Содержание
- Глава четвертая
- Толкование краткого содержания Евангелия от Луки
- Особенности Евангелия от Луки
- Известные толкователи
- Толкование и пояснение сути
- Евангелие от Луки: содержание и толкование
- О Евангелии от Луки
- Евангелие от Луки: содержание
- Пролог евангелия от Луки
- Детство Христа
- 12-летний Иисус и иудейские мудрецы
- Подготовка Иисуса к служению
- Проповедь в Галилее
- Переход в Иерусалим
- Проповедь в Иерусалиме
- Страдания, смерть и воскресение
- Явления Христа после Воскресения и Вознесение
- Евангелие от Луки: начало (Лк 1 – 4:15)
- Два Благовещения
- Два Рождества
Глава четвертая
Лк.4:1. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
Господь крестился для того, чтобы освятить воды для нас, имеющих вкусить благодати. После Крещения «поведен был Духом в пустыню», ибо Дух Святой вводил Его в борьбу против диавола. Уходит «в пустыню» затем, чтобы дать диаволу повод к нападению на Себя, ибо он приступает к нам особенно тогда, когда мы уединились.
Лк.4:2. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни,
Постится «сорок дней» и не превышает меры поста Моисеева и Илиина, чтобы тем не подать сатане мысль, что Он больше их, но чтобы он приступил к Нему, думая, что и Он – человек, а вместе и для того, чтобы не показаться воплотившимся только призрачно. «Искушается» после Крещения, чтобы нам показать, что после крещения нас встретят искушения. Постится потому, что пост есть великое оружие в искушениях, и потому, что после крещения нам должно предаваться не чувственным наслаждениям, а посту.
а по прошествии их напоследок взалкал.
Лк.4:3. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
Лк.4:4. Иисус сказал ему в ответ: написано (Втор.8:3), что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
Лк.4:5. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
Лк.4:6. и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
Лк.4:7. итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
Лк.4:8. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
Враг нападает на Него сначала пресыщением, как и на Адама (Быт. 3), потом – любостяжанием, «показав Ему все царства». Как показал? Некоторые говорят, что представил Ему их в мысли. Но я думаю, что не в мысли, а чувственно показал Ему их, подставив пред очи в призраке, а не в воображении Господа.
Лк.4:9. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
Лк.4:10. ибо написано (Пс.90:11–12): Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
Лк.4:11. и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Далее, нападает на Него тщеславием, ибо говорит: «если Ты Сын Божий, бросься… вниз». Пустословил это, лаская Его, чтобы Он, обманувшись лестью и желая показать Себя Сыном Божиим, бросился вниз и таким образом открылся пред ним, кто Он. Но смотри, как Господь поражает его Писанием.
Лк.4:12. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
ибо никто не должен подвергать себя очевидной опасности в самообольщении, что Бог ему поможет. Заметь и то, что знать Писания весьма полезно; ибо и Господь поразил сатану Писаниями. «Не хлебом одним будет жить человек», это – Моисеево изречение о манне (Втор. 8, 3); ибо хотя манна была не хлеб, однако ж, питала народ. Равным образом Моисеевы изречения и сии: «Господу Богу твоему поклоняйся» и «не искушай» (Втор.6:13, 16).
Лк.4:13. И, окончив всё искушение,
Хотя Господь искушаем был тремя искушениями, однако Лука говорит, что Он окончил всё искушение, потому что основания всех искушений суть три сии: пресыщение, любостяжание, тщеславие. Искушение пресыщения Господь отразил словами: «не хлебом одним будет жить человек». Прежде других искушений навел это искушение на Него, как и на Адама. Ибо Адама он не мог запнуть ни любостяжанием, так как Адам, будучи один, не имел против кого бы желать более; ни гневом, ибо не на кого было ему гневаться; ни завистью; а запнул его чревоугодием. Искушение любостяжания Господь отразил тем, что не пал, не поклонился перед ним. Ибо, когда он чувственно показал все царства в призраке, Господь не покорился ему. Некоторые разумели это о царствах не чувственных, но мыслимых, что он, например, показал Ему царство невоздержания, царство зависти и вообще всех грехов и говорил Ему как бы так: если Ты хочешь царствовать над всеми страстями и на то пришел, чтобы пленить одержимых мной, то пади и поклонись мне, и получи всех, над которыми я царствую. Господь хочет царствовать и на то пришел, но царствовать не с грехом, не без борьбы, но после подвига и победы. Так разумели некоторые. Кому угодно, пусть так и понимают. Отразил Господь и искушение тщеславия словами Писания. Господи, избавь нас от сих трех глав змия!
диавол отошел от Него до времени.
Лк.4:14. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
Лк.4:15. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
«Возвратился Иисус в силе духа». Мне кажется, что Иисус возвратился в состоянии вдохновения, ибо это значит «в силе духа». Глубоко внимай Писанию, потому что тогда написано: «в силе духа», когда Он победил искусителя и явил силу Свою.
Слова: «отошел от Него до времени» имеют такой смысл: диавол нападает на Господа двумя чувствованиями, – удовольствием и скорбью; удовольствием он напал на Господа, например, на горе; а отступил «от Него до времени», то есть до времени Креста, ибо тогда намеревался напасть на Него скорбью.
Лк.4:16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
Господь пожелал явить Себя израильтянам, потому что и помазан был от Бога и Отца на то, чтобы спасти живущих в поднебесной. Чудно устрояет Он это. Прежде иных Он является жителям Назарета, с которыми был воспитан, чтобы и нас научить, что нужно благотворить прежде своим и научить их, а потом изливать человеколюбие и на прочих.
Лк.4:17. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Когда подали Ему книгу, Он ее разгнул и нашел не то, что случайно попалось, но чего Сам желал. Ибо не думай, будто Он открыл книгу и случайно нашлось то место, в котором написано о Нем; это случилось по Его желанию. Что же было написано?
Лк.4:18. (Ис.61:1) Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
«Дух Господень… помазал Меня», то есть посвятил Меня, поставил Меня на благовествование «нищим», то есть язычникам, которые, не имея ни закона, ни пророков, действительно были в большой нищете. «Сокрушенные сердцем» были, быть может, израильтяне, у которых сердце сначала было велико и высоко и было домом Божиим, а впоследствии, когда они стали служить идолам и грешить разным образом, сердце их сокрушилось и расстроилось, став вместо дома Божия вертепом разбойников. Итак, Господь пришел, чтобы и их исцелить, и дать «пленным освобождение» и «слепым прозрение», язычникам и израильтянам. Ибо обе сии части были и пленными у сатаны, и слепыми. Можно разуметь это и о мертвых. Ибо и они, быв пленными, и сокрушенными, через Воскресение освободились из-под власти ада.
Лк.4:19. (Ис.61:2) проповедовать лето Господне благоприятное.
Лк.4:20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
Лк.4:21. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
Прочитав это, Он сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами», очевидно, указывая в Себе слушателям Того, о Котором это писано.
Лк.4:22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Народ, слушая речь Христову, удивлялся «словам благодати»; удивляясь же, насмехался над Ним, говоря: не это ли сын плотника? Между тем, что препятствовало быть Ему достойным удивления и поклонения? Не видишь ли, какие творит Он дела? Не слышишь ли, какие Он говорит речи? Несмотря на то, ты осмеиваешь отца Его? О них-то, как нельзя более справедливо, можно сказать: «народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит» (Иер. 5, 21). Что же говорит им Господь?
«Конечно, вы скажете Мне:… сделай и… в отечестве» Своем те же чудеса, какие и в Капернауме сделал. Ибо это значит: «врач! исцели Самого Себя». Это была общая у иудеев поговорка, которую они обращали к больным врачам.
Лк.4:24. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
Но Я говорю вам, что Я сделал бы много знамений и у вас, Моих соотечественников, но знаю общую и со всеми случающуюся страсть – презирать и самые отличные дела, коль скоро они перестают быть редкими, а становятся общими и обыкновенными, и когда все могут свободно наслаждаться ими. Ибо люди всегда имеют обычай заботиться о редком и странном и ему дивиться, а общее и обычное – презирать. Поэтому ни один пророк не ценится в своем отечестве, но если он придет из какой-нибудь другой страны, ему удивляются.
Лк.4:25. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
Лк.4:26. и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
Так и Илию вдовы иудейские не приняли, а сарептяныня приняла (3Цар. 17, 9–16).
Лк.4:27. много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
И Елисей очистил от проказы иноземца, потому что сей явил веру к нему (4Цар. 5, 8–14), тогда как знакомые соотечественники его не верили ему, и потому не очищались. Подобным образом и вы, соотечественники Мои, считаете Меня достойным не удивления, а презрения, а потому и Я знамений не творю. Жители же Капернаума считают Меня достойным удивления, и Я знамения творю, и принят ими.
Лк.4:28. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
Лк.4:29. и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
Лк.4:30. но Он, пройдя посреди них, удалился.
Слышащие это в синагоге наполнялись яростью, что достойно удивления, и думали бросить Его с утеса. «Но Он, пройдя посреди их», ушел, не потому, впрочем, будто Он бегал от страданий, но потому, что ждал определенного времени. Ибо Он пришел пострадать за нас; а теперь, когда еще начиналась Его проповедь, Ему не должно было предавать Себя на смерть, но тогда скончаться, когда уже научит достаточно. Из сего ясно, что когда Он был распят, не против Его воли был распят, но добровольно предал Себя на смерть.
Знай, что отечество пророков – синагога иудейская, у которой они в бесчестии. Ею пророки не приняты, а мы чужеродные приняли их. Ибо вдовица, то есть церковь из язычников, приняла Илию, то есть пророческое слово, когда в Иудее был голод духовный, то есть голод «слышания слова» Божия (Ам. 8, 11). О сей-то вдовице говорит пророк: «у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис. 54, 1), и в другом месте: «даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает» (1Цар. 2, 5).
Лк.4:31. И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
Лк.4:32. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
Лк.4:33. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
Лк.4:34. оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
Лк.4:35. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
Лк.4:36. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
Лк.4:37. И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.
Поскольку ни разум, ни учение не привлекают неверных к вере, то Господь присоединяет чудотворения, как самое действительное средство. Итак, творит чудеса в Капернауме, ибо жители сего города были самые неверные и для веры нуждались во многих чудесах. Итак, когда Он достаточно научил, и притом как имеющий власть (ибо Он не говорил: «Это говорит Господь», но: «Я говорю вам», потому что Он был не из числа пророков, но истинный Сын Божий), после этого присоединяет и чудо, именно: исцеляет мучимого бесом. Бес сначала обнаруживает вражду, чтобы свидетельство его было достовернее, потом приводит свидетельство: «знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Сначала упрекает Его: зачем Ты пришел сюда погубить нас? Потом ласкает Его, думая, что Господь, увлеченный лаской, оставит его. Но Господь, научая не пользоваться свидетельством и представлением от беса, говорит: «замолчи и выйди из него». Впрочем, позволяет бесу повергнуть человека, чтобы присутствующие узнали, что он подлинно имеет беса, которому и слова принадлежали, хотя орудием был язык человека. И все говорили друг другу, удивляясь случившемуся и говоря: что это за слово, то есть что это за повеление, которым Он повелевает: выйди из него и замолчи?
Знай же, что и ныне многие имеют бесов, именно те, кои исполняют пожелания бесов; например, кто гневлив, тот имеет беса гнева. Но когда придет Иисус в синагогу, то есть когда ум будет сосредоточен, а не рассеян, тогда скажет бесу гнева, доселе неукротимому: «замолчи»; и он тотчас выйдет из человека, повергнув его на средину. Что же значит бросить на средину, знай: человек должен быть ни совершенно гневлив и раздражителен, ибо это свойственно зверям, ни совершенно безгневен, ибо это свойственно бесчувственному, но идти средним путем и иметь гнев против злобы. Итак, когда дух лукавый бросит кого-нибудь на средину, то уходит от него.
Лк.4:38. Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
Лк.4:39. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.
Господь всех питался гостеприимством учеников, подобно как и теперь Он принят Петром и исцеляет тещу его, чтобы и тебя научить не отказываться от благорасположения бедных. Не просто исцеляет ее от болезни, но придает ей крепкое здоровье и силу для служения. Если и мы примем Его, Он угасит нашу горячку, горячку гнева и нехотения, и восставит нас так, что мы в состоянии будем служить Ему, то есть делать угодное Ему.
Лк.4:40. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
Посмотри, прошу тебя, и на веру народа, как он и «при захождении… солнца» приносил больных и не удерживался временем.
Лк.4:41. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
Не позволяет бесам говорить так потому, что не нуждается в похвале от нечистых, ибо «неприятна похвала в устах грешника» (Сир. 15, 9), так и потому, что не желает возжечь в евреях зависть при похвале Ему от всех.
Лк.4:42. Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.
Лк.4:43. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
Лк.4:44. И проповедовал в синагогах Галилейских.
Народ ищет Его, хотя Он ушел в пустое место, и удерживает Его. Но Он не ограничивается одним местом, а говорит, что Мне должно благовестить «Царство Божие… и другим городам». Поэтому и нам не должно быть ленивыми, не довольствоваться одним местом заключения, но всюду обходить, чтобы кому-нибудь принести пользу.
Толкование краткого содержания Евангелия от Луки
Как часто люди заботятся о земном — богатстве, славе, и как мало думают о пище для души, которыми являются молитва и причастие. Также полезным для души будет чтение евангелия — книги, в которой описана святая жизнь Иисуса Христа. Эта книга и будет рассмотрена далее. Неподготовленному читателю будет тяжело её воспринимать, поэтому можно читать евангелие от Луки с толкованием.
Оглавление:
- Особенности Евангелия от Луки
- Известные толкователи
- Толкование и пояснение сути
- Иисус и Иоанн
- Начало пути
- Христос и апостолы
- Учение Христа
- Ненависть фарисеев и книжников
- Смерть и воскресение
Всего этих книг четыре — по числу их авторов:
Все они входят в Новый Завет.
Особенности Евангелия от Луки
Каждая из книг имеет свои композиционные особенности, но Евангелие от Луки содержит сведения, отсутствующие у других авторов, а именно:
- информацию о родителях Иоанна Крестителя;
- рассказ о поклонении пастухов новорождённому Младенцу;
- историю о потере двенадцатилетнего Иисуса в храме;
- большее количество чудесных исцелений и притч.
Пожалуй, всем пригодятся молитвы для избавления от страха и тревоги.
Известные толкователи
Комментарии к Евангелию от Луки давали многие известные богословы, например, Иоанн Златоуст или Феофилакт Болгарский. Также широко распространён труд «Толкование Евангелия от Луки» Лопухина.
Но богословы изъясняются очень витиеватым языком, за которым таится множество удивительных открытий и аллюзий, но общий смысл повествования для приступающего к чтению Нового Завета впервые при этом теряется. Если же хочется ознакомиться именно с содержанием источника, но пугают объёмы или стиль написания, можно прочитать толкование в более широком смысле, другими словами, изложение событий простым и доступным языком.
Толкование и пояснение сути
Книга содержит 24 главы, каждая из которых посвящена одному из отрезков жизни Сына Божия на земле. Далее будет описано краткое содержание Евангелия от Луки по главам, объясняющее каждое из описываемых в источнике событий.
Иисус и Иоанн
- Во время правления Ирода, в Иудее жил священник Захария с женой Елисаветой. Им было уже много лет, но они не имели детей. Однажды Захарии явился Ангел Гавриил и предвестил скорое рождение у праведной четы сына Иоанна, который послужит Господу. Захария не поверил этому, за что Гавриил забрал у священника голос, а его жена действительно забеременела. Когда Елисавета родила ребёнка и его назвали Иоанн, священник обрёл дар речи.
- Тем временем произошло непорочное зачатие Девы Марии и рождение Младенца. Первыми Иисуса увидели пастухи, которым рассказал о Нём Ангел. Затем Ему отдали почести Симеон, праведный муж, которому не суждено было умереть, пока он не увидит Христа, и пророчица Анна. Когда Ему исполнилось 12 лет, Мария потеряла Сына, который впоследствии оказался в Храме. На мягкий упрёк Матери Он ответил, что должен находиться в доме Отца.
- Иоанн, услышавший в пустыне Голос Бога, стал проповедовать крещение для прощения грехов. Приходивших к нему людей он учил помогать нищим, никого не обижать, не клеветать и довольствоваться тем, что имеешь. Многие приняли его за Мессию, но он опроверг это. У него же крестился и Иисус, который начал предназначенный Ему путь в 30 лет. А Иоанна за проповеди и проводимые обряды заключили в темницу.
Начало пути
- По велению Духа Иисус отправился в пустыню, чтобы противостоять искушениям. Дьявол заманивал Его обещаниями власти и наслаждений, но Христос не поддался им и после 40 дней голодного поста и борьбы вернулся в Галилею. В синагоге Он явил своё божественное происхождение людям, но они не поверили сыну плотника, поскольку думали, что Иосиф Его отец. Тогда Он начал исцелять больных, а после отправился в другие города.
- Затем Иисус явил другое чудо. Проповедуя на берегу реки, Он увидел рыбаков, которые не смогли поймать никакого улова за ночь. Тогда Он сел в лодку и сказал ещё раз бросить сеть. К удивлению народа, в этот раз сети были полны рыбы. Затем Христос очистил прокажённого и вернул инвалиду возможность ходить. Он посещал грешников, чтобы призвать их к покаянию, хотя фарисеи считали это недостойным занятием.
- Проходя через засеянные поля, ученики Иисуса стали есть колосья, растирая их руками. Фарисеи возмутились этому, так как была суббота, но Христос разрешил им это. Через неделю Сын Божий исцелил больную руку страждущего, что снова возмутило фарисеев. Тогда Он выбрал Себе 12 апостолов и произнёс проповедь, в которой обличал стремление к земному богатству, ненависть, гордыню, осуждение и нежелание повиноваться воле Божьей.
- Ко Христу пришёл Капернаум с просьбой помочь слуге одного сотника, отличавшегося праведностью. Иисус согласился на просьбу, хотя сотник посчитал себя недостойным Божественного внимания, но верил в Его исцеляющую силу. За эту искренность Иисус помог ему. Затем он воскресил единственного сына безутешной вдовы, возвестил Иоанна Крестителя величайшим пророком, и позволил прикасаться к Своим ногам грешнице, что заставило фарисея засомневаться в Его святости.
Христос и апостолы
- Дальше Он отправился с проповедью по другим городам, где Его сопровождали апостолы и исцелённые им женщины. По пути их настигла буря, которую Христос остановил. Приплыв, Иисус исцелил бесноватого. Но свидетели так испугались случившегося, что попросили Его уйти от них. Тогда Он вернулся в Галилею, где исцелил больную женщину и вернул к жизни умершую девочку.
- Иисус дал силу исцелять больных Своим апостолам и продолжал творить чудеса. Так, на одной из проповедей, где собралось более 5 тысяч человек, Он сумел накормить толпу 5 булками хлеба и 2 рыбами. Христос предсказал Свои будущие страдания и воскресение, во время молитвы к нему явились святые, и сам Он преобразился на виду у апостолов. Также Он исцелил юношу, страдающего от бесов, и совершил путешествие в Иерусалим.
- Христос послал проповедовать ещё семьдесят апостолов. Вернувшись, они радовались, рассказывая, какую силу Он дал им. Произошла беседа Иисуса с законником, в которой Он рассказал о необходимости любви не только к Богу, но и к ближним. Соблюдающего эту заповедь ждёт жизнь в Царствии Небесном. Иисус рассудил двух женщин — Марфу, бросившую все силы на приготовление угощений и тем самым заботившуюся о телесном, и Марию, которая села слушать слова, оживляющие душу, что важнее.
Учение Христа
- Сын Божий научил людей молитве «Отче наш». А тем временем очередное изгнание бесов из больного повлекло за собой обвинение в сговоре Христа с дьяволом, которое Он опроверг. Одна женщина во время проникновенной речи произнесла слова благословения Деве Марии, выносившей Дитя. А Христос обвинил фарисеев и законников в лицемерии.
- Иисус призывал открыто признавать свою веру. Рассказал притчу о безумном богаче, добро которого пропадёт после его смерти и не даст душе попасть во врата рая. Христос рассказал о необходимости веры в Бога и верности Ему, за которую прощаются грехи, совершённые по неведению, и о будущей борьбе противников христианства против верующих. Знамением этой борьбы и был приход Бога на землю.
- Христос призывал к покаянию, без которого человека ждёт гибель. Продолжал свои чудеса исцелений в священную субботу, хотя это многих злило, ведь в этот день нельзя было трудиться. Проповеди и учения изобиловали притчами, в образах которых раскрывался путь человеческой души. У Иисуса были как последователи, так и враги, злейшим из которых был Ирод. Сын Божий знал, что правитель замыслил против него, но отказывался бежать от его гнева.
Ненависть фарисеев и книжников
- Несмотря на ненависть многих фарисеев, Христос продолжал принимать приглашения на обеды от некоторых из них и совершать исцеления в субботы. Глядя, как ведут себя люди в гостях и стараются занять лучшие места, Он рассказал притчу, смысл которой был в том, что лучше сесть на худшее место и быть приглашённым на лучшее, чем наоборот. Объяснил, что последование Его делу должно сопровождаться отказом от всего мирского.
- Книжников продолжало возмущать то, что Христос принимает грешников. В ответ Он рассказал притчу, которой объяснил, что как пастух радуется возвращению одной заблудшей овцы из ста послушных, так и на Небесах ценят каждого кающегося. И ещё одну о семье, в которой один из сыновей напрасно потратил долю наследства на веселье. Но когда он искренне покаялся, отец принял его и праздновал возвращение в семью.
- Ещё была притча о домоправителе, который простил часть долгов людям, чтобы приобрести друзей в их лице. Ведь погоня за земным богатством мешает достижению небесного. А один богач не обращал внимания на Лазаря у его ворот, просившего подаяния и умершего от голода. Когда же окончилась и его жизнь, он в адских муках увидел нищего в раю, ведь то хорошее, чего Лазарь не видел при жизни, полагалось ему на Небесах.
- Иисус давал наставления ученикам прощать кающихся. Он учил не впадать в высокомерие, исполняя волю Господа, потому что это обязанность рабов Божьих, ищущих спасения. Исцелив десять прокажённых, Он получил благодарность лишь от одного. Христос поведал о Своём втором пришествии, которое произойдёт неожиданно ночью, и спасение будет ждать только достойных и праведных.
- Также рассказал притчу о вдове, выпросившей для себя защиту. А раз она смогла добиться желаемого у неправедного судьи, так и люди не должны унывать в своих молитвах к Всевышнему. Но нужно иметь покаяние, как у мытаря, осознающего свою недостойность перед Богом, а не высокомерие фарисея, считавшего себя праведным. Потом Он благословил детей, предсказал Свою смерть и совершил исцеление слепого.
- Далее последовала история о мытаре Закхее, пообещавшем помогать нищим и искупать грехи, а Иисус рассказал притчу о минах, в которых хозяин наградил слуг сообразно тому, во сколько раз они умножили данные им деньги. Далее Христос отправился в Иерусалим на обычном ослике под хвалебные песни своих учеников. Он очистил храм от осквернявших его своим занятием торговцев и остался там проповедовать.
- Желавшие уличить в чём-нибудь Иисуса первосвященники задавали вопросы о том, нужно ли жертвовать дань кесарю. Ответ состоял в том, что раз на монетах изображён кесарь, так пусть они и достанутся ему, а волновать должен только долг Богу. На вопрос саддукеев о семейных отношениях в Небесном царстве, Он ответил, что там не будет женитьб и замужества. Книжники одобрили такой ответ, как враги саддукеев, но Христос предупредил своих учеников об их лицемерии.
- Бог восславил вдову, которая пожертвовала две последние лепты на нужды храма, а значит, внесла больше, чем любой из богачей. Иисус пророчествовал разрушение украшенных дорогим убранством храмов Иерусалима и великое бедствие, от которого Христос снова придёт избавить людей. Но чтобы спастись, нужно всё время хранить душу и сердце в чистоте, потому что никто не знает, когда случится второе пришествие.
Смерть и воскресение
- А тем временем Иуда решился предать Христа. Он знал об этом и сказал ученикам, что Его погубит один из них. Но они удивлялись, кто может так поступить, и спорили, который апостол является первым учеником. Готовясь к предстоящему, Христос сказал о том, что им понадобятся мечи, и отправился молиться на Елеонскую гору, где Его и взяли воины. Петр же, когда спросили, не был ли он апостолом, отрёкся от Учителя, как и было предсказано.
- Христа били и отправили к Ироду и Пилату, которые под одобрение первосвященников осудили Его на распятие. Иисус отправился на Голгофу, где и произошла казнь. Перед Его смертью померкло солнце, и многие сказали, что это было знамение праведности убитого. Его тело было разрешено похоронить, но так как наступала суббота, погребение отложили, оставив Его лежать в гробе.
- Наутро пришли мироносицы, чтобы завершить обряд возлиянием благовоний, но тела на месте не было. Об этом они рассказали ученикам, к двоим из которых Христос явился во время их разговора об удивительном событии, хотя они сначала не могли узнать Его. Затем Он предстал перед всеми остальными удивлёнными апостолами, от радости не решающимися поверить в чудесное воскресение. Благословив их, Он вознёсся на небо.
На этом евангелие заканчивается. И теперь, когда пришло понимание основной идеи текста, можно будет приступить к чтению полной версии.
Евангелие от Луки: содержание и толкование
Христианский Новый Завет включает в себя четыре довольно пространных текста, именуемых евангелиями. Все они являются своеобразными жизнеописаниями Иисуса Христа. Но при этом, будучи сакральными текстами, они представляют собой одновременно и богословские трактаты, раскрывающие в теологической перспективе личность и миссию Иисуса. Это их свойство приводит к необходимости составления разносторонних комментариев, которые с переменным успехом сочиняются экзегетами уже почти две тысячи лет. Ниже мы пройдемся по содержанию, а также приведем краткое толкование евангелия от Луки.
О Евангелии от Луки
Евангелие от Луки православие, как и католичество с протестантизмом, признает священным богодухновенным текстом. Благодаря этому, мы знаем о нем гораздо больше, чем о других евангелиях, не вошедших в канон. Например, мы знаем что евангелие от Луки было написано примерно в 85 году н.э. Традиционно авторство приписывается одному из спутников Павла, врачу по имени Лука. Писалось оно для общин новообращенных, связанных с миссией этого апостола. Язык памятника – греческий.
Евангелие от Луки: содержание
Содержание данного евангелия можно представить так:
— Пролог.
— Детство Христа.
— Подготовка Иисуса к служению.
— Проповедь в Галилее.
— Переход в Иерусалим.
— Проповедь в Иерусалиме.
— Страдания, смерть и воскресение.
— Явления Христа после воскресения и вознесение.
Пролог евангелия от Луки
Пролог этого сочинения состоит из одного длинного предложения, в котором автор представляет адресату, именованному Феофилом, цель своего писательского труда. Заключается она в том, чтобы укрепить его в христианском наставлении – вероучении, которое он, судя по всему, незадолго до того принял. При этом Лука отмечает, что подобного рода сочинения уже составлялись и продолжают составляться многими другими христианами. Ценность же своего труда он аргументирует тем, что предварительно собрал тщательнейшим образом всю информацию, касающуюся существа дела, и выстроил ее в логическом, хронологически достоверном, по его мнению, порядке.
Детство Христа
Убеждение читателя к принятию мессианской роли Иисуса – вот основная цель, с которой было написано евангелие от Луки. 1 глава в этом отношении является подготовительной, как и несколько следующих за ней. Надо сказать, что из текста памятника отчетливо прослеживается историографическая тенденция делить историю на три периода: время ветхозаветного откровения (Израиль), время Христа (о котором и повествуется в данном евангелии) и время Церкви после Христа (об этом времени речь пойдет в книге Деяний, написанной тем же автором). Так вот, первые несколько глав призваны перекинуть мостик от Ветхого Завета ко времени пришествия в мир Мессии. Толкование евангелия от Луки в этом месте строится на интерпретации роли ветхозаветных фигур, происходящих из священнических династий. Они через полученные свыше наставления и откровения и через свои ответные действия подготавливают мир к приходу того, о ком, согласно мысли автора евангелия, возвещали в древности иудейские пророки. Для этого в тексте несколько раз цитируется Ветхий Завет, сопровождаемый недвусмысленным толкованием, что рождение Иисуса было предсказано давным-давно и он является божественным посланником и Избавителем. В числе этих событий можно выделить два благовещения Марии и Елисавете (которые обе зачинают – Иисуса Христа и Иоанна Крестителя соответственно), их встречу, рассказы о рождении их двух младенцев, принесение Иисуса в иерусалимский храм для обрезания и эпизод, в котором Иисус предстает уже двенадцатилетним мальчиком. На последнем событии стоит остановиться подробнее.
12-летний Иисус и иудейские мудрецы
Иисус, по евангелию от Луки, с самого детства отличался необычайной мудростью и знанием. Данный эпизод, к примеру, повествует о том, как семья Христа ходила из своего родного Назарета в Иерусалим на праздник. Когда празднование подошло к концу, все родственники отправились в обратный путь, но родители Иисуса – Мария и Иосиф – не хватились мальчика, думая, что он находится с другими родственниками. Однако, когда прошло три дня, то стало ясно, что Иисуса забыли в столице. Вернувшись за ним, родители нашли его в Храме, где он общался с законоучителями и мудрецами, восхищая и поражая их своей не то, что взрослой, но даже нечеловеческой мудростью. При этом Иисус назвал Бога своим отцом, что для иудаизма того времени было отнюдь не типично.
Подготовка Иисуса к служению
Евангелие от Луки довольно подробно излагает, каким образом Христос готовился к своему выходу на общественное служение. Предваряется это рассказом о проповеди Иоанна Крестителя, который приходился ему, в соответствии с первыми главами памятника, родственником. К этому времени повзрослевший Иоанн стал отшельником, проповедующим в пустынной местности и практикующим обряд торжественного покаяния в грехах через омытие в водах реки Иордан. Через этот ритуал прошел и Христос. Согласно евангельскому повествованию, когда Иисус вышел из воды, на него сошел подобно птице Святой Дух, и с неба божественный голос провозгласил Иисуса Божьим сыном. Далее за сценой крещения следует генеалогия Христа. Евангелие от Матфея и Луки — это два единственных текста, которые сохранили для нас родословную Спасителя. Однако при этом они существенно различаются. Яркая богословская тенденциозность, прослеживаемая в этих родовых списках, делает их скорее теологическими комментариями к жизни Христа, нежели его достоверными генеалогическими данными. В отличие от Матфея, семейное древо Иисуса по которому восходит к Аврааму, Лука идет еще дальше и доходит аж до Адама, после которого указывает, что Иисус – Сын Божий.
Место генеалогии в композиции евангелия выбрано автором не случайно. Имплицитно здесь подчеркивается образ Иисуса как нового Моисея (и исполнение пророчества последнего о новом пророке), повествование о котором также, после предыстории, прерывалось на генеалогию (книга Исход, глава 6). После генеалогии следует рассказ об искушениях Христа, которые он испытывал в пустыне со стороны дьявола. Смысл этого рассказа в том, чтобы отсеять у читателей ложные тенденции понимания мессианства Иисуса.
Проповедь в Галилее
Служение Христа в Галилее – следующий важный период жизни Иисуса, о котором повествует евангелие от Луки. Глава 4 открывает этот раздел с рассказа об отвержении мессианских притязаний Христа его соотечественниками – жителями Назарета. После этого инцидента Спаситель уходит в Капернаум и проповедует там, а также в окрестностях Тивериадского озера. Здесь происходит несколько знаковых события. Евангелие от Луки начинает рассказ об этом периоде с чуда изгнания бесов. Этим эпизодом вообще открывается серия чудес, приписываемых евангельской традицией Иисусу Христу. В данном же памятнике их насчитывается всего двадцать одно. Те из них, которые были совершены в Капернауме, резюмируются утверждением, что весь народ последовал за ним. В числе этого народа стали и первые ученики Спасителя, ставшие затем апостолами. В этом одно из отличий данного евангелия от других в плане хронологии событий. Согласно тексту евангелий от Марка и Матфея, призвание апостолов предшествовало капернаумским чудесам.
Столь яркое заявление о себе в Галилее вызвало реакцию радикальных религиозных групп иудеев. Христос стал объектом нападок и вступил в вынужденные споры с представителями фарисейской партии. Всего их было пять, и касались они различных аспектов Моисеева закона. Иисус победителем выходит в каждом из них, что приводит к заговору против него. Затем Лука описывает эпизод, в котором Иисус избирает двенадцать главных учеников – свой самый ближайший поверенный круг. А следом автором описывается событие, известное как Нагорная проповедь. Евангелие от Луки, однако, описывает ее несколько иначе, чем это представлено в тексте от Матфея. Одно из отличий состоит в том, что место проповеди переносится с вершины горы на ее подножие. Плюс довольно серьезно переработан и перекомпонован ее материал.
Следующий блок в рамках Галилейской проповеди повествует о чудесах, совершенных Христом, и притчах, рассказанных им народу. Их общий смысл сводится к тому, чтобы объяснить читателю, кто он такой, подтвердить мессианское и божественное достоинство Христа. Притчи евангелия от Луки в этом отношении представляют собой материал, заимствованный из более ранних источников. При этом автор его в значительной степени творчески переработал, дабы приспособить к цели своего повествования.
Переход в Иерусалим
Примерно десять глав посвящены переходу Иисуса в Иерусалим и служению в его пределах. Это фундаментально новый раздел в тексте, и он предваряется собственным вступлением. Иисус, по евангелию от Луки, осознает, что идет не просто проповедовать и совершать чудеса, а для того, чтобы принять смерть ради искупления грехов всего мира. Это одна из базовых христианских доктрин очень ярко отражается в характере действий и слов того образа Иисуса, который характерен для этого евангелия.
Особенно здесь стоит отметить памфлет, рассказывающий о том, как по пути в Иерусалим Христос враждебно был встречен в самаритянском поселении. Это создает яркий контраст с повествованием евангелия от Иоанна, где напротив, Иисуса встречают в Самарии очень радушно и даже признают мессией в массовом порядке. Этот рассказ также не лишен богословского и этического содержания. В ответ на неприятие самаритянами Христа двое из его ближайших апостолов – Иоанн и Иаков – предлагают ни больше ни меньше, как низвести по образу пророка Илии с небес огонь и испепелить город. Христос отвечает на эту инициативу категорическим отказом, упрекая своих учеников в незнании духа, которому они принадлежат. За этим сюжетом следуют три диалога Христа с различными людьми, которые изъявляют желание следовать за ним. В них, а точнее, в ответах Иисуса на эти пожелания, раскрывается вся абсолютность и высота требований к ученикам Спасителя. Роль этих диалогов в евангелии – продемонстрировать этическое совершенство христианского учения. Сравнение это предлагается в двух перспективах – языческого мировосприятия и иудейского религиозного закона, которые представляются как ущербные перед тем, что предлагает и что проповедует Иисус.
Евангелие от св. Луки далее повествует о миссионерском походе апостолов в числе семидесяти двух человек. До этого уже была аналогичная миссия из двенадцати апостолов, вскользь упоминаемая автором ранее. Вероятно, что две миссии – это художественное изобретение самого Луки, созданное на различной интерпретации одного и того же материала. Богословский смысл в этом, однако, присутствует. Заключается он в подготовке читателя к дальнейшему повествованию книги Деяний, в которых главенствующая роль коалиции двенадцати апостолов сходит на нет, а основное влияние начинают оказывать другие личности, абсолютным авторитетом и величиной среди которых становится апостол Павел, никогда не видевший Христа во время его жизни. Кроме того, число двенадцать в Ветхом Завете ассоциируется с двенадцатью коленами Израиля, то есть с полнотой еврейского народа. Поэтому двенадцать апостолов евангелии от Луки также соотносит именно с иудейским миром. Но одна из фундаментальных задач этого текста — это убеждение читателя в универсальности миссии Христа, в том, что его служение обращено ко всем народам человечества. Полнота же языческого человечества, все народы земли в том же Ветхом Завете ассоциируются с числом семьдесят два. Именно поэтому автору и понадобилось создавать еще одну миссию из семидесяти двух апостолов.
Возвращение учеников из миссионерского похода заканчивается торжественной передачей им Христом особенной мистической силы изгонять бесов и совершать чудеса. Это интерпретируется как падение царства сатаны под натиском божественной силы.
Далее следует очень важное в плане этического содержания благовестия Иисуса место в евангелии, где рассказывается об ученом книжнике, иудейском мудреце, пришедшем ко Христу, чтобы искусить его. Делает он это с помощью вопроса о самой главной заповеди. Однако ответ Иисуса о том, что весь закон и пророки состоят в единой заповеди любви к Богу и ближним, приводит книжника в восторг. Вслед за этим он уточняет, кого считать ближним. Здесь, как это в духе евангелия от Луки, Христос рассказывает притчу о милосердном самаритянине, которой иллюстрирует, что под ближними подразумеваются все люди без исключения.
Проповедь в Иерусалиме
Служение в столице Иудеи и религиозном центре иудейского мира – это очень краткий период жизни Христа, но, тем не менее, чрезвычайно важный. Ночи Иисус проводит в близлежащих селениях – Вифании и Вифагии. А днем его деятельность сосредоточена в окрестностях иерусалимского Храма. Как и в других евангелиях, первый вход в Иерусалим окрашен торжественностью и заметно ритуализирован. Его описывают в таких тонах, дабы представить это событие как исполнение некоторых ветхозаветных пророчеств о том, что мессия войдет, как царь, в священный город, сидя на осле.
Затем следует рассказ об очищении Храма от торговцев. Этот же рассказ имеется и в других текстах, к примеру, у Марка. Однако здесь Лука снова меняет хронологию событий, относя очищение на день входа в Иерусалим, а не на следующий день после этого. После этого Христос ежедневно начинает учить народ. И люди массово его слушают и признают как минимум пророком, как об этом сообщает евангелие от Луки. Проповеди Христа сводятся в основном к тому, что современные ему иудейские религиозные власти узурпировали полномочия священства, однако своими действиями служат отнюдь не Богу. Второй важный мотив в его поучениях — это его собственная мессианская роль. Иисус не говорит о ней прямо, однако провоцирует своими вопросами слушающих его людей к принятию этого факта. Фарисеи и цвет иудейского общества, будучи обличаемы, замышляют убить Иисуса. Однако им препятствует это сделать огромная популярность Иисуса у народа, поэтому они разрабатывают хитрый план.
Очень важный блок, следующий далее, повествует о проповеди Христа о конце света. В ее канву включены и предсказания о конце иудейского царства и о разрушении Храма.
Страдания, смерть и воскресение
Непосредственному рассказу о страданиях предшествует важный эпизод, в котором Христос в кругу ближайших учеников совершает ритуальную трапезу, именуемую Тайной Вечерей. По идее, она является праздничной пасхальной трапезой. Символизм ее достаточно глубок, поскольку роль Христа соотносится с ролью жертвенного агнца, которого приготовляют и едят в этот праздник. Кроме того, Иисус преподает ученикам хлеб и вино, которые символизируют его собственное тело и кровь. Теологически все это интерпретируется как установление таинства евхаристии. После трапезы святое евангелие от Луки повествует о том, как ученики вместе с Иисусом идут на Елеонскую гору, где и совершается арест, и Христа ведут на суд. Не останавливаясь подробно на деталях этих событий, отметим, что их истолкование опять же коррелирует с пророчествами Ветхого Завета о страдающем праведнике. Страдания и смерть Иисуса, таким образом, не бессмысленны – он отбывает наказание за грехи всего мира, благодаря чему каждый человек впредь может быть спасен от царства сатаны.
В результате римского и иудейского судов Иисуса признают виновным и приговаривают к распятию на кресте. Однако, как ни странно, сами судьи выносят этот вердикт вынужденно. Пилат, Ирод и даже римский солдат, проткнувший Христа копьем, признали, что он невинен и является праведным перед Богом человеком.
Явления Христа после Воскресения и Вознесение
Рассказ о воскресении Христа из мертвых и его явлениях своим ученикам – это самое главное в евангельском повествовании. Здесь речь идет даже не о новой этике, а о сотериологии – онтологическом спасении человечества, которое делается возможным через это самое воскресение. Поэтому христианская пасха – самый важный церковный праздник. Именно это событие придает смысл феномену христианства и является основанием религиозной практики.
Явления воскресшего по Луке, в отличие от Матфея, локализуются не в Галилее, а в Иерусалиме и его окрестностях. Это подчеркивает особую связь миссии Христа с иудаизмом. Состоит она в том, что, согласно концепции автора евангелия, христианство является преемником иудейства. Поэтому Иерусалим и иерусалимский Храм как сакральный географический центр этой религии является началом евангельской истории Луки и ее окончанием. Последнее явление Христа заканчивается сценой его вознесения на небеса и возвращением учеников в радости и надежде в иерусалимский Храм.
Евангелие от Луки: начало (Лк 1 – 4:15)
Третье Евангелие принадлежит тому же автору, что и Деяния. Лука, «врач возлюбленный», Апостол от 70, встретивший воскресшего Христа на пути в Эммаус, был человеком образованным, хорошо знакомым с греческой письменной культурой, и адресовал он свое благовестие людям примерно того же круга (считается, что Матфей адресовался главным образом к набожным иудеям, Марк – к молодежи). И литературное совершенство третьего Евангелия не может не бросаться в глаза.
Поскольку мы пошли по линии добровольного самоограничения и обращаемся только к словам Самого Спасителя, первые главы Евангелия от Луки остаются вне нашего расмотрения. Что обидно. Поэтому предлагаю следующее: я только кратко упомяну о содержании трех первых глав Луки, а те, кто хочет получить более полное представление, могут прочесть самостоятельно.
Итак, первая глава: благовещение Захарии в храме: Гавриил открывает старому священнику, что его жена, тоже немолодая, родит сына, который будет «велик перед Господом»; назвать его следует Иоанном. Поскольку Захария усомнился, Ангел поражает его немотой. Беременная Елисавета скрывается от людей.
Через 6 месяцев Гавриил посещает Деву Марию и благовествует ей, что она родит Сына Всевышнего. Мария с кротостью принимает совершенно невероятную весть и спешит к Елисавете. Слова, сказанные ими обеими при встрече, – это прекрасные слова, хорошо нам известные; из них особо выделяется так наз. «гимн Богородицы» («Величит душа моя Господа»), который мы поем в богослужении с припевом «Честнейшую Херувим…».
Елисавета рожает сына; его хотят назвать в честь отца, но тот пишет на дощечке, чтобы назвали Иоанном, и речь к нему возвращается. Следует пророческий гимн Захарии. Иоанн растет и пребывает в пустыне.
Вторая глава: по правилам проведения всенародной переписи Иосиф Обручник должен из Назарета в Галилее, где он живет, отправиться в Вифлеем Иудейский. Там и рождается Спаситель – в хлеву, потому что места в гостинице для бедняков не было. Ангел благовествует пастухам, которые отправляются в Вифлеем и рассказывают, что сюда их привело знамение. На сороковой день Младенца приносят по обычаю в храм, при этом, как наибеднейшие люди, Иосиф с Марией приносят в жертву двух голубей. Их встречает Симеон, которому было определено жить, пока он не встретит Христа; узнав Его, Симеон произносит слова, тоже хорошо нам известные: «Ныне отпущаеши…».
Во время ежегодного пасхального паломничества в Иерусалим двенадцатилетний Иисус отстает от родителей, и они замечают, что Его с ними нет, но думают, что Он пошел с другой группой. Однако к вечеру им пришлось возвратиться и искать Его в городе. Мальчика нашли в храме, среди учителей; Он слушал, задавал вопросы и Сам говорил, – на удивление разумны были и вопросы, и ответы. Последовал диалог, который для нас не до конца понятен. Богоматерь спрашивает: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя». Это несомненно упрек, но вот каков ответ: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит отцу Моему?».
Здесь мы находим слова 12-летнего Христа. Ни в одном Евангелии столь «раннее» Его высказывание больше не засвидетельствовано. И прежде всего обращает на себя внимание то, что это – речения в храме, в «доме Отца». И последние общедоступные беседы Христос проводил тоже в храме. Таким образом получается, что в земной жизни Сына Божия храм, дом Божий, образует своего рода пространственную границу. Кажется, это просто, но если вдуматься…
Благовещение Пресвятой Богородицы XIV век
Что же касается содержания краткого диалога, приведенного выше, то нам следует исходить из того, что на Востоке и поныне сын освобожден от послушания матери. Это не мешает восточным мальчикам, юношам, да и взрослым мужчинам уважать своих матерей и прислушиваться к их мнению… но по любви, а не по обязанности. Так что если кому-то кажется, что отрок Иисус недостаточно почтителен с Матерью, то это не так. Заметим еще, что в словах Богородицы на первом месте – Ее забота об Иосифе, Ее огорчение по поводу его скорби. Представим себе это – и такая глубокая взаимная любовь в семье откроется нам через эти немногие слова! А собственно слова Иисуса показывают, что Он прекрасно осознаёт Себя как Сына Божия и знает, что и Его родителям это известно. Тем самым Его слова – это призыв к полной искренности, к «последней прямоте», которая, кстати сказать, так свойственна подросткам.
Далее же следует: «Они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». Чуть выше про такое свойство Марии – хранить в сердце услышанное – сказано в эпизоде поклонения пастухов, повествующих об ангельском благовестии (Лк 2:17-19). Это – обозначение не просто хорошей памяти, но великого духовного внимания, способности сосредотачиваться на самом важном. Тогда почему же «не поняли»? И что? То, что Иисус – Сын Божий, знали по откровению и Мария, и Иосиф. Может ли быть, что они не поняли, что Отрок уже начинает Свой путь? Возможно, а возможно, что здесь речь о чем-то другом. Как бы то ни было, Иисус вернулся в Назарет и вел себя, как послушный Сын; рос, умнел («преуспевал в премудрости») и любили Его Бог и люди.
Далее повествование переходит к миссии Иоанна Крестителя. Мы слышим его вдохновенную проповедь, его призыв к покаянию и мессианское пророчество. О крещении Христа сказано совершенно мимоходом, но огромное внимание уделено Его молитве после Крещения; прямо сказано, что Богоявление происходит по молитве Иисуса. Подчеркивается также, что Спаситель удалился в пустыню, исполненный Духа Святаго и ведОмый Им. Затем следует описание сорокадневного поста и искушения от дьявола.
Написанное об этом эпизоде земной жизни Спасителя может, наверное, измеряться тоннокилометрами. Но подчеркнуть можно следующее. Христос, собственно говоря, не разговаривает с искусителем, а цитирует Писание. А «модель» искушения меняется:
1. «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом». Сколько подлости в одной этой фразе! Начать с того, что это говорится голодному после сорокадневного поста, что уже достаточно жестоко. Но к тому же здесь явственно звучит подковырка, в наши времена называющаяся «на слабО»: а вот ты мне докажи… Почему, спрашивается? Требующий доказательства автоматически становится на ступеньку выше и имеет право доказательством пренебречь. Не сталкивались с подобным, когда доказываешь-доказываешь, а потом слышишь презрительное: «Неубедительно»? Нужно признать, что наша жизнь в значительной степени строится на требуемых доказательствах того, что мы ни сном ни духом не помышляли, короче, что никто из нас не верблюд. И всегда нужно соразмерять цену тем стараниям, которые мы прилагаем в погоне за призрачными преимуществами («ты меня уважаешь?» – нет, не уважает и уважать не будет, потому что не знает, что такое уважение), и того унижения, которое при этом претерпеваем. Конечно, сразу же возникает «убойный» вопрос: «А как же смирение?» – а смиряться следует перед волей Божией, а не перед человеческим самодурством, перед болезненным желанием уязвить образ и подобие Божие. Да и вещественный предмет искушения здесь тоже ужасен: повелеть камням сделаться хлебами – значит создать мир изобилия и воцариться над сытыми как верховный податель сытости. Это искушение богатства – неизмеримого и неиссякаемого. А ответ Христа: «Написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» – это Втор 8:3. Между тем Христос насыщал голодных, но не с помощью магических превращений, а гораздо более таинственным способом, умножением хлеба и рыбы без всякой материальной основы такого чуда, а поистине как подобает Богу, потому что это напоминает творение мира из ничего.
2. Дьявол показыввет Христу с горы все царства вселенной и обещает дать над ними власть, которая ему отдана, – если Тот ему поклонится. Ну, на что еще способен отец лжи, кроме как на ложь! Князь мира сего действительно имеет власть в падшем мире – постольку, поскольку Бог это попускает. То есть его власть в мире относительна, власть Бога абсолютна. И непонятно на что рассчитывал это жалкий хитрец и обманщик, предлагая такую сомнительную «надежную схему». Хотя… с людьми-то он подчас преуспевает, и даже с теми, кто в таинстве Крещения отрекался от него и обещал свою верность Христу… правда, всегда остается надежда на то, что его преуспеяние – мнимое, на то, что Господь принимает последнее покаяние грешников, – даже закоренелых.
Но как бы то ни было, Христос в Своем ответе снова ссылается на Писание. Правда, Он и от себя добавляет слова, изгоняющие дьявола: «Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Втор 10:20). А если говорить в привычных терминах, то это было искушение властью, гораздо более действенное, нежели искушение богатством. В истории человечества случаи отказа от богатства редки, конечно, но все же встречаются. А отказы от власти (настоящей, масштабной) можно по пальцам перечислить.
3. Дьявол ведет Христа в Иерусалим, ставит на крыло храма и предлагает испытать Бога и Свою Божественность. При этом он цитирует Писание, не больше не меньше как 90-й Псалом. Это – высшее из искушений, искушение чудом, да еще и с Писанием на устах. А чем же были в дальнейшем в земной жизни Христа непрестанные требования знамений и нападки в форме благочестивых цитат? – да продолжением того же искушения в пустыне, а если попросту, то дьявольским искушением. И на это поистине самое страшное искушение – потому что здесь все совершается в сфере «духовности» – Христос отвечает предельно лаконично: «Не искушай Господа Бога твоего». Это Втор. 6:16, и для нас должно звучать особенно сильно, потому что здесь Спаситель говорит и об Отце, и о Себе.
Этого оказывается достаточно, чтобы прогнать дьявола. А Христос после поста и искушения в пустыне выходит на Свое служение – «в силе духа», как замечает Евангелист, а это значит, что Он отнюдь не изнемог в борьбе с супротивным, а только окреп. И учил в синагогах, и прославляли Его люди.
За что был наказан праведник Захария? Как Христос смилостивился над вдовой, потерявшей сына? О чем просил распятого Спасителя благоразумный разбойник? Что об этом написал святой евангелист Лука и почему его текст самый подробный?
Ко дню памяти апостола Луки, который Церковь празднует 5 мая.
Апостол Лука. Книжная миниатюра. Византия. XIII век
5 мая Православная Церковь празднует перенесение святых мощей евангелиста Луки из города Фивы в Константинополь и вспоминает чудесное исцеление царского постельничего Анатолия. Неизлечимо больной, он молился святому об исцелении и, помогая переносить раку с мощами апостола Луки, выздоровел. Согласно Преданию, святой апостол и евангелист Лука был разносторонне одарен. Когда он создавал третье по счету синоптическое Евангелие, то дополнил благую весть от Матфея и Марка большим числом оригинальных сцен.
Почему Евангелие от Луки оказалось так богато на неповторимые эпизоды? Можно ли узнать, о чем думал евангелист?
Текст благой вести апостол начал с предисловия (Лк 1:1–4), в котором, как считается, он сообщает о цели повествования – убедить читателя в истинности Евангелия и полноценно изложить евангельскую историю. «…Несомненно, он решил дать больше того, что дали «многие», иначе ему не нужно бы и приниматься за работу…» – пишет один из толкователей . На таких основаниях стоит самое подробное и хронологически выверенное синоптическое Евангелие.
Среди особых эпизодов у евангелиста Луки часты описания сцен, в которых Бог явно или незримо через свою благодать посещает человека. Вспомним эти яркие и воодушевляющие фрагменты из Евангелия и посмотрим, как они отразились в богословских толкованиях и православном искусстве.
Два Благовещения
Благовестие Захарии. За что был наказан праведник?
Архангел Гавриил и пророк Захария. Фрагмент миниатюры из Византийского менология. Византия. XIV век
Евангелие (Лк. 1:5–22). Праведные Захария и Елисавета уже встретили старость бездетными, когда явился Ангел от Господа с благой вестью о рождении у них сына, которого должно назвать Иоанном. Захария испугался, смутился и не поверил сказанному, за что был наказан немотой до времени свершения пророчества.
Как толковали. Было ли наказание Захарии справедливым? В Писании и раньше говорилось о том, как бесплодные супруги становились родителями . Мы видим, что Благовещение Захарии изображено на фоне храма, где «явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного».
Следующая икона показывает зачатие Иоанна Предтечи. Почтенные супруги стоят, прильнув друг к другу, а рядом с ними Иоанн, которого иконописец изобразил уже взрослым, как пустынника.
Зачатие Иоанна Предтечи. Икона. Русь. XV век
Благовещение Пресвятой Деве Марии. Почему сомнения Богородицы разумны?
Благовещение (Устюжское). Русь. XII век
Евангелие (Лк. 1:26–38). В шестой месяц Божий посланник явился Деве Марии. «Господь с Тобою», – произносит Гавриил. Мария дивится словам Ангела о том, что от Нее родится Сын Божий. «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» – вопрошает Она. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя…» – отвечает ей Ангел, и Мария принимает волю Божию как «Раба Господня».
Как толковали. Григорий Палама считает, что словами «Господь с Тобою» вестник благодати Божьей указывает не на будущее, а на уже происходящее . Такое богословие воплощено, например, в древнерусской иконе Устюжского Благовещения. Здесь Богомладенец показан уже на материнском лоне. Богородица выражает сомнение, как и Захария. Чем же отлично сомнение пресвятой Девы от недоумения умудренного годами священника? Такой вопрос у Марии появился не от неверия, а мудрости, так как чуда, равного этому великому событию, не случалось ранее и не будет ему подобного .
Встреча Марии и Елисаветы. Как встретились Предтеча и Спаситель?
Встреча Марии и Елисаветы. Фреска 1191 г. Македония. Церковь Св. Георгия в Курбиново. Фрагмент
Евангелие (Лк. 1:39–45). Когда пресвятая Дева узнает от Ангела, что ее родственница Елизавета ждет ребенка, то спешит ее посетить. В момент встречи праведная Елизавета исполнилась Святого Духа, и начинает славить пресвятую Деву, а далее поясняет: «Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем». На это Мария отвечает: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем…» и продолжает возносить хвалу Богу.
Как толковали. Что еще произошло при встрече великой девы и старицы? Иоанн Предтеча велик среди пророков, так как пророчествовал еще не родившись. Поэтому диалог двух будущих матерей – это также взаимное приветствие Бога и Его Предтечи через речь Марии и Елизаветы . Мы видим черты сходства в ликах двух великих сродниц на этой средневековой македонской фреске.
Два Рождества
Рождество и наречение имени Предтече. Когда немой Захария заговорил?
Рождество Иоанна Предтечи. Икона-таблетка. Русь. XV век
Евангелие (Лк. 1:57–80). Евангелист Лука сообщает, что ко времени наречения имени младенцу Елисавета объявляет, что имя ему будет Иоанн. Праведная Елисавета здесь повторяет сказанное Ангелом Захарии и приводит в изумление окружающих. Она нарушает обычай называть детей именами кого-то из родственников. Неспособный сказать, он пишет имя для сына и подтверждает решение жены. В этот момент к Захарии возвращается речь. И он стал славить Господа и Предтечу.
Как толковали. Имя Иоанн толкуется как благодать Божия. Когда назначенное имя было дано младенцу, Захария, получивший эту благодать, освобождается от немоты и пророчествует . Икона Рождества Иоанна Предтечи изображает праведную Елисавету на ложе в окружении прислужниц, две из них готовят купель для младенца. Рядом на возвышении сидит праведный Захария и чертит буквы на дощечке.
Следующая миниатюра – иллюстрация к песни Захарии, который исполнился Святого Духа.
Песнь Захарии. Фрагмент миниатюры из Псалтири Теодора. Византия. XI век
Рождество Христово. Почему простые пастухи удостоились видеть новорожденного Спасителя?
Рождество Христово. Мозаика. Византия. XI век. Монастырь Хосиос Лукас, Фокида, Греция
Евангелие (Лк. 2:1–20). О Рождестве Христовом первым сообщил евангелист Матфей. Что же сделало эту сцену уникальной в тексте его последователя Луки? Если у первого Младенцу Христу пришли поклониться мудрецы-волхвы с богатыми дарами, то евангелист Лука обращает внимание на простых пастухов. Послушные Ангелу Господню, благовествовавшему о Рождении Спасителя, они пришли увидеть новорожденного Богомладенца.
Как толковали. Почему простые пастухи удостоились видеть Спасителя? На этот вопрос находим такой ответ. Простые нравом и незлобивые пастыри подобны Давиду, Моисею, Иакову, которые также пасли стада. Благая весть о рождении Христа была дана для всех людей – людей Божиих, но не все иудеи являлись таковыми .
Развернутый вариант изображения «Рождества Христова» показан в этой мозаике. Здесь соседствуют персонажи двух Евангелий. Также в пространстве совмещены разновременные планы. Такое пространство прорывает земные границы времени.
Есть мнение, что пастухи принесли весть о рождении Спасителя в Иерусалим. Поэтому, возможно, что праведники, встретившие Спасителя, принесенного в храм на сороковой день, уже были готовы увидеть Христа . Об этом эпизоде, который, как и Рождество, почитают великим двунадесятым праздником, далее пойдет речь.
Сретение Господне. Какие слова праведного Симеона выразили ключевую идею Евангелия от Луки?
Сретение Господне. Фреска. Афон. Дионисиат. XVI век
Евангелие (Лк. 2:22–39). Праведник Симеон сподобился увидеть обетованного Христа Господня, принесенного в иерусалимский храм согласно Закону на сороковой день. Славя Бога, старец пророчествовал о грядущем пути Христа и Спасении, уготованном «пред лицем всех народов…». А с ним и пророчица Анна. Почтенная годами, как и Симеон, эта праведная старица также возносила славу Господу.
Как толковали. Для чего Лука привлек в свой текст этот эпизод? Попробуем разъяснить вопрос, поставленный . Итак, Евангелие от Луки предназначалось для христиан, которые ранее были язычниками. Лука в ходе повествования неоднократно обращается к следующей идее: Иисус Христос является Искупителем всего человечества и Евангелие написано для всех народов. Эту мысль выражает и Симеон Богоприимец в пророческиех словах: «…ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» . Таким образом, Сретение – один из эпизодов, подкрепляющих ключевую тему Евангелия от Луки.
Воскрешение сына Наинской вдовы. За кого почитали Христа после совершившегося чуда?
Воскрешение сына Наинской вдовы. Фрагмент страницы Четвероевангелие царя Иоанна Александра. Болгария. XIV век
Евангелие (Лк. 7:11–17). «Не плачь», – сжалившись, обратился Христос к вдове, хоронящей своего единственного ребенка. Прикоснувшись к одру мертвого, Спаситель повелел сыну вдовы встать, после чего мертвый ожил и исполнил это. Люди, бывшие вокруг, устрашились, начали славить Бога. При этом они не чтили Христа как Бога, а называли его великим пророком, хотя и говорили, что Бог посетил свой народ.
Как толковали. Для чего Спаситель коснулся одра? «…Чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни», – пишет Блаженный Феофилакт. Далее он образно толкует сцену чудесного воскрешения. Вдова – символ души, которая осталась без мужа (Слова Божия). Иерусалим видится как место живых. Вынесенный за пределы города юноша – олицетворение мертвого ума. В отличие от Тела Спасителя, тело юноши – образ одра для ума. Коснувшись тела умершего, Спаситель, таким образом, воскрешает юношу (ум) .
Христос и грешница. Что сильнее греховного долга?
Христос прощает грешницу в доме фарисея Симона. Фреска. Сербия. XIV век. Косово. Монастырь Высокие Дечаны
Евангелие (Лк. 7:36–50). Когда Христос вкушал трапезу в доме фарисея Симона, подошла женщина, она плакала и слезами омывала ноги Спасителя, после чего вытирала их своими волосами, целовала и возливала на них миро. Фарисей же про себя подумал: «Если бы Он был пророк, то знал бы кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Христос рассказывает фарисею притчу о заимодавце, который простил двум должникам, не могущим уплатить ему. Долг одного составлял 500 динариев, а второго – 50. И далее следует вопрос о том, чья любовь к простившему будет большей. Симон дает верный ответ – того, кому прощено больше. Спаситель указывает фарисею на пришедшую грешницу, прощенную как возлюбившую много, в отличие от того, кому прощается мало.
Как толковали. Святитель Игнатий Брянчанинов называет Бога всемогущим и бесконечно богатым. «Ему – одинаково простить пятьсот и пятьдесят динариев греховного долгу», – пишет святой Игнатий и замечает, что по Суду Божественному, ни фарисей, ни грешница не способны уплатить свой долг. Но фарисей видит свои меньшие грехи «извинительными», что помешало ему покаяться, как это сделала грешница . Видим, как спасительное покаяние грешницы оказалось невозможным для холодного ума фарисея.
Ужин в доме Марфы и Марии. В чем подвиг Марфы?
Христос у Марфы и Марии. Фрагмент страницы из Елисаветградского Евангелия. Русь. XV–XVI вв.
Евангелие (Лк. 10:38–42). Две сестры по-разному встречают Христа в своем доме. Марфа хлопочет об угощении, в то время как Мария внимает тому, что говорил Христос. Спаситель указывает обиженной Марфе на тщетность суеты и говорит, что Мария «избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Как толковали. По мнению святителя Игнатия, сказанное Господом Марфе очищает ее подвиг от высокоумия и научает смиренно совершать телесное служение. «По объяснению святых отцов, Марфой таинственно изображается благочестивый телесный подвиг, а Марией – душевный», – поясняет он .
Обращение Закхея. Что оставил себе бывший мытарь, когда помог нищим и обиженным?
Обращение Закхея. Фреска. Сербия.XIV век. Косово. Печская Патриархия
Евангелие (Лк. 19:1–10). Начальник мытарей, богатый человек Закхей, будучи невысок ростом, влез на смоковницу, чтобы, когда рядом пройдет Спаситель, увидеть его. Спаситель сам обращается к мытарю и вызывает ропот недовольства, войдя в дом этого грешника. Закхей же обещает отдать половину своего имения неимущим, а тем, кого обидел, отплатить вчетверо. «…Ныне пришло спасение дому сему», – говорит Спаситель и называет Закхея сыном Авраама, напоминая, что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Как толковали. Почему Закхей назван сыном Авраама? На основе того, что образ жизни Закхея после перемены стал подобен тому, как жил праотец Авраам. Средства к жизни мытари приобретают «не иначе как от слез бедных» (слова Блаженного Феофилакта). Он обращает внимание на то, что Закхей, выполняя обещанное, отдаст все, что у него есть: «он возлюбил ближнего более, чем себя» .
Диалог Христа и благоразумного разбойника. О чем разбойник просил Спасителя?
Благоразумный разбойник. Икона. Русь. XVI век. Фрагмент
Евангелие (Лк. 23:39–43). Разговор Христа и одного из казнимых разбойников происходит на Лобном месте. Евангелист Лука пишет, что справа и слева от Спасителя распяли злодеев. Один из них оскорбляет Христа, говорит: «Если Ты Христос, спаси себя и нас». Второй осужденный пытается усмирить злобствующего и среди прочего говорит: «…достойное по делам нашим приняли». Затем он просит Христа: «…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!». И Спаситель отвечает: «…ныне же будешь со Мною в раю».
Как толковали. Как случилось, что после нескольких слов разбойник стал первым, кто наследовал рай? Что произошло с благоразумным разбойником, когда он страдал на кресте возле Спасителя? Будучи на кресте, он смог покаяться и показать веру в Иисуса Христа как царя и Мессию . Образ благоразумного разбойника узнаваем в православном искусстве.
Для верующего человека Евангелие – это чтение длиною в жизнь, всегда новое и актуальное. Мы остановились только на некоторых эпизодах и отдельных фрагментах существующих толкований, избранных, чтобы показать действие Божьего посещения на человека в изложении святого апостола и евангелиста Луки.
Оксана Сьомак
Примечания: