для ритуального омовения могли не менять неделями, но считалось правильным омывать все такой водой (именно с обрядовой, ритуальной точки зрения). Нам может показаться все это странным, так как речь идет об абсолютно другом социальном и религиозном контексте. Приведу пример, известный археологам. У ревностных ессеев (это религиозная группа, которая отделилась от большинства иудеев; ессеи жили за пределами городов и не посещали Иерусалимский Храм, так как считали его оскверненным) был один из конфликтных пунктов с остальными иудеями. Он состоял в том, передается ли скверна вверх по струе жидкости? То есть, если вы из ритуально-нечистого сосуда налили в ритуально-чистый, то оба сосуды считаются ритуально-нечистыми. С этим согласны все. Но представьте обратную ситуацию. Вообразите, что нижний сосуд ритуально-нечистый, а вы в него наливаете какую-то жидкость из ритуально-чистого. Будет ли являться верхний сосуд оскверненным или нет в данном случае? Представители духовенства Иерусалимского Храма считали, что нет. Однако, ессеи полагали, что дальше пользоваться этими сосудами уже нельзя. Они будут осквернены. По этой причине нельзя поддерживать общение с иудеями, посещающими Храм. Нам все это может показаться достаточно нелепым и смешным. Но для людей того времени подобные вопросы были весьма значимыми. И когда они пристали к ученикам с требованием «мойте руки перед едой», они, конечно, имели ввиду не какие-то соображения гигиены, а именно требования обрядовой, ритуальной чистоты. «Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: “люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим”. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: “почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет”. А вы говорите: “кто скажет отцу или матери: корван (то есть, «дар Богу») то, чем бы ты от меня пользовался», тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное.» (Мк. 7:5-13) Иисус отвечает фарисеям достаточно резко. Он говорит о том, что они учат заповедям человеческим, заменяя слово Божие своим преданием. Следует понимать, что речь в данном случае не идет о всяком предании. В Библии мы находим слово «предание», употребляемое и в позитивном смысле. Например, апостол Павел заповедует: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Однако, существуют и чисто человеческие, паразитарные, наросшие предания, когда люди начинают заменять слово Божие какими-то своими соображениями. Со временем подобные предания получают широкое распространение. Они появляются в том числе и в церковной среде, например, когда прихожанки друг другу пересказывают какие-то требования, обычаи и правила, о которых и священник даже не слышал ни разу. И если ему об этом говорят, очень удивляется. Так, естественным, «дикорастущим» образом вырастают многие обычаи и традиции, которые никак не связаны со словом Божиим и не укоренены в нем, а являются чисто человеческими домыслами. Далее Иисус приводит пример того, что фарисеи делают не так, оставив заповедь Божию. Они нарушают заповедь почитания родителей. Может быть, современному читателю это будет не совсем понятно. Остановимся на этом моменте более подробно. «А вы говорите: «кто скажет отцу или матери: корван (то есть: «дар Богу») то́, чем бы ты от меня пользовался»…(Мк. 7:11) Вот такой «благочестивец» пожертвовал свое имущество Храму. И поскольку оно уже является не его собственностью, а собственностью Храма, то он не может выделять доходы с этого имущества своим родителям. Однако, в ряде случаев, возникала еще более интересная ситуация. Человек мог пожертвовать имущество Храму, и, все же, продолжать им пользоваться. Формально, он считает, что это «корван». Например, я ем из серебряного блюда, которое формально объявил принадлежащим Храму. Это моя жертва. Но блюдо находится у меня как бы во временном пользовании. Я из него ем. Но когда престарелые родители просят меня это блюдо продать и выделить какую-то часть полученных с продажи средств им в помощь, я говорю: «Блюдо уже пожертвовано Храму. Я не могу это сделать. Все принадлежит Богу». Таким образом, Господь указывает на то, что фарисеи обходят Божию заповедь при помощи своего предания. И мы видим, что если это предание приводит к нарушению Закона, то оно явно ошибочно и исходит не от Бога. «И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.» (Мк. 7:14-23) Эти слова могут нам показаться чем-то достаточно очевидным. Да. Ничто входящее в человека извне не может как-то оскорбить его в духовном смысле. Мы делим пищу на полезную и неполезную. Например, поесть каши полезнее, чем съесть гамбургер. Но чтобы это «не оскверняло»? Нам может быть непонятно, о чем здесь речь. Но для людей той эпохи было чрезвычайно важно именно не оскверниться. Вообще для религиозного сознания, – не только иудейского, — очень важно избежать осквернения. Необходимо всегда находиться в состоянии ритуальной чистоты. В иудаизме считалось (и считается), что некоторые виды пищи оскверняют человека. Прежде всего, речь идет о тех продуктах, которые запрещены Торой. Так, употребление свинины и других видов пищи, которые порицает Закон считалось осквернением. И благочестие во многом состояло в том, чтобы не съесть чего-нибудь, что может осквернить. Это напоминает ситуации, которые иногда возникают и в нашей среде. Например, некоторые люди неправильно подходят к Посту, и больше всего озабочены вопросом: как бы им не съесть чего-нибудь скоромного. Есть ли яичный порошок в белом хлебе? Необходимо тщательно это отследить, чтобы не нарушить пост. Для иудеев подобные вопросы имели огромное значение. То, что говорит Иисус начисто рушит их картину мира. «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.» (Мк. 7:15) Это довольно шокирующая новость. Люди воспитаны в убеждении, что есть пища, которая оскверняют, и только язычники могут ее употреблять. Но Христос говорит, что это неважно. Ничто входящее в человека, не оскверняет его. Ученики спрашивают Иисуса: «Как вообще так может быть, что входящее в человека не оскверняет?». Господь же говорит, что пища не представляет такую важность. Важно то, что исходит изнутри сердца человеческого. Человека оскверняет грех. Грех исходит изнутри. Не важно, что вы съели. Важно, что исходит изнутри, из сердца человеческого. И мы видим здесь один из библейских стихов, которые указывают на реальность первородного греха. Господь сказал, что зло исходит изнутри – из человеческого сердца. Существует два принципиально разных взгляда на человека, на человеческую природу. Первый из них – традиционный христианский взгляд, который мы находим уже в Священном Писании: у пророков, у Господа, у апостолов. Учение, основанное на этом взгляде, получает свое развитие в трудах Святых отцов (особенно, Блаженного Августина). Суть его в том, что человеческая природа глубоко повреждена грехом, а изнутри сердца человеческого сердца исходит всякое зло. Согласно этому учению, человек создан Богом благим и прекрасным, но его природа была искажена вследствие грехопадения. Существует и другой взгляд на природу человека, в соответствии с которым все зло приходит к человеку откуда-то снаружи; человека оскверняют, делают злым негативные внешние условия. Например, те или иные социальные условия, несправедливое общество заставляют человека быть плохим. Если же построить справедливое общество, то и «человеческая порода» улучшится. Несомненно, какая-то доля истины в этом есть. Социальные условия влияют на поведение людей. Конечно, если человек не имеет нормального образования или воспитания, то, существует вероятность того, что он сделается преступником. Однако попытка выстроить общество таким образом, чтобы ничто не оскверняло человека извне, чтобы он сам по себе стал «хорошим», была предпринята в нашей стране. Считалось, что если убрать социальные условия, в которых человек эксплуатирует человека, а люди проявляют эгоизм и алчность, то и сердце человеческое изменится. Появится новая порода людей – советский человек. Само поведение этих новых людей будет радиально отличаться от поведения их предков. Они будут проявлять заботу об общем благе и любить друг друга. И появится новый человек. Но он так и не появился. Увы, затея не увенчалась успехом. Почему? Потому что верным, все-таки, оказался христианский взгляд на человека. Люди грешны. Такова человеческая природа, и изнутри исходит всякое зло, которое оскверняет человека. В словах Спасителя есть указание и на нашу собственную ответственность. Почему, например, я впал в грех? Я разозлился и кого-то обругал злыми словами? Очень легко сказать: довели, достали… Но Господь говорит: нет, это из твоего сердца исходят ярость и гнев, и всякий соблазн исходит из твоего сердца. И проблема не в том, что ты снаружи видишь то, что тебя соблазняет или оскорбляет, или раздражает, или пугает. А в том, что все это живет в сердце твоем. И ты должен заниматься своим сердцем, а не требовать, чтобы внешний мир менялся под тебя. «И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.» (Мк. 7:24-30) Язычница, родом сирофиникиянка, пришла к Иисусу. Бытовавшие в Тире и Сидоне языческие культы отличались особой мрачностью и жестокостью. В частности, практиковались человеческие жертвоприношения и поклонение демонам. И вот сирофиникиянка услышала, что есть такой удивительный чудотворец, который может помочь в ее горе. У нее бесноватая дочь. Она приходит к Иисусу, чтобы ее дочь освободилась. Спаситель говорит неожиданное: «Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.» (Мк. 7:27) Мне попадались на глаза какие-то очень странные, порой нелепые современные толкования этого стиха, где Иисуса упрекают едва ли не в расизме. Дескать, в Мк. 7:27 Христос говорит, что есть дети, которые принадлежат к избранному Божиему народу, а есть псы-язычники. Но, на самом деле, слово «псы» в Библии может употребляться и применительно к иудеям. И оно нередко используется подобным образом, так как характеризует не происхождение человека, а его поведение. Язычники являются псами не по рождению, а вследствие того, что привержены поклонению идолам, ложным богам. Иисус не оказывает сразу милости сирофиникиянке. Для нее это могло бы служить знаком того, что быть язычницей, поклоняться идолам и практиковать все мерзости, которые практиковали язычники – это нормально. Он говорит ей – нет. Сначала дай насытиться детям – тем, кто поклоняется единому истинному Богу. В ответ, она говорит Ему, что и псы под столом едят крохи у детей, имея ввиду, что, да, мы язычники, псы, люди глубоко заблудшие. Когда она проявляет подобное смирение, то становится открытой Божьей благодати. «И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.» (Мк. 7:29,30) Мы видим, как сирофиникиянка признает бедственное состояние свое и своего народа. И это делает ее открытой для Божьей милости. Христос всегда ищет помиловать, но для этого необходимо, чтобы человек смирился, признал, что он нуждается в Божией помощи. «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого, косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: “еффафа” (то есть, «отверзись»). И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.» (Мк. 7:31-37) В этих стихах мы видим исполнение ветхозаветного пророчества: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис. 35:5-6). Исцелив больного в Мк. 7:31-37, Иисус не просто оказывает ему помощь. Он свидетельствует о себе как о Мессии. Хотя мы видим, что Иисус вовсе не стремится разрекламировать это. Как мы уже неоднократно говорили, с мессианскими представлениями были связаны определенные недоразумения: многие евреи ожидали Мессию как военно-политического вождя. Иисус приходит установить другое царство, которое не от мира сего. Мы с вами прочитали седьмую главу Евангелия от Марка. Читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру