Содержание
- Святые предстоятели Английской Церкви
- Бывают ли женщины-священники? Особенности назначения священнослужителей в церкви
- Может ли женщина быть священником?
- Женщины-священники в православии
- Женщины священники в католицизме
- В каких направлениях христианства разрешена женская ординация
- Как в начале Библии упоминается различие между женским и мужским родом?
- Ущемляет ли такое положение дел какие-либо женские права?
- Женское лицо Церкви Англии
- От спасения жизней к спасению душ
- Жена да не учит мужа
- В либеральном полку прибыло
- Сплочение консерваторов
- «Избавьтесь от предубеждений». Женщина-священник — о семейных ценностях и феминизме в Швеции
- «Сегодня среди пасторов Церкви Швеции женщин больше, чем мужчин»
- «Рабочий день помощника епископа почти не отличается от распорядка офисных клерков»
- «Наша церковь открыта для гомосексуалов»
- «На одной из радужных месс выступал иммигрант-трансвестит из Средней Азии»
- Шведская женщина-епископ предложила снять кресты, чтобы «не оскорблять мигрантов»
Святые предстоятели Английской Церкви
Кентерберийский собор
В 1997 году в Англии праздновали 1400-летие крещения английского народа – в 597 году, с которого начался тот 450-летний период, когда Английская Церковь была в каноническом общении с православным Востоком, вместе с которым исповедовала общую православную веру. Весь этот период главным духовным центром Англии был город Кентербери – английский Константинополь, или, если угодно, английский Киев, – родина и столица Английской Церкви. Наиболее значимыми фигурами того времени были, конечно, 35 православных архиепископов Кентерберийских, 22 из которых почитаются в лике святых. Почитание одних из них общенациональное, других – местное. Две трети православных предстоятелей Английской Церкви жили святой жизнью, и это примечательно, особенно если учесть, что за период после великого раскола было канонизировано только трое католических архиепископов Кентерберийских, живших вскоре после раскола – в XI–XIII веках. Кем же были 22 архиепископа, которых по их святой жизни мы можем с почтением назвать «патриархами Английской Церкви»?
Святитель Августин – 1-й архиепископ Кентерберийский и апостол англов (597 – ок. 604). Наиболее полное описание миссионерских трудов святителя Августина можно найти у преподобного Беды Достопочтенного в его «Церковной истории народа англов».
Страница из Евангелия, принадлежащего святителю Августину. Кон. VI в.
Он был послан в Англию из Сицилии или, возможно, из южной Италии святым папой Григорием Двоесловом, которого тоже именуют апостолом англов. За недолгий семилетний срок своего служения в Англии святой Августин сумел учредить среди англов Церковь и обратить в христианство королевство Кент. Сохранились частицы мощей святителя, а также его личное Евангелие. Святителю Августину составлена православная служба на английском языке. День его памяти – 26 мая по старому стилю.
Питер Мерфи. Святитель Лаврентий
Святитель Лаврентий – 2-й архиепископ Кентерберийский (ок. 604 – 619). Он тоже был родом из Италии, возможно из Рима. Святитель Лаврентий продолжил начатые святителем Августином труды по устроению Английской Церкви, в чем ему чудесным образом помогал апостол Петр – свидетельства этого приводит преподобный Беда Достопочтенный. Это не единственный пример попечения святого апостола об Англии: по преданию, Петр сам проповедовал в завоеванной римлянами Британии.
Гробница святителя Лаврентия сохранилась до наших дней, последний раз ее вскрывали в начале прошлого века. День его памяти – 3 февраля.
Святитель Меллит – 3-й архиепископ Кентерберийский (619–624). Римлянин, хотя и носивший греческое имя, он до своего приезда в Англию был игуменом монастыря святого Андрея на Целианском холме в Риме. Святой Меллит приехал в Англию в 601 году. В 604 году святитель Августин рукоположил его в первого епископа Лондонского. Сразу в Лондоне была построена церковь во имя апостола Павла, который, по преданию, также проповедовал в этом городе. Эту церковь потом не раз перестраивали, но она до сих пор стоит на том самом месте, где некогда проповедовал святой апостол, и именуется ныне «собором святого Павла».
Через какое-то время святителя Меллита изгнали из страны за то, что он отказывался причащать некрещеных (которые, между прочим, называли причастие «белым хлебом»). Но позднее святитель вернулся и до конца дней своих служил в Кентербери, где, как и святитель Августин, творил чудеса. День его памяти – 24 апреля.
Статуя святителя Иуста в Рочестерском соборе
Святитель Иуст – 4-й архиепископ Кентерберийский (624–627). Он приехал из Италии вместе со святым Меллитом, а в 604 году стал первым епископом Рочестера. В 624 году он стал преемником святителя Миллита на Кентерберийской кафедре. Как и другие святые предстоятели, святитель Иуст был похоронен в монастыре, основанном святителем Августином в Кентербери. День его памяти – 10 ноября.
Святитель Онорий (Гонорий) – 5-й архиепископ Кентерберийский (627–653). Приехал в Англию в 601 году, а был рукоположен в Линкольне. Он значительно укрепил римскую миссию на английской земле и возвел ее на национальный уровень. Святитель Онорий поддерживал миссионеров: кельта святителя Айдана, проповедовавшего на севере, в Нортумбрии; уроженца Бургундии святителя Феликса – в Восточной Англии; уроженца Ломбардии святителя Бирина – в Уэссексе (Королевство западных саксов) и франка святителя Агильберта, позднее ставшего епископом Парижа, – в том же Уэссексе. Ко времени святителя Онория относится начало образования единой Английской Церкви, при нем в стране стало возрастать чувство национальной идентичности и национального единства. День его памяти – 30 сентября.
Святитель Деусдедит (также Адеодат) – 6-й архиепископ Кентерберийский (655–664). Нет сомнений в том, что святого Деусдедита – первого предстоятеля Английской Церкви из англов – подготовил к его служению святитель Онорий, так много сделавший для организации национальной Церкви в Англии. Святой взял себе имя Деусдедит, что значит «посвященный Богу», в миру его звали Фритона. Святой Деусдедит основал монастыри в Питерборо (графство Кембриджшир) и на острове Танет (графство Кент), а также посвятил Дамиана в епископа Рочестера. Мощи святого Деусдедита, положенные в раку, почитались до Реформации, когда были уничтожены. День его памяти – 14 июля.
Святитель Феодор
Святитель Феодор – 7-й архиепископ Кентерберийский (668–690). Безусловно, один из наиболее значимых английских святых. Святитель Феодор был родом из Тарса, родного города апостола Павла. Истинный монах, человек весьма образованный, в 65-летнем возрасте он быстро прошел все степени священства. Несмотря на преклонный возраст, был весьма деятелен и не раз объехал всю Англию. В Кентербери он учредил семинарию, где на высоком уровне преподавали греческий язык; он рукополагал епископов, основывал епархии, а самое главное – примирил и объединил представителей кельтского и римского Православия на Британских островах. Во многом благодаря ему завершилось обращение англов в христианство и они набрались опыта, чтобы самим вместе с ирландскими миссионерами проповедовать Евангелие язычникам в северо-западной Европе, приводя десятки тысяч душ ко Христу. Святитель Феодор собирал Поместные Соборы Английской Церкви, благодаря ему она выстояла перед ересью монофилитства. Его мощи были нетленны, и это стало символом «золотого века» святости в Английской Церкви, чему, благодатью Божией, в значительной мере способствовали труды самого святителя. Святителю Феодору составлена православная служба на английском языке. Память его празднуется 19 сентября.
Святитель Бритвальд – 9-й архиепископ Кентерберийский (693–731). Учился в Кентербери, позднее принял монашество. Был исключительно сведущ в Священном Писании, церковной и монашеской науках. С 676 года святой Бритвальд был настоятелем монастыря в Рекалвере в графстве Кент, а до этого, вероятно, был настоятелем в Гластонбери. Был хиротонисан в епископа в Лионе, в Галлии. Святитель Бритвальд продолжал начинания святителя Феодора; при нем открылась Шерборнская и другие епархии, распространилось христианство в последнем языческом королевстве Англии – Сассексе (Королевстве южных саксов). Он переписывался с такими великими святыми своего времени, как святитель Альдгельм Шерборнский, священномученик Бонифаций Германский и святитель Вилфрид Йоркский. День его памяти – 9 января.
Святитель Татвин – 10-й архиепископ Кентерберийский (731–734). До своего посвящения в архиепископа святой Татвин подвизался в монастыре Бридон (ныне городок Бридон-Он-Де-Хилл) графства Лестершир, славился высокой духовной жизнью и образованностью. Его особенно уважал преподобный Беда Достопочтенный. Известны письменные труды святителя Татвина, например «Грамматика». День его памяти – 30 июля.
Святитель Нотхельм – 11-й архиепископ Кентерберийский (735–739). Будучи ученым священником Лондонской епархии, святой Нотхельм помогал своему другу преподобному Беде в составлении «Церковной истории народа англов». Он переписывался с апостолом Германских земель святым Бонифацием, который был родом из Англии; некоторые письма их переписки сохранились. Служение святого Нотхельма в сане первосвятителя, как и служение его предшественника святого Татвина, было недолгим, но плодотворным. Как и святителя Татвина, святителя Нотхельма почитали в Кентербери. День его памяти – 17 октября.
Святитель Кутберт – 12-й архиепископ Кентерберийский (ок. 740 – 761). Подвизался в Лиминджском монастыре в Кенте, в 736 году хиротонисан в епископа Херефорда. Став архиепископом Кентерберийским, святитель Кутберт оказывал значительную поддержку английским миссиям в Европу. День его памяти – 26 октября.
Святитель Брегвин – 13-й архиепископ Кентерберийский (761–764). Святой Брегвин был германцем по происхождению. Он приехал в Англию обучаться в основанной святителем Феодором Кентерберийским семинарии. Имел тесные связи со святыми миссионерами в Германии. Его письма, адресованные святителю Луллу Майнцскому, сохранились. Как и святитель Кутберт, святитель Брегвин был похоронен в Кентерберийском соборе, где его почитали. Память – 24 августа.
Святитель Янберт – 14-й архиепископ Кентерберийский (765–792). Родом из Кента, святой Янберт обучался монашеской жизни в монастыре святого Августина в Кентербери, в котором позднее стал настоятелем. Будучи предстоятелем Английской Церкви, он мужественно противостоял королю Оффе Мерсийскому (757–796): могущественный властитель, называвший себя, как и Карл Великий, «императором», стремился поставить Английскую Церковь под свой контроль. Память святителя Янберта – 12 августа.
Святитель Этельхард
Святитель Этельхард (Этельгард) – 15-й архиепископ Кентерберийский (793–805). Был настоятелем монастыря в городе Лаут графства Линкольншир. Святитель Этельхард, будучи архиепископом Кентерберийским, много страдал от соперничества между мерсийцами, которыми правил король Оффа, и жителями Кента. На Соборе Английской Церкви в 803 году святитель Этельхард постановил, что каждый новопосвящаемый епископ перед своей хиротонией должен в письменном виде исповедать православную веру. Его почитание в Кентербери продолжалось до норманнского завоевания во второй половине XI века – периода, когда норманны пытались остановить почитание многих древних английских святых. Память святителя Этельхарда празднуется 12 мая.
Святитель Плегмунд – 20-й архиепископ Кентерберийский (890 – 914 или 923). Посвященный в архиепископа Кентерберийского в конце трагического IX века, когда язычники-викинги уничтожили в Англии монашество и привели в упадок образование, святой Плегмунд явился одним из восстановителей древней Английской Церкви. Сначала он вел отшельническую жизнь на островке в графстве Чешир, откуда он был родом. Этот островок был позднее назван в честь святого Плегмунда Плегмундстоу (сегодня он называется Племстолл), что значит «место отшельнической жизни Плегмунда». Благочестие и ученость святого Плегмунда ценил благоверный король Альфред Великий, спасший страну от языческого нашествия и стремившийся ее духовно возродить. Святитель Плегмунд был наставником и советником Альфреда. Святитель славился ученостью, принимал участие в переводе на староанглийский язык творения святителя Григория Двоеслова «О пастырском попечении» и других произведений. В 901 году он короновал Эдуарда Старшего королем Уэссекса, в 908 году основал в столице королевства Винчестере новый монастырь, много потрудился ради возрождения Церкви. Однажды святой Плегмунд в один день рукоположил сразу семерых епископов для старых и новых епархий. Во многом благодаря его трудам Английская Церковь в X веке пришла к новому «золотому веку» своей святости. Святителю составлена православная служба на английском языке. День его памяти – 2 августа.
Святитель Ательм (Атхельм) – 21-й архиепископ Кентерберийский (914 или 923 – ок. 927). Святой Ательм продолжил труды святого Плегмунда по восстановлению Церкви и церковной жизни в Англии. Он был родом из западной части Англии, некоторое время подвизался в Гластонбери, где и стал настоятелем. Около 909 года святой Ательм стал первым епископом в городе Уэллс, недалеко от Бристола в графстве Сомерсет. Святитель был родным дядей святого Дунстана Кентерберийского по отцовской линии и имел на него в детстве определенное влияние, пригласил его в Кентербери. Святой Ательм также был советником и помощником будущего короля Этельстана, внука Альфреда Великого, ставшего одним из величайших английских королей X века. День памяти святого Ательма – 8 января.
Святитель Ода (также Одо, Одон) Благодетельный, или Добрый, известный также как Ода Суровый – 23-й архиепископ Кентерберийский (942–958). Святитель Ода родился в Восточной Англии примерно в 870 году и был по происхождению датчанином. Стал искусным и надежным советником короля Этельстана, избавившего страну от языческих захватчиков, и его преемников, в том числе Эдмунда и Эдгара. Монашество святой Ода принял во Франции, в известной обители на острове Флери. До того, как занять Кентерберийскую кафедру, святой Ода был епископом Рамсберийским в Уилтшире. Под его влиянием святитель Дунстан реформировал английское монашество. Племянник святого Оды святитель Освальд стал великим епископом Йорка. Святой Ода подготовил почву для реформы монастырей и восстановления монашеской жизни в Англии. Святитель особенно любил и почитал святителя Вилфрида Йоркского, при нем мощи святого Вилфрида были перенесены из Райпона в Кентербери. Святой Ода был прозван Благодетельным за свои неустанные усилия по возрождению Церкви и неутомимую пастырскую деятельность. Святитель был образцовым архиепископом, заботливым пастырем и почитался за совершенные им чудеса. Является автором нескольких письменных церковных установлений и указов. День его памяти – 2 июня.
Святитель Дунстан
Святитель Дунстан – 26-й архиепископ Кентерберийский (960–988). Святой Дунстан управлял Английской Церковью, пожалуй, в величайший период ее истории, названный «вторым золотым веком». Во многом Английская Церковь этим обязана ему. Святой Дунстан родился в 909 году в Балтонсборо близ Гластонбери и был выходцем из благородной семьи, имевшей родство с королевским домом. Он получил воспитание в древней и святой обители Гластонбери, после этого переехал в Кентербери, а затем жил некоторое время при дворе короля Этельстана, однако был изгнан оттуда людьми, оклеветавшими его из зависти к его дарованиям. Святитель Альфедж, епископ Винчестера, рукоположил святого Дунстана в иерея, и Дунстан переехал в Гластонбери, где жил отшельником, занимаясь рукомеслом. В возрасте 30 лет святой стал настоятелем монастыря Гластонбери, что послужило началом возрождения монашеской жизни по всей Англии. Чтобы восстановить Церковь после датских вторжений, святому Дунстану пришлось преодолевать сопротивление зажиточных баронов, не желавших поступиться своей властью, богатствами и землями ради Церкви. В возрасте 46 лет святому Дунстану пришлось уехать во Фландрию, но вскоре святой Эдгар Мирный, первый король всей Англии, призвал его вернуться обратно. В 957 году святой Дунстан стал епископом Вустерским, в 959 году – епископом Лондонским, а в 960 году – архиепископом Кентерберийским. Он сам лично переустроил монашескую жизнь в шести обителях и спас многие другие монастыри от баронов, испросив помощи королевского дома. Это был период своего рода симфонии между Церковью и английским государством. Святитель настаивал на том, чтобы все соблюдали пост. Он восстанавливал храмы, возрождал монашество, составил по византийскому образцу чин коронации, который существенно не изменился с тех пор. Святитель Дунстан воспитывал святого короля Эдуарда Мученика, убитого за то, что покровительствовал монастырям. Святитель поощрял почитание в стране этого мученика в лике святых. Святитель Дунстан был провидцем, он предсказал все беды, которые посыпались на Англию после убийства святого Эдуарда, включая и норманнское завоевание. Святитель творил чудеса. Он очень любил кентерберийских святых, особенно святого Оду. После кончины святого Дунстана его почитали по всей стране. Святителю Дунстану написана православная служба. День его памяти – 19 мая.
Святитель Эльфрик – 29-й архиепископ Кентерберийский (995–1005). Святой Эльфрик происходил из знатной семьи королевства Кент. До того, как стать архиепископом, святой Эльфрик был настоятелем монастыря святого Албана в Абингдоне графства Оксфордшир, позднее (с 976 года) – игуменом монастыря в Мальмсбери графства Уилтшир и епископом в Вилтоне (с 990 года), тоже в графстве Уилтшир. Славился святой жизнью и образованностью. Став предстоятелем, умело управлял Церковью в критическое для нее время и сплотил Кент во время датского вторжения туда. Преставился в Абингдоне. После смерти святителя Эльфрика его сразу начали почитать в Кентербери. Его не следует путать с игуменом и духовным писателем Эльфриком Эйншемским, жившим в то же время. День памяти святителя Эльфрика – 16 ноября.
Священномученик Альфедж
Священномученик Альфедж – 30-й архиепископ Кентерберийский (1005–1012). Сначала вел монашескую жизнь в монастыре Диерхерст в Глостершире, а затем – отшельническую жизнь в Сомерсете. Позднее святой Альфедж стал епископом Бата. В 984 году, когда святому Альфеджу был 31 год, он стал епископом Винчестера, где стяжал всеобщую любовь за щедрую милостыню и святую жизнь. В 1011 году святого архиепископа Альфеджа датчане, осадившие и взявшие город Кентербери, захватили в плен. Они требовали за него громадный выкуп, но святой Альфедж не дал им за себя выкупа и запретил это делать другим. В ярости пьяные датчане убили святителя Альфеджа в Гринвиче. Альфеджа похоронили в лондонском соборе святого Павла. Его любили и почитали как угодника Божиего и национального героя. В 1023 году святые мощи Альфеджа были перенесены в Кентербери, где продолжилось их почитание и где они и впоследствии оставались нетленными. Священномученик Альфедж – единственный православный архиепископ Кентерберийский, принявший мученический венец. Ему составлена православная служба. Память его празднуется 19 апреля.
Святитель Этельнот (также Эднот) – 32-й архиепископ Кентерберийский (1020–1038). Он был в родстве с королевским домом Уэссекса. Святого Этельнота крестил святитель Дунстан Кентерберийский и предсказал ему будущее архиепископство. Интересно, что святой Этельнот – седьмой воспитанник монастыря Гластонбери, ставший архиепископом Кентерберийским. Он был главным советником короля Кнута Великого. Святителя, известного также как Этельнот Добрый, почитали за его мудрость и еще при жизни считали святым. Он был инициатором открытия и перенесения мощей святого Альфеджа. День его памяти – 30 октября.
Святитель Эдсиг (также Эдсин) – 33-й архиепископ Кентерберийский (1038 – ок. 1050). Последний перед норманнским вторжением и великой схизмой 1054 года православный архиепископ Кентерберийский, святой Эдсиг короновал на трон Эдуарда Исповедника, тем самым восстановив английскую королевскую династию. Святитель был большим патриотом. Как предполагают, он добровольно ушел на покой незадолго до своей кончины. Память его празднуется 28 октября.
Пусть этот список святых предстоятелей вдохновляет всех нас. Обратим внимание, что многие из них были отшельниками, истинными монахами и даже национальными лидерами, хотя далеко не все они были коренными англичанами. И неплохо было бы нам, англичанам, добавлять к своему ежедневному молитвенному правилу следующую молитву: «Святые предстоятели Августин, Лаврентий, Меллит, Иуст, Онорий, Деусдедит, Феодор, Бритвальд, Татвин, Нотхельм, Кутберт, Брегвин, Янберт, Этельхард, Плегмунд, Ательм, Ода, Дунстан, Эльфрик, Альфедж, Этельнот и Эдсиг – молите Бога о спасении английской земли и английского народа!»
Бывают ли женщины-священники? Особенности назначения священнослужителей в церкви
Олег Мальцев
Все чаще в сфере мужских профессий встречаются женщины. От руководящих должностей и политических постов и до таких специальностей, как водители общественного транспорта, токари и слесари. Но были и есть виды деятельности, которые женскому полу все-таки недоступны. Например, женщина не может исполнять обязанности священника в храме, эта должность возлагается только на мужские плечи. Истоки этой традиции берут начало из Библии.
Может ли женщина быть священником?
Можно выделить два основных пункта, почему женщина не может быть священником, исходя из почитания традиций, которые корнями уходят в древность:
- Священник, в некоторой степени, является представителем Бога, а так как образ Всевышнего является мужским, то и служитель должен быть лицом мужского пола;
- Женщина изначальна была создана в помощь и поддержку мужчине. Ей не следует главенствовать и управлять, ее задачей является помогать и поддерживать.
На литургии служитель участвует в символическом воссоздании событий Тайной вечери, во время которой Христос предлагал апостолам вино, как кровь Свою. Прихожане причащаются просфорой и вином из рук священника, а значит, он тоже должен быть мужчиной, как и Христос.
Что касается второго пункта, то женская помощь и поддержка являются важной задачей, в духовной жизни должен быть мир и порядок, для этого необходимо расставлять приоритеты по местам.
Священнослужитель — это в определенной степени управляющее и наставляющее прихожан высокопоставленное лицо, поэтому эта обязанность возлагается на мужчин.
Есть и физические причины для нежелания возлагать на женщину роль священника:
- Менструации. Этот период у женского пола наступает ежемесячно, занимая от нескольких дней до недели. Конечно, с физиологией ничего не поделаешь, но если на обычном рабочем месте это почти не доставляет проблем, то в храме находиться во время кровотечения не следует. Могут быть исключения, но в основном, предписывается воздерживаться от посещения церкви в такие дни, потому что проливать кровь в храме нельзя;
- Беременность и роды. Быть матерью — это очень важная и почитаемая роль в жизни, но есть предписанный срок, положенный для выжидания после рождения ребенка, не говоря уже о физической необходимости уходить в декрет.
Таким образом, множество рабочих дней в церкви из жизни женщины вычеркивается. Как бы ни были понятны эти причины, нельзя не признать, что значительную часть своей ответственной работы женщине-священнику пришлось бы пропускать. Частые сбои в работе священнослужителей могут не очень хорошо сказываться на порядке в храме, деятельность в котором всегда идет по графику.
Забота о своей семье — это почетная женская миссия, которая вовсе не рассматривается церковью пренебрежительно. Совсем наоборот, ей присваивается важное значение. Матери нужно постоянно иметь связь с детьми, часто звонить или отвечать на телефонные вызовы.
Работа священника нелегкая, требует самоотдачи и концентрации на своем деле. Во время службы люди обязательно выключают свои телефоны, и погружаются в атмосферу происходящего.
Женщины-священники в православии
Многие женщины почитаются в православии, среди числа святых есть много женских персон. Самая воспеваемая женщина в христианстве — Пресвятая Богородица, ей возносят много почестей и молитв.
Есть благочестивые уважаемые монахини, настоятельницы монастыря, но священников женского пола в православных храмах не найти.
Такое положение дел может не понравиться некоторым ярым феминисткам, которые практически везде стараются увидеть и искоренить унижение женского рода.
Однако, не стоит впадать в крайности, нужно уметь смотреть под разными углами, не ограничиваясь только несением флага феминистической революции.
Женщины священники в католицизме
В католической церкви также среди священников не найти женских лиц. Есть специальная энциклика, то есть документ от Папы Римского, посвященный вопросу значения пола человека для возможности его ординации (возведения в духовный сан).
Согласно этому письменному посланию, к священническому рукоположению можно допускать только мужчин.
Но ссылаясь на святость и авторитет Пресвятой Богородицы, в энциклике подчеркивается отсутствие во всей этой ситуации дискриминации, как таковой.
Люди различных полов играют разные роли в жизни и миссии Церкви, и следует толковать это не как дискриминацию, а как следование замыслу Божиему.
В каких направлениях христианства разрешена женская ординация
В настоящее время возведение женщины в духовный сан имеет место в некоторых других ответвлениях христианства, таких как протестантизм (реформатское направление), лютеранство и англиканство.
Некоторые из церквей, в которых производится женская ординация:
- Евангелическая церковь Германии;
- Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии;
- Епископальная церковь;
- Церковь Швеции;
- Церковь Норвегии.
Как в начале Библии упоминается различие между женским и мужским родом?
Согласно священному Писанию, первый человек – Адам был мужчиной, сотворенным Богом по Его образу и подобию. Женщина же была создана из ребра мужчины, как его жена, друг и помощница.
Первые люди были сотворены для мирной жизни в Эдемском саду, и отношение их друг к другу не должно было иметь тех эмоциональных оттенков, что присутствуют в современном гендерном обществе. Просто они были различны, но в то же время частями одного целого.
Не было плохого в том, что Ева была помощницей своему мужу, ведь она была и радостью для него.
Потом события развились уже более прискорбным образом, Ева послушала искусителя и подбила своего мужа на нарушение запрета. Она злоупотребила своим близким к равенству положением, повлияв на Адама, убедив его сделать то, что было делать нельзя.
Таковы религиозные истоки различного отношения к мужчине и женщине. Церковь представляет собой ядро института религии, и нельзя просто взять и перевернуть с ног на голову часть лежащей в основе информации в угоду современным веяниям.
Это не должно быть обидно, ведь женщины могут быть причастны к деятельности в храме, они лишь не могут совершать служения.
Ущемляет ли такое положение дел какие-либо женские права?
Феминисткам не стоит искать в этой ситуации несправедливость и ущемление прав. Церковная жизнь — это отдельная система, ее не следует путать с обычным мирским обществом.
Стремление к посту священника — это не обычная борьба за руководящую должность в организации или за высокооплачиваемую работу. Здесь не место тщеславию, желанию занять престижное место.
Человек, ставший священником, приобретает не просто значимую должность, ради этого он должен принести многое в жертву, в том числе и свою гордыню.
Ему придется вести строгую жизнь, отречься от немалого количества мирских утех, выслушивать человеческую боль во время исповеди, принимать на себя ответственность за свои слова, влияющие на разум и душу внимающих ему прихожан.
Это нелегкая работа, не предполагающая по своей сути большого земного вознаграждения. Сейчас, настроенная феминистически женщина может захотеть даже служить в армии. Но стоит ли ей возмущаться из-за того, что ее все же не отправят на передовую?
Женское лицо Церкви Англии
В Церкви Англии произошло эпохальное событие: впервые в истории епископом Лондона — а это третья по важности должность в негласной церковной иерархии — стала женщина. Столь важный пост достался бывшей медсестре Саре Муллалли. Либералы и сторонники церковной модернизации расценивают это назначение как большую победу. Консерваторы, напротив, считают произошедшее отходом от христианской догматики. Корреспондент «Известий» изучил биографию Муллалли и постарался понять, что нового она привнесет в религиозную жизнь Соединенного Королевства.
От спасения жизней к спасению душ
55-летняя Сара Муллалли стала уже 133-м по счету епископом Лондона, но до нее никогда этот пост не занимала женщина. Более того, до 2013 года женщины вообще не могли становиться епископами. Но времена меняются, и вот, в понедельник, 18 декабря, королева Елизавета II, являющаяся главой Церкви Англии, утвердила Муллалли в новой должности.
Самой Муллалли не привыкать быть первопроходцем. Еще в 1999 году отдавшая большую часть жизни служению не Богу, а медицине, она заняла должность главной медсестры страны. В ее подчинении оказались сразу 400 тыс. медсестер и акушерок, а сама она стала самым молодым специалистом, когда-либо получавшим этот ответственный пост в системе здравоохранения Великобритании.
Сара Муллалли и бывший министр здравоохранения Великобритании Франк Добсон
Фото: Getty Images/ Michael Stephens — PA Images
В священники мать двоих детей была рукоположена в 2001-м. Три года спустя она окончательно распрощалась с работой в министерстве здравоохранения, став пастырем в одном из районов Лондона. В 2015 году Сару Муллалли стала викарным епископом Кредитонским в Эксетерской епархии.
Автор цитаты
«Меня часто спрашивают, каково это иметь две карьеры — сначала в системе здравоохранения, а теперь — в Церкви. Я сама предпочитаю думать, что у меня всегда было одно призвание — следовать за Иисусом Христом, знать Его и нести знания о Нем, всегда стремясь жить с состраданием на службе у других, будь то в качестве медсестры, священника или епископа», — сказала Сара Муллалли, комментируя свое назначение.
Жена да не учит мужа
На протяжении многих веков христианские церкви отрицали возможность для женщин становиться священниками. Такой подход был обусловлен словами апостола Павла: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Православная и Католическая церкви до сих пор остается верны такому подходу, однако в протестантских церквях он уже довольно давно подвергся эрозии.
Впервые возведение женщины в духовный сан произошло в Церкви Дании в 1948 году. Спустя 12 лет этому примеру последовала Церковь Швеции, а еще через два года — Норвегии. Следующей, в 1974 году, ординацию женщины разрешила Церковь Исландии.
Церковь Англии решилась на то, чтобы допустить представительниц слабого пола к церковному сану, лишь в 1994 году. При этом первая женщина в сане епископа (но на уровне ниже, нежели епископат Лондона) появилась только в 2014-м. И то это стало возможно лишь со второй попытки: сначала идея «провести» женщин в епископы была отвергнута Генеральным синодом в 2012 году под давлением церковных консерваторов и прошла лишь спустя год.
Произошедшая за последние годы «феминизация» церкви в ряде стран пока не однозначно воспринимается представителями других религий. В православии, например, отношение к этому крайне негативное.
Автор цитаты
«В начале прошлого века отношения русской церкви с англиканами были очень близкие и тесные, и в конце XIX века речь на определенном этапе даже шла об объединении. Но с середины XX века, когда пошли первые процессы, связанные с женским священством, на этом можно было полностью поставить крест, началось ощутимое отчуждение между православными и протестантскими церквами», — рассказал «Известиям» эксперт Центра религий и церкви Института общей истории РАН Алексей Беглов.
По большому счету, крайне расколото по вопросу женского духовенства и англиканское сообщество. Если в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии женщина-епископ уже никого не удивит, то в англиканских церквях Африки это всё еще табу.
Автор цитаты
«Назначение епископом Лондона женщины могло бы привести к расколу в англиканской церкви, если бы она была столь же монолитна, как РПЦ. Но англиканская церковь уже многие десятилетия представляет собой слоеный пирог из разных течений и направлений — как консервативных, так и либеральных», — сказал «Известиям» руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
В либеральном полку прибыло
По словам Лункина, назначение женщины епископом Лондона, равно как в свое время рукоположение в сан епископа англиканской церкви Канады открытого гея Кэнона Кевина Робертсона, наверняка вдохновит либеральную часть общества, которая себя мало соотносит с церковью вообще.
Англикане до сих пор остаются самой многочисленной христианская общиной в Британии. Между тем число тех, кто заявляет о желании вернуться в лоно Ватикана, год от года растет. На этом фоне Лондон выглядит образцово: это один из немногих городов, где церковные конгрегации растут.
Кэнон Кевин Робертсон
Фото: youtube.com
С другой стороны, число людей, регулярно посещающих храмы, уступает количеству «виртуальных» прихожан. Согласно данным, обнародованным в октябре, свыше 1,2 млн англикан следят за жизнью церкви онлайн на различных социальных платформах, тогда как на службы приходят около 1,1 млн человек.
Впрочем, новый епископ Лондона знает, как наладить взаимодействие с теми, кто проводит большую часть жизни онлайн. Как сообщает британский мультимедийный ресурс Premier, Сара Муллалли — самый активный пользователь Twitter из всех епископов. В месяц на ее страничке появляется в среднем по 165 твитов. По словам самой Муллалли, Twitter дает возможность донести Благую весть до людей, которые иначе бы это послание не получили.
Британские газеты давно называют Сару Муллалли сторонницей «радикального инклюзивного христианства». Собственно, она сама и есть главный на данном этапе пример инклюзивности Церкви Англии, которому госпожа Муллалли не прочь придать еще больший размах.
Автор цитаты
«Если наши церкви хотят и дальше оставаться востребованными нашими сообществами, надо увеличивать число церквей во главе с женщинами, которые происходят из различных этнических групп», — заявила она.
Сплочение консерваторов
Впрочем, назначение женщины на столь значимый в церковной иерархии пост радует далеко не всех. Для консерваторов оно станет поводом сплотить ряды, чтобы противостоять подобным новшествам.
Показательным в этом плане стало заявление настоятеля одного из крупнейших лондонских храмов — Святой Елены в Бишопсгейт — Уильяма Тейлора. Ранее в этом месяце он пригрозил выходом из лона Англиканской церкви, если следующий епископ столицы будет излишне либерален в вопросе отношения полов.
Сара Муллалли (слева) во время возведения в сан викарного епископа Кредитонского
Фото: Getty Images/Peter Macdiarmid
В недалеком прошлом Муллалли входила в специальную группу из десяти епископов, призванных определить, как Церкви Англии стоит относиться к вопросу однополой любви. На тот момент ее личное отношение к столь щепетильной теме было не до конца ясным — Муллалли умело держалась над схваткой, не приняв ни ту, ни другую сторону. Хотя при этом многие представители гей-сообщества считали, что она симпатизирует скорее им. Однако на этой неделе, уже после своего назначения, новый епископ Лондона сказала, что Церковь Англии по-прежнему считает основополагающим союз мужчины и женщины.
Автор цитаты
«Сейчас укрепляется Союз консервативных епископов и священников Церкви Англии (это практически самостоятельная организация, параллельная Церкви Англии), который борется против женского епископата и других либеральных тенденций, самая яркая из которых — однополые союзы и возможность людей с нетрадиционной ориентацией быть церковнослужителями», — говорит Роман Лункин.
Недовольными приходом женщины на такой высокий пост наверняка будут и евангелические приходы, которые, несмотря на «попсовый» стиль своих богослужений, сохраняют весьма консервативное библейское мировоззрение.
Но пока что на стороне женщины-епископа одно крайне важное обстоятельство. Считается, что Сара Муллалли — протеже главы англиканского сообщества архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби. В недалеком прошлом он, один из главных реформаторов в стане англикан, сам не раз говорил о необходимости для церкви быть открытой для всех людей, вне зависимости от пола, цвета кожи и идеологии.
«Избавьтесь от предубеждений». Женщина-священник — о семейных ценностях и феминизме в Швеции
Церковь Швеции, крупнейшая лютеранская в мире, отличается либеральными взглядами и демократичностью. Здесь разрешают женщинам становиться пасторами, благословляют гомосексуальные союзы, а действующий епископ Стокгольма Ева Брунне — открытая лесбиянка. TUT.BY посетил богослужение в лютеранском храме на окраине шведской столицы и поговорил с помощницей епископа Стокгольма Марией Берьстранд о религии, семейных ценностях и отношении прихожан к такой позиции церкви.
Партнер проекта
Журналисты TUT.BY проехали всю Швецию, чтобы изучить страну и сделать о ней серию репортажей. Вместе с официальным сайтом Швеции на русском языке представляем наш путеводитель по стране викингов, победившего социализма, хоккея и IKEA.
«Сегодня среди пасторов Церкви Швеции женщин больше, чем мужчин»
Воскресным утром мы встречаемся с Марией у станции метро «Хёгдален». Помощницу епископа не так легко разглядеть в потоке пассажиров. Единственная подсказка — выглядывающая из-под пальто колоратка. Мария лучезарно улыбается, извиняется за опоздание в одну минуту и сразу вводит в курс дела:
— Сейчас пройдем с вами в церковь Вантора — десять минут ходьбы от подземки. Сегодня там важное торжество — представление нового настоятеля храма. По этому случаю в службе примет участие епископ Ева Брунне, а я буду ей прислуживать.
Епископ Стокгольма Ева Брунне — справа
Мария Берьстранд родилась в семье пастора. Сама она является священником уже 12 лет. До этого четыре года изучала в университете теологию и еще год «познавала ремесло» при церковной школе. В 2014-м Мария отправила резюме на открытую вакансию помощника епископа, которую увидела в газете, и успешно прошла собеседование.
— Обычно епископы сами назначают помощников. Но у Евы другие взгляды и свой подход. Она допускала, что может не знать всех подходящих кандидатур на эту должность. В итоге выбрала меня, хотя раньше мы не общались.
Новый настоятель церкви Вантора, куда мы приходим с Марией, тоже женщина. Ее зовут Хелена Ингаммар. На этом посту она сменила другого священника-женщину — Сару Джи Грип.
— Сегодня среди пасторов Церкви Швеции женщин больше, чем мужчин. Шестьдесят лет назад это стало революцией. Было много противников закона, позволяющего женщинам быть рукоположенными в клир. Бурные дискуссии не угасали всю вторую половину XX столетия, — говорит Мария. — Зато сейчас появилась другая проблема: все меньше молодых парней хотят изучать теологию. Церковь феминизировалась, а профессия священника в Швеции больше не считается такой престижной и статусной.
Пока священнослужители готовятся к церемонии и меняют белоснежные сникерсы на черные туфли, церковь Вантора заполняется прихожанами. Обычно на лютеранскую службу на юге Стокгольма приходят 50−60 человек, но сегодня в храме не меньше 200.
— На самом деле не все здесь ради молитвы, — не скрывает Мария. — Многие нуждающиеся идут в церковь за едой. И это абсолютно нормально. После службы у нас всегда есть небольшой обед. Обычно это суп и сладкие угощения к чаю, а сегодня обещают большой праздничный стол.
Ароматы вкусной трапезы доносятся еще до начала службы. Повара с поразительной скоростью орудуют на компактной кухоньке столовыми приборами. Шинкуют салаты, выкладывают на подносы горячую выпечку и на ходу раскрывают кулинарную интригу.
— Будем угощать сырными пирогами с тремя видами соусов. Вот, смотрите: здесь песто из тыквы, крем-чиз и морковный хумус, — показывает повар. — А на десерт — торт, который победил в нашем местном конкурсе на самый вкусный.
Среди прихожан много пожилых шведов, людей с дополнительными потребностями и несколько мам с колясками. Церковь оборудована лифтом и пандусами — никаких сложностей с передвижением.
Служба в лютеранской церкви длится около часа.
— Чтобы всем было комфортно, а внимание не рассеивалось, — поясняет рациональный подход Мария.
Уже через два часа у них с Евой Брунне — богослужение в центральной кирхе, а утром следующего дня по расписанию — работа в офисе.
«Рабочий день помощника епископа почти не отличается от распорядка офисных клерков»
Именно туда мы направляемся в понедельник. Офис Церкви Швеции располагается в центре столицы — в пяти минутах ходьбы от храма Святой Клары. Работают сотрудники в открытом пространстве на третьем этаже бизнес-центра. За стеклянными дверями — несколько переговорок. На общем фоне выделяется кабинет епископа Евы Брунне. Не роскошной позолотой, а лишь тем, что оформлен как отдельная комната.
— Но дверь, как правило, всегда открыта нараспашку. Если она заперта, значит, у епископа Евы встреча, — поясняет Мария Берьстранд.
Помощница епископа работает в офисе по фиксированному графику, заведует межкультурными коммуникациями с другими лютеранскими церквями по всему миру и навещает приходы Стокгольма, которых насчитывается 56.
Каждый день после обеда Мария спешит в детский сад за детьми. У нее трое сыновей со старинными шведскими именами — Улеф, Хилдинг и Алафар. Муж помощницы епископа преподает в школе естественные науки. А в том, что мама и жена — священнослужитель, для них нет ничего необычного.
— Сейчас мой рабочий день почти не отличается от распорядка офисных клерков. Когда я была священником в церкви, все обстояло немного по-другому. Проводила в среднем две погребальные церемонии в неделю, готовила семьи к таинству крещения и уделяла много времени планированию воскресной службы и написанию проповеди. Всегда хотелось при помощи проповеди достучаться до людей, объяснить слова из Евангелия на простых примерах из нашей повседневной жизни. Это кропотливая, но очень творческая и местами забавная работа, — с энтузиазмом рассказывает Мария.
Отвечая на вопрос, отличаются ли в эмоциональном плане для священника разные богослужения, Мария задумывается:
— Пожалуй, да. Например, слышала от коллег, что похороны для многих одна из наиболее важных церемоний. Священник должен напомнить, что после смерти остаются не только скорбь и мрак, но и надежда на жизнь вечную. В этом и есть главная христианская идея, — рассуждает героиня. — Конечно, на похоронах бывает психологически сложно. Например, иногда возникают неприятные ситуации из-за того, что родственники забывают о самом важном и начинают решать мирские вопросы о наследстве покойника. Были случаи, когда ко мне подходили дети умершего и говорили: «Мы не хотим, чтобы наши сестры присутствовали на церемонии». Мне лишь оставалось ответить: «Извините, но служба открыта для всех». Моя задача как священника не усиливать их вражду, а способствовать примирению и прощению.
На свадьбах, по рассказам Марии, случается больше курьезных и смешных ситуаций.
— Бывало, молодожены приходили нетрезвыми. Тогда я просила перенести церемонию. Не была уверена в их расплывчатых «Даааа…», — улыбается шведка. — Некоторые заключают брак в церкви, но не задумываются о духовной значимости происходящего. Они приходят за красивым интерьером и могут даже сказать священнику: «Вам не обязательно так много говорить, можете о Боге поменьше».
«Наша церковь открыта для гомосексуалов»
По статистике, Церковь Швеции насчитывает около шести миллионов членов (население страны — чуть более 10 миллионов). Но лишь пять процентов посещают богослужения каждое воскресенье. Мария признает, что шведское общество не слишком религиозно:
— На Рождество церкви переполнены людьми. Они приходят, потому что это традиция. Везде играет рождественская музыка, развешаны украшения. Но, к сожалению, не все глубоко вникают в религиозные идеи. Для многих шведов Рождество — это история про вкусную еду и подарки, а уже потом про веру, — говорит Мария.
За последнее десятилетие либеральная Церковь Швеции декларировала несколько очень смелых идей, которые будоражили более консервативные сообщества. Например, 1 ноября 2009 года в силу вступило решение Церковного Собора о венчании однополых браков, а спустя неделю епископом диоцеза Стокгольма стала открытая лесбиянка Ева Брунне.
— Девиз нашего епископа Евы: «Избавьтесь от предубеждений». Мы считаем, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Да, люди выглядят и ведут себя по-разному, но все мы были сотворены Богом. Церковь Швеции старается интерпретировать Священное Писание, ориентируясь на сегодняшний день. Иначе мы бы просто застряли в древности, — считает помощница епископа. — Например, наша церковь, в отличие от многих в мире, открыта для гомосексуалов. Мы принимаем их такими, какими эти люди себя ощущают.
Спрашиваем, не спровоцировало ли решение Церковного Собора разлад внутри шведской церкви.
— На самом деле решение о венчании однополых пар приняли намного спокойнее, чем многие ожидали. Женщины-священники — вот это взбунтовало народ в 1958-м, — приводит пример Мария. — Понятно, что в небольших городках, отдаленных от Стокгольма, остаются люди консервативных взглядов. Немало таких и среди священнослужителей. У нас существует правило: в каждом приходе должны благословлять однополые союзы, но не каждый священник обязан это делать. То есть пастор может отправить пару гомосексуалов к другому священнику.
Помощница епископа рассказывает, что ей доводилось общаться с лесбиянками и геями, которые не нашли понимания в своих местных церквях.
— Многие такие пары приезжали на гей-парад в Стокгольм, где наша церковь проводила службы. В столице гомосексуалы ощущают большую поддержку. Этому во многом способствует епископ Ева. Каждый месяц она входит в топ-10 самых влиятельных людей Стокгольма по версии столичного ЛГБТ-издания. Ева делает действительно много для равенства людей в обществе.
«На одной из радужных месс выступал иммигрант-трансвестит из Средней Азии»
Мария отмечает, что в одной из церквей Стокгольма проходят даже специальные богослужения для геев и лесбиянок.
— Мы называем их радужными мессами. Представителям ЛГБТ-сообщества важно чувствовать, что они часть комьюнити. Поэтому раз в месяц мы устраиваем специальную службу, хотя геи и лесбиянки, конечно же, могут посещать любые богослужения из календаря.
Как выглядят эти особенные церемонии?
— Представители ЛГБТ-групп вместе заходят в храм, часто одетые в радужные цвета. Иногда кто-то из них может исполнить песню. Например, на одной из служб выступал иммигрант-трансвестит из Средней Азии, который переехал в Швецию из-за преследований по признаку сексуальной ориентации. В остальном богослужение ничем не отличается от традиционного.
Когда Мария служила в приходе, она не раз регистрировала однополые союзы.
— Было ли в этом что-то необычное? Наверное, нет. Мне важно, чтобы люди осознанно вступали в брак и искренне давали друг другу обещание быть вместе всю жизнь. Честно говоря, я испытывала больше противоречий, когда приходилось венчать неравные союзы. Например, шведы часто женятся на девушках из Восточной Европы или Таиланда, когда те даже не говорят на иностранном языке. У меня возникали сомнения: действительно ли они вступают в брак по обоюдному желанию и несут полную ответственность за все, что здесь происходит?
Мария Берьстранд признается, что мировые СМИ иногда предвзято освещают деятельность либеральной Церкви Швеции. Из-за этого бытует много стереотипов и мифов.
— Например, некоторые издания растиражировали новость о том, что епископ-лесбиянка Ева Брунне якобы предлагает снять кресты с церквей. Хотя на самом деле все было не так. На встрече с моряками Ева заявила, что не против портовой церкви без религиозных символов, которую моряки любых конфессий могли бы использовать как комнату для молитвы. Речь не шла о всех христианских церквях, с которых нужно убрать кресты. В некоторых университетах и больницах у нас оборудованы помещения для уединения и молитвы, куда может прийти человек любых религиозных взглядов. Это всего лишь один пример, который показывает, как важно смотреть внимательнее и глубже и не спешить с осуждениями.
Шведская женщина-епископ предложила снять кресты, чтобы «не оскорблять мигрантов»
Епископ Лютеранской церкви Швеции Ева Брюнне предложила удалить христианские символы с церкви для моряков в городе Фрипорт, чтобы сделать храм «более привлекательным для посещения моряками других вероисповеданий».
Об эксцентричном поведении поставленной вопреки древним церковным правилам епископши пишет EurAsiaDaily со ссылкой на стокгольмскую SVT:
“Епископ считает, что церковь во Фрипорте нужно временно сделать доступной для всех, например, обозначить направление на Мекку и удалить с храма христианские символы, как это уже было сделано в общих молельных комнатах в аэропортах Швеции и в нескольких часовнях при больницах.
«Предоставление права на молитву для людей других вероисповеданий не означает, что мы не защитники нашей собственной веры. Священники призваны проповедовать Христа. Мы делаем это каждый день, в каждой встрече с людьми. Но это не значит, что мы скупы по отношению к людям других вероисповеданий», — пишет шведский епископ на официальной странице мэрии Стокгольма.
Предложение уже вызвало робкие протесты. Священник стокгольмского прихода св. Оскара Патрик Петерсон считает, что предложение епископа Евы довольно примечательно. «Часовни в церквях в любом случае нельзя приравнять к молитвенным комнатам в аэропортах и больничным часовням. Христианские церкви и часовни не являются публичным пространством, открытым в любое время».
Глава христианской миссии прихода во Фрипорте Кики Веттерберг также не согласна с епископом: «У меня нет проблем, если моряки-мусульмане или индуисты приходят сюда и молятся. Но я верю, что мы христианская церковь, и поэтому мы сохраняем символы. Если я посещаю мечеть, я не прошу мусульман, чтобы они удалили свои символы». «Это мой выбор — пойти туда», — сказала она в интервью газете Dagen.
Ева Брюнне была избрана епископом Стокгольмского диоцеза Церкви Швеции в мае 2009 года 413 голосами против 365-ти. Она стала пятой женщиной-епископом в Швеции и первой открытой лесбиянкой, занявшей пост епископа в Лютеранской церкви (проживает в однополом браке со «священницей» Гуниллой Линден, получившем «церковное благословение». Пара воспитывает сына).
Лютеранскапя церковь Швеции — крупнейшая христианская церковь в Швеции и крупнейшая лютеранская деноминация в мире. Предстоятель Церкви Швеции архиепископ Антье Якелен (Antje Jackelén) является первой в Швеции женщиной-архиепископом”.